Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация и методика повышения уровня физического статуса студентов гуманитарного вуза на основе использования волейбола

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна данного исследования заключается в том, что: а) проблема повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в гуманитарном вузе решается на основе преимущественного использования средств волейболаб) выявлена структура мотивов и потребностей студентов 1 курса Саратовского государственного социально-экономического университета в различных видах двигательной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ РОССИИ
    • 1. 1. Роль и место физической культуры и спорта, как популярной формы двигательной активности студентов и как учебной дисциплины в гуманитарных вузах России
    • 1. 2. Мотивы и потребности студентов в занятиях физической культурой и спортом
    • 1. 3. Динамика нагрузок и контроль уровня физического состояния студентов в процессе занятий волейболом в вузах
    • 1. 4. Воздействие занятий волейболом на уровень физического статуса тренирующихся

Организация и методика повышения уровня физического статуса студентов гуманитарного вуза на основе использования волейбола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Материально-технические и социальные изменения, происходящие в России, предопределяют повышенные требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья населения, трудоспособности работающего контингента. Способность эффективного управления народным хозяйством во многом закладывается в период обучения в вузах, где будущие специалисты должны не только овладеть основами будущей профессии, но и усвоить принципы здорового образа жизни и выработать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом (9, 11, 24, 43).

Однако в настоящее время в практической деятельности кафедр физической культуры многих гуманитарных вузов акцент делается на выполнение нормативно-базовой части учебной программы, и почти не учитываются мотивы и потребности студентов в различных видах двигательной активности (60, 72, 88, 111,117).

Слабая заинтересованность основной массы молодежи, обучающейся в нефизкультурных вузах, в постижении ценностей физической культуры и спорта, укреплении своего здоровья, осознании роли двигательной активности для достижения жизненных и профессиональных целей, приобретении личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры является причиной систематических пропусков учебных занятий, снижения уровня физического статуса студентов (7Д2, 76, 101).

Существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физической культуре в гуманитарных вузах и результатами ее практического применения заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физического воспитания студентов, изучать потребности молодежи в занятиях различными видами спорта, разрабатывать возможные варианты их внедрения в учебный процесс. (119, 121, 164).

Одним из наиболее популярных в студенческой среде видов спорта являются спортивные игры, в частности, волейбол (60, 94, 204). Однако эффективное использование средств волейбола в процессе физического воспитания студентов гуманитарных вузов сдерживается отсутствием обоснованных технологий организации и проведения игровых занятий.

Изложенные выше факты и определили выбор направления настоящего исследования.

Объект исследованияучебный процесс по физической культуре студентов в гуманитарном вузе.

Предмет исследования — организация и технология использования средств волейбола, усиливающая развивающий и оздоровительный эффект занятий дисциплины «Физическая культура» студентов гуманитарного вуза.

Цель исследования — повысить уровень физического статуса и технической подготовленности студентов гуманитарного вуза путем реализации технологии использования средств волейбола на занятиях по физической культуре.

Гипотеза. Основа данного научного исследования базируется на предположении о том, что применение разработанной технологии использования средств волейбола в процессе освоения студентами гуманитарного вуза дисциплины «Физическая культура» дает возможность повысить развивающий и оздоровительный эффект от занятий.

Задачиисследования:

1. Определить эффективность традиционной программы занятий физической культурой студентов Саратовского социально-экономического университета.

2. Выявить мотивы и потребности студентов 1 курса СГСЭУ в занятиях различными видами спорта.

3. Разработать учебную программу занятий физической культурой, базирующуюся на преимущественном использовании средств волейбола и экспериментально проверить ее эффективность.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что: а) проблема повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в гуманитарном вузе решается на основе преимущественного использования средств волейболаб) выявлена структура мотивов и потребностей студентов 1 курса Саратовского государственного социально-экономического университета в различных видах двигательной активностив) теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность технологии организации и проведения развивающе-оздоровительных занятий волейболом со студентами гуманитарного вузаг) выявлены особенности годичной динамики параметров физического и технической подготовленности студентов гуманитарного вуза, целенаправленно занимающихся или не занимающихся волейболом.

Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию и методику физического воспитания учащийся молодежи, раскрывают пути повышения качества преподавания дисциплины «Физическая культура» в гуманитарных вузах за счет обоснования, разработки и экспериментального доказательства эффективности технологии использования средств волейбола на занятиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанной технологии использования средств волейбола в процессе физического воспитания студентов гуманитарных вузов позволяет существенно усилить их интерес к занятиям физической культурой, повысить уровень физического статуса и технической подготовленности обучаемых.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективное использование волейбола, как популярного средства физического воспитания студентов гуманитарных вузов, сдерживается отсутствием технологий организации и проведения игровых занятий развивающе-оздоровительного характера.

2. При организации и проведении учебных занятий по физической культуре необходимо учитывать мотивы потребностей студентов в различных видах двигательной активности, сократить до минимума неэффективное использование учебного времени, придать распределению тренировочных средств спортивный характер.

3. Реализация обоснованной технологии использования средств волейбола на занятиях по дисциплине «Физическая культура» со студентами гуманитарного вуза позволяет существенно повысить уровень их физического статуса и технической подготовленности.

Внедрение результатов исследования:

Разработанная технология проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» с преимущественным использованием средств волейбола внедрена в учебный процесс Саратовского государственного социально-экономического университета, экономического лицея, колледжа университета, Саратовского аграрного университета, а также в учебный процесс общественной организации футбольного клуба «Иргиз».

Результаты исследований доложены на VII Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России в г. Москве, в 1996 годуна VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию современных Олимпийских игр, в г. Краснодаре, в 1996 году, на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Саратовского государственного социально-экономического университета в 1997;2000 годах, а также на областном совещании тренеров и преподавателей кафедр и факультетов физической культуры в г. Саратове в 1999 году. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и 4 актов внедрения.

выводы.

1. Эффективное использование в учебных программах дисциплины «Физическая культура» в гуманитарных вузах России средств волейбола, как одного из популярных (результаты анализа литературы и проведенного анкетирования) видов двигательной активности студенческой молодежи сдерживается из-за недостаточной разработанности организационно-методических аспектов проведения игровых занятий развивающе-оздоровительной направленности.

2. Внедрение в учебный процесс гуманитарного вуза теоретически обоснованной и экспериментально проверенной учебной программы занятий волейболом обеспечивает устойчивый интерес студентов к физической культуре. В качестве основных мотивов занятий выделяются такие, как «Нравится», «Хочу научиться играть», «Интересно», «Хочу укрепить здоровье», «Хочу с пользой проводить свободное время». Их суммарный вклад составляет 83,3% от общего спектра мнений.

3. Внедрение учебной программы игровой направленности, предусматривающей преимущественное использование средств волейбола, приводит к следующим положительным изменениям: а) моторная плотность занятий увеличивается с 45−50% до 65−70%, на 10−15% повышается доля нагрузок, вызывающих сильную ответную реакцию организма занимающихся. б) пропуски занятий по неуважительным причинам сокращаются на 10−15%, а по болезни на 6−10%- в) объем неэффективно используемого времени на каждом учебном занятии сокращается в два раза.

4. Развивающий и оздоровительный эффект реализации разработанной программы занятий волейболом проявился в том, что: а) результаты выполнения тестов, характеризующих уровень технической подготовленности, в экспериментальной группе оказались в среднем на 30−50% лучше, чем в контрольнойб) уровень физического состояния студентов, занимавшихся в течение учебного года волейболом, повысился с 5 баллов (ниже среднего) до 12 баллов (средний уровень), в то время как в контрольной группе остался на уровне -4−5 балловв) физическая подготовленность студентов экспериментальной группы в конце учебного года оказалась достоверно более высокой, чем в контрольной, по всем рассматриваемым параметрам.

5. В качестве наиболее информативных критериев кумулятивного эффекта занятий волейболом целесообразно использовать такие тесты, как челночный бег, прыжок вверх с места, подтягивание (физическая подготовленность), а также передачи мяча сверху, снизу, на точность, подача мяча (техническая подготовленность).

6. Использование разработанной и экспериментально проверенной программы занятий волейболом студентов гуманитарных вузов расширяет возможности совершенствования процесса их физического воспитания, позволяет существенно повысить уровень физического статуса занимающихся.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В процессе организации и проведении развивающих и оздоровительных занятий волейболом в учебном году со студентами гуманитарного вуза целесообразно выдерживать следующие объемы нагрузок:

— объем специфических нагрузок составляет в 1 семестре 980 минут, во 2 семестре -560 минут учебного времени, они включают в себя эстафеты с элементами волейбола, упражнения с мячом в парах, тройках, четверках с перемещением, различные виды подач мяча, а также взаимодействие линии атаки с защитниками. Здесь, при выполнении студентами упражнений, не требующих большой концентрации внимания, можно давать им дополнительную информацию о текущих или предстоящих действиях;

— на неспецифические учебные нагрузки в 1 семестре выделяется 560 минут, во втором -420 минут учебного времени. К ним относятся бег в медленном, среднем темпе, специальные физические упражнения и подвижные игры;

— на выполнение упражнений большой и максимальной нагрузочной величины выделяется в 1 семестре 560 минут, а во втором — 280 минут. Сюда могут быть отнесены нападающие удары без блока и против блока, бег в максимальном темпе, подача мяча в прыжке и двусторонняя игра.

— на упражнения средней и малой координационной сложности в 1 семестре отводится 1460 минут учебного времени и 980 минут во втором семестре. В эту группу упражнений включаются прыжки, различные передачи мяча сверху, снизу, в прыжке или с перемещением, игровые комбинации и ОРУ.

В качестве параметров педагогического контроля рекомендуются следующие средние значения результатов выполнения тестов физической и технической подготовленности студентов: прыжок вверх с места в начале занятий — 41,2 см, в конце — 44,7смчелночный бег 90 м соответственно — 23,3 секунды и 21,4секундыподтягивание в начале занятий — 10 раз, в конце — 16 разпередача мяча над собой сверху соответственно — 6 раз и 10 разпередача мяча над собой снизу в начале занятий — 4 раза, в конце — 10 разпередача мяча на точность соответственно — 5 раз и 9 разподача мяча в начале занятия — 3 раза, в конце — 8 раз.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JT.P. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — Москва.- 1992. — 42 с.
  2. Л.Р., М.А.Годик. Спортивные игры. Ташкент.-Издательство им. Ибн-Сины.- 1991. 156 с.
  3. Апанасенко Г Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры. Москва, — 1989. — № 4.- С. 29 -31.
  4. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физ. культ. Москва- Физкультура и спорт, — 1978.-223с.
  5. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993, — № 4, — С.21−22.
  6. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. № 1. — С.23−25.
  7. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -Москва.- Физкультура и спорт 1988. — 208с.
  8. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека //Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 1.- С. 22−27.
  9. В.К., Королева М. Н., Майорова JI.T. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10.- С. 21- 23.
  10. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995. -№ 5.- С. 2−7.
  11. В.Г., Виленский М. Я. Взаимосвязь целей и форм участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 2.-С. 14−16.
  12. А.В. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе. Автореф. дис.. канд. пед. наук — Москва.-1974.-28с.
  13. М.М. Дидактические принципы в системе обучения двигательным действиям: Учебное пособие для студентов, аспирантов, слушателей факультета усовершенствования кадров института физической культуры.-Москва.- РГАФК, — 1982.-92с.
  14. М.М. Задачи обучения двигательным действиям // Теория и практика физической культуры. 1981.-№ 3.-С. 24−27.
  15. М.М. О психолого-педагогических особенностях формирования двигательных навыков: процесс обучения, его предпосылки и структура // Обучение двигательным действиям. Москва — РГАФК -1982.-С. 59−105.
  16. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, — 1985. — 192с.
  17. М.М. Обучение двигательным действиям: Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической
  18. А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы // Теория и практика физической культуры.- 1989. № 8,-С. 18−20.
  19. Л. С., Никитин Л. П. Шесть в защите шесть в нападении: волейбол на Олимпиадах. — Москва.- Советская Россия.- 1979.- 96с.
  20. М.В., Короткое И. М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры. Москва — Физкультура и спорт. -1982.-224с.
  21. А.А. Физкультурно-спортивная активность студенческой молодежи в свободное время и факторы, ее определяющие // Теория и практика физической культуры. 1982.- № 5.-С. 43−45.
  22. Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикЛе //Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 2.-С. 24−31.
  23. М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование// Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. Москва.-: Советский Спорт -1996-С. 14−21.
  24. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка.- 1996. № 1.- С. 27−32.
  25. М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: МГГМ, 1982, — 156с.
  26. М.Я., Внуков А. П., Чернобаб И. Ф. Педагогические основы формирования потребности в физическом самосовершенствовании у студентов: Сборник научных трудов. Умань, — 1989. — 51с.
  27. ВиленскийМ.Я. Социально-педагогические детерминантыформирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. Москва.-1994. — № 9. — С. 9.
  28. П.А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и олимпизма// Соцкультурные аспекты ФК и здорового образа жизни. Москва.- Советский Спорт. -1996.-С. 21−32.
  29. П.А., Моченов В. П. О развитии студенческого спорта в стране //Теория и практика физической культуры. 1995 — № 12. —1. С. 52.
  30. Г. Г. Мотивы, побуждающие учащихся к занятиям ФК и С// Новые исследования педагогики. 1970. — № 1. — С.66.
  31. Г. Г., Водолажская Л. П. К оптимизации преподавания спортивно-педагогических дисциплин // Проблемы физического воспитания учащейся молодежи. Карачаевск.- 1991.- С. 114−115.
  32. Волейбол. Правила соревнований. Москва, — Физкультура и спорт. -1982,-24с.
  33. Волейбол. Справочник. — Москва, — Физкультура и спорт, — 1984, — 68с.
  34. Н.И., Карасев А. В., Хосни М. Теория и практика интервальной тренировки в спорте.- М.: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского.-1995, — С.22−27.
  35. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование //Теория и практика физической культуры. 1995.- № 5−6. -С. 15−17.
  36. В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие. Москва.- ГЦОЛИФК, — 1988. — 45 с.
  37. В.М., ДжумаевА.Д. Физическая рекреация вид физической культуры //Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 3. — С 2−4.
  38. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов: Учебн. пос. Воронеж Изд-во ВГУ.- 1991. — 145с.
  39. В.М., Лотоненко А. В. Физическое образование студентов.// Физическая культура и спорт в повышении социальной активности студентов: Сборник научных трудов /Под редакцией Г. П. Грибана. -Умань: УСХИ, — 1990. -С.5−9.
  40. Е.М. Основные функции подвижных игр и проблема дальнейшего их внедрения в практику физкультурного движения // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 3, — С. 20−21.
  41. Е.М. Теоретико-методические аспекты применения игр, игрового метода в физическом воспитании и спортивной подготовке студенческой молодежи- Тезисы докладов X республиканской научно-методической конференции. Могилев.- 1985.-С. 28−30.
  42. Н.К., Игнатьев А. С., Лотоненко А. В. Философско-куль-турологический анализ физической культуры.// Теория и практика физи-ческой культуры. -1996. № 1. — С. 4−6.
  43. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -Москва.- Физкультура и спорт, 1980. 136 е., ил.
  44. М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. Москва.- Физкультура и спорт, 1988. — 192с.
  45. В.В., Шалманов А. А. Вариативность и двигательные способности. Москва.- МНПИ.- 1998. — 92 с.
  46. О. В., Ковалевский В. Ф. Педагогическое творчество в системе профессиональной подготовки студентов: Тезисы XXIV науч. конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. -Краснодар.- КГАФК.- 1997 С. 27−28.
  47. В.М. Применение тестирования для педагогического контроля в институтах физической культуры: Методическое пособие для преподавателей, слушателей ФПК, студентов институтов и техникумов физической культуры. Львов.- 1990. — 20с.
  48. Г. Р., Лотоненко А. В. Основные приоритеты в развитии физической культуры молодого человека //Тезиы докладов научно-практической конференции. Воронеж.- 2000. — С. 39.
  49. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-544с.
  50. М.С., Мешков Г. В., Лотоненко А. В., Дубовой А. Е. Физкультурное образование общества и личности.//Тезисы докладов научно-практической конференции. ВГИФК МГАФК.- Воронеж. -2000. — С. 60.
  51. В.А., Лысенко В. В. К статистической обработке результатов спортивных измерений: Методическое пособие для спортивной метрологии. Краснодар.- КГИФК.- 1990.-74с.
  52. Ф.Л., Резцов С. И., Милостова Ф. И. Пути повышения эффективности физического воспитания в вузе // Теория и практикафизической культуры. 1982. -№ 9.-С. 38−40.
  53. А.Е. Организация уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы // Тезисы XXIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар.-КГАФК.- 1995. — С.26−27.
  54. А.Е., Князев А. А., Костюков В. В., Продан В. Б., Фролова С. С. Потребность в занятиях спортивными и подвижными играми у людей разного возраста и пола // Сборник научных трудов, посвященный 25-летию КГАФК. -Краснодар.- 1994. С.50−54.
  55. А.Е., Костюков В. В., Родионов В. И., Продан В.Б.Эволюция мотивов и потребностей людей 4−80 лет в занятиях спортивными и подвижными играми // Теория и практика физической культуры -Москва.-1994.- № 7. С.2−4.
  56. О.В., Толстой Е. В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управление им // Теория и практика физической культуры. Москва.- 1996.- № 6.- С.24−26.
  57. Ю. Д. 120 уроков по волейболу. Москва.- Физкультура и спорт.- 1970. — 112с.
  58. Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва.- Физкультура и спорт.- 1978, — 120с.
  59. Ю. Д. Мини-волейбол.- Минск.- 1973.- 56с.
  60. Ю. Д. Юный волейболист. Москва.-: Физкультура и спорт.- 1988. — 190с.
  61. Ю. Д&bdquo- Слупский JI. Н. Волейбол в школе. Москва.-Просвещение.- 1989.- 110с.
  62. Ю.Д., Айрапетьянц JI.P., Пименов М. П., Кунянский В. А. Массовый волейбол Ташкент.-1994.- 144с.
  63. В.И. Актуальные проблемы перестройки физкультурного движения и совершенствования подготовки физкультурных кадров // Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 6.-С. 61−62.
  64. В.И., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура в образе жизни студентов.// Физическая культура и спорт в повышении социальной активности студентов: Сборник научных трудов./ Под редакцией Г. П. Грибана. Умань.- УСХИ.- 1990. -С.33−37.
  65. Ю. Е. Ильин Г. И., Козловский Э. А. Акробатическая подготовка волейболистов. Москва.- Физкультура и спорт.- 1967.-80с.
  66. В.А. Самостоятельные занятия студентов физической культуры.// Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. -С. 22−23.
  67. В.Л. Усвоение и контроль знаний в высшей школе // Высшее образование в России.-1993. № 3. — С. 154−156.
  68. .К., Лотоненко А. В. Физическая культура в образе жизни студентов//Физкультурное образование и физическое воспитание в условиях перестройки высшей школы: Сборник научных трудов. -Томск.- 1991.-С. 74−80.
  69. Ю.В. Оптимизация преподавания волейбола в институте физической культуры. Омск.- 1986. — 67с.
  70. А. В. Волейбол. Учебник для пед. институтов по специальности № 2114 «Физическое воспитание» 3 издание. — Минск: Высшая школа.- 1985.- 261 е., ил.
  71. А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. Москва.- Физкультура и спорт.- 1981. — 152 е., ил.
  72. В.Я. Классификация средств и методов подготовки в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 1988. -№ 2.-С. 42−44.
  73. В.И. Студенческий спорт и жизнь.- АО АСПЕКТ ПРЕСС, Москва.- 1995.- 115с.
  74. Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 7 — С. 10−13.
  75. К.Н. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: -Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва.- 1990 — 47 с.
  76. Н.В. Активизация процесса обучения в институтах физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Москва.-1991.-23с.
  77. Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва.-Физкультура и спорт.- 1979.- 110с.
  78. Ю.Н., Малиновский С. В. Использование методов программированного обучения в спортивных играх: Метод, разработка для слушателей ФПК. студентов и аспирантов. Москва.-ГЦОЛИФК.- 1991.-36с.
  79. В.П. Планирование и учет индивидуальной подготовки. М.: Физкультура и спорт.- 1985. — С. 38−42.
  80. В.Ф. Альтернативная концепции оптимизации учебного процесса: Сборник научных трудов, посвященный 25-летию КГАФК.-Краснодар.- 1994. С. 221−224.
  81. В.Ф. Педагогические аспекты управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Сборник тезисов научных работ КГАФК. Краснодар.- 1996. — С. 34−37.
  82. В.Ф. Развитие познавательного интереса у студентов как условие оптимизации учебного процесса // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Краснодар, КГАФК, 1998. — С. 235 238.
  83. Кой В., Лазуран Г. И. Поставив во главу угла волейбол и футбол // Физическая культура в школе. 1990 — № 10 — С. 24−27.
  84. С.С. Подвижные игры в физическом воспитании. Оренбург- Издательство ОГПИ. -1996. — 120с.
  85. И.М. Подвижные игры в занятиях спортом: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол. Москва, — Физкультура и спорт.- 1971. -120с.
  86. И.М. Подвижные игры: Метод, рекомендации для студентов тренерского и спортивного факультетов ГЦОЛИФКа. Москва.-ГЦОЛИФК.- 1984.-26С.
  87. В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры. -Москва.- 1994. № 4 — С. 23−25.
  88. В.В. Организационно-технологические аспекты оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми слюдьми разного возраста // Теория и практика физической культуры -Москва.-1996. № 1 — С. 7−11.
  89. В.В. Теория и методика спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста: Дис.. — докт. пед. наук. — Краснодар.- 1993. — 395с.
  90. В.В., Дубовой А. Е. Опережающее обучение волейболу. // Физическая культура в школе 1996.- № 1 — С. 10−13.
  91. В.В., Дубовой А. Е. Опережающее обучение волейболу X-IX класс // Физическая культура в школе. 1997. — № 1. — С. 53−55.
  92. В.В., Коновалова М. П. Особенности подготовки олимпийского резерва в волейболе в условиях вуза. Международный сборник «Олимпийское движение и социальные процессы». -Краснодар.- 1996.-С. 85−86.
  93. В.В., Шестаков М. М. Оптимизация процесса подготовки в спортивных играх: Учебное пособие для институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов, Краснодар.- 1991. — 159с.
  94. М.П. Влияние игровых видов спорта на умственную работоспособность студентов экономической академии. — Сборник научных трудов «Социально-экономическое развитие России». -Саратов.- 1997. С.84−85.
  95. М.П. Физическая культура в гуманитарных вузах России.-Сборник научных трудов «Профессионально-ориентированное преподавание научных дисциплин», — Саратов.- 1999. С.67−70.
  96. В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола // Теория и практика физической культуры Москва.- 1986 — № 9. — С. 25−27.
  97. В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996.- № 1.- С. 3 — 4.
  98. В.В., Никитюк Б. А. Природное и духовное: Мозг разум — дух в связи с физическим совершенствованием человека (к проблематике интегративной антропологии). //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1998. — № 1.- С. 2−7.
  99. B.C. Холодов Ж. К. Качество усвоения студентами знаний в зависимости от методики обучения // Теория и практика физической культуры.- 1987.-№ 3.-С. 43−45.
  100. Е.В., Голубева В. В., Савина A.M. Адаптация принципиальной схемы подвижных игр к решению конкретных задач физкультурно-спортивной работы: Пособие для студентов. Москва.-1996. -27с.
  101. JI.M. Управление спортивной тренировкой, системность, адаптация, здоровье.- Москва.-: ФОН.- 1995. 395с.
  102. .Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Краснодар.- 1994.-25с.
  103. А.Н., Уткин В. Л. Технические средства обучения. Москва.-Физкультура и спорт. -1990. — 80с.
  104. А.Н., Уткин В. Л. Технические средства обучения: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. Москва.-Физкультура и спорт.- 1990. — 90с.
  105. А. В. Соотношение деятельности и потребности в физической культуре// Проблемы развития физической культуры молодежи: Сборник научных трудов./ Под редакцией А. В. Лотоненко, Б. К. Зыкова. Воронеж.- ВГАУ.- 1992.-С. 59−66.
  106. А.В. Образование студентов в области физической культуры//Материалы XIII научно-метод. конференции по физическому воспитанию студентов вузов. Санкт-Петербург.- 1993. -С. 19−21.
  107. А.В. Объективные и субъективные факторы, определяющие потребности студентов в различных видах двигательной деятельности//Физическая культура и спорт в современных условиях: Научные труды ВФ МОГИФК. Воронеж.-1995. -С.240−243.
  108. А.В. Специфика формирования у студентов потребности в физической культуре (на материале Центрально-Черноземного района): Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1995.-145с.
  109. А.В., Воропаев В. И., Чубаров М. М. Мотивы молодежи в занятиях физической культурой//Физическая культура и спорт в повышении социальной активности студентов: Сборник научных трудов. /Под редакцией Г. П. Грибана. Умань.- УСХИ.- 1990. -С.88−91.
  110. А.В., Игнатьев А. С., Кузнецов В. Я. Проблемы физическойкультуры студенческой молодежи. // Актуальные проблемы физической культуры: Материалы региональной научно-практической конференции. Ростов-наДону.- 1995.-С.116−119.
  111. А.В., Коневский С. С. Пути повышения физической работоспособности студентов // Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: Сборник научных трудов. -Воронеж.- ВГУ.- 1988. С.32−40.
  112. А.В., Стеблецов Е. А. Физическая культура молодежи -Москва.-ФОН, — 1997. -С.56−59.
  113. А.В., Стеблецов Е. А. и другие. Физическая культура студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996. № 3.- С. 11 -13.
  114. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. № 1.- С.11−17.
  115. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.-Москва.-РГАФК.- 1992. с. 86.
  116. А.А., Дубовой А. Е., Костюков В. В. Особенности атакующих технико-тактических взаимодействий в волейбольных командах разной квалификации.// Тезисы XVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар.- 2000. — С.65−67.
  117. В. К., Лисович Ю. Ю. Роль активных методов обучения в совершенствовании учебного процесса // Активные методы обучения студентов вузов. -Львов.- 1987.-С. 68−73.
  118. И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов. Монография. Омск: Сибирская государственная академия физической культуры, 1997. — 240 с.
  119. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9, — С. 10−14.
  120. Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей. -Краснодар, 2000. 268 с.
  121. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва.- Просвещение, — 1990. -256с.
  122. В.И., Зволинская Н. Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра // Теория и практика физической культуры. 1990 — № 2.-С. 74−78.
  123. А.П. К дискуссии о теории спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры. 1998.- № 7. — С.55−61.
  124. А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996.- № 1.- С. 1922.
  125. А.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания- теоретические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). -Москва.- Физкультура и спорт.- 1991. 543с.
  126. Я. и др. Волейбол: путь к победе (перевод с японского).-Москва.- Физкультура и спорт.- 1983.- 48с.
  127. О.В. Олимпийское движение и социальные процессы. -Международный сборник. Краснодар.- 1996. — 204 с.
  128. О.А. Жизненный путь и физкультурно-спортивная активность личности // Теория и практика физической культуры -1989.-№ 11 С. 51−57.
  129. Г. Г. Щедрость игрока. Москва.- Физкультура и спорт.- 1984. — 51с.
  130. М.Я. Некоторые перспективы совершенствования системы тренировочных нагрузок юных спортсменов //Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов циклических видов спорта: Сборник научных трудов. Москва.-1984.- С.4−9.
  131. .Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5−9-х классов общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование тренировка. 1996. — № 1.- С. 53−58.
  132. Г. Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9.- С. 40- 42.
  133. В.И. «Валеология».- Краснодар.- Советская Кубань.- 1997.-288 с.
  134. Оптимизация средств, методов, форм учебной и преподавательской деятельности в процессе подготовки специалистов физического воспитания / Руководитель Р. В. Мирошникова. Краснодар, — КГИФК.-1987.-62с.
  135. Оптимизация средств, методов, форм учебной и преподавательской деятельности в процессе подготовки специалистов физического воспитания / Руководитель Н. М. Потапова. Краснодар. — КГИФК,-1990. -49с.
  136. В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореферат диссертации кандидата педагогических, наук. Москва.-1996.- 153 с.
  137. Педагогика наших дней / Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильини другие. Краснодар, — Книжное издательство.- 1989. -416с.
  138. М. Р. Специальная физическая подготовка волейболиста. -Москва.-.'Физкультура и спорт.- 1969.- 110с.
  139. П.К. Преподаватель в условиях использования новых информационных технологий в учебном процессе // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. -Челябинск.- 1997. -С. 173−175.
  140. В.В. Организация спортивной тренировки.-Киев.-Здоровья.- 1978. 92с.
  141. О. В. Соотношение основных видов подготовки специалистов физической культуры в вузе / Физическое воспитание в системе гармонического развития личности. Воронеж.- 1998. — С. 6062.
  142. П.Н., Хайдаров Ж. С., Ахметов Н. К. Игра как средство активизации учебного процесса // Советская педагогика -1985. 3-С. 22−25.
  143. М. П. Волейбол Киев: Здоровья, 1975.- 59с.
  144. М. П. Игровая подготовка волейболиста. Киев: Здоровья, 1967.- 64с.
  145. A.JI. Диагностика эробных и анаэробных способностей студентов с разным уровнем физической подготовленности: -Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва.- 1989. — 24с.
  146. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -Москва.- Физкультура и спорт.- 1986. 286с.
  147. С.А., Айрапетьянц JI.P., Губенко Л. Я. Тренажеры в спортивных играх. Ташкент.- Издательско-полиграфическоеобъединение им. Ибн-Сины.- 1992. 133с.
  148. С.А., Латышкевич Л. А., Романов В. А. Технические средства обучения в спортивных играх. Киев.- Здоровье, — 1986. -176с.
  149. С.А., Пименов С. Н., Селихов Ю. Г. и др. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты). Москва. -Методика.- 1986. — 156с.
  150. В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в ВУЗе Москва.- Высшая школа, 1979.-С. 12−14.
  151. В.А. Исследование причин текучести и снижения активности в массовом спорте // Теория и практика физической культуры. -Москва.- 1978. № 5 — С. 52−55.
  152. Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательными процессами в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 1996. — С. 54−56.
  153. Ю.И. Основные методики обучения детей и подростков // Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры. Москва.- 1986.-С. 125−131.
  154. А. А., Гизещевей В. Р. Судейство соревнований по волейболу -Москва.-Физкультура и спорт.-1973.- 24с.
  155. Проблемы высшего физкультурного образования: Сборник научных работ. Москва.- ГЦОЛИФК.- 1988. -101с.
  156. Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики. Краснодар.- КГАФК.- 1993. — 17с.
  157. Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики. Краснодар.- КГАФК.- 1994. — 14с.
  158. Проблемы развития физической культуры и спорта в условияхрыночной экономики. Краснодар.- КГАФК.-1995. -30с.
  159. Проблемы физической культуры молодежи. Межвузовский сборник научно-методических трудов. Воронеж.- 1998. — 217с.
  160. М.В. Эффективность использования активных форм обучения // Теоретико-методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в институтах физической культуры. Волгоград.-1989.-С. 186−189.
  161. Психология личности: Тесты, опросники, методики/Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. Москва, — Геликон.- 1995.-220с.
  162. Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов //Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 11.- С. 41−43.
  163. И.П., Попов Г. И. Влияние научного подхода Н. А. Бернштейна на методологию и направления развития спортивной экспериментальной биомеханики //Теория и практика физической культуры.-1996.-№ 11.-С.53- 56.
  164. В.И. Влияние занятий волейболом на физическое развитие и работоспособность людей разного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Омск.-1991. — 198с.
  165. А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат Москва.- Физкультура и спорт, 1983. — 112 е., ил.
  166. A.M. Подвижные игры в системе формирования педагогического мастерства в вузах физкультурного профиля (на примере игровых видов спорта): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Москва.- 1998. -163с.
  167. В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры.1998.- № 3.- С. 46−50.
  168. М.Р. Закономерности биоэнергетического обеспечения циклической нагрузки. Новосибирск.- Издательство НПТУ.- 1994. -220с.
  169. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учебное пособие. Москва.- «Аспект Пресс».-1995. -271с.
  170. Современные тенденции и проблема развития физической культуры, спорта и туризма в обществе. Тезисы докладов научно-практической конференции. ВГИФК, МГАФК. — Воронеж.- 2000. — 213с.
  171. В.Д., Зайцева В. В., Маслова Г. М. и др. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996.-№ 2. С. 2- 10.
  172. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для педагогических факультетов. институтов физической культуры/Под редакцией Ю. И. Портных. Москва.- Физкультура и спорт, 1986. -320с.
  173. Спортивные игры: Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры (общий курс). Москва.- 1975. — 28с.
  174. В.И. философско-культурологический анализ физической культуры //Вопросы философии. 1988.- № 4.- С. 17 — 25.
  175. Р.С., Левандо В. А. Иммунологические аспектыспортивной деятельности человека //Теория и практика физической культуры. 1998.- № 10.- С. 43 — 46.
  176. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. -Москва.- МГУ.- 1980.-45с.
  177. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва. -МГУ.- 1984.-413с.
  178. Технические средства и тренажеры в спортивных играх: Методические рекомендации. Минск, — 1974, — 53с.
  179. Г. Л. Управление соревновательной деятельностью команды на основе использования индивидуальных особенностей волейболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Тбилиси.- 1990. -24с.
  180. А. И. Использование информационных технологий обучения в процессе специальной профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры: Материалы научно-методической конференции. -Омск.- 1999. С. 96−97.
  181. Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений. Москва.- Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. — 1994. — 54с.
  182. В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для ИФК. Москва.- Физкультура и спорт.- 1987. — С. 55 — 68, 84 — 85.
  183. А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. Москва.- Физкультура и спорт.- 1983.- 78с.
  184. Х.Б. Факторы готовности игроков к соревновательной деятельности в волейболе: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Москва.- 1986. — 25 с.
  185. Г. И. Совершенствование учебного процесса с помощью технических средств обучения // Теория и практика физическойкультуры. -1987.-№ 2.-С. 33−37.
  186. Г. И. Средства обучения. Москва.-: ГЦОЛИФК.- 1987. -91с.
  187. В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. — Москва.- Физкультура и спорт.- 1984. 159 с.
  188. В.Ф. Психологические контакты. Москва.-МП «Новая школа».- 1992.-74с.
  189. В.Ф. Точка опоры: Организационные основы экспериментальных исследований. Минск, — Университетское.- 1990. -224с.
  190. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -336с.
  191. М.М. Прогностическая информативность некоторых показателей функционального состояния футболистов высокой квалификации// Сборник научных трудов. Краснодар.- КГАФК.-1996, — С. 135−144.
  192. М.М. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования //Теория и практика физической культуры. Москва.- 1998. — № 3.- С. 51 — 54.
  193. Л.П., Баландин В. А., Чернышенко Ю. К. Методы активного обучения: классификация, характеристика и основы применения. -Краснодар.- КГИФК.- 1991. 143с.
  194. В.И. Игры средства физического воспитания // Теория и практика физической культуры. — Москва.- 1986. — N 10.- С. 26.
  195. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. 1993.-№ 1.-С. 46−48.
  196. Т.П., Васюк В. Е., Буланов В. А. Тренажеры в спорте. -Москва.- Физкультура и спорт. -1989. -318с.
  197. В.А., Макарова Г. А., Локтев С. А., Шкеля В. А. Некоторые вопросы медицинского и педагогического контроля за занимающимися физической культурой и спортом / Допущено отделом спортивной медицины Госкомспорта СССР Краснодар.-1990-С. 95.
  198. Е.Г., Соколов Н. Г. Контроль эффективности учебно-познавательной деятельности при изучении спортивно-педагогических дисциплин: Методические указания. Ленинград.- ГИФК- 1987. — 17с.
  199. Bard R.M. Teaching and learning in higher education. -3d ed.- Harmod sworth: Penguin books, 1976. -251 p.
  200. Basuni F.N. Performance in sport (Volleiball). 3-d Ed., Vol.3, 1991. -p. 157−176.
  201. Coaching youth volleyball / American Sport Education Program. Champaign, IL: Human Kinetics, 1997. p.45−48.
  202. Coleman B.E. Volleiball. Technique, Teaching and Training. New York, 1975.-192p.
  203. Cooper D., Jhon S. The theory and science of. Volleiball, Lea and Febiger. i Philadelphia, 1969.-250p.
  204. Dunphy, Marv. Volleyball today / Marv Dunphy, Rod Wilde. St. Paul: West Pub. Co., 1991.- p.34−36.
  205. Ebrahiem S.A. Shooting in. Volleiball for students. Ak baspah Books ' shop. Iraq, 1990. — 178p.
  206. Ellefson C.A. The higher schooling in the United States. Boston (Mass): Lehenhman, 1978. 74p.
  207. Gareth W. Towards life long education- A new role for higher education institutions. Paris: UNESCO, 1977. — 188p.
  208. Green S.A. Teacher Made Tests. New York: Harper and Row Publishers, 1963.-141 p.
  209. Hassanin M.N. Basic training in basketball for under age I I Vol.6. Bagdad, 1990.-p. 13−18.
  210. Heywood J. Assessment in higher education. London: Wiley cop., 1997. -XIII, 289p.
  211. Hilton B. Towards a Skill base ofsciens curriculum // Education, V. 162, № 23. — December, 1983.-p. 457−458.
  212. HollanderZ, Padwe S., Volleiball Lingo-New York, 1971. -121p.
  213. Homodam M.F., Jasern M. Volleiball. Almosel Univ. Almosel. Irag. 1986.-90p.
  214. Howard, Robert E. An understanding of the fundamental techniques of volleyball / Robert E. Howard. Boston: Allyn and Bacon, 1996.- p.78−79.
  215. International. Volleiball, 1982/3, № 6, p. 10−41- 1982/4, № 17, p. 4−45.
  216. Kelbick D. Shooting practice at Game Speed. Athletic Journal, 1981.- № 2.-p. 12.
  217. Kelly, Zachary A. Volleyball-defending your court / Zachary A. Kelly. Vero Beach, Fla: Rourke Corp., 1998, — p.24−26.
  218. Kluka, Darlene A. Volleyball / Darlene A. Kluka, Peter J. Dunn. Dubuque, IA: Wm. C. Brown, 1992.- p.54−57.
  219. Morad M. S. Volleiball for every one. 2 Ed. Kairo E. 1984. 350p.
  220. Neville, William J. Coaching volleyball successfully: the USAV Coaching Accreditation Program and American Sport. Education Program leader level volleyball book / William J. Neville. Champaign, 111.: Leisure Press, 1997.- p.45−47.
  221. Niblett W.R. Universities between two worlds. London: Univ. of London press, 1974.-V111,179p. Odee A.S. Basic training in Volleiball 1. 1-st. Ed. Jordan-Amman, 1989. — 1120p.
  222. Pellett, Tracy L. Skills, drills & strategies for volleyball / Tracy L. Pellett, Curt Lox. Scottsdale, Ariz.: Holcomb Hathaway Publishers, 2000.- p. 4143.
  223. Redwan M.H. Measarment in Volleiball. Egypt, Kairo, 1987. -315p.
  224. Schmidt A. Individual defensive fundamentals // Volleiball 1 clinic. 1980. -№ 13.-p. 7−8.
  225. Shaa Abaos A. Comparative investigation on speed and speedless start. Teaching scoring for volleiball players. AI-Basrh Univ. Iraq, 1990. -317p.
  226. Shalash H.M. New program effect on physical fitness improvement for the first year students. Albasrh Univ., Iraq, 1969. 257p.
  227. Sidney P., Marland S. Career Education Up date // Viewpoints. Bulletin of the School of Education Indian University, V. 53. № 5, sep., 1977. — p. 39- 53.
  228. Smale, David. Volleyball / Mankato, Minn.: Smart Apple Media, 1995.-p.7−9.
  229. The best of Coaching volleyball / edited by Kinda Asher. Indianapolis: Masters Press, 1996.- p.4−8.
  230. Thomas V. Volleiball: Techniques and Tactics. London, Farber. 1972. -112p.
  231. Volkers, John. De lange mannen: tien jaar Nederlands topvolleybal / John Volkers, Willem Vissers en Hans Klippus. Amsterdam: T. Rap, 1997.-p.24−26.
  232. Wilson J.A.R., Robeck M. C" Michael W.B. Psychological foundations of learning and teaching. New York: Me Grow-Hill, 1974. 97p.
Заполнить форму текущей работой