Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Русская кантата «на случай» конца XIX — начала XX века: поэтика жанра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор обозначенного в теме диссертации периода отнюдь неслучаен. К концу XIX века в России сложилась устойчивая традиция исполнения кантаты как на торжествах общегосударственного уровня, так и на более локальных праздниках. Неразрывно связанные с различными событиями общественной жизни, эти сочинения можно рассматривать как своеобразные документы музыкальной повседневности эпохи. Их изучение дает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Из истории кантаты «на случай». Вопросы классификации
    • 1. 1. Жанр кантаты: зарождение, развитие, виды
    • 1. 2. Этапы развития кантаты в России
    • 1. 3. Разновидности русской кантаты
  • Глава 2. Кантата «на случай» в творчестве русских композиторов конца XIX — начала XX веков
    • 2. 1. Роль и место жанра в культурной жизни общества
    • 2. 3. Константные элементы текстов. Кантата и гимн
    • 2. 4. Композиционные особенности
  • Глава 3. Музыкальный язык кантат «на случай»
    • 3. 1. Сфера прославления
    • 3. 2. Сфера эпического повествования
    • 3. 3. Сфера молитвословия

Русская кантата «на случай» конца XIX — начала XX века: поэтика жанра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Не угасает интерес исследователей к проблемам русской культуры конца XIX — начала XX столетий. Особого внимания заслуживают те жанры, которые в силу самых разных причин до сих пор не становились самостоятельным предметом изучения. К ним относится, в частности, одна из разновидностей русской кантаты — кантата «на случай».

Музыкой «на случай» (нем. «Gelegenheitsmusik», фр. «musique d’occasion», англ. «occasional music») принято обозначать произведения, написанные по поводу определенных событий общественной жизни. Чаще всего это вокально-хоровые сочинения, имеющие текст, что позволяет конкретизировать ситуацию. Помимо кантат, хоров, гимнов, песен встречаются также инструментальные произведения — марши, увертюры. Однако именно кантата является наиболее распространенным жанром среди произведений «на случай» в исследуемое время.

Как правило, кантаты создавались композиторами по заказу для исполнения на торжественных мероприятиях, посвященных каким-либо событиям. Это могли быть коронация императора, юбилей деятеля искусства, коллеги, члена семьи, открытие памятника либо учебного заведения, празднование юбилейной даты со дня основания города и другие подобные случаи. Еще одна сфера использования произведения «на случай» — сочинение «in memoriam», сюда относятся, в частности, кантаты, посвященные ушедшим людям и написанные обычно к юбилейной дате со дня рождения1. К произведениям «in memoriam» относится также траурная кантата, создаваемая как непосредственный отклик на трагическое событие. При этом композитор не ограничен временными рамками при создании своего произведения, а доминирующей образной сферой является не прославле.

М. Н. Лобанова пишет, что жанры «¡-п тетопат», так называемые мемориальные жанры, олицетворяющие память в культуре, получили наибольшее распространение в искусстве XX века [120, с. 159]. ние, а скорбь. Их отличает особая поэтика и свой арсенал средств, они не были включены в наше исследование1.

Выбор обозначенного в теме диссертации периода отнюдь неслучаен. К концу XIX века в России сложилась устойчивая традиция исполнения кантаты как на торжествах общегосударственного уровня, так и на более локальных праздниках. Неразрывно связанные с различными событиями общественной жизни, эти сочинения можно рассматривать как своеобразные документы музыкальной повседневности эпохи. Их изучение дает возможность дополнить наши представления о панораме культурной жизни конца XIX — начала XX века. Большинство композиторов эпохи (от Ц. А. Кюи до А. К. Глазунова) отдали дань этому жанру, анализ принадлежащих им кантат «на случай» открывает новые страницы их творчества. В то же время введение в научный обиход имен забытых композиторов, работавших не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, важно как для истории жанра, так и для истории русской музыки в целом, поскольку именно в последнее время возрос интерес исследователей к музыкальной жизни провинции2. Все это определяет актуальность темы диссертации.

Степень изученности темы. В различных научных и исторических трудах, где, так или иначе, затрагиваются вопросы, связанные с жанром кантаты, подобные произведения чаще всего оказывается за рамками исследований. И если в литературоведении ситуация, когда панегирики и оды считались литературой, «недостойной» рассмотрения, изменилась уже в начале XX века, то «музыкальные панегирики» по-прежнему являются жанром невостребованным.

1 Следует отметить, что традиции создания и исполнения траурной кантаты в России не существовало, однако среди немногих образцов назовем кантату С. И. Танеева «Иоанн Да-маскин», написанную как отклик на смерть Н. Г. Рубинштейна, а также кантату А. Д. Кастальского «Братское поминовение» — «русский реквием» памяти жертв Первой мировой войны.

2 См. диссертационные исследования С. Е. Горлинской [58], Н. К. Дроздецкой [67], И. П. Козловской [101] и др.

Самостоятельным объектом изучения русская кантата «серебряного века» стала в диссертации Л. А. Скафтымовой [174], которая рассматривает вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и его современников, уделяя определенное внимание и историческому обзору жанра. Л. Н. Борисова [38] в своей работе о взаимовлиянии оперы и лирической кантаты затрагивает проблему жанрового синтеза, столь характерного для рубежа XIX — XX веков. Отдельным произведениям в жанре кантаты посвящены исследования Н. Н. Сыстеровой [191] о «Братском поминовении» А. Д. Кастальского и Н. Д. Коваленко [100] о кантате «По прочтении псалма» С. И. Танеева. Однако интересующая нас разновидность кантаты не привлекала специального внимания исследователей.

Упоминания о кантатах «на случай», написанных в конце XIX — начале XX века знаменитыми композиторами, находим в работах музыковедов о творчестве С. И. Танеева [7, 33, 105], А. К. Глазунова [49], А. Д. Кастальского [82], А. С. Аренского [211], П. И. Чайковского [18, 195, 196, 212], М. А. Балакирева [23], А. К. Лядова [138], М. М. Ипполитова-Иванова [40, 64], Ц. А. Кюи [145] и др. Среди немногочисленных статей о русской кантате ценные материалы содержат работы Т. Фрумкис [201] о кантате П. И. Чайковского «Москва», Л. А. Скафтымовой [175] о «Коронационной кантате» А. К. Глазунова, А. М. Виханской [46] об особенностях развития кантаты в России, В. Симоновой [173] об историко-патриотической разновидности русской кантаты.

Сведения о становлении кантаты в России с начала XVIII века нам удалось почерпнуть в ставших уже классическими трудах по истории русской музыки Н. Ф. Финдейзена [199], Т. Н. Ливановой [117], Б. В. Асафьева [19, 20]. Полезным источником информации о церемониях и традициях русского двора стала диссертация Н. А. Огарковой [150], а также работы об ассимиляции европейской культуры в России Е. В. Алексеевой [5] и о коронациях русских императоров второй половины XIX века Н. Н. Виноградовой [45].

Большинство исследователей, говоря о кантате «на случай», отмечают, что независимо от исторической эпохи и национальной школы эта разновидность жанра является самой распространенной и устойчивой. Функция жанра такова, что композитор при создании кантаты «на случай» вынужден соблюдать определенные нормы жанра, использовать предельно унифицированный набор выразительных средств. Поэтому даже на рубеже XIX — XX веков, в период расцвета русской музыки, в эпоху активных экспериментов по жанровому синтезу, с музыкальным языком и формой, жанр остается одним из самых консервативных. К концу XIX века русская кантата «на случай» приобретает устойчивые качества, позволяющие рассматривать ее в различных аспектах. И то, каковы характерные особенности поэтики жанра, присутствуют ли в этой разновидности кантаты универсальные черты, насколько сильны ее инвариантные признаки, является основной проблемой диссертации.

Объект исследования — русская кантата «на случай» конца XIX — начала XX века.

Предмет исследования — поэтика жанра кантаты «на случай» в творчестве русских композиторов конца XIX — начала XX века.

Целыо данного исследования является выявление инвариантных элементов, образующих структуру жанра кантаты «на случай» в творчестве русских композиторов исследуемого периода.

Для этого необходимо решить ряд задач:

• Установить в истории жанра кантаты место, занимаемое кантатой «на случай».

• Определить этапы развития русской кантаты и ее основные виды.

• Выявить функции и значение данной разновидности жанра в творчестве русских композиторов исследуемого времени.

• Выделить константные элементы текстов кантат.

• Обнаружить наиболее типичные композиционные особенности кантат «на случай».

• Рассмотреть музыкально-выразительные средства, характерные для воплощения основных тематических сфер кантат «на случай»: прославления, эпического повествования и молитвы.

Материалом исследования стали кантаты «на случай», написанные в конце XIX — начале XX века русскими композиторами. Важным при отборе музыкального материала было представить малоизученные произведения таких авторов, как М. А. Балакирев и Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский и С. И. Танеев, А. К. Лядов и А. К. Глазунов, А. С. Аренский и А. Д. Кастальский, М. М. Ипполитов-Иванов и Н. Н. Черепнин. Наряду с кантатами этих композиторов для всестороннего представления о заявленном жанре, потребовалось обратиться к произведениям гораздо менее известных музыкантов, так как именно в этой группе сочинений чаще всего обнаруживаются наиболее типичные жанровые признаки. При этом мы отталкиваемся от высказанного В. М. Жирмунским положения о том, что «для характеристики установившегося в данную эпоху жанрового типа произведения второстепенных писателей могут быть показательнее, чем произведения писателей первоклассных», что «именно поэты второстепенные создают литературную «традицию» «, «способствуют шаблонизации литературного жанра» [76- с. 202]. Поэтому в число анализируемых кантат были включены произведения Э. Ф. Направника, А. В. Никольского и А. А. Егорова, а также некоторые кантаты, написанные ныне вовсе забытыми провинциальными композиторами: В. Д. Беневским (Хорошевич-Терницким), работавшим в Ставрополе, И. И. Тульчиевым — в Пскове, Н. К. Ленцем — в Твери, И. И. Сулковским — в Каменец Подольском, И. В. Прибиком — в Одессе.

Ограничение материала исследования. В работе были рассмотрены партитуры и клавиры кантат «на случай», имеющиеся в Российской государственной библиотеке, научной библиотеке Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, в библиотеке Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Автор исследования не ставил перед собой специальной задачи обнаружить и проанализировать все вышедшие и сохранившиеся в архивах произведения выбранного жанра, хотя их названия приводятся в хронологическом списке.

При составлении хронологического списка русской кантаты были использованы данные из каталогов издательств П. И. Юргенсона, Ю. Циммермана и А. Гутхейля, хранящихся в Российской государственной библиотеке.

Методология исследования потребовала привлечения широкого круга музыковедческих и общенаучных подходов. Среди основополагающих назовем методы искусствоведческого анализа, связанные с изучением поэтики и семантики музыкального произведения (М. Г. Арановский, Н. С. Гуляницкая, В. В. Медушевский, В. Н. Холопова, Е. И. Чигарева, Л. Н. Шаймухаметова и др.). В связи с тем, что центральной является категория «жанра», важную роль при выборе методов исследования сыграли фундаментальные труды по теории жанров отечественных литературоведов и музыковедов (Ю. М. Лотман, В. М. Жирмунский, Б. А. Успенский, М. М. Бахтин, М. Г. Арановский, М. Н. Лобанова, А. Н. Сохор, В. А. Цуккерман, О. В. Соколов и др.). При этом акцент был сделан на тех положениях, которые касаются природы жанра, его стабильных и изменяемых признаков. Важным было также ознакомление с методикой исследования одного из жанров этой эпохи, представленной в работах Ю. В. Москалец о фортепианной сонате, О. Ф. Ендуткиной о симфонической картине. Кроме того, были задействованы методы, связанные с изучением эпистолярного наследия композиторов и деятелей культуры конца XIXначала XX века.

Научная новизна диссертации определяется материалом и ракурсом исследования. Впервые объектом целенаправленного изучения стала одна из разновидностей жанра кантаты — русская кантата «на случай». Автором введены в научный обиход малоизвестные произведения композиторов конца XIX — начала XX века (А. С. Аренского, М. А. Балакирева, А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, Н. Н. Черепнина), что дополняет существующие представления о творчестве этих композиторов. В исследовании содержится анализ кантат ряда забытых композиторов, обращение к именам и произведениям которых представляется важным в историческом контексте. В работе предложена периодизация русской кантаты, опирающаяся на концепцию «диалога культур» Ю. М. Лотмана и представлен наиболее полный в отечественной литературе хронологический список русских кантат, написанных с 1731 по 1917 год.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Кантата «на случай» — одна из устойчивых разновидностей жанра, существующая с момента его возникновения и представленная в разных национальных школах, в том числе и в России.

2. В исследуемый исторический период кантата «на случай» занимала значительное место в культурной жизни как Москвы и Санкт-Петербурга, так и регионов.

3. Данная разновидность жанра имеет круг инвариантных признаков, проявляющихся на уровне литературного текста, формы, музыкально-выразительных средств.

Практическое значение исследования. Материал диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы в учебных курсах истории русской музыки, анализа музыкальных произведений, теории хорового исполнительства, а также для дальнейших научных исследований.

Апробация работы. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре гармонии и сольфеджио Российской академии музыки имени Гнесиных. Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций. По теме диссертации прочитаны доклады на научных конференциях в г. Москве (Государственный центральный музей музыкальной культуры им.

М. И. Глинки, 2005, Союз Московских композиторов, 2009) и в г. Владимире (2006).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и двух приложений. В приложении содержится материал исследования, а также хронологический список русских кантат с 1731 по 1917 год.

Заключение

.

Итак, предметом нашего внимания стала одна из разновидностей жанра кантаты — кантата «на случай». В России конца XIX — начала XX века эти сочинения занимали весьма значительное место, являясь неотъемлемой частью культурной жизни общества. Существовала устойчивая традиция исполнения кантаты на мероприятиях, посвященных различным событиям, начиная от торжеств общегосударственного значения (коронация императора, годовщина военной победы и т. п.) и заканчивая более локальными случаями (открытие памятника, юбилей учебного заведения, поздравление коллег и т. п.).

Многочисленные произведения этого жанра создавались как знаменитыми композиторами, так и малоизвестными. В частности, в исследовании впервые были рассмотрены малоизученные кантаты «на случай» таких композиторов, как А. С. Аренский, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Д. Кастальский, Ц. А. Кюи, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, Н. И. Черепнин. Поскольку работа направлена на исследование жанра, представлялось естественным привлечь максимальное количество музыкальных образцов, включая кантаты ныне забытых композиторов, в произведениях которых весьма ярко проявились типичные жанровые признаки.

Введение

исторического контекста позволило определить место кантаты «на случай» в истории жанра, проследить ее характерные особенности на разных этапах развития. С момента возникновения и на протяжении всей его истории в разных европейских странах, данная разновидность жанра была одной из самых стабильных. Россия в этом плане не стала исключением, о чем свидетельствует приведенный в приложении к работе хронологический список русской кантаты с 1731 по 1917 годы, в котором доминирует именно кантата «на случай».

Ассимиляция кантаты на русской почве происходила в несколько этапов1. Для первого этапа (1730 — 1770-е годы) характерно ознакомление с новой традицией через произведения работающих в России иностранцеввторой этап (1770 — 1880-е годы) связан с овладением и достаточно свободным использованием русскими композиторами «чужого языка» и созданием самостоятельных произведений в рамках жанрана третьем этапе (1880 — 1910;е годы) появляются кантаты, значительно отличающиеся от первоначальной модели жанра. В этот период были созданы такие значительные сочинения как кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С. И. Танеева, «Весна» и «Колокола» С. В. Рахманинова, «Песнь о вещем Олеге» и «Свитезянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Семеро их» С. С. Прокофьева и др. При этом кантата «на случай» в конце XIX — начале XX века в период расцвета русской кантаты остается распространенным и в то же время наиболее консервативным жанром, в определенной степени выполняющим функцию официального панегирика. Жанр на этом этапе обладает устойчивым набором характеристик, что позволяет рассматривать его инвариантные признаки.

По условиям создания и функционирования жанра кантаты выделяются две его разновидности: сочинения «на случай» и произведения, не связанные с какими-либо событиями общественной жизни. Установлено, что именно кантатам «на случай» присуща высокая степень детерминированности жанровых признаков.

Удалось установить, что значимой характеристикой жанра является наличие в тексте кантат трех тематических сфер, типичных для жанров хваления в целом: прославления, эпического повествования и молитвы. Наряду с кантатами, в которых доминирует одна из них, в большинстве сочинений сочетаются все тематические сферы (например, Коронационные кантаты Чайковского и Глазунова).

1 При создании периодизации русской кантаты мы опирались на положения Ю. М. Лотмана о диалоге культур [118].

Формообразование кантат «на случай» в целом неспецифично, широко используются куплетно-вариационная, сквозная (репризная и безре-призная) и трехчастная формы. В то же время степень типизации музыкально-выразительных средств весьма высока, что позволяет сделать вывод о существовании универсального языка, присущего жанру на этом этапе его развития.

Отметим, что выявленные инвариантные признаки характерны не только для кантаты «на случай», но и для жанра в целом. Три обозначенные тематические сферы — прославление, эпическое повествование и молитва — оказываются ключевыми и для произведений, написание которых не было связано с какими-либо событиями. Элемент прославления, гим-ничности явственен, например, в прелюдии-кантате Н. А. Римского-Корсакова «Из Гомера», в кантате С. В. Рахманинова «Весна». Главной в кантатах Н. А. Римского-Корсакова «Свитезянка» и «Песнь о вещем Олеге» является сфера эпического повествования. Среди произведений, посвященных сакральной теме, в которых на первый план выходит сфера мо-литвословия, кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С. И. Танеева, «Братское поминовение» А. Д. Кастальского, «Звездоликий» И. Ф. Стравинского.

За рамками предпринятого исследования оказались вопросы, связанные со спецификой функционирования жанра в послереволюционный период. В советское время кантата «на случай», как жанр официальный, массовый, направленный на безусловное восхваление кого-либо или чего-либо, предполагающий доступный музыкальный язык, была весьма востребованной. Однако со сменой идеологических установок изменились и «случаи» — многочисленные кантаты создавались к съездам партии, юбилею революции, ко дню рождения В. И. Ленина и И. В. Сталина, в честь Красной армии и т. д. Назовем в качестве примеров кантаты «Красной армии» М. М. Черемухина (1933), «Слава советским пилотам» А. Ф. Гедике (1934), «К двадцатилетию октября» С. С. Прокофьева (1937), «Юбилейная.

Октябрьская кантата" С. Н. Василенко (1938), «Здравица» на шестидесятилетие И. В. Сталина С. С. Прокофьева (1939), «Кантата о Сталине» А. В. Александрова (1940), кантата к тридцатилетию ВЛКСМ «Молодость» Я. С. Солодухо (1948). Ряд кантат было создано к восьмисотлетию со дня основания Москвы, которое отмечалось в 1947 году: В. Я. Шебалин «Москва», М. В. Коваль «Звезды Кремля», М. И. Красев «Наша Москва», Н. Я. Мясковский «Кремль ночью» и другие. Отметим, что значение жанра не только не уменьшилось, но даже возросло по сравнению с дореволюционной эпохой. Написание подобных сочинений было для композиторов уже не просто возможностью сохранить нейтралитет с властью, но часто способом выжить. Безусловно, при наличии общих признаков, характерных для поэтики кантаты «на случай», новая трактовка жанра после 1917 года могла бы стать темой отдельного современного исследования, свободного от политических установок.

Предметом для дальнейшего изучения могли бы стать и следующие темы: сравнение жанра кантаты «на случай» в отечественной и европейской традициях, дополнение хронологического списка русских кантат, обнаружение в архивах музыкального материала, не вошедшего в наше исследование — все это может способствовать углублению представлений о таком жанре как кантата «на случай».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. В. А. Моцарт: в 2 ч. / Г. Аберт. — М.: Музыка, 1983−1990. -2 ч.
  2. , С. С. Историческая подвижность категории жанра : опыт периодизации / С. С. Аверинцев // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. — С. 104−116.
  3. , О. Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой / О. Г. Агеева // Отечественная история. — 2006. -№ 2.-С. 11−26.
  4. , Е. В. Европейская культура в имперской России: проникновение, распространение, синтез / Е. В. Алексеева. Екатеринбург: Изд-во УрГИ, 2006. — 263 с.
  5. , Н. Ю. Русская ода: развитие одической формы в ХУП-ХУШ веках / Н. Ю. Алексеева. Спб.: Наука, 2005. — 368 с.
  6. , Г. У. Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве С. И. Танеева / Г. У. Аминова. Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2004. — 140 с.
  7. Анализ вокальных, произведений: уч. пособие / отв. ред. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1988. — 349 с.
  8. , Н. Динамика и статика музыкальной формы / Н. Андреева // Теоретические проблемы музыкальной формы: сб. трудов. Вып. 61. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. — С. 4−20.
  9. , М. Г. Интонация, знак и «новые методы» / М. Г. Аранов-ский // Советская музыка. 1980. — № 10. — С. 99−109.
  10. , М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. — 344 с.
  11. , М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб. статей. М.: Музыка, 1974. -С. 90−128.
  12. , М. Г. Синтаксическая структура мелодии / М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1991. -319 с.
  13. , М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М. Г. Арановский // Музыкальный современник. — Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1987. — С. 5−44.
  14. Аристотель Риторика / Аристотель. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://thelib.ru/books/aristotel/ritorika-read.html. — Загл. с экрана.
  15. , Б. В. Композитор из плеяды славяно-российских бардов: Алексей Николаевич Верстовский // Б. В. Асафьев. Избранные труды. Т. IV. -М.: Изд-во академии наук СССР, 1955. С. 59−62.
  16. , Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. -376 с.
  17. , Б. В. О музыке Чайковского. Избранное / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1972. — 376 с.
  18. , Б. В. О хоровом искусстве / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1980.-215 с.
  19. , Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1979. — 344 с.
  20. , В. В. Жанр гимна / В. В. Афанасьев // Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2003.-С. 13−18.
  21. , М. А. Воспоминания и письма / М. А. Балакирев. Л.: Муз-гиз, 1962.-479 с.
  22. , М. А. Исследования и статьи / М. А. Балакирев. Л.: Муз-гиз, 1962.-445 с.
  23. , M. А. Переписка M. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова / С пред. и прим. проф. С. М. Ляпунова. Петроград: Сириус, 1916.-72 с.
  24. , И. А. Опыт этимологического анализа / И. А. Барсова // Советская музыка. 1985. — № 9. — С. 59−66.
  25. , M. М. Проблемы поэтики Достоевского / M. М. Бахтин. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/01/p5.html. — Загл. с экрана.
  26. , M. М. Эстетика словесного творчества / M. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  27. , И. Ф. Первый сезон Русского Музыкального Общества / И. Ф. Безуглова. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.irms.ru/bezuglova.html. — Загл. с экрана.
  28. , С. Екатеринбургский музыкальный кружок. Галерея портретов / С. Беляев // Урал. 2007. — № 3. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://magazines.russ.rU/ural/2007/3/bel4.html. — Загл. с экрана.
  29. , Г. Б. С. И. Танеев / Г. Б. Бернандт. М.: Музыка, 1983. -288 с.
  30. , В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки: в 2 вып. / В. П. Бобровский. Вып. 1. — М.: Музыка, 1989. -268 с.
  31. , Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха / Э. Бод-ки. М.: Музыка, 1989. — 388 с.
  32. , М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства / М. Ш. Бонфельд. Спб.: Композитор, 2006. — 648 с.
  33. , Г. Ю. «Не с вами он.» (К 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя) / Г. Ю. Борисова // Отечественные записки. — 2002. — № 5. С. 64−78. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/publication/mortgog.shtml. — Загл. с экрана.
  34. , Л. Н. О взаимовлиянии оперы и лирической кантаты в русской музыке рубежа XIX XX веков : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Л. Н. Борисова. — М., 1990. — 204 с.
  35. , В. Н. С. В. Рахманинов / В. Н. Брянцева. М.: Советский композитор, 1976. — 645 с.
  36. , С. А. М. М. Ипполитов-Иванов / С. А. Бугославский. -М.: Музгиз, 1936.-54 с.
  37. , Е. Я. Культура и жанр : Методологические проблемы жанро-образования и жанрового синтеза / Е. Я. Бурлина. — Саратов: Изд-во СГУ, 1987.- 165 с.
  38. , П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского / П. Е. Вайдман. -М.: Музыка, 1988. 174 с.
  39. , С. Н. Воспоминания / С. Н. Василенко. М.: Советский композитор, 1976. — 375 с.
  40. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. В 3-х ч. Ч. 1. Ритмика. Ч. 2, 3. Интонация. Композиция / В. А. Васина-Гроссман. -М.: Музыка, 1972, 1978. -3 ч.
  41. , Н. Н. Коронации в России второй половины XIX века как общественно-политическое явление : дис.. канд. исторических наук: 07. 00 02 / Н. Н. Виноградова. Волгоград, 2004. — 241 с.
  42. , А. М. О некоторых особенностях развития кантаты в России / А. М. Виханская // Невские хоровые ассамблеи: материалы конференции. М.: ВХО, 1984. — С. 141−144.
  43. , Ю. К проблеме семантического инварианта жанра. Контекст жанра Раззюштшк / Ю. Габай // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки: сб. науч. трудов. Л.: ЛГИТ-МиК, 1980.-С. 5−22.
  44. , Б. М. «Цветной слух» и «теория аффектов» (на примере изучения семантики тональностей) / Б. М. Галеев, И. Л. Ванечкина // Языки науки — языки искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 139−143.
  45. , М. А. Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество / М. А. Ганина. Л.: Гос. музыкальное изд-во, 1961. — 390 с.
  46. , М. Л. Историческая поэтика и сравнительное стиховедение (проблема сравнительной метрики) / М. Л. Гаспаров // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения: сб. статей. М.: Наука, 1986. -С. 188−210.
  47. , М. Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Хактери-стики / М. Л. Гаспаров. СПб.: Азбука, 2001. — 476 с.
  48. , Е. В. Гимн у истоков Нового Завета: беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин / Е. В. Герцман. М.: Музыка, 1996.-288 с.
  49. А. К. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2 т. / Ред. Ю. В. Келдыш и др. Л.: Музгиз, 1959−1960.-2 т.
  50. А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное / Сост. М. А. Ганина. М.: Музгиз, 1958. — 550 с.
  51. Глинка в Новоспасском и Смоленске. М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — 120 с.
  52. , С. Е. Музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / С. Е. Горлинская. Курск, 2009. — 202 с.
  53. Городская повседневность в России и на Западе: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во СГУ, 2006. — 216 с.
  54. , Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н. С. Гуляницкая. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 430 с.
  55. , Н. С. Русское «гармоническое пение» (XIX век) / Н. С. Гуляницкая. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. 180 с.
  56. , Н. С. Эволюция тональной системы в начале века / Н. С. Гуляницкая // Русская музыка и XX век. М.: Ин-т искусствознания, 1997.-С. 461−498.
  57. , Е. Э. Духовная музыка М. М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е. Э. Гущина. М., 2008. — 282 с.
  58. , В. Ф. Воспоминания : В 2 т. / В. Ф. Джунковский. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997, 1998. — 2 т.
  59. , Н. К. Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Н. К. Дроздецкая.-М., 2006.- 154 с.
  60. , С. В. Музыкальная риторика в оркестровых сюитах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана / С. В. Дружинин. М., 2002. -182 с.
  61. , Я. С. О риторических приемах в музыке И. С. Баха / Я. С. Друскин. — Спб.: Композитор, 2005. 134 с.
  62. Дьячкова, JL С. Мелодика: уч. пособие по курсу «Мелодика» / JI. С. Дьячкова. М.: ГМГТИ им. Гнесиных, 1985. — 96 с.
  63. , О. Ф. Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX — начала XX веков : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / О. Ф. Ендуткина. — Новосибирск, 2004. 181 с.
  64. , Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора / Б. Б. Ефименкова. М.: Композитор, 2001. — 256 с.
  65. , Б. Б. Ритмика русских традиционных песен : уч. пособие по курсу «Народное музыкальное творчество» / Б. Б. Ефименкова. — М.: Изд-во МГИК, 1993. 151 с.
  66. , Ю. А. А. В. Никольский. Творческий портрет / Ю. А. Ефимова // Научные чтения памяти А. И. Кандинского: Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. -Вып. 59. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2007. с. 146−157.
  67. , В. И. Хор в русской культуре конца XIX начала XX века : дис.. канд. культурологии: 24.00. 04 / В. И. Желудкова. — Саранск, 1999.-150 с.
  68. , В. М. Байрон и Пушкин. Из истории романтической поэмы / В. М. Жирмунский. М.: ACADEMIA, 1924. — 334 с.
  69. Жук, А. Д. Специфика жанров оды и гимна в эпоху романтизма: дис.. канд. филологических наук: 10. 01. 05 / А. Д. Жук. М., 1998. -288 с.
  70. Забытые имена старинной музыки // Старинная музыка. 2005. — №№ 3−4 (29−30).-С. 27−46.
  71. Зак, В. И. Общительный характер популярной интонации / В. И. Зак // Музыкальный современник: сб. статей. — Вып. 6. — М.: Советский композитор, 1987. С. 281−301.
  72. Зак, В. И. О мелодике массовой песни (опыт анализа) / В. И. Зак. М.: Советский композитор, 1979. — 357 с.
  73. , О. И. Риторика и западно-европейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы / О. И. Захарова. М.: Музыка, 1983.-78 с.
  74. , С. Г. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба / С. Г. Зверева. М.: Вуз. кн., 1999. — 239 с.
  75. , М. В. Царская власть и закон о престолонаследии в России / М. В. Зызыкин. София, 1924. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://gosudarstvo.voskres.ru/zz.htm. — Загл. с экрана.
  76. , Е. В. Зинаида Волконская: певица, музыкальный деятель, композитор: дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Е. В. Иванова. -СПб., 2008.-271 с.
  77. Из дневника М. А. Веневитинова // Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. Том 86. — М.: Наука, 1973. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://az.lib.rU/d/dostoewskijfm/text0780.shtml. — Загл. с экрана.
  78. , В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII начала XX века / В. П. Ильин. — М.: Советский композитор, 1985.-232 с.
  79. История русской музыки: в 10 т. / Ю. В. Келдыш и др. М.: Музыка, 1983−2004.- 10 т.
  80. Ипполитов-Иванов, М. М. Письма. Статьи. Воспоминания / М. М. Ипполитов-Иванов / сост. Н. Соколов. М.: Сов. композитор, 1986. — 360 • с.
  81. , Б. Из плеяды начинателей (к 200-летию А. Н. Верстовского) / Б. Каренин // Музыкальная жизнь. 1999. — №. 3. — С. 34−36.
  82. , А. Д. Статьи, воспоминания, материалы / Сост. Д. В. Житомирский. М.: Музгиз, 1960. — 292 с.
  83. , Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском / Н. Д. Кашкин. М.: Музгиз, 1954.-227 с.
  84. , Ю. В. Рахманинов и его время / Ю. В. Келдыш. М.: Музыка, 1973.-470 с.
  85. , Л. В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика / Л. В. Кириллина. — M.: MFK им. П. И. Чайковского, 1996. — 192 с.
  86. , Л. В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л. В. Кириллина. — М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — 224 с.
  87. , Л. В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. 3: Поэтика и стилистика / Л. В. Кириллина. — М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — 376 с.
  88. , В. О. Русская история : полный курс лекций: в 5 т. / В. О. Ключевский. М.: РИПОЛ Классик, 2001. — 5 т.
  89. , Н. Д. Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате «По прочтении псалма»: дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Н. Д. Коваленко. Магнитогорск, 2005. — 223 с.
  90. , И. П. Музыкальная жизнь уральской провинции конца XIX — начала XX веков на примере Пермского края : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / И. П. Козловская. — Новосибирск, 2008. — 322 с.
  91. Кон, Ю. Г. Бах в свете неориторики // Избранные статьи о музыкальном языке / Ю. Г. Кон. СПб.: Композитор, 1994. — С. 95−104.
  92. , В. Д. Ассоциативное и специфичное / В. Д. Конен // Советская музыка. 1966. 12. — С. 10−19.
  93. , В. Д. Театр и симфония : Роль оперы в формировании классической симфонии / В. Д. Конен. М.: Музыка, 1968. — 351 с.
  94. , Л. 3. Творчество С. И. Танеева: историко-стилистическое исследование / Л. 3. Корабельникова. М.: Музыка, 1986.-296 с.
  95. , А. Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность / А. Г. Коробова. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2007.- 173 с.
  96. , В. П. Рубикон Мусоргского: вокальные формы речевого генезиса / В. П. Костарев. Екатеринбург: Ур. гос. консерватория, 1993.-194 с.
  97. , В. П. Строфичность и вокальное формообразование / В. П. Костарев // Советская музыка. 1978. — № 12. — С. 99−102.
  98. , В. П. Функциональная структура разнотемно-строфической формы / В. П. Костарев // Теоретические проблемы музыкальной формы: сб. трудов. Вып. 61. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982.-С. 20−35.
  99. , Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. СПб.: Весь, 2005. — 975 с.
  100. , А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII XX веков: уч. пособие / А. Ю. Кудряшов. — СПб.: Лань, 2006. — 477 с.
  101. , И. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке / И. Лаврентьева // Вопросы музыкальной формы: сб. статей. Вып. 3 / ред.-сост. Вл. Протопопов. — М.: Музыка, 1977. — С. 254−269.
  102. , А. Кантата С. В. Рахманинова «Весна» (хормейстерский исполнительский анализ) / А. Лебединский // Вопросы музыкальной теории и педагогики. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975. -С. 142−165.
  103. , Н. Л. Движение времени и законы жанра / Н. Л. Лейдер-ман. — Свердловск, 1982. 254 с.
  104. , В. М. О реминисценциях стилистики прошлого в русской музыке на рубеже XIX XX веков / В. М. Лензон // Проблемы музыкального стиля. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1982. — С. 58−73.
  105. , Г. А. Музыкальные аффекты в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха / Г. А. Леонова // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко / научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 32. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2001. С. 110−138.
  106. , Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : В 2 т. Т. 1. По XVIII век / Т. Н. Ливанова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Музыка, 1983. — 696 с.
  107. , М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Н. Лобанова. М.: Музыка, 1994. — 320 с.
  108. , М. Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность / М. Н. Лобанова. М.: Советский композитор, 1990. — 224 с.
  109. , Е. Э. Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX начала XX века : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Е. Э. Лобзакова. — Ростов-на-Дону, 2007.- 174 с.
  110. , В. А. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Станчинский): дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / В. А. Логинова. — М., 2002.- 190 с.
  111. , Л. Н. Тональность барокко, какой мы ее слышим сегодня / Л. Н. Логинова // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения: сб. статей МГТС. — Вып. 37. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. — С. 105−113.
  112. , Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.: Искусство, 1970.-384 с.
  113. , Л. А. О мелодии / Л. А. Мазель. М.: Музгиз, 1952. — 300 с.
  114. , Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки / Л. А. Мазель // Интонация и музыкальный образ / ред. Б. М. Ярустовский. М.: Музыка, 1965. — С. 225−264.
  115. , Л. А. Строение музыкальных произведений : учеб. пособие / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1979. — 536 с.
  116. , X. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха / X. Майстер. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009.-112 с.
  117. , В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. — 268 с.
  118. , В. В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций) / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1973. — № 8. — С. 20−29.
  119. , В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  120. , А. В. Музыка в истории культуры: Избранные статьи / А. В. Михайлов. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. — 264 с.
  121. , А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи /
  122. A. В. Михайлов. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/BibliotekaMikhailovBaroque.htm. — Загл. с экрана.
  123. , А. В. Языки-культуры : уч. пособие по культурологи / А.
  124. B. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 1997. — 912 с.
  125. , М. К. А. К. Лядов: очерк жизни и творчества / М. К. Михайлов. Л.: Музыка, 1985. — 206 с.
  126. , М. К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. Л.: Музыка, 1981.-262 с.
  127. , Ю. В. Русская фортепианная соната рубежа XIX XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Ю. В. Москалец. — М., 2004. — 232 с.
  128. , А. Н. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики) / А. Н. Мясоедов. М.: Преет, 1998. — 141 с.
  129. , Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назай-кинский. М: Музыка, 1982. — 319 с.
  130. , Е. В. О константности в восприятии музыки / Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука: сб. ст. Вып. 2. / Сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1973. — С. 59−98.
  131. , Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. — М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
  132. , А. Ф. Цезарь Антонович Кюи / А. Ф. Назаров. М.: Музыка, 1989.-222 с.
  133. , В. Э. Эдуард Францевич Направник и его современники / В. Э. Направник. Л.: Музыка, 1991. — 461 с.
  134. , Э. Ф. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Э. Ф. Направник. Л.: Музгиз, 1959. — 448 с.
  135. , В. Б. Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире» / В. Б. Носина. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991. — 54 с.
  136. , Н. А. Коронация Елизаветы Петровны и ее музыкальное оформление / Н. А. Огаркова // Старинная музыка. 2001. — № 1. — С. 22−25.
  137. , Н. А. Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора: XVIII начало XIX века: дис.. д-ра искусствоведения: 17. 00. 02 / Н. А. Огаркова. — СПб., 2004. — 369 с.
  138. П. «Коронационная кантата» А. К. Глазунова // Русская. музыкальная газета. 1897. -№ 7−8. — С. 1072−1077.
  139. , М. С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение : в 2 т. / М. С. Пекелис. М.: Музыка, 1966, 1973. — 2 т.
  140. , И. Памятник Гоголю: «И видный миру смех, и неведомые ему слезы» / И. Пилишек, В. Бакаляров // Москва и москвичи. 2005. — № 9−10. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.m-mos.ru/10/06.htm. — Загл. с экрана.
  141. П. И. Чайковского и С. И. Танеева. М.: Юргенсон, 1916. -188 с.
  142. , Е. Восторг русской оды и решение темы поэта в русском панегирике 1730−1762 г.г. / Е. Погосян. Тарту, 1997. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/document/535 093.html.- Загл. с экрана.
  143. , Я. Я. И. В. Прибик / Я. Я. Полферов // Советская музыка.- 1935.-№ 2.-С. 94−95.
  144. , Т. В. Основы русской народной музыки / Т. В. Попова. М.: Музыка, 1977.-224 с.
  145. , Д. О. Музыкальный риторизм и композиторская практика XX века : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Д. О. При-сяжнюк. Нижний Новгород, 2004. — 242 с.
  146. , Т. Д. Художественная жизнь центрального Черноземья конца XIX начала XX века / Т. Д. Пронина. — Курск, 2006. — 128 с.
  147. , К. В. Образ просветителя в русской панегирической поэзии XVIII XIX века / К. В. Ратников // Вестник Челябинского университета. Филология. — 2003. — № 1. — С. 35−46.
  148. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1980. — 453 с.
  149. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 5: Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка / Ред.-сост. С. Г. Зверева. М.: Знак, 2006. — 1030 с.
  150. Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира / Под ред. Г. Ю. Стернина. М.: Наука, 1991. — 400 с.
  151. Русская художественная культура конца XIX начала XX века: В 4 т. Т. 1. (1895−1907) Зрелищные искусства и музыка. -М.: Наука, 1968. — 444 с.
  152. Русская художественная культура конца XIX — начала XX века: В 4 т. Т. 3 (1908−1917) Зрелищные искусства. Музыка. М.: Наука, 1977. -514 с.
  153. , Е. А. Мелодия сквозь призму жанра / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание. Вып. 2. — Л.: Музыка, 1980. — С. 35−54.
  154. , Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. — Л.: Музыка, 1977.-160 с.
  155. , В. О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства / В. О. Семенюк. -М.: ООО Издательство «Композитор», 2008. 328 с.
  156. , В. Историко-патриотическая кантата в русской музыке XIX века / В. Симонова // Проблемы жанра в отечественной музыке: сб. трудов. Вып. 143. — М., 1998. — С.54−74.
  157. , Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала XX века / Л. А. Скафтымова. — СПб.: Композитор, 1998. — 255 с.
  158. , JI. А. «Коронационная кантата» А. К. Глазунова / Л. А. Скафтымова // Мифы и миры • Александра Глазунова: сб. статей. — СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. С. 57−67.
  159. Скребкова-Филатова, М. С. Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке / М. С. Скребкова-Филатова // Проблемы музыкального жанра: сб. трудов. Вып. 54. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. — С. 38−54.
  160. Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции / М. С. Скребкова-Филатова. — М.: Музыка, 1985.-285 с.
  161. , О. В. Морфологическая система музыки-и ее художественные жанры: Монография / О. В. Соколов. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994.-220 с.
  162. , С. М. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. -М.: ЭКСМО, 2005. 1022 с.
  163. , П. А. Мусоргский, Шостакович, Свиридов: о церковно-певческих истоках гармонии русской музыки / П. А. Соловьева // Музыковедение. 2007. — № 2. — С. 33−40.
  164. , О. Б. Вариантное развитие и вариантная форма в творчестве П. И. Чайковского: дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / О. Б. Сосновцева. -М., 1997.-260 с.
  165. , А. Н. О массовой музыке / А. Н. Сохор // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. — Л.: Музыка, 1974. — С. 3−31.
  166. , А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы / А. Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М.: Музыка, 1971. С. 292−309.
  167. , А. Н. Ораториально-кантатная и хоровая музыка / А. Н. Сохор // Музыка XX века: Очерки. В 2 ч. Ч. 2. Кн. 3. М.: Музыка, 1980. -С. 312−345.
  168. , JI. А. Жанр кантаты в творчестве советских украинских композиторов : дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Л. А. Спасокукоцкий. — Киев, 1951. — 155 с.
  169. Сперанский-Маршак, А. Антокольский, Стасов, Маршак. (к истории одного стихотворения) / А. Сперанский-Маршак. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://s-marshak.ru/articles/speransky-marshakOl/speransky-marshak01.htm. — Загл. с экрана.
  170. , И. В. Музыкальная форма: уч. пособие / И. В. Способин. -М.: Музыка, 1980.-400 с.
  171. , Ю. С. Язык и метод: к современной философии языка / Ю. С. Степанов. -М.: Языки русской культуры, 1998. 784 с.
  172. , И. В. Слова и музыка: Диалектика семантических связей / И. В. Степанова. М.: Книга и бизнес, 2002. — 286 с.
  173. Стереотипность и творчество в тексте: Межвузовский сб. научн. трудов. — Пермь: Пермский гос. университет, 2004. — 392 с.
  174. , H. Н. Претворение традиций русской Панихиды в «Братском поминовении» А. Д. Кастальского: дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / H. Н. Сыстерова. Магнитогорск, 2004. — 201 с.
  175. , О. М. Николай Николаевич Черепнин: очерк жизни и творчества / О. М. Томпакова. М.: Музыка, 1991. — 108 с.
  176. , И. Г. Интонация и смысл высказывания / И. Г. Торсуева. -M.: URSS, 2009.-110 с.
  177. , Н. В. Чайковский. Великий мастер. 1878−1893 / Н. В. Ту-манина. М.: Наука, 1968. — 487 с.
  178. , Н. В. Чайковский. Путь к мастерству. 1840−1877 / Н. В. Туманина. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. — 559 с.
  179. , Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. — СПб.: Азбука, 2000.-352 с.
  180. , Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление) / Б. А. Успенский. — М.: Языки русской культуры, 1998. 676 с.
  181. , Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века : В 2 т. / Н. Ф. Финдейзен. М.Л.: Музгиз, 1928, 1929.-2 т.
  182. , О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. — М.: Лабиринт, 1997.-445 с.
  183. , Т. Кантата П.И.Чайковского «Москва»: (Не) случайный текст в (не) случайном контексте / Т. Фрумкис // Москва и «московский текст» русской культуры: сб. статей. М.: РГГУ, 1998. — С. 119−136.
  184. , И. Риторика в Барокко и в Романтизме: позиционирование субъекта / И. Ханнанов. Логос. — 2001. — № 3 (29). — С. 166−174.
  185. , Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю. Н. Холопов // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. — С. 52−104.
  186. , В. Н. К вопросу о специфике русского музыкального ритма (Русские музыкальные дактили и пятидольники) / В. Н. Холопова // Проблемы музыкального ритма: сб. статей / Сост. В. Н. Холопова. -М.: Музыка, 1978. С. 164−228. .
  187. , В. Н. Музыка как вид искусства : уч. пособие / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. — 320 с.
  188. , В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тема-тизм: уч. пособие / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2002. — 368 с.
  189. , В. Н. Формы музыкальных произведений : уч. пособие / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2001. — 496 с.
  190. , А. А. Советская оратория и кантата / А. А. Хохловкина. — М.: Музгиз, 1955.-118 с.
  191. , В. А. Анализ музыкальных произведений : сложные формы: уч. пособие / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1984. — 214 с.
  192. , В. А. Анализ музыкальных произведений : вариационная форма: уч. пособие / В. А. Цуккерман. — М.: Музыка, 1974. 242 с.
  193. , Г. М. А. С. Аренский / Г. М. Цыпин. М.: Музыка, 1966. -179 с.
  194. , М. И. Жизнь П. И. Чайковского : в 3 т. / М. И. Чайковский. -М., Л.: П. Юргенсон, 1900−1902. 3 т.
  195. , П. И. Дневники / П. И. Чайковский. М.: «Наш дом -L'age d’homme», 2000. — 296 с.
  196. , П. И. Переписка с П. И. Юргенсоном: в 2 т. / П. И. Чайковский / Ред. писем и комментарий В. А. Жданова и Н. Т. Жегина — вступ. ст. Б. В. Асафьева. М.: Музгиз, 1938, 1952. — 2 т.
  197. , П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: в 3 кн. / П. И. Чайковский. М.: Захаров, 2004. — 3 кн.
  198. , П. И. Письма / П. И. Чайковский, С. И. Танеев / сост. и ред. В. А. Жданов. — М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 558 с.
  199. , H. Н. Воспоминания музыканта / H. Н. Черепнин. Л.: Музыка, 1976.- 128 с.
  200. , Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика / Е. И. Чигарева. М.: УРСС, 2000.-280 с.
  201. , Е. И. О семантике тональностей у А. Шнитке / Е. И. Чигарева // Семантика музыкального языка: материалы научн. конференции. Вып. 3 — М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. — С. 91−96.
  202. , Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова. М.: Гос. институт искусствознания, 1999. — 317 с.
  203. , Jl. Н. Семантический анализ музыкальной темы : уч. пособие / Л. Н. Шаймухаметова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. -265 с.
  204. , А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер. — М.: Классика-XXI, 2002. 801 с.
  205. , Р. К. Оратория и кантата / Р. К. Ширинян. М.: Музгиз, 1960.-40 с.
  206. , М. Путешествия в историю / М. Щербакова // Музыка в библиотеке. 2003. — № 7 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.bibliograf.ru/issues/2003/l 1/18/0/425/. — Загл. с экрана.
  207. , В. М. Жанры русского музыкального фольклора : уч. пособие для муз. вузов и училищ: В 2 ч. 4.1 / В. М. Щуров. М.: Музыка, 2007.-400 с.
  208. , Э. Э. Кантата и оратория / Э. Э. Язовицкая // Очерки по истории русской музыки (1790−1825) / Под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. Л.: Музгиз, 1956. — С. 143−168.
  209. , И. Неизданное письмо А. К. Глазунова / Подг. к печати И. Ямпольский и А. Штейнберг // Советская музыка. 1946. — № 4. — С. 72−73.
  210. Die Musik in Geschichte und Gegenwart: MGG.: allgemeine Enzyklopadie der Music: 21 Bande in 2 Teilen. / begr. von Fr. Blume. Sachteil 4. -Kassel- Basel- Barenreiter, 1996. — 1810 s.
  211. The new Grove Dictionary of music and musicians: in 29 vol. / ed. by S. Sadie. Vol. 5. -London, 2001. — 929 p. л168
Заполнить форму текущей работой