Литературный примитивизм: эстетика и поэтика
Апробация работы — основные положения диссертационной работы были представлены на научных международных и региональных конференциях: XIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007 г.) — Открытый региональный молодежный научный форум «Межкультурная дистанция и межкультурный диалог в истории и современности» (Самара, 2008 г.) — Международная… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы исследования литературы примитивизма
- 1. 1. Изучение примитивизма в искусстве
- 1. 2. Формирование примитивизма в литературе
- Глава 2. Художественная стратегия примитивистской поэзии
- 2. 1. Генеалогия русского примитивизма
- 2. 2. Примитивистская поэзия и эстетический режим искусства
- 2. 3. Стратегия вычитания
- Минимализм как принцип художественного мышления
- 2. 4. Образ автора
- 2. 5. Юродивый: стратегия жизнестроения
- 2. 6. Авторские личины
- 2. 6. 1. Ребенок
- 2. 6. 2. Безумец
- 2. 6. 3. Обыватель, житель коммунальной квартиры, аутсайдер
- 2. 6. 4. Психически неуравновешенный тип
- 3. 1. Литературный примитивизм и понятие «поэтика»
- 3. 2. Литературный примитивизм и понятие «литературность»
- 3. 3. Релятивность в примитивистской поэзии
- 3. 4. Поэтика черновика в примитивистском творчестве
- 3. 4. 1. Поэзия О. Григорьева
- 3. 4. 2. Творчество Г. Лубнина
- 3. 4. 3. Книга Г. Манаева «Трансляции»
- 3. 5. Жанровые особенности
- 3. 6. Стилевые особенности в примитивизме
Литературный примитивизм: эстетика и поэтика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В литературе XX века началось формирование особого художественного стиля — литературного примитивизма, который продолжает существовать и развиваться в наши дни. Несмотря на довольно долгий период существования, исследование примитивистского искусства — малоизученная и весьма сложная проблема. В современном литературоведении уже начался процесс изучения, определения и разграничения таких явлений, как наивное, примитивное, примитивистское, графоманское, субкультурное, девиантное искусство. Для данной работы главной становится, пара «примитивное (или наивное)' -примитивистское».
Цель диссертационной работы — описать художественную стратегию, эстетику и поэтику литературного примитивизма.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
— дать обзор литературы, касающейся изучения примитивистского' ш наивного искусства как в живописи, так и в литературе, и уточнить понятия наива и примитивизма.
— определить место примитивизма в системе литературы.
— проанализировать особенности субъектной организации в творчестве поэтов-примитивистов.
— исследовать художественную стратегию и эстетику примитивистской поэзии.
— охарактеризовать поэтику литературного примитивизма.
Исходя из этих задач, целесообразна трехчастная структура работы.
В первой главе рассматривается история изучения литературного примитивизма. Глава состоит из двух параграфов. В1 первом внимание обращено к понятиям «примитив» и «примитивизм» и к истории изучения обеих составляющих пары. Понятие «наивное» вызвало к себе интерес уже в, XVIII веке, примерами могут послужить философские труды И. Канта, Фр. Шиллера. Позже этой темой занимались А. Шлегель, В. фон Гумбольдт, Ф. Шеллинг, А. Ф. Лосев. В основном во внимание исследователей попадало наивное искусство живописцев, и именно искусствознание, прежде всего, осмыслило художественный примитив. Вопросом о наивном искусстве (как. в живописи, так и литературе) занимались О. Балдина, К. Г. Богемская,.
A.C. Мигунов, Н. Е. Григорович, Э. Д. Кузнецов, А. Лебедев, Б. М. Соколов,.
B.Н. Прокофьев, Г. С. Островский, H.A. Хренов и др. Существуют работы, в которых творчество автора или группы авторов охарактеризовано' как примитивизм' или отмечены отдельные черты примитивизма, например в трудах PiB. Дуганова, А. К. Жолковского, C.B. Полякова и др. Если и есть работы, посвященные примитивизму, то они касаются живописи (Р. ГолдуотерК. Родес). Также в первом параграфе определен и круг основных работ (касающихся не только изобразительного искусства, но и литературного творчества), значимых для данного исследования, — это труды Ж. Рансьера, Б. Гройса, М. Бондаренко, В. Кулакова, Д. Давыдова. Второй параграф' посвящен формированию традиции примитивизма в литературе. Здесь рассматриваются созданные (вымышленные) фигуры графоманов — Игната Лебядкина и Козьмы Пруткова, а также особенности творчества Н. Олейникова.
Вторая глава — «Художественная стратегия литературного примитивизма» -состоит из шести параграфов и освещает следующие аспекты: вопрос о генеалогии русского примитивизма, примитивистская поэзия и эстетический режим искусства, стратегия вычитания? (минимализм как принцип художественного мышления), стратегия' жизнестроительства, образ автора и авторские личины в примитивистской поэзии.
В третьей главе речь идет о поэтике литературного примитивизма. Глава состоит из шести параграфов, посвященных < понятиям «поэтика» и «литературность» в их отношении к поэзии примитивизма, релятивности как стштеобразующей черте примитивизма, поэтике черновика, жанровымстилевымметрико-ритмическим особенностям и особенностям* рифмы в примитивистской поэзии.
Объект исследования- - область литературного поля, представленнаяпримитивистским творчеством, которое отождествляют с творчеством? примитивным.
Предмет исследования — художественная стратегия^ реализованная авторами примитивистами в поэзии, а также специфика приемов, используемых в: поэтике примитивизма.
Основнымматериалом являются* поэтические тексты О. Григорьева. Рассматриваются также1 текстыВ. Хлебникова, Н. Олейникова, Е. Кропивницкого, В. Гаврильчика, ИХолина, Г. Лубнина, Г. Луком ни кова годр.'.
Актуальность данного исследования состоит в следующем: проблема литературного примитивизма* изучена недостаточно, между тем литературный ' примитивизм набирает все больший размах и нуждаетсяв теоретическом? осмыслении. Отдельные примитивистские тексты не раз становились, предметом специального литературоведческого" анализа-, однако в науке не создано картины самого явления" примитивизма' как особымобразоморганизованной системы. В связи с этим исследование литературного примитивизмазаслуживает внимания" и является актуальной задачей литературоведения.
Новизна работы проявляется в том, что она представляет, собой первое исследование литературного, примитивизма, как. литературной системыпримитивизм: рассматривается) как важнейшая литературная стратегия и поэтика XX и XXI веков.
Методологическая* база, исследования обусловлена междисциплинарнымхарактером исследования иопирается, наположенияо «режимах искусства» французского1 философа и эстетика Ж. Рансьера, теорию художественной инновации Б. Гройса, теорию литературного поля социолога культуры П. Бурдье, оппозицию «наива-примитивизма», исследованную Д. Давыдовым. Помимо этого, актуальными для данного исследования являются и классические литературоведческие работы Р. Якобсона, Ю. Тынянова, В. Виноградова. Ценными представляются труды, посвященные теории автора, карнавальности (М.М. Бахтин), природе смеха, юродству (Д.С. Лихачев, A.M. Панченко), проблеме безумия (М. Фуко).
Апробация работы — основные положения диссертационной работы были представлены на научных международных и региональных конференциях: XIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007 г.) — Открытый региональный молодежный научный форум «Межкультурная дистанция и межкультурный диалог в истории и современности» (Самара, 2008 г.) — Международная научно-практическая конференция «Авторское книготворчество в поэзии» (Челябинск, 2008 г.) — Х1Г научная конференция «Феномен заглавия». «Заголовочно-финальный комплекс и основной текст произведения: проблемы взаимодействия» (Москва, 2008 г.), XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2010 г.) — а также на кафедральных аспирантских семинарах. Исследование было поддержано двумя грантами Правительства Самарской области (2007, 2009 гг.).
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Примитивистская стратегия вызвана к жизни не самим фактом существования’наивной словесности, а рефлексией авторами-примитивистами принципов «высокого модернизма». Примитивист не «подражает» реальным наивным авторам, а создает особый конструкт наивного высказывания. Художественную стратегию примитивистской поэзии можно определить как отказ от «эстетики прибавления», установку на минимализм художественного высказывания.
2. Примитивизм не имеет самостоятельной поэтики: все операции с формой в примитивистской поэзии связаны с рефлексией, с организацией автором контекста ситуации восприятия произведения.
3. Субъектная организация примитивистского текста проблематизирует границу между субъектом письма и биографическим, реальным автором. В примитивистской поэзии эти инстанции не различаются. В примитивизме используется стратегия авторских масок, распространяющаяся и на субъект высказывания, и на реального автора (жизнестроительство).
4. Примитивизм намеренно расшатывает представление о конститутивной литературности. Литературный примитивизм демонстрирует неразличение профессионального поэтического высказывания и высказывания вне рамок художественных конвенций. Литературное качество примитивистского текста не может быть определено вне контекста его создания и восприятия.
Заключение
.
В исследовании области литературного пространства, которую можно обозначить как литературный примитивизм, и точнее, примитивистская поэзия, безусловным оказывается тот факт, что у литературного примитивизма есть определенная традиция. Примитивистская поэзия восходит к сконструированным еще в XIX веке образам наивных авторов. Наряду с реальными графоманами, такими, как граф Дмитрий Хвостов, для литературного процесса важны и фигуры графоманов созданных: капитан Игнат Лебядкин и Козьма Прутков. Если у графоманов так называемые сдвиги в поэзии не осознанны, то для писателей и поэтов, принадлежащих к профессиональной сфере, они становятся элементом художественной стратегии и основой осознанного художественного приема.
Такие стихи, как «творения» капитана Игната Лебядкина и Козьмы Пруткова, стали источником художественной инновации, давшей импульс к появлению новой художественной стратегии — литературного примитивизма. Таким образом, примитивистская традиция изначально базируется на литературном конструкте наивного автора.
Примитивизм XX века ассоциируется практически у всех исследователей, критиков, с именами обэриутов, которые, прежде всего, ориентировались на творчество В. Хлебниковапредставители лианозовской группы — на своего «учителя» Е. Кропивницкого, причем сам Е. Кропивницкий не знал об обэриутских опытах, когда писал свои стихотворения. Для Г. Лукомникова (Бонифация), который представляет уже и поэзию XXI века — одним из ориентиров является творчество О. Григорьева.
Анализ творческих стратегий примитивизма позволяет сделать некоторые выводы об особенностях эстетики и поэтики этого литературного направления.
Одной из ведущих особенностей эстетики примитивизма является неразличение — профессионального, конвенционального, дисциплинарного поэтического высказывания и высказывания вне этих рамок, высказывания неофитов культуры, человека неискушенного, которым может быть ребенок, или человек находящийся за рамками общества и т. д. В связи с этим в работе необходимым представилось обращение к понятию, которым оперирует французский философ Ж. Рансьер: эстетический режим искусства. На. рубеже XVIII—XIX вв.еков появляется эстетический режим, самое главное1-в котором*— принципиальное неразличение идеи и чувственного, жанров, стилей, и в итоге — неразличение искусства как системы особых техник и правил от не-искусства. Это неразличение постоянно набирает силы в современном искусстве, оно же легло в основу искусства примитивистского. Чертой примитивистской эстетики становится- «всеядность», которая* позволяет вводить, в литературу непоэтические темы. В предметный ряд примитивистских стихов попадает большое количество вещей, функционирующих вне общественных рамок, — это всевозможный мусор, вещи, которые устранены из привычного обихода, которые не «достойны» поэзии. При этом материал, который дает эта реальность, обрабатывается, эстетизируется, встраиваясь в культурный канон.
Примитивистская литература обладает высоким уровнем рефлексии, в текст стихотворения вплетается рефлексия по поводу написания самого текста. Здесь также проявляется действие эстетического режима, который предполагает и возникновение произведения искусства, и возникновение дискурса об этом произведении.
В основе художественной стратегии примитивизма лежат два противонаправленных жеста: разрушение (оно касается всех уровней художественного произведения) и созидание (эстетизация этих нарушений). Примитивистское искусство обладает повышенным уровнем рефлексивности, ироничностью и наличием смехового начала.
Примитивистская стратегия вызвана к жизни не самим фактом существования наивной словесности, а рефлексией авторами-примитивистами принципов «высокого» искусства. Примитивист не «подражает» реальным наивным авторам, а создает особый конструкт наивного высказывания. Художественную стратегию примитивистской поэзии можно определить как отказ от «эстетики прибавления», установку на минимализм художественного высказывания.
Особенностью творчества поэтов-примитивистов становится не-отличение автора от персонажей (во многом это обусловлено параллелями творческого пути и биографическойлинии). Но, как было отмечено в работе, I профессиональным сообществом конструируется примитив. И вся примитивистская традиция представляет собой не что иное, как поэтический рефлективный конструкт. Это осознанная художественная стратегия, которая делает жест отказа от усложнения — основой примитивистской поэзии.
Достаточно проблематичной представляется субъектная сфера литературного примитивизма: система субъектных форм примитивистской поэзии нуждается в изучении. Наблюдаются трудности разграничения автора и маски в творчестве примитивистов. Примитив (наивный автор) осознает свое авторство, но не является профессиональным автором (часто авторское «Я» и «маска» сливаются). Примитивист же четко осознает, что является материалом его творчества, осознает приемы, которые использует, границу между автором и лирическим субъектом. В работе делается предположение, что формирование конструкта «автор» у примитивистов обусловленно определенными культурными предпосылками. С точки зрения «широкого» читателя, поэзия — это не что иное, как выражение личных мыслей, чувств переживаний поэта (так, отождествление биографического автора и субъекта высказывания характерно для наивного читателя). В данном случае примитивистский авторский конструкт выражает рефлексию по поводу восприятия поэзии. Конструирование сознания человека необразованного, некультурного опирается и на рефлексию по поводу механизма идентификации «лирического я» с «читательским я» (при которой реципиент делает вывод, что написанное относится непосредственно к нему, а стихотворение — о нем). Также конструкт автор" в примитивистском творчестве — рефлексияна тему пограничности существования поэта в культуре вообще, рефлексия на тему возможности существования независимого автономного автора: появляется новая творческая идентичность, балансирующая на грани между официальным и неофициальным, признанным и непризнанным, профессиональным и непрофессиональным.
В примитивистской поэзии принципиально важно неразличение образа автора и художественной стратегии. В диссертации продемонстрированы примеры подобного слияния/неразличения, в связи с чем были рассмотрены авторские маски в примитивистской поэзии: здесь представлен целый ряд лиц, которые лишены голоса в рамках культуры. Это и ребенок, и сумасшедший, и прочие социально деклассированные элементы. Эта апелляция к наивному взгляду — минималистская особенность примитивистского творчества, читатель встречается с минус-рефлексией. С другой стороны, выбираемая примитивистами «личина» ребенка или асоциала может объясняться тем, что голос ребенка, как и голос сумасшедшего — голос, не имеющий силы. Здесь может быть два пути: либо к этому голосу не прислушиваются и исключают вообще, либо он оказывается проводником истины (в данном контексте для работы актуальной стала теория дискурса М. Фуко).
В противоположность высокой культуре, для которой характерна организованность, упорядоченность, примитивизм приобретает некую свободу, сниженный уровень условности. И выбор голоса, принадлежащего человеку окраин, бродяги, положение которого не зафиксировано в системе культуры, а соответственно, в меньшей степени от нее зависит, — удобен для примитивистского творчества, которое практически всегда носило неофициальный характер.
Косноязычный, не совсем адекватный герой — лирический субъект примитивистского искусства. Его сознание балансирует между высокой культурой и живой речевой стихией, что дало основания обратиться к е юродству. В русской культуре примитивистская поэзия становится таковой только в системе — в оппозиции с так называемой высокой поэзией — соединяет верх и низ, и этот медиатор представлен образом юродивого. В данном случае речь идет не об авторской личине юродивого, а об особой стратегии жизнестроения, отождествления житейской и творческой биографии. Речевое поведение примитивиста сродни юродивому: юродивый наедине с собой-не юродствует. Личина безумия пригодна только в виду толпы, когда юродивый становится лицедеем. Так и примитивист не говорит наедине с собой языком, например, душевнобольного, а лишь конструирует соответственную модель поведения для создания произведения, рассчитанного на восприятие публикой, ^ читателем. В работе высказаны предположения по поводу широкого распространения в России литературного примитивизма. Отмечено, что связь власти с высокой культурой не случайна: вся примитивистская культура носила как бы диссидентский характер, неофициальный, андеграундный. А авторы ее не признаются государством как полноправные участники литературного процесса, распространение такой* литературы возможно было только за пределами государственной печати. Графоманство же, детское сознание, которое конструируется примитивизмом, — представляют • собой. отрицание нормы, идущей сверху, от властных структур. Художественный примитивизм становится направлением, существующим параллельно с конвенциональным искусством.
Помимо исследования эстетики примитивизма, в диссертации предпринята попытка описания поэтики литературного примитивизма, которая представляется довольно сложной. Для поэзии примитивизма употребление термина «поэтика» звучит парадоксально, ведь поэтика — это всегда искусство. Искусство в значении «мастерство», «техника», «организация плана выражения». В примитивистской поэзии мы наблюдаем неразличение опыта, оформленного конвенционально, по правилам большой поэзиипоэзииусложнения, и непосредственного опыта наивного субъекта речи.
Приемы примитивистской поэтики не кодифицированы, примитивизм не имеет самостоятельной поэтики: все операции с формой в примитивистской поэзии связаны с рефлексией. Главное в этом искусстве не труд над формой, а организация контекста восприятия текста, обусловленного статусом автора. Без-знания этого контекста трудно понять, примитивистский текст перед читателем или наивный.
По отношению к искусству примитивизм не допускает эссенциализма: Примитивизм расшатывает представление о литературности. Он использует каю традиционные элементы — жанры, лексику, мотивы, которые можно считать принадлежащими «высокой» литературе, в тоже время используется множеством снижающих элементов:' бытовые образы, нецензурная, разговорная лексика, тавтологические рифмы т.д. То есть выявить то качество текста, благодаря которому он признается принадлежащим к литературе, то, благодаря чему речевое сообщение становится произведением искусства, дляпримитивизма оказывается сложной задачей. По сути, остается руководствоваться критерием авторства текста. Поэтика примитивизма может называтьсятолько кондиционалистской.
Примитивистское рефлексивное искусство активизирует механизм-инновации и актуализации девалоризованного. В рамки высоких жанров", примитивисты помещают максимально неконвенциональное содержание. Примитивистская рефлексия направлена на столкновение разных поэтических приемовсмешение стилей — что является одновременно и приемом, и стратегией. Поэтика примитивизма в данном случае является функцией стратегии.
Помимо относительности критериев разграничения примитива и примитивизма, относительность присуща и примитивистскому стилю, у каждого поэта он приобретает свою специфику. Ведущей же чертой поэтического примитивизма, становится релятивность, способная проявляться на любых уровнях художественного текста, будь, то грамматическая или повествовательнаяструктура. Релятивность характеризуется темчто значимые элементы текста существуют в нестабильном состоянии, они не могут быть* однозначно зафиксированы и определены. Это можно отнести и к самому примитивистскому тексту.
Отсутствие фиксации проявляется и в построении текста в поэтике: черновика. «Черновое» художественное сознание, поэтикачерновика является? одной из стратегийв примитивистской поэзии. Это осознанное текстовое: поведение автора-примитивиста.
Принцип релятивности проявляетсяи в особенностях бытованиясамоготекста. Некоторые стихотворения (это1 касается" таких поэтовкак Е. Кропивницкий, О. Григорьев) в процессе передачи их «из уст в уста» видоизменялись. Это напоминает фольклорные тексты, которые обладают обилием разночтенийверсий, порожденных исполнителями этих текстов, новарианты-рассматриваются — как равноценные. Подобные факты, подрывают критерии единого и окончательного канонического текста, который — не терпит существованияшариантов и каких-либо^последующих исправлений: •.
В'- диссертационномисследований" делается? вывод, чтопримитивистская? поэзия — это сложный? феномен, не ролевая' лирика, не просто* маскаиспользуемая, авторомв конкретном стихотворении. В примитивизме появляется особая, субъектная форма творческого поведения-внутри текста и за его пределами, в «жизни».
В примитивистской поэзии частым является черный юморизображениеагрессии, отклонения от нормы, тем не менее творчество авторов-примитивистов утверждает гуманистические ценности апофатически, а творческое поведение, не укладывающееся в рамки принятых нормстановится* позицией, способом высказывания, существующим как альтернатива принятому в обществе типу мышления и поведения.
Данная диссертационная работа описывает поэтические стратегии, эстетику, поэтику примитивистской поэзии в самом общем виде. Это исследование задает вектор к дальнейшему изучению сложного феномена литературного примитивизма, разработке системы субъектных форм в примитивистской лирике, детализации, уточнению особенностей эстетики и поэтики примитивизма.
Список литературы
- Антология новейшей русской поэзии у голубой лагуны: В 5 т. Т. 1. — Псков, 2006.
- Григорьев О. Стихи. Рисунки. СПб., 1993.
- Григорьев О. Двустишия, четверостишия и многостишия. СПб., 1993.
- Григорьев О. Митьки и стихи Олега Григорьева. СПб., 1993.
- Григорьев О. Вся жизнь. Стихи. СПб., 1994.
- Григорьев О. Птица в клетке. СПб., 2005.
- Кропивницкий Е. Избранное: 736 стихотворений + другие материалы. Стихи, проза, воспоминания. — М., 2004.
- Лубнин Г. Свинец и вата. СПб., 2004.
- Лукомников Г. Стихи сезона: Зима 2000/2001. -М.,<2001.
- Лукомников Г. Стихотворения Германа Лукомникова: Осень- 2000. -М., 2001.
- Манаев Г. Трансляции. Обратные переводы. СПб., 2004.
- Олейников Н. Пучина страстей: Стихотворения и поэмы. Л., 1991.
- Холин И. Жители барака. М., 1989.
- Холин И. Избранное. М., 1999.
- Аристотель. Об искусстве поэзии. -М., 1957.
- Арьев А. Свидание после развода // «Новый мир». 1996. — № 1. — С. 218 226.
- Апресян А. Наивное искусство и концептуализм // Философия наивности. — М., 2001.-С. 115−116.
- Ахапкина ЯЗ. «Напишу-ка я стихи о том, как я пишу стихи.» Стихотворные опыты школьников: текст и метатекст // Детский сборник:
- Балдина О. К вопросу о взаимоотношениях наивного творчества с традицией (Постановка проблемы) // Примитив в изобразительном искусстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 1994. — С. 21−29.
- Балдина О. «Пространство мира и пространство картины» наивного художника (К постановке проблемы) // Философия наивности. М.1, 2001. -С. 149−160.
- Баран X. О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. — М., 2002.
- Бахтин. М. Автор и. герой в эстетической деятельности // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — М-, 1986.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Белоусов А.Ф. «Садистские стишки» // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. — М., 1998. -С. 545−557.
- Береговская Э.М. Поэт эпохи безвременья О. Григорьев (Опыт лингвистического портрета) // Русистика сегодня. — 1996. — № 1. С. 72−87.
- Бессонова М.А. Анри Руссо и французские наивы // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. — М., 1983. — С. 133— 159.
- Битов А. Олег Григорьев // Соло. М., 1991. — № 6. — С. 43.
- Бобринская Е. Жест в поэтике раннего русского авангарда // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. СПб., 1998. — С. 47−61.
- Богемская К.Г. Исторические реалиии в примитиве // Художественный примитив: эстетика и искусство: Материалы научной конференции (22−23 мая 1995 г.)-М., 1996-С. 16−22.
- Богемская-К.Г. Наивное искусство: таланты и поклонники // Философия наивности. М., 2001. — С. 222−235.
- Богемская К. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб., 2001.
- Большая советская энциклопедия БСЭ.: В 30 т. Т. 20. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1975.
- Бондаренко М. «Чтобы книга стала Телом». Рец. на кн: Стихотворения Василия Филиппова. СПб., 2000 // Знамя. — 2001. — № 8.
- Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
- Вархотов Т. Интерпретация, психоанализ и наивное искусство // Философия наивности. М., 2001. — С. 117−121.
- Виноградов В. Проблема автора в художественной деятельности // Виноградов В. О теории художественной речи. — М., 1971.
- Винокур Г. О. Хлебников. Вне времени и пространства // Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования. 1911−1998. М., 2000. — -С. 206 210.
- Воропай Л.В. Критика: пространство производства эстетических норм // Маргинальное искусство. — М., 1999. С. 66−67.
- Гинзбург Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб., 2002.
- Гинзбург Л. О лирике. -М., 1997.
- Гинзбург Л.Я. Николай Олейников // Олейников Н. Стихотворения и поэмы. -СПб., 2000.-С. 5−22.
- Гинзбург Л.Я. Николай Олейников и хлебниковская традиция // Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования. 1911−1998. М., 2000. — С. 428−447.
- Гладышева Н. Кузьмина Е. Случайно он жил в этом веке // Невское время, 29 апреля 1998. -№ 78 (1720). С. 33.
- Глоцер В. Мария Дурново. Мой муж Даниил Хармс. М-, 2000.
- Гораций. Послание к Пизонам. М.-Л., 1936.
- Григорович Н.Е. Между племенными традициями и авангардом. -М., 2002. 621 Гройс Б. Коммунистический постскриптум: -М., 2007.
- Гройс Б. Искусство, как, валоризация неценного// Утопия? и, обмен: — М., 1993.-С. 332−336.
- Гройс Б. О новом // Утопия и обмен. М., 1993. — С. 113−245.
- Гройс Б. Скорость искусства // Комментарии к искусству. — М., 2003. — С. 251−260.
- Гудков Л. Негативная идентичность. СтатьиЛ 997−2002 годов. -М'., 2004.
- Гуревич П.С. Примитивизм в культуре: философские проблемы // Художественный примитив: эстетика и искусство: Материалы, научной, конференции (22−23 мая 1995 г.) -М., 1996 С. 14−15.
- Давыдов Д. Дети-поэты и детское в поэзии: нонсенс, парадокс, реальность, // Арион! Журнал поэзии. 2002. — № 3. — С. 103−107.
- Давыдов Д. От примитива к примитивизму и" наоборот (русская наивная поэзия XX в.) // Арион. Журнал поэзии. 2000. — № 4. — С. 81−95.
- Давыдов Д. Примитив и / или примитивизм:-некоторые наблюдения за-петербургской поэзией 1950 90-х гг. // Маргинальное искусство. — М., 1999. -С. 58−61.
- Давыдов Д. Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика. Дис. канд. филол. наук. Самара, 2004.
- Давыдов Д. Хлебников наивный и не-наивный V/ Арион. Журнал поэзии. -2001.-№ 4.-С. 100−105.
- Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. Сборник материалов. — СПб., 1998. — С. 39−46.
- Добренко Е. Все лучшее детям (тоталитарная культура и мир детства) // Wiener Slawistischer Almanach. — В. 29. — Wien, 1992. — С. 159−174.
- Добренко Е. Искусство принадлежать народу. Формовка советского читателя // Новый мир. 1994. — № 12. — С. 193−213.
- Долгополов JI.K. Александр Блок: личность и творчество. Л., 1984.
- Долинин В.Э., Северюхин Д. Я. Преодоление немоты: Ленинградский самиздат в контексте независимого- культурного движения 1953—1991. -СПб., 2003.
- Дубин Б. На полях письма. Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. -М., 2005.
- Дуганов P.B. Велимир Хлебников: Природа творчества. М-., 1990.
- Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.
- Женетт Ж. Вымысел и< слог: fictio е dictio // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. -М., 1998.-С. 342−366.
- Жолковский А.К. Графоманство как прием (Лебядкин, Хлебников, Лимонов, и другие // Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. — С. 54−68.
- Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, стратегии, интертексты. М., 2005.
- Жуков К. О пользе и вреде петербургской мифологии // Петербургский час-пик, 2−8 июня 1999.' С. 7.
- Завадский С.А. Девиантная эстетика // Маргинальное искусство. М., 1999. С. 414.
- Золотоносов М. Вина* Эстер // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. СПб., 1998: — С. 161−170.
- Золотоносов М. Последний невинный гопник // Московские новости, 20−27 июня 1997.-С. 21.
- Зорин А. Где сидит фазан.: Очерки последних лет. М., 2003.
- Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в (России 1900−1910 годов.-М., 1976.
- Зоткина H.A. Феномен девиантного поведения в повседневной жизни российского общества на рубеже XIX—XX вв.: преступность, пьянство, проституция (на материалах Пензенской губернии). Автореферат дис.. канд. ист. наук. — Пенза, 2002.
- Зощенко М. Из тетрадей и записных книжек // Лицо и маска. Михаила! Зощенко.-М., 1994.-С. 105−134.
- Иванов A.B. Поэтика примитива в русском авангарде XX века (обэриуты и неоавангард 60−80-х годов). — Автореф. дисс. .канд. филол. наук. — Минск, 1997.
- Кант И. Критика способности суждения. — М., 1994.
- Кардинал.Р. Художники-примитивисты. М., 2000.
- Кобринский’А. Авангард после авангарда // Дружба народов, 2004. № 4. -С. 182−197.
- Козлова H.H., Сандомирская И.Иг «Я так хочу -назвать кино». «Наивное письмо»: Опыт лингво-социологического чтения. — М., 1996.
- Козьякова М.И. Маргинальность в эстетике повседневности // Маргинальное искусство. М., 1999. — С. 71—73.
- Компаньон А. Демон теории. М., 2001.
- Кондратьев Е. Дети-как наивные философы // Философия-наивности. — М., 2001.-С. 81−83.
- Кондратьев Е. Примитив и синтез искусств // Философия наивности. — М., 2001.-С. 84−86.
- Крылова 3. Типология наивного искусства (Опыт исследования творческих аспектов) // Примитив в изобразительном искусстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1994. -С. 29−39.
- Кулаков В. Постфактум. Книга о стихах. М, 2007.
- Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. -М., 1999.
- Крусанов П., Подольский Н., Хлобыстин А., Коровин С. Беспокойники города Питера. СПб., 2006.
- Крученых А. Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный. (Трахтат обижальный и поучительный). Книга 121-ая. М., 1922. — С. 14—15.
- Лебедев А. Русский лубок и проблема примитива- // Примитив в изобразительном искусстве. Материалы Всероссийской научно-практической, конференции. М., 1994. — С. 13−21.
- Лебедев A.B. Примитив в России // Примитив в России. XVIII—XIX вв.ек: Иконопись. Живопись. Графика. М., 1995. — С. 9−27.
- Лебедев A.B. Примитив Дилетантизм — Провинциализм^ К проблеме соотношения понятий // Художественный примитив: эстетика и искусство: Материалы научной конференции (22−23 мая 1995 г.) — М., 1996 -С. 25−29.
- Леннквист. Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. — СПб., 1999.
- Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. — Л., 1976.
- Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А'.Ф. Форма -Стиль Выражение. — М., 1995. — С. 5−296.
- Лотман- Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. — СПб., 1996.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. -СПб., 2000.-С. 14−287.
- Лукин Е. Философия капитана Лебядкина // Нева. 2006. — № 4. -С. 240−256.
- Макберни Дж. Разговор о Хармсе // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. — СПб., 1998. С. 145−160:
- Марков В.Ф. О' Хлебникове (попытка апологии и сопротивления) // Марков В. Ф. О свободе в- поэзии: Статьи, эссе, разное. СПб., 1994. -С. 170−213.
- Масленкова H.A. «Черный юмор» в- контексте иронии и пародии // Ирония и пародия: Межвуз. Сб. научных статей. — Самара, 2004: — С. 147−152.
- Мигунов А. Анти-Сократ // Философия наивности. М., 2001. — С. 72−77.
- Мильков Д. «Обэриутский текст» как поведенческий феномен // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. — СПб., 1998. С. 131 140.
- Нахов И.М. Очерк истории кинической философии // Антология кинизма. -М., 1984.-С. 5−53.
- Неелов Е.М. Черный юмор «садистских стишков»: детский бунт кромешного мира // Мир детства и традиционная культура. — М., 1996. -С.100−104.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983.
- Никольская Т.Л. Авангард и окрестности. — СПб., 2002.
- Отрега-и-Гассет X. Избранные труды. -М., 1997.
- Островский Г. С. Народная художественная культура русского города XVIII начала XIX в. как проблема истории искусства // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. — М., 1983. -С. 63−77.
- Островский Г. С. Из истории русского городского примитива XVIII -второй половины XIX в. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. — С. 78−104.
- Панченко А. М. Юродивые на Руси // Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб., 1999. — С. 392−407.
- Понизовский Б. Он все изначально принимал // Олег Григорьев, «Двустишия, четверостишия и многостишия». СПб., 1993. — С. 110−111.
- Потебня A.A. Теоретическая поэтика. — М., 1990.
- Прокофьев В.Н. О-тех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной' культуре Нового и Новейшего времени. -М., 1983. С. 6−28.
- Прыжов И.Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. — СПб., 1996.
- Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб., 2007.
- Рейтблат А. Глуп ли «глупый* милорд»? // Лубочная книга. М., 1990. -С. 5−20.
- Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. — М., 2001.
- Реманн И. Пауль Клее и примитивизм в искусстве. Детские рисунки как первичное выражение художетвенного // Художественный примитив: эстетика и искусство: Материалы научной конференции (22−23 мая 1995 г.). М., 1996 -С. 56−62.
- Рубинштейн Л. Случаи из языка. СПб., 1998.
- Руднев В. Словарь культуры XX века. — Mi, 1997.
- Рымарь Н.Т., Скобелев В. П. Теория- автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.
- Рымарь А. Н. Поэтика Д. Хармса и А. Введенского в контексте их философских исканий // Вестник СамГУ. Самара, 2002. — № 3(25). — С. 90 100.
- Сарабьянов Д.В. Неопримитивизм в русской живописи и поэзии 1910-х годов // Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования. 1911—1998. -М., 2000.-С. 619−636.
- Сарнов Б. Пришествие капитана Лебядкина (Случай Зощенко). — М., 1993.
- Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1987.
- Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. М., 1999.
- Степанов Н. Велимир Хлебников. Жизнь и творчество. М., 1975.
- Тананаева Л.И. О низовых формах в искусстве Восточной Европы в эпоху барокко (XVII-XVIII вв.) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. — М., 1983. — С. 29−43.
- Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс. — М., 2006.
- Урицкий А- Постмодернист, примитивист, эстет, родоначальник-// Дружба- народов- 2005. — № 6. — С. 212−214.
- Утехин И.В. Очерки коммунального быта. М., 2004.
- Фуко М. Порядок дискурса // Воля к>истине: По ту сторону знания- власти- и? сексуальности- -MS, 1996- — С. 47−97.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
- Ханзен-Лёве Ore А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. — М., 2001.
- Хворостьянова Е.В. Поэтика Олега Григорьева. СПб., 2002.
- Хренов H.A. Институциализация картины мира маргинальной личности как проблема: психологии и истории искусства // Маргинальное искусство. — М., 1999. — С.24−33.
- Хренов, Н. Апология наивности // Философия наивности. М., 2001. — С. 94−110.
- Царькова Т.С. Русская стихотворная эпитафия XIX—XX вв.еков. — СПб., 1999.
- Шейнкер М. Несколько слов о Василии Филиппове // Филиппов В. Избранные стихотворения. 1984−1990. М., 2002. — С. 5−8.
- Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
- Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. М., 1957. — С. 38577.
- Шифрин Б.Ф. Маска и естество: морфологическая тема Даниила Хармса // Школа органического искусства в русском модернизме. Хельсинки, 1999. — С. 175−196.
- Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Гамбургский счет. М., 1990. — С. 58−72.
- Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция. — М., 2005.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. Книга для родителей. — М., 1990.
- Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. Сб. статей. — Л., 1986.
- Юрков С. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX вв.) // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. СПб., 2003. -С. 177−187.
- Юрьев О. Выходящий // Вечерний Петербург, 18 декабря 1991. — С. 3.
- Якобсон P.O. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге // «» Работы по поэтике. Переводы. М., 1987. — С. 80−99.
- Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987.
- Якобсон P.O. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову. Прага, 1921.
- Якобсон Р. Язык и бессознательное. — М., 1996.
- Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М., 1998.
- Яркина А. Искусство аутсайдеров творчество «не входящих» (к вопросу о терминологии) // Маргинальное искусство. — М., 1999. — С. 88−93.
- Яснов М. Вослед уходящей эпохе // Олег Григорьев. Птица в клетке. -СПб., 2005.-С. 7−19.
- Harrison Ch., Frascina F., Perry G. Primitivism, Cubism, Abstraction: The Early Twentieth Century. New Haven and London, 1993.
- Goldwater R. J. Primitivism in Modem Painting. N.Y., 1938.
- Rhodes C. Primitivism and modern art. — London, 1994.