Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Таможенное регулирование в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципиальным новшеством второй половины XX века стало поступательное формирование модели мирового порядка, опирающейся на освоение достижений научнотехнической революции, информатики и нетрадиционных форм международного производственно-экономического и культурнополитического сотрудничества. Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
    • 1. Термины и методология исследования
    • 2. Переход от государственной монополии к либерализации внешней торговли
    • 3. Соотношение административного и экономического управления внешнеэкономическими связями
  • Глава II. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ф
  • ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. Режим управления экспортно-импортными операциями
    • 2. Участие Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях
    • 3. Перспективы развития таможенной службы

Таможенное регулирование в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие, существенно изменило ситуацию во внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешнимипрактически нарушено сотрудничество бывших стран-членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по обслуживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования международных экономических отношений.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обуславливает поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

В отечественной науке и экономической публицистике таможенному регулированию внешнеэкономических связей посвящен ограниченный круг аналитических разработок. От конца 20-х до середины 50-х годов в советской печати появилось лишь несколько статей, освещающих эту сферу деятельности. С начала 60-х годов стал издаваться журнал «Социалистический таможенный контроль», в котором публиковались материалы по отдельным практическим вопросам. Теоретических разработок по существу не было. Не восполнили этот пробел опубликованные в 1987 г. «Очерки по истории таможенной службы» Л. Н. Маркова, ставшие своеобразной инвентаризацией основных событий в этой государственно важной деятельности. Предполагалось, что в теоретическом осмыслении история таможенного дела не нуждалась, т.к. оно перекрывалось теорией государственной монополии внешней торговли, как одной из сторон централизованного управления. Сегодня актуальны труды дореволюционных мыслителей и политиков Д. И. Менделеева, С. Ю. Витте, М. Н. Соболева, М.И. Туган-Барановского, а также разработки первых и последнего десятилетий советского периода, авторами которых были Ф. Н. Горин, С. С. Дмитриев, Ю. И. Зеленский, С. А. Коновалов, А С. Круглов, П. Н. Кумыкин,.

В.Л. Поленов. А. И Потяев, В. Ю. Пресняков, В. Г. Храбсков, Ю. С. Хромов, Г. М. Чмелев, В Н. Шенаев. Среди современных работ выделяется «История таможни государства Российского -1907;1995», подготовленная ЮГ. Кисловским, опубликованная в 1995 г. и ставшая настольной книгой специалистов-таможенников и всех, интересующихся отечественной историей.

Объектом исследования является процесс таможенного регулирования в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Предметом исследования служат управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ таможенного регулирования в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

— исследовать таможенный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

— раскрыть особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей при переходе от государственной монополии к либерализации внешней торговли;

— проанализировать изменение функций таможенного регулирования;

— обосновать режимы управления экспортно-импортными операциями, стимулирующие развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг;

— обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях, разработать предложения поэтапного формирования их участниками необходимых торговоэкономических, институциональных и административно-политических структур, действующих на основе соответствующих международных норм права.

Теоретической и методологической базой исследования являются общая теория управления, современные концепции организации международной торговли, труды отечественных и зарубежных ученых, освещающие опыт развития интеграционных процессов с учетом уплотнения мирохозяйственных связей.

В качестве нормативно — правовых источников использованы: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты Государственного таможенного комитета РФ.

Новые научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:

1. Решена важная народнохозяйственная задачаобоснована концепция таможенного регулирования в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью в условиях перехода от монополии к либерализации внешней торговли, которая предусматривает: развитие функций таможенного регулирования в системе государственного управления внешнеэкономическими связями, обеспечивающее активное включение страны в международное разделение труда, государственную поддержку экспортных отраслей и предприятий-экспортеров, содействие привлечению иностранных инвестиций, развитие международной производственной кооперации, расширение информационно-аналитического, консультативного и экспертного обслуживания российских экспортеров, внедрение быстродействующей системы информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти данными таможенной статистики, эффективное участие России в либерализации международной торговли по линии ВТО и других организаций.

2. Определено содержание ключевых терминов — «таможенное дело», «таможенная политика», «таможенные режимы» в составе понятий «внешнеэкономическая деятельность», «внешнеторговая политика», «торгово политический режим», формирующих теоретическую базу таможенного регулирования и имеющих существенное значение для уточнения его специфики и места в системе государственного управления. Таможенное регулирование определяется как неотъемлемая часть, инструментарий государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

3. Обоснована новаямеждународная функция таможенного регулирования внешнеэкономических связей и определено ее содержание в условиях формирования таможенных союзов, которая должна обеспечивать развитие интеграционных процессов, углубление международного разделения труда, защиту национальных интересов при подготовке и реализации межгосударственных соглашений.

4. Обоснована необходимость перехода от выполнения преимущественно фискальной функции таможенной службы к ее участию в реализации федеральной и региональной экономической политики, посредством косвенных мер государственного регулирования, обеспечивающих развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг, активизацию структурной перестройки народного хозяйства страны.

5. Определены приоритетные меры нетарифного регулирования, выходящие за рамки таможенно-тарифной системы, которые включают: кредитование и субсидирование национального производства и экспорта товаров, импортное лицензирование, компенсационные пошлины, депозиты, санитарно-ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и другие, свойственные рыночной экономике.

6. Доказано, что первоочередными мерами усиления таможенного регулирования экспортно-импортных операций являются: уточнение тарифа, укрепление организационно — правовых основ деятельности таможенной службы, развитие взаимоотношений с региональными органами управления и отраслевыми ведомствами, повышение надежности контроля за перемещением специфических товаров, в т. ч. военной техники и вооружений, продукции двойного назначения, ядерных и делящихся материалов и др., усиление противодействия правонарушениям во внешнеторговом обороте.

7. Аргументирована целесообразность реализации индивидуальной системы внешнеторговых отношений с каждой отдельно взятой страной «ближнего» и «дальнего» зарубежья при формировании и реализации торгово-таможенной политики и определении форм участия России в международных тарифных соглашениях.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании перспективных направлений и неотложных мер решения проблем совершенствования таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, интеграции таможенной службы России со странами СНГ, развития тарифного сотрудничества со странами «дальнего» зарубежья по экспорту и импорту товаров, включения в международные торгово-экономические организации и таможенные правовые отношения.

Исследование данных проблем доведено до практических рекомендаций, которые использованы в деятельности государственных органов по регулированию внешнеэкономических связей, таможенными службами по совершенствованию форм и методов таможенного дела, а также в практике сотрудничества со странами «ближнего» и «дальнего» зарубежья.

Апробация результатов диссертационного исследования выражена в том, что основные положения и выводы работы:

— обсуждены проблемной группой на кафедре общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации;

— использованы при разработке Гармонизированной системы описания и кодирования товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности стран СНГ;

— экспериментально апробированы в работе таможенных постов;

— изложены в публикациях автора.

Структура и содержание работы обусловлены актуальными задачами совершенствования таможенного дела и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Принципиальным новшеством второй половины XX века стало поступательное формирование модели мирового порядка, опирающейся на освоение достижений научнотехнической революции, информатики и нетрадиционных форм международного производственно-экономического и культурнополитического сотрудничества. Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

В условиях существенных преобразований мирохозяйственных отношений Советский Союз столкнулся с необходимостью изменения общественного устройства и структуры производства, преодоления технического и информационного отставания от индустриальных центров мира и практически нового формулирования международных приоритетов внешнеторговой и таможенной политики.

Начавшийся с развала Советского Союза переход от административно-командной системы централизованного управления, и свойственной ей государственной монополии внешней торговли, к «максимально открытой экономике» требовал полномасштабного переустройства таможенной службы. Отсутствие заблаговременно разработанных концептуальных основ внешнеэкономической деятельности и долгосрочной стратегии экспорта и импорта товаров и услуг затруднило обновление таможенного дела.

2. Преодолевая тяготы догматического фритредерства и бесконтрольного либерализма внешнеэкономической деятельности Россия с конца 1998 г. входит в новый этап становления таможенного дела, государственного регулирования внешней торговли и участия в международных торгово-таможенных организациях, особенности которого обуславливают необходимость высокопрофессиональной, подробно детализированной проработки проблем международного сотрудничества как геополитического, так и отраслевого характера. В этой работе должны учитываться интересы российских производителей и потребителей продукции и услуг с нюансированным пониманием позиций и подходов любых зарубежных партнеров без схематического деления их на «ближних» и «дальних» и без формальных доводов и требований отказа от собственных интересов, от кого бы они не исходили.

Сложившаяся на предыдущих этапах фискальная ориентация таможенного дела должна быть изменена в пользу политики, нацеленной на решение по меньшей мере трех групп стратегических проблем:

• стимулирования национального ресурсосберегающего экспорта товаров и услуг за счет соответствующих законодательных мер, включающих финансовую, организационно-техническую поддержку из средств федерального и региональных бюджетов;

• использования возможностей дифференцированной тарифной политики по отношению к различным странам и видам продукции и услуг с особым вниманием к протекционизму отечественных производств (товаров, работ, услуг), имеющих реальные шансы выйти на рынки зарубежных партнеров, а также отраслей, увядание которых влечет неблагоприятные социальные последствия и наносит урон безопасности;

• достойного и взаимовыгодного участия России в либерализации международной торговли по линии ВТО или других организаций (в т.ч. ООН) и в таможенных союзах, создаваемых по инициативе отдельных групп стран или самой России.

3. Несовершенство действующего законодательства объективно сдерживает возможности таможенно-банковского валютного контроля.

Необходимо завершить формирование нормативной базы, требуемой для качественного таможенного оформления перемещаемых товаров и повышения полноты взимания таможенных платежей в федеральный бюджет, а также создать систему обеспечения федеральных органов исполнительной власти информацией по таможенным правилам и статистике.

4. При новом курсе становления регулируемой рыночной экономики России в центре внимания федеративных, региональных и местных органов власти в постоянном сотрудничестве с центральными и низовыми (периферийными) структурами таможенной службы должны быть:

— реализация обоснованной таможенной политики, принципов и методов практического применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

— совершенствование системы правового обеспечения таможенного дела;

— разработка и внедрение в практику мер взаимодействия таможенной службы с правоохранительными органами, развитие системы обеспечения собственной безопасности;

— укрепление взаимодействия таможенных органов с транспортными организациями посредством разработки и внедрения совместных технологий, обеспечивающих осуществление эффективного таможенного контроля и оформления товаров с учетом непрерывности перевозочного процесса и необходимости сокращения простоя транспортных средств;

— разработка и внедрение в практику механизма взаимодействия таможенных органов с общественными объединениями участников внешнеэкономической деятельностиразработка и внедрение быстродействующей системы информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти данными таможенной статистики;

— укрепление кадрового потенциала таможенных органов и социального статуса их сотрудников;

— развитие материально-технической базы таможенных органов, в том числе строительство новых и реконструкция имеющихся служебно-производственных зданий и сооружений, обновление и модернизация вычислительной техники, а также оборудования для сбора, передачи и обработки данных, оснащение новыми техническими средствами таможенного контроля, создание ведомственной системы специальной оперативной связи.

5. Приоритетными направлениями развития и совершенствования таможенного дела, являются:

— приведение действующей нормативной базы таможенного дела в соответствие со стандартами, принятыми в международной практике, с учетом предстоящего вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и присоединения к основным международным соглашениям в области таможенного дела, а также разработка рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов государств — участников Таможенного союза;

— завершение создания материально-технической базы таможенных органов, создание таможен и таможенных постов, специализирующихся в области контроля за перемещением специфических товаров (делящихся и радиоактивных материалов), государственных контрольных служб международных автомобильных перевозок на границе;

— завершение реализации мероприятий, направленных на укрепление социального статуса и социальной защищенности работников таможенных органов, улучшение условий и охраны труда;

— всемерное содействие формированию, укреплению и расширению Таможенного союза стран-участниц Содружества Независимых Государств;

— повышение надежности таможенного контроля за перемещением специфических товаров, в частности вооружений и военной техники, товаров двойного назначения, ядерных и делящихся материалов, исчезающих видов флоры и фауны, произведений интеллектуальной собственности;

— обеспечение эффективного пресечения особо социально и экономически опасной контрабанды (оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, предметов старины и искусства).

— совершенствование таможенного оформления ручной клади и багажа физических лиц, в первую очередь граждан государств — участников СНГ.

6. В связи с изменением роли таможенной службы в общей системе государственного административного и экономического управления ее органы должны активно участвовать в разработке таможенной политики и в первую очередь в постоянной актуализации Таможенного тарифа Российской Федерации, призванного в конечном итоге стать единственным экономическим регулятором экспортно-импортных операций, и нетарифных ограничений в части их функций охраны здоровья населения, борьбы с контрабандой и соблюдения экологической, информационной и оборонной безопасности. В свою очередь это предполагает обеспечение надежности и полноты сбора таможенных платежей и существенного роста их поступления в федеральный бюджет, повышение эффективности противодействия таможенным правонарушениям во внешнеторговом обороте, а также иным преступлениям в сфере таможенного дела.

7. Неотложные задачи укрепления таможенной службы обуславливают необходимость: принятия новой редакции Таможенного кодекса взамен действующего, во многом списанного с западных образцов;

— уточнения роли таможенного дела и таможенной политики в реализации народнохозяйственной стратегии структурной перестройки и участия в международных интеграционных процессах;

— изменения структуры российской таможни и усовершенствования системы управления;

— развития взаимоотношений с региональными органами управления и отраслевыми ведомствами;

— укрепления кадрового состава таможенных органов.

Выполнение этих, отражающих жизненные потребности мер, повысит роль таможенного дела Российской Федерации в государственном управлении и укрепит его престиж в международном сообществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Союза ССР -М., 1929.
  2. Таможенный кодекс СССР -М., 1964.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации-М., 1993.
  4. Таможенный Устав СССР -М., 1925.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 М, 1997.
  6. Федеральный закон «О таможенном тарифе Российской Федерации». -М., 1993.
  7. Нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности: Сб. документов. М., 1995.8. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
  8. И. Валютное регулирование в России. М., Закон и право -1996.
  9. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. -М., Логос 1997 г.
  10. .Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации М., 1993.
  11. Кисловский Ю Г. История таможни государства Российского 907 -1995 М., 1995
  12. Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. М., 1987
  13. Д.И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности в связи с ее общим таможенным тарифом 1891. -Спб. 1892 г
  14. Новое в таможенном регулировании. М., 1996.
  15. Основы таможенного дела: Уч. пособие Вып. 1 Развитие таможенного дела в России. М., РИО РТА 1995.
  16. Основы таможенного дела: Уч. пособие Вып. 2 М., РИО РТА 1995.
  17. Основы таможенного дела: Уч. пособие Вып. ЗМ., РИО РТА 1995.
  18. M. Jl. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации: Управление, организация, регулирование и контроль. М., 1994 г.
  19. В.Ю. Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. М., РИО РТА 1996.
  20. В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе. М., РИО РТА 1996.
  21. Таможенные правила. Вып. 2 М., Инфоюрсервис 1996
  22. Теория, методология и практика таможенного дела. М., РИО РТА 1996
  23. В.Г. Таможня и закон. М., 1975
  24. H.H. Протекционизм и свобода торговли. М., 1924
  25. Шапошников Н. Н Таможенная политика России до и после революции М., — Л., 1924.
  26. C.B. Механизм регулирования международной торговли : нормы и правила ГАТТ. М., 1991
  27. А.Н. Постижение. Захаров — Вагриус 1998
Заполнить форму текущей работой