Экономический анализ развития предприятия (на примере ИП Кузнецова)
Линия общих издержек и линия общего дохода пересекаются в точке безубыточности, где сумма постоянных и переменных издержек равна общему доходу. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает: каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли. При возрастании же выручки от реализации, когда порог рентабельности (точка… Читать ещё >
Экономический анализ развития предприятия (на примере ИП Кузнецова) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Выбор сферы деятельности
Каковы бы ни были экономические реалии в стране и мире, на бизнес в сфере коррекции зрения это не слишком повлияет. По сравнению со многими другими потребностями желание человека видеть является безусловным приоритетом. А между тем, число людей, у которых со зрением не всё в порядке, с каждым годом увеличивается. И если раньше основным клиентом окулистов были представители старшего поколения, то сейчас происходит явное омоложение контингента потребителей. Поэтому открытие салона оптики, — с точки зрения бизнеса, решение разумное.
В работе предполагается развитие предприятия, начиная от торговли дешевыми очками в электричках, продолжив работу как небольшой отдел в торговом центре, заканчивая расширением сети магазинов оптики и налаживанием собственного производства очков и контактных линз.
2. Организация ИП
На первом году жизненного цикла компании ИП Кузнецова на собственные средства в размере 350 000 рублей арендует помещение в торговом центре площадью 25 квадратных метров с платой 30 000 рублей/месяц, включая электроэнергию, закупает торговое оборудование на сумму 50 тысяч рублей. Уставный капитал ИП составляет 10 тысяч рублей.
Сама хозяйка выступает в роли продавца и лично ведет учет денежных средств.
Также заключается договор с фирмой-поставщиком готовых очков и линз на срок 1 год.
В связи с тем, что в последние годы спрос на очки среди молодежи возрос в несколько раз, было решено реализовать продукцию среднего класса.
Поставщик предлагает за цену в 5 тысяч рублей за готовые очки.
От себя Кузнецова делает наценку 20%.
Так как планируется открыть медицинское учреждение, надо получить лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности, а также медицинскую лицензию (необходима для организации продаж контактных линз).
1. Согласование с Роспотребнадзором — 5 тыс. рублей.
2. Согласование с пожарными — 5 тыс. рублей.
3. Лицензия на выполнение медицинских работ или услуг в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития — 45 тыс. рублей.
Плюс в расходы включаем изготовление вывески — 10 тыс. рублей.
Имущественный комплекс предприятия включает в себя:
Таблица 1. Имущественный комплекс ИП Кузнецова
№ | Наименование | Цена, р | Кол-во, шт. | Сумма, р | |
Стеллаж торговый | 4 100 | 16 400 | |||
Стеллаж универсальный | 10 000 | 10 000 | |||
Набор мебели | 10 000 | 10 000 | |||
Зеркало | 2 300 | 9 200 | |||
Хозяйственные принадлежности | 4 400 | 4 400 | |||
В первый месяц работы оплатим торговое оборудование (50 тысяч рублей), лицензии и вывеску. Итого — 115 тысяч рублей.
Учитываем то, у нас есть обязательные ежемесячные расходы — на оплату аренды — 30 тысяч рублей.
В первый месяц закупаем у поставщика партию товара стоимостью 150 тысяч рублей, предполагая, что ежемесячно будем докупать готовые очки на сумму 50 тысяч рублей.
Планируемый приход средств составляет примерно 110 тысяч рублей.
Будем считать, что приход и расход средств в году был примерно одинаков.
Тогда за 2007 год будем иметь следующие данные:
Таблица 2. Книга учета доходов и расходов в 2007 году
Месяц | Приход, р | Расход, р | Доход, р | |
Январь | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Февраль | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Март | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Апрель | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Май | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Июнь | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Июль | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Август | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Сентябрь | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Октябрь | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Ноябрь | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Декабрь | 92 000 | 110 000 | — 18 000 | |
Итого | 1 104 000 | 1 320 000 | — 216 000 | |
Для целей налогообложения предприятием выбрана упрощенная система налогообложения ИП «доходы — расходы» — 15%, т. к. это специальный режим налогообложения, при котором предприниматели и организации освобождаются от налога на прибыль и имущество, НДФЛ, НДС. В течение года на УСН уплачиваются авансовые платежи по УСН (авансы), а по итогам года перечисляется единый налог. Налог включается в расходы будущего квартала.
Согласно главе 25 статье 256 НКРФ, амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Следовательно, амортизацию мы не учитываем.
Таблица 3
Квартал | Выручка, р. | Расходы, р. | Прибыль, р. | Налог, р. | |
276 000 | 330 000 | — 54 000 | |||
276 000 | 330 000 | — 54 000 | |||
276 000 | 330 000 | — 54 000 | |||
276 000 | 330 000 | — 54 000 | |||
Итого | 1 104 000 | 1 320 000 | — 217 104 | 1 104 | |
Так как бизнес понес убытки, что бывает в первый год работы, то мы обязаны заплатить в налоговую 1% от полученных доходов, то есть 1 104 рубля.
Составим баланс ИП Кузнецова на конец 2007 года.
3. Переход от индивидуального предпринимателя к юридическому лицу
ИП Кузнецова открывает салон оптики «Око» (ООО «Око»). Уставной капитал предприятия равен 10 000 рублей.
Для развития бизнеса берется кредит в банке в размере 500 000 рублей под 15% годовых сроком на 1 год. Ежемесячные платежи составляют 47 900 рублей.
Для целей налогообложения предприятием снова выбрана упрощенная система налогообложения ИП «доходы — расходы» — 15%
Кузнецова планирует расширить ассортимент продукции, предлагая также готовые очки премиум-класса, предлагаемые поставщиком за цену в 10 000 рублей за готовые очки. Также было решено продавать линзы, закупочная цена которых составляет 1500 рублей.
Поставщик решил предоставить скидку на всю продукцию в размере 10%. Таким образом, за одни очки среднего класса Кузнецова заплатит 4500 тысячи, за очки премиум-класса — 9000, за линзы — 1350 рублей.
Теперь наценка составляет 30%.
Учитываем то, у нас есть обязательные ежемесячные расходы — на оплату аренды — 30 тысяч рублей.
Первоначальные вложения, которые будут списаны как материальные расходы в первом квартале, представлены в таблице:
Таблица 4. Материальные затраты
№ | Наименование | Цена, р. | |
Плата за регистрацию организации в форме ООО | |||
Стеллаж универсальный | 10 000 | ||
Кассовый аппарат | 10 000 | ||
Покупка и установка видеонаблюдения | 20 000 | ||
Телефон | |||
Рекламные расходы | |||
Итого | 51 000 | ||
Таблица 5. Имущественный комплекс ООО «Око»
№ | Наименование | Цена, р. | Кол-во, шт. | Сумма, р. | |
Стеллаж торговый | 4 100 | 16 400 | |||
Стеллаж универсальный | 10 000 | 20 000 | |||
Набор мебели | 10 000 | 10 000 | |||
Зеркало | 2 300 | 9 200 | |||
Хозяйственные принадлежности | 4 400 | 4 400 | |||
Кассовый аппарат | 10 000 | 10 000 | |||
Итого | 70 000 | ||||
Планируется нанять одного продавца-консультанта с медицинским образованием с окладом 15 000 рублей. Сама Кузнецова продолжит работать продавцом и вести бухгалтерию.
Таблица 6. Ассортимент товаров ООО «Око»
№ | Наименование | Цена | |
Готовые очки эконом-класса | |||
Готовые очки премиум-класса | 11 700 | ||
Линзы | |||
Таблица 7. Постоянные ежемесячные затраты
№ | Наименование | Стоимость, р. | |
Арендная плата | 30 000 | ||
Обслуживание кассового аппарата и видеонаблюдения | |||
Телефон | |||
Плата за кредит | 47 900 | ||
Заработная плата (и НДФЛ) сотрудника | 16 950 | ||
Социальные отчисления на 10% | 1 500 | ||
Итого | 49 250 | ||
В первый месяц закупаем у поставщика партию товара стоимостью 340 тысяч рублей, предполагая, что ежемесячно будем докупать готовую продукцию на сумму 105 тысяч рублей.
Таблица 8. Книга учета доходов и расходов в 2007 году
Месяц | Приход, р. | Расход, р. | Доход, р. | |
Январь | 153 625 | 495 150 | — 341 525 | |
Февраль | 153 625 | 202 150 | — 48 525 | |
Март | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Апрель | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Май | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Июнь | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Июль | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Август | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Сентябрь | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Октябрь | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Ноябрь | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Декабрь | 153 625 | 104 150 | 49 475 | |
Итого | 1 843 500 | 1 640 800 | 202 700 | |
Таблица 9
Квартал | Выручка, р | Расходы, р | Прибыль, р | Налог, р | |
460 875 | 703 450 | — 242 575 | |||
460 875 | 312 450 | 148 425 | |||
.3 | 460 875 | 312 450 | 148 425 | ||
460 875 | 312 450 | 148 425 | |||
Итого | 1 843 500 | 1 320 000 | 172 295 | 30 405 | |
Маркетинговый прогноз на 4-й квартал 2008 года.
Исходя из того, что октябрь-декабрь — время подготовки к новому году, можно заключить, что в этот период произойдет увеличение спроса на продукцию сувенирного значения (календари и т. п.), а так же поздравительных писем и буклетов. Для выполнения поступающий заказов предприятию потребуется новый сотрудник (з/п + социальные отчисления составят дополнительно 10 500 р в месяц).
На рязанском рынке полиграфической продукции представлены около 70 различных компаний, основные предприятия представлены в таблице:
Таблица 10. Полиграфические компании г. Рязани
№ | Наименование | Вид деятельности | |
«Колорит» | полиграфическая продукция и сопутствующие товары | ||
«Салон 49» | полиграфическая продукция и сопутствующие товары | ||
«Приз» | полиграфическая продукция и сопутствующие товары | ||
«Политех» | полиграфическая продукция и сопутствующие товары | ||
«Рельеф-Принт» | Полиграфическая и сувенирная продукция | ||
Н Т Граф | полиграфическая продукция и сопутствующие товары | ||
Легион | Наружная реклама, полиграфическая продукция и сопутствующие товары | ||
Таваксай | полиграфическая продукция и сопутствующие товары | ||
Альтернативные системы | баннеры, полиграфическая продукция и сопутствующие товары | ||
и другие | |||
Безусловно, рынок полиграфической насыщен, но существует возможность получить заказы на изготовление продукции полиграфического характера. Большую роль в поиске заказов играет менеджер по их поиску. Благодаря личному контакту менеджер может «раскрутить» корпоративного клиента на заказ продукции предприятия.
Спрогнозируем потенциальный рост продаж предприятия на 4-й квартал 2008 года. Для прогноза используем индекс стабильного (устойчивого) роста продаж:
где SGR — индекс стабильного роста;
b — доля нераспределенной прибыли;
NP — чистая прибыль;
D — долги;
E — собственный капитал;
A — активы;
S — продажи.
Расчет этого индекса возможен при условиях:
в течение прогнозного периода не привлекались заемные средства;
не росла производительность труда;
все необходимые фонды были доступны для использования.
Тогда для рассматриваемого предприятия:
Т.е. потенциально предприятие может увеличить объем продаж на 8%, однако, исходя из экспертных оценок рост объема реализации полиграфической и сувенирной продукции в 4-м квартале из-за повышающегося спроса на подарки контрагентам к новому году составит 45%, предприятию потребуется также новый сотрудник для выполнения заказов.
При учете объема реализации прогнозируемая инфляция составит 2,5% (при среднегодовом темпе ее роста около 8%).
В связи с этим прогнозируемая реализация составит:
Таблица 11. Месячная реализация в октябре-декабре 2008
№ | Наименование | Количество, шт. | Цена реализации, р. | Выручка, р. | Итого, с/ть, р | |
Ксерокопирование | 15 000 копий | 1,5 | 22 500 | 6 150 | ||
Распечатка | 8 000 | 8 000 | 2 560 | |||
Визитки | 13 000 | 65 000 | 17 550 | |||
Ризографическая печать | 180 000 | 0,50 | 90 000 | 57 600 | ||
Календарь Форм 1 | 63 000 | 32 200 | ||||
Календарь Форм 2 | 48 000 | 23 400 | ||||
Буклеты | 1 500 | 60 000 | 30 030 | |||
Фотографии | 6 300 | 2 970 | ||||
Иная полиграфическая продукция (c/с ~45%) | N/A | N/A | 10 000 | 4 500 | ||
Итого | 372 800 | 176 960 | ||||
Тогда за 4-й квартал предприятие будет иметь следующую картину доходности:
Таблица 12. Расчет денежных поступлений ООО «Пигмалион» за 4-й квартал
Период | Выручка, р. | С/ть, р. | Постоянные затраты + материальные затраты, р. | Прибыль предприятия, р. | Налог, р. | |
Окт-дек | 1 118 400 | 530 880 | 220 890 | 366 530 | 54 979 | |
Таблица 13. Расчет денежных поступлений ООО «Пигмалион» за 2008 г.
Период | Выручка, р. | С/ть, р. | Постоянные затраты + материальные затраты, р. | Прибыль предприятия, р. | Налог, р. | |
2008 год | 3 421 500 | 1 573 980 | 837 281 | 1 010 139 | ||
4. Третий год развития предприятия
На конец 2008 года предприятие имеет уставной капитал 3 150 тыс.р. ООО «Пигмалион» реорганизуется в ЗАО «Приз». Планируется дальнейшее расширение продукции предприятия за счет приобретения нового оборудования. Планируется приобретение следующего оборудования:
1) Многофункционального аппарата BigJet 3000, который служит для нанесения изображения на
— пластиковые карты
— ручки и иную сувенирную продукцию
2) Аппарата для производства печатей и штампов MS-900
3) Листоподборщик Малютка 12 лотков А4
4) Термопресс Insta НТР 138 для печати на ткани Под оборудование предприятие покупает соседнее помещение площадью 15 м² за 525 тыс рублей.
Также планируется наем двух дополнительных сотрудников Тогда имущественный комплекс ЗАО «Приз» составит:
Таблица 14. Имущественный комплекс ЗАО «Приз» на 1 января 2009 года
Амортизируемое имущество | |||||
№ | Наименование | Первоначальная (остаточная стоим.) р. | Срок полезного использ., мес. (ост) | Месячная амортизация, р. | |
Помещение 65 м² | 2 675 400 | 4 375 | |||
Копир RICOH 1600L | 31 142 | ||||
Принтер HP LaserJet 1320n | 8 984 | ||||
Компьютеры, 2 шт. | 43 562 | ||||
Кассовый аппарат | 7 856 | ||||
Компьютер | 29 168 | ||||
Компьютер | 46 664 | ||||
Ризограф RISO RZ 200 | 72 674 | ||||
Полноцветная цифровая система Canon iRC 4080i | 401 752 | ||||
Переплетчик RENZ SRW 360 | 14 416 | ||||
Офисная мебель | 24 000 | ||||
BigJet 3000 | 310 650 | 3 982 | |||
MS-900 | 22 000 | ||||
Листоподборщик | |||||
Термопресс Insta НТР 138 | 47 600 | ||||
Итого месячный износ и ОС | 3 747 568 | 18 588 | |||
Следовательно, предприятию необходимо будет привлечь дополнительные инвестиции в размере 400 000 рублей на покупку нового оборудования и комплектующих к нему.
Привлечь дополнительные 975 000 рублей учредители ЗАО «Приз» планируют за счет:
1) Эмиссия акций 675 штук номиналом 1 000 р на сумму 675 000 р.
2) Эмиссия дисконтных облигаций номиналом 1 250 рублей 100 штук Цена продажи равна 1000 руб., тогда объем привлекаемых инвестиций за счет эмиссии дисконтных облигаций составит 1000р*100 шт. = 100 000 р
Дисконтный доход 1-й облигации равен 250 р. или 20%
3) Эмиссия купонных облигаций 120 штук номиналом 800 р, срок погашения 1 год, ставка купона 10% с поквартальной выплатой. Годовую рыночную ставку примем равной 9,5%.
Тогда цена продажи:
Объем привлекаемых инвестиций составит:
Инв= 120 * 785,09 = 94 210,8 р.
Тогда ежеквартальная купонная выплата составит:
Выплата купонов =120*800*0,¼= 2 400 р
4) Кредит коммерческого банка в размере 110 т.р. берется под залог недвижимого имущества сроком на год под 15, 5% годовых с ежеквартальной выплатой % - в. Досрочное погашение кредита не предусмотрено договором с банком.
Тогда ежеквартальные платежи составят:
110 000*0,155/4 = 4262,5 р.
Спрогнозируем выручку закрытого акционерного общества «Приз». Для этого рассчитаем себестоимость новой продукции предприятия:
Таблица 15. Себестоимость изготовления ручки (тираж 100 штук), без учета амортизации и постоянных расходов
№ | Наименование | Цена, р | Количество | Стоимость, р | |
Заготовка | 1,5 | 1,5 | |||
Печать на полиграфическом оборудовании | 1,5 | 1,5 | |||
Затраты труда | 0,5 ручка | 0,5 | |||
Итого себестоимость | 3,5 | ||||
Цена ручки 9 рублей.
Таблица 16. Себестоимость нанесения печати на майку (тираж 50 штук)
№ | Наименование | Цена, р | Количество | Стоимость, р | |
Заготовка | |||||
Печать на термопрессе | |||||
Затраты труда | 5 р майка | ||||
Итого себестоимость | |||||
Отпускная цена 150 рублей Таблица 17. Себестоимость изготовления печати (тираж 1 штука)
№ | Наименование | Цена, р | Количество | Стоимость, р | |
Заготовка | |||||
Печать на термопрессе | |||||
Затраты труда | 25 р печать | ||||
Оправа | |||||
Итого себестоимость | |||||
Отпускная цена 600 рублей Таблица 18. Постоянные расходы, ежемесячные ЗАО «Приз»
№ | Наименование | Стоимость, р | Кол-во | Итого | |
Ведение бухучета сторонней фирмой ООО «Консалт» | 7 000 | 7 000 | |||
Обслуживание кассового аппарата ООО «Ремо» | |||||
Телефон | |||||
Плата за ведение банковского счета в «Сбербанке» | |||||
Эл-во, отопление в расчете на месяц (в среднем за год) | |||||
Заработная плата (и НДФЛ) 1, 2, 5 сотрудников | 19 600+11600 +11 600+11600 | 1,2 (повыш. ЗП) | 65 280 | ||
Социальные отчисления на 1,2, 5, 14% | 9 139 | ||||
Амортизация | 18 588 | 18 588 | |||
Реклама | 10 000 | 10 000 | |||
Платежи по процентам за кредит | 1/3 | 1 421 | |||
Платежи по купонным облигациям | 2 400 | 1/3 | |||
Итого | 115 818 | ||||
При планировании выручки на 3-й год рассчитаем показатель нестабильного роста. Согласно экспертным данным, объем полиграфии должен увеличиться т.к. старые клиенты останутся работать с данной организацией, а за счет рекламы удастся привлечь новых клиентов.
где NGR — индекс несбалансированного роста;
NewE - новая эмиссия;
Div - дивиденды;
E0 — первоначальная эмиссия.
b — доля нераспределенной прибыли;
NP — чистая прибыль;
D — долги;
E — собственный капитал;
A — активы;
S — продажи.
Тогда NGR = 1,7 значит потенциальный рост выручки на существовавший ассортимент составляют 170%. Примем для расчетов рост объемов продаж 50%.
В расчете учитывается, что спрос на продукцию ЗАО «Приз» возрастет на 45% из-за повышающегося спроса на продукцию сувенирного назначения (календарей, поздравительных открыток и т. п.).
Для расчета выручки примем, что инфляция составляет 8% в год (расти будут цены на предлагаемую продукцию и комплектующие):
Таблица 19. Объем реализации в 2009 году
№ | Наименование | Количество, шт | Цена реализ., р | Выручка, р | Итого, с/ть | |
Ксерокопирование | 360 000 копий | 1,8 | 648 000 | 159 408 | ||
Распечатка | 180 000 | 1,5 | 270 000 | 62 208 | ||
Визитки | 216 000 | 5,5 | 1 188 000 | 314 928 | ||
Ризографическая печать | 2 880 000 | 0,60 | 1 728 000 | 995 328 | ||
Календарь Форм 1 | 324 000 | 160 963 | ||||
Календарь Форм 2 | 324 000 | 151 632 | ||||
Буклеты | 18 000 | 792 000 | 389 188 | |||
Фотографии | 19 800 | 158 400 | 70 670 | |||
Иная полиграфическая продукция (c/с ~45%) | N/A | N/A | 216 000 | 97 200 | ||
Ручки | 8 000 | 72 000 | 28 000 | |||
Майка с рисунком | 90 000 | 39 000 | ||||
Печати | 180 000 | 69 000 | ||||
Итого выручка и с/с за год | 5 720 670 | |||||
Тогда в целом за год будем иметь:
Таблица 20. Расчет денежных поступлений ЗАО «Приз» за 2009 год
Период | Выручка, р. | Прямые затр., р. | Постоянные затраты + материальные затраты, р. | Прибыль предприятия до налогообложения, р. | Налог, р. | |
2009 год | 5 720 670 | 2 537 525 | 1 389 816 | 1 793 329 | 268 999 | |
Чистая прибыль ЗАО «Приз» за 2009 год составит 1 524 330 р
ЗАО «Приз» выплачивает:
1) Банковский кредит 110 000 р
2) Выплата по облигациям 219 210 р
По полученным данным составим Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, а также Отчет о движении денежных средств. Условно будем считать, что новая организация не появилась.
Расчет запасов материалов
Рассчитаем запасы материалов для оперативной полиграфии исходя из объема выпуска и материальных затрат в себестоимости. Будем учитывать, что оптимальным запасом будет количество материалов на неделю (вообще по отдельным категориям, например бумаге этот период составляет 1день).
Змин = Среднесуточная потребность*Срок поставки (7 дней)
Ежедневная потребность в материалах представлена в таблице:
Таблица 21. Ежедневная потребность в запасах
№ | Наименование | Количество, шт. | Стоимость материалов на 1 шт., р. | Общий объем, р | |
Ксерокопирование | 0,27 | ||||
Распечатка | 0,3 | ||||
Визитки | 0,72 | ||||
Ризографическая печать | 7 890 | 0, 2908 | |||
Календарь Форм 1 | |||||
Календарь Форм 2 | 50,8 | ||||
Буклеты | 14,4 | ||||
Фотографии | 2,04 | 10,2 | |||
Иная полиграфическая продукция (мат = 39) | N/A | N/A | |||
Ручки | |||||
Майка с рисунком | |||||
Печати | 0,5 | 102,5 | |||
Итого ежедневная потребность | 4748,7 | ||||
Заметим, что при расчете дневной потребности учитывались также расходные материалы к оборудованию, т.к. они входят в себестоимость.
Тогда Змин = 4748,7*7 = 33 240,9 руб.
А Змакс = Змин+Партия поставки = 66 481,8 р.
Зточки заказа = 28 492,2 р.
Рис. 1. Запасы ЗАО «Приз»
В структуре производства предприятия незавершенного производства нет. Это связано с коротким циклом производства конечной продукции — от секунд до дня. Однако заказы могут выполнятся в течении недели.
В отношении дебиторско-кредиторской политики ЗАО «Приз» придерживается политики полной предоплаты за продукцию (т.к. клиент может передумать и не забрать заказ), но при работе с крупными заказчиками дебиторская задолженность может возникнуть в размере около 7 дней (однако предприятие в договоре с клиентами прописывает, что не приступит к выполнению заказа с момента поступления денег на расчетный счет). Примем такую дебиторскую задолженность равной 10% от месячного выпуска. Что касается поставщиков, то они обычно не привозят продукцию, если за предприятием числится долг за предыдущий заказ. Поэтому можно считать, что время оплаты кредиторской задолженности составляет 7 дней. Примем кредиторскую задолженность равной 20% от месячных затрат на покупку материалов.
Расчет основных показателей делового цикла по итогам деятельности третьего года
Рассчитаем прогнозные значения показателей делового цикла на третий год деятельности:
1. Оборачиваемость активов, оборотов в год = S / средний итог актива баланса = 5 720 670 / Ѕ (1 229 000 + 2 717 000) = 2,9
2. Длительность оборота активов, дней = Средний итог актива баланса / S = Ѕ (1 229 000 + 2 717 000)/ 5 720 670 = 124
3. Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов в год:
4. Период погашения дебиторской задолженности, дней:
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности, оборотов в год:
6. Период погашения кредиторской задолженности, дней:
7. Оборачиваемость запасов, оборотов в год:
8. Средний срок нахождения материалов в запасах, дней:
9. Оборачиваемость основных средств, оборотов в год
Обосн.с. = S / Среднегодовая стоимость основных средств = 5 720 670 / Ѕ (3 748 000+3525000) = 1,57
10. Оборачиваемость собственного капитала, оборотов в год:
11. Финансовый цикл КОР, дней
Фц КОР = ВОЗ + ВОД — ВОК = 4,53 +2,36 - 1,28 = 5,61
В целом можно сделать вывод о благоприятном развитии организации, т.к. запасы материалов и дебиторская задолженность незначительны, а кредиторская задолженность также невелика.
Операционный анализ
Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа / Прибыль = (Выручка от реализации — Переменные затраты) / Прибыль = (5 720 670- 2 537 525)/ 1 524 330 = 2,08
Порог рентабельности = Постоянные затраты: Валовая маржа / Выручка = 1 389 816 / (3 183 145 /5 720 670) = 2 497 743 руб.
Пороговое количество товара найти не представляется возможным, т.к. предприятие выпускает широкий спектр товаров. Можно считать лишь, что объем реализации для успешного функционирования предприятия должен быть более 2 497,7 тыс. рублей
Запас финансовой прочности = Выручка — Порог рентабельности = 5720 670 — 2 497 743 = 3 222 926 руб.
Рис. 2. Операционный анализ ЗАО «Приз»
Линия общих издержек и линия общего дохода пересекаются в точке безубыточности, где сумма постоянных и переменных издержек равна общему доходу. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает: каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли. При возрастании же выручки от реализации, когда порог рентабельности (точка безубыточности) уже пройден, сила операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли.
В нашем случае высоки постоянные расходы, значит, мы имеем высокий порог рентабельности и значительный предпринимательский риск, и небольшой запас финансовой прочности.
Расчет показателей рентабельности
1) Коэффициент рентабельности всех активов предприятия
ROA = NP / A = 1524 330/(½*(5 043 000+6275000))= 0,27 или 27%
2) Коэффициент рентабельности продаж
ROS = NP / S = 1 524 330 / 5 720 670 = 0,266 или 27%
Рентабельность предприятия достаточна высока для получения хорошей прибыли.
3) Показатель прибыли на собственный капитал (рентабельность собственного капитала)
ROE = NP / E = ROА = 1 524 330 / Ѕ = 0,28% или 28%
Рентабельность собственного капитала не очень большая, так как незначительна доля заемного капитала. Однако можно считать показатель оптимальным. Так как большинство путей инвестирования денег не дало бы такого результата.
4) Рентабельность основного вида деятельности
ROI = ROS * CT= ROS *S / A = 0,266 * 5 720 670/(½* (5 043 000+6275000))=0,266* 1,01= 0,268 или 27%
CT = S / A = 1,01
ROS = 0,27 / СТ
СТ | 0,5 | |||||
ROS | 0,54 | 0,27 | 0,13 | 0,09 | 0,07 | |
Рис. 3. Зависимость рентабельности продаж от оборачиваемости капитала
Расчет показателей ликвидности
Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.
1) Коэффициент общей ликвидности.
Лобщ = ОС / КО
Лобщнг = 1295 000/ 359 000 = 3,6
Лобщкг = 2750 000/ 95 000 = 28,9
Значит, у предприятия достаточно средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств в течение периода
Исходя из анализа показателя ликвидности, можно сделать вывод о нерациональной структуре капитала (когда оборотный капитал намного превышает краткосрочные обязательства предприятия).
2)Коэффициент срочной ликвидности
Лс = (ДС + КВФ + ДЗ) / КО,
Лснг = (1202 000+27 000)/359 000 = 3,42
Лскг = (2 669 000 +48 000)/95 000= 28,6
3) Коэффициент абсолютной ликвидности.
ЛА = ДС / КО
ЛАнг = 1202 000 / 359 000 =3,35
ЛАкг = 2 669 000/ 95 000 = 28
4) Чистый оборотный капитал предприятия, который необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, для расширения его деятельности в будущем:
ЧОК = ОА — КО,
ЧОКнг = 1295 000 — 359 000 = 936 000 р
ЧОК кг = 2 669 000 — 95 000 = 2 574 000 р
Оборотный капитал предприятия велик, это говорит о нерациональном использовании денежных ресурсов в организации.
5) Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента) характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. По этому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель отражает также допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов:
Показатели рыночной активности
1) Прибыль на 1 акцию = NP / Число обыкновенных акций = 1 524 330 / 3 825 = 398,5 р
2) Балансовая стоимость 1 акции = Стоимость собственного капитала / Число обыкновенных акций = Ѕ /3 825 = 1420
Финансовый анализ
Ранее было рассчитано:
1)ROE = NP/ Е = = 1 524 330 / Ѕ = 0,28% или 28%
2)ROS = NP / S = 1 524 330 / 5 720 670 = 0,266 или 27%
3)ROA = NP / A = 1524 330/(½*(5 043 000+6275000))= 0,27 или 27%
4) Рентабельность собственного капитала:
ROEBT = ROA + (ROA — I) * D/E = 0,27 + (0,27 — 0,155)* 95 000/ (6 275 000−95 000) = 0,27 или 27%
5)Рентабельность собственного капитала после уплаты налогов
ROEAT = ROEBT (1-б) = 0,27 * (1 — 0,15) = 0,229 или 23%
6) Налоговый щит
Б*I*(D/E) = 0,15 * 0,155*95 000/ (6 275 000−95 000) = 0, 35
Сущность налогового щита заключается в том, что проценты по кредитам банков относятся, по действующему законодательству, на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах установленного Центральным банком норматива, что приносит экономию по налогу на прибыль.
Рассчитаем некоторые другие показатели деятельности ЗАО «Приз» на конец третьего года.
7) К-т собственности = Е / К = / 6 275 000 = 0,984 или 98% - устойчивое, стабильное финансовое положение фирмы;
8) Отношение заемного капитала к собственному = 95 000/ (6 275 000−95 000) = 0,015;
9) Коэффициент заемного капитала = 66 000 / 6 275 000 = 0,0105;
10) Оборачиваемость активов = S / AСР = 5 720 670 / Ѕ (5 043 000+ 6 275 000) = 1,01 оборотов;
11) Продолжительность оборота активов = 360 / Оборачиваемость активов = 360 / 1,01 = 360 дней;
12) Рентабельность средств в активах = ROS * S / A = 0,27 * 5 720 670 / 6 275 000 = 0,25
13) Ресурсоотдача = S / A =5 720 670 / 6 275 000 = 0,91 руб.;
14) Фондоотдача = S / Основные средства СР = 5 720 670 / Ѕ (3 748 000 + 3 525 000) = 1,57 руб.;
15) Эффективность использования трудовых ресурсов = S / Кол-во раб-в = 5720 670 / 6 = 953 445 руб. / чел.
5. Четвертый год развития предприятия
расход рентабельность ликвидность выручка
ЗАО «Приз» планирует дальнейшее расширение спектра выпускаемой продукции, для этого он покупает следующее оборудование:
Минитипография Ricoh HQ9000 стоимостью 402 000 рублей, для выпуска листовок
Тогда имущественный комплекс ЗАО «Приз» составит:
Таблица 22. Имущественный комплекс ЗАО «Приз» на 1 января 2010 г.
Амортизируемое имущество | |||||
№ | Наименование | Первоначальная (остаточная стоим.) р. | Срок полезного использ., мес. (ост) | Месячная амортизация, р. | |
Помещение 65 м² | 4 375 | ||||
Копир RICOH 1600L | |||||
Принтер HP LaserJet 1320n | |||||
Компьютеры, 2 шт | |||||
Кассовый аппарат | |||||
Компьютер | |||||
Компьютер | |||||
Ризограф RISO RZ 200 | |||||
Полноцветная цифровая система Canon iRC 4080i | |||||
Переплетчик RENZ SRW 360 | |||||
Офисная мебель | |||||
BigJet 3000 | 3 982 | ||||
MS-900 | |||||
Листоподборщик | |||||
Термопресс Insta НТР 138 | |||||
Минитипография Ricoh HQ9000 | |||||
Итого месячный износ и ОС | 3 920 512 | 23 054 | |||
На собрании акционеров ЗАО «Приз» было решено потратить 1 000 000 рублей на выплату дивидендов по акциям.
Тогда выплата на 1 акцию составляет = 1000 000/3825 = 261 р, при номинале 1 акции 1000 р.
Спрогнозируем выручку закрытого акционерного общества «Приз». Для этого рассчитаем себестоимость новой продукции предприятия:
Таблица 23. Себестоимость (прямые затраты) на производство ч/б листовки на аппарате минитипографии
№ | Наименование | Цена, р | Количество | Стоимость, р | |
Лист А4 снегурочка | 0,4 | 0,4 | |||
Листы для предварительного прогона | 0, 001 | 0,001 | |||
Краска | 0,1 | 0,1 | |||
Затраты труда | 80р/час | 0,001 | 0,08 | ||
Итого себестоимость | 0, 581 | ||||
Стоимость листовки А4 — 1,2 р.
Таблица 24. Постоянные расходы, ежемесячные ЗАО «Приз» в 2010 году с учетом инфляции
№ | Наименование | Стоимость, р | Кол-во | Итого | |
Ведение бухучета сторонней фирмой ООО «Консалт» | 7 500 | 7 500 | |||
Обслуживание кассового аппарата ООО «Ремо» | |||||
Телефон | |||||
Плата за ведение банковского счета в «Сбербанке» | |||||
Эл-во, отопление в расчете на месяц (в среднем за год) | |||||
Заработная плата (и НДФЛ) 1, 2, 5 сотрудников | 19 600+11600 +11 600+11600 | 1,35 (повыш. ЗП) | 73 440 | ||
Социальные отчисления на 1,2, 5, 14% | 10 281 | 10 281 | |||
Амортизация | 23 054 | 23 054 | |||
Реклама | 17 000 | 17 000 | |||
Итого | 135 255 | ||||
При планировании выручки на 4-й год рассчитаем показатель стабильного роста, т.к. развитие предприятие будет происходить без привлечения внешних ресурсов. Согласно экспертным данным, объем полиграфии должен увеличиться т.к. старые клиенты останутся работать с данной организацией, а за счет рекламы удастся привлечь новых клиентов.
где SGR — индекс стабильного роста;
b — доля нераспределенной прибыли;
NP — чистая прибыль;
D — долги;
E — собственный капитал;
A — активы;
S — продажи.
Расчет этого индекса возможен при условиях:
в течение прогнозного периода не привлекались заемные средства;
не росла производительность труда;
все необходимые фонды были доступны для использования.
Тогда для рассматриваемого предприятия:
Тогда SGR= 0,17 значит потенциальный рост выручки на существовавший ассортимент составляют 17%. Примем для расчетов рост объемов продаж 30%.
Рассчитаем также аналогичный показатель роста по формуле Дюпона:
Тогда
В расчете учитывается, что спрос на продукцию ЗАО «Приз» в четвертом квартале возрастет на 45% из-за повышающегося спроса на продукцию сувенирного назначения (календарей, поздравительных открыток и т. п.).
Для расчета выручки примем, что инфляция составляет в среднем около 8% в год (расти будут цены на предлагаемую продукцию и комплектующие — материалы и заработная плата). Для ее учета умножим цены на комплектующие и собственную продукцию предыдущего периода на 1, 04 — т.к. это средняя инфляция за период. Однако, согласно экспертной оценке реализация отдельных видов товаров не возрастет, из-за пропускной способности предприятия и его мощностей. Среди таких товаров:
— ксерокопирование (его среднегодовой объем можно считать постоянным)
— распечатка
— распечатка фотографий Прирост реализации продукции будет в основном за счет прихода новых корпоративных клиентов.
Таблица 25. Объем реализации в 2010 г.
№ | Наименование | Количество, шт. | Цена реализ., р | Выручка, р | Итого, VC | |
Ксерокопирование | 360 000 копий | 720 000 | 165 784 | |||
Распечатка | 180 000 | 1,8 | 324 000 | 62 208 | ||
Визитки | 280 800 | 5,7 | 1 600 560 | 425 782 | ||
Ризографическая печать | 3 744 000 | 0,70 | 2 620 800 | 1 345 683 | ||
Календарь Форм 1 | 2 106 | 452 790 | 217 621 | |||
Календарь Форм 2 | 2 700 | 526 500 | 236 545 | |||
Буклеты | 23 400 | 1 123 200 | 526 182 | |||
Фотографии | 19 800 | 8,5 | 168 300 | 73 497 | ||
Иная полиграфическая продукция (c/с ~45%) | N/A | N/A | 265 000 | 119 250 | ||
Ручки | 10 400 | 9,5 | 98 800 | 37 856 | ||
Майка с рисунком | 124 800 | 52 728 | ||||
Печати | 253 500 | 93 288 | ||||
Листовка | 455 000 | 1,2 | 288 000 | 264 355 | ||
Итого выручка и с/с за год | 8 566 250 | 3620 779 | ||||
Тогда в целом за год будем иметь:
Таблица 26. Расчет денежных поступлений ЗАО «Приз» за 2010 г.
Период | Выручка, р | Прямые затраты, р | Постоянные затраты + материальные затраты, р | Прибыль предприятия до налогообложения, р | Налог, р | |
2010 г. | 8 566 250 | 3 620 779 | 1 623 060 | 3 322 411 | 498 362 | |
Чистая прибыль ЗАО «Приз» за 2010 год составит 2 824 049 р.
ЗАО «Приз» выплачивает:
1) Дивиденды по акциям в размере 1 000 000 р.
Расчет запасов материалов
Рассчитаем запасы материалов для оперативной полиграфии исходя из объема выпуска и материальных затрат в себестоимости. Будем учитывать, что оптимальным запасом будет количество материалов на неделю (вообще по отдельным категориям, например бумаге этот период составляет 1день).
Змин = Среднесуточная потребность*Срок поставки (7 дней)
Ежедневная потребность в материалах представлена в таблице:
Таблица 27. Ежедневная потребность в запасах
№ | Наименование | Количество, шт. | Стоимость материалов на 1 шт., р. | Общий объем, р. | |
Ксерокопирование | 0,29 | 285,9 | |||
Распечатка | 0,33 | 162,7 | |||
Визитки | 0,78 | 598,3 | |||
Ризографическая печать | 0, 2908 | 2361,3 | |||
Календарь Форм 1 | 378,0 | ||||
Календарь Форм 2 | 260,0 | ||||
Буклеты | 15,5 | 1023,0 | |||
Фотографии | 2,12 | 21,2 | |||
Иная полиграфическая продукция (мат=39) | N/A | N/A | 200,0 | ||
Ручки | 3,5 | 98,0 | |||
Майка с рисунком | 130,0 | ||||
Печати | 0,5 | 107,5 | |||
Листовки | 0,5 | ||||
Итого ежедневная потребность | 5248,7 | ||||
Заметим, что при расчете дневной потребности учитывались также расходные материалы к оборудованию, т.к. они входят в себестоимость.
Тогда Змин = 5247,7*7 = 36 740,9 руб.
А Змакс = Змин+Партия поставки = 73 481,8 р.
Зточки заказа = 31 492,2 р.
Рис. 4. Запасы ЗАО «Приз»
В структуре производства предприятия незавершенного производства нет. Это связано с коротким циклом производства конечной продукции — от секунд до дня. Однако заказы могут выполнятся в течении недели.
В отношении дебиторско-кредиторской политики ЗАО «Приз» придерживается политики полной предоплаты за продукцию (т.к. клиент может передумать и не забрать заказ), но при работе с крупными заказчиками дебиторская задолженность может возникнуть в размере около 7 дней (однако предприятие в договоре с клиентами прописывает, что не приступит к выполнению заказа с момента поступления денег на расчетный счет). Примем такую дебиторскую задолженность равной 10% от месячного выпуска. Что касается поставщиков, то они обычно не привозят продукцию, если за предприятием числится долг за предыдущий заказ. Поэтому можно считать, что время оплаты кредиторской задолженности составляет 7 дней. Примем кредиторскую задолженность равной 20% от месячных затрат на покупку материалов.
Расчет основных показателей делового цикла по итогам деятельности четвертого года
Рассчитаем прогнозные значения показателей делового цикла на четвертый год деятельности:
1. Оборачиваемость активов, оборотов в год = S / средний итог актива баланса = 8 566 250 / Ѕ (1 354 000 + 4 520 000) = 2,91
Динамика оборачиваемости активов не изменилась, показатель не велик. Однако идет процесс накопления активов для дальнейшего развития предприятия без привлечения заемного капитала.
2. Длительность оборота активов, дней = Средний итог актива баланса / S = Ѕ (1 354 000 + 4 520 000)/ 8 566 250 =124
3. Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов в год:
4. Период погашения дебиторской задолженности, дней:
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности, оборотов в год:
6. Период погашения кредиторской задолженности, дней:
7. Оборачиваемость запасов, оборотов в год:
8. Средний срок нахождения материалов в запасах, дней:
9. Оборачиваемость основных средств, оборотов в год
Об.осн.с. = S / Среднегодовая стоимость основных средств = 8 566 250/ Ѕ (3 921 000+3644000) = 2,26
10. Оборачиваемость собственного капитала, оборотов в год:
11. Финансовый цикл КОР, дней
Фц КОР = ВОЗ + ВОД — ВОК = 3,44 +2,52 — 1,3=4,66
В целом можно сделать вывод о благоприятном развитии организации, т.к. запасы материалов и дебиторская задолженность незначительны, и кредиторская задолженность также невелика.
Операционный анализ
1) Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа / Прибыль = (Выручка от реализации — Переменные затраты) / Прибыль = (8 566 250−3 620 779)/ 2 824 049 = 1,75
2) Порог рентабельности = Постоянные затраты: Валовая маржа / Выручка = 1 623 060 / (4 945 471 /8 566 250) = 2 811 367 руб.
3) Пороговое количество товара найти не представляется возможным, т.к. предприятие выпускает широкий спектр товаров. Можно считать лишь, что минимальный объем реализации для успешного функционирования предприятия должен быть более 2 811 тыс. рублей
4) Запас финансовой прочности = Выручка — Порог рентабельности = 8 566 250 — 2 811 367 = 5 754 883 руб.
Линия общих издержек и линия общего дохода пересекаются в точке безубыточности, где сумма постоянных и переменных издержек равна общему доходу. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает: каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли. При возрастании же выручки от реализации, когда порог рентабельности (точка безубыточности) уже пройден, сила операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли.
Рис. 5. Операционный анализ ЗАО «Приз»
В нашем случае высоки постоянные расходы, значит, мы имеем высокий порог рентабельности и значительный предпринимательский риск, и небольшой запас финансовой прочности.
Расчет показателей рентабельности
Расчет показателей рентабельности
1) Коэффициент рентабельности всех активов предприятия
ROA = NP / A = 2 824 049/(½*(5 275 000+8164000))= 0,42 или 42%
2) Коэффициент рентабельности продаж
ROS = NP / S = 2 824 049 / 8 566 250 = 0,32 или 32%
Рентабельность предприятия достаточна высока для получения хорошей прибыли.
3) Показатель прибыли на собственный капитал (рентабельность собственного капитала)
ROE = NP / E = 2 824 049 / Ѕ(5 275 000+8164000−95 000−160 000) = 0,428 или 43%
Рентабельность собственного капитала не очень большая, так как незначительна доля заемного капитала. Однако можно считать показатель оптимальным. Так как большинство путей инвестирования денег не дало бы такого результата.
4) Рентабельность основного вида деятельности
ROI = ROS * CT= ROS *S / A = 0,32 8 566 250/(½*(5 275 000+8164000))= = 0,32* 1,27= 0,40 или 40%
CT = S / A = 1,27
ROS = 0,40 / СТ
СТ | 0,5 | |||||
ROS | 0,8 | 0,4 | 0,2 | 0,13 | 0,1 | |
Рис. 6. Зависимость рентабельности продаж от оборачиваемости капитала
Расчет показателей ликвидности
Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.
1) Коэффициент общей ликвидности.
Лобщ = ОС / КО
Лобщнг = 1 354 000/ 95 000 = 14,25
Лобщкг = 4 520 000/ 160 000 = 28,25
Значит, у предприятия достаточно средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств в течение периода
Исходя из анализа показателя ликвидности, можно сделать вывод о нерациональной структуре капитала (когда оборотный капитал намного превышает краткосрочные обязательства предприятия).
2)Коэффициент срочной ликвидности
Лс = (ДС + КВФ + ДЗ) / КО,
Лснг = (1232 000+48 000)/95 000 = 13,47
Лскг = (4358 000 + 72 000)/160 000= 27,68
3) Коэффициент абсолютной ликвидности.
ЛА = ДС / КО
ЛАнг = 1232 000 / 95 000 =12,96
ЛАкг = 4 358 000/ 160 000 = 27,2
4) Чистый оборотный капитал предприятия, который необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, для расширения его деятельности в будущем:
ЧОК = ОА — КО,
ЧОКнг = 1 354 000 — 95 000 = 1259 000 р
ЧОК кг = 4520 000- 160 000 = 4360 000 р
Оборотный капитал предприятия велик, это говорит о нерациональном использовании денежных ресурсов в организации. Однако, предприятие может накапливать денежные средства для реализации будущих инвестиционных программ.
Показатели рыночной активности
1) Прибыль на 1 акцию = NP / Число обыкновенных акций = 2 824 049 / 3 825 = 738,3 р
2) Балансовая стоимость 1 акции = Стоимость собственного капитала / Число обыкновенных акций =(8 164 000−160 000)/3 825 =2134,3 р
Финансовый анализ
Ранее было рассчитано:
1) ROE = NP/ Е = 2 824 049 / Ѕ(5 275 000+8164000−95 000−160 000) = 0,428 или 43%
2)ROS = NP / S = 2 824 049 / 8 566 250 = 0,329 или 33%
3)ROA = NP / A = 2 824 049/(½*(5 275 000+8164000))= 0,42 или 42%
4) Рентабельность собственного капитала до уплаты налогов:
ROEBT = ROA + (ROA — I) * D/E = 0,42 + (0,42)* 160 000/ (8 164 000−160 000) = 0,42 или 42%
5)Рентабельность собственного капитала после уплаты налогов
ROEAT = ROEBT (1-б) = 0,42 * (1 — 0,15) = 0,357 или 36%
6) Налоговый щит
Б*I*(D/E) = 0,15 * 0*95 000/ (6 275 000−95 000) = 0, 0
D/E — финансовый рычаг
Если рассмотреть график, отображающий действие финансового рычага, то можно увидеть, что он подобен графику операционного левериджа, отличаются только инструменты: здесь мы фиксируем в качестве постоянной издержки фирмы по выплате кредита (I), роль переменных затрат выполняет соотношение D/E.
Рис. 7. Действие финансового рычага
Сущность налогового щита заключается в том, что проценты по кредитам банков относятся, по действующему законодательству, на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах установленного Центральным банком норматива, что приносит экономию по налогу на прибыль.
Рассчитаем некоторые другие показатели деятельности ЗАО «Приз» на конец четвертого года.
7) К-т собственности = Е / К = 8 164 000−160 000/ 8 164 000 = 0,98 или 98% - устойчивое, стабильное финансовое положение фирмы;
8) Отношение заемного капитала к собственному = 160 000/ (8 164 000−160 000) = 0,019;
9) Коэффициент заемного капитала = 160 000 / 8164 000 = 0,0195;
10) Оборачиваемость активов = S / AСР = 8 566 250 / Ѕ (5 275 000+ 8 164 000) = 1,27 оборотов;
11) Продолжительность оборота активов = 360 / Оборачиваемость активов = 360 / 1,27 = 283,5 дней;
12) Рентабельность средств в активах = ROS * S / A = 0,33 * 8 566 250 / 8 164 000 = 0,35
13) Ресурсоотдача = S / A =8 566 250 / 8 164 000 = 1,049 руб.;
14) Фондоотдача = S / Основные средства СР = 8 566 250 / Ѕ (3 921 000 + 3 644 000) = 2,264 руб.;
15) Эффективность использования трудовых ресурсов = S / Кол-во раб-в = 8 566 250 / 8 = 1 070 781 руб. / чел.
6. Пятый год развития предприятия
На пятом году развития предприятия ЗАО «Приз» создает холдинг, покупая контрольный пакет акций других акционерных обществ на денежные средства, аккумулированные на расчетном счете кампании.
Холдинг имеет горизонтальную структуру:
Рис. 8. Структура холдинга
Деятельность дочерних компаний ЗАО «КарандашЪ», ЗАО «СТВ», ЗАО «Споринг» ЗАО «Принтекс» полностью аналогична ИП Сидоров, которая подробно рассматривалась нами во 2-м разделе, скорректированная на величину инфляции (1,084). То есть это копировальные центры. — это оперативная полиграфия, подобная ООО «Пигмалион» в 3 разделе, скорректированная на величину инфляции (1,083).
ЗАО «Приз» покупает доли в уставном капитале организаций в следующем объеме:
Таблица 28. Доли ЗАО «Приз» в УК дочерних компаний
№ | Компания | Доля УК, принадлежащая ЗАО «Приз», % | Денежное выражение, р | |
ЗАО «КарандашЪ» | ||||
ЗАО «СТВ» | 104,5 | |||
ЗАО «Споринг» | ||||
ЗАО «Темп» | 2579,2 | |||
ЗАО «Принтекс» | ||||
Итого | 3 063,7 | |||
Итого финансовые вложения компании составят 3 064 т.р., которые ЗАО «Приз» возьмет из денежных средств на своем счету. Финансовые вложения компании отразятся в строке Долгосрочные финансовые вложения в строке баланса.
Рассчитаем финансовые показатели дочерних компаний.
1. Выручка копировального центра ЗАО «КарандашЪ» в 2011 году составит
Таблица 29. Выручка ЗАО «КарандашЪ»
Период | Выручка, р | Прямые затраты, р | Постоянные затраты + материальные затраты, р | Прибыль предприятия до налогообложения, р | Налог, р | |
2011 г. | 655 520 | 380 830 | 24 382 | 250 308 | 37 546 | |
Чистая прибыль предприятия составляет 212 762 р
2. Выручка копировального центра ЗАО «СТВ» 2011 году составит
Таблица 30. Выручка ЗАО «СТВ»
Период | Выручка, р | Прямые затраты, р | Постоянные затраты + материальные затраты, р | Прибыль предприятия до налогообложения, р | Налог, р | |
2011 г. | 721 072 | 410 913 | 24 382 | 285 777 | 42 866 | |
Чистая прибыль предприятия составляет 242 911 р
3. Выручка копировального центра ЗАО «Споринг» в 2011 году составит
Таблица 31. Выручка ЗАО «Споринг»
Период | Выручка, р | Прямые затраты, р | Постоянные затраты + материальные затраты, р | Прибыль предприятия до налогообложения, р | Налог, р | |
2011 г. | 707 961 | 401 296 | 24 382 | 282 283 | 42 342 | |
Чистая прибыль предприятия составляет 239 940 р.
4. Выручка копировального центра ЗАО «Принтекс» в 2011 году составит
Таблица 32. Выручка ЗАО «Принтекс»
Период | Выручка, р | Прямые затраты, р | Постоянные затраты + материальные затраты, р | Прибыль предприятия до налогообложения, р | Налог, р | |
2011 г. | 688 296 | 385 245 | 24 382 | 276 669 | 41 800 | |
Чистая прибыль предприятия составляет 234 869
В конце 2011 года ЗАО «Приз» решает свой пакет акций ЗАО «Принтекс», т.к. получила достоверные сведения о том, что в соседнем доме начнется строительство крупной полиграфии, которая из-за своего более выгодного положения «перетащит» клиентов на себя. ЗАО «Принтекс» продается по балансовой стоимости, которая на конец года составляет 731 т.р. Тогда ЗАО «Приз» получит от покупателей следующую сумму:
Цена продажи = Доля в УК * Ст-ть = 0,7 * 731 т.р. = 511,7 т.р.
Разница между ценой покупки и ценой продажи составит доход ЗАО «Приз»: Доход = 511,7 — 133 = 378,7 р, которая облагается налогом.
5. Выручка ЗАО «Темп» в 2011 году составит
Таблица 33. Расчет денежных поступлений ЗАО «Темп» за 2011 год
Период | Выручка, р | С/ть, р | Постоянные затраты + материальные затраты, р | Прибыль предприятия, р | Налог, р | |
2011 г. | 4 310 104 | 1 981 526 | 1 048 093 | 1 280 485 | 192 072 | |
Чистая прибыль предприятия составляет 1 088 413
Расчет выручки ЗАО «Приз»
Теперь спрогнозируем выручку ЗАО «Приз» от основного вида деятельности на 2011 год. ЗАО «Приз» не планирует дальнейшее расширение спектра выпускаемой продукции и не увеличивает размер основных средств.
На собрании акционеров ЗАО «Приз» было решено не тратить нераспределенную прибыль компании на выплату дивидендов, а продолжать накопление с целью дальнейшего расширения.
Постоянные расходы, ежемесячные ЗАО «Приз» в 2011 году с учетом инфляции увеличатся по сравнению с 2010 годом и составят 146 075 т.р., потребуется новый сотрудник.
При планировании выручки на 5-й год рассчитаем показатель стабильного роста, т.к. развитие предприятие будет происходить без привлечения внешних ресурсов. Согласно экспертным данным, объем реализации предприятия должен увеличиться т.к. старые клиенты останутся работать с данной организацией, а за счет рекламы удастся привлечь новых клиентов.
где SGR — индекс стабильного роста;
b — доля нераспределенной прибыли;
NP — чистая прибыль;
D — долги;
E — собственный капитал;
A — активы;
S — продажи.
Расчет этого индекса возможен при условиях:
в течение прогнозного периода не привлекались заемные средства;
не росла производительность труда;
все необходимые фонды были доступны для использования.
Тогда для рассматриваемого предприятия:
Тогда SGR= 0,54 значит потенциальный рост выручки на существовавший ассортимент составляют 54%. Примем для расчетов рост объемов продаж 30%.
В расчете учитывается, что спрос на продукцию ЗАО «Приз» в четвертом квартале возрастет на 45% из-за повышающегося спроса на продукцию сувенирного назначения (календарей, поздравительных открыток и т. п.).
Для расчета выручки примем, что инфляция составляет в среднем около 8% в год (расти будут цены на предлагаемую продукцию и комплектующие — материалы и заработная плата). Для ее учета умножим цены на комплектующие и собственную продукцию предыдущего периода на 1, 04 — т.к. это средняя инфляция за период. Однако, согласно экспертной оценке реализация отдельных видов товаров не возрастет, из-за пропускной способности предприятия и его мощностей. Среди таких товаров:
— ксерокопирование (его среднегодовой объем можно считать постоянным)
— распечатка
— распечатка фотографий Прирост реализации продукции будет в основном за счет прихода новых корпоративных клиентов.
Таблица 34. Расчет денежных поступлений ЗАО «Приз» за 2011 год
№ | Наименование | Сумма, р | |
Выручка | 11 581 570 | ||
Прямые затраты | 4 795 293 | ||
Постоянные затраты + материальные затраты | 1 752 900 | ||
Доход от участия в других организациях | 1 298 375 | ||
Доход от продажи ЗАО «Принтекс» | 378 700 | ||
Прибыль до налогообложения | 6 670 452 | ||
Налог на прибыль | 1 000 568 | ||
Чистая прибыль | 5 669 884 | ||
Налоговый кодекс Российской Федерации, Гл. 25.
Постановление Правительства РФ от 1.01. 2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Трудовой кодекс Российской Федерации, Гл. 33.
Федеральный закон от 26. 12. 1995 № 208 — ФЗ (ред. от 21. 03. 2002) «Об акционерных обществах».
Федеральный закон от 08. 02. 1998 № 14 -ФЗ (ред. от 21. 03. 2002) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2001.
Барабаш Н. Сохраним все лучшее // Охрана труда. — 2000.? № 10.? с. 12.
Бригхем Ю. Ф. Энциклопедия финансового менеджмента — М.: РАГС-Экономика, 1998.
Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс — СПб.: 1997.
Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами — М.: Финансы и статистика, 2001.
Ван Хорн Дж.К. Основы финансового менеджмента — М.: Вильямс, 2001.
Задачи финансового менеджмента. Учебное пособие для вузов. Под ред. Муравья Л. А., Яковлева В. А. — М.: ЮНИТИ, 1998.
Керимов В. Э. Производственный леверидж — эффективный инструмент управленческого учета // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999.? № 6.? С. 11−15.
Керимов В.Э., Роженецкий О. Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000.? № 4.
Ковалев В.В.
Введение
в финансовый менеджмент — М: Финансы и статистика, 2000.
Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент. Теория и практика. Учебник для вузов — М.: Перспектива, 1999.
Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании — М.: Дело, 2001.
Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. Под ред. Самсонова Н. Ф. — М.: ЮНИТИ, 2001.
Шеремет А. Д. Методика финансового анализа: учебное пособие — М., 2000.