Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка комбинированной технологии получения железоборидных покрытий при восстановлении и упрочнении деталей сельскохозяйственной техники

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана новая комбинированная технология восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники, позволяющая в 3.10 раз увеличить изменение их размеров и толщину упрочненного слоя в сравнении с известными способами диффузионной металлизации и тем самым расширить область их применения в ремонтном производстве. На основе экспериментальных исследований установлены оптимальные режимы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Анализ условий работы деталей сельскохозяйственной техники
    • 1. 2. Применение диффузионных покрытий для восстановления и упрочнения деталей машин
      • 1. 2. 1. Общие сведения
      • 1. 2. 2. Технологии восстановления и упрочнения деталей машин диффузионными покрытиями
      • 1. 2. 3. Способы увеличения толщины диффузионных покрытий
      • 1. 2. 4. Общий анализ методов восстановления и упрочнения деталей диффузионными покрытиями
    • 1. 3. Комбинированная технология восстановления и упрочнения деталей машин железоборидными покрытиями
      • 1. 3. 1. Проектирование комбинированной технологии
      • 1. 3. 2. Способы упрочнения электролитических железных покрытий
      • 1. 3. 3. Борирование как способ упрочнения электролитических железных покрытий
    • 1. 4. Номенклатура деталей для восстановления и упрочнения железоборидными покрытиями
    • 1. 5. Выводы, цель и задачи исследований
  • ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ЖЕЛЕЗОБОРИДНЫМИ ПОКРЫТИЯМИ
    • 2. 1. Анализ возможностей диффузионной металлизации по увеличению толщины покрытий
    • 2. 2. Методика определения оптимального уровня твердости упрочняющего покрытия одной из деталей соединения «вал — втулка»
    • 2. 3. Определение необходимого изменения размеров деталей и толщины диффузионного слоя
    • 2. 4. Разработка теоретических основ диффузионного борирования электролитических железных покрытий
      • 2. 4. 1. Механизм образования диффузионных боридных слоев на железоуглеродистых сплавах
      • 2. 4. 2. Теоретические предпосылки получения боридных слоев на электролитических железных покрытиях
    • 4. 3. Механизм образования диффузионных боридных слоев на электролитических железных покрытиях
      • 2. 4. 4. Кинетика роста однофазных боридных слоев
      • 2. 4. 5. Сублимация бора на насыщаемой поверхности при борировании в окислительной атмосфере и вакууме
    • 2. 5. Выводы
  • ГЛАВА 3. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Программа исследования
    • 3. 2. Объект и предмет исследования
    • 3. 3. Оборудование, материалы и технология электролитического железнения
    • 3. 4. Оборудование и материалы для диффузионного борирования
    • 3. 5. Методика выбора оптимального состава смеси и режимов борирования
    • 3. 6. Исследование физико-механических свойств покрытий
      • 3. 6. 1. Металлографические исследования
      • 3. 6. 2. Рентгеноструктурный и спектральный анализы покрытий
      • 3. 6. 3. Измерение твердости и микротвердости покрытий и основы
      • 3. 6. 4. Определение прочности сцепления покрытия с основой
      • 3. 6. 5. Определение несущей способности покрытий
      • 3. 6. 6. Определение трещиностойкости железоборидных покрытий
      • 3. 6. 7. Определение шероховатости поверхности покрытий
      • 3. 6. 8. Измерение размеров и формы деталей
    • 3. 7. Исследование износостойкости покрытий
    • 3. 8. Исследование коррозионной стойкости покрытий
    • 3. 9. Методика проведения ускоренных стендовых испытаний восстановленных деталей на надежность
  • ЗЛО Методика проведения эксплуатационных испытаний
    • 3. 10. Методика обработки экспериментальных данных
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
    • 4. 1. Влияние режимов и состава смеси на результаты диффузионного борирования в окислительной атмосфере
    • 4. 2. Оптимизация состава порошковой смеси и режимов борирования
    • 4. 3. Изменение линейных размеров деталей при борировании
    • 4. 4. Применение вакуума при диффузионном борировании
    • 4. 5. Коробление деталей после диффузионного борирования
    • 4. 6. Физико-механические свойства железоборидных покрытий
      • 4. 6. 1. Металлографические исследования
      • 4. 6. 2. Рентгеноструктурный и спектральный анализы покрытий
      • 4. 6. 3. Исследование микротвердости диффузионных покрытий
      • 4. 6. 4. Прочность сцепления железоборидных покрытий с основой
      • 4. 6. 5. Несущая способность железоборидных покрытий
      • 4. 6. 6. Исследование хрупкости покрытий
    • 4. 7. Исследование износостойкости железоборидных покрытий
    • 4. 8. Исследование коррозионной стойкости покрытий
    • 4. 9. Результаты ускоренных стендовых испытаний
    • 4. 11. Эксплуатационные испытания
    • 4.
  • Выводы
  • ГЛАВА 5. ТЕХНОЛОГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН ЖЕЛЕЗОБОРИДНЫМИ ПОКРЫТИЯМИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 5. 1. Структурная схема технологии восстановления и упрочнения деталей машин железоборидными покрытиями
    • 5. 2. Разработка технологического процесса восстановления и упрочнения плунжерных пар топливных насосов УТН-М
    • 5. 3. Разработка технологического процесса восстановления и упрочнения золотников гидрораспределителя Р
    • 5. 4. Разработка технологического процесса восстановления и упрочнения гильз гидрораспределителя коробки передач трактора Т-150К
    • 5. 5. Экономическая эффективность внедрения технологических процессов восстановления деталей в соединениях «вал — втулка»

Разработка комбинированной технологии получения железоборидных покрытий при восстановлении и упрочнении деталей сельскохозяйственной техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросам повышения качества сельскохозяйственной техники и оборудования, методам восстановления деталей и повышения долговечности соединений посвящены работы Аниловича В. Я., Ачкасова К. А., Батищева А. Н., Бугаева В. Н., Бурумкулова Ф. Х., Воловика E. JL, Ерохина М. Н., Кряжкова В. М., Козырева В. В., Курчаткина В. В., Лезина П. П., Лялякина В. П., Михлина В. М., Некрасова С. С., Петрова Г. К., Потапова Г. К., Поляченко А. В., Пучина Е. А., Северного А. Э., Селиванова А. И., Стрельцова В. В., Тельнова Н. Ф., Ульмана И. Е., Черновола М. И., Черноиванова В. И., Шадричева В. А., Юдина В. М. и других ученых. Их труды позволили решить ряд задач, стоящих перед ремонтно-обслуживающей базой АПК, значительно развить отечественную науку.

Вместе с тем проблемы повышения надежности сельскохозяйственной техники решаются медленно в сравнении с темпами, достигнутыми в других областях техники. Основной причиной отказов машин и оборудования в сельском хозяйстве (до 80.90%) является изнашивание деталей [1].

Абразивное изнашивание является результатом воздействия частиц, содержащихся в пыли и попадающих в пары трения вместе с воздухом, топливом, рабочими жидкостями или смазкой. Применяемые на заводах-изготовителях сельскохозяйственной техники материалы и методы упрочнения (закалка, цементация, нитроцементация и азотирование) не обеспечивают необходимый уровень износостойкости и коррозионной стойкости стальных деталей. Во всех случаях поверхностная твердость деталей не превышает твердость кварцевого абразива (11 ООО МПа). Величины износов деталей находятся в пределах от 0,01 до 10 мм. Из них 74% деталей имеют величину износа до 0,3 мм. Из поверхностей деталей различных групп цилиндрические составляют около 52% (из них 40% - внешние цилиндрические поверхности, а 60% - внутренние) [1−3].

Значительное число деталей при ремонте техники выбраковывается с величиной износа, не превышающей десятых долей миллиметра. В то же время имеется большая номенклатура деталей машин, себестоимость восстановления которых составляет 30.50% от цены новых. Цена капитального ремонта дизельных двигателей для тракторов и комбайнов с 1990 по 1999 годы снизилась по отношению к цене новых с 40.60% до 22.30%. Одной из причин указанной тенденции, относящейся к тракторам и другим сельскохозяйственным машинам, является рост цен на продукцию заводов-изготовителей наряду со снижением стоимости ее ремонта за счет уменьшения выбраковки деталей с недоиспользованным ресурсом.

Стратегия машинно-технологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции России на период до 2010 года одним из важных направлений развития технического сервиса предусматривает создание ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий повышения надежности основных систем и агрегатов машин, включая двигатели, топливную аппаратуру, гидросистемы и агрегаты трансмиссий.

Ресурс деталей, восстановленных с помощью имеющихся в настоящее время технологий, составляет в среднем 60.80% от ресурса новых. Поэтому разработка новых технологий, обеспечивающих восстановление деталей и получение поверхностей с твердостью, превышающей твердость новых деталей, является одним из приоритетных направлений технологического порядка, направленных на развитие ремонтно-обслуживающей базы в АПК [4].

Среди способов получения на стальных деталях износостойких покрытий большого внимания заслуживает диффузионная металлизация. Диффузионное насыщение поверхности стальных деталей хромом, титаном и никелем позволяет получать покрытия с высокими физико-механическими свойствами: износостойкостью, коррозионной стойкостью, прочностью сцепления с металлом основы. Поверхностная твердость таких покрытий находится в пределах 16 000.32 000 МПа [5]. После диффузионной металлизации в большей степени, чем после других видов химико-термической обработки (ХТО), наблюдается изменение линейных размеров стальных деталей (от 0,01 до 0,1 мм). Эта особенность была использована при разработке технологий восстановления и упрочнения прецизионных деталей дизельной топливной аппаратуры [6−14]. Однако широкое внедрение разработанных способов сдерживается рядом причин:

• Недостаточная толщина диффузионных покрытий не позволяет расширить область их применения в ремонтном производстве.

• Необходимость использования дорогостоящих диффузантов — Cr, Ti, Ni, что особенно актуально в настоящее время. По данным [15] доля материалов в структуре затрат на восстановление изношенных деталей с 50.65% в 1985 г. возросла до 90% в 2002 г. (Витебский мотороремонтный завод).

• Зависимость разработанных технологий восстановления и упрочнения деталей от химического состава стали.

• Применение экологически вредных веществ (NH4 °F, NH4C1).

• Из-за малых припусков и высокой твердости остается нерешенной проблема механической обработки диффузионных покрытий.

Интенсификация диффузионных процессов такими способами, как многокомпонентное насыщение, термоциклирование или электромеханическая обработка усложняет технологию восстановления изношенных деталей, но не устраняет указанные недостатки, так как максимальный прирост размеров и толщины диффузионных покрытий составляет не более 25%.

Наиболее перспективной, сохраняющей преимущества диффузионной металлизации и устраняющей ее недостатки, является комбинированная технология получения износостойких диффузионных покрытий на основе бори-дов железа. Основа покрытия, необходимая для изменения диаметра изношенных цилиндрических поверхностей деталей, может создаваться из доступных материалов (порошок железа, Св-08, Fe (CO)5, СтЗ) с помощью процессов напыления, контактной приварки ленты, наплавки, газофазной металлизации через карбонилы или электролитического железнения. Так как 60% от общего числа цилиндрических поверхностей деталей составляют внутренние, т. е. труднодоступные поверхности, выбор был остановлен на технологии получения электролитических железных покрытий (ЭЖП).

Электролитическое железнение позволяет с высокой производительностью получать покрытия от нескольких сотых долей до нескольких миллиметров на доступном оборудовании, обеспечивает минимальный припуск на последующую механическую обработку или исключает ее. Технология совершенствуется в направлении улучшения качества ЭЖП, повышения производительности, уменьшения потребления чистой воды, упрощения подготовительных и заключительных операций [16−18].

Однако наряду с указанными достоинствами электролитический способ имеет существенные недостатки, прежде всего нестабильную сцепляемость покрытий с деталями и недостаточную поверхностную твердость. Для повышения физико-механических свойств такие покрытия подвергают упрочнению различными способами ХТО, которые не решают указанную проблему. Получаемая поверхностная твердость покрытий недостаточна, так как не превышает твердость кварцевого абразива.

Большое число исследований в этом направлении подтверждает экономическую целесообразность применения комбинированных технологий.

Диффузионная металлизация ЭЖП, например хромом или титаном, из-за отсутствия карбидообразующего элемента (углерода), приводит к образованию слоя на основе раствора хрома в железе (афаза). Поверхностная твердость диффузионного слоя невелика и находится в пределах 4500.5000 МПа.

В данной работе для упрочнения ЭЖП предлагается использовать метод диффузионного борирования. Известно, что преимуществом бора, имеющего в сравнении с хромом и титаном меньший атомный радиус, является более высокий коэффициент диффузии в железоуглеродистых сплавах. Поэтому бори-рование позволяет получать на малоуглеродистых сталях в 5. 10 раз большую толщину упрочняющего покрытия в сравнении с известными способами диффузионной металлизации при меньшей температуре и времени выдержки [19].

Комбинированная технология получения железоборидных покрытий предложена и исследовалась впервые. На электролитическом железе получены однофазные (Fe2B) боридные слои глубиной до 0,3 мм. Такие покрытия имеют меньшую хрупкость в сравнении с двухфазными, полученными на основе Fe2B и FeB. Поверхностная твердость боридного слоя на электролитическом железе составляет 14 500. 14 800 МПа, что является оптимальной величиной по двум основным требованиям — износостойкости и обрабатываемости полученного покрытия.

Для большинства деталей не требуется увеличение износостойкости в десятки и сотни раз. В ряде случаев оптимальным является упрочнение одной, наиболее доступной для восстановления детали соединения «вал — втулка». При этом обеспечиваются его минимальные изменения, сохраняются исходные условия работы в пределах срока службы сельскохозяйственной техники.

Исходя из изложенного, разработка теории получения диффузионных бо-ридных слоев на электролитическом железе, создание на ее основе новой технологии восстановления и упрочнения деталей в соединениях «вал — втулка» железоборидными покрытиями и ее реализация в ремонтном производстве является актуальной задачей, решение которой внесет значительный вклад в ресурсосбережение и конкурентоспособность российской техники.

Тема исследования по указанной проблеме включалась в планы НИР МГАУ им. В. П. Горячкина и соответствует стратегии машинно-технологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции России на период до 2010 года.

Цель работы: На основе теоретических и экспериментальных исследований разработать способ и технологии восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники железоборидными покрытиями.

Научная новизна. Разработаны алгоритмы применения железоборирова-ния как метода восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники. Предложена методика определения оптимального уровня твердости упрочняющего покрытия при восстановлении соединений типа «вал — втулка» за счет одной детали. Получены уравнения для определения необходимого изменения диаметра деталей и толщины диффузионного слоя. Рассмотрен механизм образования диффузионного слоя при борировании электролитических железных покрытий (ЭЖП).

Установлено, что «мягкие» ЭЖП наиболее пригодны для упрочнения. Теоретически обоснована возможность получения однофазных (Fe2B) боридных слоев и рассчитаны диффузионные константы для ЭЖП и стали 45. Обоснована возможность диффузионного борирования в порошках без активаторов в окислительной среде и вакууме.

Практическая ценность и реализация результатов исследования.

Разработана новая комбинированная технология восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники, позволяющая в 3.10 раз увеличить изменение их размеров и толщину упрочненного слоя в сравнении с известными способами диффузионной металлизации и тем самым расширить область их применения в ремонтном производстве. На основе экспериментальных исследований установлены оптимальные режимы и составы смесей для борирования в окислительной атмосфере и вакууме, позволяющие получать желе-зоборидные покрытия с высокими физико-механическими и эксплуатационными свойствами. Применение железоборидных покрытий приводит к увеличению износостойкости пар трения в 2,2.7 раз. Ресурс топливных насосов УТН-М с восстановленными плунжерными парами и упрочненным сопряжением «пятка плунжера — болт толкателя» в 1,7 раза выше ресурса серийных.

Технологические процессы восстановления и упрочнения деталей поршневых топливоподкачивающих насосов низкого давления, деталей гидротрансмиссии, установок для измельчения сыпучих материалов, валов внедрены в промышленной компании «Ветран», а также приняты к внедрению путем передачи технической документации и производственной проверки технологических процессов восстановления деталей плунжерных пар топливных насосов УТН и НД, гильз гидрораспределителя коробки передач трактора Т-150-К, золотников гидрораспределителей Р-75 и других деталей в научно-технический совет Минсельхозпрода РФ, ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры» ,.

ОАО ПО «Молния», АООТ «Бабынинская сельхозтехника» Калужской области, ЗАО «ТЭКО-ИНВЕСТ» .

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены, обсуждены и одобрены на:

— научных конференциях профессорско-преподавательского состава ФГОУ ВПО МГАУ имени В. П. Горячкина в 1985;2005 г. г.;

— Всесоюзной научно-практической конференции по восстановлению деталей машин (Рига, 2−5 декабря 1987 г.);

— научно-технической конференции «Повышение долговечности и надежности деталей машин методами упрочняющей обработки» (Саранск, 1988 г.);

— научно-практической конференции стран-членов СЭВ «Современное оборудование и технологические процессы для восстановления и упрочнения деталей машин», «Ремдеталь-1988» (Пятигорск, 1988 г.);

— 2-ом съезде металловедов России (Пенза, 22−24 сентября 1994 г.);

— выездном заседании бюро отделения механизации, электрификации и автоматизации Россельхозакадемии в ФГОУ ВПО МГАУ «Перспективы развития и интеграции вузовской и академической агроинженерной науки» (Москва, 24 апреля 2001 г.);

— международной научно-практической конференции «Современные проблемы технического сервиса в агропромышленном комплексе» (Москва, 16−18 декабря 2002 г.);

— третьей международной промышленной конференции «Эффективность реализации научного, ресурсного и промышленного потенциала в современных условиях» (Киев-Карпаты, 24−28 февраля 2003 г.);

— международной научно-практической конференции памяти академика Аниловича В. Я. «Проблемы технического сервиса сельскохозяйственной техники» (Харьков, 26−27 марта 2003 г.);

— международной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы развития технического сервиса сельскохозяйственной техники» (Минск, 6−8 апреля 2004 г.);

— заседании Научно-технического совета Федерального агентства по сельскому хозяйству (5 сентября 2005 г.);

— заседании кафедры «Ремонт и надежность машин» ФГОУ ВПО МГАУ (Москва, 2006 г.).

Публикации. Основное содержание работы отражено в 30 печатных работах общим объемом 33,4 п.л., в том числе 8 статей в центральных изданиях. Новизна исследований подтверждена 5 авторскими свидетельствами и патентами на изобретения.

На защиту выносятся:

— механизм образования боридного слоя на электролитическом железе;

— методы управления структурой и свойствами боридного слоя с целью получения оптимального уровня твердости и хрупкости;

— методика определения оптимального уровня твердости упрочняющего покрытия при восстановлении соединений «вал — втулка» за счет одной детали;

— результаты экспериментальных исследований физико-механических и эксплуатационных свойств деталей, восстановленных железоборидными покрытиями;

— новый способ восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники, защищенный патентами Российской Федерации;

— рекомендации по применению предлагаемых разработок в ремонтном производстве и их технико-экономическая оценка.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1 Установлено, что наиболее перспективным направлением повышения долговечности соединений «вал — втулка» является комбинированная технология получения железоборидных покрытий, применение которой в качестве метода восстановления и упрочнения стальных деталей расширит возможности диффузионных покрытий.

2 Теоретически установлено, что двухкратное увеличение межремонтного ресурса соединений «вал — втулка», работающих в условиях абразивного изнашивания, возможно при упрочнении поверхности одной из деталей до уровня 15 100 МПа путем нанесения железоборидных покрытий.

3 Получены уравнения для расчета необходимого изменения размеров восстанавливаемых деталей и толщины боридного слоя, которые позволяют устанавливать режимы электролитического железнения и диффузионного борирования.

4 Установлено, что для борирования наиболее предпочтительны «мягкие» ЭЖП, имеющие в результате рекристаллизации мелкое и равновесное зерно. Покрытия, полученные при катодной плотности тока Дк = 10 А/дм2 в электролите состава: FeCl2 • 4Н20 — 580.600 г/лрН = 0,5.0,7- температура 30.35 °С, в сравнении с углеродистыми и легированными сталями обеспечивают в 1,3.2,1 раза большую глубину боридного слоя.

5 Формирование боридного слоя наиболее эффективно в пределах ЭЖП. Анализ кинетики роста однофазного боридного слоя позволил рассчитать диффузионные константы для ЭЖП и стали 45 при различных температурах. Коэффициент эффективной диффузии для ЭЖП в сравнении со сталями выше в 1,8 раза.

Введение

в порошок карбида бора инертной добавки (оксида алюминия) стабилизирует процесс диффузионного насыщения при борировании в окислительной атмосфере, что позволяет получать однофазные (Fe2B) борид-ные слои.

6 Разработана комбинированная технология, включающая электролитическое железнение деталей с последующим диффузионным борированием, которая позволяет в 3.10 раз увеличить изменение их размеров и толщину упрочненного слоя в сравнении с известными способами диффузионной металлизации и расширить область их применения в ремонтном производстве.

7 Оптимальный режим процесса диффузионного борирования в окислительной атмосфере: состав насыщающей смеси — 65% карбида бора (В4С) — остальное — оксид алюминия (А120з) — температура — 980 °Свремя выдержки -2.6 ч в зависимости от требуемой толщины боридного слоя.

8 Применение вакуума в качестве защитной среды значительно упрощает технологию борирования, уменьшает трудоемкость и затраты на материалы, позволяет увеличить полезный объем контейнера. Режим процесса борирования в вакууме: состав насыщающей смеси — 84% карбида бора (В4С) — остальноебура (Na2B407) — остаточное давление -1,33.10*' Патемпература — 980 °Свремя выдержки — 3.7 ч в зависимости от требуемой толщины боридного слоя.

9 Металлографические исследования и рентгеноструктурный анализ показали, что на ЭЖП формируются однофазные (Fe2B) боридные слои «зубчатого» строения с микротвердостью на уровне 14 800 МПа. Толщина боридного слоя достигает 0,32 мм, что обеспечивает необходимые припуски на механическую обработку и несущую способность. Критическая толщина боридного слоя, исключающая его продавливание абразивными частицами, должна составлять не менее 30 мкм. Закалка приводит к увеличению несущей способности слоя в 1,6.2 раза.

10 Прочность сцепления ЭЖП с основным металлом после борирования увеличивается на 34.42%. Показатель трещиностойкости железоборидных покрытий в 2,2.3,7 раза выше, чем у боридных слоев на сталях. Диффузионное борирование повышает коррозионную стойкость стальных деталей в различных средах в 3,5.5 раз.

11 Стендовые и эксплуатационные испытания показали высокую надежность соединений «вал — втулка», восстановленных железоборидными покрытиями. Упрочнение одной или обеих деталей приводит к увеличению износостойкости соединений в 2,2.7 раз. Ресурс топливных насосов УТН-М с восстановленными плунжерными парами и упрочненным сопряжением «пятка плунжера — болт толкателя» в 1,7 раза выше, чем у серийных насосов.

12 Выполненные разработки внедрены и прошли производственную проверку с передачей технической документации на пяти предприятиях. Результаты работы одобрены Научно-техническим советом Федерального агентства по сельскому хозяйству и рекомендованы для внедрения на предприятиях технического сервиса. Годовой экономический эффект от использования результатов исследования составляет 4,74 млн. р.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Износ деталей сельскохозяйственных машин / Под ред. М. М. Севернева. -Л.: Колос, 1972.-288 с.
  2. Е.Л. Справочник по восстановлению деталей. М.: Колос, 1981. -354 с.
  3. В.П., Пантелеенко Ф. И., Иванов В. П., Константинов В.М.
  4. Восстановление деталей машин. -М.: Машиностроение, 2003. 672 с.
  5. В.И. О некоторых вопросах технической политики в АПК России на период 2003—2005 гг.. // МТС Машинно-технологическая станция, 2003.-Х" 1.-С.4.7.
  6. Химико-термическая обработка металлов и сплавов. Справочник / Под ред. Л. С. Ляховича. -М.: Металлургия, 1981, — 424 с.
  7. В.Н. Восстановление деталей и повышение ресурса топливной аппаратуры тракторных и комбайновых дизелей диффузионной металлизацией. Дисс.докт. техн. наук.-М., 1987.-303 с.
  8. Ю.В. Исследование работоспособности и надежности распылителей форсунок энергонасыщенных тракторов, восстановленных диффузионным титанированием. Дисс.канд. техн. наук. М., 1982. — 154 с.
  9. В.З. Восстановление плунжерных пар топливных насосов распределительного типа диффузионным хромотитанированием. Дисс.канд. техн. наук. М., 1985. — 220 с.
  10. А.Г. Восстановление плунжерных пар топливного насоса УТН-5 диффузионным хромированием в вакууме с последующей механической обработкой. Дисс.канд. техн. наук. -М., 1987.-229 с.
  11. .А. Восстановление распылителей форсунок автотракторных дизелей диффузионным контактным хромированием в вакууме. Дисс.канд. техн. наук. М., 1988. — 299 с.
  12. И Казанцев С. П. Восстановление плунжерных пар топливных насосов распределительного типа диффузионными хромонитридными покрытиями. Дисс.канд. техн. наук. -М., 1989.-216 с.
  13. Н.И. Диффузионное борохромирование, как метод восстановления и упрочнения деталей топливной аппаратуры дизелей (на примере плунжерных пар топливных насосов типа УТН). Дисс .канд. техн. наук. -М., 1991.-243 с.
  14. В.А. Повышение надежности поршневых топливоподка-чивающих насосов дизелей восстановлением и упрочнением деталей диффузионным хромированием. Дисс .канд. техн. наук. -М., 1991. 193 с.
  15. Н.А. Восстановление и упрочнение прецизионных деталей дизельной топливной аппаратуры диффузионным бороникелированием. Дисс. канд. техн. наук. М., 1994. — 230 с.
  16. В.М. Системный подход к проектированию и получению защитных покрытий из диффузионно-легированных сплавов // Ремонт, восстановление, модернизация, 2002. № 7. — С. 3.7.
  17. В.М. Восстановление неподвижных сопряжений «вал подшипник» качения энергонасыщенных тракторов контактным электролитическим железнением на сельскохозяйственных ремонтных предприятиях. Дисс. канд. техн. наук.-М., 1982. — 167 с.
  18. А.Н. Перспектива развития технологии восстановления деталей гальваническим покрытием // Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1995. -№ 8. -С. 24.27.
  19. Е.А., Кушнарев Л. И., Петрищев Н. А., Семейкин В. А. и др. Техническое обслуживание и ремонт тракторов. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-208 с.
  20. Л.С., Ворошнин Л. Г. Борирование стали. М.: Металлургия, 1978.-239 с.
  21. А.В., Хватов В. Н. Повышение эффективности использования тракторных дизелей в сельском хозяйстве. Л.: Автопромиздат, 1986. — 191 с.
  22. Р.А. и др. Повышение чистоты дизельных топлив // Химия и технология масел, 1981. -№ 1. С. 52.54.
  23. Г. А. Важный резерв увеличения срока службы машин // Техника в сельском хозяйстве, 1985. -№ 1.-С. 31.34.
  24. П.А. Выбор оптимальных режимов восстановления изношенных деталей электроискровой наплавкой (на примере золотника гидрораспределителя Р-75). Дисс. канд. техн. наук. Саранск, 1999. — 198 с.
  25. В.И. Повышение технического уровня и надежности гидропривода тракторов и сельхозмашин в эксплуатации. Автореф. дисс.докт. техн. наук. М., 1991.-32 с.
  26. В.Е. Ремонт тракторных гидравлических систем. М.: Колос, 1984.-253 с.
  27. П.А. Особенности эксплуатации дизельной топливной аппаратуры. М.: Агропромиздат, 1986. — 127 с.
  28. С.П. Эксплуатационные и лабораторные исследования влияния загрязненности рабочей жидкости на износ деталей гидросистем тракторов. Автореф. дисс.канд. техн. наук. Елгава, 1971. — 21 с.
  29. .И., Ярков В. А. Повышение долговечности прецизионных деталей дизельной топливной аппаратуры // Обзорная информ. НИИАВТО-СЕЛЬМАШ. -М., 1965.-С. 31.33.
  30. С.П. исследование и разработка путей повышения работоспособности фильтров тонкой очистки тракторных дизелей. Автореф. дисс.канд. техн. наук. Саратов, 1976. — 21 с.
  31. М.Н. Принципы повышения надежности и эффективности эксплуатации сельскохозяйственной техники (на примере картофелеуборочных комбайнов). Дисс.докт. техн. наук. М., 1994. -76 с.
  32. И.В. Трение и износ М.: Машиностроение, 1968. — 420 с.
  33. Н.Н. Сопротивление абразивному изнашиванию. М.: Машиностроение, 1976.-271 с.
  34. М.М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: Наука, 1970.-252 с.
  35. А.Н. Химико-термическая обработка металлов и сплавов. -М: Машиностроение, 1965.- 491 с.
  36. Ю.М., Арзамасов Б. Н. Химико-термическая обработка металлов. М.: Металлургия, 1985. — 255 с.
  37. Г. В., Эпик А. П. Тугоплавкие покрытия. М.: Металлургия, 1973.-399 с.
  38. Прогрессивные методы химико-термической обработки / Под ред. Г. Н. Дубинина, Я. Д. Когана. М.: Машиностроение, 1979. — 184 с.
  39. .А. Комплексные диффузионные покрытия. М.: Машиностроение, 1981. — 135 с.
  40. .А. Исследование процесса диффузионного хромирования железа и стали в вакууме из паровой фазы. Дисс.канд. техн. наук. Тула, 1969.- 169 с.
  41. Л.М. О механизме формирования диффузионного слоя // Защитные покрытия на металлах. Киев: Наукова думка, 1976. — Вып. 8. -С. 12.17.
  42. П.Т. Жаростойкие диффузионные покрытия. М.: Металлургия, 1979. -271 с.
  43. Г. Н. Диффузионное хромирование металлов и сплавов. М.: Машиностроение, 1964.-451 с.
  44. С.Р. Исследование восстановления штифтовых распылителей форсунок тракторных двигателей методом борирования. Дисс. канд. техн. наук. М., 1976. — 136 с.
  45. С.П., Мазаев Ю. В. Высокотемпературное хромирование стали ХВГ // Труды МИИСП. М.: МИИСП, 1986. — С. 53.54.
  46. С.П., Прилепин В. А. Восстановление изношенных деталей многокомпонентной диффузионной металлизацией // Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1998. № 4. — С. 31 .32.
  47. Н.П. Восстановление плунжерных пар топливного насоса УТН-5 нанесением карбидохромового покрытия. Автореф. дисс.канд. техн. наук. М., 1997.- 15 с.
  48. Е.А. Повышение надежности топливных насосов типа НД восстановлением деталей регулятора скорости титанированием в условиях сельскохозяйственных ремонтных предприятий. Дисс.канд. техн. наук. М., 1984.- 102 с.
  49. Чоглонгийн Нанжа. Повышение долговечности почворежущих деталей в условиях МНР (на примере сеялок-культиваторов СЗС-2,1). Автореф. дисс.канд. техн. наук. -М., 1988. 16 с.
  50. В.Н., Казанцев С. П., Сергеев В. З. и др. Способ комплексной химико-термической обработки стальных изделий. А.С. № 1 336 601. 1987. -Б.И. — № 9.
  51. В.Н., Богачев Б. А. Восстановление деталей плунжерной пары топливного насоса УТН-5 парофазным диффузионным хромированием // Труды МИИСП.-М.: МИИСП, 1985.-С. 65.67.
  52. А.Д. Повышение надежности регулятора частоты вращения при ремонте топливных насосов типа УТН. Автореф. дис.канд. техн. наук. -М., 1989.- 17 с.
  53. С.П., Кочетов Э. И., Понин А. И. Изменение шероховатости поверхности при диффузионном хромировании стали // Труды МИИСП. М.: МИИСП, 1997.-С. 41.43.
  54. Прогрессивные методы термической и химико-термической обработки / Под ред. Ю. М. Лахтина, Я. Д. Когана. М.: Машиностроение, 1972. — 184 с.
  55. Прогрессивные методы термической и химико-термической обработки в автомобилестроении / Обзор, информ. Шигарев А. С. Тольятти, 1987. — 58 с.
  56. С.Н., Евдокимов В. Д. Упрочнение металлов. Справочник. -М.: Машиностроение, 1987. 320 с.
  57. Яр-Мухамедов Ш. Х. Исследование влияния состава стали и условий химико-термической обработки на микротвердость азотированных хромовых покрытий // Физика твердого тела, 1974. Вып. 4. — С. 24.29.
  58. В.Н., Казанцев С. П., Сергеев В. З. Восстановление деталей плунжерных пар хромоазотированием // Экспресс-информация Агро-НИИТЭИИТО.-М., 1988. Вып. 3.-С. 12. 14.
  59. Н.П. Упрочнение электролитического покрытия плунжера топливного насоса УТН-5 карбидизацией // Труды МИИСП. М.: МИИСП, 1987.-С. 65.67.
  60. В.Н., Казанцев С. П., Мазаев Ю. В. и др. Способ диффузионного хромирования в вакууме. А. С. № 1 803 469 РФ, 1993. Б.И. -№ 11.
  61. Н. С. Диффузионные покрытия на железе и стали. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 205 с.
  62. В.К., Макаров Е. Ф. Влияние выбора галоида на хромируемость железа // ЖПХ, 1963. Т. 36. — Вып. 4. — С. 800.806.
  63. Г. Л., Олиевский М. И., Лучка М. В. и др. Исследование условий получения карбидохромовых покрытий на железоуглеродистых сплавах // Защитные покрытия на металлах. Киев: Наукова Думка, 1974. — Вып. 8. -С. 102.104.
  64. Galmiche P. Bright Chromising The Onera Proces // Metal Finisching, 1951. — V. 49.-№ 1.-P. 61.64.
  65. Galmiche P. Chromisation brillante et chromisation dure // Jngeneurs et Techniciens, 1951.-№ 122.-P. 51.58.
  66. С.П. Влияние выбора активатора на результаты диффузионного хромирования стали 25Х5МА // Труды МИИСП. М.: МИИСП, 1987. -С. 67.69.
  67. А.И., Лебединский О. В. Многокомпонентные вакуумные покрытия. М.: Машиностроение, 1987. — 208 с.
  68. М.А., Волков А. И. Многокомпонентная диффузия в металлах. -М.: Металлургия, 1985. 176 с.
  69. Л.Ф., Добковский Д. С. Регулирование зерна термоцикли-рованием / Пер. с англ. Сверхмелкое зерно в металлах. М.: Металлургия, 1973. -С. 135.163.
  70. Сверхпластичность металлических материалов / Под ред. М.Х. Шор-шорова и А. С. Тихонова. М.: Наука, 1973. — 220 с.
  71. А.С. Эффект сверхпластичности металлов и сплавов. М.: Наука, 1978. — 142 с.
  72. В.К. Метод термоциклической обработки металлов. Л.: ЛГУ, 1984. — 192 с.
  73. Л.А. Влияние термоциклирования при борировании на ударную вязкость углеродистых сталей / Химико-термическая обработка металлов и сплавов. Минск, 1977.-С. 185. 186.
  74. Т.А., Симочкин В. В., Рябова Т. С. Влияние предварительной ТЦО на свойства азотированного слоя и сердцевины конструкционных и инструментальных сталей / Термоциклическая обработка деталей машин. Тезисы докл.-Волгоград, 1981. С. 120. 122.
  75. А.С., Забелин С. Ф., Белов В. А. Интенсификация химико-термической обработки сталей при изотермическом режиме насыщения // Термоциклическая обработка деталей машин. Волгоград, 1981. — С. 102. 106.
  76. М.А., Кенис М. С. Интенсификация процесса цементации методами термоциклической обработки // Металловедение и термическая обработка металлов, 1985. -№ 5. С. 58.61.
  77. Э.И. Восстановление и упрочнение деталей сельскохозяйственной техники диффузионным хромированием с применением термоциклической обработки. Дисс. канд. техн. наук. -М., 1992. 208 с.
  78. .М. Упрочнение и восстановление деталей машин электромеханической обработкой. JI.: Машиностроение, 1989. — 200 с.
  79. .А. и др. О механизме формирования белого слоя при электромеханической обработке // Диффузионные процессы в металлах. Тула: ТПИ, 1975. — Вып. 3. — С. 91.94.
  80. А.В. Исследование влияния электромеханической обработки на физико-механические свойства автотракторных деталей, восстановленных электролитическим железнением. Автореф. дисс.канд. техн. наук. Воронеж, 1971.-15 с.
  81. Н.С. Термокинетика фазовых превращений при электромеханической обработке // Диффузионные процессы в металлах. Тула: ТПИ, 1975. — Вып. 3.-С. 131.135.
  82. Ficher I.C. Calculation of diffusion penetration curves of surface and grein boundaru diffusion //1 Apple Phus, 1951. Vol. 22. — P. 74.77.
  83. B.K. Восстановление и упрочнение деталей сельскохозяйственной техники методами термодиффузионного насыщения. Дисс.докт. техн. наук. Казань, 2004. — 303 с.
  84. Герасимов J1.B., Просвирин В. И. Скоростные процессы химико-термической обработки с применением паст и суспензий // Труды РКИИГА, 1972.-Вып. 200.-С. 77.90.
  85. Ю.Е. Термодиффузионное хромирование порошковых материалов на основе железа с применением нагрева ТВЧ. Автореф. дисс.канд. техн. наук. Новосибирск, 2000. — 17 с.
  86. М.А. Справочник термиста ремонтной службы. М., Мета-лургия, 1981.-641 с.
  87. С.А. Исследование интенсификации твердофазного борирования стали. Дисс. канд. техн. наук. Минск, 1983. — 282 с.
  88. БатищевА.Н. Обоснование рационального способа восстановления деталей//Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1992. -№ 9. -С. 30−31.
  89. В.А. Основы выбора рационального способа восстановления автомобильных деталей металлопокрытиями. М. — JL: Машгиз (Ленинградское отделение), 1962. — 296 с.
  90. А.Д. Исследование износостойкости восстановленных плунжерных пар топливных насосов дизелей. Дисс. канд. техн. наук. Ленинград-Пушкин, 1970. — 138 с.
  91. В.З., Казанцев С. П., Богданович З. А. Влияние износа поверхностей плунжера и втулки на показатели топливоподачи топливного насоса распределительного типа//Труды МИИСП.-М.: МИИСП, 1985.-С. 21.23.
  92. В.В. Износ прецизионных деталей и нарушение характеристики топливной аппаратуры дизелей.-М.: Машиностроение, 1972.-176 с.
  93. В.В. Исследование износов топливных насосов распределительного типа НД-21/2 и их влияние на рабочие параметры насоса и экономико-динамические показатели тракторного двигателя Д-21. Дисс. канд. техн. наук. Каунас, 1970. — 275 с.
  94. И.В., Эпельфельд, Людин В.Б. и др. Микродуговое оксидирование. Теория, технология, оборудование. М.: Экомет, 2005. — 352 с.
  95. А.Н. Технологические основы восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники из алюминиевых сплавов электрохимическими способами. Дисс.докт. техн. наук. -М., 1999. 270 с.
  96. А.Н., Новиков А. Н., Кузнецов Ю. А. Восстановление алюминиевых деталей сельскохозяйственной техники микродуговым оксидированием // Инженерно-техническое обеспечение АПК, 1996. № 4.
  97. А.В. Увеличение долговечности восстанавливаемых деталей контактной приваркой износостойких покрытий в условиях сельскохозяйственных ремонтных предприятий. Дисс.докт. техн. наук. М., 1984. — 303 с.
  98. А.В. Разработка технологии упрочнения режущих органов промышленных мясорубок. Автореф. дисс.канд. техн. наук. -М., 2005. 18 с.
  99. В.Г. Газофазная металлизация через карбонилы. М.: Металлургия, 1985.-264 с.
  100. В.В. Технологические основы восстановления деталей машин методом металлизации металлоорганических соединений. Дисс.докт. техн. наук.-М., 2001.- 283 с.
  101. В.И., Бледных В. В., Северный Э. И. и др. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Учебное пособие / Под ред. Черноиванова В. И. Москва-Челябинск: ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2003. — 992 с.
  102. А.Н., Голубев И. Г., Лялякин В. П. Восстановление деталей сельскохозяйственной техники. М.: Информагротех, 1995. — 296 с.
  103. Ю.В. Электролитическое осаждение металлов. М.: НХТИ, 1925.- 188 с.
  104. Ю.Н. Исследование влияний условий электролиза на механические свойства электролитических железных покрытий (применительно к ремонту машин). Автореф. дисс.докт. техн. наук.-Л., 1958.-31 с.
  105. Ю.Н. Развитие электролитических способов ремонта деталей //Техника в сельском хозяйстве, 1970. -№ 8. -С. 26.28.
  106. А.П. Исследование процесса осталивания применительно к ремонту тракторов и сельхозмашин. Автореф. дисс.канд. техн. наук. М., 1955.- 15 с.
  107. М.З. Исследование износостойкости железненных покрытий, полученных из хлористых элементов в присутствии органических добавок. Автореф. дисс. .канд. техн. наук. JL, 1956. — 20 с.
  108. Ю.Н. Исследование качества покрытий, полученных путем ос-таливания // Автомобильный транспорт, 1951. № 2. — С. 31. .33.
  109. А.П. Исследование процесса осталивания применительно к ремонту деталей тракторов и сельхозмашин. Автореф. дисс. канд. техн. наук. М., 1955.- 15 с.
  110. Н.Н. Упрочнение электролитических железных покрытий применяемых при ремонте машин, введением в хлористый электролит различных добавок. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Л., 1957. 19 с.
  111. М.П., Манкин Т. Г. Опыт электролитического наращивания железоникелевым сплавом деталей оборудования. М.: ГОСНИТИ № 3−65−1776/38,1965.-65 с.
  112. М.П. Электролитическое осаждение износостойких железо-никелевых покрытий // Износостойкие, антифрикционные и декоративные покрытия, 1969. С. 22. .27.
  113. В.Е. Исследование физико-механических свойств железо-вольфрамового сплава, полученного из хлористых элементов, применительно к восстановлению деталей с. х. техники. Автореф. дисс. канд. техн. наук. -Харьков, 1975. 16 с.
  114. П.А. Исследование условий электролиза и физико-механических свойств сплава железо-титан применительно к ремонту машин. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Харьков, 1975. — 18 с.
  115. Г. В. Исследование физико-механических свойств электролитических металлокерамических железных покрытий применительно к ремонту деталей машин. Автореф. дисс.канд. техн. наук. Кишинев, 1968 — 16 с.
  116. Г. В. Восстановление деталей сельскохозяйственной техники износостойкими покрытиями из электролитов-суспензий. Дисс. докт. техн. наук. Кишинев, 1990. — 371 с.
  117. Г. В. К механизму образования композиционных электролитических покрытий // Труды Кубанского СХИ. Краснодар, 1974. — Вып. 32.-С. 79.95.
  118. Г. В. О роли МРС электролита в механизме образования КЭП // Труды Кубанского СХИ. Краснодар, 1975. — Вып. 115. — С. 114. 124.
  119. Ю.Н. Влияние неметаллических включений на некоторые физико-механические свойства электролитических железненных покрытий // Электрохимическая обработка материалов, 1967. № 1. — С. 41. .44.
  120. В.М. Исследование гальванического способа нанесения метал-лополимерных покрытий при восстановлении деталей сельхозмашин. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Саратов, 1973. — 19 с.
  121. М.Н., Терхунов А. Г. Совместное электроосаждение железа и полимерных частиц // Технология и организация производства, 1974. № 9. — С. 64.66.
  122. Р.Б. Исследование и разработка технологии восстановления шестерен гидронасосов типа НШ электролитическими полимерометал-лическими покрытиями на основе железа. Автореф. дисс. канд. техн. наук. -Кишинев, 1982.-21 с.
  123. М.Н. Исследование процесса осаждения и свойств электролитических металлополимерных покрытий на основе железа для ремонта автотракторных деталей. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Саратов, 1977. — 20 с.
  124. Г. В. Износостойкие композиционные электрохимические покрытия для восстановления деталей машин // Прогрессивные способы восстановления деталей машин. Кишинев, 1979.-С. 17.21.
  125. Ю.Н., Мошкович Ю. Д. Исследование поведения полимерных добавок в растворах железнения // Прогрессивные способы восстановления деталей машин и повышение их прочности. Кишинев, 1979. — С. 24.27.
  126. Ю.Д., Астахов Г. А. Исследование условий осаждения металлополимерных покрытий // Прогрессивные способы восстановления деталей машин и повышение их прочности. Кишинев, 1979. — С. 27.29.
  127. A.M. Исследование упрочнения рабочих поверхностей деталей сельхозмашин электромеханическим способом. Автореф. дисс. канд. техн. наук. М., 1972.- 21 с.
  128. .М. Упрочнение и восстановление деталей электролитическим способом. Л.: Машиностроение, 1977. — 184 с.
  129. И.И., Голубев Ю. М., Комиссаров В. М. Ультразвуковая упрочняющая обработка деталей машин. М.: ГОСНИТИ, 1967. — № 20−67−1323.
  130. Т.К. Исследование ультразвукового упрочнения деталей тракторов, автомобилей и сельхозмашин, восстановленных осталиванием. Автореф. дисс. канд. техн. наук. -М., 1975. 20 с.
  131. А.В. Упрочняюще-чистовая обработка стальных закален-ных деталей ультразвуковым инструментом. Автореф. дисс. канд. техн. наук. -Новосибирск, 1972. -22с.
  132. В. Д. Луневский И.И. Повышение долговечности остален-ных деталей наклепом // Вестник машиностроения, 1965. № 12. — С. 59.64.
  133. B.C. Исследование влияния выглаживания железных покрытий на повышение надежности восстанавливаемых деталей. Автореф. Дисс. канд. техн. наук. М., 1980. — 16 с.
  134. В.П. Исследование упрочнения валов и прессовых соединений, подвергаемых хромированию и железнению при ремонте тракто-ров и сельхозмашин. Автореф. дисс. канд. техн. наук. М., 1970.-22 с.
  135. А.А., Игнатьев Р. А. Упрочнение деталей методом пластической деформации. -М.: Россельхозиздат, 1974. 62 с.
  136. В.Н. Восстановление деталей с. х. техники электролитическими покрытиями на основе железа с последующим вибронакатыванием. Дисс. канд. техн. наук. Саратов, 1993. — 238 с.
  137. М.П. Восстановление деталей автомобилей электролитическим осталиванием. М.: Минкомхоз, 1954. — 140 с.
  138. И.А. Исследование методов упрочнения электролитических железных покрытий с целью применения их для восстановления автотракторных деталей. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Л., 1953. — 11 с.
  139. В.Г. Исследование и разработка технологии повышения усталостной прочности электролитического железа и сплава железо никель цементацией. Автореф. дисс. канд. техн. наук. — Саратов, 1969. — 30 с.
  140. Л.П. Цианирование пастами при индукционном нагреве электролитических железных покрытий // Металловедение и термическая обработка металлов, 1968. № 6. — С. 65.67.
  141. Ю.М., Маслакова Л. П. Цианирование пастами при индукционном нагреве электролитических железных покрытий // Защитные покрытия на металлах. -Киев: Наукова Думка, 1970.-Вып. 3. С. 143.147.
  142. B.C. Исследование износостойкости деталей, упрочненных сульфоцианированием применительно к ремонту с. х. техники. Автореф. дисс. канд. техн. наук. М., 1969. — 17 с.
  143. Е.В. Азотирование электролитических железных покрытий. Автореф. дисс. канд. техн. наук. М., 1977. — 17 с.
  144. Л.С., Брагилевская С. С. Формирование боридных покрытий на гальванических железненных металлах и сплавах // Металловедение и термическая обработка металлов, 1972.-№ 6. С. 49. .50.
  145. Г. В., Виницкий И. М. Тугоплавкие соединения. М.: Металлургия, 1976. — 558 с.
  146. Л.С., Ворошнин Л. Г. Борирование стали. М.: Метал-лургия, 1967.- 120 с.
  147. В.П. Боридные покрытия на железе и сталях. Киев: Наукова думка, 1970.-208 с.
  148. Г. В., Глухов В. П. Диффузионное насыщение углеродистых сталей титаном и бором // Защитные покрытия на металлах. Киев: Наукова думка, 1970.-Вып.З. — С. 101. 108.
  149. А.Н. Диффузионные боридные слои на металлах // Металловедение и термическая обработка металлов, 1961. № 8. — С. 9. 15.
  150. Г. В., Эпик А. П. Покрытия из тугоплавких соединений.-М.: Металлургия, 1964. 108 с.
  151. А.П. и др. Борирование деталей машин и инструмента в порошковых средах // Технология и организация производства. Киев: Наукова думка, 1970, — № 2. — С. 69.71.
  152. В.К. Восстановление и упрочнение деталей картофелеуборочных комбайнов диффузионным насыщением с применением электромеханической обработки. Дисс. канд. техн. наук. -М., 1992. 198 с.
  153. Г. В. и др. Бор и его соединения. Киев: Изд-во АН СССР, 1960.-590 с.
  154. Л.Г. Борирование промышленных сталей и чугунов.-Минск, 1981.-205 с.
  155. Прогрессивные методы термической и химико-термической обработки / Под ред. Лахтина Ю. М., Когана Я. Д. М.: Машиностроение, 1972 — 184 с.
  156. В.Д. и др. ХТО металлов и сплавов. Минск, 1971. — 186 с.
  157. В.Н., Казанцев С. П., Ильин В. К. Бардадын Н.А. Интен- си-фикация процесса борирования сталей // Труды МИИСП. М.: МИИСП, 1992. -С. 18.22.
  158. Е.А. Влияние вакуумно-диффузионного процесса упрочнения на стойкость штампового инструмента для горячего деформирования. Автореф. дисс.канд. техн. наук. Тольятти, 1998. — 16 с.
  159. В.В. Влияние карбидного, боридного и нитридного и эвтектического покрытия на износостойкость стали и чугуна в абразивных средах. Дисс. канд. техн. наук. Львов, 1982. — 170 с.
  160. В. П. Коротя А.С. Износостойкость и хрупкость боридных, карбидных и карбидных покрытий // Научно-производственный сборник «Технология и организация производства», 1978. № 1, — С. 49. .51.
  161. М. Причины образования трещин в боридных слоях стали // МиТОМ, 1974.-№ 10.-С. 20.23.
  162. Э.П. и др. Причины образования трещин и сколов в боридном слое // Проблемы металловедения и прогрессивные технологии термической обработки. Минск, 1968.-С. 57.75.
  163. Ю.В. Исследование особенностей формирования и свойств боридных покрытий на сталях. Дисс. канд. техн. наук. Минск, 1974. — 290 с.
  164. Г. И. Химико-термическая обработка сталей и сплавов / Под ред. 3. JL Регира. Л.: Машгиз, 1961. — С. 22. .26.
  165. L., Scarinci G. // Tech. Ital., 1971. V. 36. № 9. P. 341 .347.
  166. W. // MRV. Metallpraxis / oberflachetentechnik, 1972. Bd 21. -№ 11. -P. 431.436.
  167. H.H., Ворошнин Л. Г., Лабунец В. Ф., Мартынюк М. Н. // Вопросы повышения надежности и долговечности деталей и узлов авиационной техники. -Киев, КИИГА, 1972. Вып. 3. — С. 44.48.
  168. Fuchs Hermann. Termische behandlung durch borieren // Deutsch Hasdhi-nenwelt, 1977. -№ 11.-P. 5.8.
  169. Singhal S.C.A. Hard diffusion boride coating for ferrous materials // Thin solid films, 1977. № 2. — P. 321.329.
  170. Degussa // Hart Techn. Mitt., 1973. — Bd. 28. — H.2. — P. 113. .117.
  171. Fichtl Walter. Das oberflacher boriren und seine technische Anwendung // Ber Otsch Keram Ges, 1975.-№ 4. P. 79.83.
  172. Киси Мото Хироси. Борирование //Тютандзо. Cast and Ford, 1978. -№ 1. P. 37.40.
  173. Matuschka A. Borieren. Entwicklung und verschleissfesten oberflachen-scnicht am Beispiel der Eisenboride//Kanstr. Elem. Meth, 1973. -№ 5.-P. 54.58.
  174. Fichtl Walter. Uber neche Erkenntnisse auf dem Gebief des oberflachen borierens // Oberflachetentechnik, 1974. № 12. — P. 535, 538.540, 542.543.
  175. Matuschka A. Stahlaharten durch borieren //VDI Nachr., 1973. -№ 4. — P. 10.
  176. Matuschka A. Borieren. Ein verfahren zuv Hevstellung hartev und ver-schleibfestev oberflachenschichten // Chem. Anlagen Verfahren, 1972. P. 93.94.
  177. Reichle M. Erhohung des verschleibwiderstands von Eisenwerk-stoffen durch borieren // Schmierungstechnik, 1978. № 10. — P. 306.309.
  178. Deger M., Riechle M., Schatt W. Untersuchungen zur Herstellung ribtreier und festhofrender boridschichten auf stahl // Neue Hutte, 1972. № 6. — P. 41. .348.
  179. Radulovic S. Boriranje metala u granulatu za boriranje // Zast. Mater, 1974. -№ 9,10. P. 241.248.
  180. Fusch Hermann. Termische behandlung durch borieren // Deutsch. Has-dhinenwelt, 1977.-№ 11.-P. 5.8.
  181. Комацу Набору, Араи Тору, Эндо Дзюндзи. Борирование сплавов железа. Тоета Тюо Кэнкюсё. Япон. пат. № 53−4502. 17.02.78.
  182. Комацу Нобору, Араи Тору, Эндо Дзюндзи. Получение диффузионного борированного слоя на поверхности железа и его сплавов. Тоёта Тюо Кэн-кусё. Япон. пат. № 53−4501. 17.02.78.
  183. Ю.В., Ляхович Л. С., Крупович М. Г. Среда для борирования. А. С. -№ 549 502. 25.05.77.
  184. М.Б., Михайлов Л. А. Кауфман В.Г. и др. Способ химико-термического борирования металлических изделий. А. С. № 223 562. 14.11.68.
  185. П.П. Основы надежности сельскохозяйственной техники. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — 223 с.
  186. Г. Н. О механизме формирования диффузионного слоя^Защит-ные покрытия на металлах. Киев: Наукова Думка, 1976. — Вып. 10. — С. 12.17.
  187. Э.Н. Исследование диффузионных хромовых, титани-рованных и хромотитанированнных слоев на аустенитных сталях с их последующим азотированием. Дисс. канд. техн. наук. Л., 1970. — 236 с.
  188. Г. В., Коган Р. Л., Шевченко И. М. и др. Защитные диффузионные покрытия на основе нитрида хрома // Защитные покрытия на металлах. Киев: Наукова Думка, 1986. — Вып. 20. — С. 40.42.
  189. В.И., Катанов Л. М. Влияние условий окалинообразования на морфологию нитридов хрома // Защита металлов, 1966. № 6. — С. 678.685.
  190. .С. Диффузия в металлах. М.: Металлургия, 1978. — 248 с.
  191. .С. Диффузия атомов и ионов в твердых телах. М.: МИСИС, 2005.-362 с.
  192. С. П. Голубцов С.А., Манаенков А. П. Неконтактное диффузионное хромирование в вакууме // Тезисы 2-го съезда металловедов России 22−24 сентября 1994 г. Пенза, 1994. — С. 64.
  193. И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. — 526 с.
  194. М.М. Износостойкость конструкционных материалов и деталей машин при абразивном изнашивании. М.: Машиностроение, 1966. -331 с.
  195. Трение, изнашивание и смазка. Справочник под ред. И. В. Крагельского и В. В. Алисина. Кн. 1. М.: Машиностроение, 1978. — 400 с.
  196. С.Ф. Проблема деформации стали при химико-термической обработке. Дисс. докт. техн. наук. Л., 1949.-295 с.
  197. Методические указания. Надежность в технике. Упрочнение стальных изделий химико-термической обработкой. РД 50−187−80. М.: Издательство стандартов, 1981. — 17 с.
  198. Я.Е. Диффузионная зона. М.: Наука, 1979. — 344 с.
  199. М.Г. Строение и свойства металлов и сплавов при высоких температурах. М.: Металлургиздат, 1963. — 452 с.
  200. В.И. Сопротивление материалов. М.: Наука, 1979. — 559 с.
  201. Brown A., Garnish J.D., and Haneycombe R.W.K. The distribution of boron in pure iron. Met. Science. № 8, 1974. — P. 317.324.
  202. Aronsson В., Lundstrov., Rundvist S. Borides, Silicides and posphides. London, «Methuen», 1965.-230 p.
  203. A.X. Дислокации и пластическое течение в кристаллах. М.: Металлургиздат, 1958. 156 с.
  204. Suzuki Н., Rep. Tohaku Univer. Res. Inst., 1952. № 2. P. 64.65.
  205. В.И. Диффузионные покрытия на металлах // Сборник. Киев: Наукова думка, 1965. 78 с.
  206. Н.П. и др. Борсодержащие стали и сплавы. М.: Металлургия, 1986.- 156 с.
  207. Л.С., Папиров И. И. Эпитаксильные пленки. М.: Наука, 1971.-206 с.
  208. И.Е., Львовский М. Я. // Металлург, 1939. -№ 10. -С. 89.98.
  209. Е.М., Флоренсова Р. Ф. Поверхностное упрочнение стали методами ХТО / Труды лаборатории металлов ЭНИМСА. М.: Машгиз, 1949.
  210. Е.М., Спивак Е. Д. Термическая обработка в станкостроении. М.: Машгиз, 1949. — С. 56 .58.
  211. Г. В., Цейтина Н. Я. // Сборник «Физика металлов и металловедение», 1955. Т.1. -Вып.2. -303 с.
  212. Ю.М., Пчелкина М. А. // Сборник «Металловедение и термическая обработка металлов». -М.: Машиностроение, 1964. Вып. 3. — С. 72.73.
  213. С.Р. Металловедение и термическая обработка стали. М.: Машгиз, 1954.-259 с.
  214. И.С., Можаров М. В. // Защитные покрытия на металлах. -Киев: Наукова думка, 1971. Вып. 4. — С. 54.55.
  215. М.В., Дукаревич И. С. // ХТО металлов и сплавов. Минск, 1971.-С. 43—45.
  216. Ф.В. Строение диффузионной зоны и параметры диффузии бора в железе и стали. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Тула, 1979. — 16 с.
  217. Н.П. Физико-технические основы борирования стали. Дисс. канд. техн. наук. М., 1952.
  218. М.Е., Беседин Н. П. Ж. // Металловедение и термическая обработка металлов, 1955. № 6. — 74. .76 с.
  219. Л.Г. Исследование борирования среднеуглеродистых конструкционных сталей. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Минск, 1966. — 16 с.
  220. М.П. Твердое осталивание автотракторных деталей. М.: Транспорт, 1971.-224 с.
  221. Ю.М. Влияние азотирования на состав и строение электролитического железного покрытия // Известия вузов, 1977. № 5. — С. 122. .127.
  222. P.M. Осталивание в сернокислых ваннах // Автомобильный транспорт, 1961.-№ 6. -С. 21.23.
  223. В.Г., Курдюмов В. А. и др. Рекристаллизация электролитического железа // МиТОМ, 1970. № 1. — С. 79. .80.
  224. В.А. Исследование особенностей науглероживания электролитического железа. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Владивосток, 1969. -19 с.
  225. Л.Г., Хусид Б. М. Диффузионный массоперенос в многокомпонентных системах. Минск: Наука и техника, 1979. — 256 с.
  226. Химико-термическая обработка металлов и сплавов. Минск: БПИ, 1971.- 164 с.
  227. Свойства элементов / Под ред. Самсонова Г. В. М.: Металлургия, 1976.-Ч. 1.-600 с.
  228. Г. В., Кайдаш Н. Г., Правенькая Л. Л. Борирование в вакууме / Научные записки Одесского политехи, института, 1963. -№ 50. С. 99. 101.
  229. Н.Г., Правенькая Л. Л. Борирование в вакууме // МИТОМ, 1964.-№ 3.-С. 61.63.
  230. Е.П., Домио А. А., Григорчук Д.П, Вакуумное борирование стали / Прогрессивные методы химико-термической обработки. Под ред. Ю. М. Лахтина и Я. Д. Когана. М.: Машиностроение, 1972. — С. 151. 156.
  231. А.Н. Исследование условий ремонта деталей тракторов и сельскохозяйственных машин холодным осталиванием на ассиметричном переменном токе. Дисс.канд. техн. наук. М, 1972. -160 с.
  232. А.Н. Восстановление деталей гальваническими покрытиями. Учебное пособие и производственные рекомендации М.: ВСХИЗОД991- 72 с.
  233. Электротехническое оборудование. Нормативный справочник. М.: Информэлектро, 1981. — 69 с.
  234. Техническая инструкция по эксплуатации вакуумной печи СНВ-1.3.1/16И1.-М.: МЗЭТО, 1985.-56 с.
  235. Шариф Ассадулла Исследование закономерностей формирования и свойств однофазных боридных слоев. Дисс. канд. техн. наук. Минск, 1980. -154 с.
  236. В.А., Дидманидзе О. Н. Геометрическое программирование в инженерных задачах. -М.: МГАУ «Агроинженерная газета», 1998. 180 с.
  237. Н.А. Практическая металлография. М.: Высшая школа, 1987.-240 с.
  238. Ю.А. Рентгенография металлов. -М.: Машиностроение, 1977. -127 с.
  239. Л.И. Справочник по рентгеноструктурному анализу поликристаллов. М.: Физматиздат, 1960. — 326 с.
  240. Я.С. и др. Рентгенография металлов. М.: Машиностроение, 1969.-484 с.
  241. Я.С. и др. Кристаллография, рентгенография, электронная микроскопия. -М.: Машиностроение, 1982. 495 с.
  242. Л.Г. Определение микротвердости. Методика испытаний. Измерение отпечатков. Номограмма и таблица для определения микротвердости. М.-. Металлургия, 1967. — 46 с.
  243. Чех В., Дочекал И. Методика измерения вязкости разрушения твердых сплавов по Пальмквисту//Metallurgie, 1985.-№ 1.-С. 19.29.
  244. Л.Г., Кеженцев В. В. Математическая обработка и оформление результатов эксперимента. М.: Издательство Московского университета, 1977.-112 с.
  245. М.Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний. Справочник. М.: Машиностроение, 1985. — 232 с.
  246. Третьяков и др. Контрольно-измерительные приборы в сельском хозяйстве. Справочник. М.: Колос, 1984. — 352 с.
  247. Ф.А. Исследование возможности упрочнения и восстановления плунжерных пар методом азотирования в тлеющем разряде. Дисс.. канд. техн. наук. Иркутск, 1970. — 160 с.
  248. В.Н. Получение защитных покрытий в вращающихся печах // Техника в сельском хозяйстве, 1985. № 1. — С. 43.
  249. Мыльников Г. В.//Нефтяное хозяйство, 1957.-№ 7.-С. 4.8.
  250. OrnigН., Schaaber О. // Harterei-Techn. Mitt., 1962.-Н. 3.-S. 131. 140.
  251. Л.Г. Антикоррозионные диффузионные покрытия. М.: Наука и техника, 1981. -296 с.
  252. В.В., Лоскутов В. Ф., Лабунец В. Ф. и др. Некоторые свойства и термообработка углеродистых сталей, борированных в техническом карбиде бора.//Металлургия. 1973.-Вып. 4.-С. 112. 118.
  253. В.Ф., Пермяков В. В., Труш И. Х., Писаренко В. Н. Влияние борирования на коррозионную стойкость сталей // Защита металлов, 1976. -Т. 11.-Вып. 1.-С. 47.49.
  254. А.А., Каспарова О. В., Хохлов Н. И. Исследование коррозионного и электрохимического поведения борированных сталей // Защита металлов, 1989. Т. 25. — Вып. 1. — С. 390. .398.
  255. Л.Г., Ляхович Л. С., Шинкевич А. Н. // Физико-химическая механика материалов, 1970. Т. 6. — № 4. — С. 50.
  256. В.М. Повышение эксплуатационной надежности и ресурса гидропривода сельскохозяйственных машин. Автореф. дисс.докт. техн. наук. -Елгава, 1982.-32 с.
  257. В.Е. Ремонт тракторных гидравлических систем. М.: Машиностроение, 1984.-253 с.
  258. В.Е., Кириллов Ю. И., Голубев И. Г. Ремонт гидроагрегатов тракторов и сельскохозяйственных машин / Обзорная информация ЦНИИТЭИ Госкомсельхозтехники СССР. М., 1985. — 36 с.
  259. М.К. Восстановление золотников гидрораспределителей наплавкой намораживанием. Автореф. дисс.канд. техн. наук. М, 1988. — 16 с.
  260. К.А., Вегера В. П. Ремонт приборов системы питания и гидравлических систем тракторов, автомобилей и комбайнов. М.: Высшая школа, 1981.-203 с.
  261. Предложение конструкторских организаций отрасли, а также детали, включенные в отраслевую программу по упрочняющей технологии на 19 851 990 г. г. М.: НАТИ, 1985. — 28 с.
  262. Общемашиностроительные нормативы времени на гальванические покрытия и механическую обработку поверхностей до и после покрытия. М.: Экономика, 1988. — 123 с.
  263. Методика определения экономической эффективности поточно-механизированных линий для восстановления изношенных деталей на этапах разработки, внедрения и эксплуатации. М.: ГОСНИТИ, 1984. — 40 с.
  264. Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники. М.: Минсельхозпрод РФ, 1998. — 220 с.
Заполнить форму текущей работой