Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное взаимодействие вузов с государственными структурами и работодателями в процессе управления качеством образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общетеоретические и социологические подходы к исследованию проблемы образования, его ролевые и функциональные характеристики, значение в общественной жизни представлены в работах Б. С. Гершунского, M. JL Белоножко, Е. Ф. Хиту, И. В. Добренькова, В. Я. Нечаева, А. С. Запесоцкого, В. Т. Лисовского, Ж. Т. Тощенко. 49,50−22−74−83,84−133- 217,218] Проблемы российского высшего образования, его… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Качество образования: сущность, содержание, процесс управления
    • 1. 2. Нормативно-правовая база качества российского вузовского образования как фактор его социального взаимодействия с государственными структурами
  • 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Ролевые функции студентов, преподавателей, администрации вузов и работодателей в процессе управления качеством образования (по материалам социологических исследований)
    • 2. 2. Концептуальные принципы и модель управления качеством образования в процессе социального взаимодействия вузов, государственных структур и работодателей
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное взаимодействие вузов с государственными структурами и работодателями в процессе управления качеством образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Произошедшие в России в конце XX и в начале XXI века изменения, связанные со становлением рыночной экономики, вхождением страны в мировое сообщество и интернационализацией рынка труда, расширением образовательного пространства до общеевропейского и мирового уровней, привели к необходимости повышения внимания к проблемам обеспечения качества высшего профессионального образования.

Концепция модернизации российского образования основными целями реформирования образовательной сферы определила доступность, качество и эффективность. Эффективность и качество являются основными параметрами, по которым судят об общественно-экономической значимости сферы образования. При этом эффективность рассматривается как экономическая категория и может определяться количественно. А качество — это понятие, включающее в себя как экономические, так и социокультурные аспекты образования. В настоящее время не существует общепризнанного определения понятия «качество образования», не закреплено оно и в нормативно-законодательных актах. Законодатель, не определяя ни сущность, ни содержание, ни условия качества образования, возлагает ответственность за обеспечение качества на образовательное учреждение. Различным образом трактуют качество образования и теоретики, соотнося его, прежде всего, с удовлетворением требований потребителей. Такая трактовка качества образования искажает его содержательные характеристики, отрывая качество от количественных показателей. Неразрывное единство этих двух категорий подчеркивает философская традиция от Аристотеля до Гегеля и Маркса.

Каждый исторический период формирует свою собственную модель образования. Современные социально-экономические и социальнополитические условия России ставят перед высшим профессиональным образованием новые цели и задачи в формировании качественных профессиональных характеристик выпускников вузов. Большую часть современных задач, поставленных перед образованием, невозможно решить с помощью только образовательных структур, для их выполнения требуется привлечение различных социальных институтов. Высшее профессиональное образование уже не может оставаться закрытой системой, находясь в состоянии значительного отрыва от потребностей рынка труда и общества в целом. Поэтому необходимо осознание многоаспектности социального взаимодействия вузов с государственными структурами и работодателями, способного обеспечить улучшение функционирования системы высшего профессионального образования и роста качества профессиональной подготовки выпускников.

Уровень данного социального взаимодействия оказывает влияние на качество подготовки выпускников, повышает степень соответствия образовательных процессов требованиям различных групп потребителей.

Исследование этой проблемы является особо актуальным в связи с необходимостью включения в практику управления качеством образования не только вузов и государственных структур, но и работодателей.

Степень изученности темы.

Взаимодействие управленческих систем и образования представлены в классических социологических теориях М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Мангейма, Т. Парсонса, П. Сорокина. [34−76−138−170−202].

Данные теории были развиты и применены к управлению социальными процессами, в том числе и в образовании, и нашли свое отражение в работах: В. И. Бакштановского, К. Г. Барбаковой, О. М. Барбакова, А.Н.Силина^ И. В. Бестужева — Лады, З. Т. Голенковой, Е. Д. Игитханян, Г. Е. Зборовского, Е. А. Шуклиной, A.M. Осипова, В. В. Тумалева, JI.JI. Тонышевой, О. Н. Кашиной, В. И. Чупрова. [13,14,15- 16,17−25,26,27−54,55−85,86,87- 216- 229].

Общетеоретические и социологические подходы к исследованию проблемы образования, его ролевые и функциональные характеристики, значение в общественной жизни представлены в работах Б. С. Гершунского, M. JL Белоножко, Е. Ф. Хиту, И. В. Добренькова, В. Я. Нечаева, А. С. Запесоцкого, В. Т. Лисовского, Ж. Т. Тощенко. 49,50−22−74−83,84−133- 217,218] Проблемы российского высшего образования, его современное состояние и перспективы развития рассматривались в работах Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко, В. В. Гаврилюк, И. Ф. Печеркиной, М. В. Богатыревой, В. И. Загвязинского, Ю. А. Зубок, В. В. Зыкова, Д. Л. Константиновского, В. Н. Шубкина, В. К. Левашова, Г. Ф. Шафранова-Куцева, Ф. Р. Филиппова, Н. Г. Хайруллиной, Ю. Р. Юмачиковой. [35−44,45,46- 81 -94−95,96- 111- 113- 132−231 -224−226].

Анализ процессов управления качеством продукции и услуг приводится в трудах отечественных и зарубежных классиков управления: А. В. Гличева, Э. Деминга, Дж. Джурана, П. Ф. Друкера, К. Исикавы, Ф. Б. Кросби. [53−68−69−75−100−128].

Значительный вклад в создание теорий управления образованием внесли российские социологи: А. Г. Здравомыслов, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов. [92,93 -217,218−236].

Отдельные аспекты управления качеством образования представлены в работах Г. А. Бордовского, А. А. Нестерова, С. Ю. Трапицина, В. Н. Нуждина, Г. Г. Кадамцевой, Э. М. Короткова, В. Г. Новикова, В. В. Майера, М. Н. Поташника, Н. А. Селезневой, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадрикова, С. В. Шишова, В. А. Кальней. 30−157,158−122−154,155−137−179−193,212,208, 209,210−214- 230−233,234].

Характеристику социальной реальности дали К. Г. Барабакова, О. М. Барбаков, А. С. Гаврин, Н. А. Костко, А.Ослон. [18,164] Социальные проблемы системы образования рассматривали в своих работах В. В. Гаврилюк, В. К. Левашов, М. Н. Руткевич, Ж. Т. Тощенко. [45,46−132−188−217,218] Социальную эффективность платного и бюджетного образования анализировали.

О.Оберемко, Д. Л. Константиновский, М. Д. Красильникова, Т. М. Малеева, Я. М. Рощина, С. В. Шишкин. [159- 112].

Проведенный диссертантом анализ степени разработанности темы показал, что проблема образования и его управления достаточно подробно анализировались социологами, философами, педагогами, психологами. Российская специфика этих процессов на этапе трансформации стала предметом исследования научной общественности. Но при этом влияние процесса социального взаимодействия, включающего партнерство вузов с работодателями, на качество образования не стало до сих пор объектом непосредственного изучения. Таким образом, актуальность темы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор диссертантом проблемы исследования.

Объект исследования — качество высшего профессионального образования.

Предмет исследования — социальное взаимодействие вузов, государственных структур и работодателей в процессе управления качеством вузовского образования.

Цель — разработка теоретической концепции и модели социального взаимодействия партнеров в сфере образования и управления качеством вузовского образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретическую и эмпирическую интерпретацию категориального аппарата.

2. Проанализировать нормативно-правовую базу, направленную на обеспечение качества высшего профессионального образования.

3. Выявить достоинства и недостатки учебно-методических рекомендаций Министерства образования и науки по анализу качества образования.

4. Раскрыть специфику современных теоретических принципов российского управления качеством высшего образования.

5. Разработать концептуальные основы управления качеством вузовского образования в процессе социального взаимодействия. Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных представителей философии, педагогики и социологии, анализирующие проблемы высшего профессионального образования и методы повышения его качества. Диссертант также опирался на законодательные акты Российской Федерации в области образования, программные и концептуальные документы федерального и регионального значения. Эмпирическую базу исследования составили:

1. Нормативно-правовые акты государственной власти, регулирующие различные аспекты высшего профессионального образования.

2. Учебно-методические материалы Министерства науки и образования, направленные на обеспечение качества образования.

3. Материалы вторичного анализа результатов исследований российских социологов по изучаемой проблематике.

4. Результаты авторских эмпирических социологических исследований восприятия качества высшего образования и степени удовлетворенности студентов, преподавателей, администрации вузов, работодателей качеством вузовской подготовки специалистов.

5. Результаты авторских эмпирических социологических исследований качества высшего образования.

Научная новизна выдвинутых и обоснованных автором положений заключается в следующем:

1. Выявлены достоинства и недостатки нормативно-правовых актов федеральных государственных органов, регулирующих качественные характеристики вузовского образования.

2. Раскрыты позитивные и негативные аспекты рекомендаций Министерства науки и образования по проблемам повышения качества вузовского образования.

3. На основе анализа результатов авторских социологических исследований проблем образования доказан факт недостаточного социального взаимодействия вузов и работодателей в процессе управления качеством образования.

4. Обусловлено позитивное влияние процессов социального партнерства на динамику управления качеством вузовского образования.

5. Разработаны концептуальные принципы и модель управления качеством вузовского образования в процессе социального взаимодействия государственных структур, вузов и работодателей. Теоретическая значимость результатов исследования определяется инновационной постановкой проблемы взаимозависимости процессов социального взаимодействия вуза, государственных структур, работодателей и управления качеством образованиявыявлением влияния данного социального взаимодействия на развитие профессионализма, творческого интеллекта и нравственной зрелости студентов, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов различных сфер производственной, научной, образовательной и управленческой деятельности.

Практическое значение результатов проведенного диссертационного исследования в том, что они могут быть использованы в деятельности высших учебных заведений различного профиляпри разработке нормативно-законодательных документов федеральных, региональных законодательных органов по проблемам взаимообусловленности партнерского взаимодействия и управления качеством вузовского образованияв составлении учебно-методических рекомендаций Министерства науки и образования и региональных департаментов соответствующего профиля.

Апробация результатов исследования Основные идеи, положения работы представлены на Международной научно-практической конференции «Проблемы качества образования в современном обществе» (Пенза — 2007 г.), в журналах «Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика», в монографии «Социальное взаимодействие вузов и работодателей — базовый фактор повышения качества образования».

Выводы диссертационного исследования отражены в 7 опубликованных работах и монографии общим объемом 7,9 п.л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание изложено на 175 страницах машинописного текста, некоторые результаты представлены в виде таблиц, диаграмм и схем. Библиография содержит 236 наименований литературных источников.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование, анализ литературных источников, правовых и статистических материалов, а также результаты авторских социологических исследований позволили сформулировать ряд теоретических выводов.

1. В настоящее время понятие «качество образования» не закреплено законодательно, а в многообразии существующих трактовок данного понятия практически отсутствует социальная направленность. Современный же этап исторического развития предъявляет к выпускникам вузов новые, более высокие требования. Для работодателей уже недостаточны только формальные показатели: наличие высшего образования и специализация. Современное общество и производство требует высококвалифицированных профессионалов с творческим подходом к работе, инновационным мышлением, богатым ресурсом знаний (интеллектуальными способностями), практическими навыками работы, умением работать в коллективе, обладающих гражданской ответственностью и нравственной зрелостью.

2. Система высшего профессионального образования в настоящее время не способна удовлетворить в полном объеме новые требования, предъявляемые к ней со стороны работодателей. Высшее профессиональное образование существенно отстает от процессов, происходящих в обществе, и не в полной мере отвечает запросам рынка труда.

3. Разрыв взаимосвязей между вузами и предприятиями, недостаточный мониторинг динамики рынка труда, медленное обновление ресурсной базы вузов в результате недостаточного государственного финансирования вузов, низкая квалификация преподавателей и слабая заинтересованность студентов в получении образования приводит к снижению качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Все это свидетельствует о необходимости социального взаимодействия вузов с рынком труда, государственными структурами и общественными организациями.

4. Форму существующего социального взаимоотношения вузов с государственными структурами и работодателями можно определить как конфликтную. Основными противоречиями, тормозящими развитие высшей школы, являются: несоответствие между декларируемым в законодательстве гуманистическим характером образования и квалификационными характеристиками выпускникамежду результатами деятельности высшей школы и ожиданиями рынка трудамежду потребностями высшего профессионального образования и позицией законодательных и исполнительных органов государственной власти по отношению к высшей школе.

5. Документы, которые определяют политику в области образования и его качества, можно сгруппировать в зависимости от поставленных в них целей следующим образом:

— обеспечивающие право и доступ к получению высшего профессионального образования;

— направленные на повышение качества образования и эффективности системы высшего профессионального образования;

— направленные на создание системы управления качеством в вузе.

Однако существующая нормативно-правовая база не содержит четкой и последовательной организации работ по созданию системы управления качеством образования в вузах и рекомендаций по расширению социального взаимодействия вузов с работодателями.

6. Анализ законодательно-нормативной базы в сфере образования показал, что в законах наряду с государственной составляющей присутствует и общественная составляющая, что свидетельствует о возможности участия в управлении образовательной деятельностью многих заинтересованных лиц: союзов работодателей, общественных организаций, родительских сообществ.

Но общественная составляющая, включенная в действующие законы, остается нереализованной. Характерными чертами сложившейся модели социального взаимодействия в России остается значительная роль государственных структур в формировании системы управления образованием и его качества, а также слабая активность в этом работодателей. Доминирование государственных структур в управлении деятельностью вузов приводит к давлению на общественную инициативу, ограничивая и снижая ее значение. В отношениях вузов и государственных структур отсутствует партнерская позиция, а наблюдается авторитаризм управленческой позиции последних.

7. Развитие рыночных отношений еще больше усложнили взаимоотношение вузов с государственными структурами. Сокращение государственного финансирования, рост платного сектора образования, коммерциализация высшего образования свидетельствует о том, что государство уже не может оставаться монопольным заказчиком подготовки кадров. На современном этапе требуется развитие социального взаимодействия вузов с различными партнерами и, в большей степени, с работодателями.

8. В рамках данной работы диссертант раскрывает взаимозависимость качества образования и социального взаимодействия вузов с государственными структурами и работодателями, отмечая при этом, что качество образования меняет типы и формы социальных взаимоотношений в той же степени, как названое социальное взаимодействие меняет качество высшего профессионального образования. Диссертантом разработаны концептуальные принципы и предложена модель управления качеством образования в процессе социального взаимодействия вуза с другими субъектами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Перепроизводство экономистов и юристов в России — миф или реальность /Ректор вуза. 2009.- № 5.- С.42−47
  2. П.В. Образование. Социологическая энциклопедия в 2-х томах./ Рук. научн. проекта Г. Ю. Семигин, гл. редактор В. Н. Иванов. Т.2. М.: Мысль, 2003. — 864 с, С. 74−75.
  3. Аккредитация образовательных организаций за рубежом / Мотова F.H., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. А.: Препринт № 5/97. Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1997. — 32 с.
  4. А. Знание или компетенции? // Высшее образование в России. -2005.-№ 5.- С.3−11.
  5. Э.М. Процесс. Социологическая энциклопедия в 2-х томах. Т.2. / Нац. общ.-науч.фонд / Рук. научн. проекта Г. Ю. Семигин. — М.: Мысль, 2003. 694с (С. 284).
  6. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1.//Ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. — 572с.
  7. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений: Справочное издание. — Т.2. Учреждение профессионального образования. — М., 2001.- 112с. (Серия «Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования»)
  8. Ю.Байденко В. И. Качество образования как ключевая цель Болонского процесса // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы. Материалы V Межд. научн.-методич.конф. — Новосибирск: НГТУ, 2003, Т.1.- С.26−28
  9. П.Байденко В. И. Образовательный стандарт: опыт системного исследования. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. — 440 с.
  10. В.И. Выбор будущего: к новой воспитательной деонтологии / В. И. Бакштановский, Е. П. Потапова, Ю.В.Согомонов- Под ред. Ф.В.Цанна- АН СССР, Сиб. Отд-ние Тюмен.научн.центр, Центр прикл. этики. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 215с.
  11. М.Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. — 224с.
  12. В.И. Самоопределение университета: глокальное измерение. Шанс успеха. / Гл. ред. Н. Н. Карнаухов, Тюмень, «Зауралье», 2006. 292с. (С. 7−34)
  13. О.М., Барбакова К. Г., Силин А. Н. Профессиональное образование в Тюменской области: анализ и прогноз / Под ред. Н. Н. Карнаухова, А. Н. Силина, В. И. Загвязинского. Тюмень: Вектор Бук, 2003.-218с.
  14. К.Г., Барбаков О. М., Гаврин А. С., Костко Н. А. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве.- Курган, 2005. 270с.
  15. В., Елисеева Т. Качество образования: методологические основы дискуссии. // Высшее образование в России. 2005. № 11.-С.115−120.
  16. В.Я. Управление качеством труда и продукции в территориальном разрезе. М.: Издательство стандартов, 1976. — 264 с.
  17. С.В. Гуманитарная составляющая профессиональной компетентности выпускника вуза // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.edit.muh.ru
  18. Белоножко M. J1., Хиту Е. Ф. Об особенностях высшего образования для взрослых. // Социс. 2007. — № 4. — С. 61 — 65
  19. М.Г. Проблема качества образования в условиях реформы высшей школы // Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С.20−21.
  20. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Знание, 1989.-198 с.
  21. Бестужев-Лада И. В. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 19 521 999 / Ред. И.В.Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000.- 179 с.
  22. Бестужев-Лада И. В. Глобальный технологический прогноз на XXI век. // Социс. 2007. — № 4. — С. 22 — 33
  23. Бестужев-Лада И. В. Что делать с высшей школой? (К постановке пробл.) // Alma mater. 1999. — № 11. — С. 18 — 20.
  24. А.В. Вопросы оптимизации управления качеством подготовки специалистов в университете. (Методические рекомендации для работников высшей школы). Издательство Гродненского ун-та, Гродно, 1983.- 50с.
  25. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2004. — 304 с.
  26. В., Тягунова Т. Новая парадигма оценки качества образования // Высшее образование в России. 2007. — № 2. — С. 19 — 24
  27. Ю.С. Качество центральный элемент управления вузами: Материалы Всероссийского совещания проректоров российских вузов по учебной работе, 29−30 января 2002 года, г. Москва, // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.informika.ru
  28. М. Избранные произведения. Образ общества М.: Юрист. 1994. — 704 с.
  29. Ю.Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социс. 2006. — № 6. — С. 26 — 35
  30. Внедрение концепции всеобщего управления качеством Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.progress.ru
  31. Ю.Г., Добреньков В. И. и др. Социология молодежи. Ростов-н/Д, 2001.-256с.
  32. Ю.Е. Взаимодействие социальное. Социологическая энциклопедия в 2-х томах. Т.1. / Нац. общ.-науч.фонд / Рук. научн. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. — 694с (С. 148−149).
  33. Г. В. Некоторые подходы к построению системы качества по МС и ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество. 2002. — № 4. -С.43−45
  34. Е.В. Проблемы качества высшего образования в системе социального управления //Право и образование. 2005. № 5. — С.44−50
  35. В., Шапоренков Р. Анализ основных подходов к определению качества образования // Высшее образование в России. — 2006.-№ 4-С. 49−52
  36. В.В. Единый государственный экзамен в контексте модернизации российского образования / В. В. Гаврилюк, И. Ф. Печеркина, М. В. Богатырева.- Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2004. -87с.
  37. В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетенции. // Социс. 2006. — № 12. -С.105 — 110
  38. В.В. Становление системы образования региона. Тюмень: изд-во ТюмГУ, 1998.- 240 с.
  39. Л., Камашева Ю. Построение вузовской системы гарантии качества образования. // Высшее образование в России. 2007. — № 9. -С.58 — 63
  40. Гегель. Работы разных лет / Под ред К. Н. Любутина.- В 2-х томах. -Серия философское наследие. М.: Мысль. -1973. Т.2. 632 с.
  41. .С. Философия Образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  42. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  43. В.Л. Высшее образование в России. Аналитический доклад// Электронная версия. // Режим доступа: http: // www.glaryechev.ru
  44. И.З. Студенты оценивают качество преподавания / Высшее образование в России. 2003. — № 12 — С.48
  45. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 424 с.
  46. З.Т., Игитханян Е. Д. Профессионалы портрет на фоне реформ // Социологические исследования. 2005. — № 2. — С.28−36.
  47. З.Т., Игитханян Е. Д. Средние Слои в современной России // Социс. 1998. -№ 7. — с.5−44
  48. О.Ю. Система высшего образования в Германии великое множество путей // Alma mater. 2008. -№ 10. — С.58−64
  49. О.М., Барбаков О. М. Дистанционная форма вузовского образования: реалии и перспективы. — Тюмень: Вектор Бук, 2007. — 160с.
  50. Госкомстат. Статистическая отчетность. // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.gks.ru
  51. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Система менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
  52. Государственный образовательный стандарт (специальность 30 601 Юриспруденция).- М., Юристъ, 2001.- 36 с
  53. JI. Бесплатное высшее образование в России: что гарантирует гарант? // Высшее образование в России. 2008. — № 1. — С.28 — 43
  54. А.А. Мера. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.-1312 с. (С.626)
  55. Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В .В. Давыдова/ТИзвестия РАО.- 2002 № 2 — С.38
  56. Н.Д. Основные принципы управления качеством образования в вузе/ Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина, Т.А.Салимова// Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского (Серия Экономика и Финансы). Вып.1 (4), 2002. С.90−92
  57. Н.Д. Мониторинг качества обучения в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства / Н. Д. Гуськова, Т. А. Салимова, О. Г. Арановича // Бизнес-образование. 2001.-№ 2 — С. 17−20
  58. JI.O. О показателях качества образования // Высшее образование в России. 2004. -№ 11- С.92−96
  59. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. — 1994. № 5 — С.142−147
  60. В.Е. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. 497с.
  61. Дж.Джуран Качество в истории цивилизации: эволюция, тенденции, перспективы // Электронная версия. // Режим доступа: http: // www.yagello.ru
  62. Д.Б. Высшее образование в США в 2000г.//Перспективы: Вопросы образования / Юнеско.1992 № 3 — С. 225−238
  63. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития // Народное образование. 1996 — № 10. — G.38.
  64. А. // Электронная версия. // Режим доступа: http: // www.foxdesign.ru
  65. Э.Д. Образовательный стандарт инструмент обновления содержания общего образования // Вопросы образования. — 2004. -№ 3 -С.77- 117
  66. В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование.- М.:ИНФРА, 2003.-381с.
  67. П.Ф. Управление, нацеленное на результат/Пер. с англ- М.: Технол. Шк. Бизнеса, 2004.- 200 с.
  68. Э. Социология образования.- М.: .Канон-'1.996.— 217 с.
  69. В.К. Государственные образовательные стандарты как средство обеспечения качества // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.council.gov.ru
  70. О.Б. Деятельностиый подход к построению концепции управления качеством образования // Качество образования. Достижения. Проблемы: Материалы IV Международной научно-методич. Конф./Под ред. А. С. Вострикова. Новосибирск НГТУ, 2001.-С. 61−62
  71. А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект. // Высшее образование в России. 2007. — № 10. — С.108 — 112
  72. Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: УГППУ.-2003 .-302с.
  73. И. Качество — ядро образовательного процесса// Стандарты и качество. 2002 № 4 — С.22−24
  74. Инновации в системе образования. / Под ред. В. Г. Новикова, К. Г. Барбаковой, В. Т. Пермякова. Тюмень: ТГИМЭУП, 2002 — 312с.
  75. К. Японские методы управления качеством: Сокр.пер.с англ. / Под ред. А. В. Гличева.- М.:Экономика, 1998.- 215с.
  76. ИСО 8402:1994 Управление качеством и обеспечение качества // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.iso.staratel.ru
  77. Э.Б. Качество образования и способы его измерения / Научн. Ред. Ю. В. Шаронин. -М.: АПК и ППРО, 2006.- 120с.
  78. В.М. Качество. Социологическая энциклопедия в 2-х томах. Т.1./ Нац. общественно-научный фонд / Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин, гл. редактор В. Н. Иванов.-М.: Мысль, 2003.- 863 с.(С.427)
  79. О., Перебаева А., Шершнева В. Специфика компетентностного обучения в филиалах вузов// Высшее образование в России.-2006 -№ 11.-С. 114−116
  80. М.П. Государственные образовательные стандарты как средство унификации организации образовательных процессов и образовательной среды // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.council.gov.ru
  81. А.К., Ицхович Н. И. Качество и количество. Философская энциклопедия. Т.2. / Гл.ред. В. Ф. Константинов. -Москва, «Советская энциклопедия», 1962. 575 с. (С.483−484)
  82. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества высшего образования//Высшее образование в России — 1999. № 2 — С.57
  83. Н.И. О проблемах духовного воспитания молодежи и нравственного оздоровления общества в России. — М.: Изд-во МСХА. 2002. 272с.
  84. В.Г. Российская система образования обладает уникальным потенциалом. // Ректор. 2009. — № 6. — С. 6 — 21
  85. JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 286 с.
  86. Д.JI. Динамика в неравенстве российской молодежи в меняющемся обществе. Ориентация и пути в сфере образования. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344с.
  87. Д.Л., Красильникова М. Д., Малева Т. М., Рощина Я. М., Шишкин С. В. Анализ доступности высшего образования: программа исследований // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.socpol.ru
  88. Д.Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование: методические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических исследований в Новосибирской области. -М.: Наука, 1977.- 160 с.
  89. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г. // Электронный ресурс. // Режим доступа: http:// www.consultant.ru
  90. Концепция всеобщего управления качеством // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.standart.ru
  91. Н.А., Адарьева Л. Н. Образование как фактор устойчивого развития региона// Сборник статей «Правовое обеспечение Развития Российской экономики в начале 21 века». Тюмень: ТМИЭиП, 2000.-С.99−103
  92. Костко Н. А. Социальное проектирование и управление развитием региона. — Тюмень: Вектор Бук, 2004.- 117с.
  93. Костко Н. А Ценностные ориентации студентов //Международная научно-практическая конференция: Человек и общество: тенденции социальных изменений". СПб: Изд. Санкт-Перербургского университете, 1997. — С.101 -104
  94. Г. Е. Профессия и образование: социологический аспект связи.-Екатеринбург, 1999.- 159с.
  95. М. Высокое качество образования сегодня это высокое качество жизни завтра// Народное образование. — 2005, — № 5-с.54−56
  96. Э.М. Качество образования: формирование, факторы, оценка и управление/ ГУУ.-М., 2002.- 84с.
  97. В.В. Чему учить? // Вопросы образования. — 2004. -№ 3 — С.5−23
  98. .И. Потребность. Социологическая энциклопедия в 2-х томах. Т.2./ Нац. общественно-научный фонд / Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин, гл. редактор В. Н. Иванов.-М.: Мысль, 2003, — 863 с. (С.237)
  99. Д. «Образование», «воспитание» и «обучение» с позиции компетентностного подхода. // Высшее образование в России. 2007. -№ 9.-С. 124−127
  100. С.А. Внутривузовская система управления качеством. // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы III Международной науч.-метод.конф. Новосибирск: НГТУ, — 2000. -380 с.
  101. Ф.Б. Качество и я. Жизнь бизнесмена в Америке. М.: РИА «Стандарты и качество».- 2003.-264 с.
  102. С.В. Правовые средства обеспечения качества образования. // Право и образование. 2003. № 5. — С.44−56j186
  103. М. Преподаватель вуза — субъект модернизации образования. // Высшее образование в России. 2007. — № 12. — С. 3033
  104. Н. Университеты в Европе//Вестник высшей школы. 1991- № 9 с.80−84
  105. В.К. Гражданское общество и демократическое государство России. // Социс. 2006. — № 1. — С. 6 — 20
  106. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. -519 с.
  107. .Т. Основные категории педагогики //Педагогика.- 1999 № 1 — с.10−19
  108. В.Е., Черненькая Л. В. Качество. Всеобщее управление качеством. Определение и эволюция подходов. СПб.: Политехника. 1998.-51 с.
  109. И. А. Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» //Право и образование. 2003. № 5. — С.34−43
  110. В. Управление воспитательным процессом через учебные дисциплины. // Высшее образование в России. 2007. № 2. — С.16 — 19
  111. К. Проблемы поколений //Очерки социологии знания. М., 2000. 68 с.
  112. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в России: болонский вызов. // Высшее образование в России. 2007. — № 5. — С.80 -83
  113. Материалы второго Пленума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки от 9.12.2005 г. // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.profkom.sfedu.ru
  114. В. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход. // Высшее образование в России. 2007. -№ 11. — С.46 — 56
  115. В.М. Гуманизм. Новая философская энциклопедия в 4-х томах./ Ин-т философии РАН, Нац.общ.-науч.фонд: Научно-ред совет: предс.В. С. Степин, заместители преде. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. Т.1. -М.: Мысль, 2000. -721С. (С.567−569)
  116. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001 624с.
  117. С. Проблемы оценки качества подготовки: компетентностный подход. // Высшее образование в России. 2007. № 8. — С.127−130
  118. Методические рекомендации по проведению аттестации образовательных учреждений ВПО и их филиалов. Утв. руков-м Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 17.09.2004 г.
  119. Э.И. Образование. Большая советская энциклопедия в 30 томах./ Гл.ред. А. М. Прохоров — М., «Советская энциклопедия», Т.18.- 1997.- 632с. (С.644−645)
  120. JI.E. Философская антропология. — М.: «Высшая школа», — 2003. — 187 с.
  121. Национальная доктрина образования в РВ.-М.: МО РФ.- 2000. -15 с.
  122. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. -389с.
  123. В.А., Филончева В. В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000, 2-е изд. СПб: Питер, 2005 — 127 с. -(Серия «Теория и практика менеджмента»)
  124. А.В. Компетентность. Социологическая энциклопедия в 2-х томах. Т.1. / Нац. общ.-науч.фонд / Рук. научн. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. — 863с. (С. 461).
  125. А.Д. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). М.: ИЛУ РАН, 2001.- 83 с.
  126. A.M. Профессиональное образование в России (Перспективы развития). М.: ИЦП НПО РАО. 1997. 254 с.
  127. В.Г. Система образования как объект социального управления. Курган, изд. «Зауралье». 2003 — 208 с.
  128. В.Г. Практика управления системой образования. — Курган, изд. «Зауралье», 2003 188с.
  129. В.И. Информатизация и качество образования.// Проблемы информатизации высшей школы. 1995.- № 4. — С. 5−11.
  130. В.И., Кадамцева Г. Г. Управление качеством высшей школы// Сертификация и управление качеством продукции/ Тезисы докладов международной научно-технической конференции.- Брянск, 1999.-85 с.
  131. О. Платное высшее образование: авансы институциональных изменений.//Журнал социологических наблюдений и сообщений. Социальная реальность. 2006. № 2.- С.52−67
  132. Образование останется бесплатным // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www. obzor2024.ru
  133. С.И. Образование. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой, 20-е издание. -М.: Русский язык, 1986. 797 с.(С.372)
  134. О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения. Приказ Минобразования России от 12.11. 1999 № 864.
  135. О развитии образования в Российской Федерации. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета РФ по вопросам реформы образования 20.08.2001 г. // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.kremlin.ru
  136. А. Журнал «Социальная реальность» как социальная реальность.//Журнал социологических наблюдений и сообщений. Социальная реальность. 2006. № 2.- С.4−5
  137. Особенности применения стандарта ИСО 9001:2000 в образовательном учреждении // Материалы к семинару «Управление развитием вуза на основе системы менеджмента качества" — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- С. 2−45
  138. Г. И. Льготы в контексте реформирования социальной политики // Социс 2006. — № 11. — С. 38 — 43
  139. И.И. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности. „Круглый стол“ журнала Социологические исследования, 2003. № 5 (13). — С.89 — 100
  140. A.M., Тумалев В. В. Современная социология образования: Учебное пособие / Серия „Alma Mater“. — Ростов н/Д: „Феникс“, 2005.-320 с.
  141. Т. Система современных обществ.- М.: Аспект-Пресс, 2005.-270 с.
  142. Е. Связанные новоязом: о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: Пресс-релиз Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования
  143. Правительства РФ //Alma mater. Вестник высшей школы.- 2004. № 10. — С. 22−34
  144. В.П. Школа и качество: выбор будущего. СПб: КАРО, 2003.-384с.
  145. Педагогика высшей школы// Электронная версия. // Режим доступа: http: // www.mifp.ru
  146. И.П. Педагогика. Новый курс. Кн.1. М.: Владос, 2003.-325с.
  147. Положение о комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения (приказ Министерства образования № 864 от 12.11.1999 г.) // Электронный ресурс. // Режим доступа: http:// www.consultant.ru
  148. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 3 апреля 2001 г. // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.mo.primorsky.ru
  149. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г., № 277 „Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности“
  150. М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России.-2002.-352 с.
  151. М., Моисеев А. Управление качеством образования // Народное образование. 1999. — № 7. -С. 164
  152. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сборник научных статей/ Под ред. Н. А. Селезневой и
  153. В.П.Казановича, В. С. Аванесова // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.testolog.narod.ru
  154. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России: Препринт WP5/2002/04. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 63 с.
  155. А. Качество, непрерывность, доступность. // Высшее образование в России. 2007. — № 12. — С. 53 — 59
  156. Н.В. Система. Социологическая энциклопедия в 2-х томах. Т.2. / Нац. общ.-науч.фонд / Рук. научн. проекта Г. Ю. Семигин. — М.: Мысль, 2003. 694с. (С. 402)
  157. С.А. Социальное взаимодействие. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. ред. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.(С.993)
  158. В.Н. Стандарты: образовательный минимум и нравственные максимы // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.council.gov.ru
  159. Т.Е. Об эффективности деятельности высшего учебного заведения // Ректор. 2009.- № 6. — С.44−48
  160. М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы России //СОЦИС. 1996. — № 11.- С. 18−19
  161. В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил России. М.: МГУ, 2000.-100с.
  162. . Общество и образование. / Пер. с англ., общ. ред. В. Я. Пилиновского. -М.: Прогресс, 1989. 200с.
  163. Т.А., Ватолкина Н. Ш. История управления качеством. Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005. — 256 с.
  164. М.З., Манута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО.- СПб: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. 403с.
  165. В., Халин В., Кузнецова В. О перечне направлений ВПО как составной части ГОС третьего поколения. // Высшее образование в России. 2007. — № 3. — С.25 — 36
  166. А.Н. Социальный менеджмент в концептуальных подходах и основных терминах: Учебное пособие. — Тюмень: Изд-во Тюм.гос. нефтегаз. Ун-та, 2006. 264 с.
  167. А.Н., Хайруллина Н. Г., Лихтенштейн В. М., Менеджмент организации: Субъектно-объектные отношения: Учебник для вузов. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. 240с.
  168. Скок Г. В. Формирование ценностей и норм как основы построения системы качества образования// Качество образования: концепции, проблемы: Материалы III международной науч.-метод. конф. Новосибирск: НГТУ, 2000. — 380с.
  169. Словарь экономических терминов. // Электронный ресурс. // Режим доступа: www.dic.academic.ru
  170. О.Н. Образование для всех // Электронный ресурс. // Режим доступа: www.smolin.ru
  171. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов- 1996. — 84 с.
  172. В.П. Основные подходы к формированию модели системы качества в вузе / В. П. Соловьев, Ю. П. Акимов, Е. Ю. Тишина, Н. И. Максимов // Качество. Инновации. Образование. 2003. № 3. -С.23−31
  173. П.А. Система социологии. М.: Политиздат, 1993.- 688 с.
  174. Н.В. Организационно-педагогическое обеспечение качества образования в вузе / С. М. Маркова, Н.В.Сорокина-Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005.- 40с.
  175. Спенсер-мл. Лайл М.н. Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: ШРРО, 2005.-384 с.
  176. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. — М., ИПО, 1993.
  177. С.А. Менеджмент качества в образовании. Проблемы, перспективы / С. А. Степанов // Качество. Инновации. Образование. -2002.-№ 1. С.49−52
  178. .И. Целевые установки и позиция преподавателя в учебно-воспитательном процессе в вузе // Электронный ресурс. // Режим доступа: http:// www.bspu.tsl.ru
  179. А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. // Электронный ресурс. // Режим доступа: http:// www.trinitas.ru
  180. А.И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга// Стандарты и качество. — 2000. № 2. — с.62−66
  181. А.И. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человечества в XXI веке // Стандарты и качество. — 1995. № 2.- С. 6−9
  182. А., Панасюк В., Яковлев Ю. Понятийный аппарат управления качеством профессионального образования // Профи.- 1999 -№ 2 с. 13
  183. А.И., Селезнева Н. А. Мониторинг качества образования в России как механизм повышения эффективности использования ресурсов сферы образования. // Экономика образования. 2000. № 4. -С. 25−26.
  184. Г. Г. Методологическая травма социолога. К вопросу интеграции знания. // Социс 2006. — № 9. — С. 3−13
  185. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. — 2004. -№ 3.- С.3−5.
  186. Д., Ткачев И. Организация мониторинга качества деятельности вуза: система и процесс // Высшее образование в России. -2007. -№ 8.-С.36−40
  187. Л.Л., Кашина О. Н. Управление развитием организационных систем: Учебное пособие. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.- 131с.
  188. .Т. Социология. Общий курс.- М.: Прометей, 1994.-384с.
  189. .Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по специальностям (20 300) „Социология“, (350 100) „Социальная антропология“ и как пособие для преподавателей. 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДAHA, 2005. — 640 с.
  190. Г. Качество профподготовки менеджера// Высшее образование. 2005. -№ 11.- с.78−81
  191. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М., Педагогическое общество России, 2000. — 460 с.
  192. С.В. К вопросу о критериях оценки качества образовательных услуг в условиях реформирования социальной сферы // Электронный ресурс. // Режим доступа: http: // www.council.gov.ru
  193. Р. Ориентация обучения на конкурентоспособность. // Высшее образование в России. 2007. — № 9. — С.38 — 44
  194. Федеральный закон РФ „О высшем и послевузовском образовании“ № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. // Электронный ресурс. // Режим доступа: http:// www.consultant.ru
  195. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.-200с.
  196. Д. Высшая школа: поиск растраченного смысла.// Свободная мысль. 2008. — № 2 (1585) — С.95−110
  197. Н.Г. Региональный университет в условиях модернизации образования / Хайруллина Н. Г., Юмачикова Ю.Р.- Тюм.гос.нефтегаз.ун-т. Тюмень: Изд-во Тюм. Нефтегаз ун-та, 2004.-51с.
  198. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб., 2003.-342с.
  199. Е. Обеспечение качества образования в классическом университете. // Высшее образование в России. 2008. — № 1. — С.70−74
  200. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998.- № 3, — С. 93
  201. В. // Университетская книга. 2001. № 5 — с.9−15
  202. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет в региональном сообществе. -М.: Высшая школа. 2003. — 223 с.
  203. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования// Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2 — с. 30−34
  204. С.В., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320с.
  205. Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург, 1999.- 87с.
  206. Ю.Ф. Технология обучения в системах высшего образования. М.: Просвещение, 2006. — 211с.
  207. Ядов В. А. Стратегии социологического исследования. Описания, объяснения, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 1998. 596 с.
  208. Уважаемый преподаватель! Мы будем искренне признательны Вам, если Вы ответите на вопросы анкеты. Ваши анкеты окажут нам помощь в анализе качества высшего профессионального образования. Анкета заполняется анонимно.
  209. На Ваш взгляд, высшее профессиональное образование в нашей стране на современном этапе:1 вполне удовлетворительное2 в основном удовлетворительное3 неудовлетворительное4 — кризисное5 другое (укажите Ваш ответ)6 — затрудняюсь ответить
  210. Какое содержание Вы вкладываете в понятие „качество образования“? (выберите не более двух)
  211. Соответствие знаний, умений и навыков выпускников вузов требованиямгосударственного образовательного стандарта
  212. Соответствие высшего образования потребностям современного общества
  213. Получение знаний, непосредственно востребованных рынком труда
  214. Получение знаний, являющихся основой личностного развития
  215. Другое (укажите Ваш ответ)6 Затрудняюсь ответить
  216. Насколько важны перечисленные ниже показатели для оценки качества процесса образования?
  217. Показатель Важно Не очень важно Не важно Затрудняюсь ответить1. Использование в учебном процессе новых образовательных технологий
  218. Внедрение в образовательный процесс активных методов обучения
  219. Высокий уровень требований к результатам обучения студентов
  220. Индивидуальный подход к студенту в процессе его образовательной деятельности
  221. Хорошая организация учебного процесса6. Научный потенциал вуза
  222. Материально-техническая и ресурсная база вуза
  223. Высокая квалификация преподавателей
  224. Наличие системы управления качеством в образовательном учреждении
  225. Что Вы понимаете под „качеством результата образования“? (выберите не более двух)
  226. Высокий уровень теоретической и практической подготовки
  227. Способность применять полученные знания в профессиональной деятельности
  228. Высокий уровень культуры (общей, профессиональной) выпускника
  229. Широкая перспектива трудоустройства
  230. Получение престижной специальности и диплом престижного вуза
  231. Другое (укажите Ваш ответ)
  232. Оцените важность контроля результатов образовательного процесса по 5' бальной шкале (5-высшая оценка, 1-низшая оценка).5 4 3 2 11. Устный опрос во время занятий
  233. Письменный опрос во время занятий1. З. Экзамен 4. Зачет 5. Собеседование б.Решение практических задач 7. Тестированне 8. Другое (укажите)
  234. Удовлетворяет ли качество библиотечного фонда Ваши требования? (оцените по шкале)1 — вообще не соответствует требованиям 4 — хорошо2 неудовлетворительно 5 — отлично3 удовлетворительно
  235. Удовлетворяет ли Вас работа библиотеки?1 -не соответствует требованиям2 удовлетворительно3 — соответствует требованиям
  236. Что, на Ваш взгляд, вызывает наибольшее нарекание в работе библиотеки?
  237. Удовлетворяет ли Ваши требования качество компьютерной техники, применяемой в образовательном процессе, и эффективность ее использования? (оцените по шкале)1 вообще не соответствует требованиям2 — неудовлетворительно3 удовлетворительно4 хорошо5 отлично
  238. Довольны ли Вы состоянием аудиторного фонда и его. оснащением в вашем вузе?*1 — да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  239. На Ваш взгляд, необходим лн преподавателю практический опыт работы? 1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  240. Какие формы обучения, по Вашему мнению, способствуют получению наиболее качественного образования?(оцените по 5-балной шкале:5-высшая оценка, 1-пшшая оценка)1. Формы обучения 5 4 3 2 1
  241. Прохождение производственной практики1. Традиционные лекции 1. Проблемная» лекции
  242. Интерактивная лекция (с использованием мультимедиа и компьютерной техники)
  243. Лекции в режиме «диалога с аудиторией»
  244. Семинары лабораторно-практические работы
  245. Самостоятельная работа студентов
  246. Курсовые и дипломные работы1. Другие (укажите)
  247. Какие из перечисленных форм, по Вашему мнению, в большей степени направлены на развитие творческих способностей студентов?
  248. Сформирована ли, на Ваш взгляд, в вузе система внутреннего контроля качества образования?1 — да 2 нет 3 — затрудняюсь ответить
  249. Насколько эффективно, по Вашему мнению, существующая система контроля качества обеспечивает решение следующих задач? («+1» — эффективно, «0"-затрудняюсь ответить, «-1" — неэффективно)
  250. Отбор абитуриентов +1 0 -1
  251. Мотивация студентов +1 0 -1
  252. Организация учебного процесса +1 0 -1
  253. Разработка и внедрение научных достижений в учебный процесс +1 0 -1
  254. Оценка и анализ текущей успеваемости студентов +1 0 -1
  255. Повышение квалификации преподавателей +1 0 -1
  256. Воспитательная работа +1 0 -1
  257. Создание единой информационной системы вуза +1 0 -1
  258. Использование информационных технологий +1 0 -1
  259. Измерение удовлетворенности потребителей (студентов, преподавателей идр.) образовательным процессом и его условиями +1 0 -1
  260. Хорошо ли Вы осведомлены о содержании комплексной оценки высших учебных заведений?1 да 2 — не очень хорошо 3 — нет
  261. На Ваш взгляд, существующая система комплексной оценки способствует повышению качества образования?
  262. Способствует в полной мере
  263. Скорее способствует, чем не способствует3 — Скорее не способствует, чем способствует4 — Практически не способствует5 Затрудняюсь ответить
  264. Система управления качеством образования, на Ваш взгляд, дает:
  265. Возможность образовательному учреждению пройти лицензирование, аттестацию и аккредитацию
  266. Возможность улучшения организации учебного процесса
  267. Возможность эффективно влиять на результаты образования
  268. Повышение конкурентоспособности выпускников (специалистов) на рынке труда
  269. Практически ничего не дает
  270. Другое (Ваш вариант ответа)7 Затрудняюсь ответить
  271. Какой период времени Вы работаете в образовании? 1 менее 5 лет 3 — от 10 до15 лет 2-от 5 до 10 лет 4-более15лет
  272. Укажите Вашу ученую степень1 кандидат наук 3 — отсутствует2 доктор наук
  273. Благодарим Вас за участие!
  274. Чем для Вас является высшее профессиональное образование? (выберите не более двух)
  275. Основой профессионального становления
  276. Основой материального благополучия
  277. Возможностью личностной самореализации
  278. Потребностью самоутверждения и самоуважения
  279. Потребностью соответствовать нормам своего социального окружения
  280. Потребностью в достижении определенного уровня культуры
  281. Другое (укажите Ваш ответ)
  282. Чем Вы руководствовались при выборе специальности и вуза? (выберите не более двух)1 .Эта специальность мне интересна
  283. Престижны вуз и специальность
  284. Выбранная специальность предполагает творческий характер труда
  285. Выбранная специальность и диплом этого вуза пользуются спросом на рынке труда, дают возможность получить интересную работу и предполагают хорошие условия труда
  286. По настоянию родителей (совету знакомых)
  287. В этом вузе созданы условия для получения качественного образования
  288. Мне нужен диплом о высшем образовании, а диплом какого вуза для меня значения не имеет
  289. Выбор был не вполне осознанным, случайным
  290. Другое (укажите Ваш ответ)
  291. Какое содержание Вы вкладываете в понятие «качество образования»? (выберите не более двух)
  292. Соответствие знаний, умений и навыков выпускника вуза требованиямгосударственного образовательного стандарта
  293. Соответствие образования потребностям современного общества
  294. Получение знаний, непосредственно востребованных рынком труда
  295. Получение знаний, являющихся основой личностного развития Другое (укажите Ваш ответ)5 Затрудняюсь ответить
  296. Насколько важны перечисленные ниже показатели для оценки качества: процесса образования?
  297. Показатель Важно Не очень важно Не важно Затрудняюсь ответить1. Использование в учебном процессе новых образовательных технологий
  298. Внедрение в образовательный процесс активных методов обучения
  299. Высокий уровень требований к результатам обучения студентов
  300. Индивидуальный подход к студенту в процессе его образовательной деятельности
  301. Хорошая организация учебного процесса
  302. Научный потенциал образовательного учреждения
  303. Хорошая ресурсная база вуза
  304. Высокая квалификация преподавателей
  305. Наличие системы управления качеством образования в вузе
  306. На Ваш взгляд, необходима ли в вузе система взаимодействия сработодателями?1 — да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  307. Довольны лн Вы состоянием аудиторного фонда и его оснащением в вашемвузе?1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  308. Удовлетворяет ли качество библиотечного фонда Ваши требования? (оцените по шкале)1 — вообще не соответствует требованиям 4 — хорошо2 — неудовлетворительно 5 отлично3 удовлетворительно
  309. Удовлетворяет ли Вас работа библиотеки?1 не соответствует требованиям2 удовлетворительно3 — соответствует требованиям
  310. Что, на Ваш взгляд, вызывает наибольшее нарекание в работе библиотеки?
  311. Удовлетворяет Ваши требования качество компьютерной техники? (оцените по шкале)1 — вообще не соответствует требованиям2 — неудовлетворительно3 — удовлетворительно4 — хорошо5 отлично
  312. Удовлетворяет ли Ваши требования условия для проведения самостоятельнойработы студентов? (оцените по шкале)1 вообще не соответствует требованиям 4 — хорошо2 неудовлетворительно 5 — отлично3 удовлетворительно
  313. Оцените эффективность следующих форм самостоятельной работы по 5-бальнон шкале (5-высшая оценка, 1-низшая оценка).^5 4 3 2 1
  314. Участие в научных студенческих конференциях2. Участие в олимпиадах 3. Проведение деловых игр
  315. Написание рефератов, курсовых работ5. Решение задач, тестов б. Другое (укажите)
  316. Удовлетворяет ли Вашим требованиям качество преподавания? (оцените пошкале)1 — вообще не соответствует требованиям 4 — хорошо2 неудовлетворительно 5 — отлично3 удовлетворительно
  317. Какие из перечисленных показателей, на Ваш взгляд, являются определяющими для понятия «качество преподавания»? (выберите не более трех)1 — Соответствие содержания проводимых занятий государственному образовательному стандарту
  318. Соответствие изучаемого материала современным научным исследованиям итребованиям рынка труда
  319. Эффективность использования аудиторного времени
  320. Мотивация к изучаемому предмету с точки зрения побуждения к самостоятельности, творчеству и стремлению к качественной подготовке
  321. Культура речи преподавателя, манера и стиль изложения материала
  322. Использование инновационных методик при проведении занятий
  323. Повышение культурного уровня и общего развития личности
  324. Разнообразие используемых форм и методов преподавания
  325. Грамотное и последовательное изложение материала
  326. Степень ответственности и дисциплинированности преподавателя11 — Другое (укажите Ваш ответ)
  327. На Ваш взгляд, необходим ли преподавателю практический опыт работы?1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  328. Важны ли для Вас личные качества преподавателя?1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  329. Какие личные качества преподавателя Вы считаете наиболее важными? (выделите не более трех)1 Доброжелательность2 Тактичность3 Требовательность
  330. Справедливость и объективность5 Принципиальность6 Честность и порядочность7 Уравновешенность8 Привлекательность9 Другое (указать)
  331. Оцените важность контроля результатов образовательного процесса по 5бальной шкале (5-высшая оценка, 1-низшая оценка).5 4 3 2 11. Устный опрос в время занятий
  332. Письменный опрос во время занятий3. Экзамен 4.3ачет 5. Собеседование б.Решение практических задач 7. Тестирование 8.Другое (указать)
  333. Какие формы обучения, по Вашему мнению, способствуют наиболее качественному образованию? (оцените по 5-балной шкале:5-высшая оценка, 1-низшая оценка)1. Формы обучения 5 4 3 2 1
  334. Прохождение производственной практики1. Традиционные лекции 1. Проблемная» лекции
  335. Интерактивная лекция (с использованием мультимедиа и компьютерной техники)
  336. Лекции в режиме «диалога с аудиторией»
  337. Семинары и лабораторно-практический занятия
  338. Самостоятельная работа студентов
  339. Курсовые и дипломные работы1. Другие (укажите)
  340. Какие из перечисленных форм, по Вашему мнению, в большей степени направлены на развитие творческих способностей?
  341. Что Вы понимаете под «качеством результата образования»? (выберите не более двух)
  342. Высокий уровень теоретической и практической подготовки
  343. Способность применять полученные знания в профессиональной деятельности
  344. Высокий уровень культуры (общей и профессиональной) выпускника
  345. Широкие перспективы трудоустройства
  346. Получение престижной специальности и диплом престижного вуза
  347. Другое (укажите Ваш ответ)
  348. На каком курсе Вы обучаетесь?1.курс 2-курс 3-курс 4-курс 5-курс25. Форма обучения?1 очная 2 — заочная
  349. Вопросы предназначены для студентов 4−5 курсов.'!!
  350. Удовлетворяет ли Вашим требованиям место и условия прохождения производственной практики?1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  351. Ваши замечания по организации проведения производственной практики?
  352. Благодарим Вас за участие!
  353. На Ваш взгляд, высшее профессиональное образование в нашей стране на современном этапе:1 — вполне удовлетворительное2 — в основном удовлетворительное3 неудовлетворительное.4 — кризисное5 другое (укажите Ваш ответ)6 — затрудняюсь ответить
  354. Что Вы понимаете под «качеством образования»? (выберите не более двух)
  355. Соответствие знаний, умений и навыков выпускника вуза требованиям государственного образовательного стандарта
  356. Соответствие уровня образования потребностям современного общества
  357. Получение знаний, непосредственно востребованных рынком труда
  358. Получение знаний, являющихся основой личностного развития
  359. Другое (укажите Ваш ответ)6.Затрудняюсь ответить
  360. По Вашему мнению, соответствует ли качество высшего профессионального образования на современном этапе интересам работодателей?1 — соответствует в полной мере 3 — не соответствует2 — удовлетворяет интересы частично 4 — затрудняюсь ответить
  361. Имеет ли для Вас значение рейтинг вуза, в котором обучался молодой специалист, принятый Вами на работу?1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  362. Необходимы ли глубокие теоретические знания молодого специалиста в практической деятельности Вашей компании?1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  363. Считаете ли Вы знания выпускников вузов, принятых Вами на работу за последнее время, глубокими?1 отсутствуют глубокие знания2 — неудовлетворительные3 — удовлетворительные4 хорошие5 отличные
  364. Соответствует ли уровень подготовки, полученный специалистами в вузе требованиям современного производства?1 — соответствует в полной мере 3 не соответствует2 — соответствует частично 4 — затрудняюсь ответить
  365. Важны ли социально-личностные качества молодых специалистов в работе на Вашем предприятии?1 важно 2 — не важно 3 — затрудняюсь ответить
  366. Оцените важность профессиональных и личностных качеств молодого специалиста по 5-бальной шкале (5-высшая оценка, 1-низшая оценка)1. Качества 5 4 3 2 1
  367. Ответственность и самостоятельность
  368. Инициативность и творческая активность
  369. Энергичность, работоспособность4. Наличие лидерских качеств
  370. Умение побеждать любой ценой
  371. Патриотизм, гражданственность7. Коммуникативные качества 8. Умение видеть перспективу 9. Умение рисковать
  372. Другое (укажите Ваш вариант)
  373. Являются ли для Вас важными параметрами физическое и психологическое здоровье молодого специалиста, принимаемого на работу?1 очень важно 4 — не важно2 важно 5 — абсолютно не важно3 — все равно 6 затрудняюсь ответить
  374. На Ваш взгляд, важно ли наличие у выпускников вузов умений и навыков, позволяющих использовать теоретические знания при решении практических вопросов?1 важно 2 — не важно 3 — затрудняюсь ответить
  375. Важно ли умение молодых специалистов анализировать ситуацию и принимать решение, основанное на конкретных фактах?1 — важно 2 — не важно 3 — затрудняюсь ответить
  376. Насколько выпускники вузов умеют анализировать ситуацию и принимать решение, основанное на конкретных фактах?1 -совсем не умеют2 неудовлетворительно3 — удовлетворительно4 — хорошо5 — отлично
  377. На Ваш взгляд, важно ли выпускникам вуза иметь глубокие знания новейших технологий в профессиональной сфере?1 — важно 2 не важно 3 — затрудняюсь ответить
  378. Насколько выпускники вузов знают об инновациях в профессиональной сфере и могут осуществлять разработку новых технологий?1 -совсем ничего не знают 4 — хорошо2 — неудовлетворительно 5 — отлично3 — удовлетворительно
  379. Необходима ли у молодых специалистов способность к самообучению и самосовершенствованию?1 — да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  380. Благодарим Вас за участие в исследовании!
  381. Уважаемый эксперт! Мы будем искренне признательны Вам, если Вы ответите на вопросы анкеты. Ваши ответы окажут нам помощь в анализе качества высшего профессионального образования. Анкета заполняется анонимно.
  382. На Ваш взгляд высшее профессиональное образование в нашей стране на современном этапе:1 вполне удовлетворительное2 — в основном удовлетворительное3 — неудовлетворительное4 кризисное5 другое (укажите Ваш ответ)
  383. Что Вы понимаете под «качеством образования»? (выберите не более двух)
  384. Соответствие знаний, умений и навыков выпускника вуза требованиям государственного образовательного стандарта
  385. Соответствие образования потребностям современного общества
  386. Получение знаний, непосредственно востребованных рынком труда
  387. Получение знаний, являющихся основой личностного развития
  388. Другое (укажите Ваш ответ)
  389. По Вашему мнению, соответствует ли качество высшего профессионального образования на современном этапе интересам работодателей?1 соответствует в полной мере 3 — не соответствует2 удовлетворяет интересы частично 4 — затрудняюсь ответить
  390. Насколько важны перечисленные ниже показатели для оценки качествавысшего профессионального образования?
  391. Показатель Очень важно Скорее важно, чем нет Неважно Затрудняюсь ответить
  392. Взаимодействие вуза с работодателями при подготовке студентов
  393. Глубокая теоретическая и практическая подготовка выпускников
  394. Развитие личностных качеств выпускников
  395. Высокий уровень общей и профессиональной культуры выпускников
  396. Эффективность воспитательной работыб. Ресурсная база вуза
  397. Квалификация преподавателей8. Научный потенциал вуза
  398. Хорошая организация учебного процесса
  399. Ю.Рейтинг образовательного учреждения11. Внутривузовская система контроля качества
  400. Конкурентоспособность, востребованность выпускников вуза, их трудоустройство
  401. Удовлетворенность выпускников качеством полученного образования
  402. Удовлетворенность преподавателей и сотрудников условиями работы
  403. Хорошо ли Вы осведомлены о содержании комплексной оценки высших учебных заведений?1 да 2 — не очень хорошо 3 — нет
  404. На Ваш взгляд, существующая система комплексной оценки способствует повышению качества образования?1 В полной мере
  405. Скорее способствует, чем не способствует
  406. Скорее не способствует, чем способствует
  407. Практически не способствует5 Затрудняюсь ответить
  408. В полном ли объеме, по Вашему мнению, представлены показатели оценки качества образования в системе комплексной оценки высших учебных заведении?1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь ответить
  409. Если показатели оценки качества образования представлены, на Ваш взгляд, не в полной мере, то какие показатели Вы бы внесли дополнительно?
  410. Сформирована ли, по Вашему мнению, в вузе система внутреннего контролякачества образования? 1 — да 2 — нет 3 затрудняюсь ответить
  411. Существующая система управления качеством образования, на Ваш взгляд, дает:
  412. Возможность образовательному учреждению пройти лицензирование иаккредитацию2 — Возможность улучшения организации учебного процесса
  413. Возможность эффективно влиять на результаты образования
  414. Повышение конкурентоспособности выпускников (специалистов) на рынкетруда
  415. Практически ничего не дает
  416. Другое (Ваш вариант ответа)7 Затрудняюсь ответить
  417. Что, по Вашему мнению, затрудняет эффективность обеспечения контроля качеством профессионального образования?
  418. Отсутствие жестких требований к качеству выпускников со стороны рынка труда
  419. Слабая нормативная база управления качеством образования
  420. Отсутствие стратегии управления качеством образования в стране в целом
  421. Неэффективность системы комплексной оценки
  422. Недостаточная информированность о политике качества работников вуза
  423. Неготовность образовательных учреждений к формированию системыуправления качеством
  424. Отсутствие квалифицированных специалистов-экспертов
  425. Недостаточно учтены критерии качества
  426. Другое (укажите Ваш вариант ответа)
  427. Какой период времени Вы работаете в образовании?1 — менее 5 лет 3 от 10 до15 лет 5 — свыше 20 лет2 от 5 до 10 лет 4 — от15 до 20 лет
  428. Участвовали Вы в роли эксперта в ходе комплексной оценки деятельности вуза?1 да 2 — нет17. Ваш род занятий:1 работник органов управления образованием2 ректор/проректор вуза3 заведующий кафедрой4 декан/директор института5 другое (укажите)
  429. Благодарим Вас за участие в исследовании!
Заполнить форму текущей работой