Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Герменевтические контексты фортепианного исполнительского творчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение фортепианного исполнительского творчества с позиции философско-культурологической парадигмы игры отчетливо выявляет его игровую сущность как вида художественной игры, как одного из способов экзистирования человека в Бытии и проявления его самодетерминации в мире. Фортепианное исполнительство, как и музыка в целом, предстает наиболее «чистым» выражением творческих игровых возможностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-культурологический экскурс в игровую природу фортепианного исполнительства
    • 1. 1. Сущность игровой природы фортепианного исполнительства
      • 1. 1. 1. Феномен художественной игры в историческом аспекте
      • 1. 1. 2. Игровая сущность музыкального искусства
      • 1. 1. 3. Проявления феномена игры в фортепианном исполнительстве
    • 1. 2. Эстетико-художественная универсальная структура процесса создания музыкального произведения
  • Глава 2. Соотнесенность композиторского и исполнительского мышления в акте интерпретации музыкального произведения
    • 2. 1. Композиторский текст — исходное условие выявления герменевтических контекстов в исполнительской интерпретации
    • 2. 2. Художественно-концептуальные принципы исполнительской интерпретации
      • 2. 2. 1. Герменевтические контексты музыкального произведения — основа формирования исполнительской концепции
        • 2. 2. 2. 0. снования художественности в фортепианном исполнительстве

Герменевтические контексты фортепианного исполнительского творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования герменевтических контекстов1 фортепианного исполнительского творчества обусловлена следующими причинами.

Во-первых, мировоззренчески-методологической. Современное человеческое общество оказывается в ситуации, когда необходимо срочно решать глобальные проблемы, угрожающие его существованию. Главная из них — проблема самого Человека, необходимость его собственной внутренней духовной трансформации. Век рационализма, возвышая и гипертрофируя интеллектуально-познавательные способности человека, оттесняет на задний план его способность к сопереживанию и любви, добру и красоте. Продолжает разрушаться целостность человеческой личности, утрачивается тождество человека с самим собой, теряется способность вести диалог со всем живым и неживым в окружающем его бытии.

Устранить возникший перекос в понимании человеком мира, развить его способность нерационального, интуитивно-целостного, духовно-чувственного понимания миропорядка возможно средствами искусства, в том числе музыкального, в особенности фортепианного как наиболее демократичного и наиболее доступного в реальной музыкальной практике для большинства людей.

Во-вторых, музыкально-культурологической. Для существования фортепианного искусства, для его успешного функционирования в человеческой культуре важна деятельность исполнителей, благодаря которым музыкальные произведения обретают свою реальную звуковую, доступную для восприятия плоть. Долгое время деятельность музыканта-исполнителя считалась вторичной, лишь обслуживающей, репродуцирующей сочинения композиторов. «. Вся система нашего музыкального образования жестко направлена на понимание только композитора, но никак не музыканта-исполнителя. Всем ясно, сколь колоссальна роль исполнителей в культуре, на.

1 Под герменевтическими контекстами мы понимаем множественность скрытых смыслов и значений, порождаемых данным явлением. какой они профессиональной высоте, как влияют на вкусы и души людей. И смотри, какая дикая «дискриминация» существует в отношении литературы о них"1.

К сожалению, установки прагматического рационализма и иррационализма не обходят стороной и область фортепианного исполнительства. Иногда интерпретации молодых концертирующих музыкантов отличаются безупречным техническим мастерством и продуманностью, но им не хватает одухотворенной содержательности и искренней эмоциональности. Наблюдается отход части исполнителей от классического музыкального искусства в сторону массовой музыкальной культуры. В современной культурной ситуации исполнитель-пианист особенно нуждается в мощи своего художественного воображения и фантазии, и, вместе с тем, в тонко осмысленных приемах и способах проникновения в истинную, не лежащую на поверхности фортепианного звучания, сущность музыкального произведения.

В-третьих, музыкально-эстетической. В понимании эстетической роли личности исполнителя существует две точки зрения. Одна из них отодвигает индивидуальность исполнителя на второй план, отдавая безусловный приоритет возможно более точному воплощению авторского замысла. Известен тезис И. Ф. Стравинского: «Нет —интерпретации!" — «Всякая интерпретация раскрывает в первую очередь индивидуальность интерпретатора"2. Такого же мнения придерживался и С. Т. Рихтер: «Я думаю, что задачи настоящего исполнителяцеликом подчиниться автору: его стилю, характеру и мировоззрению"3. Вторая точка зрения связана с осознанием в настоящее время философами, культурологами, музыкантами идеи М. Хайдеггера о «само-стоянии» художественного творения, об аккумулировании в нем не только осознанного замысла автора, но и всего контекста смыслов, присущих времени его созидания. Отрыв музыкального произведения от его творца,.

1 В. Холопова. Вселенная музыковеда. Мир творчества и мечтаний // Музыкальная академия.-2006. № 2. — С.57.

2 И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. — М., 1973. — С.125.

3 Цит. по: Г. М. Цыпин. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. — М.: Советский композитор, 1988. С. 12. самодостаточность его существования требуют от современного исполнителя не только глубокого проникновения в осознанный замысел автора и постижения всего спектра неосознанных сопутствующих смыслов, но и обогащения произведения смыслами своего исторического времени. В результате такого постоянного «прироста смыслов"1 (Г.-Г. Гадамер) музыкальное произведение обретает свою вневременную, «вечную» жизнь.

Все указанные выше причины делают фортепианное исполнительское творчество актуальным предметом для современного философского исследования и свидетельствуют о том, что эта проблематика находится в центре научных интересов.

Степень изученности проблемы.

Феномен художественной игры рассматривается в философских работах Аристотеля, Гераклита, Платона, И. Канта, современных — Г. Г. Гадамера, Й. Хейзинги. Проблемами музыкальной семантики, музыкального мышления, музыкального восприятия и музыкального исполнительства занимаются в зарубежной и отечественной гуманитарной науке К. З. Акопян, М. Г. Арановский, М. А. Аркадьев, Б. Ф. Асафьев, И. И. Земцовский, Я. Ииранек, Э. Курт, А. Ф. Лосев, А. В. Малинковская, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Е. В. Синцов, И. И. Соллертинский, В. К. Суханцева, С. Е. Фейнберг, В.Н. и Ю. Н. Холоповы, Т. В. Чередниченко. Несмотря на то, что все они в той или иной мере затрагивают вопросы герменевтического понимания музыкального произведения, углубленных исследований собственно фортепианного исполнительского творчества с позиций философско-эстетических и культурологических теорий мы не нашли.

Фортепианное исполнительство в основных своих характеристиках изучается также в искусствоведении и фортепианной педагогике в следующих аспектах: способы постижения художественного образа и выразительной игры.

1 См.: Г.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — 367 с. на инструментепоследовательность этапов работы над музыкальным произведениемработа над техникой, ритмом, звукомзначение аппликатуры, педалипроблемы музыкальной памяти, эстрадного волнения, подготовки к концертному выступлению и др. (Ф.Э. Бах, М. Брей, Р. Брейтгаупт, И. Гофман, Е. Каланд, А. Куллак, К. А. Мартинсен, К. ШтейнигерJI.A. Баренбойм, Г. М. Коган, Н. К. Метнер, Г. Г. Нейгауз, A.A. Николаев, С. И. Савшинский, Г. М. Цыпин.).

Отдельные аспекты исследования пианистических технологий — артикуляция, педализация, аппликатура, игра наизусть, вопросы техникиизучаются в трудах педагогов-практиков A.B. Бирмака, И. А. Браудо, Н. И. Голубовской, Е. Я. Либермана, JL Маккиннона, С. И. Савшинского, О. Ф. Шульпякова. Много работ посвящено изучению фортепианного творчества композиторов и анализу особенностей их пианистического стиля. Это работы А. Д. Алексеева, Б. В. Асафьева, Е. и П. Бадура-Скода, JI.E. Гаккеля, К. Гейрингера, А. Б. Гольденвейзера, В. Ю. Дельсона, М. С. Друскина, Д. В: Житомирского, Н. П. Калининой, Ю. А. Кремлева, Я. И. Милылтейна, JT.B. Николаева, М. А. Смирнова, A.A. Соловцова, А. Швейцера, Б. М. Ярустовского.

Вопросы интерпретации музыкальных произведений в искусствоведческом аспекте разрабатываются в работах JI.A. Баренбойма, Г. М. Когана, Н. П. Корыхаловой, A.B. Малинковской, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Сенкова, С. Е. Фейнберга, В. Н. Холоповой. Творческие портреты пианистов представлены в работах А. Д. Алексеева, JT.A. Баренбойма, В. Ю. Дельсона, H.A. Копчевского, Я. И. Милылтейна, A.A. Николаева, Д. А. Рабиновича, С. М. Хентовой.

Некоторые культурологические аспекты исполнительского искусства, такие как соотношение объективного и субъективного, традиций и новаторства в исполнительстве, затрагиваются в работах Б. В. Асафьева, JI.H. Раабеля, В. Н. Холоповой. Можно отметить кандидатскую диссертацию A.A. Игламовой, исследующую фортепианное исполнительство как феномен культуры (2006). В ней выявляется онтологическая сущность фортепиано как инструмента культурыфортепианное исполнительство определяется как особый вид культурного со-бытия и как особая форма локальной культурыпианизм исследуется как проявление артистизма, являющего собой цепь мимолетностей.

Из работ последнего времени, дающих представление об особенностях современного пианизма, о новейших формах существования исполнительского искусства и тенденциях его развития выделяются исследования В. П. Афанасьева, Глена Гульда, Б. Монсенжона.

Таким образом, несмотря на обилие работ о фортепианно-исполнительском искусстве, исследований, посвященных анализу собственно герменевтических контекстов фортепианного исполнительства как средоточия возможных множественных смыслов фортепианных творений нет.

Проблемная ситуация состоит в том, что феномен фортепианного исполнительского творчества требует системного анализа диалектической взаимосвязи творческой мысли автора и исполнителя в целях обеспечения сохранности традиций классического фортепианного искусства для его полнокровного функционирования в культуре. Интерес к фортепианному исполнительскому творчеству существует сегодня в основном в аспектах музыковедения, фортепианной педагогики, вопросах пианистических технологий, некоторых культурологических аспектах. Между тем ощущается потребность философско-теоретического осмысления данного феномена как системного явления в его онтологическом, экзистенциальном, эстетическом, морфологическом и динамическом аспектах.

Объектом исследования выступает фортепианное исполнительское творчество.

Предметом исследования являются герменевтические контексты фортепианного исполнительского творчества.

Цель диссертационного исследования: выявить сущность герменевтических контекстов фортепианного исполнительского творчества.

Материал исследования — профессиональное сольное фортепианное исполнительское творчество, функционирующее в рамках классической музыкальной традиции.

Задачи работы:

— проанализировать в историческом аспекте этапы философско-культурологического осмысления феномена художественной игры;

— выявить игровую сущность музыки как художественную игру звуковыми образами;

— выявить игровые начала фортепианного исполнительства;

— выявить целостную, духовно-органическую, универсальную структуру («ядерную модель») процесса создания музыкального произведения;

— эксплицировать композиторский текст как итог множественной комбинаторики внутренних форм мыследвижения автора;

— исследовать проблему исполнительского понимания авторского текста и герменевтических контекстов произведения, выявив при этом закономерности формирования исполнительской концепции;

— определить место и роль «технэ» пианиста как способа «озвучивания» композиторско-исполнительского замысла музыкального целого;

— выявить собственно художественные качества фортепианного исполнительства.

Рабочая гипотеза. Фортепианное исполнительское творчество представляет собой вид художественной игры, является одним из способов эстетического существования человека в Бытии и проявлением его самодетерминации в мире. С онтологической точки зрения, фортепианное исполнительство обладает статусом «охранителя» фортепианных творений. Исполнительский процесс имеет целостную, духовно-органическую, универсальную структуру своего осуществления, включающую внутреннюю форму, «технэ», внешнюю форму, которая должна адекватно соотноситься с аналогичной структурой процесса создания авторского музыкального произведения. Существует прямая зависимость между способностью исполнителя к диалогическому отношению «Я — Ты» и его способностью проникать в область герменевтических контекстов произведения, в область «невыразимого». Исполнительский процесс можно определить как динамичное диалектическое единство двух противоположных тенденций — необходимости существования в рамках установившихся культурно-исторических исполнительских традиций и необходимости выражения нового личностного духовно-эстетического опыта. В непосредственном творческом акте звуковой реализации идеальной исполнительской концепции мыследвижение пианиста существует на границе взаимопереходов идеального и материального и способно удерживать в возникающем звуковом образе в неравновесном тождестве разновозможные многозначные смыслы. Это сообщает музыкальному произведению необходимую полноту его эстетического Бытия, а игре пианиста придает качество собственно художественности.

Методологические и теоретические основания работы.

Историко-логический метод исследования позволил проследить этапы формирования парадигмы «игры» в философской мысли и культурологии, а также предпосылки и этапы осмысления целостной, духовно-органической, универсальной структуры процесса создания художественного произведения.

Метод диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер) и принцип дополнительности Н. Бора позволили привлечь к решению поставленных задач ряд философских и культурологических концепций. Так, теория игры, изложенная в трудах Й. Хёйзинги и Г.-Г. Гадамера, позволила обнаружить и проанализировать игровые начала музыки и фортепианного исполнительства. Эстетическая теория И. Канта и фундаментальная онтология М. Хайдеггера помогли выявить предпосылки существования целостной, духовно-органической, универсальной структуры («ядерной модели») процесса создания музыкального произведения. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера была положена в основание изучения проблемы исполнительского понимания нотного текста, его интерпретации и формирования исполнительской концепции. Синергетически-вероятностный метод «управляемого хаоса» эксплицировал композиторский текст как итог множественной комбинаторики внутренних форм авторского мыследвижения, и выявил собственно художественные качества фортепианного исполнительства. Концепция диалога.

М. Бубера позволила вскрыть необходимое условие, а также способ проникновения исполнителя за пределы зафиксированного текста в область «невыразимого». Проблема «невыразимого» анализировалась в диссертации, опираясь также на исследования Е. В. Синцова. Новизна исследования:

— феномен фортепианной игры в музыке в диссертационном исследовании впервые рассмотрен в контексте теории игры. Определена его сущность как вида художественной игры и одного из способов эстетического бытия в мире;

— выявлено существование целостной, духовно-органической, универсальной структуры («ядерной модели») процесса создания музыкального произведения как базисной основы художественной игры;

— с новых теоретических позиций определена бытийная сущность фортепианного исполнительства как «охранителя» фортепианных творенийвыяснилось, что необходимым и достаточным условием «само-стояния» музыкального произведения является «резонирование» композиторской и исполнительской «ядерных моделей»;

— в результате применения концепции диалога как отношения «Я — Ты» к анализу взаимодействия исполнителя с авторским текстом, установлена прямая зависимость между способностью исполнителя к диалогическому отношению «Я — Ты» и его возможностью проникать в область герменевтических контекстов произведения;

— в вероятностно-синергетическом аспекте определено, что энтелехийной основой диалога композитор — исполнитель является способность исполнителя непосредственно в творческом акте звуковой реализации исполнительской концепции существовать одномоментно в идеальном и материальном мире;

— при анализе процесса создания исполнительской концепции впервые систематизированы закономерности ее формирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

— в человеческой культуре фортепианное исполнительское творчество представляет собой вид художественной игры, является одним из способов эстетического существования человека в Бытии и проявлением его самодетерминации в мире;

— необходимой основой исполнительской деятельности является понимание авторского текста в двух его неразрывных составляющих — зафиксированного конвенциональными музыкальными знаками нотного текста и существующих вокруг него герменевтических контекстов произведения;

— исполнительская концепция представляет собой синтез авторских смыслов, как сознательных, так и бессознательных — «невыразимое» — угаданных исполнителем, и смыслов, инкорпорированных в произведение самим исполнителем в результате сотворчества с автором для аутентичного присутствия в Бытии целостного произведения («само-стояния» музыкального произведения) и раскрытия через него граней вечного Бытия;

— проникновение исполнителя в идеальную сферу музыкальных образов, в область герменевтических контекстов, возможно лишь при наличии у исполнителя способности вступать в диалогическое отношение «Я — Ты»;

— исполнительский процесс имеет целостную, духовно-органическую, универсальную структуру своего осуществления («ядерную модель»), включающую внутреннюю форму, «технэ», внешнюю форму, которая должна адекватно соотноситься с аналогичной универсальной структурой процесса создания авторского музыкального произведения;

— мыследвижение исполнителя-пианиста непосредственно в творческом акте звуковой реализации идеальной исполнительской концепции при помощи «технэ» выстраивает границу взаимопереходов идеального и материального, «удерживая» в возникающем звуковом образе множественность недовоплощенных многозначных смыслов (ауру «невыразимого») и сообщая игре пианиста качество собственно художественности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в углублении и расширении понимания сущности фортепианной игры и фортепианного исполнительства как вида художественной игры и способа эстетического существования человека в Бытии, а также проявлени его самодетерминации в мире. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в курсах по философии культуры, по философии музыки, по истории мировой и отечественной культуры, в музыковедческих дисциплинах. Практическая фортепианная педагогика может использовать положения и методологические выводы диссертации для углубления теоретических представлений о сущностных сторонах фортепианной игры и фортепианного исполнительства, для переосмысления их роли и значения в современном мире.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации нашли отражение в публикациях по теме, а также в докладах и выступлениях на научных, научно-практических, научно-методических конференциях международного и всероссийского уровней1. Материалы диссертации были использованы при проведении спецсеминара «Сравнительный анализ интерпретаций музыкальных произведений» в Елабужском колледже культуры и искусств (2004), а также в практических занятиях по фортепиано со студентами Казанского государственного университета культуры и искусств.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, а также заключения и библиографического списка из 234 наименований.

Выводы по второй главе.

Выявив необходимость соотнесенности композиторского и исполнительского мышления в процессе создания исполнительской концепции и в акте непосредственной интерпретации музыкального произведения, мы определили, что композиторский текст является материализованным итогом множественной комбинаторики внутренних форм мыследвижения автора, итогом игры идеальных разновозможных проектов художественного целого. Часть определяющихся внутренних форм получает возможность закрепляться в звуковых аналогах и находить (через «технэ» композитора) свое выражение в конвенциональных музыкальных знаках зафиксированного нотного текста. Другая часть идеальных внутренних форм остается недовоплощенной и обретает способность «мерцать», «сквозить» в «разрывах», «изломах» этого текста. Эту ауру «невыразимого», окутывающую зафиксированный текст, можно обнаружить только интуицией и художественным чутьем исполнителя.

Фортепианное исполнительское творчество как специфический и частный случай исполнительства в целом является истолкователем герменевтических контекстов музыкального произведения. Исполнитель-пианист, изучая авторский текст, способен угадать и его скрытые недовоплощенные смыслы. Кроме того, он неизбежно переосмысливает («пластифицирует») обнаруженные в произведении смыслы с позиций собственного жизненного и художественно-эстетического опыта и с позиций своего культурно-исторического времени. У исполнителя-пианиста формируется собственная идеальная концепция музыкального произведения (внутренняя форма), которая являет собой синтез многозначных авторских смыслов (как сознательных, так и неосознанных автором) и смыслов, инкорпорированных в музыкальное произведение самим исполнителем. Таким образом осуществляется сотворчество исполнителя и композитора, в результате которого музыкальное произведение обогащается новыми оригинальными смыслами, происходит «прирост смыслов». Осуществляется реальная связь исторических времен и культурных традиций. Непосредственно в акте исполнения идеальная концепция (внутренняя форма исполнительского замысла) посредством «технэ» пианиста воплощается в реальное звучание (внешнюю форму). Мыследвижение пианиста в творческом акте звуковой реализации существует на границе взаимопереходов идеального и материального, удерживая в единстве (целостности) воображаемый музыкальный образ и его реальный звуковой двойник. Гениальному исполнителю удается «держать» в возникающих звуковых образах специфическое «мерцание» многозначных недовоплощенных смыслов, предоставляя возможность их угадывания и эстетического созерцания художественному воображению слушателей. Эти свойства фортепианного исполнительства сообщают ему, по нашему мнению, качество художественности и превращают исполнительскую интерпретацию в эстетическое событие.

Заключение

.

В нынешней ситуации агрессивного наступления массовой культуры на все позиции высокого искусства актуальной культурологической проблемой является, среди прочих, и проблема сохранения в современной культуре функционирования одной из важных составляющих классического музыкального искусства — фортепианного исполнительского творчества.

Фортепианная игра имеет различные формы бытования в музыкальной культуре. Понятие фортепианной игры в широком смысле включает в себя область музыкального любительства непрофессионалов, игру на фортепиано музыкантов другого профиля и профессиональное фортепианное исполнительство. В данной диссертации предметом рассмотрения явилась фортепианная игра как профессиональное фортепианное исполнительство, работающее с авторскими текстами и интерпретирующее сочинения композиторов.

Философско-культурологический анализ позволил применить к исследованию фортепианного исполнительского творчества метод диалога культур В. Библера, развитый им для явлений культуры и искусства на основе принципа дополнительности Н. Бора.

Рассмотрение фортепианного исполнительского творчества с позиции философско-культурологической парадигмы игры отчетливо выявляет его игровую сущность как вида художественной игры, как одного из способов экзистирования человека в Бытии и проявления его самодетерминации в мире. Фортепианное исполнительство, как и музыка в целом, предстает наиболее «чистым» выражением творческих игровых возможностей человеческого Духа в силу своей максимальной удаленности от реальной предметности Бытия. Оно содержит в себе все формальные признаки игры: необусловленность потребностями жизнеобеспечениявыход через игру из состояния обыденности в миры инобытия, где возможны встречи-диалоги с творящим духом Других (композиторов) — специальное игровое пространство (традиционное концертный зал, инновационное — студия звукозаписи) и игровое время (время исполнительского звучания музыкального произведения) — повторяемостьпостоянное функционирование в музыкальной культуре. Существует и специфическое правило исполнительской игры: необходимость строгого соблюдения авторского текста и авторских указаний.

Основой, на которой выстраивает свою художественную игру фортепианное исполнительство, являются авторские нотные тексты. Они, в свою очередь, представляют собой зафиксированный результат продуктивной духовно-творческой игры воображения композитора.

Особенностью авторского музыкального произведения является его неполная онтологическая завершенность, оно обладает всего лишь бытием возможным. Для перевода его возможного бытия в действительное — в собственно звучащий феномен — нужны посредники — исполнители. К тому же творение только тогда становится действительным, когда существуют «охранители» творений, которыми в музыке являются исполнители и слушатели. Исполнитель предстает самым заинтересованным и проницательным слушателем творения. Деятельность «охранителей» особая. «Охранители» должны отторгаться от своей обыденности, включаясь в открытую творением художественную реальность, бытийствовать в ней согласно имманентно присущим ей художественным законам, и, таким образом, утверждать свою сущность в истине сущего.

В любом творческом процессе создания художественного произведения, можно выявить универсальную сущностную структуру, некую базисную («ядерную») модель — внутренние формы — «технэ» — внешние формы. Она является системообразующей для продуктивного творческого процесса. Внутренние формы — как видение внутренним оком воображения художника первоначально размытых контуров будущего творения, его художественной идеи. «Технэ» — как мастерство художника произвести на свет существующее лишь в его воображении. Внешние формы — как та реальная действительность произведения искусства, которая предстает перед нами в законченном виде, как творение, выпущенное художником в свое «само-стояние». Эта «ядерная модель» лежит в основе и композиторского творчества.

В творческом процессе рождения исполнительской интерпретации можно также выявить «ядерную модель», составные части которой аналогичны структурным элементам авторской модели. Это — создание в воображении идеальной исполнительской концепции (внутренней формы), конструктивно-оформляющая способность адекватно переводить идеальный исполнительский замысел в реальное звучание посредством технического мастерства («технэ»), и сам творческий акт непосредственного публичного исполнения — «самостояние» исполнительской интерпретации (внешняя форма).

Ядерная модель" исполнительской интерпретации должна, по нашему мнению, закономерно соотноситься, «резонировать» с аналогичной «ядерной моделью» авторского процесса создания музыкального произведения, находящегося в поле зрения исполнителя. Это необходимо для правомерного диалога-сотворчества исполнителя и автора с целью выявления аутентичного присутствия в Бытии целостного произведения. При вхождении в резонанс с духовным состоянием-переживанием автора исполнитель проходит путь, обратный тому, которым шел автор. От итога творческой деятельности автора — окристаллизованной структуры нотного текста, являющейся незыблемым инвариантом всех возможных его интерпретаций — к тем невыраженным контекстам внутренней идеи музыкального произведения («невыразимое»), в свете которых только и возможно понимание множественных истинных смыслов и значений текста наличного.

Что же необходимо исполнителю для обретения состояния «резонанса» с авторской художественной идеей? В ходе исследования обнаружилось, что отправным пунктом и главным принципом здесь является состояние глубокой «затронутости» исполнителя, состояние «утверждающей эстетической расположенности» в нем и осознание его «исключительности» .

Проникновение в сущность и постижение смыслов творения осуществляется в циклическом нарастании процесса понимания-переживания, когда каждый фрагмент текста обретает свой смысл в контекстах специфических связей с рядоположенными фрагментами и всей художественной формы в целом. Для выявления смысловых нюансов большое значение имеют связи наличного текста с контекстом «невыразимого» в художественной идее.

Конструкт музыкального произведения, кроме наглядно зафиксированных знаков, содержит в себе много «изломов», «зазоров», «свободных пространств», сквозь которые просвечивает «невыразимое» композитора. Ими могут быть: метроритмическая запись, авторские указания, паузы, ферматы. Они позволяют исполнителю как интуитивно угадывать интенциональные стремления автора, так и проявлять собственную креативность. Иначе говоря, соотносить угадываемое контекстуальное поле автора со своим собственным, находиться в состоянии их диалогической связи-игры.

В творческом акте непосредственного исполнения пианист пребывает одновременно в двух мирах — мире звукового воображения (внутренней форме замысла) и мире конкретного звучания (его внешней форме). Это является сущностью исполнительского процесса. Мыследвижение исполнителя существует на границе взаимопереходов идеального и материального, удерживая в единстве (целостности) внутренний воображаемый, постоянно «мерцающий» образ и его реальный звуковой двойникдемонстрируя одновременно разноплановые способы их восприятия и приемы наполнения обоих разновозможными смыслами.

Степень познания исполнителем «невыразимого» (герменевтических контекстов произведения) обусловливается в немалой степени широтой и многомерностью контекстуального пространства его личности — жизненным опытомсодержимым сознательной и бессознательной памяти, в том числе и профессиональнойуровнем ментальной эмоционально-образной активности. При недостаточности всех перечисленных составляющих конвенционально зафиксированные знаки нотного текста нагружаются относительно бедным спектром значений вплоть до редуцирования их символической глубины к формальному озвучиванию типовых формул. При богатстве же и глубине контекстуального поля исполнителя каждый знак и фрагмент текста наполняется смысловой множественностью, способной открывать новые пласты семантики произведения и скрытые предназначения его Бытия, удерживать в исполнительской интерпретации пространство его герменевтических контекстов.

Невыразимое" в интерпретации гениального исполнителя воспринимается слушателями как завораживающие таинственные флюиды, исходящие от его игры, как проявления неведомой силы, властно увлекающей их за пределы звучащего в сферу духовного и заставляющей испытывать необычайно сильные эстетические переживания. Вот как описывает Л. Н. Власенко свои впечатления от игры выдающегося пианиста: «Когда я попадаю в „зону“ духовного (в концертном зале или театре), я чувствую, что у меня буквально мурашки пробегают по коже. В горле комок. Думаешь, лишь бы не кончилось это чудо, лишь бы продолжилось еще, ну совсем немного. Никогда не забуду, например, исполнение М. Плетневым Ариетты из Тридцать второй бетховенской сонаты на VI конкурсе имени П. И. Чайковского: я испытал тогда в сильнейшей степени все те ощущения.».

В какой мере исполнительским интерпретациям удалось войти в «резонанс» с контекстуальным пространством авторской художественной идеи? На этот вопрос не может быть дано чисто рационального ответа. Эту меру можно почувствовать эмоционально-интуитивно. Подлинным впечатлением от наиболее полного попадания в «резонанс» всегда является эстетическое потрясение (а не спокойное состояние «при»!) когда, видимо, в душе слушателя и происходит неосознаваемая, но явно ощутимая игра воображения и рассудка, и возникает чувство несказанной катарсической удовлетворенности.

Итак, применение философско-культурологического анализа к исследованию фортепианного исполнительского творчества углубляет представление об этом феномене как особой форме художественной игры, заключающейся в попытках создания в ходе игры «само-стоятельного» целостного художественного творения — исполнительской интерпретации музыкального произведения, фокусирующей в себе пространства смысловых полей автора и исполнителя.

Чем успешнее осуществляется принцип личной «затронутости», «переживания-вживания» исполнителя в зафиксированный автором конструкт музыкального произведения, тем реальнее возникновение механизма резонансных явлений при взаимодействии «ядерных моделей» творческого мыследвижения композитора и исполнителя. Значительная степень их совпадения-«резонирования» создает высокий потенциал присутствия ауры «невыразимого» в исполнительской интерпретации и, тем самым, оказывает огромное эстетическое воздействие на слушателей.

Несмотря на то, что данная работа восполняет недостаточность философско-культурологических исследований по проблеме фортепианного исполнительского творчества, своих дальнейших исследований требуют проблемы интерпретации современной фортепианной музыкидиалоговые взаимодействия исполнителей в камерных ансамблях и перспективы новых форм функционирования исполнительства в современном культурном пространстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? / Н. Т. Абрамова // Вопросы философии. 2001. — № 6. — С.68 — 82.
  2. В. Теодор. Избранное: Социология музыки. — М.- СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.
  3. Акопян К.З. XX век в контексте искусства (История болезни как повод для размышлений). М.: Академический Проект: РИК, 2005. — 336 с. — (Серия «Технологии культуры»).
  4. А. Жизнь и творчество А.Н. Скрябина // А. Н. Скрябин. Сборник статей. К столетию со дня рождения (1872 1972). — С. 61- 159.
  5. , А. Русские пианисты / А. Алексеев // Очерки и материалы по истории пианизма / А. Алексеев- под общ. ред. А. Николаева. Вып. 2. — М.- Л.: Музгиз, 1948.-314 с.
  6. А. О пианистических принципах С.Е. Фейнберга // Мастера советской пианистической школы. М., 1961. — С. 204−237.
  7. , А.Д. История фортепианного искусства: Учеб. В 3-х ч. 4.1 и 2. / А. Алексеев 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1988. — 415 с.
  8. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1. 4.1. М.: Мысль, 1969. -576 с.
  9. , З.Г. Духовность как мера развития личности / З. Г. Антошкина // Проблемы культуры и искусства: Традиции и современность: тезисы межвуз. конф. Казань: КГАКИ, 1994. — С. 18−20.
  10. , М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора: (к постановке проблемы) / М. Г. Арановский // Вопросы музыкального стиля. Д.: ЛГИТМиК, 1978. С. 140 -156.
  11. , М. Проблемы стиля / М. Арановский // Советская музыка. -1982. № 5.- С. 98−101.
  12. , М. Г. Музыка и мышление / М. Г. Арановский // Музыка какформа интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007. — 240с. — С.28−29.
  13. , М. К интонационной теории мотива / М. Арановский // Советская музыка. 1988. — № 8. — С.101−106.
  14. , М. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений / М. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 252−272.
  15. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  16. , М. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования: Автореф. канд. дисс. / М. Аркадьев. М., 1993.-16 с.
  17. , М. К музыке Георгия Свиридова. Композитор и трансценденция / М. Аркадьев // Музыкальная Академия. 1996. — № 1.
  18. , М. Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль / М. Аркадьев // Музыкальная академия. 2001. — № 1. — С.151−163- № 2. — С.42−51.
  19. , Б. Музыкальная форма как процесс / Б.Асафьев. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
  20. , Б.В. Книга о Стравинском / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1977. -279 с.
  21. , Б. О музыке XX века / Б. Асафьев. — Л., 1982.
  22. , В.Ф. Иммануил Кант / В. Ф. Асмус. М.: Из-во «Наука», 1973. — 534 с.
  23. В. Что такое музыка?: эссе. Мемуары. Стихи / Валерий Афанасьев. Москва: Аграф, 2007. — 336 с. — (Серия «Волшебная флейта»).
  24. Бадура-Скода, Е. и П. Интерпретация Моцарта / Е. и П. Бадура-Скода- приложение: Баренбойм JT. (Как исполнять Моцарта?) М.: Музыка, 1972. — 373 е.: ил.
  25. , Р.К. Артистизм в контексте культуры. Монография / Р. К. Бажанова. Казань: Издательство «Отечество», 2008. — 132 с.
  26. , JI. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. Баренбойм. Л.: Музыка, 1969. — 288 с.
  27. , Л. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста / Л. М. Баренбойм. М.: Сов. композитор, 1990. — 263 с.
  28. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-424 с.
  29. , H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. / H.A. Бердяев. -М.: Искусство, 1994. Т.1. — 542 с.
  30. , H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
  31. , B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1991. — 413с.
  32. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.
  33. , М. Я и Ты / М. Бубер // «Квинтэссенция», Философский альманах. -М., 1992. С.294−370.
  34. , Е.А. Катарсис как социально-эстетический феномен (социально-философский аспект) / Е. А. Бугарчева / Автореферат дисс.канд. философ.наук. Казань, 2009. — 25 с.
  35. , В.В. Эстетика: Учебник / В. В. Бычков. — М.: Гардарики, 2002. — 556 с.
  36. , М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культурыв современном обществе. М.: Политиздат, 1991. — 366с.
  37. , Н. Скрябин и тенденции современного искусства / Н. Виеру // А. Н. Скрябин. Сборник статей. М.: Сов. композитор, 1973. — С. 320 — 343.
  38. , Н.О. О понятии «музыкальная мысль» у Арнольда Шенберга / Н. О. Власова // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007. — С.217−238.
  39. , Ю. Формула творчества / Ю. Воронцов // Музыкальная академия.- 2006. № 1. — С.26−31.
  40. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Г.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  41. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  42. Гадамер, Г.-Г. Интервью / Г.-Г. Гадамер // Вопросы философии. — 1996. № 7.- С.127−132.
  43. , П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. — 495 с.
  44. , П.П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII XVIII вв./ П. П. Гайденко // Вопросы философии. — 2001.- № 7. С. 77−99.
  45. , П.П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции / П. П. Гайденко // Вопросы философии. — 2006. № 3. -С. 165−182.
  46. , Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки / Л. Гаккель. Л.-М.: Сов. композитор, 1976. — 296 с.
  47. , Л. Миражи исполнительства / Л. Гаккель // Музыкальная академия.- 1998. № 3,4. — Кн.2.- С.222−226.
  48. , Л. «Серьёзно, значительно, очень важно» / Л. Гаккель //
  49. Музыкальная академия. 2006. — № 1. — С.135 — 138.
  50. Г. Ф. Энциклопедия философских наук. 4.1. Логика. М.: Госиздат, 1929.
  51. , И.В. Об искусстве: пер. с нем. / И. В. Гете. М.: Искусство, 1936. — 623 с.
  52. , Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. М. Яковлев. М.: Сов. композитор, 1984. — 288 е., ил.
  53. Глен Гульд. Избранное. В 2 кн. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006−240 е., 216 с.
  54. , Н.И. Искусство педализации / Н. И. Голубовская. М.-Л.: Музыка, 1967. — 109 с.
  55. , А.Б. О музыкальном исполнительстве / А. Б. Гольденвейзер // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1958. — Вып. 2.
  56. Т.Ю. Музыкальный звук как феномен культуры / Т. Ю. Гордеева. — М.: «Флинта», «Наука», 2007. 118 с.
  57. , И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. М.: Музгиз, 1961. — 224 с.
  58. В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода (Извлечения) // Хрестоматия по истории языкознанияХ1Х XX веков. — М.: Учпедгиз, 1956. — С.68- 86.
  59. , Э. Идея феноменологии / Э. Гуссерль // Сборник статей «Фауст и Заратустра». СПб.: Азбука, 2001. — 318с.
  60. , Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль //
  61. Соб. соч. Т.1. -М.: Гнозис, 1994. 192 с.
  62. , Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М.: Издательский центр «Академия», 1995.-298 с. 64. д Удин, Ж. Искусство и жест / Ж. Д Удин. СПб., 1911.
  63. , Т.В. Пластичность и выразительность как категории эстетики. Автореферат дис.. доктора филос. наук / Т. В. Дадианова. М., 1977.
  64. , Л.А. Концепция духовно-органической формы в творчестве О.Э. Мандельштама / Л. А. Закс // Екатеринбургский гуманитарий. 1999. — № 1. -С. 119−141.
  65. , И. Апология слуха / И. Земцовский // Музыкальная академия. -2002. -№ 1.- С. 1−11.
  66. , И. Мой идеал изучение контекста в тексте / И. Земцовский // Музыкальная академия. — 2006. — № 1. — С. 32−36.
  67. , X. Искусство и истина / X. Зедльмайр. М.: Искусствознание, 1990.-367 с.
  68. , П.Н. История фортепиано и его предшественников / П. Н. Зимин. -М.: Музыка, 1968. -215 с. 73.3инченко, В. П. Психологическая теория деятельности («Воспоминания о будущем») / В. П. Зинченко // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С.66−87.
  69. , Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Д. Золтаи. — М., Прогресс, 1977. — 372 с.
  70. , Г. В. Психология восприятия музыки (подходы, проблемы, перспективы) / Г. В. Иванченко. — М.: Смысл, 2001.- 255 с.159
  71. , A.A. Фортепианное исполнительство как феномен культуры. Дис.. канд.филос.наук/ A.A. Игламова. Казань, 2006. — 138 с.
  72. , Э.В. Идеальное и идеал / Э. В. Ильенков // Э. В. Ильенков. Философия и культура. М., 1991. — С.203−274.о
  73. , Я. Интонация как специфическая форма осмысления музыки / Я. Йиранек // Советская музыка. 1987. — № 10. — С. 126−130.
  74. , М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике / М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленингр. у-та, 1971. — Изд. 2-е. — 766 с.
  75. , М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  76. , М. О месте музыки в современной культуре / М. Каган // Советская музыка. 1985. — № 11. — С.2−9.
  77. , М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса / М. С. Каган // Вопросы философии. 2001. — № 6. — С.52−67.
  78. , В.А. Основные философские направления и концепции науки: учеб. пособие / В. А. Канке. М.: Логос, 2004. -328 с.
  79. , И. Критика способности суждения / И. Кант // Слово о сущем. Т.Н. — С.-П., «Наука», 2006. 512 с.
  80. , И. Сочинения / И. Кант. М.: Мысль, 1966. — 743 с. — (Сочинения: в 6 т. / И. Кант- т. 6).
  81. , А. Петр Эбен: «Фауст и Иов» / А. Карпова // Музыкальная Академия. 2007. — № 2. — С. 100−107.
  82. , Г. М. Вопросы пианизма: избр. ст. / Г. М. Коган. — М.: Сов. композитор, 1968.-462 с.
  83. , Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. М.: Музгиз, 1963. — 200 с.
  84. , Г. М. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения / Г. М. Коган // Советская музыка. 1975. — № 11.160
  85. , Г. У врат мастерства. Работа пианиста / Г. Коган. М.: Музыка, 1969. — 342 с.
  86. , В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления / В. А. Конев // Философские науки. 1991. — № 6. — С. 6−40.
  87. , Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике / Н. П. Корыхалова. Л.: Музыка, 1979. — 208 с.
  88. , Б. От замысла — к воплощению (к проблеме противоречий музыкального обучения) / Б. Кременштейн // Фортепианное исполнительство: теория и практика. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 139. М., 1998. — С.54−71.
  89. , В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С.56−65.
  90. , Э. Основы линеарного контрапункта / Э. Курт. М.: Музгиз, 1931. — 304 с.
  91. Лангер, К.-С. Философия в новом ключе / К.-С. Лангер. — М.: Республика,-2000.-287 с.
  92. , Р. Через технику к музыке смысла / Р. Леденев // Музыкальная Академия. — 2002. — № 1. — С.49−56.
  93. , Р. Мне всегда хотелось идти от эмоций (Беседа с Маргаритой Катунян) / Р. Леденев // Музыкальная Академия. 2006. — № 1. — С. 18−25.
  94. , Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Либерман. М.: Музыка, 1988.-235 с.
  95. , С.А. Онтология эстетических расположений: дис. на соиск. учен, степ, д-ра философ, наук / С. А. Лишаев. Самара, 2001. — 411 с.
  96. , С.А. Эстетика Другого / С. А. Лишаев. Самара: Самар. гуманит. акад., 2000. — 366 с.
  97. , А.Ф. Античная музыкальная эстетика / А. Ф. Лосев. М., 1960.
  98. , А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. -М.: Высшая школа, 1963. — 583 с.
  99. А.Ф. Диалектика художественной формы // А. Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. — с.45.
  100. А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927.
  101. , А.Ф. Основной вопрос философии музыки / А. Ф. Лосев // Философия, мифология, культура. — М.: Политиздат, 1991. С.315−335.
  102. , А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Вступит. статья / А. Ф. Лосев // Платон. Сочинения в трех томах. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т.1. М.: Мысль, 1968. — с.55. 623 с.)
  103. , Ю. Избранные статьи / Ю. Лотман. Таллинн, 1992. — 480 с. -(Избранные статьи: в 3 т. / Ю. Лотман- т. З).
  104. , А. Портрет художника в запредельности / А. Любимов // Музыкальная Академия. 2006. — № 2. — С.6−12.
  105. , Л. Альберт Семенович Леман / Л. Любовский // Музыкальная академия. 2006. — № 1. — С.139−141.
  106. , Л. Что есть музыка / Л. Любовский. Казань, 1993. — 30 с.
  107. , Л. Строение музыкальных произведений. Уч. пособие для музыкальных вузов. 3-е изд. / Л. Мазель. — М.: Музыка, 1986. — 527 с.
  108. , Л.А. О природе и средствах музыки. Теоретический очерк / Л.А.
  109. Мазель. М.: Музыка, 1991. — 2-е изд. — 80 с. — (Б-ка музыканта-педагога).
  110. , А. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма / А. Маклыгин. Автореферат дисс. докт. искусствоведения / Моск. консерватория. М., 2001. — 44 с.
  111. , A.B. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учеб. пособие / A.B. Малинковская. М.: Гуманитарн. издат. центр ВЛАДОС, 2005. — 381 е.: ил.
  112. , М.К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 416 с.
  113. , К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / К. А. Мартинсен. М.: Музыка, 1966. — 220 с.
  114. , К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен. М.: Музыка, 1977. — 128 с.
  115. Мастера советской пианистической школы: Очерки / под ред. A.A. Николаева. — М.: Гос.муз.изд., 1961. — 238 с.
  116. , В. Таинственные энергии музыки / В. Медушевский // Музыкальная Академия. 1992. — № 3. — С.54−57.
  117. , В. Человек в зеркале интонационной формы / В. Медушевский // Советская музыка. 1980. — № 9. — С.39−48.
  118. , Г. П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека / Г. П. Меньчиков. — Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2006. 256 с.
  119. , Г. П. Духовная реальность человека: (анализ философско-онтологических основ) / Г. П. Меньчиков. Казань, 1999. — 407 с.
  120. , Г. П. Основы антропологии: традиции и новации / Г. П. Меньчиков. Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 240 с.
  121. , В. «Каждое произведение является моим собеседником.» / В. Мержанов // Музыкальная Академия. 2006. — № 2. — С.58−63.
  122. , Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора / Н. К. Метнер.- М.: Музыка, 1979. 72 с.
  123. , Я. Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова / Я. Милыптейн // Мастера советской пианистической школы. Очерки.-М., 1961.-С. 40−114.
  124. , Я.И. Статьи. Воспоминания. Материалы / Я. И. Милыптейн. -М: Сов. композитор, 1990. 286 с.
  125. , В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В. В. Миронов // Вопросы философии. 2006.- № 2. — С.27 — 43.
  126. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII- XVIII вв. М.: Музыка, 1971. — 688 с.
  127. Музыкальная эстетика Германии XIX века. М., 1981. Т. 1.
  128. , Е.В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988.-254 с.
  129. , Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский.- М.: Музыка, 1982. 319 с.
  130. , В. Прошлое русского пианизма (XVIII начало ХЕХ века):очерки и материалы / В. Натансон. — М.: Музгиз, 1960. — 290 с.
  131. , Г. Об искусстве фортепианной игры: (Записки педагога) / Г. Нейгауз. 2-е изд. — М.: Музгиз, 1961. — 319 с.
  132. , А. Основы советской пианистической школы / А. Николаев // Мастера советской пианистической школы. Очерки. — М.: Музгиз, 1961. — С. 539.
  133. , А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера / А. Николаев // Мастера советской пианистической школы. Очерки. -М.: Музгиз, 1961.-С. 115−166.
  134. , А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства / А. Николаев // Мастера советской пианистической школы. Очерки. -М.: Музгиз, 1961.-С. 167- 203.
  135. , А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма / А. Николаев. М.: Музыка, 1980. — 112 с.
  136. , Ф. Избранные произведения / Ф. Ницше. М.: Просвещение, 1993.- 573 с.
  137. , В.И. Осознание бессознательного / В. И. Овчаренко // Вопросы философии. 2000. — № 10. — С.33−36.
  138. , А. О музыкальном искусстве: пер. с франц. / А. Онеггер- вступ. ст. и комментарии В. Александровой. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1985. 216 с.
  139. , Г. Древо музыки / Г. Орлов. — Вашингтон — СПб., 1992. 276 с.
  140. , Ю. Праздник музыки на фестивальной улице / Ю. Паисов // Музыкальная академия.- 2006.- № 1. С. 131 — 135.
  141. Платон. Законы // Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.З. 4.2. — М.:1. Мысль, 1972. С. 83 — 478.
  142. Платон. Политик // Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.З. 4.2. — М.: Мысль, 1972. С. 10 — 82.
  143. Платон. Сочинения в 3-х томах. Т.З. 4.1. -М.: Мысль, 1971. 688 с.
  144. Понимание как философско методологическая проблема. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. — 1986. -№ 7. — С. 65 — 81- № 8. -С. 46 -63.
  145. , И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Прогресс, 1986.-431 с.
  146. , Д.А. Исполнитель и стиль / Д. А. Рабинович. — М., 1979. — 320 с.
  147. , Д. Портреты пианистов / Д. Рабинович. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1970. 279 с.
  148. , П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / П. Рикер. -М.: Медиум, 1995. 416 с.
  149. , М. Я стараюсь не повторяться. / М. Ройтерштейн // Музыкальная Академия. 2006. — № 2. — С.48−53.
  150. , Г. И. Синергетика и принцип самодвижения материи / Г. И. Рузавин // Вопросы философии. 1984. -№ 8. — С. 39 — 51.
  151. , С. Пианист и его работа / С. Савшинский. — JI.: Сов. композитор, 1961.-271 с.
  152. Сайдашева 3. Татарская музыка: история и современность. — Казань: «Идел-Пресс», 2008. 208 е., илл.
  153. , В.И. Творчество и энергии самоутверждения / В. И. Самохвалова // Вопросы философии. — 2006. № 5. — С. 34 — 46.
  154. , А. В интерпретации Виктора Мержанова / А. Санько // Музыкальная Академия. 2007. — № 2. — С. 96 — 97.
  155. , С. Произведение и интерпретация / С. Сенков // Фортепианное исполнительство: теория и практика: Сб. тр. Вып.139. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1998.-С. 8−31.
  156. , Н. Функциональные трансформации культуры в условиях глобализации / Н. Серегина // Вестник каз. гос. ун-та культуры и искусств: науч.журнал. — 2005. № 2.
  157. , Е.В. Антропоморфные основания орнаментально-пластического языка / Е. В. Синцов // Смысл «и» выражение: контроверзы современного гуманитарного знания: Сб. статей и выступлений. Самара, 2001. — С.210−214.
  158. , Е.В. Жесто-пластические основания татарского художественного мышления / Е. В. Синцов // Материалы межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы теории культуры». Казань, 2000. — С.100−102.
  159. , Е.В. Орнамент как метаязык хронотопических представлений культуры (к развитию одной идеи И. Канта) / Е. В. Синцов // Вестник СамГУ. -1999.-№ 3 (13).-С. 45−49.
  160. , Е.В. Орнаментально-жестовые основания моделирования музыкальных структур / Е. В. Синцов // Материалы международной научно-практической конференции «Прометей» 2000. — Казань, 2000. — С. 173−176.
  161. , Е.В. Рождение художественной целостности: (авторская рефлексия потенциальных возможностей мыследвижения) / Е. В. Синцов. Казань: Изд-во «ФЭН», 1995.-228 с.
  162. , Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке / Е. В. Синцов. Казань: ФЭН, 2003. — 304 е.: ил.
  163. , C.B. Словесное творчество — Солярис новых искусств / C.B. Синцова. Казань: Казан. Гос. ун-т, 2007. — 148 с.
  164. , Д. О тайнах творческого процесса музыки / Д. Смирнов // Музыкальная академия. 2002. — № 2. — С. 39 — 48.167
  165. Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства: сб. ст. -М.: Сов. композитор, 1985. — 216 с.
  166. И.И. Арнольд Шёнберг // Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования. JI.-M.: Сов. композитор, 1974. — С. 157- 178.
  167. И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // И. И. Соллертинский. Избранные статьи о музыке. — JT.-M.: Искусство, 1946. С. 4972.
  168. Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства: Сб. статей / Ред.-сост. А. Алексеев. — М.: Сов. композитор, 1985. -216 с.
  169. , И.Ф. Статьи и материалы / И. Ф. Стравинский. — М., 1973. — 526 с.
  170. , В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной к философии музыки / В. К. Суханцева. — К.: Факт, 2000. — 176 с.
  171. , В.К. Категория времени в музыкальной культуре / В. К. Суханцева. К., Лыбидь, 1990. — 184 с.
  172. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.-366 с.
  173. , Е. Гетерофония: типология фактур — эволюция ткани / Е. Трембовельский // Музыкальная Академия. — 2001. № 4. — С. 165−175.
  174. , Е. Два этюда к проблеме аналогий / Е. Трембовельский // Музыкальная Академия. 2006. — № 1,2. — С. 1−10- С. 171−176.
  175. , А. Некоторые тенденции современной философии музыки / А. Фарбштейн // Советская музыка. 1979. — № 1. — С. 114−123.
  176. Фауст и Заратустра // Сб. пер. с нем. СПб.: Азбука, 2001. — 320 с.
  177. , С.Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. М.: Классика-XXI, 2001.-340 с.
  178. , E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке / E.JI. Фейнберг. Фрязино: Век-2, 2004. — 288 с.
  179. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. — 576 с.
  180. Фортепианное исполнительство: теория и практика. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 139. — М., 1998. — 147 с.
  181. Франк, С. Непостижимое / Франк С. Сочинения. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — С. 245−796.
  182. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. -655 с.
  183. , Э. Душа человека: Перевод / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. -430 с. — (мыслители XX века).
  184. , М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Пер. с нем. В. В. Бибихина. — M.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
  185. , М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. М., 1991.
  186. , М. Нотные длительности и парадокс их реального значения (Заметки к специфике музыкального времени и его нотации) / М. Харлап // Музыкальная Академия. 1997. — № 2. — С. 99−109.
  187. , С. Шостакович пианист / С. Хентова. — Л.: Музыка, 1964. — 91 с.
  188. Хёйзинга, Й. Homo Ludens / Человек играющий. Статьи по истории культуры / Й. Хёйзинга. — М.: Айрис-пресс, 2003. 496 с.
  189. , В.Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. — СПб.: Лань, 1 692 000.-320 с.
  190. , В. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества / В. Холопова, Е. Чигарева. М.: Советский композитор, 1990. — 350 с.
  191. В.Н. Антон Веберн: Жизнь и творчество / В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов. М.: Советский композитор, 1984. — 319 с.
  192. , В. Концепция творчества / В. Холопова // Музыкальная Академия. 2001. — № 4. — С. 12−19.
  193. , В. Вселенная музыковеда. Мир творчества и мечтаний / В. Холопова // Музыкальная академия. 2006. — № 2. — С. 53−57.
  194. Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Дерриды. — М.: Владос, 2001.
  195. , Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. М.: Советский композитор, 1988. — 384 е.: ил.
  196. , Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
  197. , Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: к анализу методологических парадоксов науки о музыке / Т. В. Чередниченко. М.: Музыка, 1989.-223 с.
  198. , Т.В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы / Т. В. Чередниченко // Музыкальное исполнительство и современность. Сб. статей / сост. М. А. Смирнов. Вып. 1. — М., 1988. — С.43−68.
  199. , Ю.Ю. Эстетическая функция жеста в культуре. Дис.. канд. филос. наук / Ю. Ю. Чернявичуте. Л., 1988.
  200. , Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического (опыт оправдания красотой) / Т. М. Шатунова. — Казань: Казане, гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. 154 с.
  201. , А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер // Ред. М. С. Друскин.1. М.: Музыка, 1965. 725 с.
  202. Ф.В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1966. -496 с.
  203. Ф. Собр.соч. В 7-ми т. М., 1955, т.VI. с. 335.
  204. , Г. Г. Философские этюды / Г. Г. Шлет. М.: Прогресс, 1994. — 372 с.
  205. , Г. Г. Внутренняя форма слова / Г. Г. Шпет. М.: Гос. Ак. Худ. Наук, 1927. — 219.С.
  206. , Г. Г. Явление и смысл / Г. Г. Шпет. — Томск: Водолей, 1996. — 192 с.
  207. , А. Мир как воля и представление. / Пер. с нем. Ю. И. Айхенвальд / А. Шопенгауэр. Мн.: Харвест, 2007. — 848 с.
  208. К. Я должен постоянно действовать.// Музыкальная Академия.- 2007. № 2. — С.89−92.
  209. , О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии / О. Ф. Шульпяков. Л.: Музыка, 1973. — 103 с.
  210. , О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Ф. Шульпяков. Л.: Музыка, 1986.
  211. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. — СПб.: Алатейя, 2003. 256 с.
  212. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. -М.: Академический проект, 2004. 384 с.
  213. Энциклопедический музыкальный словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1966.- 632 с.
  214. Эстетика и теория искусства XX века. — М.: Прогресс- Традиция, 2005. -686 с.
  215. Эстетические очерки. М., 1979. Вып.5.
  216. Юнг, К. Г. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг // Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М., 1991. — С. 103−118.
  217. , Б.Л. Избранные труды / Б. Л. Яворский. М.: Сов. композитор, 1972. — 712 с. — (Избранные труды: в 2 т. / Б.Л. Яворский- т. 1).
  218. Яков Флиэр: Статьи, воспоминания, интервью. -М.: Сов. композитор, 1983. 272 с.
  219. , Р.Г. О культуре и культурологии: (Как возможно познание культуры, ее переживание и философствование о ней?) / Р. Г. Яновский, А. В. Агошков // Вопросы культурологии. 2006. — № 2. — С. 24−32.
  220. Arnheim R. Perceptual Dunamics in Musical Expression // The Musical quarterly. 1984. № 3231 .Schoenberg A. Fundamentals of Musical Composition. London Boston. 1970.
  221. The New Encyclopaedia Britannica. 1990.
  222. Vinaver E. From Motive to Orinament // Medival Literature and Folklore Stufies. New Jersey. 1970.
  223. White H. The Rules of Engagement: Richard Taruskin and the History of Western Music // Journal of Society for Musicology in Ireland, 2 (2006 7) p.21 -49.
Заполнить форму текущей работой