Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация н внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации учебного процесса в Центре образования (технологический) на отделениях начального и среднего профессионального образования, в ходе выступлений на семинарах в Институте общего образования, на семинаре в городском методическом кабинете МКО по проблеме «Комплексное методическое обеспечение предметов», на семинаре для… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. Л. Проблемы профессионального образования и стратегия его развития
      • 1. 2. Профессиональное самоопределение учащихся, как основная задача профессионального образования
      • 1. 3. Особенности управления и педагогического взаимодействия в условиях многопрофильного профессионального учебного учреждения
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Организация функциональной структуры Центра образования как многопрофильной и многоуровневой образовательной системы
    • 2. 2. Управление профессиональным самоопределением педагогических работников Центра образования (технологический)
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования по реализации профессионального самоопределения учащихся Центра образования
  • Выводы

Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованием экономики, определили необходимость изменений в системе образования, в том числе и в профессиональной подготовке рабочих и служащих. Важнейшей целью профессионального образования сегодня является формирование готовности будущих специалистов начального и среднего профессионального звена к активному вхождению в производственные отношения, воспитание свободной, социально ответственной личности. Это приводит к необходимости коренных изменений в педагогическом процессе и позволяет наметить новые тенденции, связанные с созданием целостной системы реализации профессионального самоопределения учащихся через выявление, развитие и использование их личностной активности.

Высокий уровень профессионализма является решающим фактором социальной защищенности работников, поэтому главной задачей учреждений профессионального образования становится формирование у учащихся способности к самообразованию, саморазвитию, профессиональному самоопределению и ориентации в условиях современного производства.

В современном российском образовании реализуется принцип вариативности, который позволяет учебным заведениям выбирать различные формы организации и системы управления, выбирать типы учебных учреждений, формы и виды обучения, осуществлять непрерывный, многоуровневый и многофункциональный процесс подготовки специалистов. Это влечет за собой необходимость обновления целей и содержания, создания новых структур и механизмов организации и управления в системе начального и среднего профессионального образования.

Актуальность темы

исследования определяется противоречиями становления новых интегрированных и многофункциональных типов учреждений образования (например таких, как Центры образования), способных создать условия для системы непрерывной и вариативной подготовки специалистов, обеспечивающей успешное профессиональное? У самоопределение, и их недостаточно проработанной организационной и управленческой системой. Противоречием между высокими профессиональными требованиями к личности выпускников, потребностью современного рынка в специалистах, способных к саморазвитию, проявлению личностной и профессиональной активности, и недостаточной готовностью профессиональных учебных заведений к подготовке профессионально | самоопределившихся специалистов.

Проблема изменения традиционного учебно-воспитательного процесса в? учреждениях начального и среднего профессионального образования неоднократно рассматривалась в научных исследованиях и литературе с философских, методологических, психолого-педагогических, организационно-методических, экономико-управленческих позиций. Педагогические концепции системного подхода с позиций социально-педагогических процессов ! разрабатывались Ю. К. Бабанским, Б. С. Гершунским, В. В. Давыдовым,.

Л.В.Занковым, И. А. Зязюном, В. В. Краевским, В. А. Сухомлинским и др.

Проблемой управления образованием с позиций методологических основ занимались М. М. Поташник, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, Р. Х. Шакуров, Г. П. Щедровицкий и др. Проблема профессионального образования раскрывается в трудах Е. Я. Бутко, А. М. Новикова, М. П. Сибирской и др.

Взаимодействие общего, политехнического и профессионального образования в процессе профессионального развития личности рассматривались в трудах П. Р. Атутова, Ю. В. Васильева и др. Отбор и структурирование содержания профессионального обучения, формы, методы и средства формирования совокупности профессиональных и специальных знаний, умений, навыков рассматривались в работах В. П. Беспалько, Л. П. Беляевой, И. Я. Лернера, Н. Н. Палтышева, М. Н. Скаткина и др.

Исследование базируется на научных трудах в области дидактики Ь профессионального образования, в основу которого заложены новые подходы.

В разработке общей теории развития профессионального образования большой вклад внесли С. Я. Батышев, Л. П. Беляева, В. В. Краевский, М. И. Махмутов, И. П. Смирнов и др.- по исследованию истории профессионального образования — В. В. Анисимов, В. И. Грибанов, А. Н. Осипов, Ю. А. Якуба и др.

Непрерывное образование рассматривается как педагогическая система, выступающая в качестве основы целенаправленного развития личности. Проблемы теории непрерывного профессионального образования рассматривались в работах И.В.Бестужева-Лады, Л. П. Буевой, А. П. Владиславлева, Б. С. Гершунского, Г. П. Зинченко, А. М. Новиков и др.

Развитие личности обусловливается организацией системы гуманистического педагогического взаимодействия, которая реализует сотрудничество, диалог и личностный рост всех участников образовательного процесса. В условиях новых форм учебного взаимодействия позиция руководителя изменяется от жесткого управления к доброжелательной, стимулирующей поддержке самостоятельной продуктивной деятельности сотрудников. В соответствии с психологической возрастной периодизацией период обучения учащихся в начальных и средних профессиональных учреждениях характеризуется как этап профессионального самоопределения. Успешное самоопределение базируется на понимании и изучении самой личности, ее мотивационной и потребностной сферы. Проблемой исследования личности занимались Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Н. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., дальнейшее развитие проблемы исследования личности нашло отражение в работах К.А.Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович и многих других. Проблема профессионального самоопределения исследовалась в различных аспектах, в том числе и с позиций формирования готовности молодого человека к оптимальному и быстрому вхождению в социальные и производственные отношения. Различные аспекты самоопределения личности рассматривались в работах Е. А. Климова, К. Г. Кязимова, А. К. Марковой, В. А. Полякова, Н. С. Пряжникова, М. С. Савиной, И. Д. Чечель, С. Н. Чистяковой и др. Изучением развития профессионального самоопределения учащихся и студентов в учреждениях профессионального образования занимались Г. В. Безюлева, Л. В. Лезова, ф Л. И. Лепилина, Е. Е. Пашохонова, С. В. Степашкин и др.

Методологические основы социального управления, сущность понятия управления, законы, принципы, стили рассматривались в работах зарубежных авторов (М.Альберт, М. Вудкок, Дж. Иванцевич, Ф. Фидлер, М. Х. Мескон и др.), теория и практика управления, проблемы повышения эффективности управления рассматриваются отечественными учеными: Р. Ф. Абдеевым, Л. И. Евенко, А. П. Егоршиным, Р. Л. Кричевским, А. А. Лобановым, О. А. Тихомировым, В. М. Шепелем и др. ^ Вопросам управления образовательными учреждениями и процессами проектирования учебно-познавательной деятельности обучающихся в различных видах образовательных учреждений посвящены труды А. Е. Александрова, Н. П. Волгиной, З. Г. Даниловой, Н. Н. Михайлова, | М. В. Никитина, Н. В. Темника и др.

Изучение научных материалов по данной проблеме и анализ состояния j профессионального образования в России, проведенный с позиций запросов Ф общества и потребностей личности, позволяет сделать вывод о необходимости I разработки организационно-педагогических условий управления, способствующих успешному профессиональному самоопределению. Поиск путей решения проблемы определил выбор темы нашего исследования: «Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением». I Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально апробировать систему управления многопрофильным образовательным учреждением для реализации профессионального самоопределения учащихся.

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения учащихся начального и среднего профессионального образования.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия управления многопрофильным образовательным учреждением (Центром образования) для реализации профессионального самоопределения учащихся.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося опыта работы была сформулирована гипотеза: развитие профессионального самоопределения учащихся в многопрофильном профессиональном учебном учреждении будет эффективным при выполнении следующих условий: создании единой организационной системы управления всех структур и подразделений учебного учрежденияинтеграции учебных, воспитательных, производственных и проектно — предпринимательских направлений деятельностиреализации разноуровневых образовательных услуг с участием всех субъектов образовательного процессареализации программы поэтапного формирования профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, мастеров производственного обучения, учащихся и студентов) — развитии у учащихся умений и навыков проектно-предпринимательской деятельности при активном включении в разнообразную учебную и внеучебную работуорганизации непрерывного психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе.

На основе данной гипотезы сформулированы задачи исследования:

1. Определить организационно-педагогические условия управления профессиональным самоопределением в системе многоуровнего и многопрофильного учреждения профессионального образования (Центра образования (технологический).

2. Разработать и осуществить комплекс учебных и внеучебных мероприятий по развитию профессионального самоопределения учащихся, их способности к предприимчивости и профессиональной мобильности.

3. Разработать поэтапную программу профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.

4. Экспериментально обосновать эффективность разработанных организационно-педагогических условий.

Методологической основой исследования являются следующие философские, педагогические и психологические положения: концепция развития личности, гуманизации и демократизации образования, основные положения теории управления социальными системами, теория непрерывного образования, теория деятельности и принципы развивающего обучения, концепция педагогики сотрудничества, теория личностно-ориентированного направления в обучении.

Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись как теоретические, так и экспериментальные методы.

Теоретические: изучение, отбор и систематизация педагогических, психологических и философских материалов по данной проблеме, включающих анализ и прогноз по результатам исследования, выстраивание учебного процесса.

Экспериментальные:

— эмпирические — наблюдение, констатирующий, сравнительный и формирующий эксперимент;

— диагностический — анкетирование, беседа, тестирование, мониторинг, рейтинг;

— математические методы обобщения результатов исследования, количественные и качественные показатели личностных особенностей студентов и педагогов с применением графического представления данных.

Основные этапы исследования:

I. (1997 — 1999 гг.) Изучение и анализ теоретических основ данной проблемы в области педагогики и психологии. Определение цели и задач исследования. Разработка методики экспериментальной работы. Проведение констатирующего эксперимента и обработка его результатов. Разработка экспериментальных материалов для формирующего эксперимента.

II. (1999 — 2001 гг.) Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, подготовка методических рекомендаций.

III. (2001 — 2002 гг.) Обобщение результатов работы, анализ и уточнение выводов формирующего эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической позицией, использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего эксперимента.

Всего в эксперименте приняло участие 1479 человек. Из них педагогических работников — 49 человек, учащихся — 1430 (начального профессионального образования — 1001- - среднего профессионального образования — 199- отделения «Технология» — 191- отделения экстерната — 39).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Разработаны организационно-педагогические условия управления многоуровневым и многофункциональным учебным профессиональным учреждением (Центр образования), функции локального управления его структурными подразделениями и технологии управления через нормативные акты.

2. Разработана и экспериментально проверена многоуровневая программа профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса, включая администрацию, педагогический Коллектив, учащихся и студентов.

3. Теоретически определена и экспериментально доказана эффективность проектно-производственной деятельности для успешного профессионального самоопределения учащихся.

4. Разработана система непрерывного психолого-педагогического сопровождения учащихся и студентов в процессе профессионального самоопределения, в условиях ЦО (изучение личности обучающихся, определение и реализация индивидуальных программ развития, информационное и консультационное психологическое обеспечение, содействие реализации личной и профессиональной перспективы).

Теоретическая значимость заключается в научном обосновании организационно-педагогических условий управления, обеспечивающих эффективность профессионального самоопределения учащихся через организацию самоопределения администрации и педагогического коллектива. Определены ведущие принципы управления учреждением профессионального образования: сотрудничества, личностно-деятельностного подхода, вариативности и гибкости, мобильности и экономической эффективности, открытости, многопрофильности, многоуровневости.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Разработана структура управления, образовательная программа, Устав и другие локальные акты Центра образования, которые могут быть использованы в других учреждениях системы начального и среднего профессионального образования.

2. Разработаны научно-прикладные рекомендации, направленные на создание модели управления многоуровневыми и многофункциональными учреждениями профессионального образования.

3. Сформированы учебно-производственные структуры, имеющие статус «учебных производств», направленных на удовлетворение потребностей городского хозяйства и обеспечивающих производственную деятельность обучающихся в целях их профессионального самоопределения.

4. Разработаны научно-методические рекомендации по реализации проектно-производственной деятельности учащихся по профессии «автомеханик».

5. Разработана программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и мастеров производственного обучения.

На защиту выносятся.

1. Организационно-педагогические условия управления профессиональным самоопределением учащихся многопрофильного образовательного учреждения.

2. Содержание комплексной поэтапной программы профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.

Экспериментальная база исследования.

Материалы и результаты исследования одобрены и внедрены в практику работы Центра образования (технологический) Северного округа г. Москвы.

Апробация н внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации учебного процесса в Центре образования (технологический) на отделениях начального и среднего профессионального образования, в ходе выступлений на семинарах в Институте общего образования, на семинаре в городском методическом кабинете МКО по проблеме «Комплексное методическое обеспечение предметов», на семинаре для директоров учреждений профессионального образования Северного округа города Москвы по проблеме «Организация и технология личностно-ориентированного обучения», в ходе выступлений на кафедрах инновационных технологий, психологии и образовательных технологий факультета повышения квалификации Института развития профессионального образования, в опубликованных статьях и методических рекомендациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные результаты проведенного теоретического и экспериментального исследований, позволяют подтвердить правильность выдвинутой гипотезы.

1. Проблема самоопределения является сложным, непрерывным, многоступенчатым процессом, включающим разные виды самоопределения (личностное, социальное, профессиональное), а процесс профессионального самоопределения предполагает активный поиск личности своего предназначения, который рассматривается со стороны самого человека, его интересов, способностей, возможностей, индивидуальных особенностей, и требований профессии.

2. В современных условиях необходимо развитие многопрофильных, многофункциональных профессиональных учебных учреждений.

3. Успешное профессиональное самоопределение учащихся обеспечивается созданием единой организационной системы управления всех структур и подразделений учебного учреждения путем интеграции учебных, воспитательных, производственных и проектно — предпринимательских направлений деятельности. Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива повысило качество обучения учащихся. В процессе формирующего эксперимента с учащимися проводились следующие исследования: диагностика профессиональной направленности абитуриентов и создание базы данных по каждому учащемуся с целью выявления динамики продвижения в плане профессионального самоопределениянаблюдение за процессом адаптации учащихся в учебном процессеразработка программ индивидуального развития на основе анализа результатов наблюдений за процессом проявления активности в учебной и внеучебной деятельности, а также с учетом выявленных проблем личностного развитияанализ результатов прохождения производственной практикиучет изменений уровня активности и мотивации личности, направленной на профессиональное самоопределение.

4. Сущность современного педагогического управления состоит в развитии коллектива через создание развивающего образовательного пространства. Результатом управления становится развитие коллектива в целом и отдельно каждого субъекта образовательной деятельности. Развитие коллектива определяется направленной управленческой деятельностью администрации, обеспечивающей: целеполагание коллективной деятельности, организацию сближения общих целей образовательного учреждения с целями и потребностями конкретных сотрудников. По результатам формирующего эксперимента были получены следующие данные: 22,5% членов педагогического коллектива продолжили обучение по получению второго высшего образования, 32,5% различным образом повысили свою квалификацию (компьютерные курсы, курсы повышения квалификации по предметам, по психолого-педагогической подготовке, изучение иностранных языков, прохождение тренингов личностного роста и т. д.), 7,5% продолжили обучение в аспирантуре и начали работу по написанию кандидатской диссертации, 75% осуществляли работу по разработке дидактических и научно-методических материалов, 42,5% внедряли в образовательный процесс активные методы обучения и инновационные педагогические технологии, 22,5% приняли участие в различных конференциях и семинарах по проблемам профессионального мастерства.

5. Реализации программы поэтапного формирования профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, мастеров производственного обучения, учащихся и студентов), является эффективной для обеспечения целевой профессиональной перспективы учащихся Центра образования (технологический) и развития их способности к профессиональной предприимчивости и мобильности, через реализацию комплексной программы развития педагогического коллектива по блокам профессионального развития и поддержки: научно-методический, информационно-технологический, блок правовой поддержки, блок социально-экономической поддержки и блок психологической поддержки.

6. Существует зависимость развития процесса профессионального самоопределения учащихся от умений и навыков проектно-производственной работы и активного включения в разнообразную учебную и внеучебную деятельность. По результатам формирующего эксперимента получены следующие данные: активно включились в проведение внеучебных мероприятий 65% педагогических работников, в том числе в проектно-производственной деятельности приняли участие 17,5%, проводили олимпиады по предметам, конкурсы профессионального мастерства 12,5%, установили постоянные связи и организовали посещения различных культурных учреждений и предприятий 25%, провели культурно-массовые мероприятия 48%, организовали работу профессиональных клубов и кружков при кабинетах и мастерских 15%. В педагогическом коллективе повысилась самостоятельность в принятии решений, улучшились коммуникативные навыки, возросла творческая активность, активность в поиске форм, способствующих развитию профессионального и личностного самоопределения учащихся, произошла оптимизация в работе методических объединений, возникли неформальные группы по развитию профессионального мастерства.

7. Организация непрерывного психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе положительно влияет на личностное и профессиональное самоопределение.

На основании результатов формирующего эксперимента можно констатировать существенные изменения развития профессионального самоопределения, которые произошли у всех участников образовательного процесса.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация Екатеринбург: деловая книга, 1999. — 192 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — 183 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.
  5. Активные методы обучения в учебном процессе. Метод, рекомендации /Мин-во финансов СССР. Метод, каб. По сред. спец. образованию- составитель Т. П. Симакова М., 1988. — 37 с.
  6. А.Е. Организационно-педагогические и дидактические условия обеспечения непрерывности технологической подготовки и профессионального образования, учащихся в учебном центре. Дисс. канд.пед. наук. -М., 1997.-40 с.
  7. А.Е., Безюлева Г. В., Волгина Н. П., Лепилина Л. И., Шаронин Ю. В. Программа экспериментального исследования на 1997−98 уч.год. Психолого-педагогические основы развития творческой личности в условиях непрерывного образования. М., 1997. -32 с.
  8. С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. М.: 1990. № 8, С.131−136.
  9. Альтернативная форма профессионального образования в странах Европейского Экономического Сообщества: Обзор. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1982. — 44 с.
  10. Ш. А., В.И.Загвязинский. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. № 2, 2000.
  11. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. В 2-х т.-М., 1980. т 1.- 229 с. т 2.-287 с.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -379 с.
  13. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 151с.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 105 с.
  15. А.Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993. -24 с.
  16. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии, № 1, 1992. С. 6−13.
  17. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  18. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1975. — 386 с.
  19. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  20. С .Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М.: АПО, 1993. в 2-х ч., — 394 с.
  21. С.Я. Производственная практика. Учебник, изд. 2-е. М.: «Машиностроение», 1976. — 688 с.
  22. С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно -технической революции. -М.: Педагогика, 1988. С. 26
  23. Г. В., Лепилина Л. И. Найдут ли себя наши выпускники на рынке труда? // Профессиональное образование, № 7−8, 1999. С. 27−28.
  24. Г. В., Лепилина Л. И. Проектирование профессиональной карьеры учащихся / Методические рекомендации по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование. Советск, 1999. С 4−7
  25. Г. В., Лепилина Л. И. Профессиональное становление и саморазвитие личности. Программа курса. М.: ИРПО, 1999. — 51с.
  26. Г. В., Шаронин Ю. В. Положение о службе психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса ВУЗа. М.: Изд-воИОО, 1998.- 11 с.
  27. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: методическое пособие для работников профтехобразования. М.: Высшая школа, 1991. -205 с.
  28. А.П. Концепция развития профессионального лицея // Профессионал. 1994. № 7−8. С. 42−46.
  29. А.П. Перспективы развития профшколы. М.: Педагогика, 1994.-54 с.
  30. А.П. Региональная система профессионального образования // М.: Педагогика, 1993. № 4. С. 68−72.
  31. А.А. Личность и общение. М., 1983. — 272 с.
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464 с.
  33. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. С. 7−45.
  34. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4, С. 30−34.
  35. Е.М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988. № 1 — с. 77−82.
  36. А.В. Проблема развития в психологии и психологии мышления // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 38−63.
  37. БСЭ в 30 томах, -М.: 1976. т.24. С. 359.
  38. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
  39. Ю.К. Политехническая подготовка учащихся средних школ. -М-: Педагогика, 1978. 175 с.
  40. Ю.К., Поляков В. А. Трудовое обучение и проблема подготовки квалифицированных рабочих. М.: Педагогика, 1972. — 412 с.
  41. Г. С. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. НИИ общего образования взрослых. М.: Педагогика, 1987. — 183 с.
  42. А.П. В поисках концепции // Вестник высшей школы. -М., 1989. № 6. С.48−50.
  43. Н.П. Дидактические условия обеспечения многоуровневой профессиональной подготовки учащихся учебных центров. Дисс. канд. пед. наук. -М.- 1998.
  44. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.
  45. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ. — М.: «Дело», 1991.- 320 с.
  46. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч. М. 1983. Т.З. — 315 с.
  47. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1991. С. 430−449.
  48. Н.Ф. Мастеру производственного обучения об индивидуальном подходе в трудовом воспитании учащихся средних профтехучилищах / ВНИИ проф. техн. образования. — М.: Высш. шк., 1987. -45 с.
  49. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Высшая школа. Изд-во при Киевском Гос. ун-те, 1986. — 197 с.
  50. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования У/ Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 22−29.
  51. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  52. М.Р. Характер личностного самоопределения в разных условиях воспитания и обучения. М.: Педагогика, 1990. — 60 с.
  53. А.Т. Управление развитием техникума. // Среднее профессиональное образование. № 12, 1999.
  54. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М. Педагогика. 1982. — 147 с.
  55. Городская целевая программа «Модернизация московского образования (Столичное образование 3)» // Отв. Ред. Л. Е. Курнешова — М.: Центр «Школьная книга», 2001 .- 112с
  56. С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ. Дисс. докт. педаг. наук. М., 1993.
  57. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: «Школа», 1994. — 184 с.
  58. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 424 с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  60. Г. А. Интеллектуальная активность как проблема творчества // Вопросы философии, 1985. № 5. С. 157−159.
  61. Л.И. Уроки американского менеджмента // Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1992. С.5
  62. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. -607 с.
  63. Единая программа среднего (полного) общего и начального профессионального образования: цели, структура, проблемы. Монография. Издание третье, доработанное / Научные редакторы: А. Л. Жохов, А. Т. Глазунов. М.: Издательский центр АПО, 2000. — 150 с.
  64. М.П. Организационно-педагогические основьп деятельности районного профессионального учебного центра. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 26 с.
  65. И.И., Ильина Т.А, Обучение деловому общению в курсе «Технология». М.: ШиП., 1995.С. 92−96.
  66. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений. Аналитический обзор. М.: НИИ трудовой подготовки и профориентации, 1991.- 135с.
  67. Зарубежный опыт формирования и реализации концепции непрерывного образования: Обзор. JL: ВНИИ профтехобразования, 1989. — 32 с.
  68. В.П. Практические рекомендации поведения групп социально-психологического тренинга: Методические указания. JL: ЛГТУ, 1990.
  69. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998. — 112 с.
  70. И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М.: ИЦПКПС, 1999.-82 с.
  71. И.А., Кривонос И. Ф., Тарасевич Н. Н. и др. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  72. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  73. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 94 с.
  74. Е.М., Носкова О. Г., Чернышева О. Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 83 с.
  75. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. -М.: «Дело», 1993. 304 с.
  76. Инновации в Российском образовании: начальное профессиональное образование 2000. М.: Из-во МГУП, 2000. — 152 с.
  77. В.А., Капралов B.C., Поляков В. А. Основа методики трудового и профессионального обучения.-М.: Просвещение, 1987. С. 191.
  78. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.
  79. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. С. 76.
  80. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 200 с.
  81. Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1984. С. 160.
  82. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. — 222с.
  83. Е.А. Психологическое содержание труда и вопроса воспитания. М.: Знание, 1986. — 76 с.
  84. Е.А. Формула профессий. М., 1990. С. 38−40.
  85. Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192 с.
  86. А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации у человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
  87. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, Изд. 3-е, 1970.
  88. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
  89. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 175с.
  90. Кон И. С. Социология личности. М.: Просвещение, 1984. — 383с.
  91. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективное управления общеобразовательной школой. Дисс. док. пед. наук. Челябинск, 1980.
  92. И.М., Сухарев А. В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития //Вопросы психологии, № 5 1989.
  93. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: АПКиПРО, 2002.-24 с.
  94. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Ярославль: ЯГПИ, ЯИУУ, 1993. — 53с.
  95. Ф.Ф. Системный подход и возможность применения его в педагогике // Проблемы теории воспитания / Под. ред Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. М., 1974. С. 209−222.
  96. О.А. Формирование личного жизненного плана фактор активизации профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. Дисс.канд.педаг.наук. — М., 1992.
  97. Р.Л. Если Вы руководитель . Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Дело, 1996.-384 с.
  98. К.Г. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных. М.: ИРПО, 1999. — 243 с.
  99. И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 1997. — 288 с.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. — 304 с.
  101. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 5−6.
  102. А.Н. Проблемы психического развития. 4-е изд. М., 1981.
  103. Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в техническом лицее. Дисс.канд.пед.наук. М., 1996.
  104. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М., 1978.
  105. Л.В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УСПО. Дисс. канд. пед. наук. -М., 2001.
  106. .Ф. Личность в системе общественных отношений И Психологический журнал, 1981. Т.2. № 1. С. 3−17.
  107. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  108. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. Гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  109. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  110. К. «Нищета философии» // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 4. С. 125.
  111. М.И. Концепция непрерывного профессионального образования на производственном объединении «Елабужский завод легковых автомобилей». М.: Педагогика, 1989. — 93 с.
  112. С.П. Совершенствование функций организации внутришкольного управления как фактор повышения эффективности деятельности руководителей школ. Автореф. дисс. канд. техн. наук. -Челябинск, 1992. 19 с.
  113. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  114. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1999.- 192 с.
  115. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело», 1994. — 216 с.
  116. Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. Дис.канд.психол.наук. -М.: РАГС,-1998.
  117. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. ЛГУ, 1960. — 426 с.
  118. Р.С. Психология образования. М., 1994. — 496с.
  119. A.M. Английский колледж. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995. — 32 с.
  120. A.M. Колледж модель для России // Специалист. 1995. — № 8. с.2−5.
  121. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Ровесник, 1991.- 67 с.
  122. A.M. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  123. A.M. Проблемы демократизации профессионального образования // Специалист, № 1, 1999. С. 4−5.
  124. В. Г. Критика современных концепций непрерывного образования. Проблемы непрерывного образования. Л.: НИИОП, 1979. С. 6673.
  125. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  126. Основы профессиональной педагогики. Изд. 2-е перераб. и доп. Под ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского М.: Высш. шк., 1977. — 504 с.
  127. Е.М., Формирование мотивов выбора профессии у учащихся общеобразовательной школы. Автореф. докт. дисс. — М., 1984.
  128. Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования: Сб. науч. тр. // Редкол. Б. С. Гершунский (отв. ред.). М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1987. — 182 с.
  129. Е.Е. Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения. Дисс. канд. пед. наук. М., 2000.
  130. А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии, 1975. № 3 С. 26−38.
  131. В.А. Принцип отражения субъектности впсихологическом исследовании личности // Вопросы психологии, 1985. № 4. С.17−18.
  132. Н.П., Ананишнев В. М. Образование и управление. М.: «Жизнь и мысль», 1999. — 296 с.
  133. В. А. Профессиональное самоопределение молодежи: Концепция (сообщение) (п.р. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой и др.) // Педагогика. М., 1993. № 5. С.33−37.
  134. Я.А. Психология творчества и педагогика. М. Педагогика. 1976, С. 280.
  135. М.М. Демократизация управления школой. М., 1987.
  136. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  137. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  138. Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  139. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. М., 1999. — 46 с.
  140. Профессиональное образование г. Москвы / Под ред. Семичастного Ю. И. М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. — 95 с.
  141. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Сборник РАО (п.р. Чистяковой С. Н. и др.). М.: Изд-во Ин-та профессионального самоопределения молодежи, 1993. — 70 с.
  142. Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2-х т. -Т.1 / Сост. А.Е. Пядочкин- науч. ред. И. П. Смирнов. М.: ИРПО, 1999. — 424 с.
  143. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., Воронеж, 1996. — 256с.
  144. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Издательство «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352с.
  145. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. Дисс.докт.педаг.наук. Екатеринбург, 1 1995.
  146. Психология управления: Курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокашанцев, В.М.Николаенко- Отв. ред. М. В. Удальцова. Новосибирск: «Сибирское соглашение" — - М.: ИНФРА-М, 2002. — 150 с.
  147. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.
  148. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  149. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности.: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320с.
  150. Р.Р.Кашапов Курс практической психологии. Для высшего управленческого персонала: Учеб.пособие. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1995. -704 с.
  151. А.И. Понятие науки и ее структура как объекта общей теории науки: проблемы методологии и логики науки. -Томск., 1965. С. 105 106.
  152. М.Б. Технологическая подготовка как средство профессионального самоопределения старшеклассников (на примере швейного дела). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.
  153. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 701с.
  154. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416с.
  155. В. Профессиональная подготовка. Британская модель // Профессионально-техническое образование. 1990. № 6. С. 59−61.
  156. Самоактуализационный тест. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. -М., 1995. -43с.
  157. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999.-352 с.
  158. М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. С.-Петербург, 1996. — 98 с.
  159. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и допол. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  160. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. № 5, 1991. С. 7−9.
  161. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перер. и доп. — Мн.: Харвест, — М.: ACT, 2001. — 976 с.
  162. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. М.: Изд. центр АПО, 2002. — 45 с.
  163. И.П., Хварцкия А.Х Технология педагогического общения в профессиональной школе. М.: АПО, 2000. — 75 с.
  164. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. — 160 с.
  165. А.Г. Управленческая деятельность в учреждениях начального профессионального образования. СПб, 1997.
  166. Н.М. Об одном из подходов к управлению педагогическим колледжем. М.: Специалист, 1997, № 2. С. 29−31.
  167. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979.-335 с.
  168. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 345 с.
  169. Е.В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. Ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995.
  170. Е.В. Приоритеты российского профессионального образования. // Педагогика. № 2, 1999.
  171. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, Изд-во Акад. Наук Груз. ССР, 1961. 210 с.
  172. Л.И. Методы экспериментального исследования социально психологических феноменов. — В кн.: Методология и методы социальной психологии. — М., 1997, С. 57 — 58.
  173. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  174. Философский словарь / Под редакцией И. Т. Фролова. М.: Политиздание, 1991.
  175. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.- М., 1987. -224с.
  176. Д.В. О перспективных педагогических технологиях XXI века // Среднее профессиональное образование. № 5, 1999. 2 с.
  177. И. Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений. Докторская диссертация. М.: 1995. — 455 с.
  178. С.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1983. — 95 с.
  179. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  180. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. — 87 с.
  181. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  182. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  183. В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль: Изд-во Яросл. Ун-та, 1974. 142 с.
  184. В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль: Изд-во Яросл. Ун-та, 1974. 142 с.
  185. В.Д. Философия образования и образование личности. -М. Иссл. ценр проблем качества подготовки специалистов. Изд. ЛОТОС, 1993. С.23−168.
  186. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  187. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
  188. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
  189. В.И. Социальная психология менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 256 с.
  190. Г. Н. Философия, наука и методология. М.: Изд-во ШК. культур, политики, 1997. — 641 с.
  191. Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. Р./Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1984, — 144 с.
  192. Д.Б. Детская психология. М., 1960. — 328с.
  193. Д.Б. Избранные психологические труды. М, 1988.
  194. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. Т.2. — 440 с.
  195. Структура управления Центра образования (технологического)1. Зав. отделением1. НПО Зам. директора•vj Э&м. Зам. по Ст. по уч. воспит масработе работе тера
  196. Преподаватели, мастера п.о., клас. Руководители, зав. кабинетами и мастерскими
  197. Учащиеся, органы ученического самоуправления1. Зав. Псипо уч. холограбо-1. V'
  198. Преподаватели, клас. руководители, зав. кабинетамил
  199. Зав. отделением Зав. отделением Зав. отделением Зам. директора Зав. отделением
  200. СПО «Технология» Экстернат Уч.-производствен- НМД
  201. Зам. директора -—-- Зам. директора зам. директора ного предприятия Зам. директора1. Зав- Ин- Лауч же- бонер рант1. ZS1. За- Метовуч дист
  202. Преподаватели, зав. кабинетами, специалистт1. Автошкола1. Автосервис1. Столовая1. Цех мясной кулинарии71. Педагог-психологл1. Студенты, учащиеся1. А v1. Учащиеся1. Ж.
  203. Учащиеся, взрослое население1. Я •о х ыо *1. О) X Xп>
Заполнить форму текущей работой