Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Просодия и ее функции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. Д. Светозарова определяет интонацию как «супрасегментный компонент плана выражения языка, комплекс специфических звуковых (просодических) средств, осуществляющих в языке выполнение ряда функций: членения потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности, выражения степени законченности, самостоятельности и важности этих единиц, а также степени и типа связи между ними… Читать ещё >

Просодия и ее функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При описании сверхсегментного уровня фонетической подсистемы языка, начиная с середины XX столетия, в научной литературе используют два термина — интонация и просодия. Однако раньше термин просодия лингвисты использовали в поэтике, а интонация — в лингвистике.

Важно отметить, что для исследований в области теории просодии и интонации, включая вопросы, связанные с их функциональным аспектом, характерно отсутствие единства в понимании даже ключевых проблем, не говоря уже об интерпретации деталей.

В британской фонологической школе основные понятия просодии и интонации имеют следующие определения:

Интонация — «это термин, используемый в сверхсегментной фонологии при изучении лингвистически значимых изменений высоты тона, т. е. мелодики» [Crystal, 2008:252].

Просодия — это «термин, который используется в сверхсегментной фонетике и фонологии по отношению к изменениям таких параметров, как высота тона, громкость, темп и ритм» [Crystal, 2008:393].

Есть и более широкое понятие просодии, которое включает в себя и качество голоса [Roach, 2001:112].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в британской (и американской) фонологической традиции интонация ассоциируется с изменением в высоте основного тона (мелодикой), и имеет важную лингвистическую функцию — передача значения. Интонация рассматривается в пределах фразы и предложения.

Таким образом, просодия имеет более широкую область действия — от слога до целого текста, а также имеет значительно больше компонентов: высота тона, громкость, темп, ритм, качество голоса.

В русской фонологической традиции интонация включает более широкий круг компонентов, практически все просодические характеристики речи. Такой подход можно назвать холистическим (целостным). Наиболее распространенное определение интонации в русской школе следующее:

Интонация — «это сложное единство четырех коммуникативно значимых компонентов: мелодики, фразового ударения, темпорального компонента, включающего ритм и паузацию, тембра голоса. Это комплексное единство в сочетании с соответствующими грамматическими и лексическими структурами предложения используется для адекватной передачи мыслей, желаний, эмоций и отношения говорящего к действительности или к высказыванию» [Васильев, 1970: 290].

Н.Д.Светозарова определяет интонацию как «супрасегментный компонент плана выражения языка, комплекс специфических звуковых (просодических) средств, осуществляющих в языке выполнение ряда функций: членения потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности, выражения степени законченности, самостоятельности и важности этих единиц, а также степени и типа связи между ними, оформления и парадигматического противопоставления этих единиц как целых, выражения степени важности, новизны, информативности элементов линейных интонационных единиц» [Светозарова, 1995:193]. Все эти определения демонстрируют отсутствие единства в понимании сущности интонации и просодии в отечественной фонетике.

Подводя итоги можно сделать вывод, что отечественная и зарубежная фонетика (прежде всего, британская и американская) по-разному смотрят на компоненты интонации и просодии. Для русской лингвистической школы характерно широкое, многоаспектное понимание интонации, в то время как западные школы отождествляют интонацию с мелодикой, с тональными характеристиками, а просодия имеет широкий аспект.

Говоря о различиях в подходах к пониманию терминов «интонация» и «просодия», следует сказать, что в рамках данной работы мы будем использовать термин «просодия», «который используется в сверхсегментной фонетике и фонологии по отношению к изменениям таких параметров, как высота тона, громкость, темп и ритм» [Crystal, 2008:393]. Под термином «интонация» мы понимаем следующее определение, которое было предложено научной кафедрой фонетики английского языка МПГУ: «интонация — это комплекс, целое, образуемое значимыми изменениями тона, громкости и темпа (скорости речи и паузации)» [Соколова, 1994: 114].

Функции просодии В настоящее время среди лингвистов нет полного согласия в функциональном аспекте просодии. Однако ученые единогласно подтверждают ее значимость в процессе общения, ведь просодическое оформление предложения влияет на значение высказывания.

P. Roach выделил [Roach, 2001]: attitudinal, accentual, grammatical and discourse. D. Crystal [Crystal, 1995: 248] определил следующие функции: emotional, grammatical, informational, textual, psychological, indexical. А. М. Антипова выделяет следующие функции: коммуникативная, эмоционально-модальная, личностно-социальная, структурирующая, ритмоообразующая, стилеобразующая [1984:49].

Н.Д.Светозарова обозначила четыре основных функции — членение, связь, оформление и выделение [1995:195].

Анализируя вышесказанное, следует обратить внимание на полифункциональность просодии, с одной стороны, и отсутствие единого мнения среди специалистов в области фонетики по вопросу о выделении функций просодии, с другой.

На современном этапе, когда лингвисты обратились к анализу связной речи (дискурс), просодия наконец-то в полной мере продемонстрировала свою коммуникативную ценность. Неважно сколько функций уже выделено, все они могут рассматриваться как реализация коммуникативной функции.

Данная функция охватывает все вышеперечисленные функции, которые могут быть разделены на: использование просодии для выявления значения высказывания и для организации или структурирования устного текста. Первая может быть описана как смыслоразличительная, вторая как организационная (синтаксическая) функция просодии.

Таким образом, так как просодия имеет сложный характер, существуют разные подходы к классификации ее функций. Традиционно принято выделять следующие функции:

  • 1. Синтаксическая функция (заключается в том, чтобы обозначать границы между основными синтаксическими составляющими, такими, как, например, придаточное и главное предложение, вводное предложение, группа подлежащего и предикат и т. д.);
  • 2. Смыслоразличительная (семантическая) функция (т.е. просодия способна различить и изменить значение целого предложения или одного слова путем изменения мелодического контура);
  • 3. Эмоционально-модальная функция (т.е. отношение говорящего к окружающим и к содержанию высказывания может проявляться в выборе тонов и диапазона, в сочетании с качеством голоса и изменениями в темпе);
  • 4. Прагматическая функция (данная функция осуществляется, когда использованная в дискурсе просодия реализует конкретную прагматическую функцию говорящего);
  • 5. Риторическая функция (использование просодии с целью повилять на слушателей, вызвать определенные эмоции).

В данном исследовании наиболее важную роль играют следующие функции просодии: коммуникативная и риторическая.

Выводы к главе 1

1. .Роль мотивации в поведении человека

О причинах активности человека и животных задумывались великие мыслители древности. Демокрит считал, что нужда — это основная движущая сила, а Сократ главную роль в мотивации человека отводил потребностям, стремлениям человека. Появились различные теории и подходы к пониманию терминов «мотив» и «мотивация». В настоящее время ученые рассматривают мотив как потребность, как цель, как побуждение, как намерение, как состояние и т. д. Сторонники бихевиористского течения в психологии считают, что мотивация — это потребности человека. Ученые, поддерживающие когнитивную теорию мотивации, говорят, что принятие решения является сознательным мотивационным актом. Вопрос мотивации в процессе обучения занимает особое положение. Современные педагоги и психологи едины во мнении, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребности индивида, его мотивации. Предлагаются различные классификации мотивов в учебном процессе. В данной работе под термином «мотивация» мы понимаем.

«субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающей совершать определенные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей» вслед за авторами энциклопедического словаря. В данном исследовании используется классификация мотивов, предложенная Л. И. Божович, в которой выделяются познавательные и социальные мотивы. Однако вследствие сложности определения некоторых фрагментов речи преподавателя к одному из двух типов мотивов был выделен третий — смешанный (социальнопознавательный).

2. Понятие дискурса

В современной лингвистике широко используется понятие «дискурс», которое так же рассматривается рядом других наук. Существуют различные подходы к пониманию данного термина, среди которых мы рассмотрели следующие три: дискурс как текст, с учетом экстралингвистических параметров, как общение, реализуемое в процессе дискурсивных практик, и как вид речевой коммуникации. Наиболее распространенные виды дискурса, которые мы можем встретить в научной литературе, это — педагогический, деловой, научный, рекламный, политический и т. д. В рамках данной работы вслед за Т. В. Ежовой под педагогическим дискурсом мы понимаем динамическую систему, функционирующую в образовательной среде, включающую участников дискурса, ценности и содержательную составляющую образования. Представляется, что данное определение наиболее полно отражает сложный характер педагогического дискурса [Ежова, 2006].

3. Урок как основная форма организации обучения

История образования и развития школы в мире настывает много различных систем обучения, в которых преимущество было отдано той или иной форме организации образования. Однако классно-урочная система, которая возникла в 17 веке, получила широкое распространение. Вслед за И. П. Подласым под уроком мы понимаем «законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса» [Подласый, 1999: 521]. Урок является самостоятельной единицей, но так же является звеном в цепи уроков, на которых решаются задачи стратегического плана.

4. Просодия и ее функции

Ученые зарубежной и отечественной фонетики по-разному определяют понятия «интонация» и «просодия». Представители западной школы фонетики под интонацией понимают изменения тональных характеристик, однако отечественные лингвисты и фонетисты считают, что интонация — это широкое и многоаспектное явление, имеющее три компонента (тональные характеристики, громкость и темп). Говоря о просодии британская и американская школы, рассуждают о следующих ее компонентах: высота тона, громкость, темп, ритм, качество голоса. В рамках данной работы мы не будем разграничивать понятия «интонации» и «просодии». Под просодией мы понимаем «термин, который используется в сверхсегментной фонетике и фонологии по отношению к изменениям таких параметров, как высота тона, громкость, темп и ритм» [Crystal, 2008:393]. Коммуникативная и риторическая функции просодия играют важную роль в реализации состояния мотивации на уроке английского языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой