Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из цели и задач исследования, проведение эмпирического исследования включало не только разработку программы управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество, но и разбор, проработку понятийного аппарата медико-социальной реабилитациианализа ситуаций детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми-инвалидами, направленных на формирование мотивации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ИНВАЛИДНОСТИ
    • 1. 1. Здравоохранение и инвалидность: исторйко-социологическая рефлексия
    • 1. 2. Феномен инвалидности в русской культуре и ее специфика в современном российском обществе
    • 1. 3. Социальные отношения в системе реабилитации
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИНВАЛИДНОСТИ
    • 2. 1. Инвалидность как стигма
    • 2. 2. Особенности формирования социальной среды в семье с детьми-инвалидами
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЬЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Научно-методический потенциал управления процессом социальной адаптации
    • 3. 2. Специфика социальной адаптации детей-инвалидов
  • ГЛАВА 4. АДАПТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 4. 1. Оценка адаптивного потенциала как основа информационной базы управления процессом адаптации детей-инвалидов
    • 4. 2. Социальное закаливание как способ совершенствования адаптивного потенциала ребенка-инвалида
    • 4. 3. Семья как основной канал социализации и социальной адаптации детей-инвалидов
  • ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ И РЕИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ
    • 5. 1. Институты социальной реабилитации в системе факторов социальной адаптации детей-инвалидов
    • 5. 2. Медико-социальная реабилитация, как основа социальной адаптации и реинтеграции инвалидов
    • 5. 3. Реабилитационная технология — элемент процесса социальной адаптации и реинтеграции инвалидов
    • 5. 4. Реабилитационная сортировка — основа социально-адаптивной и интегративной программы реабилитации
    • 5. 5. Управление медико-социальным процессом реабилитации и социально-психологический аспект инвалидализации с позиции адаптации
    • 5. 6. Некоторые представления о социальной работе в сфере медицины и здравоохранения

Концепция управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В условиях современного российского общества решение проблем, связанных с социальной дезадаптацией и экономической несостоятельностью различных групп и слоев населения, приобретает доминирующую актуальность и становится приоритетной задачей государства.

Одно из ведущих мест среди этих проблем занимает инвалидизация. Во-первых, в силу своей масштабностиво-вторых, как индикатор «гуманности» общества.

Величина и государственный масштаб этой проблемы настолько очевидны, что не требуют развернутых статистических доказательств. Достаточно указать на то, что, на начало 2000 года в РФ было не менее 9.5 млн. инвалидов' (т.е. около 5% населения страны). То есть, даже по самым минимальным оценкам, объем экономических потерь (прямых и косвенных), обусловленных инвалидизацией — это величина, равная не менее чем 5% ВВП страны.

Более того, количество инвалидов возрастает устойчиво и быстрыми темпами, причем, и по абсолютной величине, и по удельному весу в полном составе популяции. Только в конце прошлого столетия ежегодный первичный выход на инвалидность составил 1 млн. человек. В связи с этим, задачи минимизации количества инвалидов, а также процессы адаптации и их реинтеграции в общество, обладают приоритетной значимостью для государства, как с экономической, так и с социальной точки зрения. Государственный доклад О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 годуМ.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. — 128 с.

Л Попова Т. В. Медико-социальная характеристика инвалидов и пути их реабилитации. — Автореф.. канд.мед.наук. — СПб., 2000. — 20 с.

Однако необходимо признать, что сколько-нибудь значимых результатов проводимые мероприятия по социальной реинтеграции и реабилитации инвалидов в РФ не обеспечивают, поскольку из 1 млн. человек, выходящих ежегодно на инвалидность, впоследствии восстанавливают трудоспособность не более 5%'.

Среди альтернативных путей социальной реинтеграции (снижения социальной дезадаптированности инвалида), на первый взгляд, наиболее очевидным и дающим кажущийся максимальный эффект в плане повышения социального статуса, является повышение уровня его материального обеспечения, которое бы компенсировало отсутствие трудоспособности. Именно на этом фундаменте основана западная система социальной адаптации инвалидов, восхищенные отзывы о которой доминируют в выступлениях тех, кто знаком с современным положением инвалидов в РФ.

Однако объективная реальность такова, что в настоящее время наше государство в силу экономических причин не способно обеспечить состоявшимся инвалидам высокого уровня жизни. Более того, у подхода, направленного на повышение социальной адаптированности преимущественно за счет материальных благ, есть и более существенный недостаток — эта система не оптимальна, прежде всего, потому, что никакие выплаты не способны компенсировать утраты здоровья и функциональных возможностей.

Поэтому главные перспективы минимизации проблем, создаваемых ин-валидизацией, необходимо искать в другом: в оптимизации процесса управления социальной адаптацией и реинтеграцией инвалидов в общество. Несмотря на то, что данный путь достаточно продолжителен во времени, он, наиболее экономически выгоден и более гуманен. Его реализация предполагает решение ряда проблем:

Дементьева Н.Ф. и др. Формы и методы реабилитации нетрудоспособных граждан — М.: Прогресс, 1999. — 149с.

Во-первых, современный этап развития мирового сообгцества характеризуется тенденциями сосуществования множественных реальностей, событий различных культур, социальных систем, различных социальных групппри этом проблема социального исключения «нетипичных людей» — инвалидов, подверженных в обществе изоляции и стигматизации, является злободневной социокультурной проблемой.

В этой связи анализ феномена инвалидности, основанный на междис-цип-линарных исследованиях, является необходимым и обязательным условием эффективности разрабатываемых реабилитационных программ. Именно в этом контексте, изменение социального отношения к семьям с детьми-инвалидами представляет особый исследовательский интерес.

Во-вторых, на сегодняшний день общие понятия адаптации, реадаптации, реинтеграции, как основные категории, характеризующие цели реабилитации инвалидов, являются слишком широкими (не являются операциональными), необходима четкая конкретизация критериев реабилитации.

В-третьих, всем хорошо известны примеры самоизлечения «неизлечии /-Ч и мых» инвалидов, полностью «списанных» медициной. С методологической точки зрения это означает отсутствие абсолютного доказательства неизлечимости в каждом из случаев. В эту же «копилку» падает так называемое спонтанное восстановление, когда больной восстанавливается сам «просто так».

Все вышеперечисленные факты вызывают необходимость переформулировать описание ситуации — заменить понятие абсолютной неразрешимости на — невозможность обеспечения устойчивого, предсказуемого, программируемого результата. А это означает, что проблему закрывать рано, и она переходит в область методологии и аналитического аппарата.

В этой связи, целью настоящей работы является концептуализация процессов управления социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в условиях транзитивного российского общества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

• провести социологический анализ понятия инвалидности;

• обосновать специфику детской инвалидности как социальной проблемы;

• дать анализ основных социологических теорий, описывающих социальную сущность инвалидности;

• изучить динамику отношения к инвалидности в различных социокультурных контекстах, выявить специфику социальных аттитюдов к инвалидам;

• определить природу взаимоотношений инвалидов и специалистов, занимающихся вопросами социальной адаптации, реинтеграции и реабилитации;

• выявить социально-психологические закономерности восприятия инвалидов как нетипичных людей и факторов, способствующих их стигматизации и исключению;

• выработать методику комплексной оценки их адаптивных возможностей и определить взаимозависимость социальных факторов адаптивности инвалида и биологическими.

• разработать концепт-программу совершенствования процессов управления социальной адаптации и реинтеграции инвалидов на микрои макроуровнях.

Объектом исследования являются социальные отношения, которые непосредственно или косвенно влияют на процесс социальной адаптации и реинтеграции инвалидов и формирование феномена инвалидности в социокультурном контексте.

Предметом исследования являются процессы управления социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество в условиях нестабильной социально-экономической обстановки современной России.

Исходя из цели и задач исследования, проведение эмпирического исследования включало не только разработку программы управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество, но и разбор, проработку понятийного аппарата медико-социальной реабилитациианализа ситуаций детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми-инвалидами, направленных на формирование мотивации реаби5вш|?ииьную совокупность составили дети в возрасте от 5 до 18 лет, которых 3893 — дети-инвалиды и 3982 — дети с ослабленным здоровьем, инвалидности не имеющие. Выборочная совокупность формировалась в два этапа: сначала методом случайной выборки составлен массив из 500 детей (номера чьи социальных паспортов, соответствовали данным таблицы случайных чисел), а затем были определены 141 ребенок-инвалид и 141 ребенок с ослабленным здоровьем — методом парной выборки (по полу, возрасту, характеру инвалидности). Отклонение выборочной совокупности от генеральной по названным параметрам составило от 3.71 до 4. 67%.

Исходя из цели и выдвинутых задач применялись следующие методы социологических исследований — аналитическое, когортное, лабораторное, лонгитюдное, монографическое, описательное и т. д.

Степень изученности проблемы. Интересы социологов, изучающих феномен инвалидности, в основном сосредоточены вокруг трех проблемных областей — социальной сущности инвалидности, переживания инвалидности и функционирования реабилитационной системы. При этом закономерности, обнаруженные социологами при исследовании болезни, экстраполируются на инвалидность.

Сегодня, когда серьезно трансформировался экономический строй, структура органов власти и управления, когда государство все больше дистанцируется от выполнения своих традиционных социальных функций — существующие методологические подходы и научно-методический инструментарий управления социальной и медицинской реабилитацией нуждается в серьезной переработке. Должна быть создана методология управления самим процессом реинтеграции инвалидов в общество.

И, несмотря на тот факт, что инвалидности присуща своя специфика, возникающая вследствие стигматизирующего воздействия общества, необходимы не только определение и введение таких новых понятий, как реабилитационные технологии, компенсационная реабилитация, реабилитационная сортировка, но и разработка концепции формирования государственной системы медико-социальной реабилитации и развития новых реабилитационных технологий, выступающей в качестве методологической основы принятия стратегических решений органами власти на всех уровнях.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы послужили принципы системного подхода к исследованию медико-социальных, социально-медицинских, социально-экономических процессов, теория стратегического управления и планирования, методология структурного анализа и моделирования, метод анализа иерархий, метод парных сравнений экспертных оценок, и другие научные разработки в области социологии и управления в изложении отечественных и зарубежных ученых.

Наиболее значимыми работами, на которых базируется теоретическая часть, являются труды российских ученых и практиков Андреевой Г. М., Выготского Л. С., Ярской-Смирновой Е.Р., Межевича М. Н., Перегудовой Ф. И., Корель Л. В., Григорьева СИ., Аверченко Л. К., Бабича A.M., Бассина Ф. В., Бодалева A.A., Божовича Л. И., Боголюбова B.C., Волковой В. Н., Гайденко Н. П., Головановой В. И., Зотовой О. И., Кузьмина С. А., Куракова Л. П., Ломова Б. Ф., Макаренко М. С., Петровской Л. А., Петракова Н. Я., Половинкина А. Е., Шаронова A.B.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы отражены в работах заи гр U U с" рубежных исследователей. Так, например, важнейший онтологический вопрос, который поднимает социология, связан с пониманием сущности болезни и инвалидности, при этом, обращая внимание на доминирование медицинского дискурса в концептуализации этих феноменов в современной практике, социологи подчеркивают социальную природу болезни и инвалидности (W.Cockerham, P. Conrad, В. Ehrenreich, J. Ehrenreich, M. Foucault, R. Fox,.

A. Kleinman, S. Nettleton, M. Oliver, T. Parsons, J. Richman, J. Schneider, T. Szasz,.

B. Tumer, H. Waitzkin, I. Zola).

Сравнительный анализ медицинской и социологической объяснительных моделей дают R. Gillespie и C.Gerhardt.

Особое место в социологическом подходе к медицине занимают взгляды Т. Парсонса, чья концепция роли больного в начале 50-х годов впервые обратила внимание социологов на проблемы болезни и инвалидности. Анализируя значение болезни для социальной системы с точки зрения функционали-стской парадигмы и опираясь на две важнейшие социологические теорииМ. Вебера и Э.Дюркгейма.

Развитие и критика идей Парсонса связаны с именами A. Birenbaum, E. Freidson, E. Gallagher, D. Mechamc, J.Richman.

Понимание болезни и инвалидности как продукта медицинских дискурсов, отражающих доминирующую модель мышления внутри общества, находит свое отражение в работах, выполненных в традиции постструктуралистской школы М. Фуко (D.Armstrong, R. Fox, L. King, S. Sontag, B. Turner). Социокультурный подход к проблемам инвалидности развивает A.Kleinman.

Неомарксистский подход, рассматривающий болезнь и инвалидность в контексте эксплуатации, свойственной природе капиталистического производства, представлено работами Hanks и Hanks, V. Navarro, M. Oliver, H. Wa-itzkin, B.Waterman.

Особая роль в идентификации болезни и инвалидности отводится медицине и другим «помогающим» профессиям. Специфику взаимодействия врачей и пациентов впервые описал Т. Парсонс, введя понятие роли больного как особой социальной роли, которая предполагает легитимное освобождение заболевшего индивида от некоторых социальных обязанностей и делегирование ответственности за выздоровление профессионалам.

D.Mechanic и D. Hayes-Bautista, фокусируясь на адаптивности человеческого поведения, рассматривают взаимодействие врачей и пациентов как переговорный процесс, в котором заболевший индивид наделяется большей активностью.

T.Szasz и M. Hollander обратили внимание на распределение ответственности между врачом и пациентом в зависимости от серьезности заболевания.

J.Richman положил в основу предложенной им классификации направленность врача, выделив «центрированную на пациенте» и «центрированную на симптоме» модели отношений.

Доминирующая позиция медицинской профессии и пути ее достижения проанализированы в работах D. Armstrong, P. Conrad, R. Fox, I. Illich, J. Schneider, I. Zola (процесс медикализации общества), M. Foucault, B. Tumer (роль медицинских дискурсов, монополия врачей на научное знание), E. Freidson (корпоративность медицины, монополизации практики), E. Goffman (анализ госпиталя как «тотального института»), H. Waitzkin, В. Waterman (ограничение доступа непро-фессионалов к ресурсам).

Идентификация инвалидности на микроуровне происходит в процессе социального взаимодействия, в результате чего инвалид принимает стигматизированную идентичность. Общие закономерности процесса идентификации проанализированы в работах П. Бергера, Г. Кули, Т. Лукмана, Дж.Г.Мидароль когнитивных процессов в формировании идентичности исследована К. Келли, Л. Фестингеромроль типизации подчеркивается А. Шюцомпсихологические механизмы идентификации и формирования личности описаны психоаналитической школой (З.Фрейда, Э. Эриксона), роль социального научения отражена в работах Б. Скиннера, Р. Уолтерса, Дж.Уотсона.

Роль социальных стереотипов в формировании идентичности анализируется в работах П. Бергера, Ф. Зимбардо, Э. Фромма, М. Каттермоле, Е. Гоф-фмана, Т. Левита, Д.Томаса.

Переживание хронической болезни и инвалидности, их влияние на биографию индивида, роль ближайшего окружения исследуются R. Anderson, D. Bamard, M. Bury, C. Charmaz, J. Corbm, A. Emerson, B. Glaser, E. Goffman, S. Rees, J. Roth, J. Schneider, A.Strauss.

Информационную основу диссертационного исследования составили:

• законодательные и нормативные материалы Российской Федерации, Новосибирской области;

• статистические данные и материалы аналитических обзоров медико-социальной сферы по вопросам реабилитации инвалидов российских городов;

• результаты экспертных оценок основных компонентов социальной сферы;

• результаты социологических опросов.

В процессе обработки фактического материала использовались приемы общего социологического и прикладного системного анализа.

Компьютерная обработка данных осуществлялась с использованием технологии электронных таблиц. В ходе обработки результатов экспертизы по методу парных сравнений использовалась демонстрационная версия пакета кета прикладных программ Expert Choice, а также пакет макросов, работающий в среде Microsoft Excel (инструментальная среда разработкиVisual Basic for Applications).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концепции управления процессами социальной адаптации и реинте-граци инвалидов в общество, основанной на системном подходе к исследованию социальных корней болезни и инвалидности и включающей в себя следующие элементы:

• определение природы взаимоотношений инвалидов и членов их семей со специалистами реабилитационной системы в современных российских условиях;

• исследование социальных аттитюдов к инвалидам в контексте современного восприятия инвалидности;

• разработка оригинальной классификации воспитательных стратегий семей с детьми-инвалидами и исследовании их влияния на формирование идентичности ребенка-инвалида.

• обоснование необходимости более глубокого изучения особенностей микроуровня адаптации детей-инвалидов для решения проблем управления процессами адаптации и реинтеграции на макроуровне;

• определение понятийного аппарата и методологического подхода к социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество (социальная реинтеграция, компенсационная реабилитация, реабилитационная сортировка);

• разработка методики социального закаливания детей-инвалидов в условиях реабилитационных центров;

• разработке и внедрение программы формирования государственной системы медико-социальной реабилитации и развития новых реабилитаци.

16 онных технологий, основных элементов механизма управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов.

Практическая значимость результатов работы состоит в разработке концепции и методологии управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалида в общество, позволяющей осуществлять оценку приоритетов проводимой социальной политики в процессе выработки взаимоотношений «государство-инвалид» и «инвалид-семья-государство».

Апробация работы. Основные теоретические положения работы, выводы и предложения изложены в 30 научных публикациях (в том числе в 5-и монографиях) общим объемом 60 усл. п./л.

Важнейшие положения исследования доложены на научно-практических конференциях регионального, российского и международного уровня, научных сессиях преподавателей Новосибирской государственной медицинской академии. Новосибирской государственной академии экономики и управления.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ВЫВОДЫ заключаются в следующих концептуальных положениях:

1. Феномены болезни и инвалидности являются результатом действия определенных дискурсов, которые отражают доминирующие в обществе модели рациональности. При этом в современных условиях в концептуализации инвалидности преобладает лишь только медицинских дискурс, в результате чего инвалидность рассматривается как персональная трагедия и результат функциональных патологий, а социальный контекст при этом не учитывается.

2. Специфика отношения к инвалидам детерминирована социокультурным контекстом: особенностями национального характера, религиозными ценностями, историческими прецедентами, становлением этики, фокусирующей внимание на эффективности и производительности как социально личностных характеристиках.

3. Взаимоотношения инвалидов и специалистов реабилитационной системы характеризуются асимметричностью, стереотипизацией, что ведет к фор-мированию пассивного стиля поведения инвалидов, социальному иждивенчеству и отсутствию мотивации на самореабилитацию, социальную идентификацию.

4. Взаимодействие инвалидов и общества в целом определяется содержанием стигмы как комплекса приписанных и реально существующих у субъектов атрибутов. Стигматизация является следствием общих закономерностей отношения к нетипичности, которые выражаются в исключении нетипичных из жизненного пространства нормальных и проецировании на них теневых качеств человеческой натуры.

5. Детская инвалидность является серьезной проблемой современной России, которая имеет свои специфические черты:

• нарастание темпов роста детской инвалидности в динамике за последние десять лет по сравнению с приростом населения;

• наличие существенной связи (коэффициент корреляции = 0.61) между распространенностью детской инвалидности (по регионам) и заболеваемостью населения хроническим алкоголизмом;

• увеличение «социальной мотивации» обращаемости во ВТЭК, когда родители оформляют статус инвалида ребенку, не имеющему серьезного косметического недостатка, с целью получения пособий;

• относительно более высокий уровень первичной инвалидности (с рождения) по сравнению со вторичной (в результате травм и заболеваний), что свидетельствует о критическом снижении здоровья родителей и ухудшении условий их жизни.

• незначительное число случаев полной реабилитации, вплоть до снятия инвалидности, говорит о низкой эффективности реабилитационных мероприятий.

6. Одним из путей решения проблемы детской инвалидности является адаптация детей и их семей к жизни в обществе, при этом процесс социальной адаптации детей-инвалидов является частным случаем адаптации человека вообще, но имеет свои особенности, связанные с явлением социальной недостаточности ребенка, возможной экономической, социальной, педагогической, психологической неполноценностью его семьи, неадекватностью системы медико-педагогической реабилитации.

7. Формирование личности ребенка-инвалида детерминируется стигматизирующим окружением родственников, семьи. При этом можно выделить гиперопекающий, поощряющий самостоятельность и пренебрегающие типы воспи-тания.

8. Предпочтение определенного типа воспитательной стратегии в семьях с детьми-инвалидами определяет характер формирующейся у ребенка идеитичности и его адаптивные возможности. Родители, поощряющие самостоятельность ребенка, позитивно относятся к окружающему миру и имеют положительную Я-концепцию. Родители, приняв и интегрировав инвалидность ребенка, передают ему высокую самооценку, доверие к миру, способность конструктивно разрешать возникающие проблемы.

9. На развитие адаптивных возможностей детей-инвалидов можно воздействовать не только опосредованно (через семью), но и непосредственно. Одним из методов такого воздействия является система социального закаливания, которая предполагает контролируемое постепенное погружение ребенка в ряд игровых адаптивных ситуаций, требующих выработки адекватных способов приспособления.

10. Проблема инвалидности, вызванная недостаточной эффективностью восстановительной медицинской реабилитации определяется и зависит не от принципиальной «неизлечимости» этих больных, а от не проработанности стратегии терапии и отсутствия стратегии социального управления данным процессом.

11. Необходима смена ориентации в политике медико-социальной реабилитации инвалидов. Отношения как к потенциальному инвалиду, которому необходима квалифицированная помощь, с самого начала анатомического и функционального поражения, и где бытует формулировка ожидания «а вдруг все само бесплатно образуется" — необходимо изменить на отношения ответственности общества перед инвалидом и ответственности инвалида перед обществом. Поскольку в текущем состоянии здоровья каждого состоявшегося инвалида есть два компонента: объективный, необратимый — его общество обязано оплачивать, и внесенный собственным пренебрежительным отношением к здоровью — избыточный вес, адинамия и т. д., за которые несет ответственность сам инвалид.

12. Система социального управления процессами адаптации и реинтеграции инвалидов в общество должна строиться на понятиях реабилитационных технологий и реабилитационной сортировки. Реабилитационная технология — это завершенный единый комплекс технических средств, дополняющих друг друга, предназначенных для решения стратегической задачи. Реабилитационная сортировка, это государственное решение вопроса о принципиальной возможности проведения реабилитационных мероприятий.

13. Реабилитационные технологии ориентированы на биологическую адаптацию (повышение уровня биологической дееспособности) как основу социальной дееспособности.

14. Компенсационная технология — это лишь повышение уровня социально-адаптивных возможностей с помощью технических средств в условиях данного уровня биологических возможностей инвалида. Экономический эффект приносит только восстановление, компенсация же — это безвозвратное расходование средств.

15. Приоритеты в развитии социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество должны базироваться на создании определенных условий для инвалида в виде выпуска индивидуальных реабилитационных технологических наборов инвалидаформирования сети координационно-методических реабилитационных центров, а от государства — еще принятия программы формирования государственной системы медико-социальной реабилитации и развития новых реабилитационных технологий, а также органов реабилитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа была посвящена решению проблемы социальной адаптации и реинтеграции инвалидов путем оптимизации процессов управления и их стандартизации по отношению к медико-социальной реабилитации.

В работе показано, что детская инвалидность является серьезной проблемой современной России. Специфическими чертами детской инвалидности в России являются:

• нарастание темпов роста детской инвалидности в динамике за последние десять лет по сравнению с приростом населения;

• увеличение «социальной мотивации» обращаемости во ВТЭК, когда родители оформляют статус инвалида ребенку, не имеющему серьезного физического или косметического недостатка, с целью получения пособий;

• относительно более высокий уровень первичной инвалидности (с рождения) по сравнению с вторичной (в результате травм и заболеваний), что свидетельствует о снижении здоровья родителей;

• незначительное число случаев полной реабилитации, вплоть до снятия инвалидности, говорит о низкой эффективности реабилитационных мероприятий.

Одним из путей решения проблемы детской инвалидности является и инвалидности в целом, является их адаптация и реинтеграция к в обществе. Однако проведенный теоретический анализ показал, что как процесс адаптации, так и процесс реинтеграции имеет свои особенности и зависит ряда факторов.

Так, в результате теоретического анализа установлено, что феномены болезни и инвалидности являются результатом действия определенных дискурсов, которые отражают доминирующие в обществе модели рациональности.

В процессе развития человеческого общества постоянно происходит смена основных дискурсов — анемическая объяснительная модель первобытных культур сменилась теологический моделью времен античности и Средневековья и т. д. В современных условиях концептуализации инвалидности преобладает лишь только медицинский дискурс, в результате чего инвалидность рассматривается как персональная трагедия и результат фунциональных патологий, а социальный контекст при этом не учитывается.

Подобные аттитюды отражаются в законодательстве и реализуются во взаимодействии инвалидов с агентами социального контроля в лице государственных служащих и представителей медицинской профессии. Поэтому, необходимым условием социальной адаптации и реинтеграции инвалидов, является понимании ин-валидности в социальных категориях.

Социальное отношение к инвалидам на Руси характеризуется амбивалентностью: с одной стороны, к ним относились как к святым, а с другой — как к объектам благотворительности, необходимой для спасения души.

Специфика отношения к инвалидам детерминирована социокультурным контекстом: особенностями национального характера, религиозными ценностями, историческими прецедентами, становлением деловой этики, фокусирующей внимание на эффективности и производительности как социально ценных личностных характеристиках.

В настоящее время особенности социального отношения к инвалидам представлены в неконструктивных формах, диапазон которых колеблется от активного неприятия до сочувственной жалости.

В этой связи рассматриваемые взаимоотношения инвалидов и специалистов реабилитационной системы, прежде всего, характеризуются асимметричностью. Ролевые ожидания в системе взаимоотношений стереотипизированы и включают четко определенный репертуар возможных действий, согласно которому инвалид принимает роль больного, предполагающую пассивность и зависимость, а специалист выступает как активный субъект, принимающий решения и осуществляющий интервенцию. Такой тип отношений приводит к сохранению пассивного стиля поведения инвалидов.

Проведенное исследование взаимоотношений инвалидов и специалистов реабилитационной системы подтвердило описанные в ходе теоретического анализа закономерности.

Кроме того, было показано, что в случае, когда больной — ребенок, выполнение роли больного ожидается также от ухаживающих за ним родственников, поскольку именно на них лежит основная ответственность за состояние и поведение ребенка. Более того, дополнительно проведенное исследование показало, что социальную адаптацию детей-инвалидов нельзя рассматривать только частным случаем адаптации человека вообще, поскольку она имеет свои, особенности связанные как с явлением социальной недостаточности ребенка, неполноценности его семьи, так и неадекватностью системы медико-социальной и медико-педагогической реабилитации.

Поэтому, наблюдаемое несоответствие специалистов или клиентов имплицитным ожиданиям приводит к напряженности и конфликтности отношений, причины которых не осознаются участниками процесса. Пытаясь избавиться от психологического напряжения, создаваемого бессознательной природой испытываемых эмоций, они интерпретируют поведение друг друга, конструируя «наивные теории», которые призваны рационально объяснить иррациональные явления.

Взаимодействие инвалидов и общества в целом определяется содержанием стигмы как комплекса приписанных и реально существующих у субъекта атрибутов.

Стигматизация является следствием общих закономерностей отношения к нетипичности, которые выражаются в исключении нетипичных из жизненного пространства нормальных и проецировании на них теневых (в юнгианском понимании) качеств человеческой натуры.

При этом формирование личности ребенка-инвалида в значительной степени детерминируется стигматизирующим окружением. Вне зависимости от того, какую идентичность он разовьет — негативную или позитивную, она будет конструироваться либо как принятие навязываемой обществом стигмы, либо как преодоление ее.

Именно стигма является главной диспозицией, вокруг которой формируется идентичность.

Однако необходимо отметить, что, у детей-инвалидов в незнакомой обстановке поведение достаточно изменчиво, что может являться как следствием недостаточной информированности ребенка о свойствах и требованиях новой среды, так и неуверенностью в своих возможностях соответствовать этим требованиям. Установленное время, за которое основные показатели поведения приходят в норму, позволяет судить не только об его адаптивных возможностях, но и ранжировать детей, в зависимости от продолжительности и характера периода адаптации на высокоадаптивных (короткий период), среднеадап-тивных и низкоадаптивных (относительно более длинный период).

Поэтому, в практике управления адаптивным и реинтегративным процессом детей-инвалидов, целесообразно учитывать результаты сравнительного анализа поведения детей-инвалидов и детей, не имеющих инвалидности, поскольку адаптивные возможности детей-инвалидов в целом ниже, чем у здоровых, (средневзвешенная адаптивности детей-инвалидов = 2.04, в то время как аналогичный показатель детей не инвалидов = 2.69, что на 32% больше). Этот факт еще подтверждает необходимость как медико-социальных, так и социально-педагогических мер в обществе и в семье, поскольку на развитие адаптивных возможностей детей-инвалидов можно воздействовать непосредственно через семью, и опосредованно через общество.

В этой связи, можно классифицировать воспитательные стратегии семей с детьми-инвалидами, выделив гиперопекающий, поощряющий самостоятельность и пренебрегающий типы воспитания. Гиперопекающая стратегия применительно к семьям с детьми-инвалидами имеет свою специфику.

Основными критериями гиперопекающей стратегии будут являться: подавление родителями самостоятельности ребенкажертвование собственными интересамиограничение социальных связей.

Пренебрегающие воспитательные стратегии возникают как следствие или неспособности родителей принять факт инвалидности ребенка или девиантного характера семьи, использующей инвалидность для извлечения материальной и психологической выгоды.

Родители, поощряющие самостоятельность ребенка, позитивно относятся к окружающему миру и имеют положительную «Я-концепцию». Они, приняв и интегрировав инвалидность ребенка, передают ему высокую самооценку, доверие к миру, способность конструктивно разрешать возникающие проблемы.

Предпочтение определенного типа воспитательной стратегии в семьях с детьми-инвалидами определяет характер формирующейся у ребенка идентичности и его адаптивные возможности. Гиперопека закрепляет зависимое положение ребенка, способствует его «инвалидизации» и ограничивает возможности преодоления стигматизирующего воздействия окружения.

Дети, выросшие в семьях, поощряющих самостоятельность, более адаптивны и способны за счет внутренних психологических ресурсов развивать жизненные стратегии, направленные на преодоление стигматизирующего воздействия со стороны общества.

Кроме того, для оптимальных условий адаптации и реинтеграции ребенка-инвалида, семья должна пропагандировать систему социального закаливания, которая предполагает контролируемое постепенное погружение ребенка в ряд игровых адаптивных ситуаций, требующих выработки адекватных способов приспособления. Программа позволяет не только расширить опыт ребенка, но и развить способность к социальномутворчеству и групповому взаимодействию.

Более того, участие родителей (отдающих предпочтение воспитательным стратегиям, поощряющие самостоятельность) позволяет гармонизировать ро-дительско-детские отношения, а, следовательно, воспитательные стратегии в комплексе с системой социального закаливания, становятся достаточно эффективными, поскольку формируют позитивную идентичность ребенка-инвалида и повышают устойчивость адаптивного роста, а, следовательно, удешевляет процесс социально-педагогической и соответственно, медико-социальной реабилитации.

Однако следует отметить, что инвалидизация, вызванная недостаточной эффективностью восстановительной медицинской реабилитации связана не только с принципиальной «неизлечимостью» этих больных, а, в первую очередь, с не проработанностью стратегии терапии и отсутствием стратегии социального управления данным процессом.

И, такое положение дел считать удовлетворительным нельзя. Поскольку оно приносит значительные экономические потери для Российской Федерации, не говоря уже о дополнительно создаваемых социальных и политических трудностях.

Следовательно, необходим новый методологический подход социального управления к решению данной проблемы. Но, для этого необходимо проанализировать текущую ситуацию.

Врач борется за жизнь как таковую — это пафос медицины. После того как угроза жизни миновала, и витальные функции восстановлены (нормализованы основные параметры гомеостаза), больница не имеет принципиальной заинтересованности в его пребывании.

Необходимо отметить, что больница вынуждена держать их у себя, не будучи организационно и кадрово приспособлена к этому, так как собственно реабилитационных структур нет.

Но, это период пассивного ожидания, неопределенности. Хотя именно это время является самым благоприятным для реабилитации, самым ценным с точки зрения достижения максимальной компенсации двигательной функции, а, следовательно, социальной реинтеграции.

На практике вместо активной реабилитации этот период оказывается пассивным ожиданием, за это время страдает психика, происходит потеря трудовых навыков, развиваются вторичные нарушения, вызванные адинамией.

Потеря этого времени приводит к усугублению инвалидизации и, как следствие, принципиально повышает уровень затрат органов социальной защиты с одновременным снижением их эффективности.

В существующих восстановительных отделениях внутри медицинских учреждений — проблема реабилитации всегда была и будет вторичной. В таком ее статусе, нет ничьей вины или недоработки — для этой системы первично спасение жизни, все остальные показатели — второстепенны.

Больница не заинтересована в активной физической реабилитации — всегда перестраховывается, пока пациент находится на ее территории.

Пути выхода из этой ситуации существуют, они основаны на следующих моментах:

1) западный опыт показывает, что перестройка этой системы возможна без ущерба для состояния больного по основной патологии. На Западе нахождение в больнице на койко-днях намного короче. Больной с инфарктом выписывается из больницы общего профиля на 3−5 день и это подтверждает факт того, что его можно выписывать по основной (профильной) патологии.

2) Неизлечимость больного становится ясной намного раньше, чем его официально признают инвалидом. Статистика заболеваний и травм, которые чаще всего приводят к инвалидности, хорошо известна и остается стабильной на протяжении многих лет.

Следовательно, вполне очевидна, необходима смена ориентации — отношения как к потенциальному инвалиду, которому необходима квалифицированная помощь, с самого начала анатомического и функционального поражения, вместо ожидания «а вдруг все само собой бесплатно образуется», так и существующих понятий в реабилитации.

Кроме того, ответственности общества перед инвалидом и ответственность инвалида перед обществом. Так как, в текущем состоянии здоровья каждого состоявшегося инвалида есть два компонента: объективный, необратимый — его общество оплачивать обязано, и внесенный собственным пренебрежительным отношением к здоровью — избыточный вес, адинамия и т. д., за который, в принципе, несет ответственность он сам.

Сегодня инвалид требует денег на все, поэтому очевидно, что необходимо создать систему поощрения лишь тех из них, кто активно занимается своим здоровьем, а пассивного, при дефиците средств, поставить во второй эшелон. Например, обязан отходить определенное количество часов в координационнометодический реабилитационный центр, прослушать лекции, получить комплект тренажеров и обучиться на них заниматься.

Более того, должна преследоваться совершенно новая идеология или активный принцип — инвалид должен привлекаться, а не идти, когда ему уже совсем плохо. При этом должна учитываться российская специфика. Например, коллективизм. Это отличительная особенность советского человека, главное для него трудовой процесс, совмещающий в себе работу с социальным статусом, поэтому необходимо формирование мотивации у отечественного инвалида, так как западный инвалид не заинтересован в своем выздоровлении, он социально защищен, имеет значительные материальные льготы.

А в этой связи, вполне оправдано с позиции социального управления процессами адаптации и реинтеграции инвалида в общество введение понятий реабилитационной сортировки и реабилитационных технологий.

Вопрос понятия реабилитационной сортировки является не только актуальным, но и принципиальным. Поскольку среди детей-инвалидов выявлено более 24% - высокоадаптивных, что и позволяет говоритьинвалидность, не обязательно означает социальную неприспособленность. Более того, выявляемые 17% низкоадаптивных детей среди здоровых детей свидетельствуют о том, что инвалидность также не является единственной причиной адаптивных затруднений. Именно поэтому, необходимо говорить, что применение реабилитационной сортировки, как и реабилитация высокоадаптивных детей позволят достаточно удешевить данный процесс. Кроме того, целесообразно объем и характер оказываемой помощи в семье, поставить в зависимость от реабилитационной активности родителей и успехов ребенка, что позволит не допускать ситуаций, когда семья фактически живет на пособие и не заинтересована в снятии инвалидности. т-ч и о.

В этой связи, одним из критериев оценки деятельности учреждений здравоохранения, образования, социальной реабилитации может стать динамика адаптивного потенциала инвалида (ребенка).

Предлагаемая реабилитационная технология — это завершенный единый комплекс технических средств, дополняющих друг друга, предназначенных для решения стратегической задачи. Объединенных и подчиненных единым стратегическим методологическим подходом, позволяющим реализовать индивидуальную стратегию, направленную на планомерное повышение уровня биологической адаптации инвалида, при (в условиях) конкретной инвалидизирующей патологии и через это максимизацию его социально-адаптивных (бытовых и профессиональных) возможностей.

В своем собственно медицинском разделе реабилитационная технология ориентирована на биологическую адаптацию. Необходимо четко различать, хотя и та и другая реализуются, предполагают использование технических средств, однако это не повод представлять их как один и тот же подход. Они принципиально отличаются по методологии и механизмам реализации. Как только мы их разделили как два разных подхода, сразу необходимо понять, что это подходы не параллельные и не равноправные, а строго последовательные.

Причем реабилитационная технология, как более высокая по рангу и связанная с фундаментальными биологическими законами, налагает на компенсационную жесткие и однозначные требования.

Технические средства реабилитационной технологии принципиально отличаются от технических средств компенсационной технологии.

Компенсационная технология это лишь повышение уровня социально-адаптивных возможностей с помощью технических средств в условиях данного уровня биологических возможностей инвалида. Это всегда зависимый, а не равноправный компонент, раздел реабилитации.

Чем выше качество, уровень результата, который обеспечивает реабилитационная технология, тем меньше потребность в компенсационной технологии. Поэтому и приоритеты в развитии социальной реинтеграции инвалида в обпдество должны расставляться соответствующим образом:

Через выпуск индивидуальных реабилитационных технологических наборов инвалида и создание сети координационно-методических реабилитационных центров, в которых проводится реабилитационная диагностика и разрабатывается индивидуальная реабилитационная инструкция.

Все это позволяет организовать (построить) основную (по времени) часть процесса реабилитации как «самореабилитацию», которая может быть реализована сначала в условиях координационно-методических реабилитационных центров (обучение пользованию и периодическая смена реабилитационных комплексов), но основное время будет приходиться на домашние занятия инвалида.

Кроме того, появляется возможность решить еще один важный момент, а именно, обеспечение индивидуальной ответственности инвалида за свое здоровье. Не секрет, что при традиционном подходе, когда инвалида обязаны лечить, у него часто развивается социальный паразитизм, происходит вторичная деградация здоровья по сравнению с исходным состоянием, ответственность за которое в значительной мере лежит на самом инвалиде.

Все хорошо и заманчиво, но почему они не имеют широкого распространения. На пути создания реально эффективных реабилитационных технологий стоит компенсационная идеология, когда биологическое восстановление утраченных функций подменяется компенсацией.

Однако, очевидно, что главная задача реабилитации именно в наиболее полном раскрытии реальных биологических резервов восстановления. Компенсационная идеология этому мешает и «закрывает» путь к восстановлению.

Под реабилитационной технологией понимается именно восстановлениесоциальной дееспособности через повышение уровня биологической.

Этим определяются приоритеты распределения ограниченных средств.

Экономический эффект приносит только восстановление — компенсация это безвозвратное расходование средств.

При этом нельзя путать социальную компенсацию с компенсационной технологией — она не решает проблемы, так как построена по другому принципу.

Компенсационная технология — это признание бессилия «реабилитации» последнего выбора, когда полностью исчерпаны биологические резервы восстановления и обеспечения социальной адаптации. Реальный резерв экономической эффективности именно социальной реинтеграции инвалида в общество через восстановительную реабилитацию.

Следовательно, активная социальная политика управления и организации системы социальной реинтеграции должна иметь следующий вид:

От инвалида — это реабилитационная технология и реабилитационная сортировка, которые научно-методически обоснованы (индивидуальные реабилитационные методики) и технически реализованы (индивидуальный набор самореабилитации).

От государства — это медицинская сортировка, органы реализации и кадры.

• к инвалиду — это медицинская сортировка, позволяющая выделить группу лиц, обладающих, наиболее высоким реабилитационным потенциалом и соответственно, более экономично перераспределить существующее минимальное финансирование социальных программ реабилитации инвалидовэто создание наиболее адекватных условий для подлежащих реабилитации, а не подлежащим реабилитации определение минимума постоянного социального финансирования;

• к инвалиду — создание координационно-методических реабилитационных центров и индустрия реабилитационной техники;

• к инвалиду и обществу — подготовка специалистов в работающих сфере медико-социальной реабилитации;

• к остальному обществу — снижение социально-биологического барьера адаптации.

Рассмотрим несколько подробнее кадровое обеспечение медико-социальной работы по оптимизации процессов управления адаптацией и реинтеграцией инвалидов в общество. Для того чтобы обеспечить эффективный подход в решении медицинских и социальных проблем на междисциплинарном уровне необходимы специалисты, имеющие не только профессиональное образование, но и соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, склонных к оказанию социальных услуг. Междисциплинарный факультет образованный Новосибирской государственной медицинской академии и Новосибирской государственной академии экономии и управления и стал методолои и и с" 1 гической и кадровой основой, обеспечивающей подготовку профессиональных кадров, которые и будут реализовывать концепт управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество.

Профессиональная образовательная программа по специальности «Социальная работа» со специализацией — «Социальной дело в здравоохранении» в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки специалиста включает четыре блока дисциплин:

1) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

2) общие математические и естественнонаучные дисциплины;

3) общепрофессиональные дисциплины;

4) специальные дисциплины.

Блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусматривает изучение философии, права, экономики, политологии, истории, культурологии, иностранного языка, физической культуры.

Блок общих математических и общих естественнонаучных дисциплин включает математику, информатику и вычислительную технику, концепцию современного естествознания.

В рамках общепрофессиональных дисциплин изучается теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология, конфликтология, педагогика, социология, медико-социальные основы здоровья, социальное право, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы, этика социальной работы.

Специальные дисциплины, представлены социальным прогнозированием и проектированием, социальной инновацией, социальной экологией, социальной геронтологией, занятостью населения и ее регулированием, феминологией, семьеведением, специальными разделами психологии и педагогики, социаль.

U U и 1 и 1 U U ной статистикой, социальной этнографией и демографией, методикой исследования в социальной работе, опытом деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения.

Общепрофессиональная дисциплина «Медико-социальные основы здоровья» включает следующие основные дидактические единицы: здоровье как социальная ценность, социальная медицина, система управления здравоохра.

216 нением, социально-гигиенические проблемы нарушения здоровья, здоровье и образ жизни, основные направления организации медицинской помощи населению и т. д.

Формирование идеологии подготовки таких специалистов обусловлена и тем, что в сложной социально-экономической ситуации транзитивного общества выросла потребность проведения профилактических, терапевтических и реабилитационных здравоохраненческих мероприятий на межсекторальном уровне, поэтому для проведения подобного рода социальной деятельности необходим субъект, имеющий соответствующую специальную подготовку и профессиональные обязанности.

В концепции подготовки медико-социального работника заложена идея в том, что медико-социальная работа — это деятельность по изменению условий жизни человека, который является не только объектом, но субъектом этого процесса, посильно участвуя в рациональном изменении социальной политики в сторону преобладания тенденций на снижение патерналистской направленности государства в вопросе поддержания не только определенного общественного здоровья граждан, но и создания оптимальных условий адаптации и реинтеграции инвалидов в общество.

Таким образом, подводя итог всему выше сказанному всю проделанную работу можно представить в виде следующей модели (рис. 5.).

Дан анализ феменологии инвалидности.

Рассмотрена онтология теорий инвалидности.

Дана оценка адаптивного потенциала инвалидов и управления процессом его использования.

Разработана концепция управления социальной адаптацией и реинтеграцией инвалидов в общество.

Внедрена программа государственной системы медико-социальной реабилитации и новых реабилитационных технологий.

Создана межвузовский факультет по подготовки профессионалов для медико-социальной службы «Социальное дело в здравоохранении».

Рис. 5. Логическая схема этапов выполнения и результатов работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980.-334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. Т.П. Социально-психологические особенности профессионализации в транзитивном обществе общества / Сборник научных трудов «Социальные взаимодействия в транзитивном обществе» Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — С. 223 — 231.
  4. Л.К., Климова Т. В. Имидж как механизм социальной регуляции общества /Сборник научных трудов «Социальные взаимодействия в транзитивном обществе» Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. — С. 278−283.
  5. Л.Я. Искусство задавать вопросы. 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1998.-238 с.
  6. A.C., Харченко В. И., Мишиев В. Г. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России (монография). -/ Под редакцией академика РАМН, проф. В. А. Таболина. М., 1999. — 168 с.
  7. Р., Эмире Ф. «О целеустремленных системах» М.: Советское радио, 1974.-С. 125- 137.
  8. Э.Д., Кордонский С. Г. Социологическое содержание проблем здоровья и здравоохранения в исследовании уровня жизни населения // Опыт социолог, исслед. уровня жизни: метод. Аспекты. Новосибирск, 1986.-С, 73 -93.
  9. Г. М. Социальная психология. М.:Изд-во МГУ, 1988, ~ 415 с.
  10. H.B. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии //Вопросы психологии. 1996. -№ 1. — С. 131 -143.
  11. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воз-действий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности. М.: Институт психологии АН СССР, 1989. С. 5 — 38.
  12. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности //Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 140- 147.
  13. А., Уолтере Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 55−61.
  14. Р. Мифологии: Пер. с франц. /М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.-314 с.
  15. А. Слагаемые депопуляции // Медицинский курьер. 1997. -№.4 (5).-С. 10−12.
  16. П. Общество в человеке // Социологический журнал. 1995. -№ 2.- С. 162- 180.
  17. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 321 с.
  18. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. АН СССР, научи, совет по проблемам культуры репринтное воспроизведение. М.: Наука, 1990.-220с.21
Заполнить форму текущей работой