Финансовая инфраструктура обеспечения инвестиционной привлекательности региона
Теоретическая значимость работы заключается в разработке единого подхода к исследованию финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности региона, что проявляется не только в системном анализе потенциала финансовых институтов, но и в оценке потенциала населения, предприятий и организаций, бюджетно-налогового потенциала. Практическая значимость исследования состоит… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты формирования и оценки финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности региона
- 1. 1. Взаимосвязь элементов, характеризующих инвестиционную привлекательность региона
- 1. 2. Роль финансовой инфраструктуры в формировании инвестиционной привлекательности региона
- 1. 3. Ключевые элементы финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона
- Глава 2. Состояние и перспективы развития финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона
- 2. 1. Институциональные аспекты развития финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона
- 2. 2. Участие финансового потенциала населения и организаций в развитии финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона
- 2. 3. Бюджетно-налоговый потенциал региона как элемент развития финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности
- Глава 3. Совершенствование финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга
- 3. 1. Опыт Санкт-Петербурга в области повышения инвестиционной привлекательности
- 3. 2. Направления развития государственных финансовых институтов и инструментов обеспечения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга
- 3. 3. Создание условий для эффективного участия финансового потенциала населения, организаций и бюджетно-налогового потенциала в развитии инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга
Финансовая инфраструктура обеспечения инвестиционной привлекательности региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Конкурентная борьба за дефицитные инвестиционные ресурсы, как между странами, так и внутри отдельных стран усиливается с каждым годом. Привлечение инвестиций рассматривается как один из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также способствующих ее интеграции в мировые производственные процессы. Их приток может ускорить развитие предприятий, создать новые рабочие места, привлечь передовые технологии и стимулировать их распространение в смежные отрасли. Это, в свою очередь, ставит серьезные вызовы, связанные с разработкой и проведением сложных и комплексных мер, направленных на развитие инвестиционной привлекательности России и ее регионов, как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.
Несмотря на периодическое оживление инвестиционной активности, начиная с 1990;х гг. в России наблюдается недостаток инвестиционных ресурсов. По итогам 2011 г. инвестиции в основной капитал в России выросли на 6,2%, таким образом, их доля в ВВП составила 19,4%. В то же время по оценкам Минэкономразвития России для обеспечения задач модернизации российской экономики необходим рост инвестиций до уровня 25% ВВП к 2015 г. и далее до 30%. Чтобы К добиться такого роста потребуется как национальный, так и иностранный капитал, в частности, долгосрочные прямые инвестиции.
Несмотря на пристальное внимание ученых к данному вопросу, глубина и сложность проблемы в динамично изменяющихся условиях развития мировой экономики требует проведения дополнительных теоретических исследований на предмет повышения эффективности функционирования элементов финансовой инфраструктуры, участвующих в обеспечении инвестиционной привлекательности территории.
Мировая и российская практика предлагает немало финансовых институтов и инструментов развития, однако эффективность их работы на примере нашей страны свидетельствует о необходимости глубокого научного анализа.
Ключевая роль в процессе развития инвестиционной привлекательности принадлежит субъектам РФ, однако в настоящее время не более 10% регионов оцениваются инвесторами как регионы, создающие комфортную, дружественную среду для инвестора. Президент РФ Д. А. Медведев в рамках своего выступления 2 февраля 2010 г. на совещании по проблемам инвестиционного климата в России отметил, что «создание комфортных условий для инвесторов является, по сути, главной задачей, которую пока мы не решили.» [182].
Очевидно, что инвестиционная привлекательность территории складывается из множества составляющих элементов, имеющих разнообразный характер: экономический, ресурсно-сырьевой, политический, социальный, культурный и др. Особое место в формировании инвестиционной привлекательности региона занимает ее финансовая составляющая, представленная финансовой инфраструктурой инвестиционной привлекательности региона. Усилия субъектов РФ должны быть сконцентрированы в первую очередь именно на развитии финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности в связи с ее высокой значимостью для потенциальных инвесторов, а также возможностью ее модернизации в среднесрочной перспективе на региональном уровне (в отличие от других составляющих инвестиционной привлекательности территории).
На наш взгляд, Санкт-Петербург потенциально может конкурировать с зарубежными городами и регионами, имеющими на данный момент более высокий уровень инвестиционной привлекательности. В этой связи в числе первостепенных задач Санкт-Петербурга должно быть совершенствование финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности, которая будет способствовать поступлению в город дополнительных финансовых ресурсов, ускорению его развития и, в конечном итоге, повышению качества жизни горожан.
Степень разработанности научной проблемы. Вопросы повышения инвестиционной привлекательности РФ и ее субъектов достаточно широко освещены в научной и периодической литературе, на страницах в сети Интернет, в выступлениях Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей регионов. В настоящее время наиболее активно обсуждаются проблемы законодательного регулирования инвестиционной деятельности, сокращения административных барьеров. Попыткой решения данных проблем стали представленная в 2011 г. Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, а также разработанный AHO «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» на ее основе проект Стандарта деятельности исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Теоретическим и методологическим проблемам изучения региональных инвестиционных процессов, взаимосвязи элементов, характеризующих инвестиционную привлекательность региона, посвящены работы таких отечественных исследователей как И. В. Гришиной, Н. И. Климовой, Г. А. Марченко и О. Н. Мачульской, И. И. Ройзмана, А. Г. Шахназарова, Е. Г. Ясина и др. Вопросы развития инвестиционной привлекательности также изучаются международными финансовыми институтами, такими как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, а также рейтинговыми и консалтинговыми компаниями.
Существующие отечественные и зарубежные литературные источники подробно исследуют отдельные элементы финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона. В частности, особенностям деятельности различных финансовых институтов посвящены работы Г. Н. Белоглазовой, В. А. Кабашкина, Д. С. Кидуэлла, Р. В. Колба, О. И. Лаврушина, Р. Левина, В. Н. Лисицы, Я. М. Миркина, Ф. С. Мишкина, А. С. Новоселова, Дж. Ходжсона и др. Бюджетно-налоговый потенциал территории исследовали В. В. Бочаров, О. В. Врублевская, Е. С. Вылкова, Ж. Г. Голодова, Н. Г. Иванова, М. И. Канкулова, В. Г. Пансков, М. И. Попова, М. В. Романовский и др. Вклад в разработку теоретических и практических вопросов финансового потенциала населения России, в частности в области исследования сбережений населения с позиции их трансформации в инвестиции, внесли Н. Р. Геронина, В. К. Гуртов, Ю. В. Мелехин и др.
Высоко оценивая результаты, достигнутые в работах вышеперечисленных и других авторов, необходимо вместе с тем отметить отсутствие комплексных исследований по вопросу формирования и развития финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности, в особенности на региональном уровне. Дискуссионной остается понятийная характеристика, поэлементное структурирование, концептуальная организация и механизм развития финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона. Недостаточно полно, фрагментарно исследованы региональные аспекты финансовой инфраструктуры, практические основы ее государственного регулирования и совершенствования в условиях обострившейся конкурентной борьбы за инвестиционные ресурсы.
Недостаточная степень разработанности указанных проблем и их актуальность обусловили выбор темы диссертации, постановку ее цели и задач.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертации заключается в исследовании ключевых элементов формирования финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности региона и разработке направлений их совершенствования на примере Санкт-Петербурга.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
— определить содержание понятия «финансовая инфраструктура инвестиционной привлекательности региона» и выявить ее роль в развитии инвестиционной привлекательности региона в целом;
— систематизировать существующие подходы к оценке финансовых аспектов инвестиционной привлекательности территории и на этой основе определить структуру финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности, позволяющую комплексно проанализировать ее состояние и выработать направления дальнейшего совершенствования;
— раскрыть специфику функционирования и развития финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности на национальном и региональном уровнях;
— дать рекомендации по устранению существующих диспропорций и негативных тенденций в области развития финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности, характерных как для России в целом, так и для Санкт-Петербурга в частности, а также предложить методики оценки ее ключевых элементов для своевременной диагностики эффективности их функционирования;
— оценить состояние финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, дать рекомендации по развитию ее элементов и созданию недостающих институтов и инструментов.
Объектом исследования являются элементы финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности региона (как субъекта Российской Федерации).
Предметом исследования является совокупность отношений, возникающих в процессе формирования и развития финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности региона.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области инвестиций, региональных инвестиционных процессов, функционирования элементов финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности. Методологической базой исследования послужили диалектический подход, системный метод исследования, сравнительный анализ, табличные и графические приемы, статистические методики анализа данных.
Информационную базу диссертационной работы составили федеральные и региональные законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности, данные, характеризующие результаты функционирования финансовых институтов, доклады и информационные материалы органов государственного управления (Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, Минфина России, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам РФ и др.) и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, материалы Федеральной службы государственной статистики, данные рейтинговых агентств и консалтинговых компаний, а также публикации в периодических изданиях и сети Интернет.
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Область исследования диссертации соответствует требованиям паспорта ВАК Минобр-науки РФ по специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит»: пл. 1.4 «Финансы инвестиционного процесса, финансовый инструментарий инвестирования», 1.6 «Развитие региональной финансовой системы, ее отличительные особенности, проблемы интеграции в национальную и международную финансовые системы».
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке единого подхода к исследованию финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности региона и определении комплекса мероприятий по ее совершенствованию на примере Санкт-Петербурга.
К наиболее существенным положениям диссертации, содержащим научную новизну, относятся следующие достижения:
1. Определено содержание понятия «финансовая инфраструктура инвестиционной привлекательности региона» как совокупности элементов, характеризующих обеспеченность региона финансовыми ресурсами, институтами и инструментами, а также доказано, что финансовая инфраструктура играет существенную роль в обеспечении инвестиционной привлекательности региона.
2. Разработан и обоснован единый подход к исследованию финансовых аспектов инвестиционной привлекательности региона, который заключается в выделении следующих элементов финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона: потенциал действующих в регионе финансовых институтов, финансовый потенциал населения, бюджетно-налоговый потенциал региона, финансовый потенциал функционирующих в регионе предприятий и организаций.
3. Выявлена на национальном и региональном уровнях проблематика, связанная со степенью развития нормативно-правовой базы, действующими институтами, инструментами и механизмами, системой оценки эффективности деятельности, а также результатами практической деятельности, по каждому из элементов финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона.
4. Разработаны методики оценки эффективности деятельности ключевых институтов финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона, даны рекомендации по устранению существующих негативных тенденций их функционирования, характерных как для России в целом, так и для Санкт-Петербурга в частности.
5. Проведена оценка эффективности функционирования ряда институтов, участвующих в формировании финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, даны конкретные рекомендации по развитию существующих финансовых институтов и инструментов, а также созданию недостающих, в частности — Агентства по привлечению инвестиций Санкт-Петербурга, Инвестиционного фонда Санкт-Петербурга в порядке к опережающего правового регулирования.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке единого подхода к исследованию финансовой инфраструктуры обеспечения инвестиционной привлекательности региона, что проявляется не только в системном анализе потенциала финансовых институтов, но и в оценке потенциала населения, предприятий и организаций, бюджетно-налогового потенциала. Практическая значимость исследования состоит в разработке методик оценки эффективности деятельности ключевых институтов и инструментов финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности региона, в частности, особых экономических зон технико-внедренческого типа, Агентства по привлечению инвестиций, долгосрочных целевых программ, а также разработке рекомендаций по устранению существующих недостатков функционирования финансовых институтов и созданию недостающих на примере Санкт-Петербурга.
Полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения, могут быть использованы в целях развития инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, а также российских регионов в целом, а также повышения эффективности функционирования отдельных институтов и инструментов как федерального, так и регионального уровней. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть применены в законотворческой деятельности по совершенствованию норм в области осуществления инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях. Кроме того полученные результаты могут быть использованы в курсе «Инвестиции», а также в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих РФ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования и разработки докладывались на следующих научно-практических, международных конференциях, семинарах: Международный инвестиционный форум по недвижимости РКОЕз1а1е (Санкт-Петербург, 2009 г. — дискуссия «Международные и российские инвесторы: на тонком льду», 2010 г. — дискуссия «Как сегодня привлечь финансирование в девелоперские проекты?»), IV Международная научная конференция «Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики» (Санкт-Петербург, 2011 г.), XX Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2011 г.), Межвузовский семинар «Современные проблемы развития финансовых рынков» (Санкт-Петербург, 2011 г.).
Предложения и разработки в области совершенствования финансовой инфраструктуры инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, представленные в диссертации, использованы в практической деятельности Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга.
Всего положения диссертационного исследования нашли отражение в 5 опубликованных работах автора, в том числе 3 статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией исследования, целью, поставленными задачами, логикой исследования и раскрываются во введении, трех главах, заключении, списке использованных источников и литературы, приложениях. Наглядность изложения материалов диссертационного исследования обеспечивается таблицами, диаграммами и графиками.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 31. — Ст. 3824.
4. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27.11.1992 № 4015−1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. -№ 2. — Ст. 56.
5. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 17. — Ст. 1918.
6. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 19. -Ст. 2071.
7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 9. — Ст. 1096.
8. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. — № 30 (ч. II). — Ст. 3126,.
9. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. -№ 30 (ч. II).-Ст. 3127.
10. О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2011. — № 49 (ч. 5). — Ст. 7070.
11. Об Инвестиционном фонде Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.11.2005 № 694 // Собрание законодательства РФ. -2005.-№ 48.-Ст. 5043.
12. О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа: постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 780 // Собрание законодательства РФ. 2005. — № 52 (3 ч.). -Ст. 5743.
13. Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением: постановление Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 // Собрание законодательства РФ. 2007. — № 6. — Ст. 769.
14. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 10 (2 ч.). — Ст. 932.
15. Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы: постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 // Собрание законодательства РФ. 2010. — № 38. -Ст. 4834.
16. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: одобрено Правительством РФ 20.05.2010 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» Электронный ресурс. / Компания «Консультант Плюс».
17. О бюджетной политике в 2012;2014 годах: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 // Парламентская газета. -2011.-№ 32.
18. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 // Российская газета.-2010.-№ 271.23.