Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего педагогического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую роль играет здесь средняя школа. От уровня и качества школьного образования по информатике во многом зависит успешность дальнейшей подготовки по этой дисциплине в вузе. В настоящее время информатика, информационные технологии в той или иной мере изучаются в процессе вузовского образования практически по всем специальностям, значительное число вузов имеют факультеты, непосредственно… Читать ещё >

Содержание

  • Введете
  • Глава I. Научно-педагогические основы общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологннм на начальной ступени высшего образования
    • 1. 1. Роль инфорнатик!1 информационных технологий в образовав!
    • 1. 2. Авалвз состоявм проблемы общеобразовательной под готов и по мфорнапхе в высшей образова! И
    • 1. 3. Пр!!щпы построения содержания общеобразовательного хурса информатики на шпальаой ступе! высшего профессю! ального образования
  • Глава II. Методика обучения информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего педагогического образования
    • 2. 1. Методика обучения инвариантному ядру и вариативным нодулян коррекционного типа общеобразовательной подготовки по ннфорнатике и информационным технологиям
    • 2. 2. Методика обучения вариативным модулям профессионально ориентированного типа общеобразовательной подготовки по информатике и информационный технологиям
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка разработанного содержания общеобразовательной подготовки по информатике и информационным тех! олог!ям яа начальной ступени высшего педагогического образования

Совершенствование общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Постоянно возрастающая роль ннформатнкн в образовании определяется целым рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие.

Неотъемлемым компонентом культуры современного человека является информационная культура, решающий вклад в формировании которой сегодня вносит изучение информатики и информационных технологий. Среди шести ключевых компетенций, рассматриваемых в настоящее время как стержень социализации молодого поколения, подготовки его к последующей профессиональной деятельности, ведущее место занимают информационные и коммуникативные компетенции. Формирование современного научного мировоззрения сегодня также невозможно без изучения информатики, понимания информации как семантического свойства материя, роли информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Именно поэтому информатика становится важнейшей частью непрерывного образования человека на всех этапах: начального, основного, полного среднего, профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации.

Особую роль играет здесь средняя школа. От уровня и качества школьного образования по информатике во многом зависит успешность дальнейшей подготовки по этой дисциплине в вузе. В настоящее время информатика, информационные технологии в той или иной мере изучаются в процессе вузовского образования практически по всем специальностям, значительное число вузов имеют факультеты, непосредственно связанные с подготовкой специалистов по информатике, применению информационных технологий в различных областях профессиональной деятельности человека. Информатика (в зависимости от профиля вуза и специализации факультета) входит как в систему общеобразовательной, так м специальной подготовки будущего специалиста. Эти тенденции характерны ¦ для педагогических вузов, на материале которых проведено настоящее исследование.

Средняя школа призвана обеспечить подготовку выпускников к освоению образовательных программ высшего профессионального образования. Применительно к информатике это означает не только овладение знаниями и умениями по этой дисциплине, составляющими фундамент для последующего профессионального образования, но и овладение информационными технологиями обучения, без которых учебный процесс в современном вузе уже невозможно представить.

Уровень подготовки выпускников школы в области информатики и информационных технологий во многом не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Как показывает практика, выпускники школы либо изучали в школе информатику в узком понимании ее содержания (элементарная подготовка пользователя ЭВМ, изучение программирования и пр.), либо фактически не изучали этот курс совсем. Последнее обусловлено тем, что оснащенность школ современной вычислительной техникой остается пока на достаточно низком уровне (по некоторым данным в среднем по России около 15%). Проведенное нами анкетирование первокурсников ряда вузов (в Москве, Оренбурге, Чебоксарах, Омске, Волгограде, Тобольске и др.) показало, что содержание и уровень подготовки выпускников школы явно недостаточны с точки зрения потребностей вуза.

Таким образом, можно констатировать, что проблема преемственности школьного и высшего профессионального образования в области информатики продолжает оставаться актуальной. Она имеет два аспекта: с одной стороны, необходимо дальнейшее совершенствование школьного курса информатики, в частности, с позиций требования подготовки выпускников школы к освоению программ высшего образования, с другой стороны, развитие общеобразовательной подготовки по этой дисциплине в вузе с учетом, в частности, необходимости коррекции разноуровневой подготовки по информатике выпускников школы.

Вместе с тем, анализ существующей практики общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на первом этапе вузовского образования показывает, что этот процесс не имеет достаточного дидактического и психолого-педагогического обоснования, зачастую обусловлен субъективными факторами. Существующие в вузах общеобразовательные курсы информатики нередко повторяют недочеты школьного курса н в большинстве своем направлены на овладение конкретными средствами информационных технологий, а потенциал информатики как общеобразовательного предмета используется пока далеко не полностью.

В работах В. С. Леднева, А. А. Кузнецова, С. А. Бешенкова, Б. А. Ракитиной, Б. К. Хеннера, Н. Д. Угриновича и других ученых достаточно четко обосновывается несостоятельность попыток выбирать в качестве основы для построения содержания курса информатики конкретные средства информационных технологий. Отмечается, что уже в целом ряде психологических и дидактических исследований сегодня показано, что эффективность формирования готовности специалиста к применению в своей профессиональной деятельности информационных технологий во многом зависит от уровня сформированности информационной компоненты его мировоззрения, информационного подхода к анализу окружающей действительности.

Серьезным недостатком общеобразовательных курсов информатики на первом этапе высшего профессионального образования является то, что их содержание носит по существу инвариантный характер и не позволяет гибко адаптировать их к потребностям студентов, получивших разноуровневую подготовку по информатике в школе.

Как правило, система курсов, связанных с информатикой и информационными технологиями, в педвузах состоит из курса основ информатики, имеющего общеобразовательный характер и изучаемого на первых курсах, и курса (раздела) применения информационных и коммуникационных технологий в образовании (для будущих учителей информатики эта подготовка дополняется еще рядом других специальных курсов).

Несмотря на значительное число исследований, в том числе и диссертационных, посвященных подготовке студентов педвузов в области информатики (Э.И.Кузнецов, Т. В. Добудько, Ю. С. Брановский, М. П. Лапчик, И. В. Марусева, В. И. Пугач, Н. И. Рыжова, М. В. Швецкий и др.) вопросы содержания общего (общеобразовательного) курса информатики, тем более в аспекте его коррекционной функции, предметом специального исследования не были.

Следует заметить, что вопросы коррекционной функции общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям частично рассматривались в диссертационных исследованиях В. А. Пономарева, Д. В. Лукина, А. Н. Лаптева применительно к системе переподготовки и повышения квалификации кадров. В их работах основное внимание уделено дополнительной подготовке по информатике и вычислительной технике в учебных центрах занятости населения с акцентом на освоение определенных видов информационной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что систематического научного исследования по реализации общеобразовательной подготовки студентов по информатике и информационным технологиям, не получивших в школе полноценной подготовки в этой области с точки зрения его современного понимания, по существу проведено не было. Нет, в частности, обоснованного содержания общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего образования, содержание этой подготовки не дифференцировано в зависимости от специальности будущего учителя. Это обстоятельство определяет проблему, поставленную в данном исследовании.

Цель исследования — разработать содержание общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего образования с учетои разноуровневой подготовки студентов по этой дисциплине в школе, а также специальности будущего учителя.

Объект исследования — методическая система подготовки по информатике и информационным технологиям в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования — принципы разработки содержания общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего педагогического образования.

Гипотеза исследования.

Общеобразовательная подготовка по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего образования обеспечит реализацию современных целей обучения информатике, если ее содержание будет:

— ориентировано на новые приоритеты системы образования, направленные на фундаментализацию, опережающий характер образования, формирование ключевых компетенций, реализацию личностно-ориентнрованного подхода в обучении;

— учитывать разноуровневую подготовку студентов по информатике в школе, а также специфику использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителей разных специальностей, и в связи с этим будет построено на модульной основе (с выделением инвариантной ¦ вариативных частей изучения информатики и информационных технологий).

Основные задачи исследования:

1. Провести анализ уровня и качества подготовки по инфориатике выпускников школы и сопоставить их с требованиями готовности к освоению программ высшего профессионального образования.

2. Обосновать принципы разработки содержания курса информатики в цикле общеобразовательных дисциплин вуза (на материале педвузов).

3. Выявить возможность и целесообразность использования модульного принципа при построении содержания общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям.

4. Разработать содержание инвариантного и одного вариативного модуля общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего образования.

5. Экспериментально проверить разработанное содержание, оценить его доступность и эффективность для подготовки к продолжению профессионального образования.

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: изучение и анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследованиясравнительный анализ учебных программ, учебников и методических пособийизучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта обучения информатикеэкспериментальное преподаваниеанкетирование преподавателей и обучаемыхнаблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью обучаемых.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования определяется: обоснованней содержания общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на основе принципов опережающей подготовки, развития фундаментального характера содержания образования, компетентностиого подхода- - построением (для выполнения коррекционной функции и профессиональной ориентации) содержания общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего образования по модульному принципу (с выделением инвариантного ядра и вариативных частей двух типовкомпенсационных и дифференцируемых по видам информационной деятельности).

Практическая значимость результатов заключается в том, что разработаны учебные материалы по информатике и информационным технологиям для использования их в учебном процессе на начальной ступени высшего образования и подготовлены методические рекомендации. Они могут послужить основой для учебных и методических пособий для общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям в системе непрерывного образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется его опорой на современные психолого-педагогические и дидактические концепции (теория познания и деятельности: Л. П. Буева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, Л. И. Новикова, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.- теория структуры и содержания образования: В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.- системный подход как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: А. Н. Аверьянов, П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, У. Р. Эшби, Э. Г. Юдин и др.- концепция информатизации образования и работы по развитию содержания обучения информатике: Б. П. Велихов, А. П. Ершов, В. Г. Кинелев, А. А. Кузнецов, В. В. Рубцов, А. Я. Савельев, С. А. Бешенков, И. В. Роберт и др.), применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам, успешной апробацией основных положений и результатов исследования, двухлетней экспериментальной работой по созданной программе и учебным материалам.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Содержание общеобразовательного курса информатики на начальном этапе образования в вузе должно строиться с учетом двух основных его функций:

— подготовки к освоению программ собственно профессионального (в рамках циклов спецдисциплин) образования;

— коррекция, выравнивание уровня подготовки студентов, получивших подготовку по информатике в школе, существенно различающуюся по содержанию, направленности и уровню знаний, умений, способов деятельности.

2. Реализация указанных функций возможна при использовании двухаспектной дифференциации содержания общеобразовательного курса информатики:

— по содержанию будущей профессиональной деятельности, профилю подготовки учителя, что придает общеобразовательному курсу профессионально ориентированный характер;

— по уровню и качеству предшествующей (школьной) подготовки студента, что позволит решить задачу выравнивания подготовки студентов к освоению программ дальнейшей профессиональной подготовки.

3. Содержание общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям целесообразно строить по модульному принципу — выделив инвариантное ядро, обеспечивающее базовый уровень, н вариативные части, дифференцируемые по видам информационной деятельности (для реализации первой функции), а также коррекцнонные модули (для осуществления второй функции).

Апробация результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались и были одобрены на заседаниях отдела теории и методики обучения информатике Института общего среднего образования Российской академии образования (2000;2002 гг.) — на Международной конференции ИТО — 2001 «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2001), на VII межвузовской научно-практической конференции по проблемам педагогической инноватики (Тобольск, 2002), на VII научной конференции Тамбовского государственного технического университета (Тамбов, 2002), на конференции «Проблемы н приоритеты современного образования» в Институте общего среднего образования Российской академии образования (Москва, 2002) и др.

Основные положения и результаты исследования отражены в 8 публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Постоянно возрастающая роль информатики и информационных технологий в образовании, профессиональной деятельности учителей обусловили необходимость осуществления соответствующей подготовки студентов педагогических вузов. Анализ содержания этой подготовки показывает ряд ее недостатков, к числу важнейших из которых следует отнести:

— недостаточный учет разноуровневого характера подготовки по информатике студентов первых курсов, полученной при обучении в школеотсутствие дифференцированной, профильно-ориентированной подготовки студентов по информационным технологиям в зависимости от приоритетного характера использования конкретных технологий в последующей профессиональной деятельности учителя.

2. Курс основ информатики целесообразно построить по принципу: инвариантная часть и вариативные модули.

Содержание инвариантной части ориентировать на реализацию общеобразовательной, общекультурной составляющей содержания курса основ информатики, прежде всего, на формирование современного научного мировоззрения.

Вариативные модули дифференцировать по двум их основным функциям:

— корректирующей;

— профессионально направленной.

3. Вариативные модули, выполняющие корректирующую функцию, строятся с учетом разноуровневого характера подготовки студентов по информатике, полученной в школьном образовании. Проведенное исследование позволило установить основные пробелы в школьной подготовке по информатике и обосновать содержание четырех элективных коррекционных модулей.

4. Содержание вариативных модулей, реализующих профессиональную направленность курса основ информатики, должно быть построено с учетом предложенной группировки специальностей учителей в зависимости от приоритетных типов информационных технологий, используемых ими в профессиональной деятельности.

5. В диссертации разработаны содержание инвариантной части общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям «Основы информатики и информационных технологий», а также одного из предложенных профессионально ориентированных вариативных курсов («Использование баз данных»).

6. Проведенный педагогический эксперимент показал целесообразность предложенной структуры обучения основам информатики и эффективность разработанной методики обучения основам информатики и информационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994. — 336 с.
  2. А патов, а Н. В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе. //Днсс. д-ра пед.наук. М., 1994. -217 с.
  3. А патов, а Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: ИОСО РАО, 1994. 228 с.
  4. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  5. С., Ракитина Е. Информатика. Систематический курс. 10 класс. -М., 2001.-431 с.
  6. Бешенков С. А, Ракитина Б. А Формализация и моделирование. // Информатика и образование, 2001. № 7. — С.6−13.
  7. С.А. Новые составляющие нашего мировоззрения. // Информатика и образование, 1999. № 10. — С.10−11.
  8. С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии. // Информатика и образование, 2000. № 7. — С.7−9.
  9. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. //Дисс.. д-ра пед.наук. М., 1994.
  10. Ю.Бешенков С. А., Григорьев С. Г. Информатика. Учеб. пособие для гимназий и лицеев гуманитарной ориентации. М., 1993. — 87 с.
  11. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование, 1998. № 5, 6, 7.
  12. В.В., Савинков В. М. Проектирование баз данных информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1989. — 351 с.
  13. И.Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Петруиько А. В. Кибернетический подход к информационным технологиям в непрерывном образовании. // В кн. Подготовка специалистов в области образования (структура и содержание). СПб.: Изд-во РГПУ, 1994.
  14. И.Бороненко Т. А. Методика обучения информатике (теоретические основы). Учеб. пособие. СПб.: РГПУ, 1997. — 100 с.
  15. Н.Брановскнй Ю. С. Виеденне в педагогическую информатику. Учеб.пособие. Ставрополь: СГПИ, 1994. — 37 с.
  16. М., Степенко Г. Информационный поиск и компьютерная грамотность. //Информатика и образование, 1990. С.15−23.
  17. И., Ратинский И., Ин.А. Информатика или программатика? // Информатика и образование, 1990. № 2. — С.109−111.
  18. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. статья В. В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 336 с.
  19. Вычислительная техника. Терминология: Справочное пособие. М.: Изд-во стандартов, 1989. — (Вып.1). -168 с.
  20. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. — 51 с.
  21. А. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Internet. -М: Изд-во ТПП «Сфера», 1995. 269 с.
  22. Н.В. Информационные технологии в профильном курсе информатики. //Информатикаи образование, 2001. № 7. — С.49−52.
  23. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  24. Ю.М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Б. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.
  25. А. Информационно-поисковые системы для КУВТ 86 // Информатика и образование, 1989. — № 6. — С.45−50.
  26. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемыпромышленной эксплуатации. М.: Наука, 1985. — 240 с.
  27. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  28. Дворецкий С. И, Майстренко А. В., Муратова Б. И. Формирование информационной культуры специалиста // Информатика и образование, 2001. -№ 4. -С.21−31.
  29. К. Введение в системы баз данных / Пер. с анг. М.: Наука, 1980. -463 с.
  30. К. Руководство по реляционной СУБД ДВ2 / Пер. с англ. и предисл. М. Р. Когаловского. М.: Финансы и статистика, 1988. — 320с.
  31. С.М. Проектирование баз данных. Учебник. М: Финансы и статистика, 1988. — 216 с.
  32. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998. — 192 с.
  33. Т.В. Формирование профессиональной компетенции учителя информатики в условиях информатизации образования. Самара, 1999.- 340 с.
  34. В.И., Попова Э. В., Преображенский А. Б. Общение конечных пользователей с системами обработки данных. М.: Радио и связь, 1988.- 288 с.
  35. Н.Е. Введение в СУБД ИНЕС. М.: Наука, 1988. — 256 с.
  36. А.П. Информатизация, от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества //Коммунист. М., 1988, № 2.
  37. Ю., Хвилон.Е. К участникам Конгресса // Международное сотрудничество. Образование и новые информационные технологии, 1996. № 2. — С.7.
  38. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе. //Дисс.. д-рапед.наук. М., 1989.
  39. И.К., Краев с кий В.В. Современный урок. М.: Мин-во просвещения СССР, 1985. — 33 с. 40.3ахарова Т. Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. М., 1997. — 212 с.
  40. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 384 с.
  41. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  42. А.А. Интернет: технологический и социальный аспекты. // Информатика и образование, 2001. № 7. — С.53−62.
  43. Информационные технологии в системе непрерывного образования / Проблемы методологии и теории): Монография. СПб: Образование, 1996. — 224 с.
  44. Д., Лебен Дж. Техника программирования для IMS / Пер. с англ. Под ред. и с предисл. О. М. Вейнерова. М.: Финансы и статистика, 1983. — 248 с.
  45. В.Н., Верлань А. Ф. Основы информатики и вычислительной техники. Проб. учеб. пособие для 10−11 кл. сред.шк. Киев: Радяньска школа, 1989.
  46. В.Г. Образование и цивилизация: Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». М., 1996.
  47. В.Г. Приветствие участникам конгресса // Международное сотрудничество. Образование и новые информационные технологии, 1996 № 2 — С.1−2.
  48. Л.В., Малаш инин И.И. Проектирование банков данных. М.: Наука, 1985.- 256 с.
  49. К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования. М., 2000. — 55с.
  50. К.К. Образование и XXI век. М.: Наука, 1999.
  51. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальнаяинформатика М., 2000. — 3S0 с.
  52. Компьютерная грамотность в школах Великобритании. М., 1986. — 38с.
  53. Компьютерная революция и информатизация общества. М.(1990.
  54. Конценция информатизации сферы образования Российской Федерации- М.: Минобразование РФ, 1998. 322 с.
  55. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Статистика, 1977. — 183 с.
  56. М.А. и др. Информационные системы и структуры данных / Под ред. М. А. Королева. М.: Статистика, 1977. — 183 с.
  57. Т.Н. Гуманизация и компьютеризация образования как факторы развития личности. //Дисс. канд. философ, наук. М., 1995.
  58. В.В. Дидактический подход к построению теории содержания общего среднего образования // Советская педагогика, 1982.- № 3. С.34−38.
  59. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М: НИИ ОП, 1977.- 264 с.
  60. В.В., Скаткин М. Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  61. Р. Системы управления базами данных dBASE II и dBASE III для персональных компьютеров: Пер. с англ. / Предисл. В. П. Иванникова. -М.: Финансы и статистика, 1988. 283 с.
  62. Н.А., Миронов Г. А., Фролов Г. Д. Автоматизированные информационные системы. / Под ред. А. А. Дородницына. М.: Наука, 1982. 384 с.
  63. Л.Т. Интеллектуальные банки данных // Информатика, управление, вычислительная техника: сб. статей. Вып.1. / Под ред.В. В. Солодовникова. М.: Машиностроение, 1987. — С. 18−43.
  64. А., Долматов В. Методическая система обучения ОИВТ: структура и функции, состояние и перспективы // Информатика иобразование, 1989. № 1. — С.3−9.
  65. А.А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе // Информатика и образование, 2000. № 7. — С.2−9.
  66. А.А. О месте информатики в учебном плане школы // Информатика и образование, 1999. № 10. — С.7−9.
  67. А.А. Проект федерального общеобразовательного стандарта по информатике / В сб. Информатика и информационная культура в современной школе. Самара: СИПКРО, 1996. — С.69−79.
  68. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе II Дисс.. доктора педагогических наук, в форме научного доклада. М., 1988. — 47 с.
  69. А.А., Бешенков С. А., Угринович Н.Д.,.Самовольнова Л. Е. Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в 2001/2002 учебном году // Информатика и образование, 2001. № 6 — С.2−15.
  70. А.А., Захарова Т. Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике // Информатика и образование, 1997. № 5.
  71. Э.И. Образовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе. // Дисс. д-ра пед.наук. М., 1990. — 277с.
  72. Н.В., Куприна Е. В. Использование базы знаний для развития приемов и способов работы с информацией // Информатика и образование, 2001. № 4. — С.44−46.
  73. Ф.Г. Кризис образования. Системный анализ. М., 1970.
  74. Куш ниренко А.Г., Лебедев Г. В. и др. Основы информатики и вычислительной техники. Пробный учебник для средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1990.
  75. М.П. Информатика и информационные технологии в системеобщего педагогического образования Омск: ОмГПУ, 1999.
  76. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  77. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе И Информатика и образование, 2000. № 2. — С.13−16.
  78. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в современной школе // Информатика и образование, 1998. № 3. — С.94−97.
  79. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т.1 — 391 с.
  80. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т.2 — 318 с.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  82. И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике. / В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1978. — вып.6. — С.46−64.
  83. А.С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании. / Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1996. — 39 с.
  84. В.Р. Методика создания и условия создания компьютерных баз данных на уроках истории и географии в средней школе // Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 164 с.
  85. В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках информатики. //Автореф. дисс. канд. пед, наук. Тамбов, 1998.
  86. Н.В., Матвеев Л. А., Бройдо В. Л. и др. Информатика. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 768 с.
  87. .Н. Информационные системы и структуры данных:
  88. Учебное пособие. М.: Статистика, 1980. — 199 с.
  89. В.Г. Основы информационных технологий // Информатика и образование, 199S. № 3. — С.82−90.
  90. Дж. Организация баз данных в вычислительных системах / Пер. с англ. под ред. А. А. Стогния и А. Л. Щерса. М.: Мир, 1980. — 662с.
  91. И.И. Перспективы развития дидактических средств компьютерной технологии обучения. Дисс. д-ра пед.наук. М., 1991.
  92. Н.В. Методика формирования системно-информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы. // Автореф. днсс.. канд.пед.наук. М., 1987. — 20 с.
  93. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.
  94. ЮО.Основы информатики и вычислительной техники. Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х частях. II А. П. Ершов, В. М. Монахов и др. М.: Просвещение, 1985.
  95. Основы информатики и вычислительной техники. Проб. учеб. пособие для 10−11 классов сред.шк. // В. А. Каймин, А. Г. Щеголев, Е. А. Ерохина, АП.Федюшин. М.: Просвещение, 1989.
  96. Ю2.Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 225 с.
  97. ЮЗ.Панюкова С. В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  98. Ю4.Пасхин Е. Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования / В кн. Системы и средства информатики. Вып.8. М.: Наука. Физматлит, 1996. — С.84−90.
  99. Ю5.Пахомова И., Шрейбер Б. База данных школы // Информатика и образование, 1988. № 5. — С.82−84.
  100. Юб.Пахомова Н. Ю. Развитие методики использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе. II Автореф. дисс. канд. пед, наук. М., 1997. — 19 с.
  101. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1984. — 367 с.
  102. Педагогика и логика. М.:Касталь, 1993 — 416 с.
  103. Ю9.Педагогические информационные технологии и картина мира внепрерывном образовании (Информологический аспект: Учебное пособие / Под общ.ред.Извозчикова В. А. СПб: Образование, 1997. -211с.
  104. ПО.Политика в области образования и новые информационныетехнологии. Национальный доклад Российской Федерации. II Международный Конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика». -Москва, 1−5 июля 1996. — 34 с.
  105. Ш. Пономарев В. А. Дополнительная подготовка по информатике и вычислительной технике в учебных центрах занятости населения // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000.
  106. ПЗ.Галыгина JI.B. Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики // Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 2001.
  107. Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе. // Автореф. дисс.. доктора пед.наук. М., 2002. — 48 с.
  108. Е.А., Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности //Информатикаи образование, 1999. -№ 1. С.19−25.
  109. Пб.Ракнтов А. И. Глобальная информатизация и информатизация общества //Сб. тр. «Социальная информатика». М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990.
  110. Ш. Ракитов А. И. Информатизация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: ИНИОН, 1998.
  111. Л.А. Обучение как управление знаниями (новая концепция, алгоритмы, применение для обучения иностранным языкам) // Сб. науч. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып.8.
  112. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы // НИИ ШОТСО АПН СССР М., 1990 — 28 с.
  113. Ш. Роберт И. В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование, 2001. № 5. — С.12−16.
  114. Ш. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы: перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994.
  115. Ш. Роберт И. В. Учебный курс «Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании» // Информатика и образование, 1997. № 8. — С.77−81.
  116. Ш. Роберт И. В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. М., 1998. — 178 с.
  117. C.JI. Основы общей психологии в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. -Т.1(Т.2). — 485 с. (322 с.).
  118. Н.В. Методика преподавания раздела «базы данных» в курсе информатики педагогического вуза // Днсс.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. — 171 с.
  119. Самовольнова J1.E. О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе в 2000/2001 учебном году. // Информатика и образование, 2000. № 5. — С.8−10.
  120. Ш. Семенов A.JI. Роль информационных технологий в общем среднем образовании //Информатикаи образование, 2001. -№ 2. С.2−6.
  121. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения//Информатика и образование, 1991 -№ 1. С.3−10.
  122. Т., Чернявская А. Дидактические требования к компьютерным обучающим программам // Информатика и образование, 1988. -№ 1.-С.48−51.
  123. Система программного обеспечения банков данных ВИБ СМ / В. М. Виноградов, В. Ш. Рипинцер, В. П. Сорокин, Е. П. Шарашкин: Под ред. В. П. Тихомирова. — М.: Финансы и статистика, 1986. — 223 с.
  124. Ш. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  125. Ш. Стрыгин Г. Л., Щарев Л. С. Основы вычислительной микропроцессорной техники и программирования. М.: Высшая школа, 1989. — 479 с.
  126. Н.Ф. Как управлять усвоением знаний. // Советская педагогика, 1983. -№ 3. С.94−98.
  127. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: Ассоциация «Экология Непознанного», 1996.
  128. Ш. Тиори Т., Фрай Дж. Проектирование структур баз данных: ь 2-х кн. Кн.1. Пер. с англ. / Под ред. В. И. Скворцова. — М.: Мир, 1985. — 287 с.
  129. O.K. Психология компьютеризации. Киев: Знание, 1988.
  130. Э. Третья волна. М: ACT, 1998.
  131. А.И. Философская методология, технология вообще и информационные технологии в частности // В кн. Компьютерная революция и информатизация общества. М.: Философское общество СССР, 1990.- С.60−75.
  132. А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование, 2001. № 3. — С. 7−13.
  133. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования //Информатика и образование, 1994. № 4. — С.3−14.
  134. Н. Программа непрерывного курса информатики // Информатика и образование, 1993. № 1. — С.3−8.
  135. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.
  136. А.Д. Опережающее образование и становление информационной цивилизации // Вестник РОИВТ. М., 1996. — № 3.
  137. А.В. Психолого-дидактические основы формирования уучащихся научных понятий: Пособие по спецкурсу /Челябинский гос. пед. нн-т Челябинск, ЧГПИ, 1989. — 88 с.
  138. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Вестник РОИВТ -, М., 1995, № 1−3.
  139. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» (Проект). М., 1996. — 16 с.
  140. .Н., Христочевский С. А. Использование средств вычислительной техники в образовании // Информатика и компьютерная грамотность / Под ред. Б. Н. Наумова. М.: Наука, 1988. — С.23−28.
  141. В.Е. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства//Информатика и образование, 2001. -№ 3. С.2−6.
  142. В.Э. Методика обучения школьников использованию баз данных при изучении основ информатики // Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1990. 190 с.
  143. Дж. Автоматизированное проектирование баз данных / Пер. с англ. Под ред. А. Л. Щерса. М.: Мир, 1984. — 296 с.
  144. Ш. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя / Пер. с англ. М.: Просвещение, 1989. — 324 с.
  145. Ш. Хоффман П. Internet/Под ред. Дж.Р. Левина. Киев, 1996.-159 с.
  146. С.В., Г и глав ый А.В., Поляк Ю. В. От микропроцессоров к персональным ЭВМ. М.: Радио и связь, 1988. — 288 с.
  147. В.Н. и др. Базы и банки данных. Учебник для вузов по специальности «АСУ» / В. Н. Четвериков, Г. И. Ревунков, Э. Н. Самохвалов. Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая школа, 1987. — 248 с
  148. Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учеб. Пособие для 7−11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». М.: ABF, 1996.
  149. Иб.Школьная информатика в третьем тысячелетии. Годом рождения курса является 1961 / Интервью В. С. Леднева // Информатика и образование, 1999. № 10. — С.2−6.
  150. Ш. Шолохович В. Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях. // Дисс. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1996.
  151. .Т. Организация поиска и обработки данных на основе системы УНИСОН. М.: Энергоатомиздат, 1986. — 104 с.
  152. В.Л., Сеничкин В. И. Языковые средства архитектора АСУ. -М.: Энергоатомиздат, 1982. 200 с.
  153. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 98 с.
  154. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  155. Ю.В. Сохранение культурного потенциала России и информационные технологии. // Сб. науч. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып.8.
  156. Informatics for secondary education // A curriculum for school. Paris: UNESCO, 1994. — 104 p.
  157. Naisbit J. Megatrends. New York: Warent Books, 1982.
  158. The universe of online databases: reality and model (S) / Stand J.L. // Inf.Sci. 1988. — 14, № 3. — C.141−158.
Заполнить форму текущей работой