Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Приложения. Первая глава является обзором истории жанра исторического романа — от его появления на литературной сцене и его истоков до состояния жанра в эпоху модернизма. Прослеживая историю жанра, мы использовали как работы в области исторического романа Б. Реизова и Д. Лукача, так и такие позднейшие работы, как исследования А. Флейшмана… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава. Некоторые аспекты истории жанра исторического романа
  • 1. Возникновение жанра. Предпосылки и влияния
  • 2. Исторический роман после В. Скотта
  • 3. Исторический роман на фоне изменений в исторической науке и литературном процессе в конце XIX — начале XX вв
  • Вторая глава. Постмодернизм. Новый историзм. Новый исторический роман
  • 1. Истоки и современное состояние постмодернизма
  • 2. Восприятие истории в эпоху постмодернизма. Новый историзм
  • 3. Современный исторический роман
  • Третья глава. Анализ историографического метаромана
  • 1. Реальность/вымысел, История/истории
  • 2. Загадки прошлого — нестабильность — поиск/побег. Детективная линия
  • 3. Роман «Парфюмер» как «программное» произведение постмодернизма
  • 4. Критика постмодернистских установок

Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние два десятилетия в литературе, а также в кино и на телевидении, можно наблюдать резко возросший интерес к истории. Интерес к прошлому безусловно существовал и до этого. Но если мы рассмотрим исторические романы, условно говоря, до и ь эпоху постмодернизма, то увидим значительные изменения, которые произошли, главным образом, не столько на уровне формы, сколько в отношении автора и читателя к прошлому, взгляде на историю, изображении ее. Поэтому точнее будет назвать нынешнее явление не просто интересом к истории, а к новым интерпретациям ее. В условиях радикально изменившегося восприятия истории оформилась новая модификация исторического романа. В связи с этим, темой данной диссертации является изучение проблемы изображения прошлого в историческом романе постмодернизма в литературе Великобритании, Германии и Австрии.

Сегодня в сфере особо пристального внимания литературоведения находятся такие проблемы, как соотношение высокой и массовой культур (сам термин «массовый» подвергается пересмотру1), возникновение новых жанров и синтез традиционных, проблема оригинальности в эпоху всеобщих заимствований и цитаций. Литературоведение пересматривает свои позиции и концепции, переосмысливая опыт Запада, и приходит к выводу о необходимости существования разных подходовисторическая наука вырабатывает новые подходы к изучению предмета.

Актуальность темы

данной диссертации связана с тем, что в период пересмотра культурного наследия, старых установок, поиска новых путей развития литературы и культуры, представляется особо.

1 См. об пом, например' II I Мельникова Моишие «массовая nmepaiypa» в современном литературоведении // Лшерагуронедение на порою XXI века М. I’WXI I. A Литиненко К важным исследовать современные явления, в данном случае — новую модификацию жанра исторического романа. Даже если она просуществует недолго, ее опыт является важным вкладом в развитие жанра. Поскольку исторический роман нового типа существует и в современной России, выводы данного исследования могут создать основу для анализа этого явления и на отечественном материале.

Целью исследования является выявление особенностей исторического романа на современном этапе — в ситуации постмодернизма. В этой связи поднимаются проблемы изучения истории жанра, рассматриваются взаимоотношения исторического романа с исторической наукой, а также само явление постмодернизма, в частности, его отношение к истории и прошлому, описывается и анализируется новый тип исторического романа — «историографический метароман».

Решение этих проблем предполагает рассмотрение исторического романа а) в динамической системе развития жанра, б) в контексте постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистских представлений и установок.

В качестве основного объекта исследования выступает, в частности, историографический метароман и в целом — исторический роман, который рассматривается в его эволюции и соотносится с историческим мировоззрением и мироощущением соответствующей эпохи.

Исходя из вышесказанного, к задачам диссертации можно отнести:

I. Установление связи исторического романа и исторической науки на протяжении существования жанра историческою романа. проблеме leiiewca массовой итерагуры ' 11робиемм исюрии чшерлгуры (йорник cidien Выпуск четырнадцатый. М., 2001.

2. Выявление истоков современного типа исторического романа в истории жанра, претерпевающем изменения в историческом мировоззрении, философии и эстетике постмодернизма.

3. Подведение промежуточных итогов дебатам о постмодернизме и выделение его основных характеристик, принципов и методов.

4. Характеристика модификации историографического метаромана.

5. Анализ и сопоставление произведений, взятых за образцы историографического метаромана.

6. Осмысление места и значения нового типа исторического романа в истории существования жанра.

В данной работе мы руководствовались принципом целостности явления. Философский принцип целостности подразумевает несводимость целого к простой сумме частей. Целое обуславливается объединением частей в сложные комплексы с взаимовлиянием частей. Исходя из этого, исторический роман рассматривается с точки зрения динамики развития жанра и с точки зрения влияния на него концепций и установок постмодернизма. Для исследования историографического метаромана используется также исторический подход, который предполагает рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития объекта исследования и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта. Для данной работы представляется важным изучить не только диахронические, но и синхронические отношения между литературными произведениями, поскольку жанровая система исторического романа включает в себя разнообразные модификации, которые взаимодействуют между собой.

Методика анализа базируется на принципах сравнительно-исторического и типологического методов, особое внимание обращается на рассмотрение историографического метаромана в контексте истории жанра исторического романа, исторической науки и эстетики и поэтики постмодернизма.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые делается попытка исследования исторического романа постмодернизма в контексте истории жанра и меняющегося отношения к истории и прошлому.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На протяжении существования жанра исторического романа возникали такие его модификации, которые стали истоками историографического метаромана.

2. Основную роль в становлении новой модификации исторического романа сыграли постструктуралистско-постмодернистские представления и установки, ревизия традиционной исторической науки, изменившееся отношение к изучению и пониманию прошлого, а также стирание границ между научно-историческим и литературным дискурсом.

3. Различные трактовки постмодернизма создают неверную картину «безразмерности» этого явления и затрудняют определение его места и значения в литературном процессе. «Вторичность» постмодернизма, проявляющаяся у многих его представителей, не мешает появлению оригинальных произведений с ярко выраженной авторской концепцией.

4. Историографический метароман продолжает историю жанра, в своих лучших образцах возвращаясь к бережному обращению с историей в духе В. Скотта и осознанию неразрывной связи поколенийс помощью эффекта постоянного присутствия прошлого в настоящем и его влияния на настоящее.

5. На основе анализа и сопоставления образцов жанра историографического метаромана можно сделать вывод о том, что новый тип исторического романа, оформившись в эпоху постмодернизма отходит от некоторых установок этого направления, иронически отображая его недостатки и тяготеет не к пародированию традиции, а к ее внимательному переосмыслению.

6. Историографический метароман занимает важное место в истории жанра исторического романа и указывает выход из «ловушки постмодернизма».

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в докладах на Межвузовских конференциях «Русская и зарубежная литература: история, современность, взаимосвязи» 1999, 2000 и 2001 гг., а также в монографии и 6-ти статьях.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Приложения. Первая глава является обзором истории жанра исторического романа — от его появления на литературной сцене и его истоков до состояния жанра в эпоху модернизма. Прослеживая историю жанра, мы использовали как работы в области исторического романа Б. Реизова и Д. Лукача, так и такие позднейшие работы, как исследования А. Флейшмана, Х. В. Гепперта, С. Коннора, Э. Менгеля и др. Б. Реизов останавливался на рассмотрении истоков жанра, творчестве В. Скотта, а также французского исторического романа эпохи романтизма, в то время как Лукач попытался дать полную картину истории исторического романа в Европе. Однако подходы обоих ученых к исследованию жанра различны. Лукач исходит из категории классовой борьбы, считает романтизм реакционным, из-за чего снижает его влияние на формирование жанра. Он однозначно утверждает, что жанр существовал лишь до 1848 года, а затем переродился в социальный роман классического реализма. Реизов, в свою очередь, исходит из категории историзма, как определившей своеобразие исторического романа XIX века. В то же время нами учитывались спорные моменты этих исследований, на которые указывают современные литературоведы, в частности Н. Литвиненко.

Зэчлючение.

В историческом романе постмодернизма произошли значительные изменения в отношении автора к прошлому, взгляде на историю, изображении ее. В условиях радикально изменившегося восприятия истории встала проблема художественного освоения прошлой действительности, истории в современном историческом романе.

В современных литературах Германии, Австрии и Великобритании можно выделить два основных направления внутри жанра исторического романа, соответствующие отношению автора к прошлому, видению им истории: скептическое и оптимистическое. Первое было представлено до постмодернизма немногими примерами, а после таких романов как «Сто лет одиночества» Маркеса и «Женщина французского лейтенанта» Фаулза оно выделилось в особую модификацию исторического романа, которая стала широко использоваться, так как в наибольшей степени отвечала установкам и принципам постмодернизма, и получила название «историографический метароман».

Историографический метароман вобрал в себя традиции жанра исторического романа, которые можно проследить на протяжении более двух веков. Мировоззрение и мироощущение разных эпох влияет на восприятие истории и, следовательно, на исторический роман. Жанр трансформируется, в нем берут верх то одни, то другие модусы, жанр используют для достижения тех или иных целей, но его история не прерывается.

Историографический метароман оформился в условиях постмодернизма. Постмодернизм и подготовивший его постструктурализм внесли коренные изменения в историческую науку и филологию, заявив, в частности, о том, что реальность может восприниматься только опосредованной в языке и тексте, история делается доступной лишь в виде текстамножество интерпретаций делают невозможным существование единого и абсолютно верного знания о прошлом, как и отражения текущей действительности.

Теория постмодернизма впитала в себя важнейшие открытия постструктурализма и основывается на разработках его представителей — М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Ж. Делеза, Ю. Кристезой, Р. Барта, Ж.-Ф. Лиотара Это новые концепции текста, письма, знака, интертекста, категория игры, понятие симулякра, ризомы и другие основополагающие понятия и принципы.

Пуи этом необходимо отметить, что не существует единой теорил постмодернизма. Можно говорить о теориях и концепциях постмодернизма, которые начали складываться в 70-е гг. XX века под влиянием деконструктивизма и постструктурализма. На формирование постмодернистской эстетики оказал влияние прежде всего негативный пафос постструктурализма по отношению к позитивным знаниям, рациональным объяснениям феноменов действительности, в частности, культуры. Постмодернизм впитал в себя неприятие концепции целостности и пристрастие постструктурализма к иррациональному, бессознательному, нестабильному и фрагментарному. Постмодернисты вслед за постструктуралистами рассматривают мир как феномен письменной культуры, сознание индивида как набор текстов, и человек, соответственно, помещается в бесконечный текст, который есть мир.

В конце 60-х годов XX века происходит ревизия 1радиционной истории, историки, филологи и культурологи исследуют схожесть истории и литературы. Предложенный постструктуралистами и воспринятый постмодернистами способ философстзования менял взгляд на историю, лишая его линейности, детерминизма, завершенности, противопоставляя ему принцип нелинейности, многовариантности, открытости интерпретациям. Подобный пересмотр отношения к истории и к познанию истории не мог не отразиться на историческом романе. В то время, когда историки, философы и литературоведы открыто обсуждают традиционную историю, возможность познания прошлого, существования единой картины прошлого, сформировалась новая модификация жанра исторического романа — историографический метароман.

Историографический метароман формировался в условиях постмодернистской эстетики — плюралистичной и деконструктивной, в основе которой лежит постструктуралистский тезис «мир как текст». На формирование историографического метаромана сильно повлияла поэтика постмодернизма, которая выражается в соединении литературы и истории, двойном кодировании — смешивании дискурсов высокой и массовой литературы, цитатности, пародийности, растворении авторского голоса в дискурсах повествования, игре с культурными знаками и кодами.

Историографический метароман сильно изменил канон традиционного исторического романа, в то же время не порывая с традициями жанра. Можно сказать, что это тип исторического романа являет собой пример художественного синтеза, за которым будущее.

По мнению Л. Хатчен, историографический метароман лучше всего воплощает поэтику постмодернизма. Тем не менее, именно в произведениях этого жанра намечены пути пересмотра концепций и установок постмодернизма, предлагаются пути освоения реальности, постижения прошлого и настоящего, обретения своей индивидуальности и своего места в системе, организации хаоса повествовательного, а через это и хаоса окружающей действительности. Историографический метароман, используя приемы постмодернизма, одновременно пародирует их, преодолевая уже ставшие узкими рамки этого явления. Историографический метароман отражает попытку современного человека обрести стабильность, точку опоры в быстро меняющемся, хаотичном мире. И предлагает достичь этого с помощью поиска прошлого, своих корней, и следовательносвоей индивидуальности. Автор историографического метаромана ищет связь прошлого с настоящим, ставит перед читателем острые насущные вопросы. Только переносится это с уровня произведения (автор не навязывает свою позицию) на уровень читательского восприятия. Читатель становится активным партнером автора, который побуждает его искать ответы самому. Поиск героев отражает поиск читателя, и этот поиск является организующим стержнем повествования, которое не распадается на фрагменты, что характерно для постмодернистского повествования.

Сегодня мы являемся свидетелями рождения нового культурного явления из эпохи постмодерна. И большую роль в этом процессе играет именно историографический метароман, который, являясь продолжав icm традиции жанра исторического романа, вновь «перебрасывает мост» к следующему этапу и уровню развития культуры1. Для нового этапа культуры и направления в литературе, которое только начинает развиваться, еще не существует определе. ного названия. Пока можно говорить только о том, что появляющиеся сегодня литературные и литературно-критические произведения уже не вписываются в рамки постмодернизма. Возможно, названием следующего явления в литературе будет «новый реализм» или «неоромантизм», но определенно можно сказать, что характеризоваться оно будет, в первую очередь, пересмотром наследия постмодернизма и его критикой.

1 Истклъзуется сравнен не Н. А. Литвиненко [175,52].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ackroyd, Peter. Chatterton. L.: Abacus, 1987.
  2. Ackroyd, Peter. First Light. L.: Abacus, 1990.
  3. Barnes, Julian. Flaubert’s Parrot. Picador, 1984.
  4. Byatt A.S. Possession: A Romance. London: Vintage, 1991.
  5. Ransmayr, Christoph. Die letzte Welt. Nordlingen, 1988.
  6. Siiskind, Patrick. Das Parfum. Die Geschichte eines Morders. Zurich: Diogenes, 1994.
  7. Swift, Graham. Waterland. London: Picador, 1984.
  8. Акройд Питер. Дом доктора Ди. Москва: «Иностранка», Б.С.Г.-ПРЕСС, 2000
  9. Акройд Питер. Чаттертон. Москва: «Аграф», 2000.
  10. Зюскинд Патрик. Парфюмер. История одного убийцы. М., «Азбука», 2000.
  11. Рансмайр Кристоф. Последний мир. Москва: Радуга, 1993.
  12. Anz, Thomas. Spiel mit der Uberlieferung. Aspekte der Postmoderne in Ransmayrs Die letzte Welt // Die Erfindung der Welt. Zum Werk von Christoph Ransmayr, hrsg. von Uwe Wittstock. Frankfurt a. Main: Fischer, 1997.
  13. Bernard, Catherine. Dismembering/remembering mimesis: Martin Amis, Graham Swift // Postmodern Studies 7. British postmodern fiction, ed. by T. D’haen and H. Bertens. Amsterdam-Atlanta, 1993.
  14. Bertens, Hans. The debate on postmodernism // International postmodernism: theory and literary practice, ed. by Hans Bertens, Douwe Fokkema. Amsterdam: John Benjamins, 1997.
  15. Bertens, Hans. The Idea of the Postmodern. A History. London-New York: Routledge, 1995.
  16. Best, S., Kellner, D. Postmodern theory. Critical interrogations. New-York: The Guilford Press, 1991.
  17. Brauneck, M. Der Deutsche Roman nach 1945. Bamberg, 1993.
  18. Brook, Thomas. The New Historicism and other old-fashioned topics. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1991.
  19. Brooke-Rose, C. The dissolution of character in the novel // Reconstructing individualism: Autonomy, individuality, and the self in western thought. Stanford, 1986.
  20. Burgin, V. The End of Art Theory. Criticism and Postmodernity. L.: Macmillan, 1986.
  21. Calinescu, Matei. Ways of looking at fiction // Romanticism, modernism, postmodernism, ed. by H. R.Garvin. L, Toronto: Assoc. Univ. presses, 1980.
  22. Connor, Steven. English novel in history, 1950−1995. London: Routledge, 1996.
  23. Contemporary Novelists. Fifth edition, ed. by L.Henderson. Chicago and London: St. James press, 1991.
  24. Dahlke, Hans. Geschichtsroman und Literaturkritik im Exil. Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1976.
  25. De Lange, Adriaan M. The complex architectonics of postmodernist fiction: Hawksmoor a case study // Postmodern Studies 7. British postmodern fiction, ed. by T. D’haen and H. Bertens. Amsterdam-Atlanta, 1993.
  26. Derrida, J. Of grammatology. Baltimore, 1976.
  27. Docherty, T. After Theory. Postmodemism/postmarxism. L., N.Y.: 1990.
  28. Docker, John. Postmodernism and Popular Culture. A Cultural History. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  29. Eco, Umberto. Postmodernism, Irony, the Enjoyable // Modernism/Postmodernism, ed. by P. Brooker. London, 1992.
  30. Elias, Amy 1. Meta-mimesis? The problem of British postmodern realism // Postmodern Studies 7. British postmodern fiction, ed. by T. D’haen and H. Bertens. Amsterdam-Atlanta, 1993.
  31. The End of Postmodernism: New Directions. Proceedings of the First Stuttgart seminar in cultural studies, 04.08.-18.08.1991. Stuttgart: Verlag fiir Wissenschaft und Forschung, 1993.
  32. Epple, Thomas. Christoph Ransmayr, Die Letzte Welt: Interpretation. Miinchen: Oldenbourg, 1992.
  33. Federman, Raymond. Before postmodernism and after // The end of postmodernism: new directions. Stuttgart, 1993.
  34. Fleishman, Avrom. The English historical novel. W. Scott to V. Woolf. Baltimore and London, 1971.
  35. Fokkema, Aleid. Abandoning the postmodern? The case of Peter Ackroyd // Postmodern Studies 7. British postmodern fiction, ed. by T. D’haen and H. Bertens. Amsterdam-Atlanta, 1993.
  36. Fokkema D.W. Literary history, modernism, and postmodernism. Amsterdam, 1984.
  37. Fokkema D.W. The semantic and syntactic organisation of postmodernist texts // Approaching postmodernism, ed. by Fokkema D.W., Bertens H. Amsterdam-Philadelphia, 1986.
  38. Frizen, Werner. Patrick Siiskind, Das Parfum: Interpretation. Miinchen, Oldenbourg, 1996.
  39. Geppert, Hans Vilmar. Der andere historische Roman. Ttibingen: Niemeyer, 1976.
  40. Gross, Miijana. Von der Antike bis zur Postmodeme. Die zeitgenossische Geschichtsschreibung und ihre Wurzeln. Wien: Bohlau, 1998.
  41. Habermas, Jiirgen. Modernity an incomplete project // Modernism/Postmodernism, ed. by P. Brooker. London, 1992.
  42. Hassan, Ihab. The dismemberment of Orpheus: toward a postmodernist literature. Urbana, 1971.
  43. Hassan, Ihab. Pragmatism, postmodernism, and beyond: toward an open world // The end of postmodern’sm: new directions. Stuttgart, 1993.
  44. Hassan, Ihab. The Question of Postmodernism // Romanticism, modernism, postmodernism, ed. by H. R.Garvin. L, Toronto: Assoc. Univ. presses, 1980.
  45. Herman, Luc. The relevance of history: Der Zauberbaum (1985) by Peter Sloterdijk and Hawksmoor (1985) by Peter Ackroyd // Postmodern Studies 3. History and Post-War Writing, ed. by T. D’haen and H. Bertens. Amsterdam-Antwerpen, 1990.
  46. Hey’l, Bettina. Geschichtsdenken und literarische Moderne. Tubingen: Niemeyer, 1994.
  47. Higdon, D. Shadows of the past in contemporary British fiction. London, 1985.
  48. Hoesterey, Ingeborg. Postmodemer Blick auf osterreichische Literatur: Bemhard, Glaser, Handke, Jelinek, Roth // Modern Austrian Literature, volume 23, Nos. ¾, 1990.
  49. Hutcheon, Linda. «'The Pastime of Past Time': Fiction, History, Historiographic Metafiction» // Genre 20, 1987.
  50. Hutcheon, Linda. A Poetics of Postmodernism. History, theory, fiction. New-York-London: Routledge, 1992.
  51. Hutcheon, Linda. Telling stories: fiction and history // Modernism/Postmodernism, ed. by P. Brooker. London, 1992.
  52. Jameson, Fredric. Postmodernism and consumer society // Modernism/Postmodernism, ed. by P. Brooker. London, 1992.
  53. Kaes, Anton. New Historicism: Literaturgeschichte im Zeichen der Postmoderne? // Geschichte als Literatur. Formen und Grenzen der ReprSsentation von Vergangenheit. Hrsg. von H. Eggert, U. Profitlich, K.R. Scherpe. Stuttgart: Metzler, 1990.
  54. Kuznetsov, Sergey. Postmodernism in Russia // International postmodernism: theory and literary practice, ed. by H. Bertens, D. Fokkema. Amsterdam: John Benjamins, 1997.
  55. Lammert, Eberhard. Geschichte unter wechselndem Blick // Geschichte als Literatur. Formen und Grenzen der Representation von Vergangenhe-:. Hrsg. von H. Eggert, U. Profitlich, K.R. Scherpe. Stuttgart: Metzler, 1990.
  56. Lascelles, Mary. The story-teller retrieves the past. New York: Oxford University Press, 1980.
  57. Levinson, Maijorie. The New Historicism: back to the future // New Historicism and Cultural Materialism. A Reader, ed. by Kiernan Ryan. New York: Arnold, 1996.
  58. Lodge, D. The novelist at the cross-roads. London, 1971.
  59. Lukacs, Georg. Der historische Roman. Berlin: Aufbau-Verlag, 1955.
  60. Ltitzeler, Paul Michael. Der postmoderne Neohistorismus in den amerikanischen Humanities // Geschichte als Literatur. Formen und Grenzen der Representation von Vergangenheit. Hrsg. von H. Eggert, U. Profitlich, K.R. Scherpe. Stuttgart: Metzler, 1990.
  61. Ltitzeler, Paul Michael. Einleitung: Von der Spatmoderne zur Postmoderne // Spatmoderne und Postmoderne, herausgegeben von P.M. Ltitzeler. Frankfurt a. Main: Fischer, 1991.
  62. Lyotard, J.-F. Answering the question: What is postmodernism? // Modernism/Postmodernism, ed. by P. Brooker. London, 1992.
  63. MacHale, Brian. Postmodernist fiction. New ork-London: Methuen, 1987.
  64. Mann, Golo. Geschichtsschreibung als Literatur // Literatur und Dichtung. Hrsg. von H. Rtidiger. Stuttgart: W. Kohlhammer GmbH, 1973.
  65. Marius, Richard. A Short Guide to Writing about History. New York: HarperCollins, 1989.
  66. Markolin, Caroline. Modern Austrian Writing //A study guide for Austrian literature 1945−1990. New York: Peter Lang, 1995.
  67. Martin, Ralf-Peter. Ransmayrs Rom. Der Poet als Historiker // Die Erfmdung der Welt. Zum Werk von Christoph Ransmayr, hrsg. von Uwe Wittstock. Frankfurt a. Main: Fischer, 1997.
  68. Martini, Fritz. Literarische Form und Geschichte. Stuttgart: Metzler, 1984.
  69. McEwan, Neil. Perspective in British historical fiction today. New Hampshire: Longwood, 1987.
  70. Mengel, Ewald. Geschichtsbild und Romankonzeption. Heidelberg, 1986.
  71. Modern Austrian Literature, Vol. 23, Nos. ¾, 1990.72. «Moderne», «Spatmoderne» und «Postmodeme» in der osterreichischen Literatur. Hrsg. von D. Goltschnigg, G. A. Hofler, B. Rabelhofer. Wien, 1998.
  72. Neue Dimension der Literatur. Interview mit Umberto Eco und Paulo Coelho // Focus. № 7, 14.02.2000.
  73. The New Encyclopaedia Britannica, Vol. 5. Encyclopaedia Britannica Inc., 1994.
  74. The New Historicism Reader, ed. by H. Aram Veeser. New York-London: Routledge, 1994.
  75. Onega, Susan. «A knack for yarns»: the narrativization of history and the end of history // Telling Histories: Narrativizing History, Historicizing Literature, ed. by S. Onega. Amsterdam-Atlanta: Rodopi. 1995.
  76. Onega, Susan. British historiographic metaliction in the 1980s // Postmodern Studies 7. British postmodern fiction, ed. by T. D’haen and H. Bertens. Amsterdam-Atlanta, 1993.
  77. Ortheil, Hanns-Josef. Zum Profil der neuen und jiingsten deutschen Literatur // Spatmoderne und Postmodeme, herausgegeben von P.M. Lutzeier. Frankfurt a. Main: Fischer, 1991.
  78. Pascal, Roy. The German novel. Manchester, 1956.
  79. Peck, John. The novels of Peter Ackroyd // English studies. A journal of English language and literature, ed. by T. Birrell and J. Blom. Lisse: Swets and Zeitlinger B.V., vol.75, 1994.
  80. Pluralismus und Postmodernismus. Hrsg. von Helmut Kreuzer. Frankfurt a. Main: Peter Lang, 1994.
  81. Die Rezeption der US-amerikanischen Literatur der Postmoderne im deutschsprachigen Raum, hrsg. von Paul Neubauer. Frankfurt a. Main: Peter Lang, 1991.
  82. Romanticism and Postmodernism, ed. by Edward Larrissy. Cambridge: Cambridge University press, 1999.
  83. Rose, J. The man who mistook his wife for a hat or A wife is like an umbrella Fantasies of the Modern and Postmodern // Universal abandon? The politics of postmodernism, ed. by A. Ross. Minneapolis: Univ. of Minnesota press, 1988.
  84. Ruiter, Frans. Postmodernism in the German- and Dutch-speaking countries // International postmodernism: theory and literary practice, ed. by H. Bertens, D. Fokkema. Amsterdam: John Benjamins, 1997.
  85. Ryan, Judith. Pastiche und Postmoderne. Patrick Suskinds Roman Das Parfilm // Spatmoderne und Postmoderne, herausgegeben von P.M. Lutzeler. Frankfurt a. Main: Fischer, 1991.
  86. Ryan, Kiernan. Introduction // New Historicism and Cultural Materialism. A Reader, ed. by Kiernan Ryan. New York: Arnold, 1996.
  87. Scanlan, Margaret. Traces of another time: history and politics in postwar British fiction. New Jersey: Princeton University Press, 1990.
  88. Scheunemann, Dietrich. Fiktionen auch aus dokumentarischem Material // Geschichte als Literatur. Formen und Grenzen der Representation von Vergangenheit. Hrsg. von H. Eggert, U. Profitlich, K.R. Scherpe. Stuttgart: Metzler, 1990.
  89. Schmidt-Dengler, Wendelin. «Keinem bleibt seine Gestalt». Christoph Ransmayrs Roman Die letzte Welt II Die Erfindung der Welt. Zum Werk von Christoph Ransmayr, hrsg. von Uwe Wittstock. Frankfurt a. Main: Fischer, 1997.
  90. Seamon, Roger G. «Narrative Practice and the Theoretical Distinction between History and Fiction» // Genre 16, 1983.
  91. Shaw, Harry E. The forms of historical fiction: Sir Walter Scott and his successors. London, 1983.
  92. Stephanson, Anders. Regarding Postmodernism A conversation with Fredric Jameson // Universal abandon? The politics of postmodernism, ed. by A. Ross. Minneapolis: Univ. of Minnesota press, 1988.
  93. Thiher, Allen. Postmodern fiction aid history // Postmodern Studies 3. History and Post-War Writing, ed. by T. D’haen and H. Bertens. Amsterdam-Antwerpen, 1990.
  94. Todd, Richard. Postmodernism in the United Kingdom and the Republic of Ireland // International postmodernism: theory and literary practice, ed. by Hans Bertens, Douwe Fokkema. Amsterdam: John Benjamins, 1997.
  95. Veeser, Aram H. Introduction // The New Historicism Reader, ed. by H. Aram Veeser. New York-London: Routledge, 1994.
  96. Verabschiedung der (Post-) Modeme? Eine interdisziplinare Debatte. Hrsg. von Jacques Le Rider und Gerard Raulet. Ttibingen: Gunter Narr, 1987.
  97. Wallace, Martin. Ultima Thule or Seim Anew? // Romanticism, modernism, postmodernism, ed. by H. R.Garvin. L, Toronto: Assoc. Univ. presses, 1980.
  98. Watson, G. British literature since 1945. London, 1991.
  99. Welsch, Wolfgang. Unsere postmodeme Modeme. Berlin: Akademie Verlag, 1997.
  100. Wesseling, Elisabeth. Historical fiction: uiopia in history // International postmodernism: theory and literary practice, ed. by H. Bertens, D. Fokkema. Amsterdam: John Benjamins, 1997.
  101. White, Havden. The content of the form: narrative discourse and historical representation. London, 1987.
  102. White, Hay den. «The Historical Text as Literary Artifact» // The Writing of History, ed. by R.H. Canary, H. Kozicki. London: Univ. of Wisconsin Press. 1978.
  103. Wittstock, Uwe. Leselust. Wie unterhaltsam ist die neue deutsche Literatur? Munchen: Luchterhand, 1995.
  104. H.C. Возвращаясь к азам // Вопросы философии. № 3, 1993.
  105. Н. Нераспавшаяся связь // Вопросы литерагуры. Выпуск I, 1993.
  106. Барт P. S/Z. Москва: РИК «Культура». Ad Marginem, 1994.
  107. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва: «Прогресс», 1994
  108. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полное собр. соч., т. 5. Москва: Издательство академии наук СССР, 1954.
  109. А.А. Вальтер Скотт. Очерк творчества. Москва, 1958.
  110. . Злой демон образов // Искусство кино. № 10, 1992.
  111. Л.А., Бузганин А. В. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма // Вопросы философии. № 1, 2000.
  112. О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. № 3, 1993.
  113. В. «Постмодерн»: генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. № 1, 1992.
  114. . Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопросы философии. № 3, 1993.
  115. А. Размышление на грани веков // Знамя. № 6, 2001.
  116. . Платон и симулякр // НЛО. № 5, 1993.
  117. . Московские лекции, 1990. Свердловск: «Уральский рабочий», 1991.
  118. Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. № 8,2001.
  119. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. Москва. РИК «Культура». Ad Marginem, 1993.
  120. Д. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков: Фолио, 2000.
  121. В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе // Знание. № 12, 1988.
  122. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Москва: Интрада, 1998.
  123. И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. Москва: Интрада, 1996.
  124. JI.B. Сегодня и завтра // Вопросы философии. № 3, 1993.
  125. Г. С. Постмодернизм и христианство // Вопросы философии. № 12, 2001.
  126. Когда культура растерялась, или Стиральный порошок иронии: беседа с Виктором Ерофеевым // Столица. № 26, 1991.
  127. В. Происхождение романа. Москва: «Советский писатель», 1963.
  128. Г. К. От структурализма к постструктурализму. Москва: «Рудомино», 1998.
  129. Т.Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. Под ред. Е. А. Цургановой. Москва: «Наука», 1990.
  130. . Теория и история историографии. Москва, 1998.
  131. В. Нечто ничто, или Снова о постмодернизме // Новый мир. № 10, 1997.
  132. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Москва, 1998.
  133. М. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма//Знамя. № 8, 1995.
  134. М. Концептуализм и необарокко. Биполярная модель русского постмодернизма // «Книжное обозрение"-«Ех libris НГ». 7 сентября, 2000.
  135. Н.А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра. Москва: УРАО, 1999.
  136. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Москва: «Языки русской культуры», 1999.
  137. Д. Теория романа // НЛО. № 9,1994.
  138. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. Москва: «Наука», 1986.
  139. А.В. Языки культуры. Москва: «Языки русской культуры», 1997.
  140. Г. Л. Динамика стилевых течений в русской прозе 1980−90-х годов. Минск: БГУ, 1998.
  141. В.И. В поисках определения // Вопросы философии. № 3, 1993.
  142. С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.
  143. Н.С. Типология немецкого романа 1900−1945. Москва, 1982.
  144. В.А. Философское произведение как событие // Вопросы философии. № 3, 1993.
  145. .Г. Французская романтическая историография. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1956.
  146. Советский энциклопедический словарь. Под ред. A.M. Прохорова. Москва: Советская энциклопедия, 1989.
  147. К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. № 9, 1992.
  148. Е.Г. Посттоталитарная культура: «все дозволено» или «ничего не гарантировано»? // Вопросы философии. № 3, 1993.
  149. X. Метайстория. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002.
  150. .А. Семиотика истории. Семиотика культуры // Избранные труды в 2-х т., том I. Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996.
  151. М. Слова и вещи. Санкт-Петербург: A-cad, 1994.
  152. М. Что такое автор? // Лабиринт-'Эксцентр. № 3, 1991.
  153. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. № 3,1990.210
  154. Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. № 4, 1992.
  155. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. № 1, 1994.
  156. Энциклопедия постмодернизма. Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001.
  157. М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. № 3, 1996.
  158. В.В. Художественное своеобразие романов П. Акройда (к проблеме британского постмодернизма). Диссертация. Воронеж, 1998.
  159. Е.В. Проза русского зарубежья и России в ситуации постмодерна. Докторская диссертация. Иваново, 2000.
  160. Л.В. Эволюция художественной концепции истории в современном историческом романе. Кандидатская диссертация. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2000. О
Заполнить форму текущей работой