Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рок как социокультурный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Там же. — С.71. контркультурном ключе, считая при этом сторонников того или иного музыкального рок-течения представителями именно контркультурных формирований, где музыка играет роль демонстратора их социального самочувствия. Таких взглядов придерживались А. С. Панарин («Контркультура и социальные трансформации»), П. С. Гуревич («Спасет ли мессия?»), А. М. Каримский («Контркультура и проблема… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Социокультурные предпосылки возникновения рока
  • Глава вторая. Этапы становления и основные направления рока
  • Глава третья. Философия рока (анализ основных идеологем и мировоззренческих установок рок-сообщества)
  • Глава. четвертая. Эстетика рока
  • Глава II. ятая. Этика рока

Рок как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из наиболее специфических феноменов «фаустовской цивилизации» является рок. Появившись в 50-х годах XX века в англоязычных странах, рок-музыка быстро распространилась по всему миру. Сегодня аудитория поклонников рока предельно широка и включает в себя представителей различных социальных групп, живущих на всех континентах земного шара. Рок как особый феномен привлек внимание исследователей еще в конце 60-х годов и с тех пор интерес к нему не ослабевает. Однако чаще всего к проблеме рока обращались социологи и социальные психологи, которые рассматривали его в основном как часть молодежной контркультуры. Ими настойчиво подчеркивалось, что по своей направленности и идейному содержанию рок-музыка является своеобразным выражением самосознания «потерянного поколения», находящегося в состоянии конфронтации с существующим обществом и не приемлющий ценностей так называемой «официальной» культуры. Приблизительно на этих же позициях находится и ряд исследователей-музыковедов, которые рассматривали и рассматривают рок как музыкальный стиль, стоящий в оппозиции к так называемой «поп-музыке» и тому пласту музыкальных произведений, которые относятся к академической музыке. Между тем, очевидно, что рок представляет собой более сложный феномен, и рассматривать его только как «музыку протеста» вряд ли целесообразно. За последние десятилетия возникла и так называемая «рок-литература», появился своеобразный символический язык, на котором говорят поклонники рока, сложились определенные ритуалы, верования, стиль поведения и одежды. Нет сомнения в том, что, будучи порождением культуры постиндустриального общества, рок оказывает существенное влияние на соответствующую социокультурную реальность, предлагая собственные, зачастую альтернативные варианты развития. Таким образом, изучение рока невозможно без рассмотрения его вне широкого социокультурного контекста, без выявления его места в системе культуры «фаустовской цивилизации». Это говорит о том, что существует насущная потребность исследования рок-феномена в рамках культурологического подхода, что позволит дать ответы на многие вопросы, остающиеся открытыми до сегодняшнего дня,' в том числе такие: как протекает процесс развития культуры в условиях потиндустриального общества, где складываются иные предпосылки для производства, распространения и потребления культурных ценностей, в чем специфика культуры общества «технотронной эры», какова ее динамика и назревшие противоречия и так далее. Говоря другими словами, рассмотрение рока в культурологической плоскости дает ключ к решению ряда актуальных проблем современного культурологического знания, которые стоят в центре оживленных теоретических дискуссий последних лет. В этом, прежде всего, состоит актуальность выполненной диссертационной работы, которая выходит за рамки локального исследования частной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Рок привлекает внимание исследователей уже на протяжении нескольких десятилетий. Можно с уверенностью сказать, что теоретическое осмысление феномена рока началось с середины 70-х годов, когда в литературе появились первые публикации на эту тему. Первоначально роком интересовались преимущественно социологи. Именно им принадлежит выработка представления о роке как конституирующем элементе молодежной контркультуры, выражающем самосознание послевоенного поколения, «заброшенного в мир» и утратившего представление о смысле жизни.

Так Г. С. Кнабе в своей статье «Проблема контркультуры» прямо указывает на то, что «рок-музыка — одно из последних по времени и самых ярких проявлений особого модуса культуры — того, который сегодня принято называть контркультурой, а он в свою очередь порождается определенными структурными свойствами общества"1. При этом Г. С. Кнабе уточняет: «Рок никогда не был только музыкой, но прежде всего стилем жизни и общественной позициейсоциокультурный смысл этой позиции можно понять лишь из связи ее с остальными сторонами явления"2. Само понятие «контркультура» указывает на некое противостояние заключенного в нем явления, так называемой, господствующей культуре. По словам автора «Проблемы контркультуры» рок стал преодолением «неразрешимого противоречия жизни и искусства"3. При этом, само существование понятия «контркультура» подразумевает кризисность Западной культуры: «Рок выражает не просто определенную значительную фазу европейской культуры, но именно фазу кризисную"4. Приблизительно на тех же позициях стоят авторы большинства работ, рассматривавших рок в.

I.

Кнабе Г. С.

Введение

в общую теорию культуры. Культура и современность. — М., — С. 57.

2 Там же. — С.57.

3 Там же. — С.66. 4.

Там же. — С.71. контркультурном ключе, считая при этом сторонников того или иного музыкального рок-течения представителями именно контркультурных формирований, где музыка играет роль демонстратора их социального самочувствия. Таких взглядов придерживались А. С. Панарин («Контркультура и социальные трансформации»), П. С. Гуревич («Спасет ли мессия?»), А. М. Каримский («Контркультура и проблема человека»). Ю. Н. Давыдов и И. Б. Роднянская связывают контркультуру с проблемой социального инфантилизма («Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь»). Разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодежи свидетельствует о нарушении механизма социализированного включения молодежи в жизнь взрослых, что предполагает принятие молодым человеком на себя новых обязанностей и обязательств. Все это сводиться к тому, что определенная часть молодежи не может по достижению возраста, когда она могла бы выполнять социокультурные функции, считающиеся в современном обществе функциями взрослых, совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической жизни, создать семью и т. п. Отсюда и «промежуточное состояние» инфантильности, когда человек, уже достигший биологической зрелости, по-прежнему стремиться сохранить свой «подростковый» статус. Собственно контркультура, по мнению этих исследователей, являющаяся элементом молодежной субкультуры, и выступает в данном случае выразителем этой позиции, закрепляет ее в молодежной субкультуре, формирующейся как протест против «культуры взрослых». субкультуре, формирующейся как протест против «культуры I взрослых».

Белла Кёпеци в «Идеологии «новых левых» представила контркультуру как проявление молодежных формирований, основанных на социально-политической позиции. При этом рок-музыка является средством агитации наряду с театральным искусством представленным «Ливинг-театром» и таким неоавангардистским жанром как «Хеппининг». На это же указывает и Эрика Биллите в работе «Ливинг-театр. Raetern and Lerning» Американские социологи Т. Роззак и Ч. Рейч, занимаясь изучением молодежной контркультуры, попытались представить идейные тенденции 60-х годов в виде некоторого мировоззренческого целого, составляющими которого стали «новая левая» социология Миллса и фрейдо-марксизм Маркузе- «гештальт-терпапевтический анархизм» П. Гудмена и «апокалипсический мистицизм» Н. Брауна- «дзен-буддийская психотерапия А. Уотса и «оккультный нарциссизм» Т. Лири, объединенные гипертрофированным неприятием западной культуры5.

Довольно много американских и европейских ученых стоят на той же позиции. К их числу можно отнести Мери Конанчиеву6, Джона и.

7 Я q.

Вульфа Ротчилдов, Мауриса Кренстона, Д. Симпсона .

I.

5 Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the tehnocratic society and the youthful opposition. N.Y., 1969.

6 Конанчиева M. Илюзите на младежката «Контра културата» — София: Париздат, 1977. — 262с.

7 Rothchild J.& W. The children of the counterculture. — Doubleday, 1976. -207p.

8 The New left. Six critical essays on Che Guevara, Jean-Paul Sartre, Herbert Marcuse, Frantz Fanon,.

Black Power, R.D.Laing. Ed. by Maurice Cranston, — The Library Press, New York, 1971, — p.210. 9.

Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica: A study of race a. class conflict// Social forces: — Baltimor, 1955. — Vol.34, № 2. — 308p.

Многие исследователи определяют рок как субкультуру внутри мировой культуры, не заостряя внимания на его агрессивности по отношению к последней. К. ним относятся Н.Д.Саркитов10, З.В.Сикевич11, И.Л.Набок12, Д. Хебдидж13, Г. Маркус14. Сюда же можно отнести практически всех исследователей такого социокультурного явления как растафаризм. Этнологи, социальные антропологи, историки или социологи непременно касались связи расты с роком (через музыку рэгги) и обычно определяли эту связь как субкультуру. Здесь можно назвать Д. Уиндерса15, С. Джонса16, Л. Симаджа17, Р. Неттлфорда18, М. Смита19.

Так или иначе, рок описывают как альтернативное проявление культуры. И в этом смысле интересна статья П. В. Гладкова «Альтернативные ценности в современном американском обществе».

I.

10 Саркитов Н. Д. Социальные функции и ее место в молодежной субкультурекультуре.

Автореферат. — М., 1987.

Сикевич З. В. Молодежная культура: «за» и «против»: заметки социолога. — Л.: Лениздат, 1990,.

— 170 с. 12.

Набок ИЛ. Рок-музыка: эстетика и идеология. — Л., 1989.

13 Hebdidge D. Subculture: the meaning of style. — L.: Methuen, 1979. — 193p.

Marcus G. Mystery tram: Images of America in rock’n’roll music — London etc: Omnibus press, 1977.-XII, 279, [9]p.

15 Winders J. A. Reggae, Rasnafarians and Revolution: Rock Music in the Third World // J. of popular culture. — Bowling Green (Ohio), 1983. — Vol. 17, N 1. — P.70.

16 Jones S. Black culture, white youth: the Reggae tradition from JA to UK. — L. etc.: Nettleford R. Caribean cultural identity: The case of Jamaica: An essay in cultural dynamics. — Los Angeles, 1979.

P.64.

Semaj L.T. Rastafari: from religion to social theory // Ibid. — 217p.

Nettleford.R. Caribbean cultural identity: The case of Jamaica: 1979 — 320p.

Smith M.G., Auigier R., Nettleford R. The Ras Tafari Movement in Kibgston, Jamaics. — Mona: Inst, of soc. and econ. Research, 1960. -267p.

Существует и ряд работ, рассматривающих рок только как музыкальный феномен. Это «Рок-музыка: истоки и развитие» А. С. Козлова и «Рок-музыка вчера и сегодня» О. А. Феофанова, «На волне научно-технического прогресса» И. В. Орловой и «Смерть ритм-н-блюза» Н. Джорджа, статьи Д. В. Житомирского «К изучению западноевропейской музыки XX века» и «Эволюция энтропии в музыке группы «Битлз» Алана Веста и Колина Мартиндейла. Таким образом, круг авторов, рассматривавших рок с тех или иных позиций, весьма широк. Однако ни одним из них нигде не ставится вопрос о роке как феномене «фаустовской» цивилизации, нигде не рассматривается влияние рока как целостного феномена на разные сферы современной культуры, нигде не анализировался круг идей наиболее крупных рок-течений. Именно на исследовании этих проблем автор данной работы сосредоточил свое внимание и отошел от концепций контркультурности и субкультурности. Объектом исследования является рок как социокультурный феномен, возникщий в лоне культуры «фаустовской цивилизации» на постиндустриальной стадии ее развития.

Предметом исследования выступают мировоззренческие, эстетические и этические основы рок-музыки, рассматриваемые как комплекс существующих в рок-среде идей и представлений, сформировавшихся в ходе развития рока и оказывающих весомое влияние на процесс становления как молодежной субкультуры, так и культуры постиндустриального общества в целом. Цель данной работы может быть определена как выявление сущности рока как значительного культурного явления, сформировавшего определенное мировоззрение и стиль жизни, свойственные культуре постиндустриального общества.

Достижение данной цели осуществляется через решение ряда задач: выяснение комплекса социальных, идейно-эстетических и материально-технических предпосылок, которые обусловили появление рока и превращение его в музыкально оформленное выражение самосознания молодого поколенияописание генезиса рок-музыки, ее основных стилей и направленийрассмотрение совокупности идей, наиболее распространенных в рок-среде, которые можно условно называть «философией рока" — анализ эстетических представлений рок-музыкантов и их единомышленников, составляющих основу «эстетики рока" — выявление нравственных установок и моральных императивов, лежащих в основании «этики рока». На основе решения вышестоящих задач автор стремится расширить представление о роке и показать несостоятельность устоявшихся штампов восприятия этого явления.

Теоретико-методологической основой исследования являются, прежде всего, принципы материалистической диалектики: детерминизма, историзма, комплексности, развития, восхождения от абстрактного к конкретному, что дает возможность рассмотрения предмета исследования в многообразии его связей и отношений.

При написании диссертации использовались также некоторые базовые установки системного анализа, культурно-деятельностного и генетического подходов.

Базовыми для себя автор считает труды, созданные учеными, принадлежащими к Франкфуртской школе социальных исследований, в частности Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромма, в которых, на его взгляд, содержится ряд конструктивных идей, позволивших дать глубокое описание рок-музыки как. фрагмента социокультурной реальности наших дней. Диссертант использовал и работы авторов, работающих в других исследовательских парадигмах, считая возможным применять отдельные положения их концепций для уточнения собственного видения проблемы, пгпи условии их конгруэнтности основополагающим методологическим посылкам.

Научная новизна исследования выражается: в первой в отечественной культурологической литературе попытке рассмотреть рок как феномен культуры постиндустриального общества, как целостное явление, во всем богатстве его проявлений и чертв рассмотрении комплекса идей, составляющих основу «философии» рока, его этики и эстетикив раскрытии причин возникновения и описании генезиса рокав создании авторской концепции понимания рока не как контркультурного явления, рожденного для противопоставления западной культуре, а как «нового транслятора старых идей», -чьей основной функцией является придание нового импульса культуре «фаустовской» цивилизации, пребывающей в перманентном кризисе.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы: для дальнейшего исследования самого широкого круга проблем, связанных с изучением культуры постиндустриального общества, в том числе. современной живописи, литературы, музыкипри разработке учебных пособий, курсов лекций по культурологии, теории, философии, социологии культуры и культурной антропологии. Полученные в исследовании данные могут стать основой при разработке практических рекомендаций, необходимых в работе специалистов, занятых в области арти шоу-бизнеса.

Заключение

.

Рассмотренные в данном исследовании аспекты рок-феномена позволяют говорить о роке как о самобытном и многогранном явлении современной культуры. Появлению этого феномена предшествовало множество социокультурных, демографических, экономических, научно-технических, политических и философских изменений, происшедших за относительно короткий исторический период начала XX века. Они и составили тот комплекс причин, 'который обусловил появление рока.

Первые годы существования рока ознаменовались формированием множества разного рода течений. Основное различие последних составила специфика мировоззренческих и музыкальных акцентов. Несмотря на весьма сходные литературные и философские пристрастия почитателей, того или иного, направления рока, идейная основа каждого из них акцентуировалась по-разному. Таким образом, возникла далеко не однородная философия рока, сформированная. фрейдо-марксистскими, анархистскими, панафриканистскими, пацифистскими и другими взглядами. Философия рока — это не только мировоззренческая база его почитателей, но и мотивация творчества рок-музыкантов, обоснование его формы.

Становление и развитие рока в первую очередь связаны с появлением принципиально нового по своей сути музыкального стиля. Рок-музыка не была рассчитана на широкие слои слушателя: она шокировала непривычным звучанием и представляла вкусы, прежде всего, молодых начитанных американцев и европейцев. Вклад рока в мировую музыкальную культуру трудно переоценить. Пожалуй именно рок-музыка останется в истории как музыка цоследнего века II тысячелетия. Во многом именно ей обязано телевидение появлению целых музыкальных каналов, использующих сленг, систему. символов и специфическую изобразительность (дизайн, мультипликация, клипы) — все, что особенно свойственно року.

Однако рок нельзя сводить лишь к музыкальному стилю. Ощутимо его влияние и на другие виды искусства, в том числе на кинематограф, высокую моду, изобразительное искусство, танец, •литературу.

Суждения относительно рока, утверждающие реакционность последнего выработанным веками ценностям, не находят достаточного подтверждения в поведении, основных этических установках и мировоззрении его носителей. Молодые бунтовщики 60−70 годов, выступая против пороков буржуазного общества своего времени, обратили внимание на ту опасность, которую представляет собой оскудение духовной жизни и подмена вечных ценностей слепым прагматизмом, ведущим к тяжелым последствиям: опасности ядерной войны, экологическим катастрофам, истощению природных ресурсов. Рокеры указали на необходимость возвращения к таким ценностям как свобода, бескорыстие, дружба, щедрость, принципиальность, любовь. Именно это читается в поведении большинства любителей рока и содержании их творчества.

Несмотря на все законы непостоянства, соблазна и воображения, которым подчинена повседневная жизнь современного человека, именно сейчас вновь актуальными стали морально-этические проблемы. Наша эпоха определяется биоэтикой, акциями гуманитарной помощи, экологией, деловой и журналистской этикой, феминистскими дебатами о сексуальных домогательствах и абортах, политически корректном языке, мерами против наркомании и курения. Иначе говоря, в социальный дискурс современных демократий возвращается этическая тематика. В этом автору данного исследования видится определенная заслуга рок-феномена. И хотя рок интровертен по своей сути, направлен внутрь индивидуума, а процессы проявляющиеся на поверхности и фиксируемые в социуме — лишь отдача, можно говорить о некотором воздействии этого феномена на социальную жизнь планеты. Кроме сексуальной революции и распространения наркотиков, которые в конечном итоге показали всю опасность этих путей ухода от действительности, рок продемонстрировал возможность органичного сосуществования разных культур и уважение к их носителям.

Рок привнес в нашу действительность немало специфических элементов, которые во многом являются принципиальными характеристиками культуры постиндустриального общества. За почти полувековое существование рока эти элементы претерпели многие изменения. Одной из главных причин этого является поликультурная основа рока. Именно синтез разных культур, ранее никогда не сочетавшихся, оказал значительное воздействие на формирование эклектичной и плюралистичной современной культуры. Мозаичность сознания, свойственная информационному обществу как в зеркале отражена в роке.

Таким образом, одной из основных характеристик рока останется его свойство содержать в себе информацию об основных культурных тенденциях «фаустовской» цивилизации конца тысячелетия. Рок — органичное проявление последней и не является реакционным ей, равно как и традиционным ценностям человечества. Скорее — это второе дыхание западной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. — 608с.
  2. Ф. Человек перед лицом Смерти: Пер. С фр./ Общ. Ред. Оболенской C.B. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Прогресс-Академия», 1992. — 528с.
  3. М. А. Избранные философские сочинения и письма / Вступ. ст. В. Ф. Пустарнакова с.3−52. М.: Мысль, 1987. -573с.
  4. Э.Я. «Новые левые» и Герберт Маркузе. М.: Знание, 1970. — 80с.
  5. Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1960. — 446с.
  6. Х.Л. Сочинения: в Зт. М.: Полярис, 1994.
  7. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIII вв.еков. В 3-х т. (Структуры повседневности. Время мира) -М.: Прогресс. 1986.
  8. М. Избранное- Образ общества: Перевод с нем. М.: Юрист Л 994. — 702с
  9. М. Избранные произведения: Перевод с нем./ Сбор., общ.ред. и послесл. М.: Прогресс, 1990. — 804с.
  10. В. Избранное. Дух и история: Избранное:
  11. Перевод с нем./ Примеч. М. А. Ходакович. М.: Юристъ, 1995 — 687с.
  12. В. Философия культуры: Избранное: Перевод. -М.: ИНИОНД994. 349с. — (Серия «Лики культуры» / Рос. АН, ИНИОН).
  13. Во И. Собрание сочинений. В 4-х т. / Пер. с англ. М.: Эхо, 1996.
  14. Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972. — 222с.
  15. А.П. Критика современных теорий «молодежной культуры» левых радикалов США. М., 1979.
  16. Г. Собрание сочинений. В 4-х т. / Пер. с нем. СПб.: Северо-Запад, 1994. — 543с.
  17. П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. -М.: Наука, 1980. 367с.
  18. П.С. Критика буржуазных концепций научно-технической революции / П.С.Гуревича- всесоюзное общебство «Знание», М.: Знание, 1977 64с.
  19. П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984. — 128с.
  20. П.С. Современный мистицизм как феномен буржуазного сознания. М.: Знание, 1987. — 39с.
  21. П.С. Спасет ли мессия? М.: Политиздат, 1981. -282с.
  22. Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. -344с.
  23. Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и
  24. Аристотеля. М: Наука, 1968. — 285с.
  25. Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы / Ю.Н.Давыдов- АН СССР, Ин-т социол. Исследований. М.: Наука, 1977. — 319с.
  26. Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). М.: Искусство, 1975. С. 139.
  27. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. Критический анализ. М.: Наука, 1980. — 264с.
  28. Духовные ценности советской молодежи: (Социол. Аспект): Редкол.: А. И. Шендрик, Т. Д. Голубева. М.: ВКШ, 1988. — ' 154с.
  29. А.Н. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман: История Ленинградского рок-клуба. Л.: Лениздат, 1990.-413с.
  30. Забродин Г. Д Рок: искусство или болезнь? М.: Сов. Россия, 1990. — 94с.
  31. В. Восток-Запад: музыкально-творческий процесс в тоталитарных и посттоталитарных цивилизациях // Общественные науки и современность. 1994. — № 4 — С. 156 166.
  32. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. / ДВ. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. М.: Музыка, 1989. — 300с.
  33. А.Я. Конфронтация в эстетике. М.: Искусство, 1980. -239с.
  34. А.Я. Эстетика: идеология и методология / Отв. ред. Г. Л. Ермаш. М.: Наука, 1984. — 237с.
  35. В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, — 1994. -443с. •
  36. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззрен. Основ немарксистской диалектики) / Ю. Н. Давыдов, А. С. Богомолов и др.- Под общ. ред Ю. Н. Давыдова и М. Б. Митина. М.: Политиздат, 1987. — 332с.
  37. С.Н. «Массовая культура» и молодежь: вымыслы и реальность. М.: ЦК ВЖСМ, 1979. — 34с.
  38. Э. Театр: Сборник: Пер. с фр. М.: Искусство, 1994.-428с.
  39. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  40. И. Критика способности суждения. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.5. — М., 1966.
  41. К. Отдельная реальность. Беседы с Доном Хуаном. Перевод с ангд^В.Максимова. — М.: Миф, 1991. — 224с.
  42. Дж. На дороге. Л., Самиздат, 1978. — С.82.
  43. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993. — 527с.
  44. A.C. Рок-музыка: истоки и развитие. Ч. 2 М.: Знание, 1989. — 56с.
  45. О.Н. О методах анализа социокультурных явлений. // Социологические исследования. 1993. -№ 10.
  46. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997. — 240с. — (Философия нового тысячелетия).
  47. Кон И., Петров Арк. Диктат моды или самоутверждение?
  48. Подростки и популярная музыка) // Клуб и художественная самодеятельность. 1977. — № 15. — С.36.
  49. М. Илюзите на младежката «Контра културата» -София:Париздат, 1977. 262с.
  50. Н.В. Рок, игры, мода и реклама. М.: Сов. Россия, 1989. — 134с.
  51. X. Собрание соч.: В 4 томах. С-Пб.: Северо-Запад, 1993.
  52. Критика буржуазных концепций «молодежной культуры» / С. Н. Иконникова, д-р филос. Наук. М.:3нание, 1976. — 40с.
  53. Культура и досуг населения: Экспресс информация / Рос.гос. библиотека. -М., 1992. (Информкультура).
  54. Культура и свобода. Таллинн, 1982.
  55. Культура: История и современность. М.: Ин-т молодежи, 1997.-94с.
  56. Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. З, М., 1991.-200с.
  57. Культурология XX век. Анталогия: Аксиология, или философия исследования природы ценностей. М.: ИНИОН, 1996.- 144с.
  58. Культурология: XX век. Антология. Кризис культуры. М.: ИНИОН, 1994. — 203с. — (Серия «Лики культуры» / Рос. АН, ИНИОН).
  59. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384с. — (Мыслители XX в.).
  60. В.Ф. Молодежный вавилон: Размышления о неформальном движении. М.: Моложая гвардия, 1989. -219с. — (Свободная трибуна).
  61. Лики культуры: альманах. Звучащие смыслы. / Редсовет: С. Я. Левит и др. М.: ИНИОН, 1996. — 139с.
  62. . Парадоксы империи эфемерного. // Художественный журнал № 18, 1997. 96с.
  63. В.А. и Вл.А. «Миф и Сизифе» Альбера Камю: (ключевые понятия) // Педагогич. Образование: Науч. метод. Журнал. — М.: Прометей, 1994. — Вып.9. — С.97−101.
  64. К. Диагноз нашего времени / Перевод с нем. и англ. М.: Юристъ, 1994. — 700с.
  65. Г. Г. Палая листва. М., Молодая гвардия, 1971. — 230с.
  66. Г. Г. Сто лет одиночества. М.: Баян, 1992. — 450с.
  67. К., Энгельс Ф. Сочинения, в 50-ти томах. М.: Изд-во Полит, лит-ры. -1935−81.
  68. Г. Одномерный человек. М.: ИРЬ-Боок, 1994. -340с.
  69. Г. Эрос и цивилизация. М., 1995.
  70. В.М. Культура и история: (Проблемы культуры в филос.- ист. теории марксизма М., 1977. — 199с.
  71. А.Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизма. М.: Искусство, 1981. — 264с.
  72. Методологические проблемы исследования культуры. / Науч. ред: С. Н. Артановский Л., 1982. — 166с.
  73. Методологические проблемы современного искусствознания / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР- Отв. ред. А. Я. Зись. М.: Наука, 1986. — 350с.
  74. Мисима. Золотой храм. С-Пб.: Северо-Запад, 1994. — 326с.
  75. Молодежная субкультура и положение молодежи в странах
  76. Западной Европы и США. / Отв.ред. Л. Ф. Вольфсон. М., -1976.-222с.
  77. Молодежь и окружающая среда / Ожегов Ю. П., Галкин Ю. Ю., Пимея Н.В.- Науч.-исследов. центр при Ин-те молодежи. М.: Г. И., 1993.-23с.
  78. Молодежь СССР. Статистический сборник. М., 1990, 1991. -80с.
  79. Молодежь. Общество. Реформы. М.: Ин-т молодежи, 1993. -256с.
  80. И. Идеологическая функция музыки. Л.: Музыка, 1987. — 76с. — (Проблемы эстетики).
  81. И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Ленинградская орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1989. — 32с.
  82. Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
  83. Ортега и — Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Сборник: Пер. с исп. -М.: Радуга, 1991 — 638с. -(Анталогия л итерату рно-эстетич. мысли).
  84. Ортега -и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-586с.
  85. Полщук 1.П. Спадкоэмшсть I взаэмовплив культур. К.: Видав-во Кшв. ун-ту, 1972. — 204с.
  86. В.М. Искусство XX века / Малая история искусств. -М.: Искусство, 1991.-303с.
  87. Г. Выход из транса . М.: Юристъ, 1995. — 575с. -(Лики культуры).
  88. Проблемы изучения изменений в культуре: Аннот.библиогр.указ. / М-во культуры Рос.Фед., РАН Рос. инт культурологии- сост.: С. А. Тараканова. -М., 1991. 80с.
  89. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма: Пер. с нем. / Послесл. А. М. Руткевич. М.: Юристь, 1995. — 623с.
  90. Пьер Доз. Эдриан Бут и панки.// Матадор., 1997, № 2. — С. 9394.
  91. С. Природа искусства и специфика музыки. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 4. М.: Музыка, 1978, с.40−41.
  92. Ролята на массовите комуникации в развитието на культурата. / Съест. Елит Николае. София, 1988. — 354с.
  93. Н.Д. Социальные функции и ее место в молодежной субкультурекультуре. Автореферат. — М., 1987.
  94. Сартр Ж.-Поль. Проблемы метода / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. — 234с.
  95. Сартр Ж.-Поль. Стена: Избр. Произведения / Вступ. ст. С.Зенкина. М.: Политиздат, 1992. — 478с.
  96. З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: заметки социолога. Л.: Лениздат, 1990, — 170 с.
  97. Л.А., Набок И. Л. Музыка и молодежь: (Роль музыкального искусства в идейно-эстетическом воспитании молодежи). Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1988. -16с.
  98. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 687с.
  99. Современная буржуазная социология на службе государственно-монаполистического капитализма: Сборник статей. Отв.ред.М. Л. Корнеев, Редкол. С. Н. Иконникова и др. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 132с.
  100. Современная западная социология. Словарь. М.: Изд-во Полит, лит-ры, 1990. — 432с.
  101. Современное западное искусство. Идейные мотивы пути развития. М., 1971. — С.200.
  102. А. Бит или не бит? В сб.: Поп-музыка. Взгляды и мнения. — Л., — М., 1977.
  103. А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. — 48с. -(Искусство).
  104. А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. — 202с.
  105. Социология сегодня. Проблемы и преспективы: Американская буржуазная социология середины XX века / Общ. ред. Г. ВДЭсипова. М.: Прогресс, 1965. — 684с.
  106. Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ./ Отв.ред. И. К. Кучмаева / М., 1987. — 99с.
  107. Сумерки богов: Сборник. М.: Политиздат., 1989. — 396с.
  108. Г. О.Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.М.: Искусство, 1989. — 269с.
  109. П. Избранное. Теологиякультуры. М.: Юристъ, 1995. — 479с.
  110. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 730с.
  111. Э. Историзм и его проблемы // Лики культуры. М.: Юристъ, 1994. — 719с.
  112. А.К. История советского рока. М.:
  113. Мособлупрполиграфия дата, 1991. 126с.
  114. А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. М.: Искусство, 1991.-203с.
  115. А.К. Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии / Сост. А. К. Троицкий. М.: Книга, 1990. — 383с.
  116. Ю. Из истории стиля. В сб.: Поп-музыка. Взгляды и мнения. — JI. — М., 1977. — С. 17−18.
  117. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. -455с.
  118. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./ Общ. Ред. И послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1990. — 269с.
  119. Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. -429с.
  120. Э. Из плена иллюзий: (Как я сталкнулся с Марксом и Фрейдом): Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс, исслед.»: Перевод. -М.: ИНИОН, 19,91. 146с.
  121. Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунской, И. И. Каменович. М.: Прогресс, 1986. — 238с.
  122. Э. Психоанализ и этика: Сборник: Перевод / Вступ. ст. П. С. Гуревич. М.:Респубика, 1993. — 414с.
  123. Э. Человеческая ситуация: Пер. с англ. М.: Смысл, 1995.-239с.
  124. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. / Пер. С нидер. И премечания В.В.Ошина- М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. 458с.
  125. Й. Сочинения: В 3-х т. М.: Прогресс. Культура, 1995. — (Памятники исторической мысли).
  126. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем./ Сост. И посл.А. А. Гусейнова. М.: Прогресс, 1992. — 576с.
  127. А.И. Духовная культура современной молодежи: сущность, состояние, пути развития / Социологические аспекты / M., 1990.
  128. А. Собрание соч. в 5-ти томах. М.: Московский клуб, 1992.
  129. О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. — 303с.
  130. Эстетика: информационный подход. М.: Смысл, 1997. — 205с.
  131. Этика и идеология. Критика современных буржуазных этических концепций. М.: Наука, 1983. — 960 с.
  132. И.М. Современная культура и компьютеры. М.: Знание, 1990. — 46с.
  133. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. -М.: Республика, 1994. 527с.134. «Literature in Revolution», 1972, № 23−24.135. «Кольцо Нибелунгов» А. Ф. Лосев (Вопросы эстетики. Вып. 8.М., 1968, с.67−196).
  134. Adorno Т. Briefe und Briefwechsel. Frankfurt a. M.: Suhrkamp- 1994.-501p.
  135. Adorno Th. W. Philosophie der neun Musik, Aufl. Frankfiiurt a.M., 1958. — S.39−48.
  136. Alt. Culture. USA. An A-Z of the 90s underground and online.-N.Y.: A Guardian Book, 40p.
  137. Brade M. The sociology of youth cultures and youth subcultures. L.etc.: Routledge a Kegain Pouil. 1987. — 190p.
  138. Campebell H. Rastas and Rasistunce: From Marcus Garvey to Walter Prodney. L.: Hansin pbl, p. 145.141.- Cassirer"E. Mythischer, asthetischer und allgemeine Kunst * Wissenschaft. Hamburg, 7−9 Okt. 1930. Stuttgart, 1931.
  139. Cassirer E. Symbol, myth and culture: Essays a. lectures of Ernst Cassirer, 1935−1945 /Ed. By D.P.Verene. NewHaven- London: Yale univ. Press, 1979. — XII, 304p.
  140. Culture theory: Essays on mind, self, a. emotion / Social science research council / Comm. on social a. affective develpment during childhood- Ed. by Richard A. Sheweder, Robert A. Le Vine. Repr. -Cambridge etc.: Cambridge teniv. press, 1988. — VIII, 359p.
  141. Davis S. Simon P. Reggue bloodlines. N.Y.- Garden City: Anehor books, 1977
  142. Ebanis M. The Rastafari cookbook: Itel recipes. Kingston: Antilles Book Co., 1981.
  143. Erasov B., Singh Y. The sociology of culture. M.: Progress, 1991. «. -319p.
  144. Erika Billeter. The Living Theater. Raetern and Lerning, 1969.
  145. Friedell E. A cultural history of the modern age: 3T. New York,: 1954.
  146. George N. The death of rhythm-and-blues. -New York: Pantheon baks, cop. 1988.
  147. Habermas J. Eine Art Schadensabwicklung Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1987. — 178p. ' '
  148. Hebdidge D. Subculture: the meaning of style. L.: Methuen, 1979.-193p.
  149. Heidegger M. Basic writings from Being and time (1927) to the task of thinking (1964). New York a.o., Harper & Row, 1977. -397p.
  150. Heidegger M., Nietzsche. Bd 1−2, Stuttg., 1961.
  151. Horkheimer M. Eclipse of reason. N. Y., 1947, p. VII.
  152. Jasper Tony. Understanding Pop. London, 1972.
  153. Jones S. Black culture, white youth: the Reggae tradition from JA to UK. L. etc.: Macmillan education, 1988.
  154. Literature in Revolution, 1972, № 21.
  155. Marcus G. Mystery train: Images of America in rock’n’roll music -London etc: Omnibus press, 1977. XII, 279, 9.p.
  156. Marcuse H. One dimensional man. Studies in the ideology of advanced industrial society. Boston: Beacon Press, 1964, — p.35.
  157. Moles A. Information und Redundanz in Kunst und Kybernetik Schauberg, 1968.
  158. Nettieford R. Caribean cultural identity: The case of Jamaica: An essay in cultural dynamics. Los Angeles, 1979. — P.64.
  159. Nettleford.R. Caribbean cultural identity: The case of Jamaica: 1979 -320p.
  160. Read H. Art and Alienation., London, p.30.
  161. Read H. Art and sociaty. By Herbert Read. London, Faber & Faber, 1945. XV, 152p.
  162. Read H. The meaning by art. Baltimore (Maryland, 1963. — 197p.
  163. Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the tehnocratic society and the youthful opposition. N.Y., 1969.
  164. Rothchild J.& W. The children of the counterculture. Doubleday, 1976.-207p.
  165. Semaj L.T. Rastafari: from religion to social theory // Ibid. 217p.
  166. Senghor L.S. On African socialism, N.Y. L., 1964.
  167. Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica: A study of race a. class conflict // Social forces: Baltimor, 1955. — Vol.34, № 2. — 308p.
  168. Smith M.G., Auigier R., Nettleford R. The Ras Tafari Movement in Kibgston, Jamaics. Mona: Inst, of soc. and econ. Research, 1960.-267p.
  169. The New left. Six critical essays on Che Guevara, Jean-Paul Sartre, Herbert Marcuse, Frantz Fanon, Black Power, R.D.Laing. Ed. by Maurice Cranston, The Library Press, New York, 1971, — p.210.
  170. Trachtenberg A. Kulture and rebellien. Dilemmas of radical theachers. «Dissent», 1969.• 174. Uber Theodor Adorno Fr. a. M., 1968.
  171. Williams D. About hippies. New York, 1970.
  172. Winders J. A. Reggae, Rasnafarians and Revolution: Rock Music in the Third World // J. of popular culture. Bowling Green (Ohio), 1983.-Vol. 17, N 1.-P.70.
Заполнить форму текущей работой