Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв.: На материалах Пензенской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исторических, рекрутских, солдатских, казачьих, вонских песнях оказались отражены основные события в истории России с момента заселения Пензенского края русскими. Это взятие Иваном Грозным Казани, восстание Степана Разина и Емельяна Пугачева, государственная деятельность русских царей Петра I, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, участие России в Азовских походах, Северной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и методологические основы исследования. Историография. Источники
    • 1. Теоретические и методологические основы исследования. Историография
  • §-2.Источники. Метод
  • Глава II. Музыкально-поэтическое творчество русских крестьян
  • Пензенского края середины XIX—XX вв.
    • 1. Музыкально-поэтическое наследие русской деревни
    • 2. Отражение исторических событий и судеб людей в песнях народов
  • России и Пензенской области
    • 3. Сравнительный анализ вокально-певческих особенностей исполнения пензенского фольклора и региональных стилевых черт фольклора России
  • Глава III. Русский крестьянский костюм, как отражение единого стиля традиционной культуры русской деревни
    • 1. Историко-этнографические предпосылки формирования пензенского народного костюма
    • 2. Традиционная русская одежда Пензенского края
    • 3. Сравнительный анализ русского народного костюма Пензенской области с традиционной одеждой народов России

Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв.: На материалах Пензенской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время Россия переживает сложный процесс глубокого реформирования всех сторон общественно-политической и социально-экономической жизни. Его успех в немалой степени зависит от учета исторического опыта развития страны, сохранения и приумножения лучших культурных традиций многонационального российского народа. Опора на культурные, созидательные традиции народа должна стать одним из основных условий возрождения России.

В данном контексте особое значение приобретает изучение традиционной культуры русской деревни. Оно необходимо и для решения одной из самых сложных проблем современной России — подъема сельского хозяйства, сохранения деревни в условиях ее упадка, обезлюживания, нравственной деградации значительной части населения. В немалой степени это будет способствовать и нравственному оздоровлению горожан, поскольку большинство из них связано крепкими узами с деревней, вышло из деревни, стали горожанами в первом и втором поколениях. Обращение к истокам, лучшим достижениям народной культуры укрепит российское общество, сделает его более монолитным, цивилизованным с точки зрения состояния современных развитых стран мира, где опора на традиции, бережное отношение к истории и культуре — неотъемлемый атрибут государственной политики.

Актуальность исследования несомненна с точки зрения избранного периода. Со второй половины XIX века начинается процесс модернизации России, ее движение в сторону индустриального общества, которое происходило на протяжении 100 лет и обеспечивалось за счет ресурсов деревни, ее безжалостной эксплуатации, в том числе государственного насилия в годы сталинской коллективизации. В результате этого разрушалось традиционное крестьянское общество и сформировавшаяся на протяжение столетий традиционная культура деревни — зеркало крестьянского мира. Новые веяния накладывали свой отпечаток на вековые традиции, формировалось новое общество и новая культура. Исследование данного процесса представляет большой научный интерес. В какой мере в процессе модернизации изменилась традиционная народная культура? Каким образом отразила она глубочайшие общественно-политические и социально-экономические сдвиги в российском обществе на протяжении указанного периода? Что осталось в культурном наследии современной деревни от прежнего крестьянского мира и что привнеслось в него в ушедшем столетии? Ответы на эти вопросы имеют прямую практическую значимость для современного руководства России, поскольку помогут ему в выработке оптимальной политики в области социально-экономического и культурного развития регионов.

Говоря об актуальности темы нельзя не сказать о том, что во многом она определяется недостаточной ее разработанностью в отечественной историографии с точки зрения концептуальных обобщений и конкретных выводов по-основным аспектам. Поэтому в данной работе на примере Пензенской области решается ряд актуальных научных проблем, связанных с развитием традиционной культуры русской деревни в период с середины XIX до конца XX вв.

Традиционная культура крестьян Пензенской области является малоизученной областью народной культуры и в частности музыкальной фольклористики.

Актуальность выполненного исследования заключается в постановке и решении ряда проблем, связанных с осмыслением местных, оригинальных, ранее неизвестных явлений традиционной культуры — русского фольклора, в новом синкретичном аспекте изучения и истории, и этнографии, и историографии, и политики государства в отношении народной бытовой культуры крестьян середины XIXXX вв.

Пензенская область долгое время не входила в поле зрения, как историков — краеведов так и музыкантов-фольклористов. Между тем, музыкальный и поэтический строй произведений народного творчества, костюм формировались под воздействием разнообразных миграционных процессов, что способствовало формированию очень интересного и сложного фольк-лорно-этнографического пласта народной культуры Пензенской области.

Актуальность исследования определяется еще и тем, что народная культура Пензенского края рассматривается в неразрывной связи с историей заселения края, с ее этнографическими особенностями, вместе с музыкальным фольклором. Кроме того, научным выявлением местных региональных особенностей музыкального фольклора, через рассмотрение определенных локальных певческих традиций северных и южных районов Пензенской области, стилевых черт лирических, хороводных, плясовых, свадебных песен, многообразия женской крестьянской одежды конца XIX начала XX века.

В силу того, что исследуемый регион расположен на западном склоне Приволжской возвышенности, граничащий с Рязанской, Тамбовской, Саратовской, Ульяновской областями, Мордовской АССР, где сравнительно на небольшой территории в тесном соседстве проживают с давних времен угры (мордва, мещера, буртасы), славяне (вятичи, кривичи), волжские булгары (казанские татары и татары — мишаре), в народно-песенной традиции проявились разнообразные формы связи музыкального материала с условиями его возникновения. Поэтому работа рассматривает вопросы характеристики явлений музыкального музыкальной культуры в свете задач ее комплексного изучения.

Объектом изучения является русская деревня Пензенской области, ее традиционная культура. Его выбор правомерен, так как русское население Пензенской области составляет более 80% населения области1.

Предметом исследования стали: музыкально-поэтическое творчество, костюм, обряды и говоры русских крестьян Пензенской области, отражение в них истории России и региона, их формы и содержание.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX и до конца XX вв., так как именно в это время сформировалась окончательно и затем изменялась в процессе модернизации России традиционная народная культура.

Территориальные рамки исследования определены историческими и современными административными границами Пензенской области. При этом следует учитывать, что они неоднократно менялись на протяжении указанного периода. Поэтому в работе используется и такой термин как Пензенский край, подразумевающий собой совокупность административно-территориальных единиц, когда-либо возглавляемых Пензой. В данном исследовании в центре внимания один из значительных регионов РоссииПензенская область. Подобный подход обусловлен общей ситуаций в современной российской исторической науке. В настоящее время в России наблюдается активный всплеск региональных исследований2. Для этого имеется объективная основа — регионализация общественной жизни. Учет регионального фактора в экономике, политической сфере, культуре — объективное требование при формировании стратегии перспективного развития России в условиях, когда ее распад, вслед за СССР, не выглядел утопией. Поэтому сама жизнь поставила перед российскими учеными вопрос о том, что задает единство сообщества, является его системообразующим фактором. Чем в современной России обуславливается обострение региональных проблем? Факторами ли территориального, природно-климатического, или национального характера? Необходимость их анализа и определили неизбежность локализации, регионализации отечественной историографии. В данном контексте избранные в настоящем исследовании территориальные.

1 См.: Пензенская энциклопедия. М. Пенза, 2001. С. 530. л.

См.: Кондрашин В. В. Плюсы и минусы современного исторического краеведения в России // Отечественная культура и развитие краеведения: Материалы IV Всероссийской научной конференции (Пенза, 26 — 27 июня 2000 г.). /Под ред. С. О. Шмидта. Пенза, 2001. С. 111 бранные в настоящем исследовании территориальные рамки вполне оправданы.

По теме исследования вышло достаточное количество научных работ. Активнее всего разрабатывались проблемы материальной культуры русской деревни и отдельные стороны духовной культуры. В то же время в массиве научной литературы слабо представлены сюжеты о музыкально-поэтическом творчестве русских крестьян Пензенского края, отсутствуют обобщающие работы о традиционной культуре в целом.

Исходя из состояния историографии проблемы, а также ее актуальности, определены цель и задачи настоящей работы. Цель исследования состоит в изучении традиционной культуры русской деревни Пензенской области середины XIX — XX вв., подведении итогов многолетней работы автора по сбору и анализу памятников народного творчества, выявлении характерных особенностей формирования традиционной культуры русской деревни региона в рассматриваемый период.

В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

— раскрыть характерные стилевые черты музыкально-поэтического творчества русских крестьян Пензенского края в рассматриваемый период;

— охарактеризовать традиционную русскую одежду в регионе в указанный период;

— показать, каким образом в песнях, одежде, говорах русских крестьян региона отразилась история России и Пензенской области;

— показать отражение в традиционной народной культуре в повседневной жизни крестьян;

— выявить вокально-певческие особенности исполнения пензенского фольклора в контексте фольклора других регионов России;

— провести сравнительный анализ русского народного костюма Пензенской области с традиционной одеждой России.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первым обобщающим исследованием традиционной культуры русской деревни Пензенской области. В нем впервые вводятся в научный оборот записи более 600 произведений музыкально-поэтического творчества пензенских крестьян. В диссертации предпринят комплексный подход в изучении традиционной культуры русской деревни, с анализом ее форм и содержания (певческого стиля, диалекта, костюма, отражения в фольклоре исторических событий и повседневной жизни). Осмысление и обобщение огромного пласта народной культуры осуществлено в тесной взаимосвязи с историей России и историей Пензенской области.

Практическая значимость работы состоит в следующем: материалы исследования могут быть использованы при написании монографий, учебной литературы по обозначенной теме, при чтении лекционных курсов по истории России и отечественной культуры, при изучении региональной истории в системе общего профессионального образования, при выработки государственной политики в культурной области, в деятельности государственных учреждений и общественных организаций по сохранению и пропаганде среди широких слоев населения России лучших образцов традиционной народной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. История Пензенской области и России отражается в содержании русских народных песен.

2. История России, в частности Пензенского края, проявляется в стилевых чертах фольклора.

3. История Пензенского края сказывается на крестьянском русском костюме.

4. Сравнительный анализ традиционной культуры русских крестьян Пензенской области и фольклорного наследия других регионов России дает возможность восстановить ход русской колонизации Среднего Поволжья.

5. Традиционная культура русской деревни Пензенской области середины XIX — XX вв. является частью общероссийской крестьянской культуры, но с региональными особенностями, обусловленными процессом колонизации края и его социально-экономическим и общественно-политическим развитием в указанный период.

Структура работы вытекает из поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Итак, к каким выводам мы пришли, изучив историю традиционной культуры русской деревни середины XIX — XX веков на материалах Пензенской области?

Русская традиционная народная культура выражает русский национальный характер и систему народных, исторически сложившихся, представлений и верований.

Русская традиционная народная культура сложная и замысловатая, так как она складывалась веками, хранит знания, к которым современная наука дошла только на рубеже XX — XXI вв.

Комплексный анализ русских народных песен, костюма, диалекта, танцевальных движений помогает понять региональные особенности, местный колорит, потому что все это сложилось веками. Каждая область, район, село имеет исторически сложившиеся местные музыкально-поэтические особенности, а также стилевые черты в народной одежде.

Русская народная традиционная культура создавалась народом, но в её основе всегда стоял индивид талант лидер. Поэтому духовное богатство индивида — это прошлое народа. Человек из поколения в поколение перенимает традиции, пропускает их через себя и выдаёт свой вариант творческого переосмысления, будь то народная песня, костюм, вышивка полотенца и т. д.

Изучая музыкально-певческие особенности южнорусских, среднерусских и центральных районов Пензенской области, мы видим, что Пензенский край — это мини Россия. Еть сходные и отличительные черты, по которым можно понять в каком стиле поют коллективы. Эти стили прижились на Пензенской земле. Мы можем доказать анализируя песни, что это — южный стиль (Земетчинский, Башмаковский, Белинский районы), а это — северный стиль (Лунинский, Городищенский районы), а это — центральный (Лунинский, Пензенский районы).

Традиционная народная культура разрушается, так как изменились условия жизни. Например, изменились формы бытовых фольклорных произведений. Поэтому фольклор перешёл в область пассивного бытования. Раньше были «посиделки» и «улицы» — сегодня радио, телевидение, газеты журналы. И чтобы он не канул в лету, а взамен его души россиян не отравили чуждые им образчики иноземной массовой культуры необходимо оставить для потомков богатейшую русскую музыкальную культуру, самобытные образцы народной одежды. В какой-то мере решению этой задачи и была посвящена настоящая диссертация.

Исходя из анализа выявленного комплекса источников, в подавляющем большинстве своем являющихся результатом многолетних исследований автора народной культуры Пензенской области, можно сделать следующие выводы по поводу поставленных задач и цели диссертационной работы.

Музыкально-поэтическое наследие русской деревни сохраняется во многих районах Пензенской области, где в отдельных селениях их живым воплощением являются народные самородки — певуньи и плясуньи, знатоки обрядов и вековых традиций. В их самодеятельном песенном творчестве доходит до современников все многообразие и красота традиционной народной культуры. Они — живые носители ее, бесценное достояние. Они бережно хранят вековые традиции предков, пытаются привить их новому поколению. Общаясь с ними погружаешься в чистый родник русской традиционной культуры.

В народных песнях как в зеркале отразилась повседневная жизнь русской деревни, ее семейные отношения, быт. Всё происходящие люди описывали в песнях. Любовная лирика — видны взаимоотношения патриархальной России, рекрутские песни — печаль, уходит на чужую сторону на 25 лет служивый, свадьба, замужество — неравное положение женщины, не было права на взаимную любовь, старый муж — шутливые корильные песни, высмеивающие его немощность и старость и т. д.

Песни свидетельствуют о крестьянской доле (песня об отъезде мужика на летние заработки на Волгу на бурлацкие работы и т. д.).

Количественно преобладают песни, отражающие семейно-бытовые отношения русских крестьян. Это песни о свадебных обрядах, праздниках, любовных отношениях, женской судьбе. В них фиксируется народная мудрость, нравы и мораль традиционного крестьянского общества. Особо говорится о неравноправном положении женщины в семье и браке (несчастная любовь, замуж за нелюбимого, «женщина — раба» и т. д.).

Исторические процессы становления Российского государства и Пензенского края отразились в песнях. И это было вполне закономерно, потому что крестьяне были неграмотны, но умели слагать песни, легенды, сказы (устно).

История, отраженная в крестьянских песнях подлинная, не приукрашенная, не переделанная. Это взгляд из нутрии на события, происходящие в России, крае, и их личной жизни. Люди пропускали через свои личные переживания историю России, и выражали её в фольклоре. Общее — события и даты. Песни отражали прежде всего отношения конкретного человека к тому или иному факту его причастности или чувства. Например, у семьи забирают сына на царскую службу (горе расставания страдания, что они могут ни когда не увидится и как пели в рекрутах).

В исторических, рекрутских, солдатских, казачьих, вонских песнях оказались отражены основные события в истории России с момента заселения Пензенского края русскими. Это взятие Иваном Грозным Казани, восстание Степана Разина и Емельяна Пугачева, государственная деятельность русских царей Петра I, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, участие России в Азовских походах, Северной войне, события русско-турецких войн XVIII века, присоединение к России Крыма и Польши, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, Первая мировая война, революция 1917 года и гражданская война, колхозная жизнь, Великая Отечественная война и т. д.

Содержание песен свидетельствует об уважительном отношение крестьян к правителям России, начиная от царя Ивана Грозного и заканчивая Лениным («Ленин волю вольную отстоял»). Одновременно они с сочувствием относились к вождям крестьянских восстаний Степану Разину и Емелья-ну Пугачеву (««Пугачев в темнице»).

Особая тема — это служба крестьян в царской армии. Рекрутские и солдатские песни полны горечи и печали, поскольку отрывала крестьян от дома, обрекала на разлуку с любимой и родными на долгие годы и нередко заканчивалась гибелью на войне («Проводы любимого, отъезд милого в рекруты»).

В то же время военные песни полны оптимизма, гордости народа за военную доблесть своих соотечественников («Песня про Платова казака», «Платов в гостях у француза», песня про Сталинград и т. д.).

Местные стилевые особенности исполнения фольклора, так называемый волжский стиль, возник как результат интенсивного заселения русскими крестьянами из разных уголков России Пензенского края в XVII веке. Характерно взаимопроникновение традиций славянских, финно-угорских и тюрко-татарских народов. Их объединяла общность исторических судеб, колонизация русскими земель, где уже проживали местные народы. Вырабатывалась единая лексика, название природных явлений, связанных с музыкой, обычаями, обрядами, традиционными праздниками. Это, естественно, отразилось на стилевых особенностях локальных певческих групп, проживающих на территории Пензенской области, где, благодаря сравнительному анализу музыкальной фактуры и стиля исполнения фольклорного материала, мы смогли ярко увидеть характерные вокально-певческие черты южнорусской, северорусской и среднерусской вокально-певческих традиций России.

Собирая, анализируя и изучая русское народное музыкально-поэтическое творчество — можно понять богатейший пласт русской народной культуры, потому что в фольклоре отразилось мировоззрение людей, их вера и чаяния, их мечты и надежды.

Историко-этнографические предпосылки формирования Пензенского народного костюма связаны с процессом русской колонизации края, его социально-экономическим и культурным развитием, а также географическим расположением. Это отчетливо видно на примере Земетчинского района.

Коллекция крестьянской одежды, собранная автором диссертации и другие источники, дает основания для вывода, что русские крестьяне отличались большим вкусом в изготовлении одежды. Одежда была не только эстетична, но и проста и удобна в ношении. Она в полной мере соответствовала своему предназначению и отражала историко-этнографические особенности того или иного селения Пензенского края.

История социального бытия русской национальной одежды позволяет утверждать, что ее эстетическое воздействие во все времена было велико и таковым остается и в настоящее время, поскольку неразрывно связано с историей, и культурой русского народа.

В целом можно сделать вывод, что стилевые особенности традиционной крестьянской одежды Пензенского края определились историко-этнографическими причинами. Они являются наглядным подтверждением факта осуществления русской колонизации Среднего Поволжья и Пензенской области.

Они свидетельствуют о культурном влиянии на русское население региона местных коренных народов, прежде всего мордвы.

Сравнительный анализ стилевых черт и качественных характеристик крестьянской одежды Пензенской области середины XIX — начала XX вв. и одежды крестьян других регионов России показал, что уровень развития традиционной народной культуры в Пензенском крае был достаточно высок, можно говорить о самобытности и уникальности ряда комплексов деревенской одежды Пензенской области в указанный период.

Вся традиционная культура русской деревне направлена на продолжение рода. Быть холостым, старой девой — осуждалось. Потому что главноеэто продолжение рода. Девушка с рождения готовилась к замужеству, собирала приданное чтобы в дальнейшем стать мамой.

Песни, традиции и обычаи, костюм были направлены на гармоничное развитие человека и благополучие, в его жизни (моральные качества, воспитывает чувство любви, долга и т. д.).

Таким образом, в настоящей диссертации осуществлена попытка комплексного анализа традиционной народной культуры Пензенской области на примере русской деревни.

В ней показана взаимосвязь и взаимовлияние исторических процессов на формирование местных певческих традиций. Анализируя музыку и текст, костюм и диалект можно более точно определить стиль, место, корни того или иного предмета изучения, а следовательно и данной местности в целом.

Ранее же изучался либо только текст или только костюм, или только история сама по себе. Поэтому, на наш взгляд, более правильным и эффективным научным направлением, должно стать изучение музыки, текста песен, костюма в комплексе. Только тогда можно будет действительно понять локальную народную культуру Пензенского края. Настоящая диссертацияодна из попыток достижения этой трудной цели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные документы:
  2. Архив творческой лаборатории музыкального фольклора Пензенского музыкального училища имени А. А. Архангельского.
  3. Архив общественного детско-юношеского фольклорного центра имени А. Г. Тархова.3. Личный архив автор.
  4. Государственный архив Пензенской области:
  5. Ф. 2 Ревизские сказки Пензенской области.
  6. Фонд деятелей Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ) (И.И. Спрыгина, А.Н. Гвоздева).1. Периодическая печать:1. Дружба народов. 1989.
  7. Пензенские губернские ведомости. 1885 1914 гг.
  8. Сурская правда. 1970 1980 гг.
  9. Сельская новь. 1970 1980 гг.
  10. Ученые записки Тамбовской архивной комиссии.
  11. I. Сборники документов и справочные издания:
  12. Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы. М., 1957. — 210 с.
  13. Н.В. «Во горенке во новой». Русское народное песенное творчество Самарской области. Самара: Самарский областной центр народного творчества, 2001. — 204 с.
  14. Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР. Вып. 1. Фонетика. -М., 1986. 230 с.
  15. Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М.: Советский композитор, 1989. — 456 с.
  16. Исторические песни XVII века. М.: Наука, 1966. — 385 с.
  17. Исторические песни XVIII века. Л.: Наука, 1971. — 356 с.
  18. П., Прохоров Е. Народные песни Пензенской области. М.: Советский композитор, 1961, — 141 с.
  19. Московские песенные традиции (Песни Подмосковной мещеры). М.: «Родник», 2001.-321 с.
  20. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М., 1973 — 1982.
  21. Музыка: Энциклопедия. -М., 2003.
  22. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
  23. Пензенская энциклопедия: / Гл. ред. К. Д. Вишневский. Пенза: Министерство культуры Пензенской области. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 739 с.
  24. Пензенский край 17 век 1917 г. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1980.-304 с.
  25. Перепись населения. 1926 г. Поволостные и алфавитный списки населенных мест Пензенской губернии. Пенза, 1928. — 185 с.
  26. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. — 686 с.
  27. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 2. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.-558 с.
  28. Русские: Историко- этнографический атлас. М., 1967. — 135 с.
  29. Русские народные песни Красноярского края. — М.: Советский композитор, 1959. 217 с.
  30. Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. М.-Л.: Наука, 1956.-318 с.
  31. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. Т. 1. — JL: Наука, 1977. — 326 с.
  32. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Т.1. — JL: Наука, 1983. -342 с.
  33. Традиционный фольклор Новгородской области. JL: Наука, 1979. — 349 с.
  34. А. Сельские вечера. Песенник. М.: Советский композитор, 1979.-62 с.
  35. А. Припевки, шутки, прибаутки. Песенник. — М.: Советский композитор, 1981. 31 с.
  36. О. От хорового к музыкальному. М.: ВМО, 1989. — 49 с.
  37. С. Н. Былины. Д.: Лениздат, 1984. — 398 с.
  38. A.M. Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири. — М.: Музыка, 1966. 164 с.
  39. С., Боков В. Русские частушки. М.: Государственное музыкальное изд-во, 1956. — 110 с.
  40. А.Д., Малинковская А. В. Современные вопросы музыкального исполнения и педагогики. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. 224 с.
  41. М.М. Русское искусство X начала XX века. — М., 1989. — 278с.
  42. Алексеева Т. И, Васильев Б. А. К вопросу о генетическом родстве русской мещеры и татар-машарей // Краткие сообщения Института этнографии. -№ 127.-М., 1959.-С. 3−13.
  43. В. Зажглась звезда далекая. Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1966.-98 с.
  44. А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. 1996. — № 1. — С. 61−75.
  45. Т., Суханова JI. Песенные традиции Поволжья. — М.: Музыка, 1991.- 176 с.
  46. В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: Изд- во Московского университета, 1980.-332 с.
  47. А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза, 1953. -198 с.
  48. JI.A. Концертно-Исполнительская практика. М.: Министерство культуры РФ, 1993. — 112 с.
  49. Е.Я. Ты березка моя. (народные песни Омской области). -Омск: Омское книжное издательство, 1987. 176 с.
  50. .В. О народной музыке: Сб. ст. / Сост. И. И. Земцовский и А. Б. Кунанбаева. Д.: Музыка, 1987. — 248 с.
  51. Ю.А. Песни северного Подмосковья, слбранные П.Г. Ярковым. -М.: Музгиз, 1951.-340 с.
  52. В.А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. Саранск, 1991.-217 с.
  53. А.А. Сохранение и возрождение фольклорных традиций (сборник научных трудов). М.: НИИ культуры, 1990. — 250 с.
  54. Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. — М.: Музыка, 1974. 302 с.
  55. Беловинский J1.B. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. М., 2002. 250 с.
  56. В.М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962. -321 с.
  57. В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX — начала XX века). М. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2004. — 304 с.
  58. Н.В. «Во горенке во новой». Русское народное песенное творчество Самарской области. Антология. — Самара: Самарский областной центр народного творчества, 2001. 204 с.
  59. В. Мать Россия /Историч. сказы и песни/. Челябинск, 1949. — 289 с.
  60. Г. Русская гармошка. JL: Государственное музыкальное изд-во, 1960.-182 с.
  61. А. Н. И жизни след оставили своей. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985. — 224 с.
  62. П.Г. Художественные методы фольклора и творческая индивидуальность носителей и творцов народной поэзии // Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. — М.: Наука, 1964. С. 59 — 66.
  63. П.Г. Добавочные гласные в народной песне и их функции
  64. Богданов-Березовский В. М. Статьи, воспоминания, письма. М.: Советский композитор, 1978. — 303 с.
  65. И .Я. Древние мотивы русской народной вышивки (К проблеме образования и развития орнаментальных форм в народном искусстве). М., 1973. -312 с.
  66. Боевые спутники мои. М.: Советская Россия, 1975. — 128 с.
  67. A.M. Очерки деревни СССР. 1917−1926. М., 1928. — 212 с.
  68. В.Д. Русские говоры Пензенской области и их изучение // Вопросы географии Пензенской области. Вып. 3. Пенза, 1978. — С. 45 — 62.
  69. В.Д. Русские говоры // Пензенская энциклопедия: / Гл. ред. К. Д. Вишневский. Пенза: Министерство культуры Пензенской области. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. С. 155, 131.
  70. Ю.Б. Эстетика. М., 1988. — 312 с.
  71. А., Григорьев С. В. Сто сорок скороговорок методические рекомендации. М.: МГДПиЩ, 1991. — 24 с.
  72. Н., Попова Т. Русское народное музыкально-поэтическое творчество. Хрестоматия. М.: Музыка, 1974. -267 с.
  73. Н.В. Древнерусская теория музыки. JL, 1971. — 242 с.
  74. Браз C. J1. Песни реки Лузы. М.: Советский композитор, 1977. — 268с.
  75. С.Л. Песни земли вятской. М.: Композитор, 2000. 224"с.
  76. С.Л. Русская народная песня (антология). — М.: Композитор, 1993.-314 с.
  77. К.А. Родословная вещей. М., 1991. — 197 с.
  78. Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. — Казань, 1966. -275 с.
  79. Э.В. К вопросу о взаимодействии музыкальной и речевой интонации // Вопросы истории и теории эстетики: Сб. науч. тр.- Вып. 2. М.: МГУ, 1968.-С. 217−239.
  80. В.В. Русские народные песни. М.:Правда, 1988. — 576 с.
  81. В. Легенды и жизнь Лидии Руслановой. Саратов: При-волж. кн. изд-во, 1999. — 240 с.
  82. В.М. Народное искусство // Избранные труды о народном творчестве. М., 1974. — 398 с.
  83. Васильев H. J1. Село Рузаевка Пензенской губернии как феномен русской провинциальной культуры XVIII-XIX столетий // Отечественная культура и развитие краеведения. Материалы IV Всероссийской научной конференции. Пенза, 2001. С. 87 — 95.
  84. Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991. — 119 с.
  85. Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. /Составитель Теодор Шанин. М., 1992. 345 с.
  86. К.Д., Инюшкин Н. М. Наследие (культура Пензенского края в документах эпохи, письмах и мемуарах современников, исследованиях, статьях и худ. произведениях). Пенза: Пензенская правда, 1994. — 438 с.
  87. Т.Ф. Музыка Древней Руси // Вагнер Г. К., Владышев-ская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. — С. 172−246.
  88. П.С. Лирические песни. М.: Современник, 1990. — 653 с.
  89. А. Хозяйство, жизнь и настроение деревни. По итогам обследования Починковской волости Смоленской губ. М., Л., 1925. 189 с.
  90. С.А. Отечественная культура XX века: Учеб. пособие для вузов. -М., 2003.-267 с.
  91. Н.А. О многоголосии русской народной песни. М.Л.: Муз-гиз., 1939.- 110 с.
  92. А.Н. Типы великорусских говоров Пензенской губернии // Труды Пензенского общества любителей естествознания и краеведения. Вып. VI.-Пенза, 1925.-20 с.
  93. А.Н. Гвоздев и лингвогеография Пензенского края / Сост. и отв. ред. В. Д. Бондалетов. П. — Самара, 1997. — 231 с.
  94. Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. -М., 1985.-312 с.
  95. Е.В. Двадцать русских народных песен в ранних звукозаписях. М.: Сов. композитор, 1979. — 68 с.
  96. Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах. М., 1996. 367 с.
  97. А.Ф. Псковские старинные и современные частушки. Псков: Курсив, 1996. 477 с.
  98. ., Григорьев С. Удаль молодецкая. Сила-богатырская. Игры и праздники. М.: Общество друзей игры, 1995. — 38 с.
  99. В., Новосельцев А. Елец веками строчился. Липецк: Липецкое изд-во, 1993. — 439 с.
  100. В.В. Истории Пензенского края (В пяти книгах книга № 1). — Пенза, 1995.-199 с.
  101. В.В. Истории Пензенского края (В пяти книгах книга № 2) 13−17 века. Пенза, 1996. — 133 с.
  102. В.В. Истории Пензенского края (В пяти книгах книга № 3) 18 век. Пенза, 1998. — 127 с.
  103. М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991. — 446с.
  104. Г., Юнусова X. «Татарское иго над .татарами» // Дружба народов. 1989. — № 7. — С. 234−235.
  105. Н.П. Встреча с песней. — М.: Советская Россия, 1976. — 127с.
  106. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. — 319 с.
  107. В.П. О новом во взглядах на прошлое и будущее России // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 1997. С. 26−31.
  108. Двадцать пять народных песен. М.: Музгиз, 1936. — 67 с.
  109. Г. Деревня Пальцево. Экономический и социально-бытовой очерк. Л., 1926. — 169 с.
  110. С.Ф. Святочные Истории. М.: Русская книга, 1992. — 320с.
  111. К. Традиционная крестьянская культура // Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире. /Составитель Теодор Шанин. М., 1992. С. 195 199.
  112. С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М.: «Алетейя», 2002. — 671 с.
  113. И.И. О Родине, о Мужестве, о Славе. М.: Советская Россия, 1975.-400 с.
  114. Н.И. Русские народные песни Забайкалья: семейский распев. М.: Советский композитор, 1989. 454 с.
  115. Я. Песня в военной шинели. Д.: Советский композитор, 1983.-39 с.
  116. С.В. Народные песни в обработке П.И.Чайковского. — М.: Музыка, 1973. 140 с.
  117. Г. Л., Рабинович В. И. Содержание и форма в искусстве. М.: Министерство культуры РСФСР, 1967. — 58 с.
  118. Т.В., Еферин Ю. Г. История села Синдорово // Крестьянове-дение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1996. М., 1996. — 160 — 205.
  119. . Ритмика русских традиционных песен. М.: МГИК, 1993.- 152 с.
  120. Л.В. Костюм в России XV XX века / Л. В. Ефимова, Т. С. Алешина, С. Ю. Самонин. — М., 2000. — 387 с.
  121. Ефимова Л. В, Алешина Т. С. Русский костюм. М., 1990. -315 с.
  122. Ехала деревня мимо мужика. Русские народные потешки. — Пермь: Пермское кн. изд-во, 1969. 245 с.
  123. В.М. Женский народный костюм Пензенской области и некоторые вопросы его эволюции // Сергиево-Посадский музей заповедник. Сообщения 1995. М., 1995. С. 232−257.
  124. В.М. Народное искусство Пензенской области конца XIX -XX веков. Загорский государственный историко-художественный музей — заповедник. М., 1989. — 120 с.
  125. В.М. Женский траурный костюм в Пензенской и Тамбовской губерниях // Живая старина. М., 2000. № 1. С. 21−24.
  126. М. Русский народ. Его обычаи. Обряды, предания, суеверия и поэзия М.: Книгопродавец М. Березин, 1880. — 621 с.
  127. Н.В. Из истории заселения Саранского уезда русскими в XVII начале XVIII в. // Материалы по истории археологии и этнографии Мордовии. — Саранск, 1982. — С. 128−147.
  128. Г. Я. Деревня. Сборник песен. Новосибирск: Сибирская горница, 1998.-212 с.
  129. Г. Поет ансамбль «Частушка». Новосибирск: ОФСЕТ, 2000.-214 с.
  130. JI.M. Народная художественная культура Белгородского края. По материалам экспедиций Сергиево-Посадского музея-заповедника // Русское народное искусство. М., 1998. — С. 84−103.
  131. Ю. Русские народные песни. Песенник. Выпуск 5. — М.: Советский композитор, 1983. 48 с.
  132. Ю. 40 русских народных песен (Песенник). М.: Советский композитор, 1988. — 64 с.
  133. Ю. Русские народные песни. Песенник. Выпуск 8. — М.: Советский композитор, 1989. 39 с.
  134. И.И. Народная музыка // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: Сов. энциклопедия, 1976. — С. 887 — 904.
  135. И. Фольклор и композитор. Л., М.: Советский композитор, 1978. — 176 с.
  136. И.И. О творческой природе фольклора // Стилевые тенденции в советской музыке 1960−1970-х годов: Сб. науч. тр. JL: ЛГИТМК, 1979.-С. 137- 147.
  137. И.И. Песня как исторический феномен // Народная песня: Проблемы изучения. Л.: ЛГИТМК, 1983. — С. 4 — 21.
  138. И.И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: Фольклор и фольклоризм. Сб. науч. тр.: Вып. 2. Л.: ЛГИТМК, 1989. -С. 6−19.
  139. Иванов-Балин Г. Русские народные песни Зауралья. М.: Советский композитор, 1988. — 312 с.
  140. Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. пособие. М., 2003. — 234 с.
  141. С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. М.: ИПО Профиздат, 1999. — 144 с.
  142. И. Припевки Енисейских лесосплавщиков (из коллекции фольклориста) с грампластинкой. М.: Советский композитор, 1977. — 24 с.
  143. Исторические песни XVII века. М.Л.: Наука, 1966. — 386 с.
  144. Исторические песни XVIII века, составители О. Б. Алексеева, Л. И. Емельянов. Л.: Наука, 1971. — 352 с.
  145. История искусства народов СССР: В 9 т. М., 1971 — 1985.
  146. История русского искусства: В 13 т. М., 1953 — 1969.
  147. История русского и советского искусства. М., 1989.
  148. История русской музыки: В 6 т. — М., 1983.
  149. П. С песней. Страницы из дневника. М.: Советский композитор, 1970.-286 с.
  150. Н. Беседы о хоре, русской народной песни. — М.: Советский композитор, 1957. 50 с.
  151. Н. Основы методики работы с русским народным хором. -М.: Музыка, 1969.-230 с.
  152. Н. Ой, поля, да вы поля. М., 1979. — 89 с.
  153. А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. М.: Просвещение, 1984. — 224 с.
  154. А.С. Самодеятельное художественное творчество (учебное пособие для ВУЗов). М.: Высшая школа, 1988. — 270 с.
  155. А.Д. По поводу крестьянских концертов М.Е. Пятницкого. // Музыка. 1912. — № 62. — С. 148 — 149.
  156. И., Чувашев М. Мордовские (эрзянские) причитания. М.: Советский композитор, 1985. — 234 с.
  157. Ю.В. Русская музыка XVIII в. М., 1965. — 376 с.
  158. Т. Традиционная Русская инструментальная культура (лекции). М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. — 52 с.
  159. В.О. Этнографические исследования русской колонизации верхнего Поволжья.//Исторические портреты. М., 1991.
  160. В.О. Русская история: В 3 кн. М., 1993.
  161. В.О. История русского быта. М., 1995. — 76 с.
  162. Н.П. Русская народная бытовая песня. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1962.-284 с.
  163. Н.П. Песни и люди. Л.: Наука, 1977. — 135 с.
  164. В.В. История села Лох // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1997 / Под ред. В. Данилова, Т. Шанина. М., 1997. С. 212−213.
  165. В.В. Историко-социологические исследования российских деревень // Особенности российского земледелия и проблемы расселения: Материалы XXVI сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тамбов, 2000. С. 229−240.
  166. В., Пенер Д. Голод: 1932−1933 годы в советской де-ревне./По материалам Поволжья, Дона и Кубани/. Самара-Пенза, 2002. 387 с.
  167. М.Е. Пятницкого. М.: Изд-во Роберт Кенц, 1914. — 178 с.
  168. Н.И. Великорусская народная песенная поэзия // Костомаров Н. И. Славянская мифология. Исторические монографии и исследования. М.: «Чарли», 1994. С. 637 — 684.
  169. Н. Русские народные песни. Из репертуара вокального квартета сестер Федоровых. М.: Музгиз, 1954. — 28 с.
  170. Н. Русские народные песни. Из репертуара вокального квартета сестер Федоровых.(выпуск 2). М.: Музгиз, 1955. — 32 с.
  171. Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1989. — 320 с.
  172. Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство.- Саранск, 1968.
  173. А.И. Военная геройка в русском народно-поэтическом. — М.: Просвещение, 1981. 96 с.
  174. А.И. У истоков русского театра. М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
  175. JI. Строение куплетной песни. M. JL: Музгиз, 1939. — 192 с.
  176. JI. О русском народном многоголосии. M. JL: Государственное музыкальное изд-во, 1951. — 112 с.
  177. JI.B. Искусство села Дорожева: У истоков народного театра и музыки / Под. общ. ред. С. В. Аксюка. М.: Сов. композитор, 1959. — 141 с.
  178. JI.B. Песня, ее язык, структура, судьбы. М.: Сов. композитор, 1962. — 342 с.
  179. Культуры Донского края (страницы истории). Ростов-на-Дону: Молот, 1993.-184 с.
  180. М.В. Керенскрое культурное гнездо // Отечественная культура и развитие краеведения. Материалы IV Всероссийской научной конференции. Пенза, 2001. С. 34 — 56.
  181. П. И. Великорусская народная Женская сряда (одежда) Пензенской и тамбовской Губернии). СПб.: ООО Бостон-Спектр, 2003. — 51 с.
  182. П.И. Полисемантичность креста в свадебном обряде русской Мещеры (на примере свадебного обряда села Ушинки) // Символ религии. Мин. культуры России. Материалы VI Санкт-Петербургских религовед-ческих чтений. СПб., 1998. — С.40−42.
  183. Х.С. О полифонии. М.: Музыка, 1971. — 136 с.
  184. С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1981.-221 с.
  185. В. Русский музыкальный фольклор и история. М.: Российский институт истории искусств, 1995. — 200 с.
  186. Лебедевские чтения. Материалы докладов научной конференции ПГПУ им. В. Г. Белинского. Пенза, 2003. — 214 с.
  187. В. Лирические песни. М.: Министерство обороны СССР, 1967.-124 с.
  188. Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М.: Искусство, 1938. — 350 с.
  189. Е.Э. Деревенские песни и певцы // Этнографическое обозрение.-1903.-№ 1.-С. 94−97.
  190. Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 2: Песни Новгородские. СПб., 1904. — 127 с.
  191. В.А. Естественно-географические условия проживания и традиционная одежда русских // Традиционный опыт природопользования в России. М., 1998. С. 282 — 293.
  192. ЛистопадовА.И. Песни Донских казаков, в 5 томах, (том 2) М. Муз-гиз, 1950. 586 с.
  193. Д.Л. Из опыта хоровой работы с детьми. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953.
  194. П., Прохоров Е. Народные песни Пензенской области. — М.: Советский композитор, 1961. 141 с.
  195. Лопатин Н. М, Прокунин В. П. Русские народные лирические песни. -М.: Музгиз, 1956. 458 с.
  196. А.С. Одежда русского сельского населения Мордовии (середина XIX начало XX в.) // Этнокультурные процессы в Мордовии. Саранск, 1982. Вып. 71. С. 26−34.
  197. А. Русские народные песни . М.: Музгиз, 1955. 60 с.
  198. П. Русские народные песни Оренбургской области. — М.: Советский композитор, 1980. 90 с.
  199. В.Е. С села начинается Родина. Пенза, 1999. 125 с.
  200. В.Е. Село Степановка: очерки истории. Пенза, 2003. — 269с.
  201. В.Е. Пожар. Пенза, 2004. — 145 с.
  202. .Г. С песней и танцем. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1979. — 80 с.
  203. Л.В., Шамина Л. В. Режиссура народной песни (методическое помобие). М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1984. — 59 с.
  204. О.П. Фольклор Пензеской области. — Рязань, 1977. 92с.
  205. Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах 19 -начало20 в. М., 1984.
  206. К.И. С русской песней по жизни. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1981. — 88 с.
  207. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пензенская губерния, часть I и И. С. Петербург, 1867.
  208. М.В. Хоровая аранжировка. Учебная программа. М.: ГМПИ им. Гнесиных., 1984. — 40 с.
  209. О. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. — 320 с.
  210. М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1988. — 244 с.
  211. А. Народные песни Вологодской области. Л.: Советский композитор, 1981. — 136 с.
  212. А., Мельник Е. Устьянские песни. Л.: Советский композитор, 1984.- 136 с.
  213. А.А. Принципы эстетической психологии в трактовке Г.Г. Шпета // Советская этнография. 1989. — № 6. — С. 67−75.
  214. В. Причелины. — Пенза: Департамент культуры Пензенской области, 1993. 103 с.
  215. Н. Музыка средневекового города, Л., 1927.
  216. Н.Ф. Мордовское этномузыкознание в свете современной этнологии // Нации и регионы в истории и культуре России: Материалы VI — VII Сафаргалиевских научных чтений. Саранск, 2003. С. 144−148.
  217. Московские песенные традиции (Песни Подмосковной мещеры). — М.: «Родник" — 2001. 213 с.
  218. Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской конференции 23 октября 1998 года. Ответственный редактор С. Л. Браз. М., 1998.
  219. Л. К вопросу об эстетическом освоении действительности. Л.: Советский композитор, 1982. — 80 с.
  220. Г. В. Город-крепость Пенза. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, Пензен. отд-ние, 1989. — 202 с.
  221. Н.А. Древнерусское народное многолосие. -М.Л.: Музгиз., 1948.-44 с.
  222. Народные песни Пензенской области. М.: Советский композитор, 1961.-141 с.
  223. Народные песни средней России. М.: Советская Россия, 1973. — 62с.
  224. Народное декоративно-прикладное искусство Куйбышевской области 19−20 веков. (Библиографический указатель). Куйбышев: Куйбышевское полиграфическое объединение, 1988. — 86 с.
  225. Народное искусство Пензенской области конца XIX -XX веков (вышивка, ткачество, керамика) в собрании загорского музея. Каталог выставки новых поступлений (по итогам собирательской работы 1981 — 1987 г. г.) М., 1989.-210 с.
  226. Народное творчество. Фольклор, самодеятельность, ремесла. М.: Народное творчество, 2003. — 64 с.
  227. Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы научно-практической конференции РАМ им. Гнесиных. М., 1999. — 204 с.
  228. Г. Гори солнце ярче (репертуар детского фольклорного коллектива). -М.: ВЦХТ, 1999. 176 с.
  229. М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983. — 235 с.
  230. А.Ф., Савушкина Н. И. Фольклорный театр. — М.: Современник, 1988.-476 с.
  231. А.К. На перекрестке веков. — М.: Наука, 1986. 127 с.
  232. Нижегородский детский фольклор. Нижний Новгород: Нижегородское управление издательства, 1993. — 64 с.
  233. Л.И. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: историко-этнографическое исследование. Саранск, 2003.
  234. И. Татьяна Лопатина. М.: Советский композитор, 1962. -30 с.
  235. М.Ю. От осени до осени (хрестоматия). М.: Центр плане-тариум, 1994. — 152 с.
  236. В.М. Русские народные песни. Выпуск 1. — М.: Музгиз, 1949. -20 с.
  237. Е.М. Лекции по истории русской музыки. М., 1977. — 198 с.
  238. Е.М. Лекции по истории русской музыки: Учеб. пособ. М., 1985.- 156 с.
  239. А.Л. Курс теории музыки. Л.: Музыка, 1978. — 152 с.
  240. О. Рассказы о песнях. М.: Музыка, 1985. — 95 с.
  241. Очерки по истории русской музыки. — М.Л.: Просвещение, 1965. -208 с.
  242. Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.
  243. Песни Великой Отечественной войны. Выпуск 12. — М.: Союз Советских композиторов, 1945. 60 с.
  244. Песни колхозной деревни. Воронеж: Воронежское обл. кн. изд-во, 1949.-88 с.
  245. Песни Севера. Собранные Колотиловой А. Я. Архангельск: ОГИЗ Архангельское изд-во, 1947. — 119 с.
  246. Песни уральских казаков. — Екатеринбург: «Сфера», 1998. 236 с.
  247. Д. Сыны степей донских. М.: Советский писатель, 1959. — 396 с.
  248. С.Е. Пугачев в Пензенском крае. Пенза, 1950. — 98 с.
  249. А.П. Государственной житель. М., 1988. — 124 с.
  250. Поет народный хор. М.: Советская Россия, 1958. — 208 с.
  251. .А. Музыкальная интонация // Размышления об опере. М.: Сов. композитор, 1979. — С. 60 — 65.
  252. А. Песенное сердце. М.: Московский рабочий, 1976. — 144 с.
  253. Н. Песни для русского народного хора. М.: Музгиз, 1954.- 15 с.
  254. М.С. Мокша, Сура и другие. (Материалы к историко-топонимическому словарю Пензенской области). М.: 1992. — 200 с.
  255. М.С. Драгунские горы. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 2000. — 308 с.
  256. В. По-над Мокшей ветры буйные. Наровчат-Ковылкино: Ковылкинская типография, 2003. — 150 с.
  257. Г. Растет в Волгограде березка. М.: Музыка, 1968. -59 с.
  258. В. Русские народные песни в детском хоре. М.: Музыка, 1979. — 80 с.
  259. В. Оркестр хора имени Пятницкого. М.: Советский композитор, 1979. — 176 с.
  260. Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1—4. М., 1962.
  261. Т. Русская народная песня в русской классической музыке. — M. JL: Государственное музыкальное изд-во, 1950. 24 с.
  262. О.С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984. — 144 с.
  263. В. Русская народная инструментальная музыка. — М.: Знание, 1984.-112 с.
  264. Популярные русские песни. Для вокальных народных ансамблей. — М.: Советский композитор, 1989. 96 с.
  265. Н.М. На переднем крае. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986.-296 с.
  266. С. И. По следам Пальчикова с грампластинкой. М.: Советский композитор, 1978. — 56 с.
  267. М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. — М.: Наука, 1978. 330 с.
  268. О.В., Ратушняк Т. В. Станица Старотитаровская (Исторический очерк) // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ученые записки. М., 1999. С. 162 — 200.
  269. Рефлексивное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России / Дж. Скотт, Т. Шанин, О. Фадеева и др. М.: РОССПЭН, 2002. -592 с.
  270. Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. М.: Музыка, 1977.-224 с.
  271. А. Кладовая радости. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  272. И.М. Музыка Сибири и Дальнего Востока. М.: Советский композитор, 1982. 206 с.
  273. Российская провинция XVIII — XIX веков: реалии культурной жизни: Материалы III Всероссийской научной конференции (Пенза, 25 — 29 июня 2995 г.). Кн. 1 2. — Пенза, 1996.
  274. А. Репертуар для русского народного хора. М.: Госкультпросвет, 1952. — 111 с.
  275. Рудков. Народные песни Московской области. М., 1964. — 178 с.
  276. Русский дом. Нижний Новгород, 1992. — 239 с.
  277. Русские народные песни. — M. JL: Отдел изд-ва наркомобороны СССР, 1936.-96 с.
  278. Русские народные песни. Песенник. Выпуск 9. М.: Советский композитор, 1990.-47 с.
  279. Русские народные песни Воронежской области. М.Л.: Музгиз, 1939.-84 с.
  280. Русские народные песни казаков-некрасовцев. М.Л., 1950. — 245 с.
  281. Русские народные песни Карельского Поморья. Л.: Наука, 1971. -452 с.
  282. Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. М.-Л.- «Наука» 1956.-312 с.
  283. Русские народные песни Красноярского края. М.: Советский композитор, 1959. — 298 с.
  284. Русские народные песни, собранные П. Г. Ярковым. — М.: Музгиз, 1951.-346 с.
  285. Русский народный костюм. М.: ГИМ, 1989. — 412 с.
  286. Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Л., 1984. — 517 с.
  287. Русское народное песенное творчество Самарской области. Антология. Во горенке во новой (вечерочные, игровые, кадрильные, плясовые, припевки, семейно-бытовые, шуточные песни) / автор-составитель Н.В. Бикме-това. Вып. 1.- Самара, 2001. — 204 с.
  288. Русский народный костюм 1750−1917гг. / Под ред. В. Рындиной -Вып. 1.-М., 1960.
  289. . А. Макрокосм в микрокосмосе народного искусства // История СССР. 1975. — № 3. — С. 31−33.
  290. А.Г. Судьба саратовской деревни. Исторический очерк села Тепловка. Саратов, 1994. — 75 с.
  291. Самодеятельный хор и работа с ним. М.: Советская Россия, 1959. —79 с.
  292. А.И. Тропою заветною. Из истории села Поим. М., 2001.- 167 с.
  293. Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. — М., 2001. — 328 с.
  294. . Репертуар самодеятельного хора. -М.: Советский композитор, 1988.-72 с.
  295. В.Н., Захаров В. М. Листая страницы истории. Рассказы о старом Саратове. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1984. — 95 с.
  296. В. Песня в платочке. — М.: Музыка, 1967. — 52 с.
  297. А.Н. Музыка Южно-русских песен. М.: Музгиз, 1953. — 35 с.
  298. И., Морозова И. Не робей воробей (детские потешки, забавы Вологодского края). М.: Лабиринт, 1995. — 96 с.
  299. . Искусство Владимирских рожечников М.: Музыка, 1965.-231 с.
  300. Г. Песни Тульской области, напетые Е.Б. Ильиной. Из коллекции фольклориста. М.: Советский композитор, 1979. — 34 с.
  301. Ю. Знать прошлое, видеть будущее. М.: Молодая гвардия, 1980.-271 с.
  302. Г. Россия в песне. М.: Музыка, 1976. — 207 с.
  303. Г. Г. Современный русский народный хор. М.: Знание, 1978.-88 с.
  304. Собрание народных песен П. В. Кириевского. — Л.: Наука, 1983. — 342 с.
  305. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Тула: Приоксное кн. изд-во, 1986. — 462 с.
  306. В. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. — 228 с.
  307. Г. В. О локальных особенностях народного женского костюма Скопинского уезда Рязанской губернии (по материалам экспедиций Сергиево-Посадского музея-заповедника // Русское народное искусство. М., 1998.-С. 104−127
  308. Г. В. К вопросу о женской праздничной одежде Скопинско-го уезда Рязанской губернии (по материалам экспедиций в Скопинский район Рязанской области) // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000 г. М., 2000. — С. 392−416.
  309. О.М. Были и небылицы. М.: Советская Россия, 1984. — 368 с.
  310. И. Художник академических дел. М.: Московский рабочий, 1987. -319 с.
  311. Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1998. — 389 с.
  312. Сохранение и возрождение фольклорных традиций (сборник научных трудов). Выпуск 7.-М.: ГРЦРФ, 1996. 232 с.
  313. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. История и современность (сборник научных трудов). Выпуск 8. — М.: ГРЦРФ, 1998. — 256 с.
  314. Социальная история российской провинции в контексте модернизации аграрного общества в XVIII XX вв.: Мат-лы междунар. конф. (май 2002 г.). — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 531 с.
  315. Е.И. Меж высоких хлебов (Русские народные песни Мало-сердобинского района Пензенской области). Саратов: СОЦНТ, 2000. — 86 с.
  316. Н. Я приду на посиделки. М.: Молодая гвардия, 1991. — 141 с.
  317. В.В. Русский орнамент: Шитье, ткани, кружево. Вып. 1. -СПБ., 1872.
  318. Е. С песней и мечтой по жизни. Челябинск: ЮжноУральское кн. изд-во, 1973. — 64 с.
  319. П.К. История русской одежды. Вып.1. — Пг., 1916.
  320. Стихи о музыке. Русские советские зарубежные поэты. — М.: Советский композитор, 1982. 224 с.
  321. А.Г. Песни тарханских крестьян. М., 1992. 175 с.
  322. А.Г. «Реченька»: Песни из репертуара ансамбля. М., 1995. -98 с.
  323. А.А. Тархов Александр Георгиевич // Пензенская энциклопедия: / Гл. ред. К. Д. Вишневский. Пенза: Министерство культуры Пензенской области. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — С. 601.
  324. А.А. Лирические песни народов Пензенского края как ис-торико-этнографический источник // Пятые юбилейные Лебедевские чтения, 15 апреля 2004 года. Пенза, 2004. — С. 34−42.
  325. Тезисы Всесоюзной научной конференции (28−29 ноября 1989 года). Проблемы устной истории в СССР. Киров, 1990. — 86 С.
  326. М. Песни поются для радости. Йошкар-Ола: Литограф, 1993.-32 с.
  327. Традиционный фольклор Новгородской области. Л.: Наука, 1979. — 349 с.
  328. В. Собрание русских простых песен с нотами. М.: Музыка, 1953. — 367 с.
  329. Н.Д. Древнерусское певческое искусство. Л., 1971. — 286 с.
  330. Учебно-методические материалы ЭМГИК. — М., 1993. 108 с.
  331. А.И. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск: Наука, 1985, — 239 с.
  332. Н.А. Избранное. Карелия. Петрозаводск, 1981. — 303 с.
  333. М.Я. Современная деревня. Опыт краеведческого обследования одной деревни, (д. Гадыши Валдайского уезда, Новгородской губ.).-М-Л., 1925.-234 с.
  334. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — 226 с.
  335. Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука, 1974. — 277 с.
  336. Формирование репертуара самодеятельных хоровых и вокальных коллективов Областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы. Куйбышев, 1987. — 124 с.
  337. П.А. Лермонтовские Тарханы. Старый Оскол: Изд-во «Тонкие наукоемкие технологии», 2002. — 240 с.
  338. И.Я. Исторические условия крещения Руси. Л.: Знание, 1988.-32 с.
  339. М. Ритм и метр в музыке устной традиции (Вопросы теории и методики). М.: Музыка, 1926. — 104 с.
  340. В. Украинская народная музыка. М.: Музыка, 1964. — 66 с.
  341. В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М.: Музыка, 1964. — 284 с.
  342. Хрестоматия по истории русской культуры. М., 1996. — 387 с.
  343. JI.JI. Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов // Вопросы музыкознания. Вып. 2. М.: Музгиз, 1955.-С. 3−34.
  344. JI.JI. Ладовая интонационность у народной песни. — М.: Сов. композитор, 1976. 389 с.
  345. Художественный мир традиционной культуры. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2001. — 288 с.
  346. А. Музыкальная этнография. М.: Советский композитор, 1983.- 192 с.
  347. П. Популярные песни в сопровождении баяна. — М.: Музыка, 1974.-47 с.
  348. В.И. Исторические песни. — Л.: Советский писатель, 1956. — 407 с.
  349. В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. — М.: Сов. писатель, 1959. 310 с.
  350. Л.В. Современное русское народно-певческое исполнительство 60-х — 80-х годов // Современное хоровое исполнительство (50-е — 80-е годы): Сб. науч. тр.- Вып. 98. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — С. 102 -121.
  351. А.И. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономиче-ского исследования двух селений Воронежского уезда. СПб., 1907. — 210 с.
  352. А. Поет русский народный хор. Выпуск 2. М.: Музыка, 1981.- 126 с.
  353. С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992.-210 с.
  354. B.C., Кошман JI.B., Сысоева Е. К., Зезина М. Р. История русской культуры IX XX вв.: Пособие для вузов. — М., 2002. — 320 с.
  355. И. Художественная обработка тканей для сцены. М.: Искусство, 185.— 104 с.
  356. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.-310 с.
  357. В.А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западно-европейских авторов VI XVIII столетий. — Саранск, 1995.
  358. Я.А. Наша деревня: Новое в старом, старое в новом (Знаменская волость Тамбовской губернии). М., 1925. — 78 с. б) монографии и статьи зарубежных авторов:
  359. JI. Виола. «Долой Антихриста»: крестьяне и представители советской власти на собраниях по коллективизации.// Сталинизм в российской провинции. Смоленск, 1999. С. 123 — 135.
  360. Р. Вельский район. 1937 год. Смоленск, 1998. — 95 с.
  361. Д., Кондрашин В. В. Голод: 1932−1933 годы в советской деревне. (По материалам Поволжья, Дона и Кубани). Самара-Пенза, 2002. — 432 с.
  362. Г. Роль ремесел и кустарных промыслов в жизни русского крестьянства //Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С. 133 — 134.
  363. Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история советской России в 30-е годы: деревня. М., 2001. — 320 с.
  364. Хок Стивен JL Крепостное право и социальный контроль в России. (Петровское, село Тамбовской губернии). М.: Прогресс-Академия, 1993. — 215 с.
  365. V. Диссертации и авторефераты:
  366. О.И. Крестьянское хозяйство и быт села Сабанчеево. В 1860-е 1990-е годы. // Автореф. дис. канд. ист. наук. Саранск, 1996.
  367. В.Е. Село Степановка в контексте социально-экономического и общественно-политического развития России // Автореф. дисс. канд. ист. наук. Пенза, 2003.
  368. С.Г. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения // Автореф. дисс. канд. ист. наук. Саранск, 2004.
  369. Т.М. Русское народное декоративное искусство и проблемы народного творчества// Дис. канд. искусствоведения. М., 1968.
  370. VI. Художественные произведения, публицистика:
  371. Ф.А. Слово в ядерный век. М.: «Современник», 1987.
  372. В.П. Пастух и Пастушка. М.: Советский писатель, 1971. — 298 с.
  373. В.И. Кануны. М.: Современник, 1976. — 332 с.
  374. В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1989.-420 с.
  375. С. На своей земле. М.: Московский рабочий, 1954. — 471 с.
  376. Е. Дождь пополам с солнцем (деревенский дневник). М.: Советский писатель, 1973. — 797 с.
  377. П.И. Лапти. М.: Современник, 1976. — 794 с.
  378. Л. На перекрестке встреч. М.: Советская Россия, 1988. — 336с.
  379. Г. Песнь победителя. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС, 1995.
  380. М. Песни и частушки. М.: Музыка, 1968. — 48 с.
  381. Н.А. Сочинения. М.: Современник, 1982.
  382. Г. Жатва. М.: Московский рабочий. 1951. — 534 с.
  383. А.П. Государственный житель. М.: Советский писатель, 1988.-701 с.
  384. М.М. Дневники. М.: Правда, 1990. — 479 с.
  385. А.С. История села Горюхина. Золотой том. М.: Имидж, 1993.- 14 с.
  386. А.С. Дубровский. СПб. — 69 с.
  387. А.С. Капитанская дочка. 108 с.
  388. А.С. История Пугачева. 183 с.
  389. В.Г. Собр. соч. В 3 тт. М.: Молодая гвардия, 1994.
  390. В.А. Тень-жена. Пенза, 1995.
  391. В. Истоки. М., 1988. 52 с.
  392. В.А. Владимирские проселки. М.: Московский рабочий, 1962.-274 с.
  393. В.А. Капля росы. М.: Московский рабочий, 1964. — 220 с.
  394. Л.И. Лучшая из лучших Фертляндия или повесть о малой родине: Повести, рассказы. Пенза, 2002.- 148 с.
  395. М.А. Поднятая целина. 616 с.
  396. В.М. Рассказы. 384 с.
  397. ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО1. На правах рукописи
  398. ТАРХОВА АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА
  399. Традиционная культура русской деревни середины XIX — XX вв. (на материалах Пензенской области)
  400. Специальность 24.00.01 теория и история культуры
  401. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
  402. Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор В.В. Кондрашин1. Саранск 20 041. Том II.
Заполнить форму текущей работой