Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организации управления предприятиями страховых услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В современной экономике страхование выступает в роли финансового стабилизатора, позволяющего обществу компенсировать ущерб, которой наступает вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон государству, бизнесу и населению. Значение страхования обусловлено тем, что оно, вопервых, является одной из основных форм управления рисками частных предпринимателейво — вторых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. L КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Роль и место страхования в рыночной экономике
    • 1. 2. Состояние и тенденции развития рынка страховых услуг в России и за рубежом
    • 1. 3. Классификация видов страхования и основные формы организации страховой деятельности
  • ГЛАВА. EL РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Сущность рынка страховых услуг
    • 2. 2. Направление регулирования рынка страховых услуг
    • 2. 3. Стандартизация в страховании
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ ОКАЗЫВАЮЩИХ СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ
    • 3. 1. Организационно — экономические особенности управления страховыми предприятиями
    • 3. 2. Риск — менеджмент как управленческий процесс страховых услуг
    • 3. 3. Организация страхового маркетинга
    • 3. 4. Социально — экономическая мотивация персонала как фактор повышения эффективности управления страховой деятельностью
    • 3. 5. Инновационные технологии в страховании

Совершенствование организации управления предприятиями страховых услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной экономике страхование выступает в роли финансового стабилизатора, позволяющего обществу компенсировать ущерб, которой наступает вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон государству, бизнесу и населению. Значение страхования обусловлено тем, что оно, вопервых, является одной из основных форм управления рисками частных предпринимателейво — вторых, страхование, обеспечивая глобальное перераспределение рисков, осуществляет выплаты суммы страховых возмещений при наступлении страховых событийв — третьих, страховщики являются крупнейшими институциональными инвесторами как в рамках национальных экономик, так и в международном масштабе.

Таким образом, страхование — это стратегический сектор экономики. Особенно велика его роль в период становления рыночных отношений, когда предприниматели получают возможность сосредоточить все внимание на проблемах рынка и конкуренции, будучи уверенным при этом, что средства производства и предметы труда материально защищены от любых случайностей. Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить богатство нации, что особенно важно для российской экономики, находящейся в состоянии реформирования.

В настоящее время правовой основой функционирования страхового рынка России является принятое специальное страховое законодательство, регулирующее специфические страховые отношения, включающее в себя законы, Указы Президента, Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам страхования. Важнейшим в их числе является Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., введенный в действие постановлением ВС РФ от 27 ноября 1992 г. В декабре 1997 г. в этот закон внесены изменения и поправки, и он получил новое название «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность коммерческой организации в общем и целом зависит от достижения поставленных перед ней целей, следования принятым установкам и намеченным ориентирам, устойчивости с финансово — экономической и правовой точек зрения и устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке.

Менеджмент в страховом бизнесе направлен на эффективное функционирование страховой организации. Современный менеджмент в страховании включает управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми ресурсами для обеспечения эффективной деятельности страховщика. Соответственно, менеджер — это специалист по управлению, который ставит задачи, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (управленческие технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль в страховых организациях. Иначе говоря, менеджер планирует, организует, управляет, контролирует выполнение функций организации. Цель менеджмента — создать эффективную страховую организацию и при необходимости подвергать корректировке ее деятельность так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам функционирования страхового рынка.

Главными объектами управления выступают персонал страховой компании, инвестиционный процесс. В процессе управления важно не только правильно сформулировать задачу, но и определить направления работы по ее выполнению, разработать программу конкретных действий. Качественная реализация такой программы зависит в первую очередь от уровня страхового менеджмента.

Экономическая сущность страхования состоит в том, что убытки раскладываются на многих страхователей, а разница между суммой собранных страховых взносов и суммой выплаченных убытков составляет доход страховщика.

Таким образом, очевидно, что существуют непосредственные общественные социальные потребности в страховании, способствующие формированию рынка страховых услуг. Многообразные проблемы на пути развитая страхования могут быть успешно решены при наличии соответствующего уровня экономического мышления, высококвалифицированных кадров и внедрении новых технологий управления страховой компанией. Все эти обстоятельства обусловливают актуальность диссертационного исследования.

Дель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в разработке методических и практических рекомендаций по совершенствованию организации управления страховыми компаниями.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи: провести сравнительный анализ состояния и тенденций развития страхового рынка в России и за рубежомвыявить направления регулирования страхового рынка;

• исследовать основные формы и организационные структуры страховых предприятийпроанализировать особенности функционирования и управления страховыми компаниямиисследовать причины, препятствующие развитию страхового рынка в Россииразработать меры по совершенствованию управления страховой деятельностью путем использования методов стандартизация в страхованииразработать основные принципы организации страхового маркетингаразработать методы и процессы управления оказанием страховых услугпредложить меры по повышению эффективности управления страховой деятельностьюизучить возможности использования Интернет в управлении страховой деятельности.

Объектом исследования — является страховые компании, действующие на российском рынке страховых услуг.

Предмет исследования — оргашвационно-экономические отношения, возникающие в процессе проюводствешю-хозяйственной и управленческой деятельности организаций, оказывающих различных видов страховых услуг.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основные положения теории управления социально-экономическими системами в условиях рыночной экономики, составной частью которой является управление страховыми компаниями. В ходе исследования широко использовались научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов в области теории и практики управления социально — экономическими системами, особенно в области организации и управления страховыми компаниями, таких, как Балабанов И. Т., Галагулаза Н. Ф., Гвозденко А. А., Глущенко В. В., Коломина Е. В., Турбина К. Е., Шахов В. В., Adams J., Charette R.N.

Научная новизна проведенного исследования. В диссертации разработаны организационно — экономические механизмы совершенствования управления страховыми компаниями. В результате проведенного исследования были получены следующие наиболее существенные результаты, которые выносятся на защиту.

1. Определены основные принципы организации процесса страхования, формы и структура страховых компаний.

2. Обоснована объективная необходимость государственного регулирования деятельности страховой компании и выявлены направления регулирования страховой деятельности в Российской Федерации.

3. Выявлены особенности применения риск — менеджмента в системе управления страховыми услугами.

4. Разработаны методические принципы организации маркетинговой деятельности в системе управления страховыми услугами.

5. Предложены направления совершенствования содержания стандартов страховых услуг и их использования в управлении страховыми компаниями.

6. Предложены меры по повышению эффективности деятельности страховых компаний на основе совершенствования управления персоналом.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его выводы и результаты могут быть использованы в деятельности различных страховых компаний по обеспечению решения ряда конкретных задач управления.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретические положения проведенного научного исследования докладывались соискателем на ряде научных конференций и семинаров МГУ сервиса. Методические положения диссертации используются в учебном процессе кафедры «Менеджмент организаций сферы сервиса» МГУ сервиса и по специальности 06.04.00 «Финансы и кредиты», некоторые организационно — методические разработки были использованы также кафедрой «Управление страховым делом и социальным страхованием» ГУУ.

Публикации. Основное содержание диссертации получило отражение в трех опубликованных печатных работах, общим объемом 2,3. п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, библиографический список.

В первой главе «Роль и место страхования в рыночной экономике» анализируются различные определения понятия «страхования», обосновываются роль и место страхования в рыночной экономике, рассматриваются вопросы состояния и основных тенденций развития страховых услуг в России и за рубежом, исследуются главные причины недостаточного развития страхового рынка в России, классифицируются виды страхования по различными признаками.

Во второй главе «Рынок страховых услуг как объект регулирования» анализируются сущность рынка страховых услуг, описываются основные направления регулирования рынка страховых услуг в России, осуществляемые Государственным надзором за страховой деятельностью в Российской Федерации, и другие формы ведения надзора страховой деятельности, применяемые в мировой практике, рассматриваются основные формы стандартизации страховой деятельности.

В третьей главе «Особенности организации менеджмента предприятий, оказывающих страховые услуги» обосновываются основы менеджмента в страховой компании, рассматриваются методы маркетинга и основные направления его развития применительно к сфере страховых услуг, анализируются различные формы вознаграждения персонала как способа мотивации, направленного на повышение эффективности управления страховой деятельности, рассматриваются инновационные технологии в страховании.

Наиболее важные результаты проведенного исследования излагаются в заключении по диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие страхового рынка в условиях рыночных преобразований в странах с переходной экономикой не является самоцелью при выборе содержания и направлений проведения экономических реформ. В известной мере состояние национального страхования может являться индикатором, позволяющим оценить глубину, эффективность и завершенность проведения экономических программ, связанных с изменением роли государства в обеспечении социальной защиты населения, формированием новых принципов государственного регулирования и государственного вмешательства в национальную экономику.

На основе обобщения проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

1. Возникновение страховой деятельности основывается на существовании страхового риска как возможности неблагоприятного исхода на ожидаемого события и посредством страховой деятельности осуществляется перераспределение риска в так называемом рисковом сообществе, объединяющем потенциальных страхователей.

2. Учитывая важную роль страховой деятельности в рыночной экономике, необходимо выделить следующие основные функции страховой деятельности:

• осуществляет переложение имеющихся в наличии в сфере предпринимательской деятельности финансовых последствий определенных рисков на страховщика;

• позволяет управлять риском, которому подвергается предприниматель в процессе своей деятельности;

• позволяет расширить возможности использования предпринимателями услуг финансовых институтов;

• предоставляет предприятиям возможность более быстрого восстановления разрушенной части предприятия;

• способствует развитию технического прогресса общества;

• способствует развитию народного хозяйства.

3. В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько стандартных страховых правил, разработанных в 1997;2001 it. под методическим руководством департамента страхового надзора Минфина России и утвержденных заинтересованными ведомствами. В России были сделаны первые попытки в стандартизации правил страхования в 1997 г., и эти начинания соответствующих министерств и ведомств сыграли положительную роль в развитии стандартизации страхового дела, что позволило выработать Всероссийский союз страховщиков и департамент страхового надзора Минфина России конкретный организационный механизм развития стандартизации в области страхования.

С учетом практики внедрения первых стандартных правил разработкой новых стандартных правил страхования занимается Экспертный совет по методологическим вопросам совершенствования лицензионной деятельности и информационно-аналитического обеспечения страхового надзора при Министерстве финансов Российской Федерации.

• Страховое дело в России стандартизовано в недостаточной степени и нуждается в развитии и совершенствовании. Развитие и внедрение стандартизации страхового дела в Российской Федерации необходимо проводить комплексно по следующим направлениям: стандартизация основных терминов и понятий в страхованиистандартизация бухгалтерской, статистической отчетности и методов ее анализастандартизация условий страхования, сконцентрированных в стандартных правилах страхованиястандартизация сбора, обработки и анализа статистических данных для расчета страховых тарифовстандартизация методик расчета страховых тарифовстандартизация методик определения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, ущербу окружающей среды в результате страховых случаевстандартизация методов по идентификации застрахованных объектовстандартизация методов оценки рейтинга страховых компаний по критериям надежности и качества страховых услуг.

4. С целью обеспечения единой нормативной базы и регламентации требований к страховым услугам и оценки стоимости объектов имущественных интересов, формирования и развития страховых организаций на основе отечественной и международной стандартизации, а также систем сертификации, Госстандарт России совместно с Всероссийском союзом страховщиков и другими заинтересованными структурами должен осуществлять:

• разработку концепции стандартизации и сертификации в области страхового дела;

• гармонизацию национальных нормативных документов по страхованию и оценке стоимости объектов гражданских прав с международными документами;

• организацию и ведение справочно-информационного фонда межгосударственных, государственных, отраслевых нормативных документов обществ и ассоциаций в области страхового дела.

5. Развитие страхового дела постоянно заставляет включать в структуру страхового общества все новые подразделения, всех новых специалистов. В настоящее время необходимы специалисты в области рекламы и маркетинга, по международным связям и т. д.

Маркетинг пока не получил широкого распространения в практике российских страховых компаниях. Это связано, в основном, с причинами менталитетного характера. Во-первых, в страховой компании во многих случаях отсутствует понимание того, что такое маркетинг. Не менее часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда менеджеры российских страховых компаниях знакомы с содержанием маркетинговой деятельности, но полагают, что условия российского страхового бизнеса пока не позволяют применять уже ставшие для западного рынка технологии сбыта, основанные на удовлетворении целевого спроса потребителей.

В настоящее время на направления и мегоды страхового маркетинга в России значительное влияние оказывает специфика страхования как сектора финансового бизнеса. В настоящее время страховые компания все чаще функционируют вместе с банками, инвестиционными компаниями, другими финансовыми организациями. Это приносит в страхование маркетинговые методы, традиционные для этих сфер. Например, продажа страховых полисов через банковские учреждения снижает величину вознаграждения продавца в 2 -2,5 раза. Одновременно данный тип продаж потребовал от страховщиков создания новых, достаточно простых страховых продуктов.

Эффективность анализа рынка страховых услуг во многом обеспечивается объективностью и полнотой привлекаемой информации. Сложность работы по сбору информации зачастую связана с противоречием между большим количеством источников информации и ее объемами, предлагаемыми данными источниками, с одной стороны, и необходимостью выбора целевой информации в соответствии с решаемой компанией задачей, с другой.

Роль маркетинга в управлении страховой компаний определяется традиционными функциями: сбор и обработка информации, анализ, разработка продукта или технологии сбыта, продвижение продукта, контроль. Но каждая из этих функций, в конечном счете, решается службой маркетинга не самостоятельно, а во взаимодействии с другими подразделениями компании. Необходимо определить цепочки взаимодействия подразделений в процессе принятия решений.

Организация маркетинговых обследований возможна тремя путями: опрос потребителей силами продавцовопрос потребителей силами специально привлекаемых для этих целей консалтинговых и маркетинговых фирмпроведение экспертной оценки продавцов.

6. Проблема стимулирования распространения страховых продуктов традиционно включает на два вопроса: стимулирование продавцовстимулирование покупателей.

Маркетинг деятельность требует глобальных периодических обследований по определению основных тенденций демографических и социальных процессов. Чаще всего подобные исследования проводятся специализированными внешними организациями и не обязательно по заказам страховых компаний. Это могут быть тематические обзоры, доклады специализированных организаций. Последнее направление маркетинговой деятельности в этой сфере связано с мониторингом имеющихся клиентов, ведением их страховой истории, расширением их страхового пакета. Очень важно вовремя отследить изменение потребительских предпочтений клиента. Эта работа целиком ложится на агента.

Маркетинговая стратегия страховой компании базируется на общей стратегии ее развития, но и сама при этом оказывает значительное воздействие на компанию. Поэтому процесс включения маркетинговой стратегии в стратегию развития страховой компаний является одной из наиболее сложных управленческих проблем, стоящих перед ее руководством.

7. В общей структуре маркетинговой деятельности страховой компаний анализ конкурентов является частным случаем деятельности по анализу рынка. Однако, на практике ситуация может складываться несколько иначе. Для крупных фирм, обладающих собственными маркетинговыми службами, анализ конкурентов распадается на анализ общих условий функционирования и сравнительный анализ собственной деятельности и положения конкурентов, поскольку в этом случае усилия маркетинговой службы сосредотачиваются на сборе первичной информации о конкурентах.

8. Рисковой менеджмент — это процесс управления рисками, включающий идентификацию, анализ, контроль и оценку. Основные преимущества внедрения системы управления рисками на предприятиях страховых услуг состоят в следующем:

• риск — менеджмент способствует лучшему и более определенному восприятию рисков, осознанию альтернативных путей решения рискпроблемы, помогает увидеть взаимосвязь управленческих воздействий в сфере риска и их конкретных результатов;

• систематизация идей, обеспечивающая непрерывное исследование проблем;

• уверенность в том, что для анализа и последующего управления рисками к сведению принята вся существенная информация, а также в тех случаях когда достоверная информация недоступна, субъектом сделаны все необходимые предположения в пределах доверительной вероятности;

• улучшение восприятие реализуемости составленных планов (финансового, производственного, и т. п.) предприятия, качества коммуникационных каналов внутри и вне организации;

• возможность управления такими сложными технико — экономическими процессами, как управление в непредвиденных ситуациях и в ситуациях катастроф, возможность выработки адекватного ответного управленческого воздействия на крайне негативные проявления данных процессов;

• гибкая оценка действий топ — менеджмента по контролю риска, позволяющая осуществить переход от жесткого типа управления к более активному, предполагающему участие, наравне с управленцами, и многих других категорий работников предприятия;

• совместимость принимаемых решений с политикой, философией, культурой и целями организации, поскольку управление рисками — процесс системный, комплексный, многогранный и в то же время относительно самостоятельный в структуре общего управления предприятия.

В современных условиях сокращения предпринимательской деятельности и нестабильной законодательной базы важнейшим направлением развития страховой деятельности становится работа с населением. Именно страхование самых широких слоев населения позволит расширить социальную базу страхования и преодолеть кризис.

9. Страхование населения в российских условиях традиционно основано на использовании широкой агентской сети и требует применения специальных принципов и приемов организации труда и мотивации персонала. Работа страховой компанией должна базироваться на следующих основных принципах: принципе социальной ответственности, обеспечивающей равновесие экономических целей управления с экономическим и социальными интересами общества, принципе этичного руководства и принципе делегирования функциональных полномочий управления в коллективе.

Своеобразный менталитет страховых агентов является источником конфликтов, среди которых основными являются функционально-ролевые, коммуникативные и организационные. Функционально-ролевые конфликты разрешаются обычно без непосредственного участия руководителя через профессиональную переподготовку кадров. Коммуникативные и ориентационные конфликты требуют для своего разрешение смены ценностных ориентации, использования эффективной мотивации труда. Кадровая политика должна ориентироваться на обеспечение оптимального сочетания процессов обновления и сохранения кадрового состава в соответствии с целями управления, требованиями трудового законодательства и состоянием рынка труда.

Для эффективного достижения целей руководитель должен координировать работу и заставлять сотрудников выполнять ее, применяя на практике основные принципы мотивации — удовлетворение их первичных и более высоких, вторичных потребностей. В современных условиях и ближайшей перспективе главной мотивацией труда остается его оплата, которую целесообразно разделить на две составляющие — базовый фонд оплаты, компенсирующий затраты труда работника, и дополнительное вознаграждение стимулирующего характера, основанные на общих положениях, единых для всего коллектива. Наряду с этим необходимо применение индивидуальных, адресных методов мотивации социального характера, в том числе разнообразных мер морального поощрения.

10. Для развития Интернет-страхования в России требуется принятие специализированного законодательства в сфере электронной коммерции, в том числе правовое признание электронно-цифровой подписи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. (Части I и 2) с изменениями и дополнениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г.
  2. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации «от 27.11.92 г. № 4015−1. с изменениями от 31 декабря 1997 г.
  3. Закон РФ «О налогообложении прибыли предприятий»
  4. Закон РСФСР 19 декабря 1991 года № 2060 1 «Об охране окружающей природной среды».
  5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Собрание законодательства РФ, 1994 № 35, ст. 3649−1995, № 35, сг. 3503- 1996, № 17, ст. 1911- 1998, № 4, ст. 430.
  6. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании» от 31.12.97 г. № 157 ФЗ.
  7. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено 5.08.92 г. № 552.
  8. Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.1996 № 1177.
  9. Указ Президента РФ от 6 /04/ 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования. Российская газета, № 68, 12/04/941. Монографии и статьи
  10. Ю.Акофф Р. Планирование в больших экономических системах / пер. с англ. -М.: советское Радио 1972 г. 432 с.
  11. П.Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1996. 272с.
  12. М.И. Страховое дело в вопросах и ответах. Учебное пособие для студентов экономических вузов и колледжей. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-576 с.
  13. М.И. Страховое дело. Курс лекций. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 128 с.
  14. Л.В., Цыганов А. А. стандартизация страховой деятельности. Стандартизация и управление качеством продукции. Под ред. В. А Швандара. М., 1999.
  15. Л. В. Цыганов А.А., Мухамедов P.M., Чертоусова А. М. «Стандартизация страхового дела в России: состояние и перспективы», Всеукраинский журнал для профессионалов «Финансовые услуги», 1−2, 1999 г.
  16. Л. В. Цыганов А.А. «Российские страховые компании: страхование ответственности за качество», «ФИНАНСЫ», 1- 2001 г.
  17. Бланд Дэвид. Страхование: принципы и практика. М.: Финансы и статистика, 1998.-416 с.
  18. В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: «Экзамен», 2000. — 320 с.
  19. А.В. эффективный менеджмент: Учебник. М.: «Издательство Финпресс», 2000. — 1056 с.
  20. Н.Н. Практика страхования и бизнеса. 1994. 80 с.
  21. Всероссийский союз страховщиков. Страхование в Российской Федерации. Сборник статистических материалов. Под ред. И. Ю. Юргенса, А. А. Цыганова. Первое полугодие 2001 г.
  22. Н.Ф. Реклама в страховании: ключ к успеху. М.: Финансы, 1995. — 144 с.
  23. А.А. Основы страхования: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.-304с.
  24. А.А. Финансово-экономические методы страхования. Учебник. -М.: Финансы и статистика. 2000. -184 с.
  25. В.В. Управление рисками: страхование. г. Железнодорожный
  26. Московский область: ТОО НПЦ «Крылья», 1999 336 с.
  27. . Страховка на черный день. Российская газета, 1997 № 23.
  28. С.В. Страхование в нормативных актах Российской Федерации и зарубежных стран. М.: ЮКИС, 1993. — 127 с.
  29. Гут Г. Х., Макол Р. Э. система техника / пер. с англ. М.: Советское Радио 1962.-364 с.
  30. С.В. Перестрахование и закон. Финансы газет № 7 1998.
  31. Т.А. Бухгалтерский учет в страховых организациях. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 543 с.
  32. Дэн Штайнхофф, Джон Берджес. Основы управления малым бизнесом: Пер. с англ. М.: «Издательство БИНОМ», 1997. — 496 с.
  33. C.JI. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. М.: Церих-Пэл, 1996. — 528 с.
  34. Ю.М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. М., 1994.
  35. А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 224 с.
  36. В. Экономика и жизни 1997, № 24, август.
  37. Личное страхование в России. М&bdquo- Дайджест, 2001 г.
  38. Менеджмент в сфере услуг / Под. ред. В. Ф. Уколова. М.: Луч, 1995.
  39. М.Х., Альберт Ф. Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. -М.: дело. 1993. 702 с.
  40. Основы страховой деятельности. Учебник / Отв. Ред. Проф. Т. А. Федорова. М.: Издательство БЕК, 2001. 768 с.
  41. X. Менеджмент риск / Страховое дело. 1998 № 4
  42. . Л. Кому улыбается прибыль. РИСК. -1998 № 2,3.
  43. Словарь страховых терминов I под ред. Коломина Е. В. и Шахов В. В. М.: финансы и статистики, 1992.
  44. Словарь страховых терминов. Курцын А. Н. Секреты эффективной работы.
  45. Страховое дело: Учебник/Под. ред. Профессора Л. И. Рейтмана. М.:
  46. Финансы и статистика, 1992.
  47. К.Е. Инвестиционный процессе и страхование инвестиций от политических рисков. -М.: Анкил, 1995. 80 с.
  48. К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил, 2000. — 320 с.
  49. К.Е. иностранные компании на российском страховом рынке. Финансовая газета. № 9, с 23. 1995.48.Турбизнес № 11, 2001.
  50. Финансы: Денежные обращение. Кредит / Под ред. Дробзиной JI.A. М.: 1997
  51. .И. Международная торговля. М.: 1998
  52. Н. Прогнозирование эффективности с точки зрения предпринимателя. Страховое дело. 1998 № 7.
  53. Хэмптон М Современное управление М.: издательский центр, 1997.
  54. В.М. Управление персоналом. СГШ: Питер, 2001. — 192 с.
  55. В.В. Введение в страхование. М.: Финансы и статистика, 2001.-288с.
  56. В.В. Страхование: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.-311 с.
  57. В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М.: Высш. Шк., 2000.-304с.
  58. Р. Научно техническое прогнозирование и долгосрочное планирование / пер. с англ. — М.: Мир, 1971. — 542 с.
  59. Adams.J. Risk. London, UCL Press, 1995.
  60. Charette R.N. Software Engineering Risk Analysis and Management. NY, Interlexl Publications /Multiscience Press, 1989.
  61. Dickson., Gassady D., Gordon A., Wilkinson S. Risk Management. Hartnolls, Ltd, Bodmin, The Chartered insurance Institute. England, 1991.
Заполнить форму текущей работой