Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка персонала государственной службы как объект социальной технологизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором было проведено эмпирическое социологическое исследование в подразделениях Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных органах — департаментах Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) в форме стандартизированного экспертного опроса и свободного интервью государственных служащих, занимающих государственные должности уровня… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Социальные технологии оценки кадров государственной службы: теоретико-методологические основы
    • 1. 1. Государственная служба в период реформирования: 13 кадровый аспект
    • 1. 2. Социальные технологии: сущность, функции, виды. 18 Роль социальных технологий в оценке государственных служащих
    • 1. 3. Оценка персонала: концепции, подходы, правовые основы
    • 1. 4. Основные составляющие системы оценки государственных служащих
  • Глава 2. Использование социальных технологий оценки государственных служащих: эмпирический анализ и направления совершенствования
    • 2. 1. Применение оценочных процедур (технологий) в
    • I. системе государственной службы
      • 2. 2. Социологический анализ технологизации оценки персонала государственных служащих j 2.3. Методические основы совершенствования социальных технологий оценки государственных
    • I. ' служащих

Оценка персонала государственной службы как объект социальной технологизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Создание социального государства в России не может быть успешным без функционирования хорошо налаженной, высококвалифицированной государственной службы.

В целях повышения эффективности государственной службы в условиях формирующейся рыночной социально-экономической системы, развития демократии и становления гражданского общества Указом Президента Российской Федерации 19 ноября 2002 года утверждена федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003;2005 годы)» предусматривающая реализацию комплекса мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ российской государственной службы.

Особое внимание в программе уделяется кадровым вопросам, а именно управлению персоналом государственной службы. На передний план выходят такие проблемы, как создание эффективного механизма подбора кадров для федеральной государственной службы, обеспечение должностного роста федеральных государственных служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств, создание системы непрерывного профессионального образования, осуществление управления развитием профессиональных качеств федеральных государственных служащих, обеспечение обновления и плановой ротации кадрового состава федеральной государственной службы, формирование на конкурсной основе кадрового резерва федеральной государственной службы и обеспечение его эффективного использования, соблюдение объективности в оценке результатов деятельности федеральных государственных служащих при проведении аттестации или квалификационного экзамена, разработка системы вознаграждения и.

1 Ука! Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной про|рамме «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003;2005 годы)». карьерного роста, а также формирование новых принципов профессиональной этики и механизмов их реализации. Ни одно из этих направлений не обходится без оценки персонала государственных служащих. Она является «сквозным» видом кадровой работы в системе государственной службы.

Регулярное, при том основанное на научных подходах, проведение оценки качеств и результатов деятельности служащих государственного аппарата является одним из важнейших условий повышения эффективности его функционирования.

Из сказанного видно, что рассмотрение вопросов технологизации процедуры оценки кадров, как составной части более общей проблемы совершенствования института государственной службы, является чрезвычайно актуальным.

Важным является вопрос о создании единого механизма осуществления оценок, включенного в процесс управления персоналом государственной службы.

Решение данной проблемы автор диссертационного исследования видит в комплексном, системном подходе к рассмотрению теоретических и прикладных составляющих такого социального явления как «оценка персонала государственной службы» с точки зрения социологии управления и применения к нему принципов социальной технологизации.

Степень разработанности проблемы.

Проблема оценки государственных служащих многоаспектная и рассматривалась с точки зрения подходов разных научных дисциплин: экономики, социологии, социальной психологии, политологии, философии, права.

За последние десятилетия появилось много работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам социальных технологий, где освещались различные аспекты оценочных технологий, применяемых в практике управления кадрами2.

В общем виде оценки персонала рассматривались в трудах таких отечественных ученых, как Ф. Ф. Аунапу, И. В. Бизюкова, М. Н. Берулава,.

A.П.Егоршин, Е. В. Маслов, Б. В. Прыкин, С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко,.

B.К.Тарасов, С. В. Шекшня, В. В. Щербина и др.3.

Оценку персонала государственной службы исследовали такие ученые, как.

C.Г. Атаманчук, Е. А. Аксенова, Ю. М. Амелин, Т. Ю. Базаров, Х. А. Беков, Л. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. И. Матирко, В. А. Сулемов, Ю. В. Синягин,.

Афанасьев В Г Человек в управлении обществом. — М. Политиздат, 1977. Афанасьев В Г Общество системность, познание, управление. — М&bdquo- 1981.

Волков К) Е Теоретико-методологические основы социоло! ического анализа общественных систем и процессов. — М. 2001. Данакин 11 С, Дятченко Л Я Организационная технология Учебное пособие для студентов по курсу «Социальная гехноло! ия». -Ьелюрод, 1993.

Данакин Н С. Теоретические и методические основы ра{рабатки технологий социального управленияАвгореф дис. д-ра соц наук, Лк.

1 руда и соц отнош — М. 1994.

Дудченко В С., Макаревич В Н С’оииоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная тсхноло1ия // Марксистско-ленинская социология /Отв ред. Осипов Г В., Иванов В Н / Ак труда и соц отнош — М • Наука, I988.

Дятченко Л Я Социальные технологии в системе управления общественными процессами: Автореф дис. д-ра социол наук, М, 1993 Зайцев, А К Внедрение социальной технологии в практику управления // Социальное рагвигие предприятия и работа с кадрами / Под ред. Якимова В П. — М — Экономика, 19X9.

Зайцев, А К Методика разработки и внедрения социальной технологии в условиях промышленного предприятия // Социальные резервы повышения качества и) ффективности труда. — М МДНТП, 1986.

Иванов В Н Информатизации и технолог и зация социального пространства. Материалы в I Международному симпозиуму по социальным техноло1иям 24−25 ноября 1994 — Москва, Н Новюрод, 1994.

Иванов В Н Методические рекомендации по подготовке и проведению аттестации партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и идеологических кадров, руководителей трудовых коллективов и резерва на них. — М., 19X7.

Иванов В И, Лесников Г Н, Зайченко В Л Проблемы информатизации и rexno.'toiи зации социального пространства. — М., 1994.

Иванов ВЫ, Пафушев В И Социальные технологии Курс лекций / Моек гос соц ун-т, Ии-т социологии, каф соц инженерии. — М. Союз.

Подшиваткина В И Социальные технологии' проблемы методологии и практики — Кишинев, 1997.

Социальный менеджмент. Сб./ Под ред. В Н Иванова, В И Натрушена. — М.' 1998.

И (ербина В В 11роблемы технологи зации социоинженерной деятельности // Социолог ичсские исследования, 1990, № 8 Щербина В В Разработка нормативных критериев Оценка деловых и личностных качеств руководителя — В кн Вопросы совершенствования социального планирования и управления в отраслях промышленности в свете решений XXVI съезда Kl ICC. -Пермь. 1982.

Ансофф И Новая корпоративная стратегия Пер санлг.-СПб Пилер Ком, 1999. Основы социального управления: Учеб пособие / Под ред. В Н Иванова. — М 200! Маригани М Современная техноло! ия и экономическое рашише Японии — М&bdquo- 1986.

Макми.тлан Ч Японская промышленная система перс англ /Общ ред Виханского О С. — М Прогресс, 1988 Питере Т., Уотермен Р В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний), пер с англ. — М Прогресс, 1988.

3 АунапуФФ Методы подбора и подготовки руководителей производства — М. Экономика, 1971. bepv. iaea М Н Психо. кн ия и педагогика менеджмента. — Бийск НИЦ, БиГПИ, 1995. Ьи Пскова И В Кадры подбор и оценка — М. Московский рабочий, 1984 ГгоршинАП Управление персоналом — 11 Новгород, 1999.

Маслов Е В Управление персоналом предприятия Учебное пособие. — МНовосибирск, 1998. Самыгин С И., Столяренко Л Д Менеджмент персонала — Ростов-на-Дону Феникс, 1997.

Прыкин Б В, Прыкина Л В., Эриашвили М Д., Усман З А. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для студентов вузов.-М ЮНИГИ, 1998.

Тарасов В К Система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов (опыт социальной технологии) — Таллин: Валгус, 19X2.

Шекшня С В Управление персоналом современной организации — М. Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. Щербина В В Средства социологической диагностики в системе управления. — М. Изд-во МГУ, 1993.

A.И. Турчипов и др.4 При этом некоторые из названных авторов — В. А. Сулемов, В. И. Матирко — обосновывают необходимость разработки эффективных, научно-обоснованных социальных технологий оценки государственных служащих и принципов социальной технологизации.

При проведении диссертационного исследования автор опирался на труды таких отечественных ученых, как В. Г. Афанасьев, Ю. Е. Волков, А. К. Зайцев,.

B.Н. Иванов, В. И. Патрушев, В. В. Щербина и др., в которых разработаны теоретические и методологические основы науки социального управления и проблемы социальных технологий, на базе которых могут разрабатываться и технологии оценки персонала государственной службы.

Учитывая особую важность процедуры оценки персонала в системе российской государственной службы, как составляющей процесса управления социальной группой государственных служащих, отсутствие систематизированных данных по применяемым методам и процедурам оценки, методических рекомендаций по разработке социальной технологии оценки государственных служащих, необходимость научного обоснования для применения принципов социальной технологизации к процессу оценки, автор работы счел вполне обоснованным дальнейшую научную проработку поставленной проблемы.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность и потребность практики в научно обоснованных рекомендациях обусловили выбор предмета исследования, постановки его цели и решения вытекающих отсюда задач.

4 Атаманчук С' Г., Матирко В И Государственная служба кадровый потенциал. Учеб пособие. — М. Дело, 2001.

Аксенова Е, А, Базаров 1 К) и др Управление персоналом в системе государственной службы Учебное пособие. — М Ин-т иовыш. квалиф госслужащих, 1997.

Ьаиров Т К) Техножн ия оценки и отбора государственных служащих (из опыта ряда зарубежных стран). Вестник ГС, 1993, № 1 Ьеков X, А Методология и практика формирования системы оценки управленческого персонал Автореферат дисс. на соиск уч ст доктора экон наук — М, 20U2.

Деркач, А А, Зашкин В Г., Синя1 ин К) В Мониторинг личностно-профессионалыюго рашития в системе полоювки и переподготовки госу дарственных служащих — М. РА ГС, 1999.

Деркач, А А., Маркова, А К Пеихоло! ический подход к профессиональной аттестации госслужащих // Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала. Материалы межкафедр&тьной научно-практической конференции Секция «11сихолого-акмеологическое обеспечение профессиональной лея гелыюсти государственной службы». — М Ищ-во РА ГС, 1998.

Матирко В И Проблемы кадровой политики в государственном аппарате — М. Дело, 1996.

Сулемов В, А Механшм кадрового обеспечения государственной службы/У Государственная служба Российской Федерации: становление, кадровое обеспечение — М&bdquo- 1994.

Сулемов В, А Номенклатура руководящих кадров как социально-управленческий институт и возможности его использования в системе современной государственной службы // Российское государство и государственная служба на современном папе. — М, 1998 Управление персоналом. Учебник/Общ ред, А И Турчинова. — М. И! д-во PAI С, 2002.

Цель исследования — раскрыть сущность технологизации оценки персонала государственной службы и выработать рекомендации по совершенствованию соответствующих технологий с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также опираясь на данные проведенного автором социологического исследования.

Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

— проанализировать теоретико-методологические основы социальной технологизации для практического применения социальных технологий в оценке персонала государственной службы;

— уточнить понятия «социальная технология оценки государственных служащих» и «социальная технологизация оценки государственных служащих»;

— определить путем экспертного опроса роль оценки государственных служащих в кадровом обеспечении работы с персоналом государственной службы, современные требования к осуществлению процесса оценки и ее основные составляющие;

— проанализировать практику применения оценочных процедур, применяемых как у нас в стране, так и за рубежом;

— систематизировать методический инструментарий, применяемый при оценке профессиональных, деловых и личностных качеств и результатов деятельности государственных служащих;

— разработать практические предложения и рекомендации по созданию социальной технологии оценки персонала государственной службы.

Объектом исследования является социально-профессиональная группа государственных служащих.

Предмет исследования — процедура оценки персонала государственной службы как компонент системы управления кадрами государственных служащих с позиций социально-технологического подхода.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых (социологов, экономистов, политологов, социальных психологов), законодательные и нормативные акты, социологическая и др. научная периодика, посвященная вопросам социального управления, государственной кадровой политики, государственного и муниципального управления, государственной службы, проблемам управления персоналом, в т. ч. персоналом государственной службы, и принятые научным сообществом положения общей теории управления и социологии управления, социологии организаций, теоретические основы разработки социальных технологий.

В качестве методов исследования применены: научное обобщение, общенаучные методы логического и сравнительного анализа, методы прикладной социологии: интервью, экспертный опрос и др.

Эмпирическая и информационная база исследования.

В качестве информационных источников послужили официальные документы и нормативно-правовые материалы, касающиеся управления персоналом государственной службы в период реформирования, например, Указ Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003;2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. № 1336 и Концепция реформирования системы государственной службы от 15 августа 2001 г. № Г1р-1496, в которых указывается на новое понимание государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

Автором было проведено эмпирическое социологическое исследование в подразделениях Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных органах — департаментах Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) в форме стандартизированного экспертного опроса и свободного интервью государственных служащих, занимающих государственные должности уровня руководителя департамента, заместителя руководителя департамента, начальника управления, заместителя начальника управления, начальника отдела, заместителя начальника отдела. Опрос проводился по согласованию с Департаментом по вопросам государственной службы и Департаментом кадровой политики Минтруда России и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экспертным опросам. Анкета с данными простых распределений приводится в приложении. Всего опрошено 198 человек.

Основные результаты, полученные автором в ходе исследования, и их научная новизна:

— внесены уточнения в трактовку и специфику процедур оценки государственных служащих, предусматривающие применение социально-технологического подхода к оценке персонала государственной службы;

— разработан методологический подход к построению социальной технологии оценки персонала государственной службы;

— выработан алгоритм проведения оценочных процедур с учетом поставленных в конкретных условиях целей оценки, включающий виды и методы проведения оценки, временные нормативы, типы используемой информации, виды фиксации исходной продукции;

— проведен сравнительный анализ применяемых в практике работы с государственными служащими оценочных методов и методик, выявлены их недостатки, достоинства и определены возможности их применения;

— предложена, как базовая, рамочная, разработанная автором диссертации методика, позволяющая создавать другие, специфические для различных государственных органов управления, технологии оценки государственных служащих.

Апробация работы была проведена в ходе выполнения Государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ с Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 12 012;1/01 от 26 февраля 2001 г. и № 12 011;3/02 от 23 августа 2002 г. по темам: «Разработка технологий оценки и отбора кандидатов на замещение государственных должностей государственной службы» и «Разработка методических рекомендаций по повышению эффективности служебной деятельности государственных служащих на основе оценочных процедур», а также при осуществлении преподавательской деятельности на кафедре Социальной политики, государственного и муниципального управления Российской государственной академии труда и занятости (РГАТиЗ) Минтруда России по курсу «Государственная и муниципальная служба в органах социально-трудовой сферы».

Основные результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены на заседаниях кафедры Социальной политики, государственного и муниципального управления Российской государственной академии труда и занятости Минтруда России, кафедры Социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений.

Положения диссертационного исследования отражены в 3 научных публикациях и 2 отчетах по научно-исследовательским работам.

Практическая значимость исследования.

На основе исследований, проводившихся в соответствии с государственными контрактами на проведение научно-исследовательских работ, автором были разработаны «Методические рекомендации по проведению оценок персонала государственных служащих», которые были направлены в 2002 г. Департаментом по вопросам государственной службы.

Минтруда России в кадровые службы федеральных органов исполнительной власти.

Аналитические материалы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут использоваться для совершенствования практики управления персоналом государственной службы.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов «Социология управления», «Социология организаций», «Социология труда», «Общая теория управления», а также при разработке курсов для обучения государственных служащих по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Государственная служба», «Управление персоналом».

Основные положения, выносимые на защиту:

— в целях повышения эффективности деятельности государственных органов в условиях становления социального государства и развития гражданского общества необходимо использовать современные социальные технологии, в том числе технологии оценки кадров государственной службы;

— социальная технологизация оценки госслужащих необходима для оптимизации кадрового состава государственной службыприменение социальных технологий оценки государственного служащего на разных этапах его карьерного продвижения от начала трудовой деятельности до ее завершения будет способствовать рациональному использованию кадров в системе государственной службы;

— социальные технологии оценки кадров госслужбы являются необходимым элементом формирования современной системы управления персоналом государственной службы;

— применение социальных технологий оценки кадров в системе государственной службы будет способствовать повышению эффективности оценочных процедур, внедрению современных технологий в практику государственного управлениягосударственного служащего необходимо оценивать комплексно: оценке должны подлежать как профессиональные, деловые и личностные качества государственного служащего, так и результаты его служебной деятельности, а также его личностный и профессиональный потенциалразработка своей специфической технологии оценки на основе базовой (рамочной) позволит государственному органу оптимизировать процесс управления кадрами.

Выводы:

1. Оценка персонала занимает важное место в осуществлении кадровой политики в органах государственной службы. Она пронизывает всю систему управления персоналом — подбор, отбор и расстановку кадров, профессиональное развитие персонала, формирование мотивации.

2. Современный уровень развития науки и практики диктует создание и внедрение специальных социальных технологий в практику управления государственными служащими, в том числе технологий оценки персонала.

3. Оценка персонала государственных служащих слабо применяется в практике управления и остается одним из резервов повышения эффективности управления кадрами государственной службы.

4. Социальная технологизация оценки необходима для повышения эффективности процедуры оценки государственных служащих.

5. При разработке технологий оценки важно применять различные методологические подходы: системности, синергичности, разнообразия, гуманизма, целостности, деятельностный подход.

Глава 2. Использование социальных технологий оценки государственных служащих: эмпирический анализ и направления совершенствования.

2.1. Применение оценочных процедур (технологий) в системе государственной службы.

Представляется целесообразным рассмотреть примеры практического применения оценочных технологий в работе с государственными служащими в России и за рубежом.

Из новых социальных технологий оценки кадров государственной службы, применяемых в российской и зарубежной практике, следует отметить технологию центров оценки, при реализации которой используется большое количество дополняющих друг друга методов диагностики, что позволяет получить наиболее полную информацию о государственном служащем. Данная технология используется для решения трех типов задач:

1. Отбор кандидатов для работы в данной организации.

2. Выявление сотрудников, обладающих потенциалом для последующего продвижения.

3. Определение потребности в развитии и совершенствовании управленческих качеств руководящих работников.

Технология центров оценки заключается в прохождении оцениваемых работников через специально разработанные упражнения, моделирующие основные стороны управленческой деятельности. Эти упражнения предоставляют всем участникам равные возможности для проявления профессионально значимых качеств и исключают предвзятое отношение со стороны наблюдателей.

Использование Центров оценки имеет ряд преимуществ, поскольку: обеспечивается объективность оценкииспользуются адекватные критерии оценкивыявляются индивидуальные качества, потенциал работниковнаблюдатели из числа руководителей организации, прошедшие специальную подготовку, существенно повышают эффективность своей деятельности, приобретают новые навыки общения, анализа поведения и результатов работы сотрудников.

Эта технология имеет и ряд недостатков, одним из которых является высокая трудоемкость, т.к. его использование требует работы группы специалистов: организаторов групповой работы и проектировщиков оценочных процедур, психодиагностов, супервизоров, экспертов в области оценки персонала и др.

Использование совокупности различных по содержанию, направленности трудоемкости методов оценки позволяет существенно объективизировать оценку служащих. Поэтому так называемые комплексные технологии оценки кадров приобретают в настоящее время все большее значение.

Примером комплексной технологии оценки кадров может служить технология психологического анализа, разработанная отделом психологического обеспечения и профессиональной подготовки кадров Администрации Нижегородской области, уже показавшая на практике высокую эффективность и целесообразность ее использования в органах государственной власти и управления других субъектов Российской Федерации.

Целью психологического анализа личности является установление соответствия индивидуальных качеств человека профессиональным требованиям государственного служащего.

Используемый психологический инструментарий включает пакет методик для диагностирования профессионально важных качеств и свойств личности, а также определения актуального и наиболее характерного психологического состояния. По данной технологии изучение персонала проводится по следующим направлениям:

1. Оценка личности на стадии подбора осуществляется с учетом требований конкретной должности в структуре Администрации и профессионально значимых качеств претендента. Группа аттестации персонала проводит анализ результатов исследования, готовит социально-психологическую характеристику личностных качеств и передает полученные данные в конкурсную комиссию или в группу резерва.

2. Оценка личности в конкретной практической деятельности проводится с уже работающим персоналом Администрации области. Важно отметить, что невозможно найти реальную личность, сочетающую в себе абсолютно все необходимые для государственного служащего качества. Поэтому на основании тщательно изученных, наиболее ярко выраженных характеристик в процессе психодиагностики появляется возможность их сбалансирования и коррекции с учетом требований конкретного вида деятельности.

По итогам подобных исследований руководителям служб Администрации Нижегородской области выдаются рекомендации оптимальных вариантов формирования коллектива, психологического климата в нем, эффективного использования существующих творческих возможностей сотрудников, вносятся необходимые социально-психологические детерминанты в работу коллектива.

На базе полученных результатов оценки личности в конкретной деятельности специалисты-психологи оказывают психологическую помощь в адаптации данного сотрудника к условиям его деятельности, а также в области межличностных отношений.

3. Оценка личностного потенциала (прогноз карьеры) производится на основании Положения о психологическом анализе личности, целью которог о является: выделение профессионально важных качеств как совокупности личностных черт и свойств, обеспечивающих эффективную и прогрессивную деятельностьизучение потенциальных возможностей личности, ее социальной ориентациипрогнозирование творческой активности личности и коллектива в целом.

Технология психологического анализа базируется на психодиагностическом инструментарии. Это пакет методик, объединенных по принципу взаимного дополнения, подтверждения и уточнения социально-психологических показателей, которые позволяют с достаточной степенью достоверности определять профессионально важные качества конкретной личности: положительную мотивацию и активную установку на добросовестное выполнение своих служебных обязанностейответственность, высокий самоконтроль и организованностьготовность к сотрудничеству и совместной работепознавательную активность и интеллектуальный потенциалэмоциональную зрелость, способность принимать решения в сложных ситуациях и др.

Общим показателем оценки является итог определенного расчета. Это понятие отличается от понятия «результаты оценки», которое является следствием всего процесса оценки и включает в себя не только итоги расчета показателей, но и выводы, предложения, а также конкретные мероприятия по подбору, перестановке, переподготовке или повышению квалификации и т. п., произведенные с учетом этих расчетов.

В применении результатов оценки соблюдаются определенные принципы: поддержание престижа оценки на основании обязательного использования ее результатов, гласность результатов оценки и т. п.

Основным достоинством технологии является то, что она позволяет оценить результаты и процесс служебной деятельности в соответствии с моделью и профессиограммой должности.

Существенным является то, что в оценке профессиональных качеств наряду с довольно широко распространенными оценками психологических качеств применены методики, позволяющие выявить нравственные ориентиры личности применительно к специфике государственной службы. Основной упор сделан на выявление и оценку управленческих качеств в сочетании с коммуникативными.

Качественным отличием предлагаемой технологии является и то, что в ней отражена сущность и специфика профессиональной деятельности на государственной службе, различные методы оценки адаптируются к задачам, функциям и требованиям деятельности органов власти, выделяется специфичность профессиональных и личностных качеств, требуемых на государственной службе субъекта Российской Федерации.

Поскольку на практике оценка представляет собой процесс сопоставления индивидуальных свойств и качеств работника с определенными требованиями, основой для конструирования технологий оценки выступают требования, представленные в виде целей, профессиональных критериев или описания деятельности.

Так, в «Профессиональном профиле для отбора и развития управленческих кадров государственной службы Канады», подготовленном Комиссией государственной службы Правительства и Секретариата Казначейства Канады, выделено пять уровней управленцев, для которых формулируются общие и специфические требования, описанные в виде характеристик (таблица 2).

Каждая из характеристик описывается с той степенью подробности, которая позволяет подобрать или разработать соответствующий инструментарий для описания личности работника. В качестве примера приведем выдержку из характеристики качества, считающегося общим для всех уровней управления «поведенческая гибкость» — реагирует на внешнюю ситуацию, устойчив к неопределенности и противоречивости, может менять приоритеты, стиль поведения и способов реагирования в соответствии с новыми условиями".

Заключение

.

В современных условиях социальные технологии все в большей мере выступают как такой интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать прогнозируемый социальный результат.

Возможности применения социальных технологий безграничны. Однако пока применяется они на практике крайне плохо, нерационально.

Такой социальный объект, как оценка персонала государственной службы, обладает достаточной степенью сложности, но может быть представлен в виде совокупности определенных алгоритмов, показателей, процессов, процедур, кроме того, он требует создания инновационной среды для оптимизации управления им, а также повышения его эффективности. При таких условиях задача технологизации оценки государственных служащих сейчас вполне разрешима. Однако выбор и применение конкретных методик должны определяться на месте с учетом заданной управленческой структуры государственного органа, условий его функционирования, кадровых проблем, стоящих перед органом государственной власти, а также факторов, составляющих специфические черты социальной структуры организации.

С этой задачей, по мнению автора, позволит справиться предлагаемая методика построения социальной технологии оценки персонала государственной службы, которая расчленяет такой сложный социальный процесс как оценка персонала на более простые составляющие и, используя алгоритмизацию, дает возможность органу государственной власти на любом уровне (федеральном, субъекта федерации, муниципальном) разработать, «построить» из блоков свою, адаптированную к уникальным условиям, технологию оценки, наполнив ее конкретными индикаторам, отражающими содержание, требования, специфику.

Несмотря на то, что методика довольно проста, она требует профессиональной подготовленности пользователя, который должен в полной мере владеть профессиональным словарем, уметь пользоваться различными методами оценки, прогнозировать эффективность их применения в зависимости от различных кадровых целей, уметь встроить процесс оценки в социальный процесс управления кадрами государственной службы, а также включить его в нормативно-правовую структуру органа государственной власти.

Еще одним фактором, свидетельствующим о необходимости специальной подготовки пользователя методики, является высокая степень ответственности принятия кадровых решений. Несмотря на то, что человеческий фактор трудно прогнозируем, тем не менее, ошибки должны быть сведены до минимума, поскольку объектом приложения методик оценки является государственный служащий, статус и роль которого в обществе по вполне понятным причинам достаточно высока.

Использование предлагаемой методики в практике управления кадрами государственной службы, по мнению автора, позволит выполнить ряд управленческих задач и будет способствовать:

— стимулированию комплектования органов государственной службы высокопрофессиональными, отвечающими современным требованиям управленческими кадрамисокращению процента попадания на государственную службу случайных людей, снижению оттока кадров государственной службы в коммерческие структуры, и как следствие, стабилизации кадров государственной службы;

— более качественному осуществлению управления кадрами государственной службы, подбору профессиональных, социально ориентированных и компетентных кадров, соответствующих выполнению задач сегодняшнего дня,.

— более широкому применению демократических принципов в управлении кадрами государственной службы, внедрению в практику работы новых технологий работы с кадрамисозданию базы данных о состоянии кадрового корпуса государственной службы, возможностей для анализа кадрового состава, разработке мер по совершенствованию работы с персоналом государственной службы;

— и как следствие вышеназванных позиций, повышению престижа и авторитета государственной службы в федеральных и территориальных органах власти.

В заключение автор подчеркивает, что активное внедрение современных социальных технологий в практику государственного управления будет способствовать решению задач по приведению системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием12 декабря 1993 года): Официальный текст. М.: Ш1ФРА-М. IЮРМА, 2001. 79 с.
  2. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации"от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ // Государственная служба: труд и кадры. Сборник Нормативных актов с комментариями / Ин-т труда Минтруда России. М., 2001 — 593 с.
  3. Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы города Москвы. Распоряжение Мэра от 18 февраля 1998 г. № 149-РМ // Вестник Мэрии Москвы, 1998, № 10.
  4. Указ Президента РФ «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11 января 1995 г. № 33 // Государственная служба: труд и кадры. Сборник Нормативных актов с комментариями / Ин-т труда Минтруда России. М., 2001 — 593 с.
  5. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального
  6. Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 6 сентября 1995 г. № 900 // Государственная служба: труд и кадры. Сборник 11ормативных актов с комментариями / Ин-т труда Минтруда России. — М., 2001−593 с.
  7. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 03 сентября 1997 г. № 983 // Государственная служба: труд и кадры. Сборник Нормативных актов с комментариями / Ин-т труда Минтруда России. М., 2001 — 593 с.
  8. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22.09.1998 г. № 1142.
  9. Указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003−2005 годы)»» от 19 ноября 2002 г. № 1336
  10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Под. ред. С. А. Панина. М.: МЦФР, 2002 — 1100 с.
  11. Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации, 15 августа 2001 г., Пр-1496
  12. Монографии, книги, статьи:
  13. Акмеология в системе деятельности государственных служащих./ Под ред. А. А. Деркача М.: РАГС, 1999 — 223 с.
  14. Е.А., Базаров Т. Ю. и др. Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие. М.: Ин-т повыш. квалиф. гос. служащих, 1997 — 224 с.
  15. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с анлг. СПб: Питер Ком, 1999−414 с.
  16. Г. В., Казанцев Н. М., Карпичев B.C. и др. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М.: РАГС, 1997−251 с.
  17. Г. В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы: Учебное пособие. М., 2000 — 302 с.
  18. Г. В. Модернизация государственного управления: (теорет,-метод.основания). М.: РАГС, 2001 — 34 с.
  19. Г. В., Беляев А. А., Варламов К. И. и др. Общая теория управления: Курс лекций. М., Рос.акад.упр., Центр гос.кадр.политики и социальн.управления. — М., 1994 — 300 с.
  20. С.Г., Матирко В. И. Государственная служба: кадровый потенциал. Учеб.пособие. М.: Дело, 2001 — 216с.
  21. Ю.Аунапу Ф. Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства.-М.: Экономика, 1971 102 с.
  22. В.Г. и др. Труд руководителя. Учебное пособие для руководящих управленческих кадров, Сост. Г. Х. Попов, Изд-е 3-е доп. -М.: Экономика, 1977 358 с.
  23. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977 -382 с.
  24. Т.Ю. Технология оценки и отбора государственных служащих (из опыта ряда зарубежных стран), Вестник ГС, 1993, № 1
  25. Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора. — М.: ИПК ГС, 1995
  26. Х.А. Методология и практика формирования системы оценки управленческого персонала. Автореферат дисс. на соиск. доктора экон.наук. М., 2002
  27. М.Н. Психология и педагогика менеджмента. Бийск: НИЦ, БиГПИ, 1995
  28. И.В. Кадры: подбор и оценка. М.: Московский рабочий, 1984 -159 с.
  29. Е.А. Личность в структуре власти (социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1998 — 16 с.
  30. П.Г., Василец В. И., Татаринова О. А. Управление персоналом: опыт индустриально развитых стран. М.: Ак. труда и соц.отнош., 1996 -14с.
  31. Л.И. Разработка и внедрение социальных технологий в региональном управлении (социально-философские аспекты), Автореф. дис.канд.филос.наук. ML, 1996 — 23 с.
  32. И.Г. Карьера как фактор профессионального развития государственных служащих, Дисс.. канд. социол. Наук. М., 1999
  33. Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры / Под ред. В. А. Трайнева. М.:ИТК «Дашков и Ко», 2002 — 340с.
  34. А.П., Матирко В. В. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 1992
  35. В.В. Государственная служба: проблемы становления и развития. Дисс. на соиск.уч.ст.д-ра полит.наук. М., 1999
  36. А.А., Захаров В. М. Организационный и кадровый аудит. -Белгород, 1998- 123 с.
  37. А.А., Емшин П. С. Методика оценки деловых и морально-политических качеств руководителей и специалистов социалистического производства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972 — 38 с.
  38. B.C. Аттестация руководящих кадров фактор повышения производительности труда в производстве (опыт Ленгидроводхоза). — В кн.: Социально-экономические факторы повышения производительности труда. — М., 1983 (ротапринт) — 122 с.
  39. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. Под общ.ред. С. В. Пирогова. М.: РАГС, 1996−253 с.
  40. Государственная служба за рубежом. Карьера на государственной службе. Реферативный бюллетень 2001, № 2
  41. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под общ.ред. Е. В. Охотского. М.: РАГС, 1998 — 335 с.
  42. Государственная служба и государственные служащие во Франции, Пос-во Франции, МИД, 1998 127 с.
  43. Государственная служба: Организация, кадры, управление / Редкол.: Сулемов В. А. (рук. авт. кол-ва) и др. М.: РАГС, 1997 -214 с.
  44. Государственная служба: Организация, кадры, управление / Редкол.: Пономаренко Б. Т. (рук.) и др. М.: РАГС, 1999 — 285 с.
  45. Государственная служба: Организация, кадры, управление / Редкол.: Пономаренко Б. Т. (рук.) и др. М.: РАГС, 2001 — 178 с.
  46. Государственная служба: Социально-психологические аспекты / Отв. ред. Иванов Г. И. М.: РАГС, 1997 — 118 с.
  47. Н.С., Дятченко Л. Я. Организационная технология: Учебное пособие для студентов по курсу «Социальная технология». Белгород, 1993
  48. Н.С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления: Автореф.дис.д-ра соц. наук, Ак. Труда и соц.отнош. М., 1994 — 40 с.
  49. Е.В. Карьерная стратегия в государственной службе (социально-технологический аспект), Дисс.канд.социол.наук М., 2002
  50. А.А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М.: РАГС, 1999 — 142 с.
  51. Г. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов, обуч. по экон.направл.и спец./ Пер. с англ. под общ. ред. Шленова Ю. В. -М.: БИНОМ, 1997−431 с.
  52. А.А., Мирская М. И. Социология труда. М.: Высшая школа, 1989−304 с.
  53. Ю.Н. Кадровый менеджмент: Учебно-метод.пособие. Казань, Медицина, 1999- 162 с.
  54. Л.И., Луцкий А. Л., Щербина В. В. Опыт оценки деловых и личностных качеств руководителей среднего звена по нормативному критерию «Социологические исследования», 1984, № 1.
  55. B.C., Макаревич В. Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технология // Марксистско-ленинская социология / Отв. ред. Осипов Г. В., Иванов В.П./ Ак. труда и соц.отнош. М.: 11аука, 1988 — 263 с.
  56. Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами: Автореф. дис. д-ра социол. наук М, 1993 -49 с.
  57. А.К. Внедрение социальной технологии в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами / Под.ред. В. Н. Якимова М.: Экономика, 1989 — 256 с.
  58. А.К. Методика разработки и внедрения социальной технологии в условиях промышленного предприятия // Социальные резервы повышения качества и эффективности труда М.: МДНТП, 1986 — 144 с.
  59. Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция \ Социологические исследования, 1996, JV» 6
  60. В.Н. Информатизации и технологизация социального пространства, Материалы в I Международному симпозиуму посоциальным технологиям 24−25 ноября 1994 Москва, Н.Новгород, 1994 -147 с.
  61. В.II. Методические рекомендации по подготовке и проведению аттестации партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и идеологических кадров, руководителей трудовых коллективов и резерва на них-М., 1987−70 с.
  62. В.Н., Лесников Г. Н., Зайченко В. Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства М., 1994
  63. В.П., Патрушев В. И. Социальные технологии: Курс лекций / Моск.гос.соц.ун-т, Ин-т социологии, каф.соц.инженерии М.: Союз, 1999 -431 с.
  64. В.II. Социальные технологии в современном мире. М. — II. Новгород: Изд-во Волго-Вят.акад.гос.службы, 1996 — 194 с.
  65. В.П., Щекин Г. В., Патрушев В. И. и др. Социальный менеджмент: Курс лекций. М.: Союз, 1998 — 215 с.
  66. Дж.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом / Ин-т высш.упр.кадров Ак.нар.хоз.при Прав-ве РФ. М.: Дело, 1993 — 301 с.
  67. Как работают японские предприятия: сокр.пер.с англ./Под ред. Я.Мондера. М.: Экономика, 1989 — 262 с.
  68. О.А. Субъекты оценки персонала. СПб, 1999 — 15 с.
  69. B.C., Колесников Ю. В., Нечипоренко B.C., Романов В. Л. Организационная культура государственной службы М.: РАГС, 2001 — 154 с.
  70. А .Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1994
  71. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие. /Под общ. ред. Е. В. Охотского и В. М. Анисимова. М: Экономика, 1998 — 494с.
  72. В.II. Психологические основы ситуационного подхода к управлению персоналом: Автореф.дис. д-ра психол. наук/ Гос.Ак.управления. М., 1998−61 с.
  73. А.Е. Персонал государственного аппарата: проблемы управления и стабилизации. М., 1997
  74. Ч. Японская промышленная система: пер. с англ. / Общ.ред. О. С. Виханского М.: Прогресс, 1988 — 399 с.
  75. B.C. Оценка кадров управления в капиталистическом производстве: Оценочные центры в США. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1983 — 125 с.
  76. М. Технология и эффективность социального управления: пер. с болг. М.: Прогресс, 1982 — 267 с.
  77. М. Современная технология и экономическое развитие Японии. -М., 1986
  78. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. -M.-11овосибирск, 1998 312 с.
  79. В.П. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М.: Дело, 1996−287 с.
  80. В.И. Формирование кадрового потенциала федеральных органов исполнительной власти: Автореф.дис.д-ра.экон.наук /Ак.нар.хоз.при Прав. РФ М., 1997−45 с.
  81. Л.И. 11аучные проблемы оценки работников в сфере управления социалистическим производством: Автореф.дис.д-ра экон. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова М, 1986 — 57 с.
  82. Д.Е. Социально-психологические аспекты оценки персонала организации, Дис.канд.психол.наук М., 199 974.11овые технологии и человек / Редкол.: Иванов Г. И. (отв.ред.) и др. М., 1990−232 с.
  83. Нормативное регулирование содержания труда государственных служащих: Уч.-метод.пособие, Ин-т труда Минтруда России. М., 2000
  84. Ю.Г., Маусов Н. К., Кулаков М. Н. и др. Персонал: Словарь-справочник. М., 1994
  85. С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз, 1990, с.-916 с.
  86. Организация и проведение аттестации государственных служащих (методические основы), Ин-т труда Минтруда России. М., 1997
  87. Основные направления и принципы работы с персоналом в государственном аппарате (Уч.-метод.пособие), Ин-т труда Минтруда России. -М., 1997
  88. Оценка кадров управления АПК /Под.ред П. К. Рак. М.: Изд-во МСХА, 1997−255 с.
  89. Оценка работников управления. Под ред. Г. Х. Попова. М.: Московский рабочий, 1976−351 с.
  90. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний), пер. с англ. М.: Прогресс, 1988 — 423 с.
  91. В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинев, 1997 — 214 с.
  92. Производительность труда «белых воротничков» / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989−248 с.
  93. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: Материалы учебно-методического семинара 13−14 декабря 2001 г. для государственных служащих. М.: РАГС, 2002 -303с.
  94. .В., Прыкина JT.B., Эриашвили М. Д., Усман З. А. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 1998−415 с.
  95. Д.В. Оценка управленческих решений при формировании стратегии фирмы, Дис.. канд. экон. наук. СПб, 1998
  96. Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления // Управление персоналом, 1997, № 10
  97. JI.M. Социальные технологии в трансформационных процессах российской модели гражданского общества, М., 1996 113 с.
  98. В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры // Вопросы психологии, 1994, № 3
  99. С.П., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону: Феникс, 1977
  100. С.К. Центр оценки: групповая деятельность, управленческая технология, исследовательская лаборатория / Гос. ун-т упр-я. М., 1999 -184 с.
  101. ИЛ. Социальные технологии как средство управления персоналом предприятий: Автореф.дис.канд.социол.наук. М., 1996 — 24с.
  102. Служебная карьера. Под общ.ред. Е. В. Охотского. М.: РАГС, 1998 — 302с.
  103. Социальная политика: Толковый словарь / Общ.ред. I I.A. Волгин. М.: РАГС, 2002−456с.
  104. Социальная политика: Учебник / Под. общ. ред. I I.A. Волгина. М.: Экзамен, 2002−736 с.
  105. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. Ред. кол: Н. Н. Гриценко (рук.), Ф. И. Шарков, В. Г. Смольков и др. М.: АтиСО, 2002 -446 с.
  106. Социальное управление в производственных коллективах: опыт, проблемы и перспективы / Редкол. А. К. Зайцев и др. М.: Политиздат, 1985 -223 с.
  107. Социально-психологический портрет инженера / Под ред. В. А. Ядова. -М.: Мысль, 1977−231с.
  108. Социальные технологии государственного управления: Учебное пособие / Иванов B. I I., Патрушев В. И., Казанцев I I.M. и др. М.- H.11овгород: Изд-во Волго-Вятской ак. гос. службы, 1995 — 202 с.
  109. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран. Хрестоматия в 4-х т., /Под ред. Г. Д. Никредина, Е. М. Бабосова, Н. И. Бушина Минск-Волгоград, 1993, т. 1.
  110. Социальные, организационные, психологические и экономические аспекты формирования кадрового состава государственных служащих (методические основы), Ин-т труда Минтруда России. М., 2000
  111. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. Ред. В. Н. Иванов. -Москва-Белгород, 1995
  112. Социальный менеджмент: Учебник / Афанасьев B.C., Баглай М. В., Беляев А. А. и др. под общ.ред. Д. В. Валового, 2-е изд. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2000−384 с.
  113. Социальное управление: Курс лекций / Редкол.: Карпичев B.C. и др. М.: РАГС, 2000−438 с.
  114. Н. Общественные науки и социальная технология / Пер. с болг.-М.: Прогресс, 1976 251 с.
  115. В.А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления в условиях рыночных отношений: Автореф.дис.д-раэкон.наук М, 1995 — 60 с.
  116. В.А. Номенклатура руководящих кадров как социально-управленческий институт и возможности его использования в системе современной государственной службы // Российское государство и государственная служба на современном этапе М., 1998
  117. В.А. Управление профессиональным развитием персонала /Управление персоналом государственной службы. Уч.-мет.пособие под общ.ред. Е. В. Охоте кого М.:РАГС, 1997 — 533 с.
  118. В.К. Искусство управленческой борьбы СПБ.: Политехника, 1998−352с.
  119. В.К. Персонал — технология. Отбор и подготовка менеджеров -JL: Машиностроение, 1989 386 с.
  120. В.К. Система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов: (опыт социальной технологии). Таллин: Валгус, 1982 -119с.
  121. А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М.: Смысл, 1992
  122. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента / AIIX при Прав. РФ. М.: Дело, 1998 — 271 с.
  123. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия / AI IX при Прав. РФ. М.: Дело, 2001 — 332 с.
  124. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998 — 271 с.
  125. М.В. Социология управления: Учебное пособие. М.-11овосибирск, 2000- 142 с.
  126. Управление персоналом госслужбы: Учебно-метод.пособие / Под. ред Е. В. Охотского. М.: РАГС, 1997 — 536 с.
  127. Управление персоналом: Учебник / Общ.ред. А. И. Турчинова. М.: РАГС, 2002−488 с.
  128. Э.А. Человеческий фактор и интенсификация производства. М., 1986
  129. Федеральная государственная служба: кадровый состав, его профессиональное и должностное развитие: Учебно-методическое пособие / Абрамов В. Л., Вангниц 11.П., Граждан В. Д. М., 1997 — 225 с.
  130. А.П. Основные направления развития системы социального управления на ПО «Светлана» // Концепция деятельностисоциологических служб промышленных предприятий / Отв. ред. B.C. Боровик, В. В. Чичилимов М.: ИСИ, 1986 — 171 с.
  131. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1992 — 238с.
  132. В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социологические исследования, 1990, № 8, с.81−82
  133. В.В. Разработка нормативных критериев. Оценка деловых и личностных качеств руководителя. В кн.: Вопросы совершенствования социального планирования и управления в отраслях промышленности в свете решений XXVI съезда КПСС. — Пермь, 1982
  134. В.В. Социальные аспекты оценки эффективности производственного предприятия В кн.: Социально-экономические факторы повышения производительности труда. — М., 1983 (ротапринт)
  135. Эффективность труда государственных служащих // Сб. научных трудов, Ин-т труда Минтруда России. М., 1998
Заполнить форму текущей работой