Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обрядовая поэзия лакцев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У разных народов в зависимости от характера хозяйственной деятельности в разное время на первое место выдвигались различные виды обрядовой поэзии. Семейная обрядовая поэзия в главных чертах у народов Кавказа, в том числе и у дагестанцев, почти однотипна. Но у разных народов Дагестана обрядовая поэзия при всей своей схожести имеет свои специфические особенности. У народов, у которых основным… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА. X
  • Календарно-обрядовый фольклор лакцев
  • ГЛАВА XX.
  • Семейно-бытовой обрядовый фольклор
  • ГЛАВА XXX.
  • Обрядовая поэзия и лакская
  • литература

Обрядовая поэзия лакцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обряды и обрядовый фольклор являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторически обряды, праздники, обычаи всегда являлись одной из этнических характеристик, воспринимаемых народом как специфическое. Они вызывали большой интерес исследователей народного быта своей яркостью и самобытностью. В них проявляются изначальные представления народа о жизни, об окружающем мире, древнейшее художественное мышление, образ жизни и духовные интересы.

Календарные обряды и обрядовая поэзия давно привлекают внимание этнографов, историков, фольклористов и писателей. Обряды и обрядовая поэзия были тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека, порождались трудовой практикой и сопутствовали ей. Основным занятием горских народов Дагестана издавна были земледелие и скотоводство. Лакская календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древние взгляды на природу и попытка воздействовать на нее, сказались повседневные думы и заботы горцев о хлебе, об урожае, от которого зависела их жизнь и благополучие. В жизни патриархального горского аула обряды календарные, семейные и связанная с ними поэзия занимали существенное место.

Консервативные по своей природе обряды и обрядовая поэзия донесли до нас рудименты далекого прошлого. Они помогают понять и воссоздать особенности социальных институтов и семейных отношений в родовом и феодальном обществе. Необходимо отметить, что обряды и обрядовая поэзия дают материал для изучения народного мировоззрения и его верований. Можно сказать, что обряды и обрядовая поэзия — важный исто-рико-зтнографический и фольклорный источник.

Всестороннее глубокое изучение обрядов и обрядовой поэзии, анализ их зависимости от факторов и места поможет разрешению многих вопросов, касающихся происхождения тех или иных обычаев и песен, форм их бытования, их обусловленности этническим развитием и этнической спецификой, укажет на определенные этногенетические связи, позволит проникнуть в лабораторию творений народа — создателя обрядов и поэзии.

У разных народов в зависимости от характера хозяйственной деятельности в разное время на первое место выдвигались различные виды обрядовой поэзии. Семейная обрядовая поэзия в главных чертах у народов Кавказа, в том числе и у дагестанцев, почти однотипна. Но у разных народов Дагестана обрядовая поэзия при всей своей схожести имеет свои специфические особенности. У народов, у которых основным занятием было земледелие, естественно, наибольшее развитие получила аграрная обрядовая поэзияу тех народов, которые были связаны в основном со скотоводством, на первый план выдвигается поэзия скотоводова у тех, которые были связаны в основном с охотой, доминируют охотничьи песни и т. д.

Так, например, в абхазском фольклоре календарно-земледельческая поэзия занимает незначительное место. Обряды, связанные с земледелием и скотоводством, как правило, не сопровождаются особыми, созданными специально для этого случая песнями или иными произведениями, а ограничиваются лишь молитвами, словесными формулами общего характера, произносимыми иногда жрецом, но чаще хозяином, главой семьи и обращенными к покровителям различных отраслей хозяйства.

Для абхазов, как и многих других горцев Кавказа, до недавнего времени охота оставалась одним из излюбленных занятий, а в глубокой древности она была несомненно основой всей хозяйственной деятельности1.

У лакцев, как у земледельческого народа, сильно развита календарная обрядность. Начиналась она с зимнего солнцеворота и кончалась осенним равноденствием.

В календарной и семейной обрядности песня была художественным объяснением коллективного действия обряда, была тесно связана с этим действием, без него не мыслилась и была непонятна. Без представления о внепесенных связях песни с обрядом нельзя решать вопрос о происхождении песенной символики и песенного параллелизма.

Лакские обряды и обрядовая поэзия оказали заметное влияние на произведения лакских писателей. В них мы то и дело сталкивались не только с обрядами, но и обрядовыми песнями и их образами.

Календарные и семейные обряды народов Дагестана, связанная с этими обрядами поэзия освещались в трудах историков, этнографов P.M. Магомедова, С. Ш. Гаджиевой, A.A. Алиева, С. С. Агашириновой, М. А. Агдарова, А. Г. Булатовой, М.М.

1 Салакая Ш. Х. Обрядовый фольклор абхазов // Фольклор и этнография (обряды и обрядовый фольклор). — Л.: Наука, 1974. — С. 19 -26.

Ихилова, S.A. Никольской, Б. М. Алимовой, К. Э. Курбанова и др.

Ценные сведения о календарных обрядах и свадебных обычаях народов Дагестана находим в коллективных трудах этнографов, фольклористов: «Семейный быт народов Дагестана в XIX — XX вв.», «Современная культура и быт народов Дагестана», «Быт сельского населения Дагестана (XIX — начало XX вв.)», «Календарь и календарные обряды народов Северного Кавказа», «Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа», «Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа», «Магическая поэзия народов Северного Кавказа», «Брак и свадебные обычаи народов в XIX — начале XX в.», «Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана» и др., изданных в разные годы ИИЯЛ ДНЦ.

Некоторые жанры календарной и семейно-обрядовой поэзии освещаются в работах Ф. И. Вагабовой «Формирование лезгинской национальной литературы» (Махачкала, 1970), С.Ш. Гад-жиевой и A.M. Аджиева «Похоронный обряд и причитания кумыков» (в книге «Семейный быт народов Дагестана в XIX — XX вв.- Махачкала, 1980), М. М. Курбанова «Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана» (Махачкала, 1986), его же «Душа и память народа» (Махачкала, 1996), З. А. Магомедова «Даргинская народная лирика"(Махачкала, 1983) и др.

Вопрос о жанрах обрядовой поэзии затрагивался в ряде исследований, но этот вопрос остался не в достаточной мере изученным. Нет еще конкретных трудов, детально разрабатывающих вопросы жанров обрядовой поэзии. Работа Х. М. Халило-ва «Региональная общность лирики народов Дагестана и Северного Кавказа», анализирующая и обрядовый фольклор в жанровом плане, существует в рукописи и ждет своего издателя. Нас интересует природа обрядовой поэзии, состоящей из двух разножанровых и разноплановых типа: календарно-обрядовой и семейно-бытовой обрядовой поэзии.

Первый тип обрядовой поэзии, можно сказать, носит коллективный характер. Второй тип, в котором принимает участие определенная группа людей — родственников, знакомых, приглашенных, — носит узкосемейный характер.

Обрядовый фольклор исследовался в трудах фольклористов A.M. Аджиева, Х, М, Халилова, С. М. Хайбуллаева, З.А. Магоме-дова, Ф. И. Вагабовой, A.M. Ганиевой, Ф. О. Абакаровой, Ф. З. Абакаровой, М.М. Курбанова1 и других. Но о влиянии жанров обрядовой поэзии на процесс возникновения и развития литературы нигде не говорилось. Проблема взаимодействия фольклора и литературы — сложна и многопланова, ее решение под силу лишь только коллективу исследователей. Мы обращаемся лишь к одному аспекту — взаимодействию фольклорной обрядовой поэзии и литературы. Проблема эта рассматривается в.

1 Абакарова Ф. З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании. -Махачкала, 1988; Абакарова Ф. О. Кубачинский фольклор. — Махачкала, 1996; Аджиев A.M. Кумыкская народная лирика. — Махачкала, 1984; Его же: Изучение кумыкского фольклора в школе. — Махачкала, 1981; Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы. — Махачкала, 1970; Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. — Махачкала, 1976; Ее же: Общность и национальное многообразие" дагестанских календарно-обрядовых песен (зимне-весенний цикл) // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. — Махачкала, 1988; Курбанов М. М. Душа и память народа (жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция). — Махачкала, 1996; Магомедов З. А. Даргинская народная лирика. — Махачкала, 1990; Его же: Поэтика песенной лирики народов Дагестана. — Махачкала, 1991; Хайбуллаев С. М. Аварская народная лирика. — Махачкала, 1973; Халилов Х. М. Народы Дагестана // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. — Махачкала, 1985; Его же: Общее и специфическое в календарной поэзии летне-осенней обрядности народов Дагестана // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. — Махачкала, 1986. специальной главе диссертации на примерах творчества поэтов-импровизаторов и современных писателей-прозаиков, обратившихся к жанрам обрядовой поэзии.

Актуальность темы

объясняется, в первую очередь, неразработанностью проблемы фольклорных жанров обрядовой поэзии лакцев. Актуальность избранной темы диктуется также и отсутствием в науке о лакской литературе и фольклоре исследований, разрабатывающих взаимосвязи фольклора и литературы на материале обрядовой поэзии. Изучение влияния лакского фольклора на развитие лакской литературы осуществлялось лишь частично. Газетные и журнальные статьи на эту тему ограничивались лишь показом тех или иных образов либо изобразительно-выразительных средств, взятых из фольклора тем или иным писателем.

Творчество отдельных писателей представляет благодатную почву для выявления особенностей влияния обрядового фольклора лакцев на творчество лакских поэтов и писателей.

Степень изученности. Теоретически в достаточной мере разработанной классификации жанров народного творчества до сих пор нет. Существующие в фольклористике названия и определения фольклорных жанров созданы или на основе критериев, принятых в литературоведении, или же с учетом собственно фольклорной специфики.

Лакский поэт и драматург Муэддин Чаринов народные песни делит на старинные песни (эпические) и частушки (шаммарду), но при этом понятие «жанр» им не использовано.

Попытка теоретически подойти к решению данной проблемы в дагестанской фольклористике содержится в работе Х. М. Халилова «Песенные жанры фольклора народов Дагестана"1. Он выделяет в дагестанской обрядовой поэзии следующие жанры: в земледельческой обрядовой поэзии — песни-заклинания, песни-величания, песни гадальные, песни-призывыв свадебной обрядовой поэзии — величальные песни, песни-насмешки, песни-наставления, песни-загадки, свадебные плачи, прощальные песни.

Исследователь аварской народной лирики С. М. Хайбуллаев в аварском устно-поэтическом творчестве выделяет следующие песенные жанры: календарно-обрядовая поэзия, свадебные песни, колыбельные песни, песни-причитания, народная баллада, лирические песни2.

Фольклорист A.M. Ганиева в народной лирике лезгин выделяет следующие жанры: календарно-обрядовая поэзия, свадебные песни, плачи и причитания, четверостишия-манияр3.

Специально становлению и развитию жанров посвящена кандидатская диссертация A.A. Алихановой «Даргинская лирика"4. В работе автор, не выделяя обрядовые жанры, исходя из народных терминов, бытующих издавна, указывает на следующие жанры: «хабкуб», «далай», «деза», «какари (луала, чиллай)», «лайла (гардла далай)». «Хабкуб», можно сказать, соответствует лакскому термину «шамма» — четверостишия. «Далай» соответственно лакскому термину «балай» означает «песня». «Деза» — своеобразный жанр восхваления, соответствующий в.

1 Халилов Х. М. Песенные жанры фольклора народов Дагестана // Жанры фольклора народов Дагестана. — Махачкала, 197 9. — С. 5−25.

2 Хайбуллаев С. М. Аварская народная лирика. — Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1973.

3 Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1976.

4 Алиханова A.A. Даргинская лирика. Автореф. дис.. канд. Филол. наук. — М., 1968. определенной степени термину «ода». «Какари» — даргинское название плача, причитаний. «Лайла» означает колыбельные песни.

A.M. Аджиев в работе «У золотых родников» отмечает аграрный характер кумыкских обрядовых песен, но, анализируя обрядовые песни вызывания дождя и солнца, он не определяет их жанр. Из числа весенних обрядов A.M. Аджиевым исследован праздник «Навруз-байрам», из осенних обрядов — «Гюдюрбай», который имеет и другие названия в различных микрорегионах кумыков. Из семейно-обрядовых песен внимание акцентируется на свадебных песнях-загадках, шуточных песнях, исполняемых сторонами то жениха, то невесты. Причитания названы исследователем жанром похоронной обрядовой поэзии, в котором проявилась специфика хозяйственной деятельности кумыков1.

В работе «Кумыкская народная поэзия» A.M. Аджиев, изучая кумыкское устное поэтическое творчество, говорит о размытости строгих жанровых границ причитаний, проклятий и благопожеланий.

Исследователь фольклора народов Дагестана З. А. Магомедов в труде «Поэтика песенной лирики народов Дагестана» обрядовую поэзию относит к числу древних видов фольклора, упоминает песни встречи весны, заклинания солнца, вызова дождя, а также останавливается на причитаниях, связанных с обрядом похорон1.

Изучая жанровую систему табасаранского фольклора и ее.

1 Аджиев A.M. У золотых рудников. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991.

2 Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1983. историческую эволюцию, М. М. Курбанов выделяет в обрядовой поэзии табасаранцев циклы аграрный и семейно-бытовой. К последнему циклу исследователь относит похоронную и свадебную поэзию, причем нигде не называя рассматриваемые произведения жанрами2.

Из вышесказанного видны разнобой и отсутствие четкой, удовлетворительной классификации жанров дагестанской обрядовой поэзии.

При определении жанров обрядовой песни нам представляется необходимым учитывать не только формальные и содержательные признаки, но и их соотношения между собой (какие из них — главные, а какие — второстепенные), а также функции, выполняемые той или иной песней. Необходим учет не только внешних формальных признаков, но и так называемой тональной и интонационной музыкальной внутренней формы, внутренней структуры произведения, т. е. того, что вызывает у слушателя эмоции, чувства, мысли.

В нашей работе, в частности, сделана попытка дать по возможности полную классификацию жанров обрядовой поэзии лакцев на основе достижений предыдущих исследователей традиционной лирики устно-поэтического творчества народов Дагестана.

Объектом исследования являются, в первую очередь, произведения календарно-обрядового и семейно-обрядового характера. Нами проанализированы все имеющиеся публикации, что позволило выявить их научную значимость и своеобразие. Кро.

1 Магомедов З. А. Поэтика песенной лирики народов Дагестана. — Махачкала, 1989.

2 Курбанов М. М. Душа и память народа. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. ме этого, мы обратили особое внимание на вопросы влияния обрядовой поэзии на устную и письменную литературу лакцев.

Особое внимание уделено изучению специальной научной литературы, посвященной теоретическим вопросам фольклористики и литературоведения.

Цель и задачи исследования

Целью нашей диссертации является выявление особенностей истоков духовной культуры лакцев, классификация жанров обрядовой поэзии, определение специфики их развития в историческом прошлом. Необходимость изучения обрядов и обрядовой поэзии диктуется и тем, что в условиях научно-технической революции жизнь быстро меняется, обряды исчезают, забываются. Так, например, обряд и обрядовая поэзия «Ходить козлами», «Забираться на твердую шкуру», «Делать сапа», «Ходить за подснежниками», «Ходить за черемшой» и др. зафиксированы со слов пожилых людей лишь в наше время. На основе изучения общетеоретических работ и исследования ключевых фольклористических и литературоведческих положений о традиционной духовной культуре мы осуществляем сравнительный анализ текстов фольклорных и литературных произведений с тем, чтобы определить роль фольклора в развитии литературы.

В диссертации сочетается конкретный анализ художественных текстов в их историческом освещении. Такой подход осуществляется как во всей работе в целом, так и в пределах каждой главы. Наше обращение к фольклорно-этнографическим материалам вызвано не только необходимостью их описания в связи с возможностью утери некоторых обрядов и связанных с ними произведений обрядовой поэзии, но и их вкладом в развитие авторского творчества на разных этапах литературного процесса.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды русских и дагестанских фольклористов и литературоведов (В.Я. Проппа, В. П. Аникина, Ю. Г. Круглова, Н. П. Колпаковой, A.M. Аджиева, Г. Г. Гамзатова, М. М. Курбанова, С. М. Хайбуллаева, Х. М. Халилова и др.).

Методологическая основа диссертации определена принципами историзма и художественной ценности произведений обрядовой поэзии и литературных произведений, испытавших влияние обрядов и обрядовой поэзии.

В нашей работе мы придерживаемся системного, комплексного анализа, позволяющего с наибольшей полнотой раскрыть проблему.

Научная новизна исследования. Впервые в науке о фольклоре освещается проблема жанров лакской обрядовой поэзии, ее идейно-художественные богатства, рассмотрены фольклорные истоки лакской литературы на материале обрядовой поэзии и на конкретных литературных произведениях.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезными при подготовке лекционного курса истории лакского фольклора и лакской литературы, спецкурсов, посвященных фольклору, в создании школьных и вузовских учебников по фольклору и лакской литературе, при проведении аналогичных исследований по тем же проблемам на материале других национальных литератур Дагестана.

Диссертация может быть использована в качестве учебного пособия в высших учебных заведениях и педагогических колледжах при изучении курса лакской литературы XIX и XX вв.

Настоящий труд дает некую модель анализа конкретной проблемы взаимодействия фольклора и литературы.

Апробация и публикации. Основные положения диссертации апробированы на итоговых научных сессиях профессорско-преподавательского состава университета (1990 — 1998 гг.)а на II Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», основные положения и выводы диссертационного исследования апробированы на заседании кафедры литератур народов России Даггосуниверситета. По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 8,5 печатных листов.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной специальной научной литературы.

1. Симирдав представитель шамхальского, ханского рода.

2. Революция хьуннинсса лакрал шаэртурал язими назмурду. Махачкала, 1990. — С.138. — на лакском языке.2 Къардаш (тюрк.) брат.

3. Рукоп. Фонд ИИЯЛ. Ф.9, Оп.1, Д. 435.

4. Халилов Х. М. Вербальная магия в поэзии лакцев // Магическая поэзия народов Северного Кавказа, Махачкала, 1989. — С. 76−96.

5. Закухъал Курди. Жямсса чичрурду. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. — С. 145. — на лакском языке.

6. Абакарова Ф. З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. — 107 с.

7. Абакарова Ф. З. О колыбельной поэзии Дагестана // Детская литература. 1977. — № 4.

8. Абакарова Ф. О. Благопожелания и проклятия в фольклоре даргинцев // Магическая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Махачкала, 1989. — С. 145−155.

9. Абакарова Ф. О. Кубачинский фольклор. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1996. — 263 с.

10. Абакарова Ф. О. Об истоках дагестанских колыбельных песен // Фольклор народов РСФСР: Сб. ст. Уфа, 1983.

11. Абдурахманов A.M. Культово-тотемистические персонажи в фольклоре и обрядах народов Дагестана: Материалы и наблюдения // Культурная диаспора народов Кавказа: Генезис. Проблемы изучения: Сб. ст. Черкесск, 1993. -С. 93−105.

12. Абдурахманов A.M. Традиции устного народного творчества в сатирико-юмористических рассказах народов Дагестана и Северного Кавказа // Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1986. — С. 741.

13. Абдуллатипов А-К.Ю. История кумыкской литературы (до1917 года). Махачкала, 1995. — 207 с.

14. Абдуллатипов А-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1979. — 57 с.

15. Абдуллатипов А-К. Ю. Эпические песни кумыков // Фольклор народов РСФСР: Сб. ст. Уфа, 1976.И.Аджиев A.M. Изучение кумыкского фольклора в школе. Махачкала, 1968.

16. Аджиев A.M. Дальние дороги песни. Махачкала, 1977.

17. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. — 45 с.

18. Аджиев A.M. Кумыкская народная лирика. Махачкала, 1984.

19. Аджиев A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа. (Вместо введения) // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. -Махачкала, 1985. С. 3−25.

20. Аджиев A.M. О поздней трансформации кумыкских проклятий и благопожеланий // Лирическая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Махачкала, 1989. — С. 155−159.

21. Аджиев A.M. У золотых родников. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1991. — 140 с.

22. Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.

23. Акавов З. Н. Диалог времен. История кумыкской дооктябрьской литературы в зеркале современности. Махачкала, 1995.

24. Акбиев С.-М.Х. Верность дружбе. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1989. — 128 с.

25. Акбиев С. Х. Связь времен и дружба литератур: (Некоторыевопросы развития дагестанско-татарских литературных связей). Махачкала, 1985. — 126 с.

26. Акимова Т. М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966. — 172 с.

27. Аминов М-3. А. Тенденция развития дагестанского стихосложения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. — 155 с.

28. Аникин В. П. Возникновение жанров в фольклоре // Русский фольклор. М.-Л., 1966.

29. Аникин В. П. Календарная и свадебная поэзия. М., 1970. — 131 с.

30. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М.: Изд-во Московского университета, 1981. — 95 с.

31. Антология лакской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. — 535 с.

32. Асеков И. Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972. — 17 6 с.

33. Асеков И. Х. Проблема взаимосвязей народно-поэтического творчества и литературы Дагестана: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1973.

34. Аттал Али. Хьхьич1азаманнул макьан. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. — 60 с. — на лакском языке.

35. Аузинь И. Расширение горизонта // Вопросы литературы. -1977. № 6.

36. Ахлаков A.A. Героико-исторические песни аварцев. Махачкала, 1968. — 226 с.

37. Ахмедов С. Х. К вопросу о месте и роли фольклора и литературы народов Дагестана. Махачкала, 1986. — С. 42−52.

38. Ахмедов С. Х. На путях развития дагестанской советской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. — 135 с.

39. Ахмедов С. Х. Обогащение жанровой системы дагестанской прозы // Жанры советской художественной прозы народов Дагестана. ~ Махачкала, 1987. С. 8−24.

40. Ахмедов С. Х. О современной лакской литературе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. — 64 с.

41. Ахмедов С. Х. О творчестве Ахмедхана Абу-Бакара // Грани таланта. Махачкала, 1984.

42. Ахмедов С. Х. Сокровища народные народу же // Дружба. -1970. — № 2. — на лакском языке.

43. Ахмедов С. Х. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала, 1996. 280 с.

44. Базанов В. Г. От фольклора к народной книге. JI., 1973. — 356 с.

45. Базанов В. Г. Поэзия Печоры. Сыктывкар, 1943. — 75 с.

46. Башаев М. Бавцусса душ. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. — на лакском языке.

47. Борджанова Т. Г. К проблеме обрядовой поэзии // Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1984. — С. 77−97.

48. Брак и свадебные обычаи народов Дагестана в XIX начале XX в.: Сб. ст. — Махачкала, 1986. — 141 с.

49. Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1988. — 188 с.

50. Булатова А. Г. Лакцы (XIX начало XX в.): Историко-этнографические очерки. — Махачкала, 1971. — 196 с.

51. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX в. — Л.: Наука, 1988. — 199 с.

52. Бутаев Д. Казикумух // Новое обозрение. ~ 1891. № 2156, 2759.

53. Вутаев Д. Свадьба лакцев (казикумухцев) // Этнографическое обозрение. 1915. — № 2.

54. Бутаев М. Куркли смеется. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. — 247 с. — на лакском языке.

55. Вавилов Н. И. Опыт агрозкологического обозрения важнейших полевых культур. M.-J1., 1957.

56. Вагабова Ф. И. К вопросу об особенностях лезгинской народной песни // Ученые записки. Вып. 3. Махачкала, 1964.

57. Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. — 250 с.

58. Вагидов A.M. Восхождение к единству. -Махачкала: Дагуч-педгиз, 1991. 252 с.

59. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала. 1987. — 238 с.

60. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. -Махачкала, 1979. 272 с.

61. Вагидов A.M. Фольклор и зарождение даргинской литературы: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 1972.

62. Велиев В. А. Жанры азербайджанского устного народного творчества: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Баку, 1972.

63. Выходцев П. С. Новаторство, традиции, мастерство. Л.: Советский писатель, 1973. — 336 с.

64. Габиев С. Лаки, их прошлое и быт // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 36. Тифлис, 1906.

65. Гаджиева C.III., Аджиев A.M. Похоронный обряд и причитания кумыков / / Семейный быт народов Дагестана в XIX XX вв.: Сб. ст. — Махачкала, 1980. — С. 47−66.

66. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIXXX вв. М.: Наука, 1985. — 359 с.

67. Гаджиева С. Ш., Трофимова А. Г., Шихсаидов А. Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М.: Наука, 1964.

68. Гаджиев М. Г. Древнее земледелие и скотоводство в горном Дагестане // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980.

69. Гамзатов Г. Г. Взаимодействие литературы и фольклора: проблемы и суждения // Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1986. — С. 7−41.

70. Гамзатов Г. Г. Писатель и устно-поэтическая традиция (Проблемы и суждения) // Фольклор в современном мире (аспекты и пути исследования). М.: Наука, 1991. — С. 113−130.

71. Гамазатов Г. Г. Фольклорное наследие в системе современной культуры // Традиции и современность. Махачкала, 1978.

72. Гамзатов Г. Г. Фольклорное наследие и современность // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 36. -1977. № 5.

73. Гамзатов Г. Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. — 420 с. 7 0. Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала: Дагкнигоиздат, 197 6. 164 с.

74. Ганиева A.M. Общность и национальное многообразие дагестанских календарно-обрядовых песен (зимне-весенний цикл) // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Махачкала, 1988. — С. 5−24.

75. Ганиева A.M. Роль магических функций в обрядовой поэзии лезгин // Магическая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Махачкала, 1989. — С. 25−39.

76. Гашаров Г. Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. Махачкала, 1983. — 7 0 с.

77. Гашаров Г. Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. -Махачкала, 1975. 216 с.

78. Гацак В. М, Фольклор и молдовско-русско-украинские связи. М.: Наука, 1975. — 232 с. 7 6. Горький A.M. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 27. М., 1953.

79. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. — 319 с.

80. Гусейнаев А. Г. Воздействие фольклора на современную дагестанскую литературу / / Вопросы дагестанский литературы: Сб. ст. Махачкала, 1969 — С. 133−175.

81. Гусейнаев А. Г., Кассиев Э. Ю. Очерки лакской советской литературы. Махачкала, 1964. — 136 с.

82. Гусейнаев А. Г. Лики времени. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. — 148 с. — на лакском языке.

83. Далгат У. Б.

Литература

и фольклор: Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981. — 303 с.

84. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. -М., 1962. 206 с.

85. Джусойты Н. Г. Уходя от фольклора. // Вопросы литературы.- 1977. № 1.

86. Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики.- Л.: Наука, 1978. 183 с.

87. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1979. — 223 с. 86.3акухъал Курди. Жямсса чичрурду. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. — на лакском языке. 87. Зульфукарова М. И. Дагестанская советская драматургия. -Махачкала, 1965. — 240 с.

88. Казикумухские (лакские) народные сказания // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3,4. Тифлис, 1870.

89. Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Махачкала, 1988. — 160 с.

90. Календарь и календарные обряды народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1987. — 108 с.

91. Кассиев Э. Ю. Несколько слов о фольклоре // Дружба. 1953. № 3. — на лакском языке.

92. Ккурккуллал Щаза. Балайрду. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. — на лакском языке.

93. Кожинов В. В. Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. -М., 1964.

94. Колпакова Н. П. Лирика русской свадьбы // Лирика русской свадьбы. Л.: Наука, 1973. — 323 с.

95. Колпакова Н. П. Русская бытовая песня. М.-Л., 1962. -284 с.Эб.Котович В. Г. Археологические работы в горном Дагестане.Т.2. Махачкала, 1961. 97. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. — М.: Hayка, 1972. 360 с.

96. Кравцов Н. И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. М., 1972.

97. Кравцов Н. И. Система жанров русского фольклора // Проблемы славянского фольклора. М., 1972.

98. Кравцов Н. И. Фольклор и литература // Взаимодействие литературы и фольклора. Душанбе, 1974.

99. Кравцов Я. И. Система жанров русского фольклора // Доклад на заседании научного совета по фольклору. М., 1969. — 44 с.

100. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982. — 272 с.ЮЗ.Кубилюс B.C. Формирование национальной литературыподражательность или художественная трансформация? // Вопросы литературы. 1976. — № 8.

101. Кузьмичев И. К.

Введение

в теорию классификации жанров литературы // Ученые записки. Т.29. Горький, 1968.

102. Курбанов М. М. Душа и память народа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. — 224 с.Юб.Курбанов М. М. Магия в календарно-обрядовой поэзии табасаранцев // Магическая поэзия народов Дагестана. Махачкала, 1989. — С. 39−47.

103. Курбанов М. М. Эпические жанры табасаранского фольклора. Махачкала, 1995. — 96 с.

104. Лазутин С. Г. Русские народные песни. М.: Наука, 1965.

105. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X XVII вв.: Эпохи и стили. -Л.: Наука, 1973. — 254 с.

106. Луначарский A.B. Собрание сочинений: В8т. Т. 4. -М., 1964. 546 с.

107. Магомедов З. А. Даргинская народная лирика. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. — 120 с.

108. Магомедов З. А. Поэтика песенной лирики народов Дагестана. Махачкала, 198 9. — 154 с.

109. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Из записных книжек историка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. — 240 с.

110. Мамбеков Г. Х. Праздники и обряды адыгов, связанные с земледелием. // Ученые записки КЕНИИ. Нальчик, 1965.

111. Мафедзев С. Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1979.Иб.Мижаев М. И. Магические функции в обрядовых жанрах адыгского фольклора // Магическая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Махачкала, 1989. — С. 5−24.

112. Мижаев М. И. Мифология и обрядовая поэзия адыгов: Авто-реф. дис.. канд. филол. наук. Тбилиси, 1973.

113. Мижаев М. И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. -Черкеск, 1973. 208 с.

114. Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. Т. 13. М. — Л., 1897 — 1924.

115. Миллер В. Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. М., 1892.

116. Миллер Н. Ф. Пушкин как поэт-этнограф. М., 1899.

117. Митрофанова В. В. Народная сказка о Ерше и рукописная повесть о Ерше Ершовиче // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 13. Л., 1972.

118. Мифология народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1984. — 188 с.

119. Мовчан П. Возвращение ради обновления // Вопросы литературы. 1978. — № 3.

120. Можейко З. Я. Календарно-песенная культура Белоруссии. -Минск: Наука и техника, 1985. 247 с.

121. Москвичев Г. В. К вопросу жанровой теории лирического рода литературы // Ученые записки. Т. 79. Горький, 1968.

122. Мудунов А. Оьттуву лархъсса ц1у. Ч. 1. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. — на лакском языке.

123. Мудунов А. Оьттуву лархъсса ц1у. Ч. 2. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. — 279 с. — на лакском языке.

124. Налиев З. М. Адыги // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.

125. Наука и жизнь. 1972. — № 12.

126. Омаров А. Как живут лаки // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4: Этнографические очерки. Тифлис, 1870.

127. Пашаев М-Х. Хабары про Акул-Али. Махачкала, 197 4.

128. Перетц В. Н. Современная русская народная песня. Спб., 1891.

129. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1988.

130. Померанцева Э. В. Судьбы русской сказки. М.: Наука, 1965.

131. Поэтика фольклора народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1981. — 182 с.

132. Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. 1964. — № 4.

133. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская энциклопедия. М., 1964.

134. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. -143 с.

135. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. — 325 с.

136. Путилов В.H. Русская историческая песня. М.-Л., 1962.

137. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. 244 с.

138. Революция хьуннинсса лакрал шаэртурал язими назмурду. -Махачкала, 1990. на лакском языке.

139. Резанов В. И. К вопросу о новейших наслоениях в народной песне // Курский сборник. Вып. 6. Курск, 1907.

140. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР: Сб.ст. М.: Наука, 1975. — 248 с.

141. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Махачкала, 1985. — 174 с.

142. Смирнов А. Иванушка-дурачок в художественной литературе // Русская мысль. 1908. — № 2.

143. Современный фольклор народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1983. 185 с.

144. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начала XX в. — М. :Наука, 1979. 287 с.

145. Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 197 6.

146. Степанов И. Л. Лирика Пушкина. М: Советский писатель, 1959.

147. Султанова Г. А. Революции посвящается. Махачкала, 1976.

148. Султанова Г. А. Традиционное и новое в театральном искусстве Дагестана. Махачкала, 1982.

149. Султанов К. Фольклор и классики // Литературный Дагестан. Махачкала, 1947.

150. Сумцов Н. Ф. Научное изучение колядок и щедривок. Варшава, 1887 .

151. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1959.

152. Томашевский Б. В. Стихи и язык: Филологические очерки. -М.-Л.: Гослитиздат, 1959. 471 с.

153. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. — 496 с.

154. Трубицын П. О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX века. Спб., 1912.

155. Ттурч1иял Маммадай. Махачкала: Дагкнигоиздат, 197 9. -на лакском языке.

156. Услар П. К. Кое-что о словесности горцев // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1: Этнографические очерки. Тифлис, 1868.

157. Услар П. К. Лакский язык. Тифлис, 1890.

158. Фольклор и историческая действительность. Махачкала, октябрь 1976 г.: Тез. докл. Всесоюзной науч.-техн. конф. Махачкала, 1976.

159. Хабунова Е. Э. Свадебная обрядовая поэзия калмыков //Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1984. — С. 98−132.

160. Хайбуллаев С. М. Аварская народная лирика. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. — 111 с.

161. Хайбуллаев С. М. Народные истоки аварской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966. — 60 с.

162. Хайбуллаев С. М. Поэтика аварской народной лирики. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967. — 85 с.

163. Халидова М. Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. Махачкала, 1974. — 182 с.

164. Халидова М. Р. Отражение мифологических воззрений в легендах и преданиях народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1979. — 207 с.

165. Халидова М. Р. Фольклоризм творчества Гамзата Цадасы // Вопросы дагестанской литературы: Сб. ст. Махачкала, 1969. — С. 176−205.

166. Халилов Х. М. Вербальная магия в поэзии лакцев // Магическая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1989. — С. 76 — 96.

167. Халилов Х. М. Гъидайдихьу // Илчи. 1998. — 19 июня. -на лакском языке.17 6. Халилов Х. М. Жула аьдатру // Ц1убарз. 1997. — № 6. на лакском языке.

168. Халилов Х. М. Лакские народные песни. Махачкала, 1970. 209 с. на лакском языке.

169. Халилов Х. М. Лакские эпические песни. Махачкала, 1969. — на лакском языке.17 9. Халилов Х. М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1959.

170. Халилов Х. М. Народы Дагестана // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985. — С. 48−49.

171. Халилов Х. М. Общее и специфическое в календарной поэзии летне-осенней обрядности народов Дагестана // Календар-но-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988. — С. 24−42.

172. Халилов Х. М. Поэт и фольклор // Дружба. 1958. — № 1. — на лакском языке.

173. Халилов Х. М. Свадебная обрядовая песня // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. — С. 147 168.

174. Халилов Х. М. Фольклор и литература // История Дагестана. Т. 2. М., 1968.

175. Хамицаева Т. А. Осетины // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985. — С. 128 129.

176. Храпченко М. О прогрессе в литературе и искусстве // Вопросы литературы. 1970. — № 5.

177. Чалаев Ш. Р. 50 лакских народных песен. М., 1969. -270 с.

178. Чердынская свадьба. Пермь, 1969. — 246 с.

179. Чистов К. В. Фольклористика и современность // Русская фольклористика. М.: Высшая школа, 1971. — С. 398−404.

180. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI XIX веков. — М.: Наука, 1957.

181. Чурсин Г. Ф. Праздник «Выхода плуга» у горских народов Дагестана // Известия Кавказского историко-археологичес-кого института. Т. 5. Тифлис, 1925.

182. Шейн П. В. Великорусь в своих песнях, обрядах, сказках, легендах. Т.1. Спб., 1898−1900.

183. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка населения Северо-Западного края. Т. 1. Спб., 1887.

184. Эбаноидзе А. Не храм, а мастерская // Вопросы литературы. 1978. — № 5.

185. Юсуфов М. Г. Табасаранская национальная литература. -Махачкала, 1994. 228 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой