Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Синкретизм искусства в духовном пространстве России на рубеже XIX-XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного исследования были обсуждены на заседаниях клуба профессоров Алтая (2003, 2004 гг.), Философского общества Алтая (2002, 2003, 2004, 2005 гг.), на научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования культуры и нравственности в современной системе образования и воспитания», Барнаул АКИПКРО, 1992 г., Всероссийской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА.
  • СМЕНА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВВ ty
    • 1. Генезиз новых мировоззренческих оснований в философской и художественной культуре России
    • 2. Эволюция художественных воззрений от романтизма к символизму
  • ГЛАВА. СИМВОЛИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ
    • 1. Символизм в философии и искусстве как результат развития синкретического мировоззрения эпохи
    • 2. Мистерия — как вершина синкретизма искусства в духовном пространстве России эпохи порубежья на примере творчестваА.Н. Скрябина)
  • ГЛАВА. РУССКИЙ КОСМИЗМ КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ СИНКРЕТИЗМА ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ РУБЕЖА XIX — XX ВВ
  • §-1.Философия всеединства и свободная теургия в синтезе искусств
  • §-2.Эсхатологическая этика как основа и результат идей русского
  • Ф космизма в искусстве. XY

Синкретизм искусства в духовном пространстве России на рубеже XIX-XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокий духовный кризис, охвативший Россию в последние годы, заставляет вспомнить пророческие предсказания русских мыслителей об опасности наступления «царства звериного» (Е.Трубецкой), «царства антихриста» (В.Соловьев, Д. Мережковский).

В стране тысячелетнего христианства стали явлением действительности порнография, эгоизм, целая наркотическая индустрия бездуховных зрелищ, классическое й народное искусство оттеснены на второй план. В этих условиях мыслящая интеллигенция ищет тот стержень, который сможет цементировать общество в направлении путей его спасения.

На знаменитый русский вопрос «что делать?» даются самые различные, нередко взаимоисключающие ответы, однако, наиболее целесообразным представляется глубинное обращение к духовному опыту отечественных мыслителей, деятелей искусства, которые на рубеже XIX и XX вв. пытались достучаться до своих соотечественников в обстановке апокалиптических настроений наступающего трагического века. Путей спасения и тогда предлагалось множество, однако, одно обстоятельство роднит тех философов и поэтов, музыкантов и художников — это ощущение высокой духовной миссии России в мире. К сожалению, духовные поиски великих философов «русской идеи» и творцов русского символизма были искусственно прерваны в новой социально-культурной реальности в 20-х годах XX века. Их иррационально-идеалистическое мировоззрение, выросшее на почве религии, мистики было альтернативой «позитивному знанию», которое оказалось не в силах раскрыть векторы тайных связей и соответствий, пронизывающих мироздание, судьбы человечества, смысл и конечные цели истории.

И сегодня в XXI веке в обстановке глубокого кризиса техногенно-потребительской цивилизации взоры философов обращаются в сторону необходимости строительства новой — духовно-экологической цивилизации, в которой находят свое место и духовные искания прошлого.

По-видимому, прорисовывая стратегические цели развития России в XXI веке, следует учитывать наметившийся процесс возрождения веры, который предрекал еще П. Флоренский, говоря, что «это будет уже не старая и безжизненная религия, а вопль изголодавшихся духом».

Думается, что в обстановке новой социально-экономической реальности в России и напряженных поисков во всех сферах духовного сознания, обращение к эпохе рубежа XIX—XX вв.еков очень актуально, поскольку и там происходила кардинальная смена мировоззренческой ориентации в условиях формирования капиталистического способа производства.

В этой связи закономерно и обусловлено выглядит постановка гипотезы настоящего исследования, которая заключается в следующем: если современное состояние духовной культуры российского общества соответствует духовному состоянию культуры порубежья, то мысли философов и творцов конца XIX — начала XX века должны быть актуальны и сегодня.

В начале исследования необходимо определить понятия «духовное пространство» и «синкретизм», поскольку их содержание существенно расширено и даже изменено за последние годы.

Современные источники определяют пространство как форму созерцания, восприятия представления вещей, как основной фактор высшего эмпирического опыта (Философская энциклопедия. М.: изд. Мысль, 2001 г.). Активный интерес ученых к этой проблематике за последние годы вызвал к жизни такие понятия как «духовное» и «художественное пространство».

В духовном пространстве как наивысшем срезе гуманитарного пространства ярко, выражен идеал, стремление к совершенству, и преодолению тлена, смерти, распада.

В тесной связи с понятием «духовное пространство» в современной литературе осваивается понятие «художественное пространство». Оно связывается с мифологическим и немифологическим сознанием, с поэзией. Это уже более узкая сфера, которой мы будем касаться при необходимости как составляющего элемента духовного пространства.

Понятие синкретизма также наполнилось другим содержанием, которое будет раскрываться на всем протяжении исследования на широком материале и в связи с религией, философией, этикой, эстетикой, литературой и искусством.

Степень разработанности проблемы.

Несмотря на большое количество работ, появившихся за последнее время, посвященных глубинной связи русской философии и искусства на рубеже XIX—XX вв.еков, проблема изучения и познания духовного пространства с позиции понимания его как синкретического нуждается в серьезных исследованиях.

При более углубленном подходе к изучению синкретизма духовного пространства России рассматриваемого периода можно условно разделить труды, посвященные этой проблеме, на группы:

1. Философов «русской идеи», «русского космизма», которые стали базовыми для интерпретации русского самосознания, культуры, христианского наследия и путей преображения человечества (В.С.Соловьев, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев и др.).

Религиозная философема «русская идея» несет в себе печать своеобразия метафизического духа ее разработчиков — от В л. Соловьева до А. Бердяева и И. Ильина и отражает более чем столетний опыт философских дискуссий вокруг нее, получивших особый импульс для своего творческого развития и применения в России XXI века.

2. Активных деятелей культурно-философского течения символизма, разрабатывавших его эстетику (А.Белый, А. Блок, В. Иванов, В. Брюсов, Д. Мережковский, П. Флоренский и др.).

Они первыми начали процесс переоценки всех ценностей и классических представлений об искусстве. Этот процесс проходил у них весьма активно как в теоретической плоскости, так и внутри самого искусства. Развивая идею Соловьева о теургии, вынося искусство за пределы собственного искусства, они сделали попытку осознанного созидания жизни на богочело-веческой основе по законам искусства.

3. Ученых-философов, рассматривающих эпоху «серебряного века» как целостное явление русской духовной жизни (В.К.Егоров, М. А. Воскресенская, Б. В. Емельянов, В. В. Бычков, В. И. Иванов, И. В. Кондаков, С. Г. Семенова, В. Н. Демин и др.).

Эпоха серебряного века рассматривается ими во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. Особое внимание они уделяют феномену «русского ренессанса», где произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных и мировоззренческих направлений XX века.

4. Современных исследователей, которые используют мировидение духовной элиты той эпохи для построения фундамента духовно-экологической цивилизации XXI века (С.А.Ан, А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин, В. Ю. Инговатов, В. С. Барулин, Е. В. Ушакова, Е. Г. Гуренко и др.).

Эти исследования объединяет понимание тупикового характера техногенной цивилизации XXI века, чувство глубокой озабоченности отсутствием духовного стержня в поисках путей развития российского общества в XXI веке. В их работах духовные идеи творцов русского ренессанса органично трансформируются в сегодняшнюю действительность.

5. Искусствоведческие работы, где прослеживаются закономерности формирования художественных течений, и в частности, культурно-философского течения символизма в его связи со всеми формами общественного сознания эпохи (Т.Н.Левая, В. И. Иванов, Д. В. Сарабьянов, В. А. Сарычев, М.А.Мирза-Авакян, Ю. Н. Холопов, Ю. В. Келдыш, Б. В. Асафьев, Т. М. Степанская и др.).

В трудах этой группы исследователей прослеживаются идеи художественной трансформации течений искусства порубежья в живопись, музыку, архитектуру и другие виды мироощущения творцов конца XX начала XXI века.

Необходимо заметить, что представленное деление является условным, поскольку в своих работах исследователи касались самых различных проблем.

В связи с тем, что интересы автора лежат больше в области музыки и поэзии, больший упор в анализе художественного течения символизма сделан на эти виды искусства.

Исходя из актуальности и степени разработанности темы, выделены объект и предмет исследования.

Объект исследования — умонастроения духовной элиты русского общества конца XIX начала XX вв. и социокультурные условия формирования символизма.

Предмет исследования — синкретизм искусства в духовном пространстве России конца XIX — начала XX вв.

Цель исследования:

— трансформировать накопленный духовный опыт творцов русской идеи рубежа XIX — XX веков для использования в построении фундамента духовно-экологической цивилизации XXI века и поиска национальной идеи для России.

— систематизировать основные идеи творцов серебряного века и на анализе художественного течения символизма, как наиболее характерного выражения духовного апокалипсиса времени, выявить тенденции в развитии искусства нового рубежа эпох, синкретичные по своей сути.

Представленная общая цель реализуется в виде следующих взаимосвязанных задач: рассмотреть истоки и смысл русского религиозно-философского ренессанса и его влияние на формирование символизмавыявить в философских воззрениях трансформацию и воплощение художественных идей времени как интеллектуально-чувственное волевое выражение синкретизма искусств и проявление закономерности бытияопределить идейные и нравственные составляющие творчества русских символистов в литературе, живописи и музыке в духе всеединствана примере творчества А. Н. Скрябина показать глубинную связь философских идей космизма с эстетико-художественными принципами русского символизмаисследовать влияние религиозно-эстетических и этических взглядов культурной элиты рубежа XIX—XX вв. на построение фундамента духовно-экологической цивилизации XXI века в России.

Методологическая основа исследования.

Решение поставленных задач обусловило необходимость обращения к следующим методам исследования: методу диалектики с использованием приемов детерминизма и историзмаметоду сравнительного анализа, который позволил рассмотреть и сопоставить взгляды различных ученых на понимание сущности процессов, происходивших в духовной жизни России рубежа веков, найти в них общее и особенное. Сочетание данного метода с системным подходом дало возможность для поиска альтернативных рационализму форм «цельного знания» новой рациональности как преодоление фрагментарности сциентических представлений и собирания мира как переоткрытия сакральности, что становится в центре новых моделей цивилизации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) Проведен сравнительный анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых, философов, искусствоведов, эстетиков на проблему формирования духовного сознания XIX-начала XX вв. в России, синкретичного по своей сути. В результате этого выявлена своеобразная конвергентная ситуация, возникшая в процессе восприятия русской духовной элитой европейской мысли и искусства.

2) Выявлена национальная особенность русского философствованиякосмизм в искусстве.

3) Определены и систематизированы найденные в конце XIX века пути, ведущие от разума к вере и, в свою очередь, пути сакрализации науки и искусства с новыми нравственными координатами.

4) Обозначена роль русского космизма как мифопоэтического по своей природе и как программа мироустроительного, ургийного смысла творчества. В результате исследования рассмотрен и феномен мирового значения — символизм как «автопортрет сложной духовной жизни» России рубежа XIX—XX вв.еков. Проведенное исследование позволило органично соединить эпоху «серебряного века» с новыми поисками духовно-экологической цивилизации XXI века.

Положения, выносимые на защиту.

1. Синкретизм искусства — особенность мировидения духовной элиты русского общества рубежа XIX—XX вв.

2. Символизм в философии и искусстве является выражением синкретического мировоззрения эпохи.

3. Космизм в искусстве является национальной особенностью русского философствования, получающей новый импульс для развития в XXI веке.

4. Новые отношения разума и веры и сакрализация науки и искусства рассматриваются как главные составляющие процесса синкретизма духовной жизни.

5. Роль русского космизма определяется как мировоззренческая программа и смысл творчества символистов.

6. Синкретизм духовной жизни России рубежа веков представлен как основа поисков построения духовно-экологической цивилизации XXI века.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что в ней сделана попытка на обширном философском, историческом и искусствоведческом материале показать формирование общественного сознания духовной элиты России на рубеже XIX — XX вв.

Проведенный анализ позволил выявить важные составляющие национального менталитета и философствования, которые в новых условиях, во многом близких к периоду порубежья, помогут построить фундамент духовной цивилизации XXI века для России.

Данное исследование, комплексно рассматривая проблемы духовной жизни России, может быть использовано в курсах истории Отечества, эстетики, истории музыки, где порой узкая направленность мешает выявлять особенности изучаемого периода в широком аспекте.

Результаты проведенного исследования были обсуждены на заседаниях клуба профессоров Алтая (2003, 2004 гг.), Философского общества Алтая (2002, 2003, 2004, 2005 гг.), на научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования культуры и нравственности в современной системе образования и воспитания», Барнаул АКИПКРО, 1992 г., Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования культуры и нравственности в современных социокультурных условиях», Барнаул АКИПКРО, 1995 г., Межрегиональной конференции «Теоретические и методические аспекты освоения гуманитарного знания в школе», Барнаул АКИПКРО, 1998 г., Всероссийской научной заочной конференции «Рациональное и иррациональное в русской философии и культуре. Прошлое и современность», Барнаул БГПУ, 2003 г., Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи Сибири на современном этапе», Барнаул АГУ, 2000 г., «III Международный конгресс Образование и наука в XX веке: проблемы интеграции и правового регулирования», Новосибирск НГГТУ, 2003 г., Второй межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы социогуманитарного образования», Барнаул БГПУ, 2004 г., Третьей и четвертой Российских научно-практических конференциях «Философия, методология и история знаний» Сибирского института знаниеведения, Барнаул, ноябрь 2003 года и декабрь 2004 года.

Ряд основополагающих идей исследования нашли свое место в цикле музыковедческих выступлений автора в течение 2001 — 2004 гг. в филармоническом цикле «300 лет музыки» в Алтайском крае.

Результаты проведенного исследования отражены в 13 публикациях автора объемом 8,3 печатных листа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При рассмотрении проблем, связанных с анализом духовного пространства России рубежа XIX — XX веков, были выявлены его главные особенности, заключающиеся в формировании уникального мировидения русской интеллигенции в обозначенный период. На фоне глубокого духовного кризиса, роста эсхатологических настроений, которые переходят в трагически обостренное ощущение неминуемого конца человеческого существования, русская мыслящая интеллигенция искала выходы на многих направлениях религиозной, философской, эстетической, этической мысли. Поскольку все эти попытки предпринимались на фоне социокультурного кризиса на Западе, то мы проанализировали конвергентный характер восприятия национальной духовной элитой европейской мысли и искусства и показали, что русские мыслители, художники, церковь предлагали возможные пути преодоления кризиса и намечали перспективы обновления. Эти поиски проходили масштабно и в органическом переплетении всех форм общественного сознания и искусства, что указывает на качественно новое состояние эпохисинкретизм.

В отличие от синтеза, который предопределяет некую сознательность в своем проведении — синкретизм представляет собой соединение в нерасчленимое единство всех форм, существовавших в отдельности. Все это проходило под знаком религиозно-философского обновления, в котором мы выявили национальные особенности философствования и новые пути разума к вере и в свою очередь пути сакрализации науки и искусства с новыми нравственными координатами. Проведен анализ смены мировоззренческих ориентаций в России эпохи порубежья — это отход от позитивизма, поиски Бога и особо эволюции художественных воззрений от романтизма к символизму. Особое внимание было уделено характеру русского символизма, который, взламывая границы литературно-художественного направления, ставил перед собой задачу философского осмысления всех сторон бытия и культуры: религии, искусства, человека, нравственности. На многочисленных примерах, привлекая обширный материал самих творцов символизма, их современников мы выявили основные установки символизма на панэстетизм, жизнестроительство, мифологизацию искусства и жизни, театрализацию обыденного поведения, диалог культур, синтез искусств, который был модулирующим центром культуры Серебряного века. Эта ситуация подтверждает главный вывод исследования о синкретическим характере искусства эпохи порубежья.

Как высшая форма синкретизма в искусстве, показана роль Мистерии, объединяющей через искусство все формы духовного сознания. Выявлены и определенные противоречия в понимании духовного содержания эпохи ее строителями и последователями, проанализирован их характер и истоки.

Большое место в понимании синкретического характера эпохи занимает направление русского космизма, которой явился ее знаменателем и особым эмоциональным, философским и эстетическим выражением. Показывая на лучших произведениях символистов эту глубокую связь и неразрывное единство, мы установили, что вместо неустранимой оппозиции двух мировреального и идеального — здесь наблюдается целостность и извечное взаимодействие реального и «реальнейшего», земного и небесного.

В духе заявленной темы исследования особо рассмотрено этическая составляющая всех духовных исканий русской интеллигенции начала XX века. Основой этих поисков стали нравственные императивы, которые выдвинули мыслители «религиозного ренессанса», рассмотревшие взаимоотношения человека и морали под углом зрения судьбы человека, т. е. как бы изнутри. Этому подходу, который предопределил перенесение центра тяжести с построения теории морали на субъективно личностную проблематику мы уделили особое место, поскольку это позволило привлечь обширный материал искусства различных жанров и на примере их глубокого взаимопроникновения выявить обозначенный характер эпохи.

Но основной решаемой в исследовании задачей мы поставили выявление особого характера духовного завещания деятелей «Серебряного века», оставивших нам пророческие предсказания о наступлении «Царства Хама», «Царства Антихриста» и др., которые, к сожалению, сбываются в новой России, поскольку она дрейфует в огромном, противоречивом мире без национальных идей, без национальных святынь, без национальных героев. Поскольку возникла определенная перекличка веков, сопровождающаяся системным кризисом духовного мировидения в России, крайне важно было, на наш взгляд, еще раз проанализировать основные составляющие эпохи «Серебряного века», их взаимосвязь и особый характер синтеза, чтобы попытаться ответить, на вопрос — почему это глубоко, укорененное в национальный характер мировидение не смогло выполнить свою спасительную роль в России начала XX века?

В исследовании этим проблемам было уделено много места, особенно в связи с необходимостью построения новой духовно-экологической цивилизации XXI века.

Таким образом, сформулированная гипотеза исследования доказана и многие идеи творцов серебряного века и русского религиозно-философского ренессанса должны, на наш взгляд, быть использованы для построения основ духовно-экологической цивилизации XXI века и в поиске национальной идеи для новой России. Этим подтверждается и актуальность проведенного исследования, главной целью которого была попытка трансформировать духовный опыт творцов русской идеи, творивших в эпоху сильнейшего социокультурного кризиса, вызванного сменой духовных ориентиров, серьезных апокалипсических ожиданий, характерных и для нашего времени.

Достижение цели исследования стало возможным благодаря решению поставленных задач, для чего были привлечены и проанализированы большое количество материалов как из сферы искусства, так и философии, эстетики, этики, политологии.

Научная новизна исследования позволяет преодолеть ряд сложившихся стереотипов и тенденциозных оценок эпохи порубежья, а обращение к мыслям малоизвестных, а порой и недошедших до нас трудов философов, творцов эпохи может дать импульс для размышлений и действий в новых условиях.

По результатам исследования можно сделать выводы:

• кризис позитивистского мировоззрения открывает дорогу мистериаль-ным, магическим, религиозно-эстетическим влияниям;

• обновление веры оказывает влияние на формирование нового художественного мышления;

• софийное мировоззрение как национально-ориентированное философствование дает сильнейший импульс для развития искусства с качественно новым синтезом — синкретизмом;

• мировоззренческий кризис крайне повышает роль личности творца, где природа личного сознания становится материалом творчества. Становление этого сознания процесс синкретичный по своей сути;

• катастрофизм восприятия действительности обостряет чувства сопричастности к миру «сверхприродному» и «Сверхчеловеческому» и вызывает желание пресуществить реальную действительность на путях теургического понимания искусства;

• русская идея — идея созерцающего сердца, где спасение мыслится, как стремление объединить человечество в высокую общность и преобразовать в фактор космического развития.

Проведенное исследование имеет серьезные перспективы для дальнейшей работы в направлении системного анализа современного искусства, отражающего, сложные проблемы и вызовы времени, полного эсхатологических ожиданий, мистических откровений и космической устремленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Римская-Корсакова Н. Воспоминания. Рукописный отдел. ЛГиТМиК Ф.Б.- раздел II, е.х.ЗО. 380 с.
  2. Д.Л. Роза мира. — М.: изд. Иной мир, 1992. 561 с.
  3. А. Блок // Белый А. Арабески: Книга статей. -М.: Мусагет, 1911. -314с.
  4. А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М.: изд. Соратник, 1994.-380 с.
  5. А. Символизм. Книга статей. -М.: изд. Альциона, 1910. — 96 с.
  6. А. Соч. в 2-х томах. Начало века. — М.: Мусагет, 1911.-211 с.
  7. А. Формы искусства. // Белый А. Символизм как миропонимание. -М.: Мусагет, 1911.-338 с.
  8. Ю.Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж: YMCA-PRESS, 1947.-314 с. 11 .Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.-262 с.
  9. НА. Правда и ложь коммунизма. В кн. «Христианство, атеизм, современность». Париж: YMCA-PRESS, 1990. — 330 с.
  10. НА. Самопознание. -М.: «ДЭМ», 1990. 334 с.
  11. Хб.Бердяев Н. А. Смысл творчества. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1989. — 341 с.
  12. Н.А. Судьба России. Мистика и церковь. Харьков, 1998. -310 с.1%.Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. Статьи. Письма. //• Новый мир. 1990. № 1. — С.110 — 118
  13. Н.А. Философия свободы. -М.: Мысль, 1989. -401 с.
  14. Ю.Бердяев Н. А. Царство Духа и Кесаря. М.: Республика, 1995. — 260 с.
  15. И.Блок А. А. О современном состоянии символизма. Собр.соч. в 8-ми томах. Том 5.-М, — Л.: ГИХЛ, 1963.-436 с.
  16. А.А. Собр.соч. в 6-ти томах. -М.: ГИХЛ, 1971.
  17. А.А. Собр.соч. в 8-ми томах. Том 7. М.- Л.: ГИХЛ, 1963. — 380 с.
  18. С.Н. От марксизма к идеализму. Спб.: Общ. польза, 1903. -210 с.
  19. С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. — 170 с.2%.Булгаков С. Н. Сочинения. М.: изд. Республика, 1993. — 730 с.
  20. С.Н. Философия имени. Париж: YMCA-PRESS, 1953. — 230 с.
  21. С.Н. Философия хозяйства. -М.: изд. Наука, 1990. 360 с.
  22. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М.:
  23. В.В. История русской философии в 2-х томах. М. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  24. В.И. Борозды и межи. М.: Мусагет, 1916.-110 с.
  25. В.И. Вагнер и Дионисово действо. // Иванов В. И. По звездам: опыты философские, эстетические и критические. Спб.: ОРЫ, 1909. -169 с.
  26. В.И. Две стихии в современном символизме. // Иванов Вячеслав. Родное и вселенское. М.: Соратник, 1994. — 214 с.
  27. В.И. Предчувствие и предвестие. Спб.: ОРЫ, 1909. — С. 189 -219.
  28. М.Иванов В. И Собрание сочинений в 2 томах. Брюссель, 1974.
  29. Из богословского наследия. Богословские труды. -М.: Сергиев Посад, 1977. сб.17.-280с. 44. Ильин И А. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1993. Т.2, кн.1. — 360 с.
  30. В.Н. Скрябин. «Муз.академия», 1997. № 2. С. 152 — 154
  31. Л.П. Философия истории. Берлин, 1923. — 292 с.
  32. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  33. А. Ф. Философия. // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М.: Наука, 1990.-315 с.
  34. А.Ф. Самое — само — начала. «Муз.академия», 1993. № 2. — С. 196 -198
  35. И.О. Избранное. -М.: Мысль, 1991. С. 326 — 340
  36. И.О. История русской философии. М.: Мысль, 1993. — 412 с.
  37. И.О. Характер русского народа. // Лосский А. Ф. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 314 с.
  38. А. Скрябин и русская музыка. «Муз.академия», 1997. № 2. -С.141 145
  39. А. Скрябин и русская музыка. Доклад, прочитанный на вечере, посвященном 5-летию со дня смерти А. Н. Скрябина (Большой зал МГК). «Муз.академия», 1997. № 2. С. 144−145
  40. Д. С. Балаган и трагедия. // Акрополь: Избранные статьи. -М.: изд. Соратник, 1991. 195 с.
  41. В.И. Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1905. — 209 с.
  42. Е.И. Письма. В 2 томах. Рига, 1940. Т.1. — 270 с.
  43. Ю.Рерих Н. К. Избранное. -М.: Искусство, 1979. -390 с.
  44. B.C. Письма. Полное собрание сочинений в 12 томах. Брюссель, 1977. Т.З. — 360 с.
  45. B.C. Собрание сочинений в 2 томах. 2~е изд. М.: Правда, 1989. Т.2.-С.602−605
  46. А.Соловьев B.C. Собрание сочинений в 12 томах. Брюссель, 1966 — 1970.
  47. B.C. Собрание сочинений в 10 томах. 2-е изд. Спб.: изд.Общ.польза, 1911 — 1914. Т.2. — С.114 — 118
  48. В.П. Символизм. -М.: изд. Мусагет, 1912. 350 с.
  49. М.М. Философия жизни. М.: Сергиев Пасад, 1916. — С.302 -309
  50. Е.Н. Избранные произведения. Смысл жизни. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 508 с.
  51. Г. П. Эсхатология и культура. // Нью Йорк: изд. Новый град, 1952.-291 с.
  52. П. А. Автобиографическая статья. // Энциклопедический словарь «Гранат» 1- изд. Т.44. -М.: изд. Мусагет, 1927. С.364−365
  53. П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. — М.: Мысль, 1992.- 184 с.
  54. П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. Спб.: Наука, 1993.-316 с.
  55. П.А. Столп и утверждение истины. М.: Мысль, 1990. Т.1, ч.1.-290 с.
  56. Г. Пути русского богословия. Вильнюс: Б. и, 1991. — 601 с.
  57. С.Л. Духовные основы общества. Париж: YMCA-PRESS, 1930. -361с.
  58. С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии- Париж: YMCA-PRESS, 1939. 403 с.
  59. С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Спб.: Наука, 1990. — 220 с.
  60. С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. «Философские науки». 1990. № 5. С. 81 — 91
  61. С.Л. Философ русского мировидения. // Франк С. Л. Русское мировоззрение. Спб.: Наука, 1996. — 390 с.
  62. С.Л. Философия и религия. // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М.: Наука, 1990. -420 с.
  63. А.С. Полное собрание сочинений. М.: Альциона, 1900. Т.2. -340 с.
  64. Л.И. О материализме. М.: Мысль, 1993. Т.1. — 410 с.
  65. И. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. // Собрание сочинений в 7 томах. -М.: ГИХЛ, 1957. Т.6. С. 251 — 356
  66. . Два полюса русской музыки. «Муз.академия», 1997. № 2. — С.148
  67. . Два течения русской музыки. — «Муз.академия», 1997. -С. 149
  68. Г. Г. Явление и смысл. М.: Мусагет, 1914. — 120 с.
  69. Эллис Кризис современного театра. М.: Весы, 1908. № 9. -С.63 — 66
  70. Эллис Русские символисты. Томск: Водолей, 1998. — 288 с.
  71. Н.А. Скрябин опыт патографии. // Клинических архив гениальности и одаренности. Свердловск, 1925. Т.1. Вып.З. — 112 с. 105. «Я» Эпопея. // Записки мечтателей. М.: Мусагет, 1919. № 1. -236 с.
  72. Художественные произведения:1. Живопись
  73. Ф Врубель Михаил Александрович
  74. Демон (сидящий). 1890 г. Гос. Третьяковская галерея х., м 115×212,5 (5600)
  75. Демон поверженный. 1902 г. х., м 139×387 Справа внизу подпись: Врубель. Собрание Гос. Третьяковской галереи (1464)
  76. Лебедь. 1901 г. х., м. 154×131. Собрание Гос. Третьяковской галереи (1463)
  77. Царевна Волхова. Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» 1898 г., акв. 160,1×61,6. Справа внизу подпись: Врубель 98. Собрание Гос. Русского музея Ж 42.
  78. Царевна-Лебедь. 1900 г. х., м. 142,5×93,5. Справа внизу подпись:
  79. Врубель 1900 Собрание Гос. Третьяковской галереи (14 997)
  80. Кузнецов Павел Ворфоломеевич
  81. Гадание. 1908 г. масло, холст 72×75,5 Слева внизу: Павел Кузнецов 1908. Пост, в 1957 г. от автора Гос. Русский музей Ж 6661.
  82. Рерих Николай Константинович
  83. Зловещие. 1901 г. масло, холст, 103×230 Русский музей Ж 381.
  84. Воскресенский монастырь в Угличе 1904. масло, дерево 46×83 Русский музей Ж 215.
  85. Прокопий праведный за неведомых плавающих молится. 1914 г. Темпера, картон, 70×105. Русский музей Ж 849.
  86. Вестник. 1914 г. Уголь, пастель, картон, 75×89. Русский музей Ж 114.
  87. Град обреченный. 1914 г. Темпера, картон. Русский музей Ж 384.
  88. Красные кони. 1925 г. Темпера, холст, 73×100,5 Горьковский художественный музей
  89. Сапунов Николай Николаевич
  90. Ночь. Темпера, холст 49×84,5 Пост, в 1920 г. из Общества поощрения художеств (Собр. Н.И. Рабиновича), Петроград. Ж 2189.1. Судейкин Сергей Юрьевич
  91. Балет 1910 г. масло, картон 87×99 Справа вверху: С.Судейкинъ. Пост, в 1920 г. из собр. А. А. Коровина Ж 2173.
  92. Суренъянц Вардгес Яковлевич128. 186−1921 Попранная святыня. 1895 г. Холст, масло. 112×89. Государственная картинная галерея Армении. Ереван.1. Музыкальные произведения:
  93. Губайдуллина Софья Асгатоена
  94. Симфония в 12 частях «Stimmen. Verstummen» («Слышу. Умолкло»)
  95. Концерт для скрипки с оркестром (offertorum)
  96. Интермеццо для 16 арф, 8 труд и барабанов.132. Concordanza133. Детто № 2 134. Детто № 1 для органа135. Кантата «Ночь в Мемфисе»
  97. Электронная музыка «Vivente поп vivente».
  98. Кастальский Александр Дмитриевич
  99. Цикл «Из минувших эпох» (опыт музыкальных реставраций) Тетрадь 3е «Христиане».
  100. Лядов Анатолий Константинович138. «Из Апокалипсиса" — симфоническая картина. Ор.66 (1912 г.)
  101. В темном аде. Новогреческая песня Чайковского (оркестровка 1909 г. изд. 1910 г.)
  102. Прокофьев Сергей Сергеевич
  103. Опера «Огненный ангел» (По В. Я. Брюсову Либретто Прокофьева ор.37 1919 27 гг.)
  104. Сюита для симфонического оркестра «Ала и Лоллий» (Скифская сюита, ор.20. 1914- 15 гг.)
  105. Романсы для голоса и фортепиано:
  106. Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта ор.9 (1910 — 11гг.)
  107. Пять стихотворений (сл.В. И. Горянского, З. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. А. Агнивца. ор.23 (1915 г.)
  108. Рахманинов Сергей Васильевич
  109. Симфоническая поэма «Остров мертвых» по картине А. Бёклина ор.29 (1909 г.)
  110. Литургия Иоанна Златоуста ор.31 (1910 г.) для хора a’capella
  111. Всенощное бдение ор.37 (1915 г.) для хора a’capella
  112. Римский-Корсаков Николай Андреевич
  113. Опера «Кащей бессмертный» (либр. Р.-К., при участии Софьи Николаевны Р.-К., по сюжету Е. М. Петровского, 1901 02 гг., пост. 1902. Моск. частная рус.опера)
  114. Опера «Снегурочка» (либр. Р.-К. по одноименной пьесе А. Н. Островского 1880 81 гг. пост. 1882 г. в Мариинском т-ре Петербурга)
  115. Опера «Сказание о великом граде Китеже и деве Февроньи» (либр.Вельского, 1902 -94 гг. пост. 1907 Мариинский т-тр Петербург)
  116. Скрябин Александр Николаевич
  117. Первая симфония E-dur Для большого оркестра. Соч., 1899 -1900 гг., ор.26. Изд., М. П. Беляев, 1900
  118. Трагическая поэма для фортепиано. Соч.: 1903 изд.М. П. Беляев.1904 ор. ЗЗ
  119. Сатаническая поэма для фортепиано. Соч.: 1903 ор.36. изд.М. П. Беляев, 1904
  120. Третья симфония «Божественная поэма» («Роете Divin») C-dur. Соч.: 1903 1904 гг. изд.М. П. Беляев, 1905
  121. Поэма Экстаза (Роете d’Extase) для большого оркестра. Соч.1905 1907 гг. ор.54 изд.Н. П. Беляев, 1908
  122. Прометей. Поэма огня. (Promethee, 1е роете du Feu) Для большого оркестра и фортепиано. Соч.: 1909 1910 ор.60 Росс.изд., 1911)
  123. Стравинский Игорь Федорович
  124. Балет «жар-птица» (L'oiseau de feu, сказка — балет, либр.М. М. Фокина 1916 г. театр «Елисеевских полей» Париж)
  125. Балет «Петрушка» (Petrouchka, потешные сцены либр.А.Бенца и С., 1911 г. театр «Шатле» Париж)
  126. Балет «Весна священная» картины языческой Руси в 2х частях (либр.Н.К. и С. Н. Рерихов 1913 г. театр «Елисеевских полей» Париж)
  127. Романсы для голоса и фортепиано на два стихотворения К. Д. Бальмонта (1911 год: 2я ряд 1947 год)1. Чайковский Петр Ильич
  128. Опера «Пиковая дама» либр.М. И. Чайковского по одно-им.повести Пушкина, 1890 г., пост. 1892 г. Мариинский театр Петербург
  129. Симфония № 6 h-moll ор.74 1893 г.
  130. Чюрленис Микалоюс Константинос
  131. Симфоническая поэма «Море» (1907 г.)1. Шнитке Альфред Гарриевич
  132. Опера «Одиннадцатая заповедь» 1962 г.
  133. Ан С. А. Высшие ценности в учении B.C. Соловьева. В сб. «Пол-^ зуновский альманах». Барнаул, изд. АлтГТУ, 2003. № 1−2. — С.68 — 73 165а. Ан С. А. Хомо-цвишенс. Барнаул: изд. БГПУ, 2001. — 101 с.
  134. Антология философской мысли. Русский космизм. М.: Наука, 1993.-702 с.
  135. В.Ф. Эстетика русского символизма. // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. — 609 с.
  136. Э.А. Русский космизм: Философия, наука, поэзия, миф.- Новосибирск, изд. Института философии СО РАН, 1995. С. 10 — 17
  137. Л.Г. Самосознание русской интеллигенции начала XX # века. Автореферат дис. доктора ист.наук. М.: Б.и., 1994. — 51 с.
  138. В.Д., Боровикова JI.C. Духовная драма Соловьева. В сб. «Ползуновский альманах» Барнаул, изд. АлтГТУ, 2003. № 1−2. -С.61−63.
  139. В.В. Эстетика. М.: Гайдарики, 2003. — 543 с.
  140. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. — 404 с. ® 174. Введенова Е. Г. Архетипы коллективного бессознательного. Эволюция. Язык. — М.: Познание, 2000. — 260 с.
  141. М.А. Символизм как мировидение серебряного века. Томск: изд. ТГУ, 2003 .- 173 с.
  142. М. Переписка и воспоминания о художнике. Л., 1976.- 154 с.
  143. Гачев Г Д. Национальные образы мира. М.: Искусство, 1988. -260 с.
  144. Ф.И. Русские космисты. М.: Наука, 1990. — 403 с.
  145. Гойовы Детле. ф Русский и итальянский футуризм. В сб. «Искусство XX века. Уходящая эпоха?». Н. Новгород, 1997. — С. 17 — 31
  146. П.Н. Проблема Запада в философии B.C. Соловьева. В сб. «Ползуновский альманах». Барнаул, изд. АлтГТУ, 2003. № 1−2. — С.99 — 106
  147. А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. -306 с.183'. Гулыга А. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1982. — 270 с.
  148. С. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. С.П.: Муз. азбука, 2000. — 370 с.
  149. В.Н. Русский космизм: от истоков к взлету. Вестник МГУ, сер.7 философия, 1996. № 6. — С. З — 18
  150. В.Н. Философия веховства и модернизм: Критика антигуманизма и эстетизма в России рубежа XX века. Л.: изд. ЛГУ, 1984. -490 с.
  151. В.К. Философия культуры России. Контуры и проблемы. — М.: РАГС, 2002.-653 с.
  152. В. Русский космизм и русский вопрос. «Дружба народов», 1994 № 6. С. 186 — 194
  153. .В. Очерки русской философии XX века. Екатеринбург, 2001.-360 с.
  154. .В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, 1995. — 283 с.
  155. Жизненный мир философа «Серебряного века». Межвузовский сборник научных трудов под ред.проф.В. Б. Устьянцева. изд. Саратовского ун-та, 2003. 249 с.
  156. К. Музыка и наука в философском творчестве А.Ф. Лосева. Муз. академия, 1994. № 5. С. 115 — 126
  157. А.В. Принципы формирования культурного космоса. // Барнаул: Ак-Кем, 1994. № 1. С. 12 — 24
  158. А.В. Философско-богословская идея Софии- современный контекст исследования. // Вестник МГУ, серия 7, философия. 1996. № 2. -С.19−27
  159. А. В., Фотиева ИВ., Шишин М. Ю. Духовно-экологическая цивилизация. Устои и перспективы. Барнаул: изд. АГУ, 2001.-237 с.
  160. Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1971. -334 с.
  161. В.Ю. Обмирщенный человек. Опыт эсхатологической антропологии. Барнаул: изд. АлтГТУ, 2003. — 134 с.
  162. А.Л. Неоромантическая философия в художественной культуре (К характеристике мировоззрения русского символизма). «Вопросы философии». 1980. № 7. — С. 143 — 154
  163. А.И. Из истории русского симфонизма конца XIX — начала XX века. В сб. «Из истории русской и советской музыки». М.: Музыка, 1971.-334 с.
  164. И.В., Корж Ю.И «Дух музыки» в философии русского символизма. «Общественные науки и современность». 1996. № 4. С. 152 162.
  165. Краткий философский словарь (ред.А.П. Алексеева). М.: Наука, 1997
  166. Лебедева Н. В: Эзотеризм и русская религиозная философия. В сб. «Рациональная и иррациональная в философии и культуре. Прошлое и современность. Материалы всероссийской научной заочной конференции», Барнаул: изд. БГПУ, 2003. С. 128 — 134
  167. Т.Н. Космос Скрябина. В кн. «Русская музыка и XX век». (Сост.М.Арановский). М.: Музыка, 1997. — С. 123 — 149
  168. В.А. Храмовое действо как синтез искусств: Священник Павел Флоренский и Николай Федоров. // Вестник РХД. Париж: YMCA-PRESS, 1988. № 153.-С.196−205
  169. С.М. Философские модели интерпретаций символов и их онтологическое основание. Диссертация на соиск. ученой степени кандидата философских наук. Рукопись. Барнаул: АлтГУ, 2004. — 180 с.
  170. Пайман А, История русского символизма. М.: Республика, 2000. -415 с.
  171. . «Скорпион и Весы». // Воспоминания о серебряном веке.-М.: Республика, 1993. С.312−321
  172. О. Символическая программность в советской музыке 70 80 гг. Автореферат канд. диссертации кандидата искусствоведения. — Л.: ЛГИТМиК, 1990. — 22 с.
  173. Г. Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России. -М.: Наука, 1999. 128 с.
  174. Н. Скрябин в художественном сознании XX века. В сб. «Искусство XX века: Уходящая эпоха?». Н. Новгород, 1997. Т.1. -С. 165 — 175
  175. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдодо-ра.-М.: Искусство, 1993. 390 с.
  176. Л. Космософия симфоний А.Тертеряна. В сб. «скусство XX века: Уходящая эпоха?». Н. Новгород, 1997. T.l. — С.249 — 255
  177. О.С. Мистическое в системе B.C. Соловьева. В сб. «Рациональное и иррациональное в философии и культуре». Прошлое и современность. Материалы всероссийской научной заочной конференции. Барнаул: изд. БГПУ, 2003. — С. 192 — 199
  178. Л.Н. Русская художественная культура. М.: Владос, 2002. — 540 с.
  179. В.В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989. -407 с.
  180. Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного анализа. -М.: Советский художник, 1980. С. 189 — 218
  181. В.А. Эстетика русского модернизма. Проблемы «жизне-творчества». Изд. Воронежского ун-та, 1991.-313 с.
  182. К.Н. Философия символических форм Кассиера. Ереван: изд. АН АрмССР, 1989. — 341 с.
  183. Н.С. Русская религиозная философия XIX XX веков. -М.: Мысль, 1989. — 416 с.
  184. Т. Исчерпание великого опыта. (О судьбах русского символизма). В сб. «Искусство XX века: Уходящая эпоха?». -Н.Новгород, 1997. с. 39 — 54
  185. И.И. Романтизм. Его общая и музыкальная эстетика. -М.: Искусство, 1962. 48 с.
  186. Н.Н. Мир, интуиция, человек в философии Н.О. JIoc-ского. М.: Соратник, 1991. — 212 с.
  187. И.А. Романтизм как целостное явление. М.: Советский писатель, 1988. — 340 с.
  188. И.В. Синтетические подходы к осмыслению права. В сб. «Ползуновский альманах». Барнаул: изд. АлтГУ, 2003. № 1−2. -С.23 — 27
  189. B.C. По лабиринтам авангарда. М.: изд. МГУ, 1993. -248 с.
  190. Ю.А. Формы постижения бытия их тождества и различия. // Материалы 1 Международной конференции «Алтай — космос». -Барнаул: Ак-Кем, 1993. — С. 167 — 169
  191. Успенский П. Д TERTIUM ORGANUM. Ключ к разгадкам мира. -Спб.: Андреев и сыновья, 1992. 310 с.
  192. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфа. 1997.
  193. И.В. От метафизики всеединства к глобальному эволюционизму. В сб. «Ползуновский альманах». Барнаул: изд. АлтГТУ, 2003. № 1−2.-С.43- 45
  194. С.В. Философская психология. Теоретическое наследие С. Л. Франка. В сб. «Жизненный мир философа «Серебряного века». -Саратов: изд. Саратовского ун-та, 2003. С. 223 — 229
  195. Ю.Н. Лосев и культура XX века. М.: Музыка, 1991. -318 с.
  196. К.И. Собрание сочинений в 2 томах. М.: Правда, 1990. Т.2.-603 с.
  197. JI.E. Социально-философские взгляды М.М. Тарее-ва и современное богословие. «Философские науки». 1982. № 3. -С.170 — 184
  198. JI.E. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. Сергиев Посад, 1993. — 316 с.
  199. JI.E. Русская религиозная философия XIX XX веков. — Н. Новгород, 1992. — 384 с.
  200. А. Единство серебряного века. «Звезда». 1989. № 12. -С.185 — 194
  201. А. Культура против природы: психология русского модерна. «Октябрь». 1993. № 7. С. 168 — 192
  202. Яроцинский Стефан Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978.-232 с.
  203. К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — С.28 — 286
  204. Berlin Is. The Roots of Romanticism. Princeton University Press, 1999.- 160 p.
  205. Cohen J.-L. Introduction // Russian Modernism. Santa-Monica: The Getty Research Institute for the History of Art and the Humanities, 1997. -P.5 -20.
  206. Frankena W. Thinking about Morality // Canadian Journal of Philosophy-1981.-v.XI-№ 2.
  207. Fleming W. Arts and Ideas. New York: Holt, Rinehartan and Winston, 1961. — XIII + 797 p.
  208. Hans H.Hofstatter. Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende. S. 58.
  209. Hutchings St.C. Russian Modernism: The Transfiguration of the Everyday. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 220 p.
  210. Huxley J. Essays of a humanist. Harmond: Harmonds north, 1966.
  211. M.Reymond. De Baudelaire au Surrealisme. Paris, 1940, p. 10 110
Заполнить форму текущей работой