Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические аспекты формирования программы жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время есть свыше пяти миллионов семей-очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых надо построить не менее 270 млн. кв. м. жилья (из расчета средней площади квартиры 54 кв. м). По данным Министерства финансов РФ и Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее Госстрой РФ), по состоянию на конец 2003 года… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные направления развития инвестиционно-строительной деятельности в России и анализ зарубежного опыта жилищного строительства
    • 1. 1. Развитие строительной отрасли на современном этапе
    • 1. 2. Экономические и социальные аспекты жилищного строительства
    • 1. 3. Анализ зарубежного опыта финансирования жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов
  • Глава 2. Исследование жилищной проблемы и анализ возможностей строительства жилья для граждан с различным уровнем доходов
    • 2. 1. Анализ и оценка показателей, характеризующих масштабы жилищной проблемы в городах России
    • 2. 2. Оценка финансовых возможностей граждан в приобретении жилья и определение потребности в строительстве жилья для различных категорий граждан
    • 2. 3. Сравнительная характеристика и анализ государственных жилищных программ
    • 2. 4. Сравнительная характеристика и оценка эффективности негосударственных схем финансирования жилищного строительства
  • Глава 3. Формирование программы жилищного строительства с учетом уровня доходов населения на основе механизма аренды жилья
    • 3. 1. Построение функциональной зависимости объемов финансирования жилищного строительства от факторов, влияющих на обеспечение граждан жильем
    • 3. 2. Методические основы создания жилищных корпораций
      • 3. 2. 1. Основополагающие принципы создания жилищных корпораций и их основные функции в процессе улучшения жилищных условий граждан
      • 3. 2. 2. Формирование подпрограмм финансирования жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов
      • 3. 2. 3. Определение ставки арендной платы за жилье по подпрограммам в зависимости от уровня доходов граждан
    • 3. 3. Оценка эффективности деятельности жилищных корпораций с учетом объемов жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов

Экономические аспекты формирования программы жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ситуация в жилищном строительстве в России сложившаяся в конце XX века, характеризовалась падением объемов ввода жилья (с 72,88 млн. кв. м общей площади в 1987 году до 30,0 млн. кв. м в 2000 году), снижением темпов предоставления нуждающимся гражданам жилья и увеличением числа очередников на улучшение жилищных условий при значительных затратах государства на жилищное строительство. Граждане России не участвовали непосредственно в решении жилищной проблемы, а их права и финансовые возможности были крайне ограничены.

До начала перехода к рынку Россия имела одну из самых дисфункциональных и неэффективных жилищных сфер в мире. Свыше 90 процентов всего нового жилищного строительства в большинстве городов финансировалось из государственных источников и осуществлялось весьма высокомонополизированным государственным строительным сектором, построенным по принципу «один заказчик — один застройщик — один подрядчик» — и состоящим из гигантских строительных предприятий, выпускающих технически отсталые, неэффективные по энергетическим затратам, монотонные по своему архитектурному решению и отличающиеся низким качеством индустриальные дома с достаточно длинным производственным циклом. Тем не менее, государственный бюджет позволял нести подобные расходы [61].

Этот период характеризовался практически полным отсутствием рынка жилья, квартирная плата оставалась замороженной на уровне конца 20-х гг. XX века. «Общий размер затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг составлял всего 2−3% от бюджета семьи. ставки квартирной платы не менялись вплоть до 1992 г. .» [10. — С.230]. Низкий уровень квартирной платы сочетался с преобладанием государственного контроля, плохим содержанием жилищного фонда и быстрым ростом дефицита местных бюджетов, связанного с функционированием местных государственных предприятий по его обслуживанию.

Следует отметить, что государство доминировало в жилищном секторе не всегда: так, в 1955 году за счет средств населения финансировалось 50 процентов общего ввода жилья, в 1960;м — 42 процента, в 1980;м — 6,7 процента [70. — С.52−53]. Отражая изменения в государственной политике, к середине 80-х годов доля жилья, финансируемого за счет населения, начала медленно расти ив 1991 году составила 11%. В очереди на государственное жилье в России в начале 90-х годов состояло более 10 млн. семей, которым приходилось ждать квартиры по 15−20 лет [62].

В условиях начала перехода к рынку и распада СССР состояние жилищного сектора ухудшилось. Это было связано с отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника в жилищной сфере, с резким ростом цен на строительную продукцию из-за неподготовленности рыночных институтов к новым условиям хозяйствования, а также с необходимостью обеспечения жильем семей военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, северян, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших от Чернобыльской и других аварий и стихийных бедствий и прочих категорий граждан. В настоящее время в связи с сокращением бюджетных затрат и общим разгосударствлением экономики ситуация существенным образом не изменилась.

Кризисное состояние в жилищной сфере Российской Федерации определило необходимость проведения крупномасштабной жилищной реформы как неотъемлемой части стабилизации российской экономики и осуществления в ней структурных изменений.

Объем выбытия жилищного фонда в целом по стране в настоящее время составляет около 16 млн. кв. м в год при строительстве в 34−35 млн. кв. м[67].

Множество программ финансирования жилищного строительства, предложенных государством и негосударственными организациями, не позволяют в полной мере реализовать жилищные права малообеспеченным гражданам и гражданам со средним достатком вообще или в короткие сроки. Это обусловлено неоправданно быстрым ростом стоимости жилья, снижением финансовой поддержки граждан со стороны государства и невысокими темпами прироста их доходов.

В настоящее время есть свыше пяти миллионов семей-очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых надо построить не менее 270 млн. кв. м. жилья (из расчета средней площади квартиры 54 кв. м) [7 .-С.329−330]. По данным Министерства финансов РФ и Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее Госстрой РФ), по состоянию на конец 2003 года вся федеральная поддержка регионов в области жилищной политики составляла чуть более 12,6 млрд руб. (из них 2 млрд. рублей на ипотечное жилищное строительство) при текущей реальной потребности не менее 2 800 млрд. рублей [67]. Весь российский федеральный бюджет сможет ежегодно финансировать строительство лишь около 2 млн. кв. м жилья, при минимальной потребности объемов жилищного строительства для поддержания жилищного фонда страны в размере не менее 75 млн. кв. м [39]. В этой ситуации простое воспроизводство жилищного фонда и обеспечение жильем нуждающихся невозможно [6].

Жилищное строительство — одна из немногих отраслей, сохраняющих свой потенциал во время кризиса, и, согласно мировому опыту, рост жилищного строительства является индикатором и инициатором выхода государства из экономического кризиса. Опыт многих зарубежных стран свидетельствует об этом, и использование этого опыта для решения вопроса улучшения жилищных условий граждан и наращивания экономического потенциала в России является необходимым и чрезвычайно полезным.

В такой ситуации необходимо обобщение накопленного опыта по реализации мер по обеспечению граждан жильем, как в России, так и за ее пределами, учета положительных моментов и выработки нового подхода к решению данной проблемы. Особенно серьезно такая проблема затрагивает малообеспеченных, социально незащищенных граждан, чьи доходы не позволяют улучшить жилищные условия за счет собственных средств.

В рамках диссертационной работы к малообеспеченным гражданам (семьям) относятся те граждане, чей доход не превышает 3000 руб. на 1 человека в месяц. Эта цифра весьма условна, поскольку она всего лишь в 1,4 раза превышает прожиточный минимум по состоянию на конец 2003 года. Кроме того, этой категории граждан не под силу приобрести жилье путем накопления, а также любым другим существующим на сегодняшний день способом. Чаще всего они не имеют в собственности другого жилья (за исключением, может быть, недорогого дачного) или прочего дорогостоящего имущества.

Вопросам решения жилищной проблемы посвящено большое количество как практических, так и научно-публицистических статей и изданий российских ученых и практиков жилищного рынка. Такие ученые как Абрамов С. И., Грабовый П. Г., Гумба Х. М., Каменецкий М. И., Карасев А. В., Лукманова И. Г., Панибратов Ю. П., Степанов И. С., Чернышов JI.H., Черняк В. З., Яськова Н. Ю. и другие внесли весомый вклад в решение рассматриваемой проблемы. Однако вопросы, связанные с разработкой программы жилищного строительства с учетом доходов граждан и в том числе для малообеспеченных граждан еще остаются малоизученными. Решение поставленной проблемы определило актуальность исследования, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Целью диссертационной работы является обоснование теоретических и методических принципов, разработка практических рекомендаций по формированию программы жилищного строительства по обеспечению граждан жильем с учетом их инвестиционных возможностей.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

• проведение анализа развития жилищного строительства в России на современном этапе;

• систематизация и анализ зарубежного опыта в области жилищной политики социальной направленности;

• проведение сравнительного анализа государственных и негосударственных программ жилищного строительства;

• выявление и классификация основных факторов, влияющих на формирование программы жилищного строительства для малообеспеченных граждан;

• разработка механизма функционирования жилищной корпорации при поддержке территориальных и муниципальных органов власти;

• разработка экономико-математической модели формирования программы жилищного строительства с учетом уровня доходов населения.

Объектом исследования являются программы жилищного строительства для различных групп граждан в условиях развивающихся рыночных отношений.

Предметом исследования являются экономические отношения и взаимосвязи участников программы жилищного строительства и методы управления ее реализацией.

Теоретической и методологической основой исследования послужили основные положения современной экономической теории, системного анализа, основы теории управления, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых. Для решения конкретных вопросов, рассматриваемых в работе, были использованы методы функционально-статистического моделирования, сравнительного анализа, экспертных оценок, математической статистики и др.

Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании и разработке методических положений и принципов, обеспечивающих системный подход по формированию экономически обоснованной программы жилищного строительства для граждан с учетом их платежеспособности.

В ходе проведения исследования получены следующие научные результаты:

• выявлены и систематизированы основные закономерности влияния факторов внешней и внутренней среды на формирование стратегии жилищного строительства для малообеспеченных граждан;

• разработан механизм функционирования жилищной корпорации с участием частного капитала, территориальных и муниципальных органов власти;

• предложен метод расчета арендной платы за приобретаемое жилье с учетом платежеспособности населения;

• разработана экономико-математическая модель определения объемов жилищного строительства в зависимости от уровня доходов граждан. Достоверность диссертационной работы основывается на репрезентативных статистических данных, представляющих обширный массив информации, использовании общепризнанных современных теорий и методов исследования, позволяющих получить достоверную и объективную информацию во многих строительных предприятиях, риэлтерских и жилищно-коммунальных организациях России.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что предложена модель формирования программы жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов, определена целесообразность использования механизма арендной платы для приобретения жилья данными категориями граждан. Полученные автором научные результаты могут быть использованы для решения задач по обеспечению жильем граждан с невысокими доходами, и тем самым, обеспечить снижение социальной напряженности в данной сфере, а также развить новые формы финансирования строительства с ограниченным использованием бюджетных средств. На защиту выносятся:

• системный подход по формированию факторов внешней и внутренней среды, влияющих на выбор стратегии жилищного строительства для малообеспеченных граждан;

• практические рекомендации по механизму функционирования жилищной корпорации для граждан с различным уровнем доходов;

• методика расчета арендной платы за приобретаемое жилье с учетом платежеспособности населения;

• методические рекомендации по определению объемов жилищного строительства в зависимости от уровня доходов населения. Апробация и внедрение результатов исследований. Научнометодические разработки диссертационной работы предложены к внедрению в девелоперском предприятии ООО «Тверца», г. Тверь.

Выводы по главе III:

1. В диссертации предложено создание жилищных корпорацийорганизаций, основными целями и задачами которой являются: создание условий для улучшения жилищных условий граждан с различным уровнем доходов (преимущественно малообеспеченных). Сформированные предложения по структуре капитала жилищных корпораций, порядку участия основных действующих лиц, а также предложенная схема функционирования жилищных корпораций на жилищном рынке учитывают взаимные интересы сторон, обеспечивая тем самым эффективность работы жилищных корпораций.

2. Предложенные подпрограммы обеспечения жильем в рамках жилищных корпораций позволяют учесть индивидуальные особенности каждой семьи, связанные с ее доходами и потребительскими предпочтениями. Так были учтены: возможности внесения первоначальной платы за жилье и выплат арендных платежей в течение установленного срока, вероятность выкупа жилья посредством погашения стоимости жилья через арендную плату или ипотеку, необходимость государственных и муниципальных субсидий для наименее обеспеченных граждан.

3. Разработанная методика расчета базовой и индивидуальной (по каждой подпрограмме) ставок арендной платы за проживание путем применения трех подходов к оценке позволяет, с одной стороны, обосновать достаточный уровень ставки арендной платы для возврата инвестиций на строительство жилья, а с другой — повысить финансовую доступность жилья. Было предложено шесть различных методик расчета ставок арендной платы, привязанных к совокупному семейному доходу шести различных по уровню доходов групп граждан.

4. Для нахождения оптимальной структуры объемов жилищного строительства по каждой подпрограмме используется специально разработанная в диссертации экономико-математическая модель. Полученная структура может изменяться под воздействием социально-экономических и территориальных условий и позволяет обеспечивать жильем граждан с различным уровнем доходов, сохраняя при этом эффективность предложенной модели финансирования жилищного строительства.

5. Эффективность предложенной программы жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов определяется увеличением объемов строительства социального жилья почти в 2 раза, а также получением прибыли, которая реинвестируется в жилищное строительство и дает возможность снизить долговую нагрузку по привлеченным средствам.

Заключение

.

В диссертационной работе рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с формированием программы жилищного строительства с учетом доходов граждан и обеспеченности их жильем, обобщены полученные научные результаты, представляющие собой комплексное исследование, которое включает все этапы решения поставленных задач от анализа и разработки до практических рекомендаций.

По результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Анализ развития жилищного строительства в России на современном этапе показал, что для обеспечения граждан жильем необходимо формировать программу жилищного строительства и его финансирования с учетом выявленных потребностей в жилье, доходов населения и возможных муниципальных дотационных программ.

2. Изучение опыта зарубежных стран в области финансирования жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов показал, что в России в недостаточной степени решены и решаются проблемы финансирования жилищного строительства для граждан с низким уровнем доходов.

3. На основе сравнительного анализа государственных и негосударственных программ финансирования жилищного строительства доказана их недостаточная эффективность и обоснована необходимость создания новых экономических и организационных механизмов, позволяющих повысить доступность жилья.

4. Для решения поставленной проблемы были выявлены и классифицированы факторы, влияющие на обеспеченность граждан жильем и объемы жилищного строительства, к которым относятся экзогенные и эндогенные факторы.

5. Предложенный механизм функционирования жилищной корпорации, основным направлением которой является строительство жилья для малообеспеченных граждан, показывает взаимосвязь корпорации со всеми участниками программы жилищного строительства и возможности выкупа приобретаемого жилья за различные периоды времени в зависимости от доходов участников программ.

6. Разработанная методика формирования программы жилищного строительства позволяет разработать программу таким образом, чтобы улучшить жилищные условия граждан с низким уровнем доходов.

7. Экономическая эффективность деятельности жилищной корпорации зависит от объемов жилищного строительства, периода выплаты арендной платы, а также прибыли, полученной от сдачи в аренду жилья. На основании разработанной экономико-математической модели определена структура программы жилищного строительства и объемы строительства для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с учетом реинвестирования средств, полученных жилищной корпорацией в виде прибыли от строительства и эксплуатации жилья.

8. Предложенная программа жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов позволит ежегодно увеличить объемы ввода социального жилья (наряду с существующими программами) почти в 2 раза и во столько же раз сократить сроки решения жилищной проблемы для граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

9. Разработанная методика и практические рекомендации по финансированию программы жилищного строительства для граждан с различным уровнем доходов путем создания жилищных корпораций могут быть использованы всеми субъектами РФ для решения проблемы обеспечения граждан жильем, что позволит получить соответствующий социальный эффект и будут способствовать повышению эффективности жилищного строительства и развитию жилищной сферы в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Инвестирование. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 440 с.
  2. Е. Перспективы развития ипотечного кредитования в России: Промежуточный отчет по теме: «Финансовое поведение домохозяйств» //Научные труды РЕЦЭП. М.: Российско-Европейский центр экономической политики, 2001. — С. 34 — 53.
  3. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер. с англ./Фридман Д., Ордуэй Н.- Ред. В. Н. Лаврентьев. — Б.м.: Дело Лтд., 1995. -480 с.
  4. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учеб. для вузов по спец. «Информационные системы в экономике» М.: Финансы и статистика, 2000. — 363 е.: ил.
  5. А. Н., Карасев А. В. Экономика недвижимости. М.: 2001.440 с.
  6. A.JT. Анализ платежеспособности граждан при формировании программы строительства жилья //Современное состояние инвестиционно-строительного комплекса России: Сб. тр. М.: МГСУ, 2003. -С. 288−295.
  7. А. Л. Итоги и перспективы развития жилищного строительства в России //Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительной сферы: Сб. тр. М.: МГСУ, 2002. С. 324−332.
  8. А.Л. Методика оценки величины арендной платы за имущество, вносимого в уставный капитал РДУ ОАО «СО ЦДУ ЕЭС России» в ходе реформирования РАО «ЕЭС России»: Аналитический отчет /ФЭК РФ М.: RSM International, 2003. — 26 с.
  9. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. 13-е изд., исправленное. — М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. — 544 с.
  10. В.В. Экономика жилищной сферы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям /В.В. Бузырев, В. С. Чекалин. М.: ИНФРА-М, 2001. — 255 е.: илл.
  11. Бюллетень банковской статистики. Стат. сб. /Центральный Банк РФ. М.: Типография «Новости», 2003. — 32 с.
  12. Ваксман С А., Воробьева О. Е. Ипотечное кредитование и его участники на рынке жилья США. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998. — 80 с.
  13. Годовой отчет Внешторгбанка за 2002 г.: Годовой отчет /ВТБ- Рук. Шадрин Е. В. М., 2004. — 97 с.
  14. Ежеквартальный отчет ЦБ РФ: Отчет за 4 квартал 2003 г. /ЦБ РФ- Рук. Ермолов Г. П. М., 2004. — 123 с.
  15. В.А., Бугулов Э. Р. Недвижимость: регистрация прав и сделок, ипотечное кредитование в схемах. М.: Филинъ, 1998. — 139 е.: илл.
  16. В.В. Информатика в рисунках и таблицах (фрагменты системного путеводителя по концептуальным основам) //Учебное пособие для студентов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. — 150 с.
  17. Х.М. Экономика строительных организаций. М.: Центрэкономики и маркетинга, 1998. 144 с.
  18. А.А. Системотехника строительства /РАН. Науч. совет по комплексной проблеме «Кибернетика» 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1993. — 367 е.: илл.
  19. Деловая активность строительных организаций России в IV квартале: Отчет за декабрь 2003 г. /Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ- Рук. программы Ф. Ф. Глисин. М.: ЦЭК при Правительстве РФ, 2004. 24 с.
  20. М. Спецподразделение на рынке недвижимости Москвы //Строительный эксперт. 2003. — N 18. — С.6−7.
  21. И. К, Терехов А. А. Статистические методы в аудите. — М.: Финансы и статистика, 1998. 176 с.
  22. Жилищная экономика: Пер. с англ. /Под ред. Г. Поляковского. М.: Дело, 1996.-224 с. 25. «Жилищный кодекс РСФСР» от 24 июня 1983 года (утв. Верховным Советом РСФСР).
  23. Жилье: комплексный взгляд /Под общ. ред. В.М. Агапкина- Науч. ред. А. В. Черняк, В.З. Черняк- Междунар. ин-т стр-ва, Междунар. ассоц. фондов жилищ, стр-ва и ипотеч. кредитования (МАИФ). М.: АВЧ (Черняк), 2001.-975с.
  24. Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218−1 «Об основах федеральной жилищной политики».
  25. Информация о деятельности Сбербанка России: Ежеквартальный отчет по состоянию на 1 октября 2003 г. /Сб. РФ- Рук. Саблина Е. А. М., 2003. — 16 с.
  26. Исследование операций (модели, системы, решения)/ Сб. статей. Отв. ред.: доктор физ.-матем. наук А. П. Абрамов М.: ВЦ РАН. 2001. -117с.
  27. М. Г. Быстрые статистические вычисления /Пер. с англ. М.:1. Статистика, 1979. — 69 с.
  28. КВ. Жилищная система Голландии: действующие лица и исполнители // Жилищное строительство. 1999. — N 3. — С.9−11.
  29. КВ. Строительство, предоставление и субсидирование жилищ в Голландии //Жилищное и коммунальное хозяйство. 1998. — N 12. -С.2−5.
  30. Г. Математические методы статистики /Пер. с англ. Под ред. А. Н. Колмогорова -М.: Мир, 1975. 648 с.
  31. А. А. Организационно-экономические основы финансового обеспечения инвестиций в жилищное строительство на примере Новосибирской области: Дисс.. канд. эк. наук. -Н., 2000. 173 с: илл.
  32. И.И., Шапиро В. Д. Управление проектами. 2-е изд. Гриф МО. М.: Омега-Л, 2004. — 664 с.
  33. Н. Строительный комплекс России: Стратегия развития до 2010 года //Строительная газета. 2003. — N 18. — С. 2−3.
  34. Э.Г. О рынке жилья //Жилищное строительство. 2001. -N1.-C.8.38. «Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей» (утв. Минэкономики РФ и Минфином РФ от 16.04.1996).
  35. Основные показатели социально-экономического развития России: Годичный отчет за 2002 г. /Министерство экономического развития и торговли РФ- Отв. редактор А. К. Кушниренко. М., 2003. — 136 с.
  36. Организация строительного производства: Учебник для вузов /Т.Н. Цай, П. Г. Грабовый, В. А. Большаков и др. М.: Изд-во АСВ, 1999. — 432 е.: ил.
  37. Оценка рыночной стоимости недвижимости. Серия «Оценочная деятельность». Учебное и практическое пособие /Под ред. В. Н. Зарубина, В. М. Рутгайзера. М.: Дело, 1998. 384 с.
  38. Постановление Астраханского областного Представительного собрания от 22.11.95 № 272 «Об утверждении технико-экономического обоснования жилищного займа астраханской области 1996 года».
  39. Постановление Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279 «Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений».
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации».
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки».
  42. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2002−2010 годы».
  43. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года».
  44. Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
  45. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 27 марта 1986 г. № 400 «О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства».
  46. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 г. № 330 «Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади».
  47. Приказ Минстроя РФ от 14 сентября 1992 № 209 «Об утверждении методики по определению арендной платы за нежилые здания (помещения)».
  48. И. А. Зарубежный опыт регулирования инвестиционно-строительной деятельности //Экономика строительства. — 2001. — N 6. — С. 48.
  49. Реформа системы управления городской экономикой в России в 1998—2000 годах /Под ред. Н. Б. Косаревой, Р. Страйка, Г. Ю. Ветрова и др.- Фонд «Ин-т экономики города». -М., 2001. 200 с.
  50. Российская архитектурно-строительная энциклопедия: в 7 т./ Т.6/ Под ред. Е. В. Басина. М.: Бумаж. галерея, 2000. — 348 с.
  51. Россия'2002. Стат. сб./Госкомстат России. М: ОИПД ГМЦ Госкомстата России, 2003. — 986 с.
  52. Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» за январь июнь 2003 г.: Отчет по форме № 1-СРС /Рук. проекта федерального государственного статистического наблюдения Е. А. Ненастьина. — М., 2003. — 5 с.
  53. С.С., Батин Н. В. Анализ и оптимизация систем на основе имитационных моделей. Учебно-методическое пособие по курсу МС для студентов спец. АСОИ. Часть 2. Мн.: БГУИР, 1999. — 159с.
  54. С. С., Батин Н. В. Методы и алгоритмы для решения оптимизационных задач линейного программирования. 4.1. Мн.: БГУИР, 1995.-231с.
  55. Р., Косарева Н. Реформа жилищного сектора России 19 911 994 /Институт экономики города. AMP США. М.: Россельхозакадемия, 1994.-С.183.
  56. Строительный комплекс в капиталистической экономике: Функционирование экономического механизма и новые явления в развитии /Под ред. А. Я. Рекитара, В. В. Кондрашина и др. М.: Наука., — 1991. — 272 с.
  57. Строительство в России: Стат. сб. /Госкомстат России. — С 863 М: ОИПД ГМЦ Госкомстата России, 2000. 253 с.
  58. Е.И. Оценка недвижимости. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997.-422 с.
  59. В. Н. Статистическая обработка рядов наблюдений. -М.: Знание, -1973.-62 с.
  60. Указ Президента Российской Федерации от 23.03.1996 г. № 420 «О разработке федеральной целевой программы «Свой дом».
  61. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
  62. Федеральный Закон РФ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  63. Федеральный Закон РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  64. Федеральный Закон РФ от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  65. Федеральный Закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный Кодекс Российской Федерации».
  66. Федеральный Закон РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ «Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть 2)».
  67. Федеральный Закон РФ от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год».
  68. Федеральный Закон РФ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
  69. Федеральный Закон РФ от 11.11.2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».
  70. Финансы. Учеб. пособие для экон. спец. вузов /Под ред. А. М. Ковалевой, Н. П. Баранниковой, В. Д. Богачевой и др. М.: Финансы и статистика, 1999. — 384 с.
  71. Финансы и кредит в недвижимости. Учебник для вузов /Под общ. редакцией П. Г. Грабового, Н. Ю. Яськовой. — СПб.: ООО «Издательство «Лимбус Пресс», 2003. 472 с.
  72. Цай Т.Н., Грабовый П. Г., Марашда Бассам Сайел. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка. М.: Алане, 1997. -288 с.
  73. Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России: Финансово-экономические особенности. Нормативные документы. М.: Междунар. центр финансово-эконом. Развития, 1997. — 272 с,
  74. А.Г. Зарубежный опыт привлечения инвестиций в строительство жилья //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, 2003. -N 1. С. 7−14.
  75. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для ВУЗов /Под общ. ред. Грабового П. Г. Смоленск: Изд-во «Смолин Плюс», М.: Изд-во «АСВ», 1999. 568 с.
  76. Экономика строительства: Учеб. для строит, спец. вузов /И.С. Степанов, В. Я. Шайтанов, К. Г. Романова и др.- Под ред. И.С. Степанова- Моск. гос. строит, ун-т и др. М.: Юрайт, 2000. — 412 е.: табл.
  77. O.K., Бабинцев A.JI. Голландско-российское сотрудничество в сфере жилищного строительства (на примере г. Твери) //Международный научно-технический журнал «Недвижимость: экономика, управление», 2001. -N 2. С.87−88.
  78. Behrendt J. Die Transformation einer zentralverwalteten Wirtschaftsordnung in eine Soziale Marktwirtschaft am Beispiel der
  79. Wohnungswirtschaft Inaug. Dis. — Koln, 1992. — 125 p.
  80. Fairbanks R. B. Making better citizens Housing reform a. the community development strategy in Cincinnati, 1890−1960.- Urbana- Chicago: Univ. of Illinois press Cop., 1988. 237 p.
  81. Fiorito R. Wohnsiedhmgsarchitektur der 60er Jahre in den Yereinigten Staaten von Amerika und Deutschland: Eine vergleichende Unters.: Inaug. -Diss.-Koln, 1999.-131 p.
  82. Hartman C. America’s housing crisis What is to be done? The inst. for policy studies. — Boston etc.: Routledge & Kegan Paul, 1983. — 163 p.
  83. E., ред. Handbook of housing and the built environment in the United States Ed. by Elizabeth Huttman a. Willem van Vliet- Forew. by Sylvia F. Fava. New York etc.: Greenwood press, 1988. — 214 p.
  84. Janik C. How to sell your home in the '90s With less stress a. more profit Carolyn Janik. New York etc.: Penguin books, 1991. — 86 p.
  85. Rippert S. K. Die Rechtsstellung des Mitgliedes in der Wohnungsbaugenossenschaft. Diss. Mainz, 1993. — 108 p.
  86. Schwartz D. C. A new housing policy for America Recapturing the American dream. Philadelphia: Temple univ. press, 1988 — 219 p.
  87. Transition Report 2001: Report of The Europeans Bank of Reconstruction and Development /EBRD UE: Dutch econ. press, 2001. — 64 p.
  88. Turner J. F. C. Freedom to build Dweller control of the housing process. New York London: Macmillan: Collier — Macmillan, 1972. — 165 p.
  89. R. «Koop breekt geen huur» en het huurbeding: Proefschr. Door Roelandus Westrik. Lelystad.: Koninklijke vermande Cop., 2001.-241 p.
  90. Yastrebova O., Babintsev A. Russia housing survey: Review for The IFC /NEI-Moscow. M.: ИМЭМО PAH, 2001. — 63 p.
  91. Красноярск Красноярс- Иркутск Иркутской области320 W о rs H о A я «a M Якутск Республика Саха (Якутия) Хабаровск Хабаровского края Владивосток Приморс- кого. края J=l M U V a к «CD Регионы
  92. Ю n я o M OS to m LO о rs H О Рыночная стоимость 1 кв. м. жилья в 1993 году, долл.
  93. OJ -о LO 00 to LO m U) SO LO OS SO Средняя стоимость строительства на конец 2003 года, долл.911,7 593,4 209,5 582,7 591,8 Численность жителей города, тыс. чел.14,31 10,70 3,00 8,46 9,50 Площадь жилого фонда города, млн. кв.м.
Заполнить форму текущей работой