Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий: На материалах Алтайского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Результаты, составляющие основное содержание работы, докладывались и обсуждались на международных и региональных научных и научно-практических конференциях: «Проблемы организации агробизнеса в регионе» (Барнаул, 2005 г.), «Татищевские чтения: актуальные проблемы социально-экономического развития: территориальные и отраслевые аспекты» (Тольятти, 2004 г… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРСИФИ-41 КАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 1. 1. Стратегическая направленность деятельности современного сельскохозяйственного предприятия
    • 1. 2. Сущность диверсификации деятельности сельскохозяйственного предприятия в современных условиях
    • 1. 3. Теоретические положения по определению стратегии диверсификации деятельности сельскохозяйственного предприятия
  • Глава 2. ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
    • 2. 1. Природно-экономический потенциал Алтайского края
    • 2. 2. Организационно-экономические предпосылки диверсификации сельскохозяйственных предприятий
    • 2. 3. Трудовой потенциал диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 3. 1. Основные направления реализации сельскохозяйственным предприятием стратегии роста
    • 3. 2. Методика анализа микроуровней внешней среды при разработке стратегии диверсификации сельскохозяйственного предприятия

Развитие стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий: На материалах Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Агропромышленной комплекс России является одним из важнейших секторов национальной экономики. Однако в течение последних пятнадцати лет он переживает острый кризис: спад производства в сельском хозяйстве привел к тому, что по объему валовой продукции отрасль была отброшена на много лет назад. Нестабильность внешней среды, обусловленная рыночным спросом и отсутствием стабильной аграрной политики, не позволяющей хозяйствующим субъектам строить долгосрочные планы, не обеспечивает устойчивого хозяйствования предприятиям отрасли, вынуждая их искать альтернативы сложившейся специализации производства.

В связи с этим возникает необходимость стратегического подхода к управлению сельскохозяйственными предприятиями при определении перспектив своего развития, который у большинства из них отсутствует. Во многом это объясняется и отсутствием теоретических основ поиска альтернативных сложившейся специализации направлений деятельности: переводные научные издания часто оказываются не адаптированными ни к условиям российской экономики, ни тем более, к условиям ее аграрного сектора, имеющего по сравнению с западными странами серьезные специфические отличия.

Сегодня решение экономических проблем сельского хозяйства будет способствовать решению социальных проблем территории, и в первую очередь, повышению уровня занятости, а значит, уровня жизни на селе.

Это обусловливает актуальность исследования теоретических и практических аспектов развития стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий, учитывающего многообразие и сложность факторов, влияющих на современное состояние сельского хозяйства.

Состояние изученности проблемы. Российские ученые уделяют значительное внимание разработке стратегии развития АПК, места и роли сельскохозяйственных предприятий в решении проблем отрасли. Среди них необходимо отметить труды АЛ Алтухова, В. А. Клюкача, А. И. Костяева, Э.К.

Крылатых, ВВ. Кузнецова, ИВ. Курцева, ВВ. Милосердова, A.C. Миндрина, П. М. Першукевича, AB. Петрикова, ИГ. Ушачева, И. Ф. Хицкова,.

A.A. Черняева, A.C. Шелепы, В. М. Габова, М. З. Головатюка, М. П. Гриценко, Г. М. Гриценко, А. П. Задкова, А. К. Михальченко, И. В. Щетининой и др.

Формированию отечественной теории разработки экономических стратегий предприятия, стратегий поведения на рынке товара или использования человеческого потенциала посвящены работы российских ученых О.С. Ви-ханского, Д. М. Гвишиани, И. Н. Герчиковой, Н. Я. Демина, В. П. Кокорева,.

B.Н. Марковой, Р. Б. Ноздревой, Л. И. Цыгичко, В. В. Салий, А. Н. Романова, H.A. Чертова и ряда других.

Значительный вклад в развитие теории стратегического управления, являющейся основой для развития стратегий диверсификации деятельности предприятий, внесли зарубежные ученые: Д. Аакер, И. Ансофф, П. Вейль, А Дайан, Е. Дихтль, П. Друкер, Б. Карлоф, М. Мескон, Т. Йеннер, Ф. Тейлор и др.

Особенности определения стратегий диверсификации и возможности применения их в деятельности сельскохозяйственных предприятий освещены в работах НИ Агафонова, OB. Борисовой, CA. Говорова, OB. Головинова и др.

Но, не смотря на многогранность исследований, решение проблем сочетания специализации производства и диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях до сих пор находятся в стадии разработки. Ряд таких вопросов, как выбор стратегии диверсификации и основных направлений её реализации, остаются не достаточно изученными, что и определяет направление, цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

 — разработать методические основы и практические рекомендации по развитию стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с поставленной целью в рамках исследуемой проблемы сформулированы и решались следующие задачи:

— дать теоретическое обоснование необходимости диверсификации деятельности современного сельскохозяйственного предприятия;

— раскрыть содержание диверсификации деятельности сельскохозяйственного предприятия в современных условиях;

— разработать методические основы определения стратегии диверсификации деятельности сельскохозяйственного предприятия;

— показать природно-климатические и социально-экономические предпосылки диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий;

— предложить основные направления реализации сельскохозяйственным предприятием стратегии роста;

— разработать методику анализа микроуровней внешней среды при разработке стратегии диверсификации сельскохозяйственного предприятия.

Объектом исследования являются стратегии диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Предмет исследования — факторы, тенденции, закономерности, определяющие выбор стратегии диверсификации деятельности сельхозпредприятия, направления, формы и методы ее реализации.

Исследование проведено на материалах сельскохозяйственных предприятий Алтайского края.

Теоретической и методологической основой выполнения исследования явились труды классиков экономической науки, работы современных ученых-экономистов, концептуальные и программные разработки Правительства РФ, Минсельхоза, разработки научно-исследовательских учреждений Российской Федерации. Исследование базируется на законодательных и нормативно-правовых актах органов управления федерального и регионального уровней, связанных с функционированием сельскохозяйственных предприятий.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата Российской Федерации, Госкомстата Алтайского края, Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского краястатистические материалы, опубликованные в экономической литературе и периодической печатитеоретический и фактической материал, содержащийся в работах отечественных и зарубежных экономистов, исследования автора.

В процессе исследования использовались методы: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, сравнительный анализ эмпирических и статистических данных по России и Алтайскому краю.

Научная новизна исследования состоит в разработке ряда теоретических, методических и практических положений по основным направлениям развития стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятиятий.

К наиболее значимым научным результатам проведенного исследования относятся следующие: внесены уточнения в трактовку понятий «диверсификация» и «стратегия диверсификации» на основе использования категории «экономическая стратегия сельскохозяйственного предприятия», определены критерии и проведена классификация видов диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий, учитывающая специфику выбора их стратегиимодифицированы методические положения по определению стратегии диверсификации деятельности предприятия с учетом специфики сельскохозяйственного производства и современного агропродовольственного рынкаразработаны основные направления диверсификации деятельности сельхозпредприятий на основе адаптации существующей методики оценки рекреационных возможностей территории к условиям аграрного регионаразработана методика определения места и роли сельских районов в развитии агропродовольственных рынков, основанная на анализе товарного рынка, рекреационных возможностей территории, уровня эффективности производства в продуктовом подкомплексе данного районаразработаны направления диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий для природно-экономических зон Алтайского края.

Практическая значимость и реализация результатов исследования. состоит в том, что результаты доведены до конкретных рекомендаций и предложений по применению стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий Алтайского края, внедрение которых в практику позволит повысить эффективность деятельности регионального АПК, стабилизировать сельский рынок труда и создать условия для решения социальных проблем в сельской местности.

Разработанные в исследовании предложения и методики одобрены специалистами АПК и приняты к внедрению Главным управлением сельского хозяйства администрации Алтайского края, управлением сельского хозяйства Павловского района Алтайского края, ООО «Бурановское» Павловского района, что подтверждено справками о внедрении. Отдельные результаты работы используются в учебном процессе Алтайского государственного аграрного университета.

Апробация результатов исследования. Результаты, составляющие основное содержание работы, докладывались и обсуждались на международных и региональных научных и научно-практических конференциях: «Проблемы организации агробизнеса в регионе» (Барнаул, 2005 г.), «Татищевские чтения: актуальные проблемы социально-экономического развития: территориальные и отраслевые аспекты» (Тольятти, 2004 г.) — «Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы» (Барнаул, 2004 г.) — «Развитие регионального АПК, межрегиональных и внешнепродовольственных связей» (Новосибирск, 2003 г.) — «Современный агробизнес: состояние и перспективы развития» (Барнаул, 2003 г.).

Основные положения, обобщения и выводы исследования изложены в 11 научных работах общим объемом 6, 51 п.л.

Структура диссертационной работы. Основное содержание работы изложено на 160 страницах машинописного текста, включает введение, три главы, заключение. Кроме того, к работе прилагается библиографический список, состоящий из 173 наименований, и 10 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Стратегия сельхозпредприятия представляет собой выражение системного подхода к обоснованию принципов и методов его экономического укрепления или развития, что с точки зрения управленческой деятельности следует рассматривать как совокупность управленческих решений, направленных на обеспечение определенных перспектив развития предприятия и координируемых в соответствии с изменениями внешней среды, в т. ч. конъюнктуры рынка, состоянием экономики самого предприятия, его местом на рынке того или иного товара. Основой концепции стратегического управления сельхозпредприятием является процессный подход, который подразумевает непрерывность и цикличность управленческой деятельности, постоянную направленность на проведение корректирующих, предупреждающих и улучшающих действий для наиболее эффективного достижения стратегических целей.

Диверсификация деятельности сельскохозяйственного предприятия представляет собой, с одной стороны, освоение новых видов продукции и услуг, с другой направление деятельности, обеспечивающее реализацию той или иной экономической стратегии сельхозпредприятия, а значит, самостоятельную стратегию — стратегию диверсификации, имеющую конкретное направление деятельности или форму связи с имеющейся продукцией или форму использования ресурсов. При этом в названии стратегии может быть объединено несколько направлений (видов) диверсификации, решающих определенную проблему сельхозпредприятия.

К основным организационно-экономическим предпосылкам диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий следует отнести сокращение объемов производства традиционных видов сельскохозяйственной продукции, особенно в животноводстве, неадаптированность сельхозтоваропроизводителей к потребностям рынка, низкий уровень технической оснащенности, кадровой и финансовой обеспеченности производственной и коммерческой деятельности, увеличение слоя малых предпринимателей (крестьянских и фермерских хозяйств) и высокий уровень сельской безработицы, в структуре которой основную долю составляют женщины и молодежь, низкий уровень территориальной и профессиональной трудовой мобильности рабочей силы, обусловленный отсутствием развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров.

Выбор стратегии диверсификации сельскохозяйственных предприятий зависит от конкурентной позиции предприятия на рынке и темпов роста рынка.

При родственной диверсификации сельхозпредприятия основными направлениями деятельности должны стать расширение деятельности в животноводстве и растениеводстве за счет расширения продуктовой линии, а также развитие маркетинговой и коммерческой деятельности, направленных на продвижение собственной продукции на рынке, создание сбытовых кооперативов совместно с другими производителями сельскохозяйственной продукции и продовольствия сельского административного района. При неродственной необходимо опираться на результаты исследований в области территориального маркетинга и создавать предприятия, в том числе совместные, в тех отраслях, которые реально повлияют на повышение качества жизни местного населения.

Стратегия диверсификации деятельности сельскохозяйственного предприятия во много определяется местом и ролью, отведенной ему во внешней экономической среде, и прежде всего — среди товаропроизводителей сельского административного района. Это обусловлено тем, что ресурсы района лежат в основе деятельности любого сельхозпредприятия, а из результатов деятельности каждого предприятия формируется бюджет территории. Поэтому в исследовании разработана методика определения места и роли сельских районов в развитии агропродовольственных рынков и выбора стратегии их диверсификации. Она предполагает реализацию нескольких этапов: определение потенциальной и реальной емкости рынка исследуемого товара, его фактической насыщенности, доли продукции товаропроизводителей данной территории в общем объеме этой насыщенности, доли сельского административного района в общерегиональном объеме произведенной продукции данного вида, рейтинг сельских административных районов по доле в общерегиональном объеме производства данного вида продукции, определение эффективности производства данного вида продукции и поиск направлений диверсификации производства товаропроизводителей территории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2002. — 544 с.
  2. М.А. Научное обеспечение повышения эффективности развития малого и среднего бизнеса // Региональные проблемы социально-экономического развития АПК: Мат. всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во СГАУ, 2004. — 204 с.
  3. Агропромышленный комплекс России / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. -482 с.
  4. С.А., Балкина О .Я., Баснина Т. Г. и др. Стратегия бизнеса: справочник / Под ред. Б. Г. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998. — 452с.
  5. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. / Дайан А., Букерель Ф. М.: Экономика, 1993.-452 с.
  6. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  7. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  8. И.В., Кундиус В. А., Лобова C.B. Организационно-экономический механизм государственного регулирования АПК региона в условиях многоукладной экономики: Монография. Барнаул: ПИ 111 «Алтай», 2000.-222 с.
  9. АПК Алтайского края: состояние, проблемы и основные направления социально-экономического развития отрасли. Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2001.-129 с.
  10. В.Н. Статистика сельского хозяйства: Учеб. пособие / под ред. В. Н. Афанасьева, А. И. Марковой.-М: Финансы и статистика, 2002
  11. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: Экономика, 1999. — С. 227.
  12. Г. А. Развитие интеграционных процессов в АПК на основе трансформации собственности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 2. — С. 8 -11.
  13. С.И. Экономика перерабатывающих предприятий АПК и обоснование сырьевых зон / БелНИИЭиАПК. Минск, 1998. — 111 с.
  14. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. / Науч. рук. К. В. Фролов. М.: Знание, 2000. — 544 с.
  15. В.И. Маркетинг в современном бизнесе. Часть 1. Барнаул: изд-во АлтГУ. — 1998. — С. 187.
  16. В.И. Маркетинг в современном бизнесе. Часть II. Барнаул: изд-во АлтГУ, 1999. — 226 с.
  17. Н.Ф. Управление развитием сельскохозяйственного производства в регионе: Автореф. дис. канд. экон. наук / Всерос. НИИ экономики, труда и упр. в сел. хоз-ве. -М., 1998.
  18. Ф. Обаять клиента. Новосибирск, 1995.
  19. В. Маркетинг в определенияхи примерах.-СПб: Два Три, 1993.
  20. JI.B. Социальное и инженерное обустройство сельских территорий // Социально-трудовая сфера села: рынок сельскохозяйственного труда и вопросы социального развития: Тез. per. науч.-практ. конф. -Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 1. С. 49−51.
  21. О.В. Пищевая промышленность как фактор устойчивого развития сельской местности // Региональные проблемы социально-экономического развития АПК: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во СГАУ, 2004. — 204 с.
  22. О.В., Гриценко Г. М., Фисак С. А. Стратегическое управление сельскохозяйственными предприятиями на основе диверсификации: Монография. Барнаул: Аз Бука, 2005. — 151с.
  23. О.В., Гриценко М. П. Стратегическое управление коммерческой деятельностью предприятий пищевой промышленности — Барнаул: Изд-во Аз Бука, 2002. 185 с.
  24. В.А. Стратегическое планирование: Курс лекций /Алт. гос. техн. ун-т им И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2000. — 188 с.
  25. Вейлл Питер. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотических перемен. / Пер. с англ. М.: Новости, 1993. — 224 с.
  26. Н.Ф. Устойчивость хозяйствования сельхозпредприятия в современных условиях. Барнаул: Полиграфист, 2004. — 213 с.
  27. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.-252 с.
  28. В.В. Япония: производственная инфраструктура. М.: Наука, 1991.- 182 с.
  29. В. М. О государственном регулировании аграрного сектора // Развитие регионального АПК, межрегиональных и внешнепродовольст-венных связей: Мат. межд. науч.-практ. конф. РАСХН. Сиб. отд-ние. ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2003. — С. 3.
  30. Д.М. Организация и управление (социологический анализ буржуазных теорий). М.: Наука, 1970.
  31. A.B. Новое в управлении сельхозпредприятиями районного АПК // Экономические проблемы восстановления и развития АПК: Мат. межрегион, науч.-практ. конф. / РАСХН.Сиб. отд. ГНУ СибНИИЭСХ. -Новосибирск, 2001. 249 с.
  32. И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 501 с.
  33. А.И. Экономический анализ. СПб: «Питер», 2001.-320 с.
  34. С.А. Диверсификация растениеводства важный фактор повышения благосостояния селян // Сельская бедность: причины и пути преодоления. — М.: Энциклопедия российских деревень, ВИАПИ, 2004. -453 с.
  35. М.З. Научные основы формирования регионального продовольственного рынка / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. Новосибирск, 1999.- 187 с.
  36. М.З., Головатюк С. М. Единый продовольственный фонд Сибири (проблемы формирования и развития) // Аграрно-экономическая наука восстановлению и развитию АПК Сибири: Мат. общ. собр. и науч. сес. СО РАСХН. — Новосибирск, 2002. — 272 с.
  37. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999. -656 с.
  38. В.Г. Стратегия и тактика управления диверсифицированным предприятием // Антикризисное управление корпорацией: проблемы и решения. Новосибирск, ИЭиОПП СО АН, 2001.
  39. В.Г., Бородин В. А. Корпоративная стратегия промышленной компании в условиях расширяющейся диверсификации. Барнаул, 2001.-251 с.
  40. Гражданский Кодекс Российской Федерации.- М: Норма, 1996.-555с.
  41. Г. М. Место службы маркетинга в экономическом механизме сельскохозяйственного предприятия (организации) // Аграрно-экономичес-кая наука Сибири в решении проблем агропромышленного комплекса: Тез. докл. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1996.
  42. Г. М. Экономика АПК региона: теория и практика хозяйственного управления. Барнаул, 2001. — 348 с.
  43. Г. М., Григоров A.B. Формирование системы управления на уровне административного района // Российский аграрно-промышленный комплекс и мировые продовольственные рынки: Труды НАЭКОР. М.: Изд-во МСХА. 2000. Вып. 4. Т. 2. — С. 48−52.
  44. Г. М., Шевченко Н. И. Совершенствование системы управления сельским административным районом // Региональные проблемы социально-экономического развития АПК: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во СГАУ, 2004. — С. 15−17.
  45. М.П. Концептуальные положения по переходу АПК Алтайского края к устойчивому развитию: Агробизнес в Сибири: состояние и перспективы развития: Тез. заоч. науч.-практ. конф. / Под ред. М. П. Гриценко. Барнаул: Аз Бука, 2002. — 251с.
  46. М.П. Основные направления инновационного развития экономики АПК региона. Вестник АГАУ, 2002. — № 1.
  47. М.П. Развитие форм хозяйствования в АПК в условиях перехода к рынку (Концепция). Барнаул, 1991. — 155 с.
  48. М.П., Борисова O.B. Роль диверсификации сельскохозяйственных предприятий в борьбе с бедностью сельского населения // Сельская бедность: причины и пути преодоления. М.: Энциклопедия российских деревень, ВИАПИ, 2004. — С. 453.
  49. М.П., Гриценко Г. М. Сельскохозяйственное предприятие: экономика и управление. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. — 378 с.
  50. П. Менеджерская организация // Кадры. 1993.№ 8.-С. 16−24.
  51. Г. В. К вопросам социального развития села // Повышение устойчивости АПК Алтайского края: Тез. докл. и проект решений / Под ред. Н. В. Яшутина. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2000. — 206 с.
  52. O.A. Теоретические основы занятости населения в рыночных условиях // Социально-экономические проблемы развития АПК: На-уч.-техн. бюл. / РАСХН. Сиб. отд. СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2004. -вып. 7. — 118 с.
  53. Н.В. Об эффективности территориального управления агропромышленным производством // Экономические проблемы восстановления и развития АПК. Мат. межрегион, науч.-практ. конф. / РАСХН. Сиб. отд. СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2001. — С. 61.
  54. . Деловая стратегия: Пер. с англ. Науч. ред. В.А. Припис-ков.-М.: Экономика, 1991.-239 с.
  55. О.В. Моделирование спроса и потребления в маркетинге // Аграрная наука 2001 год. — Тюмень: Изд-во ТГСХА, 2001 г. — 138 с.
  56. В.А. Маркетинговая логистика в АПК // Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001 -С. 99−100.
  57. В.А. Развитие рыночной инфраструктуры в АПК // Аграрно-экономическая наука восстановлению и развитию АПК Сибири: Мат. общ. собр. и науч. сес. СО РАСХН. — Новосибирск, 2002. — 272 с.
  58. О.В. Инновационная модель развития АПК региона в условиях переходной экономики // Вестник АГАУ, 2002. -№ 1.
  59. В.П. Кадровый потенциал и механизм антикризисного управления // Антикризисная организация и управление в условиях неопределенности. Мат. межрегион, науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999.-415 с.
  60. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации // Торговая газета. -2000. 7 янв.- -2000. -12 янв.
  61. А. И. Неравновесная квазирента в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости сельскохозяйственного производства // Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001. — С. 52−54
  62. Ф. Основы маркетинга. Пер. с анг. -Новосибирск: Наука, 1992. -560 с.
  63. В. Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью диверсификации // АПК: экономика и управление. 1998. — № 1. -С. 82−86.
  64. Н. Стратегия пропорционального развития регионального АПК // АПК: экономика и управление. 2003. № 3. — С. 19 — 23.
  65. Э.Н. Социально-экономические факторы и риски развития сельской местности // Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001.- С. 8−10.
  66. В.В. Направления повышения занятости сельского населения // Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001. — С. 197−198.
  67. И. В. Влияние многоукладной аграрной экономики на развитие сельской местности // Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001. — С. 49−51.
  68. И. В. Перспективы развития и повышения эффективности агропромышленного комплекса Сибири // АПК: экономика и управление. -2002.-№ 6.—С. 3−9.
  69. И.В. Организационно-экономические основы научно-технического прогресса в АПК // Экономические проблемы восстановления и развития АПК: Мат. межрегион, науч.-практ. конф. / РАСХН.Сиб. отд. ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2001. — 249 с.
  70. И.В. Экономика агропромышленного комплекса Сибири в период перехода к рыночным отношениям // РАСХН. Сиб. отд. ГНУ Сиб-НРШЭСХ. Новосибирск, 1996. — 118 с.
  71. А.К. Агроторговая кооперация как фактор повышения эффективности овощеводства // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.- С. 218.
  72. Мак-Дональд Д. Игра называется бизнес / Пер. с англ. М.: Экономика, 1979.-С. 40.
  73. Ю.А. Факторы специализации и сочетания отраслей в сельскохозяйственных предприятиях и организациях // Экономика АПК: тенденции и проблемы развития: науч.-техн. бюл. / РАСХН. Сиб. отде. ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2003. — Вып. 6. — 85 с.
  74. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А. Кра-сильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560 с.
  75. В., Кузнецова С. Стратегический менеджмент: курс лекций. М.: Инфа-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
  76. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 23. — 908 с.
  77. М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999.
  78. В.В., Милосердов К. В. Аграрная политика России XX век. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2002. — 544 с.
  79. Г., Альстрэнд В., Лэмпел Д Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.
  80. А. Курсом новой аграрной политики // АПК: экономика и управление. 2002. — № 5. — С. 3−13.
  81. A.B. Экономическая эффективность кооперации индивидуального и общественного секторов производства сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 2.
  82. Н.И., Шашкова И. Г., Мусаев Ф. А. Стратегическое партнерство путь к стабилизации АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. — № 4 — С.41−44.
  83. H.A. Пути повышения занятости сельского населения // Повышение устойчивости АПК Алтайского края: Тез. докл. и проект решений // Под ред. Н. В. Яшутина. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2000. -206 с.
  84. Г. И. Развитие предпринимательского потенциала сельской местности региона // Региональные проблемы социально-экономического развития АПК: Мат. всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во СГАУ, 2004. — 204 с.
  85. В.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992.-340 с.
  86. A.C. Рыночная инфраструктура региона: Проблемы формирования и развития. Новосибирск: ЭКОФ, 1996.-287 с.
  87. Об утверждении Основных направлений развития торговли и общественного питания на 2000−2005 г. Постановление Администрации Алтайского края № 723 от 25 сент. 2000 г.
  88. О. В. Организационно-экономические основы маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях (на примере•г Новосибирской области): Автореф. канд. эк. наук. Новосибирск, 2000.
  89. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Смирнова-М: Финансы и статистика, 2002. 17 л.
  90. Оценка бизнеса: Учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 17 л.
  91. П.М. АПК Сибири: тактика и стратегия экономических реформ. РАСХН. Сиб. отд. ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2003. -420 с.
  92. П.М. Проблемы социально-экономического развития АПК Сибири в условиях рыночных отношений // Аграрно-экономическая наука восстановлению и развитию АПК Сибири: Мат. общ. собр. и науч. сес. СО РАСХН. — Новосибирск, 2002. — 272 с.
  93. П.М. Экономика АПК Сибири: научное обеспечение и проблемы развития // Экономические проблемы восстановления и развития АПК: Мат. межрегион, науч.-практ. конф. / РАСХН.Сиб. отд. ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2001. — 249 с.
  94. А. В. Устойчивое развитие сельской местности в России и направления научных исследований // Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001.-С. 6−7.
  95. A.B. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК и сельского развития // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — 560 с.
  96. Развитие регионального АПК, межрегиональных и внешнепродовольст-венных связей: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. / РАСХН. Сиб. отд.
  97. ГНУ СибНИИЭСХ- МА «Сибирское соглашение». Новосибирск, 2003. -С. 287−289.
  98. М. Конкуренция. М., 2000 г.
  99. И.В. Агроторговая фирма: опыт и проблемы функционирования // Экономические проблемы восстановления и развития АПК: Мат. межрегион, науч.-практ. конф. / РАСХН. Сиб. отд. ГНУ СибНИИЭСХ. -Новосибирск, 2001. 249 с.
  100. .А., Лазовский Л. Ш., Сародубцев Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Изд-во ИНФРА-М., 1997. — 496 с.
  101. Российское обозрение малых и средних предприятий 2001 / Ресурсный центр малого предпринимательства- Тасис СМЕРУС 9803 // Поддержка развития малого предпринимательства, М., 2002 — 390 с.
  102. В.В., Салий З. П. Маркетинговые стратегии в потребительской кооперации: Учеб. пособие. Новосибирск, СибУПК, 1998. — 4.1. -108 с.
  103. В.Б., Ноздрин И. В., Чернов С. А. Стратегия устойчивого развития сельских районов // Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001. -С. 12−15.
  104. А.П. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях. -М.: Экономика, 1986.
  105. Д.Е. Реализация молока и молочной продукции хозяйствами всех категорий // Региональные проблемы социально-экономического развития АПК: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во СГАУ, 2004. — 204 с.
  106. Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 480 с.
  107. А.Г. Производственно-техническое обслуживание в системе воспроизводства сельскохозяйственной продукции / РАСХН. Сиб. отд. ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2004. — 92 с.
  108. B.C. Наша жизнь в мире товаров и услуг. Челябинск: Изд-во ЧПГУ, 1998.
  109. Словарь иностранных слов. 15-е изд. — М.: Рус. яз., 1988. — 608 с.
  110. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: ИНФРА-М, 2000. — 288 с.
  111. Социально-экономическое положение Алтайского края. 2003 г. Статистический доклад. / Алт. краевой комитет гос. статистики. Барнаул, 2004. — 74 с.
  112. Социально-экономическое положение Алтайского края. 2004 год. Стат. докл./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю Б., 2005. — 180 с.
  113. Социально-экономическое положение Алтайского края. 1999 год. / Алт. краевой комитет гос. статистики.— Барнаул, 2000. 160 с.
  114. Социально-экономическое положение Алтайского края. 2000 г. / Алт. краевой комитет гос. статистики. Барнаул, 2001. — 160 с.
  115. Социально-экономическое положение Алтайского края. 2001 г./ Алт. краевой комитет гос. статистики.— Барнаул, 2002. — 160 с.
  116. Социально-экономическое положение Алтайского края. 2002 год. / Алт. краевой комитет гос. статистики. Барнаул, 2003. — 158 с.
  117. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2010 года (опыт перспективного территориального планиро4вания): коллективная монография / Под ред. В. И. Псарёва Барнаул: Изд-во Алт. ГУ, 2004.-212 с.
  118. В.Ф. Проблемы развития инфраструктуры АПК Сибири // Аграрно-экономическая наука восстановлению и развитию АПК Сибири: Мат. общ. собр. и науч. сес. СО РАСХН — Новосибирск, 2002. — 272 с.
  119. В.Ф. Региональная инфраструктура АПК: Учеб. пособие. -Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. 320 с.
  120. А.Н. Научные основы развития социально-трудовой сферы села // Социально-трудовая сфера села: рынок сельскохозяйственного труда и вопросы социального развития: тез. регион, науч.-практ. конф. г.
  121. Ростов-на-Дону: Изд-во ГНУ ВНИИ экономики и нормативов РАСХН. -140 с.
  122. Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с анг. М.: изд-во «Контроллинг», 1991. — 104 с.
  123. Томас Йеннер. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2.
  124. В.А., Демин Н. Я., Тамошин M.JI. Менеджмент: стратегия управления производственно-хозяйственной системой разного уровня и конфигурации. -М.: Наука, 1997.
  125. А.Я. Теоретические вопросы изучения социально-территориальной структуры региона. Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.- 102 с.
  126. А.Я., Чертов H.A. Управление региональной экономикой. Учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003. — 236 с.
  127. В.В. Формирование и эффективное функционирование агропромышленного комплекса Российской Федерации в рыночных условиях. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 272 с.
  128. М.У. Рыночные модели антикризисного функционирования агропромышленного предприятия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 1.
  129. Устойчивое развитие сельской местности в России // Механизмы устойчивого сельского развития. Ч. 1. Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. -328 с.-с. 21−30.
  130. И.Г. Нужна стратегия развития агропромышленного комплекса России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 6. — С. 2−7.
  131. С.А. Основные направления диверсификации сельскохозяйственных предприятий // Современный агробизнес: состояние и перспективы развития: Тез. междунар. заочн. науч.-практ. конф. / Под ред. М. П. Гриценко. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. — 264 с.
  132. С.А. Развитие малого предпринимательства в АПК как фактор стабильного сельского развития // Формирование рыночных отношений в региональном АПК: Мат. межд. заочн. науч.-практ. конф. // Под ред. М. П. Гриценко. Барнаул: Аз Бука, 2004. — 608 с.
  133. С.А. Устойчивое развитие экономики АПК невозможно без освоения сельхозтоваропроизводителями форм и методов освоения агробизнеса // Вестник алтайской науки: Проблемы агропромышленного комплекса 2003 г. — 214 с.
  134. Н.С. Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве России // Сельское предпринимательство перспективы развития: Сб. мат. межд. конф. проекта Программы развития ООН. — М.: ФГНУ «Росин-формагротех», 2004.-С. 175−182.
  135. И.Ф. Перспективы регионального АПК при вступлении в ВТО // Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. — М.: Энциклопедия российских деревень, ВИАПИ, 2003. С. 93−95.
  136. H.A. Стратегия самодостаточного развития агропромышленного региона: Монография. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2003.-308 с.
  137. A.C. Многоукладное хозяйство фактор развития сельской местности Дальнего Востока // Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. — М.: Энциклопедия российских деревень, 2001. -С. 139−141.
  138. И. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982.
  139. И. Преодоление кризиса в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 11. — С. 33−36.
  140. И.В. Развитие АПК и проблемы управления // Экономические проблемы восстановления и развития АПК: Мат. межрегион, науч.-практ. конф. / РАСХН. Сиб. отд. ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2001.- 249 с.
  141. Японская экономика в преддверии XXI Века. М.: Наука, 1991.
Заполнить форму текущей работой