Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

ВСорСтичСскиС основы. 
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° со словарями Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… русского языка ΠΊΠ°ΠΊ срСдство развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

По ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ влияния прСподаватСля Π½Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ прибавлСния лСксичСского Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° школьников. Они Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΈ ΠΎΡ‚части ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅. К ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ путям увСличСния Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° лСксСм школьников ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹, осваиваСмыС Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Π°Ρ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ самого учитСля. Π’ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ цСлСустрСмлСнно раздСляСт ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ лСксику, «Π΄Π°Π΅Ρ‚» Π΅Π΅ Ρ Ρ€Π°ΡΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ восприятия… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВСорСтичСскиС основы. Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° со словарями Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… русского языка ΠΊΠ°ΠΊ срСдство развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² школьников Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… русского языка

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… русского языка.

Π Π΅Ρ‡ΡŒ школьников часто Π±Π΅Π΄Π½Π°, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΡΡ‚Π°Ρ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ·ΡŠΡΡΠ½ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ красочно, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ ΠΈ ΠΊΡ€Π°ΡΠ½ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎ. НС ΡΠ΅ΠΊΡ€Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ школьники Π½Π΅ ΡƒΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎ ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ свои мысли Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои эмоции с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… срСдств. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ‹Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ общСния. Π£ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… людСй, говоря словами К. И. Чуковского, «ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π²Π·ΡŠΠ΅Ρ€ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΠ³ΠΎΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ, словно ΡΠΏΡ€ΠΎΡΠΎΠ½ΡŒΡ» .

Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ врСмя для учитСля русского языка особСнно Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ интСрСс ΠΊ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ слову, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ настоящий вкус ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. БСзусловно, процСсс обогащСния Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΊΡ€ΠΎΠΏΠΎΡ‚Π»ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ мСтодичСской смСкалки, практичСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… русского языка Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ° Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ интСрСс ΠΊ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ языку, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠΌ, ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΡ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ творчСства.

Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… вопросов это Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π°Π΄ ΠΏΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ лСксичСского запаса ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π°Π΄ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠΎΠ±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° слов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ учащийся Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ врСмя, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅ грамматичСский ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ аспСкты ΡƒΡ‡Π΅Π±Ρ‹, ΡΡ‚Π°Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Π°Ρ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… русского языка Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, поэтому нуТдаСтся Π² Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ направлСнности.

Π Π΅Ρ‡ΡŒ это Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ая чСловСчСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ творчСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ, ΡΠΎΡ‡ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ.

НуТно ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ школьников Π½Π΅ Ρ‚СхничСскому ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π° Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌΡƒ творчСству, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡŽ стороннСй Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚иях ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ всСх Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (говорСния, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ, чтСния, эпистолы) ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ся Π² Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… направлСнностях, ΡΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π²ΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎ.

Основной курс Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌ русского Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, создания Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ слов, порядка словосочСтаний ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ слов Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΡ… Π»Π΅ΠΊΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΡŽ ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

Другая Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ словарного Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСской систСмы Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π£Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ словарного Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° школьников главнСйшая Ρ†Π΅Π»ΡŒ школьного курса Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку. ΠΠ΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΏΠΎ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ словарного Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° школьников обусловливаСтся, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ слова Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (прибывая основной Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π΅ΠΉ языка, ΠΎΠ½ΠΎ вносит ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΡƒΡŽ ΡΠ΅ΠΌΠ°Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠΉΠ½ΡƒΡŽ, ΡΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΡΡ‚ΠΈΠ»ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ; заполняя ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ взгляды Π² ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°Ρ… тСкста, слово обСспСчиваСт Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ общСния ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ людьми), Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π½Π°Π΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π² Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° слов (Ρ‡Π΅ΠΌ большСй Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ слов ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ учащийся, Ρ‚Π΅ΠΌ Π²Π΅Ρ€Π½Π΅Π΅ осущСствится коммуникация ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅).

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π°Π΄ ΠΏΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ лСксичСского Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π»Π° интСрСс мСтодистов ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ русского языка Π΅Ρ‰Π΅ Π² 19 Π²Π΅ΠΊΠ΅. Π€. БуслаСв (1836) Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ» прСподаватСлям русского языка «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚Π°Π»Π°Π½Ρ‚ слова». И. БрСзнСвский (1859) Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ учащихся «ΡΠ»ΠΎΠ²Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚Π°ΠΌΠΈ, для этого ΠΏΡ€ΠΈΠ³ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ», Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… ΠΈΡ… ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΡ… ΡƒΠΌΠ°ΠΌ слов, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΡ‚ΡŒ слова ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΡƒΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»ΡΡ‚ΡŒ интСрСс Π½Π° Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ слов ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. К. Π”. Ушинский считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ «Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· слово Π²Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Ρƒ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ бытия» .

ΠšΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° слов Ρƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ся проявляСтся Π² ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π΄ΠΎΠ±Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ словам свСТих слов (ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ добавлСния лСксСм). ΠšΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ лСксичСского Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° состоит, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Π² ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ лСксичСского ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ примСнСния, Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… учащимся слов, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π΅ Π½Π΅Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… слов Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€Π½ΠΎΠΌ запасС учащихся Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ (ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ лСксСм). Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ†ΠΎΠ², Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ сторону количСствСнно-качСствСнного ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ лСксичСского запаса ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² составляСт Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π°Π΄ знакомством с Π±Π΅Π·Ρ‹Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ дСтям словарными значСниями ΡƒΠΆΠ΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΈΡ… Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎΠ½Π΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½Ρ‹Ρ… слов.

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠΈ увСличСния Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° слов Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ ΡƒΠΆΠ΅ Π² 20 Π²Π΅ΠΊΠ΅. УчСбная Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ прСподаватСля, Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… дисциплин, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ с Ρ€ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠΎ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌΠΈ, экскурсии. Π’ 20 Π²Π΅ΠΊΠ΅ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ добавились Ρ‚Π΅Π»Π΅Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, кинСматография, Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎ, Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΎ, дСтскиС Π³Π°Π·Π΅Ρ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Ρ‹, посСщСниС Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… институтов, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΌΡƒΠ·Π΅Π΅Π², ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠ².

Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ источники дополнСния словарного запаса школьников Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ учащимися Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ акустичСски, дСлятся Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ:

  • 1. ВоспринимаСмыС Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ. НапримСр, Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, статСй, прСссы ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² массовой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.
  • 2. ВоспринимаСмыС акустичСски. НапримСр, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, ровСсников, ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ…, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΎ, просмотр тСлСвидСния, худоТСствСнных Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… спСктаклСй.
  • 3. ВоспринимаСмыС Π² Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡ… (просмотр ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, особых Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² с Ρ‚ΠΈΡ‚Ρ€Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΌΡƒΠ·Π΅ΠΉ, Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²).

Для любой Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ источников Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ обусловлСнныС прСимущСства, Π½ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Ρ‹. ΠŸΡ€ΠΈ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ восприятии учащийся ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, ΠΏΠΎΠ΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, снова Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ, Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ свСТиС слова Π² Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€ΡŒ.

ΠœΠΈΠ½ΡƒΡΡ‹ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ считаСтся отсутствиС акустичСских восприятий, ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… лСксСм Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Достоинством источников Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ восприятиС Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡ…. К ΠΌΠΈΠ½ΡƒΡΠ°ΠΌ источников этой Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ относится Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… восприятий Π½ΠΎΠ²Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… лСксСм, Π½Π΅ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… воспроизвСдСний, Ссли Π½Π΅Ρ‚ особых записСй Π½Π° ΠΊΠ°ΡΡΠ΅Ρ‚Π°Ρ…. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠΈ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΈ Π°ΠΊΡƒΡΡ‚ичСски. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ, Π½ΠΎ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ особСнности ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° школьники Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ возмоТности Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ; эпистола ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ²ΠΈΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС практичСски отсутствуСт.

По ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ влияния прСподаватСля Π½Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ прибавлСния лСксичСского Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° школьников. Они Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΈ ΠΎΡ‚части ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅. К ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ путям увСличСния Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° лСксСм школьников ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹, осваиваСмыС Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Π°Ρ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ самого учитСля. Π’ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ цСлСустрСмлСнно раздСляСт ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ лСксику, «Π΄Π°Π΅Ρ‚» Π΅Π΅ Ρ Ρ€Π°ΡΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ восприятия ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² словарных понятий слов, ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ слова Π² Π½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΠ΅ контСксты, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅. ПСдагог Π² Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ситуациях ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ, Π²Π°Ρ€ΡŒΠΈΡ€ΡƒΡ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ. Π’ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎΠ½ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ обрСсти ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎΠ± ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ овладСния ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… лСксСм ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ΅ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ ΠΏΠΎ ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ дисциплинам Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ систСмС, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ, ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ слова-Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Ρ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ дисциплины. Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… дисциплин для Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ увСличСния лСксичСского Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° своСобразная Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ русскому языку. Одна ΠΈΠ· Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ цСлСустрСмлСнноС количСствСнно-качСствСнноС ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ лСксичСского запаса школьников, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΡ‚ΡŒ собствСнный лСксичСский запас.

К Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌ источникам увСличСния лСксичСского Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ относятся Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ½ΠΈΠ³, ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΎ, просмотр тСлСвидСния, худоТСствСнных Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚. Π΄., ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Ρ€ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Они относятся ΠΊ Π½Π΅ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ вслСдствиС ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΡΡ‚ΠΈΡ…ΠΈΠΉΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ прСдпочтСния учащимися. ΠžΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ лСксичСского Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° школьников ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΠΎΡ€Π΅ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ источники нСсСт опосрСдованный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€: ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π½Π΅ Π½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ слов, Π° Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ содСрТания. Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° слов ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ совСты учитСля, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ²:

  • 1) Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ чтСния Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ для Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ чтСния, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΡ Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΎ ΠΈ Ρ‚СлСвидСния, просмотра худоТСствСнных Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… спСктаклСй, посСщСния выставок, Π²Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€ΡŒ попавшиСся Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ нСизвСстныС слова;
  • 2) Π’ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€ΡΡ…, Ρƒ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ смысл ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… слов ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ
  • 3) Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ обучСния Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚иях ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π¨ΠΊΠΎΠ»Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π² синонимов, ΠΈ Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ½ΠΈΠΌΠΎΠ², Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… слов, лСксико-сСмантичСских объСдинСний, ΠΈ Ρ‚СматичСских слияний лСксСм. Π‘Π°Π·Ρƒ содСрТания увСличСния лСксичСского Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π° школьников ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ идСографичСскиС ΠΈ Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎ-сСмантичСскиС сочСтания слов.

Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² связного излоТСния Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π½Π°Π΄ составом, построСниСм ΠΈ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΡƒΠΊΡ€Π°ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ высказывания, которая рСализовываСтся ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ особых Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΊ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΡΠΎΡ‡ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ. Она содСрТит ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹, ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ, ΡΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ языковыС срСдства.

Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² краснорСчивого чтСния. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ краснорСчивому Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ содСйствуСт ΠΈ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ слуха Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ состав Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ слова, Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠ΄Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π±Π΅Π·ΡƒΠ΄Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ слоги, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ½ голоса, ΡƒΠ±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ слово, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π΄Π°Π΅Ρ‚ логичСскоС ΡƒΠ΄Π°Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅). ΠžΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ это Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ, для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ тСкст Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π½ Π½Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ, Π½Π΅ ΠΌΠ°Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ.

УпотрСбляСмая Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ врСмя тСхнология ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π° Π½Π° Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡΡ‚Π²ΠΎ учащихся с Π²ΡΠ΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ инструмСнтами Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ, ΠΌΠ°Π½Π΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΠ΅. Но Π½Π΅ Π½Π° практичСскоС усвоСниС ΠΈΠΌΠΈ: Π½Π΅ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ школьников, Π½Π΅Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ число ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, ΠΎΡ‚Π²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, нСбольшой Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² приводят ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π·Π½Π°ΡŽΡ‚ ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ях Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ возмоТности ΠΈΠΌΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ.

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² устной ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ примСняСтся Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚иях; послС ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… занятий (внСурочная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ нСзависимой Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников.

Для обогащСния Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ учащихся вСсьма Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ школьники рСгулярно чувствовали ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ краснорСчивой Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ письмСнной это ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ худоТСствСнная Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π°, которая исслСдуСтся Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚иях, сущСствСнно Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ всС врСмя Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΊΡ€Π°ΡΠ½ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ языка, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ это ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ записи сообщСниС мастСров слова ΠΈ, нСсомнСнно, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°. НСобходимо ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ учащихся Π½Π° ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ самих школьников.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ