Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Права и обязанности субъектов страхового правоотношения

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на относительную новизну указанного нормативного акта, само понятие «социального страхования» не является новым ни для нашего государства, ни для зарубежных стран. Указанный вид страхования имел место и в условиях существования Союза ССР, имел и имеет распространение практически во всех государствах (в том числе с рыночной и нерыночной экономикой). Социальное страхование всегда… Читать ещё >

Права и обязанности субъектов страхового правоотношения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия Курсовая работа Право на охрану здоровья. Основные принципы охраны здоровья граждан Москва 2015

  • Введение
    • Глава 1. Общая характеристика обязательного социального страхования
    • 1.1 Понятие обязательного социального страхования
    • 1.2 Страховые правоотношения
    • Глава 2. Права и обязанности страховщиков и застрахованных лиц
    • 2.1 Права и обязанности страховщиков и страхователей
    • 2.2 Права и обязанности застрахованных лиц
    • Заключение

Список используемой литературы

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. В соответствии с этим страховое дело и порядок его организации является одним из особых направлений экономико-правовой деятельности любого государства, связанной с установлением основных начал перераспределения риска вероятностных потерь юридических и физических лиц.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что страхование является самостоятельным звеном финансовой системы России. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями. Охарактеризуем каждую из указанных форм страхования более подробно.

Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования, подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в сфере страхования.

Предметом исследования являются основные права и обязанности страховщика и застрахованного лица.

Цель работы — исследовать нормативно-правовую базу и организацию страхования, права и обязанности страховщика и застрахованного лица.

Для выполнения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие аспекты, а именно:

— понятие обязательного социального страхования

— страховые правоотношения

— права и обязанности страховщиков и страхователей

— права и обязанности застрахованных лиц Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты данной работы можно использовать в учебном процессе, а также при подготовке учебно-методических материалов, предназначенных для студентов высших учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о страховании в Российской Федерации.

социальный страхование финансовый право

Глава 1. Общая характеристика обязательного социального страхования

1.1 Понятие обязательного социального страхования

Гарантировать полную безопасность, чему бы то ни было, не может никто, а вот защититься от непредвиденных обстоятельств, способных навредить в финансовом плане, может каждый, достаточно застраховать свое имущество или жизнь и здоровье.

История страхования насчитывает несколько веков, еще в древние времена купцы страховали свое имущество. На сегодняшний день страхование стало особым видом экономических отношений, призванным обеспечить защиту людей, их деловых услуг и имущества от различного рода опасностей. Комплексную страховую защиту обеспечивают разные виды страховой деятельности, такие как: первичное страхование, сострахование и перестрахование.

Страхованию в Гражданском Кодексе РФ посвящена целая глава 48, то есть законом предусмотрены все нюансы страхового дела.

Согласно ст. 927 ГК РФ существует два вида страхования: добровольное и обязательное. Страхование осуществляется на основании договоров личного или имущественного страхования, которые заключаются юридическим лицом или гражданином со страховой организацией.

Законодательством предусмотрено, что на некоторых лиц может быть возложена обязанность страховать здоровье, жизнь или имущество, а также риски гражданской ответственности (ст. 935 ГК РФ).

Наиболее распространенные виды обязательного страхования:

— ОСАГО (Обязательное страхование автогражданской ответственности);

— медицинское страхование;

— страхование пассажиров на транспорте;

— страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов;

— страхование военнослужащих.

В отличие от обязательного страхования, добровольное осуществляется исходя из личных соображений и желания страхователя. Обязательное страхование в России не приобрело большой популярности и проводиться только в случаях, когда страхователь недооценивает серьезность своих рисков.

Отличия обязательного и добровольного страхования.

Несмотря на сходство организационной и методологической формы, добровольного и обязательного страхования, между ними существуют значительные отличия:

— обязательное страхование не может быть прекращено, так как страхователь обязан в соответствии с законодательством вносить суммы страховых взносов, а добровольное прекращается сразу же, как только страхователь прекращает платить страховые премии (взносы);

— при добровольном страховании сумма выплат, при наступлении страхового случая, зависит от взносов застрахованного лица, в то же время обязательное страхование не зависит только от страховых взносов;

— при обязательном страховании дефицит средств страхового фонда покрывается за счет средств государственного бюджета или при помощи повышения налогов, а при добровольном страховании несостоятельность страховой организации может привести к отсутствию выплат по договору;

— в законодательстве предусмотрено внесение изменений в условия страхования при обязательном страховании, в то же время добровольное страхование не может выходить за рамки условий, оговоренных в страховом договоре.

— обязательное страхование направленно на решение и регулирование общегосударственных рисков, а добровольное на сохранение личного имущества и сокращение расходов, связанных с жизнью и здоровьем граждан.

Отношения по обязательному социальному страхованию наиболее тесно взаимосвязаны с финансовыми правоотношениями, поскольку отличаются особой ролью государства в их организации и регулировании. Государство посредством нормативного регулирования устанавливает порядок создания, условия и цели функционирования социальных страховых фондов, закрепляет состав источников финансирования, вводит жесткий контроль за использованием аккумулированных в них средств на строго определенные цели.

Обязательное социальное страхование регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», вступившим в силу на территории России с 21 июля этого же года.

Несмотря на относительную новизну указанного нормативного акта, само понятие «социального страхования» не является новым ни для нашего государства, ни для зарубежных стран. Указанный вид страхования имел место и в условиях существования Союза ССР, имел и имеет распространение практически во всех государствах (в том числе с рыночной и нерыночной экономикой). Социальное страхование всегда рассматривалось как система материального обеспечения граждан в старости, при потере трудоспособности и в других случаях, гарантированных государством и осуществляемая из средств особых фондов, образуемых за счет страховых взносов предприятий, учреждений и других страхователей, а также дотаций государственного бюджета. Таким образом, социальное страхование, в отличие от собственно страхования (страхования от несчастных случаев), всегда было напрямую связано с трудовой деятельностью граждан. В связи с этим указанный вид страхования, согласно доктрине советского права, относился к предмету регулирования трудового права и права социального обеспечения и соответственно изучался в рамках указанных учебных дисциплин.

Аналогичной точки зрения на место социального страхования в системе российского права придерживались, и представители науки финансового права на начальном этапе правовой реформы, связанной с установлением правовых основ рыночных отношений в России. Однако изменения, внесенные в систему российского законодательства, в частности, финансового, страхового, налогового законодательства, вызвали необходимость нового осмысления места и роли указанной формы страхования и необходимости отнесения ее к составу одного из самостоятельных институтов (звеньев) финансовой системы РФ, а именно к составу звена «страхование», которое с учетом изложенного должно, помимо подразделения на личное и имущественное, подразделяться и на социальное страхование (специальное страхование), и страхование от несчастных случаев (собственно страхование).

Учитывая особенности осуществления в конце 90-х гг. реформы системы социального страхования, предусматривающей, в свою очередь, в условиях рыночной экономики развитие определенных видов именно обязательного социального страхования, можно констатировать факт расширения предмета финансового права с включением в него вопросов правового регулирования организации обязательного социального страхования, с характеристикой его отдельных видов (пенсионного, медицинского и др.)

Включение обязательного социального страхования в состав финансового института «страхования» обусловлено рядом причин:

Во-первых, правоотношения по обязательному социальному страхованию — это отношения по поводу образования, распределения и использования специальных фондов денежных средств, урегулированные финансово-правовыми нормами. Они напрямую связаны с реализацией публичной роли государства по обеспечению конституционных прав его граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России указанные фонды имеют статус государственных социальных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 10 БК РФ они включаются законодателем в структуру бюджетной системы, а наукой финансового права выделяются в самостоятельное звеноцелевых внебюджетных фондов. Кроме того, все средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью и имеют строго целевое назначение, которое определяется исключительно государством;

Во-вторых, при регулировании отношений по обязательному социальному страхованию применяется императивный метод регулирования (метод власти-подчинения), который является основным методом регулирования финансовых отношений. Именно государство устанавливает порядок создания, условия, цели функционирования социальных фондов, а также структуру источников их финансирования и направления расходования, мобилизованных в них средств;

В-третьих, обязательным участником этих отношений является государство в лице уполномоченных органов — органов государственных социальных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда государственного социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования). Участие же государства либо уполномоченных им органов, как известно, является также одной из специфических черт финансовых правоотношений. Кроме того, в этих отношениях особая роль, как и в финансовых, принадлежит банковским кредитным организациям, на которые возложена обязанность по перечислению обязательных платежей в указанные внебюджетные фонды;

В-четвертых, страховые взносы, уплачиваемые по обязательному социальному страхованию (и его отдельным видам — медицинскому, пенсионному), несмотря на не включение в налоговую систему РФ, являются обязательными платежами, установленными федеральным законодательством, с характерными признаками целевых налогов (сборов). Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей по обязательному социальному страхованию, в том числе контроль за их взиманием регулируется, как правило, российским законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, организация обязательного социального страхования, как и организация страхового дела в РФ полностью регламентирована государством и является в настоящее время институтом финансового права. Данный вывод в определенной мере, подтверждается включением некоторыми авторами новых учебных пособий по финансовому праву в раздел по страхованию и вопросов по социальному страхованию. Кроме того, указанный вывод вытекает и из анализа ст. 970 ГК РФ, в соответствии с которой пенсионное и медицинское страхование относится к специальным видам страхования.

Само же «социальное страхование» в целом, является комплексным правовым институтом и регулируется несколькими отраслями права, в том числе конституционным, гражданским, трудовым, финансовым и другими отраслями права.

Президент России Путин В. В. подписал Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», принятый Государственной Думой 21 ноября 2014 г. и одобренный Советом Федерации 26 ноября 2014 г.

Федеральным законом утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на трехлетний период, за счет средств которого в указанный период будет осуществляться финансирование выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособий и компенсаций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, а также оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части, касающейся оплаты санаторно-курортного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно Федеральному закону прогнозируется общий объем доходов бюджета Фонда в 2015 году в сумме 538,7 млрд. рублей, а в 2016 и 2017 годах — 625,0 млрд. рублей и 680,2 млрд. рублей соответственно.

Расходы бюджета Фонда в 2015 году запланированы в сумме 594 млрд. рублей (в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 471,2 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 87,8 млрд. рублей), а в 2016 и 2017 годах — 622,6 млрд. рублей и 661,4 млрд. рублей соответственно.

В бюджете Фонда на 2015 год прогнозируется дефицит средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и профицит средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В общей сложности дефицит бюджета Фонда в 2015 году составит 55,4 млрд. рублей.

Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в качестве источника финансирования дефицита бюджета планируется привлечение остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, прогнозируемого на 1 января соответствующего года.

Основные характеристики бюджета Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов позволяют в целом своевременно и в полном объеме осуществить финансирование установленных законодательством Российской Федерации пособий и выплат, а также исполнение отдельных государственных полномочий, переданных Фонду.

1.2 Страховые правоотношения

Страховые правоотношения на сегодняшний день относятся к ряду основных востребованных отношений как физических, так и юридических лиц по вопросам имущественного характера возмещения затрат как в имущественном, так в личном страховании.

Страхование — это прежде всего гарантия возмещения Страховщиком физическим и юридическим лицам понесенных ими имущественных затрат по тем рискам, которые согласовываются участниками страховых правоотношений в рамках договора страхования и подлежат возмещению на момент наступления страхового случая физическим и юридическим лицам из средств и бюджета страховой организации.

Из понятия прослеживается механизм страхования и его последствия как «гарантия» выплаты денежных средств или осуществления каких-либо иных действий, согласованных сторонами в договоре страхования.

Виды страхования зависят напрямую от объектов сложившихся гражданско-правовых отношений и подразделяются на:

1. Личное страхование.

2. Имущественное страхование.

Разновидности личного страхования в свою очередь подразделяются на:

1. Страхование жизни.

2. Страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.

Разновидности имущественного страхования подразделяются на три вида страхования:

1. Страхование имущества.

2. Страхование гражданской ответственности.

3. Страхование предпринимательских рисков При заключении каждого из видов договора страхования необходимо понимать, что страховое событие (риск), указанный в договоре страхования должен носить вероятностный и случайный характер его наступления.

При осуществлении выплаты страхового возмещения, Страховщик, как правило, руководствуется договором страхования, Правилами добровольного страхования, являющимися неотъемлемой частью договора страхования, заключенного между Страховщиком и Страхователем, а также страховым законодательством, включающее в себя специальные нормы Закона от 27 ноября 1992 года № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон) и гл. 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ, в которых установлены общие начала организации страховой деятельности и порядок возникновения и реализации страховых отношений.

Необходимо указать на лиц, участвующих в страховых отношениях. К таковым в силу ст. 4.1 Закона относятся: страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, Федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового надзора), объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.

Все указанные субъекты страховой деятельности являются участниками страховых отношений в зависимости от их прав и обязанностей в страховой сделке.

Наиболее задействованными лицами в спорных страховых отношениях являются Страховщик, Страхователь, Выгодоприобретатель, застрахованные лица, поскольку последние составляют круг лиц, права и обязанности которых закреплены в договоре страхования (как имущественного, так и личного). Каждый из названных участников являются самостоятельным лицом в страховой сделке, однако, иногда страхователь и выгодоприобретатель могут совпадать в одном лице. Как правило, это происходит в договоре страхования имущества, когда договор страхования заключается страхователем в свою пользу, по которому он и является выгодоприобретателем. В договорах личного страхования, когда страхователь одновременно выступает в качестве застрахованного лица, страхуя жизнь, здоровье в свою пользу, в одном лице могут совпадать одновременно страхователь, выгодоприобретатель и застрахованное лицо.

Определив круг участников страховой сделки, в страховых отношениях необходимо понимать порядок заключения договора страхования, его существенные условия и актуальность применения к спорным страховым отношениям.

Правила страхований как существенных условий страховой сделки. Правовое регулирование договора страхования в части общих положений осуществляется с применением общих норм Гражданского кодекса РФ о заключении, изменении и расторжении договора, главы об обязательствах и положений о сделках. В части специальных положений, необходимо указать на главу 48 Гражданского кодекса РФ «Страхование», которая дополняет ряд тех положений договора страхования, а именно: определяет те существенные условия, без которых договор не является заключенным, а, следовательно, без указанных условий невозможно прибегнуть к последствиям совершенной сделки, а именно: получения страхового возмещения, оговоренного участниками страховых отношений в договоре и Правилах страхования.

Итак, существенные условия договора страхования закрепляются законодателем в ст. 942 ГК РФ, а правовое значение Правил страхование изложено в ст. 943 ГК РФ, согласно которым определяются условия, на основе которых подлежит реализации страховой сделки. При этом необходимо указать, что законодатель характеризует правила страхования как типовой документ, соответствующий определенным стандартам и подлежащий применению неопределенному кругу лиц, что подтверждает «публичный» признак разновидности страховых отношений.

Возвращаясь к обязанностям страховщика по выплате страхового возмещения, как основного действия имущественного характера, подлежащего выполнению в рамках сложившихся страховых отношений, необходимо отметить, что нормы страхового законодательства императивно (обязательно) трактуют необходимость возмещения страхового возмещения лицам, в пользу которых заключен договор страхования, и только исчерпывающий перечень оснований страхового законодательства дает возможность Страховщикам отказать Страхователям и иным заинтересованным по сделке лицам в выплате страхового возмещения.

Возможность освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая и его основания предусмотрены положениями ст. ст. 961, 963, 964 ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 961 ГК РФ неисполнение страхователем обязанности о своевременном уведомлении страховщика о наступлении страхового случая дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.

В соответствии с п. 1 статьи 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 настоящей статьи. Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.

В силу ст. 964 ГК РФ, если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

В частности, положениями ст. 964 ГК РФ установлена презумпция освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения в случае наступления вышеназванных чрезвычайных обстоятельств, которая может быть отвергнута в силу закона или по соглашению сторон, но не право страховщика в нарушение требований закона устанавливать в правилах страхования произвольные случаи ограничения страховой ответственности страховщика.

Действующим законодательством, в том числе нормами ст. ст. 1, 421, 422 ГК РФ, не исключается возможность ограничения принципа свободы договора в целях защиты интересов экономически слабой стороны правоотношений, так как, по смыслу указанных положений, свобода договора не ограничивается формальным признанием юридического равенства сторон и должна предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне в договоре, что в настоящем случае влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора для другой стороны — страховщика, поскольку страхователь, являясь стороной такого договора, по существу лишен возможности влиять на его содержание, определяемое в правилах страхования, принятых и утвержденных самим страховщиком, что по своей сути также является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности.

Согласно ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (то есть императивным по отношению к договору нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, положения ст. 422 ГК РФ устанавливают законодательные ограничения свободы договора страхования, который должен соответствовать обязательным для сторон правилам, в связи с чем, являясь на основании ст. 943 ГК РФ частью договора страхования, правила страхования, утвержденные страховщиком, не могут содержать положений, противоречащих гражданскому законодательству либо ухудшающих положение страхователя по сравнению с правилами, установленным законом.

А, следовательно, если со стороны страхователя были приняты все разумные меры к уменьшению размера ущерба, если страхователь своевременно обратился в компетентные правоохранительные органы и известил страховщика о наступлении страхового случая, у Страхователя перед страховщиком не возникает какой-либо необходимости предоставления каких-либо иных правоустанавливающих документов на застрахованное имущество, равно как и отсутствует возможность усмотрения со Стороны страховщика дополнительных оснований освобождения от выплаты страхового возмещения, которые отсутствуют в закрытом перечне оснований, перечисленных в ст. ст. 961, 963, 963 ГК РФ.

На основании вышеизложенного, подводя итог, необходимо отметить, что Страховщик не имеет законного права, самостоятельно включать в Правила страхования ограничения в выплате страхового возмещения, ровно как и отказ в выплате страхового возмещения по тем основаниям, которые не указаны в Законе, в противном случае, основания, изложенные в Правилах страхования, свидетельствующие об освобождении Страховщика от выплаты страхового возмещения по причинам, противоречащим исчерпывающему в законодательстве списку оснований для освобождения Страховщика от выплаты страхового возмещения, могут быть признаны недействительными по заявлению заинтересованной стороны в судебном порядке применительно общим положениям о сделках и тем нормам действующего страхового законодательства, которые были изложены выше.

Учитывая особенность страховых и их отличие от иных гражданско-правовых отношений, при рассмотрении споров данной категории необходимо правильно различать круг участников сложившихся правоотношений, понимать права и обязанности каждого из сторон по сделке, учитывать особенности условий заключения договора страхования, в том числе правовое значение Правил страхования применительно к каждому виду страхования в отдельности с учетом специфики их разделения по объектам страхования, что является определяющим фактором, влияющим в последствии на исполнение обязательств страхового возмещения в страховой сделке.

Глава 2. Права и обязанности страховщиков и застрахованных лиц

2.1 Права и обязанности страховщиков и страхователей

Страхование — это отношения между страховщиком и страхователем по защите имущественных интересов юридических и физических лиц в случаях наступления определенных событий. Выплата страховых сумм осуществляется за счет денежных фондов, которые формируются из страховых взносов.

Страхователь и страховщик, заключив договор страхования, становятся субъектами экономический отношений, имеющих определенные права и обязанности перед друг другом. Страхователем может являться физическое дееспособное или юридическое лицо. Страхователь в случае наступления страхового случая становиться выгодоприобретателем. В свою очередь страховщик — это страховая компания, являющаяся юридическим лицом, у которой имеется лицензия на осуществление страховой деятельности.

В соответствии с российским законодательством страховщик имеет следующие права:

— проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

— запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;

— запрашивать у страхователя сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований

— получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;

— не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;

— осуществлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности;

— предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности;

— представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

— запрашивать в кредитных организациях сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований, если указанные сведения не были представлены страхователем в территориальный орган страховщика, при принятии решения о назначении и выплате пособий территориальным органом страховщика в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований;

— осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с законом страховщик обязан:

— осуществлять управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и бюджетным законодательством Российской Федерации;

— составлять проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и обеспечивать исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

— вести в установленном порядке учет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— составлять проект отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также установленную бюджетную отчетность;

— осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам;

— осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

— выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов;

— осуществлять регистрацию страхователей, вести реестр страхователей;

— вести учет физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уплаченных ими страховых взносов и сумм выплаченного им страхового обеспечения;

— бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах в случае, если застрахованное лицо письменно заявляет о необходимости оказания ему указанной помощи и дает согласие на получение и обработку его персональных данных;

— не разглашать без согласия застрахованного лица сведения о результатах его медицинских обследований (диагнозе), получаемых им доходах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности страховщика, связанные с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, устанавливаются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Страхователи имеют право:

— обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов;

— бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— обращаться в суд для защиты своих прав;

— осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган страховщика по форме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Страхователи, согласно закону, обязаны:

— зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ;

— своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;

— в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;

— вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

— выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

— сообщать в территориальные органы страховщика о создании, преобразовании или закрытии обособленных подразделений, указанных в Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, а также об изменении их места нахождения и наименования;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

— Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

2.2 Права и обязанности застрахованных лиц

Застрахованные лица имеют право:

1) своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

2) беспрепятственно получать от страхователя справку о сумме заработка, а также информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) обращаться к страхователю и страховщику за консультациями по применению законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обращаться к страховщику за бесплатной помощью, необходимой для получения страхового обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах;

4) обращаться к страховщику с запросом о проведении проверки правильности выплаты страхователем страхового обеспечения;

5) защищать лично или через представителя свои права, в том числе в судебном порядке.

2. Застрахованные лица обязаны:

1) представлять страхователю, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховщику достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение и (или) страховщиком оказывается бесплатная помощь застрахованному лицу в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах, необходимая для получения страхового обеспечения в соответствии с «частью 4 статьи 13» настоящего Федерального закона;

2) уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения;

3) соблюдать режим лечения, определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения больного в медицинских организациях;

4) выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В случае невыполнения застрахованными лицами обязанностей, установленных Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, страховщик вправе взыскать с них причиненный ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение

Итак, подводя итог своей работы хочу отметить, что застрахованное лицо имеет право:

— получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;

— получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета;

— в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

Застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьями 8−10 настоящего Федерального закона; получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда Российской федерации; обращаться с заявлениями в установленном настоящим Федеральным законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет согласно настоящему Федеральному закону.

Страхователь имеет право потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные статьей 9 настоящего федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации; дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом; получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под роспись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

С??? ??? ???

1. Арбитражный Процессуальный кодекс РФ // Справочная правовая система «Консультант+» // http: //www.consultant.ru.

2. Гражданский Кодекс РФ. — СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2014. — 280 с.

3. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ. — М.: Омега-Л, 2013. — 223 с.

4. Закон Российской Федерации «О страховании» // Справочная правовая система «Консультант+» // http: //www.consultant.ru.

5. Закон Российской федерации «О третейских судах в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант+» // http: // www.consultant.ru.

6. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Справочная правовая система «Консультант+» //http: // www.consultant.ru.

7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. № 7963 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2006. — № 8. — С. 75.

8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 марта 1997 г. № 3997 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2007. — № 6. — С. 65.

9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 1997 г. № 250 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2007. — № 10. — С. 77.

10. Александров А. И. Страхование. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 350 с.

11. Белых В. С., Кривошеев И. В. Страховое право РФ. — М: Норма, 2011. — 281с.

12. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. — М.: Статут, 2009. — 483 с.

13. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. — М.: Юридическая литература, 2006. — 215 с.

14. Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. В. Ф. Яковлева. — М.: Издательство РАГС, 2013. — 503 с.

15. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. — М.: Юрист, 2013. — 536.

16. Гражданское право: Учебник / Под ред. Толстого Ю. К. и Сергеева А. П. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ПРОСПЕКТ, 2005. — 632 с.

17. Еременко В. И. Страховое право: Учеб. пособие. — М.: Норма, 201. — 334 с.

18. Зенин И. А. Гражданское право РФ: Учебное пособие. — М: МЭСИ, 2013. — 391 с.

19. Иоффе О. С. Обязательственное право. — М.: Статут, 1975. — 345 с.

20. Корчевская Л. И., Турбина К. Е. Страхование от, А до Я. — М: ИНФРА, 2006. — 392 с.

21. Савкин Д. В. Ответственность по договору страхования // Арбитражный процесс и гражданский процесс. — 2012. — № 5. — С. 83.

22. Савкин Д. В. Основания возникновения изменения и прекращения страховых правоотношений // ЮРИСТ. — 2012. — № 5. — С. 79.

23. Серебровский В. И. // Избранные труды. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 528 с.

24. Суханов Е. А. Гражданское право. — М.: БЕК, 2013. — 575 с.

25. Ульянишев В. Г. Страховое право. — М.: Юридическая литература, 2006. — 361 с.

26. Фогельсон Ю. Б.

Введение

в страховое право. — М: Юристъ, 2011 г. — 423с.

27. Фогельсон Ю. Б. Комментарий к страховому законодательству. — М: Юристъ, 2009. — 489 с.

28. Шахов В. В., В. Н. Григорьев, С. Л. Ефимов. Страховое право: Учебник для вузов. — М.: Юнити, 2013. — 483 с.

29. Шевченко Г. Н. Регрессные обязательства между субъектами гражданских правоотношений. — М.: ИНФРА, 2005. — 394 с.

30. Шиминова Н. Я. Основы страхового права России. — М.: Юрист, 2013. — 495 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой