Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание дисциплин лингвистического цикла как фактор гуманитаризации профессионального образования в сельскохозяйственном вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты экспериментальной работы показывают, что преподавание лингвистических дисциплин на основе обозначенных научно-проектировочных нормативов, исходя из цикла лингвистических дисциплин, и технологического построения учебного материала способствует возрастанию общекультурных знаний, иноязычной и отечественной историко-культурной и социокультурной компетенции, решению задач… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 08. — теория и методика профессионального образования
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Березин Юрий Николаевич
  • Самара
    • Глава I. Проблема гуманитарной направленности содержания лингвистических дисциплин в педагогической науке и практике
    • 1. Гуманитаризация содержания общего образования в теории и практике педагогики
    • 2. Идея единого подхода к предметам лингвистического цикла
    • 3. Проектирование содержания дисциплин лингвистического цикла в сельскохозяйственном вузе
  • Выводы к главе 1
    • Глава II. Формирование гуманитарной направленности содержания дисциплин лингвистического цикла в опытно-экспериментальном обучении
    • 1. Принципы и уровни формирования содержания дисциплин лингвистического цикла
    • 2. Специфические принципы отбора содержания лингвистических дисциплин
    • 3. Технологии конструирования учебных программ и учебного материала
    • 4. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
  • Выводы к главе II
  • Содержание дисциплин лингвистического цикла как фактор гуманитаризации профессионального образования в сельскохозяйственном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность исследования.

    Радикальные социально-экономические изменения, произошедшие в России с начала 90-х годов прошлого века, не могли не отразиться на системе вузовского образования.

    Провозглашенная в современной педагогике гуманитаризация образования предполагает отражение системы отношений человека с миром. Закон «Об образовании» (1992;96 гг.) с первых своих статей декларирует направленность содержания общего образования, продолжающегося в высшей школе, на решение задач формирования общей культуры личности. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и ^ народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разные мировоззренческие подходы и способствовать праву каждого обучающегося на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 9- 14).

    В условиях становления антропоориентированной культуры актуальной задачей совершенствования профессионального образования в вузе становится приведение учебных программ по общеобразовательным предметам, в том числе лингвистического цикла, и последующей их реализации в соответствие с требованиями гуманитаризации образования как системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образова-®ния, удовлетворение интересов человека в их оптимальном соотношении с интересами общества и способствующих формированию личностной зрелости будущего специалиста.

    Анализ педагогической литературы и педагогической практики показывает, что происходит отказ от отношения к предметам-языкам только в аспекте овладения языком как средством общения. Язык начинает оцениваться как феномен национальной и общечеловеческой культуры и источник развития со-• циокультурной и историко-культурной компетенций обучающихся.

    Вместе с тем данные попытки «изменения курса» в преподавании предметов-языков в высшей школе не дают оснований для оптимистических прогнозов. В педагогической теории и практике не преодолен односторонний подход к иностранным языкам как к утилитарному средству коммуникации. Их образовательные функции сводятся к обучению соответствующим умениями и навыкам, а ведущими функциями предмета русский язык остаются изучение грамматики и правописания. Не решается задача взаимного обогащения русского языка и иностранных языков.

    Потребность в специалистах — выпускниках вузов, в том числе сельскохозяйственного профиля, способных к целенаправленной межнациональной коммуникации, опираясь на достаточные знания иностранного и русского языков, обусловливает ориентацию преподавания предметов-языков на формирование у студентов необходимой общекультурной компетенции, включающей знания лингвистических предметов. Очевидно, что в этих целях нужны реальные меры в обновлении содержания образования по иностранным языкам и русскому языку.

    В частности, представляется особенно актуальными формирование содержания образования и его реализация в обучении, исходя из цикла лингвистических дисциплин (родного языка, языка межнационального общения и иностранного языка), в системе специального профессионального образования, что даст возможность обеспечить гражданское право студентов на овладение всеми компонентами языкового цикла и будет способствовать их самореализации, а также удовлетворению потребности государства в специалистах, способных на высоком уровне коммуникации представлять свою страну (А.А. Леонтьев и.

    ДР-).

    Исходя из вышеизложенного, необходимо дидактическое обеспечение гуманитарной направленности содержания дисциплин лингвистического цикла в составе научно-проектировочных нормативов — принципов, источников, критериев формирования содержания гуманитарного образования и специфических принципов отбора содержания лингвистических дисциплин (Ю.Н. Березин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, B.C. Леднев).

    Основными понятиями в нашем исследовании являются: гуманитаризация содержания образования как система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемогообщекультурная компетенция — владение обучающимися системой содержания общего образования как педагогической интерпретации общей культуры (И.Я. Лернер) — цикл лингвистических дисциплин — блок предметов языкового цикла, включающий родной язык, второй язык (язык межнационального общения), иностранный языкпринципы формирования содержания общего образованиякатегории, указывающие общие направления для отбора источников содержания и педагогической интерпретации этих источниковисточники формирования содержания общего образования — объекты, содержание которых в определенной мере становится содержанием образованиякритерии формирования содержания общего образования — основные признаки меры использования источников для разных уровней содержания образованиятехнологический подход к обучению — применение устойчивых проектировочных и реализуемых педагогических действий, приводящих в процессе обучения к гарантированным результатампедагогические технологии — строгое планирование и точное воспроизведение образовательного процесса с заданными диагностируемыми результатами (М.В. Кларин) — межпредметные связи — использование сходного с изучаемым учебного материала в других предметах, направленное на его углубление или освещение в новых аспектах в целях осмысления изучаемого объекта в целостностиинтегративные связи — органическое слияние содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в целях достижения его эффективности. При этом научные понятия связаны общим смыслом.

    Противоречие между непреодоленным в педагогической теории и практике односторонним подходом к обучению лингвистическим дисциплинам как утилитарному средству коммуникации, особенно очевидным в практике сельскохозяйственного вуза в связи с традиционным приоритетом специальных профессиональных дисциплин и потребностью общества и государства в выпускниках этих вузов, владеющих необходимой в современных условиях общекультурной компетенцией, включающей содержание образования по дисциплинам лингвистического цикла, обусловило проблему нашего исследования.

    Проблемой исследования в теоретическом плане является дидактическое обеспечение формирования содержания образования лингвистических дисциплин, исходя из их цикла, на основе научно-проектировочных нормативовпринципов, источников, критериев — в контексте гуманитаризации общего и профессионального образования в сельскохозяйственном вузе.

    В практическом плане — это проблема разработки на основе вышеозначенных нормативов технологий построения и реализации учебных программ и учебного материала по дисциплинам лингвистического цикла, способствующих достижению студентами необходимой общекультурной компетенции.

    Объект исследования — содержание образования по дисциплинам лингвистического цикла в сельскохозяйственном вузе.

    Предмет исследования — формирование и реализация содержания образования по дисциплинам лингвистического цикла как фактор гуманитаризации общего и профессионального образования в сельскохозяйственном вузе.

    Цель исследования — обоснование дидактических нормативов (принципов, источников, критериев) и технологий конструирования и реализации гуманитарной направленности содержания образования по дисциплинам лингвистического цикла в сельскохозяйственном вузе, способствующих достижению студентами общекультурной компетенции.

    Гипотеза исследования заключается в предположении, что гуманитаризация общего и профессионального образования в сельскохозяйственном вузе в аспекте становления будущего специалиста как активного субъекта межкультурной коммуникации, владеющего общекультурной компетенцией, будет более успешной, если.

    — отбор содержания образования по лингвистическим предметам осуществляется на основе научно-проектировочных нормативов (принципов, источников, критериев) формирования содержания гуманитарного образования в системе общего;

    — научно-проектировочные нормативы формирования содержания гуманитарного образования дополнены специфическими для языковых предметов принципами, направленными на отражение в языке социально-исторического характера общения, общественного сознания и духовной культуры;

    — конструирование лингвистических дисциплин осуществляется с опорой на их цикл при ведущей роли русского языка как родного и языка межнационального общения;

    — преподаватели лингвистических дисциплин овладеют антропоориентиро-ванной программой самоподготовки к самостоятельному составлению и реализации учебных программ и учебного материала по своим предметам на основе обозначенных научно-проектировочных нормативов и соответствующих педагогических технологий.

    Задачи исследования.

    1. Обосновать целесообразность использования апробированных в педагогической науке концепций формирования содержания общего и гуманитарного образования в процессе гуманитаризации содержания лингвистических дисциплин в сельскохозяйственном вузе.

    2. Разработать и обосновать применение специфических для лингвистических дисциплин принципов формирования их содержания в сельскохозяйственном вузе.

    3. Выявить позитивное значение формирования содержания лингвистических дисциплин с опорой на их цикл в достижении гуманитаризации общего и профессионального образования.

    4. На основе антропоориентированного подхода разработать и апробировать программу самоподготовки преподавателей к отбору содержания образования по дисциплинам лингвистического цикла и технологии конструирования и реализации учебных программ и учебного материала по этим дисциплинам.

    Теоретико-методологической основой исследования являются положения традиционной российской философии «образованного класса», философских концепций B.C. Соловьева, философов — «веховцев» — С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и других, их последователей, выражающих гуманистическое отношение к воспитанию как «положительной работе человека над собой" — педагогические теории и концепции содержания общего и гуманитарного образованиясоциальная теория происхождения языка.

    В качестве специальной методологии выступает системный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности.

    Исходными теоретическими основами исследования являются фундаментальные положения, теории и концепции В. В. Краевского — И. Я. Лернера, B.C. Леднева, Ю. Н. Березина, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. П. Беспалько, Б.М. Бим-Бада, А. А. Леонтьева, Т. А. Ладыженской, B.C. Шубинского, В. А. Сластенина, В. В. Давыдова, B.C. Цетлин и др. Существенное значение в концептуальном плане имеют:

    — современные концепции гуманитаризации и гуманизации общего образования и процесса обучения (М.Н. Берулава, М. В. Богуславский, А. В. Гулыга, В. П. Лебедева, А. В. Толстых, И. С. Якиманская и др.);

    — основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (Б.С. Гершунский, В. И. Загвязинский, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, В. М. Полонский, З. И. Равкин, М. Н Скаткин);

    — основные положения теории межпредметных связей в целостном процессе обучения (В.Н. Максимова, Г. И. Беленький, К. П. Королева, Н. И. Кудряшов, Ю. А. Самарин, Н. А. Сорокин, Н.А. Лошкарева);

    — основные положения формирования содержания гуманитарного образования и языкового цикла предметов в лингводидактике и частных методиках.

    Г. И. Беленький, Н. Г. Дайри, И. К. Журавлев, И. А. Зимняя, О. Д. Митрофанова, Ю. В. Рождественский, И. В. Рахманов, В. Г. Костомаров и др.);

    — современные концепции педагогической диагностики и разноуровневого обучения (Б.П. Битинас, В. П. Беспалько, К. Ингенгамп, A.M. Матюшкин, В.Д. Шадриков);

    — современные концепции педагогических технологий в процессе обучения (Н.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик, М. В. Кларин, П. Я. Гальперин, Н. Р. Талызина, В .Я. Ляудис, В. К. Дьяченко и др.);

    — основные положения теории ценностей (П.П. Гойденко, А. А. Леонтьев, А. А. Лебедев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Смоленцев, В.А. Ядов).

    Методы исследования.

    Теоретические методы: анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, теоретический анализ.

    Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседаконстатирующий и формирующий варианты экспериментаизучение и обобщение педагогического опыта работыматематико-статистические методы обработки полученных данных.

    Базой исследования являются: опыт работы преподавателей лингвистических дисциплин в технических вузах г. Самары и Самарской областиопыт подготовки преподавателей иностранных языков в Самарском ГПУопыт повышения квалификации педагогических кадров СИПКРО.

    Работа выполнена на базе сельскохозяйственной академии г. Самары. Исследование проводилось в несколько этапов:

    1 этап (2001 — 2002 гг.) — организационно-прогностический — включал изучение проблемы формирования содержания лингвистических дисциплин в составе содержания общего и профессионального образования технических и сельскохозяйственных вузов. Анализ исследований по данной проблеме, изучение педагогической действительности стали основой определения проблемы, предмета, гипотезы, цели и задач исследования, разработки технологий конструирования содержания образования по лингвистическим дисциплинам. Проводился констатирующий этап опытно-экспериментального исследования.

    2 этап (2002 — 2004 гг.) — содержательно-процессуальный — заключался в подготовке и проведении обучающего эксперимента, в ходе которого проверялось и уточнялось дидактическое обеспечение формирования содержания образования дисциплин лингвистического цикла как гуманитарных в составе содержания общего и профессионального образования, применение технологий конструирования учебных программ и учебного материала по иностранным языкам с опорой на русский язык и их реализации в обучении. Проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались условия, обеспечивающие общепедагогическую самоподготовку преподавателей к конструированию содержания образования, выявлялось влияние обновленных программ по лингвистическим дисциплинам на формирование общекультурной компетенции студентов, систематизировались результаты опытно-экспериментального исследования.

    3 этап (2004 — 2005 гг.) — аналитико-корреляционный — заключался в проведении анализа и опытной проверки полученных в ходе экспериментальной работы результатов, их обобщении, использовании и внедрении в практику, корреляции системы формирования гуманитарной направленности содержания лингвистических дисциплин с современными социально-педагогическими реалиямиоценивалась достигнутая студентами общекультурная компетенция, отрабатывалась программа общепедагогической самоподготовки преподавателей для самостоятельного отбора содержания лингвистических дисциплин.

    4 этап (2005 г.) — обобщающий — включал подготовку и издание монографии по проблеме исследованиясистематизацию и оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

    Научная новизна результатов исследования.

    • Конкретизировано дидактическое обеспечение отбора содержания лингвистических дисциплин на основе системы принципов, источников и критериев формирования содержания гуманитарного образования в системе однозначных нормативов формирования содержания общего образования, апробированных в современных педагогических концепциях, в соответствии с профессиональными особенностями вузов сельскохозяйственного профиля.

    • Научно-проектировочные нормативы формирования содержания гуманитарного образования дополнены специфическими для лингвистических дисциплин принципами отбора содержания образования, направленными на отражение в языке социально-исторического характера общения, общественного сознания и духовной культуры.

    • Уточнен отбор содержания лингвистических дисциплин с опорой на их цикл (русского родного, русского как языка межнационального общения и иностранного языка) в направлении гуманитаризации содержания образования.

    • Разработаны и обоснованы педагогические технологии конструирования учебных тем на уровнях их проектирования и реализации (учебные программы, учебный материал), исходя из факторов единого подхода к отбору содержания лингвистических дисциплинпредставлены положительные результаты овладения преподавателями научно-проектировочными нормативами и технологиями отбора и конструирования содержания лингвистических дисциплин как показатель роста их профессиональной компетенции, т. е. продвижения в решении главной проблемы гуманитаризации образования.

    Теоретическая значимость результатов исследования.

    Результаты исследования способствуют обучению лингвистическим дисциплинам как гуманитарным, актуализируя их значение в решении задач осознанного освоения будущими специалистами профессиональных программ в контексте межкультурной коммуникации.

    Отбор содержания лингвистических дисциплин, исходя из их цикла, на основе научно-проектировочных нормативов формирования содержания общего и гуманитарного образования позволяет создать теоретическую основу для преодоления научно-предметного подхода к отбору содержания по этим дисциплинам, достигая целостности гуманитарного знания и удовлетворения познавательных и образовательных интересов студентов в их оптимальном соотношении с социально значимыми основами культуры.

    Опора на цикл лингвистических дисциплин в их связях с содержанием общего и профессионального образования способствует взаимному обогащению русского и иностранного языков, насыщению того и другого социокультурными и историко-культурными знаниями, фундаментализации общекультурных знаний как существенного фактора гуманитаризации общего и профессионального образования.

    Практическая значимость результатов исследования.

    • Определены доступные научно-проектировочные нормативы формирования содержания образования по лингвистическим дисциплинам, позволяющие совершенствовать содержание образования в соответствии с современными требованиями гуманитаризации общего и профессионального образования.

    • Разработаны технологии конструирования содержания образования по иностранным языкам с опорой на русский язык и, таким образом, выявлены резервы развития общекультурной компетенции студентов сельскохозяйственного вузапоказаны примеры использования преподавателями научно-проектировочных нормативов и соответствующих педагогических технологий конструирования содержания дисциплин лингвистического цикла (учебных программ, учебного материала).

    • Обоснована программа общепедагогической самоподготовки преподавателей для самостоятельного отбора содержания лингвистических дисциплин в системе общего и профессионального образования.

    • Прошедшая экспериментальную проверку монография по проблеме исследования может быть использована в массовом педагогическом опыте.

    Достоверность результатов исследования обеспечивалась соответствием методологии исследования поставленной проблемесистемным подходом к изучению предмета исследования, осуществленном на методологическом, теоретическом и практическом уровняхприменением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследованиясоответствием предъявляемых к эксперименту требованиям, его продолжительностью, широкой количественной базой и возможностью повторенияапробацией экспериментальных материаловрепрезентативностью объема выборки экспериментальных данныхсравнением полученных результатов с педагогическим опытом.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикациях по проблеме исследования, они обсуждались и получили одобрение на всероссийской, региональной, областной научно-практических конференциях. Общий объем публикаций — 4,5 п.л. Материалы исследования внедрялись в процессе преподавания автором и преподавателями кафедры иностранных языков Самарской государственной сельскохозяйственной академии.

    Основные положения, выносимые на защиту.

    1. В вузе, прямо связанным с естествознанием и техникой, проблема гуманитаризации образования приобретает возрастающее значение, т.к. научно-технический прогресс уводит студента — будущего специалиста в детали технологических процессов в ущерб становлению и развитию его человеческих качеств, пониманию целостности человеческой деятельности, ценностного отношения к техническим и технологическим проектам, его разностороннему развитию посредством освоения общей культуры как основы для осмысления профессиональных учебных программ. Существенной составляющей общей культуры специалиста в современной социальной ситуации знания лингвистических дисциплин. В настоящее время гуманитаризация образования в вузах сельскохозяйственного профиля носит стихийный характер, ограничиваясь практическими попытками ее осуществления преподавателями в рамках отдельных предметов, в том числе предметов-языков.

    Условием решения задач гуманитаризации сельскохозяйственного вуза является подготовка и самоподготовка преподавателей к построению и реализации учебных программ и учебного материала лингвистических дисциплин как гуманитарных, исходя из их цикла, на основе научно-проектировочных нормативов — принципов, источников, критериев формирования содержания гуманитарного образования в учреждениях общего и среднего профессионального образования, экстраполированных на предметы лингвистического цикла в сельскохозяйственном вузе в соответствии со специфическими особенностями высшего профессионального образования.

    2. Для отбора содержания лингвистических дисциплин наряду с универсальными нормативами необходимы специфические, соотнесенные с их теоретической основой — языкознанием. Они названы в отечественном языкознании как качества актов общения (цельных высказываний) и передают социальную сущность языка. В педагогической интерпретации данные качества языка в их системной последовательности сформулированы как принципы гуманитарной направленности содержания: 1) принцип отражения в языке исторической связи актов общения между собой и их связи с общественными отношениями- 2) выражения в языке общественного сознания- 3) формирования, усвоения и сохранения духовной культуры.

    3. Формирование содержания лингвистических дисциплин, исходя из их цикла, на основе обозначенных научно-проектировочных нормативов позволяет преодолеть научно-предметный подход к построению и реализации учебных программ и учебного материала и продвинуться в достижении целостности гуманитарного знания, взаимного обогащения русского и иностранного языков, фундаментализации общего образования, в обеспечении права студентов на овладение всеми компонентами языкового цикла и получении равных возможностей самореализации, а также в удовлетворении потребности государства в специалистах, способных на высоком уровне коммуникации представлять свою страну.

    4. Технологический подход к проектированию содержания образования от обобщенного теоретического представления к уровню цикла гуманитарных дисциплин, включая предметы-языки, затем к содержанию отдельного предмета и учебного материала стимулирует преподавателей к конкретизации целей обучения и критериев их достижения по всем четырем видам содержания образования, способствуя, таким образом, формированию и систематизации общекультурных компонентов содержания образованияиспользование «строгих» и «нестрогих» технологий и их взаимодополняемость при построении и реализации учебных программ и учебного материала на основе межпредметных связей способствует развитию мыслительных умений и достижению студентами индивидуализированной общекультурной компетенции.

    Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

    Выводы к главе II.

    Формирование гуманитарной направленности содержания лингвистических дисциплин и общекультурной компетенции студентов сельскохозяйственного вуза, непременной составляющей которой является содержание образования по лингвистическим дисциплинам, осуществлялось на основе концепции формирования содержания гуманитарного образования в школе Ю. Н. Березина и отдельных положений концепций содержания общего образования В. В. Краевского — И. Я. Лернера и B.C. Леднева.

    Вместе с тем специфика предметов лингвистического цикла, заключающаяся в обусловленности их содержания не только общей дидактикой и другими факторами социально-педагогического характера, но и языкознанием как теоретической основой учебных предметов-языков, требует рассмотрения дополнительных принципов, необходимых для их формирования. Это педагогически интерпретированные принципы: 1) отражения исторической связи актов общения между собой и их связи с общественными отношениями- 2) выражения в языке общественного сознания- 3) формирования, усвоения и сохранения духовной культуры.

    Вышеобозначенные специфические для лингвистических дисциплин принципы опираются на положения традиционной и современной лингвистики. Вместе с категориями исходной системы формирования содержания гуманитарного образования в системе содержания общего образования они являются направлениями поиска тематического содержания образования по лингвистическим дисциплинам.

    Источниками формирования содержания общего образования, в том числе лингвистических дисциплин, выступают объекты реальности в классификации концепции В. В. Краевского — И. Я. Лернера — социальный опыт, виды и отрасли деятельности, знания о закономерностях усвоения, методы, средства и формы организации обучения, микроусловия образовательного учреждения, содержание деятельности преподавателя — с последующей интерпретацией и конкретизацией этих источников на лингводидактическом уровне.

    Систему компонентов содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, ценностные отношения) мы рассматриваем как педагогическую интерпретацию общей культуры, и на основе концепции содержания общего образования В. В. Краевского — И. Я. Лернера выводим понятие общекультурной компетенции, т. е. владение обучающимися системой содержания общего образования как педагогической интерпретации общей культуры.

    Положение В. В. Краевского — И. Я. Лернера о материальной и духовной культуре, воплощенной в социальном опыте, развивается выводами Г. Б. Корнетова о необходимости акцентировать внимание на активной роли образовывающегося человека в обретении собственного образа. Реальным культурным содержанием образование человека наполняется только в обществе, образование человека не только культурно, но и социально.

    Человек идентифицирует, «измеряет себя» содержанием общей культуры, воплощенной в содержании образования, а обучать и воспитывать можно только посредством знаковых систем и через предметы, созданные человеком для человека (Б.М. Бим-Бад).

    Основными критериями формирования содержания общего образования как в средней, так и в высшей школе должны стать, на наш взгляд, три уровня обучения (преимущественное воспроизведение и репродуктивное использование учебного материала, преимущественное объяснение учебного материала в учебной практике, применение учебного материала в жизненной практике) и ведущие функции содержания образования, которые выражаются через состав предметов и курсов.

    Наряду с вышеизложенными специфическими для лингвистических дисциплин принципами в профессиональном образовательном учреждении представляется целесообразным использовать принцип соответствия гражданским отношениям и гражданскому воспитанию, направленный на регулирование социально-исторического характера воспитания и самовоспитания средствами социокультурного содержания учебного материала и подводящий студентов к осознанию важности субъективных усилий в достижении гражданской зрелостипринцип отражения социокультурной ситуации, направленный на преодоление в подготовке специалистов культа формального образования и утверждения личностной и социальной ценности образованияпринцип отраэюения провинциального менталитета, направленный на передачу социокультурных национально-региональных традиций и ориентирующий на самоопределение в познании и жизни в условиях демократизации общественных отношений и утверждения гуманитарной культуры. Данные принципы апробированы на примере конструирования содержания лингвистических дисциплин в учреждении среднего профессионального образования.

    Источники и критерии содержания образования по лингвистическим дисциплинам выражают его гуманитарную природу. Универсальным источником содержания гуманитарного образования является человек во всех его связях с действительностью и знание о духовной сущности человека. Родной язык и родная литература выступают основными проявлениями этого знания.

    Опора на группы принципов, источников и критериев формирования содержания лингвистических дисциплин как гуманитарных в их системных связях позволяет выделить тематическое содержание образования по лингвистическим предметам в его гуманитарной направленности.

    Общими требованиями к учебным программам согласно вышеобозначен-ным концепциям содержания образования следует считать: единство теоретических основ их построения (в нашем случае — исходя из лингвистического цикла и дидактического обеспечения на основе указанных концепций и специфических принципов) — совокупность отражения программами содержания общего образования в целом и взаимосвязь программ всех (общеобразовательных и специальных) предметовполноту раскрытия целей обучения по лингвистическим предметамконкретность и процессуальность представленности содержания образования.

    Исходя из данных факторов единого подхода к составлению учебных программ при их конструировании на основе исходного материала, т. е. предыдущих по годам обучения вариантов программ и содержания стандартов, преподаватели ориентировались на конкретные условия обучения, возможности обучаемых и собственные профессиональные возможности. Важным условием при этом является овладение преподавателями педагогическими технологиями конструирования учебных программ. Отправными определениями технологического построения обучения были для нас выводы М. В. Кларина, В. А. Сластенина, Г. К. Селевко.

    Технологическое конструирование программ осуществлялось по этапам: 1) анализ традиционных тем с позиции системы формирования содержания общего образования (1 уровня) в соответствии с категориями а) источников, б) принципов и в) критериев формирования содержания общего образования;

    2) анализ отобранных тем с позиции однозначных категорий системы формирования содержания гуманитарного образования (2 уровня), в том числе цикла лингвистических дисциплин с точки зрения источников, принципов, критериев и 3) обсуждение и одобрение тем на заседании кафедры преподавателей лингвистических дисциплин. (В § 3 данной главы приведен пример такого анализа темы «Мой дом».).

    Технологию конструирования учебного материала и его реализации на основе цикла лингвистических предметов мы заимствовали из практики реализации межпредметных связей. Технология предполагает следующие действия: 1) формулировка учебной темы- 2) выделение в данной теме содержания учебного материала межпредметного характера для сельскохозяйственного вуза;

    3) определение связей темы с содержанием изучаемого предмета (внутрипред-метные связи) — 4) выделение содержания межпредметного характера в смежных и других общеобразовательных и профессиональных предметах- 5) определение методов, приемов, форм предъявления учебного материала межпредметного характера- 6) определение типов и видов межпредметных связей. (См. технологическую разработку тем «Страна изучаемого языка», «Сельское хозяйство Англии» в § 3 главы II.).

    Технологичность конструирования и реализации содержания способствовала повышению результативности обучения в получении общекультурных знаний, стимулировала комплексный подход к изучению предметов-языков, наталкивая преподавателей на проведение сравнительного анализа явлений иностранной и российской культуры, формирование ценностного отношения к языку, конкретизацию целей обучения и критериев их достижения.

    Наряду с технологическим подходом мы полагали важным обращение к поисковой деятельности. Технологичность может стать условием перехода к элементам творчества. Например, при выполнении упражнений по теме «Карьера. Выбор работы»: предложение написать письмо-обращение для получения работы в качестве волонтера в одну из зарубежных странопределить специальности, в которых заинтересованы, и описать причины, по которым испытываете желание получить ту или иную работу и т. д. (см. § 3 главы II).

    Построение учебных программ и учебного материала посредством технологического подхода способствовало особенно востребованному в современной социальной ситуации коммуникативно-ориентированному обучению, содержанием которого является не только язык и его экспрессивные возможности, но и поведение говорящего в условиях речевого общения. Включение в содержание учебных программ, учебного материала способов речемыслительной деятельности понимается сегодня прежде всего как активная и деятельностная реализация языковых, психологических и социокультурных знаний, необходимых для эффективного иноязычного общения. Эти знания предполагают учет индивидуально-психологических особенностей участников общения и их социокультурного опыта и призваны формировать у обучаемых толерантность к культурному многообразию и ориентацию на «весь мир», в котором языком общения служит «global English».

    Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в направлениях:

    1) самоподготовки преподавателей лингвистических дисциплин по овладению дидактической системой формирования содержания гуманитарного образования в системе общего, дополненной специфическими для лингвистических дисциплин принципамиразработки и реализации на основе данной системы технологий построения учебных программ и учебного материала;

    2) продвижения студентов в достижении общекультурной компетенции посредством применения технологического подхода к построению и реализации содержания лингвистических дисциплин.

    Нами применялись соответствующие указанным направлениям методы исследования (см.

    введение

    ). Решение проблемы исследования требовало переориентации диссертанта и коллег-преподавателей на обучение лингвистическим дисциплинам, исходя из их цикла, на основе апробированных в современной педагогике концепций формирования содержания гуманитарного образования в системе общего образования. Программа самоподготовки преподавателей к формированию и реализации содержания лингвистических дисциплин включала освоение научно-теоретического материала и опыта педагогов-исследователей.

    Исходя из определения общей культуры, в экспериментальном обучении мы опирались на философское положение, что объективные знания и ценностная оценка «взаимно дополнительны в человеческой деятельности, не альтернативны, а комплементарны», что знание опосредует способы деятельности, а ценности — ее направленность, «знания отвечают на вопрос „как?“, а ценностьна вопрос „во имя чего?“» (М.С. Каган).

    Для выявления знаний общекультурного характера, осмысления студентами целей изучения лингвистических дисциплин, отношений к средствам обучения нами использовался комплекс методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачам.

    Проведенные на констатирующем этапе викторина «Интеллектуал 1», анкетирование и тестирование для выявления исходной общекультурной компетенции студентов, их отношений к языкам, целей и средств изучения языков выявили, в основном, невысокий уровень знаний по всем аспектам (табл. 1, 2, 3, 4, приложения 5, 9) и индифферентность отношений к языкам.

    Обучающий эксперимент показал рост общекультурной компетенции студентов (табл. 1). (Если на констатирующем этапе количество «отличных» оценок в баллах составляло 5,1%, а «хороших» — 16,7%, то после обучающего эксперимента их количество возросло соответственно до 19,2% и 43,6%.) Анкетирование показало понимание большинством студентов значения языков в овладении знаниями общекультурного характера, в приобщении к культуре другого народа, в понимании родного русского языка (табл. 2, 3). Приоритетными стали средства обучения языкам на межпредметной основе и на основе лингвистического цикла предметов. Главной осталась проблема увеличения времени на изучение иностранных языков. Тестирование показало рост лингвостра-новедческих знаний.

    Произошли положительные изменения и в овладении студентами лекси-ко-грамматическим компонентом иностранных языков, что мы объясняем проявлением большего интереса к общекультурному содержанию лингвистических дисциплин и всему лингвострановедческому и страноведческому учебному материалу. Обучение языковым предметам на межкультурной основе способствовало формированию эмоционально-ценностного отношения к лингвистическим предметам. Довольно равномерными стали оценки ценностей общекультурного характера (овладение иностранным языком, чтобы лучше понимать родной языкусвоение иностранного языка в целях познания культуры другой страны).

    Произошли также положительные изменения в мотивации овладения иностранными языками.

    Полученные результаты экспериментальной работы показывают, что преподавание лингвистических дисциплин на основе обозначенных научно-проектировочных нормативов, исходя из цикла лингвистических дисциплин, и технологического построения учебного материала способствует возрастанию общекультурных знаний, иноязычной и отечественной историко-культурной и социокультурной компетенции, решению задач осознанного освоения студентами профессиональных образовательных программ в контексте гуманитаризации образования, понимания служебной роли растущих технических и технологических проектов по отношению к целостной человеческой деятельности и фундаментальности общего образования личности. Анализ результатов экспериментального обучения студентов позволяет сделать общие выводы о позитивном изменении отношений студентов к изучению иностранного и русского языков, возрастании их общекультурных знанийуспешном продвижении преподавателей в технологическом построении и реализации учебных программ и учебного материала лингвистических дисциплин, исходя из их циклаодобрении преподавателями системы нормативов формирования содержания лингвистических дисциплин как теоретической основы технологического построения учебных программ и учебного материалаположительных изменениях в мотивации изучения студентами лингвистических дисциплин как непременной составляющей их общекультурной компетенции (табл. 1, 2, 3, 4, 5).

    Заключение

    .

    Гуманитаризация профессионального образования как система мер, направленных на становление и развитие общекультурной компетенции и личностной зрелости обучающихся, предполагает способность специалиста в соответствии с современными мировыми тенденциями к значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия и особую важность в этой связи его коммуникативности и толерантности, способности достоверного определения ценностей постоянно растущих технических и технологических проектов.

    Образовательная политика России на фоне гуманитаризации мировой культуры, когда общество предъявляет новые требования системе профессионального образования, стимулирует поиск новых подходов к формированию содержания общего и профессионального образования и актуализирует роль и значение предметов лингвистического цикла, как непременной составляющей общекультурной компетенции выпускников вузов, в том числе сельскохозяйственного профиля.

    Анализ педагогических исследований и публикаций по проблеме формирования содержания лингвистических дисциплин как гуманитарных, а также педагогической практики формирования содержания образования по этим предметам показывает, что утилитарные цели в их преподавании продолжают доминировать.

    Между тем гуманитаризация высшего профессионального образования ориентирует преподавателя на вооружение студента комплексом современных научных знаний о человеке — системой антропологического знания социогума-нитарных, культурологических, психолого-педагогических и специальных профессиональных дисциплин, на формирование его личностной и профессиональной культуры как способа жизнедеятельности.

    Распредмеченная материальная и духовная культура воплощается в социальном опыте и усваивается обучающимися как виды содержания общего образования — знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений к действительности (И.Я. Лернер). Систему данных компонентов мы рассматриваем как педагогическую интерпретацию общей культуры, соответственно, понятие общекультурной компетенции — как владение студентами данной системой содержания общего образования. Исходя из данного определения в экспериментальном обучении мы опирались на философское положение, что объективные знания и ценностная оценка «взаимно дополнительны в человеческой деятельности, не альтернативны, а комплементарны», что знание опосредует способы деятельности, а ценности — ее направленность, «знания отвечают на вопрос „как?“, а ценность — на вопрос „во имя чего?“» (М.С. Каган).

    При формировании содержания образования по лингвистическим дисциплинам мы руководствовались научно-проектировочными нормативами — принципами, источниками, критериями формирования содержания гуманитарного образования, предложенными в концепции формирования содержания гуманитарного образования Ю. Н. Березина и отдельных положений концепций общего образования В. В. Краевского — И. Я. Лернера и B.C. Леднева.

    В соответствии с принципами данной системы были разработаны специфические для лингвистических дисциплин принципы, необходимые для их формирования. Это педагогически интерпретированные принципы:

    1) отражения исторической связи актов общения между собой и их связи с общественными отношениями, который направлен на отбор содержания, исходя из решения когнитивных и развивающих задач обучения как необходимого условия оптимального достижения целей коммуникативного характера;

    2) выражения в языке общественного сознания, направленного на отбор содержания, удовлетворяющего гармоничному соотношению познавательных интересов человека и потребностей общества в их оптимальном соотношении;

    3) формирования, усвоения и сохранения духовной культуры, направленный на избирательность составителями учебных программ компонентов культуры в расчете на последующую избирательность обучающимися учебных курсов,.

    разделов, тем, проблем при непременной ориентации на государственные стандарты.

    Наряду с вышеизложенными специфическими для лингвистических дисциплин принципами в профессиональном образовательном учреждении представляется целесообразным использовать принципы, апробированные при конструировании лингвистических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: принцип соответствия граэ/сданским отношениям и гражданскому воспитанию', принцип отражения социокультурной ситуациипринцип отражения провинциального менталитета (см. гл. II, § 2 данного исследования).

    Источники и критерии содержания образования по лингвистическим дисциплинам выражают гуманитарную природу этого содержания. Универсальным источником содержания гуманитарного образования является человек во всех его связях с действительностью и знание о духовной сущности человека. Родной язык и родная литература выступают основными проявлениями этого знания.

    Данные принципы, а также принципы, источники и критерии формирования содержания гуманитарного образования служили основой для отбора тематического содержания образования по лингвистическим дисциплинам на уровне учебных программ и учебного материала (В.В. Краевский, И. Я. Лернер, Ю.Н. Березин).

    В современных условиях направленности обучения лингвистическим дисциплинам на межкультурную коммуникацию при отборе содержания учебных программ мы руководствовались рекомендациями лингводидактики о профильной интеграции процесса обучения, в основе которой — идея координации преподавания страноведческого и лингвострановедческого материала в цикле гуманитарных дисциплин (В.П. Пономарева). При этом стратегической целью обучения иностранным языкам на основе русского языка выступает развитие у обучаемого черт вторичной языковой личности, делающих его способным быть эффективным участником межкультурной коммуникации. Реализация этой цели предполагает обеспечение студента внеязыковой информацией, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания на межкультурном уровне и преодоления «чуждости», заложенной в понятии «иностранный язык» (Н.Д. Гальскова).

    При отборе такого содержания образования мы считали целесообразным применение конкретной педагогической технологии поэтапного построения содержания программ по лингвистическим дисциплинам, предложенной Ю. Н. Березиным. 1 этап — анализ традиционных и рекомендательных учебных программ с позиции системы формирования содержания общего образования с выделением следующих звеньев: а) отбор содержания в соответствии с традицией образования и источниками содержания общего образованияб) отобранная тема рассматривается с позиции принципов формирования содержания общего образованияв) анализ темы с позиции возможного вариативного ее изучения в соответствии с критериями формирования содержания общего образования.

    2 этап — анализ темы с позиции системы формирования содержания гуманитарного образования, включающий также 3 звена: а) анализ в соответствии с источниками формирования содержания гуманитарного образованияб) рассмотрение содержания отобранной темы с точки зрения принципов формирования содержания гуманитарного образования, включая специфические принципы для лингвистических дисциплинв) определение возможностей изучения темы с позиции критериев системы формирования содержания гуманитарного образования.

    3 этап — обсуждение и одобрение проекта программы на кафедре лингвистических дисциплин.

    Конструирование учебного материала, исходя из цикла лингвистических дисциплин, предполагает обозначенную выше координацию и интеграцию между предметами-языками и другими дисциплинами. Предлагаются следующие действия технологического построения учебного материала:

    1) анализ программы (курса) изучаемого лингвистического предмета и формулировка учебной темы;

    1) выделение в данной теме содержания учебного материала межпредметного характера для сельскохозяйственного вуза;

    2) определение связей темы с содержанием изучаемого предмета (внутри-предметные связи);

    3) выделение содержания межпредметного характера в смежных и других общеобразовательных и профессиональных предметах;

    4) определение методов, приемов, форм предъявления учебного материала межпредметного характера;

    5) определение типов и видов межпредметных связей.

    Технологический подход к конструированию учебных программ и учебного материала лингвистических дисциплин, исходя из их цикла, на основе системы принципов, источников и критериев формирования содержания гуманитарного образования в системе однозначных категорий формирования содержания общего образования, а также специфических для лингвистических дисциплин принципов был обусловлен деятельностью преподавателя, способного к самостоятельному составлению и реализации содержания образования по лингвистическим дисциплинам, адекватного современным требованиям. Проведению обучающего эксперимента предшествовала общепедагогическая подготовка и самоподготовка участвующих в нем преподавателей по планированию и осуществлению гуманитарной направленности содержания предметов языкового цикла на основе апробированных в современной педагогике концепций формирования содержания общего и гуманитарного образования в системе общего образования в средних и высших образовательных учреждениях. Была определена программа общепедагогической подготовки и самоподготовки преподавателей (см. гл. II, § 4).

    Экспериментальное обучение студентов выявило рост их общекультурной компетенции. Произошли положительные изменения и в овладении студентами лексико-грамматического содержания иностранных языков, что объясняется проявлением большего интереса к культуроведческому компоненту в содержании лингвистических дисциплин и всему лингвострановедческому и страноведческому учебному материалу. Обучение языковым предметам на межкультурной основе (межпредметных связей с русским родным языком, русской литературой, историей и т. д.) способствовало формированию эмоционально-ценностного отношения к лингвистическим предметам. Довольно равномерными стали оценки ценностей общекультурного характера — овладение иностранным языком, чтобы лучше понимать родной языкусвоение иностранного языка в целях познания культуры другой страны. (См. гл. II, § 4).

    В результате обучающего эксперимента выявлены положительные изменения мотивации в овладении студентами иностранных языков.

    Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила, в основном, гипотезу исследования: в специфических условиях вуза сельскохозяйственного профиля дидактическое обеспечение формирования содержания образования по иностранным языкам и русскому языку, исходя из их цикла, на основе системы принципов, источников и критериев формирования содержания гуманитарного образования в системе общего, а также специфических для лингвистических дисциплин принципов способствует решению задач освоения профессиональных образовательных программ в контексте гуманитаризации общего и профессионального образования, взаимного обогащения русского и иностранного языков и развития диалога культур, адаптации личности в открытом демократическом обществе. Экспериментальное обучение студентов привело к ожидаемым результатам:

    1) положительное изменение отношений студентов к изучению лингвистических дисциплин, особенно иностранных языков, и возрастание их общекультурной компетенции;

    2) успешное продвижение преподавателей в технологическом построении учебных программ и учебного материала по лингвистическим дисциплинам, исходя из их цикла;

    3) одобрение преподавателями системы нормативов формирования содержания лингвистических дисциплин как теоретической основы технологического построения учебных программ и учебного материала;

    4) положительные изменения в мотивации изучения студентами лингвистических дисциплин как непременной составляющей их общекультурной компетенции.

    Проведенное исследование позволило наметить некоторые направления дальнейшей работы по формированию и реализации содержания лингвистических предметов в высшем профессиональном учебном заведении сельскохозяйственного профиля в контексте гуманитаризации содержания общего и профессионального образования: разработка нестрогих педагогических технологий обучения лингвистическим предметам на основе их циклаисследование внеаудиторной фазы процесса обучения как источника формирования содержания лингвистических дисциплинисследование влияния межпредметных связей лингвистических дисциплин на формирование эмоционально-ценностного отношения к иностранным языкам.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
    2. , А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 240 с.
    3. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст.: учеб. для вузов по спец. «Психология» / А. Г. Асмолов М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
    4. , П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования Текст. / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 25−32.
    5. , О.В. Сравнительная типология английского и русского языков (практикум) Текст.: учебное пособие/О.В. Афанасьева, М. Д. Резвецова, Т. С. Самохина Изд. 2-е, испр. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. — 208 с.
    6. , Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст.: учеб. пособие для высш. пед. учебн. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-256 с.
    7. , В.Г. Собрание сочинений Текст. В 3-х т. Т.З. / В. Г. Белинский. -ОГИЗ.-М., 1948.-928 с.
    8. , Е.П. О национально-государственном образовании в России Текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 30−35.
    9. , Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист. М.: Прогресс, 1974.-215 с.
    10. , Н.А. Смысл истории Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. -175 с.
    11. , Ю.Н. Конструирование содержания предметов лингвистического цикла в учреждениях общего и среднего профессионального образования Текст.: учеб. пособие / Ю. Н. Березин. Самара: изд-во Парус-принт, 2003. -124 с.
    12. , Ю.Н. Координация и интеграция гуманитарных предметов в школе Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Ю. Н. Березин. Самара: изд-во СамГПИ, 1993.-252 с.13
    Заполнить форму текущей работой