Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Систематизация знаний учащихся как условие их готовности к обучению в вузе: На примере предметов естественнонаучного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс методов исследования: метод теоретического анализа (историографический, сравнительносопоставительный, моделирование, метод аналогий) — метод системноструктурного анализа учебного материала по предметам естественнонаучного циклаопрос (анкетирование, интервьюирование, беседа) — диагностические методы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------.
  • ГЛАВА I. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК
  • СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ ИХ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Формирование готовности учащихся к обучению в вузе как объект педагогического исследования
    • 1. 2. Методологические основы систематизации знаний учащихся
    • 1. 3. Проблема систематизации знаний в педагогике и психологии
    • 1. 4. Основные приёмы и формы организации учебных занятий, способствующие систематизации знаний учащихся
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • II. 1. Методика систематизации знаний учащихся
    • 11. 2. Организация и методика проведения педагогического эксперимента- его основные этапы.
    • 11. 3. Оценка результативности и эффективности экспериментальной работы
  • Выводы по главе II

Систематизация знаний учащихся как условие их готовности к обучению в вузе: На примере предметов естественнонаучного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, существует серьёзное противоречие между требованиями, предъявляемыми вузами к качеству знаний выпускников школ, и реальным уровнем их готовности к обучению в вузе. Всё это и определило актуальность и тему нашего исследования.

Постоянно встречающиеся в директивных документах целевые установки на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» и т. д. так и остаются на уровне деклараций, существенно не изменяя реального хода дел на практике. В связи с этим возникает целый ряд тео.

В) ретических и практических затруднений: как строить образовательный процесс, способствующий формированию высокого уровня интеллектуального развития учащихсякаковы должны быть действия учителя и учащихся, педагогические приёмы и формы организации учебной деятельности, способствующие формированию у будущих студентов теоретического мышления, от которого зависит характер приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний?

Поиски ответов на эти вопросы привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс. В. П. Беспалько утверждает, что «.обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предлагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя» [ 14, С.3]. || Педагогическая практика показывает, что нет такого стандартизированного универсального воздействия на учащихся, приводящего с неизбежностью к полному достижению целей обучения и воспитания. В реальной педагогической ситуации следует говорить о выборе оптимального сочетания средств воздействия на личность учащегося. Такую возможность дает применение системного подхода к процессу усвоения знаний учащимися.

Одним из способов осуществления системного подхода в образовании является проведение систематизации знаний учащихся, обучение их приёмам самостоятельной систематизирующей деятельности, умению ориентироваться в учебном материале, свободно оперировать усвоенной теорией и применять её на практике. Сформированность таких качеств у выпускников школ является одним из основных показателей их готовности к учебной деятельности в условиях вуза.

Вопросы системного подхода и систематизации знаний рассматри-Ф вались в трудах философов: И. В. Блауберга [17,18,], Д.М. Гвишиани[205],.

П.В.Кузьмина [101], Н. В. Садовского [18, 159, 160], Э. Г. Юдина [17,18] и др.- психологов: Л. С. Выготского [27], П. Я. Гальперина [28], В. В. Давыдова [44], Е.Н.Кабановой-Меллер [75], С. Л. Рубинштейна [154,155,156], Ю. А. Самарина [162,163], Н. Ф. Талызиной [183], М. Н. Шардакова [213,214] и др.- педагогов: С. И. Архангельского [7], Ю. К. Бабанского [10,11,12], В. П. Беспалько [13,14], М. Л. Данилова [47], В.В.Завьяло-ва[195,196], А. Н. Звягина [62,63,64,65,66,67], Л. Я. Зориной [68,69],.

A.Н.Крутского [97,98,99], Н. В. Кузьминой [102], И. Я. Лернера [109],.

B.А.Онищука [134], В. П. Симонова [167,168,169,176], М. Н. Скаткина [48], А. В. Усовой [193,194,196], К. Д. Ушинского [198,199] и др.

Однако, в научной литературе остается недостаточно разработанным вопрос создания и внедрения в школьную практику методики обучения учащихся систематизирующей деятельности.

Цель исследования заключается в научном обосновании и дальнейшей разработке теоретических основ деятельности учителя по систематизации знаний учащихся общеобразовательных учреждений и в совершенствовании на основе системного подхода методики систематизации их знаний по предметам естественнонаучного цикла в процессе их подготовки к обучению в вузе.

Объектом исследования является систематизация знаний учащихся, рассматриваемая в качестве составляющей когнитивного компонента готовности учащихся к обучению в вузе.

Предметом исследования избраны приёмы и формы организации учебной деятельности, способствующие систематизации знаний учащихся средних школ и выработке у них умения самостоятельно приобретать эти знания.

В своём исследовании мы исходили из следующей гипотезы. На формирование готовности учащихся к обучению в вузе оказывает значительное влияние целенаправленная, планомерная деятельность учителя по систематизации знаний учащихся. Процесс систематизации знаний можно проводить успешнее, если внедрить в практику школьного обучения по предметам естественнонаучного цикла методику систематизирующей деятельности, основанную на применении учебных модулей, дискретного, системнофункционального и системно-структурного подходов к усвоению знаний, которые предполагают обучение учащихся самостоятельной систематизирующей деятельности.

Исходя из цели и гипотезы исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Выявить причины слабой готовности учащихся средней школы к обучению в вузе.

2. Изучить состояние проблемы систематизации знаний учащихся в дидактике и школьной практике.

3. Выявить эффективные приёмы и формы организации учебных занятий, способствующие систематизации знаний учащихся.

4. Разработать методику систематизации знаний по предметам естественнонаучного цикла.

5. Внедрить разработанную методику в практику работы школы и проверить её эффективность в соответствии с выбранной системой показателей в ходе педагогического эксперимента.

Методологическую основу исследования составляют: теория познания, её системный метод, положения о системности материального мира и системности его познания, теория управления педагогическими системами, теория деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий, теория развивающего обучения.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс методов исследования: метод теоретического анализа (историографический, сравнительносопоставительный, моделирование, метод аналогий) — метод системноструктурного анализа учебного материала по предметам естественнонаучного циклаопрос (анкетирование, интервьюирование, беседа) — диагностические методы (тестирование, обобщение параметров) — праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности) — экспериментальные методы (дидактический эксперимент в различных его видах) — изучение и обобщение педагогического опыта отечественных и зарубежных педагогов и преподавателей естественнонаучных дисциплинметод статистической обработки данных (поэлементный, пооперационный анализы, уровневая диагностика).

Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе (1995;1996 уч.г.) осуществлялось изучение литературы по теме исследования. Практическая сторона данного этапа заключалась в анкетировании и наблюдении за работой учителей г. Сургута и Сургутского района и в проведении констатирующего эксперимента с целями изучения состояния исследуемой проблемы в практике школьного обучения и выявления уровня сформированности у учащихся умения систематизировать знания.

На втором этапе (1996;1998уч.г.г.) осуществлялась разработка гипотезы исследования и уточнялись задачи, на этой основе разрабатывался и проводился формирующий эксперимент с целью проверки эффективности модульного обучения и методологических подходов (дискретного, системно — функционального и системно — структурного) — уточнялась и корректировалась методика систематизации знаний с учетом данных формирующего экспериментаопределялся возраст учащихся, для которого применима разработанная нами методикавыявлялось значение отдельных форм организации учебных занятий для успешного осуществления систематизации знаний.

На третьем этапе (1998 — 1999 уч. г.) проводился контрольно — аналитический эксперимент с целью выявления эффективности разработанной методики систематизации знаний. 1.

I На четвертом этапе (1999г.) осуществлен анализ и обобщение результатов эксперимента, сформулированы результаты, проведено оформление диссертации.

Вся структура исследования отображена на рисунке 1.

Структура диссертационного исследования.

Рис. 1.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— впервые проведена классификация приёмов, способствующих систематизации знаний;

— обоснована система принципов построения методики систематизации знаний;

— разработана методика систематизации знаний учащихся по предметам естественнонаучного цикла.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке рекомендаций для учителей по вопросам применения методики систематизации в практике школьного обученияв составлении общих методических указаний к разработке учебных модулей для обучения учащихся старших классов средней школы по предметам естественнонаучного циклаво внедрении в практику школьного обучения как отдельных методологических подходов (дискретного, системнофункционального, системноструктурного) к усвоению знаний, так и в целом методики систематизации знаний учащихся;

На защиту выносятся: разработанная классификация приёмов, способствующих систематизации знаний учащихсясистема принципов, на которых должна строится методика систематизации знанийразработанная методика систематизации знаний учащихся по предметам естественнонаучного цикла.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании кафедры педагогики и кафедры естественно — научных дисциплин СурГПИ, на научно — практических конференциях: «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в образовательных учреждениях» (г.ТюменьД99б г.), «Формирование инновационного стиля педагогического мышления спе1 циалиста» (г.Сургут, 1997 г.), «Инновационно — дидактические конструкции в подготовке педагогических кадров» (г.Сургут, 1998 г.), «Совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы» (г.Сургут, 2000), на Всеросийской научно — практической конференции «Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности» (г.Сургут, 1998 г.). С изложением методики и результатов исследования автор выступал перед учителями общеобразовательных школ, гимназий и лицеев г. Сургута и Сургутского района, на курсах повышения квалификации учителей, на городской научно-практической конференции «Образование Сургута-21веку», посредством публикаций научных статей.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, которые содержат семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по II главе.

1. Несформированность теоретического мышления у учащихся ведет за собой тяжелые последствия для вузовского образования. Развитие системного мышления у учащихся требует специальных педагогических приемов и форм построения учебной деятельности. С этой целью предлагается внедрить в практику школьного обучения разработанную нами методику систематизации знаний учащихся по предметам естественнонаучного цикла.

2. Предлагаемая методика представляет собой целостную методологическую систему, основанную на использовании в обучении учебных модулей, дискретного, системно — функционального и системно — структурного подходов к усвоению знаний учащихся.

3. Методика была апробирована, усовершенствована и проверена в ходе опытноэкспериментальной работы, проведенной с учащимися 7−11-х классов школ города Сургута.

4. Эксперимент показал, что вышеназванные методологические приемы результативны при применении их в практике обучения, начиная с 7−8 классовв старших классах возможно их сочетание с использованием учебных модулей.

5. Для исследования эффективности методики применялся как поэлементный, так и уровневый подходы в диагностике усвоения знаний учащимися. В процессе проведения эксперимента была установлена эффективность использования разработанной нами методики.

Заключение

.

Главное в подготовке учащихся состоит не в простом наложении новых знаний на уже имеющиеся, а в том, чтобы вооружить умением самостоятельно усваивать новые знания, непрерывно совершенствуя их систему, критически мыслить и творчески подходить к решению возникающих проблем. Именно такие качества должны определять личность выпускника.

ОУ, способного в дальнейшем обучаться в вузе.

Возникшее противоречие между требованиями, предъявляемыми вузами к качеству знаний выпускников школ, и реальным уровнем их готовности к обучению в вузе в настоящее время возможно разрешить лишь при условии применения системного подхода к усвоению знаний учащимися. Системный подход, в свою очередь, предполагает систематизацию знаний.

Выполненное исследование направлено на дальнейшую разработку теоретических основ деятельности учителя по систематизации знаний учащихся, а таюке совершенствование на основе системного подхода методики систематизации их знаний по предметам естественнонаучного цикла в процессе подготовки к обучению в вузе.

Выдвинутая нами гипотеза получила необходимое подтверждение. В итоге теоретического и экспериментального исследования по заявленной теме сделаны следующие свидетельствующие о решении поставленных задач выводы:

— Изучено содержание понятия «готовность учащихся к обучению в вузе». Предложена теоретическая модель-схема, в которой готовность учащихся к обучению в вузе представлена совокупностью четырех компонентов: мотивационного, когнитивного, организационного, коммуникативного. Раскрыто содержание когнитивного компонента.

— Составлена классификационная карта, отражающая характеристику уровней готовности учащихся к обучению в вузе на основе критериев: уровень систематизации", «степень самостоятельности», «сформирован-ность общеучебных умений и навыков».

— Выявлены причины неудовлетворительного состояния подготовки учащихся к обучению в вузе, главной из которых является недостаточная разработанность и слабое внедрение в школьную практику методики обучения учащихся систематизирующей деятельности.

— Рассмотрены методологические основы систематизации знаний и уточнено определение понятия «систематизация» с позиций теории познания и общей теории систем.

— Изучены различные проблемы систематизации знаний, существующие в дидактике и школьной практике, выделены уровни систематизации. С учетом иерархии систем представлена модель, связывающая обобщение и систематизацию с логикой развития научного знания.

— Показана система приемов, способствующих систематизации знаний и проведена их классификация, которая, после изучения, может быть применена в практике работы как начинающих учителей, так и стажистов. На основании анализа научных работ и результатов эксперимента выделены те приемы, которые наиболее целесообразно применять на начальной ступени обучения учащихся предметам естественнонаучного цикла (в 6−8 классах).

— На основе специальных исследований предложена система форм организаций учебных занятий в соответствии с дидактическими целями и уровнями систематизации.

— Разработана методика обучения учащихся систематизирующей деятельности, обоснованы принципы ее построения и условия реализации с учетом возрастных особенностей учащихсяпредлагаемая методика основана на комплексном применении учебных модулей и методологических подходов к усвоению знаний учащимися.

— Выбраны критерии системности знаний учащихся, с помощью которых проверены: качество усвоения структурных элементов системы научных знаний, уровни сформированности умения учащихся самостоятельно систематизировать полученные знания и определять результаты в виде идеограмм.

— Даны рекомендации для учителей по вопросам разработки учебных модулей и применения методики систематизации в практике школьного обучения по предметам естественнонаучного цикла.

В настоящем исследовании получили решение только некоторые проблемы, связанные с формированием у учащихся системных знаний высокого уровня, что во многом предопределит их готовность к обучению в вузе. Дальнейшие исследования в рамках обозначенной темы могут быть связаны с разработкой: 1) психологических основ систематизации знаний- 2) теоретических основ спецкурса для студентов педвузов по вопросам систематизации знаний- 3) регионального образовательного стандарта, включающего методологическую компетентность учащегося, которая предполагает умения выпускников самостоятельно систематизировать получаемые знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Система: философская категория и реальность. — М., 1976.- 188 с.
  2. В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростка: Дис. канд. пед. наук. -М., 1987. -С.46−51.
  3. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Выпуск 1: Тез. докл. Всероссийской научной конференции. СПб.: Образование, 1994. — С.8−26.
  4. .Т. Формальные аспекты научного знания // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, права. 1993. — Вып.2. — С.24−26.
  5. Аналогии в курсе физики средней школы / Методические рекомендации для учителей физики. Сост. Редько Г. Б. Одесса, 1974. — 20 с.
  6. C.B. Система действий при формировании физических понятий // Физика в школе. 1983. — № 5. — С.43−46.
  7. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  8. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  9. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368с.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1985.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982.
  13. В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). Воронеж, 1997.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  15. И.А. Формирование системных знаний по химии у учащихся старших классов: Дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 121 с.
  16. В.А. Структурно-логические схемы при решении задач // Физика в школе. 1992. — № 5−6. — С.27−29.
  17. И. В. Юдин Э.Г. Философские проблемы исследования систем и структур // Вопросы философии. 1970. — № 5. — С.58−68.
  18. И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. — № 8. — С.20.19
Заполнить форму текущей работой