Воспитание коллективизма у младших школьников в процессе познавательной деятельности
Исследование подтвердило необходимость соблюдения определённой последовательности в воспитании у учащихся с первого по третий класс рассматриваемого интегрального нравственного качества, поскольку структурные компоненты его по мере развития, нарастания их социальной значимости постепенно усваиваются младшими школьниками и не сразу становятся устойчивыми чертами личности. Этому предшествует… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМ У шщимх школьников в
- УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- I. Развитие и претворение идей коллективизма в учебной работе начальной школы
- 2. Основные компоненты коллективизма и особенности их воспитания у младших школьников
- 3. Анализ опыта воспитания коллективизма у учащихся начальных классов в учебной деятельности
- ГЛАВА 2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- I. Формирование коллективистического сознания и поведения у детей младшего школьного возраста в процессе обучения
- 2. Особенности воспитания учащихся в духе коллективизма на уроках труда
- 3. Воспитание коллективизма у младших школьников во внеурочной творческой работе
- 4. Результаты исследования проблемы воспитания коллективизма у учащихся начальных классов в познавательной деятельности
Воспитание коллективизма у младших школьников в процессе познавательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новая Конституция СССР, провозгласившая законом жизни нашего общества заботу всех о благе каждого и заботу каждого о благе всех, обеспечивает широчайший простор для воспитания у советских граждан коллективизма — основного качества в социальной структуре личности социалистического типа.
По мере совершенствования развитого социализма содержание коллективизма, как отмечено в решениях ХХУ1 съезда КПСС, постоянно обогащается, так как «завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистических началах» /2.3, с.77−78/.
Ярким свидетельством жизненной силы коллективизма является бригадная форма организации труда, ведущая в одиннадцатой пятилетке. В бригадах нового типа /комплексные, сквозные/, подчёркивается в Постановлении ЦК КПСС от 4 декабря 1983 года /2.7, с.1/- создаются большие возможности для утверждения духа подлинного коллективизма, взаимной требовательности и товарищеской взаимопомощи, в их деятельности воплощаются важные положения Закона СССР о трудовых коллективах.
Научить учащихся жить по законам коллективизма — одна из наиболее актуальных педагогических проблем, от решения которой во многом будет зависеть выполнение грандиозных социально-экономических планов, поставленных КПСС перед советским народом.
Значительный вклад в решение этой проблемы наряду с разработкой теории и практики коммунистического воспитания внесли В. И. Ленин /1.9/ и другие выдающиеся советские партийные деятели и педагоги: М. И. Калинин /3.3/, Н. К. Крупская /3.8, 3.14/, А. В. Луначарский /3.17/, А. С. Макаренко /4.103/. Через их многочисленные труды красной нитью прослеживается мысль о воспитании человека-коллективиста, активного общественника. Н. К. Крупская считала, что коллективизм — это первое необходимое качество, которое должно быть развито у детей с ранних лет в процессе коммунистического воспитания /3.10/. В развитии чувства коллективизма М. И. Калинин видел основу внутренней культуры человека /3.2/. А. С. Макаренко говорил, что в нашей стране лишь тот полноценный человек, потребности и желания которого есть потребности и желания коллективиста /4.102/.
Эти идеи разделяли П. П. Блонский /4.12/, Л. С. Выготский /4.44/, А. П. Пинкевич /4.129/, М. М. Пистрак /4.131/, В.Н.Сорока-Росинский /4.152/, С. Т. Шацкий /4.171/.
Современные советские педагоги О. С. Богданова /4.16/, Н. И. Болдырев /4.20/, Д. И. Водзинский /4.33/, И. А. Каиров /4.122/, Б. Т. Лихачёв /4.99/, И. С. Марьенко /4.105/, В. А. Сухомлинский /4.154, 4.155/, И. Ф. Харламов /4.165/, разрабатывая научные основы нравственного воспитания, установили взаимосвязь между интегральными качествами личности и показали, что формирование коллективизма у школьников детерминировано их участием в разносторонней коллективной деятельности.
В работах Т. Е. Конниковой /4.84/, Л. И. Новиковой /4.121/, И. Ф. Свадковского /4.140/, И. Д. Чернышенко /4.169/ нашла дальнейшее развитие теория формирования коллектива и воспитания коллективизма у учащихся под воздействием общественной и трудовой деятельности, в процессе которой они вступают в отношения ответственной зависимости, гуманистические отношения и постоянно общаются со старшими, своими сверстниками.
Познавательная деятельность учащихся среднего и старшего возраста была предметом изучения З. И. Васильевой /4.26/, М. Д. Виноградовой /4.30/, Н. С. Дежниковой /4.57/, В. В. Котова /4.86/, Х. Й. Лийметса /4.98/, И. Б. Первина /4.30/, В. А. Синицкой /4.146/,.
Н.Я.Скоморохова /4.148/, В. П. Тарантея /4.157/ и др. Эти исследователи установили, что и учебный труд, если он организован как коллективная поисковая деятельность, оказывает благотворное влияние на воспитание у школьников коллективизма.
Особенности воспитания этого качества у детей разных возрастов выявлены Д. М. Бурхиновым /4.36/, В. Я. Вороновой /4.37/, И. М. Скулкиным /4.149/, Д. С. Ташпулатовой /4.159/, С. Турсуно-вым /4.163/.
В исследовании Г. А. Баранчуковой /4.10/ показана большая роль подвижных игр в формировании у учащихся 1−3 классов навыков коллективистического поведения, организованного общения в коллективе, установлена взаимосвязь нравственного и физического развития детей. Н. Г. Пешкова /4.128/ определила основные пути воздействия изобразительного искусства на формирование внутри-коллективных отношений младших школьников. Возникновению коллективистических взаимоотношений /под ними, автор понимает результат проявления коллективизма участниками совместной деятельности/ у детей младшего школьного возраста в процессе обучения и внеклассной работы по труду посвящено исследование Т. В. Кружилиной /4.8</, в процессе трудовой и игровой деятельности — Б. С. Сабырбековой /4.138/, А. Мирзоева /4.113/, взаимосвязи процесса обучения и внеклассной работы в воспитании коллективизма — С. В. Титовой /4.160/. А. В. Киричук /4.77/ выявил динамику развития коллективных взаимоотношений у учащихся начальных классов в разных видах деятельности, определил факторы, оказывающие влияние на успешное формирование этих отношений и показал их значимость в общей системе работы учителя.
Таким образом, в той или иной мере освещены различные аспекты воспитания коллективизма у школьников.
Однако на практике ещё приходится видеть проявление эгоизма и индивидуализма, безответственности у молодых людей, окончивших школу. Причины подобных негативных явлений следует искать не в старшем, не в подростковом, а в младшем школьном возрасте. Наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов неохотно делятся друг с другом учебными пособиями, не всегда оказывают внимание, помощь товарищам, которые пропускают уроки по болезни, недоброжелательно, иногда с презрением, относятся к ребятам, слабо занимающимся, злорадствуют, когда ученики-отличники получают «тройки». Значительную трудность для учителей представляют школьники из однодетных семей, где воспитанием ребёнка часто занимаются несколько взрослых. Излишняя заласканность, отсутствие единых требований у родителей, ограждение или отстранение детей от труда ставят их в исключительное положение. И подчас пожелание добра своему сыну или дочери оборачивается им во вред. Отсутствие здорового семейного коллектива обусловливает проявление у детей черт эгоизма. Тем не менее учащиеся 1−3 классов очень эмоциональны и впечатлительны. У них достаточно бурно происходит процесс познания, наиболее интенсивное усвоение моральных норм и правил поведения. Они особенно восприимчивы к окружающему их миру, человеческим отношениям. Если эти возможности не в полной мере использовать вовремя для воспитания коллективизма у учеников, то гораздо труднее будет наверстать упущенное на последующих ступенях становления их личности.
Познавательная деятельность занимает видное место в жизни младшего школьника. Но многие учителя недостаточно учитывают её возможности в формировании коллективистических черт у учащихся. Не всегда используются преимущества трудового обучения и организация коллективного труда во внеучебное время. Часто на уроках преобладают индивидуальные формы работы, мало создается ситуаций для общения школьников.
Существующее положение в теории и на практике определило выбор темы нашего исследования «Воспитание коллективизма у младших школьников в процессе познавательной деятельности». Объектом исследования явилась познавательная деятельность учащихся начальных классов, а предметом — процесс воспитания в ней коллективизма у младших школьников. Цель исследования состоит в том, чтобы определить педагогические условия, обеспечивающие высокий уровень воспитания коллективизма у учащихся начальных классов в процессе познавательной деятельности.
Научная гипотеза. Поскольку коллективизм как нравственное качество личности основывается на единстве сознания и поведения, мы предположили, что его формирование эффективнее всего осуществляется в познавательной деятельности, если она организована как коллективная. В связи с этим необходимо, чтобы в процессе овладения учащимися основ наук происходило систематическое обогащение их нравственного сознания о сущности коллективизма, его проявлениях, а само познание организовывалось как коллективный поиск, побуждающий каждого школьника к сотрудничеству, взаимопомощи и способствующий непрерывным упражнениям в коллективистическом поведении, мотивированном социальными целями. Важно также добиться целенаправленной из класса в класс расширяющейся сферы коллективного общественно полезного труда, творческой деятельности и широкого общения со взрослыми с тем, чтобы младшие школьники постоянно закрепляли свои знания о коллективизме, доводили их до личных убеждений и потребностей, обеспечивающих устойчивость их коллективистического поведения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой мы наметили решить следующие задачи:
1. Уточнить основные компоненты коллективизма как нравственного качества личностиопределить его структуру.
2. Выявить условия, при которых учебная деятельность и творческий общественно полезный труд оказывают решающее воздействие на воспитание коллективизма у младших школьников.
3. Раскрыть особенности формирования коллективизма у учащихся начальных классов в процессе познавательной деятельности.
Методологической основой исследования явились марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании, о развитии личности в коллективе, о сущности коллективизма, о диалектическом единстве нравственного сознания и поведения, положения Программы КПСС и Конституции СССР о коллективизме и товарищеской взаимопомощи, Закон СССР о трудовых коллективах, материалы ХХУ и ХХУТ съездов КПСС, документы ЦК КПСС и Советского правительства о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, выступления партийных и государственных деятелей, труды советских педагогов и психологов о воспитании и обучении.
Приступая к поиску путей реализации поставленной цели, важно уточнить сущность тех понятий, которыми мы будем оперировать в процессе исследовательской работы.
В педагогической энциклопедии «учение» определяется как учебный труд, как одна из сторон обучения, как «вид деятельности человека, характеризующийся усвоением общественно-исторического опыта в разных его формах: в виде знаний, умений и навыков, способов /или приемов/ познания и применения полученных знаний к решению новых /теоретических и практических/ задач, в форме норм поведения. «/4.125/. Таким образом, «учение «и учебная деятельность» рассматриваются как синонимы. На различие «учения», «обучения», «усвоения», как более широких понятий, по сравнению с «учебной деятельностью», как более узким, указывают ряд исследователей: А. У. Варданян /4.56/, В. В. Давыдов /4.56/, В. В. Репкин /4.135/, Д. Б. Эльконин /4.175/ и другие. Они считают, что хотя между понятиями существует определённая связь, но отождествлять их не следует, так как процессы учения, усвоения, кроме учебной деятельности, «могут осуществляться в различных других видах деятельности. /игровой, трудовой/» /4.56, с.16/.
В нашем исследовании мы пользуемся терминами «учение», «обучение», «познавательная деятельность», «учебная деятельность», подразумевая то общее между ними, что касается решения воспитательных задач. Несмотря на различие этих понятий, учебная деятельность, практически, сочетает в себе элементы трудовой, игровой деятельности, к тому же она имеет свои разновидности в зависимости от того, какому предмету обучаются дети. Кроме того, ведущая роль в её организации принадлежит учителю, так как учащиеся младших классов не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и решать их без помощи педагога. Воспитательные задачи так же осуществляются при непосредственном руководстве учителя. Это сближает учебную деятельность с обучением как двусторонним процессом. Понятие «познавательная деятельность», по определению М. Д. Виноградовой, И. Б. Первина, шире понятия «учебная деятельность» /4.30/. Она связана с активным усвоением учениками знаний не только в учебной, но и внеклассной работе и общественно полезном труде. В своём исследовании мы будем придерживаться мнения вышеуказанных авторов в определении сущности «познавательной деятельности» .
В исследовании можно выделить три основных этапа, по мере освещения которых раскрываются применяемые методы.
На первом этапе /1976 — 1979 гг./ изучались труды классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании и образовании, труды русских и советских учёных по педагогике и психологии, физиологии, обобщался передовой педагогический опыт работы учителей начальных классов в средних школах г. Витебска, Витебского и Полоцкого районов Витебской области, анализировались программы, содержание учебников и дидактических материалов для 1−3 классов с целью выяснения их возможностей для воспитания коллективизма у младших школьников. Наряду с этим проводилось анкетирование, собеседование с учителями, учащимися, родителями. Оценивались творческие работы детей, делались выводы о воспитанности коллективизма у учеников на основании характеристик, составленных на них родителями. Значительное место отводилось наблюдениям за поведением школьников, их взаимоотношениями в процессе обучения и творческого общественно полезного труда, а также за деятельностью учителя на уроках и внеклассных занятиях, одновременно выявлялись способы и приёмы, которыми он осуществляет воспитывающее обучение. В первичном виде была сформулирована гипотеза о том, что если познавательная деятельность организована как коллективная, она таит в себе огромные возможности для воспитания коллективизма у учащихся. На этом этапе выявили компоненты рассматриваемого нравственного качества и определили уровни его сформированасти у младших школьников.
В последующие 1979;1982 гг./второй этап исследования/ осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Экспериментальная работа проводилась в 1−3 классах CHI Je 12 г. Витебска в соответствии с действующими программами. Разрабатывая методику исследования, мы стремились по возможности организовать коллективный труд детей на разных этапах уроков и во внеучебное время.
В ходе преобразующего эксперимента развивались и уточнялись предположения об использовании возможностей процесса обучения для воспитания коллективизма у младших школьников. Опытным путём выявлены наиболее эффективные условия работы учителя в этом направлении, раскрыта динамика развития проявления коллективизма у учащихся 1−3 классов, проанализированы особенности его формирования у них в познавательной деятельности. Проведено обобщение экспериментального исследования.
На третьем этапе, с 1980/81 по 1982/83 учебные годы, проводился контрольно-уточняющий эксперимент в СШ № 12, СШ № 34 г. Витебска с целью проверки теоретических положений и методических рекомендаций.
Научная новизна исследования состоит в том, что обобщён опыт воспитания коллективизма у младших школьников в процессе учебной деятельностидан анализ учебных программ, учебников и выявлены возможности содержания учебного материала в воспитании коллективизма у учащихсяуточнены ведущие компоненты коллективизма и их содержаниетеоретически аргументирована структура коллективизмаустановлены критерии понимания учащимися содержания этого интегрального нравственного качества, уровни сформированности его у детей младшего школьного возрастаобоснованы способы, приёмы, формы организации коллективной познавательной деятельности по формированию коллективистического сознания у учеников и выработки у них умений и навыков коллективистического поведенияраскрыты особенности воспитания коллективизма у учащихся 1−3 классов в процессе трудового обучения и творческой внеурочной работы.
Практическая значимость исследования выражена тем, что в нем определена методика ознакомления учащихся с понятиями, раскрывающими сущность коллективизма и его компонентов в учебно-воспитательном процессеразработаны рекомендации для учителей по воспитанию, коллективизма у младших школьников в познавательной деятельности. Эти научно-методические рекомендации можно использовать в лекционном курсе по педагогике и методиках специальных дисциплин на факультетах педагогики и методики начального обучения педагогических вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс воспитания коллективизма обусловлен: а/ особенностями сложной структуры этого интегрального нравственного качества, компоненты которого объединены в три группы с учетом сходства их содержания и интенсивного развития у младших школьников. К первой группе относятся заботливость, товарищеская взаимопомощь, дружба. Ко второй — стремление к общей цели, сочетание личных и общественных интересов, активность. К третьей — ответственность, проявление чувства долга, непримиримость к равнодушиюб/ органическим единством всех компонентов, которые находятся в развитии, взаимосвязи и взаимодействии друг с другомв/ педагогическими условиями, при которых происходит постоянное обогащение учащихся знаниями вообще и о коллективизме в частности, выработка у них коллективистических привычек поведения.
2. Правильное понимание сущности коллективизма, его компонентов, знание норм товарищеского и коллективистического поведения — один из показателей высокого уровня развития рассматриваемого нравственного качества. Поэтому обогащение и закрепление знаний младших школьников о коллективизме можно целенапраленно осуществлять через содержание такого учебного материала, который несёт информацию о различных гранях его проявления, затрагивает чувства детей и вызывает у них сопереживаниечерез применение на уроках и внеклассных занятиях таких методов и приёмов, которые ставили бы учащихся перед необходимостью использовать ранее полученные этические знания в новых условиях.
3. Главный показатель коллективистического воспитаниявыработка коллективистических навыков и привычек поведения. Она осуществляется в познавательной деятельности тогда, когда применяются разнообразные коллективные и групповые формы работы, когда создаётся атмосфера для коллективного творческого труда, мыслительной напряжённости, эмоциональных переживаний за общее дело и учащиеся включаются в отношения взаимной ответственности и зависимости.
4. Значительные возможности для упражнения в выработке устойчивого коллективистического поведения создаются в том случае, если учащиеся включаются в практическую деятельность, в которой стремление получить коллективный вещественный результат побуждает их вступать в непосредственное общение, широкую сферу отношений. В связи с этим уроки трудового обучения, занятия творческого общественно полезного труда, на которых возникают наиболее благоприятные условия для реализации этих возможностей, должны стать объектом особого внимания учителя.
Апробация работы. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Минского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени А. М. Горького, докладывались на научно-практических внутриву-зовских конференциях в г. Минске /1983;1984 гг./, г. Витебске.
1976;1981 гг./, республиканском семинаре преподавателей частных методик факультетов педагогики и методики начального обучения педагогических институтов в г. Мозыре /1980 г./, ХХХУ-ХХХУ1 Герценовских чтениях в г. Ленинграде /1982;1983 гг./, семинарах методистов городских и районных отделов народного образования и курсах повышения квалификации учителей начальных классов в Витебском областном институте усовершенствования учителей, январских и августовских совещаниях.
Внедрение. Разработанная методика воспитания коллективизма внедрена в практику работы учителей начальных классов в СШ Аг° 12, J& 32, 33, $ 34 г. Витебска, школ Полоцкого и Витебского районов Витебской области. Научно-методические рекомендации по формированию коллективистических черт личности младших школьников переданы в районные методические кабинеты Витебской области, на факультет педагогики и методики начального обучения Витебского пединститута имени С. М. Кирова.
Выводы по второй главе.
Проведенная экспериментальная работа показала, что главным в воспитании коллективизма у младших школьников в познавательной деятельности является формирование у них коллективистического сознания, направленного на то, чтобы с чувством ответственности, общественного долга выполнять одну из главных социальных функций человека развитого социализма — служить интересам общества, коллектива, делать добро людям и быть непримиримым к проявлению у них эгоизма, равнодушия, чёрствости и выработка навыков и привычек коллективистического поведения, проявляющегося в умении на деле поступиться личными интересами ради общественных, отвечать за поступки товарищей, реализовать свой творческий потенциал в коллективном труде с пользой для других. Важно при этом учитывать сложность структуры коллективизма.
Исследование подтвердило необходимость соблюдения определённой последовательности в воспитании у учащихся с первого по третий класс рассматриваемого интегрального нравственного качества, поскольку структурные компоненты его по мере развития, нарастания их социальной значимости постепенно усваиваются младшими школьниками и не сразу становятся устойчивыми чертами личности. Этому предшествует длительная работа как по формированию представлений, понятий, знаний детей младшего школьного возраста о сущности коллективизма, его составных частей, так и в приучении учеников действовать и поступать сообразно законам коллективизма. В первом классе происходит осознание школьниками и выработка у них товарищеских норм поведения. Второклассники на основе приобретенного, хотя и небольшого, социального опыта в познавательной деятельности лучше усваивают нормы коллективистического поведения. В третьем классе, по мере накопления и обогащения опытом товарищеских и коллективистических отношений, учащиеся приучаются руководствоваться чувством ответственности, долга в своём поведении, выполнении общественных поручений и становятся в позицию быть непримиримыми к проявлению равнодушия у своих сверстников.
В ходе исследования мы установили, что формирование коллективистического сознания и поведения учеников осуществляется через содержание учебного материала по чтению, русскому и белорусскому языкам, математике, каждый из которых имеет свои специфические особенности, через те методы и приёмы работы над ним, которые позволяют учителю помочь учащимся осмыслить сущность коллективизма, его компонентов, вырабатывать убеждения и умения действовать соответственно нормам товарищеского и коллективистического поведения, через организацию коллективных форм работы в познавательной деятельности.
Немалые возможности в воспитании коллективизма имеют уроки трудового обучения. Но для этого необходимо, чтобы достижение общих результатов совместными усилиями, по мере возрастания сложности заданий, вызывало длительные эмоциональные переживания, усиливало ответственную зависимость. Этому в значительной мере может способствовать применение многообразных форм групповой работы, которая позволяет включать учащихся в разные виды отношений и, что особенно важно, упражнять их в выработке коллективистических привычек.
Роль творческой познавательной деятельности в воспитании рассматриваемого нравственного качества повышается тогда, когда учителем применяются такие методы и приёмы работы, как встречи с конструкторами, рационализаторами, передовиками производства, родителями, проводятся экскурсии на технические объекты с целью ознакомления с коллективным трудом людей, осуществляются шефские связи и устанавливаются продолжительные контакты между учащимися и взрослыми, организуется коллективный поиск способов решения конструкторских задач.
Наряду с особенностями каждого предмета в формировании коллективистического сознания и поведения учащихся исследование выявило и те общие условия, которые способствуют активизации процесса воспитания коллективизма у младших школьников: обращение к житейскому опыту учеников, сочетание фронтально-коллективной и групповой работы, взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимообучение, выделение «добытчиков знаний», этические беседы, коллективное обсуждение выполнения учебных заданий, внесение элементов игры, создание интеллектуальной напряжённости в поисках решения общих познавательных задач, вызов эмоциональных переживаний, разъяснение норм коллективистического поведения, повышение общего теоретического уровня знаний.
Применение и соблюдение вышеизложенных условий при организации коллективной познавательной деятельности в сочетании с постепенным нарастанием социальной зрелости структурных элементов коллективизма обеспечивает динамику развития этого качества у младших школьников. Знания учащихся о коллективизме к третьему классу становятся более осмысленными, обобщёнными, расширяется диапозон проявления у них коллективистических черт, накапливается опыт коллективистического поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование показало, что идеи коллективизма, разработанные советскими педагогами в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции далеко опередили практику того времени и с новой неослабевающей силой зазвучали в наши дни, в условиях научно-технического прогресса, когда коллективный труд стал естественной необходимостью в разных видах деятельности людей, а воспитание человека с коллективистической направленностью — одной из главных задач построения коммунистического общества.
Исследование установило, что учителя начальных классов встречают затруднения в воспитании коллективизма у младших школьников в познавательной деятельности. Вызвано это тем, что они не представляют себе чётко ведущие компоненты этого качества, не всегда умеют правильно наладить коллективную работу учеников.
Тем не менее, как выяснилось в ходе эксперимента, для успешного осуществления воспитания коллективизма у учащихся учителю необходимо знать его структуру, какие изменения оно претерпевает в своём становлении от класса к классу, что является основным на каждом этапе развития, с чего следует начинать его формирование в первую очередь и в последующем, а также овладеть методикой организации коллективного учебного труда школьников.
Исследовательская работа подтвердила сложность структуры коллективизма и необходимость объединения компонентов этого нравственного качества в три группы по мере усложнения их содержания для усвоения учениками первых-третьих классов, а именно: первая группа — гуманистическая направленность в поведении учащихся, сочетаемая с их умением работать сообща /заботливость, товарищеская взаимопомощь, дружба/- вторая группа — целеустремлённость в достижении коллективных результатов труда /стремление к общей цели, сочетание личных и общественных интересов, активность/ - третья группа — готовность отвечать за свои действия перед коллективом и за коллектив /ответственность, проявление чувства долга, непримиримость к равнодушию/.
В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что, вооружившись нужными знаниями о сущности коллективизма, динамике его развития, овладев способами и приёмами организации коллективной познавательной деятельности, учителю следует проанализировать содержание учебного материала, выявить, в какой степени та или иная тема даёт представления школьникам о содержании интегрального нравственного качества, его компонентах, способствует формированию коллективистического сознания, на каких уроках можно упражнять младших школьников в коллективистическом поведении. Кроме того, учитывая возрастные особенности, интересы учеников, целенаправленно включать их в общественно полезный труд творческого характера, где бы закреплялись, расширялись и обогащались их представления о сущности коллективизма и накапливался опыт коллективистических отношений.
Ведущая идея нашего исследования состоит в том, что в воспитании коллективизма важно соблюдать последовательность перехода от одной группы ведущих компонентов к другой по мере осознания учащимися начальных классов сущности входящих в них понятий и приобретении ими социального опыта в познавательной деятельности, рассматривать группы и их компоненты во взаимосвязи.
Данные результатов исследования свидетельствуют, что эффективность воспитания коллективизма зависит от формирования коллективистического сознания младших школьников и привития им навыков и привычек коллективистического поведения. В свою очередь, формирование коллективистического сознания учащихся в познавательной деятельности успешно происходит при расширении, обогащении, закреплении представлений их о сущности коллективизма, его компонентов через изучение произведений на уроках чтения, выполнение упражнений по русскому и белорусскому языкам, отражающие разные стороны интегрального нравственного качества, составление и решение задач этического содержания по математике, через организацию во внеурочной работе встреч с передовиками производства, родителями, рационализаторами, конструкторами, раскрывающие в своих выступлениях великую и плодотворную силу коллективного труда советских людей и показывающие на конкретных примерах проявление коллективизма у товарищей по работе.
Немалые возможности в этом отношении имеют организация непосредственных наблюдений за коллективным трудом и коллективистическими взаимоотношениями людей во время экскурсий, поведением одноклассников, выполняющих совместно задание, использование разнообразных методов и приёмов работы, затрагивающих и усиливающих эмоциональную сферу учащихся и ставящих их перед необходимостью оценить поступки действующих лиц изучаемых произведений, своих, сверстников в подобных ситуациях /чтение произведений, этические беседы, задачи, проблемные ситуации, сравнения, разъяснения, информация учителя, учащихся, других людей/.
Велика роль в формировании коллективистического сознания организации на уроках и внеклассных занятиях коллективной мыслительной деятельности, требующей объединения совместных усилий при постановке общих познавательных и конструкторских задач, когда идёт коллективное обдумывание, поиск лучшего варианта их решения, когда мысль, высказанная одним учеником, активизирует мышление других, побуждает к действию, а коллективный процесс и результат труда вызывают переживания, моральное удовлетворение, гордость от сознания того, что вложен личный вклад в общее дело.
Наряду с формированием коллективистического сознания, как подтвердило исследование, важно одновременно упражнять школьников в коллективистическом поведении. Для этого необходимо организовать коллективную познавательную деятельность, используя богатый арсенал коллективных и групповых форм работы, особенно на уроках труда, где наиболее ярко проявляются коллективистические взаимоотношения детей.
В процессе экспериментальной работы мы пришли к заключению о том, что в организации коллективной познавательной деятельности, где в основном вырабатываются коллективистические навыки и привычки, значительную роль играет постановка коллективных целей перед учащимися, понимание ими общественной значимости коллективных результатов труда, привлечение их к участию в коллективном поиске форм организации труда, коллективной разработке плана предстоящей работы, распределению трудовых обязанностей между участниками совместной деятельности, коллективному обсуждению итогов выполненных заданий. Не менее значимым в этом отношении является применение таких приёмов работы, как взаимопомощь, взаимоконтроль, самоконтроль, взаимообучение, ведение учёта результатов труда. Особую область для упражнения детей в коллективистическом поведении представляют игровые элементы на уроках и внеклассных занятиях. Они способствуют возникновению отношений взаимной ответственности и взаимозависимости, созданию атмосферы делового сотрудничества, эмоционального подъёма младших школьников, проявлению творческих способностей каждого из них.
Наиболее ценным средством в формировании коллективизма, как показало исследование, является организация творческой коллективной деятельности во внеурочное время, в процессе которой идёт закрепление этических знаний учащихся и вырабатываются навыки коллективистического поведения при решении конструкторских задач, совместном выполнении социальных заказов.
Выделенные условия по формированию коллективистического сознания и упражнения учащихся в коллективистическом поведении рассматриваются в диссертации во взаимосвязи и взаимодействии. В совокупности они обеспечивают эффективность воспитания коллективизма у младших школьников в познавательной деятельности, о чём свидетельствуют данные результатов исследования.
Разработка структуры коллективизма и условия, при которых осуществляется воспитание этого нравственного качества позволили в ходе экспериментальной работы проследить динамику его развития и выявить следующие закономерности: степень правильного понимания учащимися содержания коллективизма, его компонентов меняется от класса к классу сначала в виде общих, расплывчатых, иногда неверных представлений об изучаемом явлении, затем отражающих отдельные основные признаки и, наконец, более глубоких, обобщённых, выражающих его сущность. К третьему классу увеличивается число школьников наиболее правильно характеризующие рассматриваемые понятия-. наблюдаются постепенные изменения в мотивационной сфере проявления коллективизма у учеников от советов, указаний, требований учительницы, просьб одноклассников проявить заботу о товарище, выполнить поручение и другие до самостоятельного принятия решения, по собственной инициативе оказать помощь, прийти на выручку, поступиться личными интересами, поделиться знаниямипо мере усложнения содержания познавательной деятельности, применения разных форм её коллективной организации, осознании норм товарищеского и коллективистического поведения расширяется диапозон проявления коллективизма у учащихся сначала при общении друг с другом за одной партой, затем ребят по октябрятской звёздочке, звену, классу, школе.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что познавательная деятельность, организованная как коллективная, при соблюдении вышеизложенных условий, оказывает эффективное влияние на воспитание коллективизма у младших школьников.
Список литературы
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
- Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5−784.
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.322−339.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5−338.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343−626.
- Ленин В.И. О государстве. Лекция в Свердловском университете II июля 1919 г. Полн. собр. соч., т.39, с.64−84.
- Ленин В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маёвке. -Полн. собр. соч., т.41, с.107−109.
- Ленин В.И. Задачи Союзов Молодёжи /Речь на Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 г./ Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
- ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. -144 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978. — 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982.- 223 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- О дальнейшем развитии и повышении эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда в промышленности: Постановление ЦК КПСС от 4 декабря 1983 г. Правда, 1983, 4 декабря, с. 1.
- Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 октября 1977 г.- М.: Юрид. лит., 1983. 47 с.
- Закон Союза Советских Социалистических Республик о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Мн.: Беларусь, 1983. — 47 с. /На бел. и рус. языках/. ч
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов I9I7-I973 гг. /Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырёв, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
- II. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 с.
- ТРУДЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА
- Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
- Калинин М.И. Речь на совещании учителей-отличников городских и сельских школ, созванном редакцией «Учительской газеты» 28 декабря 1938 г. Избр. произведения: В 4-х т. М., 1962, т. З, с.317−333.
- Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. Избр. произведения: В 4-х т. М., 1962, т. З, с.396−418.
- Крупская Н.К. К вопросу о свободной школе. Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. A.M.Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. -М.: Педагогика, 1978, т.1, с.33−38.
- Крупская Н.К. Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа. Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. A.M.Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. — М.: Педагогика, 1978, т. I, с.58−64.
- Крупская Н.К. Социально-политическая работа в школах-клубах для подростков. Пед. соч.: В 10-ти т. /Под ред. Н. К. Гончарова, И. Я. Каирова, Н. А. Константинова. — М.:
- АПН РСФСР, 1959, т. З, с.11−18.
- Крупская Н.К. Задачи школы I ступени. Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. A.M.Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднёва. -М.: Педагогика, 1978, т.2, с.104−111.
- Крупская Н.К. Школа и пионердвижение. Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднёва.- М.: Педагогика, 1978, т.2, с.286−290.
- Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднёва. -М.: Педагогика, 1978, т.2, с.391−394.
- Крупская Н.К. Об учебнике и детской книге для I ступени.- Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднёва. М.: Педагогика, 1979, т. З, с.71−83.
- Крупская Н.К. Программы ГУСа для школ I ступени. Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднёва. -М.: Педагогика, 1979, т. З, с.84−87.
- Крупская Н.К. О коллективном труде детей. Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднёва. — М.: Педагогика, 1979, т. З, с.344−353.
- Крупская Н.К. На борьбу за образцовую школу. Пед. соч.: В 6-ти т. /Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. — М.: Педагогика, 1980, т.5, с.248−263.
- Крупская Н.К. Предисловие к книге Януша Корчака «Как любить детей /интернат/». Пед. соч.: В 10-ти т. /Под ред. Н. К. Гончарова, И. Я. Каирова, И.ВЛувашева. — М.: АПН РСФСР, 1962, т.10, с. II3-II5.
- Луначарский А.В. Воспитательные задачи советской школы.- В кн.: Луначарский А. В. О воспитании и образовании /Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, М. А. Прокофьева,
- В.А.Разумного. М.: Педагогика, 1976, с.300−318.
- РАБОТЫ РУССКИХ, СОВЕТСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПО ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ, МЕТОДАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя /Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 318 с. — /Б-ка учителя нач. классов/.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка /Под ред. Л. А. Чешко. 3-е изд., стереотип. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — 600 с.
- Алфёров А.Д. Воспитание коллективизма и развитие товарищеской взаимопомощи у старшеклассников в ученических бригадах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1962. -19 с.
- Амосова Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 22 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избр. психол. труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980, т.1, с.17−178.
- Андрианова Н.Б. Чувство долга у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук /по психологии/. М., 1957. — 15 с.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г. В., Моро М. Е. Математика: Учебник для первого класса. IT-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 176 е., ил.
- Бантова М.А., Моро М. И. Математика: Учебник для второго класса. 14-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 208 е., ил.
- Бантова М.А., Моро М. И., Пчёлко А. С., Пышкало A.M. Математкка: Учебник для третьего класса. 13-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 208 е., ил.
- Баранчукова Г. А. Воспитание дисциплинированности и коллективизма у учащихся начальных классов на уроках физическойкультуры. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1981. — 269 л.
- Барщевская Э.П. Влияние совместной трудовой деятельности на формирование коллективных отношений у младших школьников. В кн.: Нравственное формирование личности школьника в коллективе. — Л., 1975, с.102−113.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избр. пед. и психол. соч.: В 2-х т. /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979, т.1, с.39−85.
- Блонский П.П. Педагогические задачи начальной школы. -На путях к новой школе, 1922, № I, с.36−43.
- Блншкин В.А. Моральные качества личности. Воронеж: Воронежский университет, 1974. — 186 с.
- Боберенко Л., Калинина О. Д., Рубцова М. Повышать эффективность нравственного воспитания школьников. Воспитание школьников, 1983, № I, с.15−19.
- Богданова 0.0. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1975. — 55 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980. — 208 с. — /Б-ка учителя нач. классов/.
- Богданова 0.0., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
- Боровая Г. И. Воспитание коллективизма у младших школьников на уроках труда. В сб.: Педагогика. Вып. 15. Нравственное воспитание учащихся /Редкол.: Л. Н. Дрозд /гл. ред. и др./. — Мн.: Нар. асвета, 1980, с.22−25.
- Большая Советская Энциклопедия: В 30-ти т. /Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1973, т. 12. — 624 е., ил.
- Бунеева Т.К. Проблема коллективных форм обучения в педагогической теории и на практике советской школы /19 171 931 гг./: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 24 с.
- Бурхинов Д.М. Воспитание коллективизма. Красноярск, 1974. — 87 с.
- Бэрбулеску М. Организация и воспитание ученического коллектива в начальной советской школе. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1953. — 291 с.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности /5−8 классы/: Науч.-метод, пособие для студентов пед. ин-тов и учителей школ. /Под ред. чл.-кор. АПН РСФСР Ш. И. Ганелина. Л., 1973. — 135 с.
- Васильева М.С., Горбушина Л. А., Никитина Е. И., Оморокова М. И. Родная речь: Книга для чтения в третьем классе. -9-е изд. М.: Просвещение, 1982. — 384 е., ил.
- Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и начальная школа. М., 1901. 241 с.
- Вершловский С.Г., Кобзарь В. И., Лесохина Л. Н., Солонин Ю. Н. «Понятийный словарь» как метод изучения доходчивости словесной пропаганды /опыт конкретного социологического исследования/. Философские науки, 1967, JB 2, с.50−57.
- Виноградова М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
- Водзинский Д.И. Проблемы идейно-нравственного воспитания младших школьников. В сб.: Нравственное воспитание младших школьников. -Мн.: МШИ им. A.M.Горького, 1981, с. З-П.
- Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов. Мн.: Выш. школа, 1982. — 176 с.
- Водзинский Д.И. Нравственное становление личности школьника: Методическое пособие. МН.: МШИ им. А. М. Горького, 1984. — 107 с.
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя /Под ред. А. А. Бодалёва. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
- Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников 1-ого класса /Под ред. А. А. Смирнова. 3-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1954. — III с.
- Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности: Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов. М.: Высш. школа, 1979. — 312 с.
- Воронова В.Я. Воспитание коллективизма и формирование детского коллектива в творческой игре /7-ой год жизни/:-Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 19 с.
- Воскресенская А.И. Воспитание коллектива.-В кн.: Начальнал школа. Часть 2. /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Учпедгиз, 1949, с.448−461.
- Воспитание коллектива младших школьников /Составитель В. И. Петрова. М.: АПН РСФСР, 1958. — 60 с.
- Воспитание коллективиста: Сборник /Ред. коллегия: В.И.Ко-солапов /отв.ред./ и др. Киров, 1973. — 216 с.
- Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности: Сб. науч. тр. /Редкол.: В.А.Слас-тенин /отв. ред/ и др. М.: МШИ, 1980. — 129 с.
- By Ван Кыонг Воспитание коллективизма у подростков: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 23 с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. -М.: АПН РСФСР, I960. 500 с.
- Высо тина JI.A. Методика формирования коллективных отношений в 1-ом классе. Нач. школа, 1956, № 3, с.7−12.
- Высотина JI.A. Нравственное воспитание младших школьников. М.: АПН РСФСР, I960. — 151 с.
- Гавриловен К.В. Воспитание детей в духе гуманизма и коллективизма. В сб.: Нравственное воспитание детей в семье /Под ред. JI.H.Дрозда, Н. Н. Щирякова. — Мн.: Нар. асвета, 1976, с.83−98.
- Гаврилычёва Г. Ф. Усвоение норм нравственности детьми младшего школьного возраста в процессе воспитания: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 32 с.
- Газман О.С. Проблема товарищества в русской дореволюционной педагогике /вторая половина XIX, нач. XX вв./. -Советская педагогика, 1971, .№ 12, c. IIO-119.
- Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М.: Мысль, 1967. — 168 с.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Букварь. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 128 е., ил.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1982. — 63 с.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. -142 с.
- Горецкий В.Г., Климанова Л. Ф., Пискунова Л. К., Геллер-штейн Л.С. Книга для чтения: I класс. М.: Просвещение, 1982. 287 е., ил.
- Горецкий В.Г., Климанова Л. Ф., Пискунова Л. К., Геллер-штейн Л.С. Книга для чтения: 2 класс. М.: Просвещение, 1983. 335 е., ил.
- Гущина Н.В. Дидактический материал как средство формирования нравственных представлений и понятий у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 16 с.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ер.: Луйс, 1981. — 220 с.
- Дежникова Н.С. Воспитательные проблемы коллективной познавательной деятельности школьников. -Дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 209 л.
- Дежникова Н.С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь школьников. М.: Педагогика, 1981. — 112 с.
- Дерябина A.M. Как я добиваюсь прочных знаний учащихся. -В кн.: Методы повышения успеваемости в школе. Труды I Всероссийской научно-педагогической конференции учителей РСФСР. Часть I. М.: Учпедгиз, 1940, с.65−69.
- Десев JI.H. Психология малых групп: Социальные иллюзии и проблемы. М.: Прогресс, 1979. — 208 с.
- Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1973.- 41 с.
- Есипов Б.П. Что можно взять для школы I ступени из дальтон плана и метода проектов. М.: Работник просвещения, 1927. — 56 с.
- Жаворонко А.И. Психологические особенности воспитания коллективизма у детей среднего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1953. — 17 с.
- Кивоткевич Р.С., Сморщок М. Ф. Белорусский язык: Чтение, правописание, развитие речи. Учебник для 3 класса с русским языком обучения. 4-е изд. — Мн.: Нар. асвета, 1979. — 192 с. /На бел. языке/.
- Жичко Ф.Д. Дружбы пример яркий: /Для младшего школьного возраста/. 2-е изд., перераб. — Мн.: Нар. асвета, Т980. — 31 с. — /Правила октябрят/. /На бел. языке/.
- Закожурникова М.Л., Костенко Ф. Д., Рожденственский Н. С. Русский язык: Учебник для первого класса. 15-е изд. -М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Закожурникова М.Л., Костенко Ф. Д., Рожденственский Н. С. Русский язык: Учебник для второго класса. 14-е изд.
- М.: Просвещение, 1982. 208 с.
- Закожурникова М.Л., Кустарёва В. А., Рожденотвенский Н. С. Русский язык: Учебник для третьего класса. 13-е изд. -М.: Просвещение, 1982. — 224 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.- 175 с.
- Иванов В.Н. Развитие коллективизма и творческой активности- непременные условия формирования коммунистического сознания и поведения подрастающего поколения. Советская педагогика, 1973, № 12, с.85−100.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
- Игнатовский В.И. Гражданский долг и нравственная ответственность личности. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
- Искрова Ц.В. Сочетание групповых видов работ учащихся с фронтальным и индивидуальным как одно из средств, обеспечивающих условия для успешной работы каждого ученика /на материале школ НРБ/: Автореф. дис.. канд, пед. наук.- М., 1978. 19 с.
- Каптеров П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании. Избр. пед. соч. /Под ред. А. М. Арсеньева.
- М.: Педагогика, 1982, с. 232- 257.
- Карташова Ф.Я. Воспитание коллективизма у октябрят и пионеров начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1964. — 18 с.
- Киричук А.В. Формирование коллективных взаимоотношений между учащимися начальных классов в процессе деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1964. — 245 л.
- Киричук А.В. Структура и динамика взаимоотношений в коллективе. В кн.: Коллектив, личность ребёнка, внутрикол-лективные отношения. — М.: Пед. о-во РСФСР. Лаборатория «Коллектив и личность», 1970, с.137−148.
- Кобзев М.С. Товарищеские отношения учеников первых классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук /по психологии/.- М., 1954. 16 с.
- Ковалёв А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьников.- Л.: 0-во по распространению полит, и научн. знаний РСЗСР, 1961. 42 с.
- Козлов Д.Д. Воспоминания ученика Яснополянской школы.
- В кн.: Воспоминания яснополянских крестьян о Л. Н. Толстом.- Тула, I960, с.35−44.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Мн.: Нар. асвета, 1976. 350 с.
- Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
- Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1970.- 57 с.
- Костина М.Д. Организация и воспитание коллектива учащихся I—II классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1954. — 15 с.
- Котов В.В. Организация коллективных отношений в процессе учебной деятельности в старших классах средней школы. -Дис.. канд. пед. наук. Л., 1969. — 293 л.
- Кочетов А.И. Педагогические исследования: Учеб. пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей. Рязань, 1975. — 178 с.
- Круглов К.А. О книге «Воспитание коллективизма у школьников». Советская педагогика, 1957, J6 8, с. 145−149.
- Кружилина Т.В. Формирование у младших школьников коллективистических взаимоотношений в процессе трудового обучения. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. — 257 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Кузнецова М.А. 0 некоторых вопросах организации коллектива и воспитания коллективизма у учащихся начальных классов в ходе учебной деятельности. Учёные записки, Красноярский пед. ин-тут, т.8, вып.2. Красноярск, 1957, с. 54−68.
- Куракин А.Т. Коллективные формы познавательной деятельности учащихся на уроке. Народное образование, 1972, № 8, с.43−46.
- Куриленко Т.М. Воспитание нравственности: Задания и упражнения. 3-е изд., доп. — Минск: Нар. асвета, 1983.144 с.
- Левин Л. Новые пути школьной работы /метод проектов/
- С пред. П. П. Елонского. 2-е изд. — М.: Работник просвещения, 1925. — 88 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.-Избр. психол. произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, т.1, с.348−380.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избр. психол. произведения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983, т.2, с.94−231.