Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия совершенствования естественнонаучного образования учащихся 5-7-ых классов палестинской школы: на примере изучения курса физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальная работа показала, что выдвинутое в качестве рабочей гипотезы предположение о возможности совершенствования естественнонаучного образования учащихся основной Палестинской школы выполняется при создании следующих условий обучения: изменении последовательности изучения отдельных тем, широкого применения учебного эксперимента, увеличении познавательного интереса учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы развития естественнонаучного образования в условиях работы Палестинской школы
    • 1. 1. Культурно-исторические условия становления системы народного образования Палестины
    • 1. 2. Сравнительные педагогические исследования как средство определения содержания и условий образования учащихся
    • 1. 3. Сравнительный анализ условий развития естественнонаучного образования учащихся в Палестинской и Российской школах
    • 1. 4. Педагогические условия изучения курса физики как основы естественнонаучного образования в Российской и Палестинской школах
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию естественнонаучного образования учащихся Палестинской школы
    • 2. 1. Реализация педагогических условий, способствующих развитию естественнонаучного образования учащихся 5классов Палестинской школы
    • 2. 2. Педагогический эксперимент
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия совершенствования естественнонаучного образования учащихся 5-7-ых классов палестинской школы: на примере изучения курса физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На любом этапе развития общества образование является одним из его ведущих социальных институтов. Очевидным становится значимость развития системы образования именно как существенного стабилизирующего фактора, способного в условиях кризисного состояния общества за короткое время содействовать созданию ресурсной базы для повышения уровня жизни людей, гуманизации социальной среды, развития культуры. Это обстоятельство делает особо актуальными исследования, направленные на изучение предпосылок, условий и механизмов, не только влияющих на повышение эффективности функционирования сложившейся системы образования, но и обеспечивающих ее развитие.

Анализируя историю развития стран, в частности, Европейского сообщества, стран Ближнего Востока, Африки, можно увидеть, что каждая из них выбирала свой собственный путь, приобретая какие-то лучшие образцы из других стран и адаптируя их к окружающей действительности. Эта адаптация проходит в течение десятилетий, постоянно подвергаясь коррекции в случае непредвиденных обстоятельств. Возникло множество мнений по поводу того, что не всегда опыт развитых стран может оказаться действительно полезным и эффективным, так как каждая страна имеет свои специфические социально-экономические условия, свои традиции в образовании. Но изучение опыта организации образования и тенденций его развития в других странах в любом случае является продуктивным методом для определения возможных корректив в функционировании систем образования той или иной страны.

Палестина имеет свои специфические особенности в структуре, содержании и организации образования. Это связано с историей становления Палестинского государства. Палестина долгое время находилась под мандатом Великобритании. В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об отмене английского мандата на Палестину и создании на её территории двух независимых государств: арабского и еврейского (Израиль). Однако из-за сложного политического положения было принято решение о присоединении Западного берега р. Иордан к Иордании, а сектора Газа — к Египту. Каждая часть Палестины вошла и в систему образования той страны, к которой присоединялась. И только в августе 1994 г. было создано самостоятельное Министерство просвещения и высшего образования Палестины. Началось строительство новой школы, которая была необходима для самостоятельного развития системы образования Палестины.

На пути становления независимой системы образования Палестины возникло множество трудностей и препятствий, которые существенным образом сказались на качестве подготовки учащихся. Так, например, по данным, представленным Министерством просвещения и высшего образования Палестины, ежегодно не осваивают школьную программу около 30% учащихся основной школы. Особое беспокойство вызывает состояние естественнонаучной подготовки учащихся. В среднем ежегодно около 25% учащихся переводятся в следующий класс с неудовлетворительной оценкой по естествознанию. Это приводит к тому, что в старшей профильной школе классов, ориентированных на изучение физики, химии, биологии, практически нет. Из-за нехватки абитуриентов закрываются и факультеты университетов по естественнонаучным направлениям. Такое состояние дел вызывает общую обеспокоенность, поскольку благосостояние общества и его самостоятельность в значительной степени определяются уровнем развития наукоемких технологий, многочисленные направления которых основаны на достижениях соответствующих отраслей естествознания.

Способность развивающихся стран получать выгоду от мирового технического прогресса напрямую зависит от состояния образования. Тот факт, что развивающиеся страны заимствуют у «развитых стран» современные технологии, не означает, что им не нужно готовить своих профессионаловученых, менеджеров, инженеров, техников и квалифицированных рабочих.

Это связано с тем, что без таких специалистов невозможно оценить выбор дальнейшего пути, применить его к местным условиям. При отсутствии квалифицированных кадров развивающиеся страны обрекают себя на отсталость и бедность.

Поэтому проблеме совершенствования образования в целом и естественнонаучного образования учащихся в частности правительство Палестины уделяет пристальное внимание. Широкое применение электроники, информационных процессов и других наукоемких технологий все более требует квалифицированных специалистов, многие из которых обучаются за рубежом. Часть из них обучалась и продолжает обучение в России.

Палестина поддерживает с Россией дружественные связи уже на протяжении многих лет. Если считать Россию правопреемницей Советского Союза, то можно сказать, что более 40 лет назад были установлены связи между СССР и Палестиной, которые продолжаются и в настоящее время. Что касается взаимодействия в области образования, то можно констатировать, что многочисленные группы палестинских инженеров, врачей, учителей являются выпускниками российских вузов и сохраняют добрые отношения с обучавшей их страной. Данный вид сотрудничества сохраняется и сейчас. Палестинский народ очень высоко оценивает вклад России в мировую науку, его достижения в области технических разработок и естественнонаучного образования.

В России в последнее десятилетие происходят существенные изменения в системе образования, его структуре и содержании. Изучение тенденций и социально-педагогических условий развития образования, теоретических основ наук, накопленного опыта в области преподавания естественнонаучных дисциплин представляет для нас глубокий интерес, так как позволяет выявить особенности и условия этого процесса и сформулировать выводы применительно к нашей стране.

Идея возможности совершенствования процесса обучения в палестинской школе с помощью совокупного зарубежного опыта основана на существовании практически одинаковых приоритетных направлений развития образования в разных странах.

Анализ состояния традиционного образования в Палестине показал наличие следующих противоречий:

— между изменениями, происходящими в общественной жизни Палестины, повлекшими за собой перемены различного характера во всех сферах общества, и недостаточной теоретической проработанностью вводимых в образование инноваций;

— между имеющимися в мировой практике новыми и эффективными методами обучения и их невостребованностью педагогами школ Палестины;

— между требованиями общества Палестины к высококачественной подготовке выпускников школы в сфере естественнонаучного образования и возможностями традиционных методик обучения;

— между потребностью в осуществлении процесса развития творческих способностей учащихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий, решающих эту проблему в палестинской школе;

— между потребностями личности в получении конкурентоспособного образования и реальным уровнем сформированности необходимых знаний и умений.

Названные противоречия позволяют определить возможные направления научного поиска и сформулировать проблему исследования следующим образом: как повысить качество естественнонаучного образования учащихся палестинской школы, а также пробудить их интерес к изучению курса «Естествознание», используя опыт преподавания естественных наук российской школы.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, влияющие на повышении качества естественнонаучного образования учащихся в палестинской школе на примере изучения курса физики.

Объект исследования: процесс естественнонаучного образования учащихся палестинской общеобразовательной школы.

Предмет исследования: педагогические условия повышения качества естественнонаучного образования учащихся 5−7-ых классов палестинской общеобразовательной школы.

В основу исследования положена следующая гипотеза: качество естественнонаучного образования учащихся 5−7-ых классов палестинской общеобразовательной школы повысится, если будет выполнено следующее:

• критически осмыслен и использован в практической деятельности мировой педагогический опыт, прежде всего России, по постановке естественнонаучного образования учащихся применительно к условиям работы палестинской школы;

• определена и реализована в учебно-воспитательном процессе система педагогических условий, способствующих совершенствованию естественнонаучного образования, прежде всего физического, учащихся 5−7-ых классов палестинской школы.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать мировой педагогический опыт, прежде всего российской школы, творчески его использовать для отбора содержания, форм, методов и средств естественнонаучного образования учащихся 5−7-ых классов палестинской общеобразовательной школы.

2. Выявить педагогические условия, способствующие повышению качества естественнонаучного образования учащихся палестинской школы.

3. Реализовать в учебно-воспитательном процессе разработанную систему педагогических условий, определить эффективность их влияния на качество естественнонаучного образование учащихся 5−7-ых классов палестинской школы на примере изучения курса физики.

Теоретико-методологической основой исследования послужили концептуальные положения теории познания, теории деятельностного и культурологического подходов к повышению качества образования, сравнительно-педагогического анализа:

• исследования процесса формирования личности и становления специалиста как субъекта деятельности и индивидуального развития (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Л.Н. Го-лубева, Я. А. Коменский, В. П. Кузовлев, И.Я. Лернер);

• конструктивные идеи о взаимосвязи и обусловленности педагогических явлений и культурной среды (Мухаммед Анись, А. Г. Асмолов, НА. Белканов, Э. Г. Гусинский, А. И. Ерёмкин, В. Н. Карташова, В. Е. Медведев, И.Ф. Плетенёва);

• исследования по проблеме сравнительно-педагогического анализа (Е.И. Бражник, Б Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, Мустафа Дабаг, Н. Д Никандров);

• работы по проблеме формирования современного естественнонаучного образования (Аллам Элдин Эль Хатиб, Нашуан Якуб, Одее Тана, В. Г. Разумовский, А. В. Усова, М. Фиш, С. А. Хорошавин, Т. Н. Шамало, Н.М. Шахмаев).

Методы исследования. В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов:

• общенаучные методы индуктивно-дедуктивного анализа, историко-логического анализа тенденций развития образования в Палестине;

• изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, мониторинг изменения состояния знаний и умений учащихся, в ходе которого использовались методы анкетирования, наблюдения, изучения результатов деятельности, педагогического эксперимента, статистической обработки полученных данных.

Базой исследования являлась Эль Нусайратская средняя школа в секторе Газа. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1998;2002 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, осмысление и определение темы, изучалась научная и учебно-методическая литература, накапливался практический опыт, определялись методологический и методический подходы к решению проблемы. Анализировался и обобщался опыт работы учителей по формированию естественнонаучных знаний и умений учащихся.

На втором этапе (2002;2004 гг.) разрабатывалась концепция исследования и программа ее экспериментальной проверки. Проектировалась модель деятельности учителя естествознания, отражающая педагогические условия совершенствования знаний и умений учащихся. Осуществлялась экспериментальная работа, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы, выявлялись и проверялись факторы, определяющие выбор методов обучения.

На третьем этапе (2004;2007 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялись их теоретическая интерпретация, литературная обработка диссертационного материала.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• в результате сравнительно-педагогического анализа мировых тенденций процесса развития естественнонаучного образования и, прежде всего в российской школе, выделены наиболее перспективные формы, методы и средства обучения учеников 5−7-ых классов палестинской общеобразовательной школы;

• определено влияние социокультурных условий в Палестине на содержание естественнонаучного образования учащихся 5−7-ых классов общеобразовательной школы;

• выявлены педагогические условия эффективной реализации процесса формирования естественнонаучных знаний и умений учащихся 5−7-ых классов палестинской школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Концептуальные идеи сравнительной педагогики распространены на новый объект: естественнонаучное образование в палестинской основной школе.

2. Получено новое педагогическое знание о влиянии социокультурного окружения школы на процесс обучения (на примере Ближневосточного региона).

3. Показано, что для палестинской школы в основном приемлема модель естественнонаучного образования, принятая в России, которая опирается на комплексное освоение теории и учебный эксперимент.

4. На основе изучения российского опыта школьного естественнонаучного образования показана необходимость изменения содержания и последовательности изложения учебного материала предмета «Естествознание» 5 -7-ых классов в основной школе Палестины.

5. Выделена система педагогических условий повышения качества естественнонаучного образования учащихся палестинской школы.

Практическое значение исследования заключается в том, что разработано содержание одного из направлений совершенствования естественнонаучного образования учащихся палестинской школы на основе положительного опыта Россииполученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области сравнительной педагогики, в обновлении содержания естественнонаучного образования, в расширении возможностей межкультурного обменаразработана и внедрена в учебный процесс программа естественнонаучной подготовки учащихся 5−7-ых классов палестинской школыдля основной школы разработан комплект самодельного оборудования учебного эксперимента по предмету «Естествознание».

Обоснованность и достоверность результатов, содержащихся в диссертации, обеспечиваются методологической основой исследования, позволяющей доказать выдвинутую гипотезукомплексным использованием методов различных научных дисциплиндлительностью эксперимента, его повторяемостью, широкой экспериментальной базойсоблюдением основных требований, предъявляемых к организации и проведению педагогического эксперимента, репрезентативной выборкой участников эксперимента, личной тридцатилетней преподавательской деятельностью, широкой апробацией полученных данных в печати и на научных конференциях.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации 8 работ в печати и выступлений:

• на научно-методической конференции «Новые технологии в преподавании физики» (г. Москва, 2005 г.);

• на Всероссийской научно-методической конференции «Развивающие аспекты процесса обучения физике» (г. Самара, 2005 г.);

• на Всероссийской научно-практической конференции «Качество профессионального образования: проблемы, современное состояние, перспективы» (г. Мценск, 2005 г.);

• на заседаниях методических объединений учителей естествознания города Газа (Палестина, 1990;2007 гг.);

• на лекциях для студентов-выпускников университета Аль-Азхар города Газа (Палестина, 2004;2007 гг.).

• Результаты опытно-экспериментальной работы, которая проводилась автором в следующем качестве: учителя естествознания основной школы (Палестина — сектор Газа-Эльнусайрат) — 1987;2007 гг., главного редактора журнала «Барик» (естествознание) — 1994 г., методиста по физике Министерства образования Палестины — 1995;2007 гг., руководителя отдела физики и ее обучения на арабском учительском сайте в Интернете под названием «Мультка» (педагогические встречи): http://www.multka.net, преподавателя Института повышения квалификации учителей в секторе Газа — с 2004 г., студента и аспиранта Липецкого государственного педагогического университета. Результаты опытно-экспериментальной работы доказали эффективность методики, базирующейся на российской модели естественнонаучного образования, адаптированной к условиям палестинской основной школы.

Положения и результаты, выносимые на защиту:

1. Результаты сравнительного педагогического анализа мировых тенденций процесса развития естественнонаучного образования. Было показано, что в высокоразвитых странах естественнонаучное образование реализуется как комплекс, включающий теоретический курс и учебный эксперимент. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является модель, принятая в России, которая была адаптирована к социально-историческим условиям Палестины. Разработанная модель позволила спроектировать учебный комплекс, направленный на сохранение, трансляцию исторического, культурного и педагогического опыта, накопленного палестинским народом, преемственность в обучении. Педагогическую целостность модели обеспечивает понимание палестинской школы как составляющей единого мирового образовательного пространства, находящейся в непрерывной взаимосвязи с мировым сообществом и, в частности, арабским миром. Используя адаптированную модель, были определены основное содержание, формы, методы и средства обучения учеников 5−7-ых классов палестинской общеобразовательной школы.

2. Система педагогических условий эффективного осуществления процесса естественнонаучного образования учащихся 5−7-ых классов палестинской школы (внедрение в предмет «Естествознание» различного вида экспериментальной деятельности, создание на занятиях проблемных ситуаций и решение связанных с ними практических задач, установление межпредметных связей в процессе обучения, периодическое осуществление связи новых видов деятельности с личным опытом ученика, индивидуальная экспериментальная деятельность самих учащихся, постоянное пополнение и закрепление знаний ребёнка, осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированное&tradeестественнонаучных знаний и умений учащихся, учет и оценка хода и результатов их деятельности, организация мотивацион-ной деятельности учащихся, использование моделей природных объектов и процессов в ходе обучения, организация их регулярной самостоятельной работы), позволяющая реализовать принятую модель обучения и учитывающая социальные, исторические и культурные особенности палестинского общества, уровень получаемого образования и обеспечивающая его качество.

3. Методика изучения естественных наук, содержание которой опирается на понимание того, что Палестина является развивающейся страной, которой для повышения уровня жизни населения, развития своей экономики, необходимо заимствовать современные высокие технологии и передовую технику у экономически развитых стран. Для освоения этих технологий и техники необходимы высококвалифицированные рабочие и инженеры, профессиональная подготовка которых должна базироваться на качественном естественнонаучном образовании. Если профессиональную подготовку можно осуществлять в арабских, европейских странах и странах Азии, то общее образование дети должны получать на Родине без отрыва от семьи и привычного уклада жизни. Поэтому естественнонаучное образование в основной палестинской школе должно соответствовать мировым стандартам. Одним из таких эталонов является система естественнонаучного образования России.

4. Авторская программа предмета «Естествознание» для 5−7-ых классов палестинской общеобразовательной школы, в которой были реализованы следующие основные идеи:

• естественнонаучное образование на первой ступени его формирования является фундаментом профильного обучения в старших классах и последующего профессионального образования в технических университетах и колледжах;

• естественнонаучное образование в палестинской школе должно реализоваться не только через усвоение теоретической составляющей основ наук, но и, прежде всего, через овладение практическими умениями и навыками работы с учебным лабораторным оборудованием;

• учитывая слабость экономики Палестины, недостаточное выделение правительством средств на образование, слабую оснащенность школьных лабораторий приборами, необходимость овладения умениями и навыками практической направленности, учащиеся должны под руководством учителя принимать непосредственное участие в изготовлении школьного оборудования, используя аналогичный опыт России (для школ Палестины автором был разработан комплект самодельного оборудования для проведения учебного эксперимента по предмету «Естествознание»).

Структура и объем диссертации

.

Диссертационная работа содержит введение, две главы, заключение, библиографию, 8 таблиц, 7 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. Предмет «Естествознание» основной школы Палестины выполняет роль базы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии в старших классах. Однако практика преподавания показывает, что уровень сформированности системы естественнонаучных знаний, а также практических умений и навыков не соответствует требованиям старшей школы. Одной из причин такого состояния является слабое использование возможностей учебного эксперимента учителями Палестинской школы.

2. Важным педагогическим условием совершенствования системы естественнонаучных знаний учащихся палестинской школы является внедрение в курс «Естествознание» различного вида экспериментальной деятельности. Данное условие реализует деятельностный подход в процессе обучения. Следующим условием совершенствования естественнонаучных знаний является формирование устойчивого интереса учащихся к познавательной деятельности. В существующем в настоящее время курсе естествознание нарушается принцип преемственности при формировании естественнонаучных знаний и умений учащихся. Таким образом, для совершенствования его изучения необходимо изменить последовательность прохождения некоторых тем.

3. Была разработана программа изучения курса естествознания в 5−7 классах основной школы, позволяющая обеспечить непрерывность и завершенность образовательного процесса на этом этапе обученияучесть особенности учебно-познавательной деятельности школьников этого возрастаосуществить обучение, реализуемое на основе увеличения экспериментальной компоненты учебного процесса.

4. Опытно-экспериментальная работа показала, что выдвинутое в качестве рабочей гипотезы предположение о возможности совершенствования естественнонаучного образования учащихся основной Палестинской школы выполняется при создании следующих условий обучения: изменении последовательности изучения отдельных тем, широкого применения учебного эксперимента, увеличении познавательного интереса учащихся к изучению естествознания, моделировании на занятиях проблемных ситуаций и решении связанных с ними практических задач, установлении межпредметных связей в процессе обучения, осуществлении связи новых видов деятельности с личным опытом ученика, постоянном пополнении и закреплении знаний учащегося, осуществлении непрерывного контроля за уровнем сформированности естественнонаучных знаний и умений учащихся, учете и оценке хода и результатов их деятельности, организации регулярной самостоятельной работы учащихся, осуществлении постоянной работы по повышению уровня готовности учителя к профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного педагогического исследования были решены следующие задачи.

1. Изучены исторические тенденции развития образования Палестины. Проведен сравнительный анализ процессов формирования системы естественнонаучных знаний в системе образования Палестины и России. Определены общие и специфические особенности данного процесса.

2. Изучено современное состояние проблемы организации изучения естественнонаучного материала в процессе преподавания курса естествознания в Палестинской и Российской школах. Несмотря на то, что в палестинских школах в 5−7-ых, классах на данный курс отводится по 98 часов, знания материала крайне низкие. Результатом этого является то, что выпускники основной школы при поступлении в профильную школу не выбирают профили связанные с естественнонаучным содержанием. Это приводит к сокращению таких классов и сокращение «естественнонаучных факультетов» в университетах Палестины. Одной из причин такого состояния дел является недостаточное внимание, которое уделяется проблемам учебного эксперимента, как учеными педагогами Палестины, так и непосредственно учителями школ. Поэтому, даже предусмотренные программой демонстрационный эксперимент и лабораторный практикум, используется в учебном процессе крайне редко.

Учителя испытывают серьезные затруднения в использовании оборудования, имеющегося в школахне могут обосновать необходимость демонстрационного эксперимента на конкретном урокеопределить место опыта в структуре изучаемого материалареализовать методические требования к проведению опыта и т. д. Кроме того, они просто недооценивают важность данного направления учебной деятельности ни для себя, ни для учащихся.

3. Были выделены следующие причины неудовлетворительного состояния изучения естественных наук: слабая профессионально-методическая подготовка учителей в области школьного учебного эксперимента, не разработанность вопросов методики и техники школьного эксперимента, нежелание адаптировать имеющийся зарубежный опыт к условиям преподавания в палестинских образовательных учреждениях.

4. Проанализированы тенденции процесса учебного познания в системе естественнонаучного образовании России. Анализ педагогической и методической литературы показал, что в Российской школе проблеме учебного эксперимента уделяется большое внимание. Эксперимент рассматривается как один из основных методов познания окружающей действительности. Поэтому учебный эксперимент активно используется не только в курсе физики, химии, биологии, но и других учебных дисциплинах естественнонаучного цикла. В научно-методических исследованиях российских ученых нашли отражения различные аспекты проблемы организации, подготовки и проведения демонстрационного эксперимента. Большое внимание уделяется и системе подготовки учительских кадров к проведению школьного демонстрационного эксперимента. Российский опыт был адаптирован и использован автором при обучении учащихся палестинских школ.

5. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования форм организации научного познания в процессе совместной деятельности учителя и ученика при изучении основ естествознания. Для этого учащихся знакомили с умениями самостоятельно готовить опыты и ставить простейшие эксперименты. Особое внимание уделялось формированию умений наблюдать за ходом процесса или явления. При этом учащиеся сами определяли алгоритм своей деятельности.

6. На основании анализа педагогической литературы и опыта практической деятельности учителей Палестинской и Российской школ были выделены педагогические условия совершенствования естественнонауч.

119 ных знаний учащихся Палестинской школы. К ним можно отнести: изменение последовательности изучения отдельных тем, широкое применение учебного эксперимента, увеличение познавательного интереса учащихся к изучению естествознания, моделирование на занятиях проблемных ситуаций и решение связанных с ними практических задач, установление межпредметных связей в процессе обучения, осуществление связи новых видов деятельности с личным опытом ученика, постоянное пополнение и закрепление знаний учащегося, осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности естественнонаучных знаний и умений учащихся, учет и оценка хода и результатов их деятельности, организация регулярной самостоятельной работы учащихся, осуществление постоянной работы по повышению уровня готовности учителя к профессиональной деятельности.

7. Проверена эффективность экспериментальной методики изучения курса естествознания в палестинской школе с использованием описанных педагогических условий. Результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Д. Исследовательские работы по физике в 7−8 классах сельских школ Текст.: книга для учителя. Из опыта работы / С. Д. Абдурахманов. — М.: Просвещение, 1990.
  2. , М. Совершенствование домашней экспериментальной подготовки по физике учащихся основной общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Адамов. Киров, 2000. — 16 с.
  3. Айешь, Зайтон. Методика преподавания естествознания Текст. / Зайтон, Айешь- Дар Эль Шорок. Амман: Иорданский университет. 1996.
  4. , И. В. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение Текст.: практическая методология решения педагогических задач / И. В. Алексашина. СПб, 2000
  5. , И. Ю. Естествознание с основами экологии. Методика преподавания Текст.: книга для учителя / И. Ю. Алексашина, Н. И. Орешника. М., 2005.
  6. , П.А. Тенденции модернизации преподавания физики в средних школах Великобритании Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / П. А. Алексеев. М., 1975.
  7. Алимжидель, Абдулла. Основные направления демократизация школьного образования в арабских странах Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Абдулла Алимжидель. М., 1992. — 19 с.
  8. , Д.В. Учебный эксперимент как средство развития личности учащихся на уроках физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. В. Ананьев. Оренбург, 1998. — 203 с.
  9. Анись, Мухаммед. Османская империя и арабский восток (15 141 914) Текст. / Мухаммед Анись. Каир: Мектебе англо масриа, 1985. -350 с.
  10. , Л. И. Методика проведения лабораторных работ по физике в средней школе Текст. / JI. И. Анциферов. Воронеж: Центр. Черноземное кн-во, 1972. — 72 с.
  11. , Л.И. Оптимизация школьного физического эксперимента Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. И. Анциферов. Курск, 1985. — 427 с.
  12. , Л.И. Самодельные приборы для физического практикума в средней школе Текст.: пособие для учителя. / Л. И. Анциферов. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  13. , Е.Я. Система подготовки учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Я. Аршанский. М., 2001. — 200 с.
  14. , А.Г. Принципы организации памяти человека Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1985. — 104 с.
  15. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  16. , Т.Е. Совершенствование методики преподавания физики в школе на основе физического эксперимента Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Балабанова. Рязань, 2000. — 216 с.
  17. , М.М. Проекты программ по физике для средней школы Текст. / М. М. Балашов, Г. Я. Мякишев, Э. Б. Филькенштейн, Л. А. Потов, Г. Л. Злотник. М.: МИРОС, 1992.
  18. Бат-Шева, А. Исследование преподавания физики в 9−12 классах Текст. / А. Бат-Шева, Д. Зингер. Реховот, 1982.
  19. , Т.Р. Вариативность содержания и методики проведения физического практикума в средней школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Р. Берлина. Санкт-Петербург, 1995.
  20. Большая советская энциклопедия Текст. — Т. 27. М.: Советская энциклопедия. — С. 337.
  21. , Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании Текст. / Е. И. Бражник. СПб., 2001.
  22. , Е.И. Зарубежная школа на пороге XXI века Текст.: Проблемы образования за рубежом / Е. И. Бражник. СПб., 1999.
  23. , А.И. Методика преподавания физики в средней школе Текст. / А. И. Бугаев. -М.: Просвещение, 1981.-288 с.
  24. , В.А. и др. Результаты исследования знаний, умений и навыков, учащихся 6- 7 классов по физике Текст.: В. А. Буров [и др.]. М.: Просвещение, 1979. — 107 с.
  25. , В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 10 класс Текст.: дидактический материал. Пособие для учителя / В. А. Буров [и др.]. -М.: Просвещение, 1987.
  26. , И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами Текст. / И. А. Бутенко. М.: Высшая школа, 1989. — 176 с.
  27. , А. П. Современные системы образования: варианты выбора Текст. / А. П. Валицкая. М., 1997.
  28. , Н. М. Состояние и тенденции развития курса физики в современной общеобразовательной школе Франции Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. М. Варачев. М., 1975.
  29. , С. В. Сравнительный анализ подготовки педагогических кадров во Франции и России Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Владимирова. СПб., 2001.
  30. , А. П. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. П. Воробьев. Нижний Новгород, 2002. — 27 с.
  31. , Б.С. Система учебного эксперимента по физике и учебное оборудование Текст. / Б. С. Ворыкин // Физика в школе. № 3. -1969. — С.42−45.
  32. .Л. Западноевропейское пространство XXI века Текст. / Б. С. Ворыкин // Прогностические модели // Педагогика. № 1. -1998.
  33. , Б.Л. Сравнительная педагогика Текст. / Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова. -М. Воронеж, 1996.
  34. , JI.C. Проблемы развития психики Текст. / JI.C. Выготский. —М.: Педагогика, 1983. 367 с.
  35. , Вл. Хроника человечества Текст. / Вл. Гаков. — М.: Олма-Пресс, 2002. 623 с.
  36. , П.П. Лабораторные работы и практикум по электродинамике Текст. / П. П Головин. 4.1. — Ульяновск, 1995.
  37. , А. А. Концепция современного естествознания Текст.: учебное пособие для вузов / А. А. Горелов. М., 2003. — 245 с.
  38. , Е.Н. Лабораторная техника и ремесленные приемы Текст. / Е.Н. Горячкин- под ред. А. И. Глазырина. Изд. 3-е, перераб. — М.: Просвещение, 1969.
  39. , Е.Н. Методика и техника физического эксперимента в восьмилетней школе Текст. / Е. Н. Горячкин, В. П. Орехов. М.: Просвещение, 1964.
  40. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  41. , Э.Н. Образование личности. Личность Формирование — Культура: Философские проблемы Текст. / Э. Н. Гусинский. — М., 1994.
  42. Дабаг, Мустафа. Образование во время мандата: Палестинская энциклопедия Текст. / Мустафа Дабаг. Т.З. — С. 35, 73. — Амман, 1990.
  43. , В. В. Основные проблемы исследования учебной деятельности. Современное состояние и перспективы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов // Сб. м-лов конф.- под ред. А. М. Аронова и др. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. С. 3−17.
  44. , В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе Текст. / В. И. Данильчук. СПб. — Волгоград, 1996.
  45. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы: Электричество, оптика, физика атома Текст.: пособиедля учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.- под ред. А. А. Покровского. М.: Просвещение, 1971. — Т. 2. — 368 с.
  46. , А.Н. Сравнительная педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов сред, и высш. учеб. зав. / А. Н. Джуринский. М.: Академия, 1998. — 169 с.
  47. , А.Н. Школа Франции XX столетия Текст. / А. Н. Джуринский. М., 1989. — 130 с.
  48. Дидактические основы построения учебного предмета общеобразовательной школы Текст.: методическое пособие. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1989. — 156 с.
  49. Долганова, E. J1. Пути оптимизации экспериментальной подготовки учащихся при обучении физике в современных условиях Текст.: дис.. канд. пед. наук / E.JI. Долганова. Курган, 1994. — 192 с.
  50. , О.М. Дифференцированный подход при проведении лабораторных работ по физике в старших классах средней школы Текст.: дис.канд. пед. наук/О.М. Дружинина. Челябинск, 1997.
  51. Елмадхон, Абдурахим. Активизация практической деятельности учащихся средней школе на лабораторных занятиях естествознания Текст.: / Абдурахим Елмадхон. Газа, 1998. — 95 с.
  52. Елмадхон, Абдурахим. Анализ учебников естествознания в средней школе Текст. / Абдурахим Елмадхон. Газа, 2003.
  53. Елмадхон, Абдурахим. Сборник обучения естествознанию в 7 классе Текст. / Абдурахим Елмадхон. Газа: UNRWA, 2004. — 146 с.
  54. , И.К. Дидактическая модель учебного предмета: Новые исследования в педагогических науках Текст. / И. К. Журавлев, Л. Я. Зорина. М: Педагогика, 1979. — № 1. — С. 18−23.
  55. , В.И. Методология и методика дидактического исследования Текст. /В.И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982.
  56. Закон РФ Об образовании Текст. -М., 1992. 57 с.
  57. , Б.С. Некоторые замечания о рациональном оборудовании физического кабинета Текст. / Б. С. Зворыкин // Физика в школе. -1968.- № 3. С. 58−60.
  58. , П.А. Методика преподавания физики в средней школе Текст. / П. А. Знаменский. Л.: Учпедгиз, 1955. — 552 с.
  59. , Л.Я. Дидактические основания конструирования содержания образования: Практико-ориентированная дидактика в образовании Текст. / Л. Я. Зорина. Улан-Удэ — Москва: Бурятский госуниверситет, 1998.-С. 3−9.
  60. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников Текст. / Л. Я. Зорина. М.: Педагогика, 1978. -128 с.
  61. , П. В. Пути повышения эффективности школьного физического эксперимента: Проблемы учебного физического эксперимента Текст. / П. В. Зуев // Сборник научных трудов. Вып. 7. — СПб, 1998. -С. 8−10.
  62. , П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксиологический подход) Текст.: монография / П. В. Зуев. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2000. — 153 с.
  63. Ибрагим, Бенабдаллах Альмхесин. Обучение естествознанию в странах: Америки, Японии, Англии и Саудовской Аравии Текст. / Бенабдаллах Альмхесин Ибрагим. Альмадина Альмунойра, 2002. — 210 с.
  64. , Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики Текст.: пособие для учителей / Л. А. Иванова. -М.: Просвещение, 1983.
  65. Л.Г. Культура на переломе: Механизмы и направления современного культурного развития в России Текст. / Л. Г. Ионин. Социс. -1995. -№ 2.
  66. Кабинет физики средней школы Текст.- под ред. Покровского А. А. -М.: Просвещение, 1982.
  67. , В.Е. Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Е. Казенас. -Екатеринбург, 1999. 23 с.
  68. , А.Ю. Учебный физический эксперимент как средство организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики Текст.: дис. канд. пед. наук / А. Ю. Канаева. М., 1996.
  69. , И.С. Проблемы взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения при изучении фундаментальных физических теорий в школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. С. Карасова. -Челябинск, 1997. 37 с.
  70. Кац, А. Физика, упражнения для лаборатории Текст. / А. Кац. -Израиль: Минпрос, 2002. 75 с.
  71. , Г. С. Тенденции модернизации среднего физического образования в Швеции Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С. Ковалева. -М., 1986.
  72. , В.Л. Обобщенный план экспериментального исследования: проблемы учебного физического эксперимента Текст. / В. Л. Кокшаров. Вып. 5 — Глазов, 1998. — С. 6−7.
  73. , О. А. Формирование и развитие самообразовательных умений у учащихся при обучении химии Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. А. Колпакова. Н. Новгород, 2003. — 180 с.
  74. , Н. А. Пути усиления самостоятельности учащихся при выполнении фронтальных лабораторных работ на первой ступени обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Константинов. Тирасполь, 1987.-209 с.
  75. , Р. Д. Концепция физического образования в Российской Федерации Текст.: Р. Д. Минькова, Н. Е. Важеевская, Ю. И. Дик, Г. Г. Никифоров, Н. С. Пурышева, JI.K. Свириденко М., 1992. — 142 с.
  76. , Н.Ю. Компьютерные технологии обучения как средство организации самоуправления деятельностью учащихся в процессе школьного физического эксперимента Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Королева. СПб., 1998. — 177 с.
  77. , Н.В. Формирование экспериментальных умений у учащихся в условиях дифференцированного обучения физике (на примере гуманитарного и технического профилей) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Кочергина. М., 1995.
  78. , Н.Н. Взаимосвязь физики с другими предметами естественного цикла как необходимое условие формирования общих естественнонаучных понятий Текст. / Н. Н. Кузьмин. Челябинск, 1985. — 175 с.
  79. , В.Н. Концепция современного естествознания Текст.: / В. Н. Лаврененко, В. П. Патникова. М., 2003.
  80. , Н.Г. Состояние и основные тенденции физического образования в школах современной Японии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Левандовская. Л., 1988.
  81. , И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть Текст. / И. Я. Лернер. М: Знание, 1978. — 45 с.
  82. , В. В. Учебный эксперимент как метод физического доказательства Текст. / В. В. Майер, Р. В. Майер // Учебная физика. 1997. -С. 60−72.
  83. , В.В. Новые элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. В. Майер. Глазов, 2000. -409 с.
  84. , Р.В. Исследование процесса формирования эмпирических знаний по физике Текст.: учеб. пособие / Р. В. Майер. Глазов: ГТДИ, 1998.- 132 с.
  85. , Р.В. Оценка уровня знаний учащихся физического эксперимента Текст.: учебная физика. Глазов, 1998. — С. 28−31.
  86. , Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе Текст.: книга для учителя / Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1993.
  87. , А.Н. Физика в школе Текст. / А. Н. Малинин. — № 1. -2000.-С. 68−75.
  88. , И.Ф. Формирование обобщенных знаний и умений как условие развивающего обучения на лабораторных и практических занятиях по курсу общей физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Ф. Медведев. Челябинск, 1986. — 216 с.
  89. , B.C. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения Текст. / B.C. Мерлин, Е. А. Климов // Сов. педагогика, 1967. № 4. — С. 110−118.
  90. Методика обучения физике в школах СССР и ГДР Текст.- под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского и др. М., 1978.
  91. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы Текст.: пособие для учителя- под. ред. Л. В. Усовой. М.: Просвещение, 1990.
  92. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы Текст.: в 2-х ч.- под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1990.
  93. Министерство высшего образования Палестины. Программы школьного обучения 2004 Текст. Рамалла, 2004.
  94. , Э. И. Роль проблемного обучения физике в развитии познавательной активности учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / Э. И. Мусаев. Баку, 1989. — 190 с.
  95. Мустафа, Дабаг. Образование во время мандата Текст.: палестинская энциклопедия / Дабаг Мустафа. Амман, 1990. — Т. 3. — С. 35, 73.
  96. , Г. Я. Основные особенности физического метода исследования Текст. / Г. Я. Мякишев // Физика в школе. 1985. — № 6. — С. 15−19.
  97. , П.М. Совершенствование рабочих мест и вспомогательного оборудования в кабинете физики как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса Текст.: дис.. канд. пед. наук / П. М. Назаров. -М., 1981.
  98. Назми, Хана Михайль. Лабораторные аспекты при обучении естествознанию Текст. / Хана Михайль Назми. Египет: Асиоть, 1974.
  99. , А.А. Эксперимент в структуре физической теории Текст. / А. А. Найдин // Физика в школе. 1994. — № 2. — С. 51−63.
  100. , Н.Д. Педагогика в системе обществознания Текст. / Н. Д. Никандров // Современная педагогика. 1998. — № 6.
  101. , И. И., Гладышева, Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся Текст. / И. И. Нурминский, Н. К. Гладышева. М.: Педагогика, 1991.-221 с.
  102. Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования Текст. // Вестник образования. -М., 1998. -№Ю. С. 24 — 68.
  103. , Е.С. Использование микролаборатории на уроках физики (7 класс) Текст.: пособие для учителей / Е.С. Объедков- под ред. А. И. Иванова. М., 1993.
  104. , Е.В. Основные тенденции изменения содержания и методов обучения физике в средней школе США Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Озрина. М., 1975.
  105. , Е. В. Место эксперимента в системе научного познания Текст. / Е. В. Оспенпикова // Учебная физика. — 2002. — № 2. С. 31−41.
  106. , М. С. Текст. / М. С. Павлова, JL М. Любушкина // Физика в школе. № 1. — 2006. — С. 15−23.
  107. Палестинское достижение в секторе образования 1994−2005 Текст. / Рапорт, выдвинутый на заседании совет министров Палестины 2005.
  108. , А. В. К проблеме исследования мышления в практической деятельности Текст. / А. В. Панкратов // Познавательные процессы теория, эксперимент, практика: сб. науч. тр. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1990.-107−117 с.
  109. Педагогическая энциклопедия Текст.- под ред. Давыдова В. В. и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1966. Т. 3.
  110. , А. И. Моделирование как средство активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / А. И. Песин. М., 1989. — 17 с.
  111. , А.И. Познавательные барьеры в обучении физике и методические принципы их преодоления Текст.: автреф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Пилипенко. М., 1997. — 43 с.
  112. , А.В. Кабинет физики восьмилетней и средней школы Текст. / А. В. Постников. М.: Просвещение, 1966.
  113. Практикум по физике в средней школе. Дидактический материал Текст.: пособие для учителя- изд. 3-е, перераб.- под ред. В. А. Бурова, Ю. И. Дика. -М.: Просвещение, 1987.
  114. Проверка и оценка успеваемости уч-ся по физике: 7−11 кл. Текст.: кн. для учителя / В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик, И. И. Нурминский и др.- под ред. В. Г. Разумовского. -М.: Просвещение, 1996. 190 с.
  115. Программно-методические материалы Текст.: Физика. 7−11 классы- сост. Дик Ю. А., Коровин В. А. 3-е изд. — М.: Дрофа, 2002. — 256 с.
  116. , Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе Текст. / Н. С. Пурышева. -М.: Прометей, 1993. — 162 с.
  117. , В. Г. Методы научного познания и качество обучения Текст. / В. Г. Разумовский // Учебная физика. 2000. — № 1. — С. 7076.
  118. , В.Г. Физика в средней школе США: Основные направления в изменении содержания и методов обучения Текст. / В. Г. Разумовский. М., 1973. — 160 с.
  119. Результаты международного теста timss Текст., 2005.
  120. , А. Исследовательские лабораторные работы по физике Текст. / А. Розен. Реховот: Гестелит, 2001.
  121. , Я.С. Ценности гуманитарного образования Текст. /
  122. A. Розен // Высшее образование. № 1. — 1996.
  123. , К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом Текст. / К. И. Салимова. Ч. 2 (18−20 вв.). — М., 1989. — С. 220.
  124. Сальма, Заки Эль Нашиф. Методика преподавания естествознания Текст. / Заки Эль Нашиф Сальма- Дар эль фуркан. Иордания, 1998.180 с.
  125. , Л.П. Методология познания и логика познания как средства воспитания обучаемых физике Текст. / Л. П. Свитков. М.: Сигналь, 1998. — 51с.
  126. , Д. Указания инспекции Минпроса по преподаванию физики Текст. / Д. Села. Иерусалим: Минпрос, 1996.
  127. , В.А. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента Текст.: дис.. д-ра пед. наук /
  128. B.А. Синенко. Челябинск, 1995. — 389 с.
  129. , В.Я. Методика и техника школьного физического эксперимента Текст. / В. А. Синенко. Новосибирск: НГПИ, 1990. — 101 с.
  130. , В.А. Педагогика Текст.: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  131. , А.В. Теория и методика применения средств новых информационных технологий в обучении физике Текст.: дис.. д-ра пед. наук / А. В. Смирнов. М., 1996. — 439 е.
  132. Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран Текст.- под ред. Разумовского В. Г. — М.: Просвещение, 1985.
  133. , Е. Ф. Концепции современного естествознания Текст. / Е. Ф Соколов. М., 1998.
  134. Тана, Одее. Эффективность использования лаборатории в основной школе Текст. / Одее Тана. Египет: Танта, 1995. — 140 с.
  135. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст.- под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-353 с.
  136. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы Текст.: учеб. пособие / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н.Е. Важеев-ская и др.
  137. , Т.П. Совершенствование подготовки учителей химии к проведению химического эксперимента с использованием информационных технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. П. Третьякова. -М., 2003. 173 с.
  138. , А.В. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей при формировании естественнонаучных понятий у учащихся VI-VII классов Текст. / А. В. Усова, Н. Н. Кузьмин. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- 16 с.
  139. , А.В., Бобров, А.А. Формирование у учащихся учебных умений Текст. / А. В. Усова, А. А. Бобров. — М.: Знание, 1987. — 80 с.
  140. , А.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики Текст.: метод, пособие / А. В. Усова, В. В. Завьялов. М.: Высшая школа, 1984. — 96 с.
  141. , А. П. Демонстрационный эксперимент при реализации продуктивных методов обучения Текст. / А. П. Усольцев // Учебная физика. 2002. — № 4. — С. 49−54.
  142. Учебная программа по физике для 10 класса. Комиссия по учебным программам по физике Текст. Рамалла, 2003.
  143. Учебник естествознания 7 класса Палестинской программы обучения Текст. Рамалла, 2000.
  144. Учебное оборудование по физике в средней школе Текст.: пособие для учителей- под ред. А. А. Покровского. М.: Просвещение, 1973.
  145. Учебные стандарты школ России. Математика Текст.: Естественно-научные дисциплины- под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: Прометей, 1998. — 336 с.
  146. , В.П. Формирование творческой активности личности школьника в процессе обучения физике Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. П. Ушачев. М., 1998. — 37 с.
  147. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики Текст.: дидактический материал: 9−11 классы / Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. -М.: Просвещение, 1993.
  148. Фиш, М. Об историко-философском подходе к преподаванию физики Текст. / М. Фиш. Тель-Авив: Университет, 1999.
  149. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7−11 классах общеобразовательных учреждений Текст.: кн. для учителя- под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. -М.: Просвещение, 1996.
  150. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе Текст.: пособие для учителей- под ред. А. А. Покровского. Изд. 2-е, пе-рераб. — М.: Просвещение, 1974.
  151. , С. А. Система демонстрационного эксперимента по теме «Световые явления в 7 классе» Текст. / С. А. Хорошавин // Физика в школе. 1987. — № 1. — С. 55- 61.
  152. , С. А. Техника и технология демонстрационного эксперимента Текст. / С. А. Хорошавин. М.: Просвещение, 1978. — 170 с.
  153. , С.А. Физический эксперимент в средней школе 6−7 классы Текст. / С. А. Хорошавин. -М.: Просвещение, 1988. 174 с.
  154. , А. Г. Методика преподавания естествознания в 5−7 классах Текст.: книга для учителя / А. Г. Хрипкова. М., 1997.
  155. , Т.Н. Принципы и методы отбора содержания современного общего образования (на примере курса информатики) Текст.: ав-тореф. дис. канд. пед. наук / Т. Н. Шайхиева. -М., 1992. 17 с.
  156. , Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении Текст. / Т. Н. Шамало. Свердловск: СГПИ, 1990. — 96 с.
  157. , Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий Текст.: книга для учителя / Т. Н. Шамало. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  158. , Н.М. Физический эксперимент в средней школе Текст. / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В .И. Тыщук. М., 1991.
  159. , В.Ф. Самодельные приборы по радиоэлектронике Текст. / В. Ф. Шилов. М.: Просвещение, 1973.
  160. Кади Кади. Палестинское образование Текст. / Кади Кади // Аль Шорок. Газа, 1994. — С. 23
  161. Эль Хальди, Валид. Полное соченение арабского факультета в Иерусалиме (1919−1948) Текст. / Валид Эль Хальди. Иерусалим, 1991.
  162. Эль Хальди, Валид. Полное сочинение арабского факультета в Иерусалиме (1919−1948) Текст. / Валид Эль Хальди. Иерусалим, 1991.
  163. Эль Хатиб, Аллам Элдин. Обучение естествознанию цели и стратегии Текст. / Аллам Элдин Эль Хатиб // Эль Фалах. — Кувейт, 1995. -230 с.
  164. Элькайали, Абдульвахаб. Современная история Палестины Текст. / Абдульвахаб Элькайали // Арабское агентство исследования и публикация.— Кувейт, 1980.
  165. Якуб, Нашуан. Инновизация в обучении естествознания Текст. / Нашуан Якуб И Дар Эль-Фуркан. Амман, 2001. — 280 с.
  166. Alan Peacock. Science Skills / Peacock Alan // A problem- solving. Activities Book. Macmillan. 1986.
  167. Albert V. Baez. L innovation dans lenseignement des sciences Текст. / V. Baez. Albert // Synthese mondiale. Beirut, 1987.
  168. Holmes Br. L’education comparee en Europe Текст. / Br Holmes // L’education comparee: questions et tendances contemporaines / edite par W.D.Halls. UNESCO, 1990. — P. 67−82.
  169. Jenkis, Edgar & Richard Whitfield. Reading in science education Текст. / Edgar Jenkis & Whitfield Richard // London: Me Grow Hill со. 1974, p. 81.
  170. Le Thanh Khoi. L’education compare Текст. / Khoi Le Thanh. P: Armand Colin, 1981.
  171. Michael O. Martinina V.S. Mullis Eugenio J. Gonzalez Steven J. Chrostowski: TIMSS & PIRLS. International study center lynch school of education / O. Michael и др.- manresa house Boston College chestnut hill, ma02467United States.
  172. Student / Teacher. 50 yeas of UNRWA Educational Services Issue- № 1 June 2000.
Заполнить форму текущей работой