Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы социокультурных трансформаций в теоретическом наследии Франкфуртской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом, история Франкфурктской школы — история движения леворадикальной мысли от марксистского детерминизма к осознанию индивидуальной и общественной жизни как творческой задачи. В странах реального социализма десятилетиями господствовала система, в рамках которой восторженные левые идеи сочетались с крайне-правой, ультраконсервативной бытовой культурой, культурой послушания. Философы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические предпосылки формирования философии культуры Франкфуртской школы
    • 1. 1. Проблемы войны и мира в философских и историко-публицистических концепциях Х1Х-ХХ вв
    • 1. 2. Анализ историко-культурных аспектов развития социокультурных трансформаций начала XXI века
  • ГЛАВА 2. Трансформация культуры как основа фундаментальных социальных изменений
    • 2. 1. Основные характеристики социокультурных трансформаций (понятие «культуры», «социокультурной трансформации» и культурной революции") в марксизме и неомарксизме
    • 2. 2. Европейская модель «культурной революции»
    • 2. 3. Идеи Франкфуртской школы в социокультурных трансформациях в США в период конца 60-х
  • ГЛАВА 3. Рецепция социокультурных идей Франкфуртской школы в России
    • 3. 1. Теоретическое освоение наследия франкфуртской школы в советском марксизме
    • 3. 2. Роль идей Франкфуртской школы в социокультурных преобразованиях в России в период второй половины 80-х
    • 3. 3. Идеи франкфуртской школы в социально-политической мысли постсоветского периода

Проблемы социокультурных трансформаций в теоретическом наследии Франкфуртской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Франкфуртская школа философии и социологии — уникальное явление в культуре XX века. Историко-культурный анализ основных идей, выдвинутых представителями данного течения, наряду с выявлением праксеологической роли этих идей в жизни общества, позволяет глубже понять фундаментальные текущие проблемы социокультурной динамики. Их актуальность определяется, главным образом, возможностью выделения базовых моделей социокультурной трансформации, неразрывно связанных с расширением поля и результативности научных поисков в сфере социогуманитарного знания. С другой стороны в философии Франкфурской школы, исследуется интенциональная составляющая социально-политического процесса. Соответственно, перед современным исследователем, в качестве сверхзадачи историко-культурного анализа выступает рассмотрение возможностей и перспектив устойчивого развития конкретных цивилизационных образований (США, Россия, страны ЕС).

Традиционно Франкфуртскую школу причисляют к неомарксистскому направлению, хотя в работах ее представителей можно обнаружить следы разнообразных влияний. Философы школы — Т. Адорно, М. Хоркхаймер и Г. Маркузе — внесли несомненный вклад в разработку таких категорий, как «отчуждение», «тоталитарность», «одномерность человека», «господство технократии», «экологические проблемы» и т. д. Исследование специфически культурологического «измерения» данных категорий — одно из востребованных на сегодняшний день направлений научного поиска. Избранный ракурс позволяет, помимо прочего, проследить влияние перечисленных концептов на обсуждение темы социального и духовного смысла культуры, а также на системное рассмотрение перспектив ее дальнейшего развития в современной культурологической и социально-политической мысли.

Франкфуртской школой была разработана специфическая теория общества и истории, которая занимала доминирующие позиции в неомарксизме на протяжении 1960;70х годов. Неомарксистская постановка проблемы культурной гегемонии в большей степени, чем какие-либо другие неомарксистские теоретические построения, определяла дискуссии вокруг «марксистской теории революции» на протяжении 1970;1980;х годов. В настоящее время она служит отправным пунктом в дискуссиях по проблемам культурной гегемонии в современных радикальных трансформациях. Таким образом, концепции культуры и культурной гегемонии М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузе определили поле для интенсивных дискуссий по проблеме места культуры в современных социокультурных трансформациях, а также стимулировали развитие междисциплинарных эмпирически ориентированных направлений (французская школа анализа дискурса, неограмшианский политический анализ и, особенно, британская школа «исследований культуры» (cultural studies, главой которой был С. Холл).

Поэтому, концепции М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузе интересны не только с «архивной» точки зрения. На сегодня можно констатировать возрастание их воздействия на теоретическую и (что не менее важно) практическую составляющие современной системы культуры.

Дополнительную актуальность проблематике диссертации придает обращение к теме влияния научных и идеологических подходов, получивших развитие в трудах франкфуртцев, на новую и новейшую леворадикальную мысль. Резонанс последней в социуме заметно усилился за последнее десятилетие. Данные идеи, нередко становясь ее духовной и методологической основой, параллельно проецировались и на более широкий круг социально-политических и культурологических вопросов, благодаря чему приобретали возрастающую массовую аудиторию. Взаимосвязь маргинальных, по сути, адептов «радикальных трансформаций» со слабо политизированными социальными слоями, объединявшими «просто мыслящий людей», — один из парадоксов того общественного резонанса, который имели научные «диагнозы» Франкфуртской школы в XX веке.

Рассматривая философию как действенный инструмент социальной критики, представители Франкфуртской школы сумели выявить существенные характеристики массового общества и культуры эпохи позднего капитализма, показать определяющие тенденции позитивного и негативного плана, сопряженные с данными феноменами. Немалое значение имеет и тот факт, что теоретические подходы Франкфуртской школы оказались изоморфны тенденциям глобализации и тем процессам, которые заявили о себе в ходе «цветных» революций в Югославии, Грузии, Киргизии и на Украине.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что в современной социальной философии возрос интерес к теоретическому осмыслению феномена социокультурной трансформации, получившему развернутое воплощение в философии Франкфуртской школы, к реформированию общества и психологической адаптации составляющих его индивидов к новым условиям.

Степень разработанности темы.

Теоретическое наследие Франкфуртской школы привлекает внимание многих зарубежных и отечественных исследователей. В то же время в культурологической литературе, несмотря на обилие философских изданий, освещающих эволюцию идей школы, вопрос о роли культуры в социокультурных трансформациях, как в наследии, так и содержании философского дискурса пока не нашел должного всестороннего рассмотрения. Это обусловило выбор темы исследования, охватывающей особенности эволюции социально-философских воззрений ведущих представителей Франкфуртской школы.

Формулирование проблемы и логика исследования поставили автора перед необходимостью обращения к нескольким принципиально различающимся областям знаний и произвести анализ нескольких трупп источников.

Первая группа включает в себя непосредственно труды философов.

2 з.

Франкфуртской школы: М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузе. В состав школы входили также Э. Фромм, В. Беньямин и Ю. Хабермас. Но именно с первыми тремя именами (М. Хоркхаймер, Т. Адорно и Г. Маркузе) связывают те социокультурные преобразования, которые имели место в США, Европе и России.

Вторая группа источников связана с проблематикой осмысления предпосылок формирования философии культуры Франкфуртской школы. Значительными для нас в этом плане являются труды К. Маркса4, Ф. Энгельса5, К. Каутского6, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, JL Д. Троцкого. Другими источниками, оказавшими огромное влияние на формирование философских взглядов Франкфуртской школы, являются представители.

7 8 западного марксизма": Д. Лукач, А. Грамши, К. Корш.

Третья группа источников представляет собой труды, посвященные изучению теоретического наследия Франкфуртской школы. Особое значение с точки зрения предмета нашего исследования имеют работы по истории Франкфуртской школы, принадлежавшие авторам, заставших в живых самих «франкфурцев» в конце 1960;х гг. — Мартину Джею9 и Рольфу Виггерсхаузу, а также на капитальные исследования, посвященные политической биографии Д. Лукача и его интеллектуальной эволюции (до 1930 г.), подготовленные Иоргом Каммлером и Паулем Брайсоном совместно с Эндрю Арато.

1 Хоркхаймер M., Адорно Т. Диалектика Просвещения — СПб.: Медиум, Ювента, 1997.

2 Адорно Т. Негативная диалектика. — М.: Научный мир, 2003.

3 Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: Издательство «REFL-book», 1994.

4 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. — М.: Политиздат, 1975.

5 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — M.: Политиздат, 1983.

6 Каутский К. Диктатура пролетариата — Екатеринославское издательство «Наука», 1919.

7 Лукач Д. История и классовое сознание. — M.: Издательство: Логос-Альтера, 2003.

8 Грамши А. Искусство и политика — М.: Искусство, 1991.

9 Jay M. The Dialectical Imagination. A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research. 1923;1950. 2 td. Berkley: University of California Press, 1996.

Отдельную группу источников составляют авторы, работы которых непосредственно связаны с проблематикой осмысления социокультурного процесса в рамках классической и современной философской, исторической, социологической мысли, а также в рамках собственно современной культурологии.

Проблематика специального анализа социокультурных трансформаций в историческом развитии культуры в отечественной и зарубежной культурологии оформилась сравнительно недавно. Если долгое время культурные целостности исследовались в неком статичном состоянии, то современных исследователей культуры все больше начинают привлекать проблемы морфогенеза, трансформации культуры, то есть, культурной динамики и, в частности, моменты наиболее напряженного динамизма — переходные состояния культуры. Напрямую с феноменом социокультурных трансформаций в развитии культуры культурологи столкнулись при попытке осмыслить Возрождение как определенный этап в духовном развитии Европы, а в ряде случаев — и всего человечества. Значительными для нас в этом плане являются труды философов и культурологов: Ф. Ницше10, Г.

11 12 13.

Гегеля, П. А. Сорокина, А. Дж. Тойнби, О. ШпенглераB.C. Библера, JI.H. Гумилева14, И.В. Кондакова15, Ю.М. Лотмана16, JI.M. Баткина17, А .Я. Гуревича18 и др.

Определенные характеристики понимания социально-критической миссии философии на различных этапах эволюции Франкфуртской школы.

19 «>о 21 нашли отражение в трудах М. Гангла, Г. БеденпГ, Р. Бутильоне, К.

10 Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1990.

11 Гегель Г. Философия права. —М.: Мысль, 1990.

12 Тойнби Л. Дж. Постижение истории. — M.: Прогресс, 1990.

13 Библер B.C. От наукоучения — к логике кульуры. — М.: Политиздат, 1991.

14 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

15 Кондаков И. В. Контрапункт: две линии в развитии русской культуры: Славянофилы и революционные демократы // Рус. лит. 1991. № 3. С. 3−24.

16 Лотман Ю. М. История и типология русской литературы — С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2002.

17 Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. — М.: РГГУ, 2000.

18 Гурвич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — M.: Искусство, 1990.

19 GangI М. Politische Okonomie und kritische Theorie: ein Beitrag zur theoretischen Entwicklung der Frankfurter Schule. Frankfurt am MainNew York, 1987.

Бэйнса, А. Димитровича22, А. Клеменса23, А. Финберга24, А. Хоннета25 и др. Вместе с тем, проблема эволюции воззрений представителей Франкфуртской школы на социально-критическую функцию философии и ее роль в системе культуры не получила пока достаточного подробного освещения.

В кругу отечественных авторов, пишущих о философах Франкфуртской школы, безусловно выделяются, как по количеству написанного, так и по последовательности критических претензий к теоретическим построениям Т. Адорно, М. Хоркхаймера и их.

Л/" единомышленников, работы известных философов Ю. Н. Давыдова и.

1 «7.

Б.Н.Бессонова". Не будет большим преувеличением сказать, что именно благодаря их многочисленным книгам и статьям начиная с 1970 —х и вплоть до середины 1990;х гг. большинство заинтересованных российских ученых знакомились с работами мыслителей Франкфуртской школы. Особенно показательны в этом смысле работы, вышедшие в СССР и странах соцлагеря. (И.С. Нарского, А. Груненберга, Р. Штайгервальда и др.) Известно, что на понимание идей Франкфуртской школы в отечественной литературе советского периода значительное влияние оказывала идеологическая установка, связанная с отвержением любых неортодоксальных прочтений марксизма и творческих вариантов его обновления в свете изменения социокультурного и мировоззренческого климата эпохи. Сходная трактовка социальной философии Франкфуртской школы обнаруживается и у зарубежных философов-марксистов из стран социалистического блока.

Большую роль в формировании отечественной историографии марксизма и неомарксизма XX столетия, безусловно, сыграли работы.

20 Bedeschi G. Introduzione a la Scuola di Francoforte. Roma, 1985.

21 Buttiglione R. La crisi dell’economia marxista: gli inizi della Scuola di Franco forte. Roma, 1979.

22 Demirovi’c A. Der nonkonformistische Intel lektuelle: die Entwicklung der Kritischen Theorie zur Frank flirter Schule. Frankfurt am Main, 1999.

23 Clemens A. Die Intellektuelle Griindung der Bundesrepublik: eine Wirkungsgeschichte der Frankfurter Schule. FrankfurtNew York, 1999.

24 Feenberg A. Lukacs, Marx, and the sources of critical theory. New York, 1986.

25 Honneth A. Kritik der Macht: Reflexionsstufen einer kritischen Geselschaftstheorie. Frankfurt: Suhrkamp, 1985. S. 115−120.

26 Давыдов ЮН. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. — M.: «Мысль», 1977.

27 Бессонова Б. Н. Анти, марксизм под флагом «неомарксизма» — М.: «Мысль», 1978. уральских философов рубежа 1980;1990;х гг.: Скоробогатова В. Н., пп.

Вершинина С. Б, Шульца B. JI, Гайды А. В., и др.

В последние двадцать лет, еще в период до начала перестройки, а потом и в перестроечную эпоху, появились исследования, в которых был дан достаточно серьезный анализ идейной эволюции Франкфуртской школы, выявлены важные моменты, сопряженные с трактовкой ее представителями социальнокритической теории философии. Именно этим отличаются труды П.П. Гайденко29, И.Б. Роднянской30, И.П.Фарман31 и др.

Позднее появились также интересные работы отечественных авторов, ориентированные на изучение неомарксизма Франкфуртской школы. В трудах Б.В. Маркова32, Н.В. Мотрошиловой33, Т.И. Ойзермана34, E.JI. Петренко35, В. Н. Фурса, B.C. Глаголев36, И.П.Фарман37, B.JI. Шульца и других авторов присутствует достаточно содержательный анализ отдельных аспектов понимания теоретиками этой версии неомарксизма. Отечественные исследователи сегодня чрезвычайно близки в своих выводах зарубежным аналитикам эволюции неомарксизма.

В 1990;е гг. круг уже практически необозримой литературы о философии Франкфуртской школы пополнился целым рядом значительных сочинений, из которых необходимо выделить монографии А. С. Стыкалина, Ю. Бендель, Г. Тиханова (о Лукаче) и А. Демировича о судьбе «критической теории» после 1945 г. Появившиеся уже в «перестроечное» время монографии о А. Грамши (М. Грецкий, В. Мушинский и другие) так же.

28 Гайда А. В., Вершинин СБ., Шульц BJL Коммуникация и эмансипация: критика методологических основ социальной концепции Ю.Хабермаса. — Свердловск, 1998.

29 Гайденко Ю. Н. История и рациональность — М.: Политиздат, 1991.

30 Роднянская И. Б. Социология контркультуры. — М.: Политиздат, 1980.

31 Фарман И. П. Теория познания и философия культуры — М.:Наука, 1986.

32 Марков Б. В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — Ст.-Петербург, 2000.

33 Мотрошилова Н. В. О лекциях Ю. Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность — М.: Наука, 1992.

34 Оизерман Т. И. Апология ревизионизма — М.: Политиздат, 2006.

35 Петренко Е.Л. Ю. Хабермас размышляет о модерне // Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне — M.: Наука, 2003.

36 Глаголев B.C. Этносоциальное и конфессиональное в политических культурах // Философия мировой политики. Актуальные проблемы. — M.: Из-во МГИМО, 2000.

37 Фарман И. П. Социально-культурные проекты Ю. Хабермаса — M.: Институт философии РАН, 1999. представляют интерес для настоящего исследования. При этом в нашей литературе практически не изучены подходы к анализу социокультурных трансформаций, основывающиеся на идеях Т. Адорно, М. Хоркхаймера и Г. Маркузе. Таким образом, налицо недостаточность изученности в отечественной литературе значительных направлений неомарксистской идеологии.

Исходя из вышеизложенного, объектом исследования является философское наследие ведущих представителей Франкфуртской школы. Предмет исследования — концептуализация культуры, основывающаяся на идеях А. Грамши, М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузе, выявление исторического фона и ее связей с эпистемологическими и социально-теоретическими экспектациями эпохи.

Цель исследования — историко-культурный анализ концепций философии культуры Франкфуртской школы и оценка их возможностей в развитии современной культурологической теории. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Определение границ и специфики собственно марксистской проблематики в области культуры и идеологии в философском наследии Франкфуртской школы через анализ соотношения культурологических идей классического марксизма и неомарксизма (Д. Лукач, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др.);

2. Анализ концепций «культурной гегемонии» А. Грамши, М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузе, относящихся к проблематике социокультурной трансформации, в сопоставлении со спектром позиций, представленных в дискуссиях о значении культуры для поддержания социального порядка;

3. Раскрытие содержания теории революций, разработанной представителями Франкфуртской школой, рассмотрение влияния этой теории на идеологемы современного мирового процесса;

4. Оценка потенциала реформационного процесса и перспектив современного российского либерализма, латентно ориентирующегося на идеи Франкфуртской школы;

Основная гипотеза исследования. Поскольку характерной особенностью XX века является переход общественной жизни от стихийного процесса к управляемому, в современном мире возросло значение социокультурной проективности, а также контроля за • ходом социокультурных трансформаций. При этом наблюдается изменение их динамики, ознаменованное переходом от основанных на насилии радикальных трансформаций — к трансформациям нового типа, протекающим без видимого насилия и кровопролитных столкновений противостоящих друг другу общественных сил. В результате этого большинство современных проблем российской действительности глубинно связаны с описанной выше динамикой социокультурных трансформаций, и не могут быть решены без определенной ее реализации.

Проблема настоящего исследования формулируется как противоречие между необходимостью адекватного научного (объективного и рационального) познания основных тенденций социокультурных преобразований в России конца XX — начала XXI века и недостаточной системностью осмысления этого состояния представителями отдельных гуманитарных дисциплин.

Теоретические основы исследования. Специфика исследуемой проблематики требует использовать комплексный историко-культурологический подход, представляющий собой синтез различных теоретико-методологических оснований. На наш взгляд, при решении поставленных исследовательских задач необходимо, прежде всего, обратиться, к учению о культуре и социокультурных преобразованиях, оо представленному в трудах отечественных авторов — В. А. Вазюлина, В.М. Межуева39, А. Зиновьева40, С. Кара-Мурзы41, Ю. Лотмана42, А. Н. Дмитриева. Характерной чертой названных авторов является их ориентация на.

38 Вазюлин В. А. Логика «капитала» Карла Маркса. — М.: Современный гуманитарный университет, 2002.

39 Межусв В. М. Маркс против Марксизма. — М.: Культурная революция, 2007.

40 Зиновьев А. А. Гибель русского коммунизма. — M.: ЗАО Изд-во Центр пол и граф, 2001.

41 Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект — М.: Алгоритм, 2002.

42 Лотман IO.M. Семиосфера. — СПб.: «Искусство», 2001. выработку конкретных практических рекомендаций в сфере культурной политики российского государства.

Значительный вклад в разработку историко-культурологического подхода внесли авторы, чья научная судьба связана с Государственной академией славянской культуры. Среди них — И.К. Кучмаева43, М. Н. Громов, А.С. Панарин44, М. В. Силантьева, 45 В.И. Шамшурин46 и др.

Кроме того, теоретико-методологической базу данной работы дополняют публикации и монографии по проблемам социокультурных преобразований, истории, социальной политике, многочисленные публикации зарубежной (прежде всего американской и немецкой) и российской прессы. Подчеркнем: тематика современного состояния проблемы социокультурных трансформаций является сравнительно новой для российских политических реалий. Здесь пока немного специализированных исследований, детально анализирующих источники. Автор диссертации дополнил имеющиеся наработки, осуществив самостоятельное исследование и анализ широкого круга литературы, в том числе документальной. I.

Методологическую основу диссертации определила совокупность разработанных в культурологии и философии парадигм общественного развития и становления, подходов к изучению отдельных сторон процесса социальных изменений, способов, методов и принципов организации философского, исторического и культурологического знания, дающих возможность эффективного изучения социокультурных трансформаций в качестве предмета диссертационного исследования.

Поставленные в работе цель и задачи обусловили выбор следующих методов исследования: историко-культурного, историко-теоретического,.

43 Кучмаева И. К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры — M.: ГАСК, 2006.

44 Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. — M.: Эдиториал УРСС, 1999.

45 Силантьева М. В. Экзистенциальная диалектика Н. Бердяева и проблема глобализации /Материалы Международного философского конгресса. (Стамбул, Турция, 2003)// «Философский пароход». «Философия лицом к мировым проблемам». Доклады российских участников. Краснодар — М., 2004.

46 Шамшурин В. И. «Гуманитарная» социология: новые ориентиры и старые проблемы // Социологические исследования. 1992. № 2. сравнительного и системного анализа, научного обобщения и принципа историзма.

Научная новизна исследования. Диссертация восполняет пробелы отечественных исследований проблемы социокультурных трансформаций в рамках дискурсивного и прикладного культурологического анализа в качестве относительно самостоятельного предмета наследия Франкфуртской школы.

Основные результаты диссертационного исследования, позволяющие судить о его научной новизне, состоят в следующем: рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к исследованию сущности социокультурных трансформаций в связи с современным историко-культурным контекстомконкретизировано определение и дан сравнительный анализ терминов «социокультурные трансформации», «культура» и «культурная революция»;

— продемонстрирована актуальность идей Франкфуртской школы в области социокультурных преобразований, выявлена их специфика по сравнению с моделями социокультурных преобразований, доминирующими сегодня в отечественной культурологии;

— проанализирована теория культурной гегемонии школы А. Грамши, М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузепоказано, что в этой теории преодолевается ограниченность концепции «ложного сознания» и экономического детерминизма классического марксизма и подчеркивается социально-историческая «эффективность» опоры на культурууказано, что концепция культурной гегемонии А. Грамши и его последователей, в качестве определенной политтехнологи, развивает идеи М. Хоркхаймера и Г. Маркузе, касающиеся сущности социокультурной трансформации;

— в функции наиболее продуктивного направления концептуализации культурной гегемонии представлен синтез концепции гегемонии А. Грамши, идей критической теории М. Хоркхаймера и Т. Адорно, теория «внутреннего пролетариата» Г. Маркузе в современном неомарксизме. На примере так называемой «дискурсивной концепции культурной гегемонии» продемонстрирована продуктивность данного синтеза для целостного нередукционистского анализа конкретно-исторических ситуаций;

— проанализирована исследовательская практика критической теории, в которой неомарксистское понятие «культурной гегемонии» служит ключевым концептуальным средством конкретных исследований современного состояния общества;

— установлена зависимость между социокультурными преобразованиями и возможными сценариями дальнейшего развития трансформационных процессов в современном российском обществе;

— трансформационные процессы в России рассмотрены с позиций, сформулированных представителями Франкфуртской школыопределены причины и последствия фундаментальных социокультурных преобразований, указаны необходимые направления культурной политики в современном российском обществе.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и результаты позволяют дополнить картину развития современной социально-философской и культурологической мысли в России и за рубежом. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в конкретном культурологическом, философском и политологическом анализе социокультурных процессов российского общества, в обсуждении перспектив марксистской и неомарксистской социальной теории в современных условиях. Материалы представленного исследования могут использоваться при разработке программ учебных курсов и пособий по истории культуры, философии культуры, политической культурологии и войти в содержание преподавания культурологических дисциплин.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации были доложены на совместных заседаниях кафедр культурологии и философии.

Государственной академии славянской культуры, на V Конвенте Российской ассоциации международных исследований (2008). Был прочитан спецкурс «Проблемы культуры в теоретическом наследии Франкфуртской школы» (ГАСК, 2008). По теме диссертации написана монография и опубликованы 3 научных статьи в журнале «Вопросы культурологии».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии ГАСК 8 октября 2008 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Философия Франкфуртской школы оказала сильное влияние на современное общество, и очевидно, что её- появление и развитие не были случайны. Без анализа концепций этого философского течения невозможно понять историю современного Запада, круг вопросов и проблем, интересовавший мыслящих людей на протяжении XX века и интересующий их до сих пор. Построения теоретиков школы содержат достаточно глубокий анализ общества и культуры современности, перспектив, открывающихся перед человечеством в эпоху глобализации. Философы Франкфуртской школы внесли несомненный теоретический вклад в разработку таких тем как отчуждение, тоталитарность, «одномерность» человека, господство технократии, экологические проблемы и т. д.

Рассматривая философию как в первую очередь действенный инструмент социальной критики, представители Франкфуртской школы сумели выявить существенные характеристики массового общества и культуры эпохи позднего капитализма, показать определяющие тенденции позитивного и негативного плана, сопряженные с феноменом глобализации. Франкфурцы обосновали в теоретическом плане необходимость осмысления тенденций мирового развития, формирования и развития разнообразных типов личности и культуры. В качестве своей основной темы, они выдвинули проблематику социальной философии и социального анализа культуры (науки, искусства и т. д.), крайне остро встававшую на Западе с конца 50-х годов. Поставленная ими проблема культурной гегемонии в большей степени, чем какие-либо другие теоретические построения, определяла дискуссии вокруг «марксистской теории революции» на протяжении 19 701 980;х годов и в настоящее время служит отправным пунктом в дискуссиях по проблемам культурной гегемонии, современной революции и идентичности.

Концепции Франкфуртской школы, представшие в качестве современной формы новорадикального сознания, акцентировали в культуре Запада целый ряд новых мировоззренческих установок и ценностных комплексов, которые способствовали окончательному формированию важных идеологических процессов. В религиозно-философской области, идеи франкфурцев способствовали усилению антирелигиозных антиидеалистических тенденций. В общественно-политической они способствовали углублению антибуржуазных и антииндивидуалистических умонастроений. Программа идей, разработанных Франкфуртской школой стала основой идеологии движения «новых» левых. Её- философия глубоко повлияла на сознание бунтующей молодежи, которая в конце 60-начале 70-х годов оказалась в центре социальных движений протеста на Западе.

В целом, история Франкфурктской школы — история движения леворадикальной мысли от марксистского детерминизма к осознанию индивидуальной и общественной жизни как творческой задачи. В странах реального социализма десятилетиями господствовала система, в рамках которой восторженные левые идеи сочетались с крайне-правой, ультраконсервативной бытовой культурой, культурой послушания. Философы из Франкфурта не только заявили о несовместимости идей «освобождения угнетенных» с полицейским, тоталитарным государством, но попытались обосновать возможность сосуществования свободных людей, исключающую не одни экономические, но и любые иные формы подавления. И пусть нерепрессивное общество нынче выглядит не меньшей утопией, нежели общество социальной справедливости, каждый отдельный человек имеет все основания стремиться к созданию вокруг себя нерепрессивной социальной среды. И в этом тоже заслуга немецких неомарксистов.

В то же время, можно говорить о трагедии Франкфуртской школы и неомарксизма. Почти всё- их мысли и предупреждения, с которыми они обращались к современному обществу, почти все было изучено и использовано в противоположных целях. Для подавления здравого смысла, для принижения человека, для эффективной манипуляции его сознанием, для усиления гегемонии современного капитализма. Философы Франкфуртской школы потратив время и силы создали блестящую теорию развития капитализма и современного общества. Но виднейшие западные политологи и идеологи по крупицам собрали и переработали теоретическое наследие Франкфуртской школы и использовали в борьбе за гегемонии в мире. Ежегодно философии культуры Франкфуртской школы посвящается больше десятка диссертаций в США, регулярно собираются научные конференции. Но в СССР, как и в современной России, недостаточно изучены концепции «критической теории общества» Герберта Маркузе и «современных радикальных революциях».

Культурологические и философские теории не могут быть долговечными. От марксизма осталась живой только экономическая теория капитализма, преимущественно раннего. Такая же судьба ожидает, вероятно и «критическую теорию» Франкфуртской школы. Современный мир слишком быстро изменяется, и наверняка уже философы создают новые социологические построения, которые объясняют глобальную угрозу панисламизма, невообразимую ранее вспышку тотального терроризма. Но новые теоретики не смогут уже никогда пренебречь мыслями и опытом выдающихся ученых Франкфуртской школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. Перевод с английского — М.: Интер-Версо, 1991.
  2. Т.В. Введение в социологию музыки. Вып. 1−11 М., 1973.
  3. Т. Негативная диалектика. — М.: Научный мир, 2003.
  4. Р. Мнимый марксизм. М.: Прогресс, 1993.
  5. .Н. Антимарксизм под флагом «неомарксизма» М.: Наука, 1978.
  6. .Н. Несостоятельность «критической теории» Г. Маркузе // «Политическое самообразование». 1971. № 9.
  7. Э. Я. Воображение и революция // «Вопросы философии». 1972. № 1.
  8. П. Дж. Смерть Запада. — М.: Издательство «АСТ», 2003.
  9. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1997.
  10. Н.М. Критика некоторых современных фальсификаций социального детерминизма К. Маркса // «Вестник МГУ». 1964. № 2.
  11. B.C. Проблемы итальянского Рисорджементо в теоретических трудах А. Грамши // «Новая и новейшая история». 1958. № 6.
  12. Е.В. Культура и общество (вопросы истории и теории) М.: Издательство МГУ, 1978.
  13. B.C. Самостояние человека. «Предметная деятельность» в концепции Маркса и само детерминация индивида. Кемерово, 1993.
  14. В.А. Логика «Капитала» Карла Маркса. — М.: Современный гуманитарный университет, 2002.
  15. С. Марксистская эстетика и проблемы реализма. М.:Советский писатель, 1964.
  16. Е.А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категории культуры. Теоретико-методол. аспект Новосибирск, 1983.
  17. Е. Герберт Маркузе — философ дезориентирующего радикализма // «Философские науки». 1969. № 3.
  18. В. Левореволюционное подполье в Ленинграде в 70-е годы // Прямое действие. 1996. № 5.
  19. Гедё- А. Критика «гуманистически-экзистенциалистской» интерпретации Маркса Фроммом // «Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки» М., 1970.
  20. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т.4 М.: Соцэкгиз, 1959.
  21. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т.1. М.: Мысль, 1970.
  22. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1 М.: Мысль, 1975.
  23. А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Политиздат, 1991.
  24. М.Н. Антонио Грамши политик и философ. — М.: Наука, 1991.
  25. И.В. Исторические взгляды Антонио Грамши М.:МГУ 1978.
  26. В. В. Развитие В.И.Лениным марксистской теории культуры (Советский период) М.: Искусство, 1985.
  27. Н.В. Диалектика прогресса культуры Киев, 1987.
  28. . Утопия и обман М.: Знак, 1993.
  29. Д.П. Ошибки гения самые опасные. Развитие теории Маркса и ее изъяны. М.: Наука, 1995-
  30. А.Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920−1930-е гг.) — М.: Летний сад, 2004.
  31. Ю.Н. Критика социально философских воззрений Франкфуртской школы.- М.: Наука, 1977.
  32. Э. Я., Антонио Грамши о крестьянском вопросе в Италии // «Вопросы философии». 1950. № 1.
  33. Д. Музыкальная культура и современность в зеркале эстетики Т. Адорно // «Вопросы философии». 1968. № 3.
  34. А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма -М.:Центрполиграф, 1994.
  35. Ю.А., Мотрошилова Н. В. «Новые левые» их мысли и настроения // «Вопросы философии». 1971. № 4.
  36. М. 1968. Год, который потряс мир. М.: ACT МОСКВА, 2008.
  37. .Ю. Марксизм. Не рекомендовано для обучения. — М.: Алгоритм, 2008.
  38. .Ю. Политология революции — М.: Алгоритм, 2007.
  39. Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект — М.: Алгоритм, 2002.
  40. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  41. К. Диктатура пролетариата — Екатеринославское издательство «Наука», 1919.
  42. Р., Печенев В. Куда ведет молодежь философия Маркузе // «Молодой коммунист». 1969. № 1.
  43. Ф. Философия и политика // «Коммунист». 1970. № 17.
  44. Культура, творчество, человек М.: Молодая гвардия, 1970.
  45. Критика немарксистских концепций диалектики XX века М.: Политиздат, 1988.
  46. К вечному миру И. Канта М.: Московский рабочий, 1989.
  47. Ю.М. Семиосфера. — СПб.: «Искусство», 2001.
  48. Д. История и классовое сознание. — М.: Издательство: Логос-Альтера, 2003.
  49. . Р. Антонио Грамши М.: Издательство Академии наук, 1963.
  50. С.А. Очерки по истории русской философии М.: Канон, 1996.
  51. М.А. Философия искусства К. Маркса //Лифшиц М. А. Собр соч.: В 3 т. М., 1984.
  52. Межу ев В. М. Маркс против Марксизма. — М.: Культурная революция, 2007.
  53. К. Ф., Великая Октябрьская социалистическая революция и проблемы рабочего движения Италии в работах А. Грамши 1919−1920 гг. // «Новая и новейшая история». 1957. № 2.
  54. В .М. Культура и история (Проблема культуры в философско-истор. теории марксизма) М.: Наука, 1977.
  55. К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
  56. А.В. Концепция произведения искусства у Т. Адорно // «О современной буржуазной эстетики» М.: Искусство, 1972.
  57. Г. Одномерный человек. — М.: Издательство «REFL-book», 1994.
  58. К. Капитал. Критика политической экономии. — М.: Политиздат, 1975.
  59. Г. Эрос и цивилизация Киев: Port-Royal, 1995.
  60. Марксизм: pro и contra М.: Республика, 1992.
  61. В.П. Марксизм: идея и власть Ростов-на -Дону, 1992.
  62. И.С. Проблема отрицания и «негативная» диалектика Т. Адорно // «Философские науки». 1973. № 3.
  63. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990.
  64. Неомарксизм и проблемы социологии культуры М.: Наука, 1980.
  65. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистич. анализа М.: Мысль, 1984.
  66. К. Что такое диалектика? //Вопросы философии. 1995. № 1.
  67. А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  68. Стародубовская И.В., May В. А. Великие революции. От Кромвеля до Путина — М.: Вагриус, 2004.
  69. П. Гегель М.: ACT, 2007.
  70. Социальная философия Франкфуртской школы Прага, 1978.
  71. В.В. По ту сторону марксизма Свердловск, 1991.
  72. Г. Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т.В. Адорно) Алма-Ата, 1990.
  73. И.П. «Франкфуртская» школа": возникновение и основные вехи деятельности (Критический очерк) // «Философские науки». 1972. № 3.
  74. Ю. П. Грамши и проблема идейного воспитания масс, в сборнике: 40 лет Итальянской коммунистической партии М., 1961.
  75. Э. Бегство от свободы М.: Прогресс, 1989.
  76. И.П. Критика идеологических концепций «Франкфуртской школы» // «Философские науки». 1973. № 2.
  77. Ф. Конец истории и последний человек — М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
  78. В. О социально-экономической концепции Г. Маркузе // «Мировая экономика и международные отношения». 1969. № 4.
  79. С. Политический порядок в меняющихся обществах — М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  80. Ю. Демократия, разум, нравственность: Моск. лекции и интервью М.: Наука, 1992.
  81. М. Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты М. Медиум, 1997.
  82. B.C. Как нам относиться к диалектике //Вопросы философии. 1995. № 1.
  83. .В. «Негативная диалектика» Т. Адорно // «Философские науки». 1972. № 5.
  84. Р., Хейзелер И. Г. «Франкфуртская школа» в свете марксизма // «Проблема мира и социализма». 1970. № 8.
  85. Р. Апостол «третьего пути» (Критические замечания по поводу теорий Герберта Маркузе) // «Проблема мира и социализма». 1969. № 8.
  86. Ф. Анти-Дюринг. — М.: Политиздат, 1983.
  87. А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям-М.: Ладомир, 2004.
  88. Adorno Th.W. Aspekte der Hegelschen Philosophie. Frankfurt a.M., 1957.
  89. Adorno Th.W. Negative Dialektik. Fr./M., 1966.
  90. Adorno Th.W. Asthetische Theorie. Frankfurt a.M., 1970.
  91. Adorno Th.W. Negative Dialektik. Frankfurt, Suhrkamp, 1975.
  92. Adorno Th.W. The authoritarian personality. N.Y., Norton, 1950.
  93. Bedeschi G. Introduzione a la Scuola di Francoforte. Roma, 1985.
  94. Clemens A. Die Intellektuelle Griindung der Bundesrepublik: eine Wirkungsgeschichte der Frankfurter Schule. Frankfurt- New York, 1999.
  95. Benjamin W. Ausgewahlte Schriften. Bd. 1−2. Fr./M., 1964.
  96. Die Frankfurter Schule. Munchen, W., 1986.
  97. Dubiel H. Kritische Theorie der Gesellschaft. Munchen, Juventa, 1988.
  98. Elster J. Introduction to Karl Marx. Cambridge Univ/ Press. 1985.
  99. Fetscher I. Der Marxismus im Spiegel der franzysischen Philosophie // Marxismusstudien. Tbingen, 1964.
  100. Gmunder U. Kritische Theorie. Stuttgart, Metzler, 1985.
  101. Habermas J. Technik und Wissenschaft als «Ideologic». Fr./M., 1968.
  102. Horkheimer M. Kritische Theorie. Eine Dokumentation. Bd. 1−2. Fr./M., 1968.
  103. Holz H. Utopie und Anarchismus: Zur Kritik der kritischen Theorie Herbert Marcuses. Koln, 1968.
  104. Kimball R. The long March. San Francisco: Encounter Books, 2000. t^l g)
  105. Kiely R. Empire in the Age of Globalisation. US Hegemony and Neoliberal Disorder. L. Pluto Press, 2005.
  106. Laclau E. and Mouffe Ch. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. London. Verso. 1985.
  107. Markuse M. Reason and Revolution. Boston, 1964.
  108. Markuse M. Marxism and Radical Religion. By H. Marcuse a.o. Philadelphia, 1970.
  109. Marcuse H. Der eindimensionale Mensch: Studien zur Ideologie der fortgeschrittenden Undustriegesellschaft. Neuwied. Berlin, 1971.
  110. Mouffe Ch. Hegemony and Ideology in Gramsci // Mouffe C. Gramsci and Marxist Theory. London. Routledge and Kegan Paul. 1979.
  111. Marcuse H. Eros und Kultur. Ein philosophischer Beitrag zu S. Freud. Stuttgard, 1956.
  112. Reich C. The Greening of America. New York: Bantan Books, 1971.
  113. Steigerwald R. Herbert Marcuses «Drittei-Weg». Berlin, 1969.
  114. Wallerstein I. Unthinkihg Social Science. Cambridge, 1991.
Заполнить форму текущей работой