Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Традиции и новации в народной художественной культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В народной художественной культуре современной России, переживающей один из сложных и противоречивых этапов своей многовековой истории, очевидны два взаимодополняющих слоя — традиционные и инновационные образования во всей многоликости их жанровых, стилевых и функциональных элементов. В этой связи у культурологов, фольклористов, этнографов появляется всё больше… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Народная художественная культура как предмет философско-культурологического анализа
    • 1. 1. К вопросу об определении понятия «народная художественная культура», ее традиций и новаций
    • 1. 2. Структурно-функциональный анализ народной художественной культуры
  • Глава 2. Взаимосвязь традиций и новаций в народной художественной культуре
    • 2. 1. Диалектика народной художественной культуры
    • 2. 2. Аксиологический аспект традиций и новаций в народной художественной культуре
    • 2. 3. Современные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в России

Традиции и новации в народной художественной культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В народной художественной культуре современной России, переживающей один из сложных и противоречивых этапов своей многовековой истории, очевидны два взаимодополняющих слоя — традиционные и инновационные образования во всей многоликости их жанровых, стилевых и функциональных элементов. В этой связи у культурологов, фольклористов, этнографов появляется всё больше вопросов: какие формы народной художественной культурп осваивать, возрождать и развивать — архаические или более поздние? Как определить, все ли они имеют эстетическую и нравственную ценность для современного российского общества? Что нужно для того, чтобы архаические формы не превратились в музейные реликвии, а органично вошли в жизнедеятельность человека, в духовную ткань жизни общества. Все это обусловливает необходимость уточнения структуры и функций народной художественной культуры, её традиционного и инновационного пластов в современной социокультурной среде.

Народная художественная культура недостаточно полно осмыслена в философском и культурологическом аспектах. До сих пор исследования в области архаического фольклора, художественной самодеятельности, фольклоризма, фольклора субкультур, неофольклора междисциплинарно слабо взаимосвязаны. Ученые, занимающиеся изучением архаичного фольклора, не всегда склонны признавать эстетические ценности художественной самодеятельности, фольклоризма, неофольклора, фольклора субкультур, в отличие от специалистов, изучающих более поздние формы народной художественной культуры (художественная самодеятельность, фольклоризм, неофольклор, фольклор субкультур) и нередко скептически настроенных в отношении богатой традициями фольклористики. Сегодня всё явственнее обнаруживается потребность в критическом переосмыслении предмета и методов исследования народной художественной культуры в целом. Для продуктивного решения этой проблемы необходим комплексный междисциплинарный синтез имеющихся научных знаний об архаичном фольклоре и знаний о более поздних, но исторически связанных с фольклором формах народного художественного творчества. Как представляется, такой подход способствует выявлению концептуальной целостности народной художественной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Специального научного исследования, направленного на осмысление процесса взаимодействия традиций и новаций в народной художественной культуре в контексте философско-культурологического дискурса, до настоящего времени не проводилось. Наша работа базируется на основных достижениях философско-культурологической, фольклористической, этнографической, искусствоведческой мысли в изучении культуры, теории и истории народной художественной культуры, что предопределило обширную источниковедческую базу исследования, освоение методологий анализа и формирование на их основе собственных подходов к реализации поставленных задач. Фундаментальной основой осмысления народной художественной культуры как этнокультурного, полисоциального, полистадиального, ценностного и полифункционального явления, имеющего конкретно-исторический и социально-стратификационный характер, стали философские исследования К.С. и И. С. Аксаковых, М. М. Бахтина, H.A. Бердяева, С. Н. Булгакова, JI.H. Гумилева, А. Ф. Лосева, В. В. Розанова, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, А. С. Хомякова и др., посвященные проблемам духовной культуры, русского характера, национального самосознания.

Прослеживая диалектическую взаимосвязь традиций и новаций, а также рассматривая структуру и функции народной художественной культуры в их историческом измерении, мы опирались на логику осмысления и методы исследования:

— историков и культурологов эпохи Просвещения, в работах которых прослеживается понимание процесса развития народного искусства, чья оригинальность обусловлена традициями и природными условиями проживания этносов и народов (Д. Вико, И. Гердер, В. Гумбольдт и др.);

— зарубежных ученых — фольклористов XIX века (Ш.-С.Бен, Р.-С.Боггс, Дж.-JT. Гомм, Э. Карнейро, М.К. де Мартинес, J1. Мендьета, X. Нуньес, П. Сентив, Р. И. Санчес, А. Тейлор, Б. Хаковелья и др.);

— зарубежных ученых, исследования которых посвящены новаторству в искусстве (Н.И. Конрад, Д. Кроули, Т. Монро и др.);

— представителей зарубежной культурологи (Дж. Гусфилд, Ю. Кристева, Р. Такер, С. Эйзенштадт и др.);

— первых отечественных фольклористов начала XIX столетия (И.Е. Забелин, Н. И. Костомаров, A.B. Терещенко и др.) — / представителей мифологической школы русской фольклористики середины XIX века (А.Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, A.A. Потебня);

— ученых, изучающих мифологическое пространство культуры XX в. (А. Генис, А. Я. Гуревич, Б. С. Ерасов, Ю. М. Лотман, В. М. Найдыш, В. П. Римский, A.B. Юревич и др.) — представителей отечественной культурологии (В.Л.Абушенко, Н. С. Злобин, Л. Н. Каган, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Л. Н. Столович и др.);

— ученых, занимающихся изучением теории и истории народной художественной культуры (Т.И. Бакланова, П. Г. Богатырев, В. Е. Гусев, И. И. Земцовский, М. С. Каган, A.C. Каргин, В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Б.М. и Ю. М. Соколовы, К. В. Чистов, В. И. Чичеров и др.);

— исследователей фольклора XX в. (В.П. Аникин, О. Д. Балдина, Э. В. Быкова, В. Е. Гусев, М. А. Некрылова, К. И. Рождественский, A.B. Руднева, В. М. Щуров и др.);

— российских ученых, работы которых посвящены новаторству в искусстве и неофольклору (В.М. Василенко, Н. В. Гончаренко, М. Ф. Овсянников и др.);

— отечественных исследователей художественной самодеятельности и любительства (О.Д. Балдина, Е. И. Григорьева, A.C. Кабанов, A.C. Каргин, Е. И. Максимов, Н. Г. Михайлова, Е. И. Смирнова, Ю. Е. Соколовский, Ф. А. Соломоник, В. И. Уральская, H.A. Хренов и др.).

Отдельные аспекты народной художественной культуры (песня, танец, костюм, празднично-обрядовая культура, декоративно-прикладное творчество) в социокультурном хронотопе нашли отражение в ряде научных исследований последних лет (О.И. Алексеева, Т. Е. Карпова, В. А. Котеля, Т. А. Митрягина, М. В. Рындина, О. Я. Жирова и др.).

Осмыслению проблем генезиса и эволюции народной художественной культуры Белгородского региона в историко-стадиальной многослойности её пластов, жанров, форм бытованияразработке концептуальных основ формирования и развития преемственной системы этнохудожественного образования на основе ценностей традиционной культуры, её научно-методического обеспечения посвящены труды М. С. Жирова. Богатый этнопедагогический потенциал традиций народной художественной культуры в России выявлен в исследованиях Г. Н. Волкова, В. А. Николаева, JI.A. Рапацкой, В. А. Сластенина, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой и др.

Рассмотренный комплекс научных трудов свидетельствует о наличии достаточно разработанной теоретико-методологической базыосмысления феномена народной художественной культуры в контексте автономных исследований её составляющих, что создает методологическую основу для разработки проблемы взаимосвязи традиций и новаций в этом уникальном, самодостаточном, саморазвивающемся явлении.

Объект исследования — традиции и новации в народной художественной культуре.

Предмет исследования — процесс диалектического взаимодействия традиций и новаций в народной художественной культуре.

Целью исследования является осмысление процесса развития народной художественной культуры в контексте взаимосвязи традиций и новаций.

Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

— определить теоретико-методологические подходы изучения феномена народной художественной культуры, сопоставить основные концепции развития отечественной народной художественной культуры;

— проанализировать структурные компоненты народной художественной культуры, её социокультурные функции в современных условиях, предложить авторскую классификацию структуры и функций народной художественной культуры;

— предложить и обосновать новое концептуальное содержание понятий «народная художественная культура», «традиции» и «новации».

— определить эстетические, этические и моральные ценности традиций и новаций народной художественной культуры;

— исследовать диалектическую взаимосвязь традиций и новаций в эволюции народной художественной культуры;

— обозначить основные тенденции и проблемы развития народной художественной культуры и пути их решения в России.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической базой диссертационной работы, чозволившей обосновать концепцию развития народной художественной культуры, выступили философско-культурологический, историко-философский подходы, системно-универсальный, феноменологический, структурно-функциональный, эмпирический и интегративный методы. Теоретическим основанием для понимания рассматриваемой проблемы стали труды П. Г. Богатырева, А. Я. Гуревича, В. Е. Гусева, И. И. Земцовского, A.C. Каргина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, Ю. М. Соколова, М. С. Жироваработы зарубежных ученых, посвященные новаторству в искусстве: Д. Кроули, Н. И. Конрада, Т. Монро, — и российских ученых: А. Н. Веселовского, Н. В. Гончаренко, М. Ф. Овсянникова и др. Методологическое значение для работы имели общетеоретические исследования Р-С. Боггс, Э. Карнейро, М.К. де Мартинес, Л. Мендьета, К. Нуньес, А. Повиньи, П. Сентив, Р-Й. Сачес, Б. Хаковелья.

Эмпирическую базу исследования составили данные, 'полученные автором в результате этнографических наблюдений, социологических исследований.

Научная новизна диссертационного исследования определяется целостным осмыслением феномена народной художественной культуры в контексте современных теоретических позиций философско-культурологического знания и может быть представлена следующими моментами:

1. Обосновано содержание понятия «народная художественная культура», под которым понимается сложная, иерархическая саморазвивающаяся система, включающая множество взаимосвязанных друг с другом элементов (фольклор, художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор), объединяющим и цементирующим фактором среди которых выступает единство и борьба традиций и новаций.

2. Проведен комплексный структурно-функциональный анализ народной художественной культуры, предложена авторская классификация структуры и функций народной художественной культуры, развитие которой — на всех этапах ее истории — обусловлено диалектическим противостоянием традиций и новаций.

3. Осуществлен философско-культурологический анализ периодов развития народной художественной культуры: языческого, архаического, урбанистического, — в системе диалектической взаимосвязи традиций и новаций, а также социально-культурных аспектов бытования инфраструктуры, обеспечивающих единство и противоположность объектов нашего исследования.

4. Выявлены и проанализированы эстетические, этические и моральные ценности традиций и новаций в социокультурном хронотопе языческого, архаического, урбанистического периодов.

5. Определены основные тенденции и перспективы развития традиционных и новационных форм народной художественной культуры в современном социокультурном пространстве России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В ситуации дефинитивной неопределенности понятия «народная художественная культура» в современной научной литературе нами обосновано его концептуальное содержание, учитывающее диалектическую взаимосвязь традиционных пластов фольклора и новационных образований (художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор), которая обеспечивает развитие народной художественной культуры, взаимодействие её слоев, пластов, форм и / видов, их взаимодополнение, взаимообогащение, постоянный переход друг в друга. Диалектическое единство и взаимосвязь традиций и новаций является объединяющим фактором, цементирующим народную художественную культуру как целостность в структуре культуры общества.

2. Народная художественная культура представляет собой сложную, иерархическую, самостоятельную, саморазвивающуюся, самодостаточную, оригинальную структуру, имеющую конкретно-исторический, социально-стратификационный характер и включающую в себя множество взаимосвязанных друг с другом элементов: архаичны^* фольклор, художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор, а также творческие, социальные, психологические аспекты бытования инфраструктуры, обеспечивающие их создание и трансляцию в социум. Каждая из подсистем имеет вполне определенную образно-семантическую природу, жанрово-видовой состав, выразительные средства, формы социального функционирования.

3. Все существующие в современном социуме формы народной художественной культуры, включая элементы языческого и архаического фольклора, художественную самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор, сформировались в процессе длительной эволюции на основе единства и борьбы традиций и новаций. Новационные формы народной художественной культуры, появившиеся в разные исторические периоды её развития (языческий, архаический, урбанистический), диалектически взаимосвязаны с традицией. Под влиянием 'социальных факторов традиционные формы претерпевают определенную трансформацию: одни эволюционируют, не изменяя своей сущности, другие, являясь эталоном художественного творчества, сохраняются и продолжают питать массовое и элитарное творчество. Таким образом, появление новаций не означает отбрасывание или забвение традиций.

4. На всех стадиях общественно-исторического развития: от язычества до современности, — народная художественная культура оказывалась включенной в разнообразную социокультурную практику человека, адаптируя его к жизни, помогая в познании мира, природы, Самого себя. Народная художественная культура вбирала и передавала последующим поколениям нравственные законы бытия (любовь к труду, к ближнему, «не навреди, не убий» и пр.). Она моделировала взаимоотношения разных поколений, формировала ценности и идеалы личности, несла в себе селективные, нормативно-эвристические функции. Незыблема роль традиций народной художественной культуры в национальной самоидентификации и нравственной социализации нынешних россиян.

5. Поддержка, сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры современного российского общества связаны с необходимостью объективного анализа этого процесса, его синхронизации и взаимодействия с другими социокультурными процессами в контексте: актуализации преемственности в историческом развитии страны и культур;

— формирования этнокультурной направленности образовательного пространства;

— разработки социально-значимых проектов и программ национально-этнического возрождения культур народов России.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования дают возможность использования его материалов по следующим направлениям:

— в научно-теоретических исканиях, посвященных процессам освоения, реконструкции и трансляции народной художественной культуры, как в методологическом, так и в содержательном аспектахв теоретических изысканиях по расширению понятийно-категориального аппарата народной художественной культуры как науки;

— в исследовании конкретных феноменов народной художественной культуры в целом и (или) составляющих её структурных элементовв процессе преподавания философии, культурологии, истории и теории народной художественной культуры, народного художественного творчества, а также при разработке учебных пособий, программ, тематических планов и спецкурсов по проблемам народной художественной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в рамках научной, профессиональной и методической деятельности. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях на научных форумах различных уровней: «Народная художественная культура Белгородчины как основополагающий фактор образовательного процесса в Белгородском государственном институте культуры» (Белгород, 2002), «Социокультурная динамика региона (Белгород, 2003;2006), «Модернизация деятельности учреждений культуры» (Екатеринбург, 2004), «Модернизация культурно-досуговых учреждений» (Чебоксары, 2005).

Основные положения исследования отражены в 36 публикациях автора объемом 31,5 пл.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 252 наименования.

Заключение

.

Проблема исследования традиций и новаций народной художественной культуры является особо актуальной в настоящее время, когда повысился интерес к культурному своеобразию, что связано с масштабностью социальных процессов, расширением и углублением культурных контактов.

Так как мир, сотворенный человеком, создан в согласовании с объективными природными и социальными законами, то и народная художественная культура зарождается, распространяется, изменяется по тем же законам. В данной работе подтвердилось предположение о том, что каждому периоду в развитии народной художественной культуры — языческому, архаическому, урбанистическому — соответствует определенная формула традиций и новаций, которые находятся в диалектической взаимосвязи. Развитие народной художественной культуры происходит, таким образом, при котором появление новаций не отрицает традиционные ценности. Проблема традиций не может рассматриваться вне проблемы новаций. Старое и новое находятся в прямой коррелятивной зависимости.

В настоящее время всё ещё существуют проблемы в классификации структуры и функций народной художественной культуры. Не связанными между собой по-прежнему остаются фольклористика и исследования таких форм народной художественной культуры, как художественная самодеятельность, фольклоризм, неофольклор, фольклор субкультур. В данной работе рассмотрены и проанализированы классификации структуры и функций народной художественной культуры, составленные такими учеными, как П. Г. Богатырев, В. Е. Гусев, A.C. Каргин, М. А. Некрасова, К. В. Чистов и др. Мы предлагаем схему структуры народной художественной культуры, которая выглядит следующим образом: аутентичный фольклор, художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор. Функции народной художественной культуры, на наш взгляд, это функции форм, которые входят в её структуру: аутентичного фольклора, художественной самодеятельности, фольклоризма, фольклора субкультур, неофольклора. Каждая форма имеет как традиционные функции, так и инновационные.

В различных дискуссиях, посвященных народной художественной культуре, ученые пытаются решить, какие формы народной художественной культуры — архаичные или более поздние (художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор) -имеют большую эстетическую ценность и право на существование в наши дни? Одними учеными не признаются эстетические ценности новаций, другие считают, что нет необходимости сохранять архаичный фольклор, что молодежи нужно другое творчество, более современное и отвечающее реалиям современного общества. Поэтому для поиска путей решения вышеуказанных проблем были рассмотрены эстетические, этические и моральные стороны всех форм народной художественной культуры. Проблема эстетических, этических и моральных ценностей традиций и новаций народной художественной культуры была актуальной на протяжении всех периодов её развития. Народная художественная культура по своей сущности есть не что иное, как мир воплотившихся ценностей различных поколений.

Ценности являются итогом исторического опыта человечества, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Но ценности подвижны. Каждое новое поколение утверждает свои ценности. Ценности могут возрождаться, обретать новое звучание в современных формах. Тем не менее, существуют и вечные ценности. На современном этапе выражаемые архаической культурой ценности языческого и земледельческого характера остаются актуальными и, трансформируясь, проникают во все слои народной культуры, включая ее самые современные формы: неофольклор, любительское творчество, художественную самодеятельность. Высочайший авторитет традиционной (земледельческой) культуры, эффективность в решении самых сложных социальных задач не только не позволили отбросить ее полностью с утверждением новаций в народной художественной культуре, но оставили как важный действующий фактор в новой истории. Фактор проникновения традиционного творчества в творчество инновационное часто подвергается критике. Видеть в этом влияние массовой культуры, упадка вкуса и эстетических запросов населения нет оснований. Причины — в самом народном творчестве, изменении его роли в повседневной жизни. Некоторые формы народной художественной культуры (художественная самодеятельность, фольклор субкультур) не ориентированы на создание шедевров искусства. Их социальной задачей является, прежде всего, удовлетворение личностных эстетических потребностей в творчестве, в приобщении к нему. Таким образом, можно сделать вывод, что в оценке этих форм народной художественной культуры необходимы две эстетические шкалы. Одна должна оценивать профессионализированный тип, другая — фольклорно-традиционный. Также необходимо учитывать реалии современного общества, которые предполагают иную систему ценностей, передачи, освоения и функционирования форм народной художественной культуры. Но при этом нужно не забывать о преемственности поколений, о воспитании молодого поколения в духе традиций, которые наследуют систему ценностей фольклора, вошедшего в мировую сокровищницу культуры.

В обществе постоянно идет поиск путей воспроизводства культурных традиций в быту и в народном сознании. Традиционные формы фольклора варьируются, обновляются, что дает фольклорным произведениям вторую жизнь, так как они соответствуют новым эстетическим, этическим и моральным ценностям современного общества. Сегодня существуют разные точки зрения на методы и способы сохранения сельской традиции в городе. Индустриализация и урбанизация повсюду создают новые экономические условия, в которые не укладывается традиционный фольклор, вызывают рождение новых видов бытовой музыки, форм их исполнительства, социальной среды их распространения. Поэтому необходимо взглянуть на все формы народной художественной культуры как на единую структуру, в которой все взаимосвязано, взаимообусловлено.

В настоящее время в обществе наметились пути развития народной художественной культуры. Разрабатываются программы сохранения и развития народной художественной культуры. Ряд учреждений культуры включен в реализацию таких программ. Заметно расширяется структура детских учреждений культуры и образования, занимающихся проблемами преемственности фольклора на уровне учебных заведений среднего и высшего звена. Открываются отделения, кафедры теории и истории народной художественной культуры. Тем не менее, есть еще нерешенные проблемы, связанные с восстановлением преемственности, с односторонним увлечением архаикой, с излишней модернизацией народного творчества в различных его обработках и стилизациях, ведущих к утрате национального своеобразия, проблемы этнохудожественного образования и проблемы национально-этнического возрождения культуры и народа России.

Для решения всех этих проблем необходимо признание эстетических ценностей всех форм народной художественной культуры и архаичных, и более поздних (художественной самодеятельности, фольклоризма, фольклора субкультур, неофольклора) в духовном возрождении общества, признание необходимости этнохудожественного образования, рассмотрение проблем народной художественной культуры наравне с проблемами национальной художественной культуры общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры / Э. Г. Абрамян // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: АН Арм., 1978. — С. 91.
  2. , А.Д. Происхождение театра / А. Д. Авдеев. М.: Искусство, 1959.- 118 с.
  3. , Л .Я. От рабочих кружков к народным коллективам / Л. Я. Алексеева. -М.: Искусство, 1973. 64 с.
  4. , Э. Социальные аспекты изучения музыкального фольклора / Э. Алексеев. М.: Искусство, 1978. — 92 с.
  5. , М.В. Этюды по истории русского искусства / М. В. Алпатов. Т. 1, 2. М.: Искусство, 1976. — 287 с.
  6. , Д. Роза мира / Д. Андреев. М.: Наука, 1993. — 606 с.
  7. , В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие / В. П. Аникин. М.: Высшая школа, 1987. — 284 с.
  8. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М.: Наука, 1957. — 183 с.
  9. , М. Культура и искусство Древней Руси / М. Артамонов. -М.: Искусство, 1975. 234 с.
  10. , С.А. Механизмы усвоения нововведений в этнической культуре / С. А. Арутюнов // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: АН Арм., 1978. — С. 87.
  11. , С.А. Обычай, ритуал, традиция / С. А. Арутюнов. М.: Сов. этнография, 1982. -№ 2. — С. 15−18.
  12. , Б. Русская музыка / Б. Асафьев. Л.: Наука, 1968. — 340 с.
  13. Багратиони-Мухранели, И. Л. Бал как форма культуры / И.Л. Багратиони-Мухранели // Традиционные формы досуга: история и современность. М.: ГРЦРФ, 1993. — С. 200.
  14. , А.К. О жизни вещей в народной культуре / А. К. Байбурин // Живая старина. 1995. -№ 3. — С. 5−9.
  15. , И. Художники и социализм / И. Байер. М.: Наука, 1966. — 218 с.
  16. , Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР / Т. И. Бакланова. М: Искусство, 1986. — 543 с.
  17. , A.A. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции / A.A. Банин. М.: ГЦЦРФ, 1997. — 325 с.
  18. , В. Культурная деятельность / В. Барсук, В. Волков. М.: Искусство, 1981.-458 с.
  19. , В.А. Фольклор в современном мире / В. А. Бахтина. М: Искусство, 1991. — 319 с.
  20. , В.Г. Статьи о народной поэзии / В. Г. Белинский // Полн. собр. соч.Т. 5. Статьи и рецензии. М.: Мол. гвардия, 1954. — С. 513.
  21. , В.И. Лад. Очерки о народной эстетике / В. И. Белов. М.: Искусство, 1982.-420 с.
  22. , А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Наука, 1994.-349 с.
  23. , H.A. Человек. Макрокосм и микрокосм / H.A. Бердяев // Русский космизм. -М.: Искусство, 1988. 508 с.
  24. , H.A. Кризис искусства / H.A. Бердяев. М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.
  25. , H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев //' Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М.: Искусство, 1994. — 202 с.
  26. , H.A. Русская идея / H.A. Бердяев. М.: Искусство, 1996. — 542 с.
  27. , Б.М. Традиция и социокультурные структуры / Б. М. Бернштейн // Советская этнография. 1982. -№ 2.
  28. , Д.Д. О традициях и традиционности / Д. Д. Благой. М.: Искусство, 1987. — 515 с.
  29. , П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. -М.: Искусство, 1971. С. 30−49.
  30. , В.Х. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья / В. Х. Болотков, A.M. Кумыков. -М.: Наука, 1998.-247 с.
  31. , В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, A.B. Коваленко. -М.: Наука, 1986.-301 с.
  32. , Ю. В. Этнография / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1982. — 320 с.
  33. , Ю.В. История первобытного общества / Ю. В. Бромлей. М: Наука, 1987.-569 с.
  34. , Ю.В. Этнознаковые функции культуры / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1991.-223 с.
  35. , М.А. Категории философии и категории культуры / М. А. Булатов. Киев: Наук, думка, 1983. — 343 с.
  36. , М.А. Диалектика и культура / М. А. Булатов. Киев: Наук, думка, 1984.-С. 215.
  37. , А. Народный танец: проблемы изучения / А. Бурякова. М.: Искусство, 1991. — 237 с.
  38. , Э.В. Сопоставление критериев оценки художественой самодеятельности и профессионального искусства / Э. В. Быкова // Сб. НИИ культуры. Т. 110.-М., 1982.-С. 236.
  39. , В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII вв.еков /В.В. Бычков. М.: Искусство, 1992. — С. 594.
  40. , А.П. Проблемы средневековой народной культуры / А. П. Валицкая. М.: Искусство, 1985. — 238 с.
  41. , А.Н. Собр. соч. Т. l.-СПб.: Искусство, 1913. С. 368.
  42. , А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: Искусство, 1972. — 154 с.
  43. , Б.Н. Традиция как социально-философская категория: Научные доклады высшей школы / Б. Н. Власова // Философские науки. -1980.-№ 4.-С. 23.
  44. , А. Инновационные фильтры культуры / А. Воронин // Ориентиры культурной политики. М., 2001. — Вып. 10. — С. 74.
  45. , В. Крестьянское искусство / В. Воронов // О крестьянском искусстве: Сб. М.: Сов. художник, 1972. — С. 350.
  46. , Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991 — 368 с.
  47. , В. Фольклор: поэтика и традиции / В. Гацак. М.: Наука, 1982. -344 с.
  48. , А. Проблемы историзма / А. Гацак. М.: Наследие, 1988. — 270 с.
  49. , Г. Д. Образ в русской художественной культуре / Г. Д. Гачев. -М.: Искусство, 1981 295 с.
  50. , Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М.: Прогресс-традиция, 1988.-384 с.
  51. , Г. Д. Национальный эрос и культура / Г. Д. Гачев. М.: Ладомир, 2002.-564 с.
  52. . Г. Сочинения. Т. XII. / Г. Гегель. М.: Прогресс, 1938. — 589 с.
  53. , И.Г. Народные песни / И. Г. Гердер. М.: Наука, 1975. — 349 с.
  54. , И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И. Ф. Гончаров. М.: Просвещение, 1978. — 160 с.
  55. , М. Преображение мира: Сб. ст. М.: Искусство, 1980. — 30 с.
  56. , Е.С. Природа художественного творчества / Е. С. Громов. М.: Просвещение, 1981. — 322 с.
  57. , М. Мир русской деревни / М. Громыко. М.: Наука, 1991. -334 с.
  58. , М.М. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко, A.B. Буганов. М.: Наука, 2000. — 334 с.
  59. , К. Введение в эстетику / К. Гросс. Киев- Харьков: Виша школа, 1899.-432 с.
  60. , В. О пределах государственной деятельности / В. Гумбольдт- пер. с нем. М.: Социум, 2003.
  61. , Л. От Руси до России / Л. Гумилев. М.: Прогресс, 1992. -334 с.
  62. , А.Я. Категория средневековой культуры / А .Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972. — 350 с.
  63. , А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 395 с.
  64. , В.Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. JL: Наука, 1968. — 319 с.
  65. , В.Е. Виды современного фольклора славянских народов / В. Е. Гусев. М.: Наука, 1968. — 179 с.
  66. , В.Е. Фольклор и социалистическая культура: к проблеме современного фольклоризма / В. Е. Гусев // Современность и фольклор: Статьи и материалы. М.: Наука, 1977. — С. 226.
  67. , В.Е. Актуальные проблемы современной фольклористики /В.Е. Гусев. Л.: Наука, 1980. — 336 с.
  68. , В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки / В. Е. Гусев. СПб.: Наука, 1993. — 329 с.
  69. , В.Е. Жив ли фольклор / В. Е. Гусев // Живая старина. 1995. -№ 2.-С. 34.
  70. , Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М: Книга, 1991.-573 с.
  71. Декоративное искусство в СССР: Сб. ст. М.: Искусство, 1983. — 243 с.
  72. , Л. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития / Л. Динцес. М.: Мысль, 1936. — 272 с.
  73. , H.A. Первобытное искусство / H.A. Дмитриева. М.: Искусство, 1971.- 16 с.
  74. , С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века / С. С. Дмитриев. М.: Книга, 1985. — 109 с.
  75. , Б. Российское коллективное бессознательное / Б. Егоров. М.: Наука, 1993.-258 с.
  76. , Л.И. Методологические вопросы фольклористики / Л. И. Емельянов. -М.: Искусство, 1978. 457 с.
  77. , Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей истории / Б. С. Ерасов. М.: Наука, 1990. — 524 с.
  78. , Б.С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М.: Аспект, 1994.-590 с.
  79. , М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М. С. Жиров. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 265 с.
  80. , М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб. пособие / М. С. Жиров. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 312 с.
  81. , И.И. Народная музыка и современность. К проблемам определения фольклора / И. И. Земцовский // Современность и фольклор: Статьи и материалы. -JL: Музыка, 1984. С. 185.
  82. , И.И. О современном фольклоризме. Традиционный фольклор в современной художественной жизни / И. И. Земцовский. Л.: Музыка, 1984.- 174 с.
  83. , Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900−1910 гг./Н. Зоркая.-М.: Наука, 1976.-303 с.
  84. , Л.М. Ряженье в народной культуре / Л. М. Ивлева. Л.: Рос. инт истории искусства, 1996. — 233 с.
  85. История русской музыки: Уч.пос. Т. 2. — М.: Музыка, 1984. — 549 с.
  86. , М.С. Морфология искусства / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972. — 326 с.
  87. , М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. Л.: Политиздат, 1976.-328 с.
  88. , М.С. Социальные функции искусства / М. С. Каган. Л.: Знание, 1978.-340 с.
  89. , В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. М.: Гилея, 1985.-392 с.
  90. , A.C. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика: Учеб. пособие / A.C. Каргин. М.: Высш. шк., 1988. — 270 с.
  91. , A.C. Фольклор и кризис общества / A.C. Каргин, H.A. Хренов.-М.: ГРЦФ, 1993.- 195 с.
  92. , A.C. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении / A.C. Каргин // Живая старина. 1995. — № 2. — С. 29.
  93. , A.C. Народная художественная культура / A.C. Каргин. М.: Музыка, 1997.-287 с.
  94. , JI.O. Картины мира. Взаимосвязь искусств в художественной культуре XX в. / JI.O. Карсавин // Вопросы искусствоведения. М., 1993. -№ 2−3.
  95. , Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Юристъ- Гардарика, 1998.-781 с.
  96. , В.А. Традиция в истории культуры / В. А. Карпушин. М.: Искусство, 1978. — 236 с.
  97. , В. А. Традиция в истории музыкальной культуры / В. А. Карпушин. Л.: ЛГИТМИК, 1989. — 184 с.
  98. , В.Г. Традиция в истории музыкальной культуры / В. Г. Карцовник. Л.: ЛГИТМИК, 1989. — 289 с.
  99. , К. О русском национальном характере / К. Касьянов. М.: Книга, 1994.-345 с.
  100. , Дж.Г. Доисторическая эпоха / Дж.Г. Кларк. М.: Наука, 1953. -364 с.
  101. , Н. Фольклор как искусство слова / Н. Кравцова. М.: Искусство, 1966. — 357 с.
  102. , Д. Новаторство в африканском искусстве / Д. Кроули. Париж, 1968.- 195 с.
  103. И.А. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР / И. А. Крывелев. М.: Искусство, 1981.-203 с.
  104. , Ю.М. Культурологический аспект теории художественной самодеятельности / Ю. М. Куликов // Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения: Сб. статей. М.: Искусство, 1984. — С. 457.
  105. , С.Г. Поэтика русского фольклора / С. Г. Лазутин. М.: Высш.шк., 1989.-207 с.
  106. , В.А. Русский музыкальный фольклор и история. Очерки и этюды /В.А. Лапин.-М.: Терра, 1995.-437 с.
  107. , Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Наука, 1995. -478 с.
  108. Леви-Стросс, К. Путь масок / К. Леви-Стросс. М.: Республика, 2000. -399 с.
  109. , Р. Этническая история и фольклор / Р. Липец. М.: Наука, 1977. -214 с.
  110. , Д.С. Прошлое в будущем: Статьи и очерки / Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, 1985.- 575 с.
  111. , Д.С. Русское искусство от древности до авангарда / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 1992. — 438 с.
  112. , А. История античной эстетики / А. Лосев. М.: Искусство, 1988. -459 с.
  113. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Объединенное гуманит. изд-во, 1970. — 530 с.
  114. , Ю.М. Механизмы культуры / Ю. М. Лотман. М.: Объединенное гуманит. изд-во, 1990. — 415 с.
  115. , Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М.: Объединенное гуманит. изд-во, 1992. — 398 с.
  116. , A.B. Статьи об искусстве / A.B. Луначарский. М.: Искусство, 1941.-391 с.
  117. , A.B. В мире музыки / A.B. Луначарский. М.: Искусство, 1971.-423 с.
  118. , Л.Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. М.: Искусство, 1981. — 543 с.
  119. , А.И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев. -М.: Наука, 1978.-392 с.
  120. , К. О новых системах в искусстве / К. Малевич. М.: Гилея, 1919.-398 с.
  121. , Ю.В. Мысли вслух. Об эстетическом воспитании / Ю. В. Малышев. М.: Сов. композитор, 1969. — 135 с.
  122. , Т. Эволюция в искусстве / Т. Манро. Кливленд, 1963. — 442 с.
  123. , Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. Маркарян // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 45.
  124. , Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. -М.: Наука, 1983.-80 с.
  125. , Ю.В. Актуальные проблемы этнографии и современной зарубежной науки / Ю. В. Маретин. Л.: Наука, 1979. — 259 с.
  126. , К. Об искусстве: в 2 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1957. — 629 с.
  127. , Е.М. Миф и сказка / Е. М. Мелетинский // Фольклор и этнография. Л., 1970. — С.37.
  128. , Е.М. Первобытные истоки словесного искусства / Е. М. Мелетинский // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. -С. 457.
  129. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Искусство, 1988. — 456 с.
  130. , П.Н. Очерки по истории русской культуры / П. Н. Милюков. М.: Прогресс, 1972. — 527 с.
  131. , Н.Г. Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство. Воспитание / Н. Г. Михайлова. М.: Искусство, 1985. — 346 с.
  132. , Н.Г. Самодеятельное художественное творчество / Н. Г. Михайлова // Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. трудов НИИ культуры. М.: Искусство, 1990.-С. 345.
  133. , В. Извращение народного песнетворчества / В. Михневич //
  134. Исторический вестник. М., 1880. — Т. 3. — С. 187.
  135. , С. О модернизме / С. Можнягун. М.: Наука, 1974. — 347 с.
  136. , А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Искусство, 1972. -348 с.
  137. , А. Очерки истории культуры славян / А. Моль. М.: Искусство, 1996.-567 с.
  138. , А. Культура Древней Руси / А. Монгайт. М.: Искусство, 1966.-567 с.
  139. , Л.И. Преемственность поколений как социологическая проблема / Л. И. Москвичев. М.: Наука, 1993. — 267 с.
  140. , В.М. Эстетический идеал / В. М. Муриан. М.: Искусство, 1966.-236 с.
  141. Народная культура в современных условиях: Сб. статей. М.: Рос. инт культурологии, 2000. — 252 с.
  142. Народное творчество на рубеже веков: Сб. статей. М.: ГРДНТ, 2001. -187 с.
  143. , С.Ю. Ранние формы искусства / С. Ю. Неклюдов. М.: Искусство, 1972.-480 с.
  144. , М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального: Традиции и новации / М. А. Некрасова // Проблемы народного искусства. М.: Изобр. искусство, 1982. — С. 136.
  145. , М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика / М. А. Некрасова. М.: Изобр. искусство, 1983. — 343 с.
  146. , А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII—XIX вв.. / А. Ф. Некрылова. Л.: Искусство, 1984. — 191 с.
  147. , О.В. Карнавалы и маскарады в России XVIII столетия / О. В. Немиро // Традиционные формы досуга: история и современность. -М.: ГРЦРФ, 1993.-С. 200.
  148. , А.И. Чукотские сказочники и русская сказка / А. И. Никифоров // Памяти В. Г. Богораза. М.- Л., 1937. — С. 48.
  149. Новейший философский словарь- Минск: Изд-во В. М. Скакуна, 1999. -724 с.
  150. Новые социальные движения и социокультурные эксперименты: сб. тр. -М.: Наука, 1989.-204 с.
  151. , П.А. Массовое художественное творчество трудящихся / П. А. Павлов. М.: Сов. художник, 1976. — 263 с.
  152. , A.M. Русская культура в канун петровских реформ / A.M. Панченко. Л.: Наука, 1984. — 342 с.
  153. , A.M. О русской истории и культуре / A.M. Панченко. СПб.: Наука, 1999.-328 с.
  154. , A.A. Культура как система / A.A. Пелипенко, И. Г. Яковенко. -М.: Наука, 1998.- 235 с.
  155. , М.К. Язык. Знак. Культура / М. К. Петров. М.: Наука, 1991. — 328 с.
  156. , В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв.. / В. Я. Петрухин. М.: Гнозис, 1995.-317 с.
  157. , В.Д. Традиции и общество / В. Д. Плахов. М.: Мысль, 1976. -220 с.
  158. , В.В. Очерки формирования национальной культуры. Первая половина XIX в. / В. В. Познанский. М.: Мысль, 1975. — 223 с.
  159. , Г. А. Культура на пороге Ш тысячелетия / Г. А. Подболотов. -СПб.: ЛГИТ, 1998.-143 с.
  160. , П. Реализм примитивных религиозных верований (к вопросу о происхождении религии) / П. Преображенский // Этнография. -1930. -№ 3.- С. 17.
  161. , Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма / Ф. И. Прокофьев. Киев: Вищ. шк., 1978. — 351 с.
  162. , В.Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1976.-325 с.
  163. , Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора / Б. Н. Путилов. М.: Наука, 1975. — 468 с.
  164. , Б.Н. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами / Б. Н. Путилов // Фольклор и этнография. Д.: Наука, 1977. — С. 231.
  165. , Б.Н. Народные знания. Фольклор. Народное искусство /Б.Н.Путилов. М.: Наука, 1991.-347 с.
  166. , Б.Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. М.: Наука, 1994.- 166 с.
  167. , В.А. Творчество народа и современность / В. А. Разумный. -М: Прометей, 1990.-286 с.
  168. , JI.A. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. М.: Просвещение, 1998. — 607 с.
  169. Рапацкая, J1.A. Русская художественная культура конца XIX-начала XX в. /Л.А.Рапацкая. М.: Просвещение, 1998. — 608 с.
  170. , С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С. Б. Рождественская. М.: Наука, 1981. — 207 с.
  171. , С.Б. О народном искусстве в современном мире / С. Б. Рождественская. // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы развития. Рига, 1989. — С. 49.
  172. , Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие / Ю. В. Рождественский. М.: Высшая школа, 1988. — 223 с.
  173. , A.B. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора / А. В. Руднева. М.: Сов. Россия, 1994. — 88 с.
  174. , Б.А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1994.-785 с.
  175. , В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее /В.Е.Семёнов. СПб.: Лениздат, 1984. — 127 с.
  176. Семенова, Т. О художественном пространстве в народном искусстве / Т. О. Семёнова // Вопросы искусствознания. 1993. — № 4. — С. 43.
  177. , В. Домашний быт и нравы крестьян во второй половине XVII века / В. Семеновский // Устои. М., 1882. — № 2.
  178. , И.М. Русские простонародные праздники / И. М. Снегирев. -М.: Советская Россия, 1990. 125 с.
  179. Современный энциклопедический словарь по культурологии /Минск, 1999.-692 с.
  180. , В.А. Культура на перепутье / В. А. Сорокин, И. А. Зайцев. -М.: Наука, 1994.-389 с.
  181. , К.Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор / К. Б. Соколов // Традиционная культура: Науч. альманах. М.: ГРЦРФ, 2000. -С. 205.
  182. , В.К. Весенне-летние календарные обряды / В. К. Соколова. М.: Наука, 1985, — 287 с.
  183. , Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: Вопросы теории / Ю. В. Соколовский. М.: Сов. Россия, 1984. — 127 с.
  184. , В. Общий смысл искусства / В.Соловьев. М.: Искусство, 1990.-556 с.
  185. Софокл. Трагедии/Софокл.-М.: Книга, 1958.-297 с.
  186. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. статей. М.: ГРЦРФ, 1993.-200 с.
  187. , Т. Народное декоративно-прикладное искусство. / Т. Станюкович // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. СПБ.: Наука, 1987. — С. 197.
  188. , B.C. Научные революции в динамике культуры / В. С. Степин. -М.: Наука, 1987.-329 с.
  189. , B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего / В. С. Степин. М.: Наука, 1996.-348 с.
  190. , Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.. / Г. Стернин. М.: Наука, 1970. — 221 с.
  191. Тезисы V Международного конгресса эстетики: Сб. тр. Амстердам, 1964.-234 с.
  192. , Э. Первобытная культура / Э.Тейлор. М.: Наука, 1989. — 568 с.
  193. , С. А. Ранние формы фольклора / С. А. Токарев. М.:1. Искусство, 1990.-549 с.
  194. , В. Символ и ритуал / В.Тэрнер. М.: Искусство, 1983. — 458 с.
  195. , В. Народная хореография / В.Уральская., В.Соколовский. -М.: Искусство, 1972. 348 с.
  196. , Л. Бои за историю / Л.Февр. М.: Наука, 1991.-367 с.
  197. , Г. П. Судьба и грехи России. Избранные труды по философии русской истории и культуры / Г. П. Федотов.- Т.2. СПб: Наука, 1991. — 568 с.
  198. , В.П. Живой космос: Человек между силами земли и неба / В. П. Филатов // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С. 57.
  199. Философский словарь. М.: Книга, 1992. — 768 с.
  200. Философский словарь. Минск: Изд-во В. М. Скакуна, 1999. — 765 с.
  201. Фольклор и викторина: Народное творчество в век телевидения: Сб. ст. / Ред. Максимова. М.: Искусство, 1988. — 218 с.
  202. Фольклор и художественная самодеятельность: Сб. ст. Л.: Искусство, 1968.-254 с.
  203. Фольклор и этнографическая действительность: Сб. статей к 75-летию Б. Путилова / Ред. А. Байбурин. СПб.: Искусство, 1992. — 231 с.
  204. , С.А. Духовные основы общества / С. А. Франк. М.: Искусство, 1992.-334 с.
  205. , Г. В. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека /Г.В. Франкфорт. М.: Наука, 1984. — 236 с.
  206. , Д. Фольклор в Ветхом Завете / Д.Фрезер. М.: Искусство, 1985. -258 с.
  207. , Д. Золотая ветвь / Д.Фрезер. М.: Искусство, 1990. — 584 с.
  208. , Д. Ценности культуры и современная эпоха / Д.Фрезер. -М.: Искусство, 1990. 457 с.
  209. , Д. Цивилизации и культуры / Д. Фрезер // Россия и Восток, цивилизационные отношения. М.: Искусство, 1994. — Вып.1.- С. 487.
  210. Фрейд, 3. Психоанализ и русская мысль / З.Фрейд. М.: Институт психоанализа, 1994.-388 с.
  211. , О. Шутовской хоровод / О.Хаксли. М.: Амфора, 1936. -538 с.
  212. , H.A. Мифология досуга / Н. А. Хренов. М., 1998.- 129 с.
  213. Целевая программа развития культуры Белгородской области на 20 002 005 гг. Белгород: БГЦНТ, 2000. — 58 с.
  214. , М.Т. О поэтическом искусстве / М. Т. Цицерон. М.: Наука, 1975.-259 с.
  215. , A.A. Современная советская мифология / А. А. Чернышев. Тверь, 1992.-345 с.
  216. , К.В. Традиционные и вторичные формы культуры // Расы и народы / К. В. Чистов. М: Наука, 1975. — 310 с.
  217. , К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. / К. В. Чистов. Л.: Наука, 1986. — 220 с.
  218. , К.В. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / К. В. Чистов. М.: Наука, 1987. — 553 с.
  219. , К.В. Культура Русского Севера / К. В. Чистов //: Сб. статей. Л.: Наука, 1988.-С. 220.
  220. , В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI XIX вв. / В. И. Чичеров. — М.: АН, 1957. — 392 с.,
  221. , В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. / В. И. Чичеров. М.: Советский писатель, 1959. — 310 с.
  222. , В.Д. Этническое мышление / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1998.- 175 с.
  223. , Е. Утопия и традиция / Е.Шацкий. М.: Наука, 1990. — 350 с.
  224. , А.П. Категории диалектики / А. П. Шептулин. М.: Высш. школа, 1971.-279 с.
  225. , И.П. Взаимодействие фольклора, самодеятельного и профессионального творчества / И. П. Шитов. М.: Искусство, 1964. — 239 с.
  226. , Н.С. Народное самодеятельное искусство / Н. С. Шкаровская. Л.: Смысл, 1975. — 322 с.
  227. , В.А. Психика. Культура. История / В. А. Шкуратов. Ростов:1. Наука, 1990. 259 с.
  228. , О. Закат Европы / О.Шпенглер. М.: Наука, 1923. — 584 с.
  229. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. -384 с.
  230. Энциклопедический словарь по культурологии. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.-784 с.
  231. , М. Народ и ненарод. О национальном в современной России / М. Энштейн // Звезда. 1993. — № 1. — С. 48.
  232. Этнические аспекты изучения современности: Сб. статей. Л.: Наука, 1980.- 456 с.
  233. Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества: Сб. статей / Ред. И. А. Першин. М.: Наука, 1979. — 56G с.
  234. , А.В. Русская народная духовная культура / А. В. Юдин. М.: Высшая школа, 1993. — 331 с.
  235. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1991. — 253 с.
  236. Юнг, К. Г. Феномен духа в искусстве и науке / К. Г. Юнг. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1992. — 267 с.
  237. , А. Русская идея и 2000 год / А. Яков // Нева. 1990. — № 9.- С. 204.
  238. , Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия / Е. Г. Яковлев. М.: Искусство, 1969. — 107 с.
  239. , Е.Г. Искусство и мировые религии / Е. Г. Яковлев. М.: Высшая школа, 1977.- 224 с.
  240. Boggs, R.S. Folklore Classjfjcatjon / R.S. Boggs. 1949. — Y. XIII.
  241. Carneiro, E. Classifjcagao decimal do folklore Brasilero: «Estudos e ensaios folcloricos em homenagem a Renato Almeida» / E. Carneiro. Rio de Janeiro, 1960.- 569 p.
  242. Eisenstadt, S. Tradition, Change and Modernity / S. Eisenstadt. N.V., 1973,-354 p.
  243. Gomme, G.L. Handbook of Folklore / G.L. Gomme. London, 1887. -170 p.
  244. Kristeva, J. Postmodernism / J. Kristeva // Bucknell Review, 1980. -Vol. 25. № 2. — P. 136−141.
  245. Nora, P. Between Memory and History: Les Lieux de Memoke / P. Nora. -N.Y.: Oxford, 1994.-289 p.
  246. Tuker, R. Politikal Culture and Leadership in Soviet Russia / R. Tuker. N. Y, 1987.-246 p.
Заполнить форму текущей работой