Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационное обеспечение технического регулирования как инструмент защиты прав потребителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что эволюция хозяйственных связей, глобализация экономики, ускорение научно-технического прогресса привели к значительному повышению роли стандартизации в обеспечении качества продукции и одновременно значительно повысили роль технического регулирования в защите прав потребителей. Разработанные в исследовании методы и модели защиты прав потребителей с помощью рационального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Генезис и развитие практики использования стандартизации в интересах защиты прав потребителей
    • 1. 2. Уточнение понятийного аппарата защиты прав потребителей
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Классификация нормативно-правовых документов в области технического регулирования с точки зрения защиты прав потребителей
    • 2. 2. Развитие системы подтверждения соответствия в интересах потребителей
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
    • 3. 1. Информационная поддержка участия ассоциаций потребителей во всех стадиях жизненного цикла нормативно-правовых документов в области технического регулирования
    • 3. 2. Формирование единой инфраструктуры доступа к системе знания в области потребительских аспектов технического регулирования
  • Выводы по главе 3

Информационное обеспечение технического регулирования как инструмент защиты прав потребителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена той ролью, которую играет информационное обеспечение технического регулирования в качественном функционировании рынка потребительских товаров и услуг, обеспечивающем эффективную защиту прав потребителей.

Перманентно нарастающая сложность, ассортимент и технический уровень продукции, глобализация промышленных и торговых связей, возрастающие требования потребителя диктуют изменение принципов, методов и механизмов функционирования рынков потребительских товаров. Расширение пространства электронного бизнеса, возрастание информационной связности пространства потребления, появление самоорганизующихся квазиэкспертных сообществ потребителей повышают степень осведомленности при покупке, снижают информационную асимметрию потребителя и производителя, смягчают негативные эффекты рекламы. Данные процессы воплощают магистральный принцип развития экономики — смену императивных форм регулирования диспозитивными.

Однако реализация потенциальных преимуществ гибкой системы саморегулирования потребительских рынков невозможна без разработки механизмов обеспечения их транспарентности, противодействующих деструктивным тенденциям, неизбежным в децентрализованной среде и определяемой возможностью оппортунистического поведения.

Особенно важно подчеркнуть, что в настоящее время роль технического регулирования, включающего в себя систему обязательных технических регламентов и добровольно применяемых стандартов качества, является значительно более широкой, чем простое нормативное обеспечение защиты прав потребителей: возможность гибкого выбора производителями соблюдаемых стандартов качества ограждает их от излишних расходов на обеспечение уровня качества, который может быть не востребован потребителями.

Однако переход от примата императивного начала к преимущественно диспозитивному регулированию отношений между производителями и потребителями по поводу качества товаров, работ, услуг предопределяет резкое возрастание требований к системе информационного обеспечения технического регулирования (СИО TP).

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется следующими основными факторами:

— расширением понятия качества продукции, включающего в себя дополнительные измерения;

— ростом количества описывающих те или иные аспекты качества стандартов, включающих международные, региональные, разнообразные проприетарные стандарты и т. д.;

— высокой динамикой развития мировой и отечественной стандартизации, определяемой ускорением инновационного развития;

— возрастанием информационных запросов потребителей, предъявляемых ими к продавцам и производителям относительно различных аспектов качества и надежности товаров;

— необходимостью дальнейшей либерализации рынков, снижения административного давления на бизнес, компенсируемого с помощью актуализации рыночных обратных связей.

Указанные факторы детерминируют необходимость развития методов и инструментов защиты прав потребителей на основе управления системой технического регулирования и его информационного обеспечения применительно к современной структуре хозяйственных связей глобальной экономики.

Степень разработанности проблемы. Проблема повышения качества защиты всего спектра потребительских интересов на основе технического регулирования рассматривается в науке в рамках различных направлений. Общая теория качества продукции сформирована в трудах A.B. Абрамова,.

C.B. Валдайцева, Б. И. Герасимова, Б. Н. Кузыка, А. Г. Медведева и других отечественных и зарубежных ученых.

Проблемам взаимосвязи важнейшего аспекта технического регулирования — стандартизации и управления качеством — посвящены работы В. Е. Деминга, Д. М. Джурана, К. Исикавы, Г. Тагути, А. Ф. Фейгенбаума, а также ряда отечественных авторов: Х. Э. Бахчисарайцева, B.C. Белых, Б. И. Герасимова, Г. А. Кабалкина, Я. Н. Ковалерчук, Г. К. Мазуркевича, В. К. Мамутова, Г. С. Певзнера, М. Л. Рахманова, A.A. Сарнэ, B.C. Шелестова, Е. М. Яковлевой, В. Ф. Яковлевой.

Риски информационного обеспечения технического регулирования во взаимосвязи с проблемой обеспечения транспарентности рынков рассматривались в трудах Г. И. Элькина, В. В. Трейера, М. И. Ломакина, A.B. Докукина, A.B. Балвановича и других специалистов этой области.

Однако при несомненной значимости приведенных работ необходимо актуализировать изучение ряда вопросов, касающихся особенностей влияния системы информационного обеспечения технического регулирования на функционирование потребительского рынка в современных условиях и методов, механизмов и стратегий защиты прав потребителей.

Актуальность проблемы, недостаточная разработанность ряда аспектов защиты прав потребителей на основе управления системой информационного обеспечения технического регулирования, с одной стороны, и большая практическая значимость защиты потребительских интересов для формирования рыночной инфраструктуры, повышения, с одной стороны, конкурентных позиций производителей качественной продукции, с другой — определяемого качеством потребления уровня жизни населения обусловили выбор темы диссертационного исследования и предопределили объект, предмет, цель и задачи работы.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по развитию методов защиты прав потребителей на основе управления системой информационного обеспечения технического регулирования.

На основе выдвинутой цели сформулированы соответствующие задачи исследования, определившие логику проведения исследования и структуру работы в целом:

— углубить и расширить понятие защиты прав потребителя, основываясь на выявлении разницы между правовым и экономическим объемом понятия;

— уточнить многоуровневую систему классификации нормативных документов в области технического регулирования по их отношению к защите прав потребителя;

— разработать элементы стратегии развития институциональной среды защиты прав потребителей, ориентированной на сочетание реактивных и проактивных мер защиты потребительского рынка;

— конкретизировать требования к функционированию системы информационного обеспечения технического регулирования в интересах потребителей;

— предложить основные направления формирования единого информационного пространства защиты прав потребителей в рамках системы технического регулирования.

Объектом исследования является система информационного обеспечения технического регулирования.

Предмет исследования — методы и механизмы защиты прав потребителей на основе управления системой информационного обеспечения технического регулирования.

Теоретическая и методологическая основа исследования. При проведении исследования использовались современные научные подходы: анализ, синтез, наблюдение, обобщение имеющегося опыта и статистических данных, метод экспертных оценок, аналитического и прогностического моделирования. Использован принцип системности и комплексные методы при изучении разрабатываемых проблем. В ходе исследования проанализированы и использованы разработки научных коллективов и отдельных ученых Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Центрального экономико-математического института РАН, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Всероссийского заочного финансово-экономического института, Государственного университета — Высшей школы экономики, Государственного университета управления и других организаций. Широко использованы ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам самоорганизации потребительских сообществ, видов экономической регуляции, роли стандартизации и механизмам информационного обеспечения технического регулирования.

Информационную базу исследования составили: нормативные правовые акты Российской Федерациистатистические данные Федеральной службы государственной статистики, других организаций и изданийнаучные работы отечественных и зарубежных ученых по разрабатываемой проблематикемонографии отечественных и зарубежных авторов. Широко использовались материалы научных конференций и семинаров, периодической печати, данных, опубликованных в нормативных документах, электронных средствах информации.

Научная новизна работы заключается в решении научной задачи разработки теоретико-методического инструментария защиты прав потребителей, учитывающей расширенный спектр потребительских запросов, на основе повышения достоверности информационного обеспечения технического регулирования и минимизации рисков использования национальных, международных и корпоративных стандартов.

В диссертационном исследовании получены и вносятся на защиту следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

— углублено и расширено понятие защиты прав потребителя, основываясь на выявлении разницы между правовым и экономическим объемом понятия: если с правовой точки зрения, преимущественно выраженной в «Законе о защите прав потребителя», от товара требуется соответствие условиям договора (формальное качество) или, в отсутствии соответствующих эксплицитных позиций договора, обычно предъявляемым требованиям к подобному продукту, то экономическое понимание расширяет объем правового, конкретизируя обычно предъявляемые требования с позиций многомерного понятия качества товара, учитывающего интересы потребителя в области функционального качества товара (стандарты, определяющие достаточное качество получаемого с помощью товара полезного результата, стандарты простоты и удобства эксплуатации, стандарты совместимости с локальной экосистемой домохозяйства и глобальными экосистемами) и интересы в области качества жизненного цикла товара (стандарты по энергопотреблениюрасширенные стандарты гарантийного и постгарантийного ремонтного обслуживания, модернизации и апгрейдастандарты по утилизации) — если в рамках правового понимания потребителю гарантируются определенные права лишь на компенсацию в случае формально некачественного товара, а права в отношении качественного ограничиваются правом на информацию до покупки, то экономическое понимание требует защиты всего комплекса интересов потребителя, возникающих на протяжении жизненного цикла товара;

— уточнена многоуровневая система классификации нормативных документов в области технического регулирования по их отношению к защите прав потребителя: а) по статусу обязательности — технические регламенты, содержащие безусловно обязательные требования к продукции, несоблюдение которых автоматически влечет за собой ущемление прав потребителягармонизированные с техническими регламентами стандартыстандарты, прямо принятые производителемстандарты, чье соблюдение имплицитно вытекает из заявленных производителем характеристик и потребительских качеств изделиястандарты, необходимые для реализации «обычно предъявляемых требований к продукту" — стандарты, необходимые для реализации расширенных запросов потребителяб) по субъектно-территориальному признаку — месту разработки и применения (национальные, международные, стандарты иностранного государства и региональные, а также стандарты организаций) — в) по виду стандартов (метрологические, подобия, совместимости и этикета) — показана необходимость системного применения данной классификации всеми субъектами, осуществляющими функции по защите прав потребителей;

— разработаны элементы стратегии развития институциональной среды защиты прав потребителей, ориентированной на сочетание реактивных и проактивных мер защиты потребительского рынка: переход от парадигмы «адвокатского бюро» организаций по защиты прав потребителей, ориентированных на реагирование на конкретные нарушения с использованием преимущественно судебных методов, к парадигме «рыночного актора», предусматривающей их важную роль в обобщении потребительских запросов, их донесении до органов стандартизации, производителей и государственных регулирующих и антимонопольных органов, а также субъектов законодательной инициативырекомендовано создание общероссийской общественной организации по защите прав потребителей, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, имеющей достаточные информационно-аналитические возможности для защиты прав потребителей по всей территории страны;

— конкретизированы требования к функционированию системы информационного обеспечения технического регулирования в интересах потребителей: необходимо формирование целостной, клиентоориентированной системы знания в области технического регулирования, снабжающей перти-нентной информацией по всем аспектам технического регулирования следующих основных субъектов: потребителей и их ассоциациипроизводителейпродавцоворганы государственной властиюридические организациипри этом необходимо использование клиентоориентированных профилей подачи информации, зависящих от потребностей и когнитивных способностей клиентов;

— предложены основные направления построения единого информационного пространства защиты прав потребителей в рамках технического регулирования на базе глобальной, структурированной гипертекстовой базы знаний по использованию и интерпретации стандартов с точки зрения прав потребителей, основанной на парадигме web 3.0, сочетающей экспертные знания, генерируемые совместными усилиями органов по стандартизации и общественных организаций потребителей, и обобщение конкретных потребительских отзывовреализация данной задачи возможна в формате единого Интернет-портала по защите прав потребителей.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке методов решения актуальной задачи защиты прав и интересов потребителя на основе управления системой информационного обеспечения технического регулирования.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены в пяти публикациях общим объемом 3,3 п.л. (из них две в соавторстве), две из которых представлены в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, а также представлены диссертантом в докладах и сообщениях на научных конференциях и семинарах в Российском научно-техническом центре информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия, Академии стандартизации, метрологии и сертификации и ряде других вузов и научных организаций.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, содержащего 287 наименований использованной литературы.

Выводы по главе 3.

1. Реализация всех потребительских преимуществ товаров, сертифицированных по наиболее высоким добровольным стандартам качества, невозможна без радикального улучшения системы информационного обеспечения технического регулирования. Это объясняется тем, что потребитель может осознать преимущества стандартов, регламентирующих качество товара на всем протяжении его эксплуатационного цикла, только в случае транспарентности всего процесса стандартизации, сертификации, возможности установить организацию, выдавшую сертификат, получить о ней необходимые сведения, уточнить особенности сертифицируемых параметров продукта, сравнить различные системы добровольной сертификации между собой. Это требует, в первую очередь, развития подсистемы «Подтверждения соответствия» Единой информационной системы по техническому регулированию.

2. Наилучший потребительский эффект реализации послепродажных резервов качества продукции достигается, как показало исследование, когда потребители участвуют во всем процессе создания и использования тех или иных стандартов качества.

Потребительские организации могут и должны играть более важную роль в процессе стандартизации, чем индивидуальные пользователи. Эта роль должна распространяться на все стадии нормативного управления качеством. Исследование показало необходимость перехода от парадигмы «адвокатского бюро» организаций по защиты прав потребителей, ориентированных на реагирование на конкретные нарушения с использованием преимущественно судебных методов, к парадигме «рыночного актора», предусматривающей их важную роль в обобщении потребительских запросов, их донесении до органов стандартизации, производителей и государственных регулирующих и антимонопольных органов, а также субъектов законодательной инициативырекомендовано создание общероссийской общественной организации по защите прав потребителей, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, имеющей достаточные информационно-аналитические возможности для защиты прав потребителей по всей территории страны.

3. Требованием участия потребительских ассоциаций в создании нормативов качества обусловлена необходимость предоставления всем заинтересованным лицам информации о ходе обсуждения проекта стандарта. В настоящее время существует система, выполняющая данную функцию — автоматизированная информационная система (АИС) «Мониторинг НД», однако она пока рассчитана исключительно на внутреннее пользование специалистами Росстандарта и профильных технических комитетов. Поэтому необходима ее модернизация с целью предоставления доступа к единому информационному пространству всех стадий разработки стандартов заинтересованным лицам.

Заключение

1 1.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы и практические рекомендации.

1. Экономический кризис и спад потребления объясняются глубинной потребительской усталостью. Поэтому государственные меры по стимулированию спроса путем его субсидирования лишь растягивают кризис во времени, так как после отмены субсидирующих программ спрос на товары вновь резко упадет. Потребительские предпочтения сместились в сторону инвестирования средств в надежные, долговечные товары, поэтому для его поддержания важную роль играет гарантия их качества, которую могут дать развитые системы многоуровневновй добровольной сертификации на соответствие товаров, работ, услуг определенным стандартам и нормативам сортности.

2. В настоящее время сложные, высокотехнологичные потребительские товары все чаще могут выполнять свои функции только в составе комплексных систем, поэтому необходимо поощрять сертификацию на соответствие стандартам совместимости, включая совместимость с изделиями других поставщиков, совместимость со старым и обновляемым оборудованием, совместимость в рамках линейки продуктов. Поддержание совместимости по мере эволюции стандартов требует стандартов этикета для того, чтобы договариваться о пока не определенных расширениях стандарта. Добровольная сертификация товара на соответствие стандартам качества и совместимости дает обоснованную уверенность в его интеграции в единую систему жизненного пространства клиента.

3. Анализ отечественной практики проведения работ по сертификации, формирования и применения ее организационно-правовых основ в нашей стране позволяет уже на основании первого этапа современной истории стандартизации (начиная с конца 1970;х годов) можно сделать вывод о том, что ее магистральным направлением развития явилось изначальная гармонизация с международными системами, необходимая для ликвидации технических барьеров в торговле. В период либерализации экономики и радикальных рыночных реформ были созданы предпосылки для перехода ко второму этапу сертификации. Сформированные на этом этапе нормативно-правовая и организационно-методическая базы позволили не только расширить сферы деятельности по обязательной и добровольной сертификации, но и дали возможность ускоренного формирования и развития сети органов по сертификации и испытательных лабораторий. Обязательная сертификация позволила отвести угрозу поступления на российский потребительский рынок значительного количества опасной продукции, в том числе продовольственных товаров, товаров для детей, бытовой техники.

4. На третьем этапе развития (2003 г. — настоящее время) сертификация стала частью новой системы технического регулирования, сформированной Федеральным законом «О техническом регулировании». Реформирование деятельности по подтверждению соответствия предусматривает, прежде всего, преимущественное использование декларирования соответствия. Сертификацию предлагается сохранить только для особо опасной или социально значимой продукции, для зарубежных изготовителей, если у них нет представительств в России, а также для тех случаев, когда изготовитель не может самостоятельно оценить свою продукцию. Все требования к формам и схемам подтверждения соответствия включаются в технический регламент. При этом существует тенденция сокращения списка продукции, подлежащей обязательной сертификации, с целью снижения административного давления на бизнес.

5. Выбор формы обязательного подтверждения соответствия необходимо осуществлять в соответствии со схемами обязательного подтверждения соответствия, каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения участниками подтверждения соответствия.

Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, а именно:

— испытания (типовых образцов, партий или единиц продукции);

— сертификацию системы качества (на стадиях проектирования и производства, только производства или при окончательном контроле и испытаниях);

— инспекционный контроль.

Выбор схем осуществляют с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия. При этом учитывают также объективность оценки, характеризуемую степенью независимости исполнителей операции (первая или третья сторона).

6. Реализация всех преимуществ перехода к доминированию добровольной сертификации, обеспечивающей рыночное саморегулирование качества продукции на основе выбора потребителями товаров, сертифицированных по наиболее высоким добровольным стандартам качества, невозможна без радикального улучшения системы информационного обеспечения сертификации. Потребитель может осознать преимущества того или иного сертифицированного товара только в случае транспарентности всего процесса стандартизации, сертификации, возможности установить организацию, выдавшую сертификат, получить о ней необходимые сведения, уточнить особенности сертифицируемых параметров продукта, сравнить различные системы добровольной сертификации между собой. Указанные требования детерминируют необходимость построения единого информационного пространства стандартизации, сертификации и аккредитации, а также контроля и надзора.

С этой целью создана и непрерывно совершенствуется Единая информационная система по техническому регулированию (ЕИС ТР).

Исследование показало, что эволюция хозяйственных связей, глобализация экономики, ускорение научно-технического прогресса привели к значительному повышению роли стандартизации в обеспечении качества продукции и одновременно значительно повысили роль технического регулирования в защите прав потребителей. Разработанные в исследовании методы и модели защиты прав потребителей с помощью рационального использования системы информационного обеспечения технического регулирования позволяют как повысить эффективность и стабильность производства и сбыта, так и более полно соответствовать ожиданиям потребителей в сфере надежности товара, его качества и уровня совместимости с другими товарами, что позволит отечественным производителям повысить уровень конкурентоспособности, в т. ч. по сравнению с зарубежными предприятиями как на внутрирос-сийском рынке, так и при экспортных поставках. Кроме этого, рассмотренные в работе направления развития общественных организаций потребителей являются значительным шагом в развитии гражданского самосознания, повышения степени самоорганизации общества, и, тем самым, в накоплении его социального капитала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от ЗОЛ 1.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4, от 18.12.2006 г. № 230-Ф3 // СЗ РФ. 2006. — № 52. -Ч. 1.- Ст. 5496.
  3. Федеральный закон «О техническом регулировании» от2712.2002 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. -2002. № 52. -Ч. 1. — Ст. 5140.
  4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300−1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 15. — Ст. 766.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» от 17 июня 2004 г. № 294 // Российская газета, 2004. 22 июня (ред. от 06.04.2011 г.).
  6. ГОСТ 1.1−2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 08.10.2002 г. № 366-ст. Издание официальное. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.
  7. ГОСТ 5773–90 «Издания книжные и журнальные. Форматы». Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 11 июня 1990 г. № 1477-ст. Издание официальное. М.: ИПК Издательство стандартов, 1990.
  8. Рекомендации по определению эффективности работ по стандартизации // Утверждены Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1998 г. № 270.
  9. Методика оценки стоимости разработки, экспертизы национальных стандартов Российской Федерации и экономической эффективности от их внедрения // Р 50.1.058 2006.
  10. РД 50−1.625−86. «Типовое положение об отделе (подразделении) стандартизации в научно-производственном (производственном) объединении, научно-исследовательских (проектных) организациях, на предприятиях (в учреждениях)».
  11. Р 50−60 579−93. «Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия».
  12. Руководство ИСО/МЭК 2:1996. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь.
  13. ECE/STAND/17/Rev. 4. Рекомендации по политике в области стандартизации. Рабочая группа по политике в области технического согласования и стандартизации Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. ООН, Нью-Йорк, Женева, 2002.
  14. Руководство ИСО/МЭК 15:1977. Правила ИСО/МЭК, касающиеся ссылок на стандарты.
  15. Руководство по развитию 5. Развитие и организация службы стандартизации компании // ISO/Development Manual 5. Development and organization of a company standards department, 1988.
  16. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. M.: Вла-дос, 1994.-336 с.
  17. И. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  18. В.Е., Ильенкова С. Д. Экономика и статистика фирмы. М.: Финансы и статистика, 1996.
  19. И. Как преодолеть кризисы менеджмента: диагностика и решение управленческих проблем / Пер. с англ. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006.
  20. Ю. От качества до качества без лихачества / Сб. тезисов докладов международной конференции «Созвездие качества». Ялта, 2003.
  21. Ю.П., Шпер B.JL Качество: новая культура для новой Европы // Стандарты и качество, 1994. № 11.
  22. Ю.П., Шпер B.JI. Истоки статистического мышления // Стандарты и качество, 2003. № 1.
  23. Ю.П., Шпер B.JI. Контрольные карты Шухарта // Методы менеджмента качества, 2003. № 5, № 7.
  24. Ю.П., Шпер B.J1. Интерпретация контрольных карт Шухарта // Стандарты и качество, 2003. № 11.
  25. Ю.П., Шпер B.JI. На пути к статистическому управлению процессами // Методы менеджмента качества, 2003. № 3.
  26. А., Соломатин Е. CRM (Customer Relationship Management) // www.cfin.ru
  27. A.A. Инвестиционный процесс в высокотехнологичном комплексе России. М.: РГСУ, 2005. — 182 с.
  28. С.Н. Методика моделирования экономической устойчивости промышленных предприятий в современных условиях. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2000.
  29. В.Г., Парфушин М. А. Нужны стандарты на оценку последствий аварий и катастроф // Стандарты и качество, 2004. № 1. — С. 5354.
  30. Арделяну К.В. CRM по-русски // Компания, 2006. № 10.
  31. И., Теркель А., Рыбакова А. Еще раз о презумпции соответствия // Стандарты и качество, 2007. № 7.
  32. В., Лаврушенкова И. Конкурентоспособность продукции: Учебное пособие. М.: ЦНИИЭК, 1993.45. 16. Аудиты по ИСО 9001:2000 // ИСО 9000+ ИСО 14 000+ / Приложение к журналу «Стандарты и качество», 2005. № 1.
  33. Бабушкина Е.К. CRM: расставим все по местам // Управление компанией, 2006-№ 8.
  34. Г. Л., Богданова Е. Л. Маркетинг-статистика. СПб.: Питер, 1998.
  35. A.B. Повышение качества клиентских коммуникаций // Транспортное дело России, 2009. № 3.
  36. Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. — 640 с.
  37. В.К., Завлин П. Н. Нормирование в научно-технических организациях. -М.: Экономика, 1989. 127 с.
  38. С.П., Шеметов В. В. Стратегическая устойчивость предприятия. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.
  39. Д.В. и др. Управление качеством на промышленном предприятии. -М.: «Издательство «Машиностроение-1», 2006.
  40. Г. В. Интеллектуализация деятельности предприятия // Креативная экономика, 2007. № 2.
  41. Ю.Н. и др. Классификация и кодирование промышленной и сельскохозяйственной продукции. М.: Издательство стандартов, 1988. — 294 с.
  42. Ю.Н. Технические условия или стандарты организации на продукцию // Стандарты и качество, 2007. № 6.
  43. Дж. Инструменты качества. Часть 1: Использование диаграмм (блок-схем) потоков // Методы менеджмента качества, 1999. № 11. — С. 2328.
  44. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.
  45. А. Бренд // ablohin.ru/dictionary/brend.
  46. Д., Бойетт Д. Гуру маркетинга. М.: ЭКСМО, 2004.
  47. .В., Кузнецов М. А., Элькин Г. И. Качество жизни: концептуальные основания, стратегия и оценка его современного состояния // Мир стандартов, 2006. № 2(3).
  48. Большой толковый словарь официальных терминов. М.: Астрель, 2004.- 1166 с.
  49. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. — 1536 с.
  50. В.Н. Машиностроительный комплекс в воспроизводственном процессе: методология и инструментарий анализа и прогнозирования: Дисс. докт. экон. наук. М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2000. — 260 с.
  51. З.И. Методология управления экономическим развитием производства в России: Дисс. докт. экон. наук. СПб., 2001. — 345 с.
  52. В.В. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под ред. Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2004. — 399 с.
  53. А. Международные стандарты в глобальной экономике // Стандарты и качество, 2004. № 10.
  54. A.B., Дойников A.C. Краткий справочник метролога: Справочник. М.: Издательство стандартов, 1991. — 79 с.
  55. .Н., Грозовский Г. И., Макушкина С. М. Место и роль технических комитетов по стандартизации // Стандарты и качество, 2003. -№ 10.
  56. Г. Д., Марков Б. Н. Основы метрологии: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство стандартов, 1985. — 256 с.
  57. В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом, 2002. № 4.
  58. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.
  59. Э. Книжный маркетинг: Пер. с англ. СПб.: БХВ -СПб, 1999. — 336 с.
  60. C.B. Управление инновационным бизнесом: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2001.- 446 с.
  61. Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь справочник. — М.: Либерия, 2001. — 536 с.
  62. С.А. Управление качеством продукции. М.: ИНФРА-М, 2001.
  63. Введение в информационный бизнес / Под ред. В. П. Тихомирова, A.B. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 240 с.
  64. В.Г. Высшее руководство предприятий и стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: суть конфликта и его последствия // Сертификация, 2005.-№ 1.
  65. В.Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 // Стандарты и качество, 2001. № 12.
  66. В.Н., Кремянский В. Я. Унификация деталей машин. М.: Издательство стандартов, 1989. — 337 с.
  67. С.А., Балахонова И. В. Непрерывное улучшение бизнес-процессов на базе стандартов ERP и ИСО серии 9000 // Методы менеджмента качества, 2001. № 2.
  68. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.
  69. Дж., Джонс Д. Бережливое производство. М.: Альпина-Паблишер, 2004.
  70. В.Е. Повышение эффективности функционирования промышленных предприятий на основе комплексной информатизации: Дисс. докт. экон. наук. М.: РГГУ, 2004. — 408 с.
  71. Гармонизация общего европейского рынка: Директивы и соответствующие стандарты // www.rgtr.ru
  72. Гегель. Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997. — 218 с.
  73. . Бизнес со скоростью мысли / Пер. с англ. М.: Эксмо-пресс, 2001.-480 с.
  74. . Дорога в будущее: Пер. с англ. М.: Русская редакция, 1996.-312 с.
  75. .И. и др. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Под ред. Б. И. Герасимова. Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001.
  76. В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 256 с.
  77. Э.Н. Как это делаем мы. // Стандарты и качество, 2005. № 2. — С. 78−79.
  78. Э.Н. Так складывается в нашей жизни // Стандарты и качество, 2005. № 12. — С. 82−85.
  79. Л.И., Богданов М. В., Демидов И. К. Нормоконтроль. Методика и организация. М.: Издательство стандартов, 1991. — 190 с.
  80. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. -М.: Наука, 1985. 420 с.
  81. А.В. Развитие менеджмента качества наукоемкого производства: теория, практика: Дисс. докт. экон. наук. Саратов, 2005.
  82. Гэд T. 4d брендинг. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
  83. А.Н., Барабанов В. В., Судов Е. В., Шульга С.С. CALS (Поддержка жизненного цикла продукции): Руководство по применению. -М.: ГУП ВИМИ, 1999. 44 с.
  84. Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. СПб.: Питер, 2006. — 432 с.
  85. К.С. Механистическая бюрократия в современной экономике // Экономические науки, 2009. № 3(52).
  86. К.С. Смена парадигмы организационного менеджмента: субъективное заблуждение или объективная необходимость // Вестник Российской академии естественных наук, 2008. № 12.
  87. К.С. Инновационный механизм структурной трансформации организационного управления экономическими системами: Дисс. докт. экон. наук. М., 2009.
  88. А.И. Инновационная модель организационного управления интеллектуальной компанией: Дисс. докт. экон. наук. М., 2008.
  89. Ю.А., Травкин С. И., Якимец В. Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. М.: Наука, 1985. — 437 с.
  90. P.A. и др. Справочник стандартизатора. Харьков: Прапор, 1973. — 248 с.
  91. А., Павлов В. Ещё раз о результатах эксперимента СРТ-99 // http://vlp.chat.ru
  92. Юб.Ерохина Е. А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. М., 1999.
  93. А.Е., Гасанов Э. А. Стандарты и совместимость как факторы роста информационной экономики // Стандарты и качество, 2004. № 9.
  94. И.А. Интеллектуальная собственность в сфере технического регулирования // Стандарты и качество, 2008. № 6.
  95. Инновационно-технологическое развитие экономики России / Под ред. В. В. Ивантера. М.: Макс Пресс, 2005. — 592 с.
  96. Интегрированная информационная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели. М.: ООО Издательский дом «МВМ», 2003. — 264 с.
  97. Интегрированная логистическая поддержка наукоемких изделий. Концепция. М.: Минпромнауки России, 2002. — 47 с.
  98. Информационные технологии поддержки жизненного цикла машиностроительной продукции: Сборник научных трудов ЭНИМС / Под ред. А. И. Левина. М., 2003.
  99. . И. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. / Научн. ред. и автор предисловия A.B. Гличев. М.: Экономика, 1988. -215 с.
  100. А.Г., Давыдов А. Н., Барабанов В. В., Судов E.B. CALS-технологии для военной продукции // Стандарты и качество, 2000. № 3.
  101. А.К., Серова Л. С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 346 с.
  102. В.Н., Резников Б. А., Варакин Е. И. Теория систем и оптимального управления. Основные понятия, математические модели и методы анализа систем. JL: ВИИ им. А. Ф. Можайского, 1979. — 417 с.
  103. А.Н. и др. Экономический анализ системы менеджмента качества промышленного предприятия / Под ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
  104. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Олимп-бизнес, 2006. — 320 с.
  105. Е.М., Градов А. П. Экономическая эффективность концентрации и специализации производства в машиностроении: Основы теории и методики. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1983. — 216 с.
  106. Ю.В., Петросян Е. Р. Федеральная система каталогизации для федеральных государственных нужд // Альманах технического регулирования № 1 (2004/2005 гг.). Приложение к журналу «Вестник технического регулирования». М., 2005. — С. 161 — 163.
  107. Ю.В., Петросян Е. Р. Международная деятельность в области каталогизации продукции // Альманах технического регулирования № 1 (2004/2005 гг.). Приложение к журналу «Вестник технического регулирования». М., 2005. — С. 119−123.
  108. A.B. Основы каталогизации продукции. Рязань: «Русское слово», М.: Центр каталогизации и информационных технологий «Ката-лит», 2004.-217 с.
  109. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  110. Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. М.: Мир, 1982.
  111. Ким У. Чан, Моборн Р. Стратегия «голубого океана». М.: HIPPO, 2005. — 727 с.
  112. В.В. Основы проектирования реляционных баз данных. Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет), 2005.
  113. Р.П., Нагаев А. Р., Пальянов П. А., Фрайштетер В. П., Мариненков Д. В. Информационные технологии при проектировании обустройства нефтяных и газовых месторождений. Тюмень, ОАО «Гипротюмен-нефтегаз», 1998. — 157 с.
  114. А.Ф., Овсянников М. В., Стрекалов А. Ф., Сумароков C.B. Управление жизненным циклом продукции. М.: Анахарсис, 2002. — 304 с.
  115. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.: Юрист,
  116. Концепция стандартизации в условиях рыночной экономики и подготовки России к вступлению в ВТО. М.: Госстандарт России, 1998. -39 с.
  117. И.А., Карнаушкин Ю. В., Карташев A.B. Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд // Стандарты и качество, 2000.-№ 5.
  118. В.И. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: Магистр, 1997. — 48 с.
  119. Ф. Маркетинг по Котлеру: Как создать, завоевать и удержать рынок. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 296 с.
  120. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  121. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: Стратегия инновационного прорыва. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.
  122. А. Экономические механизмы: Пер. с фр. М.: Прогресс -Универс, 1993.- 161 с.
  123. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
  124. Р.З. Теория права. М.: Бек, 1994. — 224 с.
  125. Д.А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 2005. — 248 с.
  126. В.М. Межотраслевые аспекты проведения работ по каталогизации продукции // Сборник материалов 1-го межотраслевого научно-технического семинара «Актуальные проблемы развития системы каталогизации продукции». М.: Ассоциация «Норма», 1993.
  127. М. Разработка стратегии CRM: в поисках сущности управления отношениями с покупателями // www.cfin.ru.
  128. В.М. Диверсификация управления производством на промышленных предприятиях в условиях динамичного спроса: (теория, методика, алгоритмы): Дисс. докт. экон. наук. СПб., 2002. — 370 с.
  129. А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 1998.
  130. Л.Б., Ташбаев В. Э. Системный анализ в логистике. М.: Экзамен, 2002.
  131. Ю.В., Камаев Ю. П. Революция качества лифт в постиндустриальное общество // http ://www.poria.ru/files/l 18. doc
  132. C.B., Пономарев C.B., Пономарева Е. С., Евлахин Р. Н., Мозгова Г. В. История метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004.
  133. Национальная стратегия стандартизации США // www.rgtr.ru/netcatfiles/163/52/hd357ec06dbc6b8496769f00db35508ac
  134. Немецкая стратегия стандартизации //www.rgtr.ru/netcatfiles/163/52/hfclcbc636df4cb462ebda798e72c86461 153.Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей для некоммерческих организаций. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. -336 с.
  135. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей- Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов: Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004.
  136. Новая российская энциклопедия: в 12-ти т. / Редкол.: А.Д. Некипе-лов, В.И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2003. — Т. 1. — 960 с.
  137. Новый энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. — 1456 с.
  138. И.П., Кузьмик П. А. Информационная поддержка наукоемких изделий // CALS-технологии, 2002. № 8.
  139. В.П., Трудоношин В. А. Телекоммуникационные технологии и сети. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 232 с.
  140. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л. Б. Миротина и В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2000. — 200 с.
  141. В., Малая Н., Семенча И., Гудрамович В., Пецольд С. Что показал эксперимент СРТ-99 // http://vlp.chat.ru
  142. А.И. Теория проектирования новой техники: закономерности техники и их применение. М.: Информэлектро, 1991.
  143. В.М. Научно-методические основы стандартизации. -СПб.: Астерион, 2007. 264 с.
  144. Приватизация интеллекта (интервью, взятое у И. Клебанова журналистами Д. Медниковым и А. Хазбиевым) // Эксперт, 2003. № 1 (13 января).
  145. A.M. Интеллектуальная собственность: учет, налоги, аудит (практическое пособие). Вологда: Ардвисура, 1998.
  146. C.B. Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования // Стандарты и качество, 2003. № 10.
  147. C.B. Стандарты и технические регламенты: диалектическое единство // Стандарты и качество, 2008. № 5.
  148. . Стратегический учет для руководителя. М.: Юнити, 1998.
Заполнить форму текущей работой