Государственная экологическая экспертиза Российской Федерации в обеспечении устойчивого развития российского общества
В 90-е годы, в условиях затянувшегося процесса проведения в Российской Федерации экономических «реформ», резко ухудшилось качество разрабатываемой новыми субъектами хозяйствования связанной с воздействием на окружающую природную среду документации хозяйственной и иной деятельности. Именно система государственной экологической экспертизы, в составе Госкомэкологии России, должна стать… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научные основы оценки роли государственной экологической экспертизы в обеспечении устойчивого развития
- 1. 1. Общая характеристика государственной экологической экспертизы, как меры охраны окружающей природной среды
- 1. 2. Аналитический обзор современных научных представлений о модели устойчивого развития общества
- Глава II. Система государственной экологической экспертизы в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации
- 2. 1. Критерии устойчивости и принципы перехода общества к устойчивому развитию
- 2. 2. Законодательные и нормативно-методические основы проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации
- 2. 3. Функции государственной экологической экспертизы Российской Федерации по обеспечению соблюдения критериев устойчивого развития при планировании обществом хозяйственной и иной деятельности
- Глава III. Совершенствование инструктивно-методических основ проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации
- 3. 1. Анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу Федеральных целевых программ
- 3. 2. Разработка предложений и требований, направленных на повышение эффективности выявленных функций государственной экологической экспертизы Российской Федерации
- Выводы
Государственная экологическая экспертиза Российской Федерации в обеспечении устойчивого развития российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Современное социально-экономическое развитие Российской Федерации характеризуется значительным ухудшением качества окружающей природной среды, что определяется, как правило, экологически неграмотным природопользованием, непродуманностью принимаемых хозяйственных решений. Долговременная хозяйственная деятельность, осуществляемая без учета существующего и прогнозируемого состояния окружающей природной среды приводит не только к резкому ухудшению эколого-экономической ситуации в России и сопредельных государствах, но, как следствие, и к возникновению социальной напряженности в местах сосредоточения наиболее экологически опасных объектов.
В условиях экспоненциально усиливающегося воздействия техносферы на окружающую природную среду в общемировом масштабе, перед всеми странами мира стоит вопрос выбора дальнейшей стратегии своего социально-экономического развития. Особенно важен этот выбор для России, находящейся в настоящее время в положении глубокого социально-экономического и экологического кризиса.
Перспективным направлением дальнейшего развития общества признан новый принцип развития мировых производительных сил, получивший название «устойчивое развитие». Начиная с 1996 года, Российская Федерация на государственном уровне приняла концепцию устойчивого развития, как основу своего дальнейшего социально-экономического развития.
В связи с изложенным, особый интерес представляет деятельность государственных органов Российской Федерации, направленная на управление процессом перехода нашей страны на модель устойчивого развития.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей природной среды является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России), являющийся специально уполномоченным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а также в области экологической экспертизы.
В 90-е годы, в условиях затянувшегося процесса проведения в Российской Федерации экономических «реформ», резко ухудшилось качество разрабатываемой новыми субъектами хозяйствования связанной с воздействием на окружающую природную среду документации хозяйственной и иной деятельности. Именно система государственной экологической экспертизы, в составе Госкомэкологии России, должна стать государственным институтом, обеспечивающим в предплановой, предпроектной и проектной документации строгое соблюдение законодательных и нормативных требований по социальным и эколого-экономическим проблемам. В этой связи возникает необходимость определения роли системы государственной экологической экспертизы в новой государственной социально-экономической политике Российской Федерации.
Актуальность и необходимость постоянного совершенствования системы государственного управления, связанной с предупредительным контролем в области охраны окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов обусловили выбор темы диссертационной работы, определили цели и задачи исследования.
Цель и задачи исследования
.
Основная цель диссертационной работы состоит в определении функций системы государственной экологической экспертизы, направленных на реализацию модели устойчивого развития российского общества, для повышения качественного уровня рассмотрения представляемой на государственную экологическую экспертизу предплановой, предпроектной и проектной документации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать разработки, рекомендации и предложения ведущих отечественных и зарубежных ученых, направленные на переход общества к устойчивому развитию.
2. Проанализировать законодательную и нормативно-методическую базу организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации.
3. Определить критерии и основные принципы перехода общества к устойчивому развитию.
4. Выявить функции государственной экологической экспертизы, способствующие обеспечению соблюдения критериев устойчивого развития при планирований обществом хозяйственной и иной деятельности.
5. Обосновать функции государственной экологической экспертизы путем анализа конкретных предплановых материалов (Федеральных целевых программ).
6. Сформулировать ряд предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности функций государственной экологической экспертизы.
Методологической и теоретической основой исследования являются законодательные акты и нормативно-правовые документы Российской Федерации, нормативные и инструктивно-методические документы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, а также труды отечественных и зарубежных ученых, государственных и общественно-политических деятелей, посвященные современным проблемам взаимодействия человеческого общества и окружающей природной среды.
При подготовке отдельных параграфов настоящей диссертации автором также были получены консультации у специалистов центрального аппарата Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и отличающиеся научной новизной:
— - сформулирован критерий устойчивости для социально-экономических и моральных аспектов устойчивого развития;
— выявлены и обоснованы функции государственной экологической экспертизы, способствующие обеспечению соблюдения критериев устойчивого развития при планировании обществом хозяйственной и иной деятельности;
— сформулирован ряд предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности выявленных функций государственной экологической экспертизы;
Практическая значимость работы.
По результатам проведенного исследования предложены дополнения и усовершенствования «Рекомендаций по оформлению документов при организации и проведении государственной экологической экспертизы документации намечаемой хозяйственной деятельности (примерное содержание)» (разосланы руководителям территориальных органов Госкомэкологии России письмом Первого заместителя Председателя Госкомэкологии России А. Ф. Порядина от 20.11.97 № 02−13/29−3628), направленные на упорядочение процедуры государственной экологической экспертизы и повышение качества заключений отдельных экспертов, привлекаемых к рассмотрению представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов.
Предложенные дополнения и усовершенствования могут быть учтены при подготовке Управлением государственной экологической экспертизы второй редакции «Рекомендаций.», для использования их в работе как на федеральном (в центральном аппарате Госкомэкологии России), так и на региональных уровнях (в территориальных органах Госкомэкологии России).
По теме исследования автором прочитаны лекции и проведен цикл практических занятий в Международном независимом эколого-политологическом университете (ноябрь 1998 года).
Основное содержание диссертации изложено в следующих работах:
1. Д. А. Абакумов «Вопросы государственной экологической экспертизы программы «Реакклиматизация бизона в лесной зоне Якутии». // Тезисы докладов IV Международной конференции «Освоение Севера и проблемы природовосстановления», Сыктывкар, 1998, 0,1 п.л.;
2. Д. А. Абакумов «Эколого-экономический анализ соответствия государственных документов концепции устойчивого развития». // Ж-л «Вестник Московского Университета, серия 6, экономика», — 1999, № 1,0,9 п.л.
Выводы.
Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. На основании обобщения разработок, рекомендации и предложения ведущих отечественных и зарубежных ученых определены критерии и основные принципы перехода общества к устойчивому развитию;
2. На основании анализа законодательной и нормативно-методической базы организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации выявлены функции государственной экологической экспертизы, способствующие обеспечению соблюдения критериев устойчивого развития при планировании обществом хозяйственной и иной деятельности;
3. На основании анализа конкретной деятельности системы государственной экологической экспертизы федерального уровня сформулирован ряд предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности функций государственной экологической экспертизы;
4. Государственная экологическая экспертиза, являясь обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственных решений, осуществление которых может нанести экологический ущерб, способствует тому, чтобы экологические, экономические и социальные процессы протекали в желаемых для всего общества границах и, таким образом, реализации модели устойчивого развития российского общества.
Список литературы
- Аллен Р., «Как спасти Землю: Всемирная стратегия охраны природы», Пер. с англ., Мысль, М., 1983 г.
- Амулиа Кумар Н. Редди. «Технология, развитие и окружающая среда: новый подход», Пер. с англ., Мысль, М, 1981 г.
- Андрианов Б.В., «Прогресс человечества и экологические кризисы», «Известия РАН. Сер. геогр.», № 2,1993 г.
- Бабицкий К.В., «Природа России в опасности», «Энергия: экономика, техника, экология», № 6, 1992 г.
- Бобылев С.Н., «Экологизация экономического развития», М., МГУ, 1993 г.
- Борозин M. JI, Перелет Р. А, «ПСУР это инвестиция», «Зеленый мир» № 30, 1995 г.
- Браун Л.Р., «Новый мировой порядок. XX век: последние 10 лет. 1990−1991″, Сб. ст. из ежегодн. „State of the World“, M., 1992 г.
- Браун Л., Флейвин К., Постел С., „Мир для людей“, „Курьер ЮНЕСКО“, Январь 1992г.
- Булатов А.С. и др. „Экономика внешних связей России“, БЕК, М., 1995 г.
- Ю.Вильнев К., „Дело всех и каждого“, „Курьер ЮНЕСКО“, Январь 1992 г.
- П.Горшков В. Г., Кондратьев К. Я., Шерман С. Г., „Устойчивость биосферы и сохранение цивилизации“, „Природа“, № 7, 1990 г.
- Гришин Н.Н., „Общественность и среда обитания. Правовые аспекты участия общественности в принятии экологически значимых решений в Росси и Европе“, ЦЭП, М., 1997 г.
- Данилов-Данильян В.И., „Экологизация народного хозяйства -основа устойчивого развития“, в сб. „Экология. Экономика. Бизнес. (Эколого-экономические аспекты устойчивого развития)“, ИРИС-ПРЕСС, М., 1995 г.
- Демянко Ю.Г., „Граничные условия движения России по пути устойчивого развития“, Труды научной конференции „Реформы в России с позиций концепции устойчивого развития общества“, Новосибирск, 1995г.
- Доброхотов В.И., „Нетрадиционная энергетика проблемы и решения“, „Теплоэнергетика“, № 4, 1992г.
- Дурненко A.M., „Об экологической экспертизе материалов, представляемых территориями с кризисной экологической ситуацией“, ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 1, 1996 г.
- Ермоленко Б.В. и др. „Способы предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах“, Учебное пособие, РХТУ, М., 1997 г.
- Жаворонкова Н.Г., „Правовое регулирование экспертизы проектов с учетом риска возникновения аварий и катастроф“, в сб. „Обеспечение безопасности населения и территорий“, РАН, Институт государства и права, М., 1994 г.
- Зюганов Г. А., „Уроки жизни“, М., 1997 г.20.3юганов Г. А., „География победы“, М., 1997 г.
- Коптюг В.А., „Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Информационный обзор“, РАН, Сибирское отделение, Новосибирск, 1992 г.
- Коптюг В. А., „Основные факторы, обуславливающие необходимость перехода человечества к устойчивому развитию“, Труды научной конференции „Реформы в России с позиций концепции устойчивого развития общества“, Новосибирск, 1995г.
- Лисицын Е.Н., „Экологическая политика США“, М., Наука, 1986 г.
- Лисицин Е.Н., „Охрана природы в зарубежных странах“, М., Агропромиздат, 1987 г.
- Лопатин В.Н., „Состояние и перспективы развития государственной экологической экспертизы Российской Федерации“, „Экологическая экспертиза“, ВИНИТИ, № 1, 1995г.
- Луго А.Э., „Города и устойчивое развитие тропических территорий“, „Природа и ресурсы“, № 3/4, 1991 г.
- Лукьянчиков Н.Н., „Новый путь развития России“ М., „Тройка“, 1995 г.
- Маклярский Б.М., „Экологические проблемы и политика Западной Европы“, „Пробл. ОС и природн. ресурсов“, № 6, 1989 г.
- Маклярский Б.М., Проблемы экологической политики в развивающихся странах», «Пробл. ОС и природн. ресурсов», № 6, 1990г
- Маркс К., «Капитал», т.1, М., 1953 г.
- Медведева О.Е., «Методы экономической оценки биоразнообразия. Теория и практика оценочных работ», М., Диалог-МГУ, 1998 г.
- Медоуз Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й, «За пределами роста», М., Пангея, 1994 г.
- Минаев Е.В., «Роль Главной государственной экологической экспертизы в оптимизации взаимодействия человека и окружающей среды», Материалы семинара «Экологические проблемы большого города на рубеже XX и XXI веков», М., ВИНИТИ, 1990 г.
- Минаев Е.В., Максименко Ю. Л., «О государственной экологической экспертизе в СССР», «Экологическая экспертиза», ВИНИТИ, 1991г.
- Моисеев Н.Н., «Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его положениям», М., ИздАТ, 1993 г.
- Морозов Г. И., «Концепция устойчивого развития», Мировая экономика и международные отношения, № 11, 1993г.
- Мякишев В.А., «Лес и экология-92: проблемы и перспективы», «Лесное хозяйство», № 6/7,1992 г.
- Пермяков Р.С. «Региональные экологические проблемы», М., АНХ СССР, 1991 г.
- Порядин А.Ф. «Предотвращение экологической опасности -стратегическая задача природоохранных органов», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 2,1996 г.
- Порядин А.Ф. «О задачах Госкомэкологии России в области экологической экспертизы», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 3,1996 г.
- Порядин А.Ф., «О роли государственной экологической экспертизы в системе Госкомэкологии России», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 3,1997 г.
- Порядин А.Ф., «Роль Федерального закона „Об экологической экспертизе“ в обеспечении экологической безопасности России», ГЭЭиОВОС, М, ЦЭП, № 5, 1997г.
- Порядин А.Ф., Чегасов Г. С., «Государственная экологическая экспертиза как основа устойчивого развития шельфа и побережий России», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 4, 1998 г.
- Прокофьев Е.А. «О некоторых вопросах реализации государственной экологической экспертизы», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 4, 1996 г.
- Сахс Игнаций, «Что ждет Амазонию?», «Курьер ЮНЕСКО», Январь 1992 г.
- Совко В.А., Петров М. В., «Государственная экологическая экспертиза проектов МЧС России: основные направления деятельности», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 1, 1997 г.
- Совко В.А., Петров М. В., «О нормативной базе проведения государственной экспертизы проектов в МЧС России», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 3, 1998 г.
- Степанов А.Н., Выскребенцева ЛИ., «Методические подходы к проведению государственной экологической экспертизы целевых экологических программ», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 5, 1997 г.
- Тонина Э.Я., «Состояние водных ресурсов и организация контроля за качеством воды в различных странах», «Пробл. ОС и природн. ресурсов», № 3, 1990г
- Тим Дуайн и Бил Кипин, «Эффективное потребление энергии и окружающая среда», Международный фонд для выживания и развития человечества, 1990 г.
- Тинберген Я., «Пересмотр международного порядка», М., Прогресс, 1980 г.
- Филин В. «Видеоэкология и архитектура», М., Московский центр «Видеоэкология», 1995 г.
- Хастон П., «Союз во имя жизни», «Курьер ЮНЕСКО», Июнь 1992г.
- Холлинг К., «Объединение наук для обеспечения устойчивого развития», «Мир науки», № 1, т.35, 1991 г.
- Хоппе, Бехманн, «Экологическое право ФРГ», 1995 г.
- Чегасов Г. С., «О государственной экологической экспертизе»,
- ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 1, 1996 г.
- Чегасов Г. С., «О государственной экологической экспертизе», ГЭЭиОВОС, М, ЦЭП, № 3, 1997г.
- Чегасов Г. С., «О формировании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы», ГЭЭиОВОС, М., ЦЭП, № 6, 1997 г.
- Шрайбер Г., Вайсенбургер У., «Европейский план мероприятий по охране окружающей среды», Германский институт экономических исследований, 1995г.
- Болыная Советская Энциклопедия, т.т.1−50, 1949−1958г.г.
- Взгляд в прошлое. от Стокгольма до Рио: Окружающая среда и развитие: 20 лет международных действий, «Хроника ООН», № 2, 1992 г.
- Доклад Временной научно-технической комиссии по природоохранным нормам и правилам. МНТС при ГКНТ СССР, 1987 г.
- Здоровье и окружающая среды: глобальная проблема (Комиссия ВОЗ по здравоохранению и окружающей среде), Бюллетень ВОЗ, № 4, 1992 г.
- Материалы Всероссийского съезда по охране природы (3−5 июня 1995 г.), РЭФИА, АО «Прибой», М., 1995 г.
- Мир восьмидесятых годов. Сб. обзор, ст. из ежегодников «А World Watch Institute». Пер. с англ., М., Прогресс, 1989 г.
- Национальный план действий России по окружающей среде. 1994 г.
- Основные направления действий Федерального правительства Германии по предупреждению загрязнений окружающей среды., 1995 г.
- План действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994−1995г.г.
- Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, OECD and World Bank, 1995 г.
- Роль мелиорации в природопользовании (Материалы Всесоюзного совещания 23−25 апреля 1990 г, г. Владивосток), АН СССР, Владивосток, 1990 г.
- Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О разработке национальной стратегии устойчивого развития России», проект от 16 мая 1995 г.
- Устойчивое развитие энергетики в Европе и Северной Америке, ЕЭК, 1991 г.
- Философский энциклопедический словарь, 2-е изд., М., Советская энциклопедия, 1989 г.
- Barry Commoner, «Making Peace with the Planet», New York, Pantheon Books, 1990.
- Herman Daly, «Toward Some Operational Principles of Sustainable Development», Ecological Economics, № 2, 1990.
- Ged R. Davis., «Energy for Planet Earth», Scientific American (September, 1990).
- Malin Flakenmark, «Fresh Waters as a Factor in Strategic Policy and Action», в кн.: Arthur H. Westing, ed., «Global Resources and International Conflict», Oxford, Oxford University Press, 1986.
- Arnold P. Fickett, Clark W. Gellings and Amory Lovins, «Efficient Use of Electricity», Scientific American (September 1990).
- Ken Geiser, «The Greening of Industry», Technology Review (August/September 1991).
- Sandra Postel, «Saving Water for Agriculture», в ежегоднике State of the World, 1990.
- Sandra Postel and John C. Ryan, «Reforming Forestry» в ежегоднике State of the World, 1991.82."The Hunger Report 1990″.
- International Institute of Applied Systems Analysis (IIASA), «Options», Laxenburg, Austria, September 1990.84.0ECD, «Environmental Data, Compendium 1989», Paris, 1989.
- Rocky Mountain Institute newsletter, Spring 1991.86.WCED «Our Common Future».
- World Resources Institute (WRI), «World Resources 1990 91″, New York and Oxford, Oxford University Press, 1990.
- Нормативно-методические документы.1. Законодательные акты.
- Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.93. Изменения внесены документами: Указ Президента РФ от 09.01.96 № 20, Указ Президента РФ от 10.02.96 № 173.
- Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года „Об охране окружающей природной среды“.
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 174-ФЗ „Об экологической экспертизе“.
- Указы Президента Российской Федерации.
- Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1994 года № 236 „О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития“
- Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440 „Об утверждении Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию“.
- Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 „О структуре федеральных органов исполнительной власти“.
- Указ Президента Российской Федерации от 13 августа 1998 года № 961 „О Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды и гидрометеорологии“.
- Постановления и распоряжения Правительства.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года № 32 „О коренной перестройке дела охраны природы в стране“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня1996 года № 698 „Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая1997 года № 643 „Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды“.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 1996 года № 1247-р.
- Нормативно-методические документы Госкомэкологии России.100."Положение об Управлении государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России»., утверждено Председателем Госкомэкологии России 30 сентября 1997 года за № 01−13/2987.