Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм формирования региональной программы развития малой и альтернативной энергетики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Малую энергетику можно сравнить с малым бизнесом. Так же, как малый бизнес является деятельностью огромного числа малых коллективов в экономической сфере, МАЭ являются естественной основой для нормальной жизнедеятельности большого числа малых поселений в социальной сфере. В развитых странах малый бизнес является фундаментальной основой существования экономики, в малых же поселениях МАЭ призваны… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ДЕФИЦИТА РЕСУРСОВ
    • 1. 1. Мировая энергетика: региональные аспекты проблематики
    • 1. 2. Ресурсы углеводородов и альтернативного сырья в мировых регионах и России
    • 1. 3. Региональные и отраслевые аспекты энергетических проблем в России
  • ГЛАВА II. БОЛЬШАЯ, МАЛАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И АДАПТИВНОСТ
    • 2. 1. Большая, малая и альтернативная энергетика: проблемы классификации и перспектив развития
    • 2. 2. Комплексный характер проблем научно-технических инноваций в сфере энергетики
    • 2. 3. Проблемы отраслевой и региональной взаимоадаптации большой, малой и альтернативной энергетики
  • ГЛАВА III. МАЛАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РЕШЕНИИ I
  • ПРОБЛЕМ ВЫРАВНИВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Разработка комплекса программы мероприятий по региональному развитию малой и альтернативной энергетики
    • 3. 2. Региональные и отраслевые проблемы кадрового обеспечения малой и альтернативной энергетики
    • 3. 3. Инжиниринговые центры и сети — важнейший фактор реализации региональных программ развития малой и альтернативной энергетики

Организационно-экономический механизм формирования региональной программы развития малой и альтернативной энергетики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный период мирового развития характеризуется потребностями значительного роста энергомощностей и надежности энергоснабжения. Россия с точки зрения энергетических мощностей и энергопотребления относится к числу ведущих энергетических держав мира. До настоящего времени основными генерирующими мощностями являлись и продолжают занимать преобладающую долю три вида: теплоэлекстростанции (ТЭС) и их разновидности, крупные и средние гидроэлектростанции (ГЭС), а также атомные (АЭС).

Вместе с тем, территория России, составляющая около 17 млн. кв. км, освоена и заселена в весьма различной степени. Регионы значительно отличаются друг от друга природно-климатическими, экономико-географическими, этно-конфессиональными и иными условиями. Поэтому различные виды поселений — от больших городов до малых удаленных поселений и вахтовых поселков — обеспечены электроэнергией в весьма различной степени. Преобладающая площадь территории страны практически не электрои теплофицирована, что создает большие трудности для ведения нормального образа жизни, быта и развития хозяйств, тормозит дальнейшее освоение территорий страны.

Анализ карты плотности населения России позволяет прийти к выводу, что основная концентрация крупных, средних и малых населенных пунктов расположена в центре, на юге и северо-западе европейской части страны, а также образует достаточно узкую полосу поселений юга азиатской части. Остальные, гораздо большие территории, по сути, представляют собой безлюдные, холодные и малообжитые регионы Севера, а также Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока, где самыми распространенными видами поселений являются малые города, сельские населенные пункты, базы, вахтовые рабочие поселки, геологические партии и прочие. Энергообеспечение городов всех размеров, где проживает 73% населения страны, или 103,8 млн. человек [89], можно назвать более или менее удовлетворительным. С сельскими и прочими малыми поселениями, где проживает 27% населения страны, или 38,4 млн. человек, ситуация в корне иная. По прогнозам Энергостратегии России до 2020 года, потребности этой категории населения должны быть обеспечены различными видами малой и альтернативной энергетики (МАЭ) в общем всего лишь на 0,3 — 1,4% от общей установленной энергетической мощности страны [114]. Вряд ли подобный уровень обеспеченности электрои теплоэнергией этих категорий населения корреспондируется с общими целями, задачами и прогнозами интенсивного развития экономики страны.

Удовлетворение потребностей в энергетических ресурсах — условие обеспечения социально-экономической стабилизации малых поселений и социумов. По различным оценкам, малая и альтернативная энергетика в силах помочь решить перечисленные проблемы.

У большой энергетики, которую представляло РАО «ЕЭС России», а также несколько других независимых энергетических компаний, свое назначение, свои цели: крупные масштабы производства, передача на дальние расстояния, снабжение гигантов-потребителей, функции государственной важности. МАЭ должна быть дополнением к большой энергетике, обладать свойством адаптивности не только к местным условиям, но и к свойствам самой большой энергетики. Они должны не столько конкурировать, сколько взаимно дополнять друг друга, вопросы взаимоадаптивности должны решаться на уровне их стыков.

МАЭ призваны решать проблемы не столько экономического характера, сколько острой социальной направленности. Они могут стать важной основой для выравнивания социально-экономического развития регионов.

Малую энергетику можно сравнить с малым бизнесом. Так же, как малый бизнес является деятельностью огромного числа малых коллективов в экономической сфере, МАЭ являются естественной основой для нормальной жизнедеятельности большого числа малых поселений в социальной сфере. В развитых странах малый бизнес является фундаментальной основой существования экономики, в малых же поселениях МАЭ призваны стать основой активной деятельности большинства населения. Развитие и поддержка МАЭ должны стать одной из приоритетных задач государства, так как на основе МАЭ возможно решение следующих социально-экономических проблем:

— обеспечение рациональной занятости населения;

— увеличение вклада малого бизнеса в ВВП страны;

— решение проблемы социальной оседлости;

— обеспечение минимальными благами и энергоипформационными ресурсами значительной части населения;

— решение задач дистанционного обучения и включения разрозненных малых социумов в единое государственное сообщество.

Проблемами и развитием МАЭ необходимо заниматься уже в настоящее время, не только потому, что она является дополнением к большой энергетике, но, по сути, представляет собой будущее всей мировой энергетики. Необходимо прорабатывать перспективы методов, путей и направлений трансформации большой энергетики на организационных, технологических, экономических и иных принципах МАЭ. Поэтому проработка фундаментальных и прикладных исследований, инвентаризация всех конструкторских, технологических, эксплуатационных и других достижений в сферах МАЭ должны создать предпосылки для более эффективного использования большой энергетики, построенной в перспективе на принципах МАЭ. Это позволит уже сейчас создать задел для снижения. уровня различных рисков, значительно повысить диверсифицируемость использования методов в МАЭ, отработать принципы надежности большой энергетики, построенной, в итоге, на принципах малой.

Сформировавшиеся на сегодняшний день территориально-энергетические системы, экономические и хозяйственные отношения между производителями и потребителями, принципы размещения субъектов топливно-энергетического комплекса и распределения энергии морально устарели, далеко не всегда и не везде эффективны. Так, одним из основных перекосов российской энергетики является излишняя централизация генерирующих мощностей, сверхдлинные и потому малоэффективные передающие магистрали. Безусловно, проблемы функционирования и взаимодействия гигантов-производителей и гигантов-потребителей заслуживают всяческого внимания. Однако частичное или подчас полное отсутствие небольших надежных источников энергообеспечения, игнорирование проблем в сельских и удаленных поселениях является нисколько не менее важной по своей значимости проблемой.

Несмотря на очевидность подобных проблем в области энергетики страны, а также на осознание необходимости в реализации программ развития МАЭ, в настоящее время не существует критериев, определяющих даже, что относится к МАЭ, нет четких государственных стандартов и нормативов, касающихся источников малых и микромощностей энергии. Такая ситуация сильно тормозит развитие МАЭ, оптимизацию и расширение энергосистемы страны.

Актуальность решения проблем обеспечения регионов (особенно с экстремальными условиями жизни) энергией, необходимость перехода большой энергетики на принципы ее децентрализации и диверсификации, реализации возможностей МАЭ, а также угроза ближайшего исчерпания традиционных энергоносителей определили выбор темы, цели и задачи исследования.

В настоящее время в литературе уделяется большое внимание рассматриваемой теме. Проблемы регионалистики, представляющие существенный интерес в плане развития малой и альтернативной энергетики, подробно освещены в работах Аныпина В. Н., Бланка И. А., Васильевой Н. В., Газизуллина Н. Ф., Максимова С. Н., Смирнова Е. Б., Чекалина B.C., Шахназарова А. Г., Шеремета А. Д, Шопенко Д. В. и ряда других авторов. Проблемы, связанные с организационно-экономическими и методическими принципами развития энергетики рассмотрены в трудах Алферова Ж. И., Антропова П. Я., Баренбаума А. А., Благих В. Т., Голицына М. В., Дмитриевского А. Н., Капицы П. Л., Капицы А. В., Каялова Г. М., Колосова В. Г., Лебедева О. Т., Максимова Л. Н., Мелентьева Л. А., Мироносецкого С. Н., Нестерова И. И., Никитчука И. И. и ряде других. Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованием данной проблематики, необходимо особо выделить труды Твайдела Дж. Уэйр А., Рюля К., Шафера М., Джонсона Л.Дж. и других авторов.

Целью исследования является разработка организационно-экономического механизма формирования региональной программы развития малой и альтернативной энергетики.

Автором были поставлены задачи:

1. Произвести комплексный анализ основных региональных проблем регионов, имеющих различный уровень энергообеспечения, с целью обоснования необходимости перехода от оценки экономической эффективности к оценкам социально-экономической эффективности использования местных энергоресурсов.

2. Обосновать принципиальную ограниченность возможностей традиционной энергетики в связи с исчерпанием потенциала невозобновляемых энергетических ресурсов в глобальном и региональном аспектах.

3. Обосновать классификацию направлений развития энергетики на основе трактовок понятий малой, альтернативной, традиционной и нетрадиционной энергетики в связи с тем, что таковые отсутствуют в официальной нормативно-правовой документации России в области проблем МАЭ, поскольку существующее положение дел ограничивает сферу развития МАЭ.

4. Разработать и предложить матричный метод упорядочения информации и классификации данных о средствах, технологиях и возможностях МАЭ с целью создания информационной базы, необходимой для принятия и реализации эффективных решений в области энергообеспечения регионов средствами МАЭ.

5. Разработать систему мероприятий региональной комплексной программы развития МАЭ с целью создания надежной энергетической основы развития регионов и решения их основных социально-экономических проблем.

6. Предложить организационную структуру механизма управления формированием и реализацией региональных комплексных программ развития систем МАЭ с использованием возможностей инжиниринговых центров и сетей в целях повышения эффективности решения проблем социально-экономического развития регионов.

Объектом исследования является комплекс социально-экономических проблем регионов, обусловленных дефицитом энергетических мощностей.

Предметом исследования являются пути разрешения основных социально-экономических проблем на основе развития перспективных направлений малой и альтернативной энергетики.

Основной теоретико-методологической базой работы являются теоретические и экспериментальные экономические исследования в области регионалистики, инновационных технологий, традиционной и альтернативной энергетики.

Методологические основы исследования. Диссертация строится на методе научной дедукции — от общего к частному, от обобщенного анализа основных характеристик, свойств и понятий в области регионалистики, энергетики и экологии, обзорного рассмотрения инновационных технологий в области энергообеспечения и их возможных классификаций к выявлению специфики инновационного внедрения МАЭ и реформации на уровне региональных систем. Применялись общенаучные методы анализаретроспективный, системный и логическийсопоставление, обобщение и синтез.

Информационной базой исследования явилась отечественная и зарубежная периодическая литература, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов — Росстата, международных экономических, энергетических, финансовых и научно-исследовательских организаций, а также статистические базы Интернет. В процессе исследования использованы отечественные и зарубежные монографические и статистические материалы, работы специалистов в области регионалистики и энергетики.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Произведен комплексный анализ основных региональных проблем энергодефицитных регионов, обосновывающий объективную необходимость перехода от оценки экономической эффективности к оценкам социально-экономической эффективности использования местных энергоресурсов.

2. Обоснована принципиальная ограниченность возможностей традиционной энергетики в связи с исчерпанием потенциала невозобновляемых энергетических ресурсов в глобальном и региональном аспектах, что обусловливает необходимость всемерного развития направлений малой и альтернативной энергетики, необходимой для устойчивого развития регионов.

3. Предложена классификационная схема направлений развития энергетики с учетом уточнения трактовок основных понятий малой и альтернативной, традиционной и нетрадиционной энергетики в связи с тем, что они отсутствуют в нормативно-правовых источниках. Это создает объективные предпосылки проектирования и развития средств МАЭ с учетом специфики региональных особенностей.

4. Разработан и предложен матричный метод систематизации информации, связывающий этапы жизненного цикла изделий от момента возникновения идеи до опыта эксплуатации изделий и средств МАЭ, с одной стороны, и реализуемые функции: генерацию, трансформацию, передачу, стабилизацию и утилизацию энергии с учетом специфики регионов, с другой стороны. Это позволяет создать исходную информационную базу, необходимую для принятия и реализации эффективных решений в области энергообеспечения регионов средствами МАЭ.

5. Разработана система мероприятий региональной целевой комплексной программы развития МАЭ как важнейшей основы разрешения основных социально-экономических проблем регионов.

6. Предложена организационная структура механизма управления формированием и реализацией региональных целевых комплексных программам развития систем МАЭ под эгидой Министерства регионального развития и с использованием инжиниринговых сетей и центров, учитывающих специфику региональной проблематики.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке и реализации целевых программ развития регионов. Отдельные положения работы могут быть использованы в учебном процессе, а также исследованиях социально-экономических проблем регионалистики.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в ходе научных и научно-практических конференций: XI Международная научно-практическая конференция «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей», 2006 г. -СПбГПУV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления экономикой региона», 17−18 апреля 2008 г. -СПбГИЭУ, а также используются в учебном процессе на кафедре экономики и менеджмента в городском хозяйстве СПбГИЭУ.

Объем и структура диссертации обусловлены основными целями и задачами, поставленными в диссертации, логикой изложения материала, конкретными проблемами внедрения организационно-экономических методов и программ в регионах. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, перечня источников информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложившаяся ситуация в энергетическом комплексе России характеризуется преобладанием гигантов-производителей и гигантов-потребителей. Преимущественно все силы и внимание обращается на решение их проблем. Малые группы потребителей и большого числа регионов с низкой плотностью населения остаются за чертой внимания. Развитие МАЭ и переход большой энергетики на принципы организации и функционирования МАЭ позволяет более диффузно и сбалансировано решать основные задачи социально-экономического развития регионов.

В связи с исчерпанием традиционных углеводородных источников энергетика вынуждена трансформироваться и переходить на принципы организации и функционирования малой и альтернативной энергетики.

Существующая нормативно-правовая база в области МАЭ требует дальнейшего развития, что необходимо для организации работ в области целевых комплексных программ МАЭ.

Существующие достижения и разработки, результаты исследований и испытаний являются продуктами хаотичного состояния проблематики МАЭ. Информация о МАЭ чрезвычайно разрозненна, несистематизирована и противоречива. Предложенный метод матричной систематизации, инвентаризации и оценки достижений позволяют привести в систему знания и технологии, что в перспективе позволит использовать оптимальные варианты разработок программ МАЭ.

Региональные особенности применительно к сфере МАЭ на сегодняшний день исследованы крайне недостаточно. Успешная реализация предложенной целевой комплексной программы возможна только в том случае, если будут всесторонне изучены особенности регионов, а также обеспечен необходимый кадровый потенциал.

Реализация программы развития МАЭ целесообразна под эгидой Министерства регионального развития на основе Инжинирингсети.

Предложенная схема взаимодействия позволяет провести эффективную программу развития МАЭ в широких государственных масштабах.

Анализ состояния проблем в России свидетельствует о том, что энергетический комплекс находится в критическом положении и ориентирован главным образом на 2 сегмента углеводородного сырья: нефть и газ. Продолжается извлечение ранее разведанных запасов, однако не осуществляется должного прироста доказанных и разработанных месторождений.

Стране необходимо переходить на принципы единства большой, малой и альтернативной энергетики с использованием традиционных, возобновляемых и невозобновляемых ресурсов.

Несмотря на множество имеющихся наработок в области МАЭ, использования различных видов источников у правительства РФ до сих пор отсутствует программа разработки МАЭ, направленная на удовлетворение не только труднодоступных и малообжитых регионов, но даже срединных регионов страны, которые не имеют надежного энергообеспечения.

Необходимо прежде всего систематизация, обобщение и классификация достижений НТП и их тесная увязка с региональной проблематикой, поскольку природно-климатические, экономико-географические, социальные и другие проблемы имеют глубокие качественные различия.

Следует изыскивать перспективные экономико-организационные формы проведения исследований производства и эксплуатации объектов МАЭ. Анализ показал, что это наиболее целесообразно осуществлять с помощью формирования и реализации целевых комплексных программ.

В работе разработан и систематизирован перечень мероприятий такой целевой комплексной программы и предложено использование имеющихся инжиниринговых центров и сетей как инструмент целевой комплексной программы под эгидой Министерства регионального развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. лет теплофикации и централизованному теплоснабжению в
  2. Центр до 2020 года.// Атомная энергетика, 2007. № 47. Арбатов А. А. Единство и борьба сырьевых противоположностей//
  3. Теория и методология: Учеб.пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 180с.51. Лебедев О. Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга: Учебное пособие.1. СПб., 2002.52. Лисицын Н. В. Анализ динамики потребления электроэнергии в
  4. М.Международные отношения, 1993.80. Постановление Госстроя РФ «О сопровождении государственныхинвестиционных программ», Москва, 3.06.1993 г., № 18−19.81. Постановление Правительства РФ «О Государственном комитете
  5. OCDE, Paris, Decembre 2001.121. Statistical Energy Review http://www.bp.com/
Заполнить форму текущей работой