Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие правовой активности курсантов военного вуза средствами воинского воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совместная деятельность субъектов и объектов по использованию средств воинского воспитания с целью овладения курсантами основными компонентами правовой активности осуществляется более результативно если при этом используются диалогические формы социального воспитания. Повышению результативности совместной деятельности способствует также применение методики развития правовой активности курсантов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие правовой активности курсантов военного вуза средствами воинского воспитания как проблема социально-педагогического исследования
    • 1. 1. Социально-педагогические предпосылки развития правовой активности курсантов в современных условиях
    • 1. 2. Сущность, содержание и особенности правовой активности курсанта
    • 1. 3. Состояние процесса развития правовой активности курсантов военного вуза средствами воинского воспитания
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Обоснование модели процесса развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания
    • 2. 1. Характеристика модели процесса развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания
    • 2. 2. Критерии, показатели и уровни развития правовой активности курсантов
    • 2. 3. Методика развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию правовой активности курсантов средствами воинского воспитания
    • 3. 1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Обоснование социально-педагогических условий развития правовой активности курсантов
    • 3. 3. Анализ эффективности процесса развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания
  • Выводы по третьей главе

Развитие правовой активности курсантов военного вуза средствами воинского воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена значительными преобразованиями, которые претерпевает сегодня система военного образования. Одной из главных задач Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации» I является подготовка высокопрофессиональных военных кадров. В этой связи постоянно повышаются требования общества к выпускникам военных вузов. В настоящее время кадровому офицеру недостаточно ориентироваться только в военной профессии, он должен быть активным гражданином, вооружен знаниями об окружающей его социальной действительности, обладать правовой грамотностью, правосознанием, правовой культурой, развитой системой социально — правовых ориентаций. Успешность и качество его дальнейшей деятельности в качестве командира, воспитателя личного состава также во многом зависит от приобретенного им за время учебы в военном вузе опыта правовой деятельности.

Высшая военная школа, опираясь на традиции, успешно решает широкий спектр образовательных и военно-профессиональных задач. Однако данная система имеет отдельные уязвимые компоненты, одним из которых, является недостаточное внимание и слабая мотивационная готовность профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений к развитию правовой активности курсантов. В то же время это чрезвычайно важно, в период реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, демократизации общества, для становления будущего офицера, так как учеба в военном вузе не только этап его узкопрофессиональной подготовки, но и время становления, расширения и формирования опыта правового поведения, которое базируется на глубокой правовой культуре, что в свою очередь является важной составляющей преобразования современных Вооруженных сил.

Образовательный процесс многоуровневого военного вуза, каким является на данный момент Военная Академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, способен обеспечить непрерывность и преемственность накопления курсантами социально-правового опыта, вооружить их знаниями о процессах и явлениях, происходящих в обществе, что будет способствовать формированию современного, ориентированного в правовом поле офицера, осознающего значимость правовой активности, правового воспитания и правового образования.

Различным аспектам изучения феномена правовой активности посвящены философские, юридические, педагогические и психологические исследования. Так, общефилософские основы правового сознания изложены в трудах М. А. Агеевой, Н. С. Токаря, Ю. В. Шумовой. Есть работы, посвященные правовому потенциалу личности (О.И.Байдарова) и общества (В.В.Димитров). Формирование и развитие правосознания, правовой грамотности и правовой культуры рассматривались применительно к школьной молодежи (Е.А.Певцова, П. С. Самыгин, Т.А.Фирсова) и студентам (Л.И.Москалева, Т. М. Почтарь, В. Н. Цыганаш, A.B. Молчанова).

В высшей военной школе также выполнен ряд исследований, в которых изучались вопросы правовой подготовки слушателей и курсантов (Т.С.Сливин), правового воспитания военнослужащих (В.В.Глоба), законопослушного поведения и правового сознания курсантов (В.Г.Бургун, Н. Л. Романенко, Т.В.Федина), правовой и профессионально-правовой культуры будущих военных специалистов (М.В.Гирская, А. А. Иванов, М.В.Пуганов). Однако при этом процесс развития правовой активности курсантов военного вуза не нашел еще достаточного освещения в педагогической науке.

Анализ научной литературы по проблемам правовой подготовки специалистов, а также практики ее организации в высших военно-учебных заведениях позволил сформулировать ряд противоречий, основными из которых являются противоречия между:

— востребованностью правовой подготовленности специалистов в сфере воинской деятельности и недостаточным привлечением для этих целей воспитательных возможностей образовательного процесса военного вуза;

— огромным правовым опытом, накопленным в различных правозащитных социальных институтах и его слабым использованием в учебно-воспитательном процессе военного вуза для развития правовой активности курсантов;

— необходимостью развития правовой активности курсантов на этапе получения высшего военно-профессионального образования в вузе и недостаточной социально-педагогической подготовленностью к этой работе преподавателей и командиров курсантских подразделений.

Стремление разрешить данные противоречия и недостаточная научная разработанность проблемы правовой активности специалистов военного профиля позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Развитие правовой активности курсантов военного вуза средствами воинского воспитания».

Цель исследования: на основе анализа социально-педагогических исследований по проблеме развития правовой активности личности, уточнить сущность правовой активности обучающихся, разработать модель и методику ее развития у курсантов средствами воинского воспитания, подготовить научно-практические рекомендации по реализации потенциала социума для развития правовой активности будущих офицеров.

Объект исследования: воспитательная работа в военном вузе по развитию правовой активности курсантов.

Предмет исследования: процесс развития правовой активности курсантов военного вуза.

Гипотеза исследования: развитие правовой активности курсантов военного вуза будет эффективным, если:

— осуществлять непрерывное накопление курсантами опыта социально правового взаимодействия в учебной и во внеучебной деятельности;

— активно использовать в учебно-воспитательном процессе инновационные технологии реализации потенциала социума, в том числе информационно-правовые технологии в диалоговых формах организации воспитательной работы;

— совершенствовать социально-педагогическую подготовленность преподавателей и командиров подразделений к развитию правовой активности курсантов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание правовой активности курсантов военного вуза как значимой личностной характеристики военного специалиста.

2. Выявить содержание процесса развития правовой активности курсантов военного вуза.

3. Разработать и обосновать модель процесса развития правовой активности курсантов военного вуза средствами воинского воспитания.

4. Разработать и апробировать методику развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания.

5. Обосновать социально-педагогические условия эффективности процесса развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания и выработать научно-практические рекомендации командирам, преподавателям по развитию правовой активности курсантов военного вуза.

Методологической основой исследования являются: социально-педагогический подход к изучению потенциала социума и использованию его возможностей для качественного изменения личности специалиста (В.М.Басова, М. А. Галагузова, В. И. Загвязинский, И. А. Липский, С. В. Сальцева, В.С.Торохтий) и личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию в процессе образования (Е.В.Бондаревская, В. Г. Бочарова, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, И.С.Якиманская).

Теоретическую базу исследования составляют: результаты исследований различных сторон социальной активности личности (М.А.Андреева, С. И. Карпенко, Т. Н. Мальковская, Э.Ф.Шакирова) и правовой активности как ее видовой формы (Н.В.Галустян, И. В. Тепляшин, Д.А.Ягофаров) — концепции воинского социума и социально-правового воспитания военнослужащих (И.А.Липский, В. А. Митрахович, Ю. В. Савин, Т. С. Сливин, А. С. Щербаков, В.С.Торохтий) — научные основы моделирования и проектирования педагогических процессов и систем (В.И.Загвязинский, М. З. Кларин, В. М. Монахов, Н. Ю. Русова, Ю.И.Тарский) — теоретические положения «Я — концепции» и самосознания личности как основы самооценки и профессионального самосовершенствования человека (Л.Бернс, И. С. Кон, В. В. Столин, А.Г.Спиркин) — основные выводы и рекомендации по формированию правовых качеств военнослужащих (В.Г.Бургун, М. В. Гирская, В. В. Глоба, А. А. Иванов, М. В. Пуганов, Т.В.Федина).

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, психологической, социально-педагогической, юридической литературы, моделирование) — эмпирические (опросы, включенное наблюдение, тестирование, обобщение педагогического, юридического опыта), опытно-экспериментальная работа, включающая социально-педагогические методы реализации потенциала социума в развитии личности.

База исследования. В опытно-экспериментальной работе были задействованы: Военная Академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко и факультет социальной педагогики МГППУ. Всего в исследовании приняли участие 183 курсанта (89 курсантов 1,2 курса и 94 курсанта 3 и 4 курсов), 49 офицеров, 60 преподавателей вузов различной ведомственной принадлежности.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:

• на первом — поисковом — этапе (2004 — 2005 г.) проводился проблемно-ориентированный анализ философской, педагогической, юридической и социально-педагогической литературы, изучались научные публикации по вопросам военной педагогики и права, теории и методики воспитания и обучения, правового воспитания различных категорий учащейся молодежи, рассматривались сложившиеся в науке и практике подходы к проблеме развития правовой активности, средствами воинского воспитания;

• на втором — преобразующем — этапе (2006 — 2010 гг.) проверялась выдвинутая гипотеза исследования, проводилась опытно-экспериментальная работа, выявлялись условия эффективности развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания, проверялся апробированный методический материал, призванный обеспечить решение поставленных задач, вносились необходимые коррективы в содержание опытно-экспериментальной деятельности;

• на третьем — аналитическом — этапе (2011;2012 г.) систематизировался исследовательский материал, подводились итоги опытно-экспериментальной работы, делались выводы и обобщения, литературно оформлялся текст диссертационного исследования, готовились практические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыта сущность правовой активности и охарактеризованы особенности ее развития у курсантов военного вузавыявлены содержание и специфика процесса развития правовой активности курсантовразработана и обоснована модель, методика процесса развития правовой активности курсантов военного вузаобоснованы социально-педагогические условия эффективности процесса развития правовой активности курсантов в военном вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в реализации социально-педагогического подхода в учебно-воспитательном процессе военного вуза, применительно к задаче развития у будущих офицеров правовой активности в воинской деятельности, что позволяет командирам и преподавателям военного вуза более эффективно использовать образовательный потенциал воинского социума для формирования социально-значимых качеств военнослужащихв раскрытии содержания процесса развития правовой активности курсантов военного вузав обосновании социально-педагогических условий эффективности процесса развития правовой активности у курсантов военного вуза, исключающих непреднамеренные затраты и ошибочные действия в развитии личности курсантав расширении и дополнении понятия «правовая активность курсанта военного вуза», как личностного качества и составной части социальной активности личности, чем расширен диапазон теоретических основ (на уровне понятийно-категориального аппарата) педагогической науки и воспитательной работы по развитию личностных качеств специалиста.

Практическая значимость исследования состоит в разработке модели процесса развития правовой активности курсантов военного вуза и реализации авторской методики развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания в сложных социальных ситуациях воинской деятельности.

Результаты исследования могут быть включены в учебную и военно-правовую деятельность воинских частей и подразделений, в систему повышения квалификации командно-педагогического состава военных вузовв учебно-воспитательную работу командиров всех степеней по подготовке современных военных кадров для Вооруженных Сил России.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных данныхиспользованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальной выборкиэкспериментальной проверкой основных теоретических выводов и апробацией материалов в ходе реализации соответствующих программ, проведением дополнительных социально-педагогических процедур.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовая активность курсанта военного вуза представляет собой интегративное личностное качество, значимое в его профессиональной деятельности и включающее совокупность правовых потребностей, правовых ценностей, правового поведения и правовых отношений, обусловленных целями и задачами воинской деятельности, как значимой социальной деятельности в обществе.

2. Развитие правовой активности курсантов военного вуза средствами воинского воспитания — это процесс специально организованного и направленного освоения ими воспитательного потенциала воинского социума, окружающей социально-правовой действительности, основанный на интериоризации курсантами правовых ценностей (правовой грамотности, правовой культуры, правосознания) и выработке на их основе своей активной правовой позиции.

3. Модель процесса развития правовой активности курсантов военного вуза включает характеристику процесса: целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный блокиэтапы, средства и методы процесса развития правовой активности курсантовформы реализации потенциала воинского социума в аудиторной и внеаудиторной деятельности, индивидуальных, групповых и коллективных видах воспитательно-правовой работы по развитию правовой активности курсантов.

4. Методика развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания представляет инновационный социально-педагогический инструментарий, включающий пять функциональных модулей (теоретический, диагностический, проективно-конструктивный, организационно-исполнительский и оценочно-аналитический), отражающих последовательность реализации потенциала социума в процессе правовой подготовки курсантов в условиях вуза.

5. Социально-педагогические условия эффективности процесса развития правовой активности курсантов военного вуза включают: а) активизацию социально-правового взаимодействия курсантов в учебной и во внеучебной деятельностиб) стимулирование в учебно-воспитательном процессе диалоговых форм организации воспитательной работы с курсантамив) совершенствование социально-педагогической подготовленности преподавателей и командиров подразделений к развитию правовой активности курсантов в условиях военного вуза.

Личный вклад автора состоит в анализе предметно-объектной области исследования на теоретическом и практическом уровнях, координации опытно-экспериментальной работы и непосредственном участии в ней, разработке и внедрении модели и методики развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания, оценке эффективности мер экспериментального воздействия, формулировке основных положений и выводов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на военно-научных конференциях, научно-методических сборах командно-преподавательского состава Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войскна научно-практических конференциях: «Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями», «Воинская дисциплина — пути ее достижения» (Кострома 2007, 2008), «Актуальные проблемы высшего профессионального образования» (Кострома 2010), научно-практическом семинаре «Военное образование в России. Исторический опыт» СевероЗападная академия государственной службы (Институт военной истории МО.

РФ, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России», на заседании кафедры педагогики ГБОУ ВПО Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (Саратов 2010), на заседании кафедры социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета (2012, 2013).

Всего автором опубликовано по теме диссертационного исследования 12 работ, в том числе 4 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационного исследования включает введение, три главы, заключение, содержит 172 страницы основного текста и включает 180 источников, в т. ч. 9 на иностранном языке, 12 таблиц, 4 рисунка и 7 приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Исследование правовой активности курсантов в ходе опытно-экспериментальной работы позволило изучить ее видовые характеристики как формы проявления социальной активности и установить: степень выраженности преобладающей мотивации курсантов, сложившиеся у них типы (модели) поведения и уровень развития эмпатии. Их наличие и проявление в правовой активности курсантов объясняется механизмом диалектического взаимодействия всеобщего (социальная активность) и особенного (правовая активность). Диагностика правовой активности курсантов контрольной и экспериментальной групп позволила выявить ее низкий уровень, что подтвердило необходимость принятия дополнительных мер социально-педагогического характера, направленных на повышение эффективности процесса развития правовой активности будущих офицеров.

2. Реализация в ходе формирующего педагогического эксперимента специально разработанной модели позволила спроектировать процесс развития правовой активности курсантов как педагогически организованного взаимодействия субъектов, объектов и воинского социума по использованию их педагогического потенциала с целью достижения курсантами максимально возможного за время обучения в вузе уровня развития правовой активности средствами воинского воспитания. Повышению эффективности данного процесса способствовало создание специальных социально-педагогических условии: а) активизация социально-правового взаимодействия курсантов в учебной и во внеучебной деятельностиб) стимулирование в учебно-воспитательном процессе диалоговых форм организации воспитательной работы с курсантамив) совершенствование социально-педагогической подготовленности преподавателей и командиров подразделений к развитию правовой активности курсантов.

3. Количественная оценка уровней развития правовой активности курсантов контрольной и экспериментальной групп подтвердила эффективность мер экспериментального воздействия: 57% курсантов (51 человек) экспериментальной группы повысили уровень своей правовой активности, по сравнению с исходным уровнем. В контрольной группе данный показатель составил 15% (14 человек). Реализация экспериментальных мер обеспечила существенный прирост интенсивности овладения курсантами основными компонентами правовой активности. Если на первом этапе формирующего педагогического эксперимента только 14 курсантов (15,73%) повысили уровень своей правовой активности, по сравнению с исходным уровнем, то на втором этапе число курсантов, достигших более высокого уровня правовой активности, составило 30 человек (33,7%).

Таким образом, проведенное исследование дает основание утверждать, что экспериментальные меры, направленные на развитие правовой активности курсантов, оказались эффективными и подтверждают гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило установить, что правовая активность личности, является одной из форм социальной активности человека и выступает профессионально важным личностным качеством современного офицера. Решение разнообразных задач военно-профессиональной деятельности осуществляется в строго регламентированной законами и Общевоинскими уставами среде и требует от военнослужащих твердых правовых знаний и навыков их практического применения. Поэтому, развитие правовой активности у будущих офицеров в условиях военного вуза является актуальной задачей для педагогической науки и практики.

В ходе проведения теоретического исследования установлено, что правовая активность курсанта представляет собой социально-обусловленное интегративное личностное качество, включающее совокупность правовых знаний, потребностей и ценностей и проявляющееся в способности к их инициативному применению с целью эффективного решения разнообразных задач военно-профессиональной деятельности. Содержательными компонентами правовой активности являются правовые потребности, правовые ценности, правовое поведение и правовые отношения. Отличие правовой активности курсанта от правовой активности офицера заключается в наличии у офицера большего индивидуального опыта правового поведения и правовых отношений, приобретенного в ходе реальной практической деятельности.

Процесс развития правовой активности курсантов рассматривается в диссертации как педагогически организованное взаимодействие субъектов, объектов и воинского социума вуза по использованию их потенциальных возможностей с целью достижения максимально возможного за время обучения в вузе уровня правовой активности будущих офицеров. Содержание данного процесса включает: осознанное усвоение правовых знаний, потребностей и ценностейовладение умениями и навыками применения правовых норм в практической деятельностиприобретение индивидуального опыта правового поведения и правовых отношений. Процесс развития правовой активности курсантов осуществляется поэтапно, его основными этапами являются диагностический, проектировочный, реализующий и оценочно-результативный этапы.

На процесс развития правовой активности курсантов оказывают влияние разнообразные внешние и внутренние (личностные) факторы. Из них наиболее значимыми являются личностные факторы, связанные с потребностно-мотивационной сферой личности курсантов и уровнем социально-педагогической подготовленности преподавателей и командиров курсантских подразделений. Разноуровневый и разнонаправленный характер факторов, действующих на процесс развития правовой активности курсантов, придает ему сложный, диалектически противоречивый характер. Важность выявления и анализа имеющихся противоречий обусловлена необходимостью их своевременного разрешения с целью дальнейшего совершенствования процесса развития правовой активности курсантов.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что эффективность развития правовой активности курсантов повышается, когда осуществляется целенаправленное проектирование всех его компонентов. Этому способствует разработанная в диссертации на основе социально-педагогического подхода модель развития правовой активности курсантов. Представленные в модели блоки (целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный) включают соответствующие компоненты, которые определенным образом взаимосвязаны и отражают логику, социально-педагогическую направленность и педагогическое управление процессом развития правовой активности курсантов.

Модель, как концептуальный инструмент познавательно-преобразовательной деятельности, структурирована в виде блоков, взаимосвязи которых характеризуют ее как систему. Системообразующим элементом при этом выступает целевой блок с контурами прямой и обратной связи. Исходя из целей осуществляется педагогическое управление процессом развития правовой активности курсантов, функциями которого являются диагностика, проектирование, планирование, реализация, контроль и коррекция всех компонентов данного процесса, а также деятельности его субъектов (преподавателей и командиров курсантских подразделений) и объектов (курсантов).

Совместная деятельность субъектов и объектов по использованию средств воинского воспитания с целью овладения курсантами основными компонентами правовой активности осуществляется более результативно если при этом используются диалогические формы социального воспитания. Повышению результативности совместной деятельности способствует также применение методики развития правовой активности курсантов. Она представляет собой совокупность модулей позволяющих комплексно решать следующие задачи: диагностика ресурсов социума и личностных возможностей субъектов и объектов, способствующих развитию правовой активности курсантов и определение степени их адекватности задачам развития каждого из ее компонентовопределение методов взаимодействия преподавателей, командиров курсантских подразделений и курсантов по использованию средств социума с целью овладения курсантами правовыми знаниями и ценностями, выработки у них навыков и умений правового общения и поведенияпрактическая деятельность субъектов и объектов по реализации средств, форм и методов развития основных компонентов правовой активности, как интегративного личностного качества курсантовколичественная и качественная оценка эффективности процесса развития правовой активности курсантов и внесение необходимых корректив с целью его совершенствования.

В диссертации обоснованы социально-педагогические условия, как наиболее значимые обстоятельства, способствующие повышению эффективности процесса развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитания. К ним относятся: активизация социально-правового взаимодействия курсантов в учебной и во внеучебной деятельностистимулирование в учебно-воспитательном процессе диалоговых форм организации воспитательной работы с курсантамисовершенствование социально-педагогической подготовленности преподавателей и командиров подразделений к развитию правовой активности курсантов.

Создание данных условий осуществляется комплексно, согласованно, с использованием средств, форм и методов методики развития правовой активности курсантов. Вместе с тем, проектирование и внедрение каждого социально-педагогического условия представляет собой относительно самостоятельное направление деятельности, обусловленное особенностями содержания проводимых мероприятий и применяемых форм и методов использования средств воинского воспитания. В своей совокупности реализация социально-педагогических условий обеспечивает задействование воспитательных возможностей воинского социума и личностного потенциала всех субъектов и объектов процесса развития правовой активности с целью повышения его эффективности.

Положительные итоги опытно-экспериментальной работы по апробации и реализации модели, методики и социально-педагогических условий процесса развития правовой активности курсантов дают основание сформулировать практические рекомендации по их использованию в деятельности различных категорий военнослужащих.

I. Руководящему составу военного вуза предлагается рассмотреть возможности: реализации социально-педагогического подхода к организации процесса развития правовой активности курсантов на основе модели, разработанной и изложенной в параграфе 2.1 диссертациииспользования научных результатов диссертации в ходе разработки содержания программ командирской подготовки и повышения квалификации различных категорий офицерского (преподавательского) составаобсуждения проблематики развития правовой активности курсантов в ходе учебно-методических сборов, круглых столов и других мероприятий, проводимых с профессорско-преподавательским составом и командирами курсантских подразделений вузапланирования и проведения педагогических (методических) экспериментов, направленных на повышение эффективности процесса развития правовой активности будущих офицеров;

II. Профессорско-преподавательскому составу и командирам курсантских подразделений предлагается: использовать разработанную в параграфе 2.3 диссертации методику развития правовой активности курсантов средствами воинского воспитаниястимулировать применение в учебной и внеучебной деятельности диалоговых форм организации воспитательной работы с курсантамив целях совершенствования своей социально-педагогической подготовленности использовать программу «Социально-педагогический лекторий офицера» (См.: Приложение 7) — организовать активную работу по задействованию имеющихся и выявлению новых возможностей воинского социума в целях развития правовой активности курсантовоказывать индивидуальную помощь курсантам в овладении навыками и умениями самостоятельной работы по саморазвитию компонентов своей правовой активности;

III. Курсантам высшего военно-учебного заведения рекомендуется: принимать активное участие во всех учебных и внеучебных мероприятиях, проводимых в вузе, с целью приобретения и развития навыков и умений применения правовых знаний в практической деятельностииспользовать в процессе правового самосовершенствования разработанные в диссертации критерии и процедуру самооценки, модель и методы самостоятельной работы по овладению основными компонентами правовой активностиразвивать рефлексивное мышление как способность к критическому самоанализу, осознанию и оценке правовых норм как оснований своих поступков и поведенияактивно приобретать, усваивать и закреплять собственный позитивный опыт правового поведения и правовых отношений.

IV. Дальнейшее исследование проблемы целесообразно сосредоточить на следующих направлениях: изучение правовой активности курсантов и ее реализация в процессе прохождения ими стажировки и практикиособенности правовой активности курсантов, обучающихся по различным военным специальностям и профилям подготовки в многоуровневом военном вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.А. Правовое сознание в условиях трансформации российского общества: философский аспект Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / М. А. Агеева. М., 2009. — 23 с.
  2. , М.А. Формирование социальной активности личности студента университета Текст.: дис.. канд. пед. наук/М.А. Андреева.- Оренбург, 2006. 180 с.
  3. , А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтологаТекст. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: Издательство «Эксмо», 2010. -656 с.
  4. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. -416 с.
  5. , A.B. Формирование опыта конструктивного разрешения межличностных конфликтов у курсантов военного вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Афанасов. Кострома, 2002. -23 с.
  6. , О.И. Развитие правового потенциала социального педагога в системе дополнительного профессионального образования Текст.:дис. канд. пед. наук / О. И. Байдарова. Москва, 2011. — 198 с.
  7. , В.И. Концептуальная модель ГОС ВПО в компетентностном формате Текст.: монография / В. И. Байденко. М.: ИЦПКПС, 2004. -97 с.
  8. , Н.Ф. История социальной педагогики Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко.
  9. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
  10. , В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности Текст. / В. М. Басова. Кострома: Изд-во КГУ, 2004.- 188 с.
  11. , О.В. Формирование адекватной самооценки курсантов военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук/ О. В. Белоконев. -Саратов, 2005. 175 с.
  12. , JI. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / JI. Берне. М., 1986.-273 с.
  13. , JI.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.
  14. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.
  15. , A.B. Формирование социального опыта курсантов военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.B. Бондаренко. -Кострома, 2004. 18 с.
  16. , Н.В., Реан, A.A. Педагогика Текст.: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. СПб: Издательство «Питер», 2000.- 304 с.
  17. , В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход Текст. / В. Г. Бочарова. М.: ИПСР РАО, АСОПиР РФ, 1999. — 184 с.
  18. , В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание Текст.: науч.-метод. пособие / В. Г. Бочарова. М.: ИСПС РАО, 2008. -140 с.
  19. , В.Г. Образование как открытая социально-педагогическая система Текст. / В.Г. Бочарова//Нижегородское образование. 2011. -№ 1.
  20. , O.A. Воинский этикет и культура общения в курсантской среде фундаментальная основа правового воспитания военнослужащих Текст. / O.A. Браилко // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. — Кострома, 2009. — № 1. — Т. 15. — С. 362−365.
  21. , O.A. Правовая работа командиров по предупреждению правонарушений военнослужащих Текст. / O.A. Браилко // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. Кострома, 2009. — № 2. — Т. 15. — С. 381−385.
  22. , O.A. Педагогические условия формирования правовой активности курсантов военного вуза в период модернизации военного образования Текст. / O.A. Браилко // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова.- Кострома, 2011. № 2. — Т. 17. — С. 241−246.
  23. , O.A. Сущность правового воспитания курсантов военного вуза Текст. / O.A. Браилко // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. -Кострома, 2011. -№ 3. Т. 18. — С. 214−223.
  24. , O.A. Обеспечение законности и правопорядка в ВС РФ Текст. / O.A. Браилко // Научно-технический сборник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. № 1 (47). — Кострома, 2008. — С. 208−217.
  25. , O.A. Обязанности военнослужащих. Юридическая ответственность Текст. / O.A. Браилко // Научно-технический сборник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. № 1 (47). — Кострома, 2008. — С. 197−208.
  26. , O.A. Особенности организации правовоспитательной работы с курсантами военного вуза Текст. / O.A. Браилко // Социально-педагогическая деятельность в обучении и воспитании. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2008. — С. 18−25.
  27. , O.A. Правосознание как основа правового воспитания курсантов военного вуза Текст. / O.A. Браилко // Материалы семинара. — Санкт-Петербург: Северо-Западная академия государственной службы, 2009.-С. 19−25.
  28. , O.A. Правовая активность важная составляющая характеристики современного человека Текст. / O.A. Браилко // Научно-технический сборник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. — № 1 (48). — Кострома, 2009. — С. 155−159.
  29. , O.A. Пути формирования правовой активности курсантов военного вуза. Психолого-педагогическое обеспечение процесса социального становления личности в современном обществе Текст. / O.A. Браилко. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2010. -С. 30−34.
  30. , В.Г. Формирование правового сознания у курсантов в процессе их военно-функциональной деятельности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / В. Г. Бургун. Владикавказ, 2004.-23 с.
  31. , Ю.В. Социальная педагогика Текст.: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. М.: Академия, 2004. — 440 с.
  32. , A.C. Словарь терминов по общей и социальной педагогике Интернет-ресурс.: учебн. электронное текстовое издание/ A.C. Воронин. Режим доступа: http://www.twiфx.com/file/l 79 475/.
  33. , Н.М., Никитина H.H., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования Текст. / Н. М. Гаджиева, H.H. Никитина, Н. В. Кислинская. Екатеринбург, 1998. -144 с.
  34. , А.Н. Социально-педагогические задачи Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И. А. Ларионова. М.: ВЛАДОС, 2008. — 191 с.
  35. , Ю.Н. Социальная педагогика. Практика глазами преподавателей и студентов Текст. / Ю. Н. Галагузова. М.: Владос, 2003.-220 с.
  36. , Н.В. Правовая активность личности в механизме формирования социально-полезного поведения Текст.: дис.. канд. юрид. наук / Н. В. Галустян. Ростов н/Д, 2005. — 162 с.
  37. , М.В. Воспитание правовой культуры курсантов будущих офицеров внутренних войск МВД России Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / М. В. Гирская. Владикавказ, 2003. — 26 с.
  38. , В.В. Правовое воспитание военнослужащих вооруженных сил РФ Текст.: дис.. канд. юрид. наук / В. В. Глоба. Москва, 1997. -197 с.
  39. , М.А. Ценностные ориентации современной российской молодежи (на примере Краснодарского края) Текст.: дис.. канд. социол. наук / М. А. Гусарова. Краснодар, 2005. — 158 с.
  40. , В.В. Правовой потенциал российского общества Текст.: дис.. канд. социолог. наук/В.В. Димитров. Ростов-на-Дону, 2009. -145 с.
  41. Директива Минобороны РФ от 12 августа 2004 г. № Д-42 «О мерах по повышению эффективности правового обучения и правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» Текст.
  42. , Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный Текст. / Т. Ф. Ефремова. М.: Рус. яз., 2000. -Т.1.: А-О.- 1209 с.
  43. , В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования Текст. / В. И. Загвязинский // Моделирование социально-педагогических систем: матер, регион, научн.-практич. конф. (16−17 сентября 2004 г.). Пермь, 2004. 298 с.
  44. , В.А. Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект Текст. / В.А. Затонский- под ред. проф. A.B. Малько. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2005. — 268 с.
  45. , И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
  46. , A.A. Формирование правовой культуры у курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Иванов. Москва, 2008.-24 с.
  47. , И.А. О сущности правосознания Текст. Собр. Соч.: в 2 т. / И. А. Ильин. М., 1993. — Т. 1. — С. 166−208.
  48. , А.Н. Социальное проектирование в правовом образовании. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе Текст. / А. Н. Иоффе. М.: Новый учебник, 2002. — 204 с.
  49. , A.M. Большая энциклопедия психологических тестов Текст. / A.M. Карелин. М, Эксмо, 2007. — 416 с.
  50. , С.И. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Карпенко. Ставрополь, 2005. — 26 с.
  51. , М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике Текст.: дис.. д-ра пед. наук / М. В. Кларин. М., 1994. — 365 с.
  52. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова. М.: Академия, 2005. — 173 с.
  53. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  54. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  55. , З.И. Теоретические основы педагогической технологии Текст.: / З. И. Колычева, Г. И. Егорова. Тобольск: ТГПИ, 2003. — 232 с.
  56. , JI.A. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI.A. Кунаковская. Воронеж, 2003. — 202 с.
  57. , A.M. Формирование правовой культуры у студентов автотранспортных ССУЗ Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Кунижев. Майкоп, 2007. — 29 с.
  58. , В.В. Формирование этической компетентности студентов педагогического вуза в социально-педагогической работе с безнадзорными детьми Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. В. Курбатов -Москва, 2010.-219 с.
  59. , И.А. Военно-социальная работа на уровне человека Текст. / И. А. Липский // Армия и общество. 1998. — № 1. — С. 84−95.
  60. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/22 0207m.htm.
  61. Малкина-Пых, И.Г. ПсихосоматикаТекст.: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. — 992 с.
  62. , Т.Н. Социальная активность старшеклассников Текст. / Т. Н. Мальковская. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  63. , С. В новый год с новыми уставами Текст. / С. Марахов // Российское военное обозрение. 2008. — № 1 (48).
  64. , Л.В. Основы социально-педагогической технологии Текст. / Л. В. Мардахаев. Рязань: Изд-во «Ярмарка», 1999 г. — 92 с.
  65. , Л.В. Социальная педагогика Текст.: учебник/ Л. В. Мардахаев. М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  66. , Л.В. Методология социальной педагогики Текст. / Л.В. Мардахаев//Педагогическое образование и наука. 2011. — № 1. -С. 4−14.
  67. , С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования Текст. / С. Е. Матвеева // Образование и саморазвитие. 2009. — № 2. — С. 3−9.
  68. Методика воспитательной работы Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина [и др.]- под ред. В. А. Сластенина. М: Академия, 2005. — 144 с.
  69. Методика и технология работы социального педагога/под ред. М. А. Галагузовой, JI.B. Мардахаева. -М.: Академия, 2004.
  70. , В.А. Специфические характеристики военного социума Текст. / В. А. Митрахович // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. — 2007. — № 5 (47). — С. 91−99.
  71. , В.А. Научно-педагогические характеристики военного социума Текст. / В. А. Митрахович // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. — 2009. — № 7 (64). — С. 95−104.
  72. , A.JI. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии Текст. / АЛ. Молчанов//Правоведение. 1991. — № 1. -С. 69−73.
  73. , A.B. Формирование профессионально-правовой компетентности социального педагога в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.B. Молчанова. Москва, 2008 — 200 с.
  74. , В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований Текст. / В. М. Монахов // Школьные технологии. — 2001. — № 5.
  75. , JI.И. Формирование правовой культуры у студентов физкультурного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. И. Москалева. -Москва, 2006.-164 с.
  76. , A.B. Социальная педагогика Текст.: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд., перераб. и доп / A.B. Мудрик. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.
  77. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского, А. В. Брушлинского, В. П. Зинченко и др. -М.:Просвещение, 1986. -464 с.
  78. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации Текст.//Приказ Министра обороны РФ от 11.03.2004 № 70.
  79. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 2001. — 619 с.
  80. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст.: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  81. , Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX—XXI вв.еков Текст. / Е. А. Певцова. М.: Новый учебник, 2003.-416 с.
  82. , Е.А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи (теоретико-правовые аспекты) Текст. / Е. А. Певцова // Государство и право. 2006. — № 12. — С. 109 115.
  83. Педагогика Текст.: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: 2006. -608 с.
  84. , В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований Текст. / В. М. Полонский // Мир образования образование в мире. — 2007. — № 4.
  85. , Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики Текст.: дис.. канд. юрид. наук/ Т. М. Почтарь. М., 2001. — 253 с.
  86. Правоведение Текст.: курс лекций/под ред. О. А. Зайцева. М.: Экзамен, 2006. — 447 с.
  87. Правовое воспитание в учреждениях образования разных уровней и типов Текст.: монография / В. Г. Подзолков [и др.]. Тула: ТГПУ, 2002. — 126 с.
  88. , Е.Г. Реформа военного образования Текст. / Е. Г. Приезжева // Военный железнодорожник. 28.11.2011 г.
  89. Приказ Министра обороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» (с изменениями от 16 июня 2005 г.).
  90. Приказ Минобороны РФ от 28 февраля 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.voenprav.ru/doc-4327−1 .htm.
  91. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования Текст.: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22−24 мая 2002 года/редкол.: В. А. Болотов (гл. ред.). М.: Новый учебник, 2002. — 288 с.
  92. , M.B. Формирование профессионально-правовой культуры будущих специалистов противопожарной службы МЧС России Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Пуганов. Шуя, 2011. — 23 с.
  93. , A.A., Бордовская, Н.В., Розум, С. И. Психология и педагогика Текст. / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2002. -432 с.
  94. , Н.Л. Педагогические условия развития рефлексивной позиции законопослушного поведения курсантов военных вузов внутренних войск МВД России Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Романенко. Санкт-Петербург, 2011. — 23 с.
  95. , Н.Ю. Дидактический материал: теория и практика моделирования Текст.: монография / Н. Ю. Русова. Нижний Новгород: НГПУ, 2002. — 219 с.
  96. , Ю.В. Социальное воспитание военнослужащих в условиях военной реформы Текст.: дис.. д-ра пед. наук. /Ю.В. Савин. М., 2003.-396 с.
  97. , Ю.В. Социальное воспитание военнослужащих как проблема современной армии и флота Текст. / Ю. В. Савин // Школа молодых ученых: новые исследования. М., 2003. — С. 44−49.
  98. , C.B. Социально-педагогическая поддержка в образовании: феномен и технология Текст. / С. В. Сальцева // Вестник Волгоградской академии МВД России. Научно-методический журнал. — 2007. — № 1 (4).-С. 25−31.
  99. , П.С. Правовая культура российской молодежи: концептуальные основания юридико-социологического анализа Текст. / П.С. Самыгин//Социально-гуманитарные знания. 2005. -№ 4. Приложение 1. — С. 20−32.
  100. , П.С. Правовое воспитание как средство правовой социализации российской молодежи Текст. / П. С. Самыгин // Социально-гуманитарные знания, доп. выпуск, 2006. С. 3741.
  101. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  102. , Г. К. Воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 320 с.
  103. , А.Э. Доклад на заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 20 марта 2012 года Интернет-ресурс. / А. Э. Сердюков. Режим доступа: http://www.dp.rU/a/2012/03/20/Serdjukovkolichestvopres/.
  104. , В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы Текст.: монография / В. В. Сериков. М., 1998. — 289 с.
  105. , И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Серяева. -Оренбург, 2005. 21 с.
  106. , Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 208 с.
  107. , М.М. Индивидуализация обучения курсантов военно-экономического вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. М. Синявский. Ярославль, 2002. — 21 с.
  108. , A.B. Феномен социальной ответственности как проявление ценностно-смысловой регуляции поведения человека Текст. /
  109. A.B. Синяков//Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. — № 4. — С. 158−174.
  110. , И.Н. Формирование социальной компетентности курсантов военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук/И.Н. Сиротин. -Кострома, 2005. 252 с.
  111. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права Текст.: метод. пособие / С. В. Абрамова [и др.]- науч. ред. Т. В. Черникова. М.: Глобус, 2006. — 224 с.
  112. , Т.С. Педагогическая концепция правовой подготовки курсантов и слушателей в высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил Российской Федерации Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Т. С. Сливин. М., 2008.- 572 с.
  113. Словарь иностранных слов Текст. М.: Рус. яз., 1989, — 624 с.
  114. Словарь по социальной педагогике Текст. / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  115. , В.А. Особенности строения мотивационной сферы Текст. /
  116. B.А. Соловьева // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». 2006. -№ 1. — С. 36−39.
  117. Социальная педагогика Текст.: курс лекций. Учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]- под общ.ред. М. А. Галагузовой. М.: Владос, 2001.-416 с.
  118. Социальная педагогика Текст.: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. М.: Владос, 2004. — 368 с.
  119. Социология Текст. / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, A.B. Попов. М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
  120. , А.Г. Философия Текст.: учебник для технических вузов / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
  121. , В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: МГУ, 2003.-284 с.
  122. , A.M. Общая педагогика Текст. / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 479 с.
  123. , Н.Г. Оценивание учащихся Текст.: по курсу РФПР «Основы правовых знаний» / Н. Г. Суворова, Т. В. Петрова. М.: МГФПШК, 2002.
  124. , Ю.И. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем Текст. / Ю. И. Тарский // Моделирование социально-педагогических систем: матер, регион, научн.-практич. конф. (16−17 сентября 2004 г.). Пермь, 2004. 298 с.
  125. , Е.В. Правовое воспитание (методология и практика) Текст. / Е. В. Татаринцева. М.: Высшая школа, 2000. — 167 с.
  126. Теоретические и методические основы преподавания права / Т. В. Болотина и др. М.: Новый учебник, 2002. — 488 с.
  127. , И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан Текст. / И. В. Тепляшин // Журнал российского права. 2002. — № 1. — С. 24−29.
  128. , И.В. Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории Текст. / И. В. Тепляшин // Российский юридический журнал. 2010. — № 5. — С. 40−49.
  129. , Н.С. Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан в современных условиях Текст.: дис.. канд. филос. наук / Н. С. Токарь. Краснодар, 2006. — 139 с.
  130. Толковый словарь русского языка Текст. / под ред. Д. В. Дмитриева. -ООО «Издательство Астрель», 2003. 1582 с.
  131. , B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей Текст.: учебное пособие/B.C. Торохтий. -М.: МГСУ, 2000.-288 с.
  132. , B.C. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения Текст. / B.C. Торохтий. М.: AHO СПО СОТИС, 2007 — 384 с.
  133. , B.C. Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений Текст. /
  134. B.C. Торохтий //Педагогическое образование в России. 2010. — № 11. C. 25−30.
  135. , B.C. Актуальные проблемы современной социальной педагогики Текст.: избранные статьи / авт.-сост. B.C. Торохтий. М.: МГППУ, 2011.-280 с.
  136. , Ю.Н. Рассмотрение материалов о грубых дисциплинарных проступках (по материалам судебной практики) Текст. / Ю. Н. Туганов // Право в Вооруженных силах. М., 2008. — № 5. — С. 59−64.
  137. , А.И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации Текст.: дис.. канд. юрид. наук / А. И. Тюрин. М., 2005. -145 с.
  138. Указ Президента РФ от 18 декабря 2006 г. № 1422 «О Боевом знамени воинской части» (с изменениями и дополнениями) Интернет-ресурс.: информационно-правовой портал «ГАРАНТ». Режим доступа:11йр://Ьа8е^ага^.ги/190 355/.
  139. Указ Президента РФ от 28 апреля 2011 г. Пр-1168 «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» Текст.//Российская газета. 2011. — 14 июля.
  140. Учимся жить в правовом обществе Текст.: комплект учеб.-метод. материалов для практ. работников различных ведомств, студ. и родителей / авт.-сост. О. М. Никулина [и др.]. Саратов: Наука, 2007. -88 с.
  141. , Д.В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров средствами высокотехнологической образовательной среды Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. В. Ушаков. Челябинск, 2008. -22 с.
  142. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе Интернет-ресурс.: информационно-правовой портал «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/178 405/.
  143. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих Интернет-ресурс.: информационно-правовой портал «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.rU/178 792/l/#33.
  144. , Т.В. Оптимизация процесса формирования правосознания курсантов военного вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Федина. Йошкар-Ола, 2010. — 25 с.
  145. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с.
  146. , Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков Текст.: дис.. канд. психол. наук/Т.А. Фирсова. Самара, 2002. — 250 с.
  147. , П., Юрченко, Ю. Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира Текст. / П. Фоменко, Ю. Юрченко // «Ориентир». 2007. — № 3.
  148. , Н.Б. Профессиональное самосовершенствование педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Харчина. Кострома, 2000. — 285 с.
  149. , H.JI. Теория и методика воспитания Текст.: учеб. пособие / H.JI. Худякова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 277 с.
  150. , Л.Н., Хуторской, A.B. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования Текст. // Компетенции в образовании: сб. науч. тр. / под ред. A.B. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — С. 297−300.
  151. , А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность Текст.: дис.. канд. социол. наук / А. Н. Цепляев. М., 2000. — 192 с.
  152. , В.Н. Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Н. Цыганаш. Ростов н/Дону, 2000. — 208 с.
  153. , О.В. Формирование социально-коммуникативных умений у курсантов военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук/ О. В. Ченцов. Кострома, 2005. — 238 с.
  154. , С.А. Формирование преподавателями военного вуза ценностных ориентаций у курсантов Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. А. Чернов. Новосибирск, 2006. — 256 с.
  155. , В.М. Правосознание молодежи Текст. / В. М. Чхиквадзе -М.: Академия, 2008. 209 с.
  156. , Э.Ф. Формирование социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Э. Ф. Шакирова. Москва, 2010. — 208 с.
  157. , Ю.В. Философский анализ генезиса правосознания Текст.: дис. канд. философ. наук / Ю. В. Шумова. Челябинск, 2007. — 145 с.
  158. , A.C. Профессионально-направленная нравственно-правовая подготовка курсантов в системе высшей военной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.C. Щербаков. Казань, 2006. — 22 с.
  159. Элементарные начала общей теории права Текст.: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. Право и закон, М.: КолосС, 2003. — 544 с.
  160. Юридическая педагогика Текст.: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 21 100 «Юриспруденция» / под ред. В .Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 895 с.
  161. , Д.А. Правовая активность личности в профилактике правонарушений: сущность, особенности, стимулирование Текст.: автореф. дис. канд. юрид. наук / Д. А. Ягофаров. М., 1991. — С. 10.
  162. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М., 1996. — 96 с.
  163. Christian Niemeyer: Klassiker der Sozialpadagogik. Einfuhrung in die TheoriegeschichteeinerWissenschafi, 2. Aufl. Juventa, Weinheim/Munchen 2005.
  164. Joachim Marz. SozialeOrientierung und ethischeSensibilisierung in sozialenFragen der Informationsgesellschaft: eineempirischeAnalyse- graph. Darst. Diplom/Doktorarbeit/ Oldenburg, Univ. Diss., 2003
  165. K.A. Gei? ler, M. Hege: KonzeptesozialpadagogischenHandelns. EinLeitfadenfursozialeBerufe. 11. Aufl. Juventa, Weinheim/Munchen 2007.
  166. Karin Lauermann, G. Knapp (Hrsg.): Sozialpadagogik in Osterreich. Perspektiven in Theorie und Praxis. Hermagoras, Klagenfort/Ljubljana/Wien 2004.
  167. KatrinKogel (Hrsg.), Norbert Kuhne (Hrsg.): PraxisbuchSozialpadagogik, Bande 1 7, Bildungsverlag EINS, Troisdorf 2005 — 2009.
  168. Klaus Mollenhauer: Einfuhrung in die Sozialpadagogik. Beltz, Weinheim/Basel 2001. Christian Niemeyer: SozialpadagogikalsWissenschaft und Profession. Grundlagen, Konzeptionen, Perspektiven. Juventa, Weinheim, Munchen 2003.
  169. LotharBohnisch: PadagogischeSoziologie. EineEinfuhrung. In: GrundlagentextePadagogik. 2., uberarbeitete und erweiterteAuflage. Juventa, Weinheim/Munchen 2003.
  170. Paul Kaller (Hrsg.): LexikonSozialarbeit, Sozialpadagogik, Sozialrecht. UTB. Quelle&Meyer, Wiebelsheim 2001.
  171. Sascha Neumann: Kritik der sozialpadagogischenVernunft. FeldtheoretischeStudien. VelbruckWissenschaft, Weilerswist 2008.
Заполнить форму текущей работой