Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научно-методические основы организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов физкультурных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшая роль в организации олимпийского образования, в разъяснении и пропаганде идей олимпизма отводится учителям физкультуры и тренерам, работающим со школьниками. Многие ученые и специалисты полагают, однако, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕОРЕТИКО- 14 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Организация исследования
    • 1. 2. Концепция олимпийского образования
    • 1. 3. Концепция олимпизма и олимпийского движения
  • Глава вторая. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА Ф
    • 2. 1. Уровень олимпийской образованности школьников
    • 2. 2. Готовность студентов к работе по олимпийскому 59 образованию школьников
  • Глава третья. ПРОГРАММА ОЛИМПИЙСКОГО 74 ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ИФК
    • 3. 1. Основные элементы программы
    • 3. 2. Реализация программы и ее эффективность
  • ВЫВОДЫ РЕКОМЕНДАЦИИ

Научно-методические основы организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов физкультурных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность постановки вопроса об организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры (ИФК) определяется рядом причин.

Главная причина состоит в том, что в последние годы в системе образования школьников все большее внимание уделяется педагогической деятельности, целью которой является их приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма. Для обозначения этой деятельности в литературе чаще всего используются термины «олимпийское образование» и «олимпийское воспитание•». Иногда применяются и другие термины, например, «воспитание в олимпийском духе», «воспитание в духе соблюдения принципов олимпизма», «воспитание посредством олимпийского движения», «воспитание внутри олимпийского движения» и др. [32, 83, 84].

О необходимости развертывания и активизации этой педагогической деятельности говорится во многих официальных международных документах последних лет. Еще в Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание молодежи в духе принципов олимпизма. В резолюции 3-й сессии Межправительственного Комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (1983) высказано пожелание ко всем государствам-участникам Комитета «ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования» .

В рекомендациях олимпийских конгрессов в Варне и Баден Бадене отмечается необходимость широкого распространения знаний о гуманистических идеях олимпизма среди всех групп населения, прежде всего среди молодежи. Президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч в своем выступлении на XI Олимпийском конгрессе в Париже в 1994 г., посвященном 100-летию МОК, подчеркнул, что «обучение олимпизму должно осуществляться на всех уровнях общества». В заключительном документе этого юбилейного олимпийского конгресса по данному вопросу говорится следующее: «Распространение нравственных, культурных и образовательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения в связи с их усилиями по расширению практики спорта. Практика спорта, которая осуществляется в соответствии с олимпийскими принципами, представляет собой особенно эффективную форму образования, которая должна активно поощряться, особенно в школах и других общеобразовательных учреждениях» [186, с. 2].

В «Олимпийской хартии» в главе, где характеризуются «миссия и роль НОК», специально подчеркивается, что они «должны пропагандировать на национальном уровне, в рамках спортивной деятельности, основополагающие принципы олимпизма и способствовать, помимо прочего, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах. НОК способствуют созданию организаций, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию» [84, с. 40]. Для активизации работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в связи с празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских игр при поддержке президента МОК в 1994 г. создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование». Значительное внимание вопросам олимпийского образования молодежи в духе идей олимпизма уделяется и в работе Национальных олимпийских академий, которые созданы во многих странах.

Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма. которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны — с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм. нигилизм и безразличие к духовным ценностям [110, 113, 114].

Работа в этом направлении уже ведется. В 1992 г. Олимпийский комитет России приступил к созданию постоянно действующей системы олимпийского образования детей и молодежи. 5 марта 1994 года издан совместный приказ Минобразования России и Олимпийского комитета России № 51/84а «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр». В нем предусматривается широкий комплекс мер методического, кадрового и информационного обеспечения работы по введению олимпийского образования в школах. Разработан программный материал «Основы олимпийских знаний», который включен в Программу физического воспитания учащихся 8 класса общеобразовательных школ [112]. В течение двух последних лет во многих школах Москвы, Красноярска, Смоленска, Сочи, Челябинска и других городов проводятся олимпийские уроки, викторины, дискуссии и другие акции олимпийского образования детей и молодежи. 9 школ России включились в предложенную Австралийским олимпийским комитетом «Сеть Дружбы», которая является частью школьной программы празднования олимпийских юбилейных дат. Все более важную роль в организации олимпийского образования детей и молодежи играют 9 региональных олимпийских академий, созданных за последние годы в нашей стране. Начиная с 1994 года в рамках традиционной Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы» проводится Всероссийское совещание «Практика олимпийского образования», на котором обсуждаются актуальные вопросы теории, методики и практики олимпийского образования [86−89].

Таким образом, как отмечают В. С. Родиченко и В. И. Столяров, «олимпийское образование детей и молодежи, в том числе и в нашей стране, набирает силу, приобретает все более широкий размах. Необходимая административная и методическая база для введения курса олимпийских знаний в России образована. Конечная цель этого курса — создать в сознании учащегося образ олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества. которая ориентирует на общечеловеческие организационные и правовые нормы, духовные, нравственные и эстетические ценности» [114, с. 29].

В этой ситуации на первый план выходит проблема повышения эффективности работы по олимпийскому образованию школьников на основе использования разнообразных форм и методов, объединения и координации усилий всех, кто может включиться в эту педагогическую деятельность.

Важнейшая роль в организации олимпийского образования, в разъяснении и пропаганде идей олимпизма отводится учителям физкультуры и тренерам, работающим со школьниками. Многие ученые и специалисты полагают, однако, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных. На это неоднократно обращалось внимание, например, при обсуждении проблем олимпийского образования на сессиях Международной олимпийской академии. Так. еще в 1979 г. Х. А. Самаранч в своей лекции «Олимпизм в различных сферах общества» на 18-й сессии МОА указал на то, что не только преподаватели физического воспитания, но также учителя географии, математики, физики и других учебных предметов «должны быть готовы вступить в диалог» с учениками, разъяснять и пропагандировать «спортивный дух» и «особенно образцы поведения, соответствующие олимпийской нравственности» [236, с. 45:46]. Ф. Лотц [204, 205], Н. Мюллер [214, 215] и другие лектора на сессиях МОД также подчеркивали необходимость обсуждения вопросов, связанных с олимпийским движением, не только на спортивных занятиях, но и на занятиях по другим учебным предметам — истории, географии, социологии и т. д. На эту сторону дела обращает внимание и ряд отечественных ученых — А. Г. Егоров, К. Н. Ефременков, Ю. П. Сегат [38, 39,125] и др. Указывается на необходимость подключения к работе по олимпийскому образованию школьников также родителей, средств массовой информации и т. д. [11, 146].

В связи с поисками путей, форм и методов повышения эффективности олимпийского образования школьников возникает и вопрос о подключении к этой работе студентов институтов физической культуры во время их педагогической практики в общеобразовательных школах.

К постановке этого вопроса побуждает и необходимость повышения гуманистической ориентации системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в новых условиях социально-экономического и культурного развития [8, 16, 25, 27, 47, 55−60, 72−76, 80, 124, 139−141, 144, 146, 171]. Как отмечает ректор РГАФК В. В. Кузин, «реализация гуманистически ориентированных и социально значимых подходов к физическому воспитанию и спортивной подготовке выдвигает новые требования к системе высшего и среднего профессионального физкультурного образования, прежде всего в плане его гуманитаризации и культурологической направленности, обоснования новых специальностей и специализаций с целью широкомасштабного обеспечения сферы физической культуры и спорта высококвалифицированными кадрами» [58, с. 3].

Одно из важных направлений данного процесса совершенствования подготовки специалистов в области физической культуры и спорта — повышение их готовности к работе по олимпийскому образованию детей и молодежи [11, 12, 59, 60, 98, 139−141. 144, 146, 167, 168. 171]. В связи с этим также возникает вопрос относительно возможности организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры.

Для эффективного решения данного вопроса в практической плоскости необходимо научное обоснование содержания, форм и методов работы студентов институтов физической культуры в период педагогической практики в школах по олимпийскому образованию школьников, путей повышения готовности будущих специалистов к данной работе.

Проблемам олимпийского образования детей и молодежи посвящено большое число зарубежных научных публикаций. Отметим, например, работы таких авторов, как Г. Андрекс [177]. Ж. Дьюри [32]. С. Жуковская и.

Р.Жуковский [248- 249], Э. Нидерманн [220] и др.

В нашей стране проблемы олимпийского образования детей и молодежи начал разрабатывать в начале 80-х гг. проф. В. И. Столяров, продолжая эту работу и в настоящее время [138−153]. Под его руководством С. Ю. Баринов [10]. И. В. Баринова [11], А. Т. Гутин [28], Д. И. Ипатов [45], Н. В. Кудрявцева [55], Г. Ф. Петлеваный [98], Ю. А. Прокопчук [109], О. И. Самусенков [122], Ю. П. Сегал [125], И. В. Черевач [167] и др. подготовили и защитили диссертации, в которых анализируется комплекс проблем, связанных с олимпийским образованием детей и молодежи.

В последние годы к этим проблемам обратились и другие исследователи. щ Так, например, в публикациях, авторами которых являются В. У. Агеевец и.

Г. М.Поликарпова [1], М. В. Антипова [5−6], С. Г. Барбашов [9], Г. С. Деметер [29- 30], С. П. Евсеев, Г. М. Поликарпова и М. В. Прохоров [33], А. Г. Егоров, К. Н. Ефременков и О. В. Шапоренкова [37- 38: 39]. А. А. Исаев [46], Л. И. Лубышева [64- 65], Н. Ю. Мельникова [77], А. Г. Наталов и С. Б. Утегалиева [79], С. Д. Неверкович [219], А. В. Парфенов и Л. В. Парфенова [94, 95]. А. Т. Паршиков и Ю. П. Пузырь [96], Н. В. Печерский, А. А. Самчук и А. А. Сучилин [101−104], В. С. Родиченко [110−114], И. В. Саланин [116- 117- 118- 119]. «Ю. П. Симаков [127- 128]. В. И. Усаков [161], Ю. М. Чернецкий [169- 170] и др. обосновывается необходимость использования идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной работе с детьми и молодежью, рассматриваются отдельные вопросы методики организации и проведения олимпийского образования детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи, юных спортсменов и т. д. В 1996 г. издан «Твой олимпийский учебник» [159]. рекомендованный Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для учреждений образования России.

Однако многие важные вопросы олимпийского образования учащейся молодежи до сих пор являются дискуссионными, слабо или совсем не разработаны. К их числу относится и вопрос, который является предметом данного диссертационного исследования. Этот вопрос даже не упоминается в литературе, специально посвященной педагогической практике студентов институтов физической культуры [18, 24, 41, 48, 51, 66, 78, 92, 163, 164, 174].

В литературе по проблемам олимпийского образования проблема организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры прямо и непосредственно затрагивается лишь в небольшой статье В. Сергеева «Олимпийское образование будущих специалистов по физической культуре и спорту» [126], помещенной в тезисах докладов Международного конгресса «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы» (Москва, 1998 г.). В статье при характеристике системы подготовки студентов Волгоградской ГАФК к работе по олимпийскому образованию говорится о том, что эта система для закрепления полученных студентами теоретических знаний предполагает на 3 курсе специальный раздел педагогической практики в общеобразовательных школах, а на 4 курсе — раздел практики по избранному виду физкультурно-спортивной деятельности.

С учетом отмеченных выше обстоятельств и была избрана тема диссертационного исследования, а также решены организационные и методологические вопросы его проведения.

Основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач послужило осознание противоречия между социальной потребностью в организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры и отсутствием достаточного научного обоснования путей, средств и методов решения этой важной задачи.

Цель исследования — научно-теоретическое обоснование путей совершенствования олимпийского образования школьников и подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов ИФК.

Объект исследования — олимпийское образование школьников и подготовка специалистов в области физической культуры и спорта.

Предмет исследования — организация олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры.

Основные задачи исследования:

1. Обосновать необходимость организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры.

2. Уточнить теоретико-методологические основы исследования.

Ф 3. Выявить уровень олимпийских знаний школьников, основные пробелы в их знаниях, и на основе этого определить задачи студентов институтов физической культуры в период их педагогической практики по организации олимпийского образования школьников.

4. Выяснить готовность студентов к проведению такой работы.

5. Разработать целостную программу организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры.

Ф 6. В ходе педагогического эксперимента проверить эффективность данной программы.

7. На основе этого анализа сформулировать практические рекомендации относительно путей совершенствования олимпийского образования школьников и подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

В процессе исследования мы исходили из следующих основных гипотез.

Во-первых, из предположения о том. что в олимпийской образованности школьников основные пробелы связаны с их знаниями целей и задач олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма, в том числе принципов «фэйр плэй». Это предположение основано на проведенных ранее исследованиях уровня олимпийской образованности школьников.

Во-вторых, из предположения о том, что для устранения этих пробелов в уровне олимпийской образованности школьников можно использовать педаго-щ гическую практику студентов МФК. В основе этого предположения лежат чисто теоретические соображения.

В-третьих, из предположения о том, что уровень подготовленности студентов к решению указанных задач в рамках олимпийского образования школьников не соответствует требованиям. Это предположение также основано на проведенных ранее исследованиях.

В-четвертых, из предположения о том, что на основе специальной подготовки студентов и их включения в работу по олимпийскому образованию.

• школьников в период педагогической практики можно содействовать повышению уровня олимпийской образованности школьников, устранению указанных пробелов в их знаниях.

Основные методы исследования: теоретический анализобобщение данных проведенных ранее социологических исследований и педагогических наблюденийизучение и анализ литературных источниковсоциологический опрос, педагогические наблюдения и педагогический эксперимент.

Совокупность этих методов, адекватных поставленным целям и задачам,.

• комплексный характер их применения обеспечили обоснованность и достоверность полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Положение о том, что для повышения уровня олимпийской образованности школьников, а также готовности будущих специалистов в области физической культуры и спорта к работе по олимпийскому образованию детей и молодежи, целесообразна организация такой работы студентов ИФК в период их педагогической практики в школах.

2. Научно-обоснованная программа организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры.

3. Положение об эффективности данной программы.

В выводах и практических рекомендациях диссертации эти положения уточняются и конкретизируются.

Научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

— результаты педагогических и социологических исследований использованы для разработки и внедрения в практику такой научно-обоснованной программы организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов институтов физической культуры, которая позволяет повысить уровень олимпийской образованности школьников и органично вписывается в общую систему подготовки специалистов в области физической культуры и спорта;

— на основе этого анализа сформулированы практические рекомендации, которые могут быть использованы для совершенствования системы олимпийского образования школьников и подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практик)' организации школьной педагогической практики студентов Российской государственной академии физической культуры. Эти результаты используются также в учебных курсах и спецкурсах для студентов РГАФК и слушателей Института повышения квалификации академии. Положительный эффект от данных внедрений подтвержден актами, прилагаемыми в конце диссертации.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены на ряде конференций, в том числе на Международном форуме «Молоцежь-Наука-Олимпизм», который проводился 14−18 июля 1998 г. в Москве в рамках Всемирных юношеских игр [172, 173].

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии и социологии Российской Государственной академии физической культуры.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Работа изложена на 191 страницах машинописного текста.

Список использованных источников

содержит 249 наименований, в том числе зарубежных источников — 75.

ВЫВОДЫ.

1. Необходимость включения в программу педагогической практики студентов ИФК в общеобразовательных школах заданий по организации олимпийского образования школьников определяется потребностью повышения уровня олимпийской образованности школьников и подготовки будущих специалистов к проведению гуманистически ориентированных форм физкультурно-спортивной деятельности.

2. Олимпийское образование рассматривается как важный элемент той педагогической деятельности, связанной с олимпийским движением, которая щ имеет своей целью приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям этого движения, формирование у них соответствующих знаний, интересов, умений, а главное — поведения, стиля и образа жизни.

Главная и непосредственная цель олимпийского образования — сформировать, расширить и углубить знания человека об олимпизме и олимпийском движении, выработать у него полную и глубокую систему таких знаний. Центральное место в данной системе знаний занимает олимпийская концепция Пьера де Кубертена, основные положения которой изложены в его трудах, а.

• также в Олимпийской хартии. В этих положениях речь идет о тех гуманистических идеалах и ценностях, практическая реализация которых составляет главную цель олимпийского движения и на которые должны ориентироваться все участники этого движения.

Правильное и глубокое понимание этих вопросов предполагает усвоение и других знаний: об истории Олимпийских игр и олимпийского движенияо спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих не только высокие достижения в спорте, но и здоровье спортсменов, об организации спортивных соревнований и т. д.- об истории спорта, о его социальных функциях и связях с другими социальными явлениями (сферой производства, экономикой, политикой, культурой, окружающей средой и др.): о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта и путях реал изации этого потенциалао концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

3. Организация олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов ИФК призвана решить две основные задачи: 1) содействовать формированию у школьников тех важных, значимых олимпийских знаний, которыми они владеют наиболее слабо или которые у них совсем отсутствуют- 2) проверить и повысить готовность студентов ИФК к организации и проведению олимпийского образования детей и молодежи.

4. Результаты педагогических и социологических исследований, в том числе проведенный автором диссертации опрос, показывают, что основные пробелы в олимпийской образованности школьников касаются их знаний олимпийской концепции Кубертена, которая отражена и в Олимпийской хартии, тех гуманистических идеалов и ценностей, целей и задач олимпийского движения, о которых здесь говорится, т. е. наиболее важных знаний об олим-пизме и олимпийском движении. Поэтому основные усилия студентов ИФК в период педагогической практики должны быть направлены на формирование, расширение и углубление у школьников именно этих знаний.

Для решения этой задачи может быть использован широкий круг апробированных на практике форм и методов организации олимпийского образования школьников в учебное и внеучебное время. Однако следует учитывать ограниченные сроки педагогической практики студентов и всю ее программу, в которой олимпийскому образованию школьников в лучшем случае может быть уделено лишь незначительное время. С учетом этих факторов предпочтение должно быть отдано таким формам и методам, как проведение беседы, показ и обсуждение кинофильма на спортивную и олимпийскую тематик)', проведение конкурса знатоков олимпизма, организация и проведение школьных спортивных олимпийских мероприятий.

5. Успешная организация работы студентов ИФК в период педагогической практики по олимпийскому образованию школьников возможна лишь при условии полной готовности студентов к этой работе. Однако анализ ранее выполненных педагогических и социологических исследований, а также проведенный автором диссертации опрос студентов РГАФК, выявляет их слабую подготовленность к работе по олимпийскому образованию школьников.

По мнению самих студентов, лишь 14% из них «готовы, но не в полной мере» к проведению работы по олимпийскому образованию школьников. Ответы студентов на другие вопросы анкеты подтверждают это их субъективное мнение. 64% студентов отметило, что они «не очень много знают», а 29% - что они «практически ничего не знают» о том, что такое олимпийское образование. Крайне поверхностны и знания студентов о том, в чем смысл, каковы цели и задачи работы по олимпийскому образованию школьников. 43% респондентов вообще не смогли ответить на этот вопрос.

У студентов не сформированы (или сформированы крайне слабо) те знания, которые имеют особенно важное значение при проведении работы по олимпийскому образованию детей и молодежи. Так, 42% опрошенных студентов отметили, что им известны идеи, цели и задачи олимпийского движения, но они их не понимают (не совсем понимают), а еще 29% - что они имеют очень плохую информацию по данному вопросу. 92% не смогли сформулироватьцели и задачи олимпийского движения, указанные в Олимпийской хартии, а остальные характеризовали их очень неточно.

Неудовлетворительны и знания студентов об олимпийской концепции Кубертена. 86% опрошенных студентов отметили, что они весьма «поверхностно знакомы», а еще 7% - что они «практически не знакомы» с идеями этой концепции. 85% опрошенных студентов затруднились ответить на вопрос о том, что Кубертен считал наиболее важным в спорте. Ни один из студентов не ответил, что он «знает очень хорошо» принципы «Фэйр плэй» («Честной игры»), которым Кубертен придавал особо важное значение в системе ценностей олимпийского спорта. 14% ответили, что они «не очень хорошо» знают эти принципы, а остальные — что они «имеют о них очень плохую информацию» (36%) или «практически ничего не знают» о них (50° о). Большимство (64%) студентов не смогли ответить и на вопрос о том, с помощью каких средств и методов можно сформировать у спортсменов поведение в духе «фэйр плэй». Ответы остальных весьма неполные и расплывчатые: «объяснять с раннего возраста» — «дисквалификация на долгий срок» — «строгие наказания» — «наглядный пример» — «быть самому честным с учениками» и т. п.

С учетом этой ситуации должны быть приняты меры, обеспечивающие повышение готовности студентов ИФК к организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики. В первую очередь речь идет о разработке и чтении спецкурса по проблемам олимпийского образования детей и молодежи, а также о подготовке для студентов методического пособия по вопросам организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики.

Именно такая работа была проведена со студентами 3-го курса РГАФК в период их подготовки к педагогической практике в школе. В частности, для них был прочитан спецкурс на тему «Олимпийское образование детей и молодежи: теория и практика», а также подготовлено методическое пособие, которое включало в себя изложение основ теории и методики олимпийского образования, задания студентам по его организации в период педагогической практики в школах, методические материалы для проведения бесед со школьниками и список дополнительной литературы. Все это позволило существенно повысить готовность студентов к работе по олимпийскому образованию школьников.

6. Педагогический эксперимент, в ходе которого в программу педагогической практики студентов 3-го курса РГАФК были включены задания по организации олимпийского образования школьников, показал возможность повышения на основе этого: а) уровня олимпийской образованности школьников и б) уровня готовности студентов к педагогической деятельности по олимпийскому образованию детей и молодежи.

Хотя многие из школьников попрежнему испытывали трудности в достаточно точной формулировке ответов на важные и существенные вопросы, касающиеся олимпизма и олимпийского движения, все же в знаниях большинства из них по этим вопросам произошли существенные позитивные сдвиги. Как правило, лишь небольшая группа школьников (5−8 человек) затруднялись ответить на поставленные вопросы.

Студенты, по их собственной оценке, значительно повысили свою готовность к работе по олимпийскому образованию детей и молодежи. Об этом свидетельствует и тот факт, что в целом они успешно справились с заданиями по организации олимпийского образования школьников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В целях повышения уровня олимпийской образованности школьников и подготовки будущих специалистов к проведению гуманистически ориентированных форм физкультурно-спортивной деятельности целесообразно в программу педагогической практики студентов ИФК в общеобразовательных школах включать задания по организации олимпийского образования детей и молодежи.

2. Рекомендуются следующие основные задания студентам, проходящим педагогическую практику в школах, по организации олимпийского образования:

• Выявить уровень олимпийских знаний школьников, используя: а) контрольные вопросы олимпийского зачета для школьников [93, с. 10-] 1] и собственные контрольные вопросы (Приложение 1) — б) специально разработанные анкеты (Приложение 2). Особое внимание обратить на информированность школьников о принципах «фэйр плэй» и их значении в современном спорте.

• Подготовить и провести: беседу со школьниками, показ и обсуждение кинофильма на спортивную и олимпийскую тематикуконкурс знатоков олимпизмашкольное физкультурно-спортивное мероприятие с использованием олимпийской символики (т.е. по сценарию Малых Олимпийских игр, олимпийского турнира «СпАрт» и т. п.). В ходе этих мероприятий особое внимание уделить тем пробелам в олимпийских знаниях школьников, которые обнаружены при выполнении первого задания.

• Повторно выяснить уровень олимпийских знаний школьников (особенно их информированность о принципах «фэйр плэй»), используя контрольные вопросы и анкеты или просто на основе устной беседы.

3. В целях повышения готовности студентов ИФК к олимпийскому образованию школьников в период педагогической практики рекомендуется:

— чтение для них спецкурса по проблемам олимпийского образования детей и молодежи (вариант программы такого спецкурса представлен в Приложении 4);

— подготовить для студентов методическое пособие, включающее в себя: характеристику олимпийского образования, содержания, средств, форм и методов этой педагогической деятельностизадания студентам по организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики- «инструментарий» для определения уровня олимпийской образованности школьников (контрольные вопросыспециальные анкеты и т. д.) — материалы для проведения бесед со школьникамисписок дополнительной литературы и др. (вариант такого пособия в Приложении 5);

— обязать студентов подготовить к педпрактике конспект беседы по теме, имеющей важное значение в системе олимпийского образования.

4. Результаты диссертационного исследования показывают необходимость поиска дальнейших путей повышения олимпийской образованности учащейся молодежи и подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта к организации и проведению олимпийского образования детей и молодежи.

В частности, целесообразно изучить возможность включения в программу педагогической практики студентов 4-го курса ИФК по избранному виду физкультурно-спортивной деятельности заданий по организации олимпийского образования детей и молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.У., Поликарпова Г. М. Олимпийские игры. Из прошлого в будущее. — Спб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 280 с.
  2. Адам Ивон. Олимпийские игры в Москве и будущее олимпийского движения // Теория и практика физической культуры, № 5, 1981. С. 57−58.
  3. Актуализация принципов и технологии обучения в системе физкультурного образования: Сб. научных трудов. Омск: СибГАФК, 1996. — 138 с.
  4. И. Идейно-моральные основы олимпийского движения // Проблемы олимпийского движения: Сб. статей на русском языке. София, 1977.-С. 89−124.
  5. М.В. Уровень знаний по олимпизму у детей школьного возраста // Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. VII Всеросс. научно-практич. конф. Сентябрь, 25−27, 1996. Часть II. Краснодар, 1996. — С. 225−227.
  6. М.В. Образовательная программа «История и теория олимпизма» для учащихся 10−11-х классов общеобразовательной школы // Моло-дежь-Наука-Олимпизм: Матер, межд. форума. М., 1998. — С. 39−40.
  7. . Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту // Проблемы олимпийского движения: Сб. статей на рус. яз. (под ред. А. Солакова). БОК. София Пресс. 1977. — С. 125 138.
  8. А.Г. Высшее физкультурное образование (Проблемы и решения): Автореф. Дисс. докт. пед. наук. М., 1996. — 47 с.
  9. С. Методологические основы использования олимпийских знаний в практике физкультурного образования школьников / Молодежь-Наука-Олимпизм: Матер, межд. форума. М. 1998. — С. 50−51.
  10. Ю.Баринов С. Ю. Проблемы олимпийского образования в деятельности Международной олимпийской академии: Дисс. канд пед. наук. М., 1999. -149 с.
  11. И.Баринова И. В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Дисс. канд пед. наук. М., 1994.-220 с.
  12. Г. И. Межпредметные связи // Совершенствование содержания образования в школе. М., 1985. — С. 253−271.
  13. И.М. Гуманизм или технократизм: два стиля мышления в спорте // Нравственный потенциал современного спорта: Матер. IV Всес. методологического семинара, г. Суздаль, 10−12 марта 1988 г. М.: Сов. спорт, 1989. -С. 25−29.
  14. П.Вишневский В. И. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987.-24 с.
  15. A.M. Формирование основ профессионального мастерства студентов в процессе педагогической практики И Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров по физической культуре и спорту:
  16. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференци-84. М.: ГЦОЛИФК, 1984. — С. 84−86.
  17. Всесоюзный симпозиум «Олимпийское движение и развитие олимпийского спорта в современном мире» (14−16 марта 1978 г., г. Волгоград): тезисы.-М., 1978.-96 с.
  18. О. О будущем спорта высших достижений, ч. I. // Межд. спорт, движение, Ху 5. М.: ЦООНТИ-ФиС. 1986.-С. 14−21.
  19. Гуманитаризация образования и гуманизация знания: поиск взаимодействия: Межвуз. сб. научных трудов. Н. Новгород: изд-во НГПУ, 1998. -147 с.
  20. А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Дисс. канд. пед. наук. М. 1984. — 283 с.
  21. Г. С. Место и роль олимпийской проблематики в подготовке специалистов в институтах физической культуры // Олимпийское движение и социальные процессы: Сб. мат. Международ, конф. СПб, 1993. — С. 78−83.
  22. Г. С. Олимпийское воспитание // Теория и практика физической культуры, № 4, 1996. С. 61−69.
  23. Дети и олимпийское движение: Материалы симпозиума детской Си-бириады 5−7 июля 1993 г. — Новосибирск, 1993. — 108 с.
  24. . Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: Сборник научных материалов. -М., 1974.-С. 122−130.
  25. С.П., Поликарпова Г. М., Прохорова М. В. Проведение олимпийских уроков в школе: Учебное пособие / Под общей ред. В. У. Агеевца // Спб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995. 72 с.
  26. А.Г. Социокультурные смыслы олимпизма // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 22−23 сент. 1993 г. Волгоград: Перемена, 1994.-С. 11−14.
  27. А.Г. Олимпизм как метафизика спорта // Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы VII Всеросс. научно-практич. конф. Сентябрь, 25−27, 1996. Часть I. Краснодар, 1996. — С. 73−76.
  28. А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен // Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Вып. второй): Сб./Сост. и редактор В. И. Столяров. М.: РАО, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996.-С. 43−48.
  29. А.Г., Петлеваный Г. Ф., Шапоренкова О. В. Система олимпийского образования школы-комплекса N39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пособие. Смоленск. 1997. -С. 139−172.
  30. К.Н. Межпредметные связи в структуре школьного олимпийского образования: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 175 с.
  31. К.Н., Егоров А. Г. Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании: Уч. пособие. Смоленск: СГИФК, СОА, 1998. — 73 с.
  32. JI.A. Потенциал человека. Горький, 1988. — 28 с.
  33. Л.А., Дахин А. В. Ананьев Ю.В. Культурология: Уч. пособие. Н. Новгород: Нижегор. гос. университета, 1993. — 92 с.
  34. К. Олимпийская идея в современном воспитании // Спорт и культура: Тез. докл. междунар. семинара социологов спорта. Варшава, 1979. -С. 37.
  35. Д.И. Основные направления гуманизации спортивных игр и соревнований в работе со школьниками: Дисс. канд. пед. наук. М., 1995. -165 с.
  36. А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. -М: ФиС, 1998. 236 с.
  37. Г. З. Структура и содержание педагогической практики в системе среднего физкультурного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1998.- 19 с.
  38. Х.М. Олимпизм как зеркало и модель общества // Международное спортивное движение: Экспресс-информация. М.: ВНИИФК, 1983, № 5.-С. 15−27- № 6.-С. 21−27.
  39. Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физической культуры (на примере учащейся молодежи Грузии): Дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — 160 с.
  40. В.А. Эстетическая подготовленность учителя физической культуры: Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1990. — 167 с.
  41. Кубертен Пьер де. Победи самого себя // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый. Исторические и теоретико-методологические основания: Сб./Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 7−8.
  42. Н.В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 24 с.
  43. В.В. Проблемы и перспективы развития высшего физкультурного образования // Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы VII Всеросс. научно-практич. конф. Сентябрь, 25−27. 1996. Часть I. Краснодар, 1996. — С. 20−32.
  44. В.В. Пути совершенствования системы высшего физкультурного образования на основе единой федеральной комплексной программы //
  45. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб./Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 8−16.
  46. В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги работы Проблемного научного совета по физической культуре РАО) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998, № 2. С. 1−5.
  47. В.В., Столяров В. И. Проблема подготовки специалистов нового профиля по олимпийскому образованию и спартианской системе культурно-спортивной работы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1999, № 1−2.-С. 2−6.
  48. Н. Культура спортсмена и общество // Актуальные проблемы международного олимпийского движения. София, 1980. — С. 290−302.
  49. Н. Насилие, феър-плей и задачи на националните олимпийски комитета // Сб. материали. От първата сесия на националната олимпийска школа. 5−9 юни 1983 г., Несебър. С. 31−38.
  50. Лотц Франц. Наука и олимпийское движение // Межд. спорт, движение: Экспресс-информация, вып. 19. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1983. — С. 14−20.
  51. Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта, ч. 2. Челябинск, 1997. — С. 155−157.
  52. Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества /7 Международный форум «Молодежь-Наука-Олимпизм», 14−18 июля 1998 г., Москва: Материалы. М.: Сов. спорт, 1998. — С. 144−140.
  53. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  54. Л.И. Олимпийское воспитание в школах города Краснояр-ска-26 // Сибирь и олимпийское движение: Тезисы региональной научно-практической конференции (г. Кемерово, 8−9 дек. 1992 г.). Омск, 1993. — С. 37−39.
  55. Манифест о спорте. М., 1971. — 34 с.
  56. Манифест СИЕПС о честной игре // Информационный вестник ВНИИФК, № 10, 1977. С. 3−12.
  57. В.И. О перестройке системы профессиональной подготовки специалистов в институтах физической культуры (системно-деятельностный подход). // Теория и практика физической культуры, № 5, 1988. С. 18−21.
  58. В.И. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в ИФК // Метод, разработки для слушателей ФПК. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989.-88 с.
  59. .В. О единой концепции подготовки специалистов в ИФК // Труды ученых ГЦОЛИФКа. 1993.-С. 140−143.
  60. В. И. Зволинская Н.Н. Теоретические подходы и обоснованию содержания высшего физкультурного образования. М.: РИО ГЦОЛИФК. 1988.- 78 с.
  61. В.И., Зволинская Н. Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра // Теория и практика физической культуры, 1990, № 12. С. 211.
  62. Н.Ю. Роль Центральной Олимпийской академии в развитии олимпийского образования в России // Олимпийский бюллетень, № 3, 1997. -С. 12−14.
  63. Новое мышление и олимпийское движение: Материалы Всес. научн. симп. «Межд. олимпийское движение: проблемы и тенденции развития на современном этапе» (Рига, 11−13 мая 1989 г.). М.: Знание, 1990. — 223 с.
  64. Олимпийская хартия 1991 г. Международного олимпийского комитета. -М, 1991.-65 с.
  65. Олимпийская хартия. Пер. с англ. М.: Советский спорт. 1996. — 96 с.
  66. Олимпийское движение и социальные процессы: Сб. мат. Международ. конф. СПб, 1993. — 85 с.
  67. Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Международного олимпийского комитета, Волгоград, 22−23 сент. 1993 г. Волгоград: Перемена, 1994. — 99 с.
  68. Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Международного олимпийского комитета. Москва, 1996. — 157 с.
  69. Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Международного олимпийского комитета. Омск, 1995. — 133 с.
  70. Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы VII Все-росс. научно-практич. конф. Кн. 1 и 2. Краснодар, 1996.
  71. Т. Культурные ценности олимпийского движения // Международное спортивное движение, № 3. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986. — С. 29−35.
  72. Опрос общественного мнения граждан США // Межд. спорт, движение: Экспресс-инф., вып. 15.-М.: ЦООНТИ-ФиС, 1984.-С. 10−12.
  73. Организация педагогической деятельности студентов факультетов физического воспитания заочной формы обучения в условиях педагогической практики: Методич. рекомендации / Сост.: Е. Г. Горбачев, Н. Г. Калмакан, Н. И. Борисова. Одесса, 1988. — 14 с.
  74. Основы знаний по вопросам олимпийского движения // Физическая культура в школе, № 2, 1998.-С. 10−11.
  75. Л.В. Социально-педагогические принципы современного олимпийского движения // Теория и практика физ. культуры, 1984. № 3. С. 58−59.
  76. Л.В., Парфенов А. В. Педагогика олимпизма // Олимпийское движение и социальные процессы: Матер. Всеросс. конф. Омск: Сиб-ГАФК, 1995. — С. 23−26.
  77. А.Т., Пузырь Ю. П. Золотые страницы истории физической культуры (Рекомендации к проведению урока олимпийских знаний). М., 1994, — 14 с.
  78. Пауэлл Джон Т. Формирование спортсменов-олимпийцев // Международное спортивное движение. Экспресс-информация. Вып. первый. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1984.-С. 13−20.
  79. Г. Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 186 с.
  80. Петров Райко. Идейно-этическое наследие Пьера не Кубертена // Актуальные проблемы международного олимпийского движения/ Сост. Ангел Солаков. София Пресс, 1980. — С. 7−27.
  81. Петрова Наталия. Общественно-экономические системы и развитие олимпийского движения //' Актуальные проблемы международного олимпийского движения/ Сост. Ангел Солаков. София Пресс, 1980. — С. 28−44.
  82. Н.В., Самчук А. А. Олимпийское образование: опыт и проблемы // III научно-практическая конф. «Физическая культура и олимпийское движение Урала». Тезисы конф. Ижевск, 1995. — С. 49−50.
  83. Н.В., Сучилин А. А. Олимпийское образование: учебное пособие для студентов ИФК. Волгоград: Перемена, 1994. — 136 с.
  84. Н.В., Сучилин А. А. Олимпийское образование: проблемы, опыт // Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. VII Все-росс. научно-практич. конф. Сентябрь, 25−27, 1996. Часть II. Краснодар, 1996. -С. 255−258.
  85. Н.В., Сучилин А. А. Олимпийское образование: концепция, программа, опыт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 3, 1996.-С. 22−25.
  86. А.П., Меринов С. Г., Бойчевский А. В. Ценности спорта в представлении будущих специалистов физической культуры /7 Олимпийскоедвижение и социальные процессы: Матер. Всеросс. конф. Омск: СибГАФК, 1995.-С. 28−30.
  87. Н. Олимпизм, общество, личность. София, 1980. -126 с.
  88. Президент МОК на трибуне ООН // Международный журнал спортивной информации «Спорт для всех», № 1−2, 1996. С. 6−7.
  89. Приглашение в страну «фэйр плэй». М.: Исследоват. центр «Фэйр плэй», 1993.-37 с.
  90. Ю.А. Модель олимпийского образования студенческой молодежи на основе Спартианских игр: Дисс. канд пед. наук. Краснодар, 1998.-244 с.
  91. B.C. Олимпийское движение и современная Россия /У Теория и практика физ. культуры, № 8, 1994. С. 1−3.
  92. B.C. Олимпийская идея для России. М.: Сов. спорт, 1998.- 152 с.
  93. B.C., Асмолов А. Г., Кофман Л. Б. Основы олимпийских знаний. VIII класс // Программы физического воспитания учащихся 1−11 классов. М.: Просвещение, 1996. — С. 64−106.
  94. Рыхтецки Антонин, Науль Роланд. Восприятие олимпийских идеалов занимающимися и не занимающимися спортом 12- и 15-летними детьми // Мо-лодежь-Наука-Олимпизм: Материалы Межд. форума. М.: Сов. спорт. 1998. -С. 204−207.
  95. И.В. К вопросу об олимпийском воспитании подрастающего поколения // Олимпийское движение и социальные процессы: Матер. IV Всеросс. научно-практич. конф., Волгоград, 22−23 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена. — С. 28−31.
  96. И.В. К вопросу об организации олимпийских классов в школах // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы Всеросс. конф.-Омск: СибГАФК, 1995.-С. 118−120.
  97. И.В. Формы олимпийского воспитания учащихся в современных условиях // Олимпийское и международное спортивное движение: история, теория и практика: Межвуз. сб. научнх материалов. Воронеж, 1998. -С. 178−180.
  98. Х.А. Ориентир XXI век // Олимпийская панорама, 1989, № 1.-С. 12−13.
  99. О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Дисс. канд. пед. наук. Малаховка, 1989. -284 с.
  100. О.И. Знания учащихся и тренеров ДЮСШ об олимпийском движении // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград: Перемена, 1994.-С. 74−77.
  101. И.Д. Интеграция науки и спортивной практики в совершенствовании профессиональной подготовки студентов физкультурных учебных заведений (на примере спортивной борьбы): Дисс.. докт. пед. наук. М. 1998.- 246 с.
  102. Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов: Дисс. канд. педагогических наук. М., 1989. — 291 с.
  103. Ю.П. Проблемы олимпийского воспитания в Сибири // Материалы научно-практич. конф. «Региональные проблемы физической культуры и спорта». Омск: ОГИФК, 1993. — С. 3−7.
  104. Ю.П. Дети и олимпийское воспитание // Дети и олимпийское движение: Матер, симп. детской Сибириады-93, 5−7 июля 1993 г. Новосибирск. 1993.-С. 8−11.
  105. Симпозиум «Актуальность П. де Кубертена» // Межд. спорт, движение. Экспресс-информация, вып. 11.-М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986. С. 9−11.
  106. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  107. СпАрт (Духовность, спорт, искусство). Вып. первый. От идей Кубертена к модели спорта XXI века. Москва-Смоленск: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК. Смоленская Олимпийская академия, 1996. — 134 с.
  108. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй. Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб./Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998.- 315 с.
  109. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб./Сост. и ред. В. В. Кузин.
  110. В.И.Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998.-284 с.
  111. М.И. Педагогическое мастерство тренера. М.: ГЦОЛИФК, 1978.-46 с.
  112. В.В. К вопросу о разработке теории олимпизма // Проблемы истории физ. культуры и олимпийского спорта: Тез. докл. Всесоюз. симпоз., Львов.-М., 1981.-с. 110−112.
  113. В.В. Марксистско-ленинское мировоззрение и олимпийская идея // Роль, функции и актуальные проблемы олимпийского движения: Сборник научных статей. -М., ВНИИФК, 1984. С. 13−20.
  114. В.И. К вопросу об идеалах и целях современного олимпийского движения // Роль, функции и актуальные проблемы олимпийского движения. М&bdquo- ВНИИФК, 1984.-С. 22−33.
  115. В.И. Содержание и значение олимпийского воспитания детей в условиях социализма (теоретический анализ) // Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи. Красноярск, 1987.-С. 145−159.
  116. В.И. Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание детей и молодежи в условиях социализма // Философско-социологические исследования физической культуры и спорта (ежегодник). Вып. первый. Спорт. Культура. Воспитание. М&bdquo- 1988.-С. 151−169.
  117. В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи: Методические разработки для аспирантов и слушателей ВШТ. М.: ГЦОЛИФК, 1989.- 33 с.
  118. В.И. Перспективы реализации гуманистических ценностей в рамках олимпийского движения // Новое мышление и олимпийское движение: Сб. ст. М.: Знание, 1990. — С. 36−46.
  119. В.И. Олимпийский проект «СпАрт» (основные идеи и первые итоги реализации)// Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФК. М., 1993. — С. 36−49.
  120. В.И. Инновационный вклад Академии в реализацию, сохранение и развитие духовных ценностей спорта на основе новой гуманистической программы: Актовая речь. М.: РГАФК, 1997. — 72 с.
  121. В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 4, 1998. С. 13−20.
  122. Столяров В. И, Баринова И. В., Курило С. И. Молодежь и олимпийская идея «Фэйр плэй» // Теория и практика физической культуры, № 8, 1994. С. 37.
  123. В.И., Вишневский В. И. и др. Рабочая программа проведения социологического исследования «Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание студенческой молодежи». Харьков, 1990. — 62 с.
  124. В.И., Петлеваный Г. Ф. «Спартианская» программа олимпийского воспитания, образования и обучения // Олимпийское образование в школе: уч. пос. для студентов высших учебных заведений физической культуры. Смоленск, 1997, с. 57−138.
  125. В.И., Стопникова Е. В., Баринова И. В. Проблема приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма // Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФК. М&bdquo- 1993. — С. 10−22.
  126. Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Дисс. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1992. — 161 с.
  127. А.Б. Международное олимпийское движение 80-х начала 90-х: тенденции, проблемы // Олимпийское движение и социальные процессы: Сб. матер. Межд. конф. — СПб, 1993. — С. 18−23.
  128. А.Б. Пьер де Кубертен и генезис олимпийской идеи // Олимпийское движение и социальные процессы: Сб. матер. Межд. конф. СПб, 1993. -С. 125−131.
  129. А.Б. О генезисе неоолимпизма и современного олимпийского движения // Теория и практика физической культуры, 1994, № 8. С. 10−16.
  130. Суник А.Б. XX век и олимпийская триада: диалектика взаимосвязей //Международный форум «Молодежь-Наука-Олимпизм» 14−18 июля 1998 г. Москва: Материалы. М.: Сов. спорт, 1998. — С. 239−241.
  131. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России/В.С.Родиченко и др. М.: Сов. спорт, ФиС, 1996. — 136 с.
  132. Э.Л. Реализация педагогической ценности олимпийских состязаний в процессе подготовки специалистов по спорту // Олимпийское движение и социальные процессы: Матер. Всеросс. конф. Омск: СибГАФК. 1995. — С. 92−95.
  133. В.И. К олимпийским вершинам с детства. — Красноярск: Кн. изд-во, 1995.-80 с.
  134. Формирование профессионально-педагогического мастерства студентов ИФК в условиях непрерывной педагогической практики. Л., 1988.
  135. Хён Э. Кубертен о месте искусства в современном олимпизме // Б.Лоу. Красота спорта. М.: Радуга, 1984. — С. 48−62.
  136. Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск второй): Сборник / Сост. и редактор В. И. Столяров. М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996.
  137. И.В. Олимпийское движение и педагогическая деятельность тренера: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 207 с.
  138. И.В., Столяров В. И. Олимпийское движение и педагогическая деятельность тренера // Международный форум «Молодежь-Наука-Олим-пизм» 14−18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. М.: Сов. спорт, 1998. — С. 266−267.
  139. Ю.М. Идеи олимпизма в школьном курсе физической культуры // Олимпийское движение и социальные процессы: Сб. мат. Международ. конф. СПб, 1994. — С. 94−97.
  140. Ю.М. Ода спорту или 10 уроков олимпизма (Книга для учащихся). Челябинск. 1993. — 74 с.
  141. B.И.Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998.-С. 17−25.
  142. В.А. Подготовленность специалистов к работе по олимпийскому образованию детей и молодежи // Молодежь-Наука-Олимпизм: Материалы международного форума. М.: Советский спорт, 1998. — С. 268−270.
  143. В.А., Столяров В. И. Программа олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов ИФК // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. М.: «Физкультура, образование, наука», 1999.1. C. 227−229.
  144. Adam К. Leistungssport als Denkmodell. Munchen (Fink), 1978. — 2441. S.
  145. H. Schulz M. (Hrsg). Spoil und Ethik: Grundpositionen. -St.Augustin: Richarz, 1989. 114 S.
  146. Andrecs H. Die olympishe Idee und ihre Verwirklichung in der Shule II Sport in unserer Zeit: Arbeitstexte zum Verstandnis der olympischen Idee. Heft 1. -Wien, 1984.-S. 12−23.
  147. Coubertin Pierre de. The Olympic Idea: Discourses and Essays, rev. ed. eds. L. Diem and O. Andersen, translated from the French by J.G.Dixon. Lausanne: Carl-Diem-Institut. Editions Internationales. Olympia, 1966. — 217 p.
  148. Dabrowska Anna, Dabrowski Andrzej. Students about values of the olympism in a perspective of the XXI century «Sport science. Vilnius. 1998. № 4. -pp. 16−19.
  149. Daume Willi. Zeus & Apollo. On truths, errors and possibilities between sport and art // Bulletin № 8, 11th Olympic Congress, Baden-Baden, 1981. pp. 6567, 101−108.
  150. Diem C. The Olympic Idea: discourses and essays. Koln: Carl-Diem-Institut, 1970, — 121 S.
  151. Durantez Conrado. Pierre de Coubertin. The Olympic Humanist. -Lausanne: Olympic Museum, 1994. 127 p.
  152. Espy R. The Politics of the Olympic Games. Berkley, Los Angeles: University of California Press, 1979. — 308 p.
  153. Ethics and sport. Special Issue. International Review for the Sociology of Sport, vol. 30, № ¾, 1995.-456 p.
  154. Fair Play-Sport-Edukacja/Opracowanie i redakcja Zofia Zukowska, Ryszard Zukowski. Warszawa, 1997. — 166 p.
  155. Final document: Centennial Olympic Congress. Congress of Unity, Paris, September 3rd, 1994.- 11 p.
  156. Foldesi T. and Krawczvk Z. Values connected to the Olympic games in Budapest and in Warsaw: Paper prepared for presentation at the Olympic Scientific Congress Eugene, Oregon, July 19−26, 1984. 30 p.
  157. Goncalves C. The fair play and the young sport participants: Paper presented at the 1989 a.d. E.S.T. World Convention «Movement and sport a challenge for life-long learning». Jyvaskyla, Finland, 1989. — 21 p.
  158. Graham P., Heberhorst H. The Modern Olympics. N.Y.: Leisure Press, Cornuvall, 1976.-332 p.
  159. Heinila K. Ethics of sport. University of Jyvaskyla'. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland. N4, 1974. 72 p.
  160. Indorf H. Fair play und der englische Sportgeist. Hamburg, 1938. — 1211. S.192. karatassakis Triantaphyllos. Teaching Programme of the Olympic Idea in Schools V Report of the 18th session of the IOA. Athens. N79. — pp. 123−136.
  161. Karatassakis Т. The teaching of olympism in the schools // Report of the International Sessions for Educationists 1973 1977 — 1979, Ancient Olympia. -HOC, Athens, 1980. — pp. 216−222.
  162. Kircher Rudolf. Fair Play. Sport spiel und Geist in England. Frakfurter Societats. — Frankfurt am Main, 1927. — 214 S.
  163. Krawczyk Z. Dwa oblicza olimpizmu // Oblicza sportu/Praca zbiorowa pod red. Z. Krawczyka. Warszawa, 1990. — 136 c.
  164. Laeszlo Arday. The Olympic Idea and Coubertin // IOA. Report of the 28th Session.-Lausanne, 1989. pp. 67−72.
  165. Landry Fernand. The Games of the XXIst Olympiad and the Promotion of Olympism in Quebec Schools // Report of the International Sessions for educationists 1973 1977 — 1979, Ancient Olympia. — HOC, Athens, 1980. — pp. 287−298.
  166. Landry F. Education on olympism and the school curriculum: principles, techniques and applicating based on the experience of the Montreal Olympic Games: Paper presented at the 6th International Sessions for educationists IOA. IOA, 1984.
  167. Lekarska N. Education in the spirit of fair play // Bulletin Bolgarian Olympic Committee, 1983, №№ 180−181.-pp. 27−34.
  168. Lekarska Nadia. Alien Elements to Olympic Principles // Report of the 17lh Session of the IOA. Athens, 1978.-pp. 123−131.
  169. Lekarska Nadia. Olympism: Immutable Values and Outdated Factors Report of the 28th Session of the IOA. Lausanne, 1989. — pp. 73−80.
  170. Lenk H. Werte, Ziele, Wirklichkeit der modernen Olympischen Spiele. -Verlag Karl Hofman, Schrndorf. Stuttgart, 1972. 376 S.
  171. Lenk Hans and Pilz Gunter A. Das Prinzip Fairness. Edition Interfrom, Zurich, 1989. — 148 S.
  172. Lotz Franz. Olympic movement and education // Report of the International Sessions for Educationists 1973−1977−1979. Ancient Olympia. HOC, Athens, 1980. — pp. 102−112.
  173. Lotz Franz. The Olympic Idea, a Challenge Today a Duty Tomorrow // Report of the International Sessions for Educationists 1973- 1977−1979, Ancient Olympia. HOC, Athens, 1980.-pp. 155−163.
  174. Lotz Franz. Youth and the Olympic Movement /7 IOA. Report of the 27th Session. Lausanne, 1988.-pp. 100−106.
  175. Lucas John. Victorian «Muscular Christianity» Prologue to the Olympic Games Philosophy // Report of the 15th Session of the IOA. — Athens, 1976. — pp. 66−77.
  176. MacAloon John J. This Great Symbol. Pierre de Coubertin and the Origins of the Modern Olympic Games. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1981. — 359 p.
  177. Manifesto // Fair Play for All. Declaration of the CIFP. Munchen, Paris, 1992.-pp. 10−17.
  178. Mcintosh P. Fair play. Ethics in sport and education. Heinemann, London, 1979.-213 p.
  179. McNeely Simon. The New Generation and Olympism in USA // Report od the 16th Session of the IOA. Athens, 1977. — pp. 146−161.
  180. Meinberg Eckhard. Die Moral im Sport. Bausteine einer neuen Sportethik. Mever & Meyer Verlas, 1991. — 232 S.
  181. Mlodzikowski G. Uniwersalne wartosci sportu /7 Sport i kultura. Praca zb. pod red. Z. Kravvczyka. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1981. -pp. 41−61.
  182. Muller Norbert. Olympic Education Programmes // Program and Abstract Book. The 1996 International Pre-Olympic Scientific Congress. 10−14 July 1996. Dallas, Texas, USA. p.76.
  183. Muller Norbert. Olympism and Olympic Education: Paper presented at the 4Ih Joint International Session for Directors of NOAs, Members and Staff of NOCs and IFs, 7−14 May 1998, Ancient Olympia, Greece, -lip.
  184. Mzali Mohamed. Olympism and education ' Report of the 1 8lh session of the IOA. Athens, 1979. — pp. 62−72.
  185. Mzali Mohamed. The moral profile of the Olympic athlete // IOA. Report of the 22nd Session. Lausanne, 1985. — pp. 36−40.
  186. Naul R., Pieron M., Telama R., Almond L., Rychtecky A. Sporting Lifes-tile, Motor Performance and Olympic Ideals of Youth in Europe. The report for ICSSPE. Essen, 1997. — 73 pp.
  187. Neverkovich Sergei. Methods of Olympic Education // IOA. Report of the 27th Session. Lausanne, 1988.- pp. 172−176.
  188. Niedermann E. Schulsport und olympische Idee // Sport in unserer Zeit: Arbeitstexte zum Verstandnis der olympische Idee, Heft 2. Wien, 1984. — S. 7−11.
  189. Nissiotis Nikolaos. Philosophy of Olympism // Report of the 18th Session of the IOA.-Athens, 1979.-pp. 178−187.
  190. Nissiotis Nikolaos. The Cultural Value of Olympism and the Future of the Olympic Games // Report of the 21st Session of the IOA. Lausanne, 1982. — pp. 92 103.
  191. Nissiotis Nikolaos. Olympism and Today’s Reality // IOA. Report of the 24lh Session. Lausanne, 1985. — pp. 57−74.
  192. Organizing committee for the Games in Munich. Sport in my country. Brochure illustrating the international art competition for youth organised in the town of Kiel as part of theatres programme for the XXth Olympiad, 1972. 90 p.
  193. Pahud Jean-Fracois. The Contribution of Olympic Museums to Olympic Education: Paper presented at the 2nd Int. Session for Directors of National Olympic Academies. Ancient Olympia, 1988. — 5 p.
  194. Parry Jim. Young People’s Interest in Competitive Sport and Olympism // IOA. Report of the 27th Session. Lausanne. 1988. — pp. 111−121.
  195. Paul Robert C. Methods of Olympic Education // IOA. Report of the 27, h Session. Lausanne, 1988.-pp. 132−141.
  196. Pierre de Coubertin an unrecognized genius. Lausanne, The International Pierre de Coubertin Committee. 1994. — 43 p.
  197. Pierre de Coubertin and History. Lausanne, The International Pierre de Coubertin Committee, 1994. — 23 p.
  198. Pierre de Coubertin and the Arts. Lausanne, The International Pierre de Coubertin Committee, 1994. — 15 p.
  199. Pilz Gunter A. and Wewer W. Erfolg oder Fair play? Sport als Spiegel der Gesellschaft. Copress Verlag, Munchen, 1987. — 152 S.
  200. Powell John. The New Generation and Olympism in Canada // Report od the 16th Session of the IOA.-Athens, 1977.-pp. 131−145.
  201. Puczynski Wlodzimirz. The Use of the Olympic Idea in Educational Work and Social Awareness of Its Value // Almanack 1994, Polish Olympic Committee, Polish Olympic Academy, 1994. pp. 69−78.
  202. Puisiene Elena. Olympic culture aspects of future physical education specialist // Sport science, Vilnius, 1998, № 4. pp. 34−37.
  203. Sala Georges. Sport and the Fine Arts, Dialogues or Monologues // IOA. The Report of the 26th Session, Ancient Olympia. Lausanne, 1987. — pp. 175−185.
  204. Samaranch Juan Antonio. Olympism in the Various Sectors of Society // Report of the 18th Session of the IOA. Athens, 1979. — pp. 42−48.
  205. Samaranch J. A. I’m fundamentally an optimist // Olympic Review, 1989, № 262. pp. 376−379.
  206. Shaddad Kamal Hamid. Olympism: Second Thought and a New Paradigm // Report of the 19th Session of the IOA. Athens, 1980. — pp. 214−218.
  207. Spear Peter. Educational Program in Connection with the Olympic Winter Games, Calgary 1988 // IOA. Report of the 26th Session. Lausanne, 1987. — p. 244.
  208. Sport in unserer Zeit: Arbeitstexte zum Verstandnis^ der olvmpische Idee. Heft 2. Wien, 1984.-205 S.
  209. Szymiczek Otto. The Fundamental Principles of the Olympic Ideology // Report of the 10lh Session of the IOA. Athens. 1970. — pp. 51−60.
  210. Szymiczek Otto. The Olympic Philosophy in Antiquity and in Our Times // Report of the 12, h Session of the IOA. Athens. 1972. — pp. 44−54.
  211. Szymiczek Otto. Basic Principles of Olympic Ideology // Report of the 15th Session of the IOA. Athens, 1976. — pp. 45−55.
  212. The Olympics: an educational opportunity: Instructional materials for senior high school. USA Olympic Committee, Olympic House, Colorado Springs, 1984.-96 p.
  213. The Olympics: something for everyone. Ottawa: COA, Fall, 1990. — 481. P
  214. The VIC Health Olympic Schools Project. Melbourne, 1992. — 97 p.
  215. Ueberhorst Horst. The New Generation and Olympism in West Germany //Report od the 16th Session of the IOA.-Athens, 1977.-pp. 121−130.
  216. Zukowska Z. Edukacja olimpijska mlodziezy: Tradvcje Terazniejszosc — Perspektywy // Fair Play. Sport. Edukacja/Redakcja i opracowanie Zofia Zukowska. — Warszawa, 1996. — pp. 33−40.
  217. Zukowska Zofia, Zukowski Rychard. Universal values Olympic education in the programmes of alternative education // Sport science, Vilnius, 1998, N4. pp. 13−16.
Заполнить форму текущей работой