Информационные ресурсы государственного регулирования региональной социально-экономической системы
В рамках методологической концепции единой архитектуры информационную систему региона можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 19. Здесь присутствуют ядро и три сферы жизнедеятельности (экономика, социальная сфера, управление). Ядро является единым для всех систем набором методов работы с информацией, способов ее хранения и обработки, изменяемым только централизованно и синхронно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ТИПА
- 1. 1. Базовые теоретические концепции постиндустриального общества
- 1. 2. Информационное понятийное подпространство в системе экономических категорий
- 1. 3. Особенности экономических отношений по поводу купли-продажи информационных ресурсов
- ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 2. 1. Эволюция теории государственного регулирования в информационном обществе
- 2. 2. Место и роль информационных ресурсов в государственном регулировании социальио-экономических процессов
- 2. 3. Структура информационных ресурсов региона
- ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
- 3. 1. Институциональные основы формирования информационных ресурсов государственного управления регионом
- 3. 2. Опыт и проблемы использования информационных ресурсов региональными органами власти
- 3. 3. Пути повышения эффективности управления информационными ресурсами государственного регулирования социально-экономической системы региона
Информационные ресурсы государственного регулирования региональной социально-экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Последние годы характеризуются качественным изменением роли информации в экономической и социальной сферах, формированием в экономике развитых стран мощных информационных секторов, выделением информационного производства в самостоятельную отрасль с широким использованием рыночных методов ее организации и управления. Значительность протекающих процессов позволила поставить вопрос о появлении экономики нового типа, информационной экономики, где доминирующее значение приобретают отношения по поводу производства, переработки, хранения, передачи и использования информационных ресурсов.
Информационный ресурс становится основным фактором развития социально-экономических систем. Существенные отличия информации от традиционно выделяемых экономических ресурсов, особенности содержания информационных продуктов как товара требуют учета изменений окружающей реальности и в области управления социально-экономическими системами, в том числе на государственном уровне.
В условиях возрастания роли информационной составляющей в различных сферах деятельности общества и его отдельных индивидов, функции государства, правила его взаимодействия с обществом претерпевают изменения. Управление информационной экономикой требует гораздо большего, чем ранее, сосредоточения на аналитико-исследовательских компонентах. Требования к качественным и количественным показателям информационного обеспечения процесса государственного регулирования экономики значительно возрастают. Данные тенденции распространяются на различные уровни государственного регулирования, в том числе и на региональный.
Степень разработанности проблемы. Рассмотрение теоретических проблем информационной экономики в той или иной мере опирается на исследования в области теории информации, основоположниками которой принято считать К. Шэннона и Н. Винера, сформировавших теоретико-информационный подход.
Общие и частные аспекты постиндустриального развития и собственно информационной экономики, характеристика социально-экономических последствий развития информационных технологий рассматриваются в работах таких зарубежных исследователей, как Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, К. Кларк, М. Кастельс, Ф. Махлуп, Т. Сакайя, Т. Стюарт, О. Тоффлер, Т. Умесао и др.
Начало непосредственно экономического осмысления информации происходит в рамках теории неоинституционализма, которая, в отличие от неоклассического направления, включает информацию в круг экономического исследования. Немаловажную роль сыграли в этом процессе работы О. Моргенштерна, Г. Саймона, Ж. Сапира, Дж. Стиглера и др.
В российской экономической науке до недавнего времени проблемы информатизации не являлись предметом пристального анализа. Существенное влияние на формирование информационного направления в отечественной экономической науке оказали работы О. Антипиной, С. Дятлова, В. Иноземцева, С. Майорова, Р. Нижегородцева, В. Тамбовцева, Р. Цвылева и др.
Разработка теории информационных ресурсов связана с трудами А. Антопольского, С. Ваниянца, Т. Николаевой. Вопросы информационных ресурсов государственного управления экономикой в своих исследованиях поднимают А. Алексеев, Г. Артамонов, Г. Климантова, И. Корконосов, Б. Кристальный, К. Маркарян, А. Петров, А. Щегорцов и др. Следует отметить важные по постановке проблем в области информатизации государственного регулирования региональной экономики работы В. Иванченко, Н. Масловой, Д. Пономарева. Вместе с тем, проблемы формирования и использования информационных ресурсов государственного регулирования в региональной социально-экономической системе, совершенствования управления ими, еще требуют своего научного осмысления.
Актуальность изучения теоретических основ и закономерностей формирования и использования информационных ресурсов в процессе государственного регулирования региональной социально-экономической системы с целью повышения эффективности управления ими предопределила выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.
Целью диссертационного исследования является разработка предложений по совершенствованию информационной системы государственного регулирования в регионе на основе выявления сущностных характеристик информационных ресурсов и изучения закономерностей информатизации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
— обобщить теоретико-методические предпосылки анализа в рамках концепций постиндустриального развития и собственно информационной экономики;
— в границах информационного понятийного пространства определить сущность информационного ресурса, систематизировать особенности экономических отношений по поводу его купли-продажи;
— выявить актуальные тенденции трансформации института государства в условиях становления информационного общества;
— раскрыть место и роль информационных ресурсов в государственном регулировании социально-экономических процессов, охарактеризовать структуру информационных ресурсов региона;
— на основе анализа современного опыта институционализации процессов информатизации органов власти субъектов Федерации предложить пути повышения эффективности управления информационными ресурсами государственного регулирования региона.
Объект исследования — информационные ресурсы государственного регулирования региональной социально-экономической системы.
Предмет исследования — совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием информационных ресурсов, а также институциональные особенности информатизации.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды неоклассического направления экономической теории, а также фундаментальные идеи и концепции неоинституционализма. В ходе работы над темой диссертационного исследования автором изучены публикации ведущих зарубежных и отечественных ученых, раскрывающие закономерности становления информационной экономики, государственного регулирования экономики, монографии и диссертационные исследования, материалы периодических изданий.
Диссертация основывается на диалектическом методе познания и принципах системности. При обосновании теоретических положений и аргументации выводов использовались методы категориального, эмпирического, историко-генетического, сравнительного анализа, синтеза, научной абстракции, статистики, индукции и дедукции.
Информационной базой выступили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, информация, размещенная на сайте Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, материалы научно-аналитических обзоров, национальных докладов и опубликованных результатов мониторинга о состоянии информационных ресурсов России, официальные Интернет-ресурсы правительств зарубежных стран.
Область исследования соответствует следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК:
— специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) — п. 5.9: «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем», п. 5.16: «Разработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления»;
— специальность 08.00.01 — Экономическая теория (общая экономическая теория) — п. 1.1: «Теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях».
Научная новизна работы заключается в выявлении закономерностей институционализации процессов информатизации государственного регулирования региональной социально-экономической системы на базе исследования сущности информационных ресурсов, их функционирования, воздействия на развитие современной экономики и институтов.
Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защигу: по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).
1. В рамках анализа эволюции места и роли государства в социально-экономических системах установлено, что с переходом к постиндустриальному обществу ряд функций государства приобретает новое качество (антимонопольная, инвестиционно-инновационная, научно-техническая политика). Приведены различные подходы к классификации информационных ресурсов (по уровню доступа, степени обобщения информации, праву собственности), предложена модель комплексного информационно-аналитического обеспечения регулирования региональной экономики (п. 5.16. Паспорта специальности 08.00.05).
2. На основе расчета ряда показателей динамики информационных ресурсов осуществлен анализ информационного поля региона. При исследовании отраслевой структуры экономики региона с точки зрения интенсивности использования современных информационных ресурсов (анализ динамики применения персональных компьютеров, специализированного программного обеспечения, глобальных сетей, уеЬ-сайтов) выявлено доминирование сферы управления, предприятий промышленности и торговли (п. 5.9. Паспорта специальности 08.00.05).
3. Нормативная база и склонность к оппортунистическому поведению определены в качестве основных институциональных факторов формирования и развития информационных ресурсов государственного регулирования региональной социально-экономической системы. В качестве наиболее значимой проблемы формирования и использования информационных ресурсов государственного регулирования социально-экономических систем выделены разобщенность и ведомственная организация информационных ресурсов. Разработаны предложения по их поступенчатой интеграции на базе сочетания ведомственности ведения и единства функционирования (п. 5.9. Паспорта специальности 08.00.05). по специальности 08.00.01 — Экономическая теория (общая экономическая теория).
4. В результате анализа теоретических воззрений на процессы информатизации общества и обобщения методических подходов к определению категории «информация» в экономической теории предложена авторская трактовка взаимоувязанной цепочки понятий: «данные» — «информация» — «знание» (п. 1.1. Паспорта специальности 08.00.01).
5. В процессе изучения особенностей информационного ресурса обоснован вывод о монополистическом характере его рынка, разработана теоретическая модель, раскрывающая условия проявления монополизма как результата положительного эффекта от масштаба. Среди факторов, обусловливающих сложность демонополизации, выделены специфичность структуры издержек производства данной категории благ, наличие внешнего сетевого эффекта и эффекта «ловушки». Необходимость государственного регулирования естественной монополии рынка информационных ресурсов дополняется потребностью интернализации положительных внешних эффектов (п. 1.1. Паспорта специальности 08.00.01).
Теоретическая и практическая значимость работы. Положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения вопросов становления экономики информационного типа. Выводы и предложения, сформулированные в работе, расширяют научную базу для решения проблем формирования и использования информационных ресурсов в государственном регулировании экономики.
Авторские рекомендации предполагают возможность их использования научно-практическими работниками и государственными служащими при подготовке и осуществлении конкретных стратегий комплексного управления процессами развития экономики и социальной сферы региона.
Материалы диссертации могут быть востребованы в учебном процессе в рамках преподавания курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика и управление».
Результаты диссертационного исследования использованы при совершенствовании системы информационных ресурсов сети ресторанов быстрого питания «Жар-Пицца».
Апробация результатов исследования. Основные идеи, развиваемые в диссертационной работе, новые теоретические положения и практические рекомендации докладывались и получили положительную оценку на семи международных, всероссийских и межрегиональных научных и научно-практических конференциях: V Международная научная конференция «Россия: тенденции и перспективы развития» (г. Москва, ИНИОП РАН, декабрь 2004) — II Всероссийская научно-практическая конференция «Управление в социально-экономических системах» (г. Пенза, ПГСХА, декабрь 2004) — III Международная научно-практическая конференция «Совершенствование управления научно-техническим прогрессом в современных условиях» (г. Пенза, ПГУ, апрель 2005) — Межрегиональная научно-практическая конференция молодых ученых «Формирование российской модели государственного и муниципального управления в условиях административной реформы: противоречия и перспективы» (г. Орел, ОРАГС, май 2005) — Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы региональной экономики и образования» г. Орел, ОГУ, март 2006) — Международная конференция молодых ученых «Новейшие изменения и актуальные проблемы территориального развития современной России» (г. Орел, ОРАГС, апрель 2006) — Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы формирования государственных политик в России: состояние и перспективы» (г. Москва, май 2006).
Публикации. По результатам исследования опубликовано двенадцать научных работ общим объемом 15,21 п.л. (3,55 п.л. — авторских).
Структура работы отражает общий замысел и логику исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений. Содержание работы изложено на 164 страницах, включает 6 таблиц, 23 рисунка, 17 приложений.
Результаты исследования по выявлению проблем использования информационных ресурсов государственного регулирования региональной экономики позволяют перейти к задаче разработки рекомендаций по повышению эффективности управления информационными ресурсами в рамках данного института.
3.3. Пути повышения эффективности управления информационными ресурсами государственного регулирования социально-экономической системы региона.
В условиях формирования постиндустриальной экономики государство становится одним из важнейших институтов, определяющих дальнейшее развитие экономики и социальной сферы. Использование информационных ресурсов в государственном регулировании социально-экономических систем направлено на эффективное решение стоящих перед этим институтом задач. Однако было бы ошибочно полагать, что рост результативности работы автоматически проявляется с внедрением современных технологий использования информационных ресурсов, качество самого ресурса может выступать лишь как один из факторов. Важно обеспечить не только своевременное внедрение современных информационных технологий в процессы государственного регулирования экономики, но и задействовать их наиболее оптимальным образом.
В качестве первого направления повышения эффективности использования информационных ресурсов в государственном регулировании социально-экономической системы мы предлагаем осуществление поступенчатой интеграции задействованных здесь информационных ресурсов.
Как отмечалось выше, формирование информационного ресурса для целей государственного регулирования региональной социально-экономической системы невозможно без привлечения компонентов федеральных ведомственных ресурсов, без их органичной интеграции в новую систему. Многие ведомства имеют свои базы данных и их формирование заново не только нецелесообразно, но и в ряде случаев просто невозможно. Очевидно, что необходимо отказаться от практики ведомственной информатизации, поскольку акцент на внедрение подобных решений не отвечает важнейшей составляющей системного развития — появлению эмерджентной составляющей.
Учитывая различную ведомственную принадлежность информационных ресурсов, в рамках совместного функционирования важно обеспечить непротиворечивость их содержания. Это является предпосылкой согласованных действий органов различной принадлежности в планировании достижения общих задач. Например, все инстанции, осуществляющие в той или иной форме регулирование рынка земли и землепользования, должны обладать идентичной информацией в рамках своей компетенции. Электронная форма представления данных способствует процессу синхронизации содержания взаимосвязанных информационных ресурсов, сводя участие человека к минимуму.
Достижение непротиворечивости содержания информационных ресурсов возможно и необходимо в случае их ступенчатой интеграции в рамках многозвенной иерархии. «Ступенчатость» заключается в объединении объектов нижестоящего уровня в объект вышестоящего уровня без учета количества самих уровней. Этот подход в настоящее время характерен для ведомственных ресурсов, т.к. в большинстве своем внутри ведомства используется одинаковый набор средств, ориентированный на выполнение определенного круга задач.
Интеграция в таких условиях обеспечивается при небольших затратах времени и средств.
В то же время очевидно, что в рамках одного ведомства не всегда возможно полноценное ведение информационного ресурса, отражающего состояние сложного и многоаспектного объекта. Аккумулирование всех функций по его формированию и поддержанию в одном месте нецелесообразно. Регистр, содержащий информацию о крупном объекте, будет иметь много измерений, не все из которых попадут в разряд необходимых для данного конкретного ведомства. Например, объект «население» может иметь разные измерения с точки зрения органов правопорядка (наличие судимости, статус пребывания на территории), здравоохранения (перенесенные заболевания), банковской сферы (кредитная история) и управления экономикой (агрегированные данные о доходах).
Идея формирования поступенчато интегрированного ресурса заключается в том, что из совокупности узконаправленных (первичных) информационных ресурсов, построенных при соблюдении общих правил работы с данными, формируется единая, логически непротиворечивая совокупность регистров, отражающих большинство существенных сторон объекта. Как отмечалось выше, можно не собирать множество первичных ресурсов в один напрямую, а формировать иерархическую структуру, где помимо начального и конечного звена присутствуют «переходные» элементы различной степени агрегирования информации.
На наш взгляд, преимущество такого подхода обусловлено в том числе его адекватностью современному административно-территориальному делению и федеративному устройству России. Муниципалитеты и административные районы в процессе осуществления своих функций формируют ресурсы первичного звена, которые после их интеграции выступают в качестве информационной основы принятия решений на региональном уровне. Муниципалитет или район как объект управления здесь не теряется, всегда есть возможность конкретизации данных без дополнительных административных процедур (письменные запросы, расшифровки и т. д.).
Аналогично ситуация может быть рассмотрена для федерального уровня и округов.
Естественно, что степень интеграции может существенно варьироваться в зависимости от конкретного набора ресурсов. Исходя из функциональных задач, необходимо наряду с вертикальным объединением оставить возможности построения горизонтальных связей. В рамках данного подхода мы предлагаем одну из возможных моделей такого взаимодействия и взаимосвязи в области учета объектов недвижимости и прав на них (рис. 18).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ (ГРН) и п.
II •I II II.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР — (ГЗК).
Кадастровый номер
Вещнце права / и обременения'.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДСТР НЕДВИЖИМОСТИ (ГКН).
ЕДИНЫИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, (ЕГРЮФ).
Информация о правообладателе.
Кадастровое дело.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРС1 ВЕННЫЙ РЕЕСТР ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ (ЕГРП).
Кадастровое дело.
Рисунок 18 — Взаимосвязь государственных информационных ресурсов в рамках региональной информационной системы по учету прав собственности.
Базовой конструкцией здесь выступает триада «физическое лицо — объект недвижимости — права и обременения». В основании «пирамиды» находятся четыре информационных ресурса, которые отражают отношения населения и объектов, учитываемых производными регистрами: землей, объектами недвижимости, правами на объекты, подлежащими государственной регистрации, и предпринимательской деятельностью.
Вершину образует Государственный регистр населения, поскольку именно люди владеют собственностью как прямо (как физическое лицо или индивидуальный предприниматель), так и косвенно (через участие в уставных капиталах и долях юридических лиц).
Однозначное соответствие между этими ресурсами можно достичь за счет использования ключевых полей (например, кадастровый номер однозначно определяет соответствие земельного участка как географического понятия и объекта недвижимости), что позволяет существенно экономить ресурсы и повышать качество управления за счет более четкой своевременной регистрации существенных фактов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и оборотом объектов недвижимости, а также возможности восстановления состояния регистра на любой момент времени в случае нарушения его физической или логической целостности (например, при возникновении споров о праве собственности, при обращении взыскания на заложенное имущество и т. д.).
Думается, что представленная система может быть полезной органам государственного регулирования экономики для осуществления мониторинга состояния рынка земли и других объектов недвижимости по степени вовлечения в экономический оборот, уровню концентрации прав владения и т. д.
Мы предлагаем рассматривать проблему эффективности ресурсов комплексно, без отрыва от вопросов эффективности целостной информационной системы, в рамках которой функционирует информационный ресурс.
В рамках методологической концепции единой архитектуры информационную систему региона можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 19. Здесь присутствуют ядро и три сферы жизнедеятельности (экономика, социальная сфера, управление). Ядро является единым для всех систем набором методов работы с информацией, способов ее хранения и обработки, изменяемым только централизованно и синхронно. Именно оно обеспечивает возможность эффективного диалога между системами этих сфер без дополнительных усилий. Несмотря на различие самих областей жизнедеятельности (экономика — ориентация на прибыль, социальная сфера — на человека, управление — обеспечение стабильности функционирования всех сегментов), их системы информационного обеспечения являются по существу едиными и неделимыми.
СИО регулирования управления хозяйственной деятельностью.
Рисунок 19 — Схема интегрированной системы информационного обеспечения (СИО) региона.
Непосредственно в рамках рассмотрения подсистемы информационного обеспечения наиболее актуальными для данного исследования мы считаем разработки СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». При построении системы информационного обеспечения органов власти они предлагают отталкиваться от схемы, представленной на рис. 20.
Хранилище данных обеспечивает интеграцию разнородных распределенных информационных ресурсов, находящихся во внешней среде. Территориальные подсистемы создаются в составе реализуемых типовых автоматизированных информационных систем территорий внутри региона. Отраслевые подсистемы представляют собой информационно-аналитические системы отраслевых комитетов и управлений.
Губернатор Вице-губернаторы Правительство.
Интегрированная система информационно-аналитическою обеспечения.
Хранилище данных (интегрированные информационные ресурсы).
Расг ределенные информационные ресурсы.
Территориальные подсистемы ИС.
Отраслевые подсистемы ИС.
Информационные (аналитические) системы федеральных органов власти.
Рисунок 20 — Система информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Санкт-Петербурга1.
На уровне функционирования хранилища данных формируется внутреннее информационное поле, в рамках которого работает подсистема анализа. Специалисты (аналитики и эксперты), используя предварительно собранные и классифицированные данные, могут сосредоточиться на своих непосредственных функциях — выработке рекомендаций руководителям.
1 Сайт СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» [Эпектронный ресурс] -режим доступа http //analitica spb ru/template asp9doctype=2 — загл с экр. — 15 05 2005. региона. На основании этих документов аналитиков должностные лица могут принимать обоснованные решения.
Как уже отмечалось, проблема эффективности использования информационных ресурсов связана не только с качественными характеристиками самого ресурса, но и с особенностями информационно-аналитического процесса. Проведенное нами исследование позволило разработать теоретическую модель, объясняющую структурную характеристику использования информационных ресурсов в процессе государственного регулирования региональной социально-экономической системы (рис. 21).
Рисунок 21 — Структурная характеристика использования информационных ресурсов в государственном регулировании развития региональной социально-экономической системы.
Здесь управление как деятельность расщепляется на две составляющие согласно различиям в заявляемых целях и задачах: оперативный и стратегический уровни. Информация в свою очередь из базовой совокупности первичных ресурсов систематизируется в границах функционирования отдельных систем — статистика, информационные службы территорий, функционально-ориентированные центры. В рамках процесса дифференциации содержания этих ресурсов происходит и их взаимодействие между собой. Поскольку довольно часто содержание баз данных различных систем пересекается, экономически и технически оправдан взаимный обмен содержащейся в них информацией. Здесь устраняются неоправданные затраты времени и средств на сбор и обработку первичного материала, а также негативное влияние «человеческого фактора».
Для выявления закономерностей функционирования и оценки эффективности использования информационных ресурсов государственного регулирования социально-экономических систем нами разработана теоретическая модель информационной подсистемы управления (рис. 22). На этапе создания модели нами были рассмотрены основные объекты, на которые направлено воздействие государства (по классификации A.M. Бабашкиной1).
В качестве методической основы построения модели принята концепция академика РАН A.C. Алексеева (приложение 16). Однако, в результате работы над моделью, мы пришли к выводу о нецелесообразности строгого выделения для каждой группы субъектов регулирования собственной информационно-аналитической службы и информационных ресурсов.
Разделение работы по субъектам регулирования, предложенное академиком A.C. Алексеевым, по нашему мнению, не содействует развитию у аналитиков таких подразделений целостного, системного видения сложных проблем, а в случае необходимости проведения комплексного анализа обусловливает дополнительные издержки, связанные с поиском нужной информации.
1 Бабашкина, А М Государственное регулирование национальной экономики Учеб пособие — М Финансы и статистика, 2003. — С. 26.
Напротив, существование единого коллектива, как мы полагаем, способно уменьшить затраты на решение задач подготовки аналитических материалов, поскольку, как отмечают Климантова Г. И. и Щегорцов A.A.1, аналитические работники в процессе постоянного общения друг с другом могут более эффективно расширять свой персональный информационный фонд.
Рисунок 22 — Теоретическая модель использования информационных ресурсов государственного регулирования социально-экономических систем.
Предлагаемая нами в рамках развития концепции академика Алексеева и соблюдения принципа единства архитектуры модель, характеризующая.
1 Климантова Г. И., Щегорцов A.A. Аналитическое обеспечение законодательной деятельности // Вестник Совета Федерации, серия: Основные проблемы социального развития России. -№ 2(158). — С. 11. систему комплексного информационно-аналитического обеспечения государственного регулирования социально-экономической системы, схематично изображена на рис. 23.
Рисунок 23 — Система комплексного информационно-аналитического обеспечения управления регионом.
Единый для обеих ветвей власти информационно-аналитический центр и хранилище данных позволяет организовать аналитическую работу наиболее эффективным образом.
Основная проблема, возникающая здесь при формировании и использовании единого информационного ресурса, порождается противоречивостью требований к нему со стороны пользователей. Независимость ветвей власти дает им право на выбор своих механизмов анализа данных, способов преодоления информационной неопределенности и т. д. Мы полагаем, что решение этой проблемы невозможно путем механического разделения предметной области между работниками аналитических служб и экспертов каждой из ветвей власти. По-видимому есть целесообразность в отделении информационно-технической службы от аналитической, но создание множества узкоспециализированных групп экспертов, как отмечалось выше, мы считаем бесперспективным.
Как отмечалось в параграфе З.2., эффективность использования органами регулирования региональной социально-экономической системы коммуникационных возможностей современных технологий в настоящее время находится на низком уровне.
Полагаем, что, учитывая постиндустриальные тенденции развития социально-экономических систем, органам государственного регулирования всех уровней необходимо более активно внедрять достижения современных информационно-коммуникационных технологий, подходя к этому процессу с учетом требований роста эффективности и соблюдения системности.
В качестве эмпирической базы данной части исследования мы используем официальные отчеты, обзоры и другую информацию, размещенную на официальном ресурсе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и порталах органов государственной власти регионов.
Заметим, что исследуемая проблема уже обратила на себя внимание федеральных властей: Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет мониторинг1 региональных Интернет-порталов (сайтов) органов государственной власти, охватывающее 89 субъектов Российской Федерации (все они в настоящее время имеют свое представительство в глобальной сети). Министерство стремится получить информацию о содержании разделов по информатизации и видов представленной информации, а также о наполнении портала с точки зрения реализации Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
При этом мониторинг осуществляется по следующим блокам: орган, осуществляющий политику информатизации в регионеинформационное законодательство (нормативно-правовая база информатизации) — информационные ресурсы и системы регионаосновные направления работ по реализации политики информатизацииотчеты, доклады, итоги работ в области информатизации (аналитические материалы) — мониторинг региональной.
Обзор содержания разделов по информатизации на порталах субъектов Российской Федерации, подготовленный Минэкономразвития России (по состоянию на январь 2005 г.) [Электронный ресурс] - режим доступа http //gov cap ru/Inerarhy asp? page=/l 9926/46 422/93376-загл с экр. — 16 03 2006 информатизацииразвитие ИТ-отраслипоказатели информатизацииэлектронное правительствоэлектронные торгипродвижение информатизации.
Анализируя опубликованные результаты данного обследования, можно сделать вывод о том, что в регионах вопросами информатизации занимаются министерства в рамках региональных правительств, управления, департаменты, отделы и комитеты. На большинстве региональных порталов указаны лишь наименования подразделений, занимающихся этими вопросами и их контактные данные. Положение об органе, ответственном за информатизацию, представлено не везде, в связи с чем невозможно проанализировать задачи и функции соответствующих подразделений и выделить основные проблемы, решаемые ими.
Законодательная база представлена на региональных порталах достаточно полно. Практически на всех сайтах имеется текст ФЦП «Электронная Россия (2002;2010 гг.)», федеральных законов «Об информации, информатизации и защите информации», «Об электронной цифровой подписи», Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. В ряде субъектов РФ присутствуют региональные нормативные акты по регламентации сведений для обязательного размещения на общедоступных серверах органов управления, которые также доступны на этих Интернет-ресурсах. Однако системный подход к формированию нормативной базы и ее освещению на общедоступных порталах отсутствует.
Мы провели анализ информационных порталов органов регионального управления на предмет наличия раздела, посвященного информационным ресурсам и системам региона. Мы выявили, что такого рода информация на официальных сайтах встречается довольно редко. Их наполнение для разных субъектов индивидуально, не существует единой структуры. Так, на портале Московской области представлены следующие информационные ресурсы: властьгорода и районыСМИобщественные организациикультура, спорт, образование.
В Ханты-Мансийске к информационным ресурсам округа отнесены следующие подсистемы: правовыеэкономическиесправочныеподдержки управленческой деятельностидокументооборотаинформационно-аналитическиеучета персоналаФЦП «Электронная Россия».
Официальный Интернет-ресурс Администрации Орловской области (http://www.adm.orel.ru) содержит следующие разделы: губернаторорганы власти Орловской областиинвестиции, промышленность, РЭКисторико-географическая справкасообщения пресс-службыновостиполитикакультураобратная связьгосударственные закупкинациональные проекты.
Наиболее полно портал Администрации Орловской области освещает инвестиционные процессы в регионе, активному развитию которых способствуют проводимые ежегодно «Ярмарки инвестиций». На сайте доступны сведения об имеющихся инвестиционных проектах, о степени их реализации. Вместе с тем думается, что информационное содержание портала можно расширить за счет более подробного освещения других региональных программ и инициатив, представления ряда основополагающих региональных нормативных актов по различным направлениям деятельности. Наличие обратной связи в виде возможности оставить электронное сообщение позволяет говорить о постепенном переходе Орловской области ко второму этапу создания регионального «электронного правительства».
В полной мере на Интернет-портале Администрации Орловской области представлена информация о госзакупках — присутствует полный список тендеров, начиная с 23 января 2006 года, по каждой позиции которого можно получить контактную информацию инициатора закупок, максимальную стоимость контракта. В разделе национальных проектов для ознакомления доступны официальные документы, тексты выступлений представителей региональных властей и итоги первого года реализации программ, в которых Орловская область принимает участие.
Информационные ресурсы и системы муниципальных образований в большинстве своем не находят отражения на порталах органов регулирования региональной социально-экономической системы, хотя некоторые сайты содержат данные о структурах, занимающихся информатизацией в муниципалитетах, их контактные данные.
На уровне муниципальных образований процессы информатизации и развития информационных ресурсов получили развитие не везде. Например, в Брянской области в конце 2003 года проводилось обследование муниципальных образований на предмет выявления обеспеченности органов управления этого уровня техническими средствами, программным обеспечением, наличия и потребности в квалифицированных специалистах1. В ходе обследования была выявлена существенная зависимость уровня социально-экономического развития муниципального образования от состояния развития информационно-коммуникационных технологий в его органах управления. Однако, более чем в четверти обследованных объектов не применяются сетевые технологии, в трети — нет возможностей выхода в глобальные сети, почти четверть муниципалитетов не имеет лицензионного программного обеспечения. Наиболее освоенными продуктами являются справочно-поисковые правовые системы («Гарант», «Консультант Плюс» и т. д.), программы по организации бухгалтерского учета («1С: Бухгалтерия», «Парус» и т. д.).
Официальный сайт администрации Смоленской области содержит интересные данные об интенсивности использования и развития внутренней и внешней системы доступа к данным (приложение 17). Согласно приведенным там сведениям с мая 2002 года по декабрь 2005 года во внутренней сети областной администрации2 количество пользователей возросло до 1434 единиц. При этом в начале 2003 года их численность составляла 1031 единицу, в начале 2004 года — 1174, а в начале 2005 года — 1312. Построение тренда на основе данных о количестве пользователей на начало месяца в указанном периоде дало следующие результаты. Развитие процесса подключения пользователей к.
1 Лабекин В В., Лозбинев Ф Ю Обследование состояния информационно-коммуникационных технологий в органах управления муниципальных образований Брянской области // Регион в условиях перехода к устойчивой модели развития современного российского обществамат-лы Межрегион научпракт. конф 8−9 апреля 2004 г. -Брянск, 2004.-С. 220.
2 Количество посещений и количество пользователей Интернет-сервера Администрации Смоаснской области [Электронный ресурс] - Официальный сайт Администрации Смоленской области — режим доступа-http //admin smolcnsk ru’vlast/uit/intra htm внутренней сети администрации Смоленской области очень хорошо аппроксимируется линейной функцией: величина достоверности аппроксимации Я2 составила 0,9732. В среднем за месяц к внутренней сети подключалось более 12 пользователей, однако процесс этот слабо коррелирует с ростом числа посещений сервера администрации — величина коэффициента корреляции составила менее 0,039. Такое развитие ситуации говорит о достижении системой количественного порога интеграции или свидетельствует об игнорировании нововведений частью пользователей.
Помимо внутренней сети администрацией Смоленской области поддерживается Интернет-портал1. Его посещаемость в отличие от аналогичного показателя внутренней сети растет гораздо более интенсивно. И процесс этот во времени характеризуется не линейным, а квадратичным законом.
В результате проведенного анализа мы подтвердили высказанное предположение о начальном этапе развития «электронного правительства» в России (расширение присутствия органов власти в Интернете). Помимо тезиса о необходимости дальнейшего развития деятельности, достижения результатов, соответствующих более высоким этапам программы «электронного правительства», заметим, что органам власти важно зарегистрировать создаваемые ими базы данных в надлежащем порядке для закрепления права собственности на создаваемые информационные ресурсы и регламентации прав использования полученных из них сведений.
К недостаткам Интернет-порталов региональных администраций следует отнести легко исправляемую тенденцию отсутствия сведений о зарегистрированных в установленном порядке в НТЦ «Информрегистр» информационных ресурсах. В тоже время согласно данным самого «Информрегистра» на начало 2006 года в установленном порядке было зарегистрировано 1447 баз данных, принадлежащих органам региональной.
1 lntemet-ссрвср Администрации Смоленской области в рейтинге lnternet-сервсроворганов исполнительной власти субъектов РФ по числу посещений [Электронный ресурс] - официальный сайт Администрации Смоленской области — режим доступа http //admin smolensk ru/vlast/uit/reyting htm власти1, всего же на учете состояло 12 597 объектов информационных ресурсов2.
Важным направлением деятельности органов управления является осуществление закупок товаров и услуг для нужд сектора управления. В условиях перехода к информационному обществу государство не только не снижает их, а наоборот наращивает. Государственные закупки занимают немалую долю расходов правительств в общей их сумме, поэтому рост эффективности использования средств на этом направлении является мощным фактором роста рационализации затрат бюджета. Системы электронных торгов уже достаточно давно используются во всем мире — все фондовые и сырьевые биржи функционируют на основе информационных систем, призванных обеспечить взаимодействие сотен трейдеров, заключающих сделки купли-продажи. Государство же применяет подобные системы для проведения конкурсов по закупке товаров для нужд сферы управления.
Электронные системы государственных закупок работают сегодня во многих регионах. Экономический эффект от их работы является вполне ощутимым. Так, по итогам 2004 года в результате использования электронных систем организации и проведения закупок для нужд органов региональной власти бюджет Новосибирской области сэкономил 9,7% средств, выделенных на эти цели, в Челябинской области этот показатель составил 10,0%3.
Движение в направлении совершенствования качества информационных ресурсов, развитие систем информационной поддержки и информационно-аналитического обеспечения, использование новых возможностей современных информационных технологий для расширения взаимодействия между субъектом и объектом государственного регулирования является, на наш взгляд, необходимым условием повышения эффективности использования информационных ресурсов в государственном регулировании социально-экономической системы региона.
1 Каталог «Российские базы данных» [Электронный ресурс] - сайт ФГУП НТЦ «Информрегистр» — режим доступаhttp //www inforeg ru/db/region asp.
2 Рубрикатор ГРНТИ [Электронный ресурс] - сайт ФГУП НТЦ «Информрегистр» — режим доступа, http //www.inforeg ru/db/grnti asp.
3 Рябцун В. Электронный рынок государственных закупок в России // Вопросы экономики. — 2005 — № 4. -С. 128−129.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Во второй половине XX века резкое возрастание роли информации во всех сферах жизнедеятельности поставило вопрос о ее месте в функционировании социально-экономических систем.
Теория постиндустриального общества предлагает модель «общества будущего», определяющим ресурсом развития которого выступает информация. Универсальность и системная целостность воздействия информации на развитие экономики и общества позволяют говорить об информационном ресурсе как о ведущем факторе в системе производительных сил современного общества.
Относительная молодость данного направления экономической науки предопределяет несформированность его терминологического аппарата. В частности, ключевое понятие — информация — трактуется учеными по-разному. Противоречивость мнений авторов обусловила необходимость авторской попытки более четкого определения взаимосвязи категорий во взаимоувязанной цепочке понятий «данные» — «информация» — «знание». В данной работе под информацией понимается совокупность интерпретированных данных, а под знаниями — продукт использования информации. Информация является связующим звеном между данными (объективная сторона) и знаниями (субъективная сторона) при наличии двунаправленности связей в этой замкнутой цепи.
Информационный ресурс представляет собой продукт интеллектуальной деятельности, принявший форму, пригодную для его включения в производственный процесс. По сравнению с другими экономическими ресурсами информация обладает рядом существенных особенностейнеистощимостью, избирательностью, неотчуждаемостью, неэквивалентностью количества и качества, легкой тиражируемостью и т. д.
Специфика информационных ресурсов определяет особенности информационных издержек. Процесс создания информационной сущности относится только к первому экземпляру информационного продукта, а остальные единицы лишь тиражируются. Высокие затраты на непосредственное производство информационной сущности и низкие предельные издержки тиражирования обусловливают положительный эффект от масштабов производства и определяют склонность рынка информационного ресурса к естественной монополии.
Демонополизация рынка информационного ресурса усложняется в связи с существованием внешнего сетевого эффекта, проявляющегося в возрастании полезности информационной среды взаимодействия с ростом числа ее пользователей. Кроме того, на этом рынке присутствует эффект ловушки, заключающийся в предпочтительности выбора потребителем того информационного блага, модификации которого он использовал ранее.
Для рынка информационных ресурсов характерно наличие существенных экстерналий (как со стороны потребления, так и со стороны производства), определяющих отклонение складывающегося равновесия от Парето-оптимального. С целью приближения рыночного равновесия к состоянию, оптимальному с точки зрения общества, государство может и должно интернализировать возникающие внешние эффекты (например, субсидируя научные исследования, финансируя сферу образования и т. д.).
Для постиндустриального общества характерно отношение к государству как к важнейшему институту, содействующему дальнейшему развитию экономики. Невозможность распространения на информационные блага принципов функционирования рыночного механизма, обусловленная спецификой информации, усиливает функцию государства как производителя общественных благ.
Проведенное исследование показало, что задачи государства, характерные для индустриальной эпохи, — необходимость поддержания конкуренции, развитие фундаментальной науки — не утрачивают своей значимости. Инвестиционно-инновационная и научно-техническая политики приобретают характер доминант развития. Эти направления воздействия государства позволяют отчасти компенсировать негативные последствия экстерналий и естественной монополии рынка информационных ресурсов, содействуя более полному включению данной категории благ в рыночный оборот.
Процесс регулирования социально-экономической системы требует адекватного информационного обеспечения. В обществе информационного типа усложнение связей в социально-экономических системах обусловливает увеличение информационной емкости принимаемых решений. В этой ситуации возрастают требования к подсистеме информационно-аналитического обеспечения регулирования, поскольку от эффективности ее работы во многом зависит результативность государственного управления социально-экономической системой в целом. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют организовать гибкий сбор сведений об управляемой подсистеме, обеспечить более эффективное взаимодействие органов управления друг с другом.
Информационные ресурсы государственного регулирования в рамках данного исследования классифицируются по ряду признаков: уровню доступа (ограниченного пользования и общедоступные), степени обобщения информации (первичные и агрегированные) и праву собственности (государственные и негосударственные).
Органы государственного управления используют преимущественно государственные агрегированные ресурсы, привлекая сведения из ведомственных систем ограниченного доступа и используя общедоступные данные. Основным источником количественной информации является система государственной статистики, аккумулирующая данные о состоянии социально-экономической системы. Сведения качественного характера типичны для нормативно-правовой сферы. Задачи формирования информационных ресурсов в области законодательства возложены на Министерство юстиции РФ.
В процессе исследования проанализирован ряд программ по использованию современных информационных ресурсов для сбора и обработки информации в региональных органах управления. Отмечена ограниченность охвата регионов страны, выявлена проблема нарушения принципов комплексности и системности в процессе информатизации органов власти, что сказалось на качестве создаваемых информационных систем.
Необходимым условием успешного взаимодействия агентов по вопросам разработки, построения и эксплуатации информационных ресурсов является институциональная среда. В развитых странах необходимость формирования соответствующего институционального компонента информационного общества закреплена законодательно в документах, объединенных концепцией «электронного правительства». Россия в части реализации этой концепции находится на первом этапе.
Российская нормативно-правовая база в настоящее время содержит более пятидесяти законов, указов, постановлений федерального уровня, регламентирующих непосредственно информационную сферу и смежные с ней области, в ряде регионов имеется собственное информационное законодательство. В целях формирования институциональной среды, способствующей более активному использованию информационных ресурсов, в России принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (20 022 010 годы)», ставящая задачи по совершенствованию законодательства информационной сферы, обеспечения открытости деятельности органов власти, совершенствованию их взаимодействия между собой и с другими субъектами.
В результате исследования раскрыты причины оппортунистического поведения работников органов управления в отношении формирования эффективной системы межведомственного взаимодействия. Среди них: возможность потери работы вследствие перевода части функций на автоматизированное исполнение, опасения несанкционированного доступа к данным ограниченного пользования, прекращение возможности извлечения выгод из ведомственной принадлежности закрытого информационного ресурса, а также зачастую отсутствие заинтересованности первых лиц органов регулирования. Прослеживается нежелание менять привычные схемы деятельности и осваивать новые технологии, что лежит в основе оппортунистического поведения работников регулирующих органов в вопросах формирования эффективных информационных ресурсов, интеграции с разработками других ведомств.
Информатизация структур управления, осуществляемая в рамках ведомственной системы, приводит к появлению несвязанных между собой информационных ресурсов, зачастую неспособных эффективно взаимодействовать друг с другом.
Для преодоления влияния ведомственных рамок на построение информационных ресурсов в настоящей работе предлагается их поступенчатая интеграция. Каждый элемент, интегрируемый в систему (в общем случаефункционально-, а не ведомственно-ориентированную), сохраняет свою значимость для вышестоящего уровня, позволяя без дополнительных административных процедур понизить уровень агрегирования данных.
Различия объектов управления порождают необходимость дифференциации их информационного представления, нацеленного на формирование интегрированной картины управляемой подсистемы. Для достижения максимальной эффективности всю поступающую от объектов регулирования информацию предлагается аккумулировать посредством каналов коммуникации и обрабатывать в отдельно организованных аналитических центрах. Это даст возможность органам управления сосредоточить свое внимание на аналитической проработке оптимального решения.
Использование электронных информационных ресурсов и систем позволяет устранить «человеческий фактор» при осуществлении рутинных операций, выполнять часть функций без участия человека, обеспечивать непрерывную связь управляемой и управляющей подсистем на всех этапах их взаимодействия. Поэтому при создании интегрируемой системы информационных ресурсов необходимо наряду с вертикальными информационными связями, совпадающими с иерархией внутриведомственной подчиненности, оставлять возможности для построения горизонтальных ответвлений, которые, по нашему мнению, позволят сформировать единую и непротиворечивую информационную картину социально-экономической системы.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.) Электронный ресурс. — Справочно-поисковая система «Гарант» — М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
- О президентских программах по правовой информатизации: Указ Президента РФ № 808 от 4 августа 1995 г. Электронный ресурс. -Справочно-поисковая система «Гарант» — М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
- О связи: Федеральный Закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ Электронный ресурс. — Справочно-поисковая система «Гарант» — М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
- Об авторском праве и смежных правах: Федеральный Закон от 9 июля 1993 г. № 5351−1 Электронный ресурс. — Справочно-поисковая система «Гарант» — М.: ООО НГ1П «Гарант-Сервис», 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
- Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ Электронный ресурс. -Справочно-поисковая система «Гарант» — М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
- Об обязательном экземпляре документов: Федеральный Закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ Электронный ресурс. — Справочно-поисковая система «Гарант» — М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
- Об электронной цифровой подписи: Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ Электронный ресурс. — Справочно-поисковая система «Гарант» — М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
- Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р -Электронный ресурс. Справочно-поисковая система «Гарант» — М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.:ВЛАДОС, 1994.-261 с.
- Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 с.
- Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэкономические последствия / Информационная революция: Наука, экономика, технология: Реф. сб./ РАН ИНИОН, отв. ред. Ракитов А. И. -М.: ИНИОН, 1993.-С. 27−34.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ., 4-е изд. -М.: «Дело Лтд», 1994. 720 с.
- Блюменау Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов. СПб.: «Профессия», 2002. — 240 с.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1248 с.
- Бреннер Д.Л. Телекоммуникации и мировая информационная революция / Информационная революция: Наука, экономика, технология: Реф. сб. / РАН ИНИ011, отв. ред. Ракитов А. И. М.: ИНИОН, 1993. — С. 35−37.
- Брю С.Л., Макконелл K.P. Экономикс: проблемы и политика.: В 2 т. / Пер. с англ. под. общ. ред. A.A. Пороховского. M.: 1997 — Т. 1,2.
- Винер Н. Кибернетика и общество. Пер. с англ. — М.: Изд. иностр. лит., 1958.-200 с.
- Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983.-340 с.
- Всемирная история экономической мысли: В 6 т. / МГУ им. Ломоносова- Гл. редкол: В. Н. Черковец (гл.ред) и др. М.: Мысль, 1994. — Т. 5.
- Гаузнер Н.Д. Теория постиндустриального общества и современный капитализм. М.: Знание, 1979. — 64 с.
- Глушков В. М. Введение в АСУ. Киев: Техника, 1974. — 320 с.
- Государственное регулирование рыночной экономики: / Учебник, издание 2-е, доп. и перераб. под общ. ред. Кушлина В. И. — М.: Изд-во РАГС, 2003.-832 с.
- Гранберг А. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2004.-493 с.
- Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. — С. 67−100.
- Жеребин В.М., Мальцев М. С., Совалов М. С. Экономические информационные системы. М.: Наука, 1978. — 200 с.
- Иноземцев B. J1. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном обществе. М.: ACADEMIA: Наука, 1998. — 639 с.
- Иноземцев B. J1. Расколотая цивилизация. М.: Academia, 1999. — 724 с.
- История экономических учений: (современный этап) / Под ред. Худокормова А. Г. М.: ИНФРА-М, 1998. — 733 с.
- Каныгин Ю.М. Информатизация управления: Социальные аспекты. -Киев: Наук, думка, 1991.- 154 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. H.H. Любимова под ред. Л. П. Куракова. М.: Гелиос АРВ, 1999.-351 с.
- Курс экономической теории: учебник / Под ред. Чепурина М. Н. 4-е изд., доп. и перераб. — Киров.: «АСА». — 752 с.
- Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. — 462 с.
- Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 208 с.
- Мэлоун М., Эдвинссон Л. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. -С. 429−447.
- Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. 2-е изд., сокращ. Спб.: Питер, 2002. -496 с.
- Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред. акад. Абалкин Л. И. М.: Эдиториал УРСС, 2002.-416 с.
- Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.-416 с.
- Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Юристь, 1999. — 272 с.
- Разработка концепции Объединенных Государственных и муниципальных Информационных ресурсов (ОГИР): Отчет о НИРзаключ.) / ООО «Карана Консалт». М., 2003. — 477 с. — (коллект. авторов).
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. М., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Страродубцева. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
- Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства: Учебное пособие. М.: Изд-во Норма, 2001. — 224 с.
- Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. — С. 337−371.
- Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики / Под ред. H.A. Макашевой. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 248 с.
- Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе /Под ред. А. И. Колганова. Экономический факультет, ТЕИС, 1998. -279 с.
- Ставцева Т.И., Гетьман Г. А. Информация и информационный рынок. Монография. Орел: Изд-во ОРАГС, 2004. — 164 с.
- Ставцева Т. И. Информация как субстанциональный элемент современной экономики и категория теоретического анализа: Монография М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2006. — 149 с.
- Стиглер Дж. Дж. Экономическая теория информации / Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2. Под. ред. В. М. Гальперина. -СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 507−529.
- Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 256 с.
- Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. — С. 372−400.
- Тамбовцев B. J1. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 127 с.
- Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. К.: «INT-press», M.: «Релф-бук», 1999.-432 с.
- Тоффлер О. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 784 с.
- Урсул А.Д. Информация: методологический аспект. М.: Наука, 1971. -295 с.
- Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок М.: Изограф: Начала-Фонд, 2000. — 287 с.
- Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. -М.: Дело, 2003.- 464 с.
- Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М.: Наука, 2001.-244 с.
- Шеннон К. Информация и общество. -М.: Наука, 1975.-259 с.
- Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. М. Я. Каждана. М.: Дело, 2001. — 408 с.
- Экономическая теория: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. В. Д. Камаева. 8-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 640 с.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4-х т. Т. 2,3,4. -М.: Советская энциклопедия, 1979.
- Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976.
- Porat M.U. The Information Economy: Definition and Measurement. Wash., 1977.
- Stonier T. The Wealth of Information. A Profile of the Post-Industrial Economy. L., 1983.1. Периодическая печать
- Алексеев A.C. Информационные ресурсы и технологии XX века // ЭКО. -2000. № 6. — С. 84−100.
- Антипина О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе // Мировая экономка и международные отношения. 1998. -№ 5. — С. 48−59- № 6. — С. 48−59.
- Антопольский А. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности // Информационные ресурсы России. -1998.-№ 6.-С. 32−34.
- Антопольский А.Б. Мониторинг информационных ресурсов // Информационные ресурсы России. 2002. — № 5. — С. 17−21.
- Артамонов Г. Т., Голубков А.С, Черешкин Д. С. О государственной политике информатизации // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники: Научно-информационный журнал. / М.: ВИМИ, 1994. Вып. 4−5. — С. 67−76.
- Беченов А., Клейнер Г., Петросян Д. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004. -№ 4.-С. 25−41.
- Воротников А. Развитие региональных информационных систем: чувашский вариант // Российский экономический журнал. 2001. -№ 1112. -С. 11−18.
- Гуца А.Г., Захаров Ю. Н., Уткин В. В., Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга // Власть. 2004. — № 9. — С. 32−36.
- Дятлов С.А. Информационные основы экономических отношений // Гуманитарные науки. 1998. — С. 25−34.
- Жердев Ф. Формирование единого государственного информационного пространства // Власть. 2003. — № 7. — С. 10−14.
- Зуев А., Мясникова Л. Электронный рынок и «новая экономика» // Вопросы экономики. -2004. № 2. — С. 55−71.
- Иванов П.Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления // Вестник Совета Федерации, серия: Основные проблемы социального развития России. -№ 2(158). С. 23−44.
- Иванченко В. Информационные технологии и система управления // Экономист. 2004. — № 4. — С. 37−41.
- Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 3. — С. 3−11.
- Климантова Г. И., Щегорцов А. А. Аналитическое обеспечение законодательной деятельности // Вестник Совета Федерации, серия: Основные проблемы социального развития России. -№ 2(158). С. 9−23.
- Козырев А., Макаров В., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал. 2003. — № 5−6. — С. 18−22.
- Корконосов И. Проблемы формирования единого информационного ресурса органов государственной власти субъекта РФ // Информационные ресурсы России. 1997.-№ 3.-С. 17−20.
- Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция // Вопросы экономики. -2004.-№ 2.-С. 72−81.
- Кузнецова О. Теоретические основы государственного ре^лирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. -№ 4. -С. 46−67.
- Лавреш И., Павлов А. Вопросы создания государственных информационных ресурсов Республики Коми // Информационные ресурсы России. 1997. — № 3. — С. 20−25.
- Маркарян К.В. Меняющаяся роль государства в постиндустриальной экономике // Вестник МГУ, сер. 6. 2003. — № 2. — С. 3−12.
- Маслова Н. Концепция создания единого информационного пространства Ханты-мансийского автономного округа // Информационные ресурсы России. 1997. — № 3. — С. 25−29.
- Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. — № 5. -С. 12−28.
- Нестеренко А. О чем не сказал Уильям Баумоль: вклад XX столетия в философию экономической деятельности // Вопросы экономики. 2001. -№ 7.-С. 4−18.
- Нижегородцев Р.И. Экономика информационного производства: становление, развитие перспективы // Вестник МГУ, сер.6. 1997. — № 1. -С. 72−85.
- Об использовании информационных технологий в Орловской области в2002 году. Статистический бюллетень. Орел.: Орелстат, 2003. — 24 с.
- Об использовании информационных технологий в Орловской области в2003 году. Статистический бюллетень. Орел.: Орелстат, 2004. — 26 с.
- Орловская область в 1990—2003 гг. Статистический ежегодник. Орел: Орелстат, 2004 — 364 с.
- Орловская область 1990, 1995, 2000−2004 гг. Статистический ежегодник. Орел: Орелстат, 2005. — 362 с.
- Орловская область в 1998—2005 гг. Статистический ежегодник. Орел: Орелстат, 2006 — 395 с.
- Полозков С., Семенов Т. Исследование различий влияния знания и информации на развитие общества // Экономист. 2005. — № 2. — С. 46−49.
- Пономарев Д., Улисков Е. Информационные ресурсы органов власти Ярославской области // Информационные ресурсы России. 1997. -№ 3. -С. 13−16.
- Рейман Л. Об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов власти. Доклад на заседании Правительства РФ 11 сентября 2003 года // Вестник связи International. -2003.-№ 9.-С. 1−8.
- Рыженкова И.К. Рынок информации: особенности и проблемы развития // Вестник МГУ, сер.6. 1995. — № 1. — С. 50−61.
- Рябцун В. Электронный рынок государственных закупок в России // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С. 121−130.
- Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. -1993.-№ 3.-С. 16−38.
- Ш. Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее границы // Вопросы экономики. 2005. — № 8. — С. 6−24.
- Солодков В.М. Экономическая теория Милтона Фридмена // США: экономика, политика, идеология. 1992. — № 6. — С. 9−21.
- Ставцева Т.И. Информационный рынок как естественная монополия // Американский опыт развития сферы агробизнеса и экономического образования: Тез. докл. симпозиума. 29−31 октября 2001 г. Вашингтон, 2002.-С. 139−145.
- Ставцева Т.И. Методологические подходы к определению информации как категории экономической теории // Наука и образование /Межвузовский сборник научных трудов. Вып. № 4 «Экономика и управление». -М.: ИИЦМГУДТ, 2004.-С. 23−34.
- Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к постВашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики. 1998. — № 8. — С. 434.
- Стрелец И.А. Общество сетевых структур и информационный ресурс как сетевое благо // Вестник МГУ, сер. 6. 2003. — № 5. — С. 3−19.
- Терехов В. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы)» // Экономист. 2002. — № 9. — С. 15−24.
- Фролова H.JI. «Новая экономика» и сходимость научных парадигм в экономической теории нововведений // Вестник МГУ, сер. 6. 2004. -№ 3. — С. 93−106.
- Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. — № 8. — С. 32−46.
- Цвылев Р. Социальный конфликт в постиндустриальной экономике //Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 10. — С. 33−41.
- Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. 1993. — № 2. — С. 53−68.
- Эрроу К. Восприятие риска в психологии и экономической науке // THESIS. 1994. — № 5. — С. 81−90.
- Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 98−107.
- Ярных Э. Государственный информационный статистический ресурс // Информационные ресурсы России. 2003. — № 2. — С. 14−19.1. Интернет-ресурсы
- Издание о высоких технологиях Cnews — http://www.cnews.ru
- Информационный портал ФЦП «Электронная Россия» http://www.e-rus.ru
- Информационный сервер Министерства экономического развития и торговли РФ по материалам федеральных целевых программ -http://www.programs-gov.ru
- Официальный портал органов власти Чувашской Республики -http://gov.cap.ru
- Администрация Смоленской области http://admin.smolensk.ru
- Институт развития информационного общества http://www.iis.ru
- Официальный сайт СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» http://analitica.spb.ru
- Официальный сайт ФГУП НТЦ «Информрегистр» http://www.inforeg.ru
- Сайт Национальной ассоциации участников электронной торговли -http://www.nauet.ru/
- EUROPA Gateway to the European Union — http://europa.eu.int
- Government On-Line: Serving Canadian Better http://www.gol-ged.gc.ca
- World Economic Forum http://www.weforum.ru1. Диссертации
- Баженова Е.Ю. Рынок информации сущность, закономерности становления и перспективы развития в России / Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Ростов-на-Дону, 1999.- 171 с.
- Балакирева Н.Ю. Информационное пространство политики современной России: формирование сетевой организации / Дисс.. канд. полит, наук: 23.00.02 /Орел, 2005. -200 с.
- Ваниянц C.B. Информационный ресурс в экономической системе / Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.01 / Пятигорск, 2002. 202с.
- Владимиров В.В. Концепция информационных ресурсов и ее применение в регулировании хозяйственной деятельности экономики переходного периода / Дисс. канд. экон. наук: 08.00.01 / Волгоград, 1999. 159 с.
- Киян А.Б. Информационные ресурсы в системе формирующихся рыночных отношений России / Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.01 /Воронеж, 2002.-191 с.
- Николаева Т.И. Информационная экономика и тенденции ее развития / Дисс. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Санкт-Петербург, 1999. 298с.
- Солодовник А.И. Теоретические аспекты информационных систем / Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.01 / Орел, 2003.- 178 с.
- Проскурякова Л.Г. Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реализации государственной политики информатизации / Дисс.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Орел, 2006. -198 с.
- Ставцева Т.И. Информация и информационный рынок: теория и практика формирования / Дисс. канд. экон. наук.: 08.00.01 / Орел, 1996.-203 с.
- Тайлакова C.B. Теоретические аспекты формирования основ рынка информационных ресурсов в современной российской экономике / Дисс. канд. экон. наук: 08.00.01 / Кемерово, 2002. 156 с.