Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность ОАО «Россельхозбанк»

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выводы по текущему финансовому положению банка и рекомендации по его улучшению В результате проведенного анализа, финансовое положение банка можно охарактеризовать как стабильное, так на протяжении 5 последних завершенных финансовых лет деятельность ОАО «Россельхозбанке» была прибыльной. Прибыль за период 2004;2009 г. г. выросла почти в 7 раз или на 174,3 млн. рублей, в 2004 году она составляла… Читать ещё >

Деятельность ОАО «Россельхозбанк» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

1. Общая характеристика КРФ ОАО «Россельхозбанк»

2.Оценка финансовой деятельности банка

З. Выводы по текущему финансовому положению банка и рекомендации по его улучшению

4. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях

4.1 Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов

4.2 Аналитический и синтетический учет

4.3 Внутрибанковский контроль и документооборот

Заключение

Введение

финансовый банк учет документооборот Я, Савенко Наталья Сергеевна, проходила экономическую практику в ОАО «Россельхозбанке». Срок экономической практики составил три недели с 17 июня по 6 июля 2012 года.

Целями экономической практики являются:

ознакомление с производственно-хозяйственной деятельностью организации;

изучение организации и ведения учета всех объектов;

выполнение работ по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

выполнение анализа финансового состояния организации.

В ходе экономической практики я была допущена к изучению внутренних документов, в том числе составляющих коммерческую тайну. Также я ознакомилась с клиентской базой и порядком ее формирования.

В процессе экономической практики мне удалось сопоставить полученные мной в ходе учебного процесса теоретические знания с практической деятельностью.

1.Общая характеристика КРФ ОАО «Россельхозбанк»

Калининградский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» создан по решению Наблюдательного совета Банка (протокол № 4 от 2 апреля 2001 г.) в целях реализации кредитно-финансовой политики Банка в Калининградской области и является обособленным подразделением Банка, расположенным вне места его нахождения.

Местонахождение Филиала: 236 008, г. Калининград, ул. Александра Невского, д. 51 в. Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени Банка, вместе со своими дополнительными офисами и другими внутренними структурными подразделениями входит в единую систему Банка. Филиал имеет свой корреспондентский субсчет, открытый в подразделении расчетной сети Банка России по месту своего нахождения, она так же может иметь корреспондентские счета в других кредитных организациях для проведения банковских операций, предусмотренных в Положении. Ответственность по обязательствам Филиала несет Банк.

Филиал осуществляет от имени Банка на основании его Генеральной лицензии следующие банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте:

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от имени и за счет Банка;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Филиал совершает от имени Банка:

— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

— покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами;

— оказание информационных, консультационных и иных услуг.

Банк наделяет Филиал имуществом, которое учитывается как на его балансе, так и на балансе Банка. Имущество, закрепленное за Филиалом, состоит из основных и оборотных средств, формируемых за счет: имущества, передаваемого Филиалу Банком; иных источников, не запрещенным действующим законодательством РФ.

Ресурсная база, находящаяся в распоряжении Филиала, формируется за счет:

Средств юридических и физических лиц, находящихся на расчетных и текущих счетах в Филиале;

Привлеченных денежных средств юридических лиц во вклады на определенный срок и до востребования;

Вкладов физических лиц, привлеченных на определенный срок и до востребования;

Ресурсов, полученных от других кредитных организаций;

Финансовых средств, выделенных Банком, в том числе и за счет перераспределенных кредитных ресурсов;

Иных источников, не запрещенных действующим законодательством РФ.

Описание функций экономических служб банка.

Функции экономических служб банка направлены на поддержание внутреннего контроля в банке. Система внутреннего контроля банка представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля, объектов внутреннего контроля и направлений осуществления внутреннего контроля:

Служба внутреннего контроля;

Ревизионная комиссия;

Менеджеры по финансовому мониторингу;

Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг;

Ответственный сотрудник по правовым вопросам;

Служба безопасности Банка;

Главный бухгалтер Банка и его заместители;

Руководители и главные бухгалтера (их заместители) филиалов Банка;

Специальные комитеты и комиссии (Кредитный комитет, Комиссия по взысканию просроченной ссудной задолженности и др.), создаваемые на постоянной основе;

Специальные комиссии, создаваемые на временной основе по распоряжению (приказу) Председателя Правления Банка для проведения инвентаризаций, ревизий, тематических проверок, служебных расследований и т. д.;

Руководители структурных подразделений;

Прочие сотрудники Банка.

Служба внутреннего контроля — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере деятельности Банка в соответствии внутренними документами Банка, должностными инструкциями сотрудников, планами работы службы внутреннего контроля на год, а также действующим законодательством Российской Федерации.

Служба внутреннего контроля действует под непосредственным контролем Совета директоров Банка. Руководитель службы внутреннего контроля подотчетен Совету директоров Банка, назначается и освобождается от занимаемой должности Советом директоров Банка по представлению Председателя Правления Банка.

Иные подразделения Банка не могут функционально подчиняться руководителю службы внутреннего контроля. Совмещение служащими службы внутреннего контроля (включая руководителя и его заместителей) своей деятельности с деятельностью в других подразделениях Банка невозможно.

Менеджеры по финансовому мониторингу — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с их должностными инструкциями, и действующим законодательством Российской Федерации.

Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере деятельности Банка, как профессионального участника рынка ценных бумаг, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с Инструкцией о внутреннем контроле Банка, как профессионального участника рынка ценных бумаг, и действующим законодательством Российской Федерации.

Юридическое управление — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере правового обеспечения эффективного функционирования Банка, его структурных подразделений, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с Положением о юридическом управлении, в соответствии с должностными инструкциями сотрудников юридического управления, и действующим законодательством Российской Федерации.

Служба безопасности Банка — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере соблюдения внутренних документов Банка, регламентирующих экономическую и физическую безопасность деятельности Банка, включая планы мероприятий на случаи нештатных ситуаций, а также в сфере защиты информации и сохранности материальных активов, иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с Положением о службе безопасности, а также действующим законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер Банка и его заместители — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере обеспечения достоверности, полноты, объективности учета и отчетности Банка (финансовой, бухгалтерской, статистической, налоговой и иной отчетности), представляемой внешним и внутренним пользователям, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии их должностными инструкциями, внутренними документами Банка, а также действующим законодательством Российской Федерации.

Руководители и главные бухгалтеры (их заместители) филиалов Банка — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере деятельности филиалов, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии их должностными инструкциями, положениями о филиалах Банка, внутренними документами Банка, а также действующим законодательством Российской Федерации.

Специальные комитеты и комиссии (Кредитный комитет, Комиссия по взысканию просроченной ссудной задолженности и др.), создаваемые на постоянной основе — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере деятельности указанных комитетов и комиссий, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с положениями (о комитетах), решениями Правления Банка, приказами Председателя Правления Банка, а также действующим законодательством Российской Федерации.

Специальные комиссии, создаваемые на временной основе по распоряжению (приказу) Председателя Правления Банка для проведения инвентаризаций, ревизий, тематических проверок, служебных расследований — полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере деятельности указанных специальных комиссий, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии указанными распоряжениями (приказами) Председателя Правления Банка, и действующим законодательством Российской Федерации.

Руководители структурных подразделений полномочия по осуществлению внутреннего контроля в сфере деятельности возглавляемых ими структурных подразделений, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с их должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, внутренними документами Банка, а также действующим законодательством Российской Федерации.

Прочие сотрудники Банка, осуществляющие контрольные функции в соответствии с полномочиями, определенными их должностными инструкциями, а также внутренними документами Банка, и действующим законодательством Российской Федерации.

2. Оценка финансовой деятельности банка Анализ показателей ликвидности и достаточности капитала В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 110-И, действуют следующие обязательные экономические нормативы ликвидности для коммерческих банков.

Номатив мгновенной ликвидности (Н2)

Н2 = Лам/Овм * 100%, где Лам — высоколиквидные активы, Овм — обязательства до востребования.

По экономическому содержанию норматив означает способность банка выполнять свои обязательства перед вкладчиками на текущий момент.

Норматив текущей ликвидности (НЗ) НЗ = Лат/Овт* 100%, где Лат — ликвидные активы банка, Овт — обязательства банка до востребования и срокам в пределах 30 дней.

По экономическому содержанию норматив означает, в какой мере ликвидная часть всех активов баланса может единовременно погасить обязательства до востребования, так как вкладчики таких средств могут потребовать их возврата у банка в любой момент.

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)

Н4 = Крд/(К + ОД) * 100%, где Крд — кредиты, выданные банком, размещенные депозиты с оставшимся до погашения сроком свыше года, а также 50% гарантией и поручительств, выданных банком сроком погашения свыше года, К — собственный капитал банка, ОД — долгосрочные обязательства банка сроком погашения свыше года.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка

(Н1) регулирует риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив собственных средств (капитала) банка определяется как отношение собственных средств банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

В виду конфиденциальности информации, данные показатели были рассчитаны непосредственно в банке, и предоставить расчетные данные не является возможным. Данные показатели представлены в таблицах 2.1, 2.2.

Таблица 2.1 — Значения показателей, участвующих в расчете нормативов ликвидности (тыс. руб.)

Показатели

01.01.10

01.01.11

01.01.12

Высоколиквидные активы

Обязательства до востребования (Овм)

Ликвидные активы (Лат)

Обязательства до востребования и на срок до 30 календарных дней (Овт)

Кредиты, размещенные депозиты с оставшимся сроком до погашения свыше года (Крд)

Обязательства банка со сроком погашения свыше года (Од)

Собственные средства (К)

Общая сумма активов банка за вычетом обязательных резервов (А-Ро)

Таблица 2.2 — Экономические нормативы

№ п/п

Статья

Норматив

01.01.10

01.01.11

01.01.12

Достаточности капитала, % min

10.0

33.4

25.4

20.2

Мгновенной ликвидности

20.0

118.8

92.5

53.0

Текущей ликвидности, %

70.0

139.2

106.6

93.9

Долгосрочной ликвидности, % max

120.0

45.0

64.5

62.1

Общей ликвидности (соотношение ликвидных и суммарных активов), % min

20.0

30.4

25.7

20.5

На 01.01.10 произошло снижение норматива текущей ликвидности и увеличение норматива долгосрочной ликвидности. Уменьшение значения норматива НЗ связано с тем, что текущие обязательства росли быстрее, чем текущие активы. Основным фактором увеличения текущих обязательств стал рост остатков на расчетных и текущих счетах, а также межбанковских займов, собственных векселей, депозитных сертификатов, вкладов населения и депозитов юридических лиц сроком погашения до 30 дней. Значительный рост долгосрочных кредитных вложений привел к увеличению норматива долгосрочной ликвидности.

Указанная тенденция изменения нормативов НЗ и Н4 сохранилась и на 01.01.11 г. Однако причиной снижения норматива текущей ликвидности стало снижение ликвидных активов, вследствие уменьшения остатков средств на корсчете в РКЦ, на корсчете Ностро, сокращением вложений в государственные ценные бумаги, а также МБК до 30 дней. Норматив мгновенной ликвидности (Н2) снизился в силу сокращения высоколиквидных активов и увеличения обязательств до востребования. Основным фактором снижения показателя Лам стало снижение остатков на корсчете в РКЦ. Показатель Овм увеличился вследствие роста остатков на расчетных, текущих счетах, а также в связи с увеличением вкладов до востребования.

Изменения значения норматива общей ликвидности на рассматриваемые отчетные даты были незначительными. Основным фактором, определившим тенденцию к снижению данного норматива, стало снижение удельного веса ликвидных активов в общей сумме активов банка.

Снижение в течение отчетного 2011 года значений нормативов Н2, НЗ и Н5 было вызвано рядом факторов:

норматив мгновенной ликвидности снизился на 42,5% вследствие:

1) изменения методики расчета нормативов, по которой в расчет мгновенных ликвидных активов не вошли кредиты до востребования сроком нахождения на балансе свыше 10 дней;

2) роста суммы обязательств банка за счет увеличения средств на расчетных, текущих счетах клиентов и вексельных обязательств до востребования;

норматив текущей ликвидности снизился на 12% за счет.

Это может свидетельствовать о том, что на тот момент времени проводилась политика направленная на высокий уровень иммобилизации активов, и следовательно, риск мобильного управления активами.

Коэффициент Рентабельности собственного капитала в течение всего рассматриваемого периода ниже нормативного значения, но имеет тенденцию к увеличению. В 2010 году наблюдается снижение показателя с 7,9% до 5,8%, что можно объяснить незначительным ростом чистой прибыли по сравнению с ростом собственных средств. В 2011 году наблюдается тенденция повышения значения данного показателя до 9,7%, что является положительным моментом, так как свидетельствует об увеличении мобильных собственных средств, вовлекаемых в активные операции, повышающие его устойчивость и оперативность принятия решений при наступлении каких — либо банковских рисков, то есть способность быстро реагировать на изменения рыночной ситуации.

Подводя итоги, можно отметить, что все показатели рентабельности рассмотренного банка превышают либо приближены к нормативным значениям. Это является положительным моментом, так как свидетельствует об эффективности деятельности банка.

Учет денежных средств в кассе на предприятии ведется в соответствии со специальным Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ.

Всеми операциями по приему и выдаче денег из кассы занимается специально выделенное материально ответственное лицо — кассир. Он несет материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. При оформлении на работу кассир дает письменное обязательство, по которому принимает на себя ответственность за денежные суммы и прочие ценности в кассе. И соответственно возмещает ущерб при их утере по собственной вине.

Кассиру запрещается передоверять выполнение своих обязанностей третьим лицам. В случае невозможности выполнение кассиром своих обязанностей все ценности кассы передаются по акту. Запрещается исполнять обязанности кассира работникам бухгалтерии имеющим право подписи кассовых документов.

Дирекция предприятия создала необходимые условия для сохранности ценностей в кассе: помещение кассы изолированно, двери в кассу на время выполнения кассовых операций закрываются с внутренней стороны, но при мелких операциях кассир выдает деньги непосредственно в бухгалтерии.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и отчётности производится инвентаризация кассы не реже одного раза в квартал, а также в случае передачи денежных средств другому ответственному лицу. Внезапные инвентаризации кассы производятся по решению руководителя.

В кассе разрешается иметь минимальные суммы денежных средств на обеспечение мелких хозяйственных операций. Для этого банк устанавливает лимит остатка средств в кассе, в данном случае десять тысяч рублей. Превышение лимита допускается только в дни выдачи заработной платы от трех до пяти дней. Не использованные суммы подлежат сдачи в банк. Сдача денежной наличности в банк оформляется «объявлением на взнос наличных денег». На принятую сумму выдают квитанцию, которая является оправдательным документом для списания денег по кассе.

Прием наличных денег в кассу оформляют приходным кассовым ордером (ф. КО-1), в котором указывают: от кого поступило, на какие цели, сумму и дату. Заполняются ордера бухгалтером и передаются в кассу с деньгами. У плательщика остается квитанция, удостоверяющая совершение платежа.

Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым ордером (ф. КО-2). В нем указывается кому, на какие цели, сумму и дату. Расходный кассовый ордер выписывают в бухгалтерии на основании заявления получателя, которое визируется руководителем предприятия. В ордере расписываются кассир и получатель. Ордер действителен только в день его выдачи.

Все кассовые документы регистрируются в «журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров» (ф. КО-3). Журнал обычно открывают отдельно на приходные и расходные ордера, но при малом числе кассовых операций журнал ведется совместно.

Деньги из кассы выдают также на основании платежных ведомостей при выплате заработной платы. Расходный кассовый ордер оформляют на фактически выданную сумму заработной платы.

Движение денег кассир учитывает в кассовой книге. В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По окончании работы кассир подсчитывает итоги и выводит остаток на следующий день. Движение наличных денежных средств отражается на балансовом счёте 50 «Касса».

Предприятие хранит свободные денежные средства на расчетных счетах в банках. Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк специальное заявление по установленной форме. Это заявление подписывает руководитель предприятия и главный бухгалтер. К заявлению прилагают карточку (в двух экземплярах) с образцами подписей и оттиском печати. Помимо карточки предоставляется копия утвержденного устава или другого документа, подтверждающего создание предприятия (приказ, постановление, решение и др.).

Для контроля за движением денежных средств на счетах в банке и для отражения этих операций в учете периодически получают из банка выписки с расчетного счета. В выписке указываются все суммы поступлений и платежей.

Учет денежных средств в бухгалтерии предприятия ведется на активном счете № 51 «расчетные счета». Регистром бухгалтерского учета, в котором отражаются операции по расчетному счету при журнально-ордерной системе учета, является журнал-ордер № 2. В журнале-ордере отражаются кредитовые обороты, а в ведомости 2-а дебетовые.

3. Выводы по текущему финансовому положению банка и рекомендации по его улучшению В результате проведенного анализа, финансовое положение банка можно охарактеризовать как стабильное, так на протяжении 5 последних завершенных финансовых лет деятельность ОАО «Россельхозбанке» была прибыльной. Прибыль за период 2004;2009 г. г. выросла почти в 7 раз или на 174,3 млн. рублей, в 2004 году она составляла 29 348 тыс. руб., а в 2005 — 203 670 тыс. руб. В соответствии с письмом ЦБ РФ от 27.07.2004 г. № 139-Т в банке разработано и утверждено Положение о политике по управлению и оценке ликвидности ОАО «Россельхозбанке», которое определяет политику банка в области управления ликвидностью, оценку ее влияния на финансовое положение Банка. В результате проведенного анализа ликвидности, можно сказать, что риск возможного невыполнения банком своих денежных обязательств или не обеспечения требуемого роста активов не грозит банку на данном этапе.

Для минимизации риска ликвидности банк осуществляет следующие мероприятия по поддержанию оптимально сбалансированной структуры баланса:

регулярное проведение анализа разрыва в сроках погашения требований и обязательств;

регулирование потоков денежных средств с целью приближения графика обязательств к графику активов;

анализ ликвидности денежных рынков и формирование ликвидных активов, достаточных для выполнения текущих обязательств банка;

лимитирование позиций по всем финансовым инструментам, в т. ч. на рынке МБК, на рынке ценных бумаг.

Все проводимые Банком мероприятия по управлению ликвидностью способствуют тому, что банк выполняет установленные Банком России нормативы ликвидности, своевременно и в полном объёме исполняет все свои обязательства перед кредиторами.

Как показывают данные в течение рассматриваемых периодов доходы Банка выросли в 5,6 раз. Это обусловлено расширением круга банковских операций, а также увеличением объема вложения средств в доходные активы. Преобладающие в активах банка операции по кредитованию обусловили наибольшую долю процентных доходов от предоставленных кредитов в общей сумме доходов. Это положительно характеризует доходную базу с точки зрения стабильности поступления доходов.

Расходы Банка за анализируемый период увеличились в 5,5 раз с 275 млн. рублей до 1 513 млн. рублей. Основной удельный вес в расходах Банка занимают уплаченные проценты и аналогичные расходы, в частности проценты по привлеченным средствам клиентов, включая займы и депозиты — не менее 50% в общей сумме уплаченных процентов и аналогичных расходов.

На протяжении 3 последних завершенных финансовых лет деятельность «Россельхозбанке» была прибыльной, что обусловлено расширением объема и круга банковских операций, а также увеличением объема вложения средств в доходные активы.

Для улучшения финансового положения банка можно предложить следующие мероприятия:

В области привлечения ресурсов и развития филиальной сети:. Расширение географии привлечения средств. Открытие и полное материальнотехническое оснащение филиалов и доп. офисов не только в Москве, но и в других городах России. В филиалах Банка населению и организациям будет оказан полный перечень банковских услуг. * Дальнейший выпуск долговых обязательств (развитие вексельной программы и выпуск облигационного займа). Продолжение работы по заимствованию средств на московском внебиржевом рынке. Выход на международные рынки заимствования иностранного капитала.. Дальнейшая работа по привлечению средств юридических лиц в депозиты и депозитные сертификаты.. Развитие сферы розничных услуг, в том числе привлечение средств населения во вклады, развитие частного банковского обслуживания. * Массовый выпуск пластиковых карт, развитие инфраструктуры по приему карт к оплате товаров и услуг, а так же обналичивание денежных средств.

В области размещения ресурсов:

Продолжение кредитования реального сектора экономики (сельского хозяйства и предприятий переработки сельскохозяйственной продукции, промышленных и торговых предприятий, организаций малого бизнеса). Кредитование физических лиц (в том числе ипотечное кредитование), расширение круга потенциальных контрагентов Банка по факторинговым операциям, развитие ипотечного кредитования.

Эмиссия кредитных карт.

Осуществление операций на финансовых рынках РФ.

В результате проведенных мероприятий прибыль банка увеличиться по сравнению с предыдущим годом, а рентабельность акционерного капитала будет составлять не менее 12%.

4. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях

4.1 Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятельности.

Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуществлять, контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и кредитных отношений.

Правильная организация бухгалтерского учета и документооборота в учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских операций.

Основная доля операций, осуществляемых в банке — операции, связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это предопределяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка. Необходимо учитывать современную технологию обработки банковской документации и способы контроля за ее достоверностью.

Базой бухгалтерского учета в банках является учетно-операционная работа, к которой относятся:

прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений и проверка правильности их оформления;

подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;

ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;

осуществление контроля за своевременностью платежей;

операции по корреспондентским счетам, возникающим в связи с осуществлением расчетов между плательщиками и получателями денег, счета которых ведутся разными банками.

Организация учетно-операционной работы в банке включает:

построение учетно-операционного аппарата;

организацию рабочего дня и документооборота;

внутрибанковский контроль.

В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависят от направлений деятельности банка и ее масштабов.

Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. В графике предусматриваются:

время, необходимое для обработки документов, поступивших в банк до начала обслуживания клиентов. Например, таких документов, как выписки с корреспондентских счетов, данные об инкассации денежной выручки и о сумме денег, принятых вечерней кассой и др.;

график обслуживания клиентов для более равномерной нагрузки; время для прохождения и обработки документов, поступающих в банк после окончания операционного дня.

Ответственный исполнитель должен проверить соблюдение установленных правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей подписью. Если документ подлежит дополнительному контролю, то он передается контролирующему работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером операция исполняется.

Все проведенные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, которые систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета — синтетические — определены планом счетов, который является экономически обоснованным систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета.

Оперативное составление отчетности требует четкой организации бухгалтерского учета в банке.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.

Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы Президента, постановления Правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относится Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В первой части ГК РФ закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.

К документам первого уровня относятся и такие законы, как Федеральный закон «Об акционерных обществах» [2], Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России).

Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по бухгалтерскому учету, такое как Положение Центрального банка Российской Федерации «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это — методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.

К документам четвертого уровня относятся рабочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это прежде всего учетная политика, приложение, в котором является Рабочий план счетов бухгалтерского учета рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.

Учетная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учета, т. е совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись), итогового обобщения (баланс и отчетность) факторов хозяйственной деятельности. Формирование учетной политики связано с практической реализацией учетного процесса.

На практике каждый из перечисленных способов может быть реализован поразному, так как, бухгалтерский учет имеет большое число разнообразных способов его ведения. Из всей совокупности способов необходимо выбрать те, которые будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды — правовой, экономической и т. д. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов — все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

План счетов используется для отражения состояния собственных и привлеченных средств банка и их размещения в кредитные и другие активные операции. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках, который устанавливается Центральным банком РФ, строятся балансы банков. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (солидность понимается как достоверность).

Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении. Ежедневное составление банковского баланса в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей.

В Плане счетов используется принцип группировки счетов по экономическим однородным признакам ликвидности, срочности и обеспечивает конкретность информации. В нем прослеживается тенденция понижающейся ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования средств по пассиву.

Балансовые счета второго порядка в Плане счетов бухгалтерского учета (БУ) определены, как только активные или как только пассивные. В аналитическом учете на счетах второго порядка, определенных «Списком парных счетов, по которым может измениться сальдо на противоположенное», открываются парные лицевые счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. Операционный день начинается по лицевому счету, имеющему сальдо, а при отсутствии остатка — со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо, противоположному признаку счета, т. е. на пассивном счете — дебетовое или на активном — кредитовое, то оно должно быть перенесено бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера на соответствующий парный лицевой счет по учету средств.

В Плане счетов БУ принята следующая структура:

в Плане счетов существует пять глав. Глава, А — Балансовые счета, глава Б — Счета доверительного управления, глава В — Внебалансовые счета, глава Г — Срочные операции, глава Д — Счета ДЕПО.

Разделы Плана счетов главы, А «Балансовые счета» приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 — Расчеты Плана счетов главы, А «Балансовые счета»

Номер раздела

Название раздела

Раздел 1

Капитал и фонды

Раздел 2

Денежные средства и драгоценные металлы

Раздел 3

Межбанковские операции

Раздел 4

Операции с клиентами

Раздел 5

Операции с ценными бумагами

Раздел 6

Средства и имущество

Раздел 7

Результаты деятельности

Самое большое количество счетов содержится в главе А, учет ведется только в денежном выражении. Здесь показывается движение денежных средств в кассе, по поручению клиентов, при выдаче кредитов, привлечение во вклады и т. д. Самый большой обьем занимает четвертый раздел «Операции с клиентами», т.к. счета клиентов делятся по форме собственности.

Глава В «Внебалансовые счета» тоже имеет семь разделов, но в отличии от главы А, в ней отсутствует первый раздел. Разделы Плана счетов главы В «Внебалансовые счета» приведена в таблице 4.2.

Таблица 4.2 — Разделы Плана счетов главы В «Внебалансовые счета»

Номер раздела

Название раздела

Раздел 2

Неоплаченный уставной капитал

Раздел 3

Ценные бумаги

Раздел 4

Расчетные операции и документы

Раздел 5

Кредитные и лизинговые операции

Раздел 6

Задолженность, вынесенная за баланс

Раздел 7

Корреспондирующие счета

Отличительной особенностью учета в банках является реализация принципа двойной записи, для которой предусмотрено два счета:

99 998 — Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи;

99 999 — Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.

В третьем разделе существует два подраздела, первый — «Межбанковские расчеты», второй — «Межбанковские привлеченные и размещенные средства».

Счета первого порядка обозначаются тремя цифрами, первая из которых соответствует номеру раздела, если он присутствует в данной главе. Счета второго порядка обозначаются пятью цифрами. В активе и пассиве баланса выделены счета, где это требуется, по срокам:

до востребования; сроком на 1 день;

сроком до 7 дней;

сроком до 30 дней;

сроком от 31 до 90 дней;

сроком от 91 до 180 дней;

сроком от 181 дня до 1 года;

сроком свыше 1 года до 3 лет;

сроком свыше 3 лет.

В Плане счетов нет специального раздела по учету иностранной валюте. Учет операций в валюте видеться на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов в соответствующих валютах.

В Плане счетов БУ для проведения определенных операций (прием платежей от клиентов для последующего перечисления непосредственным получателям) предусмотрен транзитный счет. Средства с этого счета должны перечисляться в порядке и сроки, определенные договором с получателем средств. При этом дебетовое сальдо по транзитному счету в целом и по каждому счету аналитического учета не допускается.

Так же есть счета для учета прочих привлеченных или размещенных средств. Предназначены эти счета для учета денежных средств и ценных бумаг, привлекаемых или размещенных кредитными организациями (КО) на возвратной основе по договорам займа.

Есть также счета для учета имущества и внутрибанковских операций, которые предназначены для осуществления контроля за реализацией имущества КО и выведения результатов этих операций.

4.2 Аналитический и синтетический учет Бухгалтерский учет в банках ведется в двух направлениях: аналитическом и синтетическом.

Аналитический учет — это подробный детальный учет, отражающий банковскую операцию во всех ее деталях.

Цели аналитического учета:

полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах;

проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными первичных денежно-расчетных документов, которые являются основанием для бухгалтерских записей в аналитическом учете.

Основные средства (регистры) аналитического учета: лицевые счета, картотеки документов, операционные журналы ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аналитический учет — это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. «Правила ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях» уточняют: аналитический бухгалтерский учет ведется в лицевых счетах (карточках, книгах, журналах), открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей, с указанием их назначения и владельца.

В некоторых литературных источниках под лицевым счетом понимают бухгалтерский счет, предназначенный для учета расчетов с физическими и юридическими лицами, включая финансовые, кредитные учреждения, а также органы государственной власти. Согласно литературным источникам, связанным с автоматизацией банковского учета, к лицевым счетам относят все счета низшего уровня, в том числе и внутрибанковские счета, такие как счета доходов, расходов, прибыли и убытков.

Все открываемые лицевые счета клиентов должны регистрироваться в Книге регистрации открытых счетов, которую ведут в разрезе балансовых счетов второго порядка, причем для каждого номера и наименования этого счета открываются отдельные страницы, которые пронумеровывают, прошнуровывают и опечатывают — Книгу заверяет подписью главный бухгалтер или его заместитель, ее хранят у главного бухгалтера в несгораемом шкафу.

В Книге регистрации открытых счетов, содержатся следующие данные:

дата открытия счета;

дата и номер договора, в связи с заключением которого открывается счет;

фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование клиента;

вид банковского счета, счета по вкладу (депозиту) либо наименование (цель) счета;

номер счета;

порядок и периодичность выдачи выписок из счета;

дата сообщения налоговым органам об открытии банковского счета;

дата закрытия счета;

дата сообщения налоговым органам о закрытии банковского счета; примечание.

В случае закрытия банковского счета, а также при изменении номера банковского счета либо своего наименования клиент обязан возвратить кредитной организации неиспользованные денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками с приложением письменного заявления, в котором указываются номера возвращаемых неиспользованных денежных чеков. При закрытии банковского счета в этом заявлении также может содержаться подтверждение остатка денежных средств на банковском счете на день прекращения договора банковского счета.

Во время регистрации в этой книге каждому клиенту присваивается порядковый номер, который целесообразно использовать для нумерации всех лицевых счетов, открываемых данному клиенту. Номера закрытых счетов могут присваиваться новым клиентам по истечении не менее двух лет после даты их закрытия.

В книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям регистрируются лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т. п.

Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в журналах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. Вреквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр), номер корреспондирующего счета, суммы— отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.

Лицевые счета клиентов печатаются в соответствии с действующими формами бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.

Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки из лицевого счета, если иное не предусмотрено договором с клиентом.

Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки из этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.

Данные по операциям лицевого счета должны быть доступны в течение года, а по завершении года, после проведения заключительных оборотов и получения всех отчетов, могут быть переписаны в архив. В связи с тем, что количество операций по счетам различно, целесообразно хранить общие данные по лицевому счету и данные по операциям в разных файлах базы данных. Записи формируются по каждой операции отдельно и отдельно записи с общими данными по лицевому счету.

Ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Ведомость составляется ежедневно. По решению руководства кредитной организации ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам.

Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств. Ведомость ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств, программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.

Синтетический учет — это обобщенный учет. Он обобщает данные аналитического учета.

Задачи синтетического учета:

сгруппировать данные аналитического учета по определенным признакам (балансовым счетам);

проверить правильность ведения аналитического учета.

Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью.

Регистрами синтетического учета являются следующие документы:

ежедневный бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках;

оборотные ведомости;

бухгалтерские журналы;

кассовые журналы;

проверочная ведомость.

На основании первичных документов составляется бухгалтерский журнал — ежедневный, где отражаются проводки по корреспондирующим счетам.

Отдельно от бухгалтерского журнала ведется учет в кассовых журналах. Они бывают двух видов:

по приходу кассы

по расходу кассы Кассовый журнал предназначен для регистрации всех проведенных за день операций в коммерческом банке с наличными деньгами. Он составляется ежедневно и содержит следующие реквизиты:

дата;

указание по приходу и расходу;

номер кассового документа;

номер корреспондентского счета;

сумма.

Кассовый журнал подписывается работником банка. Он составляется в двух экземплярах: первый экземпляр помещается в кассовые документы, второй экземпляр — приобщается к бухгалтерскому журналу. Кассовый журнал используется для сверки кассовых оборотов.

Бухгалтерский баланс — ежедневная форма отчетности. В нем отражается, остатки на начало рабочего дня в банке и остатки на конец дня.

Бухгалтерский журнал предназначен для регистрации всех операций, проведенных за день по балансу банка. В нем выводятся итоги оборотов по балансовым, внебалансовым счетам и счетам срочных операций. В нем отдельно группируются обороты по мемориальным документам и кассовым документам и раздельно по балансовым и внебалансовым счетам. Бухгалтерский журнал формируется и выводится ежедневно и помещается в документы дня.

Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовые счетам с выделением оборотов по активу и пассиву, по счетам первого и второго порядка. В оборотной ведомости указывается входящий и исходящий остаток в рублях, включая рублевые эквиваленты. Обороты указываются отдельно по всем статьям в рублях, в инвалюте в рублевом эквиваленте. Внутри месяца обороты показываются за день. На первое число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты нарастающими оборотами с начала года;

Помимо ежедневной оборотной ведомости составляется ежедневный баланс. Форма баланса и порядок его формирования также отражены в главе об отчетности банка. Как отмечается в Правилах ведения бухгалтерского учета, ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией.

Более подробным балансом можно назвать оборотно — сальдовую ведомость, т.к. в ней отражается не только остатки на начало и конец, но и обороты за день.

По данным баланса контролируются:

формирование и размещение денежных ресурсов;

состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций;

правильность отражения операций в бухгалтерском учете.

Ежедневный баланс составляется поданным сводных карточек по балансовым счетам второго порядка по следующей форме:

Оборотная ведомость — составляется ежемесячно и является формой отчетности, т.к. она составляется ежеквартально, за полугодие, за год. По данным оборотной ведомости формируется баланс;

Проверочные ведомости — необходимы для поиска ошибок совершенных в течение рабочего дня. Составляется по лицевым счетам, в разрезе того счета, где была совершена ошибка.

Балансы, оборотные ведомости и отчеты о прибылях и убытках подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации либо его заместителем, уполномоченным подписывать данные документы; главным бухгалтером либо лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера в период его отсутствия.

В проверочных ведомостях печатаются итоги оборотов по каждому действовавшему в течение дня лицевому счету и остатки по действующим и недействующим лицевым счетам, а также печатаются итоги оборотов и остатков по балансовым счетам и общие итоги по ведомости. Эти ведомости используются для контроля над правильностью выведенных остатков в лицевых счетах. Кроме того, по их данным составляется баланс на первое число месяца по счетам второго порядка, который вместе с оборотной ведомостью по счетам первого порядка является бухгалтерской отчетностью учреждения банка.

В учреждениях банка, информация которых обрабатывается на электронных вычислительных машинах, сверка аналитического учета с синтетическим производится в процессе обработки информации автоматизированным способом. Таким же способом накапливаются обороты по балансовым счетам и составляются месячные и годовые оборотные ведомости. В проверочных ведомостях, составляемых на электронных вычислительных машинах, печатаются только остатки по лицевым счетам. Эти ведомости используются для оперативного учета движения средств на счете при оплате документов.

Исправление ошибок проводятся следующими способами:

от руки — запись сторно (красным цветом проводится запись или обводится квадратом);

обратная проводка.

Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ, как сказано выше, операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.

Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник кредитной организации должен сверить:

соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;

соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.

О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.

При выявлении расхождений выясняются причины и принимаются меры к их устранению. Если необходимо сделать исправительные проводки, то они делаются в установленном порядке.

Исправление ошибок проводятся следующими способами:

от руки — запись сторно (красным цветом проводится запись или обводится квадратом);

обратная проводка.

Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускается.

4.3 Внутрибанковский контроль и документооборот В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета.

По лицевым счетам проверяется, все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны полномочных работников кредитной организации и подписанными ими при оформлении операций, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки — соответствие их ведомости остатков по счетам, правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам, соблюдения правил выдачи клиентам выписок по счетам, правильность совершения исправительных записей, если они делались. Контроль должен быть направлен на: обеспечение сохранности средств и ценностей; соблюдение клиентами положений по оформлению документов; своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;

перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.

Рабочие места сотрудников кредитной организации должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печати, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к экранам ЭВМ.

При применении технических средств руководителем кредитной организации должно быть обеспечено:

ограничение доступа к совершению операций;

конфиденциальность применяемых кодов и паролей;

невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;

Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.

Виды контроля:

предварительный — необходим для проверки целесообразности операции (правильность заполнения бланков, наличие подписей) текущий — производится в течении операционного дня банка (своевременное внесение данных) последующий — проводится периодически, создается комиссия, составляется акт.

Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.

По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником.

При этом оформление документа и его проверка удостоверяются собственноручными подписями бухгалтерского работника и контролера, а в необходимых случаях — подписями других должностных лиц.

В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом).

Руководитель кредитной организации обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования в целях злоупотреблений. Учет печатей и угловых штампов кредитной организации ведется в специальной книге, где указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся, и выдаются им под роспись. Книга должна храниться в несгораемом шкафу у руководителя кредитной организации или, по его усмотрению, у главного бухгалтера. Под штампом понимается прямоугольная или иной формы печать, в которой в зависимости от назначения указываются наименование кредитной организации, ее адрес, телефоны или название структурного подразделения кредитной организации, номер БИК, а при необходимости — текстовое изображение совершаемой операции (принято, проведено и др.). В штамп можно включить фамилию и инициалы работника кредитной организации, подписывающего документы, и календарную дату.

Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.

Исправление ошибочных записей в зависимости от времени их выявления и бухгалтерских регистров производится в следующем порядке.

Ошибки в записях, выявленные бухгалтерскими работниками и контролерами при текущей, до заключения баланса, проверки лицевых счетов, исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то бухгалтерский работник вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой делается надпись «Не считать», заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета.

Если по условиям обработки таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные записи исправляются путем сторнирования (обратным сторно) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Сторнированная запись в регистрах помечается отличительным знаком. Для провода составляются текущим днем два ордера — сторнированный и правильный. Ордера подписываются, кроме бухгалтерского работника, контролирующим работником.

Ошибочные записи, выявленные после составления баланса, должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи (обратное сторно). Исправление производится в день выявления. Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счетов клиентов, то необходимо получить их письменное согласие, если иное не предусмотрено договором банковского счета. Списание средств со счета клиента производится с соблюдением очередности платежей. При отсутствии средств на счете клиента производится со счета учета прочих дебиторов, и кредитная организация принимает меры к восстановлению этих средств.

Исправление оформляется мемориальным исправительным ордером за подписью бухгалтерского работника, контролирующего работника, главного бухгалтера или по его поручению — заместителем главного бухгалтера.

Исправительные ордера составляются в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр служит ордером, второй и третий экземпляры являются уведомлениями для клиентов по дебетовой и кредитовой записям, а четвертый экземпляр остается в ордерной книжке. Книжка эта должна храниться у главного бухгалтера или его заместителя. Ордера нумеруются отдельными от других документов порядковыми номерами.

В тексте исправительного ордера должно быть указано, когда и по какому документу была допущена неправильная запись, а если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. При этом на обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указываются должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего неправильную запись. Заявления, послужившие основанием для составления исправительных ордеров, должны храниться в документах дня при этих ордерах.

В лицевом счете против ошибочной записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, делается отметка «Сторнировано» с указанием даты исправительной записи и номера исправительного ордера. Отметка эта заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего исправительный ордер.

Пользуясь копиями исправительных ордеров, оставшимися в книжке, главный бухгалтер ведет учет ошибок в работе сотрудников, изучает причины ошибок и принимает меры к улучшению работы.

В случае, когда требуется перенести учет каких-либо операций с одного счета на другой счет либо в другую кредитную организацию, бухгалтерскими записями перечисляется только остаток счета.

В целях формирования при составлении годового бухгалтерского отчета полной и достоверной информации о результатах деятельности кредитной организации за отчетный год, операции, связанные с событиями после отчетной даты («СПОД»), отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета. Указанные операции «СПОД» регистрируются в ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты и сводной ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты.

При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:

все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими записями также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка;

документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России;

оплата расчетных и кассовых документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы «овердрафта», определенной договором;

утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в подразделение расчетной сети Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.

Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.

Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих оправдательных документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.

Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.

Если в течение пяти рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, откредитовываются в подразделение расчетной сети Банка России, в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов.

Прием расчетных документов на бумажных носителях осуществляется бухгалтерским работником, который оформляет расчетные документы в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими безналичные расчеты.

При подписании документов фамилия подписавшего работника кредитной организации должна быть обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.

Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.

Документы по операциям, связанным' с перечислением средств через подразделения расчетной сети Банка России, оформляются в соответствии с нормативными актами Банка России.

Расчетные операции через другие кредитные организации (их филиалы) осуществляются на основании договора о корреспондентских отношениях, в котором должны найти отражение следующие вопросы:

какими документами оформляются расчеты между банкамикорреспондентами;

порядок направления документов и используемые технические средства;

способы удостоверения права распоряжения денежными средствами;

контроль и выверка расчетов.

Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

Для осуществления валютных операций клиентами представляются документы предусмотренные соответствующими нормативными актами Банка России.

Документы должны содержать четкое изложение сущности операции. Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, и каждый отдельный лист сводного документа, оформленного на бумажном носителе, например, сводного платежного поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные части должны быть прочеркнуты.

Кассовые операции совершаются в точном соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируются контролером, рабочее место которого размещается в непосредственной близости от кассы. Контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходных операций должен исключить возможность:

оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;

поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя существующих бухгалтерских работников и контролера кредитной организации;

внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

При приеме расчетных и кассовых документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланке, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов, соответствует ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам.

Кредитные организации обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов. Кредитные организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течении сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Все документы делятся на документы клиентов и банков по месту их создания. Виды документов представлены в таблице 4.3.

Таблица 4.3- Виды документов

Клиентские документы

Банковские документы

Платежное поручение

Мемориальные документы

Платежное требование

Кассовые ордера

Чеки

Авизо

Заявление на аккредитив

Распоряжение должностных лиц

Документы, которые относятся к строгой отчетности, подлежат хранению и учету на внебалансовых счетах. Как правило, это бланки чеков, бланки чеков, бланки ценных бумаг и т. п.

Бухгалтерские документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастном порядке номеров дебетованных балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов дня.

Кредитная организация вправе организовать хранение бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным нормативными актами Банка России.

Графики и правила документооборота должны устанавливаются руководителями банка.

Заключение

В итоге экономической практики, решены основные поставленные задачи:

Рассмотрена общая характеристика ОАО «РоссельхозБанк» цели, задачи и предмет деятельности.

Изучена организации и ведение учета в организации Изучена деятельность структуры управления Проведен анализ коммерческой и хозяйственной деятельности ОАО «РоссельхозБанк»

В ходе прохождения экономической практики в «РоссельхозБанк» я ознакомилась с принципами организации и деятельностью Общества. Мною были рассмотрены существующая модель организации производства и управления, структура, функции Общества.

При прохождении экономической практики особых трудностей не возникло. Я ознакомилась с внутренними документами, штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Я думаю, что опыт, полученный мною на данной практике, несомненно, пригодится мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой