Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Язык как общественное явление. 
Взаимодействие языка и общества. 
Социолингвистика как раздел языкознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Язык не природное явление, его место среди общественных явлений. Общее у языка с др. общественными явлениями то, что язык — необходимое условие существования и развития общества, и что, являясь элементом культуры, язык немыслим в отрыве от материальности. Язык связан с мышлением, не может обойтись без мышления и наоборот. Законы мышления (логики) общечеловеческие, но мыслят все люди по-разному… Читать ещё >

Язык как общественное явление. Взаимодействие языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Язык не природное явление, его место среди общественных явлений. Общее у языка с др. общественными явлениями то, что язык — необходимое условие существования и развития общества, и что, являясь элементом культуры, язык немыслим в отрыве от материальности. Язык связан с мышлением, не может обойтись без мышления и наоборот. Законы мышления (логики) общечеловеческие, но мыслят все люди по-разному и выражают мысли на разных языках, т. е. общество социально неоднородно, и это приводит к дифференциации языка.

Язык — это явление общественное, социальное. В Древней Греции считали, что язык рождается и развивается только в обществе. Вновь эта идея овладела умами лингвистов после др. греков к 20 веку. Эту теорию высказал Фердинанд де Соссюр, но именно его ученика, Антуана Мейе, считают основположником социолингвистики.

Социолингвистика — изучает соотношение языка и общества. Наука, изучающая влияние, которое оказывает общество на язык и наоборот. Главная цель — изучение того, как используют язык люди, составляющие то или иное общество, и как влияют на развитие языка изменения в обществе, которому принадлежит данный язык. Эти цели соответствуют двум кардинальным социолингвистическим проблемам: проблеме социальной дифференциации языка и проблеме социальной обусловленности развития языка.

Расслоение общества на классы ведет к формированию классовых языков и диалектов. В социальной дифференциации языка получает отражение не столько современное состояние общества, сколько предшествующие состояния, характеризующие особенности его структуры и изменений структуры в прошлом, на разных этапах развития общества. Подтверждается тезис о том, что темпы языкового развития значительно отстают от темпов развития общества. Язык — связь между поколениями, он более консервативен, чем та или иная социальная структура. Современная социолингвистика — повышенное внимание к фигуре говорящего как к одному из факторов, обусловливающих варьирование речи. Типы говорящих — в зависимости от социальных и ситуативных признаков.

Антиномии — наиболее общие закономерности языкового развития. Тесное взаимодействие социальных факторов и антиномий составляют специфику развития языка на разных этапах его истории. Глобальные социальные факторы: распространение просвещения, миграция (изменение состава носителей языка), создание новой государственности, развитие науки, компьютеризация и др.

Частный соц. фактор — изменение традиций усвоения литературного языка (нач.20 века — из внутрисемейного общения путем демократизации — усвоение через книгу, учебник).

Изучает проблемы двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков. Социолингвистика участвует в языковой политике.

Одним из существенных вопросов является влияние языка на общество и наоборот. Чаще всего считают, что общество влияет на язык. Все изменения в обществе влекут за собой изменения в языке.

Гипотеза лингвистической относительности (Сепера-Уорфа): любой человек находится под влиянием того языка, который является основным средством общения для его общества, и это влияние огромно; основные понятийные категории (время, локация, пространство) зависят от языка.

3 исторические формы языка соответствуют 3 основным формам общности людей:

Формы общности:

племя.

народность.

нация.

Формы языков:

племенные диалекты.

языки народностей.

национальные языки.

1. Характеризовались очень большой дробностью (обилие диалектов). Были очень изменчивы (из-за миграционных проблем; войн; суеверия о «магии слова»).

Эвфемизм — слово, возникшее взамен табуированных.

2. С возникновением государств появляются народные языки или языки народностей. Существовали в виде территориальных диалектов. В это же время возникают письменности.

Также в это время возникают первые литературные языки. Они были не родные, а языки завоевателей. Часто, даже не родственные. Один и тот же литературный язык был распространён на территории нескольких государств. Литературные языки обладали очень ограниченной соц. Базой (т.е. носителей). Имели функциональную ограниченность (не использовались в быту). Но постепенно и повсеместно начинают появляться произведения на языках. Основанных на народных (Слово о полку игореве, Беовульф, песнь о Роланде и т. д.).

Языки были 3-х видов в донациональную эпоху:

  • — древние литературные языки (египетский)
  • — классические литературные языки (латинский; др. китайский; старо-славянский)
  • — молодые, зарождающиеся литературные языки
  • 3. Национальные языки имеют множество форм:
    • — литературная
    • — диалекты
    • — жаргоны, просторечия и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой