Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Театр в контексте культуры Восточного Забайкалья советского периода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим источником исследования являются фонды Читинского областного драматического театра в Государственном архиве Читинской области, в которых имеется большое количество печатной продукции театра: более сотни программок, афиш, плакатов, листовок, около двух десятков буклетов, позволяющих получить полную и достоверную информацию творчестве коллектива, о творческом составе театра, о количестве… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Театр в художественной культуре
  • 1. 2. Культурологический подход к изучению театра
  • ГЛАВА 2. ТЕАТР ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
    • 2. 1. Предпосылки формирования театра Восточного Забайкалья советского периода. Правительственная политика и общественная инициатива
    • 2. 2. Формирование системы театрального производства и потребления в Восточном Забайкалье советского периода
  • ГЛАВА. 3, ТЕАТР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ
    • 3. 1. Творчество мастеров российского театра в художественной культуре края
    • 3. 2. Динамика развития Читинского областного драматического театра
  • Театр в контексте культуры Восточного Забайкалья советского периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность проблемы исследования. Театр в культуре провинциального города являлся и является одним из важных объектов исторической науки и театроведения. Однако есть необходимость изучения данного феномена с точки зрения культурологической рефлексии. Сегодня необходимо осмысление процесса формирования, роли и места театра в провинциальной культуре, каким является Восточное Забайкалье. Театр советского периода особое явление отечественной культуры, поскольку именно этот вид творчества, на наш взгляд, наиболее полно отразил коренные изменения, происходившие в общественном сознании. Недостаточность исследований провинциального восточно-забайкальского театра с культурологических позиций, также обозначена необходимостью выработки целостного понимания социокультурных процессов, происходящих в нем.

    Театр является сложной системой, входящей в художественную культуру, деятельность которой не ограничивается творчеством. В структуру театральной деятельности входят также театральное производство, потребление театральной продукции, создаваемые художественные ценности. Если учесть, что каждая из названных подсистем многоаспектна, то очевидна актуальность комплексного, системного подхода к изучению его, как социокультурного феномена, а такой подход может обеспечить культурология, наука иятегра-тивная по своей сущности.

    В последние годы стала наиболее заметна тенденция отечественной культурологической аналитики, проникновения культурологического дискурса в социокультурные процессы, происходящие в российской провинции. В этой связи, исследование театра Восточного Забайкалья находится в русле данной тенденции.

    Данное исследование актуально также и в связи с потребностью в извлечении, оценке и учете в практической деятельности того богатого опыта, 4 который накоплен в истории восточно-забайкальского театра как определенной совокупности художественных смыслов, идей и концепций, активно воздействующих на общественное сознание эпохи и непосредственно «вписанных» в его содержание и структуру.

    Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на очевидную актуальность изучаемой проблемы, она остается культурологически не исследована. Работ, специально посвященных театру Восточного Забайкалья как интегративному, сложносоставному социокультурному феномену — его концептуальным основаниям, тенденциям и логике развития, факторам и механизмам детерминации, характеру взаимосвязи и взаимодействия со смежными социально-культурными областями — практически нет.

    Существенное значение для изучения проблемы исследования имеют работы культурологического характера, позволяющие выявить специфику культурологического типа исследования различных социокультурных феноменов (искусство, художественная культура). Среди такого рода исследований следует назвать работы Б. М. Бернштейна, М. С. Кагана, Г. А. Аванесо-вой, Ю. У. Фохт-Бабушкина, С. Н. Иконниковой, JI. Н. Когана, А. Я. Флиера и др.

    Что касается анализа истории русской культуры, социокультурного контекста развития театра, то в отечественной литературе различных периодов достаточное количество работ, которые оказались весьма значимыми для изучения и понимания этого контекста. Велика в этом отношении ценность работ таких исследователей истории и культуры России, как П. Н. Милюков, Д. С. Лихачев, М. Н. Афасижев, Ю. М. Лотман, А. Я. Зись и ряда других мыслителей.

    Немаловажное теоретико-методологическое значение для разработки проблемы театра в контексте культуры имеют работы, посвященные общим вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, социальных 3 функций, отдельных уровней и видов, в частности, полезными для автора диссертации оказались исследования таких авторов, как М. С. Каган, Ю. В. Перов, А. И. Сохор, В. П. Шестаков.

    Отечественная наука располагает богатой исследовательской традицией в изучении истории российского театрального искусства. Работы таких ученых, как П. А. Марков, Г. Н. Бояджиев. Б. В. Алперс, А. Н. Смелян-ский, Д. И. Золотницкий, Г. А, Хайченко содержат ценную информацию об особенностях и закономерностях развития отечественного театра, его основных этапах.

    В раскрытии специфики деятельности провинциального театра Восточного Забайкалья богатый и разнообразный материал, имеющий первостепенное значение для разработки проблемы дали исследования иркутского театроведов П. Г. Маляревского и В. Ц. Найдаковой.

    Собственно тема «Театр в культуре Восточного Забайкалья советского периода» пока еще не стала предметом специального исследования, хотя отдельные стороны этой проблемы нашли отражение в некоторых работах, изучение которых помогло диссертанту глубже и яснее понять смысл и содержание социокультурных процессов.

    Первую попытку дать «исторический очерк жизни народного театра» в Забайкалье предпринял в 1919 г. П. А. Тимошевский. Его очерк представлял собой краткий обзор состояния любительских театров в населенных пунктах края нескольких предреволюционных лет.

    В последующие семьдесят лет театр Восточного Забайкалья упоминался в трудах исследователей театрального искусства Сибири как малая часть исследуемого целого. Он фигурировал в работах В. J1. Соскина, В. П. Буториной и других исследователей, посвященных общим вопросам культурного строительства в Сибири советский период. Различные временные периоды театральной жизни Восточной Сибири и Дальнего Востока /и Восточ6 ного Забайкалья, бывшего в разные моменты истории частью названных регионов/ упоминаются в работах Г. Ф. Кунгурова «Ранние культурные и литературные интересы в старой Сибири», В. И. Кандыбы «История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока» .

    Первой научной работой, посвященной, в составе Восточной Сибири и Дальнего Востока истории театра Забайкалья, была кандидатская диссертация (1972 г.) А. С. Иванова, затрагивающая театральную жизнь края в 19 181 922 гг. с точки зрения воздействия на нее театрального искусства советской России.

    Некоторые сведения о деятелях театра XIX в. вошло в книги забайкальского врача — краеведа Е. Д. Петряева. Он же ввел в научный оборот имена первых создателей театральных кружков и первых драматургов Забайкалья. Единичные биографии деятелей читинского театра вошли в книгу местного краеведа Н. Е. Дворниченко.

    В монографии Е. М. Дележи, посвященной театральному искусству Восточного Забайкалья второй половины XIX — начала XX вв. и роли ссыльных в становлении и развитии. Эта диссертация, а также книга того же автора, изданная в 1998 г. всесторонне охватывает и подробно освещает длительный период развития театра, заканчивающийся 1910 г. Однако, временные рамки этой искусствоведческой работы не затрагивают исследуемый нами период.

    Таким образом, даже самая общая характеристика теоретической базы, которая послужила основой диссертационного исследования, позволяет утверждать, что в ряде научных направлений сформировались предпосылки для дальнейшего продвижения в вопросах изучения театра в контексте культуры. Вместе с тем очевидно и то, что многие вопросы истории и теории театра, такие, например, как его место и роль в культурном пространстве края, его специфика и структура как явления в истории художественной 7 культуры, факторы и механизмы его функционирования и изменения еще ждут своего более детального, целенаправленного теоретического осмысления.

    По изучаемой теме пока еще нет ни одного обобщающего труда. До сих пор вне поля зрения научной рефлексии остается культурологическое осмысление процессов формирования профессионального театра Восточного Забайкалья в советский период, определение его роли и места культуре края и страны.

    Объектом исследования является театр, как социокультурный феномен общественной жизни Восточного Забайкалья.

    Предметом исследования — процесс формирования и развития театра Восточного Забайкалья советского периода, в сопряженности с художественно-культурными, образовательными, ценностно-ориентационным контекстами.

    Целью настоящей диссертации является историко-культурологический анализ, позволяющий выявить сущностные характеристики театра в художественной провинциальной культуре.

    Для достижения поставленной цели предусматривается решить рад задач: определить специфику культурологического теоретико-методологического подхода в рассмотрении театра в художественной культуре как сложный многоуровневой системывыявить их содержательно-структурные и функциональные особенности в связи с процессами общественного развитияраскрыть специфику и основные векторы процесса формирования советского театра Восточного Забайкальяопределить основные этапы процесса создания условий для функционирования стационарного театра в крае- 8 определить место театра Восточного Забайкалья в культуре краяпроанализировать динамику творческой деятельности Читинского областного драматического театра.

    Методология и методы исследования. В качестве базового в исследовании применен культурологический, междисциплинарный подход, рассматривающий театр в провинциальной культуре как экспрессивное средство и многозначный феномен, сложившийся в советской культурной системе.

    Использование проблемно-логического метода в рамках культурологического исследования, позволило соотнести исторические события и явления театральной жизни региона с определенным смысловым контекстом, осуществить на базе сравнительного анализа закономерности тенденций в динамике культуры провинции.

    В исследовании также применены исторический, описательно-биографический методы, методы сравнительного и логического анализа.

    Источниковедческая база диссертации включает разнообразные типы опубликованных работ и неопубликованных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

    Важнейшим источником исследования являются фонды Читинского областного драматического театра в Государственном архиве Читинской области, в которых имеется большое количество печатной продукции театра: более сотни программок, афиш, плакатов, листовок, около двух десятков буклетов, позволяющих получить полную и достоверную информацию творчестве коллектива, о творческом составе театра, о количестве, жанре, спектаклей, о формировании репертуарной афиши. Не менее ценны хранящиеся там же стенограммы и протоколы зрительских конференций, отчеты театра перед зрителями, творческая переписка. Некоторое количество информации имеется в фондах Читинских областного и городского управлений культуры, в материалах которых прослеживается процесс формирования репертуарной 9 и кадровой политики театра.

    Ценную группу источников составляет делопроизводственная документация, сохранившая сведения о внутритеатральных производственных процессах, а также о движении личного состава театра с 1932 года. Данные документы позволяют получить точные сведения о работе театрального производства, жизни театральных служащих, их служебных перемещениях, стаже, размере вклада в творческую жизнь коллектива.

    Одним из важнейших источников являются документы из фондов бывшего партийного архива Читинской области. Они содержат документы позволяющие проследить историю создания руководящих органов театрального искусства области. В архиве Читинского ФСБ, а также отдельных делах Омского архива ФСБ, сохранились следственные материалы, позволившие восстановить историю репрессий в Читинском городском театре оперетты (1937;1939 гг.).

    Архивы Читинского отделения СТД (1964;1986 гг.) сохранили протоколы и стенограммы разборов спектаклей Читинского областного драматического театра приглашенными критиками, что позволяет получить объективную информацию о творческой деятельности театра из независимых источников.

    Использованы в диссертации и неопубликованные источники личного происхождения, такие, как воспоминания о Читинском драматическом театре артиста И. И. Могуленко и помощника режиссера A.JI. Забелиной. Каждый из этих источников восстанавливает картину работы театров, как идеологических, в первую очередь, учреждений, чья задача — способствовать поддержанию патриотического и морального подъема зрителей.

    Значительную ценность имеет областная периодическая печать. Пресса является едва ли не единственным источником сведений о восточно-забайкальском театре в начальном периоде, когда большинство театральных.

    10 предприятий были частными, благотворительными, любительскими. Антрепризы существовали недолго, спектакли местных любителей игрались не более одного-двух раз, период существования студий был кратковременным, так что в подавляющем большинстве случаев документы, отражавшие данные события, не успевали накапливаться и редко попадали на хранение в архивы. В последующие годы значимость этого источника остается высокой, особенно при сопоставлении не всегда достоверных фактов и оценок с имеющимися альтернативными данными.

    Хронологические рамки исследования. Советская эпоха с 1917 по 1991 гг. в истории отечественной культуры несет на себе ни с чем не сравнимый отпечаток противоречивости и сложности.

    Территориальные рамки исследования. В диссертационном исследовании дан историко-культурологический анализ театра в культуре Восточного Забайкалья. Территориальные рамки обусловлены бурным процессом развития любительского театра в районных центрах края и увеличением профессиональных театров в г. Чите в советский период.

    Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в самой постановке цели и задач исследования;

    — культурологический анализ позволил соотнести развитие советского театра в Восточном Забайкалье с динамикой общественного развития и процессами, происходящими в смежных областях культуры края;

    — театр рассмотрен как система со сложной структурой, интегрирующей в себе производство, потребление и создание художественных ценностей;

    — исследовано социокультурное значение театра Восточного Забайкалья и его влияние на различные стороны общественной жизни населения края;

    — введены в научный оборот не известные факты из истории театра со.

    11 ветского периода Восточного Забайкалья, что существенно дополняет фактическую базу для исследования художественной культуры Восточного Забайкалья в целом, и театра, в частности.

    Практическая значимость диссертации. Фактический материал и выводы диссертации могут быть использованы для написания обобщающих работ по истории художественной культуры Восточного Забайкалья, а также по театральной культуре советского периода.

    Биографии многих деятелей российского театра, связанные с периодом творчества в Восточном Забайкалье могут стать основой для их дальнейшего изучения.

    Материалы исследования лягут в основу концепции музея Читинского областного драматического театра. Кроме того, материалы диссертации могут служить основой для разработки общих и специальных курсов по истории театра Восточной Сибири для учебных заведений культуры и искусства.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Культурологический подход, используемый в диссертационном исследовании, позволяет рассматривать театр Восточного Забайкалья как экспрессивное средство и многозначный феномен, сложившийся в советской культурной системе.

    2. Театр как часть художественной культуры Восточного Забайкалья отражает сложную динамику, соответствующую общим и особенным процессам развития культуры края.

    3. Каждый этап развития провинциального театра зависел от степени участия в его деятельности государства, от уровня духовной культуры потребителей, от творческих возможностей провинциального театра.

    4. При всей типичности, происходящих в театре Восточного Забайкалья советского периода изменений, на творчестве отражаются отсутствие в крае образовательной базы театра, малая насыщенность его творческой ин.

    12 теллигенцией, неразвитость театральной традиции и сотрудничества в сфере художественной культуры, что отличает его от других театров провинциальных городов.

    Апробация диссертации. Материалы данной работы были положены в основу раздела экспозиции «Театральная жизнь Забайкалья» Читинского областного краеведческого музея, были использованы для создания методического пособия по истории театральной культуры края для Читинского училища культуры.

    Исследование стало основой исторической справки для создаваемого путеводителя по фондам Государственного архива Читинской области и соответствующий раздел в издании «Энциклопедии Забайкалья», посвященном Читинской области.

    Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и библиографии. Каждая глава выделена по проблемно-хронологическому принципу.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Культурологический подход, используемый в диссертационном исследовании позволил рассмотреть театр Восточного Забайкалья как экспрессивное средство и многозначный феномен, сложившийся в советской культурной системе. Исследование советского театра в контексте культуры Восточного Забайкалья, его роли в общественной жизни края, с применением культурологического анализа, дало возможность соотнести его деятельность с динамикой общественного развития и процессами, происходящими в смежных областях культуры края.

    В ранее проведенных исследованиях, изучавших театральное искусство Восточного Забайкалья, внимание уделялось отдельно взятому аспекту развития театра, вследствие чего до сих пор не была создана цельная картина формирования, развития и функционирования театра данного периода. В данной работе театральное искусство и театр в целом рассматривались, как части художественной культуры, театр же, в свою очередь, был определен как сложная многоуровневая система, имеющая определенную структуру. В структуре динамически развивающейся, сложной системы театра были выделены такие его подсистемы: театральное производство, потребление театральной продукции, создание художественных ценностей. Данные связи определяют в исследовании комплексный подход от общего к частному, базирующийся на использовании совокупности методов конкретно-исторического и проблемно-логического анализа.

    Логика культурного развития, закономерности и механизмы динамики театраобоснование специфических черт и границ культурных периодов позволили заключить, что театр Восточного Забайкалья имел большое социокультурное значение, а также значительно влиял на различные стороны общественной жизни населения края. Кроме того, театр выполнял не столько эстетическую функцию, сколько просветительскую, цивилизационную.

    История театральной жизни Восточного Забайкалья советского периода, развивалась в русле тех закономерностей, которые характерны для всего Восточно-Сибирского региона. В то же время, в специфике социокультурного развития области отразилось своеобразие динамики театральной жизни и характерных для нее взаимоотношений власти, города и театра. На театральной деятельности отражаются: отсутствие в крае образовательной базы театра, которая необходима для подготовки актеров и режиссеровмалая насыщенность его творческой интеллигенцией (театральная интеллигенция из центральной части России приезжала на очень короткое время и уезжала, а своя интеллигенция не достаточно проявляла интерес к театру) — неразвитость театральной традиции и сотрудничества в сфере художественной культуры.

    Излишнее следование хроникально-исторической последовательности изложения, в культурологическом плане кажется нам оправданным, так как именно такая последовательность позволяет до конца понять и проследить процесс формирования театра и его роль в культуре края.

    Историю театра советского периода в Восточном Забайкалье можно разделить на этапы, не совпадающие с историческими:

    — возникновение общественной инициативы как предпосылки формирования театра второе десятилетие XX века — 1923 годы;

    — развитие системы театрального производства и театрального потребления 1924 -1930 годы;

    — формирование процесса театрального творчества силами приглашенных театральных деятелей 1930 — 1946 годы;

    — формирование процесса театрального творчества Читинского областного драматического театра на базе местных кадров 1947 — девяностые годы.

    — В театральной деятельности существовали проблемы, возникавшие на различных этапах развития перед деятелями театра, как организационные.

    171 так и творческие, многие из которых до настоящего времени не были разрешены. Основными из них являются: отсутствие местной образовательной базы театра, ориентация в кадровой политике на приглашенные творческие силы, консервативная политика театра в области работы со зрителем, неизменно ориентирующаяся на массовое посещение, возникшее в других исторических и социокультурных условиях.

    Особое значение в развитии театра Восточного Забайкалья имели его социокультурные связи: театр и средства массовой информации, театр и театральные любительские объединения, театр и народное образование. Их сосуществование это не параллельная независимая деятельность, а сотрудничество для достижения подъема уровня духовной культуры края. Так, была организована совместная с органами народного образования разработка репертуарного плана, работа театра с самодеятельными коллективами. Именно это сотрудничество стало источником квалифицированных зрителей, а средства массовой информации стали пропагандистами театрального искусства.

    При любом политическом строе театр являлся и является мощным рупором пропаганды идей государства, недооценка роли театра идеологами государства приводит к превращению его из средства воспитания гражданина в развлекательное учреждение, ориентированное на массовую культуру. На наш взгляд, дальнейшее развитие театра Восточного Забайкалья будет постепенно идти по восходящей, хотя это движение будет зависеть от совместных усилий деятелей культуры, работающих в данной области, от внимания краевой администрации не только к материальным, но и к творческим проблемам театров, от общего компетентного руководства культурой в масштабах страны.

    Изложенные выводы могут быть использованы в качестве практических рекомендаций по развитию различных направлений деятельности театра, на которые следует обратить внимание органов культуры для внесения.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Г. А. Методология культурологических и культуран-троиологических дисциплин //Паука о культуре: Итоги и перспективы. — М., НИО Информкультура, 1996. — Вып. 2. — 71 с.
    2. Г. А. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики //'Культурология /РАН. НИИ культу-г t гч t л оры. 1VL, l9vz. — Ь.10 — J5.
    3. А. Товарищ /'/Забайкальский рабочий. 1929. — 25 января.
    4. И. Ф. Каким должен быть театр /'/'Забайкальский рабочий. -1926.- 29 декабря.
    5. А. Монолог о пустом кресле /'/' Забайкальский рабочий. 1966. 30 января.
    6. . В. Судьба театральных течений /'/' Алперс Б. Театральные очерки. М., Искусство, 1977. — С. 462 — 498.
    7. . В. Театр социальной маски /'/' Алперс Б. Театральные монографии. М., Искусство, 1977.-С.27−162.
    8. Апология мещанства /У Забайкальский рабочий. 1932. 13 января.
    9. М. Н. Искусство как предмет комплексного исследования. М., Знание, 1983. — 87 с.
    10. Б.Э. Дайте нам новый театр /'/' Забайкальский рабочий. 1924. 27июня.
    11. М.М. Из жизни идей: статьи, эссе, диалоги / Сост., Федя-кина С.Р. М.: Лабиринт, 1995. — 152 с. Проблемы философии культуры.
    12. . М. Искусствознание и художественная культура: Вопросы теории и исторического описания /У Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. всеобщ, истории искусства. М., 1993. — 68 с.
    13. Блоха /'/' Забайкальский рабочий. 1925. 9 ноября.
    14. Ю. Б., Родионова Т. Я. Интонация как средство художест174венного общения // Контекст 1982. С. 63 -85.
    15. Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок вечеров. М., Искусство, 1984. — 341 с.
    16. В.А. Диалектика и культура. Киев, Радуга, 1984. — 191 с.
    17. Н. Для рабочего класса /У Забайкальский рабочий. 1931. 3 декабря.
    18. Н. Н. Лес /У Забайкальский рабочий. 1932. 14 ноября.
    19. В.К. /У Забайкальская новь. 1919, 7 сентября.
    20. Я. Начало пути /У Забайкальский рабочий. 1939. 11 декабря.
    21. Я. Отелло /'/' Забайкальский рабочий. 1940. 6 апреля.
    22. Д. Основания Новой науки: Пер с итал. М.: РЕРЪ-Воок- К:1. Г 1 -1 rrv Л /"(¦/"hla, 1уу4. оэо с.
    23. В. Философия культуры: Избранное: Пер. с нем.
    24. М Т'"П ТТТ/Л! «г 1 /А л л ,-лmiyiQR, 1уу4. Зэи с.
    25. В. Анна Каренина /'/' Забайкальский рабочий. 1940. 20 декабря.
    26. В. Лес/'/ Забайкальский рабочий. 1940. 17 марта.
    27. Г. П. Постоянный театр в Чите /'/' Забайкальский рабочий. 1936. 22 апреля.
    28. О.А. Молодой театр /У Забайкальский рабочий. 1935. 1января.
    29. Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М. Искусство, 1988. — 240 с.
    30. Г. Д. Художественный образ в русской культуре. М., 1979.
    31. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1751 АЛЛ, А Г1УУЗ. 4 /У С.
    32. Гей Н. К. Художественный образ как категория поэтики /'/' Контекст 1982-
    33. Глебов. Под культуру /'/'Луч. 1918. 7 июня.
    34. Горе от ума /'/' Боец и пахарь. 1921. 4 марта.
    35. Ал. Героическая эпопея /'/' Забайкальский рабочий. 1943. 27 февраля.
    36. Даешь рабочий театр. /'/'Забайкальский рабочий. 1926. 22 декабря.
    37. Декларация. // Дальневосточный телеграф. 1921. 25 сентября.
    38. Н.Е. Их путь начинался в Забайкалье. Иркутск,-I Л — Лl9/J>. -1Э4 с.
    39. Е.М. Развитие театра Восточного Забайкалья в конце XIX века: Автореф. дис.. кандидата искусствоведения. Улан -Удэ, 1982.1. ZO С.
    40. Диалектика художественной культуры. Куйбышев, 1984 ???
    41. А. А. Избранное. М., Искусство, 1976. 724 с.
    42. . Е. Мастерство актера и режиссера. М., Просвещение, 1 А^Л Л ^ Лi9/э. jzu с.
    43. А.Я. Некоторые размышления об искусстве XX в. В кн.: Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., Наука. 1994,1. Г гъ- i / zc.
    44. Зритель, Колеса жизнь /'/' Рабочий путь. 1923. 11 мая.
    45. Д. И. Зори театрального Октября. Л., Искусство, 1 /» Л Г Аi9/o. с.
    46. Д. И. Будни и праздники театрального Октября. -Л., Искусство, 1978. 346 с.
    47. А.С. Театральное искусство Забайкалья и Дальнего Востока в период Октябрьской революции и гражданской войны 1917 1922г.г.:176
    48. Автореферат дие.. кандидата искусствоведения. М., 1972 г. — 23 с.
    49. С. Н. Диалог о культуре. Л., Лениздат, 1987. — 206 с.
    50. С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы: Учебное пособие. /' С.-Петерб. гос. акад. культуры. СПб., 1996. — 264 с.
    51. Искусство и общение. Л., Лениздат. 1984. 132 с.
    52. Искусство в системе культуры: Социологические аспекты. Л., 1 ЛП 1 А /"1У61. УО с.
    53. К читателю /'/' Творчество /Владивосток/'. 1920, — № 1.
    54. К читателю /У Театр и искусство /' Чита/. 1919, — № 1.
    55. М. С. Диалектика материального и духовного в культуре. -В кн.: Диалектика культуры. Куйбышев, 1982, с. 76 78.
    56. М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л. Изд1. ГТГ^Х Т 1 АГ" 1 ЛАГво Jii У, iyyi, j"5 с.
    57. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. л -I /—413 С.
    58. В. И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока /1858−1938 г. г,/ Владивосток, Прим. краевое изд.1 Л, А, 1 Г Уi9"4. ZOD С.
    59. Л. Н. Художественная культура и художественное воспи1. Ml А^А 1 АА1 у/у. iOy с.
    60. В. Художественная чересполосица /У Комсомолец Забайкалья. 1965.16 марта.
    61. Т. Паруса над сценой /'/' Комсомолец Забайкалья. 1982. 26 марта.
    62. О. А. История искусств в свете культурологии. М., Искусство, 1996. — 338 с.
    63. О.А. ценности культуры и судьбы искусства. М., Политиздат, 1989. — 124 с. 1.l
    64. О. А. История искусств в свете культурологии В кн.: Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., Наука. -1994. С. 51.
    65. Культурное строительство в РСФСР 1917−1927. М., Политиздат, 1978. Т. 1 -432 е., ч. 2−458 с.
    66. О. Вся жизнь // Театральная жизнь. 1984. № 6.
    67. Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства // Классическое наследие и современность. Л., 1981. 276 с.
    68. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. — 271 с.
    69. Ю.И. Статьи по типологии культуры. Тарту, Изд-во Тартус. ун-та, 1970. — 316 с.
    70. В.В. Лес // Забайкальский рабочий. 1926.10 января.
    71. П. Г. Очерки по истории театральной культуры Сибири. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1954. — 367 с.
    72. . Сцена жизнь // Забайкальский рабочий. 1965. 16марта.
    73. Мандат // Забайкальский рабочий. 1926. 19 февраля.
    74. П. А. Правда театра. М., Искусство, 1965. — 898 с. Марков П. А. О театре. В 4-х т. — М., Искусство, 1974. Т. 1 — 540 с.
    75. П. А. О театре. В 4-х т. М., Искусство, 1974. т. 2 — 496 с.
    76. П. А. О театре. В 4-х т. М., Искусство, 1976. Т. 3 — 639 с.
    77. П. А. О театре. В 4-х т. М., Искусство, 1977. Т. 4 — 639 с.
    78. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., Политиздат, 1974. Т. 12. -717с.
    79. А. В. Относительная самостоятельность искусства в развитии художественной культуры // Диалектика художественной культуры.1781. Куйбышев, 1984. 222 с.
    80. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1980-
    81. В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., Искусство. 1968. Т.2., 714 с.
    82. П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. -М., Прогресс Культура — Труд, 1994 г. Т. 2, ч. 1 — 416 е., ч.2 — 496 с.
    83. Ю. На новую ступень мастерства// Забайкальский рабочий. 1971.6 июня.
    84. В. Ц. Бурятский драматический театр от возникновения до 1970-х годов: Автореф. дис.. доктора искусствоведения. М., 1979. -36 с.
    85. В.Ц. Театральные портреты. Улан-Удэ.: Бур. кн. изд -во, 1984. — 144 с.
    86. Не надо халтуры // Забайкальский рабочий. 1925. 11 февраля.
    87. О Малом театре // Русский Восток. 1919.27 апреля.
    88. О пьесах // Дальневосточная правда. 1921. 25 октября.
    89. Объявления//Народное дело. 1917. 14 октября, 11, 14, 17 ноября и далее.
    90. Объявления // Театр и искусство / Чита /. 1919. № 2.
    91. Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984. 326 е.
    92. Ортега и Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. М.: Весь Мир, 1997. 704 с.
    93. Ортега и Гассет X. Эстетика. Философия культуры М.: Искусство, 1991. — 588с.
    94. П.А. Т. Совет Народного Театра // Луч. 1918. 27 апреля.
    95. Ю.В. Методология исследования истории художественной179культуры // Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.-266 с.
    96. К. Варвары // Забайкальский рабочий. 1945. 7 октября.
    97. Л. «Творчество» в Чите. // Радуга. 1971, № 4. С. 5456.
    98. Е. Д. Нерчинск, Чита, 1959. — 220 с.
    99. Е. Д. Впереди огни. Чита, 1963. 117 с.
    100. Е.Д. Краеведы и литераторы Забайкалья: Материалы для библиографического словаря. Дореволюционный период. Иркутск — Чита, 1965.-97 с.
    101. И. «Бесприданница» // Забайкальский рабочий. 1954, 20 декабря.
    102. И. Ключ к сценической правде // Забайкальский рабочий. 1955, 11 сентября.
    103. А. Забайкальцы // Правда Бурятии. 1976. 23 июня.
    104. И. Пути, что мы выбираем // Театральная жизнь. 1981. -№ 14. с. 26.
    105. Противогазы // Рабочий путь. 1924. 24 июня.
    106. Л. Да здравствует Мольер // Забайкальский рабочий. 1982. 24 ноября.
    107. Рычи, Китай! // Забайкальский рабочий. 1931. 19 октября.
    108. Секция РАБИС // Рабочий путь. 1923. 23 мая.
    109. В. В. Художественная культура: проблемы развития // Диалектика художественной культуры. Куйбышев, Куйбышевск. кн. изд во. 1984.-222 с.
    110. Р. Большой художник // Советская культура. 1955. 8 октября.180
    111. Д. Надежда Дурова // Забайкальский рабочий. 1942. 3 февраля.
    112. А. М. Подводя итога: Русский театр второй половины XX века. М., Артист. Режиссер. Театр, 2001. — 676 с.
    113. И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. // АНСССР., Сибирское отд., Бурятский фил., Бурят, ин-т обществ. Наук. Новосибирск: Наука. 1988. — 157 с.
    114. В. JI. Начало строительства социалистической культуры в Сибири /Конец 1917 первая половина 1918 г. // Культурное строительство в Сибири в 1917 — 1960 г. г.: Новосибирск, 1962. С. 7 — 32-
    115. В. JI. Из истории культуры в Сибири в годы гражданской войны и интервенции. // Культурное строительство в Сибири в 1917 1960 г. г.: Новосибирск, 1962.С. 33 -69.
    116. Соскин В. JL, Буторина В. П., Посадсков JI. А. Партийное руководство развитием художественной культуры Сибири /1917 1928 г. г./. // Художественная культура и интеллигенция Сибири. 1917 — 1945 г. г. — Новосибирск, 1984. С. 56 — 79.
    117. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980. — 151 с.
    118. Страх//Забайкальский рабочий. 1931. 3 декабря.
    119. Г. Д., Шор Ю, М. Еще раз о социологическом в изучении искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 4. Л., 1986.
    120. А. Борьба против футуризма в ДВР // Дальний Восток. -1966. -№ 5.-С. 65.
    121. Театр // Боец и пахарь. 1921. 6 января.
    122. Театр// Дальневосточный путь. 1923. 8 февраля.
    123. Театр // Забайкальская новь. 1919. 30 сентября, 8 октября, 7 ноября.181
    124. Театр//Казачье эхо. 1920. 7марта.
    125. Театр // Забайкальский рабочий. 1926. 7 октября.
    126. Театр//Забайкальский рабочий. 1929.10 января.
    127. Театр// Луч. 1918. 8 апреля, 6 мая, 2 июня.
    128. Театр // Новый луч. 1918. 24 мая.
    129. Театр и искусство // Забайкальская новь. 1920. 26 мая.
    130. Театр и музыка//Думы Забайкалья. 1916 г. 2 ноября.
    131. Театр Народного дома//Забайкальский рабочий. 1918.11 мая.
    132. Театральная студия // Забайкальская новь. 1919. 18, 22 июля.
    133. Театральные новости // Театр и искусство / Чита /. 1920. № 9, — С. 8.
    134. Театр Ленсовета. 1933 1983. — М., Искусство, 1984 г. — 164 с.
    135. Театральная энциклопедия. М., БСЭ, 1961. Т.2. — 2483 с.
    136. Театральная энциклопедия, М., БСЭ, 1961, т. 3. — 2154 с.
    137. П.А. Народный театр в Забайкальской деревне. -Чита, 1918. 32 с.
    138. Т. С. О моем отце // Третьяков С. М. Перекресток, Л., 1991. С. 592.
    139. А. У разбитого корыта // Забайкальский рабочий. 1939. 8 октября.
    140. И. Театр ВЦСПС. // Забайкальский рабочий. 1934. — 21ноября.
    141. А.Я. Основания исторической культурологии // Наука о культуре: Итоги и перспективы. М. НИО информкультура, 1998. Вып.2. с. 35−57.
    142. А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов./ РАН. Рос. ин-т культурологии. М., 1995. — 34 с.
    143. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и формирование личности //182
    144. Человек в мире художественной культуры. С. 162—163.
    145. О. Без вины виноватые // Забайкальский рабочий. 1940.12 октября.
    146. О. Два спектакля // Забайкальский рабочий. 1946. 19 февраля.
    147. О. Месяц в деревне // Забайкальский рабочий. 1945. 14 октября.
    148. О. Сирано де Бержерак // Забайкальский рабочий. 1945.11мая.
    149. О. Фронт// Забайкальский рабочий. 1942. 31 октября
    150. Хороший театр рабочему зрителю// Забайкальский рабочий. 1929. 8 января.
    151. Г. А. Советский театр. Пути развития. М., Знание, 1982.-240 с.
    152. Г. А. Страницы истории советского театра. М., Искусство, 1965. -160 с.
    153. И. Хомо люденс- Статьи по истории культуры / Сост. пер. и авт. вступ. ст. Сильвестров Д. В- Науч. коммент. Харитоновича Д. Э. -М.: Прогресс-Традиция, 1997. 413 с.
    154. Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М. Знание, 1981. — 76 с.
    155. Художественная культура и гармоническое развитие личности. Киев. Наукова думка, 1982. 237 с.
    156. Художественная культура в докапиталистических формациях. JL, 1984. 118 с.
    157. Человек в мире художественной культуры. М., 1982. 224 с.
    158. В. Театр военного времени // Забайкальский рабочий. 1941. 17 ноября.183
    159. JI. «Забайкалье в период ДВР». Чита, Читинское кн. изд.-во. 152 с.
    160. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность. Минск, Попурри, 1998. — 688 с. 160. «Энциклопедия Забайкалья. Читинская область». Новосибирск, Наука, 2000. С. 348.
    161. ГАЧО. ф. 2, оп.1, д. 75. л. 31.
    162. ГАЧО, ф. 2, on. 1, д. 217, л.л. 56−62.
    163. ГАЧО. ф. 6, on. 1. д. 315. л. 11.
    164. ГАЧО, фонд театра, опись 1, д. 51. стр. 24.
    165. ГАЧО ф. 23 р, д. 36. стр. 2- 4.
    166. ГАЧО, Ф. 155, on. 1, Д. 7, л. 27.
    Заполнить форму текущей работой