Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертантом установлено, что в Петербурге Майером было создано не менее семи концертов. В «Симфоническом концерте» ярко ощутима тенденция приближения фортепианной звучности к оркестровой, что было связано с усовершенствованной к 1840-м годам конструкцией инструмента. Интонационные связи частей, мотивное родство некоторых тем, насыщенное тонально-гармоническое движение, принцип сквозного развития… Читать ещё >

Содержание

  • ЧАСТ
  • ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ КАРЛА МАЙЕРА
  • ГЛАВА I. КАРЛ МАЙЕР В ПЕТЕРБУРГЕ
    • 1. Майер-старший
    • 2. Екатерина Майер
    • 3. Первые концерты Карла
    • 4. В Петербурге (1819−1845)
    • 5. После Петербурга
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К. МАЙЕРА
  • ГЛАВА III. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАНО
  • ЧАСТЬ II.
  • КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО К. МАЙЕРА
  • ГЛАВА I. СОЧИНЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА (1820−1830-х ГОДОВ)
    • 1. Переложения
    • 2. Вариации
  • ГЛАВА II. КОНЦЕРТЫ
    • 1. Жанр концерта в творчестве К. Майера
    • 2. «Симфонический концерт» Б-ёиг ор
    • 3. Некоторые особенности тематизма и формообразования в
  • Симфоническом концерте"
    • 4. Пианистические особенности «Симфонического концерта»
  • ГЛАВА III. ЭТЮДЫ
    • 1. Жанр этюда в творчестве К. Майера
    • 2. «Новая школа беглости» ор. 168 — сочинение европейского периода
  • ГЛАВА IV. К. МАЙЕР И ВИРТУОЗНЫЙ СТИЛЬ В ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЕ 1820−1840-х ГОДОВ
    • 1. «Brillantes Spiel» и «Bravour»
    • 2. Пассажные построения в виртуозных сочинениях Майера: типы звукоизвлечения, ремарки в нотном тексте

Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление фортепианной культуры конца XVIII — первой половины XIX века — многоаспектная проблема, вызывающая повышенный интерес у современных исследователей. Этот период ознаменовался зарождением и расцветом виртуозной романтической традиции, совпавшим с интенсивным развитием и распространением фортепианного искусства.

Феномен инструментальной виртуозности присутствовал во всех сферах исполнительства. Однако рояль, в силу своей универсальности, приобрел наиболее широкое распространение в концертной, учебной практике и в домашнем музицировании (мог использоваться в качестве солирующего или аккомпанирующего инструмента, участвовать в инструментальных ансамблях, передавать звучание оперных и симфонических сочинений).

В музыкальном мире появилась новая фигура — концертирующий исполнитель-виртуоз, мода на которого сохранялась на протяжении всего XIX века. Как и музыканты предшествующих столетий, виртуозы соединяли в себе «профессии» исполнителя и композитора, однако в 1800—1840-х годах их композиторское творчество находилось под сильным влиянием виртуозного начала. На этом основании А. Д. Алексеев именовал этот тип музыкантов «композиторами-виртуозами, даже виртуозами-композиторами"1. Эту формулу охотно подхватили современные исследователи. Е. М. Шабшаевич вводит понятие «композитор-виртуоз» в связи с рассмотрением творчества «русских иностранцев», музыкантов «второго ряда» — И. В. Геслера, Дж. Фильда2, Д. Штейбельта и К. Майера3. Н. М. Усенко, напротив, применяет его по отношению к великим музыкантам: Ф. Шопену, Ф. Листу, С. Рахманинову, А. Скрябину4.

1 Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 и 2. М., 1988. С. 114. (Далее: Алексеев А. Д. ИФИ).

2 Фамилия транслитерируется по-разному: Дж. Фильд и Дж. Филд (John Field).

3 См.: Шабшаевич Е. М. Концертные пьесы для фортепиано глинкинской эпохи // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: в 2 т. Т. 2. М., 2006. С. 261−274. (Далее: Шабшаевич Е. М. Концертные пьесы).

4 Усенко Н. М. Влияние романтического виртуозного исполнительства на композиторское творчество: от Ф. Шопена к А. Скрябину: автореф. дис.. канд. иск. Ростов-на-Дону, 2005.

Популярность искусства виртуозов-композиторов была сопряжена с развитием фортепиано. Постепенное расширение его технических возможностей привело к изобретению новых приемов игры, открытию способов звукоизвлечения, неведомых музыкантам предшествующих эпох. В стремлении подчеркнуть сильнейшие стороны своего технического мастерства и превзойти друг друга в «эффектности» игры, виртуозы-композиторы экспериментировали с музыкальными формами и жанрами. Это выразилось в сосуществовании разнообразных стилевых тенденций в исполнительской и композиторской практике исследуемого периода.

Становление фортепианной культуры Петербурга, пришедшееся на первую половину XIX века, было связано с именами многих иностранных композиторов-виртуозов: И. Палыпау, Дж. Фильда, Д. Штейбельта, И. Н. Гуммеля, М. Шимановской, Ф. Шоберлехнера, К. Майера, А. Гензельта, С. Тальберга, А. Дрейшока и других.

Карл Майер (1799−1862) — центральная фигура нашего исследования, пианист немецкого происхождения — провел в Петербурге более сорока лет. В отличие от большинства других «русских иностранцев», он вырос в российской столице. Майер учился у Дж. Фильда, переняв его пианистическую манеру и став наследником его исполнительской и композиторской школ. С двадцати лет Майер прославился в Петербурге как композитор, исполнитель и педагог. За долгий период пребывания в российской столице (до 1845 года) он воспитал около восьмисот учеников, среди которых особо выделим М. И. Глинку5.

Продолжительная пора творческой активности композитора совпала с периодом интенсивного развития фортепиано. Будучи младшим современником композиторов начала XIX века, Майер значительно пережил Ф. Шопена и Р. Шумана, сочинения которых не могли не повлиять на его композиторское творчество.

5 Подробнее об этом см.: Часть I. Глава II.

Важное место в исполнительском репертуаре Майера занимали концерты, вариации, концертные пьесы, написанные самим музыкантом. Пианист также играл произведения И. Н. Гуммеля, Я. Дуссека, Ф. Риса, Д. Штейбельта, Ф. Мендельсона, И. Мошелеса, Ф. В. Калькбреннера, К. Черни, У. Гершнеля, И. П. Пиксиса, С. Тальберга, Г. Герца. Майер был одним из первых исполнителей Фантазии для фортепиано, хора и оркестра ор. 80 Л. в. Бетховена в Петербурге и в Москве. Музыкант выступал не только в качестве солиста-виртуоза, но и как участник разного рода ансамблей совместно с выдающимися музыкантами-современниками.

Композиторское наследие К. Майера составляет около девятисот г п сочинений (351 опус) и охватывает практически все существовавшие в его время жанры фортепианной музыки: концерты, вариации, фантазии, этюды, переложения, ансамбли. В эпоху расцвета музыкального романтизма Майер значительное внимание уделял жанру фортепианной миниатюры. Он автор токкат, рондо, ноктюрнов, экспромтов, новеллетт, вальсов, мазурок, полек, галопов и других. •.

В данном исследовании мы сосредоточимся главным образом на сочинениях концертного плана. Многочисленные вариации, концерты, этюды Майера — богатейший материал, позволяющий выделить виртуозные компоненты стиля композитора, а также «реконструировать» его пианистический портрет. Под «пианизмом» в работе понимается триединство необходимых исполнительских навыков и педагогических принципов на основе сложившегося объема сочинений. Апеллируя к творчеству Майера, мы будем использовать определение «композитор-виртуоз» на том основании, что «в паре» композитор-исполнитель именно исполнитель становится творческой доминантой, стимулирующей другие формы его музыкальной деятельности.

6 См.: F. G. [Genring F.] Mayer Charles // Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 3. London, 1907. P. 95. (Далее: Grove. 1907).

7 См.: Genring F., Warrack J. Mayer Charles // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 11. London, 1980. P. 854. (Далее: Grove. 1980).

Сегодня Майера рассматривают среди фигур «второго ряда», однако современники относили его числу пианистов европейского уровня, во многом повлиявших на музыкальную культуру российской столицы 18 201 840-х годов. Он настолько «сжился» с петербургским обществом, что его считали русским музыкантом: «Г. Мейер принадлежит к числу тех иностранцев, которые, после долговременного пребывания в России, о совершенно обрусев, сделались Русскими» , — писали в газете «Северная пчела». В «St. Petersburgishe Zeitung» отмечали, что Майер — человек, который «с раннего детства принадлежит России"9.

Неопровержимым свидетельством популярности музыканта в первой половине XIX века являются многочисленные статьи В. Ф. Одоевского, посвященные выступлениям Майера и его композиторским опусам, а также рецензии на концерты и на издания произведений в петербургской и иностранной прессе. Показательны характеристики, данные Майеру его знаменитыми музыкантами-современниками. О нем восторженно отзывался.

Ф. Вик, называвший Майера «лучшим учеником Фильда"10. Р. Шуман, откликавшийся практически на все новые сочинения музыканта, именовал его «художником, наделенным душой и умом"11. Г. Берлиоз в статье, посвященной М. И. Глинке, характеризовал Майера как «художника.

12 чрезвычайных заслуг". По словам В. Ленца, Майер «не имел недостатка в поклонниках"13.

Несмотря на признание заслуг Майера многими ведущими российскими и зарубежными музыкантами его времени, жизнь и творчество пианиста-виртуоза фактически не изучены. Не только монографических.

8 Смесь. Утренний концерт Карла Майера // Северная пчела, 1842. 2 мая. № 96. С. 381.

9 Eingesandt. Karl Mayer// St. Petersburgische Zeitung. 1847. 15/27 Februar. № 36. S. 143.

10 «Я так ждала услышать Майера, которого мой отец расхваливал как лучшего ученика Фильда», -отмечала Клара Вик в путевом дневнике. Цит. по: Житомирский Д. В. Роберт и Клара Шуман в России: С прил. фрагментов из русского путевого дневника К. Шуман. М., 1962. С. 124.

11 Шуман Р. О музыке и музыкантах: в 3 т. Т. 1 А. М., 1975. С. 317.

12 Berlioz Н. Michel de Glinka//Journal des Debats Politiques et Litteraires. 1845.16 Avril.

13 Lenz W. The Great Piano Virtuosos of Our Time: Liszt, Chopin, Taussig, Henselt. Bremen, 2010 (репринт издания: Schirmer, NY, 1899). P. 168, примечание 21. (Далее: Lenz W. The Great Piano Virtuosos). Книга вышла на немецком языке в 1872 году. См.: Forbes Е. Lenz Wilhelm von // Grove. 1980. Vol. 10. Р. 666. работ, но даже отдельных статей, посвященных Майеру, в исследовательской литературе не выявлено. Этим обусловлена актуальность и новизна настоящей диссертации.

Специфика диссертационного исследования повлекла за собой привлечение источников различного плана, освещающих историю русской музыкальной культуры первой половины XIX века: архивных материалов, периодической печати, педагогических трактатов первой половины XIX века, нотоиздательских и нототорговых каталогов, афиш императорских театров, энциклопедических и справочных изданий, научных исследований, а также нотных публикаций (рукописи, старопечатные издания, публикации второй половины XIX, XX веков и современные).

Определяющее значение для исследования имели труды, посвященные становлению и развитию европейского пианизма и концертной культуры Петербурга — работы А. Д. Алексеева, А. А. Гозенпуда, В. А. Натансона, В. И. Музалевского. Алексеев дает широкий исторический обзор пианистической культуры интересующего нас периода, однако деятельность К. Майера не рассматривает14. В книге А. А. Гозенпуда называется имя К. Майера как музыканта, «оставившего заметный след в музыкальной жизни Петербурга"15. В. А. Натансон в статьях, посвященных вопросам пианистического искусства, также лишь упоминает К. Майера как ученика Дж. Фильда16 и одного из первых исполнителей сочинений Бетховена в.

Петербурге. В работах В. И. Музалевского о формировании отечественного фортепианного искусства конца XVIII — середины XIX века содержатся сведения о Майере в контексте проблематики «иностранные композиторы и.

14 Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества. М., 1963. Алексеев А. Д. ИФИ. Ч. 1 и 2. Изд. 2. М., 1988.

15 Гозенпуд А. А. Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. СПб., 1992. С. 91−92.

16 Натансон В. А. Русское фортепианное исполнительство прошлых лет // Музыкальное исполнительство. Вып. 9. М., 1976. С. 151−176.

17 Натансон В. А. Фортепианные произведения Бетховена в русском концертном репертуаре (первая половина XIX столетия) // Бетховен. Сборник статей. Вып. 2. М., 1972. С. 214. пианисты в России". Имя музыканта упомянуто в трудах русского пианиста, педагога и музыкального писателя Р. Геники среди учеников Дж. Фильда19.

Некоторые факты биографии Майера содержатся в монографиях В.

Ленца «Великие пианисты виртуозы нашего времени"20 и Ф. Никса (Мескз.

Б.) «Фридерик Шопен: человек и музыкант». В монографии А. А.

Николаева «Джон Фильд» подробно анализируется композиторский и исполнительский стиль Фильда, оказавший решающее влияние на.

22 формирование К. Майера. Важные детали, касающиеся творческого облика музыканта, содержатся в «Записках» М. И. Глинки23.

Как правило, монографические исследования, посвященные фортепианной музыке первой половины XIX века, апеллируют к творчеству великих композиторов и пианистов: Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа (работы Ю. А. Кремлева24, А. А. Соловцова25, К. В. Зенкина26, Д. В.

0*7 Ой.

Житомирского, Я. И. Милынтейна). Данные труды позволили сравнить наследие Майера с жанровыми приоритетами, типами формообразования, техническими предпочтениями его великих современников. Творческий облик пианистов и композиторов — представителей «малой культуры» (выражение А. И. Климовицкого), старших современников Майера, М.

18 Музалевский В. И. Русская фортепианная музыка. Л.- М. 1949. С. 209−210- Музалевский В. И. Русское фортепианное искусство. XVIII — первая половина XIX века. Л., 1961. С. 260−261.

19 Геника Р. Свободный инструментальный стиль (глава X)//Очерки истории музыки. Т. 1. СПб., [1890-е]. С. 180. Геника Р. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, с изображениями старинных инструментов. Часть 1. Эпоха до Бетховена. M., 1896. С. 214.

20 Lenz W. The Great Piano Virtuosos.

21 Niecks F. Frederick Chopin as a Man and Musician. London, 1902.

22 Николаев А. А. Джон Фильд. M., 1960.

23 Глинка M. И. Записки. M., 2004.

24 Кремлев Ю. А. Шопен: очерк жизни и творчества. М., 1960.

25 Соловцов А. А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество. М., 1956.

26 Зенкин К. В. Анализирует фортепианные жанры Ф. Шопена, рассматривает его произведения малой формы как «целостное явление истории музыки». См.: Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра Шопена. М., 1995. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути развития романтизма. М., 1997.

27 Житомирский Д. В. Роберт и Клара Шуман в России: С прил. фрагментов из русского путевого дневника К. Шуман. М., 1962.

Житомирский Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. Новое переработанное издание. М., 2000.

28 Мильштейн Я. И. Ф. Лист: в 2 т. М., 1956.

Шимановской и Д. Штейбельта, восстановлен в работах И. Ф. Бэлзы и JL М. Золотницкой30.

Отдельно выделим вступительные статьи к изданиям фортепианной музыки (собраниям сочинений, сборникам и хрестоматиям) JI. А.

Л| 1л лл.

Баренбойма, Г. Гермера (Н. Germer), Н. Н. Загорного, Я. И. Милыптейна34, которые содержат ценные наблюдения о пианистических особенностях, истории создания сочинений Майера, его предшественников и современников. В связи с актуализацией исполнительского интереса к фортепианной музыке первой половины XIX века, отметим публикацию сочинений Майера и других немецких музыкантов «второго ряда», осуществленную российской пианисткой, профессором Московской.

35 государственной консерватории Е. Г. Сорокиной .

Фактологическую базу исследования формируют исторические и монографические статьи в энциклопедических изданиях XIX — XX веков: Reissmann A. Handlexikon der Tonkunst (1882), Mendel H. Musikalisches Conversations-Lexicon (1890−1891), Riemanns H. Musik Lexikon (1929), Grove’s Dictionary of Music and Musicians (1907/8, 1980 и 2001), Die Musik in Geschichte und Gegenwart (1989, 2004), Музыкальная энциклопедия36,.

3 7.

Музыкальный Петербург. XVIII век". Справочные издания и пособия, использованные в исследовании, оказали некоторую помощь в восстановлении нотографии Майера (список сочинений, составленный Ф.

Паздериком) и датировке выявленных нотных изданий по системе.

29 Бэлза И. Ф. Царица звуков. Жизнь и творчество Марии Шимановской. М., 1989.

30 Золотницкая Л. М. Даниэль Штайбельт в России. СПб., 2000.

Золотницкая Л. М. Даниэль Штейбельт: в тени Бетховена, между Наполеоном и Россией. СПб., 2011.

31 Баренбойм Л. А.

Введение

// Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России. М.- Л., 1949. С. 310.

32 Germer H. Preface // Neue Schule der Gelaufigkeit. 40 Clavier-Etuden von Charles Mayer: op. 168. Cah. 1. Braunschweig: Henry Litolff s Verlag, [1880-е]. [P. 50].

33 Загорный H. H. Вступительная статья // Глинка M. И. Полное собр. соч.: в 18 т. Т. 6. М., 1958. С. XI-XXIII.

34 Мильштейн Я. И. Комментарии //Ф. Лист. Сочинения для фортепиано: в 9 т. Т. 3. М., 1966. С. 193−209.

35 Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / сост. и ред. нотн. текста Сорокина Е. Г. и Бахчиев А. Г. М., 2005.

36 Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М., 1973;1982.

37 Музыкальный Петербург. XVIII век: Энциклопедический словарь: в 3 т. СПб., 1996;1999.

38 Pazdirek F. Manuel Universel de la Litterature Musicale: 28 Vol. / Mayer Charles. Vol. 17. Paris [ок. 1905]. P. 350−357. (Далее: Pazdirek F. Manuel). издательских нотных досок (О. Е. Deutch39, С. Hopkinson40, Т. Ф. Музычук41). Для поиска некоторых публикаций Майера были использованы «Сводный каталог отечественных нотных изданий первой половины XIX века"42 и «Сводный каталог российских нотных изданий"43.

Большая часть композиторского наследия Майера до сегодняшнего дня находилась на периферии исследовательских интересов, поэтому особую ценность для нас представляют работы, в которых уделяется внимание характеристике сочинений музыканта. Критические высказывания о композиторских опытах К. Майера содержатся в статьях его великого современника Р. Шумана44. Среди классических работ назовем труд Г. Энгеля (Н. Engel), где фортепианные концерты и концертные Allegro Майера включены в контекст развития этих жанров от В. А. Моцарта до Ф. Листа45.

Особого внимания заслуживают работы Е. М. Шабшаевич, в которых обсуждается актуальный сегодня аспект «встроенности» творчества Майера в русскую фортепианную культуру. Шабшаевич характеризует ряд сочинений музыканта: Большое рондо h-moll, виртуозно-концертные вальсы, вариации на тему «Боже, царя храни», ноктюрн № 3 E-dur, несколько циклов программных миниатюр («12 маленьких характеристических картинок» ор. 172, «Mignons» op. 279, «Листки из альбома» ор. 330) и этюды46. Исследователь также анализирует концертное Allegro № 2 fis-moll op. 60 и «Большой концерт» D-dur op. 70: в концертном Allegro автор отмечает влияние фильдовских традицийв стилистике письма «Большого концерта».

39 Deutch О. Е. Musikverlags Nummern: eine Auswahl von 40 datierten Listen 1710−1900. Berlin, 1961. (Далее: Deutch. О. E. Musikverlags Nummern).

40 Hopkinson C. A Dictionary of Parisian music publishers. 1700−1950. New York, 1979. (Далее: Hopkinson С. A Dictionary).

41 Музычук T. Ф. Методическое пособие по работе с нотными досками российских издательств первой половины XIX века. Рукописный источник. Хранится в ОНИиМЗ РНБ.

42 Отечественные нотные издания первой половины XIX века. Сводный каталог. 4. 1, кн. 2. М., 1988. -(Памятники музыкального искусства). (Далее: Отечественные нотные издания. 4. 1, кн. 2).

43 Сводный каталог российских нотных изданий / рук. проекта Безуглова И. Ф.- гл. ред., сост. О. В. Родюкова. Т. 2: XIX век (1-я четверть). СПб., 2005.

44 Шуман Р. О музыке и музыкантах: в 3 т. M., 1975;1979. (Далее: Шуман Р. ОММ).

45 Engel H. Die Entwicklung des deutschen Klavierkonzertes von Mozart bis Liszt. Leipzig, 1927. S. 224−226.

46 Шабшаевич E. M. Немецкие пианисты и композиторы России конца XVIII — первой половины XIX века // Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты. М., 2005. С. 291−325. листовское воздействие47. Имя музыканта также встречается в работах Н. А. Терентьевой в связи с рассмотрением жанра фортепианного этюда48.

В рамках характеристики фортепианной культуры первой половины XIX века в настоящей работе рассматривается взаимосвязь между развитием рояля и изменением техники игры на нем. Этому посвящены исследования П. Н. Зимина49, И. В. Розанова50, М. В. Бражникова51, В. А. Шляпникова52.

В диссертации мы опираемся на работы, в которых затрагиваются проблемы инструментальной виртуозности XIX века. В некоторых из них виртуозность характеризуется на примере творчества отдельных музыкантов (А. Е. Будяковский53, С. В. Грохотов54, Р. Р. Хатыпова55) — в иных определяющей становится система жанров (Б. Б. Бородин56, Е. М. еп.

Шабшаевич). Современный европейский исследователь Г. Готчевский рассматривает проблему виртуозности системно, выделяя в ней четыре аспекта: виртуозность исполнителя, виртуозность музыкального сочинения, «виртуозная риторика» (стремление аффектировать слушателей) и виртуозность как признак исполнительской культуры58.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В 2012 году исполнилось 150 лет со дня смерти Карла Майера, выдающегося музыканта немецкого происхождения, который более сорока лет жил и работал в Петербурге. Проведенное исследование возвращает имя Майера из забвения, выявляет важнейшие факты его творческой биографии, позволяет осознать значимость фигуры музыканта для истории фортепианной культуры российской столицы первой половины XIX века.

В работе раскрывается феномен Майера как типичного композитора-виртуоза своего времени. Его наследие охватывает едва ли не все распространенные в первой половине XIX века концертно-виртуозные жанры. В России Майер занимался в основном исполнительской и педагогической практикой и создал не более 90 опусов. Однако среди них — такие крупные сочинения как концертные вариации и концерты (одно из последних -«Симфонический концерт» ор. 89), рассмотренные в диссертации. В европейский период (после 1845 года) музыкант писал преимущественно сочинения малых форм — многочисленные циклы миниатюр, сборники новеллетт, песен без слов, этюдов (анализу «Новой школы беглости» ор. 168 — своего рода энциклопедии различных видов техники, использовавшихся в фортепианной практике середины XIX века, посвящена одна из глав исследования).

Сочинения петербургского периода (1819−1845 годы) создавались Майером в основном для собственных выступлений. Отсюда — тяготение к импровизационности развития, выбор приемов письма, соответствующих исполнительским пристрастиям пианиста-виртуоза. Анализ концертных вариационных циклов 1830-х годов и «Симфонического концерта» выявил стремление Майера к насыщенному звучанию инструмента, разнообразию регистровых, динамических и фактурных контрастов, обращению к звукоизобразительности и другим чертам, типичным для пианистов-виртуозов конца 1830—1840-х годов (С. Тальберга, А. Дрейшока, Ф. Листа, А. Гензельта).

В то же время Майер обращался и к виртуозности иного плана. Это отражено в техническом решении большинства его произведений петербургского и европейского периодов, многие страницы которых написаны в прозрачной фактуре с использованием преимущественно пассажных (гаммообразных, арпеджированных — часто мелодизированных) и «тремолирующих» построений. В ряде сочинений тщательно проставлена педаль, выявляющая тяготение к ясности изложения, чистым гармоническим краскам, типичным для опусов музыкантов начала XIX века.

Исследование показало, что яркой приметой пианизма Майера была доведенная до высочайшей степени совершенства мелкая пальцевая техника, феноменальная беглость пальцев, точность игры и ровность звуковедения, выдававшие приверженность музыканта искусству brillantes Spiel. Игру пианиста-виртуоза характеризовала пианистическая гибкость и пластичность, позволявшая самые технически сложные сочинения исполнять с легкостью и изяществом. Умение искусно выстраивать мелодическую линию, создавать ощущение певучей, мягкой игры, оставалось визитной карточкой музыканта на протяжении всей его жизни. Это позволило Р. Шуману отнести Майера к «лучшим представителям галантной школы"790 — то есть, к тому пианистическому направлению, к которому также принадлежали Дж. Фильд, М. Шимановская, отчасти — Ф. Шопен. Критики неоднократно противопоставляли исполнительскую манеру Майера пианизму апологетов «новой» виртуозной школы конца 1830—1840-х годов и справедливо сравнивали стиль его игры со стилем Дж. Фильда и И. Н. Гуммеля — ярчайших представителей искусства brillantes Spiel.

Изучение вариационных циклов Майера 1830-х годов, необходимое для понимания специфики его творческого стиля, позволило выявить наиболее характерные компоненты фортепианной виртуозности исследуемого времени. Среди них — уподобление предфинальной («медленной») вариации самостоятельной концертной пьесе (включение быстрого раздела в рамках.

790 См.: Шуман Р. ОММ. Т. 2 Б. С. 143. контрастно-составной формы), следование принципам свободно-фантазийного письма в финалах.

Диссертантом установлено, что в Петербурге Майером было создано не менее семи концертов. В «Симфоническом концерте» ярко ощутима тенденция приближения фортепианной звучности к оркестровой, что было связано с усовершенствованной к 1840-м годам конструкцией инструмента. Интонационные связи частей, мотивное родство некоторых тем, насыщенное тонально-гармоническое движение, принцип сквозного развития характеризуют Майера как типичного представителя зрелого романтизма и старшего современника Ф. Листа. В этом смысле Майер стал одним из первых среди живших в России композиторов, который обобщил опыт великих музыкантов-романтиков. Можно сказать, что, наряду с Дж. Фильдом, он создал первые образцы русского романтического фортепианного концерта.

В исследовании выявлены основные характеристики понятий «brillante» и «bravour», обозначавших ярчайшие стилевые черты эпохи виртуозов 1820— 1840-х годов, показана взаимосвязь между ремарками «brillante», «leggiero», «legato» и основными техническими приемами, использовавшимися Майером-исполнителем и определявшими его пианистический стиль.

С появлением «новой школы», «блестящий стиль» стал постепенно уходить в историю. С «закатом» эпохи brillantes Spiel, а также по ряду других описанных в работе причин, Майер покинул Россию. Тем не менее, некоторые пьесы и этюды музыканта использовались в отечественном педагогическом репертуаре вплоть до конца XIX века.

В диссертации впервые датирован ряд изданий сочинений К. Майера, среди которых: вариации на темы из опер Дж. Россини «Вильгельм Телль» (1833), В. Беллини «Пуритане» (1835), вариации на тему российского гимна «Боже, царя храни» (рукопись — 1834, издание — 1835), интродукция для оркестра D-dur (1835), Второе концертное Allegro ор. 60 (1838), «Симфонический концерт» ор. 89 (1845−1847), два посмертных издания.

Новой школы беглости" ор. 168 (1886 и 1892 годы). Как показало исследование, вариации на тему «Боже, царя храни» стали первым примером обращения к российскому гимну в отечественной фортепианной литературе.

В результате архивных изысканий удалось атрибутировать статью в газете «Русский инвалид», авторство которой принадлежит В. Ф. Одоевскому791- датировать два письма К. Майера к В. Ф. Одоевскому (21 ноября и 7 декабря 1845 года). В исследовании впервые атрибутирован романс К. Р. на стихи А. Апухтина «Ночи безумные», аккомпанементом которому послужил этюд ор. 69 № 3 К. Майера.

Изучение нотных фондов Петербурга и Москвы, а также нотоиздательских и нототорговых каталогов способствовало обнаружению и введению в научный обиход масштабного корпуса новых нотных источников, многие из которых могут значительно обогатить современный исполнительский и педагогический репертуар. Диссертантом составлен первый полный нотографический список сочинений К. Майера, хранящихся в нотных фондах Петербурга. В результате работы с афишами императорских театров и периодической печатью первой половины XIX века впервые составлен хронограф концертных выступлений К. Майера в Петербурге и в Москве в 1819—1845-х годах. Интенсивность концертной деятельности пианиста-виртуоза свидетельствует о том, что после отъезда Дж. Фильда в Москву в 1822 году, Майер как пианист занял одно из ведущих положений в Петербурге и долгие годы сохранял славу виртуоза европейского уровня.

Среди старших современников Майера, кроме Гуммеля и Фильда, внимание исследователя привлекли фортепианные сочинения Д. Штейбельта — представителя противоположного, «шумного» направления в искусстве композиторов-виртуозов. В диссертации впервые датированы издания фантазий с вариациями Д. Штейбельта: на русские темы (1809, 1810 годы),.

791 [Одоевский В. Ф.]. Смесь. Карл Мейер в Стокгольме (Из письма в редакцию) // Русский инвалид. 1845. № 274. 6 декабря. С. 1094. на темы из опер — П. Ж. Гара «Велизарий» (1809), А. Э. М. Гретри «Ричард-Львиное сердце» (1813/1814), В. А. Моцарта «Волшебная флейта» (1815), Дж. Россини «Танкред» (1820). В работе впервые рассматриваются и трактуются ремарки «piano ordinaire», «gr. piano», «gr. piano 8 va — «, встречающиеся в изданиях сочинений Д. Штейбельта, предпринята попытка определить функцию «темброизменяющей» педали «des buffles».

Композиторский, исполнительский и педагогический опыт Майера может быть рассмотрен в качестве одного из истоков формирования русской профессиональной исполнительской и композиторской школ. Возрождение исследовательского и исполнительского интереса к фигуре Карла Майера созвучно современным тенденциям отечественного музыкознания. Разнообразие композиторского наследия музыканта, представленного в фондах Петербурга, открывает перспективы его дальнейшего изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные источники.
  2. Рукописный отдел (Санкт-Петербург).
  3. А. С. Даргомыжского: Автограф К. Майера. Б. д. // № 10 046. Л. 56.
  4. Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург).
  5. Афиши императорских театров 1821—1845 годы // Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр.: 3008, 3012, 3013, 3015, 3016, 3019, 3020, 3021, 3022, 3024, 3026, 3027, 3028, 3029, 3032, 3033, 3036, 3039, 3040, 3042, 3045, 3047, 3049, 3052, 3053.
  6. Книга повелениям Его Сиятельства, Собственной канцелярии за 1799 год: Повеление от 27 октября (№ 29) // Ф. 1088. Оп. 3. Д. 171. Л. 21−22.
  7. Книга повелениям Его Сиятельства, Собственной канцелярии за 1799 год: Повеление от 22 ноября (№ 43) // Ф. 1088. Оп. 3. Д. 171. Л. 26 об.
  8. Книга повелениям Его Сиятельства, Собственной канцелярии за 1800 год: Повеление от 3 июня (№ 131) // Ф. 1088. Оп. 3. Д. 184. Л. 154−154 об.
  9. Книга повелениям Его Сиятельства, Собственной канцелярии за 1800 год: Повеление от 28 августа (№ 177) // Ф. 1088. Оп. 3. Д. 184. Л. 193.
  10. Письмо герцога Евгения Вюртембергского Майеру от 30 сентября 1798 года (в переводе на русский язык) // Ф. 1088. On. 1. Д. 347. Л. 3.
  11. Послание Майера Н. П. Шереметеву от 30 октября 1798 года // Ф. 1088. On. 1. Д. 347. Л. 4−4 об.
  12. Черновой текст письма Н. П. Шереметева к Майеру конец 1798 г.*815 // Ф. 1088. On. 1. Д. 347. Л. 5−5 об.
  13. Российский институт истории искусств. Кабинет рукописей1. Санкт-Петербург).
  14. М. И. Вариации на тему «Benedetta sia la madre» // Ф. 6. On. 1. Ед. хр. 19. Л. 1−4.
  15. Рукописи статей В. И. Музалевского (Бунимовича) для словаря «Деятели русской музыкальной культуры» с правкой А. В. Оссовского: статья «Майер К.» 2-я пол. 1840-х гг. // Ф. 80. On. 1. Ед. хр. 3. Л. 37−39.
  16. Grandes variations brillantes: pour le piano-forte sur l’air Russe national «Боже ЦАРЯ храни» / composees et tres humblement dediees a Sa Majeste
  17. Документы, помеченные знаком *, датированы диссертантом.
  18. Imperatrice Alexandra Fedorovna par Charles Meyer 1834 г.* // Ф. 2. On. 1. Ед. xp. 1016. JT. 1−17.
  19. Российская национальная библиотека. Отдел газет (Санкт-Петербург).
  20. Афиши императорских театров. 1809−1837 годы // (м/ф).
  21. Российская национальная библиотека. Отдел нотных изданий и музыкальных звукозаписей (Санкт-Петербург).
  22. Т. Ф. Методическое пособие по работе с нотными досками российских издательств первой половины XIX века (рукопись).
  23. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей (Санкт-Петербург).
  24. М. И. Вариации та тему из оперы «Фаниска» Л. Керубини. Для фортепиано в 2 руки (Moderato- 2/4- B-dur). [1822/1824 г.] // Ф. 190. Глинка М. И. Ед. хр. 45. Л. 1−4.
  25. М. И. Конверт и визитная карточка, адресованная К. Майеру 1854 г.* // Ф. 190. Глинка М. И. Ед. хр. 133. Л. 5−6.
  26. А. Гензельта к В. Ф. Одоевскому 1840-е гг. // Архив В. Ф. Одоевского. Ф. 539. Оп. 2. Ед. хр. 394. Л. 2.
  27. К. Майера к В. Ф. Одоевскому 1840-е гг. // Архив В. Ф. Одоевского. Ф. 539. Оп. 2. Ед. хр. 724. Л. 5.
  28. К. Майера к В. Ф. Одоевскому 1840-е гг. // Архив В. Ф. Одоевского. Ф. 539. Оп. 2. Ед. хр. 724. Л. 7.
  29. К. Майера к В. Ф. Одоевскому 1840-е гг. // Архив В. Ф. Одоевского. Ф. 539. Оп. 2. Ед. хр. 724. Л. 11.
  30. К. Майера к В. Ф. Одоевскому от 21 ноября 1845 г.* // Архив В. Ф. Одоевского. Ф. 539. Оп. 2. Ед. хр. 724. Л. 1−2.
  31. К. Майера к В. Ф. Одоевскому от 7 декабря 1845 г.* // Архив В. Ф. Одоевского. Ф. 539. Оп. 2. Ед. хр. 724. Л. 3−3 об.
  32. F. Ноктюрн cis-moll. Отрывок. Lento con gran espressione 1830 или 1833 г. // Ф. 991. Общ. собр. ин. авт. Ед. хр. 257. Л. 1.
  33. Variations. sur [un] theme compose[e]s par M. Glinka. Dedie[es] a. ich werde es nicht sagen. (Вариации на тему, сочиненные М. Глинкой. Посвящены. .я этого не скажу) [1822/24 г.] // Ф. 190. Глинка М. И. № 46. Л. 1^.
  34. Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека.
  35. Историко-театральная картотека В. Н. Всеволодского-Гернгросса. 1800−1850 годы.
  36. Центральный государственный исторический архив (Санкт1. Петербург).
  37. Нотоиздательские и нототорговые каталоги.
  38. Большой каталог разным нотам, музыкальным инструментам и прочим вещам, продающимся у Карла Павлова Ленгольда, в Москве, на Ильинке в доме Плотникова. М., 1828. 140 с. ОНИиМЗ РГБ.
  39. Каталог для абонентов музыкального магазина М. Васильева в Михайловской улице, дом № 4 в С.-Петербурге: вып. 2. СПб., 1884. 228 с. ОНИиМЗ РНБ.
  40. Каталог избранным музыкальным сочинениям, продающимся в музыкальном и инструментальном магазине Грёссера и Миллера в Москве, на Кузнецком мосту, в доме г. Волынского. М., 1836. 50 с. ОНИиМЗ РНБ.
  41. Каталог музыкальных сочинений издания А. Битнера, комиссионера императорского русского музыкального общества и консерватории, представитель изданий М. П. Беляева в Лейпциге. СПб., 1889. 112 с. ОНИиМЗ РНБ.
  42. Каталог нот книжно-музыкального и инструментального магазина «Восточная лира», комиссионера поставщика двора Его Императорского Величества М. Бернарда и казанского кружка любителей музыки. Казань, 1883. 220 с. ОНИиМЗ РНБ.
  43. Каталог нот музыкального магазина Л. Г. Адлера, в Ростове-на-Дону, Большая Садовая улица. Ростов-на-Дону, 1889. 166 с. ОНИиМЗ РГБ.
  44. Новости музыкальные (11-е прибавление к каталогу), продающиеся в музыкальном магазине К. К. Шильдбаха, в Москве. М., 1847. 90 с. ОНИиМЗ РГБ.
  45. Новости музыкальные, 15-е прибавление к каталогу, продающиеся в музыкальном магазине Ф. Шильдбаха, в Москве. На Никольской улице, в собственном доме под № 30. М., 1854. 80 с. ОНИиМЗ РГБ.
  46. Общий полный каталог нот главного депо музыкальных инструментов и нот. Юлий Генрих Циммерман. СПб.- М., 1897. 50 с. ОНИиМЗ РНБ.
  47. Magasin de musique de J. Grosser. Quatrieme Catalogue = Четвертый каталог нотам, продающимся в музыкальном магазине Ю. Грёссера на Кузнецком мосту, в доме Каразина, в Москве. М., 1842. 26 с. ОНИиМЗ РНБ.
  48. Шестое прибавление к каталoiy музыкальным сочинениям, продающимся в музыкальном магазине Карла Карлова Шильдбаха, в Москве, на Никольской улице, в собственном доме под № 30. М., 1842. 164 с. ОНИиМЗ РНБ.
  49. А. Д. Вариационные циклы Глинки для фортепиано // Памяти Глинки. 1857−1957: исследования и материалы. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. С. 170−189.
  50. А. Д. История фортепианного искусства. Ч. 1,2. 2-е изд. М.: Музыка, 1988. 416 с.
  51. А. Д. Русские пианисты: Очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 2. М.- Л.: Музгиз, 1948. 312 с.
  52. А. Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 272 с.
  53. М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 344 с.
  54. Ю. К. Воспоминания. Вып. 2. М.: тип. Э. Лисснера иЮ. Романа, 1892. 253 с.
  55. . В. Русская музыка XIX и начала XX века. 2-е изд. Л.: Музыка, 1979. 344 с.
  56. Л. А. Введение // Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (конец XVIII и первая половина XIX веков) / сост. Л.
  57. А. Баренбойм и В. И. Музалевский. М.- Л.: Гос. муз. изд-во, 1949. С. 310.
  58. И. А. Между Россией и Европой. В начале была НагтотетшИс // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: в 2 т. / отв. ред. Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. Т. 1. М.: Моск. гос. коне., 2006. 442 с.
  59. А. В. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. 138 с.
  60. . Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: автореф. дис.. д-ра иск. М., 2006. 46 с.
  61. М. В. Фортепиано. М.: Музыка, 1967. 64 с.
  62. А. Е. Пианистическая деятельность Листа. Л.: Музыка, 1986. 88 с.
  63. И. Ф. Царица звуков. Жизнь и творчество Марии Шимановской. М.: Музыка, 1989. 192 с.
  64. . Л. Русские нотные издания XIX начала XX века. Л.: Музыка, 1970. 216 с.
  65. Р. Свободный инструментальный стиль // Очерки истории музыки. Т. 1. СПб.: издание редакции «Русской музыкальной газеты», 1890-е гг. С. 138−183.
  66. М. И. Записки. М.: изд-во Гареева, 2004. 443 с.
  67. М. И. Полное собрание писем / собр. и изд. Ник. Финдейзеном. СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1907. 586 с.
  68. А. А. Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. СПб.: Советский композитор, 1992. 246 с.
  69. В. Штейбельт Даниэль // Русский биографический словарь. Т. 23. СПб.: Русское историческое общество, 1911. С. 405407.
  70. С. В. Иоганн Непому к Гуммель и русская музыкальная культура // Из истории музыкальной жизни России, ХУШ-Х1Х вв. М.: Моск. гос. коне., 1990. С. 19−39.
  71. С. В. И. Н. Гуммель и фортепианное искусство первой трети XIX века: автореф. дис.. канд. иск. Л., 1990. 24 с.
  72. М. Г., Петрова Г. В. Людвиг Маурер: скрипач, композитор, дирижер // Россия Германия. Контакты музыкальных культур. Проблемы музыкознания / отв. ред. и сост. Г. В. Петрова. Вып. 9. СПб.: изд-во РИИИ, 2010. С. 22−55.
  73. Н. А. Театры Шереметевых. М.: издание Останкинского дворца-музея, 1944. 520 с.
  74. Д. В. Роберт и Клара Шуман в России: С прил. фрагментов из русского путевого дневника К. Шуман. М.: Музгиз, 1962. 216 с.
  75. Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. Новое перераб. изд. М.: Моск. гос. коне., изд. дом Композитор, 2000. 376 с.
  76. Н. Н. Вступительная статья // Глинка М. И. Полное собр. соч.: в 18 т. Т. 6. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. С. XI-XXIII.
  77. К. В. Фортепианная миниатюра и пути развития романтизма. М.: Моск. гос. коне., 1997. 415 с.
  78. К. В. Фортепианная миниатюра Шопена. М.: Моск. гос. коне., 1995. 150 с.
  79. П. Н. История фортепиано и его предшественников. М.: Музыка, 1968. 216 с.
  80. JI. М. Даниэль Штайбельт в России. СПб.: изд-во РИИИ, 2000. 60 с.
  81. JI. М. Даниэль Штейбельт: в тени Бетховена, между Наполеоном и Россией. СПб.: Композитор, 2011. 120 с.
  82. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1812 года. Янв. июнь. СПб.: Издание Общаго Архива Министерства Императорского Двора, 1911. С. 492.
  83. Т. В. Хронологическая таблица // История русской музыки: в 10 т. Т. 4: 1800−1825 / редкол. Келдыш Ю. В. и др. М.: Музыка, 1986. С. 35406.
  84. Т. В. Хронологическая таблица // История русской музыки: в 10 т. Т. 5: 1826−1850 / редкол. Келдыш Ю. В. и др. М.: Музыка, 1988. С. 458−509.
  85. Н. П. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Композитор, 2000. 272 с.
  86. А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. М.: Центрполиграф- СПб.: ЗАО «МиМ-Дельта», 2009. 444 с.
  87. Ю. А. Шопен: очерк жизни и творчества. 2-е изд. М.: Гос. муз. изд-во, 1960. С. 428.
  88. Ю. А. Шопен: очерк жизни и творчества. 3-е изд. М.: Музыка, 1971. 609 с.
  89. И. К. Фортепианный концерт (к истории и теории жанра). Дисс.. канд. иск. М., 1980. 246 с.
  90. Ф. Джон Фильд и его ноктюрны // Избранные статьи / общ. ред. МилыптейнаЯ. И. М.: Гос. муз. изд-во, 1959. С. 414−420.
  91. Д. Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. М.: Преет, 1999. 208 с.
  92. Л. А. Исследования о Шопене. М.: Советский композитор, 1971. 247 с.
  93. И. Ф. Словарь псевдонимов: в 4 т. Т. 3. М.: Изд-во всесоюзной книжной палаты, 1958. 416 с.
  94. . М., Краско А. В. Фонтанный дом. СПб.: ООО «Белое и черное», 1996. 165 с.
  95. Я. И. Гензельт Адольф Львович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Келдыш Ю. В. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 962.
  96. Я. И. Герке семья музыкантов // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Келдыш Ю. В. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 967−968.
  97. Я. И. Комментарии // Ф. Лист. Сочинения для фортепиано: в 9 т. Т. 3. М.: Музыка, 1966. С. 193−209.
  98. Я. И. Ф. Лист: в 2 т. М.: Гос. муз. изд-во, 1956. 540 е.- 334 с.
  99. В. И. Русская фортепианная музыка. М.- Л.: Музгиз, 1949. 358 с.
  100. В. И. Русское фортепианное искусство. XVIII первая половина XIX века. Л.: Музгиз, 1961. 319 с.
  101. Музыкальный Петербург. XVIII век: Энциклопедический словарь / отв. ред. А. Л. Порфирьева. Т. 1: XVIII век. Кн. 1. СПб.: Композитор, 1996. 416 е.- Кн. 2. СПб.: Композитор, 1998. 502 е.- Кн. 3. СПб.: Композитор, 1999. 328 с.
  102. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Келдыш Ю. В. М.: Советская энциклопедия, 1973−1982.
  103. В. А. и Николаев А. А. О пианизме Глинки // Памяти Глинки, 1857−1957: исследования и материалы. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. С. 279−295.
  104. В. А. Русское фортепианное исполнительство прошлых лет // Музыкальное исполнительство / сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева, Н. П. Корыхаловой, В. А. Натансона. Вып. 9. М.: Музыка, 1976. С. 151 176.
  105. В. А. Фортепианные произведения Бетховена в русском концертном репертуаре (первая половина XIX столетия) // Бетховен. Сб. статей / ред.-сост. Н. JI. Фишман. Вып. 2. М.: Музыка, 1972. С. 211−224.
  106. А. А. Джон Фильд. М.: Гос. муз. изд-во, 1960. 184 с.
  107. Н. С. Р. Шуман. Фортепианная музыка// Музыка Австрии и Германии XIX века / ред. Т. Цытович. Кн. 2. М.: Музыка, 1990. С. 128— 197.
  108. С. П. Галоп // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 1. / гл. ред. Келдыш Ю. В. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 891.
  109. И. Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801−1917 годов. СПб.: Logos, 2003. 490 с.
  110. И. Ф. Гензельт Адольф Львович // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь-исследование. Т. 10, кн. 1. СПб.: Композитор, 2009. С. 228.
  111. И. Ф. Гринберг // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь-исследование. Т. 10, кн. 1. СПб.: Композитор, 2009. С. 256.
  112. И. Ф. Плейель // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь-исследование. Т. 11, кн. 2. СПб.: Композитор, 2010. С. 222.
  113. И. Ф. Шереметевы: графы // Музыкальный Петербург. XVIII век: Энциклопедический словарь / отв. ред. А. Л. Порфирьева. Т. 1, кн. 3. СПб.: Композитор, 1999. С. 264−268.
  114. И. М. Глинка и ансамблевая культура России первой половины XIX века // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: в 2 т. / отв. ред. Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. Т. 2. М.: Моск. гос. коне., 2006. С. 283−292.
  115. А. Л. Придворный оркестр: музыканты // Музыкальный Петербург. XVIII век: Энциклопедический словарь / отв. ред. А. Л. Порфирьева. Т. 1, кн. 2. СПб.: Композитор, 1998. С. 420−456.
  116. Правила составления библиографического описания / Междувед. каталогизац. комис. при Гос. б-ке СССР им. В. И. Ленина. Ч. 2: Нотные издания. М.: Изд-во «Книжная палата», 1987. 256 с.
  117. Л. Н. Концерт // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1974. С. 924.
  118. Н. А. С. Пушкин и А. Ф. Львов. К истории создания «Народного гимна» // Нева, 2001. № 2. С. 214−219.
  119. Г. Прох (Proch) Генрих // Музыкальный словарь / перевод Б. Юргенсона, перевод и все дополнения под ред. Ю. Энгеля. М.: П. Юргенсон, ценз. 1901. С. 1059.
  120. Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв.. СПб.: типография императорской академии наук, 1895. 806 с.
  121. И. В. От клавира к фортепиано из истории клавишных инструментов. СПб.: Лань, 2001. 448 с.
  122. Н. А. Музыка Отечественной войны 1812 (по фондам Российской Национальной Библиотеки) // Российская Национальная Библиотека и отечественная художественная культура. Вып. 2. СПб., 2002. С. 51−80.
  123. М. Русские дневники и мемуары. Рихард Вагнер, Людвиг Шпор, Роберт Шуман. М.: Дека-ВС, 2004. 344 с.
  124. Сводный каталог российских нотных изданий / рук. проекта Безуглова И. Ф.- гл. ред., сост. О. В. Родюкова. Т. 2: XIX век (1-я четверть). СПб.: изд-во «Российская национальная библиотека», 2005. 391 е.- Указатели 212 с.
  125. А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. Л.: Музыка, 1984. 56 с.
  126. А. Н. Статьи о музыке: в 7-ми вып. / сост. и коммент. В. Протопопова. Вып. 2А: 1854−1856. М.: Музыка, 1985. 352 с.
  127. А. М. Концертная жизнь // История русской музыки: в 10 т. Т. 5: 1826−1850 / редкол. Келдыш Ю. В. и др. М.: Музыка, 1988. С. 322−369.
  128. А. А. Фрид ерик Шопен. Жизнь и творчество. М.: Музгиз, 1956. 324 с.
  129. Е. Г. Долг памяти и благодарности. У истоков фортепианного дуэта в России // Немецкие пианисты и композиторы в России конца XVIII первой половины XIX века. М.: Дека-ВС, 2005. С. 7−9.
  130. Е. Г. Карл Майер // Немецкие пианисты и композиторы в России конца XVIII первой половины XIX века. М.: Дека-ВС, 2005. С. 193−195.
  131. Стендаль. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 8. М.: Правда, 1959. 680 с.
  132. П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л.: Музыка, 1989. 224 с.
  133. Н. А. Инструктивные этюды и упражнения для фортепиано в первой половине XIX века // Русская зарубежная музыкальная классика. Вопросы теории и исполнительства. Сб. статей.
  134. ЛГИК / отв. ред. Л. Г. Данько. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. С. 110−144.
  135. Н. А. Карл Черни и его этюды. Л.: Музыка, 1978. 56 с.
  136. М. Шопен: Человек, творчество, резонанс / пер. с польск. Л. Акопяна и Е. Янус- научн. ред. Л. Акопяна. М.: Музыка, 2011. 840 с.
  137. С. В., Мамаев С. Г. Глинка в Германии или Апология романтического сознания // Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч. 2. Киев: Радуга, 2000. 508 с.
  138. Н. М. Влияние романтического виртуозного исполнительства на композиторское творчество: от Ф. Шопена к А. Скрябину: автореф. дис.. канд. иск. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2005. 32 с.
  139. Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 2, вып. 6. М.- Л.: Гос. изд-во, Музсектор, 1929. С. 183−347.
  140. В. П. Пассаж // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1978. С. 198.
  141. Р. Р. Виртуозные компоненты тематизма в скрипичных каприсах Н. Паганини // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2010. № 2 (7). С. 199−203.
  142. В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. 244 с.
  143. Л. А. Пушкин и его окружение. 2-е изд., доп. и переработ. Л.: Наука, 1988. 544 с.
  144. Е. М. Из истории формирования русского фортепианного концерта в первой половине XIX века // Музыковедение. 2008. № 3. С. 20.
  145. Е. М. Концертные пьесы для фортепиано глинкинской эпохи // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: в 2 т. / отв. ред. Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. Т. 2. М.: Моск. гос. коне., 2006. С. 261 274.
  146. Е. М. Музыкальная культура Москвы XIX столетия и её отражение в концертной фортепианной практике: автореф. дис.. д-ра иск. М., 2012. 37 с.
  147. Е. М. Немецкие пианисты и композиторы в России конца XVIII первой половины XIX века // Зарубежные музыканты в России. Немецкие композиторы фортепианные дуэты. М.: Дека-ВС, 2005. С. 291−325.
  148. В. А. Искусство педализации. Левая педаль фортепиано. Её выразительные возможности и роль в пианистическом искусстве. СПб.: СПбГУКИ, 1999. 115 с.
  149. Д. Полная практическая школа для фортепиано, сочинения Штейбельта. СПб., 1830. 86 с.
  150. Р. О музыке и музыкантах: в 3 т. Т. 1. М.: Музыка, 1975. 407 с. Т. 2 А. М.: Музыка, 1978. 328 с. Т. 2 Б. М.: Музыка, 1979. 294 с.
  151. А. С. Колокольные звоны один из истоков национального своеобразия творчества русских композитров: автреф. дис.. канд. иск. М., 1996. 24 с.
  152. Е. Mendelssohn F. (Work-list) // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 12. London, 1980. P. 152−159.
  153. Boisits B. Mayer Charles // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Personenteil. Bd. 11. Kassel, 2004. S. 1390.
  154. Dekeyser P. Kalkbrenner Frederic // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 9. London, 1980. P. 779.
  155. Deutch О. E. Musikverlags Nummern: eine Auswahl von 40 datierten Listen. 1710−1900. 2 Ausg. Berlin: Verlag Merseburger, 1961. 32 S.
  156. Eigeldinger J. J. Chopin: Pianist and Teacher As Seen by His Pupils. New York: Cambridge University. Press, 1986. 324 p.
  157. Engel H. Die Entwicklung des deutschen Klavierkonzertes von Mozart bis Liszt. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1927. 271 S.
  158. F. G. Genring F. Mayer Charles // Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 3. London, 1907. P. 95.
  159. Forbes E. Lenz Wilhelm von // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 10. London, 1980. P. 666.
  160. F. / Warrack J. Mayer Charles // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. 2. ed. Vol. 16. London, 2001. P. 172.
  161. Genring F., Warrack J. Mayer Charles // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 11. London, 1980. P. 854.
  162. Germer H. Preface // Neue Schule der Gelaufigkeit: 40 Clavier-Etuden von Charles Mayer: Op. 168 Cah. 1. Braunschweig: Henry Litolffs Verlag, 1880-е. [P. 50].
  163. Gottschewski H. Die Klaviervirtuositat und ihre Krise um 1840 // Virtuositat Kult und Krise der Artistik in Literatur und Kunst der Moderne. Gmbh: Wallstein Verlag, 2006. S. 83−101.
  164. Heller R. Harmoniemusik // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 8. London, 1980. P. 167.
  165. Hopkinson C. A Dictionary of Parisian music publishers. 1700−1950. London: printed for Harding & Curtis, 1979. 131 p.
  166. Majesty George IV by J. N. Hummel. London: T. Boosey & C., 1828. 498 P
  167. Huneker J. Chopin: The Man and His Music. Mineola (N. Y.): Dover Publications, 1966. 252 p.
  168. J. H. M. Steibelt D. // Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 4. London, 1908. P. 686.
  169. Lenz W. The great piano virtuosos of our time: Liszt, Chopin, Taussig, Henselt. Bremen: europaeischer Hochschulverlag, 2010. 180 p.
  170. Mayer Charles // Pazdirek F. Manuel universel de la litterature musicale. Vol. 17. Paris, c. 1905. P. 350−357.
  171. Mendel H. Musikalisches Conversations-Lexicon. Bd. 7. Leipzig, 18 901 891. S. 101−102.
  172. A. L. Czerny C. // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 5. London, 1980. P. 138−141.
  173. The New Grove’s dictionary of music and musicians: 20 vol. London, 1980.
  174. Niecks F. Frederick Chopin as a Man and Musician. London: Novello & Co, 1902. 575 p.
  175. Reissmann A. Handlexikon der Tonkunst. Berlin., 1882. 632 S.
  176. Riemanns H. Mayer Charles // Musik Lexikon. Bd. 2. Berlin, 1929. S. 1135.
  177. Roger H. Harmoniemusik // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 8. London, 1980. P. 167.
  178. J. Hummel I. N. // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 8. London, 1980. P. 781−788.
  179. Sietz R. Mayer Charles // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 8. Kassel, 1989. S. 1838−1839.
  180. Spitta/r P., Warrack J. Weber С. M. v. // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 20. London, 1980. P. 241−264.
  181. N. Field J. // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Vol. 6. London, 1980. P. 534−539.
  182. Публикации в газетах и журналах XIX века816.1. Библиотека для чтения.
  183. Смесь. Музыкальные новости // Библиотека для чтения. 1840. Т. 38. С. 65.
  184. Смесь. Музыкальные новости // Библиотека для чтения. 1841. Т. 46. С. 16.
  185. Музыкальные новости. О К. Майере // Библиотека для чтения. 1841. Т. 49. С. 58−59.
  186. Смесь. Музыкальные новости // Библиотека для чтения. 1844. Т. 64. С. 59−66.
  187. Смесь. Новые музыкальные сочинения // Библиотека для чтения. 1845. Т. 69. С. 128.
  188. Внутри наименований периодических изданий статьи расположены в хронологическом порядке.
  189. . Б. Смесь // Библиотека для чтения. 1847. Т. 85. №. 11. С. 289.
  190. Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции.
  191. Разные известия. Зрелища // Ведомости Санкт-Петербургской Городской Полиции. 1842. 5 мая. № 36. С. 156.
  192. Разнее известия. Концерт // Ведомости Санкт-Петербургской Городской Полиции. 1845. 14 марта. № 58.
  193. Ежегодник императорских театров
  194. Н. Биография М. И. Глинки. Детство, отрочество, юность (1804−1822 гг.) // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1896−1897 гг. Приложения. Кн. 1 / ред. А. Е. Молчанов. СПб.: типография С.-Петербургских театров, 1898. С. 87−129.
  195. Журнал императорского человеколюбивого общества.
  196. Имя автора установлено по: Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов. Т. 3. М., 1958. С. 175.
  197. Имя автора установлено по: Кто писал о музыке. Т. 2. М., 1974. С. 38.
  198. О музыкальном вечере Александра Бернара, 7-летнего виртуоза, бывшем 22 марта // Московские ведомости. 1824. 26 марта. № 25. С. 914. олл
  199. Князь Шаликов Шаликов П. И.. Концерты. 1. Карла Майера в большом зале Благородного собрания 30-го марта // Московские ведомости. 1834. 7 апр. № 28. С. 1305.
  200. В Большом театре // Московские ведомости. 1834. 7 апр. № 28. С. 1344.
  201. Имя автора установлено по: Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 14.
  202. Имя автора установлено по: Кто писал о музыке. Т. 4. М., 1989. С. 9.1. Отечественные записки.
  203. Санкт-Петербургские современные летописи. Увеселения публики в прошедшем Великом Посту // Отечественные записки, 1820. Ч. 1. Май. № 1.1. Репертуар русского театра
  204. П. Ф. Музыкальная хроника Петербурга. Обозрение концертов, данных в продолжение Великого Поста 1840 года // Репертуар русского театра. 1840. Кн. 1. С. 24−27.1. Русский вестник
  205. В. В. Михаил Иванович Глинка (Посвящается В. П. Энгельгардту, на память о часах, проведенных нами вместе с музыкою Глинки) // Русский вестник. 1857. Т. 11. Сент.: кн. 2. С. 765−802.1. Русский инвалид.
  206. Внутренние известия // Русский инвалид или Военные ведомости. 1824. 19 декабря. № 300. С. 1199.
  207. Разные известия (Mess. De St. P.) // Русский инвалид, или Военные Ведомости. 1841. 24 сент. № 224. С. 880.
  208. В. Ф.821. Смесь. Карл Мейер в Стокгольме (Из письма в редакцию) // Русский инвалид. 1845. 6 дек. № 274. С. 1094.
  209. Санкт-Петербургские ведомости.
  210. Книжные известия // Известия к Санкт-Петербургским ведомостям. 1810. 6 мая. № 36. С. 531.
  211. О концертах // Санкт-Петербургские ведомости. 1812. 22 марта. № 24. 2-е прибавление. С. 382.
  212. Частные известия. О концертах // Санкт-Петербургские ведомости. 1813. 14 марта. № 21. 1-е прибавление. С. 216.
  213. Частные известия. О концертах // Санкт-Петербургские ведомости. 1820. 17 февр. № 14. 1-е прибавление. С. 157.
  214. Частные известия. О концертах // Санкт-Петербургские ведомости. 1820. 20 февр. № 15. 1-е прибавление. С. 170.
  215. Частные известия. О концерте // Санкт-Петербургские ведомости.1823. 23 марта. № 24. 1-е прибавление. С. 272.
  216. Частные известия. О концертах // Санкт-Петербургские ведомости.1824. 14 марта. № 22. 1 прибавление. С. 299.821 Атрибуция диссертанта.
  217. Частные известия. О концертах // Санкт-Петербургские ведомости. 1828. 14 февр. № 13. 1-е прибавление. С. 170.
  218. Объявление о концерте. // Санкт-Петербургские ведомости. 1829. 20 марта. № 34. Прибавление № 67. С. 622.
  219. Частные известия. О концерте // Санкт-Петербургские ведомости. 1831. 17 марта. Прибавление № 64. С. 597.
  220. Частные известия. О концерте // Санкт-Петербургские ведомости. 1831. 19 марта. Прибавление № 66. С. 618.
  221. Концерты // Санкт-Петербургские ведомости. 1836. 19 февр. № 39. С. 160.
  222. Е. Ф. Смесь. Музыкальные новости // Санкт-Петербургские ведомости. 1840. 28 февр. № 46. С. 206−208.
  223. Музыкальное известие // Санкт-Петербургские ведомости. 1842. 19 дек. № 288. С. 1262.
  224. Аб. Ир. Одоевский В. Ф. Музыкальный вечер фортепианиста Карла Майера// Санкт-Петербургские ведомости. 1844. 14 марта. № 59. С. 262.
  225. А. Э. Элькан A. JI.822. Смесь. Музыка // Санкт-Петербургские ведомости. 1845. 22 марта. № 65. С. 294.
  226. Отъезжающие за границу // Прибавления к Санкт-Петербургским ведомостям. 1845 год: 13 сент. № 207. С. 2252- 14 сент. № 208. С. 2262- 18 сент. № 210. С. 2282.
  227. Концерт // Санкт-Петербургские ведомости. 1849. 19 февр. № 39. С. 155.
  228. М. Манн И. А.823. Фельетон. Музыкальная хроника. Обзор концертов // Санкт-Петербургские ведомости. 1849. 9 марта. № 54. С. 214.
  229. И. М. Манн И. А. Фельетон. Петербургская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. 1849. 30 авг. № 192. С. 771−772.1. Северная пчела.
  230. Смесь. О концерте // Северная пчела. 1827. 8 марта. № 29.
  231. Смесь. О концерте г. Мейера, бывшем 14 марта // Северная пчела. 1827. 17 марта. № 33.
  232. Смесь // Северная пчела. 1828. 15 марта. № 32.
  233. О концерте // Северная пчела. 1828. 19 апреля. № 47.
  234. О концерте // Северная пчела. 1828. 3 мая. № 53.
  235. Музыкальные известия. Концерты // Северная пчела. 1829. 5 марта. № 28.
  236. Музыкальные известия // Северная пчела. 1829. 12 марта. № 31.
  237. Музыкальные известия. Концерты // Северная пчела. 1829. 16 марта. № 33.
  238. Имя автора установлено по: Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 66.
  239. Имя автора установлено по: Там же. С. 353.
  240. Смесь // Северная пчела. 1830. 25 февр. № 24.
  241. Смесь. Концерты // Северная пчела. 1830. 6 марта. № 28.
  242. Смесь. Концерты // Северная пчела. 1830. 15 марта. № 32.
  243. Смесь. Музыкальные известия // Северная пчела. 1831. 13 марта. № 57.
  244. Музыка // Северная пчела. 1833. 7 марта. № 52. С. 205.
  245. Зрелища // Северная пчела. 1833. 12 апр. № 79. С. 313.
  246. Смесь. Московские заметки. Концерты 2 // Северная пчела. 1834. 26 апр. № 92. С. 365.
  247. Концерты // Северная пчела. 1835. 11 марта. № 56. С. 221.
  248. Музыка // Северная пчела. 1836. 20 февр. № 40. С. 157.
  249. Концерты // Северная пчела. 1837. 20 марта. № 63. С. 249.
  250. Концерты // Северная пчела. 1837. 27 марта. № 68. С. 269.
  251. Концерты // Северная пчела. 1837. 7 апр. № 77. С. 305.
  252. Музыка // Северная пчела. 1838. 23 февр. № 43. С. 172.
  253. Смесь // Северная пчела. 1838. 26 февр. № 46. С. 182.
  254. Музыка// Северная пчела. 1838. 1 марта. № 48. С. 192.1. R9 А
  255. К. Одоевский В. Ф.. Отчет о концертах за прошедшую неделю // Северная пчела. 1838. 16 марта. № 61. С. 243.
  256. Музыка. Концерт г-жи Камиллы Плейель в зале Дворянского собрания, 21-го декабря // Северная пчела. 1838. 29 дек. № 295. С. 1178.
  257. Библиографические и разные известия // Северная Пчела. 1838. 30 дек. № 296. С. 1184.
  258. Ф. В. Булгарин Ф. В. Смесь. Тальберг. (Концерт 22 февраля) // Северная пчела. 1839. 25 февр. № 44. С. 173−174.
  259. Смесь. Утренний концерт Карла Майера // Северная пчела. 1842. 2 мая. № 96. С. 381.
  260. Музыка // Северная пчела. 1845. 14 марта. № 58. С. 232.
  261. Сын отечества и Северный архив.
  262. Фортепианинов Вас. Боткин В. П. 825. Концерт Г. Мейера (5 марта) // Сын отечества и Северный архив. 1835. Т. 48. № 10. С. 155−157.1. Художественная газета.
  263. Кукольник Н. От издателя // Художественная газета. 1837. Янв. № 1. С. 4.1. Furet.
  264. F. В. Concert de M. Ch. Mayer // Le Furet. 1830. № 18. P. 69.
  265. Имя автора установлено по: Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 98.
  266. Имя автора установлено по: Там же. Т. 3. М., 1979. С. 167.
  267. Journal de Saint-Petersbourg.
  268. Concert de M. Charles Meyer, du 23 Fevrier // Journal de Saint-Petersbourg. 1825. 3/15 Mars. № 27. P. 127.
  269. Chronique Musicale. Article III me et Dernier. Concert de M. Meyer, 14 Mars // Journal de Saint-Petersbourg. 1827. 31 Mars/12 Avril. № 39. P. 159.
  270. Journal des Debats Politiques et Litteraires.
  271. Berlioz H. Michel de Glinka // Journal des Debats Politiques et Litteraires. 1845. 16 Avril.
  272. Messager de Saint-Petersbourg.
  273. Faits Divers. Consert de M. Charles Mayer // Messager de Saint-Petersbourg. 1841. 30 Mars. № 13. P. 104.
  274. St. Petersburgische Zeitung.
  275. Miszelleen II St. Petersburgische Zeitung. 1831. 6/18 August. № 183. S. 754.
  276. Concert des herrn Karl Mayer. Mittwoch den 2. April // St. Petersburgische Zeitung. 1841. 27 Mars/8 April. № 69. S. 300.
  277. Musikalische Urbersichten. Etude fur’s Pianoforte // St. Petersburgische Zeitung. 1846. 22 October/3 November. № 239. S. 963.
  278. Eingesandt. Karl Mayer. // St. Petersburgische Zeitung. 1847. 15/27 Februar. № 36. S. 143.
  279. Musikalien // St. Petersburgische Zeitung. 1850. 14/26 Januar. № 11. S. 41.
  280. International Music Score Library Project. URL: http://www.imslp.org (дата обращения: 23.05.2010).
Заполнить форму текущей работой