Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учебные задания с элементами истории математики как средство обогащения умственного опыта учащихся основной школы при обучении математике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, В. В. Бобынин видит ресурс в использовании элементов истории математики, как особом методе преподавания, как одном из способов мотивации учебной деятельности школьников. Он говорит, что, используя историко-генетический метод преподавания, можно по-разному строить учебный процесс. Под историко-генетическим методом В. В. Бобынин понимает «метод, развивающий в преподавании положения и выводы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы использования учебных заданий с элементами истории математики в основной школе при обучении математике
    • 1. 1. Философские, психолого-педагогические аспекты использования элементов истории математики в школьном математическом образовании
    • 1. 2. Различные подходы к применению элементов истории математики в современной основной школе
    • 1. 3. Методические требования, предъявляемые к учебным заданиям с элементами истории математики как средству обогащения умственного опыта учащихся
  • ГЛАВА 2. Методика использования учебных заданий с элементами истории математики на уроках математики в основной школы
    • 2. 1. Методическая схема включения учебных заданий с элементами истории математики в уроки математики в 5−9 классах
    • 2. 2. Типы учебных заданий с элементами истории математики, способствующие обогащению различных форм умственного опыта учащихся
    • 2. 3. Организация педагогического эксперимента и его результаты

Учебные задания с элементами истории математики как средство обогащения умственного опыта учащихся основной школы при обучении математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за интеллектуальные ресурсы общества. И от того, как будет функционировать школа, зависят не только настоящие, но и будущие условия жизни людей. В последние годы как в начальной, так и в средней школе ведется активный поиск инновационных форм, методов и содержания школьного образования, которые могли бы создавать условия для роста интеллектуальных способностей учащихся.

Изменение содержания образования должно обеспечивать не только уровень усвоения знаний, умений, навыков, но и должно дать возможность для интеллектуального развития школьников, их кругозора, инициативы, самостоятельности. В связи с этим меняется характер познавательного отношения к миру: то, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее. Чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является его индивидуальная «картина мира» (М. А. Холодная).

Курс математики основной школы может создать условия для того, чтобы школьники увидели мировоззренческие аспекты математики, осознали генезис математических идей и пути к некоторым математическим открытиям, оценили роль математики в решении прикладных проблем. Тем самым появляется возможность усилить мировоззренческий и ценностно-смысловой аспекты математического образования в современной школе.

Ю. А. Дробышев, рассуждая о роли историко-математического знания в интеллектуальном развитии учащихся, пишет: «Включение в содержание обучения математике элементов историзма, с точки зрения феномена множественности культур, способствует пониманию учащимися того факта, что математика — наука, в развитие которой внесли свой вклад представители разных культур и народов» [61].

Однако в методике преподавания математики основной школы возможности исторических сведений еще недостаточно исследованы и реализованы в практике обучения. Анализ опыта применения исторического материала свидетельствует о том, что он обычно либо ограничивается рассказами об отдельных фактах из жизни ученых, сообщениями об их работах, о сделанных ими открытиях, либо в повествовательной форме излагается история отдельных крупных разделов математики. Лишь иногда обращается внимание к освещению приемов проведенного научного исследования, методологическим установкам ученого, его стилю мышления, предоставляется возможность учащимся рассмотреть историю развития идей, проследить логическую взаимосвязь понятий, методов.

Поэтому актуальной становится проблема определения роли и места элементов истории математики в школьном курсе.

Имеются исследования, посвященные методологическим основам развития истории математики (И. К. Андронов, Н. Бурбаки, Г. Вейль, А. Н. Колмогоров, М. Клайн, Ф. Клейн, В. Н. Молодший, А. Пуанкаре,.

A. К. Сухотин и др.).

В методике преподавания математики вопросам использования сведений по ее истории посвящены работы И. И. Баврина, Е. С. Березанской, В. В. Бобынина, Г. И. Глейзера, Б. В. Гнеденко, Ю. А. Дробышева, Т. А. Ивановой, И. Кадырова, К. А. Малыгина, К. А. Рыбникова, Jl. Н. Рязановой, В. И. Слободского, В. А. Тестова,.

B. М. Туркиной, Jl. М. Фридмана, В. Д. Чистякова, С. И. Шохор-Троцкого и др. Большинство из них адресовано учителю, рекомендуя ему использовать тот или иной материал из истории математики в рамках школьной программы.

Так, В. В. Бобынин видит ресурс в использовании элементов истории математики, как особом методе преподавания, как одном из способов мотивации учебной деятельности школьников. Он говорит, что, используя историко-генетический метод преподавания, можно по-разному строить учебный процесс. Под историко-генетическим методом В. В. Бобынин понимает «метод, развивающий в преподавании положения и выводы науки именно таким образом, как они развивались в действительности». Продолжает эту идею Ю. А. Дробышев, отмечая, что это поможет учитывать истинные затруднения учащихся при усвоении учебного материала.

Имеются специальные диссертационные исследования, посвященные вопросам использования элементов истории математики (Н. А. Бурова, Ю. А. Дробышев, С. В. Носырева, Т. С. Полякова и др.).

Исследование Н. А. Буровой посвящено работе со студентами по изучению истории математики в педагогическом вузе в контексте гуманизации и гуманитаризации математического образования. В нем разработаны методы изложения истории математики. Автор выделяет историко-хронологический метод, при котором определяющим является время появления идей, понятий и методов, что позволяет проследить историю математики в целом и ее связь с развитием культуры. Предметно-модульный метод предполагает изучение истории отдельных крупных разделов математики. Концептуально-логический метод рассматривает историю математики как историю развития идей, что позволяет проследить логическую взаимосвязь понятий, идей и методов, проанализировать структуру и особенности математики. Доминантный метод, в основу которого положена история какой-либо крупной идеи (например, история создания аксиоматического метода и его трансформация от содержательной аксиоматики к структурно-логической). Историко-географический метод, при котором изучается история математики в отдельных регионах (разновидность — история отечественной математики как компонент общемировой). Персонифицированный метод, в котором основой является деятельность наиболее крупных математиков соответствующего периода.

Исследование Н. А. Буровой, на наш взгляд, задает направления, по которым могут быть определены линии использования элементов истории математики в школьном курсе.

Говоря об использовании элементов историзма в учебниках, Т. А. Иванова подчеркивает, что эта работа должна удовлетворять принципу непрерывности, т. е. исторический материал должен органично вплетаться в текст основного содержания, а не приводиться для необязательного ознакомления в конце курса. А. Я. Блох, И. А. Павленкова, Е. К. Попова подчеркивают, что при планомерном введении элементов истории математики как составной части программного материала повышается общий культурный уровень учащихся, при этом не требуя дополнительного учебного времени.

Характеризуя состояние использования элементов истории математики, JI. М. Фридман отмечает, что элементы истории математики вводятся в обучение слишком робко, в совершенно недостаточном объеме, в отрыве от изучаемого материала.

Таким образом, становится актуальной проблема такого включения элементов истории математики в школьный курс, которое не только позволило бы учащимся повысить математическую подготовку, творческие способности и интерес к изучаемому предмету, но и создавало бы условия для «внутренней историчности» математического знания, обеспечивало бы включенность его в «человеческий контекст».

С нашей точки зрения, учащиеся с помощью включения элементов истории математики в школьный курс должны увидеть процесс рождения методов и понятий математики.

Использование элементов истории математики должно позволить включить учащихся в поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций изучаемого математического материала, увидеть значения изучаемых понятий, увидеть данное понятие в связи с другими, научить школьников быть толерантными к иному мнению, адекватно принимать различные способы рассуждений, что создает условия для обогащения различных форм умственного опыта учащихся.

Особенно актуальным становится создание таких учебных заданий, которые бы актуализировали и обогащали различные формы умственного опыта учащихся. В работах М. А. Холодной выделены следующие формы умственного опыта: понятийный, метакогнитивный, эмоционально-оценочный.

Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена:

— ролью, которую играют элементы истории математики в теории и практике математического образования;

— необходимостью определения условий и средств реализации элементов истории математики в курсе основной школы, а также выявления их влияния на обогащение различных форм умственного опыта учащихся.

Актуальность темы

настоящего исследования обусловлена противоречием между необходимостью использования элементов истории математики в целях усиления мировоззренческого и ценностно-смыслового аспектов математического образования и ограниченными возможностями содержательной части учебных заданий, используемых в практике обучения математике.

Проблема исследования состоит в том, чтобы определить назначение и характер дидактических средств, включающих элементы истории математики, для обогащения различных форм умственного опыта.

Цель исследования — разработка и обоснование учебных заданий с элементами истории математики, способствующих обогащению умственного опыта учащихся, повышению интереса к математике и повышению качества математического образования.

Объект исследования — процесс обучения математике учащихся основной школы.

Предмет исследования — разработка учебных заданий с элементами истории математики как средства обогащения умственного опыта учащихся.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе обучения математике в основной школе будут использованы специально сконструированные многофункциональные учебные задания с элементами истории математики, направленные на актуализацию и обогащение различных форм умственного опыта, то это будет способствовать повышению качества математического образования, активизации творческих способностей учащихся и повышению их интереса к предмету.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования и для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

— провести анализ научно-методической литературы по истории математики и современному состоянию использования элементов истории математики в процессе обучения;

— выявить функции учебных заданий с элементами истории математики в процессе обучения математике основной школы и создать типологию этих заданий с целью обогащения различных форм умственного опыта учащихся;

— выделить методические требования к построению учебных заданий, обеспечивающих обогащение различных форм умственного опыта учащихся;

— разработать, описать и апробировать методику использования учебных заданий с элементами истории математики в процессе обучения математике в 5−9-х классахпроверить эффективность разработанной методики путем проведения педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования:

— выявлен многофункциональный характер учебных заданий с элементами истории математики, которые обеспечивают информационную, развивающую, воспитательную функции, а также функции дифференциации и индивидуализации в процессе обучения математике;

— показано, что учебные задания с элементами истории математики обогащают различные формы умственного опыта учащихся: понятийный, метакогнитивный, эмоционально-оценочный опыт;

— разработаны учебные задания и осуществлено научно-методическое обоснование системы работы учителя математики при использовании элементов истории математики в школьном курсе математики.

Теоретическая значимость исследования:

— обоснована роль историко-математического материала в интеллектуальном развитии учащихся;

— расширена типология математических задач, используемых на уроках математики основной школы за счет введения учебных заданий с элементами истории математики;

— обогащена методика преподавания математики благодаря разработке учебных заданий с элементами истории математики, способствующих формированию различных форм умственного опыта учащихся.

Практическая значимость исследования:

— определены роль и место учебных заданий с элементами истории математики в курсе математики основной школы;

— разработана и апробирована методика использования специально сконструированных учебных заданий с элементами истории математики;

— составлен сборник учебных заданий с элементами истории математики для учащихся 5−9-х классов;

Положения, выносимые на защиту:

1) Введение в курс математики основной школы учебных заданий с элементами истории математики создает условия для повышения качества математической подготовки, способствует формированию ценностного отношения к предмету, позволяет увидеть мировоззренческое значение математики.

2) Задания с элементами истории математики должны быть многофункциональными и органически включаться в учебный процесс, выступая в качестве средства актуализации и обогащения различных форм умственного опыта учащихся, способствуя их интеллектуальному развитию.

3) Реализация типологии учебных заданий с элементами истории математики при обучении математике в основной школе, разработанной с учетом требования обогащения различных форм умственного опыта учащихся, не только способствует повышению качества математической подготовки учащихся, но и создает условия для активизации их творческих способностей, роста интереса к предмету.

В диссертационном исследовании применялись следующие методы исследования.

Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследованияанализ школьных программ, государственных стандартов общего среднего и профессионального образования, учебников по математикеобобщение опыта использования элементов истории математики в процессе обучения.

Эмпирические: анкетирование, тестирование, опрос учителей и учащихсяорганизация педагогического экспериментаметоды статистической обработки данных.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• работы по мировоззренческим аспектам математического знания (А. Д. Александров, Н. Бурбаки, Г. Вейль, Б. В. Гнеденко, М. Клайн, Ф. Клейн, В. Н. Молодший, А. Пуанкаре, А. К. Сухотин и др.);

• работы по вопросам гуманизации и гуманитаризации образования (Н. А. Бурова, О. В. Доможакова, А. Ж. Жафяров, Т. А. Иванова, Г. И. Саранцев, С. Е. Царева и др.);

• работы по истории математики (И. К. Андронов, Э. И. Березкина, Б. В. Болгарский, А. И. Володарский, М. Я. Выгодский, И. Я. Депман,.

B. С. Малаховский, А. Е. Раик, Д. Я. Стройк, А. П. Юшкевич и др.);

• работы по использованию элементов истории математики в образовании (М. И. Башмаков, Е. С. Березанская, Н. А. Бурова, Н. Я. Виленкин, Г. И. Глейзер, Б. В. Гнеденко, И. Я. Депман, Г. В. Дорофеев, А. В. Дорофеева, Ю. А. Дробышев, Е. В. Зубкова, Т. А. Иванова, Д. Икрамов, К. А. Малыгин, Б. Н. Миронов, Б. Н. Могильницкий, В. Н. Молодший, С. М. Никольский,.

C, В. Носырева, JI. Ф. Пичурин, Т. С. Полякова, К. А. Рыбников,.

A. А. Свечников, В. И. Слободской, В. А. Тестов, JI. М. Фридман,.

B. Д. Чистяков, С. И. Шохор-Троцкий и др.);

• работы по проблемам интеллектуального развития личности (Ж. Адамар, Э. К. Брейтигам, JI. М. Веккер, JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Гибш, Б. В. Гнеденко, В. В. Давыдов, В. А. Далингер, В. А. Крутецкий, Н. А. Менчинская, Д. Мордухай-Болтовский, С. JT. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Д. Пойа, А. Пуанкаре, А. Я. Хинчин, М. А. Холодная, И. С. Якиманская и др.);

• работы по индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ж. Жафяров, М. Е. Федотова и др.);

• психолого-педагогические концепции интеллектуального развития учащихся на основе обогащения их умственного опыта в процессе обучения математике (Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная и др.);

Обоснованность и достоверность полученных в диссертационном исследовании результатов и выводов обусловлены методологическим и методическим инструментарием исследования, адекватным его целям, предмету и задачамсовпадением выводов теоретического анализа проблемы с результатами педагогического эксперимента и статистической обработкой данных.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2006 гг.

На первом этапе (2001;2002 гг. — констатирующий эксперимент) анализировалось состояние проблемы использования элементов истории математики в теории и практике математической подготовки учащихся основной школы, осуществлялся анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Результаты констатирующего эксперимента, а также результаты теоретического анализа проблемы послужили основанием для формулирования рабочей гипотезы, цели и задач проводимого исследования, разработки исходных теоретических положений исследования, начала работы по выделению требований к конструированию специальных учебных заданий с элементами истории математики.

На втором этапе (2002;2003 гг.) проводился поисковый эксперимент, осуществлялась разработка учебных заданий с элементами истории математики, содействующих актуализации и обогащению различных форм умственного опыта учащихся. Проводилась экспериментальная проверка их эффективности при преподавании отдельных тем курса математики основной школы.

На третьем этапе (2003;2006 гг. — формирующий эксперимент) осуществлялась доработка учебных заданий с элементами истории математики, способствующих реализации требований к конструированию заданий с целью повышения математической подготовки учащихся, активизации их творческих способностей и роста интереса к предмету за счет обогащения различных форм их умственного опыта, а также экспериментальная апробация этих учебных заданий в школах г. Томска и г. Северска. Обрабатывались, анализировались и обобщались результаты исследованияопределялись перспективы дальнейшей работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы с 2001;2006 гг. в муниципальных общеобразовательных учреждениях: лицее № 7, гимназиях № 2, № 29, школе № 12 г. Томска, школе № 76 г. Северска.

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийских конференциях «Модернизация содержания школьного образования: проблемы, решения, перспективы» (г. Томск, 2003 г.), «Наука и образование» (г. Томск, 2003 г., 2004 г.), «Современные образовательные технологии» (г. Тверь, 2004 г.), «Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции» (г. Томск, 2004 г.), «Региональное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (г. Пенза, 2004 г.), на семинаре проекта «Математика. Психология. Интеллект» (г. Томск, 2005 г.), на курсах повышения квалификации учителей математики ТОИПКРО (г. Томск, 2005;2006 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе теоретического и экспериментального исследования получены следующие результаты и выводы:

1. Определена роль включения элементов истории математики в процессе обучения математике в основной школе. Показано, что введение в урок элементов истории математики способствует повышению качества математической подготовки школьников, активизации творческих способностей учащихся и росту их интереса к изучаемому предмету за счет актуализации и обогащения различных форм умственного опыта (понятийного, метакогнитивного, эмоционально-оценочного опыта).

2. Сформулированы требования к конструированию учебных заданий с элементами истории математики, суть которых заключается в следующем: учебные задания с элементами истории математики должны быть многофункциональными (выполнять информационную, управляющую, развивающую, воспитательную функции, функции дифференциации и индивидуализации обучения).

3. Раскрыты роль и функции учебных заданий с элементами истории математики, способствующие обогащению различных форм умственного опыта учащихся, выделены типы таких заданий.

4. Составлена методическая схема включения элементов истории математики в урок математики основной школы.

5. Разработана методика организации изучения элементов истории математики на уроках в основной школе средствами специально сконструированных учебных заданий.

6. В ходе проведенного исследования подтверждена гипотеза о том, что если в процессе обучения математике в основной школе использовать специально сконструированные многофункциональные учебные задания с элементами истории математики, направленные на актуализацию и обогащение различных форм умственного опыта, то это способствует повышению качества математического образования, активизации творческих способностей учащихся и повышению их интереса к предмету.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики Текст. / Ж. Адамар — пер. с франц. М.: Сов. радио, 1970. -152 с.
  2. , Н. В. Математические термины Текст. / Н. В. Александрова. М.: Высшая школа, 1978. — 190 с.
  3. , А. Д. Математика и диалектика Текст. / А. Д. Александров // Математика в школе. 1972. -№ 1. — С. 3−9.
  4. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. М.: Просвещение, 2000. — 256 с.
  5. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова — под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2000. — 220 с.
  6. , И. К. Трилогия предмета и метода математики Текст. / И. К. Андронов. М.: Просвещение. — 1998. — 356 с.
  7. Арифметика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. -М.: Просвещение, 2002. 270 с.
  8. , Г. О. Особенности модульного обучения на уроках истории Текст. / Г. О. Аствацатуров // Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал. 2003. — № 6. -С. 46−49.
  9. , Ю. К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплектов Текст. / Ю. К. Бабанский // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1980. — Вып. 8. — С. 17−33.
  10. Ю.Баврин, И. И. Старинные задачи Текст. / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. -М.: Просвещение, 1994. 150 с.
  11. , М. И. Алгебра : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / М. И. Башмаков. М.: Просвещение, 2003. — 320 с.: ил.
  12. , И. Г. Становление алгебры Текст. / И. Г. Башмакова. М.: Просвещение, 1979. — 258 с.
  13. , Э. Т. Творцы математики : Предшественники современной математики: пособие для учителей Текст. / Э. Т. Белл — пер. с англ.
  14. B. Н. Тростникова, С. Н. Киро, Н. С. Киро — под ред. и с доп. С. Н. Киро. -М.: Просвещение, 1979. -256 с.
  15. , Е. А. Некоторые особенности развития математического знания Текст. / Е. А. Беляев, Н. А. Киселева, В. Я. Перминов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 110 с.
  16. , Е. С. Методика арифметики : пособие для учителей Текст. /Е. С. Березанская. -М .: Учпедгиз, 1955. 542 с.
  17. , Э. И. Математика древнего Китая Текст. / Э. И. Березкина, Акад. наук СССР- Ин-т истории естествознания и техники. М.: Наука, 1980.-312 с.
  18. , Г. Н. Число и наука в нем Текст. / Г. Н. Берман. М., 1954. -164 с.
  19. , П. П. Избр. педагог, и психол. соч. Текст. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — Т. 2. — 358 с.
  20. , В. В. Цели, формы и средства введения исторических элементов в курсе математики средней школы Текст. / В. В. Бобынин // труды 1-го Всерос. съезда преп. матем. СПб., 1913. — Т. 1.1. C. 129−149.
  21. , А. Н. Математики механики. Биографический справочник Текст. / А. Н. Боголюбов Киев: Наукова думка, 1983. — 637 с.
  22. , Б. В. Очерки по истории математики Текст. / Б. В. Болгарский Минск: Вышэйш. Школа, 1974. — 286 с.
  23. , Г. П. Беседы по истории математики Текст. / Г. П. Боев- под ред. проф. Н. Г. Чуданова. ОГИЗ, Саратовское областное изд-во, 1947. -104 с.
  24. Большой энциклопедический словарь Текст. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия — СПб.: Норинт, 2001. -1456 с.: ил.
  25. , В. Интуиция и математика Текст. / В. Босс. М.: Айрис-пресс, 2003.- 192 с.
  26. , А. И. Из истории арифметики Текст. / А. И. Бородин. К.: Вища школа- Головное изд-во, 1986. — 95 с.
  27. , Э. К. Интеграция предметно-понятийной и смысловой деятельности при обучении страшеклассников началам математического анализа (теоретический аспект): моногр. Текст. / Э. К. Брейтигам. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 150 с.
  28. , Н. Архитектура математики Текст. / Н. Бурбаки. М., 1972. -32 с.
  29. , Н. А. Курс Истории математики как фактор гуманизации и гуманитаризации математического образования в педагогическом вузе : дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. А. Бурова. Новосибирск, 2000. -196 с.
  30. , Н. А. История математики : учеб. пособие Текст. / Н. А. Бурова. Новосибирск: НГПУ, 1999. — 167 с.
  31. , Г. Математическое мышление Текст. / Г. Вейль — под ред. Б. В. Бирюкова и А. Н. Паршина. М.: Наука, 1989. — 246 с.
  32. , Jl. М. Психические процессы мышления и интеллекта Текст. / Л. М. Веккер. Л, 1976. — Т. 2. — 107 с.
  33. , Н. Я. Из истории дробей Текст. / Н. Я. Виленкин // Квант. -1987.-№ 5.-С. 15−18.
  34. , А. И. Очерки истории средневековой индийской математики Текст. / А. И. Володарский- Акад. наук СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М.: Наука, 1977. — 181 с.
  35. Внеклассная работа по математике в 4−5 классах Текст. / под ред. С. И. Шварцбурда. -М.: Просвещение, 1974. 191 с.
  36. , М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире Текст. / М. Я. Выгодский. 2-е изд., исправл. и доп. — М.: Наука, 1967. — 368 с.
  37. , П. Я. Формирование умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин. М., 1967. — 320 с.
  38. , Э. Г. Квадратные уравнения : учеб. пособие по математике для 8-го класса Текст. / Э. Г. Гельфман. Томск: Изд-во Том. гос. унта, 1999.-248 с.
  39. , Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся Текст. / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2006. — 384 с.: ил.
  40. , Э. Г. Тождества сокращенного умножения : учеб. пособие по математике для 7-го класса Текст. / Э. Г. Гельфман, Т. В. Бондаренко, С. Я. Гриншпон. 4-е изд., испр. и доп. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 206 с.
  41. , Э. Г. Методические основы конструировани учебных текстов по математике для учащихся основной школы Текст. / Э. Г. Гельфман. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. — 258 с.
  42. , И. А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики Текст. / И. А. Гибш // Математика в школе. 1995. — № 6. -С. 2−5.
  43. , Г. Н. История математики в школе : пособие для учителей Текст. / Г. Н. Глейзер — под ред. Б. А. Розенфельда. М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
  44. , Б. В. О воспитании научного мировоззрения на уроках математики Текст. / Б. В. Гнеденко // Математика в школе. 1977. -№ 4.-С. 13−19.
  45. , Б. В. Об исследованиях по истории математики в Советском Союзе Текст. / Б. В. Гнеденко // Математика в школе. 1975. — № 6. -С. 12−16.
  46. , Б. В. О математике Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Эдиториал УРСС, 2000.-208 с.
  47. , Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1982.- 144 с.
  48. , Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике Текст. / Я. И. Груденов. -М.: Педагогика, 1987. 158 с.
  49. , Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики : кн. для учителя Текст. / Я. И. Груденов. М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  50. , В. А. Как помочь ученику полюбить математику? Текст. / В. А. Гусев М.: Аватард, 1994. — 168 с.
  51. , В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / В. А. Гусев. М.: ООО «Издательство «Вебум — М» — ООО «Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
  52. , Р. 3. От Кирика новгородца до Эйлера. Из истории отечественной математики Текст. / Р. 3. Гушель. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. — 47 с.
  53. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М. :ИНТОР, 1996.-544 с. у
  54. , В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей Текст. /В. А. Далингер. Омск: ОмИПКРО, 1993.-323 с.
  55. , И. Я. История арифметики : пособие для учителей Текст. / И. Я. Депман. 2-е изд., исправл. — М.: Просвещение, 1965. — 415 с.
  56. , И. Я. За страницами учебника математики : пособие для учащихся 5−6 кл. сред. шк. Текст. / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. М.: Просвещение, 1989. — 287 с.
  57. , JI. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы егопонимания Текст. / JI. П. Доблаев. М.: Педагогика, 1982. — 124 с.
  58. , О. В. Гуманизация и гуманитаризация образования на уроках математики : дис. .канд. пед. наук Текст. / О. В. Доможакова. -Новосибирск, 2000. 160 с.
  59. , Г. В., Петерсон JI. Г. Математика. 6 класс Текст. / Г. В. Дорофеев, JI. Г. Петерсон М.: «Баласс», «С-инфо», 1999. — Ч. 2. -128 с.
  60. , Ю. А. Изучение квадратных уравнений на основе историко-генетического метода Текст. / Ю А. Дробышев // Математика в школе. -2000,-№ 6.-С. 68.
  61. , И. В. Изучение темы «Дроби» Текст. / И. В. Дробышева, Ю. А. Дробышев // Математика в школе. 2000. — № 1. — С. 18−20.
  62. , Е. А. Игротека математического кружка Текст. / Е. А. Дышинский. М.: Просвещение, 1972. — 35 с.
  63. Дьедонне, Жан. А. Надо ли учить «современной» математике? Текст. / Ж. Дьедоне // Математика в школе. 1976. -№ 1. — С. 88−91.
  64. , Д. Психология и педагогика мышления Текст. / Д. Дьюи- пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  65. , О. Б. Учить школьников учиться математике Текст. / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  66. А. Ж. Индивидуализация и дифференциация в педагогической теории и практике (анализ отечественного опыта Текст. / А. Ж. Жафяров, Е. С. Никитина, М. Е. Федотова. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. 36 с.
  67. Жохов, A. J1. Как помочь формированию мировоззрения школьников: кн. для учителя и не только для него Текст. / A. JI. Жохов. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. — 288 с.
  68. , А. Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе: автореф.. д-ра пед. наук Текст. / A. J1. Жохов. М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 1999. -21 с.
  69. , В. В. Алексей Степанович Хомяков Текст. / В. В. Завитневич. Киев, 1902. — Т. 1. — Кн. 1. — С. 404.
  70. Зорина, J1. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования Текст. / J1. Я. Зорина. М., 1993. — 163 с.
  71. , Т. А. Гуманитаризация общего математического образования Текст. / Т. А. Иванова. Н. Новгород, 1998. — 144 с.
  72. , Т. А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / Т. А. Иванова. М, 1998. — 43 с.
  73. , Т. А. Теоретические основы обучения математике в средней школе : учеб. пособие Текст. / Т. А. Иванова, Е. Н. Перевощикова, Т. П. Григорьева, J1. И. Кузнецова. Н. Новгород: НГПУ, 2003. — 320 с.
  74. , Д. Развитие математической культуры школьников (языковой аспект): дис.. д-ра пед. наук Текст. / Д. Икрамов. Сырдарья, 1983. -349 с.
  75. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия Текст. / под ред. А. П. Юшкевича. М.: Наука, 1972. — 258 с.
  76. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер. -М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  77. , И. Взаимосвязь внеклассных и факультативных занятий по математике: кн. для учителя Текст. / И. Кадыров М.: Просвещение, 1983.-64 с.
  78. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения Текст. / под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева. М.: Изд-во РАО, 1992. К1. Ч. 1.-170 с.
  79. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения Текст. / под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева. М.: Изд-во РАО, 1992. -Ч. 2, — 160 с.
  80. , О. И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития Текст. / О. И. Кедровский. Киев: «Вищашкола», 1974.-342 с.
  81. , М. Математика. Поиск истины Текст. / М. Клайн- пер. с англ. Ю. А. Данилова — под ред. Ю. В. Сачкова, В. И. Аршинова. М.: Мир, 1988.-295 с.
  82. , М. Математика : Утрата определенности Текст. / М. Клайн -М.: Мир, 1984.-434 с.
  83. , Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей : Арифметика. Алгебра. Анализ Текст. / Ф. Клейн — пер. с нем. — под ред. ь
  84. В. Г. Болтянского. 4-е изд. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. -432 с.
  85. , М. В. Технология использования экспертных систем для диагностики знаний и умений : учеб. пособие Текст. / М. В. Климова. -Магнитогорск: МаГУ, 2003. 148 с.
  86. , С. Е. Пакет материалов по истории раннесредневековой ^ Европы для уроков в X классе Текст. / С. Е. Кольчугин //
  87. Преподавание истории в школе. 2003. — № 10. — С. 45−54.
  88. , В.О. Афоризмы и мысли об истории : собр. соч.: в 9 т. Текст. / В. О. Ключевский. М., 1964. — С. 407.
  89. , А. Н. Математика в ее историческом развитии Текст. / А. Н. Колмогоров М.: Наука. — 1991. — 224 с.
  90. , Ю. М. Задачи в обучении математике. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся Текст. / Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1977. — Ч. 1. — 340 с.
  91. , Ю. М. Задачи в обучении математике. Обучение математике через задачи и обучение решению задач Текст. / Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1977. — Ч. 2. — 246 с.
  92. , Ю. М. Основные понятия современного школьного курса математики : пособие для учителей Текст. / Ю. М. Колягин, Г. JI. Луканкин- под ред. А. И. Маркушевича. М.: Просвещение, 1974.-382 с.
  93. , Ю. М. Учись решать задачи : пособие для учащихся VII-VIII классов Текст. / Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян. М.: Просвещение, 1980.-96 с.
  94. , Б. А. Великие жизни в математике Текст. / Б. А. Кордемский. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
  95. , В. А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. -416 с.
  96. Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем Текст. Киев: Наук, думка, 1989. -319 с.
  97. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. /В. С. Леднев. -М.: Педагогика, 1991. 310 с.
  98. , И. Я. Внутритекстовые связи и их роль в умственном развитии учащихся Текст. / И. Я. Лернер // Теорет. пробл. соврем, школ, учебника — под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева. М., 1989. -С. 8−32.f
  99. , Н. А. Философское и научное значение идей Н. И. Лобачевского Текст. / Н. А. Лицис. Рига: Изд-во «Зинатне», 1976.-395 с.
  100. , Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера — история Текст. / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 464 с.
  101. , Н. А. Проблема формирования системы учебных умений и навыков учащихся Текст. / Н. А. Лошкарева // Советская педагогика. 1980. — № 3. — С. 60 -67.
  102. , А. В. Учить ремеслу историка Текст. / А. В. Лукутин // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. — № 1. -С.36−44.
  103. , В. С. Избранные главы истории математики : учеб. издание Текст. / В. С. Малаховский. Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. — 304 с.: портр.
  104. , К. А. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе Текст. / К. А. Малыгин. М., 1963. — 224 с.
  105. , С. Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся Текст. / С. Г. Манвелов. -М.: Просвещение, 1997. 164 с.
  106. , С. Н. Курс истории математики : учеб. пособие Текст. / С. Н. Марков. Иркутск: Изд-во ГИУ, 1995. — 248 с.
  107. Математика. Мидленский экспериментальный учебник Текст. — пер. с англ. Г. Г. Масловой. М.: Просвещение, 1971. — 412 с.
  108. Математика. Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Э. Г. Гельфман, JL Н. Демидова, Н. Б. Лобаненко. М.: Просвещение, 2005. — 240 с.: ил.
  109. Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. — под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 5-е изд. — М.: Просвещение: Дрофа, 2002. — 368 с.: ил.
  110. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст. / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин и др.- под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 4-е изд. -М.: Дрофа, 1999.-416 е.: ил.
  111. Матушкина, 3. П. Приемы обучения учащихся решению математических задач: учебное пособие Текст. / 3. П. Матушкина. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. 140 с.
  112. , В. А. Учителю о философских проблемах математики Текст. / В. А. Майдер. М.: Прометей, 1989. — 213 с.
  113. , Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника : избранные психологические труды Текст. / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  114. , Н. В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы: учеб. пособие для вузов Текст. / Н. В. Метельский. -Минск: Изд-во БГУ, 1982. 254 с.
  115. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов Текст. / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. М.: Просвещение, 1980. — 456 с.
  116. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. Текст. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др. — сост. В. И. Мишин. -М.: Просвещение, 1987.-416 с.: ил.
  117. Методические рекомендации к практическим занятиям по методике преподавания математики (в восьмилетней школе) Текст. М., 1985. -85 с.
  118. Методическое письмо о проведении элективных курсов Текст. // Профильная школа. 2003. -№ 3.-C.3−5.
  119. , А. М. Толковый математический словарь. Основные термины: около 2500 терминов Текст. / А. М. Микиша, В. Б. Орлов. -М. :Рус. яз., 1989.-244 с.
  120. , В. JI. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся VI классов Текст. / В. JI. Минковский. М.: Просвещение, 1966. — 119 с.
  121. , М. С. Структура для представления знания Текст. / М. С. Минский // Психология машинного зрения — пер. с англ. М.: Мир, 1978. С. 249−320.
  122. , Н. И. Экология человечества глазами математика : (Человек, природа и будущее цивилизации) Текст. / Н. И. Моисеев. -М.: Мол. Гвардия, 1988. 254 [2]. С.: ил.
  123. , В. Н. Основы учения о числе в XVIII и начале XIX века Текст. / В. Н. Молодший. М, 1963. — 262 с.
  124. , В. Н. Очерки по философским вопросам математики Текст. / В. Н. Молодший. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  125. , В. Н. Элементы истории математики в школе Текст. / В. Н. Молодший. М.: Учпедгиз, 1953. — 36 с.
  126. , А. Г. Алгебра. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / А. Г. Мордкович. 3-е изд., доработ. — М.: Мнемозина, 2001. — 223 с.: ил.
  127. , А. Г. Алгебра. 9 кл.: задачник для общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. -4-е изд. М.: Мнемозина, 2002. — 143 с.: ил.
  128. Мордухай-Болтовский, Д. История и методика математического символа Текст. / Д. Мордухай-Болтовский // Математика в школе.1948.-№ 1.- С. 24−28.
  129. Мордухай-Болтовский, Д. Психология математического мышления Текст. / Д. Мордухай-Болтовский // Вопросы психологии и философии. 1908,-№ 4.-С. 3−6.
  130. , К. С. Алгебра 7−9 : учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / К. С. Муравин, Г. К. Муравин. М.: Просвещение, 1994. -250 с.
  131. , У. Познание и реальность Текст. / У. Найссер. М.: Наука, 1980.- 159 с.
  132. , С. М. Приближенное представление функций Текст. / С. М. Никольский // Природа. 1953. — № 8. — С. 12−20.
  133. , С. В. Методика использования старинных задач в процессе обучения математике : автореф.. канд. пед. наук Текст. / С. В. Носырева. М, 2005. — 24 с. к
  134. , А. А. Как учить не уча Текст. / А. А. Окунев. СПб.: Питер-Пресс, 1996. — 98 с. — (Новое образование).
  135. Оре, О. Приглашение в теорию чисел Текст. / О. Оре — пер с англ. -М.: Наука, 1980.- 128 с.
  136. , В. И. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике Текст. / В. И. Осинская. М., 1989. -146 с.
  137. , М. В. Педагогическое наследие, документы.Текст. / М. В. Остроградский. М.: Физматгиз, 1961. — С. 37.
  138. , Ж. Психология интеллекта Текст. / Ж. Пиаже // Избр. психол. труды. М.: Просвещение, 1969. — С. 17−21.
  139. , JI. Ф. Вопросы общей методики преподавания математики : учеб. пособие для студентов-заочников III—IV курсов физ.-мат.факультетов пед. ин-в Текст. / Л. Ф. Пичурин, В. В. Репьев, Н. Г. Федин, Н. Н. Шоластер. М.: Просвещение, 1979. — 79 с.
  140. , Л. Ф. За страницами учебника алгебры : кн. для учащихся 7−9 кл. сред. шк. Текст. / Л. Ф. Пичурин. М.: Просвещение, 1990. -224 с.: ил.
  141. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. М.: Наука, 1975. — 464 с.
  142. , Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание Текст. / Д. Пойа. М.: Наука, 1970.- 452 с.
  143. , Т. С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Текст. / Т. С. Полякова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Гос. пед. ун-та, 2001. — Кн. II: Век девятнадцатый. Первая половина. — 208 с.
  144. Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России Текст. // Тезисы докладов межрегиональной науч. конф. Киров: Изд-во Вятского гос. ун-та, 1998. — С. 35
  145. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5−11 кл. Текст. — сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. -3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. — 320 с.
  146. Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе Текст. М.: Прометей, 1992. — Вып. I. — 111 с.
  147. , А. О науке Текст. / А. Пуанкаре — пер. с франц. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1983. — 560 с.
  148. , А. Е. Очерки по истории математики в древности Текст. / А. Е. Раик- Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 1977. -370 с.
  149. , А. Диалоги о математике Текст. / А. Реньи. М.: Мир, 1968.- 148 с.
  150. , А. Трилогия о математике. (Диалоги о математике. Письма о вероятности. Дневник. Записки студента по теории информации.) Текст. / А. Реньи — пер. с венгер.- под ред. и с предисл. акад. АН УССР проф. Б. В. Гнеденко. — М.: Мир, 1980. — 375 с.
  151. , С. К. Системы управлений : учеб. пособие по математике для 9-го класса Текст. / С. К. Росошек, JL Б. Хают, И. Е. Малова- под ред. Э. Г. Гельфман. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. — 200с.
  152. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  153. , Г. И. О природе математического знания (Очерки по методологии математики) Текст. / Г. И. Рузавин. М.: Мысль, 1968. -302 с.
  154. , Н. К. Задача как цель и средство обучения математике Текст. / Н. К. Рузин // Математика в школе. 1980. — № 4. — С. 13−15.
  155. , К. А. Возникновение и развитие математической науки: кн. для учителей Текст. / К. А. Рыбников. М.: Просвещение, 1987. -159 с.
  156. , К. А. История математики Текст. / К. А. Рыбников. М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. — 455 с.
  157. , М. В. От наглядных образов к научным понятиям Текст. / М. В. Рычик Киев: Рад. шк., 1987. — 76 с.
  158. , Л. Н. Опыт использования элементов историзма в воспитании материалистического мировоззрения учащихся в процессе обучения математике Текст. / Л. Н. Рязанова // Математика в школе. -1982.-№ 4.-с. 50−53.
  159. , А. Р. Математика. 5−11 кл.: дополнительные материалы к урокам математики Текст. / А. Р. Рязановский, Е. А. Зайцев. М.: Дрофа, 2001. — 224 с.: ил.
  160. , Н. Г. Знак и символ в обучении Текст. / Н. Г. Салмина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
  161. , Е. И. Творческая самостоятельная работа как условие ^ формирования культуры мышления школьников Текст. / Е. И. Санина,
  162. , Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного k математического образования Текст. / Г. И. Саранцев // Педагогика.1999. -№ 4.-С. 39.
  163. , Г. И. Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики Текст. / Г. И. Саранцев // Математика в школе. 1995. — № 5. — С. 36- 39.
  164. , Г. И. Методика обучения математике в средней школе Текст. / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
  165. , Г. И. Упражнения в обучении математике Текст. /I
  166. Г. И. Саранцев. -М.: Просвещение, 1995. 240 е.: ил.
  167. Сборник нормативных документов. Математика Текст. — сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 79 с.
  168. , А. А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать : книга для тех, кто учит и учится Текст. / А. А. Свечников. М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 168 с.
  169. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  170. , И. М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения : дис.. д-ра пед. наук Текст. / И. М. Смирнова. М., 1994. — 364 с.
  171. , Д. В. Формирование философских взглядов учащихся средствами истории математики Текст. / Д. В. Смолякова // VII
  172. Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (14−18 апреля 2003 г.): материалы конф.: в 5 т.- Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. Т. 5. Культурология, философия, социология и политология. — С. 234−239.
  173. , Д. В. Роль исторических задач в курсе математики основной школы Текст. / Д. В. Смолякова // Современные образовательные технологии: материалы Всероссийской науч.-практич. конф. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2004. — С. 155−160
  174. Современные проблемы методики преподавания математики: сб. статей: учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. ин-тов Текст. — сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. -304 с.
  175. , У. У. Прелюдия к математике Текст. / У. У. Сойер. М.: Просвещение, 1972. — 244 с. К
  176. , Д. Я. Краткий очерк истории математики Текст. / Д. Я. Стройк. М.: Наука, 1984. — 282 с.
  177. А. К. Парадоксы науки Текст. / А. К. Сухотин. М.: Молодая гвардия, 1980. — 240 с.
  178. , А. К. Философия математики : учебное пособие Текст. / А. К. Сухотин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. — 230 с.
  179. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1982. — 248 с.
  180. , И. Ф. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения при изучении математике Текст. / И. Ф. Тесленко. М.: Просвещение, 1979. — 136 с.
  181. , В. А. Стратегия обучения математике Текст. / В. А. Тестов. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1999. — 304 с.
  182. , И. Э. Учебные задания и процесс обучения Текст. / И. Э. Уман. -М., 1989.-256 с.
  183. , Л. М. Как научиться решать задачи Текст. / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. -М.: Просвещение, 1989. 191 с.
  184. , JI. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: учителю математики о пед. психологии Текст. / JI. М. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  185. , А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Математика: хрестоматия по истории, методологии, дидактике Текст. — сост. Г. Д. Глейзер. -М.: УРАО, 2001. С. 243−263.
  186. , М. А. Когнитивные стили : О природе индивидуального ума: учеб. пособие Текст. / М. А. Холодная. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.
  187. , М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002.-272 с.
  188. , В. И. А. С. Хомяков и современность: зарождение и перспективы соборной феноменологии Текст. / В. И. Холодный. М.: Академический проект, 2004. — 528 с
  189. Хрестоматия по истории математики. Арифметика и алгебра. Теория чисел. Геометрия: пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов Текст. / под ред. А. П. Юшкевича. М.: Просвещение, 1976. — 318 с.
  190. , А. В. Современная дидактика : учебник для вузов Текст. / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  191. , А. Д. Формирование математических понятий у учащихся средней школы Текст. / А. Д. Чеснокова. Новосибирск, 1961.-30 с.
  192. , JI. Играя, учимся математике : Пособие для учителя Текст. / JI. Чилингирова, Б. Спиридонова — пер. с болг. М.: Просвещение, 1993.- 191 с.
  193. , В. Д. Исторические экскурсы на уроках математики в средней школе Текст. / В. Д. Чистяков. Минск: Нар. асвета, 1969. -110 с.
  194. , В. Д. Старинные задачи по элементарной математике Текст. / В. Д. Чистяков. Минск, 1978.
  195. , В. Д. Три знаменитые задачи древности. Пособие для внеклассной работы Текст. / В. Д. Чистяков. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963.-93 с.
  196. , С. И. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики : кн. для учителя Текст. / С. И. Шапиро. -М.: Просвещение, 1990. 96 с.
  197. Шохор-Троцкий, С. И. Цели и средства преподавания математики с точки зрения требований общего образования Текст. / С. И. Шохор-Троцкий. СПб, 1982. — 278 с.
  198. , В. С. Философское образование в средней школе : Диалектико-материалистический подход Текст. / В. С. Шубинский. -М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  199. , Д. Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. М, 1974. — 64 с.
  200. Энциклопедический словарь юного математика Текст. — сост. А. П. Савин. М.: Педагогика, 1989. — 352 с.: ил.
  201. , А. П. История математики без границ Текст. / А. П. Юшкевич, К. Фогель. М.: Янус, 1997. — 311 с.
  202. , А. П. История математики в средние века. М, 1961. — 435 с.
  203. , И. С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  204. Bell, A. Shell centre for mathematical Education / A. Bell. Review: University of Nottingham, England, 1984−1988. — 142 p.152
Заполнить форму текущей работой