Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исполнительские и педагогические принципы С.И. Савшинского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Освещающая деятельность С. И. Савшинского, немногочисленна и включает в себя очерк Н. П. Корыхаловой, воспоминания В. В. Шауба, ряд научно-популярных статей и беглых упоминаний о своем учителе или коллеге у других авторов в различных изданиях, опубликованных в последней трети XX века. В них отображены некоторые аспекты педагогической деятельности знаменитого методиста, однако они достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Пути развития фортепианной школы в
  • России в первой половине XX века ¦¦
    • 1. Общие принципы отечественной фортепианной педагогики первой половины XX столетия в контексте практической деятельности ее ведущих мастеров
    • 2. Жизненный и творческий путь С.И. Савшинского
  • Глава II. Методика и практическая педагогика
  • С.И. Савшинского
    • 1. Общая характеристика методической деятельности
  • С.И. Савшинского
    • 2. Классификация и анализ методических разработок
    • 3. Детская педагогика
    • 4. Методологическая сущность школы
  • С.И. Савшинского
  • Заключение
  • Список литературы

Исполнительские и педагогические принципы С.И. Савшинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самарий Ильич Савшинский вошел в историю российской музыкальной культуры как видный музыкант — пианист, педагог, теоретик, музыкально-общественный деятель. «.Он был весьма ценим такими музыкальными авторитетами, как Глазунов, академик Асафьев, Шостакович, Нейгауз, Игумнов, Оссовский. Самарий Ильич Савшинский много и плодотворно работал над новыми проблемами фортепианной игры, выдвинувшись в число крупнейших педагогических сил Ленинградской и Московской консерваторий», — отмечал Б. И. Загурский [25, 5]. «.Ученик покойного Л. В. Николаева, тов. Савшинский является одним из лучших представителей его школы», — подчеркивал А. Б. Гольденвейзер [25, 7]. Учитель Савшинского Л. В. Николаев незадолго до своей смерти указывал, что «профессор С. И. Савшинский — один из крупнейших в Союзе специалистов в области фортепианной педагогики. Пользуется известностью и за границей. Играет видную роль в жизни наших консерваторий как выдающийся методист» [25, 3].

Действительно, подавляющее большинство опубликованных работ С. И. Савшинского посвящены проблемам фортепианной педагогики и исполнительства. В ЦГАЛИ СПб существует его фонд (№ 96), который составляют многочисленные рукописиметодические разработкимашинописные правленые рукописи изданных трудовдокументы, относящиеся к работе в различных организацияхпрограммки некоторых собственных выступлений, а также рекламные материалы концертов своих учеников и рецензии на нихтексты диссертаций, присланные на рецензированиепереводы зарубежной методической литературыфотографии и т. д.

Не все рукописи равноценны в отношении разработанности затронутых проблем, завершенности и меры обобщения. Среди них — различные заметки, в том числе автобиографического характера, эскизы, тезисы выступлений, незаконченные статьи и доклады.

Тематика вышеперечисленных работ дает непосредственное представление об основном направлении творческих и научных интересов Савшинского в сфере фортепианного исполнительства и педагогики.

Актуальность исследования деятельности С. И. Савшинского диктуется потребностью осознания на современном уровне эстетических и теоретических принципов российской исполнительской школы с целью совершенствования системы специального музыкального образования. Назрела необходимость в пересмотре перспективных идей прошлого, концепций, поддерживающих преемственность исполнительских традиций.

Существует и другая причина повышенного внимания к наследию С. И. Савшинского: его разработки востребованы современными педагогами-практиками, ибо за ними стоит яркая и своеобразная личность, создавшая собственную педагогическую школу.

Только в Ленинградской-Санкт-Петербургской консерватории и школе-десятилетке при названном вузе преподавали и продолжают воспитывать учеников свыше пятидесяти его воспитанников, семь из которых возглавляли или руководят в настоящее время различными кафедрами, что подтверждает ценность полученной ими от профессора методологической базы, позволяющей и поныне готовить высококвалифицированных специалистов.

Состояние и степень изученности проблемы.

Литература

освещающая деятельность С. И. Савшинского, немногочисленна и включает в себя очерк Н. П. Корыхаловой [95], воспоминания В. В. Шауба [138], ряд научно-популярных статей [96, 122] и беглых упоминаний о своем учителе или коллеге у других авторов в различных изданиях, опубликованных в последней трети XX века. В них отображены некоторые аспекты педагогической деятельности знаменитого методиста, однако они достаточно скромны в плане биографических данных и широких обобщений. При этом ряд вопросов вообще не затрагивается, в частности, концертные выступления ленинградского пианиста, его общественно-музыкальная деятельность (за исключением руководства школой-десятилеткой). В 2006 г. С. Алхасова завершила свое обучение в Университете штата Кентукки (США) дипломной работой о С. И. Савшинском, чье имя в Америке практически неизвестно. В 2007 г. к 40-летию со дня смерти профессора в Санкт-Петербургской консерватории при участии автора данной работы вышел сборник статей, материалов и воспоминаний под названием «С. И. Савшинский — музыкант, педагог, ученый» [51].

Объектом исследования настоящей работы стали исполнительская и педагогическая деятельность С. И. Савшинского. Предмет исследования — различные аспекты фортепианного исполнительства и педагогики, зафиксированные в его трудах и методических разработках.

Принципиально новым представляется подход к характеристике творчества С. И. Савшинского на основании анализа не только научно-методической и педагогической работы, но и других видов его многогранной деятельности. Научную новизну в значительной степени определяет и привлечение неизвестных до сих пор материалов, которые впервые вводятся в научное обращение. Опубликованные автором исследования материалы включают в себя выдержки из некоторых неопубликованных рукописей С. И. Савшинского, программки концертов и рецензии на его выступления, характеристики, данные ему известными музыкальными деятелями, различные документы, отзывы профессионалов и любителей на его книги, воспоминания учеников, мемуарную и эпистолярную литературу и т. д.

Цель настоящего исследования — анализ и оценка теоретических разработок С. И. Савшинского в области фортепианно-исполнительской и фортепианно-педагогической проблематики с точки зрения научных и практических перспектив современной фортепианной педагогики и теории исполнительства, определение роли его личности в развитии советского периода отечественного пианистического искусства.

Цель исследования, а также специфика исследуемого материала, в том числе рукописного, диктовала и более частные задачи работы:

— проследить взаимосвязи методики С. И. Савшинского с важнейшими историко-культурными тенденциями того же временивыявить их влияние на способы обучения игре на фортепианопровести сравнительный анализ с идеями, высказанными коллегами;

— проанализировать опубликованные и рукописные методические труды, а также записи бесед автора работы с учениками С. И. Савшинского;

— представить объективные и субъективные причины актуальности его педагогических и исполнительских принципов и их место в современной педагогике.

Решение поставленных задач обусловило этапы исследовательской работы. На первом — рассматривались история и теория вопроса, исследовались ведущие пианистические исполнительские и педагогические школы России первой половины XX века. Второй этап включал в себя изучение опубликованных и рукописных трудов С. И. Савшинского, архивных материалов. Третий — был посвящен встречам и переписке с его учениками. На четвертом — итоговом этапе — в ходе конкретного анализа обобщались и систематизировались основные принципы и компоненты теоретической и практической педагогики С. И. Савшинского.

Материалами и методологической базой, на которых основана диссертация, являются:

— исследования по проблемам классической и современной фортепианной педагогики и исполнительства (А.Д. Алексеев, JI.A. Баренбойм,.

A.Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. М. Коган, Я. И. Мильштейн, Г. Г. Ней-гауз, С. Е. Фейнберг и др.).

— опубликованные труды С. И. Савшинского;

— документы, воспоминания, статьи, письма, рукописи из архивов, хранящиеся в РГАЛИ, ЦГММК им. М. И. Глинки, РГБ, (Москва), ЦГАЛИ СПб, РНБ, СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург);

— записи бесед с учениками С. И. Савшинского (О.Н. Каравайчук, О. Ю. Колосовская, Н. П. Корыхалова, И. И. Лившиц, О. Ю. Малов,.

B.И. Маргулис, О. Г. Нейман, Н. И. Оксентян, Л. Н. Синцев, А.Г. Скаврон-ский, С. М. Слонимский, С. Б. Скигин, И. М. Тайманов, С. А. Урываев, Г. П. Федорова, А.Б. Шнитке).

Гипотезой, определившей основную задачу, а также структуру настоящей работы, стало предположение о том, что система взглядов.

C.И. Савшинского на фортепианную педагогику и исполнительство, во многом унаследованная от Л. В. Николаева и творчески переработанная на практике, составила методологическую основу явления, которое можно обозначить как «школа Савшинского».

В данной диссертации главенствует традиционный для гуманитарных наук метод сравнительного анализа. Наряду с этим использован и комплексный анализ, например, при рассмотрении основных особенностей педагогической деятельности С. И. Савшинского как основателя собственной школы, соотношения в ней черт преемственности и новаторства.

Исходной платформой его воззрений на фортепианное исполнительство и педагогику, основанных на отечественных традициях музыкально-исполнительской культуры, являются, прежде всего, собственный слушательский опыт, концертная деятельность и практика обучения игре на фортепиано всех возрастных категорий учащихся. Применение методов анализа, индукции и дедукции, исторической реконструкции позволило установить, что развитие С. И. Савшинским специальных концепций в значительной степени обусловлено свойственным его мышлению системным подходом к трактовке творческих вопросов и единым методологическим установкам.

Теоретическая значимость исследования.

Выводы, полученные в результате исследования, помогают прояснить ряд вопросов, связанных с исполнительской и педагогической традициямидают возможность выявить воздействие фортепианной методики С. И. Савшинского на современную педагогикудетализировать некоторые методологические аспекты фортепианного искусствасовершенствуют теоретическую базу для аналогичных исследований.

Практическая значимость исследования заключается в углублении и обобщении знаний в сфере фортепианной педагогики и исполнительства.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в индивидуальных занятиях по классу фортепиано в средних специальных и высших профессиональных учебных заведенияхв лекционных курсах по методике обучения игре на фортепиано, истории исполнительства, психологии художественного творчества.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена (2004;2007). Отдельные положения работы опубликованы в виде статейотражены в докладах на международных научно-практических конференцияхконцерте-лекции, посвященном 110-летию со дня рождения С. И. Савшинского в Санкт-Петербургском Доме Ученых им. М. Горького (2002). Основные аспекты исследования нашли отражение в 7 публикациях (в том числе — в издании, рекомендованном ВАК МОиН РФ). Материалы диссертации были использованы при чтении лекций по методике обучения игре на фортепиано для магистрантов факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена (2005;2007), а также во время проведения автором мастер-классов на кафедре музыкально-инструментальной подготовки РГПУ им. А. И. Герцена (2004), на кафедре специального фортепиано Академии музыки им. К. Липиньского (Вроцлав, Польша, 1995), на кафедре музыкально-инструментальной подготовки Харьковского национального педагогического университета им. Г. Сковороды (Украина, 2004), на кафедре фортепиано Мелитопольского государственного педагогического университета (Украина, 2004, 2005, 2006), на кафедре теории и практики музыкального образовании Крымского государственного гуманитарного университета (Ялта, Украина, 2006).

На защиту выносятся следующие положения:

1) Многогранная деятельность С. И. Савшинского — значительное явление истории отечественной фортепианной культуры, синтезирующее достижения двух ее ведущих школ: петербургской (ленинградской) и московской.

2) С. И. Савшинский — автор оригинальной, неповторимой системы подготовки высококвалифицированных музыкантов — исполнителей и педагогов, основанной на понимании и применении комплекса научных методов и способов воспитания художественно развитой личности. Он сумел соединить элементы естественных и гуманитарных наук: анатомии, физиологии, медицины, психологии, философии, эстетики, увязав их со спецификой формирования технологических навыков фортепианной игры. Его система обращена как к онтологическим, так и к гносеологическим аспектам фортепианного искусства, существующим в неразрывной связи.

3) Современная фортепианная педагогика петербургской школы во многом является естественным продолжением системы С. И. Савшинского, доказавшей свою жизнеспособность, что подтверждается творческой деятельностью его учеников. Его новаторские взгляды, претворенные в сферах довузовского и высшего музыкального образования, оказались востребованными следующими поколениями исполнителей и педагогов в России и за ее пределами.

4) Судьба С. И. Савшинского, изобиловавшая крутыми жизненными поворотами, как в капле воды отразившая многотрудную историю нашей страны в XX веке — яркий пример верности своему призванию, своему делу. Воспитанник и продолжатель традиций Л. В. Николаева — он сумел создать свою собственную педагогическую школу, эффективность которой не подлежит сомнению. Изучение творчества и личности С. И. Савшинского имеет большое значение для понимания истории и теории современного отечественного и европейского фортепианного искусства.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и нескольких приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ теоретических разработок Самария Ильича Савшинского по проблематике фортепианного исполнительства и педагогики, изучение его практики подтверждают исходную гипотезу о глубоко системном характере его воззрений. Уже в этом отношении взгляды и практическая деятельность С. И. Савшинского представляют собой одно из серьезных завоеваний отечественной педагогики.

В основе системности у С. И. Савшинского лежит единый подход к исполнительским явлениям, связанный с выработкой общих методологических принципов. Существенным представляется то, что С. И. Савшинский исходит из широкого круга социокультурных, психологических, психофизиологических предпосылок и воспринимает исполнительское и педагогическое искусство как часть внутренне цельного, развивающего процесса.

Остро чувствуя время, С. И. Савшинский выразил многие «носящиеся в воздухе» идеи. Через его книги можно судить о ряде важнейших музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических тенденций 30−60-х годов XX столетия. Отражая свое время, С. И. Савшинский вместе с тем, во многом опередил музыкально-педагогическую мысль тех лет.

Он выявил установки, которые оказались перспективными и впоследствии получили развитиеон сформулировал идеи, сохранившие свое значение для нашей современности.

В первую очередь это касается воззрения на исполнительство как на неотъемлемую часть музыкального искусства — взгляда, диктующего в&Окнес-ТС,.

Унаследования исполнительства в рамках коммуникативной системы музыкального искусства, учитывающего процессы взаимодействия внутри триады: композитор — исполнитель — слушатель.

С.И. Савшинский впервые четко сформулировал методы воспитания музыканта-исполнителя, подготовленного к самостоятельному разрешению поставленных перед ним задач. Он положил в основу своей методики развитие активно-творческого инициативного отношения к исполнительскому процессу, подчеркивая значение рациональных моментов в работе над развитием исполнительского мастерства. Предпосылкой этому является, по его мнению, критическая оценка уровня своих исполнительских возможностей, анализ сильных и слабых сторон, умение работать по определенной системе. Он подчеркивал значение постановки себе конкретной, определенной цели на каждом отрезке работы. При этом имелся в виду весь комплекс навыков, позволяющих реализовать исполнительский замысел (особенности интонирования, звуко-извлечения, вопросы архитектоники и т. д.).

Важнейшим для С. И. Савшинского было нахождение причины воздействия того или иного средства, а за этим — путей достижения поставленной перед этим средством цели. Цель средства выразительности — раскрытие объективного содержания произведения при акустически и эстетически наилучшем использовании инструмента.

При работе над техническими трудностями С. И. Савшинский определял упражнение как трудоемкий процесс, имеющий целью на основе внутренней реорганизации предшествующего опыта приспособить организм к выполнению тех или иных технических и музыкальных заданий.

Говоря о руках музыканта, С. И. Савшинский подчеркивал, что они являются органом его музыкальной речи. Именно поэтому им был введен термин «слышащая рука», т. е. дополнение слуха, его исполнительный орган. Вот почему настоящий артист должен быть всегда готов к тому, чтобы импровизационно откликнуться на разнообразные механические и акустические свойства инструмента и зала.

Будучи одним из авторов идеи (среди главных его единомышленников — А.Б. Гольденвейзер) создания специальных детских музыкальных школ для одаренных детей, он стал новатором в области детской педагогики. Не разделяя кардинально приемов воспитания детей и взрослых учеников, С. И. Савшинский в этом вопросе был близок воззрениям А. Б. Гольденвейзера: не случайно он, по просьбе последнего, в 1934 году перевел в Москву в его класс целый ряд своих маленьких учеников, среди которых был Л. И. Берман.

Деятельность С. И. Савшинского в области фортепианной педагогики представляла собой обновление традиций отечественной школы исполнительства. Исходя из фундаментальной для русской фортепианной школы мысли о необходимости тщательного изучения авторского текста, С. И. Савшинский оснащает пианиста методами исполнительского анализа сочинений. Эти методы ведут исполнителя к пониманию интонационных процессов, вскрывают внутренний динамический план произведения, что, в целом, способствует более содержательному исполнению.

Учитывая, что современная психология музыкально-педагогического творчества делится на два основных вида преподавательской деятельности: репродуктивную (традиционную, по принципу «делай так, как умею я») и развивающую (способ проблемного обучения), метод С. И. Савшинского, на основе вышеописанных принципов можно отнести к последнему типу, что является, по нашему мнению, основным критерием понятия «педагогическая школа». Закономерно, что Л. Е. Гаккель, оценивая развитие отечественной пианистической истории в 30−60-е годы XX века, назвал С. И. Савшинского в ряду мэтров советского пианизма, признанных глав исполнительских школ [56, 712].

В современных условиях глобализации, стирания граней между различными национальными школами, когда, например, у российского.

— 144педагога одновременно могут обучаться студенты из Китая, Кореи, Германии, США, преподавателю игры на фортепиано, помимо огромных знаний и исполнительских умений, необходима гибкость и инвариан-тость при работе с учениками. С. И. Савшинский не совершил переворота в фортепианной педагогике. Но он обобщил, в какой-то мере применил на практике достижения известных ему методических направлений, и создал свой метод, основанный на высокой коммуникативности и индивидуальном подходе в работе с каждым из учащихся, а также на высокой самодисциплине, умении самостоятельно и продуктивно трудиться. Именно поэтому взгляды С. И. Савшинского столь привлекательны и важны для современной отечественной педагогики, переживающей сложный период вступления в Болонский процесс.

Системный анализ исполнительской, педагогической, научно-методической и музыкально-общественной деятельности С. И. Савшинского, исследование новых, впервые вводимых в научный обиход архивных и иных материалов, позволили заново взглянуть на личность замечательного музыканта: исполнителя, ученого-методиста, педагога, чья деятельность осталась в его опубликованных работах и учениках, что позволяет с уверенностью говорить о таком понятии как «школа Савшинского».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д.Н. О руководящих кадрах Ленинградской госконсерватории //Машиноп. рукопись. РГАЛИ, Ф.672, оп.1., ед. 497, л. 1−10.
  2. , М.Ф. Воспоминания о Ростове // Машиноп. рукопись. РГАЛИ. Ф.2929, оп.1., ед.193., л. 1−453.
  3. , С.И. Письмо Гнесину М.Ф. от 25 марта 1922 // РГАЛИ. Ф.2954, оп.1, ед.1264, л. 7 с об.
  4. , С.И. Письмо Гнесину М.Ф. июль 1928 // РГАЛИ. Ф.2954,оп.1, ед.1264, л. 10.
  5. , С.И. Письмо Гнесину М.Ф. март 1931 // РГАЛИ. Ф.2954,оп.1, ед.1264, л. 12.
  6. Центральный государственный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ЦГММК им. М. И. Глинки, Москва)
  7. , С.И. Письмо Николаеву Л.В. от 15 апреля 1920 // ЦГММКим. М. И. Глинки. Ф. 129, ед. 456.
  8. , С.И. Письмо Николаеву Л.В. апрель 1921 // ЦГММКим. М. И. Глинки. Ф. 129, ед. 458.
  9. , С.И. Детство. Воспоминания // Машинопис. рукопись.
  10. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп. 1., ед.7, л. 1−25.
  11. , С.И. 1913−1918 гг. Воспоминания // Машинопис. рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп. 1., ед.8, л. 1−31.
  12. , С.И. 1918−1921 Ростов. Воспоминания // Машинопис.рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.9, л. 1−52.
  13. , С.И. Люди. Петроград. 1921−1925 гг. Воспоминания //
  14. Машинопис. рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед. Ю, л. 1−65.
  15. , С.И. 1920 1921 гг. Возвращение в Петроград. Воспоминания // Машинопис. рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.11, л. 1−45.
  16. , С.И. Старая консерватория. Воспоминания // Машинопис.рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.12, л. 1−30.
  17. , С.И. Консерватория. Е. К. Венцель. М. К. Бенуа. Воспоминания // Машинопис. рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.13,, л. 1−20.
  18. , С.И. Ученики // Машинопис. рукопись. ЦГАЛИ СПб.
  19. Ф.96, оп.1., ед.14, л. 1−18.
  20. , С.И. О задачах педагога-пианиста в музыкальной школе //
  21. Машинопис. рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед. ЗЗ, л. 1−9.
  22. , С.И. Пианист и фортепиано // Машинопис. рукопись.
  23. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.34., л. 1−9.
  24. , С.И. Чтение нотного текста // Машинопис. рукопись.
  25. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.35, л. 1−14.
  26. , С.И. Методические письма заочникам // Машинопис. рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.44, л. 1−63.
  27. Савшинский, С. И. Программы специального курса игры на фортепиано
  28. Машинопис. рукопись. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.45., л. 1−27.
  29. Характеристики на Савшинского С. И. // ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.58., л. 1−11.
  30. Рецензии на произведения Савшинского // ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп.1., ед.67., л. 1−25.
  31. Отзывы читателей на книгу «Работа над музыкальным произведением»
  32. ЦГАЛИ СПб. Ф.96, оп. 1., ед.68., л. 1−41.
  33. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей и редких изданий (РНБ, Санкт-Петербург)
  34. , В.В. Педагогическая работа. Воспоминания о начале работы в музыкальной школе. Ленинград. // Автограф — уч. тетрадь. РНБ. Ф.1201, оп.1079а, ед.93. Л. 1−12.
  35. , М.Н. Воспоминания. // Авториз. машинопись. РНБ. Ф.1256, оп.993а, ед.14. Л. 1−680.- 148
  36. Архив Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова (Архив СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург)
  37. С.И. Личное дело // Архив СПб ГК им. H.A. Римского-Корсакова. Дело 110. Л. 1−15.
  38. С.И. Личное дело // Архив СПб ГК им. H.A. Римского-Корсакова. Дело 191. Л. 1−118.
  39. Личный архив М.В. Воротного
  40. , Л.И. Письмо Воротному М.В. 27.11.2000 // Личный архив М. В. Воротного.
  41. Ю.П. Письмо Воротному М.В. 25.06.2007 // Личный архив М. В. Воротного.
  42. С.И. Савшинский. Книги и статьи, опубликованные в сборниках и всесоюзной периодической печати
  43. , С.И. О музыке и технике // Советское искусство. 12 января 1938, № 3. С. 3.
  44. , С.И. Леонид Николаев. Пианист, композитор, педагог. -Л.- М.: Гос.муз.изд., 1950. — 189 е., с ил.
  45. , С.И. Леонид Владимирович Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1960.
  46. , С.И. Из воспоминаний // Советская музыка. 1961, № 12. С. 88.
  47. , С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. -271 с.
  48. , С.И. Режим и гигиена работы пианиста. JI.: Сов. композитор, 1963. — 119 с.
  49. , С.И. Встречи с Гнесиным // Советская музыка. 1963, № 5. С. 36−37.
  50. , С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М. — Л.: Музыка, 1964. 187 с.
  51. , С.И. Прошлое не умирает//Советская музыка. 1967, № 1.
  52. , С.И. Работа пианиста над техникой. JI.: Музыка, 1968. -108 с.
  53. , С.И. Детская фортепианная педагогика // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. / Под общ.ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1976. — 272 е., нот. С. 3−30.
  54. , С.И. Воспоминания о Юдиной // Мария Вениаминовна Юдина. Статьи, воспоминания, материалы / Общ. ред. C.B. Аксюка. -М.: Сов. композитор, 1978.-416 е., ил. С. 41−45.
  55. , С.И. О работе с музыкально одаренными детьми // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. / Ред.-сост. В. Н. Натансон. М.: Музыка, 1979. — 159 е., нот. С. 373.
  56. , С.И. Светлой памяти незабываемого артиста // Воспоминания о Софроницком. Изд. 2-е, доп. -М.: Сов. композитор, 1982.-480 е., с ил. С. 84−90.
  57. , С.И. Воспоминания о былом // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, доп. Кн.2 Л.: Музыка, 1988. — 288 с. С. 44−55.
  58. , С.И. Встречи с С. Прокофевым // Искусство Ленинграда. 1991, № 5. С. 20−23.
  59. , С.И. Средства выразительности музыканта-исполнителя (Фрагменты из незаконченной книги) // С. И. Савшинский музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. СПб.: б. и., 2007. С. 32−66.
  60. С.И. Савшинский. Статьи и заметки в многотиражной газете Ленинградской консерватории «Музыкальные кадры»
  61. , С.И. Путь сталинского стипендиата // Музыкальные кадры. 4 ноября 1940, № 20−21.
  62. , С.И. Вызываем на соревнование // Музыкальные кадры. 9 января 1941, № 1.
  63. , С.И. На лекции профессора Сладкевича // Музыкальные кадры. 14 апреля 1947, № 6.
  64. , С.И. Л.В. Николаев //Музыкальные кадры. 1954, № 13.
  65. , С. И. Концерты Г. Гульда // Музыкальные кадры. 24 июня 1957, № 8.
  66. , С.И. С.С. Прокофьев. К 70-летию // Музыкальные кадры. 29 апреля 1961, № 7.
  67. , С.И. Три встречи с А. Рубинштейном // Музыкальные кадры. 21 октября 1964, № 15.
  68. , С.И. Воспоминания // Музыкальные кадры. 25 октября1965, № 13.
  69. , С.И. «Николаевская школа» пианизма // Музыкальные кадры. 8 февраля 1966, № 3.
  70. , С.И. Гриша Соколов // Музыкальные кадры. 29 октября1966, № 16.- 151 1. Монографии, книги, статьи
  71. , А.Д. О пианистических принципах С.Е. Фейнберга // Мастера советской пианистической школы. Очерки / Ред. А. Николаев. М.: гос.муз.изд., 1961.-238 е., нот. С. 204−237.
  72. , А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 и 2. М.: Музыка, 1988. — 415 е., нот.
  73. , А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 3. — М.: Музыка, 1988.-415 е., нот.
  74. , А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX первой половины XX века. М.: Композитор, 1995. — 328 е., ил.
  75. , JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. JI.: Музыка, 1974.-336 с.
  76. Баренбойм, JI.A. JI.B. Николаев основоположник ленинградской пианистической школы // JI.B. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. JI. Баренбойм и Н. Фишман. — JI.: Сов. композитор, 1979. — 328 е., с ил. С. 12−60.
  77. Берман, Л. И Годы странствий. Размышления пианиста. — М.: Класси-ка-ХХ1, 2006.
  78. , А.Б. Формирование понятия «фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Б. Бородин — УГПУ. Екатеринбург, 2007. — 23 с.
  79. , Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 352 с.
  80. , A.B. Беседы с пианистами. М.: Классика-ХХ1, 2004. -232 с.
  81. , М.В. Научно-методическая деятельность С.И. Савшинского и ее значение для современной фортепианной педагогики
  82. Фортепианное искусство XX столетия / Под общ. ред О. Ю. Кошелева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 130 с. С. 32−39.
  83. , М.В. Влияние композиторского мышления на исполнительскую и педагогическую деятельность // Исполнительство в современном музыкальном мире / Сост. М. Мищенко. СПб.: Канон, 2001. — 56 с. С. 18−24.
  84. , М.В. Концертная деятельность профессора С.И. Савшинско-го // Фортепианное искусство. История и современность / Сост. М. В. Воротной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 152 с. С. 134−141.
  85. , М.В. Некоторые педагогические принципы профессора С.И. Савшинского и их актуальность для современной фортепианной педагогики // Современное музыкальное образование 2004. Ч. 2. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 228 с. С. 58−62.
  86. , М.В. Методические рекомендации С.И. Савшинского в сфере психологии исполнительского творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. — № 6 (24). — С. 92−97.
  87. , М.В. С.И. Савшинский. Материалы к биографии // С.И. Савшинский музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. — СПб.: б. и., 2007. С. 7−31.
  88. , Л.С. Психология искусства. Минск: «Современное Слово», 1998.-480 с.
  89. , Л.Е. Пианисты // Русская музыка и XX век. Коллективная монография / Сост. М. Арановский. М.: Гос. институт искусствознания, 1998.-874 е., или., нот.
  90. , Я.И. Рядом с Нильсеном // Владимир Нильсен артист и учитель /Ред.-сост. С. Денисов, Н. Цивинская, В. Шекалов — СПб.: КультИнформПресс, 2004. С. 99−122.
  91. , А.Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей. М.: Музыка, 1975.-416 с.
  92. , М.Ф. Память тех лет // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. Л.: Сов. композитор, 1979. — 328 е., с ил. С. 127−130.
  93. Григорьев1 Л.Г.- Платек Я. М. Современные пианисты. Изд.2-е, испр. и доп. М.: Сов. композитор, 1990. — 416 с.
  94. , С.Г. Великие фортепианные педагоги прошлого. СПб.: Композитор, 2994. — 144 е., нот.
  95. , К.Н. Мои исполнительские и педагогические принципы // Советская музыка. 1948, № 4. С. 68−75.89.3олотова, И. Достойное музыкальное приношение // Фортепиано. 2001, № 4 С. 13−14.
  96. , Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 2004. — 496 с.
  97. , Г. М. Вопросы пианизма. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1968. -461 с.
  98. , Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969. -342 с.
  99. , Г. М. Ферручо Бузони. М.: Советский композитор, 1971 — 232 с.
  100. , Г. М. Избранные статьи. -М.: Сов. композитор, 1972. -266 с.
  101. , Н.П. Самарий Ильич Савшинский // В фортепанных классах ленинградской консерватории / Под ред JI.А. Баренбойма. JI.: Музыка, 1968. — 188 с. С. 86−122.
  102. , Н.П. Школа Савшинского продолжает жить // Фортепиано. 2001, № 4. С. 11−12.
  103. , Н.П. За вторым роялем. СПб.: Композитор, 2006. -552 е., нот.
  104. , Н.П. Вспоминая Самария Ильича. // С. И. Савшинский -музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. СПб.: б. и., 2007. — 190 с. С. 84−92.
  105. , И.В. К вопросу о типологии исполнительского творчества // Фортепианное искусство. История и современность / Сост. М. В. Воротной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 152 с. С. 50.
  106. , И.В. Особенности процесса формирования оригинальной творческой концепции пианиста-исполнителя // Фортепанное искусство. История и современность. Вып. 2. / Сост. М. В. Воротной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 114 с. С. 5−22.
  107. , В.И. Об интерпретации фортепианных произведений Бетховена. М.: Музыка, 1991. — 79 е., нот.
  108. , В. И. Багатели опус 10. М.: Классика XXI, 2003. — 144 с.
  109. , В.И. Паралипоменон. Новеллетты из жизни музыканта. — М.: Классика-ХХ1, 2006. 236 е., ил.
  110. В.И. Вспоминая Самария Ильича. // С. И. Савшинский -музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. СПб.: б. и., 2007. — 190 с. С. 117−125.
  111. , Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова // Мастера советской пианистической школы. Очерки / Ред. А. Николаев. М.: Гос.муз.изд., 1961. — 238 е., нот. С. 41−114.
  112. , В.П. Владимир Владимирович Софроницкий в ленинградской консерватории // Воспоминания о Софроницком. Изд. 2-е, доп. — М.: Сов. композитор, 1982.-480 е., ил. С. 129−140.
  113. , Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 384 е., с ил.
  114. , Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.: Сов. композитор, 1975. — 528 е., ил, нот.
  115. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. — М.: Музыка, 1988. 240 е., портр., ил., нот.
  116. , A.A. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. Очерки / Ред. А. Николаев. -М.: гос.муз.изд., 1961. 238 е., нот. С. 167−203.
  117. , A.A. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы.
  118. Очерки / Ред. А. Николаев. М.: гос.муз.изд., 1961. — 238 е., нот. С. 115−166.
  119. , A.A. Основы советской пианистической школы // Мастера советской пианистической школы. Очерки / Ред. А. Николаев. М.: Гос.муз.изд., 1961.-238 е., нот. С. 3−40.
  120. Николаев, J1.B. Несколько слов об исполнительстве // Советская музыка. 1935, № 7−8. С. 112−113.
  121. , Б.А. Страсти по пианизму. Учебно-методическое пособие. М.: Музыкальное просвещение, 2004. 96 с.
  122. , О.И. Отечественная фортепианная педагогика советского периода. СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2007. 227 с.
  123. , В.М.- Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 е., с нот.
  124. , Н.М. Художник гражданин // Павел Серебряков. Воспоминания, статьи, материалы. — Л.: Изд-во СПбГК, 1996. — 308 с. С. 8−52.
  125. , Д.А. Исполнитель и стиль. Избранные статьи. Вып.1. -М.: Советкий композитор, 1979. 320 с.
  126. , Д.А. Исполнитель и стиль. Избранные статьи. Вып.2. -М.: Советкий композитор, 1981. -228 с.
  127. , О.П. Как воспитать виртуоза // Фортепиано. 2001, № 4. С. 12−13.
  128. , О.П. О работе над техникой. (Перечитывая книги С. Савшинского) // С. И. Савшинский музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. — СПб.: б. и., 2007. — 190 с. С. 67−83.
  129. Сергеев, C.JI. B.B. Нильсен. Штрихи к портрету // Владимир Нильсен- артист и учитель / Ред.-сост. С. Денисов, Н. Цивинская, В. Шекалов -СПб.: КультИнформПресс, 2004, 592 е.- ил. С. 170−174.
  130. , П.А. Л.В. Николаев и ленинградская консерватория // Л.В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. Л.: Сов. композитор, 1979. — 328 е., с ил. С. 102−109.
  131. Л.Н. Вспоминая Самария Ильича. // С. И. Савшинский -музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. СПб.: б. и., 2007. — 190 с. С. 113−116.
  132. , С.М. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе.- СПб.: Композитор, 2000, 152 с.
  133. , М.В. Артур Шнабель и его эпоха. СПб.: Сударыня, 2006.-352 с.
  134. , В.П. Закономерности управления моторикой пианиста. -М.: Контенант, 2004. 216 с.
  135. И.М. Вспоминая Самария Ильича. // С. И. Савшинский -музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. СПб.: б. и., 2007. — 190 с. С. 100−112.
  136. , Ю.Н. Встречи с Л.В. Николаевым // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. Л.: Сов. композитор, 1979. — 328 е., с ил. С.96−100.
  137. С.А. Вспоминая Самария Ильича. // С. И. Савшинский -музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. СПб.: б. и., 2007. — 190 с. С. 126−129.
  138. , С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. — 516 с.
  139. , Н.Л. Из заметок на полях прочитанной книги // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. Л. Баренбойм и H. Фишман. JI.: Советский композитор, 1979. — 328 е., с ил. С.141−147.
  140. , М.Я. Годы учения // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, доп. Кн.2. Л.: Музыка, 1988. — 288 с. С.72−74.
  141. Цинман, Э. В. Вспоминая Самария Ильича. // С. И. Савшинский -музыкант, педагог, ученый. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. О. П. Сайгушкина. СПб.: б. и., 2007.- 190 с. С. 126−129.
  142. , Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
  143. , В.В. В классе С.И. Савшинского // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. / Под общ. ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1976. -272 е., нот. С.262−271.
  144. , И.З. Несколько событий и фактов // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. Л.: Советский композитор, 1979. — 328 е., ил. С. 119−124.
  145. , Г. И. Наша гордость // Воспоминания о Софроницком. Изд. 2-е, доп. М.: Советский композитор, 1982. — 480 е., с ил. С. 119−128.
  146. , А.Б. О моем учителе / Савшинский С. И. Пианист и его работа. М.: Классика — XXI, 2002. — 244 с. С. 237−239.
  147. , О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. — 128 с.
  148. , М. В. Письма Л.В. Николаеву // Мария Вениаминовна Юдина. Статьи, воспоминания, материалы / Общ. ред. C.B. Аксюка. М.: Советский композитор, 1978. — 416 е., ил. С.309−320.
  149. , А.П. Учитель с большим сердцем // Музыкальные кадры. 27 декабря 1968, № 16.- 159
Заполнить форму текущей работой