Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы. 
Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По уровню влияния преподавателя на направленные пути прибавления лексического резерва школьников. Они разделяются на контролируемые и отчасти контролируемые. К контролированным путям увеличения резерва лексем школьников принадлежат предметы, осваиваемые в школе, и учебная речь самого учителя. В его учебной речи учитель целеустремленно разделяет потребную лексику, «дает» ее с расчетом восприятия… Читать ещё >

Теоретические основы. Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие речи учеников школьников на уроках русского языка

Развитие речи школьников на уроках русского языка.

Речь школьников часто бедна, потому что они не стараются изъясняться более красочно, многообразно и красноречиво. Не секрет, что многие школьники не умеют правильно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, выражать свои эмоции с помощью интонационных средств. Также не соблюдают речевую культуру и не пытаются развить навык общения. У многих людей, говоря словами К. И. Чуковского, «мысли выскальзывают взъерошенными и полуголыми, словно спросонья» .

В наше время для учителя русского языка особенно важно вызвать интерес к звучащему слову, научить младших школьников чувствовать его настоящий вкус и предназначение. Безусловно, процесс обогащения речи длительный и кропотливый, который требует методической смекалки, практического опыта, хорошей организации.

На уроках русского языка у школьника нужно вызвать интерес к родному языку, научить пользоваться им, подготовить ребенка к совершенствованию их речевого творчества.

Главной из значимых вопросов это работа не только над пополнением лексического запаса учеников, а также над увеличением мобильности того резерва слов, которым обладает учащийся в данное время, объединить в одно целое грамматический и речевой аспекты учебы, стараться к осуществлению коммуникативного подхода. Формирование речи ключевая задача на уроках русского языка в школе, поэтому нуждается в неизменной и регулярной работе в этой направленности.

Речь это не простая человеческая деятельность, а также творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, сочинять, а также внимать и чувствовать.

Нужно учить школьников не техническому оформлению выражений, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также к пониманию сторонней речи.

Формирование речи младших школьников на занятиях по русскому языку намеривает улучшение всех видов речевой деятельности (говорения, прослушивания, чтения, эпистолы) и реализовывается в нескольких направленностях, собирающихся воедино.

Основной курс в воспитании речи обучающихся изучение норм русского литературного произношения, создания форм слов, порядка словосочетаний и предложений, применение слов в соответствии с их лексической ролью и стилевой принадлежностью.

Другая направленность увеличение словарного резерва и грамматической системы речи.

Увеличение словарного резерва школьников главнейшая цель школьного курса на занятии по русскому языку. Необходимость в особой работе по увеличению словарного резерва школьников обусловливается, во-первых, главным значением слова в речи (прибывая основной единицей языка, оно вносит многообразную семантическую информацию понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные взгляды в коммуникативных единицах текста, слово обеспечивает акты общения между людьми), во-вторых, надобностью в регулярном прибавлении резерва слов (чем большей численностью слов обладает учащийся, тем вернее осуществится коммуникация между учениками, как в устной, так и в письменной форме).

Деятельность над пополнением лексического резерва учеников приковывала интерес методистов и преподавателей русского языка еще в 19 веке. Ф. Буслаев (1836) говорил преподавателям русского языка «воспитывать в учениках природный талант слова». И. Срезневский (1859) говорил педагогам развивать учащихся «словами и оборотами, для этого пригодными», достигать того, чтобы не было незнакомых их памяти и малопонятных их умам слов, обучить употреблять слова и выражения, устремлять интерес на важность слов и выражений. К. Д. Ушинский считал, что необходимо «через слово влить ребенка в сферу духовного бытия» .

Качественное увеличение резерва слов у обучающихся проявляется в стабильном добавлении к существующим словам свежих слов (уровень добавления лексем). Количественное улучшение лексического резерва состоит, во-первых, в уточнении лексического образа и окружения применения, знакомых учащимся слов, во-вторых, в перемене нелитературных слов в словарном запасе учащихся литературными (степень улучшения лексем). В конце концов, важную сторону количественно-качественного улучшения лексического запаса учеников составляет деятельность над знакомством с безызвестными детям словарными значениями уже существующих в их лексиконе многозначных слов.

Источники увеличения резерва слов у школьников были обнаружены в методике уже в 20 веке. Учебная речь преподавателя, чтение литературы, изучение учебных дисциплин, общение с ровесниками и со старшими, экскурсии. В 20 веке к ним добавились телевидение, кинематография, видео, радио, детские газеты и журналы, посещение театров и прочих культурных институтов, в том числе музеев, концертов.

Данные источники дополнения словарного запаса школьников в зависимости от того, как они воспринимаются учащимися визуально или акустически, делятся на следующие категории:

  • 1. Воспринимаемые визуально. Например, чтение литературы, статей, прессы и средств массовой информации.
  • 2. Воспринимаемые акустически. Например, речь педагога, ровесников, старших, прослушивание радио, просмотр телевидения, художественных фильмов, театральных спектаклей.
  • 3. Воспринимаемые в то же время зрительно и на слух (просмотр презентаций, особых фильмов с титрами, поход в музей, театров).

Для любой группы источников характерны обусловленные преимущества, но есть и некоторые недочеты. При визуальном восприятии учащийся обладает возможностью остановиться, подумать, снова возвратиться к прежде изученному материалу, запомнить, выделить свежие слова в личный словарь.

Минусы в этой группе считается отсутствие акустических восприятий, употребление новейших лексем в своей речи. Достоинством источников другой группы активное восприятие на слух. К минусам источников этой группы относится наличие визуальных восприятий новейших лексем, неосуществимость вторичных воспроизведений, если нет особых записей на кассетах. Источники следующей группы имеют возможность в то же время восприниматься и визуально, и акустически. Ученики обладают возможность многократно возвратиться к ранее изученному материалу, но в силу особенности обстоятельства школьники не имеют возможности выразиться; эпистола как разновидность речевой деятельности в этом случае практически отсутствует.

По уровню влияния преподавателя на направленные пути прибавления лексического резерва школьников. Они разделяются на контролируемые и отчасти контролируемые. К контролированным путям увеличения резерва лексем школьников принадлежат предметы, осваиваемые в школе, и учебная речь самого учителя. В его учебной речи учитель целеустремленно разделяет потребную лексику, «дает» ее с расчетом восприятия учеников словарных понятий слов, охватывает данные слова в надлежащие контексты, чтобы продемонстрировать их применение. Педагог в нужных ситуациях переходит к прежде изученному материалу, варьируя собственную речь. В течение разъяснения он имеет возможность обрести информацию об уровне овладения учениками новых лексем и преобразовать личное изложение. При поддержке книг по осваиваемым в школе дисциплинам дети в обусловленной системе, утвержденной авторами, осваивают слова-термины должной научной дисциплины. Среди школьных дисциплин для целей увеличения лексического резерва своеобразная роль принадлежит русскому языку. Одна из его проблем целеустремленное количественно-качественное улучшение лексического запаса школьников, научить их употреблять собственный лексический запас.

К частично контролируемым источникам увеличения лексического резерва детей относятся чтение книг, журналов, прослушание радио, просмотр телевидения, художественных фильмов и т. д., общение со старшими и ровесниками. Они относятся к неосновным вследствие их факультативностью, стихийностью предпочтения учащимися. Обогащением лексического резерва школьников при опоре на данные источники несет опосредованный характер: педагог имеет возможность воздействовать в первую очередь не на изучении слов, а на восприятие содержания. В большей степени увеличению резерва слов содействуют следующие советы учителя, организующие деятельность учеников:

  • 1) В ходе чтения литературы для внеурочного чтения, прослушания радио и телевидения, просмотра художественных фильмов, театральных спектаклей, посещения выставок, вносить в словарь попавшиеся новые неизвестные слова;
  • 2) В будущем познавать в словарях, у преподавателей смысл и применение данных слов и выражений
  • 3) Использовать их во время обучения на занятиях по русскому языку в своей учебно-научной речи.

Школе нужно повышать у учеников резерв синонимов, и антонимов, аналогичных слов, лексико-семантических объединений, и тематических слияний лексем. Базу содержания увеличения лексического резерва школьников составляют идеографические и лексико-семантические сочетания слов.

Еще одно направление вырабатывание знаний, умений и навыков связного изложения размышлений. Формирование связной речи намеривает работу над составом, построением и языковым украшением высказывания, которая реализовывается при помощи особых заданий и при подготовке к изложению и сочинению. Она содержит улучшение умений анализировать предмет, уточнять его пределы, устанавливать главную мысль, собирать программу в соответствии с планом классифицировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по расширению речи охватывает развитие навыков красноречивого чтения. Обучение красноречивому чтению содействует и сопровождает работа над совершенствованием речевого слуха детей (умение узнавать звуковой состав в слове, четко произносить слова, распознавать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, усиливать и понижать тон голоса, убыстрять темп речи, подчеркнуть слово, на которое выпадает логическое ударение). Очень важно это достичь, для того, чтобы текст был прочитан не однообразно, не маловыразительно.

Употребляемая в данное время технология ориентирована на знакомство учащихся с всевозможными инструментами речи видами, манерами речи, и прочие. Но не на практическое усвоение ими: немотивированность школьников, незначительное число учебного времени, отведенных на обогащение речи, небольшой тренинг знаний и навыков приводят к тому, что ученики обычно знают о возможностях речи, но не имеют возможности ими воспользоваться.

Развитие навыков устной и письменной речи применяется на занятиях; после школьных занятий (внеурочная деятельность) и в процессе персональной независимой работы младших школьников.

Для обогащения речи учащихся весьма значимо, чтобы школьники регулярно чувствовали примеры точной красноречивой речи, как письменной это может быть как художественная литература, которая исследуется на занятиях, существенно важно все время направлять внимание на красноречивость языка, так и устной это может быть как записи сообщение мастеров слова и, несомненно, речь педагога. Необходимо уделять внимание учащихся на успешные примеры речи самих школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой