Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная социализация судьи в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С позиции социологических критериев социальной структуры общества характеристика профессионального статуса судьи имеет несколько уровней. Все они основаны на единстве статуса судей, закрепленного законодательно. Первый уровень — это место данной юридической специальности в системе права. Второй — положение судьи в служебной иерархии. Третий уровень — классификационный, который определяется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Профессиональная социализация судьи как объект t социологического исследования
    • 1. 1. Профессиональная социализация: теория и методология
    • 1. 2. Социологические характеристики статуса судьи в контексте профессиональной социализации
  • Выводы из I главы
  • Глава II. Социологический анализ профессиональной социализации судьи в современных российских условиях
    • 2. 1. Внешние детерминанты профессиональной социализации российского судьи в ситуации правовых и социальных реформ
    • 2. 2. Роль внутренних факторов профессиональной социализации судьи в оценке экспертов
    • 2. 3. Пересмотр социальных позиций как результат практического опыта работы в системе судопроизводства
  • Выводы из II главы

Профессиональная социализация судьи в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследовании. В связи с переменами в российском обществе и их отражением в правовых актах, Конституцией РФ 1993 г. впервые декларировано разделение государственной власти на три самостоятельные и независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Сегодня, по прошествии более чем 10 лет, налицо некоторые результаты судебной реформы: принят ряд основополагающих законов, таких как Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», Закон РФ «О статусе судей в РФ» и др.- введены новые институты уголовно-процессуального права (например, судебное рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей). Суд обретает черты третьей ветви власти, при этом судебная ее ветвь, безусловно, является одной из важнейших составляющих государственной власти и уравновешивает взаимодействие двух остальных ее ветвей. Это привлекает к формирующейся судебной системе и личности судьи внимание не только широкой общественности, но и ученых-обществоведов. Социологов волнуют проблемы авторитета правосудия, независимости судей от какого-либо внутреннего и внешнего давленияв социологической литературе обсуждаются вопросы становления суда (судьи) подлинным гарантом правосудия, законности и справедливости. Решение этих задач явится существенным шагом на пути формирования в России правового государства.

Социальный статус судьи — это не только положение данного субъекта в судебной иерархии. Судья имеет определенный статус и в иерархии общественной. Уважение к нему зависит не только от результатов его профессиональной деятельности, но и от его поведения, имиджа, речи, характера, темперамента, от отношения тех, кто по долгу службы и/или по воле судьбы вступает с ним в коммуникативные связи.

Профессиональная социализация судьи — это сложный процесс, деятельность, включающая различные этапы, уровни, содержание которых обусловлено рядом факторов. Постановка проблемы профессиональной социализации судьи, ее структуры и генезиса, определения социальных, профессиональных и личностных детерминант являются актуальными задачами не только по причинам, назревшим в связи с реформированием общественных отношений в российском обществе, но и в связи с поиском условий для профессионального роста специалистов отечественной судебной системы.

Социологическое исследование профессиональной социализации судей имеет как теоретическое значение в аспекте разработки самой теории профессиональной социализации личности, так и практическое значение в связи с необходимостью повышения престижа статуса российского судьи.

Степень разработанности проблемы. Основы социологического подхода к изучению профессий, их места в системе общественных отношений заложены в трудах Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля (восприятие профессии сквозь призму категорий разделения труда и дифференциации социальной деятельности) — М. Вебера (социально-исторические аспекты развития профессий, экономические функции и типы профессионального разделения труда, профессиональной структуры), Т. Парсонса (зависимость профессионального типа от поддержания институциональной структуры, выделение критериев определения профессиональной роли), К. Маркса и Г. Спенсера (соотнесение с экономической и социальной структурами общества) — П. А. Сорокина (влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп).

Проблема профессиональной социализации является междисциплинарной. Она исследуется в социологии труда (В. В Адамчук, А. А. Дикарева, М. И. Мирская, Е. Ф. Молевич, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина), личности (И. В. Вачкова, Н. А. Головин), в социологии профессий (Р. Абрамов), в других отдельных отраслях и субдисциплинах социологии.

Природу профессий и роль профессионала в современном мире изучают Г. С. Батыгин, Г. Беккер, трансформацию профессионализмаП. В.Романов. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества в историко-социологическом аспекте исследуется в работах Р. Н. Абрамова, Н. А. Перинской.

Среди авторов, занимающихся теоретико-методологическими проблемами профессиональной социализации личности и профессионализации можно назвать Т. JI. Александрову, Ф. Е. Кравцова, М. Н. Сулейманова, Р. М. Шамионова, С. Шекшни.

Проблемам социально-профессиональных ресурсов как факторам адаптации социальных субъектов к кризисно-трансформационной ситуации и условиям формирования новых социально-профессиональных позиций уделяется внимание в работах И. П. Поповой, профессиональному образованию и рынку труда — Г. Е. Зборовского, Е. П. Шуклиной, тенденциям адаптационных и социализационных процессов в сфере труда и их роли в стабилизации общественных отношений — П. М. Козырева, В. П. Леньшина, анализу положения профессионалов в трансформирующемся российском обществе в системе социально-трудовых отношений посвящены работы 3. Т. Голенковой, Е. Д. Игитханян.

Послевузовские ожидания студенческой молодежи выступают предметом внимания Н. Г. Багдасарян, А. А. Немцова, JL В. Кансузянразвитие внутренней позиции профессионала в ходе профессионального обучения, влияние вузовской социализации па становление личности, на типологию карьерных стратегий молодых специалистов изучают Т. И. Барсукова, Н. В. Волкова, В. Лукина, В. К. Шаповалов.

Ряд работ современных авторов касаются вопросов сущности и факторов становления профессиональной культуры (М. Ю. Ананченко) — социологические ракурсы профессиональной этики представлены в исследованиях В. И. Бакштановского, Ю. В. Согомонова, гражданской ответственности интеллигенции, коммуникативно-профессиональной компетентности — в трудах С. А. Магарила, А. В. Мариничевой.

Акмеология представлена работами И. А. Акиндиновой, С. А. Анисимова, А. Деркач, В. К. Шаповалова и др., психология профессионализма — С. А. Дружилова, А. К. Маркова.

Определения профессиональной социализации с различных позиций даны в работах А. В. Мудрика (профессиональная социализация в аспекте рассмотрения социально-слоевого строения общества), С. Паирель (профессиональная социализация как один из видов социализации).

Судебную власть в России в историческом ракурсе рассматривали Г. Ю. Семигин, В. М. Лебедев, О. Е. Кутафин-о состоянии современного правосудия и отношении к нему со стороны россиян писали Н. Кисеев, Е. Яковлевасодержание и значение Кодекса судейской этики анализирует В. Фролов.

В 50-е годы XX столетия российскими юристами С. С. Алексеевым и В. Ф. Яковлевым была разработана модель юриста, которая включала общие и специфические (специализированные) требования и показатели, относящиеся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям. В современной литературе облику юриста посвящены работы С. В. Кодапа.

Некоторые аспекты исследуемой проблемы представлены в юридической социологии (Г. А. Емельянов), юридической психологии (10. В. Чуфаровский) и социологии права (В. А. Бачинин, А. С. Гречин, В. В. Касьянов, В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лапаев, В. Н. Нечипуренко, Ф. Э. Шереги).

Проблемы реформирования судебной системы в России в их сравнении с реформами в США и странах СНГ освещены в работах Е. Р. Есимханова, В. Комаровского, В. Полуднякова, 10. Шутилиной.

Существует большой объем публикаций ученых-правоведов и юристов-практиков, посвященных проблемам судебной реформы и повышению престижа российских судей. Такие публикации имеют место в научных периодических журналах («Государство и право», «Российская юстиция», «Чиновник» и др.), в средствах массовой информации («Российская газета»), на Интернет-порталах. Однако в социологической литературе исследуемой проблеме не уделяется должного внимания. Все это свидетельствует о необходимости теоретического и эмпирического изучения данной проблематики.

Диссертационное исследование опирается на основные теоретические положения современной социологии социоадаптивных и социализационных процессов как субдисциплипарных уровней социологии личности.

Анализ литературы, в которой нашла отражение исследуемая проблематика, показал, что специальных социологических работ, касающихся профессиональной социализации юристов в целом и судей в частности, практически нет.

Актуальность выбранной темы, ее недостаточная разработанность позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, чтобы выявить, каковы внешние и внутренние детерминанты профессиональной социализации судьи в условиях реформирования российского общества.

Объектом исследовании является процесс профессиональной социализации судей.

Предметом диссертационного исследования являются внешние и внутренние факторы социализации российского судьи в условиях правовых и социальных реформ.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы состоит в исследовании особенностей профессиональной социализации и ресоциализации судьи в условиях социальных реформ.

Задачи диссертационного исследования:

1) исследовать генезис проблемы профессиональной социализации в истории социологии и выявить основные теоретические идеи и методологические подходы к данной проблеме в современной науке об обществеохарактеризовать понятийно-категориальный аппарат социологии профессиональной социализации;

2) провести многомерный социологический анализ статуса судьи в структуре российской судебной системы и общества в целом;

4) показать особенности профессиональной ресоциализации судьи в условиях российской судебной реформы;

5) выявить влияние внешних (объективных) детерминант на процесс профессиональной социализации судьи в период его профессиональной деятельности;

6) проследить воздействие внутренних (внутриорганизационных и личностных) факторов на процессы его профессиональной социализации и ресоциализации.

Основная гипотеза:

Профессиональная социализация судьи в современных российских условиях в большей степени обусловлена изменениями внешних факторов. В с i ю м о гате л ы i ы с г и и отез ы:

1. Основным внешним фактором профессиональной социализации и ресоциализации являются изменения в законодательстве РФ.

2. Внутриорганизационные факторы в незначительной степени влияют на процессы ресоциализации.

3. Доминантой в структуре личности судьи выступает его профессиональный статуссубъективные характеристики судьи имеют по отношению к этому статусу подчиненное значение. Теоретико-методологическая основа исследования.

В данном диссертационном исследовании анализ проблем социализации и ресоциализации российских судей осуществлялся на основе системного и структурно-функционального подходов, позволивших охарактеризовать статус и функции судьи в системе судопроизводства и в иерархии социально-слоевой структуры общества.

Методология социологического исследования социоадаптивных изменений базировалась на основных положениях социологии М. Вебера, К. Маркса, Г. Спенсера, П. А. Сорокина.

Теоретико-методологические основы исследования профессиональной социализации судей опирались на идеи о профессиональной социализации личности и профессионализации Р. Абрамова, Т. JI. Александровой, Г. С. Батыгина, П. В. Романова.

Цели институционального анализа социализации судьи потребовали применения основных методов исследования социальных институтов, представленных в трудах Э. Дюркгейма и Т. Парсонса.

Эмпирическая база исследования.

В процессе эмпирического исследования проблемы социализации судьи в современных российских условиях использовались различные методы:

1. Метод анализа документов по проблеме исследования Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805) — «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования»: Постановление VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г.- «О статусе судей в Российской Федерации»: Закон РФ № 3132−1 от 26 июня 1992 г.- «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, «Об органах судейского сообщества в РФ»: Федеральный закон РФ № ЗО-ФЗ от 14.03.2002; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»: Федеральный закон РФ № 45-ФЗ от 20 апреля 1995. Кодекс судейской этики: утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г).

2. Вторичный анализ результатов социологических исследований разных лет:

• ФОМ («Суд и судебная реформа», 21.02.2001; «Трудовые ценности», 29.12.2002; «Судная тень», 19.10.2004).

• Центра Юрия Левады, («Массовое восприятие происходящих в России реформ:2001;2004», 16.06.2004; «Профессии: престижные, доходные, опасные, криминальные», 09.08.2005).

• результатов эмпирических исследований по материалам журналов «Социс», «Социологический журнал» и др. за период 2000 -2006 гг.

3. Экспертный опрос (февраль 2006 г.), в котором участвовали 5 экспертов из числа судей Ставропольского Краевого суда и 5 судей Шпаковского районного суда (Ставропольский край) и метод экспертных оценок.

4. Контент-анализ материалов журналов «Государство и право» за период 2001;2006 года, «Российская юстиция» за 2004;2006 гг.,.

5. Анализ ряда публикаций газет «Время Новостей», «Известия», «Российская газета», «Парламентская газета», «Ведомости», «Новая газета» за период 2000;2006 гг., «Ставропольская правда» за период 2005;2006 гг.

Научная новизна диссертационного исследования определяется самой постановкой проблемы, а также тем, что в работе проведен системный анализ особенностей профессиональной социализации и ресоциализации российского судьи в условиях социальных реформ.

Элементы новизны заключаются в следующем:

— в новом теоретическом осмыслении и эмпирическом изучении профессиональной социализации судьи в условиях российских реформ;

— в раскрытии динамики, а также в определении детерминант процессов профессиональной социализации и ресоциализации судей;

— в осуществлении комплексного исследования влияния внешних факторов на социоадаптивные и ресоциализационные процессы судей с различным социально-профессиональным статусом;

— в проведении социологического анализа впутриорганизационных детерминант профессиональной социализации судьи;

— в изучении влияния личностных факторов на профессиональную самоидентификацию и социализацию судьи.

Положении, выносимые на защиту:

1. С позиции социологических критериев социальной структуры общества характеристика профессионального статуса судьи имеет несколько уровней. Все они основаны на единстве статуса судей, закрепленного законодательно. Первый уровень — это место данной юридической специальности в системе права. Второй — положение судьи в служебной иерархии. Третий уровень — классификационный, который определяется должностью и стажем работы судьи. Четвертый уровень — социально-профессиональный статус судьи в обществе. Он определяется той ролью, которую судья играет в реформировании общественных отношений.

2. Среди факторов внешней среды, детерминирующих процесс профессиональной социализации судей, эксперты отметили:

— существенное влияние изменений в законодательстве РФ;

— косвенное воздействие системы общественных отношений на весь социальный институт судопроизводства;

— недостаточно уважительное отношение к российским судьям со стороны сограждан, причина чего кроется в создании негативного образа судьи в СМИ;

— незначительную степень влияния оценки сограждан на профессиональную самооценку судей, так как последние считают ее необъективной.

3. Доминантой эндогенного воздействия на процессы социализации и ресоциализации судьи выступает, по мнению экспертов, его профессиональный статус. Субъективные характеристики судьи имеют по отношению к этому статусу подчиненное значение. Мировоззрение судьи опирается на принципы незыблемости закона, неукоснительности его исполнения, четкого выполнения своих обязанностей.

4. Информационный критерий показывает, что получение новых знаний и информативная обеспеченность профессиональной деятельности влияет в значительной степени на отношение судьи к ней. Коммуникативный критерий позволяет оценить влияние психологического климата в коллективе и отношений с коллегами также как частичное.

5. Среди личностных детерминант социализации судьи превалирует когнитивная (познавательная) компонентаволевая сфера личности, характер, темперамент оказывают частичное влияние.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что автором на основе применения структурио-функциоиальный и системной методологии исследована проблема социализации российского судьи в современных условиях, ее детерминация внешними и внутренними факторами, выведены критерии оценки степени их влияния на процессы адаптации, ресоциализации и самоидентификации судьи.

Исследование тенденций и механизмов этого влияния актуально в области социологии личности, социологии социализационных процессов, социологии профессий и социологии права, акмеологии.

Практическая значимость диссертационной работы: Результаты диссертационного исследования могут привлечь внимание правоведов к проблемам социализации и ресоциализации юристов в современных условиях правовых и социальных реформ.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов общей социологии, социологии права, юридической социологии и юридической психологии. Рекомендации, предложенные в работе, могут быть положены в основу совершенствования работы судей в аспекте их личностного и профессионального совершенствования.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре социологии и социальной работы Северо-Кавказского государственного технического университета. Теоретические положения, методологические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались и обсуждались автором на научных и научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию гуманитарного факультета, «Психолого-педагогические технологии подготовки специалистов в условиях интеграции гуманитарного и технического знания» (ноябрь 2005, г. Ставрополь), III межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука сегодня», (апрель 2005, г. Ставрополь) — I научно-практической конференции «Безопасность г. Ставрополя: социально-политический аспект» (ноябрь 2005, г. Ставрополь): IX научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (март 2006, г. Ставрополь) — XXXV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2005 (март 2006, г Ставрополь) — 70 межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного гуманитарных и социально-экономических исследований» (апрель 2006, г. Ставрополь).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, приложения и библиографического списка использованной литературы, включающего 133 наименования. Общий объем диссертации составляет 139 страниц.

ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.

1. Выдвинутая в процессе разработки программы эмпирического исследования гипотеза подтвердилась — именно фактор изменения в российском законодательстве является основной внешней детерминантой, оказывающие существенное влияние на процессы социализации и ресоциализации судей.

2. Воздействие системы, общественных отношений на весь социальный институт судопроизводства, по мнению экспертов, было оценено как косвенное.

3. Причину недостаточно уважительного отношения к российским судьям со стороны сограждан эксперты усматривают в создании негативного образа судьи СМИ. Это подтверждается материалами интервьюирования судей, приведенных в разного рода письменных и Интернет-источниках, и проанализированных нами в ходе исследования.

4. Так как мнение сограждан о деятельности судей и ее оценка во многом является результатом манипуляции общественным сознанием россиян со стороны СМИ, то эксперты оценили степень их влияния как незначительную.

5. Среди внутриоргаиизационных детерминант социализации и ресоциализации судьи основным, согласно экспертным оценкам, является его профессиональный статус. Субъективные характеристики судьи имеют по отношению к этому статусу подчиненное значение. Мировоззрение судьи опирается на принципы незыблемости закона, неукоснительности его исполнения, четкого выполнения своих обязанностей.

6. Информационная обеспеченность профессиональной деятельности существенно влияет на процессы ресоциализации, так как с пей связаны возможности повышения квалификации, быстрого доступа к новой информации, изучение профессионального опыт и т. д.

7. Коммуникативный критерий показал, что психологический климат в коллективе и отношения с коллегами детерминируют процессы социализации судьи в незначительной степени.

8. Существенное значение среди личностных детерминант социализации судьи имеет познавательная компонента личности, которая обеспечивает рост профессиональной компетенции. Эксперты отметили частичное влияние волевой сферы личности и темперамента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами социологическое исследование профессиональной социализации судьи в современном российском обществе позволяет заключить следующее.

1. Исследование особенностей профессиональной социализации и ресоциализации судьи в условиях социальных реформ опирается на теорию и методологию, как общей социологии, так и на основные теоретические положения и методологические подходы отраслевых социологий и ее субдисциплинарных уровней.

2. Изучение генезиса проблемы профессиональной социализации в истории социологии позволяет заявить, что истоки социологического анализа профессиональной социализации обнаруживаются в творчестве Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Маркса, Т. Парсонса, П. А. Сорокина, Г. Спенсера. Анализируя в своих трудах проблемы профессионализации с позиций социологии, они заложили основы таких направлений как социология профессий, социология труда, профессиональная социализация личности.

3. Основные теоретические идеи и методологические подходы к данной проблеме в современной науке представлены в контексте проблем социологии труда, социологии права, социологии профессий, личности, социализации, социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной самоидентификации, акмеологии, психологии профессий и в ряде других направлений обществознания и социогуманитарных дисциплин.

4. Основные исследовательские задачи диссертации решались в структурно-функциональной парадигме, веберовской парадигме социального действия. Цели институционального анализа социализации судьи потребовали применения основных методов исследования социальных институтов, представленных в трудах Э. Дюркгейма и Т. Парсонса.

5. Понятийно-категориальный аппарат социологии профессиональной социализации представлен следующими исходными понятиями:

• профессиональная социализация личности — процесс ее вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, активной реализации накапливаемого опыта;

• на уровне социальной структуры общества под профессией (профессиональным слоем) понимается большая группа людей, объединённая общим родом занятий, трудовой деятельности. Для её носителей профессия является не только источником дохода, но также определяет культурные (образ и стиль жизни) и социальные (одобряемое поведение) стандарты, т. е. выполняет стратификационную функцию.

• профессиональная самоидентификация — это идентификация личности (группы) по профессиональным интересам, ценностным ориентациям, образцам и нормам поведения;

• профессиональный статус включает в себя две составляющие: образование (с его символическими атрибутами) и собственно профессионализм, рассматриваемый как совокупность навыков, умений, технологий, профессиональной репутации;

6. Профессиональная социализация судьи представляет собой этап вторичной социализации юриста, включающий ряд последовательных периодов профессиональной ресоциализации. Профессиональную социализацию можно понимать как процесс освоения юристом специального профессионального пространства и активного поиска своего места в нем посредством приобщения к профессиональной субкультуре.

7. Профессиональная ресоциализация судьи — это усвоение новых профессиональных знаний, ценностей, ролей, навыков взамен прежних, устаревших или перестройка профессионального статуса в связи с необходимостью его утверждения в принципиально иных социальных условиях. Изменения в процессе ресоциализации затрагивают все уровни структуры личности судьи.

8. Профессиональная социализация судьи основана на профессиональной адаптации к новым эндогенным и экзогенным факторам профессиональной деятельности, на интернализации профессиональных норм, стандартов поведения, соответствующих существующей системе общественных отношений, отражающихся в нормативно-правовой базе социального института судопроизводства.

9. Профессиональная социализация и ресоциализация российского судьи в современных условиях реформирования всех сфер социума обусловлена рядом факторов как внутреннего, так и внешнего порядка:

• факторы внешней среды, влияющие па профессиональную социализацию судей, это — система общественных отношений, правовая база профессиональной деятельности судей, место профессионального статуса судьи в государстве, престиж профессии в обществе, отношение граждан к профессиональной деятельности судей, качество образования, полученного в вузе, семья, место проживания, неформальные связи во внепрофессионалыюм пространстве;

• факторами эндогенного воздействия выступают содержание и организация профессиональной деятельности, ее информационная обеспеченность, кадровая политика, общение с коллегами в процессе профессиональной деятельности, психологический климат в коллективе, удовлетворенность заработной платой. Опрос экспертов показал, что доминантами эндогенного воздействия на процессы социализации и ресоциализации судьи выступают его профессиональный статус и неукоснительное соблюдение им закона.

10. На основании анализа экспертных оценок можно заключить:

• особенности профессиональной ресоциализации судьи в условиях российской судебной реформы связаны, в первую очередь, с изменениями в законодательстве и с его несовершенством;

• существенное, хотя и опосредованное влияние на процессы профессиональной социализации и ресоциализации российского судьи оказывает система общественных отношений, которая пребывает в состоянии перманентного реформирования;

• материальное обеспечение (заработная плата) не отвечает значимости той роли, которую судья играет в реформировании общественных отношений и установлении общественной стабильности;

• престиж судьи в глазах россиян невелик, что подтверждается многочисленными исследованиями ФОМ, Левада-Центра, РОМИР. Значительное влияние на формирование негативного образа российского судьи оказывают СМИ.

И. Среди (внутриорганизационных и личностных) факторов, детерминирующих процессы профессиональной социализации и ресоциализации судьи, определяющую роль играет его профессиональный статус, личностные факторы имеют второстепенное значение.

12 Судьи с большим стажем работы имеют больший адаптационный потенциал, поэтому их профессиональная ресоциализация имеет меньше проблем.

Рекомендации разработаны с участием экспертов.

1. Необходимы меры поднятия престижа статуса судьи в российском обществе:

• Учреждение «специальной судейской» премии.

• Увеличение потока информации о качественной работе судей в СМИ, что составит противовес преимущественно негативной информации о судьях.

• Средства массовой информации должны проводить умелую пропаганду законов, что даст большой эффект в деле воспитания граждан, возможность людям понимать и исполнять законы.

• Повышение уровня материальной обеспеченности судей. Все эксперты полагают, что этот уровень в настоящее время не соответствует степени возлагаемой на них ответственности.

2. Информатизация деятельности судов, способствующая более высокому уровню профессионального роста судей.

3. Совершенствование деятельности института присяжных заседателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (По Парсонсу) // Социологич. исслед. 2005. -№ 1. — С. 51−66.
  2. Л. Я. Что такое порог социализации //Порог социализации. Русский Гуманитарный Интернет-Университет, 2004 //www.i-u.ru/forum/
  3. В. В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов /В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. М.: ЮНИТИ, — 2001. -407 с.
  4. Т. Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социологич. исслед. 2000. — № 8. — С. 11 -17.
  5. С. С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М.: Издательство «Норма», 2001. — 176 с.
  6. Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001.-363 с
  7. А. С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т. II. Теория и методология. Словарь. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.
  8. Г. С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Выпуск 3. Тюмень — М. 1994.-С. 9−19.
  9. В. А. История философии и социологии права. СПб.: Михайлов, 2001.-336 с.
  10. А. Судья отвечает за всё, что делает //Парламентская газета. -21.04.05.
  11. А. Чиновник// Социологич. исслед. 1988. -№ 6.
  12. М. Наука как призвание и профессия //Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  13. М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  14. И. С. Дииамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе: Дис.. канд. социол. наук. М., 2005.21 .Вачков И. В. Проблемы профессиональной социализации личности. М., 1996.
  15. В. В. Профессия и семья //Социологич. исслед. 1995. № 5. -С. 123−127.
  16. Н. В. Типология карьерных стратегий молодых специалистов //Социологич. исслед.-2006.-№ 1.-С. 142−147.
  17. О. А. Информатизация правовой системы России. М., 1999. -143с.
  18. Голепкова 3. Т., Игитхашш Е. Д. Профессионалы портрет на фоне реформ // Социологии, исслед. — 2005. — № 2. — С. 28−36.
  19. А. С. Социология правового сознания. М.: ЮНИТИ, 2001. -256 с.
  20. В. Н. Социология военного профессионализма в современной российской армии: Дис. д-ра социол. наук. Ставрополь, 2004.
  21. А. А. Суд присяжных в представлениях нижегородцев. //Социологии, исслед. 2000. — № 4.
  22. Диагностическое исследование судебной системы России //Отечественные записки. -2003. -№ 2.
  23. В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М., 2004. — 768 с.
  24. Ъ2.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. — М.: ИНФА-М, 2001. — 536 с.
  25. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  26. Е. Реформирование судебной системы в США и странах СНГ // Юрист. 2005. — № 2 (44).
  27. М. В. Идентичность человека: Социально-философские аспекты / Сев.-Кавк. научн. центр высш. шк., Рост, н/ Д. гос. ун-т. Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кавк. научп. центра высш. шк., 1999.
  28. Г. Е., Шуклина Е. П. Профессиональное образование и рынок труда// Социологич. исслед. -2003. -№.4. С. 99−106.
  29. Г. Философия труда // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Т. 2. — М., 1996.
  30. ЪЪ.Карамов С. Российское правовое поле //Российская юстиция. 2005. -№ 9. — С.1 — 2.
  31. В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-480 с.
  32. Н. Оправдало ли правосудие надежды граждан? // Логос-Пресс. -2001. № 40 (440). — 2 ноября
  33. Е. Л. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  34. ЛА.Кодан С. В. Подготовка современного юриста: правовед или законовед? //Юридическое образование в России: в поисках новой модели. -Саратов-Екатеринбург, 2005.
  35. Кодекс судейской этики // Российская юстиция. 2005. -№ 1−2. С. 33−34.
  36. П. М. Некоторые тенденции адаптационных процессов в сфере труда //Социологич. исслед. 2005. — № 9. — С. 37−48.47 .Комаровский В. Когда и как завершится судебная реформа? //Отечественные записки. 2003. — № 2.
  37. В. В. Закон в тени беззакония //Российская юстиция. -2005.-№ 9.-С. 3−11.
  38. Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологич. исслед. 2000. — № 6.
  39. Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. -Екатеринбург, 1999.51 .Краснов М. У судебной власти есть только один защитник общество // Российская юстиция. — 2003. — № 6. — С. 2−4.
  40. В. Н., Казшшрчук В. П. Современная социология права. М., «Юрист», 1993.
  41. В. Верховный суд снимает гриф «секретно» и погоны с военных судей// Российская газета. 2006. — № 19. — 1 февраля. — С.1, 9.
  42. О. Е. Проблема структурирования социального опыта человека в отечественной науке // www. uni-oIogda.ac.ru/faculties/spip/artcl.htm.
  43. ЪЪ.Лапаев В. В. Социология права в системе обществоведения // Государство и право. 2000. — № 4. — С. 81 -90.
  44. В. Совершенствование правосудия существенный фактор устойчивого развития России // Российская юстиция. — 2003. — № 3. — С.2 -4.
  45. Н., Владыкина Т. Гражданское общество обсуждает судебную власть. // Гражданское общество и судебная реформа: Материалы общественных слушаний 14 февраля 2005 г. /chestnyi-sud.htm
  46. В. «Новые эпохальные реформы»: обзор подходов //www.polit.ru.
  47. П. Кадровые «сэндвич-техиологии» //Вызов. 2002. — № 6. -С. 28.
  48. В. А., Юрченко О. В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе // Социологич. исслед. -2005.- № 1. С. 66−77.
  49. А. К. Психология профессионализма. -М., 1996.
  50. К. Капитал. Т. I. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
  51. Методы акмеологических исследований: Учеб. пособие / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ- С. А. Анисимов [и др. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  52. Ф. И. Социальная антропология. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. — 192 с.
  53. JI. М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопр. психол.-- 1990. № 3.
  54. А. В. Социализация человека. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 2001 г.-304 с.
  55. Е. Ф. Труд как объект и предмет исследования общей социологии // Социологич. исслед. 2001. — № 7.71 .Морщакова Т. На полпути к правосудию // Отечественные записки. 2003 -№ 2.
  56. Общественное мнение о судебной реформе и институтах права в материалах социологических служб 2000−2001 гг. //vvp.ru/message/soc-sud.html
  57. В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. С.-Пб., Воронеж, 1995. — 232
  58. S3.Парсонс Т. Система современных обществ /Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1997. 270 с.
  59. Ы.Плигин В. Массовой коррупции судебной системы не существует // Парламентская газета" 2005. 07.04.
  60. В. Современная российская судебная реформа М.: Олма-Пресс «- 320 с. 8 6. Попова И. П. Профессионализм путь к успеху (социально-профессиональные характеристики богатых и бедных) // Социологич. исслед. — 2004. — № 3. — С. 50−58.
  61. О. В. Социализация и профессиональное образование личности. -Барнаул: Изд-во Алт. акад. экономики и права, 2001.
  62. И. П. Профессиональный статус специалистов в меняющемся российском обществе. М.: Наука, 2004. — 216 с.
  63. Постуниверситетская социально-профессиональная адаптация специалистов. Опыт мониторинга /Малкина Г. С., Садовская Е. А., Иванова А. А., Альхов А. С. // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2002. -№ 2. — С. 101−104.
  64. Н. С., Пряжникова Е. 10. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. М.: Академия, 2003. — 480 с.
  65. В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.-318 с.
  66. Развитие судебной системы России: Федеральная целевая программа на 2002 2006 годы: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805 // Собрание законодательства РФ. -2001.-№ 49.-Ст. 4623.
  67. Н. В. Социология и институт госслужбы // Социологич. исслед.- 1999.-№ 2.-С. 14−25.
  68. Г. Ю., Лебедев В. М., Кутафин О. Е. Судебная власть в России: История, документы: В 6 т: Т. 6: Российская Федерация. — М.: Издательство: Мысль, 2003.
  69. Н. Социология / Пер. с англ. М., 1997. — С. 511
  70. Солнышки/ia М. Г. Диагностика профессионального будущего в карьерном процессе с позиций субъектогенеза // Отечественный журнал социальной работы. 2004. — № 1.
  71. Т. И. Правовая социализация личности // [email protected].
  72. П. (младший). Главный вопрос для российской судебной власти как добиться доверия общества? // Российская юстиция. — 2003. -№ 6. — С. 5−6.
  73. П. (младший). Судебная реформа в России: движение сквозь вакуум / Перевод с английского А. Ярина. // Отечественные записки. -2005-№ 2.
  74. П. А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет./ Ин-т социологии. М.: Наука, 1994.-С. 333−356.
  75. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. Н. Иванова -М.: Мысль, 2003. — 863 с.
  76. Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
  77. М. Н. Методологические и теоретические вопросы исследования профессионализации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. Свердловск, 1991
  78. О. Ю. Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение: Дис. канд. социол. наук. М., 2003.
  79. М. Правосудие в режиме он-лайн // Российская газета. 2006. -№ 12.-24 января. С. 12.
  80. Трудовые ценности. Опрос населения. 29.12.2002, // www.fom.ru.
  81. Фалалеев М.. Миллионеры пойдут в суд // Российская газета. 2006. -№ 12. 21 января. — С. 12.
  82. В. Кодекс судейской этики // Юридическая практика. 2002. -№ 50.
  83. Э. Исследование занятий //Социология сегодня: проблемы и перспективы.-М.: Изд-во Прогресс, 1965.-С. 499−501.
  84. А. А., Амерхапова Э. Р., Саитова Л. И., Самсоиеико Л. С. Профильное обучение. Краткий понятийный словарь. М., 2005.
  85. Что изменилось в ходе судебной реформы // Региональная ежедневная газета, г. Якутск.
  86. Чуфаровский 10. В. Юридическая психология. М., 1997.
  87. Р. М. Анализ профессиональной социализации личности на примере педагогической деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия-2001.-Т. l.-№ 1.-С. 133−137.
  88. С. Профессиональное развитие //Управление персоналом, — 2004. -№ 5. -С. 41−50.
  89. Ф. Э. Социология права. Прикладные исследования. СПб., Алетейя, 2002.-447 с.
  90. В. 10. История становления и развития Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации // Российская юстиция. 2005. — № 10. — С. 4 — 7.
  91. . Фемида советуется с прессой // Ставропольская правда. 2003. — 2 апреля.
  92. Юридическая социология: Учебник для вузов /Под ред. В. А. Глазырина и др. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 368 с.
  93. Ярская-Смириова Е. Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологич. исслед. 2001. — № 5. — С. 86−95.
  94. Е. Суд для братьев Карамазовых. Как относится российское общество к построению правового государства // Российская газета. — 2004-№ 3492−3 июня.
  95. . Судебной реформе быть. Интервью С. Д. Козаком. // Российская газета. 2001. -№ 214−215. — 1.ноября.
  96. . Судите и судимы будете // Российская газета. 2006. — 10. марта. — С. 1,8.
  97. Parsons Т. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press, 1966.
  98. Parsons T. The Social System. London: Routledge and Kegan Paul. 1951.
  99. Durkheim E. Professional Ethics and Civic Morals. London: Routledge and Kegan Paul. 1957.
  100. Etzioni A. Modern Organizations. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice -Hall. 1964.
  101. Durkheim E. The Division of Labor in Society. 2d ed. New York: Macmillan Publishing Co., Inc., Free Press Paperback. 1933.
Заполнить форму текущей работой