Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно представляет интерес как с теоретической точки зрения для государственных служащих, студентов и аспирантов экономических ВУЗов, так и с практических позиций, связанных с реформированием сложившейся системы государственного прогнозирования. Изложенные в диссертации выводы и рекомендации могут найти самое непосредственное применение в ходе… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность прогнозирования социально-экономического развития региона
    • 1. 2. Методы прогнозирования социально-экономического развития региона
    • 1. 3. Использование отечественного и зарубежного опыта прогнозирования социально-экономического развития региона
  • 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 2. 1. Реформирование системы среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития региона
    • 2. 2. Внедрение в процесс прогнозирования социально-экономического развития регионов аутсорсинга
    • 2. 3. Модернизация процесса информационного обеспечения прогностической деятельности
  • 3. ПРИМЕНЕНИЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 3. 1. Основные аспекты прогнозирования на базе регрессионного анализа
    • 3. 2. Прогноз отдельных показателей социально-экономического развития региона на базе регрессионных моделей

Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена существенной ролью среднесрочных прогнозов социально-экономического развития регионов в системе государственного управления. Согласно действующему законодательству прогнозы развития страны и отдельных регионов должны лежать в основе всех решений по реализации социально-экономической политики. И, как следствие, эффективность управления региональным развитием в значительной степени определяется качеством данных прогнозов.

Если долгосрочные прогнозы в основном базируются на качественных оценках и носят стратегический характер, то среднесрочные и краткосрочные прогнозы основываются, в большей степени, на количественных расчетах и имеют высокую практическую значимость. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации именно на базе краткосрочных и среднесрочных прогнозов развития регионов разрабатываются бюджеты соответствующих субъектов федерации на очередной финансовый период. На практике ежегодно, в рамках единого документа, в каждом регионе публикуются краткосрочный и среднесрочный прогнозы на соответствующие периоды.

В период перехода к рыночной экономике в стране была разрушена старая система планирования и прогнозирования социально-экономического развития. Анализ новой сложившейся системы государственного прогнозирования как на федеральном, так и на региональном уровнях показывает целую совокупность проблем, присущих данной системе: отсутствует жестко выстроенная структура органов прогнозирования в, стране, нет единой, четко определенной, методологической и методической базы прогнозирования, нет надежной методики согласования разнотипных прогнозов, нет соответствующего информационно-аналитического обеспечения процесса прогнозирования на местах, наблюдается недостаток квалифицированных специалистов.

Вся совокупность существующих проблем системы государственного прогнозирования социально-экономического развития страны свидетельствует о необходимости её реформирования. Учитывая, что центральное место в системе прогнозирования страны занимает региональный уровень, представляется целесообразным рассмотреть процесс совершенствования среднесрочного прогнозирования именно через призму регионального прогнозирования.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексный характер исследования основных путей реформирования сложившейся системы прогнозирования социально-экономического развития регионов обусловил необходимость обращения к различным областям знаний: к истории, философии, математики, различным направлениям экономики.

Большое значение в теории социально-экономического прогнозирования имеют фундаментальные труды отечественных ученых: Бестужева-Лады И.В. «Рабочая книга по прогнозированию», «Прогнозное обоснование социальных нововведений», Котилко В. В. «Региональное прогнозирование», Кугаенко А. А. «Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирование их развития», Си-дельникова Ю.В. «Теория и организация экспертного прогнозирования», Су-тягинаВ.С. «Анализ и прогнозирование народнохозяйственной динамики», Цыгичко В. Н. «Прогнозирование социально-экономических процессов», ШвырковаЮ.М. «Государственное индикативное планирование: теория, история, современная практика», ЯковцаЮ.В. «Предвидение будущего: парадигма цикличности» и др., которые обобщили существующий мировой опыт, а также развили отечественное направление учений о социально-экономическом прогнозировании. Также можно отметить и других отечественных авторов, которые затрагивали проблематику социально-экономического прогнозирования: Басовского JT.E., Белкину Т. Д., Белоусо-ваА.Р., Гранберга А. Г., Ивантера В. В., Клоцвога Ф. Н., Ксенофонтова М. Ю., КузыкаБ.Н., Матрусова Н. Д., Седакова И. А., ХасаеваГ.Р., Цыбатова В. А., Шибалкина О. Ю., Яременко Ю. В. и др.

Большой вклад в теорию государственного планирования и прогнозирования внесли ученые советской экономической школы. К числу наиболее известных авторов, занимавшихся данной теорией, можно отнести Адаме-ску А.А., Алампиева П. М., Бандмана М. К., Колосовского Н. Н., Ларину Н. И., Некрасова Н. Н., Ознобина Н. М., Омаровского А. Г., Пробста А. Е. и др.

За рубежом теория экономического прогнозирования преимущественно развивалась в рамках бизнес-прогнозирования. К числу наиболее известных иностранных авторов, рассматривающих различные аспекты экономического прогнозирования, следует отнести: Гилбоа И., Кендэла М., Кернса К., Льюиса К., Моррелла Д., Райтса А., Саати Т., Тейла Г., Уинчирса Д. У., Ханка Д. Э., Янча Э. и др. Весьма интересное и обширное обобщение зарубежного опыта государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования представлено в монографии Глазьева С. Ю. и Яковца Ю. В. «Зарубежный опыт государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования».

Проблемы совершенствования государственного и регионального управления, в том числе на основе практической реализации методов прогнозирования, рассматривали в своих исследованиях Алексеев Ю. П., Алисов А. Н., Гапоненко А. Л., Дулыциков Ю. С., Лаженцев В. Н., Лексин В. Н., Минакир П. А., Орешин ВН., Раевский С. В., Уколов В. Ф., Чалов В. И., Чич-канов В.П., Швецов А. Н. и др.

Следует признать, что многие авторы в своих работах в большей мере делают акцент либо на методологии и конкретных методах прогнозирования (Дуброва Т.А., Кандаурова Г. А., Писарев О. М., Цыгичко В. Н. и др.), либо на аспектах, связанных с особенностями прогнозирования социально-экономического развития страны (Новикова Н.В., Парсаданов Г. А. и др.). Вопросам регионального прогнозирования уделяется значительно меньшее внимание. Однако можно отметить следующие работы, посвященные прогнозированию регионального развития: Албегов М. М. «Краткосрочное прогнозирование регионального развития», Настенко А. Д. «Прогнозирование отраслевого и регионального развития» и др.

В последнее время защищены кандидатские диссертации Зверевой О. Г. «Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» и ВасееваА.И. «Долгосрочное прогнозирование макрорегио-нального развития», которые исследовали вопросы социально-экономического прогнозирования развития регионов.

Все авторы не ставят под сомнение важность государственного прогнозирования социально-экономического развития, в том числе и значимость той роли, которая отводится субъектам федерации. В периодических изданиях все чаще стали появляться статьи, которые подчеркивают всю совокупность проблем, присущих системе государственного прогнозирования, в том числе и непосредственно региональному уровню. Однако системные пути решения данных проблем обозначены не в полной мере, отдельные авторы высказывают частные мнения относительно потенциально возможных путей реформирования.

Сложность, актуальность и дискуссионность избранной темы определили цель и задачи исследования.

Общая цель исследования состоит в поиске и обосновании практических путей совершенствования сложившейся системы среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития региона.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

•S анализа существующих методик социально-экономического прогнозирования и их оценки на предмет возможности применения на региональном уровне;

•S обобщения отечественного и зарубежного опыта государственного планирования и прогнозирования, а также выделения наиболее значимых аспектов, которые могут быть использованы в процессе реформирования системы государственного прогнозирования;

•S анализа существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей прогнозирование социально-экономического развития регионов, выявления основных недостатков, а также определения путей её совершенствования с целью создания эффективно функционирующей системы государственного прогнозирования;

S определения возможных путей вовлечения в процесс государственного прогнозирования большего количества субъектов, в том числе частных компаний;

V' выявления и обоснования основных направлений реформирования информационного и технического обеспечения процесса социально-экономического прогнозированияуточнения спецификации инструментария прогнозирования регионального развития и особенностей его практического применения.

Объектом исследования является среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития региона.

Предметом исследования выступают экономические и связанные с ними организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе разработки среднесрочных прогнозов социально-экономического развития регионов.

Теоретической и методологической базой исследования служат нормативно-правовые акты, регламентирующие прогнозирование социально-экономического развития страны и регионов, результаты научных работ зарубежных и отечественных экономистов, существующая методика среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития регионов, разработанная Министерством экономического развития Российской Федерации, новые тенденции в области среднесрочного прогнозирования развития региональных социально-экономических систем.

Методической основой исследования является совокупность общих и специально-научных методов познания: анализ и синтез, дедукция и индукция, математические методы обработки статистической информации. Базовым методом диссертационного исследования был избран метод системного комплексного анализа.

Основные научные результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в определении и обосновании научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития регионов.

В частности:

1) Обоснована целесообразность принятия на федеральном уровне новых методических рекомендаций, регулирующих процесс прогнозирования социально-экономического развития регионов. Показана необходимость разработки единого регламента, обеспечивающего единую терминологиюединые требования к системе прогнозовопределение ответственных лиц с указанием степени их ответственностиопределение контрольного органа, который осуществляет оценку прогнозов социально-экономического развития. В числе единых требований к прогнозам развития регионов предложено определить горизонты прогнозирования и регулярность разработки прогнозов, а также обязательность разработки нескольких вариантов прогнозов. Показана целесообразность введения института общественного обсуждения прогнозов социально-экономического развития регионов.

2) Обоснована необходимость перехода в региональном прогнозировании к аутсорсингу, т. е. передаче функций по прогнозированию социально-экономического развития регионов компаниям и организациям, что позволит вовлечь в процесс государственного прогнозирования специалистов-прогнозистов. Показано, что конкуренция между подобными компаниями и организациями может оптимизировать затраты государства на разработку прогнозов социально-экономического развития, а также повысить их качество.

3) Предложено создание на базе Министерства экономического развития Российской Федерации информационно-аналитического программного комплекса для поддержки процесса прогнозирования, что позволит повысить его эффективность за счет:

S существенной оптимизации расходования бюджетных средств, так как разработка единого программного продукта под контролем федеральных органов исполнительной власти позволит избежать финансирования однотипных работ в различных регионах;

S формирования единого информационного пространства, что в значительной мере будет способствовать решению проблемы согласованности социально-экономического развития страны и регионов;

•S оперативного внедрения и оценки качества новых методов прогнозирования на базе отдельных регионов («пилотные» проекты).

4) Показана целесообразность использования метода прогнозирования, основанного на системе одновременных уравнений. Данный метод позволяет регулировать набор зависимых и независимых параметров, характеризующих социально-экономическое развитие региона, и дает возможность установления взаимосвязей между отдельными социально-экономическими показателями, отражающими региональное развитие.

5) Предложено построение региональных прогнозов с указанием доверительных интервалов в отличие от существующей практики, когда предлагаются фиксированные прогнозные значения тех или иных социально-экономических параметров в рамках отдельных сценариев. Показано, что интервальный прогноз более точно определяет, по какому из предполагаемых путей будет происходить развитие социально-экономической сферы региона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно представляет интерес как с теоретической точки зрения для государственных служащих, студентов и аспирантов экономических ВУЗов, так и с практических позиций, связанных с реформированием сложившейся системы государственного прогнозирования. Изложенные в диссертации выводы и рекомендации могут найти самое непосредственное применение в ходе совершенствования системы регионального прогнозирования, главной целью которого является повышение достоверности самих прогнозов при условии оптимизации финансовых затрат при их разработке, что в конечном счете должно привести к росту эффективности государственного управления. Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы для дальнейшего научного анализа и развития теории регионального социально-экономического прогнозирования.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на междисциплинарной аспирантской конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, РАГС, 2008 г.), а также на методологических семинарах кафедры менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в восьми работах автора, среди которых четыре статьи в журналах из перечня ВАК. Общий объем публикаций 4 п.л.

Структура диссертационного исследования включает введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и библиографический список.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило охватить наиболее значимые вопросы, определяемые темой настоящей работы. По результатам исследования были сделаны следующие выводы: В ходе определения практических путей реформирования системы прогнозирования социально-экономического развития регионов необходимо более активно использовать накопленный опыт зарубежных стран. Отдельно следует обратить внимание на опыт США, Японии и Китая по привлечению научного сообщества к процессу государственного прогнозирования.

S Учитывая, что прогнозирование социально-экономического развития регионов тесно вписано в систему социально-экономического прогнозирования страны, возникает необходимость координирования совместного функционирования этих уровней. В частности, доказана проблема несоответствия регионального и федерального законодательства в области социально-экономического прогнозирования. Показана необходимость разработки регламента, регулирующего вопросы социально-экономического прогнозирования регионов, который в полной мере мог бы корреспондироваться с федеральным законодательством.

•S В ходе исследования показано, что варианты прогноза социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов должны задавать своеобразный коридор развития социально-экономической системы. Как минимум должны рассматриваться три сценария развития: пессимистичный, умеренный и оптимистичный. Соотнесение реального развития социально-экономической системы региона с различными вариантами прогнозов может выступать в качестве одного из инструментов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в субъектах Федерации.

S Вовлечение в процесс прогнозирования большего числа частных компаний может стать одним из стимулирующих факторов развития эффективной экономики, нацеленной на рациональное использование всевозможных ресурсов. В процессе стимулирования прогнозирования, как особого вида коммерческой деятельности, значительная роль должна быть отведена государству. Во-первых, государство должно создать, постоянный спрос на высококачественные прогнозы в частном секторе, что будет являться главным катализатором развития частных компаний, специализирующихся на разработке различных прогнозов. Во-вторых, государство должно четко определить правила функционирования подобных компаний. За образец можно взять положительный опыт создания институтов аудиторской и оценочной деятельностей. С развитием института частного прогнозирования появится возможность перехода к аутсорсингу в вопросах социально-экономического прогнозирования как на региональном, так и на федеральном уровнях.

•S В процессе своего развития компании, профессионально занимающиеся прогнозированием, будут выдвигать повышенные требования к своим сотрудникам. Они должны будут быть высококлассными профессионалами с соответствующим образованием. Это приведет к разработке специализированных программ в ВУЗах и формированию соответствующих специализаций.

S На сегодняшний день очевидна необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс государственного управления. В ходе исследования доказана оправданность создания единого информационно-аналитического комплекса для поддержки процесса разработки среднесрочных прогнозов социально-экономического развития регионов. Финансирование данного процесса должен взять на себя федеральный бюджет. За счет этого будет решен целый пул проблем. Во-первых, значительно повысится эффективность расходования бюджетных средств. Ситуация, когда разные субъекты могут финансировать идентичные разработки в области социально-экономического прогнозирования, будут исключены. Во-вторых, единый программный продукт будет способствовать формированию единого информационного пространства. В-третьих, за счет единства используемого программного обеспечения и единства информационного пространства будет решена проблема верификации прогнозов, а также их согласования.

S Не менее важным аспектом совершенствования системы среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития регионов является четкая спецификация используемых методик прогнозирования.

•S В ходе исследования показана целесообразность перехода от точных прогнозов к интервальным. Учитывая вероятностный характер любого прогноза, его можно оценить с помощью стандартных методов оценки вероятностных значений. Ширина доверительного интервала может служить одной из оценок качества, полученного прогноза. Таким образом, представление результатов количественных прогнозов не в виде точных значений, а виде интервальных, с указанием наиболее вероятного значения, является более информативным, а как следствие более рациональным.

•S Анализ количественных методов прогнозирования позволил автору прийти к заключению, что наиболее приемлемым в рамках прогнозирования социально-экономического развития регионов является группа методов, базирующаяся на системе одновременных уравнений. В рамках данной системы уравнении могут быть построены на базе регрессионного анализа. Применимость данной методики апробирована на реальных статистических данных социально-экономического развития Владимирской области.

Совершенствование системы среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития должно осуществляться комплексно при самом непосредственном участии федерального уровня. Основные направления реформирования должны затрагивать структурные аспекты сложившейся системы, принципы её функционирования, а также используемый инструментарий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные документы
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Электронный ресурс. / Компания «Консультант Плюс». — Последнее обновление 01.03.2010 г.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Электронный ресурс. / Компания «Консультант Плюс». — Последнее обновление 01.03.2010 г.
  4. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 (ред. от 24.07.2007) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Электронный ресурс. / Компания «Консультант Плюс». Последнее обновление 01.03.2010 г.
  5. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Электронный ресурс. / Компания «Консультант Плюс». Последнее обновление 01.03.2010 г.
  6. Закон Иркутской области от 16 июля 1997 г. № 35−03 «О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области» // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области от 16 июля 1997 г. № 11 (часть 1).
  7. АбчукВ.А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. 446 с.
  8. П.М. Вопросы размещения производства и экономического районирования* / Алампиев П. М., Ознобина Н. М., Омаровский А. Г. -М.: ГОСПЛАНИЗДАТ, 1960. 308 с.
  9. П.М. Экономическое районирование СССР. — М.: Госплан-издат, 1959.-264 с.
  10. А.Н. Управление развитием социально-ориентированной экономики региона. М.: Проспект, 2004. — 441 с.
  11. Ю.П. Регион. Управление. Качество. — М.: «Луч», 2000. -160 с.
  12. Анализ и моделирование взаимодействия производственной и социальной сфер экономики России в условиях перехода к рынку: Сб. ст. / РАН. Центр, экон.-мат. ин-т- Отв. ред. Фаерман Е. Ю., Тарасова Н. А. -М., 1996.-160 с.
  13. Анализ и прогнозирование развития экономики региона / АН Украины, Институт экономики промышленности- отв. ред. Н. Г. Чумаченко. -Киев: Наук, думка, 1991. — 226 с.
  14. М.К. Территориально-производственный комплекс: теория и практика предплановых исследований. — Новосибирск: Наука, 1980. Басовский JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 259 с.
  15. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений // РАН, Институт социологии. М.: Наука, 1993. — 232 с. Большая советская энциклопедия
  16. ГранбергА.Г. Динамические модели народного хозяйства: учебник для вузов. М.: Экономика, 1985. — 240 с.
  17. А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 496 с.
  18. Ю.С. Региональная политика и управление. — М.: Изд-во РАГС, 1998.-227 с.
  19. В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие / Гос. ун-т упр. -М.: ИНФРА-М, 2001.-183 с.
  20. КотилкоВ.В. Региональное прогнозирование: Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т сервиса, Ин-т регион, экономики и муницип. упр. Каф. гос. муницип. упр. -М.: Сатурн-С, 2001. 191 с.
  21. КузыкБ.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. — 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Экономика, 2009. — 590 с.
  22. .Н. Россия и мир в XXI в. М.: Ин-т экономических стратегий, 2006. — 640 с.
  23. ЛаженцевВ.Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития. Сыктывкар: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2003. — 192 с. Лакис П. П. Методологические и логические аспекты прогнозирования. -Рига: Зинатне, 1985. — 216 с.
  24. В.В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 1997. — 480 с.
  25. В.Н., Швецов А.Н Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М: КД Либроком, 2009. 368 с.
  26. Т.А. Бюджетное планирование и прогнозирование: учебное пособие / Дальневосточная академия государственной службы. — Хабаровск: ДВАГС, 2005. 178 с.
  27. К. Прогнозирование экономических показателей. -М.: Финансы и статистика, 1986. 133 с.
  28. П.Г. Очерки по истории русской промышленности, XVII, XVIII и начало XIX века. М.: ОГИЗ: Госполитиздат, 1947. — 763 с. Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. — М.: Госполитиздт, 1959.-260 с.
  29. МатрусовН.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России / РАН. Комис. по изуч. произвол, сил и природ, ресурсов. — М.: Наука, 1995.-220 с.
  30. Методические вопросы размещения отраслей материального производства и оценка его эффективности: сборник статей / Совет по изучению производительных сил Госплана СССР, редкол.: Н. Н. Некрасов и др. -М., 1978.-137 с.
  31. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации И Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, М. 2007. 246 с.
  32. Методология анализа и прогнозирования трансформации структуры экономики России / Ю. В. Яковец, А. А. Нечаев, Б. Е. Попов, Т.Ю. Яковец- Ассоц. «Прогнозы и циклы», Отд-ние исслед. циклов и прогнозирования РАЕН. М., 1997. — 92 с.
  33. Методология регионального прогнозирования: Всерос. научно-практ. конф., 21 нояб. 2002 г.: Сб. докл. / РАН. Совет по изучению произ-вод.сил. Ин-т народнохозяйств. прогнозирования- Науч. ред.: Узя-ков М.Н., Штульберг Б. М. М., 2003. — 139 с.
  34. П.А. Экономика регионов. Дальний Восток // Отв.ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2006. 848 с.
  35. Д. Как делать прогнозы в бизнесе: Руководство для предпринимателей. М.: Hippo, 2004. — 257 с.
  36. Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. 2-е изд. — М.: Маркетинг, 2003. — 352 с.
  37. Народ, государство, регионы: стабильность развития / Под ред. В. Ф. Уколова, И. К. Быстрякова, В. И. Видяпина. — М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2001. — 560 с.
  38. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. Издание 2-е. М.: Экономика, 1978. — 343 с.
  39. О.М. Методы прогнозирования развития социально-экономических систем: Учеб. пособие / О. М. Писарева. — М.: Высш. шк., 2007.-591 с.
  40. А.Е. Эффективность территориальной организации производства. М.: Мысль, 1965. — 208 с.
  41. Прогнозирование будущего: новая парадигма / Под ред. Г. Г. Фетисова. В. М. Бондаренко. -М.: АО «Издательство «Экономика», 2008.-283 с.
  42. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Черныш Е. А., Молчанова Н. П., Новикова А. А., Салтанова Т. А. М.: ПРИОР: Эксперт, бюро, 1999. — 172 с.
  43. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г. А. Кандаурова и др.- под общ. Ред. Г. А. Кандауровой, В. И. Борнсевича. Мн.: Современная школ. 2005. — 476 с.
  44. Прогностика: Терминология / Отв. ред. В. И. Сифоров. М.: Наука, 1990.-54 с.
  45. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И.В. Бестужевва-Лады. -М.: Мысль, 1982.-430 с.
  46. С.В. Инвестиционная активность в регионе / С. В. Раевский, А. Г. Третьяков. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 158 с.
  47. С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. Владивосток: Дальнаука, 2000. — 213 с.
  48. М.Л. Региональное программно-целевое планирование и управление: (опыт разработки и реализации республиканских целевых комплексных программ в Латвийской ССР). — Рига: Авотс, 1985. — 173 с.
  49. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. Ред. А. Л. Гапоненко и Ю. С. Дулыцикова. -М.: Изд-во РАГС, 2006. 616 с.
  50. Региональная экономика: новые подходы / РАН. Госкомсотрудничест-во России. Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству- Отв.ред.: Козлов Л. А., Штульберг Б. М., Ильин И. А. М.: Наука, 1993.- 128 с.
  51. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / РАН и др.- Отв. ред.: Б. М. Штульберг, В. В. Котилко. — М.: Наука, 1993.-127 с.
  52. А.В. Система прогнозирования регионального воспроизводства / АН СССР, ЦЭМИ, Научный совет по проблемам совершенствования планирования и управления народным хозяйством с применением экон. методов и электронно. М.: Наука, 1992. — 84 с.
  53. К., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем.- М.: Радио и связь, 1991. 226 с.
  54. Ю.Г. Комплексное развитие народного хозяйства СССР — М.: Издательство «Знание», 1966. —40 с.
  55. Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. М.: ИМЭМО АН СССР, 1990. — 196 с.
  56. Система моделей территориальной организации районного комплекса / под ред. Ю. Г. Саушкина. М.: Изд-во Московского университета, 1979.-80 с.
  57. А.Г. Государственное регулирование экономики региона. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 238 с.
  58. В.В. Государственное регулирование в структуре экономического механизма образования: Дис. д-ра экон. наук / РАГС при Президенте РФ. Каф. теории и практики гос. регулирования рыноч. экономики. М., 2004. — 334 с.
  59. Стратегическое планирование в субъекте Российской Федерации: учебное пособие / Дальневосточная академия государственной службы.- Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004. 234 с.
  60. С.С. Российская экономика: от сырья к знаниям (технология перехода) / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. — М.: Научный эксперт, 2008. — 128 с.
  61. B.C. Анализ и прогнозирование народохозяйственной динамики / РАН, Ин-т народнохоз. прогнозирования. М.: Наука, 1992. -127 с.
  62. ТейлГ. Прикладное экономическое прогнозирование. М.: Прогресс, 1970.-509 с.
  63. Территориально-производственные комплексы СССР. Под ред. Некрасова Н. Н., Адамеску А. А. М.: «Экономика», 1981. — 168 с.
  64. Территориально-производственные комплексы: вопросы формирования. Под ред. Бандмана М. К., Лариной Н. И. — Новосибирск, 1990. -160 с.
  65. Территориально-производственные комплексы: Нижнее Приангарье / РАН. Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и организации пром. пр-ва- Отв.ред.: В. В. Кулешов, М. К. Бандман. — Новосибирск: Наука, 1992.342 с.
  66. ТиняковаВ.И. Модели адаптивно-рационального прогнозирования, экономических процессов: монография. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2008. — 334 с.
  67. Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности: Пер. с англ. М.: Дело и Сервис, 1999. — 428 с.
  68. Д. и др. Бизнес-прогнозирование / Ханк Д., Уичерн Д., Райте А., 7-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. -656 с.
  69. Г. Р., Цыбатов В. А. Модели роста производственного потенциала региона // Материалы международной научно-практической конференции «Воспроизводственный потенциал региона». Том 1, Уфа, 2004. -С. 52−56.
  70. В.А. Моделирование экономического роста / В.А. Цыбатов- науч. ред. Г. Р. Хасаев- Самар. гос. экон. ун-т. Самара, 2006. — 385 с.
  71. В.А. Модели производственного потенциала для долгосрочного прогнозирования регионального развития // Сборник докладов «Методология регионального прогнозирования», М.: СОПС, 2003. — С. 114−127.
  72. В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов / Прдисл. Д. М. Гвишиани. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: КомКнига, 2007.-240 с.
  73. ЧичкановВ.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. М.: Наука, 1986. — 229 с.
  74. Ю.М. Государственное индикативное планирование: теория, история, современная практика (российский и зарубежный опыт). М.: Проспект, 2007. — 346 с.
  75. Г. Е. Социально-экономическое прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. — М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2007. 136 с.
  76. О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития / РАН. Ин-т народохоз. прогнозирования. — М.: Наука, 1992. 172 с.
  77. Экономический словарь. URL: http://www.ekoslovar.ru/069.html
  78. К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / под общ. ред. К. Н. Юсупова. М.: КНОРУС, 2008. — 284 с.
  79. Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цикличности / Ассоц. «Прогнозы и циклы». М., 1992. 112 с.
  80. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.-568 с.
  81. Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики / РАН. Ин-т народохозяйств. прогнозирования- Редкол.: В. В. Ивантер (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1997. — 479 с. 1. Периодические издания
  82. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития с использованием марковских моделей: межрегиональный аспект // Регион: экономика и социология. — 2001. № 4. — С. 3−17.
  83. БарышеваГ. Прогнозные модели развития региона (на примере Томской области) // Экономист. 2007. — № 6. — С. 88−90.
  84. А. ИТ и прогнозирование экономических процессов // Корпорация ПАРУС. 2002.
  85. URL: http://www.parus.ru/printout.php?page=8&mode=press&sub=l 79
  86. Т. Д. Финансово-экономические проблемы развития жилищного сектора // Проблемы прогнозирования. — 1996. № 1. — С. 101−111.
  87. Т.Д. Управление реализацией стратегических планов городского развития // Пробл. прогнозирования. — 2008. — № 1. — С. 92−107.
  88. Бестужев-Лада И. В. Методика долгосрочного упреждающего анализа данных в технологическом прогнозировании (Long-term advanced dataanalysis-lada-technique) // Социологические исследования. 2000. -№ 1.-С. 37−41.
  89. В Саратовской области внедряется «Прогнозирование» // Прогнозы и прогнозирование. 2008. URL: http://prognoz.org/article/v-saratovskoi-oblasti-vnedryaetsya-prognozirovanie
  90. ГаврильевВ. Прогнозирование в системе стратегического планирования // Экономист. 2008. — № 3. — С. 64−72.
  91. ГилбоаИ. Вероятность и неопределенность в экономическом моделировании / И. Гилбоа, Э. Постлуэйт, Д. Шмайдлер- пер. с англ. М. Виноградовой // Вопросы экономики. 2009. — № 10. — С. 46−61.
  92. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001.-№ 9.-С. 15−27.
  93. А.Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов // Регион: экономика и социология. 2007. — № 1.-С. 87−107.
  94. А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России // Регион: экономика и социология. — 2009. № 2. — С. 166−178.
  95. В.В. Долгосрочный прогноз развития экономики России: инвестиционный вариант / В. В. Ивантер, М. Н. Узяков М.Н. // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 3. С. 12−25.
  96. К применению автоматизированных средств прогнозирования регионального развития // Российский экономический журнал. 2000: — № 2. -С. 79−86.
  97. КлоцвогФ.Н. Тенденции и целевой прогноз экономической динамики российских регионов / Клоцвог Ф. Н., Чернова JI.C. // Проблемы прогнозирования. 2005. -№ 6. — С. 103−115.
  98. КлоцвогФ.Н., Костин В. А. Макроструктурные модели инструмент народнохозяйственного прогнозирования / Ф. Н. Клоцвог, В. А. Костин // Проблемы прогнозирования. — 2004. — № 6. — С. 17−27.
  99. С.М. Модели индикативного планирования социально-экономического развития сырьевой территории. Проблемы прогнозирования. 2005. — № 3 — С. 63−77.
  100. Е.В. Совершенствование прикладных методик прогнозирования электропотребления // Регион: экономика и социология. — 2009. — № 4. С. 228−242.
  101. А.С. Анализ зарубежного опыта в области государственного планирования и прогнозирования // Вестник РАГС. — 2009. — № 4. URL: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0409/40 907.htm
  102. А.С. К вопросу об изучении отечественного опыта государственного планирования и прогнозирования // Проблемы современной экономики. 2009. — № 4. — С. 456−458.
  103. А.С. Обеспечение процесса прогнозирования информационно-аналитическими системами на государственном уровне // ВСБ «Новое в экономике и управлении». М.: МАКС Пресс, 2010. — № 29.
  104. А.С. Применение интуитивных методов в процессе прогнозирования социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 39(132). — С. 23−28.
  105. А.С. Применение формализованных методов в процессе прогнозирования социально-экономического развития регионов // Вестник РАГС. 2009. — № 3.
  106. URL: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0309/30 913.htm
  107. А.С. Принцип вариантности прогнозов социально-экономического развития регионов // Российское предпринимательство. -2009.-№ 12. -С. 163−167.
  108. А.С. Формирование прогностической отрасли // Бизнес в законе. 2009. — № 5. — С. 330−333.
  109. МатеровИ. Задачи регулирования экономики и опыт планирования // Экономист. 2003. — № 12. — С. 3−7.
  110. May В. Социально-экономическое планирование и прогнозирование в современной России: поиск новых форм или тяга к прежней практике? // Общество и экономика. — 2008. — № 1. С. 5−17.
  111. Г. Проблемы применения вычислимых моделей общего равновесия для прогнозирования экономической динамики // Проблемы прогнозирования. 2009. — № 2. — С. 30−48.
  112. Методы прогноза развития экономики остаются в заточении. Как прежде их автор / Ю. Яковец // Промышленные ведомости. — 2002. № 56. URL: http://www.promved.ru/mar200201.shtml
  113. Необходимость создания системы, позволяющей оценить качество региональных прогнозов // Волгоинформсеть.
  114. URL: http://www.ais.vis.ru/site/tais.nsf/wpages 1/0207
  115. Обновление Госплана необходимо стране сейчас // Независимая газета.- 2004. -№ 2(14). URL: http://www.situation.ru/app/jart305.htm
  116. СедаковИ.А. Общие методологические подходы к моделированию и прогнозированию социально-экономического развития региона // Проблемы прогнозирования. — 2008. — № 4. С. 151−155.
  117. С. Экономическая политика развития и индикативное планирование // Общество и экономика. 2007. — № 11−12. — С. 119 137.
  118. СиницкаяЕ.В. Развитие макроэкономического прогнозирования в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2008.1. — С. 41−51.
  119. СкуфьинаТ. Социально-экономическое прогнозирование: проблемы науки и преподавания // Вопросы экономики. 2005. — № 3. — С. 41−47.
  120. С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики // Российский экономический журнал. 2000. — № 2. — С. 57−71.
  121. А. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели // Российский экономический журнал. 2000. — № 2. — С. 72−78.
  122. К.А. О сценарном подходе к прогнозированию // Социологические исследования. 2008. — № 5. — С. 67−74.
  123. Г. Г. Региональное прогнозирование в системе государственного регулирования рыночной экономики: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2006. — № 1.-С. 29−50.
  124. Г. Р., Цыбатов В. А. Ситуационное прогнозирование регионального развития: модели, технологии, средства // Вестник Самарской государственной экономической академии. — 2001. № 2 (6). — С. 55−64.
Заполнить форму текущей работой