Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Московский студенческий педагогический отряд (МСПО)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно с уверенностью сказать, что социальная потребность в деятельности студенческих педагогических отрядов неуклонно возрастает. А студенческие годы участников педагогического отряда наполнены увлекательными делами, творчеством, созиданием и продуктивным взаимодействием. Московский студенческий педагогический отряд работает под девизом, которым стали слова замечательной детской песни: Иди… Читать ещё >

Московский студенческий педагогический отряд (МСПО) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Студенческие годы — время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. Однако для воспитания молодого человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего чёткой гражданской позицией, возможностей одного учебного процесса явно недостаточно. Необходимо активное практическое участие студенческой молодёжи в различных формах социально значимой и социально полезной деятельности. Одна из таких форм — студенческие педагогические отряды. Их прообразом были вожатские коллективы лагерей-спутников для детей сельских тружеников при отрядах различного и, в первую очередь, строительного профиля. Лагеря-спутники создавались двух типов: профильные (культурно-массовые, военно-патриотические, спортивные, учебные, трудовые) и комплексные. Студенты, желающие работать вожатыми в этих лагерях, проходили предварительную профессиональную подготовку. Уже в семидесятые годы лагерей-спутников насчитывалось несколько десятков тысяч. Принято считать, что история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. В наши дни педагогические отряды составляют более 40% от общего числа действующих отрядов. При этом они занимают одно из ведущих мест в системе кадрового обеспечения педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений. Одно из важнейших направлений их деятельности — работа со школьниками по формированию и обучению активов старшеклассников, развитию детского и молодёжного движения. Кроме того, они активно реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми.

Комплектование студенческих педагогических отрядов сегодня осуществляется на основе двух ведущих подходов:

  • а) традиционный — формирование отрядов в образовательных учреждениях педагогического профиля для прохождения студентами летней педагогической практики на базе детских оздоровительных центров;
  • б) формирование отрядов из числа студентов вузов непедагогического профиля для социально-педагогической работы с детьми по месту жительства, в детских и подростковых клубах, специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, социальных приютах, детских домах), а также для работы вожатыми в детских оздоровительных лагерях.

Информация о том, что базовый вуз аэрокосмической отрасли «МАТИ» — Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского является координатором движения студенческих педагогических отрядов в России, как правило, вызывает удивление. А объясняется это тем, что в МАТИ, наряду с организацией учебного процесса, большое внимание всегда уделялось воспитанию будущего специалиста, созданию комплекса необходимых условий для его личностного и социального развития. В связи с определёнными достижениями университета в этом направлении Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в 1997 году на базе МАТИ был создан Межвузовский центр гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов (МЦРЛС). Ведущим направлением деятельности центра стало дополнительное профессиональное обучение студентов и специалистов, работающих с молодёжью, для чего разработана соответствующая методическая и нормативно-правовая база. А в 1998 году была разработана программа «Активизация социальной роли студенчества в регионе», которая впоследствии переросла в городскую программу «Московский студенческий педагогический отряд» (программа «МСПО»).

Организаторы программы «МСПО»:

  • — Комитет по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы;
  • — Московская федерация профсоюзов;
  • — Совет профсоюза работников образования и науки города Москвы;
  • — Комитет общественных связей Правительства Москвы;
  • — Комитет региональных связей и национальной политики Правительства Москвы;
  • — «МАТИ» — Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского.

Московский студенческий педагогический отряд работает под девизом, которым стали слова замечательной детской песни: Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом. Иди, мой друг, всегда, Иди Дорогою добра!

Участники Московского студенческого педагогического отряда — студенты не только МАТИ, но и других вузов Москвы. Ребята работают в двух режимах: сезонном и круглогодичном.

Работу в круглогодичном режиме осуществляют 11 линейных студенческих педагогических отрядов, у каждого из которых свой командир, фиксированный состав и конкретный план работы:

Деятельность отряда в сезонном режиме — напряжённая и разнообразная. Это и работа вожатыми в детских оздоровительных центрах, объединениях молодёжи в летних трудовых лагерях, которые организует Московский центр труда и занятости молодёжи «Перспектива», и сопровождение юных москвичей в детские оздоровительные центры, расположенные на Азово-Черноморском побережье, и многое другое.

Интересной и творческой работе студентов в лагере предшествует серьёзная образовательная подготовка в Школе молодого вожатого.

Об эффективности системы образовательной подготовки участников Московского студенческого педагогического отряда говорят данные социологических опросов, осуществлённых Межвузовским центром гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов. В них приняли участие более 1000 человек. Все они отметили положительное влияние образовательной подготовки на их личностный рост, эрудицию, развитие творческих способностей.

Можно с уверенностью сказать, что социальная потребность в деятельности студенческих педагогических отрядов неуклонно возрастает. А студенческие годы участников педагогического отряда наполнены увлекательными делами, творчеством, созиданием и продуктивным взаимодействием.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой