Логистическое регулирование складской деятельности предприятий электронной коммерции
Важнейшим элементом инфраструктуры товарных рынков и активно формирующихся логистических систем является склад. Наряду с транспортными расходами, затраты на хранение, управление запасами и складскую грузопереработку составляют подавляющую часть общих логистических издержек. Для предприятий Интернет-торговли складирование позволяет осуществить координацию и выравнивание спроса и предложения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы логистизации складской деятельности предприятий электронной коммерции
- 1. 1. Экономическое содержание складской деятельности
- 1. 2. Основные направления совершенствования систем электронной коммерции
- 1. 3. Систематизация и анализ экономико-математических моделей при исследованиях складских систем электронной коммерции
- Глава 2. Логистическое исследование складской деятельности предприятий Интернет-торговли
- 2. 1. Анализ экономических показателей функционирования группы компаний «Альтернатива» при использовании элементов систем электронной коммерции
- 2. 2. Организация складских процессов в логистических системах электронной коммерции
- 2. 3. Структурно-функциональные схемы логистизации складской деятельности предприятий электронной коммерции
- Глава 3. Проектирование логистического обеспечения складской деятельности при реализации систем электронной коммерции
- 3. 1. Критерии оптимизации и показатели эффективности функционирования складских систем
- 3. 2. Разработка логистического процесса и оптимизации издержек складской грузопереработки
- 3. 3. Логистическая координация на предприятиях электронной коммерции
Логистическое регулирование складской деятельности предприятий электронной коммерции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие экономики России последних лет показывает, что все большую роль в ней играет логистика, под которой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками с целью полного удовлетворения требований потребителей с оптимальными затратами ресурсов. Логистический подход, связанный с оптимизацией экономических отношений в условиях свободного перемещения товаров, капитала и информации, является важным условием прогресса российских реформ.
Современную концепцию логистического управления материальным потоком с точки зрения потребительского сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с минимальными затратами». При этом затраты учитывают как себестоимость производства товара, так и затраты на логистические операции по его распределению в товаропроводящих структурах производителей и торговых посредников. В полной мере потенциал логистики может быть реализован при соответствующем развитии организованных товарных рынков, в которых все возрастающую роль будут играть предприятия Интернет-торговли.
Важнейшим элементом инфраструктуры товарных рынков и активно формирующихся логистических систем является склад. Наряду с транспортными расходами, затраты на хранение, управление запасами и складскую грузопереработку составляют подавляющую часть общих логистических издержек. Для предприятий Интернет-торговли складирование позволяет осуществить координацию и выравнивание спроса и предложения за счет формирования складских страховых и сезонных запасов продукции в распределительной сетисоздать условия для внедрения эффективных маркетинговых стратегий сбыта товаровудовлетворить потребительский спрос за счет более быстрого реагирования на требования покупателей и т. п.
Решение основных задач складирования: выбор формы собственностидислокация складовоснащение современным технологическим оборудованием, средствами механизации, автоматизации и компьютеризации складских работграмотная и тщательная организация складского процесса до сих пор остаются слабым местом в работе большинства предприятий практически каждой отрасли экономики нашей страны. Указанные задачи хронически не решались долгое время, тем более с позиций комплексного, логистического подхода как особой целостной экономической проблемы.
В настоящее время складская сеть предприятий Интернет-торговли формируется во многом стихийно. При проектировании складов, выборе подъемно-транспортного оборудования, расчете экономических показателей и параметров технической оснащенности складов, как правило, не учитываются логистические требования к организации и управлению товародвижением. Это приводит к нерациональному использованию дефицитных финансовых и материальных ресурсов, как на уровне организаций бизнеса, так и экономики в целом.
Указанные обстоятельства определяют актуальность темы диссертационного исследования, направленного на разработку методологии и новых методических подходов к организации и управлению складированием на предприятиях Интернет-торговли, основанных на принципах логистики.
Различным аспектам развития Интернет-торговли и вопросам организации складского хозяйства предприятий отраслей народного хозяйства посвящены работы многих отечественных ученых и специалистов, в частности Е. П. Белотелова, О. Б. Маликова, СР. Микитьянца, Д. Т. Новикова, О.Д. Про-ценко, А. А. Смехова, Р. Г. Соколова, Н. Д. Фасоляка, Е. А. Хруцкого, В. Е. Хруцкого, В. В. Щербакова и других.
Теоретико-методологические основы, а также практический инструментарий логистики применительно к проблемам отечественной экономики изложены в работах В. П. Алферьева, Н. В. Афанасьевой, М. П. Гордона, Е. А. Голикова, М, Е. Залмановой, К. В. Инютиной, А. А. Колобова, Д. Д. Костоглодова, Н. К. Моисеевой, Ю. М. Неруша, О. А. Новикова, С. В. Носкова,.
И.Н. Омельченко, Б. К. Плоткина, О. Д. Проценко, В. М. Пурлик, А. Н, Родникова, А. И. Семененко, В. И. Сергеева, А. А. Смехова, JI.A. Сосуновой, В. Н Стаханова, С. А. Уварова, JI.C. Федорова, и других.
Анализ работ указанных авторов, показывает, что сегодня отсутствует единый методологический подход к формированию систем складирования предприятий товарного рынка в рамках сети Интернет на основе принципов логистики.
Целью диссертационного исследования является разработка методики логистической организации и управления складированием на предприятиях Интернет-торговли, обеспечивающих эффективное товародвижение и высокое качество потребительского сервиса.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
• разработка методологии построения складской сети предприятий оптовой торговли на концептуальной базе логистики и системного подхода;
• обоснование методических принципов формирования систем складирования, уточнение понятийного аппарата и терминологии применительно к проблеме их анализа и проектирования;
• формирование модели склада как элемента логистической системы;
• выбор критериев оптимизации и анализ логистических издержек функционирования склада;
• разработка комплекса моделей организации и управления складированием предприятий оптовой торговли;
• исследование структуры системы складирования и оптимизация логистического процесса на складе.
В качестве объекта исследования рассматривались предприятия Интернет-торговли, их складские системы, а также соответствующие товарные, финансовые и информационные потоки.
Предметом диссертационного исследования явились процессы формирования систем складирования электронной коммерции на основе принципов логистики.
В процессе исследования широко использовались материалы Госкомстата России, Министерства экономики и Министерства торговли РФ, органов статистического учета и отчетности. Нормативно-методическая база диссертационного исследования опиралась на законодательные акты, постановления Правительства РФ, инструкции, методические и справочные материалы.
Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:
• Разработана методология и основные методические принципы организации и управления складированием на предприятиях Интернет-торговли на основе концепции интегрированной логистики.
• Конкретизированы специфические особенности системного подхода к проблеме синтеза эффективных систем складирования. Уточнен понятийный аппарат логистики, используемый для целей анализа и формирования систем складирования на предприятиях Интернет-торговли.
• Обоснованы экономические критерии синтеза систем складирования и оптимизации логистического процесса на складе предприятия Интернет-торговли. Предложены методы идентификации и аналитического описания составляющих логистических издержек управления процессом складирования.
• На основе кибернетического подхода разработана модель склада как элемента логистической системы и предложен алгоритм адаптивного управления складом.
• Предложен комплекс экономико-математических оптимизационных моделей функционирования систем складирования предприятий товарного рынка в рамках сети Интернет. В частности, на основе методов исследования операций и нелинейного программирования сформированы модели оптимальной дислокации складов и модель оптимизации выбора складской формы поставок в территориальной зоне.
• С использованием интегральной парадигмы логистики разработана иерархическая структура системы складирования, включающая подсистемы, модули и элементы. На основе экономического анализа предложен алгоритм декомпозиции складской системы и комплексно исследованы технико-экономическая, функциональная и обеспечивающая подсистемы.
• Разработана методика синтеза логистического процесса склада предприятия Интернет-торговли, позволяющая в комплексе учесть маркетинговую стратегию предприятия Интернет-торговли, обеспечить межфункциональную и межорганизационную координацию всех звеньев и элементов логистической системы для надежной доставки товаров, управления их запасами и выполнения запланированных объемов продаж.
• Предложены организационно-экономические, проектно-технологические и информационные решения по выбору параметров систем складирования и мониторингу логистического процесса на складе предприятия Интернет-торговли. На основе методологии SADT в диссертации разработаны модели и алгоритмы управления логистическим процессом координации и складской грузопереработки.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выполненные автором теоретические обобщения, разработанные методология, методы и модели ориентированы на повышение эффективности функционирования предприятий Интернет-торговли за счет логистической организации и управления складскими системами.
Заключение
.
Деятельность большинства современных торговых предприятий, осуществляющих свою деятельность с применением инструментария систем электронной коммерции, основывается на традиционном представлении руководства подобных предприятий о механизмах функционирования систем электронной коммерции.
В прикладном значении логистика предприятия все в большей степени рассматривается как интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками.
На основе заявленных целей исследования в представленной диссертационной работе проведен анализ содержания понятия «логистическая поддержка деятельности предприятий электронной коммерции», основных принципов функционирования и т. д. С этой целью автором представлены и проанализированы изыскания по данной теме многочисленных отечественных и зарубежных ученых и экономистов.
Помимо этого в представленном исследовании изложен обобщенный анализ основных методов оценки эффективности функционирования предприятий электронной коммерции. Качественная и количественная оценка эффективности деятельности систем электронной коммерции предшествует процессу принятия решений по управлению подобными системами. Качественная оценка эффективности предусматривает определение полного перечня показателей эффективности, которые не могут быть выражены в натуральных величинах или коэффициентах, рассчитанных на основе этих величин.
Количественная оценка заключается в расчете отдельных показателей на основе внутренней и внешней маркетинговой информации.
В соответствии с заявленными целями и задачами исследования в представленной работе изложена система практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы управления логистикой на предприятиях, осуществляющих свою деятельность с применением инструментария электронной коммерции. В настоящее к основным мерам по повышению эффективности деятельности Интернет-предприятий следует отнести логистизацию полного цикла товародвижения от поставщика к покупателю, начиная с процесса закупок и заканчивая поставкой товаров конечному потребителю и предоставлением послепродажного сервиса.
Дополнительные требования к предприятиям электронной коммерции с точки зрения повышения общей эффективности обусловлены необходимостью поддержания огромного ассортимента товаров (в сочетании с возможностью поставки товаров не представленных в ассортименте). Перечисленные требования обусловливают необходимость еще более тщательного подхода к управлению логистикой на предприятиях электронной коммерции для того, чтобы избежать значительного увеличения издержек обращения.
Как показывает опыт функционирования Интернет-предприятий, электронная коммерция отличается высокой степенью непредсказуемости колебаний спроса, что вынуждает использовать инструменты и механизмы, позволяющие избежать отдельных проблем, возникающих при ведении бизнеса в рамках сети Интернет. К числу таких инструментов можно отнести моделирование.
Теория массового обслуживания (или теория очередей) изучает процессы, связанные с удовлетворением массового спроса на обслуживание какого-либо вида с учетом случайного характера спроса и обслуживания. Обслуживание (элементарная операция в системе массового обслуживания) характеризуется временем обслуживания (временной период, в течение которого обрабатывается заявка в системе обслуживания) или величиной необходимой работы — в обоих случаях случайной величиной. Система массового обслуживания как математическая модель создана для изучения качества работы систем, в которых реализуются последовательности однородных элементарных операций обслуживания. Система характеризуется составом входящих в нее обслуживающих каналовтипом операций, которые каналы могут выполнятьпорядком обслуживания требований, обладающим определенными признакамиисточниками поступающих требований и т. п. Все эти характеристики наряду с пропускной способностью системы массового обслуживания (средний показатель количества заявок, исполняемых в единицу времени) определяют структуру системы. Одним из наиболее распространенных методов математического описания системы массового обслуживания является аппарат теории случайных процессов, и в частности Марковских процессов (вероятностные характеристики которых в будущем зависят только от их состояния в момент времени tn и не зависят от состояния до момента tn — процессы без последствия). Одной из основных задач теории массового обслуживания является изучение процессов формирования спроса на обслуживание во времени. Эти процессы описываются потоком однородных событий — случайной последовательностью событий, упорядоченных по неубыванию моментов времени. При формулировке любой задачи теории массового обслуживания, для чего задается ее структура и указываются вероятностные характеристики, управляющие ее поведением, определяются показатели обслуживания (распределение времени ожидания — от момента возникновения заявки в системе до начала ее исполнения, величина очереди — количество (длина) совокупности заявок в ожидании начала обслуживания, интервал занятости — время непрерывной занятости канала обслуживанием требований, вероятность потери требования). После этого вводится случайный процесс, описывающий работу системы. Универсальным способом оценки показателей систем массового обслуживания является имитационное моделирование с использованием метода «Монте-Карло».
Таким образом, в работе предложены рекомендации по практическому повышению эффективности функционирования деятельности предприятий электронной коммерции и уменьшению зависимости от значительных колебаний уровня спроса и широты ассортимента, характерных для Интернет-предприятий.
По результатам проведенных в работе исследований можно сделать следующие выводы.
При построении систем электронной коммерции необходимо использовать логистический подход при организации транспортно-складских систем, позволяющий в наибольшей степени использовать экономический потенциал подобных систем.
Кроме того, моделирование процессов, протекающих в рамках систем электронной коммерции, является методологической основой построения подобных систем.
Список литературы
- Amanda Loudin. Forecasting the future // Warehousing Management. -2000.-May.
- John R. Johnson. To b-to-b, or not to be // Warehousing Management. -2000. March.
- Steve Salkin. A Century of Innovations // Warehousing Management.2000. January/February.
- Альбрехт Д. Управление цепью снабжения существенный фактор успеха бизнеса в будущем. «Бизнес и логистика — 2001»: Сб. материалов ММЛФ — 2001, Москва — 1−4 февраля 2001 г./Сост.: Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. — М.: Координационный совет по логистике, 2001.
- Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. Коммерческая логистика. ТК Велби, Проспект, 2005 г.
- Аникин Б. А. Федоров Л. С., Наймарк Ю. Ю., Аксенов В. И., Бобков Ю. В., Дыбская В. В., Медведев Е. А., Федорова А. Н., Чудаков С. К., Шуйская О. В. Логистика. Инфра-М, 1999 г.
- Бауэрсокс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д. Бауэрсокс, Д. Клосс: Пер. с англ. -М.: Олимп-бизнес, 2001.
- А. Г. Белоусов, Д. В. Стаханов, В. Н. Стаханов. Коммерческая логистика. Феникс, 2001 г.
- Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под ред. В. М. Попова -Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1997. — 418 с.
- Ю.Буханин Д. Научное управление запасами / Д. Буханин, З.Кенигсберг.
- М.: Наука, 1961.- 128 с. 11. В чем может помочь логистика (эффективность и методы организации товародвижения). М.: Информцентр-Директор- «Экономика и Жизнь», 1996.
- Введение в коммерцию и коммерческую логистику. СПб: СПбУЭиФ, 1996.
- З.Владиславов Д. Наша доля: как рассчитать емкость рынка для товара или услуги, предлагаемых через Интернет // Эксперт-Интернет. 2000. -№ 39.
- Н.Волгин В. В. Склад: организация и управление. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
- Воробьев Н.Н. Теория игр, лекции для экономистов-кибернетиков. JL: Изд-воЛГУ, 1974.- 159 с.
- Гаджинский A.M. Логистика. М., ИКЦ «Маркетинг». 2002. 407 с.
- Гаджинский A.M. Практикум по логистике. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 1999.
- Геометрические вероятности. М.: Наука, 1972. С. 192.
- Гордон М. Статистика для профессионалов // «Риск». 1997. — № 6.
- Гордон М. Терминалы управляют товародвижением // М. Гордон, В. Савицкий. «Риск». 1995. — № 1.
- Гордон М.П. Как осуществить экономичную доставку товара отечественному и зарубежному покупателю / М. П. Гордон, Е. М. Тишкин, Н. С. Усков. М.: Транспорт, 1993.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая. Принят 22 декабря 1995 г. Гл. 30,40,41,47.
- Дэниел Л. Вордлоу, Дональд Ф. Вуд, Джеймс Джонсон, Поль Р. Мерфи. Вильяме, 2002 г.
- Михаэль Дитрих. Складская логистика. Новые пути системного планирования. КИА центр, 2004 г.
- Дыбская В.В. Логистика складирования. М.: ГУ ВШЭ, 1999.
- Дыбская В.В. Логистический подход в решении проблем складской обработки груза // Логистика и бизнес: Сб. М.:Брандес, 1997.
- Егорова Е. Интернет-магазины: взгляд изнутри. М.: http://www.e-commerce.ru/biztech/implementation/b2c/eshopsinside.html, 2001.
- Законодательство о торговле. М.: Экономика, 1990.
- А. М. Зеваков. Логистика материальных запасов и финансовых активов. Питер, 2005 г.
- Дмитрий Иванов. Логистика. Стратегическая кооперация. Вершина, 2006 г.
- Исследование операции. М.: Наука, 1980. 206 с.
- Как выбрать правильную стратегию аутсорсинга. Gartner, Inc. М.: http//www.e-commerce.ru, 2001.
- Карлин С. Математические методы и теория игр, программирование в экономике. М.: Мир, 1984. 833 с.
- Кендал М. Геометрические вероятности / М. Кендал, П. Моран. М.: Наука, 1972ю-С. 192.
- Коммерческая логистика: Учеб. пособие. СПб.: СПбУЭиФ, 1995.
- Костоглодов Д.Д. Распределительная логистика / Д. Д. Костоглодов, Л. М. Харисова. М.: Экспертное бюро, 1997.
- М. Кристофер. Логистика и управление цепочками поставок. Питер, 2004 г.
- Мартин Кристофер, Хелен Пэк. Маркетинговая логистика. -Издательский Дом «Технологии», 2005 г.
- Э. Н. Кузьбожев, С. А. Тиньков. Логистика. КноРус, 2006 г.
- Курьерские службы. М. 2001.
- М. В. Киршина. Коммерческая логистика. Центр экономики и маркетинга, 2001 г.
- Лебедев Ю.Г. Логистика. Теория гармонизированных цепей поставок.2005 г.
- Майкл Р. Линдере, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика. Виктория — плюс, 2002 г.
- Литвиненко В.Л. Логистика и маркетинг в управлении производством / В. Л. Литвиненко, Л. И. Рудников // Сер. 3. ЦНИИТЭИ МПС. 1991. -Вып. 1.-С. 66.
- Логистика. / Под ред. Л. Б. Миротина. М.: Юристъ, 2002. — 414 с.
- Логистика и маркетинг в управлении производством // Сер. 3. ЦНИИТЭИ МПС. 1991. — Вып. 1. — С. 66.
- Логистика как форма оптимизации рыночных связей / Под ред. Л. С. Федорова. М.: ИМЭМО, 1996.
- Логистика торгово-посреднической деятельности. М.: Высшая школа, 1995.
- Логистика для предпринимателя. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. М.: ИНФРА-М, 2002.51 .Логистика:. Под ред. Б. А. Аникина. М., 1997.
- В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Е. В. Бережная, И. А. Цвиринько. Логистика автомобильного транспорта. Концепция. Методы. Модели. -Финансы и статистика, 2002 г.
- Майкл Р. Линдере. Управление снабжением и запасами. Логистика / Майкл Р. Линдере, Харольд Е. Фирон. СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999.
- Б. Маликов. Деловая логистика. Политехника, 2003 г.
- Маликов О.Б. Склады промышленных предприятий. // О. Б. Маликов, А.Р. Малкович
- Математические методы и теория игр, программирование в экономике. М.: Мир, 1984.-833 с.
- Математические модели процессов грузовой работы. М.: Транспорт, 1982.-255 с.
- Эрве Мате, Даниель Тиксье. Логистика. Олма-Пресс, Нева, 2003 г.
- Межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле ПОТ Р М 014−2000 (утв. Постановлением Минтруда России от 16 октября 2000 г. № 74.
- Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утв. Постановлением Минтруда России от 20 марта 1998 г. № 16).
- Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (утв. Постановлением Минтруда России от 7 июля 1999 г. № 18).
- Механизация и автоматизация складских работ на промышленных предприятиях: Межвуз. Сб. науч. Тр. / Редкол.: Б. Маликов (отв. Ред.) и др. Саратов: Изд-во СГУ, 1990. — 96 с.
- Мине Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке / Г. Мине, Д. Шнайдер М.: Альпина Паблишер, 2001.
- Миротин Л.Б. Эффективность интегрированной логистики. «Бизнес и логистика 2001»: Сб. материалов ММЛФ — 2001, Москва — 1−4 февраля 2001 г. / Л. Б. Миротин, А.Г. Некрасов-/ Сост.: Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. — М.: Координационный совет по логистике, 2001.
- Миротин Л.Б. Транспортная логистика. Л. Б. Миротин, В. И. Николин, Ы. Э. Ташбаев. Омск: СибАДИ, 1994. — 198 с.
- Миротин Л.Б. Основы логистики. Л. Б. Миротин, В. И. Сергеев, М. П. Гордон, Ы. Э. Ташбаев и др. МАДИ ТУ — Инфра М, 2000. — 205 с.
- Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев, О. Г. Порошина. Эффективная логистика Экзамен, 2003 г.
- С. Н. Нагловский. Логистика проектирования и менеджмента производственно-коммерческих систем. Манускрипт, 2002 г.
- Нуреев Р. Основы экономической теории // Вопросы экономики. -1994.-№ 1,3, 4,6- 1995.-№ 12.
- Научные основы профессиональной техники и технологии: Сб. статей. М.: Машиностроение, 1986. — 375 с.
- Некоторые вопросы логистики и логистического управления в свете зарубежных публикаций. М.: НИИМС, 1992.
- Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-271 с.
- Новиков Д.Т. и др. Управление материальными ресурсами. М.: Знамя, 1990.- 173 с.
- Новиков О.А. Коммерческая логистика. / О. А. Новиков, С. А. Уваров. -СПб.: СПбУЭФ. 1995. 211 с.
- Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 1995. 197 с.
- Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. -СПб.: СПбУЭиФ, 1996. 143 с.
- Подъемно-транспортное и складское оборудование: Каталог / Сост. П. К. Горбанев, В. В. Гущин, В. В. Маслов и др. М., 1992. — 114 с.
- Правила маркировки грузов (ст. 52 Устава автомобильного транспорта РСФСР), Правила приема грузов к перевозке (утв. МПС СССР 18 сентября 1965 г.)
- Производственно-коммерческая логистика. Саратов: СГТУ, 1995.
- Промышленная логистика: Кафедра и институт организации труда при Рейнско-Вестфальской высшей технической школе, Аахен, Германия. -СПб.: Политехника, 1994. 168 с.
- Процессы регулирования в моделях экономических систем / Под ред. Я. З. Цыпкина. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1961. — 292 с.
- Пурлик В.М. Логистика в торгово-посреднической деятельности. М.: Высш. Шк.- 1995.- 132 с.
- А. Р. Радионов, Р. А. Радионов. Логистика. Нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия. Дело, 2002 г.
- Рахилькин А.В. Логистика фирмы. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1997. — 116 с.
- Робототехнические и гибкие автоматизированные производства: Сер. 6. Техническая имитация интеллекта / Под ред. И. М. Макарова. М.: Высш. шк., 1985.- 143 с.
- Родников А.Н. Логистика: Терминолог. Словарь. Изд. 2-е, исправ. И доп. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управление запасами. СПб: Питер, 2001.
- Рынок и логистика / Под ред. Проф. М. П. Гордона. М.: Экономика, 1993.
- Савин В.А. Склады: справочное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
- А. И. Семененко. Предпринимагельская логистика. Политехника, 1997 г.
- Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: Инфра-М, 2001.
- Сергеев В.И. Формирование макрологистических систем / В. И. Сергеев, П. А. Эльяшевич СПб.: Знание России, 1997. — 217 с.
- Чеслав Сковронек, Здзислав Сариуш-Вольский. Логистика на предприятии. Финансы и статистика, 2004 г.
- Смехов А.А. Математические модели процессов грузовой работы. М.: Транспорт, 1982. 255 с.
- Смехов А.А. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 1995.- 195 с.
- Статистика для профессионалов // Риск. 1997. — № 6.
- Тенденции развития логистики в 90 х годах / пер. с нем. — М.: ИТКОР, 1996.
- Теория игр, лекции для экономистов-кибернетиков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 159 с.
- Терминалы управляют товародвижением // Риск. 1995. — № 1.
- Транспортная логистика. / Под ред. Л. Б. Миротина. М.: Экзамен, 2002.-511 с.
- Трифонов Г. Значение логистики в электронной торговле. «Бизнес и логистика 2001»: Сб. материалов ММЛФ — 2001, Москва -1−4 февраля 2001 г./ Сост. Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. — М.: Координационный совет по логистике, 2001.
- Доналд Уотерс. Логистика. Управление цепью поставок. -Юнити-Дана, 2003 г.
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 30 декабря 2001 г.).
- В. П. Федько, В. А. Бондаренко. Коммерческая логистика. ИД Март, ИКЦ «МарТ», 2006 г.
- Д. Ферни, Л. Спаркс. Логистика и управление розничными продажами Сибирское университетское издательство, 2006 г.
- Формирование макрологистических систем. СПб.: Знание России, 1997.
- В. А. Шумаев. Логистика товародвижения. Новый век, 2001 г.
- В. А. Шумаев. Логистика товародвижения на основе информатизации и маркетинга. Новый век, 2003 г.
- Ване Д.Р. Маркетинг / Д. Р. Ване, Б. М. Берман. М.:Экономика, 1990.351 с.