Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предпринимательский потенциал: Проблемы формирования и использования в российской экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естественно, что условия в этой ситуации для реализации потенциала будут для каждой цели разными, но будут выделены общие: скорейшее закрепление своих позиций на новых рынках путем уменьшения стоимости п повышения эффективности существующих технологических процессовбыстрое и эффективное использование новых возможностей, которые открывает рынок, на основе сочетания собственных разработок… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
    • 1. Содержание экономической категории предпринимательский потенциал"
    • 2. Проблемы измерения предпринимательского потенциала
    • 3. Факторы формирования предпринимательского потенциала
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Особенности формирования предпринимательского потенциала в российской экономической действительности
    • 2. Условия эффективного использования предпринимательского потенциала
    • 3. Предпринимательский доход как движущая сила реализации предпринимательского потенциала

Предпринимательский потенциал: Проблемы формирования и использования в российской экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А^туаль^ Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, активизацией процесса предпринимательской деятельности на фоне экономического спада в российской экономической действительности, многократно снижающего уровень жизни населения и вынуждающего людей к созданию своего дела из-за высокого уровня безработицыво-вторых, обострившейся потребностью государства в регламентировании труда предпринимателя как профессии и создании условий, повышающих производительность их трудав-третьих, возникающей в условиях перехода к смешанной экономике необходимости учета предпринимательства как фактора развития производительных сил со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно: диагностированием возможностей и тенденций развитияв-четвертых, удовлетворением такой чф идеальной потребности личности, как самореализация в полезном творческом труде и признание его людьмив-пятых, развитием экономической теории, ее «ядра» и ведущих направлений исследования, в том числе и экономики труда.

В экономически развитых странах предпринимательство признано движущей силой экономики, а степень его развития зависит от формирования и реализации предпринимательского потенциала. Являясь разновидностью трудового потенциала, предпринимательский потенциал тем не менее обладает специфическими особенностями, определяемыми как характером конкретного вида предпринимательской деятельности, так и особенностями той или иной экономической системы. Для российской экономической системы исследования предпринимательского потенциала являются достаточно новыми, так как в советский период существование такой экономической категории, как «предпринимательский потенциал», не признавалось.

0 Степеньразработанностипроблемы. Категория предпринимательский потенциал" является принципиально новой по отношению к экономике труда, так как до последнего времени трудовое поведение предпринимателя не было предметом ее изучения.

Предпринимательский потенциал индивида был исследован учеными-экономистами в контексте предпринимательства, понимаемого как деятельность по созданию хозяйственных инноваций, форма реализации ролевой функции, конечный продукт экономического творчества и т. д., начиная с XVIII века. Р. Кантильон и его последователи Й. Тюнен, Г. Ман-гольдт и Ф. Найт выделили в качестве одного из элементов предпринимательского потенциала способность к рискуЙ. Шумпетер рассматривал инновационность, креативность как ведущую способность предпринимателяJL Мизес, Ф. Хайек, И. Кирцнер акцентировали внимание на таких индивидуально-психологических особенностях предпринимателя, как управленческие способности, самостоятельность в выборе и принятии решений, способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации.

Предпринимательский потенциал как термин экономической теории упоминается, но не формулируется в явной форме отечественными учеными М. В. Кибакиным и В.А. Лапшовым1.

В.Б. Супян отождествляет предпринимательский потенциал с предпринимательскими способностями, а предпринимателя рассматривает в качестве их носителя2.

М.В. Грачев считает, что предпринимательский потенциал — это совокупность ориентаций на достижение успеха, личной и коллективной ответственности, свободы самовыражения и творчества.3.

1 Кибакин М. В., Лапшов В. А. Социально-типический портрет студента Современного Гуманитарного Университета / В кн.: Труды СГУ. Выпуск 10. — М., 1999. -С.57.

2 Цит. по: Экономика: учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. — 2-е изд., пере-раб и доп. — М.: изд-во БЕК, 1997. — С.257. Грачев М. В. предприниматель в современной экономике // Общество и экономика. — 1993. — № 4. — С.ЗЗ.

Наиболее комплексную оценку предпринимательского потенциала как категории экономической теории дает П. В. Журавлев, который включает в его структуру такие элементы, как профессиональные знания, врожденные и приобретенные способности, инновационный потенциал, а также экстрафункциональные квалификации1. Однако его исследования направлены не столько на изучение личности собственно предпринимателя как носителя предпринимательского потенциала, сколько на изучение предпринимательских потенциалов всех сотрудников предпринимательской организации, в том числе и рядовых.

Таким образом, несмотря на определенный интерес к предпринимательскому потенциалу, не все аспекты его содержания как экономической категории нашли отражение в исследованиях, а проблемы его формирования использования ждут своего решения как на практике, так и в теории. Недостаточные разработанность и практическая значимость проблемы формирования и использования предпринимательского потенциала предопределили выбор темы диссертации, постановку целей и задач.

Целью диссертации является раскрытие содержания экономической категории «предпринимательский потенциал», специфики его формирования и наиболее эффективного использования в российской экономике.

Поставленная цель предопределила задачи исследования: выявление сущности предпринимательского потенциала как экономической категориирассмотрение факторов формирования предпринимательского потенциалаисследование особенностей формирования предпринимательского потенциала в российской экономической действительностиопределение условий эффективного использования предпришша.

1 Журавлев П. В. Управление персоналом в предпринимательских организациях. — М.: Российская экономическая академия, 1998. — С, 224. тельского потенциалаизучение проблем измерения предпринимательского потенциаларассмотрение предпринимательского дохода как движущей силы реализации предпринимательского потенциала.

Предметом исследования работы являются проблемы и условия формирования и эффективного использования предпринимательского потенциала в российской экономике.

Объектом исследования выступает предпринимательский потенциал на различных уровнях.

Методологические и теоретические основы исследования. Цели и задачи диссертационного исследования предопределили методологию исследования. Ее составили: на этапе выявления содержания категории «предпринимательский потенциал» — метод анализа уже существующих определений потенциала и составляющих его понятий, истории развития предпринимательства по первоисточникам и аналитическим трудам и метод синтеза выделенных существенных признаков как единое целоена этапе исследования особенностей формирования потенциала — методы анализа и синтеза ведущих концепций экономики и психологии по соци-циально-экономическим отношениям субъектов предпринимательства, методы индукции и дедукции для переходов от одной теории к другой, от теории к практике, от практики к теории при разработке алгоритма предпринимательской деятельности, структуры потенциала, модели предпринимательской средыдиалектики общего и особенного — при изучении специфичности формирования и использования предпринимательского потенциала в российской экономикеединство качественного и количественного — на этапе разработки критериев эффективности использования предпринимательского потенциала.

Процесс исследования был значительно конкретизирован использованием системно-структурного анализа тех компонентов и понятий, которые составили теоретическую основу решения проблемы исследования.

Использование информативного метода в сочетании с контент-анализом научных статей, монографий, периодической печати, научных докладов РАН и информационных бюллетеней Торгово-промышленной палаты РФ, журналов для менеджеров, передач средств массовой информации, диссертационных исследований ученых-экономистов, учебной экономической литературы позволил выявить в научной теории и социально-практической деятельности те информационные зоны применяемых научных теорий и концепций, которые нуждались в дополнительных целевых микроисследованиях для создания целостной системы исследуемых объект-субъектов.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: •впервые в экономической литературе предпринимательский потенциал комплексно исследован как категория экономики трудадано авторское определение предпринимательского потенциала как экономической категории, представляющей собой социально-детерминированную совокупность возможностей и способностей для организации и осуществления предпринимательской деятельности его носителями;

•предложено рассмотрение предпринимательской деятельности как профессии, что позволило сформулировать ее интегративную дефиницию, а именно: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от реализации капитала путем соединения и организации факторов производства экспериментально новыми технологическими методами, отбором из множества возможных ресурсов и способов наиболее продуктивных для создания новых товаров, удовлетворяющих общественные потребности с конечной целью реализации собственных материальных интересов лиц, зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке;

•определены и теоретически обоснованы структурные элементы предпринимательского потенциала: предпринимательские способности, моти-вационность, готовность и установка к предпринимательской деятельности, профессиональные предпринимательские знания, умения, навыки, что позволило определить специфику предпринимательского потенциала по сравнению с трудовым;

•разработаны профессио-, психо-, гносиограммы, определяющие основные требования к предпринимателю как специалисту, совокупность психических свойств и качеств личности, необходимые предпринимателю, занятому конкретным видом предпринимательской деятельности, и возможный уровень профессионализма и сроки его достижения;

•выявлены, обобщены и представлены факторы формирования предпринимательского потенциала, такие, как природный, демографический, экономический, политический, культурный, научно-технический, которые в совокупности их ведущих элементов составляют предпринимательскую среду;

•выявлена специфика формирования российского предпринимательского потенциала, обусловленная историей развития предпринимательства в России, жестким регулированием его со стороны государства, высоким научно-техническим потенциалом и частым реформированием экономики, что привело к высокой степени выживаемости российского предпринимательского корпуса в любых условиях.

Положения, выносимые на защиту.

Предпринимательский потенциал как экономическая категория — это социально-детерминированная совокупность возможностей и способностей для организации и осуществления предпринимательской деятельности его носителями.

2.Основными факторами формирования предпринимательского потенциала являются природный, демографический, политический, культурный, научно-технический, экономический, совокупность ведущих элементов которых составляют предпринимательскую среду.

3.Особенностями формирования предпринимательского потенциала в российской экономической действительности являются: а) историко-генетический опыт предпринимательства в России в условиях смены общественно-экономических формаций и государственных системб) скачкообразный характер развития предпринимательствав) особым образом сформированная потребительская среда населения, сориентированная на минимум потребленияг) высокий уровень профессионального образования и квалификациид) творческость предпринимателейе) жесткая система государственного регулирования предпринимательской сферыж) отсутствие научно-обоснованной концепции развития российского предпринимательстваз) высокий уровень криминогенное&tradeпредпринимательской среды, тормозящий формирование предпринимательского потенциала и способствующий созданию повышенного риска осуществления предпринимательской деятельности.

4.Комплекс условий эффективного использования предпринимательского потенциала, систематизированных по критерию целевой ориентации предпринимательской деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется теми научными направлениями и сферами социально-практической деятельности, в которых могут быть использованы его результаты. К ним следует отнести: экономическую теорию предпринимательства, теорию экономической психологии, теории творческости человека, экономику труда, то есть те научные теории, которые составляют основу общего алгоритма предпринимательской деятельности и условий ее осуществления.

Высокая степень интеграции в теме исследования теории и практики предпринимательства и необходимость изучения специфичности их проявления в российской экономике позволили на каждом этапе исследования создать последовательности в виде «категория — понятия — условия использования — сферы реализации — алгоритмы действий — механизмы регулирования — специфика адаптации». Полученные теоретические результаты исследования предпринимательского потенциала как экономической категории были разработаны автором до уровня конкретного алгоритма их внедрения и осуществления.

Выводы, рекомендации, результаты вводных микроисследований могут быть использованы для составления программ прогнозирования направлений развития экономики страны, региона, отраслей, при создании профессионально-образовательной системы предпринимательства, при разработке теории экономики труда применительно к предпринимательской деятельности, для оказания консалтинговых услуг предпринимателям, действующим и потенциальным.

Особое место занимают предлагаемые варианты учебных программ спецкурсов «Предпринимательство: творчество и экономика труда», основой которых являются креалогия и экономика труда. Они могут изучаться в профессионально-образовательных учреждениях всех уровней при овладении основами предпринимательства как основной или дополнительной профессией.

Пользователями информации данного диссертационного исследования могут быть предприниматели, ученые-экономисты, преподаватели, профконсультанты, экономисты-практики, сотрудники отделов аналитики и прогнозирования предприятий, учреждений, организаций, менеджеры, профессиоведы.

Ащюбация^а^ Основные результаты исследования изложены в публикациях общим объемом 2,09 п.л. Полученные результаты, теоретические и практические, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры экономических теорий и учений Саратовского государственного технического университета, кафедры экономики Балашовского филиала Саратовского государственного университета, на Межвузовской научно-практической конференции «Развитие самооценной активности обуи чающихся» в г. Балашове Саратовской области (1996 г.), на научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПИ в г. Балашове Саратовской области (1998 г.), на международной конференции «Усиление рыночной ориентации региональной экономики и системы высшего экономического образования» в г. Саратове (1999 г.), были использованы в учебном процессе для студентов 4−5 курсов физико-математического факультета Балашовского филиала СГУ.

Структура и объем работы. Структура работы определяется целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, четырех приложений. В диссертации имеются 15 таблиц, 4 рисунка, она содержит 168 страниц.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Проведенные теоретические исследования категории предпринимательский потенциал" и способов формирования предпринимательского потенциала создают условия для выявления особенностей формирования российского предпринимательского потенциала, наиболее.

1 Водянов А. Дилемма инвестиционной стратегии государства // Российский экономический журнал. — 1997. -№ 10. — С. 16−17, 19.

Там же. СМ 8. существенной in которых можно признать отсутствие научно обоснованной концепции развития предпринимательства как одной из составляющих производительных сил общества.

Основным показателем эффективности реализации предпринимательского потенциала является достижение цели предпринимательской деятельности самым коротким путем, при наименьших затратах. Развитие предпринимательства в стране определяется по достижении им одной из четырех целей:

1.получение максимальной прибыли;

2.удовлетворение постоянно растущих и изменяющихся потребностей населения: увеличение национального богатства;

4.ускорение научно-технического прогресса.

Естественно, что условия в этой ситуации для реализации потенциала будут для каждой цели разными, но будут выделены общие: скорейшее закрепление своих позиций на новых рынках путем уменьшения стоимости п повышения эффективности существующих технологических процессовбыстрое и эффективное использование новых возможностей, которые открывает рынок, на основе сочетания собственных разработок с покупкой ключевых лицензий, патентов, создание совместных предприятийадаптация промышленности к структурным и циклическим экономическим кризисамразвитие взаимосвязи научных исследований и образования: углубление специализации с ориентацией на укрепление позиций в узких рыночных нишахсоздание прогнозных служб в органах регистрации трудовых ресурсов, совершенствование систем переподготовки.

Успешность решения проблем эффективного использования предпринпмательского потенциала в экономике взаимосвязана и с рассмотрением предпринимательского дохода как движущей силы его реализации.

Проведенные исследования специфики содержания труда предпринимателя выделяют умение считать предпринимательский доход как важнейшее в регулировании реализации предпринимательского потенциала.

Опросы показывают, каким образом предприниматели распределяют полученный предпринимательский доход. Соотношение расходов на удовлетворение личных потребностей предпринимателя и сумм, расходуемых в качестве инвестиций в новое предприятие, находится в прямой зависимости от перспективно-ориентировочной установки. Та же зависимость наблюдается и в выборе вида предпринимательства.

Только треть предпринимателей после завершения первого дела стремится начать новое. Остальное или превращаются в бизнесменов, или уходят в другие структуры в другом качестве.

Профессиональные предприниматели при достижении стадии зрелости используют затраты, стоимость, цену, хронологию получения оплаты труда, распределение предпринимательского дохода на удовлетворение личных потребностей, сбережения и вложение в новое дело как элементы регулировочного механизма, повышающего эффективность реализации предпринимательского потенциала.

Ускорить формирование этого умения может профессиональная подготовка предпринимателя в учебном заведении. Создание системы профессионально-образовательной подготовки предпринимателей — это необходимое условие эффективной реализации предпринимательского потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретико-эмпирическое исследование по теме:

Предпринимательский потенциал: проблемы формирования и использования в российской экономике" было проведено в связи с необходимостью создания программ стратегического развития экономики на различных уровнях в условиях перехода Российской Федерации к рыночным отношениям, когда предпринимательство выступает как способ выживания населения при высоком уровне безработицы. Наиболее эффективно же предпринимательство в условиях максимально либеральной экономической системы, имеющей устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление.

Все вышеперечисленное обусловливает необходимость изучения возможностей п способностей населения к осуществлению предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на своп риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от реализации капитала путем соединения и организации факторов производства экспериментально новыми технологическими методами, отбором из множества возможных ресурсов и способов наиболее продуктивных для создания новых товаров, удовлетворяющих общественные потребности с конечной целью реализации собственных материальных интересов лиц, зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке.

В результате были разрешены следующие проблемы.

Первое. Многозначность интерпретации базового понятия «предпринимательство», соединившего в себе деятельность предпринимателя и бизнесмена.

Второе. Разночтения понятия «предпринимательство» усложняют процедуру отбора фактов для исследования и толкования статистических данных по предпринимательству, делая исследовательский метод анализа статистических данных ненадежным.

Третье. Логическое доказательство можно применять только в случае соответствия всех основных понятий друг другу. Это в экономике труда потребовало дополнительной доработки.

Четвертое. Прямой перенос утверждений, умозаключений, доказательств из теории бизнеса в экономику труда применительно к предпринимательской деятельности оказывается неэффективным для развития последней. Необходимы другие теоретические и методологические основы.

Пятое. Предпринимательство как социально-практическая деятельность ведет отсчет времени с первобытнообщинного строя, предпринимательство как научная теория формируется последние 200−250 лет. Великая разница в длительности эволюций этих двух рассматриваемых объектов привело к ослаблению связей между теорией и практикой из-за несовпадения темпов эволюций. Поэтому научная теория более прагматична, изложена в виде алгоритмов, предположений, описаний, рекомендаций и в предпринимательстве значительную роль играют наследственные, природные качества и способности человека.

На темпы развития предпринимательства как социально-практической деятельности значительное влияние оказывают внешние факторы: государство, политическая обстановка, уровень экономического благосостояния. В разные эпохи доминируют какие-либо из перечисленных факторов, поэтому их совокупное интегрированное влияние трудно поддастся определению.

Описанные противоречия, внешние и внутренние, существующие на каждом уровне структуры научной теории предпринимательства, обусловили в исследовании предпринимательского потенциала и проблем его формирования и использования в экономике, в том числе и российской, следующие пути их решения:

— «потенциал — экономический потенциал — трудовой потенциал — предпринимательский потенциал» ;

— «предпринимательский потенциал объекта — предпринимательский потенциал страны — предпринимательский потенциал региона — предпринимательский потенциал индивида» ;

— «предпринимательский потенциал — предпринимательская деятельность — предпринимательская среда — предприниматель» .

Такие направления в исследовании необходимы для обоснования предпринимательского потенциала как экономической категории. Предпринимательский потенциал, рассматриваемый в контексте трудового потенциала, — это экономическая категория, выражающая социально-детерминированную совокупность возможностей и способностей для организации п осуществления предпринимательской деятельности его носителями.

В ходе исследования были получены основные, искомые и дополнительные результаты. К основным следует отнести:

•структуру предпринимательского потенциала индивида. Ее составили: предпринимательские способности, мотивацнонность, готовность и установка к предпринимательской деятельности, профессионально-предпринимательские знания, умения, навыки;

•особенности и совокупность факторов формирования и эффективного использования предпринимательского потенциала, Дополнительными же можно считать'.

•систему требований к предпринимательству как к профессиональному занятию в виде профессио-, псих ои гносиограмм;

•классификатор различий и сходства деятельности предпринимателей и изобретателей;

•алгоритм предпринимательской деятельности при создании нового продукта п придании ему свойств товара.

Вне данной диссертационной работы дополнительные исследования необходимы для решения таких проблем, как:

•технологии поиска новых идей и получения прибыли на первом этапе создания нового продукта;

•теории прогнозирования и формирования новых потребностей населения п страт;

•профессионально-специализированных технологий обучения предпринимателей на творческом уровне;

•механизмов создания интегрированной системы профессиональной подготовки предпринимателей;

•законодательства по признанию и определению занятия предпринимательством в его современной интерпретации «создание нового товара» профессией с юридическим признанием прав и обязанностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Ку.шн Д. Социализм и предпринимательство: проблемы совместимости // Вопросы экономики. Ю9(). — № 3.
  2. М.Н. Менеджемент рекламы. М.: ТОО ПнтелТех, О-во 'Знание России. 1993.
  3. А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания // Российский экономический журнал. 1997.
  4. Л.А. Креалогня: предпосылки возникновения // Образование: теория и практика. Научно-методический журнал. 1999. — &bdquo-МЫ.
  5. Бем-Баверк Г. Основы теории ценностей хозяйственной жизни. С.-Пб., 1903.
  6. А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. ! 996. -№ 7.
  7. Большая Советская Энциклопедия (в Зи томах) / Гл.ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-Е. М.: Советская Энциклопедия, 1975. Т.20. Плата — Проб, 197.5.
  8. Большая Советская Энциклопедия (в Зо томах) / Гл.ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-Е. М.: Советская Энциклопедия, 1978. Т.29. Чаган — Экс — М -Бен, 1978.
  9. Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: Общество Знание России. Центральный институт непрерывного образования, 1996.
  10. Ю. Бусыгин Л. И. Предпринимательство. Основной курс: учебник в 2 кн. Кн. 1. М.: IГнтернракс, 1994.
  11. А. Опыт о народном богатстве, или о началах политической экономии. В 3 т. Т 2. С-Пб., 1847.
  12. Л. Нобелевские лауреаты по экономике // Школьный экономический журнал. 1997. -№ 1.
  13. А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1996. — .N97.
  14. Водя нов А. Дилемма инвестиционной стратегии государства // Российский экономический журнал. 1997. -№ 10.
  15. И.В. (.'то страниц о бизнесе. М.: Педагогика, 1991.
  16. О. Производительная сила науки // Наука и жизнь. 1987. — № 2.
  17. JI. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса // Вопросы экономики. 1996. — № 7.
  18. М. Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело. 1991.
  19. .М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов. М.: Издательская группа Норма ЦИФРА — М, 1998.
  20. Ген кии Б. М. Эффективность труда и качество жизни. С-Пб.: ГПЭА, 1997.
  21. II.H. Менеджемент: Учебник. 2-е изд., перераб. и дон. М.: Банки и биржи, 1≤>111 ITU, 199.5.
  22. Ф., Рогачевская С. (Основные тенденции фактической и ожидаемой деловой активности малого предпринимательства в промышленности. строительстве и розничной торговле // Вопросы статистики. ~1998. -№ 7.
  23. К.В., Кагтцов А. П., Тпхонравов Ю. В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. М.: Вестник, 1996.
  24. Д.П. Трудовая теория стоимости: критический анализ концепции К. Маркса // Вопросы философии. 1992. — Л° 1 2.
  25. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 2, Ч.З.
  26. М.В. предприниматель в современной экономике // Общество и экономика. 1993. — № 4.
  27. Г рейсон Дж., О' Делл К. Американский менеджемент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
  28. А.Л. Трактор НТП в современной рыночной экономике: учебное пособие. М.: Наука, 1994.
  29. Зо. Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттела. Спб., 1994.
  30. Е., Хершген X. Практический маркетинг: учебное пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова- под ред. И. О. Мпнко. М.: Высш.шк., 1995.
  31. Долгопятова 'Г.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы п поведение. М.: Дело ЛТД, 1995.
  32. П.Ф. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
  33. П.М. Искусство толкования. 13 двух частях. Часть вторая. Режиссура как художественная критика. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.
  34. О. Крупнов В. Как стать бизнесменом. Минск: Предприниматель, 1990.
  35. И.В. Управление персоналом в предпринимательских организациях. М.: Российская экономическая академия, 1998.
  36. II. Московское купечество: толстосумы или передовой отряд отечественного предпринимательства? // Школьный экономический журнал. 1997. — № 5 (9).
  37. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года «С.) предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. 30.
  38. Закон РФ от 20 июля 1993 года № 5462−1 «О внесении изменений в статью 21 Закона РСФСР „О предприятиях н предпринимательской деятельности“ // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. — № 32.
  39. Н. Российское предпринимательство: идеи и люди Н Вопросы экономики. 1995. — № 7.
  40. С.Г. Проблемы трансформации системы воспроизводства рабочей силы / Статья в межвузовском научном сборнике „Трансформация системы воспроизводства рабочей силы в условияхреформирования российской экономики“. Саратов, 1996.
  41. Избранные сочинения Иеремии Бентама. Т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса. С.-По.: Издательство русской книжной торговли, 1867.
  42. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.
  43. История экономической мысли: учеб. Ч. III / Под ред. Ф. Я. Полянского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.
  44. Итоговые материалы работы комиссии по оценке альтернативных вариантов перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. 1990.
  45. Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Прогресс, 1990.
  46. М.В., Лапшов В. А. Социально-типический портрет студента Современного Гуманитарного Университета / В кн.: Труды С ГУ. Вып 10. М. 1999.
  47. К.Л. Введение в психологию труда: учебник для ВУЗов. М.: Культура и спорт, ЮНПТП, 1998.
  48. Кондратьев И.Д. I hop.соч. 1.: Экономика, 1993.
  49. М.Г. Экономика труда: у чебное пособие для студентов бакалавриата экономических ВУЗов. М.: ИЧП „Издательство Магистр“. 1998.
  50. А., Колесникова Л. Малый п средний бизнес: эволюция понятии п проблема определения // Вопросы экономики. 1996. -№ 7.
  51. И. Кормин С., Турлак Е. Культурный контекст предпринимательства // Вопросы экономики. 1995. -№ 7.
  52. Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг. / Общ.ред. и вступ.сг. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990.
  53. Л.И. (общественное предпринимательство в Японии М:
  54. О. Наши миллионеры // Деловой мир. 1992. — 22 февраля.
  55. Курс экономики: учебник. 2-е изд., доп./ Иод ред. Б. А. Райзберга. — М.: ПНФРА-М, 1999.
  56. Д. Гласность и проблема знания: переосмысление экономической демократии //Вопросы экономики. 1990. -№ 12.
  57. В.П., Нартов Н. А. Основы социологических знаний: учебник. М., 1005.
  58. В.В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты, политика. В кн.: Экономическая теория. Хрестоматия/ Сост., коммент., словарь, предм.указ. Е. Ф. Борисов. — М.: Высш.шк., 1995.
  59. Лучшие психологические тесты. Петраком, 1992.
  60. Любимцев К >. Дудкпн В. Финансовые потоки как объект индикативного планирования и регулирования // Российский экономический журнал. 1908. — № 3.
  61. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  62. К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т. 23.
  63. А. Принципы политической экономии. ТТ. 1−3. -М., 1983.
  64. К. < Основы политической экономии. Одесса, 1903.
  65. Г. Технологический пат // Долговременные тенденции в капиталистическом воспроизводстве / Отв.ред. и сост. P.M. Энтов, Н. А. Макашева. М.:. 1985.
  66. Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс. 1991.6е). Мюллер В. К. Англо-русским словарь 70 ООО слов и выражении. Изд. 1 5-е, стсреотин. М.: Советская Энциклопедия. 1970.
  67. В.В. Взаимодействие государства и предпринимательства в структурировании экономики: диссертационное исследование на соискание чеиоп степени кандидата экономических наук. Саратов, 1998.
  68. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопросы экономики. 1995. -№ 1.
  69. II.Л. Методология п методы формирования трудового потенциала: диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора экономических наук. С.-По.: Пзд-во С-По. гос. пнж.-эк. академии, 1999.
  70. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник /Под общ.ред.акад. В.II. Впдяпина, акад. Г. Г1. Журавлевой. М.: ПРОМО-МЕД1IA, 1 995.
  71. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс. 1995.
  72. A.M. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат. 1990.
  73. Л. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения // Вопросы экономики. 1995. -№ 1.
  74. В.II. Знания, умения и навыки учащихся // Специалист. 1996. -.N1* 3.
  75. Ортега и — Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.
  76. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Пзд-во МГУ, 1 994.
  77. Основы предпринимательского дела. Благородш/ш бизнес. / Под ред. Ю. М. Осипова. М., 1992.
  78. Основы психофизиологии: учебник / Отв.ред. Ю. М. Александров. М.: IШФРА-М. 1997.
  79. Основы управления социалистическим производством: учебник длястудентов экон.спец. ВУЗов / Д. М. Крук, О. А. Дейнеко, Р. А. Громова и др.- Под ред. Д. М. Крука. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1985.
  80. Основы экономики труда: учебное пособие / Под ред. К. С. Ремизова. -М.: Пэд-во Московского ун-та. 1976.
  81. В.А. 11стория российской политической экономии: пособие для студентов гуманитарных ВУЗов. М.: АО 'Аспект пресс», 1995.
  82. А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории // Вопросы экономики. 1995. — М1>7.
  83. Панкрухнн А. I I. Маркетинг- образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. 1.: Интерпракс, 1995.
  84. В. Чистая экономия. Пер. с франц. Н. С. Бредихин Воронеж, Тип. Сомова, 1912.
  85. П. Ф. Лясников П.А. Экономика труда в промышленности: чебнос пособие для экон. ВУЗов и фак-тов. 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Э ко, но м 11 ка, 1979.
  86. А.П. Экономическое поведение потребителей. М., 1997.9п. Плановое хозяйство. 1928. № 2.
  87. Предпринимательство в конце XX века / Под ред. А. Дынкпна, А, Стерлпна. М., 1992.
  88. Прикладная экономика. Сб. задании, учебное пособие для учащихся старших классов. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1993.
  89. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям п направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
  90. Психологический словарь / Под ред. В.II. Зпнченко, Б. Г. Мещерякове. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996.95. 1. 1спхологпя. Словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского. М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., пепр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.
  91. Психология груда /Пер. со словац. Г. В. Матвеевой-Мунпповоп. М.:1. Профиздат, 1 07е).
  92. B.II. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.
  93. Пятнадцать лучших, российских школ бизнеса//Финансовые известия. -1993. Март — Апрель.
  94. В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности (по материалам эмпирических исследований) // Вопросы экономики. 1994. — .49 7.
  95. ЮО.Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность// Вопросы экономики. 1996. -№ 7.1 о 1. Радаев В. Новые российские предприниматели: стратегии хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования. 1994. — № 7.
  96. Российское предпринимательство. Приоритеты национальной экономики в 199. S году. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты Р о с с и и с к о й Ф е д е р, а ц и 11.
  97. ЮЗ.Рощина Я. Стиль жизни предпринимателя: типы потребительских ори-ентаций // Вопросы экономики. 199.5. — № 7.
  98. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / Сост. В.А. Калашников- Под общ.ред. Л. П. Дашкова. 2-е изд., испр., дон. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 1994.
  99. А.II., Самоукпна Н. В., Шишов А. П. Психология бизнеса. -М., 1997.1 об. Самоукпна Н. Ф. Психология предпринимательства: зарубежный опыт // Предприниматель. 1992. -№ 1−2.
  100. В. История экономических идей в России. Петроград, 1923.
  101. Ю8. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. — № 1.
  102. Серван -Шренбер Ж. Л. Ремесло предпринимателя: Серван-Шрейбер II. Десять портретов предпринимателей / Пер. с фр. В.II. Свпстунова.
  103. М.: Междунар. отноiпения, 1993.
  104. Г. О. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. VI., 1996.
  105. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. VI.: Соцэктиз, 1935.
  106. Современный бтнес: учебник. В 2 т. Т. 2: Пер. с англ. / Д.Дж. Речмен, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж.В. Тилл. М.: Республика. 1995.
  107. В.Н. Педагогическая эвристика. VI., 1995.
  108. С.VI. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.
  109. Социология труда: учебник / Под ред. PI.II. Дряхлова, А.II. Кравченко. В. В. Щербины. VI., 1993.
  110. В. Деловая Япония. N1.: Мысль, 1991.
  111. Статистическое обозрение // Ежеквартальный журнал Госкомстата России. 1998. — № 2 (25).
  112. В. Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики. 1995. -№ 7.
  113. К. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М.: Московский бизнес. 1990.
  114. Т., Кравченко И. К рынку нужно готовиться за ранее // Экономика в школе. 1999. -№ 2.
  115. О., Морэн Э. Круиз властей, знание и власть // Сегодня. •¦¦ 1994. 6 января.
  116. Д.П. Теория установки / Под ред. III.A. Надирашвили, В. К. Цаава. М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОД’Ж. 1997. Ж
  117. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах поIприведению законодательства РФ в соответствие с конституцией РФ» И Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — .4° 52.
  118. Философский словарь / Под ред. II.Т. Фролова. 4-е пзд. — М.: Политиздат, 1981.
  119. Философский энциклопедический словарь. М.: 11НФРА-М, 1997.1128. Фомин Л. Письмо к приятелю // Новые ежемесячные сочинения. Ч.1. Ф XXIV. 1788.
  120. Фон Нейман Дж, Моргенштерн О. Теория игр п экономическое поведение / Пер. с англ. под ред. и с добавлением М. Н. Воробьева. М.: Наука, 1970.
  121. Г. Моя жизнь. Мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989.
  122. Фон Ханек Ф. Конкуренция как процедура открытия // В кн.: Экономическая теория. Хрестоматия / Сост., коммент. словарь, предм.указ.
  123. Е.Ф. Борисов. М.: Высш.шк., 1995.
  124. Р. Питере М. Предпринимательство, пли Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. I. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. /Общ.ред. B.C. Загашвилп. М.: Просвещение, 1002.
  125. Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 4: Управление новым предприятием. Пер с англ. /Общ.ред. B.C. Загашвпли. М.: Прогресс, 1992.
  126. Д. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993.
  127. Л.Л. Гностический аспект профессиональной деятельности: монография. Балашов: Пзд-во ЬГ1III. 1996.
  128. Л.А. Экспертные карты в дпапрогностпке: учебное пособие. -Балашов: Пзд-во БГПП, 1994.
  129. Л. Проблема финансирования в российском малом бизнесе (по материалам выборочных социологический обследований) // Воrip осы экономики. 1996. — № 7.
  130. Г. П. Предприниматель кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства — М.: Международные отношения. 1992.
  131. II. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  132. В.Д. Способности человека. М.: Пзд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
  133. В.А. Трудовой потенциал социалистического общества // Тезисы докладов к выездному заседанию проблемного совета. Саратов: Пзд-во С арат, политехи, пи-га, 1987.
  134. Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр.пер. с англ. / Авт.предисл. и науч.ред. А. А. Горячев. М.: Экономика. 1990.
  135. К. Эффективная экономика шведская модель: (экономика для начинающих и не только для них .) М.: Экономика, 1991.
  136. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г'.Г. Мелнкьяна. P.II. Колосовой М.: Пзд-во МГУ. Пзд-во ЧеРО, 1996.
  137. Экономика: учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Пзд-во БКК, 1997.
  138. Экономическое и социальное положение городов и районов Саратовской области: статистический сборник в 2 т. Т. 1. / Саратовский областной комитет госстатистики. Саратов, 1998.
  139. Экономическое ц социальное положение городов и районов Саратов-скоп области: статистический сборник в 2 т. Т. 2. / Саратовский областной комитет госстатистики. Саратов. 1998.
  140. Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс. 1991.
  141. Я познаю мир: Дет. эицикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев: художники Е. В. Гальдяева, А.В. Кардашук- Под общ.ред. о.Г. Хпнн. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, Олимп. 1998.
  142. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. New York. 1964.
  143. Bourdieu P. La Distinction. Critique sicial du Jugement.
  144. Druckcr P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles. L.: Pan Books. 1986.
  145. Goleman D. A New Index that Illuminates the Creative Life, // The New York Times, September 15, 1988.
  146. Handy M, All Men are Brothers. Unesco, 1958. Chap. VI1. vll 1.
  147. Hisrich R., Gratchev M. The Russian Entrepreneur II The Journal of Business Venturing. November, 1993.
  148. Rirzner I. Competition and Enterpreneurship / Chicago: University of Chicago Press, 1974.
  149. MacClelland D. Achievement Motivation Can Be Developed // Harvard Business Review, Novebber- Desember, 1965, n.43.
  150. MacClelland D. Business Drive and National Achievement // Harvard Business Review. Jily August, 1962, n.40.
  151. MacClelland D. The Achieving Society. Princeton New York, Van Nostrand Publishing Co., 1961.
  152. Ronstadt R.C. The Educated Entrepreneurs: New lira of Entre preneurial Education is Beginning // American Journal of Small Business, Summer, 1985.
  153. Shapero A. Entrepreneurship and Economic Development. Wisconcin, Project ISEED, LTD, The Center for Venture Management, Summer, 1975.
  154. Shumpeter J .A. Can capitalism Survive? // New York, Harper & Row, 1 952.
  155. Shumpeter J.A. The Theory of Economic Development, R. Opie. ti. Harvard University Press, 1934.
  156. Thurovv I. Investment in Human Capital Belmont, 1970.
  157. Timmons J. The Entrepreneurial Ming. Mass., 1989.
  158. Vesper K. New Venture Strategies. Englewood Cliffs. New York, Prentice — Hall, 1980.
  159. Von Hayek F.A. The Use of Knowledege in Society //American Economic Review (September, 1945).
  160. Walras L. Elements of Pure Economics or the Theory of Social Wealth. -E., 1954.
Заполнить форму текущей работой