Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка методики акустической доводки легкового автомобиля по внешнему и внутреннему шуму

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме диссертации и ее основные положения опубликованы в 7 научно-технических статьях, докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Балттехмаш — 2000», г. Калининград, Россия, 2000гна Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, Россия, 2002 г.- на IX Международной… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИХ НОРМАМ ПО ШУМУ
    • 1. 1. Экология современного автомобиля
    • 1. 2. Нормы шума
    • 1. 3. Основные источники шума легкового автомобиля
      • 1. 3. 1. Шум двигателя
      • 1. 3. 2. Аэрогазодинамический шум: система впуска, выпуска
      • 1. 3. 3. Шум трансмиссии
      • 1. 3. 4. Шум шин
      • 1. 3. 5. Аэродинамический шум
    • 1. 4. Суммарная оценка внешнего шума и его снижение
    • 1. 5. Суммарная оценка внутреннего шума, его снижение
    • 1. 6. Выводы и постановка задач диссертационной работы
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Общая методика исследования
    • 2. 3. Приборы и аппаратура
      • 2. 3. 1. Техническое описание основных приборов
      • 2. 3. 2. Предварительная оценка погрешности измерения
    • 2. 4. Экспериментальное исследование шума автомобиля
      • 2. 4. 1. Основные источники внешнего и внутреннего шума автомобилей и предпосылки к их поиску
      • 2. 4. 2. Измерение внешнего шума
        • 2. 4. 2. 1. Испытания автомобилей, направленные на снижение шума системы впуска двигателя
        • 2. 4. 2. 2. Испытания автомобилей, направленные на снижение шума системы выпуска
        • 2. 4. 2. 3. Результаты испытаний автомобилей, направленные на увеличение эффективности шумоизоляции моторного отсека
        • 2. 4. 2. 4. Результаты оценки эффективности пакета противошумных мероприятий
      • 2. 4. 3. Измерение внутреннего шума
        • 2. 4. 3. 1. Проработка параметра виброизоляции
        • 2. 4. 3. 2. Лабораторные испытания. Выбор звукопоглощающих и вибродемпфирующих материалов
        • 2. 4. 3. 3. Результаты оценки эффективности проведенных мероприятий
    • 2. 5. Анализ результатов
      • 2. 5. 1. Корпусной шум двигателя
      • 2. 5. 2. Шум впуска
      • 2. 5. 3. Шум выпуска
    • 2. 6. Выводы
  • Глава 3. РАСЧЕТ ОЖИДАЕМОЙ ШУМНОСТИ
    • 3. 1. Постановка математической модели акустических
  • Процессов, происходящих в автомобиле
    • 3. 2. Классификация расчетных схем
    • 3. 3. Расчет внутреннего шума
      • 3. 3. 1. Расчет шума выпуска
      • 3. 3. 2. Расчет шума впуска
      • 3. 3. 3. Расчет шума двигателя
      • 3. 3. 4. Расчет шума трансмиссии
      • 3. 3. 5. Расчет структурного шума
      • 3. 3. 6. Расчет шума в салоне автомобиля
    • 3. 4. Расчет внешнего шума
      • 3. 4. 1. Расчет шума выпуска
      • 3. 4. 2. Расчет шума двигателя
      • 3. 4. 3. Расчет шума впуска
      • 3. 4. 4. Расчет шума КПП
      • 3. 4. 5. Расчет шума шин
      • 3. 4. 6. Расчет шума в 7,5 м от автомобиля
    • 3. 5. Исследование сходимости экспериментальных данных
      • 3. 5. 1. Внутренний шум
      • 3. 5. 2. Внешний шум
    • 3. 6. Выводы по результатам расчета
  • Глава 4. МЕТОДИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДОВОДКИ АВТОМОБИЛЯ
    • 4. 1. Алгоритм доводки автомобиля по внешнему шуму
    • 4. 2. Алгоритм доводки автомобиля по внутреннему шуму
    • 4. 3. Оценка точности принятой методики доводки
    • 4. 4. Расчетная разработка комплекса мероприятий, направленных на достижение перспективных норм по шумности
    • 4. 5. Пакет перспективных требований
  • Выводы

Разработка методики акустической доводки легкового автомобиля по внешнему и внутреннему шуму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учитывая ежегодное увеличение парка автомобилей, продолжающееся увеличение мощности и быстроходности применяемых машин и механизмовпроблемы уменьшения их шума и токсичности отработавших газов (ОГ) можно отнести к наиболее важным при решении общей проблемы охраны окружающей среды, оздоровления условий труда и жизни людей. Снижение шума автомобиля является одной из важнейших проблем зашиты окружающей среды.

Рост энерговооруженности автотранспортных средств (АТС), увеличение рабочих скоростей приводят к заметному возрастанию шума, в результате которого ухудшается здоровье человека, снижается производительность труда, происходит акустическое загрязнение среды обитания.

Шум городского транспорта составляет величину до 95 дБА, при санитарной норме в 55 дБА. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург территории, на которых превышен санитарный предел, составляют до 45% общей площади городской застройки.

Меры, принимаемые для борьбы с шумом и вибрациями, отражены в различных законодательных актах, этим вопросам посвящены Постановления ЕЭК ООН (Правило № 51 ЕЭК ООН, директива 1999/101 ЕЭС и др.), Государственных стандартов (ГОСТ Р 51 616−2000, Гост Р 41.51−99 и прочие), благодаря которым требования на уровень шума выпускаемых автотранспортных средств постоянно ужесточаются. Так допустимые уровни шумности автомобилей в России и странах Европы ужесточаются примерно на 3 дБ, А каждые 10 лет. Большинство выпускаемых в настоящее время в России автомобилей разрабатывались под выполнение старых норм шумности, поэтому, для обеспечения постоянно ужесточаемых нормативных требований необходимо введение в устаревшую конструкцию выпускаемых автомобилей новых и высокоэффективных средств борьбы с шумом.

При модернизации и разработке конструкций машин возникает необходимость точно рассчитать шумовые характеристики с тем, чтобы еще в стадии проектирования обеспечить выполнение акустических расчетов машины, технически обосновать и заложить конструктивные мероприятия по уменьшению шума. Такая же задача возникает при форсировании и создании семейства унифицированных двигателей на основе базовых моделей.

В результате многочисленных работ, направленных на снижение шума и вибраций, реализуются мероприятия шумоглушения, которые могут распространяться на формирование процесса сгорания топлива в цилиндрах, на различные способы благоприятных резонансных акустических настроек в системах впуска и выпуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Успешное решение проблемы улучшения акустических характеристик автомобилей требует разработки и введения в арсенал борьбы с шумом новых универсальных методов и методик по расчету и проектированию шумозаглу-шающих устройств еще на стадии проектирования «нового» продукта.

Моделирование процессов шумообразования ДВС, их математическое описание и расчет относятся к наиболее сложным задачам прикладной акустики в теории двигателей. ДВС, как излучатель звуков является весьма сложной колебательной системой, и большинстве случаев обходятся приближенным расчетом звукового давления на основе нескольких известных важнейших характеристик источников звука и звуковых полей.

Основные источники шума легкового автомобиля в настоящее время изучены широким кругом авторов, однако отсутствует четкая методика доводки легкового автомобиля до нужного уровня акустического излучения, которая может являться основой для расчетной методики, предназначенной для конструкционной проработки вариантов исполнения систем и методов заглушения.

В диссертационной работе исследуются наименее изученные проблемы, связанные с разработкой практических и расчетных методов исследования основных источников шума легкового автомобиля. Наибольшее внимание уделяется исследованию влияния мероприятий, направленных на снижение шума каждого отдельно взятого источника шума, раскрывается спектральный состав источников и указывается доля основных составляющих спектра шума.

Теоретические методы базируются на методах статистической акустики применительно к легковому автомобилю малого класса (Ml). Расчетные исследования проведены на основе принятых автором методик (алгоритма) доводки автомобилей и разработанных программ в среде Microsoft Excel.

Кратко основную цель диссертационной работы можно сформулировать следующим образом: создание обобщенного метода доводки легкового автомобиля класса Ml до требуемых норм внешнего и внутреннего шума, и реализация его в виде программы персонального компьютера (ПК).

В период 1999;2004 г. г. автор диссертации принимал участие в доводке автомобилей, выпускаемых ОАО «ИжАвто» под действующие нормы шумно-сти и их сертификации на Центральном автополигоне (г. Дмитров, Научно Исследовательский Центр Испытаний Автомобильной и Мотоциклетной Техники — ГУЛ НИЦИАМТ). Разработанные в ходе доводки автомобилей методологические и теоретические положения внедрены в практику проектирования и применяются в настоящее время при разработке новых и модернизации выпускаемых моделей в ОАО «ИжАвто».

Методика акустического расчета внутреннего и внешнего шума легкового автомобиля должна обеспечивать решение важной прикладной задачипроектирование конкурентно-способной продукции и достаточно точно рассчитать, еще на стадии проектирования, акустические характеристики автомобиля, снизив тем самым объем доводочных работ.

Научная новизна работы заключается в следующем: 1. Экспериментально получены спектры (1/3 октавный, узкополосный) внешнего и внутреннего шума модифицированных автомобилей класса Ml и основных источников шума автомобилей для стандартных условий испытаний.

Установлены корреляционные зависимости между уровнем шума впуска, выпуска, корпусного шума двигателя и частотой вращения коленчатого вала двигателя испытанных автомобилей.

2. Экспериментально проведено разделение основных источников внешнего шума исследованных автомобилей, определен процентный вклад основных источников шума до и после доводки автомобилей с обеспечением требований Правил № 51−02 ЕЭК ООН (<74 дБ А).

3. Экспериментально исследована зависимость акустических свойств ряда шумо-вибропоглощающих материалов, применяемых для снижения внутреннего, внешнего шума автомобиля и вибрации, проведена их классификация.

4. На базе статистической теории акустики представлены аналитические зависимости для расчета внешнего и внутреннего шума автомобилей класса Ml, позволяющие оценивать доли звука отдельных источников в общем уровне шума, с использованием характеристик шумо-вибропоглощающих материалов, полученных в лабораторных условиях и спектров шумов основных источников, полученных в стендовых и дорожных условиях. Представленные аналитические зависимости, в отличие от общепринятых, включают оценку во внешнем шуме исследуемого автомобиля: шума впуска, шума коробки переменных передач и шума двигателя, распространяющегося через радиатор.

Практическая полезность заключается в следующем:

1. Получена достоверная информация об основных источниках внешнего и внутреннего шума модифицированных автомобилей класса Ml (АА, АВ, АС) и выработаны рекомендации по снижению их уровня до действующих норм.

2. Получены эмпирические выражения для уровней шума основных источников, что дает конструктору возможность проведения расчетов с целью выбора наилучшего сочетания технико-экономических качеств машины и позволяет значительно сократить затраты времени и ресурсов на доработку (разработку) автомобиля, заменив длительные испытания акустическим расчетом.

3. Предложена последовательность экспериментального выявления основных источников шума автомобиля и доводки их акустических качеств до требуемых норм. На основании проведенных исследований предложена обобщенная (экспериментально-расчетная) методика акустической доводки автомобиля класса Ml.

4. Разработана программа расчетного прогнозирования уровня внешнего шума для доводки автомобилей класса Ml под перспективные требования (Правил № 51 -03 ЕЭК ООН (<71 дБ А)).

Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме диссертации и ее основные положения опубликованы в 7 научно-технических статьях, докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Балттехмаш — 2000», г. Калининград, Россия, 2000гна Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, Россия, 2002 г.- на IX Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей» Владимирский государственный университет — 2003 г.- на Международном семинаре «Информационные технологии в инновационных проектах», г. Ижевск, Россия, 2003 г.

Диссертация неоднократно докладывалась и обсуждалась на кафедре ИжГТУ «Тепловые двигатели и установки», а так же в отделе испытаний и доводки механики в Управлении главного конструктора ОАО «ИжАвто».

Разработанные «тотальные» глушители шума впуска и выпуска используются для исследований опытных комплектаций автомобилей, а экспериментальная установка для определения звукоизоляции шумо-виброизоляционных материалов применяется для определения свойств опытных материалов.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы 220 страниц, в том числе 88 рисунков, 44 таблицы и 20 страниц приложений.

Список литературы

составляет 93 наименования, в том числе на английском языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В работе исследованы основные источники возбуждения внешнего и внутреннего шума легковых автомобилей класса Ml на примере автомобилей ИЖ-2126, ИЖ-21 2601(4X4), ВАЗ-2106 и их модификаций. В основу проведенных теоретических и экспериментальных исследований положена экспериментальная методика по выделению шумов различных источников акустического излучения автомобиля и его систем на разгонных режимах в дорожных и стендовых условиях.

2. Разработана экспериментально-расчетная методика доводки легкового автомобиля класса Ml по внешнему и внутреннему шуму, которая основывается на проведенных исследованиях по выявлению основных источников шума автомобиля и их возможного заглушения. Разработаны алгоритмы акустической доводки легковых автомобилей категории Ml.

Принятая методика является обоснованным руководством по доводке легкового автомобиля и его систем по параметрам акустического излучения.

3. Разработана программа расчета внешнего и внутреннего шума легкового автомобиля, которая позволяет прогнозировать возможные мероприятия для обеспечения требуемых норм акустического излучения как внешнего, так и внутреннего шума. Анализ исследований, проведенных на разработанной программе, позволит значительно сократить объем опытно-конструкторских и экспериментальных работ, выбрать наиболее эффективные и дешевые способы снижения шума автомобиля, и тем самым повысить технико-экономические и экологические характеристики автомобиля при неизбежном, но контролируемом повышении цены.

4. Установлено, что двигатель по прежнему является основным источником шума легковых автомобилей категории Ml, однако при испытании по внешнему шуму, на первый план начинает выходить шум наката, достигающий 62% от общего уровня — при испытании на III передаче. В связи с этим, обоснована необходимость комплектации автомобилей шинами с уровнем шума наката не выше 70 дБА.

5. Определен комплекс первоочередных мер по снижению внешнего шума легковых автомобилей класса Ml до действующих и перспективных нормативов шумности, заключающийся в ослаблении шума, излучаемого из пространства моторного отсека: в ослаблении корпусного шума силового агрегата, разработке низкошумных конструкций систем газообмена двигателя — впуска и выпуска, введении дополнительных эффективных шумопоглощающих и шу-моизолирующих элементов непосредственно в мотоотсеке автомобиля.

В качестве обязательных мероприятий указано на необходимость использования низкошумных шин и кондиционных узлов трансмиссии, в частности КПП (не дефектной с точки зрения высокого шумоизлучения на зубцовых частотах зацепления шестерен, особенно на 3-ей передаче).

6. Проведена работа по классификации и выбору современных шумопоглощающих и вибродемпфирующих материалов для использования их с целью снижения внутреннего шума и частичного снижения внешнего шума. По результатам проведенных испытаний предложен эффективный пакет шумо-вибродемпфирования, обеспечивший выполнение законодательных норм по внутреннему шуму автомобилей ИЖ-2126 (Ода), ИЖ-21 261 (Фабула), ИЖ-212 601 (Ода, 4X4) и ИЖ-212 611 (Фабула, 4X4).

7. Предложены эмпирические зависимости для определения уровня шума основных источников — корпусного шума двигателя, шума впуска, шума выпуска в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя при разгоне, согласно методики Правил № 51−02 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.51 — 99) и ГОСТР 51 616−2000.

8. Проведенные экспериментальные исследования позволили обозначить конструктивные мероприятия, обеспечивающие уровень шума производимого автомобилями ИЖ-2126 (Ода), ИЖ-21 261 (Фабула), ИЖ-212 601 (Ода, 4X4), ИЖ-212 611 (Фабула, 4X4), ВАЗ-2106 и ВАЗ-2104 (производства ОАО «ИжАв-то»), в соответствии с требованиями Европейских и общероссийских норм — Правила ЕЭК ООН № 51−02 (ГОСТ Р 41.51 — 99), ГОСТ Р 51 616−2000.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильный справочник: Пер. с англ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. — 992 с.
  2. В.М. Внешний шум легкового автомобиля и возможности его снижения: Дис. .канд. техн. наук. Волгоград., 2000. — 142 с.
  3. С.П. и др. Борьба с шумом и вибрацией в машиностроении/ С. П. Алексеев, A.M. Казаков, Н. Н. Колотилов. М.: Машиностроение, 1970. — 208 с.
  4. И.В. и др. Испытания автомобилей: Учебник для машиностроительных техникумов по специальности «Автомобилестроение"/ И. В. Балабин, Б. А. Куров, С. А. Лаптев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1988. — 192 с.
  5. С.К., Белов С. В. Исследование акустических характеристик пористых материалов и глушителей шума//Труды МВТУ № 308. 1979. — с. 110−128.
  6. В.В., Кислова Т. Б., Попов А. В. Применение методов интенсиметрии для локализации источников воздушного шума и оценки эффективности средств акустической защиты//Техническая акустика. — 1999. — Т. V. -№ 1−2. — с. 93−98.
  7. С.К. Разработка метода акустического расчета комбинированных глушителей шума транспортных средств: Дис.канд. техн. Наук. Курган., 2000. — 169 с.
  8. И.И. Что может вибрация?: О вибрационной механике и вибрационной технике. М.:Наука, 1988. — 208 с.
  9. Борьба с шумом: Сборник / Под ред. проф. Е. Я. Юдина. — М.: Стройиздат, 1964, 702 с.
  10. Борьба с шумом и вибрацией в машиностроении/ С. П. Алексеев, A.M. Казаков, Н. Н. Колотилов. М: Машиностроение, 1970. — 208 с.
  11. И.Борьба с шумом на производстве: Справочник/ Е. Я. Юдин, JI.A. Борисов, И. В. Горенштейн и др.- под ред. Е. Я. Юдина. М.: Машиностроение, 1985. -400 с.
  12. Вибрационная и противоударная защита машин и установок. Материалы краткосрочного семинара. Под ред. д.т.н. В. И. Попкова, Ленинград, 1981.-20 с.
  13. И.Ф., Фролов К. В. Теория вибрационной техники и технологии. М: Наука, 1981. — 320 с.
  14. ГОСТ 12.1.026−80 (СТ СЭВ 1412−78). Шум. Определение шумовых характеристик источников шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью. Технический метод. М.: Изд-во стандартов, 1981.-10 с.
  15. ГОСТ 12.1.028−80. Система стандартов безопасности труда, шум, методы определения шумовых характеристик источников шума.
  16. ГОСТ 12.4.012 83. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования. — М.: Изд-во стандартов, 1983. — 14с.
  17. ГОСТ 17 187–81 (СТ СЭВ 1351−78). Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1981. — 10 с.
  18. ГОСТ 19 358–74. Автомобили, автопоезда, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды. Внешний и внутренний шум. Предельно допустимые уровни. Методы измерений. М.: Изд-во стандартов, 1974.-16 с.
  19. ГОСТ 19 358–85 (СТ СЭВ 4864−84). Внешний и внутренний шум АТС. Допустимые уровни и методы измерений. — М.: Изд-во стандартов, 1985. 14 с.
  20. ГОСТ 23 941–79 (СТ СЭВ 541−77). Шум. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования. — М.: Изд-во стандартов, 1980. 10 с.
  21. ГОСТ 27 435–87. Внутренний шум АТС. Допустимые уровни и методы измерений. -М.: Изд-во стандартов, 1988. — 14 с.
  22. ГОСТ 27 436–87. Внешний шум АТС. Допустимые уровни и методы измерений. — М.: Изд-во стандартов, 1988. 16 с.
  23. ГОСТ Р 41.51−99 Автомобильные транспортные средства. Шум внешний. Допустимые уровни и методы испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1999. — 20 с.
  24. ГОСТ Р 51 616−2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний. — М.: Изд-во стандартов, 2000. 22 с.
  25. Градостроительные меры борьбы с шумом /Г.Л.Осипов, Б. Г. Прутков, И. А. Шишкин, И. Л. Крагодина. М: Стройиздат, 1975. — 216 с.
  26. Двигатели внутреннего сгорания: системы поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для вузов / С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- под общей ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1985. — 456 с.
  27. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для студентов вузов./ В. П. Алексеев, В. Ф. Воронин, Л. В. Грехов и др.- под ред А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М: Машиностроение, 1990. — 288 с.
  28. Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания/ В. М. Кондрашов, Ю. С. Григорьев, В. В. Тупов и др. М.: Машиностроение, 1990. -272 с.
  29. Ф.М., Фролов К. В. Вибрация в технике и человек. М.: Знание, 1987.- 160 с.
  30. И 1975.37.101.018−92 Субъективная оценка акустического комфорта легковых автомобилей. Инструкция. НТЦ Авто ВАЗ. 1992. 20 с.
  31. Испытания автомобилей/ В. Б. Цимбалин, В. Н. Кравец, С. М. Кудрявцев и др. -М.: Машиностроение, 1978. 199 с.
  32. Испытания двигателей внутреннего сгорания/ Б. С. Стефановский, Е. А. Скобцов, Е. К. Кореи и др. М.: Машиностроение, 1972. — 368 с.
  33. Исследование вибрационной нагруженности картера и удлинителя коробки передач автомобиля «Москвич-412» и выявление причин, вызывающих их разрушение: Отчет о НИР/ Дмитров, НАМИ- по х/договору № 254−68−172. Инв. № 878. 1970. 70 с.
  34. Исследование и доводка по виброакустике двигателя УЗАМ 1,8 л: Отчет о НИР/ Тольятти, АО «АвтоВАЗ" — по х/договору № 33 621 154, Инв. № 2006, 2001.-240 с.
  35. А.И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003.-496 с.
  36. А.И., Тупов В. В. К расчету акустических характеристик глушителей шума // Вестник МГТУ. Серия «Машиностроение».- 1994. -№ 3. -С. 118−124.
  37. Лабораторно-дорожные исследования автомобиля ИЖ-2125 по снижению внешнего и внутреннего шума до уровней 79−80 дБ (А): Отчет о НИР/ Тольятти- по х/договору № 101 010/8016. Инв. № 1456, 1981.-99 с.
  38. Д.Ф., Бикир Н. Шум электрических машин и трансформаторов. Пер. с рум. М.: Энергия, 1973. — 271 с.
  39. В.Н. и др. Снижение шума автомобиля/ В. Н. Луканин, В. Н. Гудцов, Н. Ф. Бочаров.- М.: Машиностроение, 1981. 158 с.
  40. В.Н. Шум автотракторных двигателей внутреннего сгорания.-М.: Машиностроение, 1971. 272 с.
  41. .Н. Снижение инфразвука и низкочастотного шума в автомобиле: Автореф.докт. техн. наук. ~М., 1988. 28 с.
  42. Г. Л. и др. Акустические измерения в строительстве / Г. Л. Осипов, Д. З. Лопашев, Е. Н. Федосеева. -М.: Стройиздат, 1978. -212 с.
  43. Г. С. и др. Вибропоглощающие свойства конструкционных материалов: Справочник/ Г. С. Писаренко, А. П. Яковлев, В. В. Матвеев — Киев.: Наук, думка, 1971. 376 с.
  44. А.И., Сливина Н.А. Mathcad 2000. Математический практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 656 с.
  45. Правила № 51−02 ЕЭК ООН. Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы испытаний. — ЕЭК ООН, 1998. — 60 с.
  46. Пути снижения внешнего шума легкового автомобиля/ В. В. Ломакин, Н. А. Никифоров, Н. Ф. Бочаров и др. Тольятти.: НИИНавтопрома, 1982. — 47 с.
  47. Разработка и апробация мероприятий по снижению внутреннего шума автомобиля ИЖ-2126−063 (4X4): Отчет о НИР/ Москва, НАМИ, Инв. № 2034 2002. 27 с.
  48. М.А. Борьба с шумом на тракторах. Минск: Наука и техника, 1973. —206 с.
  49. М.А. Прогнозирование шумовых характеристик поршневых двигателей. Минск: Вышэйшая школа, 1981. — 40 с.
  50. И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1975. — 320 с.
  51. Результаты исследований и доводки автомобилей 2106, производства АО «ИЖМАШ» по внешнему шуму: Отчет о НИР/ Тольятти- Инв. № 2056, 2002. -133 с.
  52. РТМ 37.031.022 80. Методы измерения и оценки шума и вибрации легковых автомобилей, возбуждаемых дорожными неровностями. — Дмитров.: НАМИ, 1980.-22 с.
  53. Дж. У. Моделирование шума выхлопной системы двигателя // Аэрогидромеханический шум в технике / Пер, с англ. М.: Мир, 1983. — С.233−256.
  54. Е.П., Сафонов В. В. Борьба с шумом и вибрацией в промышленности. Киев: Выща школа, 1990. 167 с.
  55. И.И. Производственный шум и борьба с ним. Профиздат, 1955. — 336 с.
  56. С.Г. Исследования по созданию глушителей шума ротационных газодувок РУТС // Труды МВТУ № 308. 1979. — с. 94−110.
  57. Снижение внутреннего шума легкового автомобиля ИЖ-2126: Отчет о НИР/ НИИ Специального машиностроения МГТУ- по х/договору № М2−608. Инв. № 2354. М., 1993. — 49 с.
  58. Совершенствование системы впуска и выпуска двигателя М-412 с целью повышения его мощностных и экономических показателей: Отчет о НИР/ Ижевск, Ижев. с/х институт- по х/договору № 3453. Инв. № 1066. 1973. 53 с.
  59. Р.Н. Теория и синтез глушителей для впускных и выпускных систем двигателей внутреннего сгорания: Дисс. докт. техн. наук. -Тольятти: ТЛИ, 1982. 333с.
  60. Р.Н. Теория и синтез заглушающих устройств для систем впуска и выпуска автомобильных двигателей/Юрганизация автомобильного производства, — Тольятти: филиал НИИНавтопрома, 1978, № 13, с.40−45.
  61. А.А. Метод расчета шума пульсирующих источников: Методическое пособие. М.: МВТУ, 1976. — 40 с.
  62. А.А., Тупов В. В., Юдин Е. Я. Глушитель шума впуска для две: Машины приборы, стенды: Каталог. М: Машиностроение, 1976. — 24 с.
  63. А.С., Гулезов С. С., Белякин С. К., Ткаченко Ю. Л. Акустический расчет нейтрализаторов выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания // Техническая акустика. Научно-технический журнал ВАА. 1999. — том VI СПб, с. 24−27.
  64. Техническая акустика транспортных машин: справочник /Л.Г. Балишанская, Л. Ф. Дроздова, Н. И. Иванов и др.: под ред. Н. И. Иванова. СПб.: Политехника, 1992. — 365 с.
  65. Ю.Л. Расчет акустической эффективности глушителей шума ДВС матричным методом с учетом характеристик источника и окружающей среды. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997.- 8с.
  66. Ю.Л. Разработка и внедрение методики акустического расчета реактивных глушителей шума транспортных средств: Дисс. канд. техн. наук. -Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.-148с
  67. В.Е. Виброакустика автомобиля. М.: Машиностроение, 1988. — 144 с.
  68. Л.В., Миселев М. А., Егоров Л. Г. и др. Глушители шума в отечественном и зарубежном дизелестроении// Сборник статей, М, НИИ ИНФОРМТЯЖМАШ. 1968 — с. 3−16.
  69. Р. Шум: Пер. с англ. Д. И. Арнольда. -М.: Мир, 1978. 308 с.
  70. Улучшение акустических показателей системы выпуска автомобиля «Москвич — 412 ИМЗ"/ Ижевск, Ижевский с/х институт- по х/договору № 3452. Инв. № 1065. 1973.-47 с.
  71. Хак Г. Турбодвигатели и компрессоры: Справ. Пособие: пер. с нем., Лангкабель. -М.: ООО «Изд. Астрель», ООО «Изд. ACT», 2003, 351 с.
  72. В.В. Улучшение виброзащитных качеств сидений автомобилей общего назначения и высокой проходимости: Автореф.канд. техн. наук. — Челябинск, 1984.-20 с.
  73. Г. А. Шум судовых систем: вентиляции и кондиционирования воздуха / Г. А. Хорошев, Ю. И. Петров, Н. Ф. Егоров. Л.: Судостроение, 1974. -200 с.
  74. А.Е. Снижение шума грузовых автомобилей методом капсулирования двигателя: Автореф. канд. техн. наук. -М., 1985. — 18 с.
  75. Ю.П. Акустические свойства неоднородных комбинированных строительных материалов М.: Стройиздат, 1980. — 140 с.
  76. Шум на транспорте: Пер. с англ. М.: Транспорт, 1995. — 368 с.
  77. Advances in automobile engineering. Part III. Proceedings of a Symposium on Noise and Vibration. Edited by G.H. Tidbury Advanced School of Automobile Engineering, Cranfield, 1964. — p. 220.
  78. Architectural acoustics / Ginn K.B., M. Sc. Bruel & Kjser 1978, 170 p.
  79. Gamier J. Theoretical and experimental study of standing waves in an automobile passenger compartment. — Unikeller Conference, 4th, Proceedings, Milano, 1975, part l, p. 5/1—5/33.
  80. Gillard P. The body as transmission element between the sources and the passenger compartment. — Unikeller Conference, 5th, Proceedins, Milano. 1974, part 1, p, 3/1—3/42.
  81. Hajduk D. A technique for reduction of axle generated noise. SAE Paper N 700 102, p. 11.
  82. Hodgson Т. H. Aerodynamic Noise. — Advances in automobile engineering, part 3, Noise and Vibration, London, 1970, p. 77—87.
  83. Ivanov N., Kurzev G. The Theory and Practice of Construction and Transport Machine Noise Reduction//Unikeller Conference.— Zurich, 1989.— 4 p.
  84. JIS D 1601. Japanese Industrial Standard. Vibration Testing Method for Automobile Parts, 1977, 20 p.
  85. Jost K. Measuring vehicle pass-by noise. Automotive Engineering, SAE, March, 1995, p. 28−32.
  86. Maekawa Z. Noise Reduction by Distance from Sources of Various Shapes//Applied Acoustics, 1970, N 3, P. 225−238.
  87. Raff I. A., Perry R. D. H. Vehicle noise studies. — Journal of Sounds and Vibration, 1973, vol. 28, N. 3, p. 456—458,
  88. Shimizu M. Acoustical problems in car interior structure.—Journal of Society of Automotive Engineers of Japan 1969, vol. 23, N. 8, p. 11—19.
  89. Sievewright G.P. Noise optimization of air-intake manifolds Automotive Engineering, SAE, October, 1998, p. 85−87.
  90. Technical Review, № 1, Bruel & Kjser, 1976. 40 p.
  91. Technical Review, № 1, Bruel & Kjser, 1982. 36 p.
  92. Technical Review, № 2, Bruel & Kjser, 1989. 48 p.
  93. Transportation noise reference book / Ed. By P.M.Nelson. — London: Butterworths, 1987.-427 p.
Заполнить форму текущей работой