Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и духовное развитие личности в специализированных учебных заведениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анисимов В. В. Проблемы совершенствования системы воспроизводства офицерского корпуса как социально-профессиональной группы. Дисс. канд. соц. наук. — Уфа, 1998; Антонян Ю. М. Психология и педагогика в профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. — М.: Академия МВД РФ, 1993; Борисов А. В., Кудрявцев A.B. Концептуальные основы работы с личным составом органов внутренних дел. — М… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Теоретико-методологические проблемы исследования личности в социологии
    • 1. 2. Социальные детерминанты самоидентификации и социализации современной личности
    • 1. 3. Жизненные ориентации и особенности социализации молодежи в современной России
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО И
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ (НА
  • ПРИМЕРЕ КАДЕТСКОГО КОРПУСА Г. МЕЛЕУЗА)
    • 2. 1. Кадетский корпус как возрожденная форма духовного и профессионального становления личности
    • 2. 2. Иерархия ценностных ориентаций учащихся кадетского корпуса
    • 2. 3. Особенности учебно-воспитательного процесса и перспективы профессионального становления выпускников кадетского корпуса

Формирование и духовное развитие личности в специализированных учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования может быть обозначена рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что сегодня Россия живет в условиях глобальной по своим масштабам социальной трансформации: меняется общественный строй, совершается переход от одного цивилизационного типа к другому. Переход от советского строя к рыночной экономике и политической демократии составляет суть трансформационных процессов. Тяготы современной модернизации особенно ощущает молодое поколение, которое само находится в стадии становления.

Во-вторых, система социализации подростков в постсоветском пространстве резко изменилась. Нынешнее время характеризуется новым типом социальных связей между поколениями. Старшее поколение находится в непростой ситуации, когда система социальных ценностей, которая была им создана, не востребована молодежью, а активно критикуется как не имеющая смыслового значения и практического использования. Это вызывает необходимость постоянного мониторинга процессов, происходящих среди молодежи.

В-третьих, кардинальные изменения в системе образования, его коммерциализация, серьезно изменили отношение молодежи к учебе. Вместе с тем деятельность средних общеобразовательных учреждений, в том числе новомодных лицеев и гимназий по формированию личности, имеет серьезные недостатки: не обеспечивается комплексный подход к системе воспитания, недостаточно внимания уделяется физической подготовке, привитию навыков здорового образа жизни. Поэтому кадетский корпус как образовательное учреждение нового типа, ориентированное на выполнение социального заказа общества по подготовке специалиста к службе в системе Министерства обороны и Министерства внутренних дел, формирует такой тип личности, который способен усваивать позитивные социальные ценности, выполнять служебные обязанности на высоком уровне, вести здоровый образ жизни.

Вместе с тем кадетском корпусе происходит активное развитие не только физических, профессиональных, но главное — духовных качеств личности.

В-четвертых, существующая в настоящее время система профориентационной подготовки и профотбора среди молодежи, которая идет служить в органы внутренних дел, силовые ведомства далека от совершенства. В этих условиях кадетский корпус выступает в роли такого учебного заведения, которое не только помогает осознать социальную значимость профессий сотрудника органов внутренних дел, силовых ведомств, вырабатывает профессиональные качества, необходимые для будущей профессии, но и формирует намерения учащейся молодежи продолжить образование в специализированных высших учебных заведениях системы МВД И МО.

Таким образом, нам представляется актуальным исследование проблем духовного и профессионального становления учащейся молодежи, которая завтра будет активно влиять на развитие общественных отношений и процессов, происходящих в России.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе изучению вопросов, посвященных становлению личности, отведено значительное место. Проблема личности активно рассматривается в таких отраслях гуманитарного знания, как социология, социальная философия, социальная психология, философская антропология, культурология и др.

Известно, что проблема становления личности интересовала мыслителей в разные исторические эпохи: от Платона и Аристотеля до Р. Декарта и И.Канта. Французские просветители XVIII в. придали понятию «личность» статус высшей ценности, в соответствии с этим все другие обретения человечествасоциум, история, государство — должны проверяться достоинством человека, его непреходящей значимостью, ответственностью перед собой.

Качественно новый этап в исследовании личности связан с именами К. Маркса и Ф.Энгельса. В их работах личность, по существу, признается всецело социальным феноменом, формирование которого невозможно вне общества.

Наиболее существенных результатов в характеристике личности был достигнут благодаря работам западных ученых — М. Бубера, В. Франкла, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Г. Юнга, К. Ясперса и др.1.

Нас интересовали работы, посвященные методологическим вопросам исследования личности, таких авторов как Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. П. Буева, В. С. Библер, Е. К. Быстрицкий, Е. Г. Злобин, Э. В. Ильенков, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Э. В. Соколов и др.2. В этих работах личность, по существу, признается всецело социальным феноменом, формирование которого невозможно вне общества.

Различные стороны культуры личности (духовная, нравственная, базовая культура личности) и особенности ее формирования проанализированы в трудах Е. М. Бабосова, В. А. Бачинина, О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, Е. М. Михеевой и др.3. Роли культуры общения в развитии личности посвящены работы И. А. Ильяевой, Л. М. Кантора, Л.К.Кругловой4. Проблеме.

1. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ.ред. Н. Е. Покровского. — M.: Прогресс, 1989. — С.88−98- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. Фрейд 3. Я и Оно. // Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989; Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Республика, 1990; Юнг К. Г. Архетип и коллективное бессознательное. — М., 1989; Ясперс К. Смысл и постижение истории. — М.: Республика, 1994 и др.

2 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2002; Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1998; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978;Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991; Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. — Киев: Наукова думка, 1991; Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука, 1980; Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991; Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — M.: Политиздат, 1975; Соколов Э. В. Культура и личность. — Л.: Наука, 1972.

3 Бабосов Е. М. Нравственная культура личности. — Минск.: Наука и техника, 1985; Бачинин В. А. Духовная культура личности: Философские очерки. — М.: Политиздат, 1986; Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Газмана. — М.:АПН СССР, 1989. С.5−12- Крылова Н. Б. Социальное управление и формирование культуры личности. — М.: Знание, 1978; Михеева Е. М. Культура личности и рынок труда. Дисс.. д-ра филос. наук. -Тюмень, 1998 и др.

4 Ильяева И. А. Культура общения (Опыт философско-методологического анализа).- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989; Кантор Л. М. Межличностное общение как явление культуры (философско-социологический анализ). Дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1988; Круглова Л. К. Социализм. Человек. Культура. — М.: Высш.шк., 1990. смысложизненных ориентаций личности посвящены работы М. В. Демина,.

A.Т.Москаленко и В. Ф. Сержантова.

Большую роль для осмысления проблемы сыграли исследования в области методологии социального познания Г. А. Антипова, Г. С. Арефьевой,.

B.С.Барулина, Б. С. Галимова, А.Н.Кочергина2.

Важную роль в трактовке формирования личности в условиях современного переходного российского общества, сыграло знакомство с работами Т. А. Алексеевой, А. С. Ахиезера, Л. А. Беляевой, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Иванова, Р. И. Ирназарова, А. В. Лукьянова, А. С. Панарина, С. М. Поздяевой, Р. М. Тухватуллина и др.3.

Другую большую группу работ, способствовавших осмыслению темы диссертации, составляют работы по различным аспектам исследования молодежи.

Молодежь как социальная группа общества представлена в работах Н. Д. Вавилиной, Н. Я. Голубковой, С. Н. Иконниковой, О. И. Карпухина, А. И. Ковалевой, В. Т. Лисовского, В. А. Ядова. Классической работой по исследованию молодежи можно считать монографию В.Н.Боряза4.

1 Демин М. В. Проблемы теории личности: (Социально-философский аспект). — М.: Изд-во МГУ, 1977; Москаленко A.T., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1984.

2 Антипов Г. А., Кочергин A.H. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. -Новосибирск: Наука, 1988; Арефьева Г. С. Общество, познание, практика.- М.: Мысль, 1988; Барулин B.C. Социальная философия.-М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999; Галимов Б. С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984.

3 Алексеева T.A. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии, 1998. — № 7. — С.58−65- Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. — М.: Философ, общество, ИФРАН, 1991. Т.1- Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века. — М.: ИФРАН, 1977; Здравомыслов А. Г. Социология российского кризиса. -М.: Наука, 1999; Иванов.

B.П. Россия: обретение будущего. -M.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998; Ирназаров Р. И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. -Уфа: Гилем, 1997; Лукьянов А. В. Философия, предвидение, духовность.-Уфа: Изд-е БашГУ, 1993; Панарин А. С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). — М.: ИФРАН, 1995; Поздяева С. М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). — Уфа: Изд-во БашГУ, 1998 и др.

4 Боряз B.H. Молодежь. М.: Наука, 1974; Вавилина Н. Д. и др. Социальный мир молодежи. — Новосибирск, 1999; Голубкова Н. Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. — 1998, № 9.

C. 123−127- Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. — 2000, № 3. — с.124−128- Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М., 1999; Лисовский В. Т. Социология молодежи. -СПб: СПб.-й ун-т, 1996; Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. — 1994. — № 1.

Социальные проблемы образования представлены в работах Леднева B.C., Нечаева В.Я.1. Социологический материал об образовании молодежи в отдельных регионах содержится в работах Гладченко А. А. и Немировского В. Г., Першуткина С.Н.2.

Исследования жизненных планов молодежи нашли отражение в работах таких авторов как Руткевич М. Н., Титма М. Х., Чупров В. И., Шубкин В.Н.3.

Различные аспекты молодежных проблем, в том числе проблемы ее духовного развития в современных условиях, изучались такими учеными как Д. Л. Константиновский, Курлов А. Б., Лязина Ю. А., В. Г. Попов, А.А.Щегорцев4. Жизненные ценности и социальные установки студенческой молодежи были предметом анализа Г. А. Карташевым, Ф. Б. Латыповой, Д.В.Ярцевым5.

В последние годы проводятся многочисленные исследования ценностных ориентаций молодежи Вишневским Ю. Р., Губогло М., Здравомысловым А. Г., Д. М. Гилязитдиновым, Валиахметовым P.M., Садриевым М.6. Анализ системы идеалов молодежи в Республике Башкортостан проводили А. И. Селиванов и З.К.Селиванова7.

1 Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М: Высшая школа, 1991; Нечаев.

B.Я. Социология образования. — М., Изд-во МГУ, 1992.

2 Социальный облик молодежи Красноярского края. — Красноярск, 1995; Социализация сибирской молодежи в образовательном пространстве. — Новосибирск, 1995.

3 Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. — М.: Наука, 1977; Руткевич M.H. Макросоциология: методологические очерки. — М.: ОФСПП, 1995; Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. — М.:Мысль, 1975; Чупров В. И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. -М.: Социум, 1994.

4 Константиновский Д. Л. Динамика ориентаций и социального поведения молодежи в сфере образования. Дисс. д-ра социол.н. — М., 1998; Курлов А. Б., Лязина Ю. А. Социальные перемещения молодежи в студенчество. — Уфа: Автор-проект, 2000; Попов В. Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. — Дисс. д-ра социол.н., Екатеринбург, 1998; Щегорцов А. А. Социализация молодежи в условиях макроэкономической трансформации российского общества. — Дисс. д-ра соц. н., — М., 1998.

3 Караташев Г. А. Профессиональный труд в системе ценностных ориентаций студентов колледжей. Дисс. канд соц. н., Уфа, 1997; Латыпова Ф. Б. Семейно-брачные установки и ценности современной студенческой молодежи. — Уфа, 2001; Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка.// Вопросы психологии. — 1999. -№ 6. — С.54−58.

6 Губогло М. Кем ощущает себя молодежь России? // Открытая политика. 1998. № 7. — С.68−73- Вишневский Ю. Р., Другова Ю. Л., Шапко B.T. О проблемах молодежи Урала // Социологические исследования. — 1997.№ 3.

C. 138−139- Здравомыслов А. Г. Молодежь России: что она ценит и что она умеет? Мониторинг общественного мнения // Экономические и социальные перемены. — 1998. № 4. — С.21−22- Садриев М. Социализация молодежи: социологические исследования о современном социальном положении молодежи России // Заман-Башкортостан. — 1998, № 3. — С.4−8;

7 Селиванов А. И., Селиванова 3.K. Молодежь нашего города: Социальный портрет. — Кумертау, 1994.

В ряде социологических исследований изучено влияние ряда факторов на физическое и психическое здоровье школьников (образа жизни, условий воспитания). Актуальными стали исследования проблем алкоголизма, наркомании и связанного с ними девиантного поведения молодежи (работы С. В. Быкова, Л. А. Журавлевой, И. М. Ильинского, Е. Г. Костылевой, Б. МЛевина, М. Б Левина, А.В.Шаронова1.

Поскольку учащиеся кадетских корпусов относятся к социально-демографической группе молодежи, то можно отметить, что процессу их социализации посвящены единичные работы. Различные аспекты жизнедеятельности кадетских корпусов дореволюционной России исследовались рядом авторов: Бескровным Л. Г., Буравченковым А. А., Волковым С. В., Галушко Ю. А и Колесниковым А. А., Костоусовым Н. С., Курмышевым В. М., Уваровым И. А. и др.2.

Наконец, нам оказался полезен пласт литературы, посвященный работе органов внутренних дел, которые сегодня рекрутируются преимущественно за счет молодежи, в том числе выпускников кадетских корпусов. Это работы, посвященные не только проблемам, но и позитивному опыту, накопленному в системе МВД. К их числу можно отнести исследования Анисимова В. В., Антоняна Ю. М., Борисова А. В., Егорышева С. В., Комлева Ю. Ю. и др.3.

1 Быков С. А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности //Социологические исследования. — 2000, № 4. — с. 48−52- Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. — 2000, № 6. — с. 43−48- Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. — М.: Просвещение, 1991; Молодежь России: тенденции, перспективы (Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. -М.: Институт молодежи, 1994.

2 Бескровный Л. Г. Русская армия и флот России в начале XX века. — М., 1986; Буравченков А. А. Офицерский корпус русской армии накануне революции. — М., 1986; Волков С. В. Русский офицерский корпус. — М., 1993; Колесников А. А., Галушко Ю. А. Школа российского офицерства. — М., 1993; Костоусов Н. С. Формирование педагогических основ нравственного воспитания военной молодежи в кадетских корпусах России 18 века // Материалы межвузовских научно-практических конференций. — Екатеринбург, 2001.Вып.5.С.21−25- Курмышев В. М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта 1882−1917 гг.). — СПб., 1997; Уваров И. А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России. -M., 1996.

3 Анисимов В. В. Проблемы совершенствования системы воспроизводства офицерского корпуса как социально-профессиональной группы. Дисс. канд. соц. наук. — Уфа, 1998; Антонян Ю. М. Психология и педагогика в профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. — М.: Академия МВД РФ, 1993; Борисов А. В., Кудрявцев A.B. Концептуальные основы работы с личным составом органов внутренних дел. — М: Академия управления МВД, 1993; Егорышев С. В. Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях перехода России к рыночным отношениям. — Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997; Комлев Ю. Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2001.

Несмотря на большое количество работ, посвященных различным аспектам становления личности молодого человека, на наш взгляд, недостаточно рассмотрены, во-первых, особенности социализации молодежи в условиях современной России, во-вторых, социальные детерминанты, влияющие на смысложизненные ориентации личности, в-третьих, ценностные ориентации учащихся-кадетов, их установка на учебу специализированных учебных заведениях Министерства обороны и Министерства внутренних дел, а затем на службу в этих учреждениях. Эти аспекты и определили проблемное поле, выбор объекта и предмета исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является учащаяся молодежь в процессе направленной социализации.

Предметом исследования являются духовно-нравственные и социальные детерминанты социализации учащихся кадетского корпуса.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы являются особенности формирования духовного облика и профессиональной ориентации современной молодежи, в частности, обучающейся в специализированных учебных заведениях — кадетских корпусах.

В соответствии с указанной целью ставятся и решаются следующие исследовательские задачи:

• проанализировать эвристические возможности социологических теорий личности, раскрывающих базовые тенденции самоидентификации и формирования ценностных ориентаций индивида;

• рассмотреть социальные факторы, влияющие на развитие современной личности;

• выявить особенности социализации личности молодого человека в современной России;

• доказать преимущества профессиональной социализации личности в структурах специализированного учебно-воспитательного процесса;

• выявить иерархию ценностных ориентаций учащихся кадетского корпуса под влиянием социальных условий и факторов;

• изучить установки кадетов на продолжение профессионального обучения в специализированном вузе и дальнейшую службу в органах внутренних дел и силовых структурах.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой социологического изучения социальных проблем молодежи является структурно-функциональный подход, В диссертации использованы также адекватные поставленной задаче элементы социокультурного, институционального и диалектического подходов, особенно при анализе трансформационных изменений, происходящих в современном российском обществе.

Особое значение имеет использование в работе таких общефилософских принципов, как принцип единства исторического и логического, принцип объективности, восхождение от абстрактного к конкретному.

Теоретической базой диссертационной работы являются исследования зарубежных и отечественных авторов, непосредственно связанных с темой диссертационного исследования.

Основными методами научного исследования, используемыми в ходе работы над диссертацией, были опрос (массовый, анкетирование, стандартизированное интервью), метод экспертной оценки, контент-анализ объективных данных, методы включенного и невключенного наблюдения.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой исследования являются несколько групп источников: 1) опубликованные материалы государственной статистики, касающиеся проблем социального-экономического развития России и Республики Башкортостан, а также данные ведомственной статистики, в том числе: Госссобрания (Курултая) РБ, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и др.- 2) результаты социологических исследований, проводившихся в Башкортостане в.

90-е годы различными научными коллективами и авторами, и проанализированные применительно к проблематике диссертации- 3) результаты нескольких собственных репрезентативных социологических исследований, проведенных в 2002 году в г. Мелеузе.

Основным инструментарием являлись ряд специальных анкет, позволяющих выяснить мнение респондентов (кадетов, учащихся, курсантов, представителей различных профессий) по широкому спектру проблем, касающихся условий их жизни, учебы, ценностных и профессиональных ориентаций.

Сбор информации осуществлялся методом сплошной выборки по методике, представленной в современной социологической литературе. В дальнейшем проводился сравнительный анализ сводных статистических данных. Количественный анализ данных проведен с помощью специального пакета программ SPSS.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• выявлено, что социальное поведение современной молодежи характеризуется: расширением ее общественных связей по мере социального взрослениядеформацией правосознанияфизической и духовной деградацией;

• доказано, что в условиях стабильно развивающегося общества жизненные ориентации личности нацелены преимущественно на воспроизводство существующих ценностей, в условиях нестабильно развивающегося общества возникает поисковый тип социализации;

• обосновано, что ценностные ориентации и их иерархия являются интегративными механизмами, определяющими социальное развитие современной молодежи;

• доказано, что кадетский корпус выполняет не только такие традиционные функции как: 1) сохранение преемственности в процессе воспроизводства духовно-нравственных и профессиональных оснований личности- 2) транслирующая, 3) регулятивная, 4) коммуникативная, 5) организационно-управленческая, но и специфические функции: борьба с вредными привычками (табакокурением, алкоголизмом и наркоманией) и формирование здорового образа жизниобучение навыкам физической культурысамообороне и др.

• предложены основные направления корректировки профориентационной системы подготовки абитуриентов для обучения и службы в силовых структурах;

• разработаны рекомендации по повышению эффективности организации мероприятий учебно-воспитательного процесса на формирование ценностных ориентации и жизненных целей кадетов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические идеи и выводы, практические рекомендации могут быть использованы при чтении ряда дисциплин: социологии, психологии, философии, культурологии, медицине. Помимо этого они могут быть использованы в работе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, в организации работы с подростками, а также разработке специальных курсов для работников различных ведомств.

Положения и выводы диссертации будут способствовать дальнейшему исследованию проблем, связанных с формированием и развитием ценностных ориентаций молодежи на современном этапе. Материалы исследования могут быть применены в разработке конкретных мероприятий по профориентационной работе среди молодежи, готовящейся к обучению в учебных заведениях МО и МВД, а также в законотворческой деятельности, при разработке российских и региональных программ социального развития молодежи.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором на международных и региональных конференциях, в том числе: Всероссийской научно-практической конференции «МВД России за 200 лет: история, теория, практика» (Уфа, 2002) — «Задачи профессорско-преподавательского и начальствующего состава института по подготовке специалистов для органов внутренних дел с учетом новых государственных образовательных стандартов и специализаций» XIV-е учебно-методических сборы профессорско-преподавательского и начальствующего состава УЮИ МВД РФ (Уфа, 2001), 4-ой республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов по социально-экономическим и гуманитарным наукам (Уфа, 2002), а также в 9 научных публикациях автора общим объемом 5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из трех параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 270 наименований. Общий объем диссертации — 163 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследованию формирования и духовного развития личности в специализированных учебных заведениях, мы приходим к следующим выводам.

1. Россия живет в условиях переходного общества, которое находится макросоциального кризиса, т. е. кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности общества. Социальные последствия этих кризисных явлений оказывают огромное влияние на формирование и духовное развитие российской молодежи.

2. Если в условиях стабильно развивающегося общества жизненные ориентации личности нацелены преимущественно на воспроизводство существующих ценностей, в условиях нестабильно развивающегося российского общества возникает поисковый тип социализации;

3. Анализ ценностных ориентаций подростков в социально-организованном, материально-духовном, целеполагающем, нравственном аспектах показывает, что процессы, происходящие в Российском обществе, отражаются на базовых ценностях молодого поколения. Прежде всего наблюдается усиление противоречия между воспроизводимыми ценностными ориентациями и их востребованностью в социальной действительности в связи с гипертрофированно культивируемым в обществе ориентации на материальное обеспечение.

4. Кадетский корпус можно рассматривать как форму среднего профессионального учебного заведения, выступающего в роли агента социализации и воздействующего на формирование личности кадета. Кадетский корпус является источником знаний о нормах поведения в обществе, нормах здорового образа жизни. Его ведущая роль определяется также уникальностью социального потенциала в сфере возможности систематического и планомерного получения подростками образцов одобряемых в обществе норм поведения, самореализацию юношей и девушек в различных видах деятельности.

5. Данные опроса показывают большую приверженность кадетов к соблюдению правовых моральных и нравственных норм при решении какой-либо важной своей проблемы (так, преимущественная часть кадетов будет добиваться собственного успеха законным путем). Определяющим мотивом поведения в жизни кадетов является служение Родине, при этом кадеты более оптимистичны в отношении будущего России, чем учащиеся гражданских учебных заведений.

6. Исследованием определено, что в кадетском корпусе обеспечиваются все условия для воспитания и развития учащихся, подготовке их к поступлению в специализированные высшие учебные заведения. Главными целями кадетского корпуса является: 1) формирование навыков ведения здорового образа жизни, 2) возрождение старых российских военных традиций- 3) предупреждение совершения ими правонарушений. Этому способствует «Программа развития личности», разработанная автором и внедренная в учебно-воспитательный процесс.

7. Обучение в кадетском корпусе значительно нейтрализует (помогает решить) такие молодежные проблемы как профессиональное образование и дальнейшее трудоустройство, девиантное поведение и правонарушения, крушение прежних традиционных ценностных идеалов (ломка социальных стереотипов, изменение ценностей, кризис идентичности).

8. Отсюда можно говорить о необходимости расширения системы кадетских корпусов, укрепления материально-технической базы ныне существующих и открытия новых учебных заведений по данному типу, что позволит выполнять запросы общества, повысить роль образовательных учреждений в воспитании и развитии молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Е.М. Формирование новой российской идентичности//
  3. Щ Общественные науки и современность. 1998, — № 4. — С. 19−29.
  4. И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе (теоретико-методологический аспект социологического анализа). Дисс. .канд. соц. н. М., 1995. — 167 с.
  5. А., Нужный В. Российский национальный феномен алкоголизм. // Аргументы и факты. — 1999. — № 3. С. 17.
  6. .Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы в формировании физического здоровья студентов. Автореф. дис. канд. соц. наук.-Уфа, 1996.-26 с.
  7. Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии, 1998. -№ 7. С.58−65.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1980.
  9. Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с. ф 11. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  10. Ю.П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.-415 с.
  12. С.Ф. Духовные ценности. Производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-235 с.
  13. В.В. Проблемы совершенствования системы воспроизводства офицерского корпуса как социально-профессиональной группы. Дисс. канд. соц. наук. Уфа, 1998. — 160 с.
  14. Г. С. Общество, познание, практика.- М.: Мысль, 1988 -204 с.
  15. А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М.: Философ, общество, ИФРАН, 1991. Т.1 -318 с.
  16. Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985.-184 с.
  17. А.Н. Реальная угроза будущему //Народное образование, № 6, 1996. с. 18−21.
  18. Н.А. Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения. Дисс. д-ра соц. наук. М., 1993. — 312 с.
  19. B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы • методологии М.:МГУ, 1987. — 184 с.
  20. И.Г. Социальные, правовые и социально-психологические факторы преодоления социальных отклонений среди молодежи. Дисс. д-ра соц. наук. М., 1991.-304 с.
  21. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 254 с.
  22. В.А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986. — 111 с. ф 27. Беликова Л. Ф., Зборовский Г. Е. Молодежь района: социальные проблемы ипути решения. Екатеринбург, 1996.- 142 с.
  23. Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М.: ИФРАН, 1997.- 173 с.
  24. Л.Г. Русская армия и флот России в начале XX века. М., 1986. -223 с.
  25. И.И. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетского кадетского корпуса. СПб., 1776. 60 с.
  26. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
  27. А.В., Кудрявцев А. В. Концептуальные основы работы с личным Щ составом органов внутренних дел. М: Акад. упр-я МВД, 1993. — 111 с.
  28. Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? // Социологические исследования. 2001, № 9. — С.68−76.
  29. М. Проблема человека //Два образа веры.М.: Республика, 1995−464 с.
  30. М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ.ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.- С.88−98.
  31. Ф Зб. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  32. А.А. Офицерский корпус русской армии накануне революции. -М., 1986.-238 с.
  33. С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социологические исследования, 2000, № 4. С. 48−52.
  34. С.В. Образование и здоровье (по материалам исследования выпускников г. Тольятти) // Социологические исследования. 2000, № 1.• С.125−129.
  35. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наукова думка, 1991. 200с.
  36. Н.Д., Винокуров С. Б., Вольский А. Н., Добровольский А. В. Социальный мир молодежи. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. 208 с.
  37. Ведомости Гос. Собрания, Президента и Кабинета Министров РБ. 2000. -ф № 17 (119). — Ноябрь- декабрь. — 1303 с.
  38. Ю.Р., Другова Ю. Л., Шапко В. Т. О проблемах молодежи Урала//Социологические исследования. 1997, № 3.-С. 138−139.
  39. С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993. — 368 с.
  40. А.А., Галушко Ю. А. Школа российского офицерства. М., 1993.-222 с.
  41. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Ростов-на Дону: Феникс, 2001. — 576 с.
  42. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1983.- Т.З.-367с.
  43. А.А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1990.-220 с.
  44. О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Газман. М.:АПН СССР, 1989. — С.5−12.
  45. .С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. 246 с.
  46. Н.Ф. Кризис здоровья и здравоохранения как угроза национальной безопасности страны //Вестник РАМН. 1998, № 4.- с. 58−62.
  47. К. Кадеты ищут небиологических отцов // Известия, 14 февраля 2002 года.
  48. Л.П. Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков // Перспективы и проблемы развития социально-психологической службы: Мат. Российской науч.-практ.конф.(6−8 декабря 2000 года). Уфа, 2000, с. 66−67.
  49. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. 1998, № 9. — С. 123−127-
  50. А. Избранные произведения. Т.З. М.: Политиздат, 1959. — с.43.
  51. С.И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций // Социологические исследования. 1998, № 8.-с. 36−46.
  52. С. Области человеческого бессознательного. Пер. с англ. В. Н. Михейкина и Е. И. Антоновой. М.: Изд-во ТПИ, 1994. — 278 с.
  53. М. Кем ощущает себя молодежь России? // Открытая политика. 1998, № 7. С.68−73.
  54. А.Н. Молодежь кризисных лет: Иллюзии и новые надежды. Минск: Харвей, 1999.-320 с.
  55. И.А. Незаконный оборот наркотиков// Социологические исследования. 1999, № 5. — С.74−79.
  56. Ф.Д., Богатырева Т. Г. Социализация личности и современные проблемы гуманизации образования // Философские проблемы образования. -М, 1996.-289 с.
  57. М.В. Проблемы теории личности: (Социально-философский аспект). М.: Изд-во МГУ, 1977. — 240 с.
  58. Г. С., Радовель М. Р., Чеботарев Ю. А., Шогенов Р. Х. Молодежь Северного Кавказа: общее и особенное в профессиональной ориентации // Социологические исследования. 1999. — № 5. — с. 62−69.
  59. Г. М., Смирнов А. И. Новые тенденции в адаптации семей бывших офицеров к гражданской жизни // Соц. исследования. 1999. № 8, с. 46−52.
  60. Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов// Социологические исследования. -2001, — № 7. С. 132−135.
  61. О.Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. — № 6. — С. 110−119.
  62. В.В., Стяжкин В. Д. Наркомании и токсикомании. JL: Медицина, 1991.-201 с.
  63. Э. Самоубийство. СПб, 1912.-321 с.
  64. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение (Пер. с фр., составление, послесловие и примечание А. Б. Гофмана. М., 1995.- с.244−264.
  65. С.В. Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях перехода России к рыночным отношениям. -Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997. 354 с.
  66. .С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  67. Т.А. Проблемы наркотизма среди старшекласников Ставрополя. //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996, № 5. — С.8−11.
  68. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986 -221с.
  69. А.Г. Социология российского кризиса.-М.: Наука, 1999. -344с.
  70. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР, М., 1966. Т.2.
  71. Здравоохранение и рынок (Интервью с А.С. Акопяном) // Общественные науки и современность. 1998, № 2. — С. 32−90.
  72. В.П. Россия: обретение будущего. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998. 313 с.
  73. С.Н. Становление и развитие личности молодого человека (социологический аспект). М., 1972. — 36 с.
  74. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  75. Щ 92. Ильяева И. А. Культура общения (Опыт философско-методологического анализа).- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. 168 с.
  76. История теоретической социологии. В 4-х тт. Т.З. / Отв ред. и состав. Ю. Н. Давыдов. М.: Канон, 1997. — 448 с.
  77. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988.- 319 с.
  78. Т.Г., Абросимова JI.B Установки выпускников школ на получение высшего образования // Социологические исследования. 2000,№ 5. -С.98−103.
  79. А.И. История подготовки офицерских кадров в России: Учебное пособие.- М, ВПА, 1990. -110 с.
  80. Кантор J1.M. Межличностное общение как явление культуры (философско-социологический анализ). Дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1988. 159 с.
  81. Кара-Мурза А.А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовный кризис в России: % есть ли выход? // Вопросы философии. 1996, № 5. — С. 155−165.
  82. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования, 2000, № 3. С. 124−128.
  83. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998, № 12. — С.89−94.
  84. Г. А. Профессиональный труд в системе ценностных ориентаций щ студентов колледжей. Дисс. .канд. соц. наук.- Уфа, 1997. 142 с.
  85. В.Ж. Человеческий потенциал: концепции и показатели // Человек. -1998.-№ 4.-С. 112−118.
  86. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. -М.: Политиздат, 1977. -256с.
  87. Г. Г. Медико-социальная характеристика юношей допризывного и призывного возраста и научное обоснование концепции охраны их здоровья. Автореф. дис. д. мед. н. Уфа, 2001. — 46 с.
  88. А. Статистика свидетельствует: пора остановиться // Медицинская газета. 1997. — 26 ноября. — № 92.
  89. Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга: Дис. д-ра пед. наук. М.: 1990. 301 с.
  90. А.И. Социализации личности: норма и отклонение. М.: институт молодежи, 1996. — 190 с.
  91. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999.-351 с.
  92. Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени (К проблеме социализации старшеклассников).// Социологические исследования. 1998, № 8. — с. 57−64.
  93. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  94. Ш. Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Индивидуализация как способ развитияличности // Развитие личности: проблемы, поиски, решения. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989. С.25−41.
  95. Ю.Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. -Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2001. 172 с.
  96. Ю.Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного поведения: Вопросы теории. Казань, 2000 — 160 с.
  97. Кон И. С. Личность //Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 839с.
  98. Кон И. С. Ребенок и общество. -М.: Наука, 1988. 269 с.
  99. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  100. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 60-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал, УРСС., 1999. 344 с.
  101. Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. 1997, № 3. — с. 110−114.
  102. Д.Л. Динамика ориентаций и социального поведения молодежи в сфере образования. Дисс. .д-ра социол.н. М., 1998. — 350с.
  103. О. Дух позитивной философии// Тексты по истории сойциологии XIX—XX вв. Хрестоматия/ Отв. ред. В. И. Добреньков. М., 1994. — 350 с.
  104. Е.Г. Социальный контроль наркотизма в общеобразовательной школе. Дис. к. соц. наук, Уфа, 2001. 194 с.
  105. В.Г., Траскунова М. Н., Константиновский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск, 1980. — 390 с.
  106. А.И. Социология: Словарь. М.: Академия, 1997. -240 с.
  107. Д.Б. Учебные заведения МВД в системе высшего образования России. Саратов, 1999. — 89 с.
  108. Л.К. Социализм. Человек. Культура. М.: Высшая школа, 1990. — 144 с.
  109. Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  110. А.В. Проблемы оптимизации непрерывной подготовки кадров в органах внутренних дел. М.: Академия МВД РФ, 1994. — 28 с.
  111. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. -Саратов, СВШ МВД РФ, 1999. 139 с.
  112. Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994.-495 с.
  113. Н.И. Ценностное сознание молодежи: сущность, структура, тенденции развития, социологический аспект. Дисс. канд. соц. н. М., 1993.- 170 с.
  114. А.Б. Методология социального моделирования. -У фа: Автор-Проект, 2000. -284с.
  115. А.Б. Технический вуз: социальные проблемы развития в новых условиях. Уфа, 1995. — 202 с.
  116. А.Б. Философия предпринимательства. Уфа: Изд-во «Автор-Щ Проект», 2000.- 14 п. л.
  117. А.Б., Лязина Ю. А. Социальные перемещения молодежи в студенчество. Уфа: Автор-проект, 2000. — 145 с.
  118. В.М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта 1882−1917 гг.). СПб., 1997. — 160 с.
  119. В. А. Полюби жизнь больше смысла ее // Человек. 1992, № 4.• С.5−14.
  120. М.С. Исторический очерк Военных учебных заведений, подведомственных ГУВУЗй Ч.З (1881−1892). СПб., — 164 с.
  121. Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991. 128 с.
  122. В.А., Якушев А. Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников /Предупреждение вредных• привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990, с. 13−42.
  123. Ф.Б. Семейно-брачные установки и ценности современной студенческой молодежи. Уфа: УЮИ МВД, 2001. — 91 с.
  124. .М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
  125. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, ф М: Высшая школа, 1991.-223 с.
  126. B.C. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  127. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996, № 4. С. 15−26.
  128. А.Е. Социальные проблемы процесса формирования и развития кадрового потенциала ОВД. Автор. Дис. канд. соц. наук. Уфа, 2001. — 23 с.
  129. В.Т. Социология молодежи. -СПб: СПб.-й ун-т, 1996. 457 с.
  130. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. -С.427−431.
  131. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998, № 8. — с. 31.
  132. А.В. Философия, предвидение, духовность. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1993. 109 с.
  133. В.В. Рыночная экономика и преступность // Общественные науки и современность. 1996, № 3. — С.37−46.
  134. B.C. Неудобства с идентичностью // Общественные науки и современность. 1998. — № 2. — С.43−53.
  135. Н.Н. Типология отношений студентов к наркомании // Социологические исследования. № 7, 2000. — с. 50−57.
  136. B.C. Проблемы социализации молодого поколения// Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М., 1978. — 110 с.
  137. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 23.
  138. А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
  139. А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования. 1998, № 12. — с. 97−100.
  140. П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. — София, 1983.-147с.
  141. Е.М. Культура личности и рынок труда. Дисс.. д-ра филос. наук. Тюмень, 1998. — 265 с.
  142. Молодежь / Отв ред И. М. Ильнский. М.: НИЦ при ИМ, 1995. — С.220.
  143. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов. Уфа, УЮИ МВД РФ, 2001. — 211 с.
  144. Молодежь в кризисном социуме. М., 1998. — 170 с.
  145. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1994. — 260 с.
  146. Молодежь Украины и наркомания (Отв. ред. В. Е. Пилипенко, Ю.А.Привалов), Киев: Стилос, 1998. 108 с.
  147. Молодежь: будущее России / Отв. ред. И. М. Ильинский. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. — 240 с.
  148. Молодежь: будущее России. М.: Институт молодежи, 1994. — 231 с.
  149. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997.-448 с.
  150. В.М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов/ Под ред. П. Ф. Янкевича. Владимир: Владимирский юридич. инс-т, 1999. — 292 с.
  151. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1984.- 319 с.
  152. А.В. Социализация и смутное время. М., 1992. — 321 с.
  153. Г. М. Проблема человека в немарксистской философии США XX века. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. 108 с.
  154. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы // Под ред. М. Е. Поздняковой. М.: ИС РАН, 1999. — 88 с.
  155. Р.Т. Население Республики Башкортостан: социально-демографический анализ. М., 1997. — 160 с.
  156. Д.Д. Социально-политические ориентации молодежи, выбравшей профессию сотрудника ОВД. Автореферат дис. канд. соц. наук. -Барнаул, 1993. 17 с.
  157. В.Я. Социология образования. М., Изд-во МГУ, 1992. — 198 с.
  158. О чем мечтают наши дети? // Неделя. 2000, № 4. — С14.
  159. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. М.- СПб., 1998. 345с.
  160. В.Б., Климова С. Г., Волжская Н. Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982−1997 годы) // Социологические исследования. 1999, № 6. — с. 88−95.
  161. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. — 148с.
  162. П.Н. Студент средней профессиональной школы. //Социологические исследования. -11. 1998. — с. 102−107.
  163. О.С. Девиантное поведение: благо или зло? //Социологические исследования. 1998, № 9. — с. 106−109.
  164. Отношение населения к здоровью / Отв. ред. И. В. Журавлева. М., 1993.- С. 29−63.
  165. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  166. Ю.П. Проблема интеллигентности в понимании студентов // Социологические исследования. 2001, № 2. с. 62−66.
  167. JI.E. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000, № 12. — с.50−63.
  168. Подростки и наркотики. Опыт исследования в школах Ульяновска: социологический очерк /Под ред. Е. Л. Омельченко. Ульяновск, УлГУ, 1999.- 118 с.
  169. С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа: Изд-во БашГУ, 1998. — 210 с.
  170. С.М. Человек и его мир. Уфа: БашГУ, 1996. — 170 с.
  171. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменения мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования. 1999, -№ 6. — с.96−99.
  172. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Дисс. д-ра социол.н., Екатеринбург, 1998.-380с.
  173. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С. В. Березина и др. М: Изд-во Инст. Психотерапии, 2000. — 242 с.
  174. А.И. Социология организаций. М.: наука, 1980, — 150 с.
  175. Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа / Отв. ред. А. В. Ляхович. М., 1991. — 380 с.
  176. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1993. — 477с., с. 200−236.
  177. Регламент о содержании корпуса Кадетского. СПб., 1731. — С. 15−16.
  178. Т.М. Абитуриент 2001 физическое и психическое здоровье // Социологические исследования. — 2001, № 11. — С. 122−134.
  179. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА. — ИНФРА. -М., 1998.-с. 421.
  180. Россия в поисках стратегии: общество и власть / Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. М., РИЦ ИСПИ РАН, 2000. — 170 с.
  181. Л.С. Девиация как проблема безопасности// Социологические исследования. 1999, № 5. — С.70−74.
  182. Л.Я., Айрапетова С. Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование? Социологические исследования. № 5,2000. — с. 81 -89.
  183. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  184. Т.Н. Моноиндустриальный город: проблемы Славутича // Социологические исследования. 1999, № 10. — с. 120−127.
  185. М.Н. Макросоциология: методологические очерки. М.: ОФСПП, 1995.-186 с.
  186. М.Н., Потапов В. П. После школы. Опыт социологического исследования. М., 1995.
  187. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
  188. . Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998, № 5. — с. 93−94.
  189. И.П. Латентные социальные процессы: теоретические и практические аспекты исследования нарокмании // Социологические исследования. 1999, № 10. — С.74−85-.
  190. Л.Н., Панова Е. И. Подросток и наркотики // Педагогика. 1998. -№ 2.-С. 45−48.
  191. С. Алкоголизм в России // Учительская газета. 1998. — 20 сентября. -СЛ.
  192. М. Социализация молодежи: социологические исследования о современном социальном положении молодежи России // Заман-Башкортостан. 1998, № 3. — С.4−8.
  193. Р.Х. Особенности социального развития молодежи в изменяющихся условиях: теоретико-методологическая работа. Дис. канд. соц. наук. С-Пб., 1993. — 204 с.
  194. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред В. А. Ядова. Л., 1979. — 184 с.
  195. А.И., Кунафин М. С. Система ОПТИН. Философия хозяйства и управления. Уфа: Изд-во «Знание», 1991 — 68 с.
  196. А.И., Селиванова З. К. Молодежь нашего города: Социальный портрет. Кумертау, 1994. — 86 с.
  197. З.К. Смысложизненные ориентации подростков. // Социологические исследования, 2001, № 2. с. 87−92.
  198. З.К. Ценностные ориентации городской молодежи старшего подросткового возраста (на материалах РБ). Автор. Дис. канд. соц. н., Уфа, 2000. 24 с.
  199. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк).-М., 1996.
  200. Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) // Социологические исследования. 2001, № 1. — с. 105−110.
  201. Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании). // Социологические исследования. 2001, № 1.-е. 105−110.
  202. В.Г. Социальный контроль. Социальные гуманитарные знания. -2000, № 4. С. 193−204.
  203. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
  204. Э.В. Культура и личность. JL: Наука, 1972.
  205. Г. С., Харченко И. И. Принципы формирования экономического сознания выпускников общеобразовательной школы. // Социологические исследования. 2001, № 9. — с. 89−95.
  206. П. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред., сост. И предисл. А. Ю. Согомонова. Пер. в англ. М., 1992. с. 405−409.
  207. Социализация сибирской молодежи в образовательном пространстве. -Новосибирск, 1995. 224 с.
  208. Социальный облик молодежи Красноярского края. Красноярск, 1995. -124 с.
  209. Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПб. пед. ун-та, 1996. — 460 с.
  210. Социология преступности (современные буржуазные теории). Сборник статей / Пер. с англ. под ред. Б. С. Никифирова. М.: Прогресс, 1966 — 322с.
  211. Социология: Словарь-справочник. М., 1990. Т.1−3. Т.2. С. 71.
  212. Г. Основания социологии. СПб., 1876−1877// Тесты по истории социологии XIX—XX вв. Хрестоматия / Состав и отв. ред В. И. Добреньков. -М., 1994.
  213. Г. Основания социологии. Т. 1,2. СПб., 1898. 809 с.
  214. Т.Г. Организованная преступность и молодежь // Социологические исследования. 2000, № 1. — с.55−61.
  215. Теория познания. В 4-х т. М., 1993 — 1995. — Т.4. Познание социальной реальности. — М.: Мысль, 1995.-431 с.
  216. Е.Г. «Я» в конце XX века: проблема персональной идентичности // Смысл жизни: поиск и созидание. Тематический сборник участников межвузовского семинара «Мировоззренческие поиски современности». -Уфа: Изд -е УТИС, 1997. С.37−47.
  217. И.А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России. М., 1996. — 25 с.
  218. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медпомощи, профилактики и оздоровительной работы в школе. Автореф. дисс. д.м.н., Н. Новгород, 1997. 41 с.
  219. Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ// Сборник законов Российской Федерации. М., 2000. -С.47.
  220. Л.П. Возможности социальной информации в профилактике табакокурения //Социологические исследования. 2001, № 9. с. 138−139.
  221. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990.-24с.
  222. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  223. С.С. Социология. М.: Гардарики, 1999. 344 с.
  224. Э. Бегство от свободы. М.: Республика, 1990. — 429 с.
  225. Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. Казань: Испн АНТ, 19 998. — 219 с.
  226. Л., Зиглер Д. Теории личности: СПб., Питер-Пресс, 1997.- 608 с.
  227. А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1980, — 272 с.
  228. Л.И. К вопросу о менталитете русского народа. //Социологические исследования, 2000, № 7. с. 138−140.
  229. В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. 116 с.
  230. В.И., Черныш М. Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. М.: Институт Молодежи, 1993. — 98 с.
  231. О.Г. Нравственно-правовая социализация личности. Автореф. дисс. д-ра юрид.н., СПб, 1997. 34 с.
  232. Д. Типы личности: юнговская типологическая модель. СПб: БСК, 1996.-145 с.
  233. B.C., Шиняева О. В. Здоровье учащихся и образовательная среда // Социологические исследования. 2000, № 5. с. 75−80.
  234. С.Н. Идеалы и ценностные ориентации подростков 90-х годов. Дис. канд. соц. наук. М., 1994. — 156 с.
  235. А.А. Социализация молодежи в условиях макроэкономической трансформации российского общества. Дис. доктора соц. наук. М., 1998. -410с.
  236. Экология, здоровье, образ жизни. Под редакцией Файзуллина Ф. С., Крюковой А. Я., Уфа, 1997 145 с.
  237. Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ.ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997.-478 с.
  238. Энциклопедический социологический словарь (Под редакцией Осипова Г. В. М.: ИСПИ РАН, 1995. — 844 с.
  239. Э. Идентичность: юность и кризис//Комментарий во вступ. статье А. В. Толстых. 264 с.
  240. Юлдашев B. JL, Байков И. Р. Программа помощи подросткам с нарушенными формами поведения // Актуальные вопросы общественного развития, воспитания и обучения. Уфа, 1995. — с. 22−23.
  241. В.Л., Калимуллина Д. Х., Крашенникова Е. А. Наркомания -угроза молодежи. Перспективы и проблемы развития социально психологической службы. Материалы Российской научно-практической конференции. 6−8 декабря 2000 года. с. 132−134.
  242. B.JI., Николаев Ю. М. Роль социальных и биологических факторов в формировании аддиктивного и девиантного поведения подростков // Здравоохранение Башкортостана. 1998, № 5. С.85−88
  243. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998. — 596 с.
  244. Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999, № 6. — с.54−58.
  245. К. Истоки истории и ее цель. Вып.1. М.:ИНИОН АН СССР, 1991.
  246. Acram G., Gait М. A Profile of Harm-reduction Practices and Co-use of Illicit and Licit Drugs Among Users of Dance Drugs. Drugs: Education, Prevention and Policy 6: 2: 215−225, 1999.
  247. A. «Religions, Values and Peak Experiences» (1964).
  248. A. «Religions, Values and Peak Experiences» (1964).
  249. Measham F., Parker H., Aldridge J. The teenage Transition: From Adolescent Recreational Drug Use to the Young Adult Dance Culture in Britain in the Mid — 1990s // Journal of Drug Issues. 28 (1) — 9−32, 1998.
  250. Park R. A biography of Sociologist with Raushenbuss. W.N.Y.- 1979.
Заполнить форму текущей работой