Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Преподавание изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что: дано научно-теоретическое и научно-методическое обоснование необходимости включения национально-регионального компонента в практику преподавания изобразительного искусствараскрыты дидактические функции национально-регионального компонента содержания обучения изобразительному искусству и возможности культуры народов Крайнего Севера (ханты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
    • 1. 1. Национально-региональный компонент содержания обучения изобразительному искусству учащихся общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
    • 1. 2. Функции национально-регионального компонента в процессе преподавания изобразительного искусства. 36″
    • 1. 3. Реализация национально-регионального компонента на занятиях изобразительным искусством
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ
    • 2. Г. Традиционный уклад жизни и быта народов ханты и манси. 57 2.2. Культурное наследие хантов и манси: обычаи, обряды, праздники, фольклор
      • 2. 3. *. Декоративно-прикладное искусство народов ханты и манси
      • 2. 4. Орнаментальное искусство1 хантыйского и мансийского1 народов
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО t КОМПОНЕНТА
    • 3. 1. Шсихолого-педагогические основы формирования интереса к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству
    • 3. 2. Специфические особенности преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента
    • 3. 3. Дидактические принципы обучения изобразительному искусству в школе с учетом национально-регионального компонента
  • Выводы по 3 главе
  • ГЛАВА 4. ^
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
    • 4. 1. Критерии оценки детских работ в процессе преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента
    • 4. 2. Предлагаемая методическая система обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с учетом национально-регионального компонента
    • 4. 3. Организация и проведение педагогического эксперимента
      • 4. 3. 1. Констатирующий этап
      • 4. 3. 2. Формирующий этап
      • 4. 3. 3. Контрольный этап
      • 4. 3. 4. Сравнительный этап педагогического эксперимента и его результаты
  • Выводы по 4 главе

Преподавание изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Одной из тенденций в совершенствовании отечественной системы образования на современном этапе является региональность, отражающая специфику российского общества — разнообразие в социально-экономическом развитии регионов, различие в их природных, культурных, национальных и исторических особенностях.

В последнее время ведутся активные исследования сущности и структуры региональных систем образования (Н.А.Акатов, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов и др.), изучаются теоретические аспекты регионального школьного (В.Ю.Кричевский, Т. И. Шамова, Т. Я. Шпикалова и др.) и вузовского обучения (Е.В.Алексеенко, В. Ф. Канев, В. В. Корешков, А. С. Хворостов и др.), решаются проблемы разработки стандартов национально-регионального уровня (В .В.Судаков), изучаются основные тенденции развития национально-региональной системы инновационных учреждений (Ж.Ж.Бейсенбеков, Е. Г. Григорьева, Н. Г. Оверин, Т. В. Саляева и др.), разрабатываются региональные проблемы образования и воспитания (Е.С.Асылханов, Ю. А. Конаржевский, Р. Х. Шакуров и др.).

Проблемам приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Р. Ч. Барциц, Н. С. Боголюбова, В. П. Зинченко, С. Е. Игнатьева, В. И. Козлова, Т. С. Комаровой, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Н. М. Сокольниковой, А. С. Хворостова, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой и др.

Значительный вклад в теорию народного искусства внесли работы И. Я. Богуславской, Г. К. Вагнер, В. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Ильина, М. А. Некрасовой, А. Б. Салтыкова и других ученых.

Проблемой диссертационного исследования являются противоречия между потребностями современного общества в сохранении и приумножении национальной культуры, самобытного искусства, возрождение этнических традиций и отсутствием путей совершенствования преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента.

Нерешенность данной проблемы ведет к исчезновению национальной культуры и искусства малочисленных народов Крайнего Севера, а это в связи с отсутствием системы формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси, будет отрицательно сказываться на общекультурном развитии, эстетическом воспитании и художественном образовании школьников. Исследуемая проблема приобретает особую актуальность, так как от ее решения зависит формирование творческой личности школьника как одного из факторов социально-культурного прогресса общества и духовное возрождение подрастающего поколения.

Более того, решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, идейно-политического и духовно-нравственного кризиса общества. В современном мире наблюдаются процесс в массовой культуре, который именуется «гомогенизацией». Речь идет о нарастании единообразия, стереотипности, как самой массовой культурной продукции, так и запланированной, однозначной реакции на ее потребителя. Формирование «одномерного» потребителя — главный источник не только прибыли, но и разрушения индивидуальности, духовной суверенности личности. При этом все увеличивающиеся благодаря бурному развитию средств коммуникации масштабы потребления массовой культуры несопоставимы с масштабами образовательной сферы, образовательного воздействия. Этим обстоятельством обусловлены такие показатели в духовном развитии школьников, как отторжение от ценностей классического искусства, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление готовых продуктов культуры, ориентация на развлекательные формы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности и т. д. Ни для кого не секрет, что в нашей стране средства массовой коммуникации пропагандируют западную культуру. Молодое поколение не знает исконных народных праздников, традиций, обрядов, но с удовольствием переняли такие чуждые нашему Российскому обществу праздники как «Хэллоуин», «День святого Валентина», «День святого Патрика» и т. п. На наш взгляд, ценностная разнонаправленность культурной жизни и образовательной среды принимает катастрофические размеры. Гомогенизация культуры под флагом глобализации грозит лишить культуру ее оттенков, красок, этнонациональной самобытности, обусловленного своеобразием выработанных предками способов и форм общения человека с окружающим его миром природы.

Отчуждение от корневых основ культуры своего народа и в результате потерявшего иммунитет к воздействию идеалов и практики общества потребления ведут к уничтожению духовно-созидательных начал традиционной культуры, гражданской позиции, гордости за свое родное Отечество.

Реализация принципа региональное&tradeв учебно-воспитательном процессе школы призвана изменить сложившееся положение вещей. С его помощью возможно решение таких задач гуманизации образования, как уровневая дифференциация обучения, межпредметная интеграция, практическая направленность обучения, суммирование художественного интереса и расширение знаний учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, выполнение заказа общества на активную и социально адаптированную личность, формирующуюся под влиянием социально-экономических преобразований, происходящих в России в целом и в каждом регионе в отдельности. Преподавание изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента направлено на формирование интереса и приобщение ученика к этнической, региональной, российской и мировой культуре, способствует этнической и гражданской идентификации ученика, формированию общечеловеческих ценностей, общей культуры личности, созданию условий для ее самоопределения и самореализации.

В результате принятия Закона РФ «Об образовании» (107) содержания образования, перехода средних общеобразовательных учреждений на новый.

Базисный учебный план школы (21) появилась возможность строить процесс обучения и воспитания учащихся с учетом специфики региона и местных культурно-исторических традиций, региональных экономических программ, перспектив развития, ресурсного потенциала и т. д. Реализация региональной составляющей образования выражается как в создании региональных образовательных программ, набора учебных дисциплин, так и в выделении национально-регионального компонента содержания образования учебных предметов федерального стандарта.

Разработке содержания и путей реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе средней школы посвящен ряд диссертационных исследований, выполненных на примере различных регионов (В.С.Бадаев, М. М. Байрамбеков, В. Ф. Канев, С. Н. Новиков, И. М. Раджабов и др.).

Однако проведенный анализ научно-методических работ показал, что специальных исследований, посвященных изучению роли национально-регионального компонента преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе практически нет. Несмотря на обширный круг специалистов, педагогов-практиков, занимающихся данной проблемой, ее теоретическое обоснования и методическое обеспечение отсутствует. Редко встречаются и практические разработки, содействующие реализации национально-регионального компонента в практику преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Вместе с тем, внедрение национально-регионального компонента в систему обучения и воспитания школьников изобразительному искусству позволит решить ряд важнейших задач современного образования.

Следует заметить, что ряд методических исследований (К.Ж.Амиргазин, Е. С. Асылханов, Р. Г. Гадиев, Г. К. Гамзатова, Н. Г. Ефремова, Р. А. Махаев, С. Н. Новиков, Л. В. Орлова, Г. В. Юдина и др.) раскрывают различные аспекты художественного образования с учетом народного, национального и декоративно-прикладного искусства. В основном они фрагментарны, немногочисленны, являют собой редкие методические находки, часто не отвечают требованиям современного образования (Концепции модернизации Российского образования). Этого недостаточно для того, чтобы только на них строить методику преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента. В практике преподавания многие из авторов рассматривают эстетическое воспитание и художественное образование школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. В результате учащиеся изучают особенности народного декоративного искусства, приобщаются к национальной культуре только на основе прикладного искусства, и не всегда могут изобразительными средствами передать факты и явления, связанные с родной региональной культурой, и, следовательно, в процессе реальной коммуникации не способны транслировать ее своеобразие и сделать ее достоянием мировой культуры.

В работах данных авторов не затрагивались такие важные вопросы, как дидактические принципы, адаптированные под условия национально-регионального компонента, специфические условия преподавания изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента, психолого-педагогические основы формирования интереса и приобщение школьников к национальной культуре, что является ключевым направлением в методике преподавания изобразительного искусства.

Целью преподавания изобразительного искусства на современном этапе провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, т. е. развитие у учащихся желания и способности вступать с другим народом в отношение диалога культур, воспитание в духе восприятия других культур как равноправных, самобытных и самоценных. Необходимость преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента продиктована тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своей. Отсутствие знаний, как о той, так и о другой является источником недопонимания, непонимания, конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации. Умение ориентироваться в различных типах культур, адекватно интерпретировать явления и факты родной и иной культур, сравнивать и делать выводы об общем и специфичном в системе культурных ценностей сопоставляемых сообществ, выходить из затруднительных положений в процессе межкультурного общения, обсуждать частные и глобальные проблемы человечества составляет суть социокультурной компетенции обучаемых, формирование которой является одной из ведущих задач художественного образования и эстетического воспитания на современном этапе. Кроме того, элементы региональной культуры в сравнении и сочетании с Российской и мировой культурой выступает как содержательная основа коммуникации, общения, а также содержит потенциальные возможности для вызова и поддержания мотивации учения, что имеет первостепенное значение в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Как и во многих регионах России, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре разработана программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений округа.

Одной из особенностей района Крайнего Севера, в частности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, является его многонациональное^.

В период интенсивного освоения нефтяных и газовых месторождений данного края сложились две группы населения: исконно коренных — ханты, манси, ненцы и некоренных народов. Внедрение чужого, нетрадиционного уклада жизни и ассимиляции жителей коренной национальности привели к негативным явлениям, в результате которого коренное население теряет национальную культуру, традиции, декоративное искусство и народное ремесло.

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства коренных жителей Крайнего Севера — ханты и манси.

Ситуация, в которой оказался народ к концу XX — началу XXI веков, вызывает тревогу. Она характерна и для других малочисленных народов Крайнего Севера, и она активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации. Вот как оценивают в Париже бюллетень «Сибирские вопросы», выпускаемый Центром по изучению Сибири Института Советского мира: «Судьба.

Сибирских народов — это вопрос номер один среди всех тех, которые ставит Сибирь. Народы Сибири и Севера исчезают в результате варварской эксплуатации природных ресурсов, и территории, на которой жили их предки, превращаются в реальные пустыни, перерезанные газопроводами, залитые нефтью и теряющие всякую экономическую ценность. Такого рода пустыни несут к тому же экологическую угрозу планетарного масштаба" (391, 5).

Вследствие усиления промышленного освоения края, изменения этнической и социально-экономической инфраструктур ускоряется процесс маргинализации коренного населения. Традиционный образ жизни ведут лишь несколько десятков стойбищных ханты, манси благодаря которым еще сохраняются национальные традиции и язык. Урбанизированные ханты и манси быстро ассимилируются. Налицо угроза исчезновения самобытной традиционной культуры коренного народа. Хантыйский писатель, депутат окружной думы Еремей Айпин в книге «Обреченные на гибель» пишет о трагическом положении малочисленных народов Севера, обреченных на вымирание под натиском нефтеи газодобывающих ведомств: «Их со всех сторон обложили нефтепромыслами. Сдвинули с насиженных мест. Вот и мечутся коренные обитатели этих мест, убегая от буровых, от трасс нефтепроводов, от зимников и бетонок. С семьями, со всем хозяйством. Пошли на убыль зверь, птица, рыба. Не стало земли» (1, 19).

Перед цивилизацией и всем человечеством стоит глобальная задача сохранения малочисленных народов, его культуры, искусства. Одной из задач в решении данной проблемы является создание системы просвещения, которая призвана ознакомить некоренное население, проживающее на территории коренных аборигенов, с особенностями образа жизни ханты и манси, их самобытной культурой, уникальной историей и традициями.

Для школы эта проблема является своевременной и актуальной. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена только в том случае, если приобщать и формировать интерес к национальной культуре у молодого подрастающего поколения. Приобщение к национальной культуре хантов, манси позволит наиболее полно сохранить и передавать новым поколениям национальные традиции, воспитывать отзывчивость к народной эстетике, приучать школьников к овладению образным языком народного декоративно-прикладного искусства, прививать уважение к другой культуре. Но этот процесс не должен быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у учащихся, иначе человечество может потерять не только народные традиции, ремесла, рукоделие, но и культуру, и народ как этнос, что происходит в современной жизни Крайнего Севера.

Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методической системы преподавания изобразительного искусства, учитывая особенности региона.

Большие возможности разрешения проблемы преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента содержит само изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся. Следовательно, необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре.

Основополагающей задачей системы художественного образования подрастающего поколения следует считать формирование и развитие личности, обладающей высокой духовной культурой, развитым интеллектом, творческой индивидуальностью и опирающейся на национальные традиции.

Признавая роль и значение национально-регионального компонента в процессе обучения школьников изобразительному искусству, мы можем отметить, что исследовательская база этого феномена не позволяет использовать в полной мере богатство региональной культуры в системе целостного педагогического процесса. Отсюда рождается первое противоречие между потенциалом национально-регионального компонента в области формирования ценностно-ориентированной личности и недостаточной изученностью её исследовательской базы. Второе противоречие вытекает из возрастающей потребности общества в решении задач современного образования, где важнейшим фактором является изучение народного искусства, этнической культуры, воспитание подрастающего поколения в лучших культурных традициях, знающих и умеющих передавать богатое наследие народного искусства, с одной стороны, и неразработанностью методической системы, направленной на формирования интереса и приобщения школьников к ценностям национально-региональной культуры — с другой.

Современные школьники нуждаются в разрешении глубокого внутреннего конфликта между тем, что сформировано менталитетом народа и чужеродной моделью жизненных ценностей, западной культурой, которым они, особенно старшеклассники, зачастую отдают предпочтение, что порождает третье противоречие.

Целью исследования является решение проблемы преподавания изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента.

Объектом исследования является процесс преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента.

Предметом исследования является разработка и экспериментальная проверка научно-методической системы, направленной на формирование интереса и приобщения школьников к национальной культуре, развитие художественно-творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, на которых оптимально реализуется национально-региональный компонент.

Задачи исследования:

1. Дать теоретическое обоснование реализации национально-регионального компонента в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

2. Выявить оптимальные условия, способствующие совершенствованию системы преподавания изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

3. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования интереса к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству.

4. Раскрыть специфику преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента.

5. Использование дидактических принципов, адаптированных под условия национально-регионального компонента для решения данной проблемы.

6. Раскрыть особенности национальной культуры народов ханты и манси как специфической формы отражения действительности и как средства художественного развития и эстетического воспитания подрастающего поколения.

7. Создать учебно-методический комплекс, включающий учебные программы по изобразительному искусству, дидактические материалы и методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, студентов, преподавателей, обеспечивающие повышение эффективности обучения-изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

8. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента.

Гипотезой исследования.

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что если мы разработаем, научно обоснуем, экспериментально проверим и, будем использовать специальную методическую систему решения проблемы, то мы получим наиболее эффективные и высокие результаты потому, что данная методическая система будет обладать важными ценными качествами:

• внесением нового содержания преподавания изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента;

• раскрытием научно-методического обоснования преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента;

• использованием разработанной методической системы управления изобразительной деятельностью школьников с учетом HPK;

• разработкой системы последовательных, взаимосвязанных действий учителя и школьников по приобретению учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков, соответствующих императивам (требованиям) педагогической деятельности по изобразительному искусству;

• методика должна строиться с опорой на дидактические принципы, которые будут адаптированы под условия национально-регионального компонента, формы, методы, включающие цели, задачи, содержание и приемы обучения изобразительному искусству;

•использованием рационального и эффективного взаимодействия известных в педагогике методов и методических приемов с формами организации обучения, используемыми в общеобразовательной школе;

• осуществлением органического единство теории и практики, тесной взаимосвязи усвоения теоретических знаний с формированием практических умений и навыков в художественной деятельности- • использованием различных средств обучения (ТСО, наглядные пособия, изделия народного декоративно-прикладного искусства хантов и манси и т. д.), учебно-методических пособий, учебных программ по ИЗО в общеобразовательной школе, комплекс учебных заданий и упражнений.

Совокупность вышеперечисленных условий, на наш взгляд, позволит усовершенствовать методику преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наиболее эффективно формировать интерес и приобщить учеников к национальным традициям обско-угорских народов, развивать художественно-творческие способности.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, философской, культурологической, социологической, исторической, этнографической, специальной литературы, необходимой для проведения исследования по заявленной темеизучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента в Ханты-Мансийском автономном округе — Югреобсуждение исследуемой проблемы с учителями общеобразовательных школ регионаметоды педагогической диагностики (анализ продуктов изобразительной деятельности школьников, опрос, анкетирование, наблюдение за учебной работой учащихся и учителей, индивидуальные и групповые беседы с преподавателями, методистами и другими специалистами) — анализ учебно-творческой деятельности учащихся, направленных на выявление знаний и интереса о национальной культуре народов ханты и-мансимоделирование процесса преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонентаразработка методической системы, направленной на формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре хантов и мансипедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный и сравнительный этапы педагогического эксперимента) — методы математической статистики при обработке полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философии (М.Н.Афасижев, А. Г. Баумгартен, М. А. Бердяев, В. С. Библер, В. В. Ванслов, И. В. Гете, Л. Н. Гумилев, Б. Г. Лукьянов и др.) — основополагающие труды ведущих ученых в области психологии (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Я. А. Понамарев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, Д. Б. Эльконин и др.) — исследования в области психологии изобразительной деятельности (Р.Арнхейм, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко, В. С. Кузин и др.) — труды в области педагогики и методики преподавания изобразительного искусства.

Н.Н.Анисимов, Р. Ч. Барциц, Н. С. Боголюбов, С. Е. Игнатьев, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, В. К. Лебедко, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, А. С. Хворостов, Е. В. Шорохов и др.) — программы по изобразительному искусству и специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественного образования, современные исследования по проблеме внедрения национально-регионального компонента содержания образования (Е.С.Асылханов, М. М. Байрамбеков, В. Ф. Канев, В. П. Строков, Т. Я. Шпикалова и др.) — нормативные документы об образованииисследования по этнографии и краеведению (Ю.В.Бромлей, И. Н. Гемуев, С. В. Иванов, В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Т. А. Молданова, Е. И. Ромбандеева, В. Н. Чернецов и др.) — труды искусствоведов и т. д.

Научная новизна исследования заключается в том, что: дано научно-теоретическое и научно-методическое обоснование необходимости включения национально-регионального компонента в практику преподавания изобразительного искусствараскрыты дидактические функции национально-регионального компонента содержания обучения изобразительному искусству и возможности культуры народов Крайнего Севера (ханты и манси) в реализации целей регионализацииразработаны критерии оценки работ учащихся в процессе преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, направленные на формирование интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси и развитие художественно-творческих способностейразработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, включающая цели, задачи, содержание обучения, дидактические принципы, формы, методы, средства обучения (ТСО, наглядные пособия, изделия народного декоративно-прикладного искусства хантов и манси и т. д.), учебно-методические пособия, учебные программы по ИЗО в общеобразовательной школе, комплекс учебных заданий и упражнений.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента — решена крупная научно-педагогическая задача, имеющая социально-культурное значение.

Данное исследование открывает новое направление в художественной педагогике, преподавании изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, позволяет осуществить комплексный подход в обучении, развитии и воспитании учащихся.

Раскрыты дидактические функции национально-регионального компонента в преподавании изобразительного искусства и возможности ИЗО в реализации целей регионализации. Выявлены закономерности становления и развития процесса преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента.

Практическая значимость результатов исследования.

Разработанная и экспериментально проверенная в ходе исследования методическая система преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента используется в школах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Результаты исследования получили практическое применение в работе учителей изобразительного искусства в Ханты-Мансийском автономном округе, преподавании методики изобразительного искусства на художественно-графических факультетах, колледжах и других средне-специальных учебных заведений в виде учебно-методических пособий: «Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства» (Нижневартовск, 2001. -149 е.), «Методические рекомендации к программе по изобразительному искусству, направленные на приобщение школьников к национальной культуре хантов» (Нижневартовск, 2002. — 30 е.), «Национальнорегиональный компонент на уроках изобразительного искусства» (Нижневартовск, 2008. — 56 е.), «Программа по изобразительному искусству» (Национально-региональный компонент. Для общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры) (Нижневартовск, 2008. — 45 е.), монографии «Теория и практика обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента (на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры) (Нижневартовск, 2009.-310 е.).

Разработанные положения и рекомендации могут быть включены в общеобразовательные программы по изобразительному искусству, систему дополнительного образования, а также при разработке новых программ и создании пособий по изобразительному искусству.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования образовательных программ в области обучения изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, и ее средствами формировать интерес и приобщать к национальной культуре школьников. Научные и учебно-методические публикации по проблемам методики преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, представленные в настоящем исследовании.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная методическая система преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, направленная на формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре хантов и манси, повышение уровня художественно-творческих способностей учащихся.

2. Критерии оценки работ учащихся в процессе преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента.

3. Авторская экспериментальная программа по изобразительному искусству и учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ округа, создающие объективную базу для реализации национально-регионального компонента в области преподавания изобразительного искусства.

4. Результаты анализа исторического и культурологического аспектов развития национальной культуры народов ханты и мани в процессе обучения изобразительному искусству.

5. Система дидактических средств преподавания изобразительного искусства, включающая в себя ТСО, наглядные пособия, изделия народного декоративно-прикладного искусства, традиции, обряды, обычаи, фольклор хантов и манси и т. д.

Организация и этапы исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа (г. Нижневартовск, г. Ханты-Мансийск, г. Сургут, г. Мегион, г. Лангепас, пос. Излучинск и т. д.). В эксперименте участвовало в общей сложности около 3450 учащихся (с 1 по 8 классы) и более 50 учителей общеобразовательных школ, около 180 студентов-практикантов художественно-графического факультета Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

На первом этапе (1995;1997 гг.) проводилась поисково-творческая работа: определялась проблема исследования и ее актуальность в контексте системы образования. Изучалась литература, учебные программы, учебные пособия, научные статьи по методике преподавания изобразительного искусства, дидактике, психологии, философии, культурологи, этнографии и др. Изучался уровень разработанности данной проблемы в теории и практике педагогического образования, в частности, изобразительного искусства, был освоен опыт работы ведущих специалистов в области преподавания изобразительного искусства в различных общеобразовательных школах страны. Определялась методология исследования, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи и методы исследования, намечалось содержание и структура методической системы, экспериментальных занятий, направленных на формирование интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси.

Второй этап (1997;2000 гг.) включал в себя основной объем опытно-экспериментальной работы. Продолжалась теоретическая работа, направленная на поиск наиболее эффективной методической системы преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента. Проводилось экспериментальное обучение учащихся в различных городах и поселках Ханты-Мансийского автономного округа, исследование особенностей формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси в процессе преподавания изобразительного искусства. Уточнялось содержание занятий, отрабатывались методы и приемы педагогического воздействия с целью формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси. В1998 году результаты этой работы нашли свое отражение в кандидатской диссертации на тему: «Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству».

На третьем этапе (2000;2005 гг.) была завершена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы. На этом этапе продолжалось изучение передового педагогического опыта, проводился анализ нормативных документов и требований, предъявляемых к учителю изобразительного искусства. Была теоретически обоснована методическая система преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента. Проведен педагогический эксперимент на базе общеобразовательных школ Ханты-Мансийского округа. Проведена систематизация и обобщение полученных результатов исследовательской работы. В этот период были опубликованы учебно-методические пособия, рекомендации, разработаны учебные программы по методике преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Продолжалась работа по изучению психолого-педагогической, методической, философской, культурологической, искусствоведческой, этнографической и специальной литературы по проблеме исследования.

Четвертый этап (2005;2010 гг.) — заключительно-обобщающий. На этом этапе была выполнена аналитическая работа по результатам теоретического и экспериментального исследований, по систематизации и обобщению собранного материала и представлению его в виде докторской диссертации, опубликован ряд научных статей, учебно-методических пособий, программ и монографий.

Достоверность и обоснованность исследования обусловлены четкостью и правильностью методологических и теоретических позиций, связанных с ценностным подходом к поставленной проблемеразработкой и реализацией комплексной методической системы, адекватной объекту, цели, задачам и логике исследованияиспользованием различных методов исследованияэкспериментальной проверкой предложенных методических технологий и апробаций научно-прикладных результатов исследования на международных, всероссийских, региональных, окружных научно-практических конференциях.

Апробация и внедрение. Основное содержание и материалы исследования докладывались в отчетах на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университетакафедры изобразительного искусства и Совета художественно-графического факультета Нижневартовского государственного гуманитарного университетана ежегодных научно-практических конференциях в Нижневартовске (19 952 010 гг.) — на региональных научно-практических конференция (Нижневартовск 2000;2010 гг.) — на Всероссийских и Международных научно-практических конференцияхна заседаниях расширенного методического совета преподавателей изобразительного искусства г. Нижневартовска.

Это направление в научно-исследовательской работе стало одним из приоритетных направлений кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного гуманитарного университета. По данной теме исследования успешно осуществлялись защиты дипломных и выпускных квалификационных работ студентов художественно-графического факультета.

Результаты научного исследования внедрены в учебный процесс художественно-графического факультета Нижневартовского государственного гуманитарного университета, общеобразовательных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа.

Структура и основное содержание диссертации. Структура диссертационной работы определена в соответствии с целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения списка литературы и приложения. Приложение включает ксерокопии наглядных рисунков и работ, выполненных учащимися 1—8 классов в ходе педагогического исследования. В работе приведены 27 таблиц, 4 графика, схемы.

Выводы по 4 главе.

На констатирующем этапе эксперимента мы стремились проследить естественное развитие рисунков учащихся, выявить знания и интерес к национальной культуре, не вмешиваясь в творческий процесс школьников. Таким образом, оценив рисунки учащихся по предложенной системе критериев, и проанализировав анкеты, мы обнаружили недостаточные знания детей о жизни и быте хантыйского и мансийского народов, следовательно, низкий уровень сформированности интереса к национальной культуре хантов и манси.

Чтобы повысить уровень знаний и активизировать интерес к национальной культуре хантов и манси у школьников, в формирующем этапе педагогического эксперимента была разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система преподавания изобразительного искусства с использованием материалов этнической культуры. Методика проведения занятий, с использованием наглядного материала, в частности, изделия декоративно-прикладного искусства хантов и манси, использование на уроках изобразительного искусства художественной, детской и популярной литературы, знакомящей с культурной жизнью народа ханты и манси.

При разработке методики формирующего эксперимента мы исходили из возможностей учебной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. Далее, в диссертационном исследовании приводится комплект заданий, составляющих содержание формирующего этапа эксперимента в 1—8 классах с описанием выполненных работ учащихся.

Следующий этап эксперимента преследовал цель проверки знаний учащихся, изобразительных способностей и сформированности интереса к национальной культуре хантов и манси в ходе проведения формирующего эксперимента, где были проанализированы анкеты, детские рисунки по критериям и составлены столбиковые диаграммы с показателями в процентах, подведены результаты и итоги. Для анализа продуктов изобразительной деятельности мы взяли систему критериев оценки, используемую на констатирующем этапе эксперимента.

В ходе сравнительного анализа анкет учащихся констатирующего и формирующего этапов эксперимента, мы выявили значительную разницу в результатах ответов на вопросы анкеты. По результатам анализа анкет формирующего этапа эксперимента, мы увидели, что показатели значительно выросли, что говорит о значительном росте знаний о жизни и быте хантыйского народа, о проявлении интереса к национальной культуре и, что не мало важно, можно проследить положительное эмоционально-оценочное отношение учащихся к проблемам хантыйского и мансийского народов. Это, например, такие выдержки ответов из анкет учащихся: «Ханты и манси добрый народ», «Ханты и манси веселый народ, очень любят сказки и народные праздники», «Это несчастный народ», «Они бедные, их жалко», «Хантам и манси надо помогать, а то они исчезнут как индейцы в Америке», «Ханты и манси делают красивые украшения из бисера и бересты», «У них красивая одежда», «Ханты и манси могут делать много красивых вещей», «Они мудрые», «Ханты и манси нуждаются в помощи», и т. д.

Анализируя работы учащихся, полученные в результате формирующего эксперимента, мы составили таблицы показателей, как и на констатирующем этапе эксперимента по тем лее критериям. В процессе создания таблиц мы стремились наглядно продемонстрировать соотношения процентных показателей по имеющимся параметрам наглядно показать соотношения показателей констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

Результаты формирующего этапа эксперимента показали, что учащиеся с особым вниманием и интересом воспринимают новую, необычную информацию о жизни и быте хантыйского и мансийского народа. Эффективность подобного восприятия объясняется внесением элементов новизны, необычности трактовки изложенного познавательного материала, неожиданных привлекательных сторон жизни коренных жителей Севера — хантов и манси. В ходе изложения материала, создавался положительно-эмоциональный психологический настрой, что оказывало большое влияние на формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре хантов и манси.

Методика преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента построена с учетом результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента. В основу программы по формированию интереса и приобщения школьников к национальной культуре в процессе преподавания изобразительного с учетом национально-регионального компонента положена общепринятая действующая программа по изобразительному искусству в 1—8 классах, дополненная в соответствии с целями и задачами исследования необходимыми экспериментальными заданиями. Мы предложили в дополнение к действующей учебной программе ряд специальных заданий и тем уроков (рисование с натуры макета хантыйского жилища, берестяных туесков различных по форме, натюрмортов с бытовыми предметами хантов и манси, выполнение эскизов национальной хантыйской одежды и ее элементов, рисование хантыйских прямолинейных и криволинейных орнаментов, иллюстрирование народных сказок, рисование по воображению хантыйского шамана, тематическое рисование: «Один день из жизни хантов», «Ханты на рыбалке», «На оленях по снегу» и т. д.), способствующих по нашему мнению, формированию интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси. Эти задания и темы уроков составлены с учетом преемственности в обучении, в программе предусматривали знакомство с жизнью, бытом, культурой, традициями, обычаями, обрядами, фольклором хантыйского и мансийского народов, развитие изобразительных способностей школьников. Темы заданий подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательности и систематичности излагаемой информации, целей и задач исследования.

Благодаря специально организованным занятиям, учащиеся получили более глубокие и расширенные знания о жизни и быте хантыйского народа, следовательно, их рисунки стали более содержательны и глубже отражают хантыйский быт. Следует отметить, что изобразительные способности детей повысились в ходе специально подобранных заданий и упражнений.

В работах учащихся можно наблюдать оригинальную компоновку элементов и объектов натюрморта, выразительную передачу изображаемого сюжета, четкое выделение главных действующих лиц, определены смысловые акценты, эффектно используется цвет, изящество линий и пятен в рисунках школьников.

Но самое главное и важное для нашего исследования, учащиеся передают эмоционально-оценочное отношение в своих тематических рисунках, свою позицию через решение художественных образов. Удачно переданы настроение, характер, эмоции, чувства, трогательные и теплые сцены взаимоотношений между изображаемыми людьми и животными, что характерно для образа жизни хантов и манси. В процессе изобразительной деятельности учащиеся с преобладанием эмоционального воображения передавали свои переживания и отношения, им важно было выразить взаимоотношения персонажей, их настроение.

На уроках изобразительного искусства школьники так же получают практические навыки в общении с различными природными материалами, знакомятся с традициями и приемами художественных ремесел, осознают роль эстетического начала в создаваемом изделии, оценивают важность его функционального назначения, развивают художественно-творческие способности. Учащиеся с большим желанием и интересом воспринимают новую, 4 необычную информацию, сопровождающуюся показом изделий декоративно-прикладного искусства, фотографий, иллюстраций, репродукций картин художников. Особый восторг у них вызывают хантыйские и мансийские украшения, берестяные туески, культовые вещи из ткани и меха. Дети с удовольствием примеряют на себя охотничьи маски, бисерные нагрудные украшения, трогают руками берестяные туески, набирушки, куженьки, при этом очень радуются, удивляются и восхищаются.

Когда педагогу удается вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, когда школьники испытывают чувство радости, восторга, восхищения, когда по детским щекам текут слезы — слезы сочувствия, понимания, наступает удовлетворение. Испытанные детьми переживания служат основой для дальнейшего формирования личности, личности в ее неповторимой индивидуальности. Такие уроки не останутся бесследными, в душе ребенка сохранятся те чувства и эмоции, которые они когда-то испытали. И эти чувства, дети пронесут через всю жизнь.

Формирование интереса к национальной культуре хантов и манси, привитие школьникам чувства бережного отношения к местной природе, краеведческое и экологическое, нравственное и эстетическое воспитание, — все это является одним из важнейших компонентов любви к краю, в котором они живут, к коренным жителям Крайнего Севера, в частности, хантам и манси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, общий замысел нашего исследования заключался в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке методической системы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента.

Научно-методическое обоснование преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента позволяет взглянуть по-новому на данную проблему. Национально-региональный компонент содержания преподавания изобразительного искусства отражает особенности конкретного региона (Ханты-Мансийского автономного округа — Югры), а принципы его реализации в рамках преподавания изобразительного искусства должны рассматриваться в плоскости культурно ориентированного обучения.

Специфика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента — это, на наш взгляд, система историко-культурологических, природно-географических, психолого-педагогических, социально-экономических знаний, характеризующих развитие Ханты-Мансийского автономного округа, обеспечивающих вхождение учащихся в его социокультурную среду и направленных на развитие и совершенствование художественно-творческого потенциала, интереса и приобщения школьников к культуре хантов и манси.

Материалы исследования позволяют сделать теоретические, методические, экспериментальные и прикладные выводы о формировании интереса к национальной культуре.

Теоретический итог исследования состоит, прежде всего, в том, что выявлен один из возможных механизмов формирования интереса к национальной культуре хантов и манси, который состоит в многоступенчатом процессе качественных изменений: в становлении активной позиции школьников как субъекта художественной деятельностив появлении на этой основе интереса к национальной культуре, возрастающего по мере усиления преобразующего характера учебной и художественной деятельностив возникновении новых характеристик (действенности, осознанности, самостоятельности, активности) разных видов побуждений (смыслов, мотивов, целей, эмоций) — в появлении на этой основе устойчивого интереса к национальной культуре хантов и манси. Тем самым предложена некоторая объяснительная модель формирования интереса к национальной культуре хантов и манси.

Проведен анализ материалов, содержащихся в трудах по педагогике, психологии, искусствоведению, этнографии, методике преподавания изобразительного искусства, учебных программ. Исследования ученых в области педагогической психологии доказали, что формирование интереса обусловлено социальным положением, сферой и характером деятельности самого человека, процессами обучения и воспитания, которые располагают особыми силами возбуждения интереса, активностью самой личности. Интерес предполагает активную, творческую предметно-преобразующую деятельность, которая основывается на обширных и глубоких знаниях, на способности творчески их использовать для решения стоящих перед школьниками задач. Сконцентрированный на одной области деятельности, интерес будет являться стержневой основой, вокруг которой может сгруппироваться достаточно развитая система интересов.

Выявлено, что интерес развивается и реализуется, прежде всего, в предметно-преобразующей деятельности, зависит от ценностных ориентаций личности, ее положительной мотивации. Интерес углубляется, обретая личную значимость, если учащийся занимается той деятельностью, содержание которой совпадает с областью приобретенных знаний, умений и навыков.

Раскрыто теоретическое обоснование психолого-педагогических проблем, связанных с формированием художественного интереса учащихся. Установлено, что художественный интерес — это избирательная направленность личности на искусство, на художественно-творческую деятельность. В ходе теоретического исследования выявлено, что художественный интерес, активизируя стремление личности к познанию и эмоциональной оценке сущности объекта искусства, становится мощным «двигателем» развития потенциальных возможностей школьника. Основой художественного интереса является эстетическое отношение к искусству и художественно-творческой деятельности, что позволяет выделить его специфические черты: эмоциональное восприятие этнического искусства, культуры и стремление к интеллектуальному познанию художественного явления. Особенно ярко единство эмоционального и интеллектуального компонентов проявляется в процессе художественно-творческой деятельности. Следовательно, участие субъекта в одном из видов художественного творчества — показатель активности проявления интереса к национальной культуре.

Дальнейшее теоретическое исследование показало, что художественный интерес следует в развитии за состоянием мотивационной сферы художественно-творческой деятельности, которая определяется для каждого конкретного ученика его мотивами (познавательными, творческими, социальными), умением ставить и реализовать цели, проявлением эмоций в процесс творческой работы. То есть, художественный интерес рассматривается нами как интегральное проявление активности школьника, вызванной совокупностью процессов мотиво-целеобразования в творческой деятельности, их эмоциональным тоном.

Кроме того, ценность образования и воспитания все в большей степени определяется способностью школьников ориентироваться в проблемах культуры, осмыслить свое место в мире, самостоятельно осваивать образцы культуры и пользоваться ими.

Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого, только в реальномокружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

Очевидно, что использование народной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках изобразительного искусства способствует этнической и гражданской идентификации ученика, формированию общечеловеческих ценностей, общей культуры личности, созданию условий для ее самоопределения и самореализации.

Методические результаты исследования показали перспективность педагогического эксперимента не только при изучении операционной стороны обучения изобразительному искусству, но и при исследовании его мотивационных компонентов, таких сложных личностных характеристик, как интерес к национальной культуре. Разработана, научно обоснованна и экспериментально проверена методическая система преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента, позволяющая эффективно формировать интерес к национальной культуре хантов и манси, позволяющая школьникам создавать самостоятельные творческие работы на этническую тематику. Методические средства, пути, приемы, способы могут быть использованы учителями изобразительного искусства в общеобразовательной школе в реальном процессе обучения.

В результате изучения начального этапа формирования интереса к национальной культуре выявлены его специфические характеристики, обусловленные психолого-возрастными особенностями учащихся. При этом следует обращать особое внимание на сферу эмоций и чувств школьников с учетом возрастных особенностей. Методика экспериментального обучения осуществлялась на основе использования различных видов и форм занятий по изобразительному искусству: рисование с натуры, тематическое рисование, декоративная работа, беседы об изобразительном искусствепосещение музеев этнографических, краеведческих, просмотр фотодокументов, видеофильмов и т. д.

Методические рекомендации и комментарии к занятиям, основанные на дидактических принципах обучения, специфических условиях преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, психолого-педагогических основ формирования интереса, ориентируют учителя изобразительного искусства в выборе средств и методов формирования мотивации художественного творчества и наиболее эффективному формированию интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси.

Экспергшенталълые результаты исследования в том, что подтверждена наша гипотеза о реальности получения качественных изменений в мотивационной сфере и о возможности управлять через эти изменения формированием и возрастанием интереса к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству и, что формирование интереса к этнической культуре находится в прямой зависимости от развития художественно-творческих способностей школьников в изобразительной деятельности. Выявленные результаты позволяют в определенной мере преодолеть умозрительный характер психологических представлений о возможности формировать интерес и приобщать школьников к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

Так, получены материалы об изменениях интереса учащихся на основе динамики мотивов, а также при перестраивании в эмоциональной сфере. Интерес к национальной культуре возрастает, если более действенными, личностно значимыми и осознанными становятся мотивы учащихся (т.е. положительно-эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства хантов и мансиактивной познавательной направленности на овладение искусствоведческими, историческими, этнографическими знаниями, связанных с хантыйским и мансийским народамипонимание учащимися значения сохранения этнической культуры, как исчезающей культуры малочисленных народов Крайнего Северауважение к хантыйскому и мансийскому народу, как уникальной и древней народности, населяющей нашу страну), если усиливается предвосхищающая роль эмоций, если учащиеся могут проявить себя в художественно-творческой деятельности.

Сформированность умений и навыков художественно-творческой деятельности является первоосновой в формировании интереса и возрастания по мере удовлетворения потребности школьников к национальной культуре хантов и манси. Этапы формирования интереса прослеживаются в связи с ростом знаний учащихся о жизни, быте, традициях хантыйского и мансийского народов, формированием умений и навыков художественно-творческой деятельности, развитием изобразительных способностей и качественным изменением в компонентах мотивационной сферы.

Формирующий этап эксперимента позволил внести определенную ясность в последовательность ознакомления школьников с национальной культурой хантов и манси, их бытом, жизнью, традициями, конкретизировать формы работы по формированию интереса и приобщению учащихся к национальной культуре. В связи с этим мы проанализировали ход формирующего этапа эксперимента, который, на наш взгляд, позволил показать, как построение нашей методической системы и специально организованная художественно-творческая деятельность учащихся приводит к возникновению качественно-нового положительного отношения школьников к национальной культуре обско-угорских народов и формирование у них интереса.

Результаты педагогического эксперимента показали, что учащиеся с особым вниманием и интересом воспринимают новую, необычную информацию о жизни и быте хантыйского народа. Эффективность подобного восприятия, на наш взгляд, объясняется внесением элементов новизны, необычности трактовки изложенного познавательного материала, неожиданных привлекательных сторон жизни коренных жителей Севера — хантов и манси. В ходе изложения материала, создается положительно-эмоциональный психологический настой, что оказывает большое влияние на формирование интереса к национальной культуре хантов и манси.

Новая, необычная информация о самобытной жизни хантыйского и мансийского народов вызывает у учащихся активную заинтересованность материалом, требующую своего дальнейшего закрепления и развития в собственной творческой деятельности школьников. В соответствии с этим, мы стремились максимально использовать на формирующем этапе эксперимента такие методы, которые активизировали бы познавательно-творческий процесс на уроках изобразительного искусства, углубление знаний о жизни и быте обско-угорских народов, на основе которых формируется у учащихся интерес к национальной культуре хантов и манси.

Каждое занятие включало в свое содержание конкретные знания о жизни и быте данных народов, что, по нашим наблюдениям, успешно способствовало формированию интереса и приобщению школьников к национальной культуре и активизации их изобразительной деятельности. В ходе выполнения заданий важно было не только ознакомить учащихся и дать новую информацию о жизни и быте народов ханты и манси, но и вызвать у них чувство понимания значения сохранения уникальной культуры хантыйского и мансийского народов, способствовать развитию у школьников положительного эмоционально-эстетического отношения к этнической культуре.

В ходе сравнительного анализа рисунков учащихся констатирующего формирующего, контрольного этапов эксперимента (экспериментальных и контрольных групп), мы выявили значительную разницу в результатах их изобразительной деятельности, которая в большей степени проявилась в содержательной и качественной стороне рисунков с натуры, на темы, декоративного рисования.

Благодаря специально организованным занятиям, учащиеся получили более глубокие и расширенные знания о жизни и быте хантыйского и мансийского народов, следовательно, их рисунки стали более содержательны и значительно глубже отражают специфику этнокультуры данных народов. Следует отметить, что изобразительные способности школьников повысились в ходе специально подобранных заданий и упражнений.

В ходе экспериментального обучения были установлены наиболее эффективные формы и методы работы с учащимися на занятиях изобразительного искусства по формированию интереса и приобщения к национальной культуре хантов и манси. Включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности по изобразительному искусству, связанные с возможностью непосредственного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства хантов, знакомство с устным народным творчеством, традициями, обрядами, национальными праздниками и выполнение практических творческих работ учащимися обеспечили существенный эффект в обучении изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

В свою очередь, художественно-творческая деятельность создает общий положительный фон для формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси, благоприятствует возрастанию интереса по мере его удовлетворения.

Таким образом, в ходе исследования решены следующие основные задачи:

1. Дано теоретическое обоснование реализации национально-регионального компонента в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

2. Выявлены оптимальные условия, способствующие совершенствованию системы преподавания изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

3. Проанализированы состояния методов обучения изобразительному искусствупредставлены обзор современных методов исследования в области художественной педагогикиопределены стратегии и сформулированы принципы исследования в области методик изобразительного искусства.

4. Раскрыты психолого-педагогические основы формирования интереса к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству.

5. Раскрыта специфика преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента.

6. Использован целый ряд дидактических принципов для решения данной проблемы.

7. Раскрыты особенности национальной культуры народа ханты и манси как специфической формы отражения действительности и как средства художественного развития и эстетического воспитания подрастающего поколения.

8. Проанализированы документы ведомственных организаций и Федерального агентства по образованию, раскрыты формы, механизмы и противоречия с реальной действительностьюрассмотрены основные подходы к анализу методов обучения изобразительному искусству в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

9. Разработаны учебные программы по изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента (на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры).

10. Создан учебно-методический комплекс для проведения занятий по изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

11. Разработаны дидактические материалы и методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, студентов, преподавателей, обеспечивающие повышение эффективности обучения изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

12. Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система преподавания изобразительного искусства с использованием материалов этнической культуры.

В рамках данного исследования нами была сделана попытка оптимизировать процесс формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси, значительно повысить художественно-творческие способности учащихся.

Прикладные выводы нашего исследования представлены в виде таблиц, схем, графиков и приложения (работы учащихся). То обстоятельство, что исследование проводилось в реальных условиях учебного процесса, облегчают выработку таких практических выводов, которые уже были по сути дела апробированы в ходе педагогического эксперимента.

Экспериментальная проверка показала эффективность предлагаемой методической системы формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента, а также целесообразность ее применения в школах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Итак, анализ рисунков, анкет, сравнительная характеристика результатов констатирующего, формирующего, контрольного этапов эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемой методической системы преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента.

Таким образом, проведенное нами исследование, в целом, подтвердило правильность выдвинутой рабочей гипотезы и показало, что предлагаемая методическая система, реализованная в ходе педагогического эксперимента, оказывает существенное влияние на художественный уровень развития школьников, формирование интереса и приобщения их к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Д. Обреченные на гибель. — М.: 1994. — 111 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г. И. Щукиной, М.: — Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. -М.: Просвещение, 1984. 158 с.
  4. А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993. — 160 е., ил.
  5. .Г. Познавательные потребности и интересы. Учен. зап. Вып. 16 ЛГУ, 1959, № 265, С. 39−58.
  6. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятии пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
  7. Г. П. Развитие национально-региональной системы образования в новых социально-педагогических условиях (на примере инновационных учреждений Республики Саха-Якутия): Дисс.. к.п.н. М., 1997.
  8. И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
  9. С.А. Эстетическое воспитание младших школьников. -Свердловск, 1987. 178 с.
  10. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. М.: 1982.-420 с.
  11. C.B. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие /С.В.Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 347 е.: ил.
  12. Антология культурологической мысли. /Автор-составитель С. П. Мамонтов. М., 1996.
  13. Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 352 с.
  14. В.Г. Проблема мотивации и личность. /Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. С. 122−144.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. /Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с. (Труды д. чл. и чл-кор. АПН СССР).
  17. K.M. Вопросы активизации художественного изображения объектов действительности в рисунках младших школьников: Автореф. дисс.. к. п. н. М., 1975.-21 с.
  18. В. С. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи (на примеренародных промыслов России): Автореф. дис. доктора пед. наук. —1. М., 2005. 32 с.
  19. И.А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры у школьников: Дисс.. к.п.н. Казань, 1997.
  20. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. — М.: МОРФ, ИОШРАШ, 1993. 35 с.
  21. М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (на материале искусства народов Дагестана): Автореф. дис.. доктора пед. наук.- М., 2001 — 36 с.
  22. A.B. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая1. Москва, 1925. 228 е., ил.
  23. A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-348 е., ил.
  24. В.И., Согомонов А. Ю., Чурилов В. А. Общественное мнение о судьбах народов Севера: Поиск справедливого решения. -Тюмень- Ханты-Мансийск, 1989. С. 34−41.
  25. К.В. Исследование сенсорной памяти и различной чувствительности к цвету у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1960. № 2.
  26. Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания. Монография. М.: Прометей, 1999. — 210 е., илл.
  27. А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд-во АХ СССР, 1963.-300 с.
  28. Е.Я. Психология творческого воображения у учащихся (личностный подход): Серия Эстетика. 1985. — № 5. — 64 с.
  29. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Б-ка учителя изобразит, иск-ва. М.: Просвещение, 1989. — 192 е., ил.
  30. A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
  31. А.И. Воспитание потребностей. //Вопросы философии, 1973, № 10, С. 42−43.
  32. Д.Е. Любознательность и поиск информации. Вопросы психологии, 1966, № 3.
  33. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981. -64 с.
  34. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. Спб.: Типография П. П. Сайкина, 1910. — 50 е., ил.
  35. B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения //Вопросы философии, 1989, № 6, С. 31−43.37.38,3940,41
Заполнить форму текущей работой